Проблемы создания международной ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция: что это такое? Ювенальная юстиция в РФ: состояние и перспективы. Ювенальная юстиция - что это

Оформление документов

Введение

1. Основные направления и перспективы развития ювенальной юстиции в России

2. Проблемы ювенальной юстиции в России

Заключение

Список литературы


Введение


Одной из актуальных проблем российского права является вопрос становления и развития ювенальной юстиции в России. Однако вопрос о субъекте, который должен строить данную систему, у многих не возникает - это обязанность государства. Пока реформы проходят на уровне локальных экспериментов, их руководители придерживаются гуманистической идеологии работы с подростками. Однако государство должно взять на себя руководство процессом создания ювенальной юстиции. Ключевая проблема заключается в том, что "современные системы контроля за преступностью - это один из многочисленных случаев потери возможности для вовлечения граждан в решение задач, имеющих для них непосредственную важность. Наше общество - это общество монополистов на решение задач". Фундаментальной основой реализации профилактически-реабилитационных программ должна стать установка на осознанное и добровольное участие в них граждан. Поэтому остро стоит вопрос о включении граждан в их выполнение. На это работает восстановительное правосудие, призванное повышать степень участия людей в разрешении собственных конфликтов и предотвращении криминогенных ситуаций.

1. Основные направления и перспективы развития ювенальной юстиции в России


Крайне важно избегать подмены личностного взаимодействия участников дела формальной работой чиновников или специалистов (социальных работников, психологов и т.д.). Это не означает, что последние не должны участвовать в этом процессе (в отдельных случаях без их участия обойтись нельзя). Более того не следует злоупотреблять принудительным помещением несовершеннолетних в государственные воспитательные учреждения - такая изоляция признается необходимой в исключительных случаях. В настоящее время существует определенная тенденция синтеза восстановительных и профилактико-реабилитационных программ как взаимодополняющих. При работе с несовершеннолетними правонарушителями (т.е. подростками, которые уже нарушили закон или принадлежат к группе риска) лучшего результата позволяют добиться программы восстановительного правосудия. В необходимых случаях профилактико-реабилитационная работа выступает как сопровождение подобных программ. Таким образом, к общественно значимым функциям ювенальной юстиции в России относятся: восстановление социальных отношений, нарушенных в результате преступления (этому служат программы возможного примирения участников процесса, семейные конференции, направленные на возмещение ущерба, реабилитацию жертвы и преступника, вовлечение ресурсов местных сообществ в работу по выходу из криминальных ситуаций); ресоциализация несовершеннолетних; усиление профилактико-реабилитационной работы; ограничение поля действия карательных технологий за счет участия граждан в социальном контроле.

В 2009 году, объявленном Президентом России Д.А. Медведевым Годом Молодежи, одним из приоритетных направлений социально-правовой политики будет являться развитие ювенальной судебной системы. Об этом неоднократно было заявлено и Главой государства, и представителями институтов всех ветвей власти.

Ювенальная юстиция - это система правосудия в отношении несовершеннолетних граждан до 18 лет, главным звеном которой является суд по делам несовершеннолетних. В широком смысле к данной системе относятся государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, должностные лица, неправительственные некоммерческие организации, осуществляющие на основе установленных законом процедур действия, направленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

Данная проблема в условиях российской современности очень актуальна. Сегодня, когда общий уровень правовой культуры и сознания населения по ряду причин крайне низок, а незнание своих прав даже взрослыми гражданами стало распространенным явлением, молодежь (особенно ее несовершеннолетняя часть) стала наиболее уязвимой в правовом смысле социальной группой.

Ювенальная система должна реализовывать комплекс мер, связанных не только с судопроизводством, где несовершеннолетний выступает в качестве потерпевшего или подсудимого, но и с профилактическими действиями в отношении данной категории лиц.

К сожалению, в настоящее время проблемы асоциального поведения детей и подростков решаются в рамках сугубо ведомственного подхода, что не позволяет в полной мере достичь эффекта в профилактике молодежной преступности. Это в свою очередь приводит к усугублению криминогенной обстановки.

Таким образом, реализация Федеральных конституционных законов о системе ювенальных судов 26 сегодня крайне необходима. Следует учитывать, при этом, что разработка вопросов отечественной ювенальной юстиции началась в России лишь с 1990-х годов. В годы советской власти данная проблема практически не рассматривалась. В данном вопросе, несомненно, стоит обратиться к опыту США и западноевропейских стран, где подобные вопросы разрабатываются с конца XIX века.

Среди важнейших качеств ювенальной системы выделяются следующие:

специализированность, предполагающая действие ювенальных судов в структуре судов общей юрисдикции по вопросам, касающимся защиты прав несовершеннолетних граждан;

широта предметной регулируемости, охватывающая отношения по защите прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Не случайно, понимание ювенальной юстиции только как системы судебных мер по отношению к несовершеннолетним правонарушителям является слишком зауженным. В сферу ее внимания также попадают беспризорные и безнадзорные дети, а также дети, чьи права нарушаются родителями и лицами, их заменяющими;

неформальность действий, направленная не столько на наказание, сколько на определение причин, толкнувших на правонарушение, и на постпенитенциарную реабилитацию, а также на профилактические мероприятия;

комплексность реализуемых действий. Она предполагает совокупность проектов и мероприятий социального, педагогического, юридического, психологического и медицинского характера.

Поскольку деятельность ювенальной юстиции нацелена на профилактику и реабилитацию ребенка (несовершеннолетнего), можно определить ее основные направления:

1) Утверждение представления о ценности личности несовершеннолетнего и необходимости защиты его прав и законных интересов. В этом вопросе необходимо опираться на положения Конвенции о правах ребенка.

2) Создание специализированных вспомогательных юридических учреждений (служб, органов), деятельность которых будет направлена на предоставление суду исчерпывающих данных о несовершеннолетних подсудимых.

3) Усиление охранительной функции суда по отношению к несовершеннолетнему (повышенная судебная защита в качестве потерпевшего, свидетеля, подсудимого, осужденного и т.п. посредством закрытия судебного заседания по всем делам о преступлениях несовершеннолетних или о преступных посягательствах на них.

4) Уменьшение размера наказания по факту несовершеннолетия в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

5) Специальная (юридическая и социально-психологическая) подготовка судей по делам несовершеннолетних.

6) Формирование приоритета средств воспитательного воздействия над репрессивными и принудительными мерами. Подчеркнем, что ребенка, совершившего правонарушение, следует рассматривать не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации. Особое внимание следует уделять тем несовершеннолетним, которые еще не совершили правонарушения, но относятся к "группе риска". Следовательно, к сфере действий ювенальной юстиции относится проведение комплекса профилактических мер.

7) Координация региональной правовоспитательной деятельности в начальных, средних и высших учебных заведениях совместно с правоохранительными органами, молодежными общественными организациями, комитетом по правам человека и т.д. В рамках этого направления можно предусмотреть популяризацию тематики борьбы с правовым нигилизмом, проведение конференций и "круглых столов", разработку и введение правовых курсов в учебную программу. И, конечно, привитию правовой культуры молодежи будет способствовать введение в образовательных учреждениях регионов должности омбудсмена - уполномоченного по правам человека.

К вопросу о насильственных преступлениях против личности, совершаемых несовершеннолетними женского пола

Общее состояние культуры, нравственности в обществе определяют степень значимости женщины, несовершеннолетней девушки, как члена социума, обуславливая либо ее внутреннее, гармоничное развитие, либо способствуя тендерной дискриминации, насилию, что, в свою очередь, приводит к дезадаптации, ответной агрессии со стороны женщины. В структуре общей женской преступности на долю насильственной приходится 10%. Анализ качественных изменений женской насильственной преступности вообще и насильственных преступлений против личности, совершаемых несовершеннолетними женского пола, в частности, указывает на значительную степень общественной опасности вышеуказанных преступлений.

Бытовой, ситуативный характер насильственных преступлений против личности, которые совершаются несовершеннолетними женского пола, пока доминирует над заранее подготовленными, изощренными, женскими преступлениями, однако практика свидетельствует о возрастающей роли организованных преступлений. Важнейшим вопросом при изучении насильственных преступлений против личности, совершаемых несовершеннолетними женского пола является проблема мотивации криминальной агрессии. У насильственных преступниц мотивация определяется жизненным опытом, уровнем интеллекта, зависит от социальных, характерологических и культуральных составляющих. Особую роль в проблеме насильственных преступлений против личности, совершаемых несовершеннолетними женского пола приобретает виктимологическое направление профилактической работы.

