Произносимые согласные. Правило непроизносимые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Правило, примеры слов

Продажа

В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед

Например, вестник - известие, окрестность - перекресток, свистнуть - свистеть, свист, честный - с честью, яростный - яростью и т.д.

Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце - солнечно, грустный - грусть.

Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется - блестеть, плеснуть - плеск, лестница - лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес-ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

ЛесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

ПразДник - это День раДости и поДарков;

ЧуВства жиВут В нас, В нашем сердце.

Глухие и звонкие согласные

Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с (и соответствующие мягкие), к, ш на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п или б , ф или в , т или д , с или з , к или г , ш или ж . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з (и соответствующие мягкие), г, ж перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в (и соответствующими мягкими).

Например:

1) на конце слова: дуб (ср. дуба, дубок ), глуп (глупа, глупый ), грабь (грабить ), сыпь (сыпать ), нос (носы ), воз (возы ), год (года ), крот (крота ), женат (женатый ), рукав (рукава ), кровь (крови, кровью ), штраф (штрафы, штрафовать, штрафной ), вымок (вымокать, мокнуть, мокрый ), синяк (синяки ), мог (могут, могла ), малыш (малыша, малышня ), монтаж (монтажа, монтажный ), дрожь (дрожи, дрожать ); изморозь (изморози, морозы, морозить ) и изморось (измороси, моросить );

2) перед согласными:

а) перед глухими: дуб ки (ср. дубы, дубок ), тряп ка (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё ), куп ца (купец ), ов ца (овец ), лов кий (ловок ), рукав чик (рукава ), шкаф чик (шкафы ), низ кий (низок ), мис ка (мисок ), Вась ка (Вася ), Кузь ка (Кузя, Кузьма ), кад ка (кадок ), мет кий (меток ), ког ти (коготь ), лок ти (локоть ), бег ство (бегу, беглый ), лож ка (ложек, ложечка ), комнатуш ка (комнатушек ), крылыш ко (крылышек ); вперемеж ку (перемежаться ) и вперемеш ку (перемешать ), суп чик (супы ) и суб чик (субъект );

б) перед парными звонкими (кроме в ): молоть ба (молотить ), свадь ба (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать ), ходь ба (ходить ), прось ба (просить ), резь ба (резать ), волш ба (волшебный ), бож ба (божиться ), враж да (вражеский ), ж гу (жёг, обжигать ), ж дать (поджидать ).

Исключения: в словах отверстый и разверстый пишется с , хотя имеются глаголы отверзать (ся ), отверзнуть (ся ) и разверзать (ся ), разверзнуть (ся ). В словах абстракция, реакция, коррекция пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать ), в слове транскрипция пишется п (хотя транскрибировать ); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском).

В некоторых словах буквой г передается звук х : бог (бога, боги ), лёгкий, легче (лёгок ), мягкий, мягче (мягок, мягонький ). Слова мягкий, мягче, размягчить и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать .

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке , например: аб сент, аб солютный, анек дот, ап тека, ап сида, ас бест, аф ганцы, в друг, вок зал, в торой, г де, зиг заг, космонав т, об щий, оп том, оф сет, рюк зак, с бруя, тог да, ф тор, фут бол, эк замен .

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд . В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

1. В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд , а есть только основы на зг, зд (ь ); пишутся: мозг (мозга ), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги (не видно ), здесь, здоровье, здание ; исключение : сдоба, сдобный .

2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст (ь ); пишутся: пуск (пуска ), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск . В начале основ и корней буквосочетания зк, зт отсутствуют, а пишутся ск, ст , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .

Буквосочетание зт встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк – только на стыке корня и суффикса ?к? , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка .

Непроизносимые согласные

В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств – начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: чест ный (честен, честь ), страст ный (страстен, страсть ), радост ный (радостен, радость ), совмест ный (вместе ), крёст ный, крест ник (крест, крестить ), окрест ный (окрест ), кост ный (кость ), пакост ник (пакость, пакостить ), хлест нуть (хлестать ), хруст нуть (хрустеть ), несчаст ный и счаст ливый (счастье ), завист ливый (зависть ), ст лать (стелю ), позд ний (опоздать ), празд ный (празден ), наезд ник (ездить ), серд це, серд цевина, серд чишко (сердец, сердечный ), крест цовый (крестец ), ист ца (истец ), под узд цы (уздечка ), гигант ский (гигант ), голланд ский и голланд цы (Голландия, голландец ), агент ство (агент ), марксист ский (марксист ); сол нце (солнечный ), здрав ствовать, здрав ствуй (здравый, здравие ), яв ствовать (явный ).

Слова, не имеющие непроизносимых согласных , например: ужасный (ужасен ), опасный, опасность (опасен ), косный (косен ), искусный (искусен ), властвовать (власть, властен ), участвовать (участие ), слать (посылать ), интриганский, интриганство (интриган ).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть (хотя блестеть ), склянка ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный ), серчать (хотя сердиться ), скатёрка (хотя скатерть ; но скатерочка ).

В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в в слове чувство, т в слове лестница (в последнем случае согласная т пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать (идти), яства (еда), ровесник .

Двойные согласные

Двойные согласные на стыке значимых частей слова

Двойные согласные пишутся на стыке приставки и корня, если приставка кончается, а корень начинается одной и той же согласной буквой, напр.: беззаконный, бессердечный, ввести, восстановить, иззябнуть, исстари, оттереть (но ср. отереть , где приставка о- ), поддержать, преддверие, преддипломный, ссыпать, рассыпать, раззвонить, чересседельник, контрреволюция, посттоталитарный .

Различаются в написании, с одной стороны, слова с корнем ?чет? (расчёт, расчётный, расчётливый; расчесть, расчесться ), а с другой – слова с корнем -чит- (расс читать, расс читывать ).

Двойные согласные пишутся на стыке составных частей сложносокращенных слов , если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной, например: главврач, госсобственность, Моссовет, поммастера .

Двойное н и двойное с пишутся на стыке производящей основы и суффикса, если основа кончается, а суффикс начинается одной и той же согласной н или с :

В словах с суффиксами (ый, ой ), напр.: длинный (от длина ), старинный (старина ), каменный (камень ), карманный (карман ), доменный (домна ), законный (закон ), гостинный (от сущ. гостиная: гостинные разговоры, гостинный завсегдатай ), чеканный (чеканить ), временный и временной (время, времени ), стенной (стена ); (ий ): осенний (осень ), сторонний (сторона ), ранний (рано ); -ник : ценник (цена ); -ниц (а ): звонница (звон ); -нича (ть ): обезьянничать (обезьяна );

В словах с суффиксами -ск (ий ), напр.: матросский (от матрос ), русский (Русь ), арзамасский (Арзамас ), черкесский (черкес ); -ств (о ): искусство (искусный ).

Двойное н пишется также в числительном одиннадцать (от один ); двойное с – в формах муж. рода прошедшего времени глаголов при сочетании корня на с с конечной частью (постфиксом) -ся , напр.: несся, спасся .

Двойное л пишется в слове гулливый (от гулять , суффикс -лив- ).

В таких словах, как юный, свиной , пишется одно н , поскольку они не содержат суффикса -н- .

В слитно пишущихся словах не пишется больше двух одинаковых согласных подряд , хотя бы это и требовалось составом слова, напр.: рассориться (рас+ссориться ), колонный (от колонна: колонн+ный ), ванная (от ванна: ванн+ная ), пятитонный (от тонна: пяти+тонн+ный ), одесский (от Одесса: одесс+ский ), прусский (от Пруссия: прусс+ский ), донбасский (от Донбасс: донбасс+ский ). Но ср. сохранение трех одинаковых согласных в пишущихся через дефис словах: пресс-секретарь, пресс-служба, масс-старт, грамм-молекула, килограмм-метр .

Двойные согласные в русских корнях

Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.

