Понятие и виды интерпретационных актов. Понятие и формы реализации права Понятие и признаки интерпретационных актов

Продажа

Это – акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.

Характерная особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными юридическими актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы, находятся от них в зависимости и в принципе разделяют судьбу закрепляемых ими юридических норм.

В этом отношении все интерпретационные акты (в том числе акты аутентического и легального толкования) образуют подсистему правовых актов, всецело зависимую от главной подсистемы – нормативных юридических актов, которую призваны обслуживать интерпретационные акты.

В то же время правовая природа интерпретационных актов неодинакова. Здесь следует различать:

А. Интерпретационные акты правотворчества. Это – нормативные юридические акты, изданные в порядке аутентического или легального делегированного толкования (интерпретационные указы и постановления Президиума Верховного Совета СССР и Президиумов Верховных Советов союзных республик, разъяснения ряда государственных комитетов Совета Министров СССР). Эти интерпретационные акты имеют «двойную» юридическую природу: будучи органической частью системы

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.313

(подсистемы) интерпретационных актов, они в то же время являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов и представляют собой источники права, содержащие конкретизирующие юридические нормы (сохраняя одновременно свои интерпретационные качества, в частности зависимый характер от толкуемых норм).

Б. Интерпретационные акты правоприменения. Это – специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права (постановления Пленума Верховного Суда СССР и Пленумов Верховных судов союзных республик). Данная разновидность – особый вид правовых актов, отличающийся от нормативных юридических актов (актов правотворчества). Интерпретационные акты рассматриваемой группы не являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляют собой своеобразную форму юридической практики, обобщения опыта применения юридических норм.

Таким образом, при рассмотрении соотношения нормативных и интерпретационных правовых актов необходим дифференцированный подход. Акты аутентического и делегированного легального толкования, будучи интерпретационными, в то же время являются актами правотворчества (только всецело зависимыми, привязанными к актам, содержащим толкуемые нормы).

Акты же правоприменительного нормативного толкования являются интерпретационными в строгом, узком смысле этого слова: функция разъяснения-для них единственная, и, следовательно, только она определяет их юридическую природу.



По мнению А.С. Пиголкина, нормативное разъяснение оформляется в виде специальных актов, но последние не могут рассматриваться в качестве самостоятельного вида актов. Автор, в принципе, прав, когда утверждает, что интерпретационный акт разделяет судьбу нормативного (точнее, норм, в нем содержащихся) и по своим существенным главным чертам сходен с ним . Более того, акты аутентического и легального толкования вообще являются актами правотворчества.

Однако возражения А.С. Пиголкину оказались не полностью снятыми (как мне представлялось в книге «Социальная ценность права в советском обществе», с. 121). Ряд интерпретационных ак-

Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. – М.: «Юридическая литература», 1981. С.314

тов действительно по своей правотворческой природе не отличается от нормативных юридических актов. Но все же правовые акты, выполняющие интерпретационную функцию, образуют «третье звено» системы правовых актов. Они вплотную примыкают к нормативным юридическим актам, имеют родственные черты, частично перекрещиваются с ними, но с ними не сливаются.

Здесь уместно еще раз обратить внимание на конструктивность обобщающей категории «правовой акт». Нормативные, интерпретационные, индивидуальные правоприменительные акты и акты реализации прав и обязанностей образуют подсистемы единой системы правовых актов. Место каждой из этих подсистем, их субординация, взаимозависимости обусловлены свойствами тех активных содержательных элементов правовой системы (юридических норм; правоположений юридической практики; индивидуальных велений и волеизъявлений при реализации), которые они закрепляют и выражают. Вместе с тем не вдаваясь в более подробную характеристику структурных и функциональных связей в системе правовых актов – а такой анализ в теоретическом отношении весьма перспективен, – принципиально важно подчеркнуть, что ядром, стержнем в этой системе являются нормативные акты правотворчества.

Акты официального толкования норм права (интерпретационные акты) - акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм.

