Появление фотографии в 19 веке. Изобретение фотографии и кинематографа: дата. История изобретения фотографии кратко. От "пленки" к "цифре"

Нежилые помещения

Как и живопись, история фотографии и кинематографа начиналась с простого желания человека запечатлеть моменты своей жизни, сохранить их на долгое время и передать следующим поколениям. Получив возможность точно воспроизводить изображения на бумаге или кинопленке, эти два направления получили свое развитие в искусстве. Фотографы, к примеру, не стали ограничивать себя задачей которая просто передает информацию о внешнем виде модели. Фотография стала получать определенный посыл, идею, передавать характер модели, настроение момента. Так и в кинематографе: начиная с анимации продолжительностью в несколько секунд, направление достаточно быстро развивалось, и сегодня кинематограф обладает огромными возможностями, вплоть до построения сюжетов о внеземных цивилизациях и волшебных мирах. Изобретение фотографии и кинематографа ознаменовало череду открытий и потрясающих работ в мире искусства, однако, кроме этого, фото и видео плотно вошли в жизнь современного человека. Сегодня процессы получения и обработки фотографий, съемки и обработки видео для повседневного пользования стали настолько простыми, что не требуют специального обучения и не занимают продолжительного времени. С чего начиналась история изобретения фотографии? Как развивался кинематограф?

Появление первых фотографических изображений

Как получить четкие и закрепленные на бумаге снимки окружающего мира? Этот вопрос задавали себе великие умы прошлых веков. Успехом было появление так называемой которая позволяла получить достаточно точное отображение предметов внешнего мира, с чего и началось изобретение фотографии. Дата, век первой попытки запечатлеть человека, сделать мгновенное отображение его на снимке, доселе точно неизвестны, однако первым, кто обратил внимание на необычные световые отображения предметов, стал Леонардо Да Винчи. Несколько позже Джованни Порта сконструировал модели камер-обскур, которые использовались для переноса контуров модели на холст вручную. Являясь прообразом современного увы, не давала таких возможностей, которые позже подарил человечеству фотоаппарат. Момент, когда мечта о получении изображения с помощью техники приблизился, когда был сделан ряд открытий, связанных со светочувствительностью и особыми свойствами химических элементов, которые позволяли переносить и закреплять изображение.

Первый снимок в истории

Год изобретения фотографии - 1839, когда французский изобретатель Луи Жак Манде Дагер опубликовал результат трудов о закреплении изображения, полученного с помощью камеры-обскуры, на бумаге. Параллельно, наряду с ним, над открытием и получением первых изображений трудились Генри Фокс Тальбот и Жозеф Нисефор Ньепс. Именно Ньепс в 1826 году получает первое закрепленное отражение и прообраз снимка. Скооперировавшись вместе и заключив договор, Дагер и Ньепс начинают работу по получению фотографических снимков. Результатом явилась дагеротипия - получение достаточно четких изображений на металлических пластинах со слоем йодистого серебра при помощи испарений ртути. С тех пор прошло некоторое время, пока дагеротипия развилась в направление стереофотографии. Изобретатели столкнулись с рядом проблем: это и финансовые потери, и непонимание окружающих, чем же будет действительно полезно изобретение фотографии. Как в дальнейшем шло развитие фотографии?

Процесс развития

Поворотным моментом в истории фотографии стоит считать изобретение негативов. Это открыло новые возможности: теперь с помощью фотографического негатива можно было увеличивать снимки и копировать их, и именно тогда и произошло в буквальном смысле фотографии. Дата этого замечательного события - 1841 год - это получение английским изобретателем Уильямом Генри Фоксом Тальботом патента на метод калотипии - получение бумажного негатива с последующим проявлением позитивного снимка на хлоросеребряной бумаге. Ряд последовательных открытий: мокрый коллодионный процесс совершенствования проявляющей эмульсии, работа над фотоматериалами и изобретение фотопленки в 1887 году - это стремительный процесс развития и упрощения процесса создания фотоснимка. Конец 19 века подарил человечеству возможность относительно быстрого и простого получения фотографичесих снимков, и, бесспорно, само изобретение фотографии стало поворотным моментом в истории искусства.