· Двойное ж пишется в словах вожжи, дрожжи, жужжать, можжевельник и в производных от них, напр.: дрожжевой, жужжание, можжевёловый , а также в некоторых формах глагола жечь и производных от него словах, напр.: жжёшь, жжёт, жжёный, выжженный, возжжённый, жжение, жжёнка (второе ж возникает здесь в результате чередования г – ж : ср. жгу – жжёт ).

· Однако в словах, где есть чередование зг – зж , зд – зж , пишется на месте долгого согласного ж не двойное ж , а зж , напр.: брызжет (брызги ), брюзжать (брюзга ), визжать (визг ), дребезжать (вдребезги ), загромозжу (загромоздить ), мозжечок, размозжить (мозг ), позже (поздно ), приезжать (приезд ); то же в брезжить (от устар. брезг ‘рассвет’).

· Двойное с пишется в слове ссора и его производных: поссориться, перессориться и др., а также в словах с корнем росс- , например: Россия, россияне, российский, великоросс, малороссиянин .

Слова с корнем рус? пишутся с одним с , напр.: русист, русификация, русифицированный, русофил, русофоб, обрусеть, белорус ; но при наличии суффикса ?ск? – двойное с : русский, русскоязычный, русскоговорящий, белорусский, великорусский ; с двойным с пишется и слово Белоруссия .

Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях

Написание двойных согласных в корнях заимствованных (иноязычных) слов определяется в словарном порядке , напр.: аббревиатура, акклиматизация, аккомпанемент, аккредитация, аккуратный, аллея, антенна, апелляция, аппарат, ассоциация, аттракцион, бацилла, брутто, буддизм, ванна, ватт, грамм, грамматика, грипп, группа, иллюзия, иллюстрация, иммиграция, ирригация, касса, кассета, киллер, класс, коллекция, колонна, комментировать, коммуна, компромисс, корреспондент, коррида, коррозия, коррупция, масса, металл, миссия, новелла, оппозиция, пицца, пресс, пресса, программа, профессор, раввин, спиннинг, стеллаж, суббота, терраса, террор, тонна, триллер, труппа, хлорофилл, хоккей, эксцесс, эссенция .

Иноязычные слова с одиночными согласными : алюминий, галерея, десерт, дилер, дилетант, импресарио, коридор, офис, официальный, офшор, рапорт, раса, софит, тореро, тротуар, штекер, эмиграция и многие другие.

Двойные согласные пишутся также в некоторых собственных именах, напр.: Аггей, Аполлон, Виссарион, Геннадий, Ипполит, Кирилл, Филипп, Алла, Анна, Аполлинария, Белла, Генриетта, Инна, Римма; Аккерман, Бессарабия, Бонн, Голландия, Ессентуки, Одесса .

В вариантах бриллиант – брильянт и производных словах (бриллиантовый – брильянтовый, бриллиантик – брильянтик, бриллиантин – брильянтин ) вторые члены этих пар пишутся с одной буквой л перед ь . То же относится к вариантам типа миллион – мильон, миллионный – мильонный, миллиард – мильярд (вторые члены таких пар, ограниченные в употреблении, встречаются чаще в поэзии).

В словах, образованных от основ, оканчивающихся на две одинаковые согласные, двойные согласные перед суффиксами сохраняются, напр.: группа – группка, групповой, группировать; программа – программка, программный, программировать; балл – пятибалльный, галлы – галльский, металл – металлический, металлург; класс – классовый, классный, одноклассник; компромисс – компромиссный, киловатт – киловаттный, либретто – либреттист, норманны – норманнский, антенна – антеннщик, ванна – ваннщица, Дарданеллы – дар?данелльский, Калькутта – калькуттский, Канн Канны ) – каннский, Равенна – равеннцы .

