Президент вправе распустить госдуму в случае. Будет ли распущена госдума, решат единороссы. Роспуск государственной думы

Приватизация

Последняя редакция Статьи 109 Конституции РФ гласит:

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 109 КРФ

1. Роспуск главой государства парламента или его нижней палаты - конституционное средство разрешения правительственного кризиса, вызванного конфликтом между законодательной и исполнительной властью или невозможностью в течение длительного времени сформировать правительство, пользующееся поддержкой парламентского большинства. Институт такого роспуска представляет собой характерную черту парламентарной или смешанной формы правления. Лишь президентские республики (США, Мексика, Бразилия и др.) не знают этого института. Роспуск парламента или его нижней палаты - это баланс их права выражать недоверие правительству, влекущее его отставку. Посредством роспуска и последующих выборов избирателям предоставляется возможность разрешить конфликт между властями: в зависимости от того, какие партии одержат победу на выборах, решится вопрос о том, сохранится прежний глава правительства (а следовательно, во многом и остальной его состав) или будет заменен новым.

У нас попытка создания в 1991 г. формы правления, близкой к американской, успеха не имела. Низкий уровень политической культуры общества привел к тому, что законодательная и исполнительная власть не сумели наладить сотрудничество, оказались неспособными к компромиссам, и конфликт между ними чуть не вызвал в 1993 г. гражданскую войну. Конституционных же выходов из возникшего тупика не было. Поэтому при разработке действующей Конституции РФ было решено такие выходы создать, и одним из них стал институт роспуска Государственной Думы Президентом РФ. Это полномочие Президента записано в п. "б" ст. 84 Конституции и урегулировано в ее ст. 111 (ч. 4) и 117 (ч. 3 и 4) в связи с формированием Правительства РФ и его взаимоотношениями с Государственной Думой (см. комм. к этим статьям). Из формулировки комментируемой части можно сделать вывод, что во всех указанных в Конституции РФ случаях досрочный роспуск Государственной Думы зависит от усмотрения Президента, однако это верно только применительно к ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции, тогда как часть 4 ст. 111 недвусмысленно обязывает Президента распустить Государственную Думу, если она трижды отклонит предложение Президента о кандидатуре Председателя Правительства.

Из Конституции неясно, с какого момента прекращаются полномочия Государственной Думы в случае ее роспуска: может ли она сохранять их до начала работы следующей Государственной Думы, как предусмотрено на случай истечения срока ее полномочий в ч. 4 ст. 99 Конституции (см. комм. к ней)? Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 11 ноября 1999 г. N 15-П по делу о толковании ст. 84 (п. "б"), 99 (ч. 1, 2 и 4) и 109 (ч. 1) Конституции РФ (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5787) указал в п. 1 резолютивной части, что роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией РФ полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты. При этом исключается осуществление указанных полномочий Государственной Думы Президентом РФ, Советом Федерации, другими органами государственной власти.

2. Комментируемая часть представляет собой конституционную гарантию того, что страна в случае роспуска Государственной Думы не будет долгое время оставаться без законодательного органа. Совет Федерации роспуску не подлежит, однако без Государственной Думы он может осуществлять лишь полномочия, перечисленные в ст. 102 Конституции, тогда как законодательная функция Федерального Собрания после роспуска Государственной Думы не может осуществляться.

Чтобы был соблюден установленный в комментируемой части четырехмесячный срок, не позднее которого вновь избранная Государственная Дума должна начать работу, необходимо, чтобы выборы были проведены не позднее чем через три месяца после роспуска, ибо, согласно ч. 2 ст. 99 Конституции, на свое первое заседание Государственная Дума должна собраться на 30-й день после избрания. С учетом этой даты должна планироваться избирательная кампания.

ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; с изм. и доп.) урегулировал сроки и порядок назначения выборов, включая досрочные выборы в Государственную Думу, которые должны проводиться в случае ее роспуска. Из ч. 7-9 ст. 10 этого ФЗ следует, что решение о назначении выборов в Государственную Думу должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования и подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов эти сроки, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на треть. Если же Президент РФ не назначит выборы в указанные сроки, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ в порядке, установленном федеральным законом. Это ее решение публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного срока для официального опубликования решения о назначении выборов. А если и ЦИК РФ не назначит в установленный для нее срок выборы либо если она отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном в данном ФЗ, Верховный Суд РФ по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого Президент, а в случае его отсутствия ЦИК должны назначить выборы.

Соответственно ФЗ от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп.) установил в ч. 1 ст. 6, что проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией РФ и данным ФЗ, является обязательным. В ч. 2 и 3 этой статьи изложены приведенные выше положения, вытекающие из ФЗ об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, а согласно ее ч. 4-7 при роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в СМИ не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы ее депутатов, эти выборы назначаются ЦИК РФ и проводятся в последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение ЦИК о назначении досрочных выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

Конечно, ситуация, связанная с неназначением досрочных выборов депутатов Государственной Думы одновременно с ее роспуском, практически почти невероятна, и все же представляется, что, случись она, правильнее было бы считать указ о досрочном роспуске Государственной Думы, не предусматривающий назначения новых выборов ее депутатов в установленный законом срок, ничтожным. Это было бы лучше, чем возлагать на ЦИК РФ осуществление конституционного полномочия Президента РФ.

