Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан. Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Как рассчитать субсидию

Помощь государства

Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. N 54
«О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

С изменениями и дополнениями от:

См. постановление Московской городской Думы от 1 ноября 2006 г. N 303 «О Законе города Москвы «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Настоящий Закон устанавливает стандарты города Москвы, применяемые при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии).

Законом установлены стандарты г. Москвы, которые в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяют право граждан на получение субсидии для оплаты жилого помещения и коммунальных услуг. Так, субсидии предоставляются в случае, если соответствующие расходы, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно Закону, стандарт нормативной площади жилого помещения составляет: для одиноко проживающего гражданина - 33 кв. м общей площади жилого помещения, для семьи из двух человек - 42 кв. м, а для семьи из трех человек и более - 18 кв. м.

Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг определяется исходя из платы за содержание и ремонт жилых помещений и платы за следующие коммунальные услуги: отопление; централизованное горячее водоснабжение; газоснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение.

Также вводится новый стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, в связи с чем признан утратившим силу Закон г. Москвы, которым данный стандарт устанавливался ранее.

Закон вступает в силу с 1 декабря 2006 г., но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования.

Закон г. Москвы от 1 ноября 2006 г. N 54 «О стандартах города Москвы, применяемых при определении прав граждан на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Настоящий Закон вступает в силу с 1 декабря 2006 г., но не ранее чем через 10 дней со дня его официального опубликования

Текст Закона опубликован в газете «Тверская, 13» от 23 ноября 2006 г. N 140, в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», ноябрь 2006 г., N 65 (дата выхода номера в свет 20.11.06), в московской жилищной газете «Квартирный ряд» от 14-20 декабря 2006 г. N 50, в «Ведомостях Московской городской Думы», 2006 г., N 12 (дата выхода номера в свет 26.12.06)

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Статья 24. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

Статья 24. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

1. На территории края региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - региональный стандарт нормативной площади жилого помещения), устанавливается в размере 20 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек.

2. Для проживающих в коммунальных квартирах и общежитиях региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 12 квадратных метров жилой площади, рассчитанной как сумма площадей жилых комнат, на каждого проживающего члена семьи.

3. Для одиноко проживающего человека региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 33 квадратных метров общей площади жилья.

4. На семью из двух человек региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 42 квадратных метров общей площади жилья, в том числе на одного члена семьи - в размере 21 квадратного метра общей площади жилья.

5. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения увеличивается на 10 квадратных метров жилой площади или на 17 квадратных метров общей площади, но не более фактически занимаемой общей площади жилого помещения:

1) инвалидам, имеющим право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, которым в установленном законом порядке предоставлено право на дополнительную жилую площадь;

3) ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;

4) участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам;

С - размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в рублях).

Поскольку предоставление жилищных субсидий является вопросом местного значения, финансирование расходов должно осуществляться из местных бюджетов. Однако, это положение не исключает участие в финансировании средств регионального бюджета, что возможно за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации. Так, действующее законодательство к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относит предоставление субвенций местным бюджетам для выплаты гражданам адресных субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг Других компетенций в рассматриваемой сфере у органов государственной власти нет, кроме установления региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Учитывая фактор территориальной дифференциации, проектируемая система должна включать возможность получения субъектом РФ финансовой помощи из федерального бюджета на указанные цели (на перечисление субвенций). Объем финансовой помощи рассчитывается исходя из федеральных стандартов, которые отличаются от региональных, средства перечисляются через Федеральный фонд софинансирования расходов регионального бюджета.

Как рассчитать субсидию

Перед тем, как считать деньги, нужно понять, кому предоставляется субсидия. Финансовая помощь для оплаты ЖКУ выделяется не только гражданам РФ, но также гражданам Киргизии и Беларуси. Главный критерий – низкая платежеспособность семьи. То есть сумма в квитанции не должна быть больше, чем 22 процента от общего семейного дохода. Местные власти имеют право изменять эту цифру федерального стандарта. Например, в Москве сумма оплаты ЖКУ не должна превышать 10 процентов от общего дохода.