Однако вместо двойной согласной пишется одна согласная буква в следующих случаях:

1) в уменьшительных и фамильярных формах личных имен с суффиксом (а ), напр.: Алла – Алка, Стелла – Стелка, Эмма – Эмка, Жанна – Жанка, Инна – Инка, Римма – Римка, Васса – Васка, Мирра – Мирка, Мариэтта – Мариэтка, Савва – Савка, Кирилл – Кирилка, Филипп – Филипка (так же: Филипок , род. п. Филипка? и Филипчик );

2) одиночная буква н – в любых словах с суффиксом (а ), напр.: финка (ср. финн ), пятитонка, трёхтонка (тонна ), колонка (колонна ), антенка (антенна );

3) в следующих словах: кристальный (кристалл ), финский (финн ), оперетка (оперетта ).

При сокращении слов, содержащих двойную согласную, в составе сложносокращенных слов сохраняется только одна согласная, напр.: грамзапись (граммофонная запись ), корпункт (корреспондентский пункт ), теракт (террористический акт ), групком, групорг, спецкор .

В первой части сложных слов, пишущихся через дефис, двойные согласные сохраняются, напр.: масс-индикатор, масс-культура, пресс-форма, пресс-центр, экспресс-анализ, ватт-секунда ; то же в слове ваттметр .

На конце слов Донбасс, Кузбасс (-басс от бассейн ) пишется двойное с .

Следует различать написание сложносокращенных слов и графических сокращений: последние сохраняют на конце перед точкой двойные согласные, напр.: спецкор, собкор , но: спец. корр., соб. корр.

26 августа 2016

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

В этой статье мы поговорим о том, как проверить:

  • правописание глухой или звонкой согласной в корне слова. Например, в словах: болотце, глаз или походка.
  • правописание непроизносимых согласных в корне слова. В таких словах, как свистнет, тростка или бессовестный.
  • правописание слов с удвоенными согласными. Например: коллекция, русский или аккуратный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Для того, чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова следует изменить проверяемое слово или подобрать родственное слово, таким образом, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или согласные л, р, м или н .

Например:

прос ьба – прос ить

низ кий – низ ок

лёд – лед овый

А каким образом можно изменить слова?

В некоторых случаях, если проверяемое слово – существительное в единственном числе, достаточно изменить это слово, представив его во множественном числе:

глаз – глаз а

цеп ь – цеп и

сосед – сосед и

берег – берег а

Иногда изменение существительного не дает возможности проверить правописание согласной, тогда можно представить слово во множественном числе, но в другой форме:

блуз ка – блуз ки – (много) блуз ок

шляп ка – шляп ки – (много) шляп ок

Также для проверки некоторые существительных можно их представить в уменьшительно – ласкательном виде:

шап ка – шап очка

подуш ка – подуш ечка

берез ка – берез онька

игруш ка – игруш ечка

Или наоборот:

блюд це – блюд о

погод ка – погод а

трав ка – трав а

Бывают слова, в которых правописание согласных нельзя проверить предложенным способом.

Например, такие слова как вокзал, футбол, оптом .

Правописание таких слов следует запомнить, а в случае сомнений воспользоваться орфографическим словарем.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Для того чтобы проверить правописание непроизносимой согласной в корне слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы в нем эта согласная четко произносилась. В этом слове проверяемый согласный звук должен оказаться перед гласным звуком.

Например:

уст ный – уст а

здрав ствуй – здоров ый

капуст ный – капуст а

Но если при проверке в корне слова проверяемой буквы не оказывается, то эта буква в слово не вставляется.

Например:

чудесн ый – чудеса

опасн ый – опасаться

ужасн ый – ужасы

Но есть слова, правописание которых не проверить предложенным способом, эти слова являются словарными, их правописание следует запомнить:

чув ствовать

лест ница (но лесенка)

ск лянка (но стекло)

блесн уть (блестеть)

словесн ый

яств а

ровесн ик

наперсн ик

Правописание слов с удвоенными согласными в корне слова

К сожалению, нет правила позволяющего проверить правописание слов с удвоенными согласными в корне слова. Правописание таких слов надо запомнить. Слова, в которых слышится долгий согласный звук, пишутся с удвоенной согласной:

суббота, коллекция, касса

Перенос таких слов осуществляется по слогам, как и других, но сдвоенные буквы делятся:

суб-бота, те-ле-грам-ма