3. В комментируемой части содержится первое ограничение возможности роспуска Государственной Думы. В течение года после избрания Государственной Думы она не может быть распущена, если выразит недоверие Правительству РФ или откажет ему в доверии (см. комм. к ч. 3 и 4 ст. 117). Очевидно, что в этих случаях Президент РФ должен принять отставку Правительства или уволить его в отставку, если оно само в отставку не подаст.

Государственная Дума подлежит в этот период роспуску только в случае, если трижды отклонит представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства (см. комм. к ч. 4 ст. 111).

4. Комментируемая часть означает второе ограничение возможности роспуска Государственной Думы. Роспуск невозможен после того, как Государственная Дума приняла постановление о выдвижении против Президента РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (см. комм. к ст. 93 и п. "ж" ч. 1 ст. 103). Запрещение роспуска действует на период, пока Совет Федерации не примет своего решения по обвинению или пока не истечет предусмотренный в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячный срок. Если Президент отрешен от должности, то, естественно, распускать Государственную Думу он не может. То же относится и к Председателю Правительства РФ, который в случае отрешения Президента от должности, а также в иных случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, замещает его (см. комм. к ч. 3 ст. 92). Если же Президент остался в должности, то после соответствующего постановления Совета Федерации или истечения указанного в ч. 3 ст. 93 Конституции трехмесячного срока его полномочие распускать в установленных случаях Государственную Думу восстанавливается.

5. В комментируемой части установлены еще два ограничения возможности роспуска Государственной Думы.

Первое из них имеет силу в период действия военного или чрезвычайного положения. Очевидно, что в условиях, когда в силу чрезвычайных обстоятельств полномочия исполнительной власти расширяются, особенно важно, чтобы существовал серьезный противовес ей в лице полноценной законодательной власти. В такой период парламент должен особенно тщательно следить за тем, чтобы военное или чрезвычайное положение длилось не дольше необходимого времени и чтобы исполнительная власть оставалась в рамках Конституции РФ и федеральных законов, включая федеральные конституционные законы.

Следует подчеркнуть, что полномочие Президента распускать в установленных случаях Государственную Думу приостанавливается только в том случае, если военное или чрезвычайное положение объявлено на всей территории Российской Федерации, а не на ее части.

Чрезвычайное положение. Полномочия Президента в этом во­просе сформулированы в Конституции предельно четко. Только Президент вправе вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, о чем он незамедлительно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе. Указ под­лежит немедленному обнародованию, а затем утверждению Сове­том Федерации. Президент не свободен в принятии такого реше­ния, ибо введение чрезвычайного положения возможно только при обстоятельствах и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

В каком случае случаях Президент РФ имеет конституционное право распустить Государственную Думу

Роспуск Государственной Думы

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры на пост Председателя Правительства Президент в течение недели вносит на согласование палаты новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Может ли президент просто так без объяснения причин распустить

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Статья 109 Конституции РФ

2. Часть 2 ст. 109 представляет собой одну из конституционных гарантий народного представительства и ограничивает поле возможного произвола и пределы усмотрения главы государства. В данном контексте принципиальное значение имеют два императивных веления: 1) Президент назначает дату выборов; 2) вновь избранная Государственная Дума должна собраться не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Отсюда следует, что на главу государства возлагается конституционная обязанность назначить дату выборов, при том что эта дата определяется не произвольно, а с учетом конституционного требования о том, что перерыв в деятельности органа народного представительства не может превышать четырех месяцев.

Роспуск Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

в) право на участив в работе комитетов и комиссий соответствующей палаты Федерального Собрания, членами которых они являются. Парламентарии, избранные в комитеты и комиссии палат, вправе лично участвовать в обсуждении и решении всех рассматриваемых на заседаниях комитетов и комиссий вопросов;

Конституционное право России

Дума может выразить недоверие Правительству, однако окончательное решение вопроса находится в компетенции Президента, который вправе в любой момент отправить Правительство в отставку по собственной инициативе, не спрашивая на то согласия Думы. Таким образом, постановка Думой вопроса о недоверии Правительству означает лишь автоматическую постановку вопроса о собственном роспуске.

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117 Конституции РФ)

Основания и порядок роспуска Государственной Думы

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е. не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Президент имеет право распустить думу

