Расчет по аренде земли. Расчет аренды земельного участка и порядок внесения арендной платы за землю. Арендные платежи за землю

Ипотека

ЗК РФ Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Позиции высших судов по ст. 39.7 ЗК РФ >>>

1. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

2. В случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.

В случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за такой земельный участок определяется в размере начальной цены предмета аукциона.

3. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами , порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

4. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка:

1) с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;

2) с лицом, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, если земельный участок образован в границах застроенной территории, подлежащей развитию, и предоставлен указанному лицу;

2.1) с лицом, заключившим договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договор об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этому лицу для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, и в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации, с некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования, в отношении земельного участка, предоставленного этой организации для освоения территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования;

3) с гражданами, имеющими в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков;

28 августа 2007 г., 10 июня, 28 октября 2008 г., 24 марта 2009 г., 18 июля 2012 г., 18 июня 2013 г., 17 апреля, 27 августа, 23 декабря 2014 г., 17 июня, 28 августа 2015 г., 29 марта 2016 г., 30 июня, 1 августа 2017 г.

Разрешенное использование земельного участка

Ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка

На период реконструкции зданий и сооружений без изменения вида разрешенного использования земельного участка, но не более 2 лет

Для размещения имущественного комплекса перебазируемой организации, но не более чем на 3 года

Для организаций, использующих труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников не менее 30%, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25%

При оплате услуг организации-арендатора земельного участка или закупке произведенной им продукции за счет средств бюджета города Москвы, при условии, что такая продукция (услуга) составляет не менее 70% в общем объеме доходов (реализации) *(6)

При несоответствии фактического использования земельного участка утвержденным градостроительным требованиям

В отношении земельных участков, предоставленных общественным организациям (объединениям), профессиональным союзам, объединениям работодателей

В отношении земельных участков, предоставленных для размещения режимных объектов производственного или научно-производственного назначения

В отношении земельных участков, предоставленных организациям, образующим инфраструктуру поддержки малого предпринимательства в городе Москве, утвержденную распорядительными документами Правительства Москвы

В границах территории Московского международного делового центра "Москва-Сити"*(6)

В отношении земельных участков, предоставленных предприятиям оптового продовольственного комплекса, участвующим в годовых (или трехлетних) программах поставок продовольствия

В отношении земельных участков, предоставленных аккредитованным предприятиям бытового обслуживания, предприятиям общественного питания детского и молодежного досуга*(6)

Земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки, за исключением

предоставленных для:

строительства жилых зданий

Земельные участки, предназначенные для строительства многоквартирных жилых зданий, соответствующих требованиям к архитектурно-градостроительным решениям

Земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки

Строительства, кроме:

Земельных участков, приобретенных гражданами (предоставленных гражданам) под индивидуальное жилищное строительство

Земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, за исключением земельных участков, предназначенных для:

Строительства, кроме:

Многоэтажных и/или подземных гаражей-стоянок для личного автотранспорта

Гаражей-стоянок для личного автотранспорта, включенных в программу "Народный гараж", а также "перехватывающих" парковок

1 руб. за 1 кв.м

Объектов транспортно-пересадочных узлов

1 руб. за участок

Эксплуатации гаражей-стоянок для личного автотранспорта

Эксплуатации объектов транспортно-пересадочных узлов

1 руб. за участок

Земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, за исключением предоставленных для:

Розничной торговли в киосках и павильонах, специализирующихся на торговле билетами общественного городского транспорта, театральными билетами, периодической печатью, мороженым, квасом, хлебобулочными изделиями, культовыми принадлежностями, утварью и атрибутикой, оказания услуг бытового обслуживания населения в специализированных киосках и павильонах

Деятельности по предоставлению справочно-информационных услуг населению

Организации похорон и предоставления связанных с ними услуг

Деятельности приютов для безнадзорных и бесхозяйных животных

Деятельности по организации азартных игр

Предоставления услуг бань в банях с залами общего пользования

Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц, кроме:

Строительства гостиниц, в том числе в составе многофункциональных комплексов

Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, кроме:

Объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии, за исключением предоставленных для:

Фундаментальных научных исследований

Прикладных научных исследований и экспериментальных разработок

Эксплуатации культовых комплексов, зданий, сооружений, духовно-административных центров религиозных организаций и деятельности по религиозному образованию

Строительства, кроме:

Объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии

По обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях

Земельных участков, предназначенных для размещения и строительства имущественных комплексов технологических парков*(7)

Земельных участков, предназначенных для размещения имущественных комплексов государственных научных центров Российской Федерации*(4)

Земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения

Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, за исключением земельных участков, предоставленных для осуществления следующей деятельности:

Производство станков и инструмента*(3)

Производство автомобилей, производство частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей

Производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, бытовых электрических приборов

Производство подшипников

Химическое производство

Производство резиновых шин, покрышек и камер

Текстильное производство, производство одежды, обуви, игр и игрушек, производство составных частей и приспособлений машин для текстильной, швейной и кожевенной промышленности

Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, макаронных изделий, готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления, не включенных в другие группировки

Оптовые поставки основных видов продовольствия, утверждаемые распорядительными документами Правительства Москвы

Эксплуатация объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса

Удаление сточных вод и обработка твердых отходов

Сбор, очистка и распределение воды, в том числе гидротехнических очистных сооружений и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства

Сбор и обработка вторичного сырья

Государственные кладбища

1 руб. за участок

Благоустройство территорий, прилегающих к вокзальным комплексам и привокзальным площадям

1 руб. за участок

Размещение и строительство имущественных комплексов технополисов*(7)

Земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов

Земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов

Земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи, конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, кроме:

Строительства, за исключением:

Магистральных трубопроводов, линий связи и линий электропередач, а также взаимосвязанные вспомогательные работыобъектов метрополитена*(5)

эксплуатации и ремонта метрополитена и сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию и оказывающего услуги по утвержденным государством тарифамЗемельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами*(5)

Земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования

Земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные, если не предусмотрено иное.

Примечания:

1. Размер платы за аренду земельных участков, арендуемых организациями и физическими лицами, полностью освобожденными от земельного налога или имеющими право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, установлен 1 рубль. В случае, если физическое лицо полностью освобождено от земельного налога или имеет право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в соответствии с действующим законодательством, а также имеет в пользовании несколько земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 рубль производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору.

1(1). Размер платы за аренду земельных участков, арендуемых государственными учреждениями города Москвы, в случаях, предусмотренных пунктами 3 , 4 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, составляет 1 рубль.

1(2). Размер годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации имущественных комплексов, получивших в установленном порядке статус промышленного комплекса, устанавливается в размере 0,3 процента от кадастровой стоимости земельного участка с первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен статус промышленного комплекса, до первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен статус промышленного комплекса.

1(3). Размер годовой арендной платы за земельные участки, предоставленные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации имущественных комплексов, расположенных на территориях, признанных в установленном порядке инвестиционными приоритетными проектами города Москвы, в том числе получивших статус технопарка, технополиса, индустриального (промышленного) парка (за исключением статуса промышленного комплекса), устанавливается в размере 0,01 процента от кадастровой стоимости земельного участка с первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором присвоен соответствующий статус, до первого числа первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором прекращен соответствующий статус.

1(4). Основанием для применения ставок арендной платы, предусмотренных пунктами 1(2) и примечаний к приложению 1 к настоящему постановлению, являются:

Правовые акты Правительства Москвы о присвоении статуса промышленного комплекса, технопарка, технополиса, индустриального (промышленного) парка, принятые в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 11 февраля 2016 г. N 38-ПП "О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве";

Правовые акты Правительства Москвы о присвоении статуса управляющей организации, резидента технологического парка, принятые в порядке, действовавшем до дня вступления в силу постановления Правительства Москвы от 11 февраля 2016 г. N 38-ПП "О мерах по реализации промышленной и инвестиционной политики в городе Москве".

