Понятие признаки виды экспертиз нпа закон. Правовая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Что дает экспертиза

Оформление документов

Правовая экспертиза нормативных правовых актов в Российской Федерации
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 95 баллов.

Вопрос 1. Понятие и виды правовой экспертизы нормативного правового акта.

Правовая экспертиза – установление соответствия документов или отдельных их частей действующему законодательству и целям, которые ставились при создании и подписании этих документов. Эта экспертиза также называется юридической или – реже – юридико-технической.
Экспертизу проводит квалифицированный эксперт в области права и юриспруденции – юрист, адвокат или ученый. Правовая экспертиза должна проводиться по установленным законами требованиям. В противном случае она будет недействительной.
В научной юридической литературе понятие «экспертиза нормативного правового акта» не выработано, в связи с этим разными учеными предлагаются различные определения, но в целом эти мнения можно обобщить и предложить такое определение.
Правовая экспертиза нормативного правового акта – это деятельность специалиста-эксперта, уполномоченного органа государственной власти, направленная на исследование нормативного правового акта, на его соответствие Конституции РФ, федеральным законам, связи с общей системой действующего законодательства и требованиям юридической техники, а также обоснованности выбора формы акта, обеспеченности финансовыми, организационными и иными мерами, мерами ответственности (санкциями), поощрениями, соответствия современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики.
Результатом такого исследования является составление мотивированного экспертного заключения, направляемого в орган, принявший акт, в случае выявления в акте несоответствий нормам Конституции и федерального законодательства.
Виды правовой экспертизы нормативного правового акта:
1) В зависимости от уровня экспертируемых принимаемых нормативно-правовых актов:
- проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов;
- проекты подзаконных нормативных правовых актов (постановления правительства, указы президента и пр.)
- проекты государственных ненормативных правовых актов;
- проекты законов субъектов РФ;
- акты органов местного самоуправления: постановления, распоряжения, протоколы собраний, документы представительных органов и так далее.
2) В зависимости от субъекта, осуществляющего экспертную деятельность: государственная (экспертиза, проводимая органами государ-ственной власти), прокурорская, общественная, судебная, международная.
3) В зависимости от глубины проведения юридической экспертизы: полная (проверка всего документа); точечная (проверка отдельных частей, дополнений к документу).
4) В зависимости от объекта: правовая экспертиза конституций (уставов) и экспертиза иных нормативных правовых актов.
Проведение правовой экспертизы законопроектов в процессе подготовки и принятия законодательных актов осуществляется в различной степени Правовым управлением Аппарата Государственной Думы РФ, Главным государственно-правовым управлением Президента РФ и Минюстом РФ.
Регулирование правовой экспертизы нормативного правового акта осуществляется рядом нормативно-правовых актов, таких как Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «О парламентском контроле», Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 (ред. от 13.03.2015) «Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов», Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 10.02.2016) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от 06.02.2013) «О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления».

<<Наш сайт существует только благодаря рекламе! Не забудьте кликнуть по рекламным ссылочкам.

2. Опротестование и судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов.

Опротестование прокурором незаконных правовых актов.
В соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 28.11.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством России. Таким образом, прокурору предоставлено право вы­бора. Однако при этом необходимо учитывать, что прокурорское реагирование путем принесения протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов по сравнению с судебным обжалованием (учитывая большую загруженность судов). Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени Российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов. В тексте документа (протеста) должны содержаться следующий сведения: наименование органа или должностного лица, которым вносится протест; название «про­тест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается; краткое изложение содержания неза­конного акта; изложение существа нарушений; ссылка на нормы материального права, которые были нарушены; предложение прокурора об отмене незаконного акта или приведение его в соответствие с зако­ном и др.; указание на необходимость рассмотрения протес­та и о незамедлительном сообщении об этом прокурору; должностное положение и классный чин прокурора, принесшего протест, и его подпись. Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются.
Кроме непосредственно требования прокурора об отмене или приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства, прокурором также в тексте протеста могут быть указаны дополнительные меры, предусмотренные законом, направленные на устранение негативных последствий, вызванных незаконным правовым актом. В частности в протесте может содержаться требование о прекращении противоправных действие и т.д.
В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если:
- протест отклонен должностным лицом, издавшим незаконный акт;
- в протесте наряду с другими вопросами ставится вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностного лица, издавшего незаконный акт;
- имеется необходимость об издании незаконного акта довес­ти до сведения других аналогичных и иных органов,
- необходимо обратить внимание вышестоящего органа на общественную опасность допущенного нарушения закона.
В случаях, если имеются основания полагать, что протест прокурора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или протест останется неудовлетворенным и не имеется возможности перенести рассмотрение протеста в вышестоя­щий орган, прокурору надлежит обратиться с заявлениями о признании незаконного акта недействительным в суд.
Судебное обжалование прокурором незаконных правовых актов.
В тех случаях, когда протест не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо необос­новано отклонен, прокурор обращается с заявлением в со­ответствующий суд общей компетенции или в арбитражный суд о признании правового акта недействующим. К заявле­нию обычно прилагаются:
- копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует закону;
- копия протеста, вне­сенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;
- решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости и иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.
Заявления о признании полностью или частично недейству­ющими нормативных правовых актов и недействительными ненормативных правовых актов органов государственной влас­ти Российской Федерации, органов государственной власти ее субъектов и органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности направляются прокурором в арбитражный суд. Соответствующие установления содержатся в положениях статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016).
Пунктом 11 Приказа Генпрокуратуры России от 25.05.2012 № 223 «Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе» установлено, что прокурорам, участвующим в арбитражном процессе, в целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, во всех необходимых случаях ставить перед судом вопрос о принятии обеспечительных мер, заявлять ходатайства о приостановлении действия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, если такие ходатайства не были заявлены на стадии предъявления иска (заявления). Прокурор вправе обжаловать в апелляционном и кассационном порядке незаконные и необоснованные судебные решения по искам об оспаривании незаконных правовых актов.
В вышеуказанном Приказе Генпрокуратуры содержатся многие детальные указания, призванные обеспечить твердую, документально подкрепленную прокурорскую позицию. В частности прокурорам, участвующим в рассмотрении дел арбитражными судами, предписывается тщательно готовиться к судебному заседанию, до начала судебного разбирательства детально изучать материалы, послужившие основанием для обращения в суд с иском (заявлением), оценивать имеющиеся в них доказательства на предмет их достаточности и необходимости представления дополнительных доказательств. Прокурор, участвующий в деле, обязан надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: иска (заявления), отзывов на него, документов, подтверждающих обоснованность заявленных требований, протоколов судебных заседаний, состоявшихся судебных актов, апелляционных, кассационных жалоб и отзывов на них, а также копии материалов дела, на которые имеются ссылки в жалобе (представлении) прокурора.
Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Список использованной литературы