Я бы отменил человеческие законы, размножающие запреты — ужесточающие и ничего несозидающие. Потребовал от учёных также пересмотреть сложные и вредные людям законы природы, типа закона Ома, убрать напряжение из сети и сопротивление из материалов. Тригонометрию, алгебру — в саванну к зебрам, как ненужные помехи на пути к счастью. Многие громоздкие и беспредельные науки забыть. Космос не осваивать — бесполезно и затратно. Главное в России заняться КЛИМАТОМ. Смягчить. Госдуму в топку — эти гоблины — стёршаяся прокладка между совдепом и госдепом. Библию отправить в печь и изъять из обращения и печати, как самую опасную для разума книжку всех времён и народов. Религиозный еврейский цирк вместе с фальшивыми праздниками пасхи, рождества и прочими — отменить. И восстановить языческие — масленицу, купалу и прочие по сезонам. Амнистию всем заключённым. Тюрьмы закрыть. Нефть продавать мало мало. Всех троллей нарко и прочих контроллей — уволить, а подобные ведомства упразднить. Все политические партии закрыть на вечный переучёт. Христианство в России отменить во веки веков аминь. Ввести Православие — право слов — понятий — порядка. Вместо закона установить свободные правила. ВСЕМ ГРАЖДАНАМ ВЕРИТЬ НА СЛОВО. Никаких следователей, лягавых, оперов. Никакого мусора в России. Органы оставить только между ног. Все карающие ведомства закрыть — мвд, фсб и прочие. Никого не подозревать, ни за кем не следить. Армию оставить только контрактно-освободительную на случай войны. Полицию переименовать в ДНД. РАЗРЕШИТЬ ВСЁ. ВСЕ ЗАКОНЫ С 1917 ГОДА ОТМЕНИТЬ. ЗАПРЕТИТЬ ЗАПРЕТЫ в любой области. Безопасность оставить богу, а не органам. Уголовный кодекс в печь. Часть российской земли продать, а на вырученные деньги укрепить оставшуюся. Отменить такие понятия как наркотики, вред, терроризм, педофилия, страх, опасность, преступность. И заменить их — на лекарства, польза, взрыв, согласие, любовь, смелость, трусость, ярость. ПДД — забыть как страшный сон. Женщин снова превратить в мужское ребро. Запустить молочные реки и кисельные берега. Вернуть водку классную, а пиво квасное. Хочешь пить водку — купи себе самогонный аппарат и гони сам. Для всех с рождения — ИП — работай только на себя. Ввёл бы понятие гетто — для гастарбайтеров, как при царе.

Статья 109

Основной Закон упрочил вертикаль исполнительной власти в рамках полномочий Российской Федерации (ст. 71) и предметов совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации (ст. 72). Законодательное закрепление единой системы исполнительной власти в этих сферах (ст. 77) ставит Правительство во главу угла как орган, возглавляющий, объединяющий и координирующий деятельность всех исполнительных властных структур, отвечающий за состояние управления делами государства. Обеспечение единства исполнительной власти в Российской Федерации на основе строгого соблюдения Конституции, сочетания интересов Федерации и ее субъектов становится одной из первостепенных задач Правительства.

Институт роспуска Государственной Думы в конституционном праве Российской Федерации

(ст92,109,111,117):1)Пост.Кс от 11дек98г№28-П»О толковании ч4ст111»(. Положение части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации о трехкратном отклонении представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой во взаимосвязи с другими положениями данной статьи означает, что Президент Российской Федерации при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства Российской Федерации вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. После трехкратного отклонения представленных Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации — независимо от того, представлялся ли каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску.) 2)ПостКС от 11нояб99г»О толков.ст84(пункт»б»),ст99(ч1,2,4),и ст 109(ч1)»(. Из положений статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 99 (части 1, 2 и 4), а также другими положениями Конституции Российской Федерации следует, что роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Государственной Думой предусмотренных Конституцией Российской Федерации полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий, которые реализуются путем принятия решений на заседаниях палаты.).

Государственная Дума: порядок формирования и конституционные полномочия

Государственная Дума — это нижняя палата Федерального Собрания, состоящая из 450 депутатов, избираемых всем населением страны пропорционально своему составу, соответственно по одномандатным избирательным округам и по федеральному избирательному округу. В соответствии с Конституцией РФ Государственная Дума формируется путем выборов. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах для граждан является добровольным. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Основания и механизм роспуска Государственной Думы

Механизм роспуска Государственной Думы Президентом РФ в связи с назначением Председателя Правительства РФ не является совершенным, наличие у Государственной Думы права троекратного отклонения президентских кандидатур лишь осложняет конфликт между Думой и главой государства и затягивает процесс формирования Правительства России. Ни в одной зарубежной стране у парламента нет права троекратного отклонения кандидатуры премьер-министра. На наш взгляд, вполне достаточно предоставить Государственной Думе право двукратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ с тем, чтобы повторное отклонение влекло роспуск Думы. Нижняя палата парламента и глава государства в этом случае будут более ответственно и взвешенно подходить к вопросу формирования должности главы правительства. В Конституции РФ отсутствует срок, в течение которого глава государства может распустить Государственную Думу при отклонении кандидатур Председателя Правительства РФ, иначе этот процесс может непозволительно затянуться. Исходя из сроков, установленных в статье 111 Конституции, можно записать, что Президент РФ принимает решение о роспуске Государственной Думы в течение недели после последнего отклонения ею кандидатуры Председателя Правительства РФ.

Полномочия Президента РФ

Конституция проводит четкое разделение их полномочий, исходя из принципа разделения властей. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента Назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30 день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы раньше этого срока. Президент имеет право внесения законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети голосов каждой палаты — в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение закона отводится 14 дней.

Статья 109 О толковании части 1 статьи 109 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.11.1999 N 15-П. 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.5.

Роспуск государственной думы

Инфо

Государственной: 1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения Механизм рассмотрения вопроса о доверии Правительству и роспуска Думы Основания для роспуска Государственной изложены в статьях 111 и 117, а условия и порядок роспуска - в статье 109 Конституции. Статья 117 дает Президенту право в случае, если Государственная Дума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие Правительству, либо объявить об отставке Правительства либо распустить Думу. Статья 111 предписывает Президенту (без вариантов) распустить Думу, после трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства.