Если семья уже имеет льготы или социальную помощь, то величина поправочного коэффициента для нее нужно вычислять так. ПК = СЖКУс:СЖКУб. СЖКУс – это стоимость жилищно-коммунальных услуг с учетом скидки. СЖКУб – это стоимость жилищно-коммунальных услуг без учета скидки. Остальная формула остается такой же.

Статья 24. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг

1. На территории края региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (далее - региональный стандарт нормативной площади жилого помещения), устанавливается в размере 20 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи из трех и более человек.

2. Для проживающих в коммунальных квартирах и общежитиях региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 12 квадратных метров жилой площади, рассчитанной как сумма площадей жилых комнат, на каждого проживающего члена семьи.

3. Для одиноко проживающего человека региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 33 квадратных метров общей площади жилья.

4. На семью из двух человек региональный стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере 42 квадратных метров общей площади жилья, в том числе на одного члена семьи - в размере 21 квадратного метра общей площади жилья.

5. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения увеличивается на 10 квадратных метров жилой площади или на 17 квадратных метров общей площади, но не более фактически занимаемой общей площади жилого помещения:

1) инвалидам, имеющим право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством Российской Федерации;

2) гражданам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, которым в установленном законом порядке предоставлено право на дополнительную жилую площадь;

3) ветеранам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам;

4) участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и приравненным к ним лицам;

5) семье из двух человек, если оба члена семьи являются пенсионерами по возрасту;

6) неполной семье, в которой имеется ребенок в возрасте до 18 лет;

7) семье из двух человек, в которой женщина находится в отпуске по беременности и родам, а второй член семьи обучается с отрывом от производства.

6. Семьям, указанным в пунктах 5 - 7 части 5 настоящей статьи, увеличение регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, предусмотренное абзацем первым части 5 настоящей статьи, производится в случае, если они не имеют права на получение льгот при оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральным и краевым законодательством. Данное увеличение производится в целом на семью.

7. Субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.

8. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, устанавливаемый настоящей статьей, применяется также при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных краевыми законами, в случаях, определенных краевыми законами.

В России действует довольно непростая система региональных жилищных стандартов. Это стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилья, стандарт нормативной площади жилого помещения и стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг. Как они устанавливаются, и какие проблемы в связи с этим возникают?

В настоящее время в программе жилищных субсидий используются три вида региональных стандартов :

  1. стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (стандарт ММД);
  2. стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и стоимости жилищно-коммунальных услуг (стандарт НП);
  3. стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (стандарт СЖКУ).

Необходимо уточнить, что при установлении органом местного самоуправления перечисленных выше местных стандартов при начислении субсидий используются именно местные, а не региональные стандарты, однако такого рода информация практически недоступна, поэтому в дальнейшем мы будем использовать региональные стандарты (табл.1).

1. Региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (стандарт ММД)

Судя по данным табл.1, ни один субъект РФ не установил размер стандарта МДД выше соответствующего федерального стандарта – 22%, хотя законодательного запрета на это нет. На уровне федерального значения 22% стандарт МДД установлен в 60 регионах. В остальных 20 регионах размер этого стандарта ниже федерального. Лидируют 2 федеральных округа: Уральский, в котором 50% субъектов федерации установили более низкий региональный стандарт МДД, и Центральный – почти 40%. Диапазон более низких по сравнению с федеральным региональных стандартов МДД составляет от 10% в Москве и Чукотском АО до 21% в Республике Татарстан, Тюменской области и Ханты-Мансийском АО.

Решение об удержании стандарта на федеральном уровне органы власти субъектов федерации принимают в основном по двум причинам: отсутствие достаточных средств собственно в региональных бюджетах и нежелание потерять субсидии из Федерального фонда софинансирования социальных расходов (ФФССР) на частичное возмещение расходов бюджетов субъектов РФ, связанных с предоставлением гражданам субсидий. Эти причины взаимосвязаны. Практика показывает, что во многих субъектах объем запланированных бюджетных средств превышает сумму предоставленных субсидий, т.е. существует реальная возможность увеличить число участников программы, но региональный стандарт не пересматривается из-за опасений последующего уменьшения субсидирования региона из ФФССР. Такая позиция, на наш взгляд, не совсем верна.