Профилактика насильственных преступлений против личности, совершаемых несовершеннолетними женского пола должна проходить в русле общественных программ борьбы с преступностью с учетом охраны материнства и детства, всесторонней поддержкой института семьи, так как именно семья играет исключительную роль в жизни и развитии общества, определяет его будущее. Обеспечение законодательной безопасности личности в семье, создание системы предотвращения семейного насилия, ужесточение ответственности должностных лиц за непринятие мер по защите граждан, пострадавших в результате семейно-бытовых конфликтов - все это приоритетные направления в борьбе с преступностью, в том числе и насильственной преступностью против личности.

Обзор ювенального законодательства Канады и возможность внедрения его основных положений в правоприменительную практику России

В настоящее время в различных регионах России проводится активная работа по внедрению элементов ювенальной юстиции в судебную систему Российской Федерации. Так, в Ростовской области уже действуют три модельных ювенальных суда (выделенные составы по делам в отношении несовершеннолетних правонарушителей) и нелишним будет изучение иностранного опыта, в частности опыта Канады, для детального анализа и адаптации ювенальных технологий зарубежных коллег к нашей правоприменительной практике.

Для обоснования необходимости и актуальности продвижения судебной реформы России в данном направлении было проведен анализ законодательства о ювенальной юстиции Канады, а также исследован порядок рассмотрения дел у ювенальных судей и работа с несовершеннолетними правонарушителями после вынесения приговора. Для того чтобы понять как в Канаде ведется работа с молодежью, вовлеченной в преступную деятельность необходимо проанализировать законодательство Канады, в частности "Закон об уголовной ювенальной юстиции" (далее Закон).

Закон "Об уголовной ювенальной юстиции" является федеральным законом, рассматривающим правонарушении, совершенные несовершеннолетними лицами (в возрасте от 12 до 18 лет).

В соответствии с Законом все процессуальные действия совершаются в ювенальном суде. Система уголовной ювенальной юстиции призвана обеспечивать долгосрочную защиту населения посредством следующих мер:

Профилактика преступлений путем разрешения обстоятельств, лежащих в основе противозаконных действий.

Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей и их реинтеграция в общество.

Обеспечение эффективных последствий правонарушения.

Данные меры дают возможность оградить общество от более жестоких преступлений и наиболее пагубных последствий.

Система уголовной ювенальной юстиции отделена от общего уголовного правосудия и делает упор на реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетнего в общество, справедливую и соразмерную ответственность, которая согласуется с большей зависимостью и недостаточной зрелостью несовершеннолетних. Усиленные процедурные меры защиты, обеспечивают справедливое рассмотрение дела и охрану прав несовершеннолетних, а своевременность вмешательства подкрепляет связь между преступлением и его последствиями. Своевременность и скорость действий лиц, ответственных за применение Закона с учетом восприятия несовершеннолетнего и времени, позволяет ощущать наказуемость совершенного деяния.

В рамках справедливой и соразмерной ответственности канадское законодательство делает акцент на меры, принимаемые в отношении несовершеннолетнего, которые должны укреплять уважение к общественным ценностям, содействовать возмещению ущерба, нанесенного пострадавшим и жителям района. Меры должны быть значимыми для несовершеннолетнего с учетом его потребностей и уровня развития и, где приемлемо, вовлекать в реабилитацию и реинтеграцию несовершеннолетнего его родителей, близких родственников, жителей микрорайона, а также социальные и другие учреждения.

При анализе особо хочется обратить внимание на широкий выбор мер наказания в арсенале ювенальных судей. Это общинные работы или проживание под надзором, а также пробация, содержание в исправительном учреждении открытого типа, строгая изоляция, усиленный надзор, помещение в центры ежедневного присутствия, и во всех мерах предусматривается "работа с поднадзорными".

Выявлено, что работа, основанная на учете психологических характеристик несовершеннолетних, корректировка поведения с учетом личностных особенностей значительно снижает процент повторных преступлений.

И наоборот, вмешательство, основанное на предотвращении правонарушений под страхом наказания, оказалось неэффективным. В профилактике правонарушений было малоуспешным или вовсе не принесло результат, ужесточение наказаний.

Постулатом в организации работы с несовершеннолетними в Канаде, является принцип - для несовершеннолетних с повышенным риском повторного совершения преступлений требуется более высокий уровень социальной работы, в то время как для поднадзорных с низкой вероятностью рецидива более эффективен смягченный режим надзора.

Поскольку, после приговора об отбытии наказания в пенитенциарном учреждении, обязательно предусматривается исполнение приговора суда об отбытии наказания по месту жительства, один патронажный работник (инспектор службы пробации) работает с несовершеннолетним до пребывания в местах лишения свободы, во время такого пребывания, и после возвращении этого несовершеннолетнего на место жительства. При этом в работе с поднадзорным обязательно участвуют все предусмотренные законодательством органы и учреждения, с упором на потребности несовершеннолетнего.

Работа с несовершеннолетними в Канаде направлена на когнитивные и поведенческие аспекты и исходит из того, что если научить поднадзорного следить и модифицировать процессы мышления - ключ к получению личного контроля над нарушениями в эмоциональной и поведенческой сфере.

Необходимо также учитывать, что несовершеннолетние способны научиться отслеживать и изменять свое мышление и учатся критически оценивать и корректировать иррациональные или косные убеждения, которые ведут к нарушениям в процессах мышления в первую очередь.

Когнитивно-поведенческое вмешательство особенно существенно для программирования несовершеннолетних правонарушителей, поскольку такое вмешательство является эффективным средством изменения антисоциального про - криминального поведения.

В основном существуют три основных категории когнитивно-поведенческого вмешательства: обучение навыкам преодоления стрессовых ситуаций, когнитивной реструктуризации, и обучение решению проблем. Модель ювенальной юстиции в современной доктрине российского уголовного правосудия действительно имеет право на существование с обязательным предварительным исследованием всех возможных проблем. Государство должно обладать эффективными инструментами не только для восстановления нарушенного права, но и восстановления социальных связей несовершеннолетнего правонарушителя, причем не в ущерб первой задаче.

Исследование модели ювенального правосудия для четкого определения социального эффекта в современных условиях, а не в целях следования просто модной идеи, может принести существенную пользу. Разработка имеющихся идей и практики могут оказать значительную помощь в дифференцированном и обоснованном применении реабилитационных программ, с учетом опыта ювенального правосудия зарубежных коллег.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Тема детской преступности стала особенно актуальной после распада Советского Союза. Но наиболее значима она стала в последнее время. Ведь не секрет, что сейчас в нашей стране сотни тысяч детей растут без всякого надзора, родительской опеки и заботы, государственного и общественного внимания. Повальная нищета в стране вытолкнула на улицы миллионы беспризорников, бомжей, обездоленных несчастных детей. Они кочуют по городам, по вокзалам, ночуют в подвалах, на свалках, бродят по рынкам и базарам, прося подаяние, занимаясь воровством. Одни из них нюхают клей, а другие уже употребляют наркотики.

И именно такие подростки чаще всего становятся малолетними преступниками, а, значит, впоследствии воспитанниками исправительной колонии. Но есть подростки, которые живут в благоприятных условиях, в полноценной семье, но также встают на дорогу преступного мира.

Данная работа посвящена проблеме преступности среди несовершеннолетних в России: состоянию, структуре, динамике преступности; основным факторам риска, влияющим на подростковую преступность, а так же мерам, проводимым по профилактике правонарушений. А также в ней я постаралась подробно показать картину преступности несовершеннолетних в Приморском крае, проанализировать это явление, раскрыть причины преступлений и меры их предотвращения. Объектом исследуемой работы являются несовершеннолетние, которые состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях Уссурийского района и города Артем, а также воспитанники, которые содержаться в колонии поселка Врангель Приморского края.