  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 15.02.2016) // Российская газета, № 137, 27.07.2002.
  2. О парламентском контроле: Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Российская газета», № 100, 14.05.2013.
  3. Об утверждении Основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов Постановление Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 (ред. от 13.03.2015) «» // Российская газета, № 151-152, 09.08.2001.
  4. О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 № 33-СФ (ред. от 10.02.2016) // Собрание законодательства РФ», 18.02.2002, № 7, ст. 635.
  5. Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе: Приказ Генпрокуратуры России от 25.05.2012 № 223 // Законность, № 7, 2012.
  6. О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления: Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2007 № 144 (ред. от 06.02.2013) // СПС «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=143374 (Дата обращения 09.05.2016г.)
  7. Раздъяконова Е.В. Правовая экспертиза нормативных правовых актов: учеб. пособие / Е.В. Раздъяконова, Е.-Д.С.Третьякова; РАНХиГС, Сиб. Ин-т упр. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016. – 168с.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Юридическая экспертиза как условие обеспечения качества нормативного правового акта

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2015.1.7

Тихомиров Юрий Александрович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, член -корреспондент Международной академии сравнительного права

Последовательно рассматриваются понятие, предмет и объект государственной экспертизы; права и обязанности Заказчика и Исполнителя экспертизы. Предлагается классификация антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; подробно описываются критерии антикоррупционного анализа. Особое внимание уделено недостаткам современного нормативного правового акта, являющимися коррупциогенными факторами. экспертиза, нормативный правовой акт, антикоррупционная экспертиза, государственная экспертиза, независимая экспертиза, коррупциогенные факторы.

Важным условием обеспечения высокого качества закона и иного нормативного правового акта является экспертиза - экономическая, финансовая, юридическая, экологическая, техническая и т.п. Понять природу и механизм экспертизы помогает Модельный Закон «О государственной экспертизе», который принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление № 20 -7 от 7 декабря 2002 года).

Государственная экспертиза - это деятельность уполномоченных организаций (экспертных организаций) и физических лиц (экспертов), осуществляемая по государственному заказу на договорной основе и связанная с проведением исследований, изучением, оценкой определённого объекта (предмета экспертизы), а также с подготовкой и оформлением выводов, рекомендаций (экспертных заключений) по предмету экспертизы. Экспертное заключение носит рекомендательный характер.

Экспертная деятельность, предусмотренная настоящим Законом, относится к научно-исследовательской деятельности.

Аннотация.

Ключевые слова:

Экспертное заключение и другие результаты, полученные в ходе проведения государственной экспертизы, относятся к результатам научно-исследовательской деятельности.

Предмет государственной экспертизы - факты и обстоятельства определённого вида, исследуемые с применением специальных знаний и навыков.

Объект государственной экспертизы - информация, подлинность которой надлежащим образом удостоверена, а также физические предметы и иные материальные носители, содержащие информацию о предмете экспертизы, а также другие исходные данные, необходимые для решения задач экспертизы и представленные экспертной организации или эксперту для проведения государственной экспертизы в порядке, установленном настоящим Законом.

Установлено, что объектами государственной экспертизы являются:

Проекты и программы, подлежащие утверждению уполномоченными государственными органами;

Проекты Международных Договоров и Соглашений, вносимые в установленном порядке для подписания и ратификации (денонсации);

Проекты законов и иных нормативных актов, разрабатываемые по заданию должностных лиц, органов и организаций, наделённых правом законодательной инициативы;

Научно-технические и инвестиционные программы и проекты, разрабатываемые по инициативе государственных органов;

Размещаемые на конкурсной основе государственные заказы;

Предлагаемые для финансирования за счёт государственного бюджета (средств государственной бюджетной системы) проекты и программы капитального строительства жилищных и нежилых объектов.