Таблица 1. Региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Для доказательства этого тезиса рассмотрим более подробно предусмотренный порядок субсидирования.

Для каждого субъекта РФ ежегодно устанавливается определенный уровень возмещения расходов на предоставление гражданам субсидий. Средства выделяются ежеквартально в объеме, который рассчитывается по определенной формуле, которая содержит коэффициент соответствия размера регионального стандарта МДД размеру федерального стандарта. Если коэффициент соответствия равен 1 (условие равенства федерального и регионального стандартов), то при прочих равных условиях региональный бюджет получит из ФФССР объем средств, соответствующий установленной доле. Например, субъекту РФ установлен уровень возмещения расходов на предоставление гражданам субсидий в размере 20%. Если этот субъект предоставил субсидии на сумму 500000 тыс. руб., то при коэффициенте соответствия 1 региону возмещаются расходы в объеме: 500000 тыс. руб. × 0,2 × 1 = 100000 тыс. руб. На первый взгляд кажется, что при уменьшении регионального стандарта МДД, например, до 15% (соответственно, коэффициент соответствия будет меньше: 15/22≈0,68, в этом диапазоне для дальнейших расчетов он принимается равным 0,65), объем возмещения составит: 500000 тыс. руб. × 0,2 × 0,65 = 65000 тыс. руб. Судя по приведенным расчетам, из федерального бюджета будет недополучено 35000 тыс. руб. Однако такой вывод будет справедлив при сохранении объема предоставленных субсидий на прежнем уровне, что не будет выполнено, т.к. снижение регионального стандарта приведет к расширению круга участников программы и увеличению объемов субсидирования граждан, допустим, до 800000 тыс. руб. Соответственно, объем возмещения из ФФССР также вырастет: 800000 тыс. руб. × 0,2 × 0,65 = 104000 тыс. руб., т.е. на 4000 тыс. руб. больше, чем при региональном стандарте МДД 22%. Таким образом, вывод о нецелесообразности снижения регионального стандарта должен быть экономически обоснован с точки зрения увеличения количества участников программы и объемов выданных субсидий.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день удержание регионального стандарта на уровне федерального значения объясняется не столько недостатком бюджетных средств, что было характерно для более ранних этапов развития системы жилищных субсидий, сколько нежеланием региональных администраций тратить свои бюджетные средства. Некоторые субъекты федерации, даже решившись потратить на субсидии свои дополнительные средства, стараются при этом не допустить возникновения ситуации упущенной выгоды, т.е. устанавливают такие условия предоставления субсидий, которые обеспечивают возмещение расходов из федерального бюджета на прежнем или более высоком уровне (в нашем случае максимальный объем возмещения может составить 800000 тыс. руб. × 0,2 × 1 = 160000 тыс. руб.).

В целях сохранения объемов бюджетного финансирования программ субсидий региональные администрации могут использовать дифференциацию региональных стандартов МДД . Судя по имеющимся данным, в 38 субъектах РФ (48% от представивших информацию в Минрегион России) установлена дифференциальная шкала регионального стандарта МДД. На практике это означает, что для отдельных категорий граждан применяются более низкие значения размера регионального стандарта. Чаще всего дифференциация осуществляется в зависимости от среднедушевого дохода семьи (чем ниже доходы, тем ниже и МДД) или от социального статуса гражданина (для отдельных социальных групп населения: пенсионеров, многодетных семей, пользователей льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и др. значение стандарта МДД ниже, чем для остальных граждан).

Углубленный анализ данных табл.1 позволяет сделать следующие выводы:

  1. в 29 субъектах РФ региональный стандарт МДД установлен в размере 22% без дифференциации;
  2. в 31 субъекте РФ региональный стандарт МДД установлен в размере 22% и дифференцируется по различным основаниям;
  3. в 13 субъектах РФ региональный стандарт МДД установлен в размере ниже 22% без дифференциации;
  4. в 7 субъектах РФ региональный стандарт МДД установлен в размере ниже 22% и дифференцируется по различным основаниям.