Преступление - это социальное зло, а преступность несовершеннолетних - зло, увеличенное во много раз. И хотя процент осужденных судами несовершеннолетних в сравнении со взрослыми невелик, мириться с таким явлением, когда подростки совершают преступления, нельзя. Если обратить внимание на динамику и структуру преступности среди несовершеннолетних отбывающих уголовные наказания в исправительных учреждениях Приморского края за три года установлено, что рост преступности среди выше указанной категории лиц наблюдался в 2006 году. В 2007 году наметилась тенденции к снижению преступности за счет смягчения законодательства в отношении несовершеннолетних преступников. Среди категории преступлений преобладают тайное хищение имущества (кража), а также открытое хищение имущества (грабеж). Большинство преступлений совершено подростками 1991-1992гг. рождения в вечернее и ночное время. Одной из причин способствующих совершению преступлений, является не занятость подростков, учебой или работой.

Для предупреждения преступности среди несовершеннолетних нужно всеми силами бороться за каждого подростка. Главная ответственность, конечно, лежит на семье. Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а ежедневно выполняли свой гражданский долг, были примером для дочерей и сыновей. Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться его индивидуальности, значит, во многом предотвратить преступление.

Некоторые вопросы освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних с отставанием в психическом развитии.

С момента принятия в 1996 году Уголовный кодекс РФ претерпел значительные изменения: многие новеллы нашли в нем свое закрепление, многие положения (порой и целые институты) канули в лету. К нормам, которые практически не изменили своего первоначального смысла и содержания, относятся нормы о лицах, подлежащих уголовной ответственности. Особое место среди них занимает институт освобождения от уголовной ответственности лиц с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством (ч.3 ст.20 Уголовного кодекса РФ). Данная норма подвергалась учеными разносторонней критике, проводились развернутые медико-правовые исследования, предлагались варианты ее изменения, однако законодатель до сих пор не реализовал ни одно предложение.

В силу ч.3 ст.20 Уголовного кодекса РФ не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, который вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Психическое развитие рассматривается современной детской психологией как цепь переходов от одной стадии развития к качественно иной. Переходы совершаются скачкообразно, во время так называемых возрастных кризисов. Психическое развитие включает в себя три компонента: интеллектуальное, эмоционально-волевое и нравственное развитие. "Паспортный" возраст ребенка условно относят к определенной стадии психического развития, и если оказывается, что данный возраст соответствует более ранней стадии, можно говорить об отставании в психическом развитии.

Анализируя работы детских психологов и психиатров, посвященные данной проблеме, можно прийти к выводу, что при отставании в психическом развитии ребенка сталкиваются и взаимно переплетаются причины биологического (конституционально-генетические, соматогенные) и социального (депривация, социально-педагогическая запущенность) генеза. Отставание может быть связано с психическим расстройством. Это имеет большое значение при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности.

Несовершеннолетний, отставание в психическом развитии которого не связано с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности. При этом необходимо иметь в виду, что данное лицо может иметь такое психическое расстройство, которое не оказывает существенного влияния на темпы его психического развития. Если же отставание в психическом развитии связано с психическим расстройством, положение ч.3 ст.20 Уголовного кодекса РФ к нему не применимо. Теоретически в данной ситуации можно говорить об ответственности на общих основаниях, однако практика идет по иному пути: применяется ст.22 Уголовного кодекса РФ ("ограниченная вменяемость"). Такой подход, несомненно, является более гуманным и целесообразным в сложившейся ситуации (до внесения необходимых изменений в закон), так как несовершеннолетнему судом может быть смягчено наказание и назначены принудительные меры медицинского характера. Последние способны остановить или замедлить прогрессирующее психическое расстройство. Тем самым оказывается благотворное влияние на психическое развитие.

Однако так разрешать ситуацию не совсем логично, поскольку несовершеннолетний в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими именно вследствие отставания в психическом развитии, связанном с психическим расстройством, а не в силу психического расстройства. Не всегда эксперты и правоприменители обращают внимание на эти существенные различия, предпочитая более простые варианты. Проблема состоит еще и в отсутствии соответствующих методических правил, руководств органов исполнительной власти в области здравоохранения в отношении производства комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз по данной категории дел.

Более того, назначение наказания лицам, совершившим общественно опасные деяния вследствие отставания в психическом развитии, связанном с психическим расстройством, противоречит принципу справедливости наказания. Думается, что не в последнюю очередь из-за этого на практике встречается более радикальный вариант решения проблемы, когда от уголовной ответственности освобождаются все лица с отставанием в психическом развитии.

Итак, правовые последствия отставания в психическом развитии различны в зависимости от того, вызвано ли оно психическим расстройством или нет. Большинство ученых склоняются к тому, что неоправданно отдавать главенствующую роль причинам, вызвавшим отставание, важен сам факт такого отставания. Такое утверждение не противоречит законам логики и здравому смыслу.

Несмотря на это, следует предусмотреть возможность дифференциации правовых последствий в части применения принудительных мер медицинского характера. Представляется возможным применять их по решению суда наряду с освобождением от уголовной ответственности к несовершеннолетним, отстающим в психическом развитии, связанном с психическим расстройством.

Таким образом, нормы Уголовного кодекса РФ об ответственности несовершеннолетних нуждаются в основательном пересмотре: действие ч.3 ст.20 следует распространить и на несовершеннолетних, отставание в психическом развитии которых связано с психическим расстройством, а также дополнить данную статью новым положением - о возможности назначения судом такому несовершеннолетнему принудительных мер медицинского характера. Для правильного применения обновленных норм необходимо принятие методического акта (правила, руководства) здравоохранения в отношении производства комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз для судебных экспертов с перечнем обязательных вопросов, которые ставятся перед ними. Все это будет способствовать повышению качества работы эксперта, следователя и суда, а также общей гуманизации уголовного закона.


2. Проблемы ювенальной юстиции в России


В настоящее время несовершеннолетние - одна из наиболее криминогенно пораженных категорий населения. В связи с этим назрела острая нужда формирования эффективного механизма контроля и влияния на несовершеннолетних - Ювенальной юстиции. Это специальная система взаимодействующих институтов, занимающихся защитой прав и интересов несовершеннолетних, профилактикой детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В ювенальной юстиции акценты в работе с несовершеннолетними правонарушителями переносятся с карательного и репрессивного, на воспитательный и реабилитационный. Таким образом, для более непосредственной работы с подростками, мы предлагаем ввести в школы должность школьного инспектора. Органы управления образованием и образовательные учреждения, также входящие в систему профилактики, призваны решать большой круг проблем и задач. В их обязанности входит выявление несовершеннолетних с отклонениями в развитии или поведении, проведение обследования подростков, подготовка рекомендаций по оказанию им помощи и определению форм их дальнейшего обучения.

Для более эффективной работы этим будет заниматься школьный инспектор. Кроме того, в его функции будут входить обязанности по оказанию юридической помощи и повышения уровня общего правосознания несовершеннолетних.

Так как инспекторы по делам несовершеннолетних в силу территориальной особенности своей работы (обширная территория и количество несовершеннолетних) физически не в состоянии выявить и предупредить правонарушение в закрепленном за ним участке вовремя. Школьные инспекторы будут предоставлять им информацию по каждому несовершеннолетнему в их школе и непосредственно работать с наиболее предрасположенными к совершению правонарушений подростками. Таким образом, повышается эффективность борьбы с преступностью несовершеннолетних.

А также представляется целесообразным рассмотреть возможность открытия специализации на базе педагогического и юридического факультетов по подготовке школьных инспекторов. Такой специалист будет обладать комплексом знаний в области психологии, педагогике и юриспруденции. Финансирование предусматривается из регионального и частично местного бюджетов.

Заключение


Таким образом, построение системы ювенальной юстиции должно опираться на формы работы, в которых несовершеннолетние правонарушители видели бы последствия своих действий и брали на себя ответственность за содеянное. Такие формы работы должны обеспечить возможность личностного взаимодействия и участия в разрешении проблем тех людей, кого непосредственно затронул криминальный конфликт или ситуация с несовершеннолетним; добровольное и осознанное вовлечение в реабилитационные мероприятия несовершеннолетних, подверженных риску. Данный акт возможен в рамках взаимодействия участников рассмотрения дела и попечительства в виде неформального участия общественности.

Подводя итог вышесказанному, в действующем уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве России отражены подходы к созданию ювенальной юстиции, отвечающей современным международным стандартам ее организации и функционирования. Представляется необходимым более четкое определение возрастной специфики и правовой регламентации функционирования ювенальной юстиции.

Список литературы


Марковичева Е. (2008) Проблемы установления возрастной невменяемости при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего // Уголовное право. № 4.

Кольцов М.И. (2008) К вопросу необходимости введения ювенальной юстиции в России // Вопросы ювенальной юстиции, №1.