Закреплены права Заказчика государственной экспертизы:

Заявлять о необходимости проведения государственной экспертизы, в том числе повторной и дополнительной;

Назначать государственную экспертизу, определять объект и предмет государственной экспертизы, её тематику, участников экспертного процесса, сроки проведения;

Ставить вопрос о подборе, отводе или замене экспертной организации (эксперта), получать у экспертной организации (эксперта) разъяснения и консультации относительно подготовки и проведения экспертизы;

Получать информацию о ходе проведения государственной экспертизы на всех стадиях экспертного процесса, давать экспертной организации (эксперту) письменные или устные пояснения, замечания, рекомендации по проведению государственной экспертизы;

Знакомиться с промежуточными и конечными выводами государственной экспертизы;

Использовать экспертное заключение и другие результаты

экспертизы в своей деятельности, если законодательством не предусмотрена обязательность такого использования;

Создавать реестры (банки данных) экспертных организаций и экспертов, экспертных заключений и других результатов экспертных работ;

Определять степень конфиденциальности экспертных работ;

Передавать в порядке, предусмотренном законодательством или договором подряда на проведение государственной экспертизы, отчуждаемые полномочия Заказчика экспертизы представителям для совершения определённых действий от имени Заказчика экспертизы.

Заказчик государственной экспертизы обязан:

Назначать государственную экспертизу в случаях, предусмотренных Законом;

Представлять на экспертизу соответствующие объекты и сопроводительные материалы к ним, а в предусмотренных Законом случаях - выводы предшествующей экспертизы;

Ставить в известность Исполнителя экспертизы обо всех известных рисках, связанных с объектом экспертизы;

В полном объёме финансировать проведение экспертных работ;

Передавать экспертной организации и (или) эксперту в сроки, установленные договором подряда на проведение государственной экспертизы или заданием, необходимые материалы, расчёты, данные, дополнительные сведения, которые касаются объектов экспертизы;

Обеспечивать конфиденциальность экспертных работ и анонимность экспертов в случаях, предусмотренных законодательством и договором подряда на проведение государственной экспертизы;

Возмещать моральный и материальный ущерб, причинённый своими неправомерными действиями.

Установлено, что Исполнитель государственной экспертизы имеет

Выбора методов и способов проведения государственной экспертизы, если иное не установлено Законом или договором подряда на проведение государственной экспертизы;

Знакомиться в установленном порядке с материалами, в том числе представляющими коммерческую, служебную или государственную тайну, относящимися к предмету и объекту государственной экспертизы, делать выписки из них и снимать копии;

Свободного доступа к государственным базам данных, к другим государственным источникам информации по вопросам, связанным с объектом государственной экспертизы;

Заявлять ходатайства о представлении дополнительных объектов экспертизы и иной информации, самостоятельно осуществлять в установленном порядке сбор дополнительной информации, относящейся

Право и современные государства

к предмету и объекту государственной экспертизы с разрешения или с уведомлением Заказчика экспертизы;

Принимать участие в проведении экспертного анализа и оценки объектов экспертизы на всех стадиях проведения государственной экспертизы;

Свободно излагать мнения и суждения в процессе проведения государственной экспертизы, способствующие достижению целей и задач государственной экспертизы;

Давать разъяснения и делать заявления по поводу толкования экспертного заключения или других результатов экспертизы;

Обжаловать в установленном порядке действия лиц, препятствующих экспертному процессу.

Права и обязанности эксперта возникают на основании заключенного с ним договора подряда на проведение государственной экспертизы, а также правил внутреннего трудового распорядка экспертной организации и (или) трудового договора, заключенного с экспертом, если государственная экспертиза осуществляется экспертом в порядке служебного задания. Эксперт несёт ответственность за нарушения законодательства о государственной экспертизе, невыполнение условий договора подряда на её проведение, а в соответствующих случаях, предусмотренных законодательством, привлекается к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Особо выделим критерии антикоррупционного анализа законов и иных правовых актов.

В соответствии с Постановлением «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» Правительство Российской Федерации 26 февраля 2010 года утвердило Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и соответствующую Методику.

Правила определяют порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, осуществляемой Министерством юстиции Российской Федерации, и независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу в отношении:

а) проектов Федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов Постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, - при проведении их правовой экспертизы;

б) проектов концепций и технических заданий на разработку проектов

Федеральных законов, проектов официальных отзывов и Заключений на проекты Федеральных законов - при проведении их правовой экспертизы;

в) нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также Уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в Уставы муниципальных образований - при их государственной регистрации;

г) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -при мониторинге их применения.

Результаты антикоррупционной экспертизы отражаются в Заключении Министерства юстиции Российской Федерации по форме, утверждаемой Министерством.

Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими лицами и физическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов по Методике, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96.

Методика применяется для обеспечения проведения прокуратурой Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами, организациями и их должностными лицами антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта.

Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объёма права - возможность

Право и современные государства

необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определённых действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).