В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы А. Статья 84 закрепляет ряд основных полномочий Президента в его взаимоотношениях с Федеральным Собранием, прежде всего полномочие назначать выборы Государственной Думы.

В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы

Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Конституция РФ в ст. 111 , 117 содержит три основания для роспуска Государственной Думы: 1) Государственная Дума распускается после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если Председатель Правительства РФ поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет Правительству РФ в доверии; 3) Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, если она в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату новых выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска предыдущей.

В каких случаях может быть распущена государственная дума?

Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Президент Российской Федерации назначает дату выборове с тем, чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. 3. не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской, в течение года после ее избрания. 4. В каких случаях президент рф имеет право роспуска государственной думы Полномочия могут быть досрочно прекращены вследствие ее роспуска.
Согласно Конституции РФ может быть распущена РФ в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Конституция РФ в ст. 111.

Статья 109

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. 3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации. 5.

главная | конституция рф | статья 109

Важно

Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.


4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.

Президент рф имеет право роспуска государственной думы в случаях

Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

  • После восьмой стопки, если пьющий.
  • Нет, ну ребята, вы вАще обнаглели, вы уже что, до Конституции дотянуться не можете, в Консультант наконец зайти, вы же все такие прогрессивные, а на это ума не хватает
  • мда уж..
  • Конституция РФ Глава 6 Статья 117 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. 111 статья4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. 117 статьяСтатья 117 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.


2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Оно обусловлено статусом главы государства и необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной власти. Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указом Президента в соответствии с Конституцией, Законами об основных гарантиях, о выборах депутатов ГД ФС РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования.

Статья 117 Конституции РФ 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации. 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации. 3. может выразить недоверие Правительству Российской Федерации.

Основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией Российской Федерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: «Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации».

В ч. 4 ст.111 Конституции Российской Федерации предусмотрен роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной думой. В этом случае Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Механизм роспуска Государственной Думы Президентом РФ в связи с назначением Председателя Правительства РФ не является совершенным, наличие у Государственной Думы права троекратного отклонения президентских кандидатур лишь осложняет конфликт между Думой и главой государства и затягивает процесс формирования Правительства России. Ни в одной зарубежной стране у парламента нет права троекратного отклонения кандидатуры премьер-министра. На наш взгляд, вполне достаточно предоставить Государственной Думе право двукратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ с тем, чтобы повторное отклонение влекло роспуск Думы. Нижняя палата парламента и глава государства в этом случае будут более ответственно и взвешенно подходить к вопросу формирования должности главы правительства. В Конституции РФ отсутствует срок, в течение которого глава государства может распустить Государственную Думу при отклонении кандидатур Председателя Правительства РФ, иначе этот процесс может непозволительно затянуться. Исходя из сроков, установленных в статье 111 Конституции, можно сделать вывод, что Президент РФ принимает решение о роспуске Государственной Думы в течение недели после последнего отклонения ею кандидатуры Председателя Правительства РФ.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации (ст.117 ч.3), после чего Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации, либо не согласиться с решением. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. В ч.4 ст.117 Конституции указано, что: «Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству Российской Федерации, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов». Таким образом, Конституция РФ формально содержат разные основания роспуска Государственной Думы - выражение недоверия Правительству РФ и отказ Правительству в доверии, по существу это один и тот же институт конституционного права - парламентского недоверия правительству. Отказ правительству в доверии со стороны парламента также является выражением недоверия, но совершаемого по инициативе самого Правительства РФ. В остальном эти основания юридически неразличимы.

Отставка Правительства в виду стойкого недоверия со стороны Государственной Думы служит разрешением кризиса доверия между парламентом и правительством и в этом отношении вполне оправданна. Однако правительственная отставка не является в этом случае неизбежной, судьбу Правительства РФ согласно Конституции решает глава государства, который отставке Правительства вправе предпочесть роспуск нижней палаты. Президент, распуская Государственную Думу в ответ на двойной вотум недоверия Правительству, выносит спор на суд избирателей, надеясь получить поддержку своей правительственной политике в новом составе Государственной Думы. Безальтернативная отставка Правительства, получившего парламентский вотум недоверия, превратила бы право выражения недоверия Правительству в праве его немотивированного роспуска Государственной Думой, что нарушило бы необходимый баланс власти.

Право Президента РФ роспуска Государственной Думы ввиду высказанного ею недоверия Правительству РФ уравновешивается невозможностью повторного роспуска Государственной Думы по этому основанию в течение года после ее избрания (ч. 3 ст. 109 Конституции). Это дает возможность Государственной Думе добиться в конечном итоге отставки Правительства, не пользующегося парламентским доверием, вновь прибегнув в течение года к процедуре части 3 статьи 117 Конституции РФ.

