Державная икона Божией Матери – это иконографический образ Богородицы с удивительной историей. Мы расскажем все о создании иконы о том, где хранится ее оригинал и, где можно приложиться к чтимым спискам Державной иконы Божией Матери.
Державная икона Божией Матери. Оригинал
Почитание образа, который изображен на иконе Божией Матери Державная, связано с новейшим периодом российской истории. Предание об иконе хорошо известно: жительница слободы Перерва Бронницкого уезда Евдокия Адрианова несколько раз во сне видела белую церковь и слышала требование найти чёрную икону и сделать её красной. 2 (15 по н.ст.) марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенское была найдена большая почерневшая от времени икона Божией Матери: на коленях Ее восседает Младенец Христос, в руках Пречистой - царские регалии, скипетр и держава. В тот же день Государь Николай Александрович, император Российской империи, подписал отречение от престола за себя и своего сына цесаревича Алексея в пользу брата, Великого князя Михаила Александровича (впоследствии расстрелян большевиками).
Икону Божией Матери Державная немедленно стали почитать жители Коломенского и окрестностей. По сей день по мнению многих православных, после отречения монарха от престола Сама Богородица хранит символы царской власти, а вместе с ними и саму Россию. В составлении службы и акафиста образу принимал участие святой Патриарх Тихон.
Образ на иконе Божией Матери Державная относится к канону «Цареградских» икон, написан, судя по всему, в конце XVIII века. Икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря - облачение Богородицы написано красным.
В советское время икона Божией Матери Державная хранилась в запасниках Исторического музея, в 1990 году была возвращена Церкви - сейчас оригинал образа находится в Казанской церкви в Коломенском. Но приложиться к чтимым спискам можно не только там.
В храме Вознесения Господня на Гороховом поле (улица Радио, дом 2), кроме многих других святынь, находится список иконы Божией Матери Державной. Здесь же пребывает образ святого страстотерпца царя Николая, обильно мироточивший в конце 90-х годов.
В главном храме Успенского благочиния города Москвы, церкви Успения Божией Матери в Троице-Лыкове пребывают несколько чтимых образов Пресвятой Богородицы, а среди них и икона Божией Матери «Державная».
Сам Успенский храм, поврежденный в 30-х годах, восстановлен со второго раза - еще в 1935 году церковь была включена Лигой Наций в список выдающихся памятников мировой архитектуры. В 1970 году здание начали реставрировать, но финансирование было приостановлено, и к восстановлению храма вернулись только в начале 2000-х.
На московском подворье Соловецкого монастыря, в храме великомученика Георгия Победоносца (Рождества Богородицы) в Ендове, икона Божией Матери «Державная» почитается особо - ведь Соловки стали Русской Голгофой, путь на которую начался 2 (15) марта с отречения от престола Императора - падения традиционной российской государственности.
Храм святого великомученика Георгия Победоносца в Ендове
С 1995 года в Москве существует храм-часовня Державной иконы Божией Матери. Именно с него началось восстановление главного собора страны - храма Христа Спасителя, рядом с которым и стоит эта маленькая деревянная церковь. Перед находящимся в ней чтимым списком «Державной» два раза в неделю читается акафист: по средам в 17.00 и по воскресеньям - в 14.00.
В соседнем с храмом Христа Спасителя храме Илии Пророка во 2-м Обыденском переулке пребывает чтимый список иконы Божией Матери «Державная», написанный в начале 1920-х годов художником Николаем Чернышевым. Вскоре после этого Николай Чернышев был арестован и погиб за веру в декабре 1924 года.
Вы прочитали статью .
Об иконе Божией Матери Державная для детей:
Православный собор относится к Московской епархии РПЦ, располагается на перекрестке ул. Чертановой и Сумского проезда. Сооружение отличается изящностью архитектуры шатрового стиля. Первый собор (деревянный), разделенный на два яруса, появился на свет в 1997 г. по просьбам местной православной общины, нуждающейся в проведении богослужений.
Главной святыней является «Державная» икона Пречистой Богоматери, к тому же здесь хранятся мощи Андрея Первозванного и преподобной великомученицы Анастасии.
Церковь Державной иконы Божией Матери в Чертанове
Чертановская местность располагается на юге столице, она вошла в городскую черту в 1960 г. Название район получил от находившейся здесь с XVIII столетия небольшой деревни. Строительству «Державного» собора в Чертаново предшествовала удивительная история.
Название церкви связано с событием появления этого чудотворного образа недалеко от поселения Коломенское.
Храмовая икона на фасаде Державной церкви в Чертаново
В 2018 г. ведется деятельность по отделке внутреннего убранства. Практически закончена работа над двумя иконостасами для дополнительных (боковых) пристроек. Подходит к финальной части отделка в приходском доме, где будут располагаться просфорня, православные школы, актовый зал и канцелярия.