Добавить яркость!

Первый фотографический снимок, сделанный в цвете, был получен при помощи трех аппаратов. Начал эксперименты с получением цветных снимков Джеймс Кларк Максвелл, и результаты его работы по съемке с использованием цветных светофильтров красного, синего и зеленого цветов поразили общество. Работы основывались на открытии, гласившем, что сочетание трех этих цветов могут дать любой необходимый оттенок. Однако до изобретения цветной фотографии было далеко: процесс оставался слишком трудоемким. В начале 20 века фотографы повсеместно использовали прием раскрашивания черно-белых изображений, но по-настоящему изобретение цветной фотографии стало реальностью с изобретением цветной фотопленки в 1935 году. Уже через год в продажу поступила цветная фотопленка 35 мм, и именно тогда наступил бум цветной фотографии, куда более доступной для обычного потребителя.

От "пленки" к "цифре"

Кажется, о чем стоит еще мечтать? Изобретение фотографии - одно из величайших открытий в истории. Но человеку хотелось еще более упростить момент получения и печати фотографий. Отчасти первый успех и прообраз получения мгновенных фото - это изобретение фотоаппарата "Полароид", который моментально печатал фотографию на бумаге. Но процесс работы с подобными фотоаппаратами усложнялся необходимостью приобретения специальных кассет для снимков, а также ограниченным количеством снимков. Но скоро и здесь ученые объявили об успехе, и произошло новое, "цифровое" изобретение фотографии. Дата - 1975 год - именно тогда была разработана первая камера, которая была способна сфотографировать и записать изображение на магнитную кассету. Разрешение первой фотографии составляло всего 100 на 100 пикселов, а магнитная кассета имела вес более трех килограмм! Первой компактной камерой стала разработка компании Sony под названием "Mavika", а затем за первооткрывателем потянулись и другие разработчики. Компании соревновались в получении более высокой разрешающей способности, получении возможности записывать фотографии в виде отдельного файла с возможностью их дальнейшего сохранения. Настоящий бум и повсеместное использование цветных цифровых фотокамер начались в конце 20 века и начале 21 века.

Искусство фотографии

Изобретение фотографии подарило творческим людям новую возможность для самовыражения. Подобно живописцам, фотографы экспериментируют с композицией и перспективой, цветами и освещением, пытаясь "поймать" лучший кадр, а иногда превращают свою фотографию в настоящую картину. Энни Лейбовиц, Хелен Левитт, Эрих Саломон - перечислять имена знаменитых фотографов можно очень долго, и каждый из них прославился в определенном, наиболее близком жанре фотографии. На сегодняшний момент каждый человек в мире может хоть однажды попробовать себя в роли фотографа. Искусство требует большой самоотдачи и определенной идеи, которую автор хочет передать своим зрителям. Сложно ли начать снимать самостоятельно?

  • Для создания интересного снимка нужно акцентировать внимание на композиции, выстраиваемой в кадре. Для этого можно изучить правила композиции, которые применяются в живописи, либо экспериментировать, вырабатывая собственные отличительные черты съемки.
  • Не стоит гнаться за технологиями и стремиться к покупке самого дорогого и современного фотоаппарата. Оптимальным для новичка будет выбор удобного аппарата, который позволяет получить базовые знания о фотосъемке, также можно экспериментировать с материалами, например, снимая объекты при помощи пленочного фотоаппарата.
  • База, которой свободно должен оперировать любой фотограф - это знания о глубине резкости, освещенности, композиции, работе с диафрагмой. Позднее можно начинать творить при помощи игры света и тени, добавлять в работу различные светофильтры, а также научиться мастерски обрабатывать снимки в соответствующих программах.