Институт парламентского недоверия правительству является важным элементом сдержек и противовесов, обеспечивающих равновесие законодательной и исполнительной властей. Посредством выражения вотума недоверия, или даже его угрозы, парламент корректирует правительственную политику, заставляет исполнительную власть считаться с позицией народного представительства. Парламентское недоверие правительству следует рассматривать в качестве наиболее существенной и действенной формы парламентского контроля за исполнительной властью, который осуществляется наряду с такими формами как деятельность контрольно-счетных парламентских органов, парламентских уполномоченных по правам человека, парламентских (депутатских) запросов и др. Выражение недоверия Государственной Думы Правительству (как и отказ в доверии) можно отнести к мерам конституционной (конституционно-правовой) ответственности, которая складывается преимущественно в сфере отправления публичной власти. Отмечается, что парламентская ответственность Правительства РФ не связана с совершением им определенного деликта и сама по себе не предполагает наличия юридической вины Правительства. Подобная ответственность носит политический (конституционно-политический) характер и вытекает из обязанности правительства следовать той политике, которой придерживаются органы, его формирующие - глава государства и (или) парламент. Основания этой ответственности чисто политические, заранее не определенные, но санкция (вотум недоверия или отказ в доверии) носит юридический характер и порождает юридические последствия, предусмотренные Конституцией.

Исследование практических вопросов парламентского роспуска в России позволяет сформулировать вывод о том, что наличие в Конституции РФ института индивидуальной правительственной ответственности, наряду с коллективной, сделало бы процедуру выражения недоверия исполнительной власти менее болезненной и позволило бы избежать роспуска Государственной Думы. Последняя могла бы безбоязненно высказывать недоверие членам Правительства, поскольку выражение недоверия отдельным министрам согласно, например, зарубежной практике не влечет отставки всего правительства и, соответственно, не вызывает ситуацию парламентского роспуска.

Недостатком существующего в России механизма парламентской ответственности Правительства мы полагаем отсутствие в нем отсрочки голосования вотума недоверия, которая в зарубежной конституционной практике является обязательной. Отсрочка голосования дает возможность сторонам достичь компромисса, выработать взаимоприемлемой решение и в конечно счете избежать правительственной отставки или парламентского роспуска, вызывающих острый кризис власти. Институт отсрочки голосования по выражению недоверия Правительству РФ Государственной Думой, равный 48 часам, значительно бы снизил риск необоснованного роспуска Государственной Думы. Существенным пробелом рассматриваемого конституционного института выглядит и отсутствие в части 3 статьи 117 Конституции РФ определенного срока для принятия Президентом РФ решения об отставке Правительства РФ или роспуске Государственной Думы в случае повторного выражения недоверия Правительству, что теоретически дает возможность главе государства сорвать принятие необходимого решения, затянув правительственный кризис. Представляется, что этот срок должен быть аналогичен сроку принятия Президентом решения об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы в случае отказа Правительству в доверии нижней палатой, установленный в части 4 статьи 117 Конституции, который равен семи дням.

Институт запроса доверия Правительством у Государственной Думы нуждается в совершенствовании. Учитывая некоторую искусственность института запроса парламентского доверия в России, где Правительство формируется в целом на внепарламентской основе и в принципе не нуждается в парламентской поддержке, мы бы предложили придать этому институту конструктивный характер, предусмотрев возможность Правительству РФ запрашивать доверие Государственной Думы, представляя ей на одобрение правительственные законопроекты, то есть, сделав запрос доверия «связанным». Отклонение правительственного законопроекта в этом случае было бы равносильно отказу в доверии.

Конституция РФ никак не ограничивает право Правительства РФ запрашивать доверие Государственной Думы, подобный запрос может иметь место во всякое время и по любому поводу (и даже без повода). Представляется, что подобная ситуация может быть использована Правительством для искусственного создания ситуации парламентского роспуска, когда Правительство без видимой необходимости запрашивает доверие Государственной Думы, заранее преследуя цель ее роспуска. Запрос парламентского доверия Правительством, во всяком случае, не должен препятствовать контрольной деятельности парламента в отношении этого Правительства и его членов. Правительство не должно, например, запрашивать доверие нижней палаты в период проведения ею парламентского расследования в отношении членов Правительства.

Правительство РФ, находящееся в сильной зависимости от Президента страны, должно быть ограничено в своем праве запрашивать парламентское доверие, чреватом роспуском нижней палаты. В интересах парламентского представительства следует установить периодичность запроса Правительством доверия у Государственной Думы. Подобные ограничения имеют место и в зарубежном законодательстве. В Российской Федерации конституционно следует закрепить, что Председатель Правительства РФ может ставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ не чаще, чем раз в три месяца.

Практика выражения недоверия Правительству РФ со стороны Государственной Думы свидетельствует о необходимости широких консультаций на предмет преодоления конфликта между ветвями власти. Роспуск представительства является крайним и в принципе нежелательным средством преодоления разногласий, сопряженным с острым кризисом власти. Если роспуск Государственный Думы, отклоняющей президентские кандидатуры премьера, является неизбежным, то тот же роспуск в виду недоверия Правительству или отказу ему в доверии отнюдь не является фатальным. Этот роспуск вполне можно избежать путем использования согласительных процедур. Конструктивную роль здесь может сыграть Президент России, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ч. 4 ст. 80). Примечательно, что в процессе реализации парламентского вотума недоверия Правительству в июне-июле 1995 г. согласительные процедуры имели место, что позволило в конечном итоге избежать парламентского роспуска.