1(5). Размер арендной платы за земельные участки, предоставленные для эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для размещения в них кинотеатров и кинозалов, при условии, что площадь размещаемого в объекте капитального строительства кинотеатра и кинозала составляет не менее 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, устанавливается в размере 0,05 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.

В случае, указанном в настоящем пункте, правила пункта 2.7 настоящего постановления не применяются.

2. Размер арендной платы за земельные участки (либо их части), расположенные в пределах проезжей части и предоставленные для размещения стоянок кратковременного хранения автотранспорта, включая городские платные парковки, а также для обеспечения строительных работ, в порядке, действовавшем до даты вступления в силу Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", определяется по формуле:

S - площадь участка,

СМ - стоимость за квадратный метр в год, которая составляет:

В границах Третьего транспортного кольца города Москвы - 30 000 руб./кв. м;

За пределами Третьего транспортного кольца города Москвы до Московской кольцевой автомобильной дороги - 25 000 руб./кв. м;

В границах территории, присоединенной к городу Москве в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г., утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью", и в городе Зеленограде - 15 000 руб./кв. м.

3. Размер арендной платы за земельные участки, расположенные в границах улично-дорожной сети и земель резерва, особо охраняемых природных территорий, скверов и парков, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящих примечаний, а также за земельные участки, в отношении которых правовыми актами Правительства Москвы не утверждена кадастровая стоимость, устанавливается по формуле:

САП - ставка арендной платы согласно настоящему приложению,

СУПКС - средний удельный показатель кадастровой стоимости для фактического использования земельного участка,

S - площадь участка.

Здравствуйте, Руслан. Я проанализировал ответы юристов и подготовил развернутый ответ на ваш вопрос.

Чтобы получить право на использование земельного надела, не обязательно выкупать его в собственность. Один из самых распространенных вариантов владения участком – заключение договора аренды. Если территория принадлежит частному лицу, то размер вознаграждения за использование надела определяется в самом соглашении, его предельная цена не регулируется законодательством. Когда речь идет об участке, находящемся в муниципальной, государственной или федеральной собственности, тогда производят расчет арендной платы за земельный участок по кадастровой стоимости, или другим способом, указанным в нормативных актах.

Отношения между участниками сделки в данном случае регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ). В роли арендодателя в таких сделках выступают уполномоченные органы федеральной, региональной власти или местного самоуправления. Арендатором может стать как обычный человек, так и организация.

Как рассчитывается арендная плата

  • цена аренды должна иметь твердое экономическое обоснование, учитывающее назначение участка и его предполагаемую доходность;
  • должен существовать законный порядок расчета аренды, обеспечивающий ее предсказуемость, а также описывающий ситуации, когда сумма может быть изменена с подачи арендодателя;
  • формула расчета арендной платы за землю не должна содержать сложных математических вычислений, чтобы быть понятной любому человеку, не имеющему специального образования;
  • если арендная плата за участки устанавливается во время переоформления владельцами прав на них, то ее размер не должен повлечь ухудшения их финансового положения и не превышать удвоенной суммы налога на эту землю;
  • при расценке аренды обязательно учитывается необходимость поддержки тех сфер хозяйственной деятельности, которые имеют важное общественное значение, ограничив максимальный платеж суммой земельного налога или передав надел в безвозмездное пользование;
  • запрещается отдавать предпочтение той или иной территории, если она обладает одинаковыми характеристиками с другими наделами.

Кроме ответа на вопрос: как узнать стоимость аренды земельного участка муниципальной земли, Постановление № 582 содержит Правила, которым необходимо следовать при определении размеров платежа за использование участка, находящегося в собственности Российской Федерации. Согласно данным правилам, сумма ежегодной аренды наделов может рассчитываться, исходя из:

  • кадастровой стоимости конкретной территории;
  • рыночной цены, определенной в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (далее – Закон № 135-ФЗ).
  • ставок, установленных в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития РФ;
  • результата аукциона (торгов).

В первых двух случаях отправной точкой расчетов является стоимость объекта недвижимости, различается лишь подход к ее определению.