Первый фильм

Изобретение фотографии кратко охарактеризовано выше в статье, а что же сказать об истории становления кинематографа? Изобретатели 19 века экспериментировали с системами, которые позволили бы создать анимированную запись, и первыми, кто добился успеха в этом деле, стали Продемонстрировав первые короткие видеозаписи формата 35 мм под названием "Прибытие поезда", "Выход с завода", пионеры кинематографа получили признание публики и дальнейшую возможность развивать это направление искусства.

Развитие кинематографа

Поворотным моментом в истории кинематографа стал выпуск фильма "Певец джаза" в 1927 году, когда фильм был снят и озвучен. Дальнейшее развитие - это снятый в цвете фильм "Унесенные ветром" в 1939 году, а полный переход на цветную видеосъемку произошел уже в 60-х годах 20 века. Сравнительно молодое направление в искусстве уже подарило потрясающие фильмы в различных жанрах. То, что еще в прошлом веке казалось совершенно невыполнимым и нереальным, сегодня воплощается с помощью трюков и компьютерной графики. В создании фильмов задействована огромная команда профессионалов, которые создают окончательный продукт. Лучшими фильмами всех времен по праву признаются "Носферату" (1922 год, реж. Ф. Мурнау), "Семь самураев" (1954 г., реж. А. Куросава), "Криминальное чтиво" (1994 г., реж. К. Тарантино), "Апокалипсис сегодня" (2003 г., реж. Ф. Ф. Коппола) и многие другие кинокартины.

Перспективы развития

Стоит отметить, что сейчас кинематограф находится в поиске новых решений для презентации идей и сюжетов, разрабатывает художественные решения и методы компьютерной обработки. Важной проблемой современного кинематографа является проблема авторского права и пиратства, свободного распространения готового продукта в сети Интернет. Чем удивит кинематограф в будущем и какие рычаги будут придуманы для управления продуктом искусства? Только время сможет ответить на эти вопросы.

В ранние дни фотографии, 1830-1860 годах, объективы были весьма далеки по совершенству от сегодняшних, а светочувствительность фотоэмульсии низкой, поэтому съемка требовала сильного освещения и долгой выдержки. Для дополнительного освещения фотографы снимали студии со стеклянными потолками или использовали вспышки. Первые вспышки представляли собой металлический поддон на длинной ручке, куда насыпали магниевый порошок и поджигали, что было довольно пожароопасно и непрактично из-за дыма и запаха. Сами же фотоаппараты были громоздкими устройствами и устанавливались на полу.

Цены на фотографию были высокими, например, в Москве середины 19 века стоимость дагерротипа могла достигать среднего месячного жалования служащего. Поскольку фотосъемка была дорогим удовольствием и значительным событием в жизни, на нее приходили целыми семьями, одевались в лучшие наряды, а к наиболее известным фотографам записывались заранее. В конце века, с развитием технологий и удешевлением материалов, фотографии стали более доступны, их цена снизилась приблизительно в 9 раз.

в студии фотографа 19 века

Можно заметить, что на старинных фотографиях люди не улыбаются, выражения лиц и позы статичны. Время экспозиции занимало несколько минут, и фотографируемый объект должен был оставаться неподвижным.

Первая фотография, изобретенная в 1826 году, требовала 8 часовой выдержки. С изобретением дагерротипа в 1839 году время уменьшилось до 15 минут. Не удивительно, что люди выбирали наиболее комфортное положение тела и выражения лица.

Чтобы обеспечить максимальную неподвижность клиента, фотографы использовали вспомогательные средства: удобные кресла с подлокотниками и специальные устройства жутковатого вида – копфгалтеры, что в переводе с немецкого означает «держатель головы». Устройство представляло собой длинную тяжелую подставку, наверху которой были специальные крепления-фиксаторы для головы. С годами время выдержки сокращалось, однако все равно оставалось большим. Улыбку было трудно сохранять несколько минут, что приводило к смазыванию. Поэтому фотографами были установлены правила: не говорить, не двигаться, не улыбаться.