Специфика их такова:

  • 1) Акт толкования не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующих юридических норм.
  • 2) Акты толкования - это разновидность правовых актов.
  • 3) Акт толкования имеет практическое значение лишь в связи с разъясняемой нормой права. Без разъясняемых норм акты толкования применяться не могут. Они имеют обязательную силу и значение только в течение срока действия.
  • 4) Акты толкования носят вспомогательный характер.
  • 5) Акты толкования - всегда подзаконные акты, ибо их содержание не может выходить за рамки толкуемой нормы.
  • 6) Акты толкования издаются специально уполномоченными субъектами.
  • 7) Акты толкования не должны браться в качестве единственной юридической основы решения дел. Субъект, решающий дело, прежде всего, обязан ссылаться на правовую норму.
  • 8) Акты толкования содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие нормы. Акты толкования содержат конкретизацию обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой правовой нормы.
  • 9) Акты официального толкования правовых норм обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов контрольно-надзорных полномочий.
  • 10) Акты официального толкования специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой.
  • 11) Акты толкования имеют внешнюю форму выражения.

Правоприменительные акты играют подчиненную по отношению к актам толкования роль. Акты В правоприменительной деятельности приходится руководствоваться в том числе и актами толкования права. Различие между этими актами состоит в том, что акты применения осуществляют индивидуальное регулирование, а акты толкования призваны лишь объяснять, разъяснять содержание, характер и направленность требований нормативного акта.

Юридическая природа актов толкования высших судебных инстанций. Действующее законодательство наделяет Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации правом на основе обобщения судебной практики дачи обязательных для нижестоящих судов разъяснений. Подобные разъяснения обладают государственной обязательностью, авторитетом высшего судебного органа и оказывают непосредственное регулирующее воздействие на всю судебную практику. Их несоблюдение влечет отмену судебных актов, вынесенных без учета положений, содержащихся в разъяснениях. Они оказывают существенное воздействие на совершенствование всей системы законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.

Вырабатываемые Пленумом Верховного Суда в его разъяснениях правила понимания и применения права в науке права именуются правоположениями . Это особые формы выражения правосознания, находящегося на стыке теории права и практики. Следователи, судьи и другие правоприменители в своей работе всегда учитывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также пленумов судов республик в составе РФ по вопросам применения норм материального и процессуального права. Это помогает правильному решению юридического дела. Однако такие акты источником права не являются.

Интерпретационные акты –правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.

Особенности:

1) интерпретационные акты - это акты право­вые . Они издаются и обеспечи­ваются государством, письменно закреплены, обязательны для реализации.

2) Интерпретационный акт - результат толкования правовых норм. Нормативный акт - результат: правотвор­чества или правоприменения.

3) Нормативный акт содержит нормы права, а интерпретационный лишь толкует, объясняет эти нормы. При утрате нормативным актом юридической силы утрачивает значение и интерпретационный акт. От правоприменительного акта интерпретационный отличается тем, что первый связан с решением конкретного дела, а последний имеет общий характер.

Виды

1) по внешней форме выражения

а) устные

б) письменные;

2) по отраслям права

а) уголовные,

б) гражданские,

в) административные и т.д.;

3) по юридической природе

а) нормативные - разъяснение содержания норм применительно к определенным категориям регулируемых правом общественных отношений. Оно дается в форме официальных документов (постановлений, приказов и т.п.).

а) казуальные - разъяснение смысла нормы права применительно к конкретному случаю (казусу), юридическому делу содержится в актах применения норм права (постановления Пленума ВС РФ публикуются в «Бюллетене ВС РФ», поста­новления Пленума ВАС РФ - в «Вес­тнике ВАС РФ», постановления Конституционного Суда РФ - в «Собрании за­конодательства РФ» и «Вестнике Консти­туционного Суда РФ»).