Коррупциогенными факторами, содержащими неопределённые, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределённых, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие чёткой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

Знание и правильное использование процедур проведения экспертизы закона служит гарантией его высокого качества. Однако на практике допускается их недооценка, некоторые экспертизы (например, общественная) не проводятся.

Библиографический список

1. Модельный Закон Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ от 07.12.2002 года «О государственной экспертизе».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых

актов и проектов нормативных правовых актов».

3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 8 сентября 2011 года № 310 «Об организации работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и иных документов структурными подразделениями Министерства юстиции Российской Федерации».

4. Будатаров С.М. Объект и предмет антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов // Вопросы судебной реформы: право, экономика, управление. - 2009. - № 3.

5. Власов И.С. Правовые акты: антикоррупционный анализ. Научно -практическое пособие. - М.: Волтерс Клувер, 2010.

6. Воронина Ю.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов как средство противодействия коррупции в современной России: теоретико - правовой аспект // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 3.

7. Миронов А.Н. Экспертиза проектов нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти // Административное право и процесс. 2012. - № 2.

8. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики. Монография. - М.: Норма. 2014.

9. Шеслер А.В., Боровских Р.Н. Виды антикоррупционной экспертизы // Вестник Томского государственного университета. 2013. - № 375.

10. Шишпаренок О.Н. Роль правовой экспертизы в обеспечении правового качества проектов законов субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал. - 2012. - № 2.

Правово́е регули́рование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Понятие «экспертиза» представляет собой исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т. Д. Правовая экспертиза нормативных правовых актов - это комплексный правовой институт, который базируется на нормах различной отраслевой принадлежности (конституционного, муниципального и административного права).

Роль : правовая экспертиза проектов законов субъектов Российской Федерации является эффективным способом обеспечения их правового качества. В процессе проведения такого исследования осуществляется всесторонняя и объективная проверка законопроекта на предмет его соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству соответствующего региона, правилам законодательной техники, выявляются содержащиеся в проектах законов нарушения, что позволяет предупреждать возможные законотворческие дефекты и ошибки. Меньшее количество таких отступлений в законопроектах от установленных правил способствует тому, что законодательными органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваются и принимаются более качественные законы. В результате правовая экспертиза проектов законов субъектов Российской Федерации положительно сказывается на качестве и эффективности всего российского законодательства, позволяющего гражданам реализовать принадлежащие им права и свободы в полной мере.

Уровни экспертизы: федеральный? Региональный?

40). Объекты, субъекты и виды экспертизы нормативных правовых актов.

Экспертиза НПА - исследовательская деятельность,проводимая для оценки НПА и выработки мер по соответствию НПА актам высшей или той юридической силы и правилам ЮТ

Объект экспертизы НПА :1.проект.,2. принятого док-та

Субъекты :-правовое управление Аппарата Гос.Думы -министерство юстиций РФ -юридич.службы(департаменты)гос.органов -прокуратура- иные орг-ии и учреждения-специалисты в различных областях знаний

Виды экспертиз НПА:

По субъектам: гос.орг-ии(органы гос-ва.,гос.учреждения), негос. орг.

По функциональному признаку :внешняя,внутренняя

По видам правовых актов: нормативных актов(закон), индивидуальных актов

По степени обязательности: обязательная,независимая(добровольная)

Юридическая (экспертиза, проводимая с точки зрения законности правового акта);

    Политологическая (предметом анализа явл. концепция законопроекта и выявление возможных негативных его последствий);

    Логическая (которая должна дать ответ на вопрос, не нарушены ли логические правила ЮТ);

    Лингвистическая (проверка соответствия законопроекта нормам современного русского языка с учетом функциональных стилистических особенностей законов).

    Антикоррупционная (проверка нормативных актов на предмет коррупции)

    внутренняя экспертиза , кот.может иметь самост. характер или предшествовать независимой экспертизе. Ее могут проводить работники юр. отдела правотворческого органа, в недрах которого готовился законопроект.

Правовая экспертиза нормативно правовых актов требуется для установления соответствия документов положениям Конституции РФ, нормами международного права, Закону «О противодействии коррупции» и пр. Основная цель правовойэкспертизы заключается в исследовании возможности дальнейшего принятия разрабатываемого документа. Если обнаружены нарушения в ходеэкспертизы нормативных правовых актов, документы не подлежат дальнейшему рассмотрению, пока в них не будут устранены все нормотворческие ошибки.

Как проводится исследование

Правовая экспертиза в отношении нормативно правовых актов представляет собой ряд процедур:
  1. Обозначение цели исследования. Определяются вопросы, на которые эксперт должен дать ответ. При этом важно учитывать очерёдность поставленных вопросов и их юридическийвес.
  2. Анализ документа на правомерность. Этот этап является одним из наиболее важных в экспертизе, ведь при расхождении пунктов документа с действующими федеральными законами он будет аннулирован.
  3. Формирование заключения. По взаимному согласию с заказчиком, заключение может выдаваться юристом в устной форме (в качестве рекомендаций, необходимых для правильного составления документа). При выдаче юристом заключения в письменной форме к нему необходимо приложить копии нормативных актов, задействованных при проведениианализа.