Вторая причина серьезности объясняется отношением к съемке как особому случаю, официальному и торжественному, серьезность подхода можно сравнить с сегодняшней к фотографии на документы. Ранние фотографии вобрали в себя традиции европейской живописи, где улыбка считалась уделом бедных, детей или простаков. Сначала только богатые могли позволить себе съемку, а улыбка на портрете в их среде считалась неподобающей. Правилом этикета и эталоном красоты для высших сословий были небольшие плотно сжатые губы и серьезное выражение лица.

карикатура художника Оноре Домье из французской юмористической газеты 1856 года

Снимать детей было еще сложнее. Каждый фотограф изобретал свои способы, чтобы ребенок в момент съемки не капризничал и сидел неподвижно. Для этого детей усаживали на колени и придерживали, отвлекали внимание птичками и животными в клетке. О съемке ребенка отдельно от родителей не могло быть и речи, поэтому появился довольно странный по сегодняшним меркам жанр фото со спрятанными мамами. Они одновременно держали детей и скрывались всевозможными способами.

Для студийных фотографий 19 – начала 20 века характерно мягкое рассеянное освещение и фон с декорациями. Как правило, на заднем плане было изображение пейзажей или архитектурных сооружений в классическом стиле. Интерьер на старых дореволюционных фотографиях довольно однообразен, обычно это резная мебель: столы, стулья с высокими спинками и подлокотниками; перила, вазы, портьеры.

Старинные фотографии отличаются хорошей детализацией, что объясняется техникой фотопечати: размер снимка соответствовал размеру негатива. Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жесткость, защищала от повреждений и была неотъемлемой частью вплоть до 1920 годов. Картонная основа была декоративным элементом и одновременно несла информацию о фотографе, ателье, месте и времени съемки и заполнялась по определенным правилам. Существовали и стандарты на . Самыми распространенными были визитная карточка (примерно 5,5*9 см) и кабинетный портрет (примерно 11*16 см), ставший общепринятым в портретной фотографии с 1870 года.

С 1920 появляется новый формат фотографий – почтовая карточка (9*14 см), без картонной основы и с разметкой для адреса и почтовой марки на обороте. На фотографиях советских ателье долгое время сохранялась стилизация под кабинетный портрет: светлая рамка на самом снимке, внизу которой была информация о городе, дате съемки и название ателье.

Есть много известных людей, которые продолжают жить с нами в рамках своей работы. Независимо от того, стремились ли они к признанию или нет, никто из них не может знать, насколько знаменитыми стали бы посмертно. Итак, вот список лучших 16 человек, которые оказали огромное влияние на общество, а также культуру даже после их смерти.

1.

Этот художник умер в 1890 году, продав лишь 14 картин, и всеобщее признание его художественных работ пришло только после 1900 года.

Винсент Ван Гог был застенчивым ребенком с низкой самооценкой, но позже обнаружил свою любовь к рисунку и живописи и начал развивать свою художественную карьеру. Позже он впал в депрессию и страдал от эпилепсии, что привело к смерти: художник скончался от потери крови, после попытки самоубийства. После своей смерти он оставил порядка 2000 работ, которые сегодня оцениваются в миллионы долларов.

2.

Работы Эмили Дикинсон, которая описывает свои личные мысли о смерти, смертности и природе, вышли в свет только после её смерти в 1886 году.

Эмили Дикинсон была застенчивой затворницей, которая едва ли опубликовала некоторые из её стихов в течение жизни. После смерти Эмили, её сестра Лавина обнаружила 40 ручных переплётов объёмом почти 1800 стихов и опубликовала. Многие считают, что неосуществлённые романтические отношения сосредоточили стиль письма Эмили Дикинсон на сугубо личный характер и связывают с событиями с её собственной жизни.