Подобные согласительные процедуры представляются совершенно необходимыми, в главу 18 Регламента Государственной Думы «Рассмотрение вопросов, связанных с доверием Правительству Российской Федерации» следует внести нормы, предусматривающие создание по решению Государственной Думы согласительной комиссии в составе Председателя палаты и лидеров парламентских фракций для урегулирования вопросов, связанных с выражением недоверия Правительству России, обязав комиссию проводить консультации с Президентом и Председателем Правительства РФ. Подобная комиссия, как предлагается, должна быть создана после первого положительного голосования в Государственной Думе по вопросу недоверия Правительству.

Частью 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации установлено, что «с момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются». Таким образом, роспуск представительного органа государственной власти является институтом конституционного права и в этом качестве представляет собой связанную совокупность конституционно-правовых норм, определяющих основания, механизм и конституционно-значимые последствия роспуска. Несмотря на различие в основаниях и процедуре роспуска разных представительных государственных органов, существуют общие черты, позволяющие говорить о наличии единого комплексного института конституционного права.

Роспуск представительного органа государственной власти всегда выражает принудительную меру конституционно-правового характера, направленную на досрочное прекращение деятельности этого органа, осуществляемую, как правило, главой государства. В государстве федеративном роспуск представительного органа субъекта федерации может осуществляться федеральными органами государственной власти в порядке федерального принуждения. Роспуск представительного органа государственной власти есть одномоментное прекращение его легислатуры, влекущее утрату им своих полномочий, в том числе права принимать какие-либо акты. Роспуск может полагаться мерой конституционной ответственности, конституционной санкцией, если основанием роспуска служит определенный конституционный деликт, совершенный представительным органом, то есть, объективно противоправное поведение. Такое основание имеет, например, роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в случае принятии этим органом актов, противоречащих федеральному законодательству, установленном соответствующим судом, поскольку нарушение законодательства при всех условиях является противоправным деянием, влекущим юридическую ответственность. Напротив, роспуск того же органа в виду неоднократного отклонения им представленных Президентом РФ кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не может считаться мерой конституционно-правовой ответственности, поскольку основанием роспуска выступает допустимое поведение.

Роспуск представительного органа государственной власти там, где он не является конституционно-правовой санкцией, представляет собой меру конституционно-правового воздействия, состоящую в принудительном прекращении полномочий и деятельности этого органа. Таким образом, роспуск представительного органа государственной власти в зависимости от оснований роспуска выступает конституционно-правовой мерой принудительного характера, не относящейся к юридической ответственности, либо конституционно-правовой санкцией, мерой конституционно-правовой ответственности.

Однако во всех случаях роспуск представительного органа следует расценивать как средство преодоления кризиса власти, как конституционный способ обеспечения непрерывности государственного властвования, как крайнюю, но вынужденную меру преодоления конфликта ветвей власти, который можно полагать конституционным конфликтом. В основании роспуска всегда лежит невозможность при данном составе представительного органа обеспечить стабильность и непрерывность государственного процесса и нормальное функционирование государственного аппарата. Глава государства (субъекта федерации), осуществляя роспуск представительного органа государственной власти, всегда рассчитывает на изменение его государственной позиции в новом составе, на последующее примирение и согласование позиций конфликтующих сторон. Роспуск представительного органа можно расценивать как правовой способ преодоления конституционного конфликта, который не удается решить путем ординарных согласительных процедур, как крайнюю, «силовую» форму разрешения разногласий. Наличие конфликтных ситуаций предшествует и роспуску Государственной Думы Федерального Собрания России, все три основания роспуска вытекают из конституционного конфликта между Государственной Думой, с одной стороны, Президентом РФ и Правительством РФ - с другой.

Роспуск представительного органа государственной власти следует расценивать в контексте современной демократии, в системе разделения и взаимодействия властей, как своеобразную сдержку в отношении законодательной (представительной) власти, позиция которой, по мнению инициаторов и субъектов роспуска, препятствует нормальному функционированию государственного механизма. Посредством роспуска парламентских учреждений, если он политически оправдан, обеспечивается необходимое равновесие властей, достигается тот баланс власти и государственных интересов, который является условием государственной стабильности. Свое сдерживающее значение роспуск парламента приобретает в системе таких противовесов, как импичмент, парламентский вотум недоверия правительству или отказ правительству в доверии, законодательное вето главы государства и т.п. мер взаимного сдерживания, обеспечивающих режим демократического государственного правления. Роспуск народного представительства является таким же атрибутом правовой государственности как, скажем, ответственное правительство или независимое правосудие. Не случайно институт роспуска парламента не известен конституциям авторитарных государств. В то же время депутаты распущенного органа государственной власти, как представляется, не утрачивают депутатского мандата и сохраняют депутатскую неприкосновенность, однако эти вопросы должны получить специальное законодательное разрешение.