В применении дифференциации стандарта МДД лидируют Сибирский федеральный округ, где 85% субъектов РФ применяют дифференцированный стандарт МДД, Уральский федеральный округ – 67% и Приволжский федеральный округ – 54%. Например, в Сибирском федеральном округе общие региональные стандарты МДД соответствуют федеральному (22%) в 11 субъектах РФ (85%). При этом в ряде субъектов РФ дифференциация позволяет снизить МДД до 13% при среднедушевом доходе семьи от 0 до 1,2 размера прожиточного минимума; до 14% – если среднедушевой доход находится в диапазоне от 1,2 до 1,4 размера прожиточного минимума; до 15% – в диапазоне от 1,4 до 1,6 и т.д. При доходе более 2,8 размера прожиточного минимума МДД составляет максимально возможное значение – 22%.

Другой пример – дифференциация по социальной принадлежности. В северо-Западном федеральном округе 9 из 10 субъектов РФ, участвовавших в обследовании, установили региональный стандарт на федеральном уровне. При этом в ряде субъектов РФ стандарт снижен до 13% для многодетных семей, семей, в которых проживают неработающие граждане, имеющие право на получение трудовой пенсии, и для неработающих одиноко проживающих граждан, имеющих право на получение трудовой пенсии; до 15% для семей и одиноко проживающих граждан, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ. Для остальных категорий стандарт остается на уровне 22%. Минимальное значение регионального дифференцированного стандарта – 0% – установлено для семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Количество категорий граждан с целью их дополнительной социальной поддержки регионы определяют самостоятельно, на практике их количество может составлять от 1 до 10 и более.

Таким образом, дифференциация региональных стандартов МДД, с одной стороны, позволяет усилить степень защищенности граждан программой субсидий на местах, но при этом значительно увеличиваются издержки, связанные с администрированием программы. Всего в 51 субъекте РФ (64%) применяются более мягкие по сравнению с федеральным стандартом МДД условия предоставления жилищных субсидий.

Еще одним следствием дифференциации является «эффект исключения», когда дифференциация регионального стандарта МДД приводит к тому, что установленный его максимальный размер (22%) используется при расчете субсидий в исключительных случаях или вообще не используется. Рассмотрим механизм возникновения этого эффекта. При уровне доходов, превышающих прожиточный минимум, даже одиноко проживающие граждане (и тем более семьи из двух и более человек) на субсидию претендовать не могут, и реально действующий предельный размер стандарта МДД уменьшается приблизительно до 15%, хотя в официальных документах и официальной статистике он зафиксирован на уровне 22%.

В результате сложной дифференциации число получателей и объем бюджетных средств на субсидии увеличивается гораздо существеннее, чем при простом установлении размера регионального стандарта МДД на несколько процентов ниже федерального значения. За счет дифференциации величина основного максимального значения регионального стандарта МДД для отдельных категорий граждан, а иногда и для всех получателей субсидий, может быть снижена в несколько раз, вплоть до нулевого значения. Эффект исключения усиливается в субъектах РФ, где установлены региональные стандарты МДД на уровне ниже 22% и одновременно эти стандарты дифференцированы в зависимости от среднедушевого дохода населения. В настоящее время таких регионов 7: 3 в Центральном федеральном округе, 2 – в Уральском, 2 – в Северном.

Таким образом, в зависимости от поставленных задач можно достичь таких результатов дифференциации стандарта МДД, при которых:

  • незначительное количество участников программы получит субсидии, рассчитанные по более низкому значению стандарта МДД, чем для подавляющего большинства получателей субсидий;
  • большая часть участников программы получит субсидии, рассчитанные по более низкому значению стандарта МДД, чем для оставшейся, относительно небольшой, части получателей субсидий;
  • подавляющее большинство и, как исключение, все участники программы получат субсидии, рассчитанные по низкому значению стандарта МДД, а максимальное значение установленного регионального стандарта не будет использоваться в расчетах.

2. Региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий и стоимости жилищно-коммунальных услуг (стандарт НП)

В настоящее время федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты не устанавливают федеральный стандарт нормативной площади жилого помещения, такого рода стандарты устанавливаются только на региональном уровне. Подавляющее большинство субъектов РФ установили региональные стандарты НП в размере ранее действовавшего федерального стандарта социальной нормы площади жилья: 33 кв. м – для одиноко проживающих граждан; 21 кв. м – на одного члена семьи из двух человек; 18 кв. м – на одного члена семьи из трех и более человек. Однако средневзвешенный размер площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи для семей различной численности, как правило, с этим стандартом не согласуется, как и не согласуется он и с установленными региональными стандартами НП.