3.

Этот немецкий писатель никогда не жил, наслаждаясь славой, так как издатели не принимали его работы и никто не воспринимал его всерьёз в течение его жизни.

В настоящее время рассматриваемый как самый влиятельный писатель-экзистенциалист 20-го века, Франц Кафка не получил известность при жизни. Он умер в 1924 году, из-за того, что страдал от туберкулеза и не мог самостоятельно принимать пищу. Перед смертью Кафка поручил своему другу Максу Броду сжечь работы. Но, к счастью, Макс опубликовал их и сохранил в истории.

4.

Этот американский писатель, который умер в 1849 году, даже не заработал достаточно денег, чтобы содержать себя в течение своей жизни.

Эдгар наиболее прославился своими стихами и рассказами, в частности, его мистическими рассказами. В то время как он смог опубликовать свою прозу, а также короткие рассказы, он никогда не зарабатывал достаточно денег, чтобы поддержать себя. И, после смерти его жены, он поддался чрезмерному употреблению алкоголя. Его работа почитается во всём мире за введение нового стиля письма и тем в мире литературы. Фактическая причина смерти Эдгара По до сих пор остаётся загадкой.

5.

Этот философ умер в 1862 году, но его литература вдохновила многих лидеров, таких как Махатма Ганди и Лев Толстой .

Американский писатель, философ и историк, Генри Дэвид Торо был в состоянии по-настоящему подчеркнуть важность живой природы, единства с природой и мира природы. В течение своей жизни Генри никогда не был понят людьми, в результате чего только две из его книг был опубликованных в то время, пока он был ещё жив.

6.

Этот художник умер в 1973 году, но стал популярным только тогда, когда его знаменитая 15145-страничная фэнтезийная рукопись была обнаружена в 1990-е годы.

Генри считался психически неполноценным человеком, который прожил жизнь отшельником в Чикаго. Но он использовал свой опыт и жизненный путь, чтобы создать поразительные работы. На сегодняшний день он является широко известным за его фэнтезийную рукопись, название которой «История Девочек Вивиана», наряду с несколькими сотнями рисунков и акварельных картин, иллюстрирующих историю.

7.

Этот учёный умер в 1884 году, но его основательная работа не была признана до 20-го века.

Грегор был австрийским учёным, который получил посмертную известность в качестве основателя современной генетики. Он обнаружил основные принципы наследственности в результате экспериментов с горохом в своём монастырском саду, но его открытие не было понято современниками. Сегодня в честь него названы два закона, связанных с генетикой .

8.

Этот итальянский астроном умер в 1642 году, но его теории были приняты только в начале 19-го века.

Галилео Галилей был учёным, математиком и астроном, который играл важную роль в научной революции, предоставляя драгоценную информацию и астрологические инструменты для научного мира. Он построил первый телескоп, с помощью которого были выявлены солнечные пятна, кратеры Луны и многие другие небесные тела в космическом пространстве. В своё время он часто подвергался критике со стороны тех, кто принимал активное участие в религии, которая считала, что мир не вращается вокруг Солнца.

9.

Этот метеоролог умер в 1930 году, но его гипотеза не была широко принята до 1950 года.

Альфред Лотар Вегенер был немецким полярным исследователем, геофизиком и метеорологом. Во время своей жизни он сосредоточил свои исследования в большой степени на дрейфе континентов — он считал, что континенты были соединены друг с другом и постепенно двигаются вокруг Земли. Но отсутствие конкретных доказательств не позволило заработать его работе какого-либо одобрения. После его смерти, Джон Тузо Уилсон нашёл существенные доказательства того, что теории Альфреда были верными.

10.

Этот художник умер в 1675 году, но его талант был признан лишь в 19-м веке.