Интерьер церкви иконы Богоматери Державная в Чертаново
С 2004 г. при храме действует семейный хор, считающийся важной составляющей приходской жизни. Он каждую неделю принимает участие в богослужениях, а также поздравляет ветеранов, сирот и инвалидов в соответствующих организациях, куда община отправляет пожертвования.
Церковь «Державной» иконы находится в столице, по адресу: ул. Чертановская, дом № 2 (корпус 2).
Собор открывает врата для мирян каждый день, в 9:00 совершается Божественная литургия, а в 19:00 проходит вечернее богослужение с обрядом исповеди.
Ритуал Крещения запланирован на выходные дни.
Чтобы добраться до «Державного» храма, следует от станции метро «Чертановская» проехать на трамваях № 1 (№ 16) или на автобусах № 28 (№ 189) до остановки «Сумской проезд». Храм располагается в ста метрах от дороги, слева от него стоит большой пруд.
Сооружению собора «Державной» иконы сопутствовало чудесное знамение. Московское духовенство разрешило построить в Чертанове сначала деревянный, а потом и кирпичный храм. Сегодня приход ведет активную социальную деятельность, помогая сиротам и беднякам, здесь ежедневно проводятся православные богослужения.
Храм Державной Божией Матери в Чертаново
Первые сведения о богородичной ветви катакомбного христианства относятся к 1990 году , когда началось открытое свидетельство и выступления его членов, в том числе через всесоюзное общество «Знание».
Общественная организация возглавлялась Сергеем Большаковым (имевшим в «Общине Церкви Божией Матери Преображающейся» сан епископа и духовное имя Пётр), духовное окормление как общественной, так и религиозной организации осуществлялось Архиепископом Иоанном .
В соответствии с Уставом общественно-просветительской организации «Богородичный Центр» («Фонд Новая Святая Русь»), основными целями деятельности являлись: «возрождение лучших традиций благочестия, праведности; благотворительность, милосердие и просвещение; содействие учреждению новых отношений между людьми на основе гуманизма, братской любви, всепрощения и других общечеловеческих духовных ценностей ».
Деятельность осуществлялась посредством общественно-просветительной работы (лекции, беседы, конференции, семинары, паломничества, воспитательная работа в школах, интернатах и т. д.); издательской деятельности (публикации «Откровений Божией Матери» и др. литературы в соответствии с Законом о печати и средствах массовой информации); реставрационно-строительной деятельности (восстановление, строительство, открытие приютов, монастырей, скитов, часовен и т. д.); благотворительной деятельности; формирования здорового образа жизни; организации подготовки и переподготовки кадров, работающих по направлениям «Богородичного Центра».
Членство в фонде могло быть коллективным и индивидуальным. В качестве индивидуальных членов «Богородичного Центра» могли являться граждане, «разделяющие идеи и уставные цели фонда». Многие члены фонда относили себя к последователям богородичной ветви православия, но в целом общественное объединение провозглашало принцип надконфессионального сотрудничества, членами его могли быть люди разных взглядов и конфессиональной принадлежности.
Членство в организации не фиксировалось, поэтому точных данных нет. Некоторые представители СМИ ошибочно относили к членам московского общественно-просветительского фонда сочуствующих и прихожан религиозной организации «Община Церкви Божией Матери Преображающейся», последователей богородичной ветви православия, проживавших в Москве, а также в других городах Российской Федерации.
Фонд издавал книги Откровения Божией Матери в России и за рубежом, переводы книг о явлениях Девы Марии по всему миру (Лурд , Фатима , Меджюгорье, Монтихиари, Скио и др.), литературу, посвященную духовному пути в наши дни. Совместно с членами «Общины Церкви Божией Матери Преображающейся» фонд издавал и распространял литературу, посвященную праведным семьям.
Согласно действущему Закону об общественных объединениях, «Фонд Новая Святая Русь» делает неоднократные попытки пройти перерегистрацию. После очередного отказа в связи с «ненадлежащим оформлением документов», в 1999 году фонд перестаёт действовать.
Религиозная организация «Православная Церковь Божией Матери Державная», ее московская община, а также общины в других городах проходят государственную регистрацию в 1999 году в соответствии с требованием российского законодательства и продолжают действовать по настоящее время. При прохождении государственной регистрации Экспертный Совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве Юстиции Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года , № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» в течении полугода провел экспертизу деятельности ПЦБМД. При этом были сделаны письменные запросы в государственные органы Российской Федерации и получены положительные отзывы о деятельности ПЦБМД. На основании экспертизы и полученных положительных отзывов было сделано положительное заключение о продолжении деятельности ПЦБМД.