Для чего нужно выполнение исследования

Цель проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов заключается в установлении легитимности юридического документа в случае его оспаривания. К таким документам относятся проектыприказов, договоров, уставов и пр. При этом экспертная оценка должна решить следующие задачи:
  • подтвердить и дать обоснование найденным в нормативно правовом акте нарушениям и противоречиям;
  • проверить на соответствие нормам законодательства пункты договора, затрагивающие вопроса порядка предоставления услуг, расчётов, ответственности сторон;
  • детализировать или расшифровать отдельные положения нормативного правовогоакта.
Как показывает практика, подавляющая часть выявленных в результате экспертизы нарушений возникает по причине недостаточной компетенции либо халатного отношения к должностным обязанностям лицами, ответственными за работу с актами. Но также встречаются и преднамеренные нарушения, несущие в себе коррумпированную составляющую.

Когда может потребоваться экспертиза

Требовать проведения юридическойэкспертизы документов может любой сотрудник организации, если имеется чёткое обоснование, что один применяемый нормативныйакт или несколько таких документов идут вразрез с действующими законами. Это могут быть приказы руководства, трудовые договоры и пр.
  1. Проведениеэкспертизы также назначается в случае, если изданный местной или региональной администрацией приказ идёт вразрез с федеральным законодательством или нарушает установленные Конституцией гражданские свободы.
  2. Юридическаяэкспертиза назначается с целью проверки положений соглашения в случае заключения сторонами долгосрочного либо дорогостоящего соглашения. Обращение за экспертизойобъясняется минимизацией рисков, связанных с неверными трактовками сторонами отдельных положений договора.
  3. Необходимость исследования контрактов обусловлена требованием соотношения прописанных в них пунктов не только с законами, но и с общепринятыми нормами морали и нравственности.
  4. Правовымиисследованиями нормативных актов также интересуются при судебном рассмотрении дел. В этом случае рассматривается степень выполнения сторонами условий договора, несоответствие выполняемых ими действий положениям, указанным в подписанном документе. Как правило, подобная практика применяется, если одна из сторон высказывает несогласие с качеством и объёмом предоставленных услуг.
Экспертиза проектов также требуется при создании региональных либо муниципальных актов. В этом случае должна быть инициирована проверка, показывающая, соответствуют ли составляемые нормативные актыфедеральному законодательству, Конституции РФ, не противоречат ли положениям закона о противодействии коррупционной деятельности. Если во время экспертизы нормативных правовых актов будут выявлены пункты, идущие вразрез с Конституцией РФ, федеральным и местным законодательством либо будет обнаружена коррупционная составляющая, экспертное заключение по этим проектамдолжно быть направлено в орган местной власти, а копия - в региональный отдел прокуратуры РФ. Сотрудники юридического центра проведут любые правовыеисследования нормативных правовых актов, укажут на найденные несоответствия с нормативнымидокументами и подготовят персональные рекомендации относительно редактирования документа.

Экспертиза относится к одной из важнейших технологических составляющих эффективной правотворческой деятельности. Она не только позволяет обеспечить надлежащий уровень подготовки конкретного нормативного акта, но и способствует созданию обоснованной системы принимаемых правовых решений, их согласованности, а также выявлению негативных последствий, которые может вызвать реализация того или иного решения. Использование данных экспертизы в правотворческой работе помогает переводить новые конструктивные идеи на профессиональный язык юридических категорий и тем самым повышать качество принимаемого нормативного акта, коэффициент его регулирующего воздействия.

В настоящее время наблюдается тенденция к развитию и расширению института экспертиз, который утверждается по преимуществу в практике российского законотворчества. Законопроекты проходят «проверку на зрелость» у отечественных специалистов, обсуждаются с привлечением авторитетных зарубежных экспертов, международных организаций (МОТ, Комиссия ООН по правам человека, Международный валютный фонд, Европейская экономическая комиссия и др.). Основная часть законопроектов перед рассмотрением их непосредственно законодательным органом предварительно направляется на экспертизу правовой службы самого законодательного органа. Сравнительно новым видом экспертизы, введенным в практику законотворческой деятельности, является общественная экспертиза законопроекта, проводимая Общественной палатой РФ. Общественная экспертиза имеет целью выявление степени учета и согласования в процессе законодательного регулирования интересов различных социальных групп и слоев общества. Тем самым будущему законодательному решению заранее обеспечивается определенная поддержка общественных интересов. Основным ориентиром в осуществлении Общественной палатой экспертной деятельности служат нормы Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 20.04.2014) «Об общественной палате Российской Федерации» .

Экспертиза нормативного правового акта рассматривается в качестве элемента системы социального порядка, функционально ориентированной на обеспечение правового регулирования общественных отношений, возникающих между субъектом и объектом правового воздействия .

В основе методологии экспертно-аналитической деятельности лежат общие методы анализа и оценок. Экспертный анализ предполагает исследование текста проекта с целью уяснения существа регулируемых проектируемым актом вопросов, а также выявления вопросов, которые могут возникнуть на практике в связи с принятием подготавливаемого акта (в какой степени проект способствует их решению). В результате проведенного анализа производится оценка представленного проекта с точки зрения наличия в нем достоинств и недостатков; социальной значимости принимаемых решений; связей проекта с другими, задействованными уже правовыми и неправовыми механизмами. Экспертный анализ должен отвечать требованиям полноты, всесторонности, что позволяет обеспечить взвешенную оценку проекта, обоснованность формулируемых по нему выводов. Для этого важно располагать исчерпывающей информацией, включающей материалы и документы, связанные с подготовкой проекта (в том числе отзывы и заключения, полученные в ходе его согласования и обсуждения); пользоваться банками данных по законодательству Федерального информационного центра.