Первый случай, в котором Президент может распустить нижнюю палату Федерального Собрания, предусмотрен в процедуре формирования Правительства РФ (ч.4 ст. 111). Президент начинает формирование Правительства с вне- сения в Государственную Думу предложения о кандидатуре Председателя Правительства, которое рассматривается Ду- мой в течение недели со дня внесения предложения (ч.2 и ч.3 ст. 111). При этом Конституция, во-первых, не обя- зывает Президента не предлагать кандидатуры, ранее от- вергнутые Государственной Думой. Во-вторых, если Дума отклоняет представленную ей кандидатуру Председателя Правительства, Президент в течение недели повторно вно- сит предложение, но при этом он не обязан предлагать новую кандидатуру. Статья 111 Конституции не преследует цель назначения Председателем Правительства непременно того лица, которое пользуется доверием Государственной Думы. По смыслу ст. 111, Президент сам решает, кого назначить Председателем Правительства, но при этом дол- жен следовать своего рода ритуалу - не более трех раз предлагать народным избранникам, под угрозой их роспус- ка, легитимировать власть будущего премьер-министра. "После трехкратного отклонения представленных канди- датур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федера- ции, распускает Государ- ственную Думу и назначает новые выборы" (ч.4 ст. 111). В данном случае совершение Президентом описываемых действий является не правом, а обязанностью: "распуска- ет" (!), а не "может распустить". Правда, выполнение этой обязанности не связано никаким сроком (в отличие от обязанности Президента, установленной в ч.4 ст. 117). Вместе с тем, текст ч. 4 ст. Ill предполагает, что решения о назначении Председателя Правительства и о роспуске Думы должны приниматься одновременно. Прези- дент не может назначить Председателя Правительства и отложить роспуск Думы на неопределенный срок.

Государственная Дума может быть распущена в случаях, предусмотренных ст.117 Конституции. В ч.З ст.117 гово- рится о выражении недоверия Правительству. Принятие Ду- мой постановления о недоверии Правительству не означает его отставки, так как Президент имеет право отклонить данное постановление. "В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российс- кой Федерации объявляет об отставке Правительства Рос- сийской Федерации либо распускает Государственную Думу" - гласит последнее предложение ч.3 ст.117 Конституции. Представленная возможность роспуска Думы для Прези- дента весьма неудобна. Кроме достаточно длительной про- цедуры, необходима также инициатива самой Думы. Однако всегда имеется возможность защитить Правительство бла- годаря альтернативе, предусмотренной в ч.З ст.117, т.е. смысл выражения недоверия извращается. Для сравнения: во Франции, форму правления в которой иногда считают аналогичной российской в контексте досрочного роспуска парламента8, последствием выражения порицания Прави- тельству будет, как минимум, вручение Президенту Рес- публики заявления об отставке Правительства.

8 См.: Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995. Более простая возможность роспуска Государственной Думы предоставлена Президенту в ч.4 ст. 117 Конституции, в которой говорится о постановке Председателем Правитель- ства вопроса о доверии Правительству перед Государс- твенной Думой. В данном случае: "Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отс- тавке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов". К данной процедуре Президент (при политической зави- симости Правительства от Президента) может прибегать, когда это ему удобно, и именно эта процедура доказывает серьезность полномочий Президента по роспуску нижней палаты Федерального Собрания. Перед парламентариями встает альтернатива: либо выразить доверие Правительст- ву, а в случае принципиальных разногласий с Правитель- ством это не всегда возможно по политическим соображе- ниям, либо последует роспуск Думы. При такой ситуации Президент практически всегда выигрывает. Сопоставление формулировок ч.3 и ч.4 ст.117 приводит к следующим выводам относительно последствий для Госу- дарственной Думы в трех вариантах выражения недоверия или отказа в доверии Правительству. Если Дума однократно выражает недоверие Правительст- ву, то это не влечет за собой никаких негативных пос- ледствий для Думы. Президент может никак не реагировать на формальное выражение позиции Думы, если он не стре- мится к обострению конфронтации. Вместе с тем, из конъ- юнктурных соображений он может воспользоваться данным ему Думой поводом для принятия решения об отставке Пра- вительства. Если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, то для нее могут наступить не- гативные последствия, поскольку теперь Президент уже вправе распустить Думу. Даже в том случае, если Прези- дент не собирается объявлять об отставке Правительства, он все равно именно вправе, но не обязан распускать Ду- му! На первый взгляд может показаться, что последнее предложение ч.З ст. 117 сформулировано таким образом, что у Президента остается простая альтернатива: если не отставка Правительства, то роспуск Государственной Ду- мы; не приняв решение об отставке Правительства, Прези- дент будет обязан распустить Думу. Однако, в отличие от последнего предложения ч.4 ст. 117, ч.3 ст. 117 не свя- зывает Президента никаким сроком в принятии решения по этой дилемме. Иначе говоря, Президент вправе, а не обя- зан, либо объявить об отставке Правительства, либо рас- пустить Думу, поскольку срок принятия решения Конститу- цией не установлен. Во всяком случае, до тех пор, пока ч.З ст. 117 не получила иного толкования (см. 4.2.1.4.), из нее не вытекает обязанность Президента в определенный разумный срок отреагировать на повторное выражение Думой недоверия Правительству. Следовательно, если Президент желает сохранить Правительство и не же- лает распускать Думу, так как опасается усиления пози- ции своих оппонентов в составе вновь избранной Думы, он формально вправе принимать решение, предписанное в ч.3 ст. 117, сколь угодно долго. Наконец, ч.4 ст. 117 устанавливает, что в случае от- каза в доверии Правительству Президент уже обязан в те- чение семи дней отреагировать на выражение позиции Ду- мы. В этом случае депутаты Государственной Думы должны отдавать себе отчет в том, что Президент, желая сохра- нить Правительство, неизбежно пойдет на роспуск Думы. Роспуск нижней палаты парламента в связи с выражени- ем недоверия или отказом в доверии правительству имеет смысл лишь в том случае, если вновь избранная нижняя палата избирает нового главу правительства. В России же Председателя Правительства назначает Президент - причем независимо от воли или даже против воли думского боль- шинства. Следовательно, ч.4 ст. 117 содержит конститу- ционно-правовой нонсенс: Председатель Правительства, который не нуждается в поддержке думского большинства, ставит вопрос о доверии, и в случае отказа в доверии Президент распускает Думу. Роспуск Думы не должен быть последствием отказа в доверии, в котором не нуждаются.

