Порядок изменения структуры органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления понятие и структура органов местного самоуправления. Понятие местного самоуправления

Ипотека

Обращения граждан в органы местного самоуправления.

Собрания и конференции граждан.

Опрос граждан.

Статья 31 ФЗ-131.

Статья 29 – собрания и статья 30 – конференции ФЗ-131. Почитать самим.

Статья 32 ФЗ-131 и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ».

1. Структура органов местного самоуправления: общие положения.

2. Представительные органы в системе местного самоуправления.

3. Организация работы представительных органов местного самоуправления.

4. Правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.

5. Глава муниципального образования.

6. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

1. Структура органов местного самоуправления: общие положения.

Статья 34 ФЗ-131. Структура там понимается как перечень органов местного самоуправления, создаваемая в муниципальном образовании. Более правильно было бы использовать термин «система», но раз уж законодатель сказал так – значит, надо говорить и нам также.

Положения применительно к структуре органов нельзя автоматически переносить на вопросы структуры одного органа.

Структура органов местного самоуправления определяется населением.

Классификация органов местного самоуправления:

1. По степени обязательности этих органов:

1) Обязательные. Те, что обязательно должны быть в каждом муниципальным образовании. Их три: представительный орган; глава муниципального образования; и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, то есть местная администрация.

2) Иные органы местного самоуправления. Это те, которые могут создаваться по собственной инициативе муниципального образования. К примеру, контрольный орган муниципального образования, его создание не является обязательным. У нас, к примеру, есть контрольно-счётная палата (в Воронеже, то бишь).

2. По способу формирования:

1) Выборные органы. К ним относятся представительные органы и глава муниципального образования.

2) Органы, которые формируются путём назначения. Например, это местная администрация.

3. И много других… Подробно у нас будет это в административном праве.

Избирательные комиссии – муниципальный орган, который не входит в систему органов местного самоуправления.

В ФЗ-131 в статье 34 закрепляет следующие правила: все основные вопросы, связанные со структурой органов местного самоуправления (виды органов, порядок формирования, их взаимодействие между собой, компетенция…) должны регулироваться уставами муниципального образования.

Поэтому чтобы изменить структуру органов местного самоуправления необходимо вносить изменения в устав муниципального образования.



Изменение в устав вступают в силу после окончания срока полномочий представительного органа.

Федеральный законодатель устанавливает минимальный и максимальный срок полномочий выборных органов и лиц, минимальный срок – 2 года, максимальный – 5 лет.

Закон Воронежской области от 12 ноября 2004 года, который закрепил наименования органов местного самоуправления в Воронежской области.

Наименования. В отношении представительных органов: в городских округах – это Городская Дума (всего их три в Воронежской области), а в остальных поселениях используется термин «Совет народных депутатов».

В отношении главы муниципального образования. Здесь принцип такой: слова «Глава» + «вид муниципального образования», поэтому получается «глава сельского поселения», «глава сельского поселения», «глава городского округа», «глава сельского округа».

Для городского поселения и городского округа допустимо название «глава города».

По поводу местной администрации. Исполнительно-распорядительный орган во всех муниципальных образованиях называется «администрация».

Говоря о местном самоуправлении часто можно столкнуться с вопросом – а какая у него вообще структура? Кто ее определяет? Откуда берется штатная численность работников?

Попробуем рассмотреть эти вопросы на примере низового уровня местного самоуправления в России – сельских поселений.

Начнем с того, что представляет этот уровень, это низовое звено среди муниципалитетов. Согласно закону «Об общих принципах местного самоуправления в России» сельское поселение — это один или несколько населенных пунктов, причем один из них является центром этого поселения. Должно выполняться условие – до этого населенного пункта можно добраться в течение одного рабочего дня. Также предъявляются требования к плотности населения и роду их занятий.

Сельское поселение обычно входит в состав образования более высокого уровня – муниципального района.

Как и в любой другой организации у сельских поселений есть свой Устав . Это словно конституция в миниатюре. Устав утверждают депутаты представительного органа поселения на самом первом заседании, когда сельское поселение только создается.