Арендная плата в обязательном порядке изменяется по инициативе органа государственной или муниципальной власти один раз в год. Размер роста равен инфляционному коэффициенту, определяемому на законодательном уровне.

Особенности расчета аренды земельного участка от кадастровой стоимости в 2017 году

Они заключаются в определении базовой величины вычислений. В пунктах 3-5 Правил Постановления № 582 указаны виды участков, для которых применяется подобный способ расчета аренды. В ст. 24.11 Закона № 135-ФЗ под кадастровой оценкой подразумевается целый ряд действий, включающих в себя:

  1. Принятие решения об организации процедуры органами исполнительной власти или местного самоуправления (далее - заказчики). Повторная оценка может быть произведена не ранее, чем через 3 года, исключение составляют объекты, находящиеся в населенных пунктах федерального значения, по ним минимальный срок составляет 2 года.
  2. Определение объекта, в отношении которого будет устанавливаться стоимость. По запросу заказчиков процедуры Росреестр предоставляет список территориальных объектов, которые требуют определения стоимости.
  3. Выбор специалиста для выполнения работ по оценке, оформление с ним договорных отношений на конкурсной основе. Кадастровые работы подлежат обязательному страхованию на сумму от 30 миллионов рублей на период, составляющий не менее полугода.
  4. Определение цены объекта, составление отчета об оценке. Его формирование осуществляется в соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития РФ № 382 , выпущенного в 2011 году.
  5. Утверждение заказчиком процедуры стоимости участка. Он обязан это сделать не позднее 20 дней с момента принятия отчета об оценке, оформив соответствующий акт. Со времени подписания этого документа стоимость участка считается принятой.
  6. Размещение информации о цене надела в государственном реестре (ЕГРН). Росреестр, проводящий процедуру регистрации недвижимости, обязан сделать это в течение 10 дней с того момента, как ему сообщили новую стоимость участка.

Арендная плата за землю может быть пересмотрена, если изменилась кадастровая стоимость надела. Переоценка проводится не чаще 1 раза в год и происходит по состоянию на 1 января года, который следует за тем периодом, в котором производились расчеты.

Особенности расчета арендной платы за земельный участок от его рыночной цены

Если объект находится в федеральной собственности и не подходит по своим характеристикам под участки, указанные в пунктах 3-5 Правил , то при определении размера арендных платежей применяют рыночную стоимость наделов. Для ее расчета исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления заключают договор с независимой саморегулируемой организацией, которая из числа своих специалистов выделяет исполнителя работ.

Рыночная стоимость земельных объектов считается более справедливой, поскольку рассчитывается исходя не из нормативов, а из реальной ситуации на рынке недвижимости. При ее определении учитывают не только площадь объекта, а также ряд других показателей, среди которых есть месторасположение и доходность участка. В большинстве случаев такая оценка отличается от кадастровой оценки в большую или меньшую сторону.

При расчете аренды на основании рыночной цены надела, применяют коэффициент, равный ключевой ставке Банка России, которая принята на законодательном уровне на текущий период. Ее умножают на стоимость участка, получая сумму ежегодного платежа.

Формула расчета арендной платы за землю от кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость устанавливается на 1 квадратный метр территории. Чтобы узнать цену всего участка, ее умножают на его площадь. Для вычисления арендной платы за эту землю, кадастровую стоимость умножают на коэффициент.

Если земля находится в муниципальной собственности, то таким коэффициентом является ставка, определяемая в нормативных актах органов местного самоуправления. Когда надел принадлежит государству, то применяется коэффициент в виде процентной доли, указанной в п. 3 Правил . Он варьируется в пределах от 0,01 % до 2 % и напрямую зависит от характеристик, назначения земли и статуса арендатора.

Так, надел, предоставленный лицу, освобожденному от налога на землю, обойдется ему в 0,01 % от кадастровой стоимости, как и в случае аренды участка, загрязненного опасными отходами. Садоводы и огородники, а также частные застройщики могут использовать землю за 0,6 % от ее цены в год.