Словно богатая и плодородная земля, плодоносная душа отца Саввы непрерывно орошалась многочисленными ручьями. Непрестанной молитвой и напряженной богослужебной жизнью черпал он воды благодати, уподобившись древу, «насажденному при исходищих вод» (Пс. 1, 3). Ночами он бодрствовал и молился едва ли не всё время от заката до рассвета. Сон приносился в жертву на алтарь молитвы. Стоя, словно несокрушимый столп, и держа в руке четки (…) «ангелолепно и в подражание ангелам» (Григорий Палама) воспевал Пребожественную Троицу . Если даже немощная плоть начинала протестовать, готовая упасть и предаться сну, ее удерживали кольца, проходившие под мышками у отца Саввы и привязанные к канату, который, в свою очередь, был прикреплен к потолку келии. Этот способ удерживать себя стоящим и неусыпно пребывающим в оплоте молитвы применяли многие великие боголюбцы (Духовник отец Савва).
«Богородичный центр» ставит целью создание на просторах бывшего СССР теократического государства - «Новой святой Руси».
Береславский называет современную Россию «империей мирового зла».
Имеется негативное отношение к многим достижениям научно-технического прогресса. . Характерно отношение к женщинам как к людям второго сорта, женское начало признается греховным (хотя для женщины и открыт путь к спасению, но он намного тяжелее, чем для мужчины).
Первый долг мужа - любить жену, любить искренне, как самого себя и даже более. Немногие мужья способны так любить своих жен. Любить жену должно (подобно тому), как Божию Матерь. … У супруга - долг любви перед женой: любить ее, как самого себя. У жены - долг любви перед мужем: отвечать ему той же любовью - нежно, жертвенно, милосердно, быть ему помощницей и советницей его.
Вместе с тем, Богородичная Церковь, как православное новое религиозное движение, хочет быть такой же патриотичной и национальной, а также исторически укорененной как и официальная Православная Церковь. Это удалось сделать, по крайней мере, тверской общине со свойственной Церкви «современного пророка» Иоанна (Береславского) эмоциональностью и прямолинейностью (схожей с простотой и прямолинейностью, а также убежденностью в своей правоте старца в исполнении Петра Мамонова в фильме «Остров»). Парадокс подобных НРД заключается в том, что они в самой радикальной и необычной форме показывают истинное лицо народного православия со всеми его чудесами и историческими героями, спасающими людей от болезней, нищеты и окружающей безысходности. Вместе с тем, последователи богородичного православия смогли исповедовать православие в том виде, в каком они себе его представляют. |
…оба архиепископа служили одну и ту же Божественную литургию, словно бы раздвигая ее канонические рамки и вводя туда молитвы и проповеди о России. При этом канон не был нарушен, напротив, он был творчески, богословски и литургически обогащен - каждый священнослужитель, архиепископ ли, священники или дьяконы, вносили в общую литургию свой личный молитвенный и богословский опыт. И служба была так слаженна, так органична, видно, потому, что все, кто служил, а сцена была наполнена духовенством, несли, как дар, свой огонь веры и любви в это общее служение, умножая его спасительный смысл. … Это была огненная литургия: весь огромный зал жил общей жизнью, и каждый из нас, потрясенный любовью Христа к нам и нашей любовью к Нему и друг к другу, стал единой Церковью, а значит, Телом Христовым… |
Державной иконы Божией Матери в Чертанове. Источник: http://irina.reklaming.ru.
Нередко строительству церквей предшествуют необычные явления, которые умом постичь невозможно. Державной иконы Божией Матери в Чертанове – одно из таких зданий с удивительной историей.
Одна из местных жительниц несколько раз наблюдала необыкновенное голубое свечение в районе перекрёстка Сумского проезда и ул. Чертановской. Это подвигло её организовать религиозную общину (в 1992-м), а через какое-то время власти выделили участок на возведение храма. Из нескольких предложенных для этого мест выбрали, конечно, то самое, где появлялся необычный свет.
Державной иконы Божией Матери в Чертанове. Источник: moscowroller.ru.
К строительству приступили спустя несколько лет, и вот, в 1997-м построили и освятили деревянный храм-часовню. Назван он в честь Державной иконы Божией Матери не случайно. Именно этот образ явился одной из прихожанок недалеко от Коломенского в 1917 г., в день, когда Николай ІІ отрёкся от престола.
Во сне Евдокия услышала голос, что поведал ей о большой чёрной иконе в селе Коломенском, которую нужно взять и сделать красной. После крестьянка увидела ещё один сон с белой церковью и женщиной, величественно восседавшей в ней. Крестьянка решила, что таких случайностей не бывает, и отправилась в Вознесенскую в Коломенском.