Согласно Уставу, в населенном пункте, являющемся центром поселения, находятся и ведут работу следующие органы местного самоуправления :

  • Администрация – или, официально говоря, исполнительно-распорядительный орган сельского поселения. Он может состоять из отдельных структурных подразделений или из специалистов, каждый из которых курирует определенные направления работы администрации: бухгалтерия, сельское хозяйство, издание нормативных правовых актов. Кстати, тут важно отметить, что все нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления, акты о которых пойдет речь в этой статье, являются подзаконными. Законодательство в РФ начинается с уровня субъекта, т.е. области, края итд.
  • Совет или Дума – это представительный орган, он состоит из депутатов, прямо избираемых населением на определенный срок, обычно пять лет.
  • Высшее должностное лицо – под этим названием может скрываться как глава администрации, так и председатель представительного органа. В небольших населенных пунктах он может совмещать эти должности.
  • Контрольно-счетный орган – орган внешнего финансового контроля. Специфика сельских поселений (малая численность, проблема с кадрами) состоит в том, что им можно не создавать этот орган, а передавать его полномочия на уровень выше – в свой район. Передавать полномочие нужно вместе с деньгами.

Как происходит определение структуры органов самоуправления сельского поселения? Рассмотрим поподробнее этот вопрос.

В Уставе отдельные главы или разделы посвящены администрации, совету, главе и контрольно-счетному органу. В главах подробно расписываются их полномочия – какие вопросы местного значения они компетентны решать.

Отметим, что этот список не постоянен и меняется вместе с российским законодательством. За этим следят органы прокуратуры.

Но есть в этих главах и про структуру – обычно, структуру представительного органа: сколько депутатов, порядок избрания председателя и его зама, комиссии или комитеты которые создает представительный орган.

В главе посвященной администрации обычно применяются отсылочные, т.н. бланкетные нормы – структура администрации обычно определяется решением самого представительного органа на год. Впрочем, структуру в любой момент можно изменить – тоже решением Думы или Совета, подписанным высшим должностным лицом. Это решение часто оформляется в виде схемы – кто кому подчинен.

Администрация тоже издает свои правовые акты – например, о возложении обязанностей, штатное расписание и т.д.

Структуру контрольно-счетного органа в Уставе не расписывают, тем более что у них обычно очень малая численность: два-три человека.

А вот к главе посвященной высшему должностному лицу есть смысл присмотреться поподробнее. Именно высшее должностное лицо возглавляет муниципалитет в целом, именно оно подписывает принятые нормативные акты.

Как ни странно, но на практике могут встречаться случаи, когда глава поселения не возглавляет администрацию . Это бывает в том случае, если в Уставе закреплено что администрацию возглавляет некий нанятый специалист.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу: структура органов местного самоуправления в сельских поселениях определяется комплексом подзаконных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, который включает в себя:

  • Устав сельского поселения;
  • Решения представительного органа о структуре исполнительно-распорядительного и контрольно-счетного органа, и решения, их изменяющие;
  • Постановления или распоржения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, касающиеся обычно бухгалтерской и технической стороны вопроса.

По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.

Согласно закону, непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " от 6 октября 2003 года № 131 , - ст 1.1

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций Муниципальный менеджмент: словарь-справочник. Саратов: ПАГС, 2001 Подсумкова А.А., Ракевич И.В..

Профессор А.А. Подсумкова дает в словаре следующее толкование понятия органов местного самоуправления Основы организации муниципального управления: учебное пособие / С.Ю. Наумов, А.А. Подсумкова. - М.: ФОРУМ, 2009. - 352с. - (Профессиональное образование):

Органы местного самоуправления - это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное. ОМСУ самостоятельны лишь в пределах полномочий, определенных органами государственной власти.

ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " от 6 10 2003года - далее Закон" дает перечень органов местного самоуправления, которые закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.

Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,

контрольный орган муниципального образования,

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:

представительный орган муниципального образования,

глава муниципального образования,

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.

Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления Система государственного и муниципального управления: Учебник для ВУЗов. - М. Издательство РДЛ, 2005. - 592с. Т.В. Грицюк (132):

  • 1) городская дума - представительный орган;
  • 2) администрация города - исполнительно-распорядительный орган;
  • 3) контрольно-счетная палата - контрольный орган;
  • 4) глава города, который является председателем городской думы, - высшее должностное лицо.

Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов: 1) типа муниципального образования; 2) численности жителей муниципального образования; 3) возможностей социально-экономического развития муниципального образования; 4) исторических и иных местных традиций; 5) национальных обычаев; 6) политических интересов; 7) других особенностей.

Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления:

непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан;

опосредованно: представительным органом муниципального образования.

Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

Согласно закону (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3 процентов от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом Государственное и муниципальное управление: конспект лекций.: Высшее образование, 2007. - 211с..

Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей.

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Несмотря на то, что в соответствии с законом 2003 слова местный и муниципальный применяются в одном значении по отношениям к органам местного самоуправления термин орган местного самоуправления и муниципальный орган не являются тождественным. Закон 2003 года называет избирательную комиссию муниципального образования муниципальным органом не входящим в структуру органов местного самоуправления, однако определение муниципального органа законом не устанавливается.

Структуру органов местного самоуправления составляет представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольный орган муниципального образования и иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным. Наличие иных органов местного самоуправления является обязательным только в том случае, если они предусмотрены уставом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. В данном случае самостоятельность обозначает то, что конкретная структура органов в конкретном муниципальном образовании устанавливается его уставом, но в соответствии с нормами федерального закона. В определенных случаях структура органов местного самоуправления должна определяться населением, на местном референдуме. К таким случаям относятся:

    Образование на межселенных территориях нового муниципального образования

    Преобразование муниципального образования.

Понятие, состав структура представительного органа муниципального образования

Представительный орган муниципального образования это выборный орган местного самоуправления наделенный собственными полномочиями по решению вопросов местного значения представляющий интересы населения и принимающий от его имени муниципальные правовые акты действующие на территории муниципального образования.

Наличие представительного органа обязательно в муниципальном образовании. Если численность жителей поселения обладающих избирательным правом составляет менее 100 человек, то представительный орган не формируется, а все его полномочия осуществляет сход граждан.

Непосредственное наименование представительного органа определяется законом субъекта РФ. Представительный орган состоит из депутатов, как правило, избираемых на муниципальных выборах. Исключение может составлять формирование представительного органа муниципального района. Он может формироваться двумя способами:

    На основе муниципальных выборов

    Если в течении одного года представительные органы не менее чем 2/3 поселений входящих в состав муниципального района выдвинут предложение о том, что представительный орган муниципального района будет состоять из депутатов представительных органов поселений и из глав этих поселений, то такой порядок формирования должен быть предусмотрен уставом муниципального района. Норму представительства в этом случае будут определять представительные органы поселений. При этом число депутатов от каждого поселения не может превышать 2/5 от установленной численности представительного органа поселения.

Численность депутатов представительного органа определяется уставом муниципального образования, но тем не менее численность депутатов зависит от численности жителей муниципального образования. Закон 2003 года устанавливает минимальную численность депутатов (посмотреть статью 35).

Возглавляет представительный орган председатель. Как правило, председатель представляет орган в отношениях с населением муниципального образования, с органами территориального общественного самоуправления, с органами местного самоуправления других муниципальных образований, созывает заседания представительного органа, председательствует на заседаниях представительного органа, подписывает документы представительного органа, назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата, других работников представительного органа, дает поручения депутатским комиссиям и комитетам и осуществляет иные полномочия.

Заместитель председателя избирается из числа депутатов, выполняет отдельные поручения председателя, а в его отсутствии исполняет полномочия председателя.

Из числа депутатов в представительном органе создается комитеты или комиссии. Комиссии или комитеты бывают постоянными или временными. Постоянные комиссии в рамках своих направлений осуществляют подготовку заключений по проектам правовых актов, разрабатывают проекты правовых актов, организуют проведение депутатских слушаний и осуществляют иные полномочия. Количество и наименование комитетов или комиссий определяется регламентом представительного органа, но, как правило, в представительном органе создаются комитеты (комиссии) по следующим направлениям: по бюджету, по муниципальной собственности, по муниципальному хозяйству, по социальной защите, здравоохранению, по развитию образования и науки, по местному самоуправлению и так далее.