Самая дорогая аренда начисляется за участки, где нет зданий и сооружений, или на них присутствуют земельные ресурсы, которые можно добывать в коммерческих целях.

Для наглядности расчет аренды земли от кадастровой стоимости можно представить в следующем виде:

А = С*S*k, где,

С – цена по кадастру недвижимости (руб. за кв. м.);

S – площадь участка (м);

k – коэффициент (%).

Ставка, применяемая для расчета стоимости аренды муниципальных земель, может отличаться в зависимости от региона, где расположена территория.

Особые случаи расчета аренды земельного участка от кадастровой стоимости

К ним относятся те ситуации, когда в аренду сдается государственная земля, предназначенная для определенных целей, указанных в п. 5 Правил.

Примером могут служить территории, на которых строятся или уже построены автомобильные дороги, тепловые станции, газо- и нефтепроводы, и другие объекты, важные для хозяйственной и экономической жизни страны.

При определении платы за использование таких участков применяют ставки, величина которых установлена нормативными актами Минэкономразвития РФ. Для каждого вида деятельности разработана своя нормативная база.

Это правило действует и в отношении наделов, расположенных в особых экономических зонах нашей страны, указанных в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» .

Мы рассмотрели основные моменты, раскрывающие суть вопроса: как рассчитать стоимость аренды земельного участка от кадастровой стоимости. При кажущейся простоте подобные сделки имеют множество нюансов, которые надо рассматривать в каждом отдельном случае.

Экономическое положение в государстве таково, что выращивать и продавать аграрную продукцию стало весьма выгодным занятием. Но вначале нужно рассчитать перспективы, будущие расходы и доходы, чтобы все сделать правильно и не разориться. Если у собственника хватает денежных средств, то он может приобрести землю в личное пользование. Но многие граждане не могут себе позволить этого сделать. К счастью вовсе необязательно покупать землю, можно арендовать ее. Но в первую очередь необходимо выяснить, как осуществляется расчет стоимости арендной платы земельного участка.

Следует учитывать, что арендовать землю у государства и у частного лица – это две разные вещи. Представители власти, когда выполняют расчет арендной платы за земельный участок, учитывают объективные параметры его ценности: месторасположение, целевое назначение, собственные планы на него. Методика расчета арендной платы у частного лица или компании может содержать субъективные методы: «популярность» участка, коммуникационную оснащенность, свои личные аппетиты.

В связи с этим нужно разделять стоимость аренды на нормативную цену, рыночную и кадастровую. Каждая из них устанавливается по своим правилам и одна способна оказывать влияние на другую. Величина всякой арендной платы должна, быть указана в заключаемом соглашении.

Нормативная, кадастровая и рыночная стоимость

Нормативная арендная плата определяется государственными и муниципальными ведомствами. Она не изменяется от рыночных колебаний. Цена устанавливается в зависимости от земельной категории (целевого назначения) и месторасположения участка. По категориям все участки условно подразделяются на те, что государство не передает в аренду и не реализует, и на участки, которые могут быть в частном владении.

Кадастровая оценка, выполненная государственными ведомствами, обязательна для всех земельных участков. Именно при ней учитывается много важных факторов, которые оказывают влияние на конечную цену аренды участка. Зачастую кадастровая цена становится рыночной стоимостью.

Во время кадастровой оценке измеряют и закрепляют сведения о границах, плане и площади территории. Именно такие показатели необходимо учитывать, когда рассчитывается реальные арендные платежи.

Рыночная цена аренды порой заметно различается по сравнению с кадастровой оценкой. Это связано с тем, что на окончательную сумму оказывают влияние основные рыночные факторы – предложение и спрос. А на них серьезно влияют психология отдельных граждан и масс, политическое и экономическое положение в государстве и на отдельной его территории.

Более всего подвержены колебаниям рынка земельные участки, которые находятся в черте города. На стоимость воздействуют объективные факторы (близкое расположение, главных улиц, магазинов), а также нерациональные и субъективные условия. Таковыми считаются «престижность» района, а именно близкое местоположение парков, памятников архитектуры, выделение района, где живут самые обеспеченные граждане.