Наиболее известный своими картинами бытовых сцен жизни среднего класса, Ян никогда не получал признания его таланта во время своей жизни. В то время как он зарабатывал себе на жизнь в качестве художника, он не был известным за пределами города Делфт, и, конечно, никогда не был богат. Утверждают, что причиной его смерти стал стресс из-за финансовых трудностей. Густав Фридрих Вааген и Теофиль Торе-Бюргер, заново открывшие Яна Вермеера в 19 веке, публикуя эссе, приписывали ему 66 картин, хотя на сегодняшний день достоверно подлинными считаются его 34 картины, ещё 5 - дискуссионно.

11.

Критики не любили поэзию Джона Китса в течение всей его жизни, но к концу 19-го века он стал одним из самых любимых поэтов Англии.

Раньше мнения критиков о поэзии Китса не были благоприятными, с заметным исключением из его близких друзей и изгнанного Перси Биши Шелли . Только после его смерти в возрасте 25 лет, сделанные им работы начали приниматься во внимание своим стилем и чувственностью.

12.

Хорошо известный в качестве журналиста в течение своей жизни, как автор он стал известен только после смерти.

Стиг Ларссон наиболее всего известен своей трилогией «Миллениум », которая включает в себя романы: «Девушка с татуировкой дракона », «Девушка, которая играла с огнём » и «Девушка, которая взрывала воздушные замки ». Хотя Ларссон был известен в Швеции как откровенный журналист и редактор, его наследие известного писателя началось после его смерти в 2004 году.

13.

Оскар Уайльд был английским драматургом, прозаиком и поэтом ирландского происхождения. Он скончался в 1900 году в Париже полностью обанкроченным от уплаты судебных издержек на его арест и тюремное заключение за «грубую непристойность» с лицами мужского пола. Его работа получила широкую известность после его смерти, и он стал одним из самых популярных драматургов Лондона.

14.

Этот английский музыкант, который покончил с собой в 1974 году, стал известен после того, как его новые альбомы были выпущены в 1980-х годах.

Ник Дрейк, который умер 41 год назад, был прекрасным музыкантом. Он не смог найти широкую аудиторию в течение своей жизни, но его работа постепенно получает более широкое внимание и признание. Дрейк страдал от тяжелой депрессии и умер в 1974 году от передозировки антидепрессантами.

Эти странные снимки, сделаны в 19 веке, них дети, а сзади непонятные фигуры, полностью закутанные в ткань. И вот выяснили - таинственными партнерами фотосессии являются матери снимаемых детей. В вышедшей в ноябре книги, которая так и называется – «Скрытая мать», издательства MACK собраны 1002 портрета маленьких детей и их задрапированных матерей.

Присутствие родительниц на снимках имеет простое объяснение. В те давние времена фотографам приходилось делать снимки с длительной выдержкой. Учитывая, что дети – очень маленькие, мало кто из них мог высидеть долгую съемку, которая вплоть до 20-х годов прошлого века длилась от 30 секунд до минуты. К пугающим спецэффектам следовало отнести и огромные фотоаппараты, похожие на чудовища, и вспышки магния, способные напугать не только маленького ребенка. В общем, фотографирование детей раньше всегда проходило бурно и стоило фотографам немало нервов.

Сейчас уже, конечно, никто не помнит, кому из фотографов пришло в голову привлекать для съемок детей их мам. В кадр они, конечно, попадать были не должны. В их задачу входило обеспечить спокойное поведение ребенка. Иного же способа, как посадить его на колени матери, а ее саму накрыть темной тканью, фотографу в голову как-то не пришло. Результатом методики, получившей название «Скрытая мать», стали жутковато-смешные фотографии детей с какими-то привидениями на заднем фоне.

“Она дает человеку возможность творить, придавая субстанцию бестелесному духу, мгновенно исчезающему, не оставляющему тени в стекле зеркала или ряби воды. Разве человек может не верить, что он творец, когда он схватывает, ловит, материализует бесплотное, задерживает исчезающее изображение..”