Малышев В.А. (2008) Роль и место социального работника в системе ювенальной юстиции // Законодательство и экономика, №6.

Малышев В.А. (2008) Ювенальная юстиция как средство защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в РФ // Адвокат, №4.

Марковичева Е.В. (2008) Некоторые аспекты судебной и следственной специализации в контексте разработки модели ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции №1.

Мусалин Н. (2008) Перспективы ювенальной юстиции // Современное право, №3.

Васильева А. Вселить надежду в завтрашний день // Преступление и наказание. - 2004г. - №12. - с.38-40.

Гущин А. "Наказание" означает "научение" // Преступление и наказание. - 2005 г. - №2. - с.14-15.

Уголовный кодекс РФ, Текст с изменениями и дополнениями на 15 сентября 2008 года. - М.: Эксмо, 2008.

Ювенальная юстиция в Российской Федерации: криминологические проблемы развития. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический Центр Пресс", 2006.

Профилактика противоправного поведения в молодежной среде. Материалы науч.-практ. конф. Иваново, 22 января 2008 г.

    Деятельность органов прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних средствами прокурорского надзора. Индивидуальная профилактическая работа, профилактика правонарушений.

    Уголовное наказание несовершеннолетних. Судимость несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности. Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания.

    Характеристика деятельности подразделения по делам несовершеннолетних. Полномочия и цели деятельности подразделения по делам несовершеннолетних Краснополянского ПОМ ОВД по Вятскополянскому району. Рефлексия своей деятельности в подразделении ПДН.

    Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних лиц, принятие возможных решений при осуждении. Виды наказаний и порядок их назначения. Основания и условия освобождения от наказания, понятие срока давности. Применение воспитательного воздействия.

    Основные направления развития ювенальной отрасли российского права. Формирование правовых основ гарантий прав и свобод ребенка. Причинный комплекс преступности несовершеннолетних. Обострение проблемы общественно-полезной занятости несовершеннолетних.

    Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних, меры уголовно-правового воздействия. Назначение и виды уголовного наказания в отношении их. Применение принудительных мер воспитательного воздействия и освобождение от ответственности и наказания.

    Защита жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактика их безнадзорности и правонарушений. Организация профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; обязанности должностных лиц и родителей.

    Возраст субъекта, по достижении которого наступает уголовная ответственность. Категории возраста. Критерии отбора преступлений. Очевидность общественной опасности деяния. Криминологическая обоснованность. Понятие специального субъекта преступления.

    Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Наказания, назначаемые несовершеннолетним. Освобождение от наказания несовершеннолетних. Принудительные меры воспитательного значения, их содержание и применение.

    Задачи милиции по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Организационно-управленческие основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

    Сущность и значение процессуальных особенностей производства по делам несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по делам о преступлениях несовершеннолетних. Особенности собирания и оценки доказательств по делам несовершеннолетних.

    Специфика уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних при совершении ими преступлений. Применение и содержание принудительных мер.

    Проблемы становления ювенального права как самостоятельной отрасли, пути продвижения ювенальной юстиции в России, проект федерального закона. Ювенальная политика должна базироваться на ювенальном законодательстве.

    Ювенальная юстиция: понятие и происхождение. Сегодняшний день ювенальной юстиции в РФ. Основные проблемы становления и развития. Ростовская региональная модель ювенальной юстиции. Перспективы ювенальной юстиции в России.

    Общая характеристика особенностей расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних. Особенности планирования расследования и определения предмета расследования. Особенности допроса несовершеннолетнего. Законный представитель несовершеннолетнего.

    Преступление – виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное УК РФ. Уголовная ответственность лица наступает по достижении им 16-летнего возраста. Уголовное наказание призвано исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя.

    История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве. Особенности уголовной ответственности, наказания, а также принудительные меры воспитательного воздействия. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности.

    Понятие субъекта преступления, соотношение этого понятия и личности преступника. Возрастной признак субъекта, вменяемость и невменяемость. Ответственность лиц с психическими расстройствами, и несовершеннолетних, отстающих в психическом развитии.

    Нравственный аспект уголовной ответственности несовершеннолетних. Некоторые проблемы дифференциации уголовного наказания. Категории преступлений и проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания.

    Сегодняшнее состояние преступности среди несовершеннолетних. Возрастные особенности преступников. Статистические данные МВД РФ. Проблема трудовой занятости подростков в стране. Дефекты правового сознания у несовершеннолетних. Проблема досуга подростков.

В ходе реализации судебно-правовой реформы в Российской Федерации в научном плане разработана КОНЦЕПЦИЯ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ,основанная на рекомендациях международных актов и опыте зарубежных государств.

Центральным звеном данной концепции является СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ СУД ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,тесно взаимодеиствующии с соответствующими структурами в правоохранительных органах, учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, прокуратуре, адвокатуре и правозащитных организациях, причем не только до того, как подросток окажется в орбите судопроизводства, но и после вынесения приговора.

Специализированный суд по делам несовершеннолетних включен в концепцию в связи с тем, что он реализует специфические принципы этой ветви юстиции и как особая судебная юрисдикция дополняет ее специфику

При назначении уголовного наказания суд по делам несовершеннолетних должен руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права, а именно:

1) меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;

2) решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, и ограничение должно быть по возможности сведено до минимума;

3) несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствии другой соответствующей меры воздействия;

4) при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его благополучии должен быть решающим фактором;

5) помещение несовершеннолетнего в исправительное учреждение всегда должно быть крайней мерой, применяемой в течение минимально необходимого срока.

Разработанная концепция ювенальной юстиции предусматривает внедрение и развитие элементов, которые позволяют повысить эффективность и качество отправления правосудия в отношении несовершеннолетних: создание специализированных подразделений по работе с несовершеннолетними в органах юстиции, внутренних дел, учреждениях образования и науки, судах, прокуратуре и адвокатуре.

В соответствии со специфическими принципами ювенальной юстиции концепция предполагает, что расследование и судопроизводство по делам несовершеннолетних должно носить пластичный, гибкий, более неформальный и упрощенный характер, чем судопроизводство в общем порядке, что на сегодняшний день еще не заложено в российском законодательстве.

В Российской Федерации проводится работа по совершенствованию правовой системы, приведению законодательства в сфере защиты прав детей и правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствие с международными правовыми стандартами.

14 сентября 1995 г. принят Указ Президента РФ № 942 «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», который утвердил Национальный план действий в интересах детей. В числе мер по укреплению правовой защиты детства предусмотрено создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних (и. 3.1).

В целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принят Закон о профилактике безнадзорности.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, одним из важнейших направлений является формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе развитие механизмов ювенальной юстиции.

В УК РФ, УПК РФ и СК РФ предусмотрены главы, посвященные защите прав и законных интересов детей, а также отправлению правосудия в отношении несовершеннолетних, в целом учитывающие основные принципы ювенальной юстиции.

В соответствии с Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинскими правилами) несовершеннолетние, условно освобожденные из исправительного учреждения, должны получить помощь и находиться под надзором соответствующего органа. Законом о профилактике безнадзорности установлено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве подростков, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы. Контроль над поведением несовершеннолетних, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, осуществляют органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Наряду с этим деятельность названных комиссий можно отнести и к альтернативным формам работы с несовершеннолетними правонарушителями. Эти комиссии могут осуществлять свою деятельность и как самостоятельные органы, и как органы, помогающие осуществлению ювенального правосудия.

В современных условиях назрела необходимость рассмотрения в специализированных судах не только уголовных дел в отношении несовершеннолетних, но и гражданских дел о лишении родительских прав, об усыновлении, установлении отцовства и факта признания отцовства, определении порядка воспитания ребенка, о защите имущественных и неимущественных прав несовершеннолетних.

Вместе с тем до настоящего времени не принят, к сожалению, федеральный конституционный закон о ювенальной юстиции, что сдерживает развитие ювенальной юстиции и ювенальных судов в России.

В Российской Федерации нет обособленных ювенальных судов. В то же время в ряде регионов страны уже накоплен определенный положительный опыт судов по делам несовершеннолетних в составе судов общей юрисдикции.

Наиболее эффективно внедряют в практику ювенальные технологии суды в г. Санкт-Петербурге, Ростовской, Саратовской, Ленинградской, Пермской областях.