Численный состав комитета (комиссии) не может быть, как правило, менее 3х депутатов. Депутат не может быть членом более двух комиссий. Депутат может быть председателем только одной постоянной комиссии. Председатель представительного органа и его заместитель не могут быть председателями комиссий. Для подготовки рассматриваемых вопросов комитет или комиссия могут создавать рабочие группы с привлечением представителей государственных органов, научных учреждений, специалистов, ученых и других.

Деятельность временного комитета или комиссии ограничивается конкретным сроком или выполнением определенных задач.

С целью правового, организационного, информационного, материально-технического, финансового обеспечения деятельности представительного органа образуется аппарат представительного органа. Руководитель аппарата назначается председателем представительного органа, а служащие аппарата принимаются на работу председателем представительного органа по представлению руководителя аппарата. Аппарат в себя, как правило: юридический отдел, организационный отдел, пресс-службу, отдел по взаимодействию с органами государственной власти, бухгалтерию и другие подразделения. Сотрудники аппарата являются муниципальными служащими.

Структуру органов местного самоуправления составляют : - представительный орган;

глава муниципального образования;

местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

контрольный орган муниципального образования;

иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом МО и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного Наличие в структуре органов МСУ представительного органа МО, главы МО, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом МО.

Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных ФЗ "Об общих принципах организации МСУ в РФ".

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (или на сходе граждан) или представительным органом МО и закрепляется в уставе МО, в течение одного месяца со дня вступления в силу регионального закона об установлении границ соответствующего МО.

Изменение структуры органов МСУ осуществляется путем внесения изменений в устав МО.

Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа, принявшего указанное решение.

Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований.

Структуру органов местного самоуправления города Челябинска составляют:

1) Представительный орган муниципального образования - Челябинская городская Дума (далее городская Дума);

2) Глава муниципального образования – Глава города Челябинска (Председатель Челябинской городской Думы) (далее Глава города (Председатель городской Думы));

3) Исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация города Челябинска;



4) Контрольный орган муниципального образования - контрольно-счетная палата города Челябинска.

Иные органы местного самоуправления могут включаться в структуру органов местного самоуправления города Челябинска путем внесения изменений в настоящий Устав и наделения их собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Челябинской области.

Органы местного самоуправления города Челябинска не входят в систему органов государственной власти.

45. Модели организации местной власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г.№ 131–ФЗ.

Одним из важнейших условий эффективности мс является построение организационной модели ом.. власти, которая должна соответсвовать задачам и функциям мс, служить оптимальному сочетанию местных, региональных и общегосударственных интересов. На выбор населением орг.модели мс в мо оказыает влияние ряд факторов, к которым относятся:

Уровень гражданского сознания местного сообщества, наличие исторических, культурных и местных традиций, численность населения и размеры мо, уровень соц-эконом развития, наличие и степень консолидированности экономической и политической элиты. Наличие в РФ различных соц-эконом., политических и прочих условий жизни в местных сообществах предполагает и выбор жителями различных организационных структур мс.

В России распространены следующие модели организации местного самоуправления:

Первая модель. Предусматривает, что глава муниципального образования и представительный орган местного самоуправления избираются непосредственно населением. Глава выступает одновременно и высшим должностным лицом своего муниципального образования его официальным представителем, и главой местной администрации. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

Вторая модель . Глава муниципального образования избирается непосредственно населением и соединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации исполняет иное лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в определенном смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти - он взаимодействует с администрацией как официальный представитель жителей и представительного органа. Положительная сторона такой модели заключается в ограничении концентрации всей местной власти в одних руках. В то же время в ней заложен возможный конфликт главы администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий.

Третья модель . Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления иявляется его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе. Это разновидность второй модели с тем отличием, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.

Четвертая модель . Представительный орган избирается непосредственно населением. Глава муниципального образования независимо от способа его избрани одновременно является председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования выступает одновременно в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в данной модели осуществляется в том же виде, что и в предыдущих моделях. Расширение полномочий главы муниципального образования влечет расширение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.