“Когда я был фотографом” (Quand j’étais photographe, 1899) Надар

Начало фотографии.

Создается ощущение, что сейчас нет искусства более распространенного, чем фотография. Широкая экспансия этого вида творчества связана с абсолютной доступностью фототехники – пособий по ее освоению, а главное, не ослабевающего к ней интереса и широкого коммерческого спроса. Думаю, среди вашего окружения найдется один-два человека, которые интересуются фотографией, и еще три-четыре, которые в той или иной степени занимаются этим профессионально.

Краткую историю фотографии многие себе так или иначе представляет, да и при общем многообразии информации узнать все детали и подробности этой увлекательной истории не составляет большого труда. Я же хочу, не вдаваясь в производственные подробности развития технологии (растворение асфальта в лавандовом масле, например), рассказать немного о зарождении фотографии и о сферах ее применения в 19 веке.

Датой изобретения фотографии и возникновения самого слова принято считать 1839 год. Так как именно тогда Луи-Жак-Манде Дагер представил широкой публике свой способ получения изображения - дагеротипию. Технология Дагера основывалась на трех новациях: использовании светочувствительности йодистого серебра, проявляющей способности паров ртути и свойствах раствора поваренной соли закреплять возникающее таким образом изображение. Однако первая фотография была сделана ранее – в 1822 году французом Джозефом Нисефором Ньепсом, и назвалась она «Вид из окна».


Фотография явилась прямым порождением 19-ого века – века промышленной революции и принципиальных социальных изменений. Рукотворное изображение уже не было в состоянии удовлетворить все потребности динамично развивающегося общества. По всему западному миру активно растет многообразное производство; оно стимулирует развитие архитектуры, науки, приводит к интенсивному росту городов.
Начинается процесс зарождения привычной нам теперь товарной вселенной, формирование индустрии развлечений, где человек приобретает статус “клиента”, становясь важным и значимым, но именно как часть зарождающейся массовой культуры. Ценность личности уходит на второй план.

На заре своего появления (и до конца 19 века) фотография не рассматривается как искусство, а существует скорее как вспомогательное средство.
Например, документирование образцов в ботанике или фиксация городского пространства в помощь художникам, чтобы они, срисовывая, могли оттачивать свое мастерство. Примером такого применения фотографии могут служить работы французского фотографа Эжена Атже. Он фотографировал Париж – здания, улицы, людей, – и несмотря на сугубо коммерческие цели, которые преследовал фотограф, в его работах отчётливо видится поэтическое начало, любовь к городу и особый взгляд фланёра – человека, заинтригованного драмами городской жизни.

Когда Шарль Бодлер сказал, что фотография является “прибежищем живописцев-неудачников, обладающих ничтожными способностями”, он, вероятно, имел в виду именно жанр портретной съемки. И недаром: многие рисовальщики, миниатюристы с целью повышения уровня дохода обращают свой взор на фотографию. Первыми эту нишу заняли американцы. В 1840-ом году возникают первые фотоателье на Восточном побережье.
Количество ателье растёт на глазах – и очень скоро делать фотопортреты становится крайне дешево, и не могут себе этого позволить только беднейшие слои населения. Конечно, поначалу сохраняется иерархия между живописью и фотографией. Живопись остается привилегией элиты.


Фотоателье находились на последних этажах и были похожи на стеклянные клетки. В середине студии находились два агрегата: собственно фотоаппарат, а также устройство, помогающее сидящему удерживать позу. Оно представляло из себя кресло или стул со специальным фиксатором для головы. В течение всего сеанса позирующий должен был оставаться неподвижным, да ещё и на ярком солнечном свете. По этой причине портретирование стало мишенью для юмористов: уж очень процесс походил на пытку.