Значительную объективность во время рыночной оценки выполняют общие ожидания граждан. Если есть надежды, что повышение экономики государства будет расти, то будет увеличиваться спрос на земельную застройку предприятиями. В результате повысится и стоимость аренды.

Формулы расчета

Можно отметить, что цена, в соответствии с которой осуществляется расчет арендной платы за землю, сильно отличается от того, с кем заключается договор: с государством или частным лицом.

Общая формула, позволяющая рассчитывать арендную плату за земли, принадлежащие государству, следующая:

В этом случае:

– А – это арендная плата, являющаяся, по своей сути, налоговым сбором;

– К – кадастровая цена участка;

– % – коэффициент, который зависит от вида нанимателя, а также цели аренды.

Такие коэффициенты расчетов арендной платы землю могут принимать целый ряд значений:

  • 0.01 процента – для всяких лиц, которые обладают правом на то, чтобы быть освобожденными от налоговых платежей или получать налоговые льготы;
  • 0.6 процента – для земель, предназначенных для садоводства, подсобного и фермерского хозяйства, огородничества, для аграрных нужд;
  • 1.5 процента – для территорий непосредственно под возведение производственных зон, жилищного и другого строительства;
  • 2 процента – если аренда осуществляется для того, чтобы добывать полезные ископаемые.

Методика расчета арендной платы за землю, принадлежащую частнику, выполняется в соответствии со следующей формулой:

В этом случае:

  • А – это арендная плата, взимаемая в год;
  • Ц – это рыночная стоимость земли;
  • % – величина ставки рефинансирования Центрального Банка.

Здесь определяется именно рыночная цена земли. Она может быть больше кадастровой оценки. При этом факторы, которые увеличивают цену не всегда являются логичными и объективными. Рыночная цена земли должна устанавливаться независимой организацией за шесть месяцев до того, как клиент вступит в собственные права.

Величина ставки рефинансирования устанавливается в начале того года, когда было подписано соглашение на аренду. Т.е. если соглашение на аренду участка с мая по сентябрь 2016 г. подписывалось в декабре прошлого года, то величина ставки равняется 8.25 процентов – именно такова ставка Центробанка в 2015 г.

Можно привести пример расчета арендной платы землю. Предприниматель принял решение открыть кафе. Земельный участок для этого он решил арендовать у областного Кабинета Министров. Период аренды – весь 2016 г. Проведение кадастровой оценки осуществлялось в июне прошлого года, и сразу было заключено соглашение. Кадастровая цена земли равняется 300 тысяч руб. Тогда устанавливается следующий порядок расчета арендной платы земельный участок:

– Кадастровая стоимость – 300 тыс. руб.

– Коэффициент – 1.5 процента, поскольку ведется строительство кафе.

– Оплата за год равняется 300 тыс.руб. * 1.5 процента = 4500 руб.

Особые случаи

На сегодняшний день огромный список особых случаев, когда арендаторы полностью освобождаются от оплаты налога за землю, содержится в Законе «О плате за землю» (статья 12). Ст.14 устанавливает, что ведомства местного самоуправления вправе определять льготы по налогу на землю, частично освобождая арендатора от его уплаты на конкретный период, отсрочивая выплаты, снижения ставки налога на землю для отдельных арендаторов в пределах той налоговой суммы, которая остается в распоряжении ведомства местного самоуправления.

Так, в соответствии с законом от уплаты налога на землю полностью освобождены:

  • заповедники, ботанические сады, национальные парки;
  • научные учреждения, использующие землю для проведения экспериментальных и исследовательских целей;
  • граждане и предприятия, занимающиеся народными промыслами;
  • учреждения искусства, здравоохранения, образования и социального обслуживания;
  • предприятия и граждане, получили в аренду нарушенные земли и они нуждаются рекультивации и т.д.

Налоговый сбор на землю, расположенной в отводной полосе железных дорог, взимается с организаций железнодорожного транспорта в размере максимум 25 процентов от ставки налога, что установлена за сельскохозяйственные угодья.