Вместе с настоятелем монастыря они отыскали нужную икону. Она была в подвале, среди старых досок под толстым слоем пыли и действительно казалась чёрной. Когда же святыню отмыли, образ предстал перед всеми присутствующими во всей красе – божья матерь со скипетром и державой в руках и с короной на голове. Облачена она была в красную царскую порфиру, а на коленях держала младенца.
Икона Божией Матери «Державная» (старая) в Чертаново, в Москве.
Вот такие чудесные истории связаны с Храмом Державной иконы Божией Матери в Чертанове . Кстати, ранее в этом районе уже была небольшая , хоть документальных подтверждений этому и нет.
При всём этом очень скоро стало понятно, что возведённый храм Державной иконы Божией Матери не вмещает всех прихожан. Поэтому осенью 2001-го начали строительство нового, двухэтажного здания храма, которое официально завершилось в 2013 году.
На протяжении этого времени проект менялся, и в итоге мы можем наблюдать красивый трёхпридельный храм с пятью главами. Архитектурные элементы разной высоты, сочетание стройных шатров и массивных низких куполов, прямых и изогнутых линий создаёт великолепную гармоничную композицию. Здание вмещает около полутора тысяч людей и является одной из самых просторных церквей Москвы.
Пути Господни неисповедимы, и только Он сам знает, как, каким образом дать о себе чудную весть, послать людям надежду в бедах и утешение в скорбях. Происходит это по-разному: через встречу с мудрыми и добрыми людьми, чтение духовных книг или пророческие видения.
Храм иконы Божией Матери «Державная» в Чертанове (город Москва) по нынешним меркам совсем «молодой», существует чуть больше десятилетия. Прославился он благодаря чудотворному образу, само явление которого людям нельзя назвать иначе как Благодатью Господней. В феврале 1917 года некоей крестьянке, женщине простой, но набожной, по имени Евдокия Андрианова, стали сниться странные сны. Будто некий голос говорил ей, что в подмосковном Коломенском икона есть. Она размерами крупная, цветом черная. И следует людям дать, «красной сделать», дабы все молиться могли. Сон первый женщина не совсем разгадала, хотя и почувствовала его мистическую значимость. Храм иконы Божией Матери "Державная" (в Чертанове) тогда ещё, естественно, не существовал. Но именно с этих снов история разными путями стала приближать события, которые приведут к его постройке. Во втором видении Андриановой причудилась прекрасно-величественная женщина, в которой она узнала Деву Марию. Матерь Божья находилась в белой церкви и повторила свои указания. Не смея противиться Высшей воле, Евдокия пошла в Коломенское и рассказала обо всём настоятелю.
Священник стал вместе с Андриановой рассматривать все старинные образы Богоматери на иконостасе. Но ни один не был похож на тот, что ей приснился. Тогда из подвала церкви была принесена давно там находившаяся, покрытая слоем пыли большая старинная икона. Когда её привели в порядок, то и батюшка, и Евдокия, и сторож дома Божьего замерли в священном трепете. Перед ними во всей красе и торжественности воссияло изображение Богоматери в образе Царицы Небесной. Она восседала на небесном престоле, в царских одеждах, в короне, со На коленях Матушка держала Младенца, благословляющего народ. Именно этот образ украсил впоследствии храм Иконы Божией Матери «Державная» в Чертанове. Ведь его-то и видела в пророческих снах Евдокия!
Слух о чудесном открытии моментально облетел не только окрестности Москвы, но и разнёсся далеко за пределами области. В Коломенское потянулись богомольцы со всей России-матушки, прося Заступницу о своих нуждах, находя поддержку в скорбях и горестях. В годы советской власти, как историческая ценность, образ был отдан на сохранение в фонды Московской Епархии, а затем в Государственный Исторический музей. В 90-е гг., когда народ вновь повернулся лицом ко вновь возвратилась в Коломенское. А осенью 2001 года был выстроен деревянный храм иконы Божией Матери «Державная» в Чертанове. В настоящее время возведён рядом и постоянный, уже каменный храм.
Район Чертаново расположен в Южном Московском округе. В черту города вошёл в 1960 году. На одноимённой улице, названной так в декабре 1968 года, стоит храм Державной иконы Божией Матери. Восточный фасад деревянной церкви украшен удивительной по своей красоте мозаикой, полностью повторяющей Священный образ. Ежедневно тут проводятся Литургии и вечерние службы. Икона «Державная Божья Матерь» притягивает к себе сердца верующих и страждущих, и каждый желающий может после исповедаться, снять с себя тяжесть грехов, посоветоваться с батюшками. По субботним и воскресным дням по нуждам граждан проводятся обряды святого водного крещения (деток от младенческого возраста и старше, а также взрослых, кто желает прийти в лоно Христианской Православной церкви).