В целях увеличения числа участников программы и размера субсидии некоторые субъекты РФ установили размеры региональных стандартов НП выше ранее принятой социальной нормы, не изменив при этом степени их дифференциации в зависимости от численности семьи. Например, для семьи их трех человек устанавливалась норма площади в размере 21 кв. м на человека. Практика показывает, что увеличение стандарта НП в меньшей степени привлекает новых участников программы, чем снижение стандарта МДД, а главным образом увеличивает размер субсидии. Вместе с тем необходимо отметить, что у последнего показателя есть объективный предел – фактические платежи граждан за жилое помещение и коммунальные услуги.

Более прогрессивным представляется подход Республики Татарстан, где за основу был взят существующий уровень жилищной обеспеченности семей в зависимости от их численности, и была более детально проведена дифференциация нормативной площади в зависимости от численности семьи. Так, для одиноко проживающих граждан и семей из двух человек стандарт выше, для семей из трех человек – ниже, а для четырех и более человек – значительно ниже, что соответствует сложившемуся в республике средневзвешенному удельному размеру площади жилых помещений.

Отметим еще некоторые тенденции развития системы жилищных субсидий в регионах России, затрагивающие порядок определения регионального стандарта НП. До вступления в силу Жилищного кодекса РФ при расчете субсидии принимались фактические расходы, ограниченные социальной нормой площади жилья. Разница между этими расходами и установленной максимально допустимой долей доходов семьи составляла субсидию, и семьи всегда проводили часть платежей за ЖКУ из собственных средств. В новых условиях при предоставлении субсидии расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются исходя из размеров региональных стандартов. За расходы семьи должны быть приняты расходы, приходящиеся не на фактическую площадь, а на площадь в соответствии с региональным стандартом, которая может оказаться несколько больше. Если при этом семья живет в доме, уровень благоустройства которого значительно ниже среднего, то субсидия может превысить начисленные жилищно-коммунальные платежи, она полностью покроет расходы семьи.

Таким образом, действующее федеральное законодательство предполагает вероятность того, что наименее обеспеченные граждане с плохими жилищными условиями будут полностью освобождены от платы за жилое помещение и коммунальные услуги, поэтому существует риск, что в случае, если региональный стандарт окажется ниже некоторой эффективной величины, это явление станет массовым, система утратит принцип адресности, резко увеличатся административные издержки по ежемесячной сверке фактических платежей с размером рассчитанных субсидий для ограничения последних до фактических расходов.

Для улучшения государственной поддержки без изменения стандартов МДД некоторые субъекты РФ установили для отдельных категорий граждан дополнительный к региональному стандарту норматив площади жилого помещения . Например, такой норматив может быть установлен для семей из двух и более человек, для семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, для семей определенного состава (семья пенсионеров, многодетная семья), семей, имеющих в своем составе граждан, относящихся к определенным категориям (инвалидов и др.) и др. Очевидно, что в этом случае число участников программы увеличивается даже при условии сохранения высоких значений регионального стандарта МДД.

3. Региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг (СЖКУ)

Так же, как и в предыдущем случае, федеральный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг не устанавливается, эта сфера регулируется на региональном уровне. На конец 2006 г. из 80 рассматриваемых регионов стандарты СЖКУ установили 69 субъектов РФ, причем в Северном федеральном округе это сделали лишь 54% субъектов РФ, в Уральском – 67%, в Южном – 73% (табл.2).

Таблица 2. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг в разрезе федеральных округов.