Экспертиза проектов нормативных правовых актов предполагает как юридическую их оценку (правовая экспертиза), так и оценку с точки зрения профильной направленности (специализированная экспертиза).

Правовая экспертиза включает в себя оценку проекта на предмет его соответствия правовым принципам; правильности использования правовых категорий; соотношения проектируемых решений с другими актами, включая международно-правовые акты; обоснованности выбора формы акта; соответствия положений проекта современным достижениям отечественной и зарубежной правовой науки и юридической практики. Целью правовой экспертизы является сопоставление подготовленного проекта с действующими нормативными актами на предмет определения встроенности его в общую систему правовых актов. При этом оценивается взаимосвязь отдельных предписаний самого проекта, выявляются возможные противоречия, несогласованности в его тексте.

Что касается законопроекта, то его правовая оценка помимо перечисленного должна установить также связь будущего закона с системой действующего законодательства. Важно обоснование необходимости именно законодательного урегулирования конкретной ситуации (проблемы); оправданности принимаемых правовых решений с учетом тенденций и перспектив развития соответствующей сферы законодательства. Экспертиза помогает отследить недостатки современного законотворчества, обратить внимание законодателя на использование юридических категорий, зафиксированных в тексте Конституции РФ и отображающих современные политические реалии, а также выявить различного рода противоречия и несоответствия между предписаниями федеральных законов, обусловленные наличием или отсутствием межсистемных связей .

Содержание специализированной экспертизы состоит в анализе конкретной проблемы, составляющей предмет будущего акта - экономической, финансовой, технической, экологической, социальнопсихологической и пр. Разновидностью специализированной экспертизы признается лингвистическая экспертиза, которая сводится главным образом к оценке соответствия текста проектируемого акта нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей правовых текстов. Примечательно, что такой вид экспертного анализа широко используется в практике зарубежных стран. Например, в министерстве юстиции Канады сформирована группа лингвистов, которые входят в состав отдела законопроектных работ. В Великобритании несколько парламентских советников специализируются на вопросах нейролингвистической юриспруденции.

К наиболее важным, принципиальным положениям, концентрировано отражающим сущностные, закономерные черты экспертного исследования, особенности его практического осуществления, могут быть отнесены: профессионализм лиц, осуществляющих экспертизу проекта; независимость экспертов в пределах предоставленных им полномочий; самостоятельность экспертов в принятии конкретных решений, а также требование полноты анализа проекта и обоснованности сделанных по нему выводов.

В качестве экспертов целесообразно привлечение специалистов, обладающих конкретными знаниями в той или иной области в зависимости от содержания проекта. Этим обеспечивается в первую очередь профессиональная оценка содержания проекта. Такая практика весьма полезна и дает возможность более полно учесть новые тенденции в развитии соответствующей правовой сферы.

С принципом профессионализма экспертов непосредственно связан принцип их самостоятельности в принятии решений, поскольку в своих выводах эксперт призван опираться на собственные специальные познания в сфере юриспруденции либо в иной области знания. Эксперт ответственен за качество результатов своей деятельности. Вместе с тем он свободен в выборе той или иной позиции. При наличии особого мнения не согласных с общими выводами экспертов оно должно рассматриваться наряду с основными результатами, полученными в процессе проведенной экспертизы. Необходимо также создать предпосылки для делового, коллегиального обсуждения вопросов, возникающих в связи с экспертизой проекта, и гарантировать равенство экспертов при постановке ими вопросов, внесении предложений в ходе проведения экспертизы.

Важным условием, обеспечивающим действительную свободу выбора экспертом позиции в оценке качества проектируемого акта, является независимость эксперта в пределах предоставленных ему полномочий. Это означает, что эксперт не должен находиться в непосредственном подчинении того органа, по чьей инициативе разрабатывался проект. В этом случае он не будет связан позицией органа, по поручению которого проводится экспертиза. Кроме того, в качестве экспертов целесообразно привлекать организации и лиц, не принимавших непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта, что поможет им быть непредвзятыми в своих оценках.

Следование требованию полноты анализа проекта предполагает необходимость формулирования по нему обоснованных выводов. Выводы эксперта призваны отражать наиболее существенные аспекты предлагаемого решения конкретной правовой задачи. Надлежит высказать суждение о характере проблемной ситуации, требующей правовой регламентации, и об оптимальных путях и методах ее разрешения. Особо должно быть отмечено, какие позитивные и негативные последствия может повлечь за собой предлагаемое решение, своевременно ли его принятие, учитывая тенденции и перспективы развития соответствующей правовой сферы. Немаловажное значение имеет оценка соответствия принимаемого акта в его расходной части тем материальным средствам, которые могут быть выделены государством на покрытие данных расходов.