4) по субъектам

а) акты законодательных органов(например, постановления Государственной Думы, где даются официальные разъясненияпринятых законов;

б) акты толкования исполнительных органов власти, например Правительства, конкретного министерства, имеющего соответствующие поручения Правительства, и др.;

в) акты судебного толкования - Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, которыеобобщают судебную и арбитражную практику и разъясняют применение действующегозаконодательства;

г) актыорганов прокуратуры. Так, Генеральный прокурор может издаватьуказания, разъясняющие содержание толкуемых норм для практики их реализации в деятельностиорганов прокуратуры.

5) в зависимости от содержания и сферы распространения

а) акты общего характера - регламентируют применение любых правовых норм

б) акты индивидуального характера - содержат указания по поводу применения нормы права к конкретным жизненным обстоятельствам.



6) по структурным элементам разъясняемых норм:

а) акты толкования гипотезы;

б) акты толкования диспозиции;

в) акты толкования санкции;

г) комплексные акты толкования, в которых разъясняется смысл нескольких структурных элементов правовой нормы.

7) в зависимости от формы

б) постановления,

в) приказы,

г) инструкции и т.п.;

Толкование договоров.

Осуществляя правосудие по граж­данским делам, судебные органы толкуют не только норматив­ные акты, но и договоры, условия которых и составляют пред­мет гражданского спора.

Толкование договоров следует рассматривать как особый вид юридического толкования, характеризующийся определенными особенностями, отличающими его от толкования нормативных и правоприменительных актов.

1) В качестве субъекта официального толкования договора ГК РФ определяет суд. Неофициальное толкование договора осуществляется сторонами про­цесса, третьими лицами, прокурором, иными лицами, участву­ющими в деле. Более того, они результаты своего толкования закрепляют письменно в исковом заявлении, имеющим значение для суда и выступающим юридическим фактом.

2) В качестве объекта толкования выступает договор - право­вой акт, определяющий права и обязанности сторон.

3) Содержание толкования договора. В договоре как правовом акте, закрепившем двустороннюю сделку, заключена воля договаривающихся сторон. В нормативном акте содержится воля властвующего правотворческого субъекта, содержание которой и выявляется в процессе толкования норм. В договоре же закрепляется совместная воля по меньшей мере двух субъектов, интересы и цели которых далеко не всегда совпадают.Согласно ст. 431 ГК РФ "при толковании условий договора судом принимаются во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений". Законодатель предполагает, что договаривающиеся стороны правильно и полно выражают свою волю в тексте договора. Отсюда понятна преимущественная роль грамматического способа толкования договоров. Однако, буквенное выражение не всегда полно и правильно выражает мысль. И если это положение характерно для нормативных актов, то для договоров оно довольно частое явление. На это обращает внимание и законодатель, допуская возможность в случае неясности буквенного значения условий договора использовать и иные способы толкования. Прежде всего, суд должен выявить цели, которые ставят перед собой договаривающиеся стороны. При неясности отдельных положений договора необходимо системное толкование - обращение к другим положениям договора. В других случаях возможно законодательное толкование, при котором необходимо обращаться к тексту закона, а не самого договора. Приступая к толкованию договора важно определить юридическое значение документа, т.е. выявить, было ли в самом деле соглашение, был ли договор вообще заключен, является ли сделка действительной, определить вид договора, соответствие его необходимой форме. Специфическими особенностями здесь обладает логический способ толкования. Например: "В случае двусмысленности выражения оно толкуется не в пользу стороны, предложившей это выражение", "обычно встречающиеся в договорах определенного типа, но отсутствующие в конкретном договоре положения презюмируются" и др. При толковании широко используются и другие презумпции - презумпция выражения воли сторон в договоре, презумпция ясности языка договора и т.д.



4) Особенности толкования договоров определяются и принципами функционирования договорных отношений, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения целей толкования. Это принципы разумности, полноты выражения воли, системности, единства целей договора, определенности его содержания. Толкование имеет, кроме того, регулятивную, конкретизационную, обеспечительную, деликтологическую функции. В отличие от нормативных актов при толковании договоров осуществляется и восполнительная фун­кция (восполнение пробелов). Нередко гражданско-правовой спор возникает именно из-за полного отсутствия в договоре словесного описания ситуации, по поводу которой он возник. В таких случаях суд должен восполнить недостающие условия договора, выявив при этом и характер упущения: умышлен­ный или случайный.