Этот стандарт является единственным из трех региональных стандартов, к установлению которого законодательство предъявляет определенные требования (ст. 159 ЖК РФ, п. 22 Правил предоставления субсидий), в соответствии с которыми стандарты СЖКУ должны устанавливаться:

1. для муниципальных образований в разрезе городских и сельских поселений. Это требование выполнили только 34 субъекта РФ, которые продифференцировали свои стандарты до уровня городских и сельских поселений. В 29 субъектах РФ стандарты СЖКУ установлены на уровне муниципальных районов, в 4 – на уровне муниципальных районов с выделением некоторых городских и сельских поселений;

2. на основе выбранного дома, соответствующего средним условиям в муниципальном образовании (возможно установление двух домов со средними условиями – многоквартирного дома и жилого дома). Здесь важно соответствие средним, наиболее типичным, а не различным условиям в муниципальном образовании. Это означает, что на уровне одного муниципального образования следует установить один или два (для многоквартирных домов и жилых домов) стандарта СЖКУ. Это требование выполнили 37 субъектов РФ. В то же время в 32 субъектах РФ установлено боле двух стандартов, что не соответствует требованиям законодательства;

3. исходя из цен, тарифов и нормативов, установленных органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления (в соответствии с их полномочиями), по которым наниматели по договору социального найма, проживающие в установленном доме со средними условиями, оплачивают ЖКУ. Для тех муниципальных образований, которые при расчете размера платы за коммунальные услуги используют тарифы, включающие две и более составляющие, органы государственной власти субъекта РФ устанавливают размеры стандарта СЖКУ для различных сезонных (временных) периодов. При этом для расчета ежемесячно перечисляемой субсидии применяется стандарт, установленный для соответствующего периода. Судя по имеющимся данным, 3 субъекта РФ при расчете субсидии вместо стандарта СЖКУ используют стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья, предназначенный для определения размеров финансовой помощи местным бюджетам из регионального бюджета.

Ряд субъектов РФ для одного муниципального образования установил несколько региональных стандартов СЖКУ в зависимости от различных тарифов на тепловую энергию для разных источников тепловой энергии. На практике размер субсидии в старых домах, отапливаемых старыми котельными, будет выше по сравнению с рассчитанным по стандарту, но это не решает проблему высоких, но неэффективных тарифов на тепловую энергию, т.к. для граждан, не получающих субсидии, высокая стоимость тепла сохраняется, а модернизация теплового хозяйства становится неочевидной. В данном случае представляется целесообразным перенаправить бюджетные средства от программы жилищных субсидий на программу модернизации теплового хозяйства.

Более глубокая дифференциация стандартов СЖКУ (например, есть субъекты РФ, где для одного муниципального образования установлено до 14 домов со средними условиями, на базе которых приняты стандарты СЖКУ) приводит к удорожанию администрирования программы, т.к. каждый дом должен быть однозначно отнесен к какой-либо категории. Ситуация усложняется, когда цены на содержание и ремонт жилого помещения различны даже в домах с одинаковым уровнем благоустройства или цена в новом доме с полным набором благоустройства оказывается ниже, чем в старом, требующем постоянного текущего ремонта. В ближайшем будущем, когда конкретные цены на каждый многоквартирный дом будут устанавливать собственники на собрании или муниципалитет по результатам конкурса, глубокая дифференциация будет противоречить федеральному законодательству, что особенно актуально в связи с передачей полномочий по предоставлению субсидий на региональный уровень.

Итак, региональные стандарты СЖКУ правильно установлены только 17 субъектами РФ, что составляет только 25% от числа субъектов, установивших стандарты СЖКУ, и 21% – от тех, кто представил сведения в Минрегион России. Наиболее успешным в этом плане является Центральный федеральный округ (28% и 28%) и Южный федеральный округ (38% и 27%).

Что такое региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи?

Размер регионального стандарта (далее - РС) максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - МДД) устанавливается с учетом прогнозного уровня социально-экономического развития Республики Татарстан исходя из следующих показателей:

уровень жизни населения; стоимость продовольственных, непродовольственных товаров, услуг (без учета стоимости жилищно-коммунальных услуг) и налогов в составе минимального потребительского бюджета; величина среднемесячного денежного дохода на душу населения; величина прожиточного минимума в расчете на душу населения. В Республике Татарстан РС МДД установлен в размере 21%.

Могут ли региональные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг меняться в течение года?

В целях отслеживания соответствия фактических размеров региональных стандартов (далее - РС) утвержденным, во исполнение постановления Кабинета Министров РТ от 21.08.2006 № 427, Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам организована работа по осуществлению ежеквартального мониторинга РС с представлением отчетов в Кабинет Министров РТ.