Ограничения на роспуск Государственной Думы

Согласно ч.3 ст. 109 Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст.117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания. Дан- ное положение создает иллюзию парламентской ответствен- ности Правительства: если Дума выразит недоверие Прави- тельству или откажет ему в доверии в течение года после ее избрания, Президент не сможет распустить Государс- твенную Думу и будет обязан отправить Правительство в отставку. Но согласно ч.5 ст. 117 Правительство будет действо- вать до сформирования нового Правительства. А новое Правительство формируется по правилам ст. 111. И если Президент предложит Думе кандидатуру отставленного Председателя Правительства и Дума трижды подтвердит свое недоверие этой кандидатуре (противное означало бы полную политическую беспринципность), то она будет рас- пущена на основании ч.4 ст. 111. Таким образом, дейс- твия Думы, предусмотренные в ч.З и ч.4 ст.117 и ч.З ст.109, с учетом ч.5 ст.117 и ст.111, при желании Пре- зидента, закончатся роспуском Думы и сохранением Прави- тельства. Наконец, 4.3 ст. 109 не мешает Президенту са- мому принять решение об отставке Правительства (4.2 ст. 117) и далее действовать по правилам ст. 111. Статья 109 запрещает роспуск Думы в экстраординарных ситуациях по любым основаниям: Дума не может быть рас- пущена с момента выдвижения ею обвинения против Прези- дента России до принятия соответствующего решения Сове- том Федерации (ч.4 ст. 109) и

В период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения (ч.3 ст. 109). Наконец, ч.5 ст. 109 устанавливает, что и в обычных условиях Дума не может быть распущена ни по каким основаниям в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента. Это положение введено для того, чтобы не позволить Пре- зиденту остаться непосредственно перед президентскими выборами единственной нормотворческой инстанцией, изда- ющей высшие акты государственной власти. Резонно предположить, что в ситуациях, предусмотрен- ных в ч.4 и ч.5 ст. 109, Президент сам не будет предп- ринимать действия в соответствии с ч.2 и ч.4 ст.117. Если же в одной из таких ситуаций (вряд ли в услови- ях военного положения, так как в этих условиях роль за- конодательного органа государственной власти и без того будет минимальной), Дума дважды за короткий срок выра- зит недоверие Правительству, т.е. попытается добиться назначения премьер-министром кандидата, устраивающего думское большинство, то последствия могут быть следую- щими. Во-первых, как уже говорилось, ч.3 ст. 117 не ус- танавливает срок принятия Президентом решения после повторного выражения недоверия Правительству. Конечно, нельзя считать, что Президент в принятии такого решения не должен быть связан никаким сроком, ибо в таком слу- чае ч.3 ст. 117 утрачивает всякий смысл. Но до тех пор, пока не будет принята поправка к ч.3 ст. 117 или, ска- жем, Конституционный Суд РФ не даст толкования ч.3 ст. 117, устанавливающего разумный срок принятия решения (например, семь дней -по аналогии с ч.4 ст.117), Прези- дент в ситуациях ч.4 и ч.5 ст.109 может откладывать принятие решения об отставке Правительства на неопреде- ленный срок. Например, если Дума, выразив недоверие Правительству, выдвинет обвинение против Президента и повторно выразит недоверие, то в период рассмотрения обвинения все равно не произойдет отставки Правительст- ва; зато, если обвинение будет отклонено, Президент сможет тут же распустить Думу на основании ч.3 ст. 117. Во-вторых, если предположить, что такой срок уста- новлен, и Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству в период времени, указанный в ч.4 или ч. 5 ст. 109, Президент будет вынужден принять решение об отставке Правительства в соответствии с ч.3 ст. 117. Причем последующий роспуск Думы в соответствии ч.4 ст. 111 в этот период времени будет невозможен. (При таком предположении опять возникает иллюзия парла- мент- ской ответственности Правительства). Но невозможность роспуска Думы на основании ч.4 ст. 111 не означает не- возможность назначения Председателя Правительства в со- ответствии с той же ч.4 ст. 111. И если Президент жела- ет сохранить формально отставленное Правительство, он его восстановит после процедур, предусмотренных ч.2 и ч.3 ст. 111, т.е. в соответствии с ч.4 ст. 111 назначит угодного ему Председателя Правительства (например, то- го, кто возглавлял Правительство до формального решения об отставке), но не распустит Думу, поскольку в данный момент это невозможно в силу ч.4 или ч.5 ст.109. В любом случае, если в период, указанный в ч.4 или ч.5 ст. 109, необходимо назначить Председателя Прави- тельства, а Дума трижды отклонит представленные канди- датуры, то Президент просто назначает Председателя Пра- вительства, но не распускает Думу. Таким образом, огра- ничения на роспуск Государственной Думы, правомочной выражать недоверие Правительству, не означают парла- ментскую ответственность Правительства.