Активная работа по введению ювенальных технологий в судебную практику проводится в Республике Чувашия, Волгоградской, Кемеровской, Нижегородской областях, городах Иркутске, Тюмени, Москве и ряде других регионов.

В 1999–2001 гг. в г. Санкт-Петербурге проводился эксперимент в рамках международного проекта программы развития ООН (далее – ПРООН) «Поддержка осуществления правосудия по делам несовершеннолетних», во многом корреспондирующийся с французской моделью ювенальной юстиции. Данный эксперимент был предпринят не случайно. Ранее в судебной практике города для несовершеннолетних правонарушителей из неблагополучных семей, как правило, избиралась мера наказания в виде лишения свободы, что приводило к рецидиву преступности среди этих правонарушителей. Введение ювенальных технологий в работу судов проводилось следующим образом:

1) было заключено соглашение о намерениях между городским судом Санкт-Петербурга и руководством проекта ПРООН;

2) введена специализация судей в трех районных судах города: председатели этих судов приказами закрепили за рассмотрением данной категории дел наиболее подготовленных и способных судей, которые проходили также дополнительную подготовку и обучение;

3) создана специальная служба, социальные работники которой оказывали помощь следователю и судье в исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних. Социальные работники, закрепленные за судьями по делам несовершеннолетних, работали с подростками по поручению судей с момента поступления дела или по поручению следователя на стадии предварительного следствия. Изучались условия жизни и воспитания несовершеннолетнего; осуществлялся контроль над соблюдением прав в процессе его реабилитации; составлялся ежемесячный отчет о проведенной работе. При получении информации социальные работники взаимодействовали с судьями, следователями, инспекторами отдела по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кроме того, социальные работники оказывали разные виды практической помощи подросткам: помощь в трудоустройстве; помощь в восстановлении на учебе; контроль над посещаемостью занятий в учебных заведениях; содействие в оказании медицинской помощи. Включение социальной помощи в стадию предварительного следствия позволяло прекращать уголовные дела небольшой и средней тяжести еще на досудебной стадии, своевременно оказывать необходимую помощь подросткам (лечение от наркомании, алкоголизма, направление на психотерапевтическую реабилитацию, в досуговые центры, устройство на работу) и применять к ним меры воспитательного воздействия.

В Саратовской области 30 декабря 2003 г. было подписано и реализуется Соглашение между Министерством труда и социального развития Саратовской области, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Саратовской области и Управлением Судебного департамента Верховного Суда РФ по Саратовской области, направленное на внедрение ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции. Отличительной чертой модели ювенальной юстиции в Саратовской области, которая была также создана в рамках международного проекта ПРООН, стало учреждение Совета по координации деятельности судов, социальных работников, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Совет функционирует при Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Саратовской области с участием руководителей Судебного департамента Верховного Суда РФ по Саратовской области и других органов. Значительное место в данной модели ювенальной юстиции отводится повышению квалификации не только судей, судебных работников, социальных работников, следователей, но и специалистов органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других специалистов.

В Пермском крае в соответствии с Концепцией федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 годы в июле 2008 г. в системе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав внедрены в повседневную практику индивидуальные программы реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями, а также с детьми, находящимися в социально опасном положении, с использованием восстановительных технологий. В крае создано более 200 школьных служб примирения в образовательных учреждениях; в 27 муниципалитетах края (из 50) начали работу ресурсные центры восстановительных технологий; на базе Пермской воспитательной колонии для несовершеннолетних создан реабилитационный центр профилактики повторных преступлений среди воспитанников колонии. В результате проведенной работы по введению в Пермском крае в деятельность судов элементов ювенальных технологий удельный вес подростковой преступности в составе всех преступлений снизился с 9,4 % в 2007 г. до 7,7 % в 2008 г. За два последних года увеличилось число дел, прекращенных за примирением сторон, при одновременном снижении числа повторных преступлений несовершеннолетних.

В настоящее время Ростовская область, по оценке Верховного Суда РФ, является базовым регионом России по распространению опыта в деле осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Значительный интерес для внедрения положительного опыта в работу специализированных судов по делам несовершеннолетних представляет деятельность Таганрогского ювенального суда Ростовской области, планировка специальных помещений которого соответствует рекомендациям Минимальных стандартных правил ООН (Пекинских правил), касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

В суде работают два специализированных судьи по делам несовершеннолетних (по уголовным и по гражданским делам), помощник судьи с функциями социального работника. Помимо этого в помещении Таганрогского ювенального суда размещены специалисты системы профилактики безнадзорности, социальный педагог, психолог, общественная приемная при Комиссии по защите прав человека при главе Администрации г. Таганрога, адвокаты, представители общественных организаций.

В качестве положительного примера можно привести деятельность Егорлыкского районного суда Ростовской области, где 15 сентября 2006 г. открылся первый в России сельский ювенальный суд (специальный состав по делам несовершеннолетних). Помещение ювенального суда расположено в здании Егорлыкского районного суда. Оно включает 12 кабинетов, в том числе два кабинета судей, два специально оборудованных зала судебных заседаний, кабинет помощника судьи с функциями социального работника, кабинеты для адвокатов и прокурора. Кроме того, оборудована комната примирения.

Приведенные примеры успешной работы специализированных судов в ряде регионов России свидетельствуют о том, что действующее российское уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в основном соответствует требованиям международных актов в отношении защиты прав несовершеннолетних при осуществлении над ними правосудия.

Вместе с тем российское законодательство и судебная практика еще не в полной мере обеспечивают судопроизводство по делам несовершеннолетних как процедуру, коренным образом отличающуюся от разбирательства уголовных дел взрослых.

Существенным недостатком современной российской ювенальной системы является ее неоднородность в масштабах страны. Например, в таких крупных регионах, как г. Москва и Камчатский край, отсутствует институт Уполномоченного по правам ребенка, во многих судах еще не введены в штатное расписание должности помощников судей в лице социальных работников.

В целом по стране недостаточно активно проводится подготовка и переподготовка кадров для ювенальных судов, несмотря на то, что это является одним из требований Пекинских правил (ст. 12, 22).

Такой подход к правосудию в отношении несовершеннолетних нарушает одну из важнейших задач ювенальной юстиции – принятие комплексных мер по выявлению причин и условий, способствующих совершению преступления, а также по оказанию необходимой помощи подростку.

Как известно, особое место в правосудии для несовершеннолетних отводится применению к ним принудительных мер воспитательного воздействия. Российские же суды довольно часто и не всегда с достаточным основанием принимают решения, связанные с ограничением свободы несовершеннолетних правонарушителей, что порождает рост рецидивности среди них и противоречит принципу охранительной направленности ювенальной юстиции.

Так, например, проведенные прокуратурой Камчатского края проверки показали, что в крае с высоким уровнем преступности среди несовершеннолетних судами широко применяется такая мера наказания для них, как лишение свободы на длительные сроки (от 3 до 5 лет) и особо длительные сроки (от 5 до 10 лет) -32,6 % и 26,5 % соответственно. Для сравнения, общероссийские показатели распространенности длительных и особо длительных сроков лишения свободы для этой категории осужденных существенно ниже и составляют 30,4 % и 17,6 % соответственно.

В то же время суды в Камчатском крае чрезвычайно редко применяют к несовершеннолетним правонарушителям принудительные меры воспитательного воздействия, удельный вес которых не превышает 1,3 % (в среднем по России – 7 %, в Таганроге-20,5 %).

Итак, состояние развития ювенальной юстиции в Российской Федерации, региональный опыт в этой сфере позволяют обозначить ряд ПРИОРИТЕТОВ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РЕФОРМИРОВАНИЮ РОССИЙСКОГО ПРАВОСУДИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

Совершенствование уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского, семейного, административного и процессуального законодательства;

Разработка и обеспечение целенаправленных программ государственной поддержки детей и семьи;

Развитие альтернативных наказанию мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей;

Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Преодоление узковедомственного подхода к работе с несовершеннолетними; создание системы межведомственного взаимодействия;

Обеспечение профессиональной подготовки кадров; разработка комплекса обучающих программ для судей, работников прокуратуры, адвокатуры и органов внутренних дел;

Информационное обеспечение практических работников, специализирующихся на рассмотрении дел несовершеннолетних, по вопросам ювенальной юстиции.