  • 4. Теории происхождения государства (историко-материалистическая, патриархальная, теологическая, договорная, психологическая, теория насилия, органическая и др.).
  • 5. Понятие, признаки и социальное назначение государства. Типология государств
  • 6. Форма государства (понятие, основные элементы).
  • 12. Теория разделения властей.
  • 13. Понятие, признаки, виды органов государства.
  • 14. Политическая система общества (понятие, структура). Место и роль государства, политических партий, профсоюзов в политической системе современного общества.
  • 15. Теория правового государства. Признаки (черты) правового государства. Формирование правового государства в Республике Беларусь.
  • 16. Государство, право, личность, их взаимная ответственность. Права человека. Гарантии прав и свобод личности в правовом государстве.
  • 17. Понятие, сущность, социальное назначение, ценность права. Исторические типы права.
  • 18. Функции и принципы права.
  • 20. Основные концепции правопонимания
  • 21. Система социальных норм общества, их классификация, соотношение.
  • 22. Понятие правовой нормы, ее признаки, структурные элементы.
  • 23. Классификация правовых норм.
  • 24. Понятие и элементы системы права. Основания деления права на отрасли.
  • 25. Предмет и методы правового регулирования общественных отношений.
  • 26. Общая характеристика основных отраслей права. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
  • 27. Система права, система законодательства, правовая система, их соотношение.
  • 28. Основные правовые системы современности.
  • 29. Закон Республики Беларусь «о нормативных правовых актах Республики Беларусь»: структура, содержание, характеристика.
  • 30. Правотворчество: понятие, принципы, виды, стадии. Законотворческий процесс. Правотворческая деятельность профсоюзов.
  • 35. Действие нормативно-правовых актов во времени. Обратная сила закона. Переживание закона.
  • 36. Действие нормативно-правовых актов в пространстве
  • 37. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
  • 38. Правосознание, его структура, виды. Формы деформации правосознания.
  • 39. Правовая культура: общая характеристика. Правовая культура юриста. Средства и методы повышения правовой культуры общества.
  • 40. Понятие и основные формы реализации права.
  • 41. Применение как форма реализации права.
  • 42. Стадии процесса применения права.
  • 43. Правоприменительные акты: понятие, признаки, виды и формы.
  • 44. Толкование норм права: понятие и виды.
  • 45. Способы толкования правовых норм.
  • 46. Толкование норм права по объему.
  • 47. Толкование норм права по субъекту (по юридической силе).
  • 48. Пробелы в праве и способы их преодоления.
  • 49. Нормативно-правовые акты, правоприменительные акты, интерпретационные правовые акты: понятие, соотношение.
  • 50. Понятие и виды правовых отношений.
  • 51. Структурные элементы правоотношений
  • 52. Объекты правовых отношений.
  • 53. Субъективное право и юридическая обязанность: понятие и содержание.
  • 54. Субъекты правоотношений: понятие, признаки, виды.
  • 55. Правоспособность и дееспособность субъектов права.
  • 58. Юридический состав, юридическое состояние. Правовые презумпции и фикции.
  • 59. Правомерное поведение: понятие, признаки, элементы.
  • 60. Виды правомерного поведения.
  • 61. Правонарушения: понятие, признаки, виды.
  • 62. Юридический состав правонарушения.
  • 63. Объективные признаки правонарушения.
  • 64. Субъективные признаки правонарушения.
  • 65. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, цели, принципы.
  • 69. Законность, общественный порядок, правопорядок, их соотношение.
  • 70. Механизм правового регулирования: стадии, основные элементы и их взаимодействие.
  • 49. Нормативно-правовые акты, правоприменительные акты, интерпретационные правовые акты: понятие, соотношение.