При экспертном исследовании наряду с методами общего характера достаточно широко используются специальные методы, способствующие повышению потенциала этой деятельности, среди которых особое место отводится социологическому методу, методам сравнительного правоведения, обобщения, комплексного исследования и др.

Обоснованности социальной значимости правовых решений способствует использование статистических данных, данных социологических исследований, материалов существующей практики правового регулирования (включая зарубежную практику) по данной проблеме. Плодотворна идея организации изучения тенденций развития законодательства, проведения конкретно-социологических исследований для выявления интересов, особенно в тех сферах общественных отношений, в которых предполагается принятие базовых законов.

С учетом развития новых тенденций в правотворчестве, в экспертно-аналитической деятельности целесообразно активнее использовать данные мониторинга, проводимого в соответствующих сферах социально-экономической жизни. В связи с этим весьма позитивно можно оценить наметившееся ныне расширение практики прогнозирования социально-экономической и политической ситуации с разработкой системы обоснованных показателей, необходимых для принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях. Во многом этому способствуют возможности автоматизированной системы учета и баз данных правовых актов РФ и ее субъектов.

Для экспертной оценки проекта нормативного правового акта в ситуации, когда необходимо выявление его связей и зависимостей с другими правовыми механизмами, весьма действенным может оказаться метод сравнительного правоведения. Особенно важно использование этого метода применительно к предварительной экспертизе альтернативных проектов (практика внесения таких проектов существует). В случае представления помимо основного альтернативных проектов, экспертизу целесообразно проводить одновременно по всем имеющимся вариантам внесенного проекта, с тем, чтобы выявить преимущества в урегулировании проблемной ситуации каждым из них.

При выработке новых методик проведения экспертно-аналитической деятельности (в том числе сравнительного анализа) важно использование зарубежного опыта организации данной работы, учитывая, что в некоторых зарубежных странах этот институт действует достаточно давно и успешно. Например, велико ее значение в работе Конгресса - высшего законодательного органа США. Практически любое решение по тому или иному законодательному предложению подвергается здесь тщательному исследованию с участием развитой системы информационно-аналитических органов, привлекающих при необходимости ведущих экспертов. Во Франции ни один законопроект не может быть принят без заключения Государственного совета, в составе которого около 300 видных юристов. Аналогичный орган, призванный следить за юридической отработкой законодательных актов, действует в Нидерландах. Изучение этой практики дает возможность более полно учесть зарубежный опыт, достижения мировой науки, новые тенденции в развитии законодательства.

Сегодня в отечественной практике при проведении разного рода экспертиз весьма востребован метод обобщения. Он наиболее результативен применительно к экспертизе законодательных актов субъектов Федерации, проводимой Министерством юстиции РФ .

Данная экспертиза предполагает оценку проекта закона субъекта Федерации как с точки зрения соответствия его Конституции РФ, федеральному законодательству, так и законодательству данного субъекта Федерации; соотносимое™ содержания и формы акта с объемом и характером компетенции законодательного (представительного) органа субъекта; обеспеченности проектируемых норм финансовыми и другими средствами.

Важно учитывать специфику, которая наблюдается в объеме отношений, регулируемых законодательными актами субъектов Федерации, структуре и содержании этих актов, более конкретных методах регулирования, круге адресатов . Экспертиза в данном случае помогает выявить положительный опыт законодательного регулирования в регионах, разработать на этой основе аналитические материалы, касающиеся состояния действующего регионального законодательства. При этом работа по систематическому обобщению результатов экспертизы ставит целью выявление наиболее типичных ошибок, допускаемых правотворческими органами субъектов Федерации, распространения позитивного опыта в регламентации региональных общественных отношений, а также для обеспечения соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральному законодательству.

Все большее распространение в настоящее время получают различные прикладные методы и технологии экспертизы проектов, в частности метод целевого анализа, методы терминологического, фактографического, содержательного поиска. Применение такого рода технологий при экспертизе проектов позволяет осуществлять своеобразный контроль, помогающий отслеживать случаи противоречия проектируемых норм действующему законодательству и соответственно предупреждать саму возможность появления юридических противоречий, а в целом обеспечивать необходимый баланс в регулировании соответствующей сферы общественных отношений.

Существенную роль в осуществлении качественной, эффективной экспертно-аналитической деятельности призвано играть научно-методическое обеспечение. В арсенале такого обеспечения помимо научно-теоретических разработок задействованы самые разнообразные приемы, средства, в том числе организационно-правовые. Наиболее действенным средством, способным повысить эффективность экспертно-аналитической деятельности, сегодня являются вырабатываемые юридической наукой методические материалы рекомендательного характера: различные методики, правила, рекомендации. Такого рода материалы призваны служить разумной унификации экспертноаналитической деятельности, оптимальной выработке возможно единообразных подходов к анализу и оценке проектов нормативных правовых актов.

С учетов профиля рассматриваемого проекта может возникнуть необходимость в проведении комплексной экспертизы. Такая форма организации экспертизы позволяет выйти «за пределы» анализа лишь правовых явлений и вторгнуться в сферу иных отношений (экономических, политических и др.) . Методологическая ценность комплексного подхода состоит в том, что он помогает с достаточной полнотой оценить предлагаемое в проекте многоплановое правовое регулирование. К тому же комплексная экспертиза дает возможность обнаружить такие, к примеру, факторы системного характера, как нормативные коллизии . В рассматриваемой ситуации важно привлечение к экспертизе специалистов разных отраслей знания, хорошо разбирающихся в специфике соответствующей отрасли и способных на достаточно профессиональном уровне осуществить системную (комплексную) экспертизу проекта нормативного правового акта.