Пятая модель принципиально отличается от других тем, что представительный орган муниципального образования в ней отсутствует. Его полномочия осуществляются сходом граждан. Такая модель предусмотрена для поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек.

Шестая модель. Представительный орган муниципального образования формируется в ходе непрямых выборов. Этот вариант предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.

Модель 1. «Сильный мэр - Совет». Глава муниципального образования избирается населением. Представительный орган утверждает по представлению главы руководителей служб администрации муниципального образования, перечень которых закреплен уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и одновременно представительного органа местного самоуправления.

Модель 2. «Слабый мэр - Совет». Население муниципального образования выбирает советников, из числа которых выбирается глава муниципального образования. Он является первым среди равных. Совет может переизбрать главу муниципального образования, это право закреплено Положением о МС.

Модель 3 . «Совет - управляющий». Совет не избирает главу муниципальной администрации, а нанимает для исполнения своих решений квалифицированного специалиста - управляющего, который является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления. Управляющий может сам выбирать политику выполнения решений администрации муниципального образования, в том числе в подборе кадров аппарата администрации, но полностью подотчетен Совету и может быть мотивированно уволен по его решению. Эта модель редко используется в России и рассматривается лишь как долгосрочная перспектива.

Модель 4 «Мэр - комиссия» Избранные населением депутаты образуют комиссию, которая является одновременно и представительным и исполнительным ОМС. Решения принимаются депутатами совместно как коллегиальным органом МСУ. Каждый депутат возглавляет орган (отдел) административного управления. Глава муниципального образования - первое лицо МСУ - избирается депутатами из своего состава, имеет, как правило, председательские и представительские полномочия и чисто организационные функции внутри комиссии. Подобная модель отвечает немногочисленным по своему составу земским, в меньшей степени, муниципальным образованиям. Во всех вариантах должна предусматриваться процедура разрешения противоречий между муниципалитетом и мэром.

Модель 5 «Староста-сход» используется как правило в небольших муниципальных образованиях, эта модель является основной для общественного самоуправления (общины) Сход (собрание) избирает старосту (председателя), который является главой МСУ и обладает всеми исполнительными, отчасти распорядительными полномочиями. Полномочия представительного органа принадлежат сходу (собранию), решения которого обязательны для исполнения старостой (председателем) Через сходы граждане осуществляют свое право на непосредственное участие в местном самоуправлении.

Все рассмотренные модели являются более многовариантными, и на их базе возможно как построение смешанных моделей применительно к местным уровням, так и развитие их до полной структуры органов МСУ.

При выборе модели нужно руководствоваться следующими критериями:

Размеры поселений и наличие в них инфраструктуры, наращивания в результате использования муниципальной собственности, кадровый потенциал;

Разнообразие и характер форм хозяйственной деятельности на территории муниципальных образований;

Возможность разграничения полномочий и поэтапной передачи их.

За определением общей компетенции МСУ следует ключевая проблема разделения полномочий между представительными и исполнительными органами МСУ. Различное соотношение объемов полномочий этих органов даст широкий спектр возможностей выбора структуры органов МСУ. Исчерпывающий перечень полномочий представительных и исполнительных органов, главы администрации и (или) главы муниципального образования (МСУ) должен быть закреплен законом.

Добавления по новому закону:

При установлении системы органов местного самоуправления в новой редакции закона «Об общих принципах…» были предусмотрены два варианта устройства муниципальных районов. Представительный орган района может формироваться двумя способами: либо избираться населением, либо составляться из глав поселений и делегированных в него депутатов представительных органов поселений. Глава муниципального района может избираться либо на выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Если представительный орган формируется согласно второму варианту, глава муниципального района в любом случае становится председателем представительного органа местного самоуправления. Только при избрании на муниципальных выборах и представительного органа района, и главы муниципального образования, последний может возглавить местную администрацию. Во всех остальных случаях главой местной администрации является лицо, назначаемое на эту должность по контракту, заключаемому в результате конкурса на замещение указанной должности.

К достоинствам новой редакции закона следует отнести введение положений о контрольном органе муниципального образования, о необходимости опубликования (обнародования) результатов проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования.

Положительной оценки заслуживает введение законодательного регулирования системы муниципальных правовых актов.