Обоснованное изменение фактических значений уровня жизни населения, стоимости жилищно-коммунальных услуг, обеспеченности населения жилой площадью, определяемое на основе мониторинга РС, является основанием для досрочного пересмотра размеров РС в том случае, когда отклонение утвержденных РС от фактических значений, полученных в результате мониторинга, составляет более 10 процентов.

Досрочный пересмотр размеров РС может производиться не чаще одного раза в год. Не допускается пересмотр размеров РС в течение финансового года без одновременного внесения изменений в закон о бюджете Республики Татарстан на текущий финансовый год.


20. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты).

21. Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

22. Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, могут быть установлены раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, для следующих групп получателей субсидий, указанных в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде и члены жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение;

б) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны вносить взносы на капитальный ремонт;

в) собственники жилых помещений в многоквартирных домах, которые в соответствии с требованиями части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации не обязаны вносить взносы на капитальный ремонт, и собственники жилых домов.

22(1). Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые раздельно по поселениям одного субъекта Российской Федерации, в том числе населенным пунктам, расположенным на межселенных территориях, городским округам, устанавливаются в зависимости от:

а) стоимости коммунальных услуг в отопительный и межотопительный периоды, определяемой в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в случае если органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке не принято решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. Сезонные региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленного органом местного самоуправления соответственно дня начала или окончания отопительного периода;

б) совокупной платы граждан за коммунальные услуги по электроснабжению, газоснабжению, отоплению, горячему и (или) холодному водоснабжению, водоотведению, обращению с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования, определяемой с использованием установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифов на электрическую энергию, газ, тепловую энергию, горячую и (или) холодную воду, водоотведение, единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и нормативов потребления коммунальных услуг, нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), устанавливаемого в ценовых зонах теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении";

(см. текст в предыдущей редакции)

в) минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, установленных для муниципального образования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

22(2). Определение регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в отношении платы за жилое помещение осуществляется исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения".

22(3). По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации для расчета субсидий в отношении отдельных социально-демографических групп населения вместо регионального стандарта нормативной площади жилого помещения может применяться фактическая площадь жилого помещения, занимаемого получателем субсидии, относящимся к соответствующей социально-демографической группе населения.

23. При среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где:

С1 - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

24. При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где:

С2 - размер субсидии (в рублях);

К - поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

где:

ПМ - величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях), определяемая в соответствии с пунктом 26 настоящих Правил.

25. Если заявителю и (или) членам его семьи предоставлены льготы или меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера субсидии соответствующий размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг умножается на коэффициент, рассчитанный по формуле:

где:

Кл - коэффициент;

РПс - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставленной скидки;

РПп - размер платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставленной скидки.

26. Величина прожиточного минимума семьи заявителя определяется с учетом действующих в субъекте Российской Федерации на момент обращения за субсидией прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп по формуле:

где:

ПМ - величина прожиточного минимума (в рублях);

ПМтн - величина прожиточного минимума для трудоспособного населения;

ПМп - величина прожиточного минимума для пенсионеров;

ПМд - величина прожиточного минимума для детей;

nтн - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе трудоспособного населения;

nп - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе пенсионеров;

nд - количество лиц из состава семьи заявителя, принадлежащих к социально-демографической группе детей.

27. Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки.

Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

(см. текст в предыдущей редакции)

27(1). Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий. При этом сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий, использующих для отопления жилого помещения в качестве основного вида топлива твердое топливо (при наличии печного отопления), электроэнергию (при наличии электрических отопительных приборов) или газ (при наличии газовых отопительных приборов), а также получателей субсидий, осуществляющих в установленном порядке оплату коммунальной услуги отопления только во время отопительного периода по факту потребления тепловой энергии с использованием показаний приборов учета, производится уполномоченным органом суммарно за 2 срока предоставления субсидий подряд по окончании второго срока предоставления субсидий, в течение которого заканчивается отопительный период. В случае если субсидия на второй срок подряд не предоставлялась, сравнение производится за один период предоставления субсидии после его окончания.