Особая роль в создании нормативного правового акта сегодня отводится научной экспертизе. В рамках экспертно-аналитической деятельности наука ставит перед собой задачу исследования факторов, способствующих повышению эффективности принятия правовых решений и включающих в себя экспертную систему определения приоритетных направлений правового регулирования; научные стандарты экспертно-аналитической деятельности; критерии оценки эффективности проектируемого акта. Системному анализу подвергаются факторы, негативно влияющие на качество и эффективность принимаемого решения, разрабатываются способы их нейтрализации. В качестве обязательного компонента научный анализ включает в себя прогностическую оценку эффективности будущего акта, что позволяет своевременно выявлять имеющиеся в нем дефекты юридического, социального, экономического характера и таким образом избегать их возможных негативных последствий.

В последние годы все большую актуальность приобретают проблемы исследования нормативных правовых актов и их проектов на наличие в них коррупциогенных факторов, чему призвана служить антикоррупционная экспертиза. По своему предмету и признакам антикоррупционная экспертиза представляет собой особый вид экспертизы. Ее назначение связывают с необходимостью выявления коррупциогенных факторов, т.е. заложенную в нормативном правовом акте возможность способствовать коррупционным проявлениям при реализации акта, а также устранения такой возможности.

Основным ориентиром в работе по проведению антикоррупционной экспертизы на федеральном уровне выступают нормы Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» . Методическую помощь в организации проведения такой экспертизы призваны оказывать утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов . На уровне федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления приняты акты, утверждающие правила проведения антикоррупционной экспертизы в соответствующем ведомстве.

Учитывая специфику антикоррупционной экспертизы, особое внимание необходимо уделить субъектам, осуществляющим эту деятельность. В соответствии с установленными нормативами экспертиза может проводиться органами прокуратуры, Минюстом России, другими федеральными органами исполнительной власти, независимыми экспертами. При этом в качестве независимого эксперта вправе выступить любое юридическое либо физическое лицо, получившее соответствующую аккредитацию.

Порядок и условия аккредитации независимых экспертов осуществляется на основе приказа Минюста России от 27.07.2012 № 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Одним из обязательных требований, предъявляемым к независимым экспертам, является наличие у них профессионального образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет.

В целях выработки единообразных подходов к проведению антикоррупционной экспертизы всеми субъектами, уполномоченными на ее проведение, целесообразно ориентироваться на установленный Методикой перечень типичных коррупциогенных факторов, способствующих возникновению условий для коррупции (необоснованно широкие возможности подзаконного нормотворчества; отсутствие или неполнота административных процедур; чрезмерное допущение полномочий, основанных на усмотрении должностного лица и др.). Проведение антикоррупционного анализа нормативного правового акта в соответствии с установленным составом типичных коррупциогенных факторов к тому же дает возможность сопоставить оценку акта на коррупциогенность, полученную официальной и независимой экспертизой, что существенно повышает значение последней . Особое внимание при проведении антикоррупционной экспертизы необходимо уделять анализу целей и задач, а также идее и предмету правового регулирования нормативного правового акта, давать оценку соблюдения актом необходимого баланса интересов (частных, публичных).

Практическим результатом проведенной экспертизы является экспертное заключение. Содержание заключения включает в себя оценочный вывод о наличии или отсутствии в нормативном правовом акте или проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов. Согласно п. 6 ст. 4 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ в случае возникновения разногласий при оценке указанных в заключении коррупциогенных факторов они разрешаются в порядке, установленном Правительством РФ. По возможности в заключении формулируются рекомендации. К таковым можно, например, отнести: уточнение существующих либо введение новых административных процедур; оптимизацию требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права; введение форм контроля за совершением должностными лицами действий в отношении граждан и организаций в части, касающейся предмета нормативного правового акта.

В связи с расширяющейся практикой осуществления антикоррупционной экспертизы в рамках проведения мониторинга правоприменения существенное значение приобретает совершенствование действующих Правил, и Методики проведения антикоррупционной экспертизы в части увязывания их с технологиями мониторинга правоприменения . Мониторинг может быть достаточно эффективно использован для анализа действующих нормативных правовых актов. Такой анализ позволяет наглядно представить состояние указанных актов. Это совпадает с целями и задачами, определенными Положением о мониторинге правоприменения в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 20.05.2011 № 657, которые сводятся к необходимости своевременной корректировки законодательства и повышения его качества Проведение оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность: Материалы науч. конф. ИЗиСП «Актуальные вопросы разработки научно-методической базыпроведения оценки нормативных правовых актов на коррупциогенность» (Москва, 5 ноября 2008 г.) // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 132.

  • Хабриева Т.Я. Формирование правовых основ антикоррупционной экспертизынормативных правовых актов //Журнал российского права. 2009. № 10. С. 7-8.
  • СЗ РФ. 2011. № 21. Ст. 2930.