Надо сказать, что именно благодаря портретированию возникает культ звезд. Продажа портретов знаменитостей начинает приносить прибыль примерно с начала 50-ых годов, ею занимаются любые более или менее успешные фотомастерские. Фотографы пытаются получить эксклюзивные права на изображение определенных знаменитостей и платят им за съемку.
Фотография “внешнего пространства”

19 век – век повсеместного интереса к истории, ее процессам, к месту человека в глобальном сообществе. Фотография фактически сразу начинает служить удовлетворению этого интереса. Документируются найденные артефакты, строящиеся объекты, происходящие события, войны. Возникает интерес к отдельным социальным слоям, их быту; новая технология помогает людям посмотреть друг на друга. Фотография также используется для изображений путешествий, чем активно пользуются туристические фирмы.

Технологию начинает осваивать криминалистика, и быстро становится понятно, что в сфере охраны порядка – она вполне способна произвести локальную революцию. Так, возникает идея нового вида документов, удостоверяющих личность.

Фотография в 19-ом веке окутана атмосферой тайны и волшебства, как и любое инновационное изобретение на заре своего существования. В 60-ых годах с ростом популярности мистицизма появляется большое количество мошенников, спекулирующих на общей неосведомленности людей относительно технического процесса. От клиентов не было отбоя, люди с готовностью платили за такие сеансы и получали фотографии с изображением “потустороннего”. “Духи” появлялись на пленке благодаря двойной выдержке, наложению изображений и прочей обработке в фотолаборатории, находящейся тут же, при спиритическом салоне. Фотографии с этих сеансов поистине жуткие и современному зрителю напоминают работы сюрреалистов.

Были распространены и фокусы с левитацией. Самым изощренным мошенником в этой области можно назвать барона фон Эрхардта. На знаменитой фотографии 1909 года, которая была сделана в Риме, можно увидеть летающий стол.
Камера с фотопластинкой была установлена на длинную выдержку, действо происходит при красном свете, не засвечивающем эмульсию. В нужный момент «дух» из-за белой занавески совершает переворот стола, барон нажимает на кнопку – и срабатывает фотовспышка. Впоследствии, рассматривая памятную картинку, никто кроме медиума и самого фон Эрхардта не сомневался в том, что стол действительно летал. Эрхардт считался самым уважаемым медиумом в городе, а такие фотокарточки (которые, к слову, стоили гораздо дороже обычных) – наглядной рекламой его дара.


Путь к искусству

Постепенно возникает понимание фотографии как вида творчества. Этому способствуют выставки, которые организовываются начиная со второй половины 19-ого века, а также появление профессиональных сообществ. В 1853- ом году образуется Лондонское фотографическое общество (Photographic Society of London), целью которого объявлена “поддержка Искусства и Науки Фотографии” посредством обмена идеями и опытом между фотографами.
Надо сказать, что изначальное неприятие фотографии как искусства связано с тем, что фотоизображение фиксирует много того, что художественное творчество оставляло позади: рутину, неправильность, простоту. И исходя из этой логики, ранняя художественная фотография – абсолютно постановочна.

Новый этап развития художественной фотографии связан с международным движением, получившим название пикториализм (pictorialism; термин pictorial (изображение, изобразительный, живописный)). Фотография пыталась сблизиться с графикой и живописью эпохи таких направлений, как импрессионизм, живопись прерафаэлитов, символизм, югендстиль, арт-нуво и др. Для достижения подобного эффекта фотографы использовали особые техники съемки и печати (мягкорисующие объективы, фильтры, обработка позитива бихроматами, солями серебра и др.).

Одной из причин возникновения пикториализма, безусловно, является стремление части фотографов к превращению собственной практики в форму художественного самовыражения, по своему статусу и творческим возможностям ни в чем не уступающую изобразительному искусству.

Обычно период влиятельности пикториализма ограничивают 1885-1914 годами. С расцветом модернизма (1920-1930г) пикториалистский подход потерял привлекательность и популярность: недаром модернизм характеризуется разрывом с предыдущим художественным опытом, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм. Так, появляются уже привычные нам формы фото-искусства.

Мария Товве