    Нормативный правовой акт – письменный документ, устанавливающий норму права, вводящий ее в действие и адресованный субъектам права. Акт применения права - нормативно-правовой акт, содержащий индивидуальное государственно-властное веление, вынесенный компетентным органом по конкретному юридическому делу, и обеспечиваемый мерами государственных гарантий и санкций. Акты офиц. толкования прав. норм (интерпретац. акты) предст. собой, с одной стор., разъяснение сод-ния норм права, с другой – конкретизацию и уточнение их предписаний. Во-первых, акт применения нормы права имеет властный ха­рактер и охраняется принудительной силой государства. Содержащи­еся в нем конкретные предписания имеют обязательное значе­ние для всех, к кому они относятся, и в необходимых случаях могут быть реализованы принудительным путем. Во-вторых, акт применения - это индивидуальный правовой акт. Он относится к строго определенным лицам. Правоприменитель­ный акт имеет силу только для данного случая и на сходные слу­чаи не распространяется. Этим он отличается от нормативных правовых актов, которые содержат правовые нормы, имеющие общий характер. В-третьих, правоприменительные акты должны быть законны­ми, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права. В-четвертых, акты применения норм права издаются в установ­ленной законом форме и имеют точное наименование. Закон преду­сматривает строго определенный порядок издания и оформления индивидуальных правовых актов. Особенность интерпретационных актов состоит в том, что они действуют в единстве с теми нормативными правовыми ак­тами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

    50. Понятие и виды правовых отношений.

    Правоотношение - это возникающее на основе норм права и урегулированное ими общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных юридических прав и юридических обязанностей, гарантированных государством. По отраслевой принадлежности различают гражданские, трудовые, административные, уголовные и другие правоотношения. По характеру правоотношения могут быть регулятивными или охранительными. Возникновение регулятивных правоотношений связано с наступлением таких жизненных фактов, которые не противоречат нормам права. Охранительные же правоотношения возникают в связи с действиями, которые нарушают требования правовых норм. По распределению прав и обязанностей между субъектами правоотношения бывают простые и сложные. Простые правоотношения - это такие правоотношения, в рамках которых у одной стороны есть только права, а у другой - только обязанности (например, правоотношения, возникающие в связи с реализацией права человека на жизнь: у него есть только право, а у всех иных субъектов - только обязанность). Сложные правоотношения представляют собой правоотношения, в рамках которых и права, и обязанности есть у обеих сторон одновременно (например, правоотношения между работниками и работодателями). В зависимости от характера обязанностей все правоотношения делятся на активные и пассивные. Активными правоотношениями называют такие правоотношения, в рамках которых субъект(ы) обязан(ы) совершать какие-то активные действия (например, сшить костюм). Пассивные правоотношения - это такие правоотношения, в рамках которых субъект(ы) обязан(ы) воздержаться от каких-либо действий (например, не нарушать чужое право собственности). По степени определенности различают правоотношения абсолютные и относительные. В относительных правоотношениях все их участники точно определены (арендодатель и арендатор в договоре аренды). В абсолютных правоотношениях конкретно определены лишь управомоченные субъекты. Все остальные - выступают в качестве обязанных (типичный пример - отношения собственности). В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы все правоотношения делят на материальные и процессуальные. Материальные правоотношения возникают на основе норм материального права и имеют своим содержанием права и обязанности субъектов. Процессуальные правоотношения строятся на основе норм процессуального права, которые предусматривают порядок осуществления и защиты материальных правоотношений.

    Интерпретационные акты (акт официального толкования) – это один из видов правовых актов. Вопрос о юридической природе актов толкования тесно связан с проблемой сущности толкования, т.е. является ли это правотворческой деятельностью или это средство уяснения и разъяснения смысла существующей нормы права.

    Интерпретационные акты представляют собой разъяснение содержания правовых норм и, следовательно, они могут действовать только в единстве с теми нормативно-правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы.

    Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свой особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

    Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

    1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права (институту, отрасли, нормативному акту) относится, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно-правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.).

    2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

    Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

    3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.

    4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

    5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т.д.