Кроме того, необходимо развивать такие ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ЮВЕНАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ, как:

Институт комплексного ювенального суда;

Ювенальная прокуратура;

Ювенальная адвокатура;

Агенства уполномоченных по правам ребенка;

Инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников.

Для более активного развития ювенальной юстиции и системы специализированных судов по делам несовершеннолетних в России требуется дальнейшее совершенствование законодательства РФ, а также широкое участие в развитии данного направления юстиции государственных органов, научных, общественных, благотворительных и иных заинтересованных организаций и учреждений, всего гражданского общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы исторические предпосылки возникновения ювенальной юстиции? Какие общие и особенные черты основных моделей современной юстиции вы знаете? Приведите примеры.

2. Как трактовалось в исторических документах правовое положение несовершеннолетних перед законом и судом?

3. Как вы можете охарактеризовать деятельность первых ювенальных судов в США и России?

4. В чем вы видите причины ликвидации в советской России ювенальной юстиции и ювенальных судов, созданных в 1917 г.?

5. Каковы основные причины возрождения в современной России идей ювенальной юстиции?

7. Что является главной правовой базой ювенальной юстиции и центральным ее звеном?

8. Каковы основные функции ювенальной юстиции и в чем их содержание?

9. Какие международные акты по вопросам предупреждения детской преступности и отправления правосудия в отношении несовершеннолетних вы знаете?

10. Каковы основные специфические принципы ювенальной юстиции?

11. Каковы основные приоритеты и задачи по созданию и развитию в Российской Федерации ювенальной юстиции и системы специализированных судов по делам несовершеннолетних?

  • Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • § 3. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по привлечению к административной ответственности родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и пути ее совершенствования
  • §1. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и уголовная политика в сфере противодействия преступности несовершеннолетних
  • Ювенальная юстиция: актуальность создания

    Захаренко О. Н.

    Правосудие в отношении несовершеннолетних, вопреки рас­пространенному мнению, должно быть основано вовсе не на снис­хождении к правонарушителям, а на понимании причин преступ­ного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей. Его цель - попы­таться избежать дальнейшей криминализации личности и способ­ствовать социальной реабилитации ребенка, а не его отчуждению от общества.

    В этой связи все более актуальной становится проблема созда­ния в России ювенальной юстиции - юстиции, обеспечивающей за­щиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних. Россия, к сожалению, все еще относится к тем немногим странам современного мира, в которых суды и другие правоприменитель­ные органы и службы по делам несовершеннолетних не выделены в самостоятельную подсистему. В то же время опыт реализации в различных государствах тех или иных элементов ювенальной юс­тиции доказал достаточно высокую эффективность в деле защиты прав, свободы и законных интересов детей 20 .

    С момента создания первого суда для несовершеннолетних про­шло 100 лет. Если даже учитывать, что основные его модели - анг­лосаксонская и континентальная - сформировались окончательно примерно через пять - десять лет после этого события, все равно срок немалый. Очевидно, что ювенальная юстиция, сформировав­шись в целом, не могла, развиваясь, оставаться застывшей право­вой схемой. Она менялась и меняется. Однако эти изменения не затрагивали концепцию и философию ювенальной юстиции, не по­сягали на задачи деятельности суда для несовершеннолетних как суда уголовной юрисдикции 21 .

    Изменения в правосудии по делам несовершеннолетних происхо­дили по причинам, общим для всех стран, где оно имелось, и по причинам, которые можно определить как национальные.

    Объявление:

    Общими, как всегда, оказались рост и ухудшение статистичес­кого содержания преступности несовершеннолетних и недостаточ­ная эффективность борьбы с ней. По экспертным оценкам, в Рос­сии действует более 300 крупных преступных синдикатов и 1000 молодежных преступных банд. Участие в тех или иных преступных кланах и группировках становится для молодежи социально пре­стижным занятием. В настоящее время более половины всех пра­вонарушений совершается молодыми людьми. В российских мега­полисах до 30% социально опасных деяний совершается подрост­ками моложе 14 лет. За 5 лет на 25% увеличилось число несовер­шеннолетних, находящихся в федеральном розыске 22 . Возрастает доля тяжких и особо тяжких преступлений в общем числе правона­рушений, совершенных малолетними преступниками, причем сре­ди них стали преобладать уголовные деяния с использованием раз­личного оружия. В настоящее время число школьников, вооружен­ных разными видами холодного оружия и средствами самозащи­ты, составляет около 35%. В региональном разрезе наибольшая криминальная пораженность подростков характерна для Дальнего Востока, Восточной и Западной Сибири, российского Севера. Здесь число преступлений несовершеннолетних на 100000 населения со­ставляет от 4 до 6 тыс. В меньшей степени подростковая преступ­ность распространена на Северном Кавказе, в Поволжье, в Цент­ральном и Центрально-Черноземном регионах. В составе преступ­ных деяний несовершеннолетних преобладают (до 85%) преступле­ния против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреж­дение имущества). Устойчивой чертой становится групповой харак­тер преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Свыше 60% составляет доля групповых преступлений, причем групповая пре­ступность несовершеннолетних все более приобретает признаки организованности 23 . Криминальные группы, утвердившиеся во всех сферах жизни, составляют сильную конкуренцию политическим, экономическим и другим официальным структурам. В криминаль­ной среде сформировалась собственная, "теневая" социальная струк­тура со своими "теневыми” стратами, вхождение в которые гаранти­рует молодым людям определенный уровень материального дос­татка и присущий им набор социальных возможностей. Участие в деятельности, принадлежность к тем или иным преступным кланам и группировкам нередко становится для некоторых подростков пре­делом желаний и социальных ожиданий. Часть несовершеннолет­них мечтает пополнить ряды уголовников и войти в состав крими­нальных структур. В связи с прогнозируемым ухудшением уровня жизни, ростом наркомании и алкоголизма в обозримый период вре­мени можно ожидать продолжение роста молодежной преступнос­ти. Криминальные тренды несовершеннолетних дают основание прогнозировать дальнейшее увеличение числа грабежей и разбо­ев, совершаемых организованными группами подростков.

    Основными причинами преступных проявлений несовершенно­летних являются недостатки воспитания и влияние среды. Обще­ство вынуждено определённую долю ответственности брать на себя или возлагать ее на малые социальные группы и конкретных лиц, не обеспечивающих должное влияние или оказывающих прямое от­рицательное влияние, смягчая уголовную ответственность самих равонарушителей. Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достой­ными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особен­ности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и обще­ственных организаций. Реализация правовой реформы предполага­ет улучшение трудового, идейно-политического и нравственного воспитания молодёжи.

    В настоящее время, когда решение социальных проблем по вос­питанию молодежи стало одной из первоочередных задач государ­ственных органов и общественных организаций, неизмеримо воз­росли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его граждан­ское и трудовое становление.

    Совершаемые подростками преступления - сигнал обществу о существующих недостатках в нравственном и правовом воспита­нии молодого поколения. Обеспечить успех такого воспитания крайне необходимо, поскольку речь идет о формировании граждан право­вого государства, которые впоследствии сами будут призваны со­здавать законы, обеспечивать их исполнение, совершенствовать законодательство, участвовать в управлении делами государства и общества.

    Положение России оказывается своеобразным, когда речь идет о современных изменениях ювенальной юстиции, во-первых, по­тому, что самой ювенальной юстиции в ее общепринятом понима­нии в России нет, а следовательно, нельзя говорить о модерниза­ции именно ювенальной юстиции; во-вторых, некоторые варианты изменений правосудия для несовершеннолетних, которые проис­ходили в мире, в России уже были или произошли, хотя сама юве-нальная юстиция отсутствовала. Речь идет об упоминавшихся не раз комиссиях по делам несовершеннолетних. Еще один вариант модернизированной ювенальной юстиции - семейный суд - в Рос­сини предполагается создать. Вот почему так актуально создание самостоятельной подсистемы по вопросам борьбы с преступнос­тью несовершеннолетних.

    В настоящее время под ювенальной юстицией в РФ принято пони­мать уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних. От­сутствие законодательной базы, определяющей сферу деятельности юве­нальной юстиции, ее цели и задачи, не позволяет говорить о ней как о свершившемся юридическом факте, хотя в порядке эксперимента юве­нальные суды действуют в ряде регионов РФ, например в Санкт-Петербур­ге, Москве; в Ростовской области их уже 14.

    Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолет­них» на российские суды возложена обязанность при рассмотрении уго­ловных дел в отношении несовершеннолетних применять международные нормы ювенального правосудия; рассматривать такие дела должны специ­ально подготовленные судьи с позиций защиты интересов несовершенно­летних.

    В проекте закона «О ювенальной юстиции в Российской Федера­ции», разработанного в 2000 г. в рамках Федеральной президентской программы реализации судебной реформы в РФ (но так и не принятого), под ювенальной юстицией понимается судебная система, осуществля­ющая правосудие по делам несовершеннолетних, которая имеет следу­ющие задачи:

    Судебная защита прав и законных интересов несовершеннолетних;

    Судебное разбирательство дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних (ст. 1 проекта закона).

    В проекте закона ювенальная юстиция рассматривается как часть системы общего правосудия, действующая на общей правовой базе. Несо­вершеннолетний выделяется как особый субъект правовой защиты и су­дебного преследования, а одним из принципов ювенальной юстиции про­возглашается приоритет судебной защиты прав и законных интересов не-

    совершеннолетних. Суд по делам несовершеннолетних рассматривается как суд комплексной юрисдикции, в компетенцию которого входят и граж­данские дела по искам несовершеннолетних, иски их законных представи­телей о посягательствах на имущественные, личные неимущественные, трудовые, жилищные и иные права несовершеннолетних.

    В проекте закона были предусмотрены следующие виды судов по де­лам несовершеннолетних:

    Судья, рассматривающий дела несовершеннолетних единолично (ст. 11);

    Коллегиальный суд по делам несовершеннолетних, состоящий из трех судей (ст. 12);

    Суд присяжных по делам несовершеннолетних (ст. 13).

    В 2005 г. Советом при Президенте РФ по содействию развития ин­ститутов гражданского общества и прав человека был подготовлен проект федерального закона «Об основах системы ювенальной юстиции».

    В проекте закона под системой ювенальной юстиции понимается со­вокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, непра­вительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершенно­летнего).

    В рамках системы ювенальной юстиции осуществляются программы, проекты и мероприятия социального, педагогического, юридического, пси­хологического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию ребенка (несовершеннолетнего) (ст.

    Деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов осуществляется в отношении:

    Детей (несовершеннолетних), нуждающихся в защите их прав, сво­бод и законных интересов, в том числе в первую очередь в отношении бес­призорных и безнадзорных детей (несовершеннолетних);

    Детей (несовершеннолетних), признанных потерпевшими в соот­ветствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ;

    Детей (несовершеннолетних), находящихся в различных формах конфликта с законом, а также в отношении родителей и лиц, их заменя­ющих, ответственных за воспитание детей (несовершеннолетних) (ст. 3).

    Профилактика как цель прямо обозначена в ст. 2 проекта закона и закреплена в одном из принципов построения и функционирования сис­темы ювенальной юстиции, приведенных в ст. 4:

    Приоритет прав, свобод и законных интересов ребенка (несовер­шеннолетнего);

    Открытость и прозрачность процедур деятельности всех институ­тов системы ювенальной юстиции;

    Приоритет профилактического подхода,

    Защита прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершенно­летнего) специализированными государственными органами, органами мест­ного самоуправления, государственными, муниципальными и неправитель­ственными некоммерческими организациями, в том числе учреждениями;

    Расширение восстановительного подхода при осуществлении пра­восудия в отношении детей (несовершеннолетних);

    Создание условий для всесторонней социализации ребенка (несо­вершеннолетнего) как предпосылки для его наилучшего развития;

    Поддержка государством семьи в качестве наиболее благоприятной и естественной среды для воспитания ребенка (несовершеннолетнего);

    Взаимодействие государственных органов, органов местного самоуп­равления, государственных, муниципальных и неправительственных неком­мерческих организаций, в том числе учреждений, в ходе реализации и обес­печения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего);

    Доступность для детей (несовершеннолетних) социально-правовой помощи;

    Создание условий, обеспечивающих деятельность лиц, ответствен­ных за воспитание детей (несовершеннолетних);

    Создание системы активного взаимодействия с ребенком (несовер­шеннолетним).

    Любое физическое и юридическое лицо вправе осуществлять де­ятельность по реализации и обеспечению прав, свобод и законных интере­сов ребенка (несовершеннолетнего).

    Согласно ст. 5 проекта закона законодательство о ювенальной юсти­ции включает:

    Федеральный конституционный закон «О ювенальных судах в РФ»;

    Федеральный закон «Об основах системы ювенальной юстиции»;

    Законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и за­щите их прав;

    Законодательство об уполномоченных по правам ребенка;

    Иное федеральное законодательство, законодательство субъек­тов РФ, касающееся реализации и обеспечения прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего).

    Следует заметить, что законы «О ювенальных судах в РФ» и «Об уполномоченном по правам ребенка в РФ» до сих пор не приняты.

    В соответствии со ст. 6-8 проекта закона субъектами системы юве­нальной юстиции являются государственные органы и учреждения, входя­щие в систему ювенальной юстиции. К ним относятся:

    Ювенальные суды;

    Уполномоченные по правам ребенка;

    Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

    Должностные лица и иные работники прокуратуры, органов след­ствия и дознания, специализирующиеся на работе с детьми (несовершен­нолетними);

    Специализированные органы и учреждения юстиции, внутренних дел, здравоохранения, образования и культуры, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, государственной службы занятости, государственные органы, осуществляющие молодежную политику;

    Воспитательные колонии и иные специализированные пенитенци­арные учреждения длительной изоляции несовершеннолетних правонару­шителей.

    Муниципальные органы и учреждения, входящие в систему ювеналь­ной юстиции:

    Органы опеки и попечительства;

    Приемные семьи;

    Муниципальные социальные, исследовательские, диагностические, кризисные и реабилитационные центры служб и учреждений.

    Неправительственные некоммерческие организации, работающие с детьми (несовершеннолетними):

    Общественные объединения и иные неправительственные неком­мерческие организации, действующие в интересах детей (несовершенно­летних) и занимающиеся обеспечением и защитой их прав, свобод и закон­ных интересов;

    Негосударственные социальные, исследовательские, диагностичес­кие, кризисные, реабилитационные центры, службы и учреждения, втом

    числе учреждения для круглосуточного пребывания беспризорных и без­надзорных детей (приюты);

    Коллегии адвокатов.

    В соответствии с проектом федерального конституционного закона «О ювенальных судах в РФ» для осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних в качестве системы специальных судов, действу­ющих на основании Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ», создаются ювенальные суды.

    К делам в отношении несовершеннолетних относятся дела, в кото­рых несовершеннолетний является подсудимым либо потерпевшим - при рассмотрении уголовных и административных дел или одной из заинтере­сованных сторон - при рассмотрении гражданских дел.

    Проект закона предусматривает создание ювенальных судебных кол­легий в составе Верховного суда РФ, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автоном­ных областей и автономных округов.

    Дела в отношении несовершеннолетних рассматриваются федераль­ными ювенальными судьями единолично, а в вышестоящих ювенальных судебных коллегиях - в составе трех профессиональных судей.

    Сущность функций субъектов системы ювенальной юстиции заклю­чается в направленности их непосредственной деятельности (при взаимо­действии с другими субъектами ювенальной юстиции) на профилактику нарушений прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних и пре­дупреждение правонарушений несовершеннолетних. Формы их деятель­ности зависят от содержания законодательства, которое в настоящее время находится в стадии проектов и обсуждений.

    В Москве 13-14 декабря 2005 г. состоялась Международная конфе­ренция «Перспективы становления и развития ювенальной юстиции в сов­ременной России», где Российская Федерация была подвергнута критике за медлительность в учреждении суда по делам несовершеннолетних и соз­дании системы ювенальной юстиции.

    Необходимо избегать медлительности и в то же время не допускать излишней поспешности в процессе принятия и апробации ювенального за­конодательства в России, так как темпы роста преступности, в том числе преступности несовершеннолетних, не позволяют оставлять указанные проблемы без их оперативного, но взвешенного решения.

    В готовящейся к печати брошюре «Тревога! Ювенальная юстиция» и монографии «Проблема инокультурной ювенальной юстиции в современной России» вы сможете узнать об истории становления «детского правосудия» в разных странах, об отличиях моделей обществ, где эта практика так или иначе применяется. Авторы проанализировали статистику и опыт применения ювенальной юстиции, продемонстрировали, каким средствами манипуляции пользуются самые активные апологеты ювенальной юстиции и кто, собственно, продвигает ее введение. Пока же предлагаем вам отрывок из брошюры.

    Что же такое ювенальная юстиция?

    Словосочетание «ювенальная юстиция» вроде бы знакомо каждому, оно на слуху. Однако хоть сколько-нибудь устоявшегося определения не существует. Более того, нет даже относительно устойчивого общего понимания. Зачастую именно поэтому, рассуждая о ювенальной юстиции, стороны ведут ожесточенные споры и не могут договориться.

    Дело в том, что этот термин многозначен. В узком смысле ювенальная юстиция - это система методов исправления и защиты юных преступников. Причем система западная. В России для такой системы нет собственного отдельного названия, правосудие в отношении несовершеннолетних до внедрения ювенальной юстиции было специализированной частью общей системы правосудия и находилось в ведении комиссий по делам несовершеннолетних.

    Но в последние годы все чаще происходит подмена понятий и ювенальной юстицией называют любое детское (отличное от взрослого) правосудие, утверждая при этом, что тот, кто против ювенальной юстиции, - против особого детского правосудия вообще.

    Однако, поставив во главу угла благополучие и интересы ребенка, ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать (в частности, органы опеки и попечительства для обеспечения интересов ребенка в семье). Эти органы, изначально имевшие вспомогательные функции, постепенно стали доминирующими, что позволяет говорить о ювенальной юстиции также и в широком смысле.

    Национальная комиссия по детям в США пришла к выводу, что дети часто изымаются из своих семей "преждевременно или без необходимости", поскольку механизм федерального финансирования дает штатам "серьезный материальный мотив" предпочитать отбирать детей, а не оказывать детям помощь, позволяющую им продолжать жить вместе.

    В широком смысле под ювенальной юстицией (в этом значении ее иногда называют «ювенальной системой» или «ювенальным правом») понимается сложившаяся на Западе совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних и направленных на обеспечение их прав и интересов. В широком смысле слова тема ювенальной юстиции затрагивает государственную молодежную и демографическую политику, политику семьи и т. д. В частности, в России противники внедрения ювенальной юстиции обеспокоены тем, что детей можно будет бесконтрольно изымать из семей, как это происходит на Западе, что чревато разрушением самого института семьи.

    Так что же такое ювенальная юстиция в современной России? Жизненно необходимый элемент национальной правовой системы или навязанная извне лукавая разрушительная парадигма, внедрению которой в России следует всячески противиться?

    Какой бывает ювенальная юстиция?

    В узком смысле ювенальную юстицию часто именуют уголовной. В странах Запада исторически можно выделить три подхода к правосудию в отношении юных преступников: карательный, реабилитационный и восстановительный.

    Изучение ситуации с изъятиями детей учеными, правительственными комиссиями и юристами привело к одному и тому же выводу – 30% детей, изъятых из семей, были отобраны без всяких реальных оснований и не должны были подвергаться изъятию. Исследователи пришли к выводу: "Эти дети были изъяты из семьи не ради их безопасности, а ради безопасности соцработников".

    В 85% случаев, объявленных "пренебрежением нуждами ребенка", речь в действительности шла о бедности. Таково мнение Тревора Гранта, бывшего главы Детского отдела Социальных служб Нью-Йорка. Он поясняет: "Семьи разрушаются по совершенно ничтожным причинам. Если сломана мебель или в доме грязно, сотрудники социальных служб забирают ребенка. Если есть хоть малейшее сомнение, для соцработника безопаснее всего забрать ребенка, указав в качестве причины пренебрежение его нуждами, поскольку это никогда не приходится доказывать в суде".

    Карательная модель строится на более существенном, чем в других моделях, совпадении «взрослого» уголовного судопроизводства и производства в отношении несовершеннолетних. В ее основании часто лежит концепция обеспечения контроля над преступностью.

    Реабилитационная модель основывается на том, что несовершеннолетние преступники не могут полностью отвечать за собственные поступки. Именно она - и есть классическая модель западной уголовной ювенальной юстиции. Основная ее цель - благополучие и реабилитация несовершеннолетнего правонарушителя без применения к нему жестких уголовно-правовых средств воздействия. Несовершеннолетний здесь фактически освобождается от ответственности за свое правонарушение. Ребенок здесь сильнее правосудия. В «золотой век» ювенальной юстиции (50-е - 80-е г. ХХ в.) реабилитационная модель была основной. Однако опыт показал ее неэффективность.

    На Западе поняли, что реабилитационная модель вызывает стремительный рост детской преступности. Это можно рассматривать как серьезное предупреждение российскому увлечению ювенальной юстицией. Реакцией на такое положение дел стало усиление карательных тенденций. Западные страны с конца XX в. пошли по пути небольшого ужесточения наказания для несовершеннолетних. Так появилась восстановительная модель ювенальной юстиции.

    В восстановительной модели правонарушитель - субъект, способный и обязанный нести ответственность за свои действия, но с учетом особенностей детского возраста. Эта модель строится на тех же принципах, что и реабилитационная, но с необходимостью возмещения нанесенного вреда. Она слегка снизила уровень преступности, но не вернула его на докризисный уровень. Более того, в некоторых странах Запада под давлением ювенального лобби в последние годы происходит ренессанс реабилитационной ювенальной юстиции.

    Таким образом, ювенальная юстиция - это не любое правосудие в отношении несовершеннолетних. Особое детское правосудие есть практически во всех странах мира. Было оно и в Российской империи, и в СССР, есть и в современной России. Конечно, оно необходимо. Очевидно, что ребенок не может в силу возраста нести одинаковую со взрослым человеком ответственность даже за одинаковое преступление.

    Однако если ювенальная юстиция - это отвечающая западным ценностям реабилитационная модель детского правосудия, то необходимость ее введения в России вызывает большие вопросы. Поэтому важно подчеркнуть, что противники «ювеналки» протестуют не против защиты детей, а против того, как это реализует классическая западная система, которую протаскивают в Россию сегодня .

    Если ювенальной юстицией называют любое детское правосудие, то нужно понимать, что нам навязывается инокультурная модель ювенальной юстиции. Путаница в терминах порождает множество бесполезных споров. Возможно, кому-то она даже выгодна, так как маскирует суть протеста.

    Насколько ювенальная юстиция применима в России?

    Важно заметить, что в России начиная с XVII в. сложилось особое «детское» правосудие, однако ювенальная юстиция не возникла. Это произошло во многом потому, что ювенальное право - это производная от общей западной доктрины прав индивида.

    Либеральное правовое государство отдает правам индивида безусловный приоритет. Установление гражданского общества требует разрушения общинных солидарных связей и превращения людей в индивидуалистов.

    Российская же социальная философия считала индивидуализм некорректным, поскольку общество и личность связаны нераздельно и создают друг друга, а личности вне общества просто не существует. Согласно этой модели, свобода человека есть не что иное, как свобода выбирать между добром и злом. Поэтому человек не мог быть наделен особыми правами и свободами, противопоставленными обществу и родителям. Еще один важный момент - это укорененное в западной культуре понятие «естественный человек», «очищенный» от каких-либо культурных наслоений, моральных и этических норм. Это «очищение» потребовало связать индивидов множеством договоров, что привело к интенсивному законотворчеству. Культ закона возник на языческой основе еще в Древнем Риме, а впоследствии перешел и в католическую церковь, индульгенции которой - не что иное, как попытка сделки с Богом.

    Ювенальная юстиция придает юридическую трактовку и детско-родительским отношениям. Дети и родители здесь стали сторонами контракта. Вопрос любви, уважения между детьми и родителями в принципе выносится за скобки отношений.

    Но для России это просто нонсенс! В западном обществе нравственный контроль заменяется контролем закона. Сейчас этот принцип навязан России, что влечет за собой разрыв с системой права традиционного общества и разрыв непрерывного развития правосознания в России.

    В основе отечественной модели воспитания лежит взгляд на ребенка как на объект педагогического процесса. Цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие нравственной личности. На Западе же цель и ценность - саморазвитие ребенка как самостоятельной и независимой личности.

    Однако в России еще не произошло окончательного разрыва общечеловеческих связей. Если есть цель их разорвать и построить взамен атомизированное общество, то воспитание детей на началах ювенальной юстиции может поспособствовать тому, чтобы это произошло в кратчайшие сроки. Но допустимо ли это?