Санпин 4690 88 санитарные правила содержания территорий населенных мест. Санитарные нормы для выгребной ямы. Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов

Ипотека

Одним из основных законов, на котором базируется большая часть норм и требований СанПина, является Федеральный закон № 52-ФЗ («О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года»).

Строже всего СанПин регулируются объемы выгребных ям. От среднего суточного количества стоков зависит конструкция сливного резервуара. Конструктивно ямы бывают:

  1. Открытого типа. Они обустраиваются без дна, что позволяет определенной части жидких стоков перетекать в грунтовые воды. Это может негативно сказаться на качестве воды в водоеме, колодце или скважине. Также отмечается негативное влияние стоков на плодородные качества грунта;

    Правила обустройства открытой ямы

  2. Закрытого типа или герметичные. Эти ямы более безопасны в эксплуатации, но они гораздо сложнее в конструировании. Если на участке установлены сточные резервуары с закрытым дном, то можно уменьшить расстояние до фасада жилого дома или колодца на несколько десятков метров. Их целесообразнее обустраивать на небольших участках.

    Конструкция простой закрытой ямы

В СанПиН 42-128-4690-88 указаны санитарные нормы для обеспечения благополучия населения. В них говорится, что если суммарный объем стоков не превышает 1 кубический метр в сутки – то допустимо обустройство открытой ямы. Если же стоков больше, то обязательно оборудуется фильтрующее или герметичное дно. Нужно отметить, что в открытых ямах также не разрешается полное отсутствие защиты.

Нормы СанПин достаточно подробно описывают требования к защите подземных вод. Эти требования поданы в постановлении СП 2.1.5.1059-01 от 2001 года. Особое внимание уделяется конструкции нижней части сточной ямы. Санитарными организациями требуется обустройство фильтрующего дна, которое состоит из:

  1. Песчаной подушки;
  2. Щебневой подушки;
  3. Каменной прослойки, в которой используются строительные материалы различной фракции.

Подчеркивается, что если в доме проживает более 4 взрослых людей и установлена бытовая техника, подключенная к канализации, то нужно конструировать многокамерную яму или септик. Это резервуары с более высокой степенью защиты от заражения окружающей среды сточными токсинами.

Пример многокамерной ямы

Правила и нормы обустройства выгребной ямы в Украине несколько отличаются от российских. Согласно украинскому законодательству, выгребная яма может выполняться исключительно закрытого типа из прочного, водонапорного материала. В любом другом случае Вы не сможет её узаконить и подвержены штрафам, вплоть до судебного приказа убрать резервуар с участка.

Выбор расположения

Санитарные организации строго отслеживают расстояние от выгребной ямы до фасада жилых и нежилых помещений, а также колодцев и других водоемов на участке. Разработаны специальные нормы, в которых указаны стандартные требования. Они прописаны в Санитарных правилах содержания населенных территорий № 42-128-4690-88 и СНиП 30-02-97:

  1. Минимальное допустимое расстояние от фасада жилого дома – 15 метров. Обратите внимание, что если подвал превышает площадь здания, то отсчет ведется от подвальной стены;
  2. От нежилых помещений и построек, расположенных на другом участке должно выдерживаться 10 метров или более (по возможности). Если эти нормы не выдержаны, то владелец соседнего участка имеет право подать в суд. В качестве наказания предусмотрены штрафные санкции;
  3. Если на участке есть колодец или скважина, то от них выдерживается расстояние 20 метров. Здесь нормы расходятся, т. к., метраж зависит от уровня грунтовых вод. Чем он выше – тем больше расстояние. Если местность болотистая, то выгребную яму не допускается обустраивать. При этом, на песке минимальное допустимое расстояние – 50 метров. Это обусловлено большой пропускной способностью песка;
  4. От дороги, забора должно быть не меньше 1 метра.

Схема расположения выгребной ямы

Вне зависимости от расстояния, перед началом подготовки котлована, рассчитывается его глубина. Нижняя граница ямы должна находиться на 50% ниже уровня питьевой грунтовой воды. Эти сведения можно получить в местной геологической организации.

Допустимые нормы глубины

  • 1 – верхний слой грунта (чернозем);
  • 2 – щебневая засыпка котлована для уплотнения;
  • 3 – стоки;
  • 4 – щебневая подушка на дне ямы.

Добрососедство

Это понятие характеризует правовые отношения между соседями. Согласно законодательным актам, владелец участка может организовывать на своей земле любые постройки. Но, при этом, он должен учитывать безопасность окружающих людей.

Неправильно выбранное расположение выгребной ямы может принести множество неудобств и её владельцев, и его соседям. Из самых распространенных проблем:

  1. Разрушение фундамента. Сточный резервуар не только заражает почву и воды, но и повышает уровень влажности грунта. В таком случае, фундамент начинает разрушаться по всей площади. Это чревато трещинами в стенах, деформацией строения и даже его разрушением;
  2. Неприятный запах. Многие считают, что нужно выдерживать расстояние только от фасада своего дома 20 метров, ноне от соседского. Естественно, что от резервуара будет исходить смрад, который, в первую очередь, будет мешать тем, кто живет к нему ближе. Запах не только мешает нормально жить, но и вредит здоровью;
  3. Заражение земли и снижение её урожайности. Страдают не только постройки, но и садовые насаждения. Многие плодовые деревья, декоративные растения и овощные культуры погибают от изменения химического состава почвы. Это влечет определенную материальную ответственность на обладателем выгребного резервуара.

Все описанные выше требования и нормы являются обязательными для выполнения, как частными домовладельцами, так и индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами.

СанПин: эксплуатация выгребной ямы

В нормах и правилах по выгребным ямам также указаны определенные стандарты по ухода за стоками. Независимо от типа помойного стока, его 2 раза в год нужно очищать стерилизующими смесями. Это делается после ассенизаторской чистки, чтобы была возможность на некоторое полностью нейтрализовать действие болезнетворных бактерий.

Для стерилизации используется специальный химический раствор на основе кислоты, щадящие соединения или самодельные смеси. Категорически запрещено применять хлористую известь в чистом виде. При смешении с водой или другими химическими веществами, она выделяет опасный газ. Он не имеет запаха, но способен стать причиной сильнейшего отравления и ожога верхних дыхательных путей.

Смеси для стерилизации

Для домашнего самостоятельного обслуживания используется смесь, в которую входит:

  1. Хлорная известь;
  2. Креолин;
  3. Нафтализол и некоторые другие соединения.

Каждые две недели обязательно проводится чистка, а каждый сезон осмотр выгребного резервуара. Яма может очищаться самостоятельно, при помощи ассенизаторской машины или очищаться биоактиваторами.

  1. При самостоятельной очистке в резервуар устанавливается дренажный или фекальный насос, который выкачивает отходы в цистерну для дальнейшей утилизации. После осушения стока, его стенки очищаются от наростов и ила железными щетками, сама яма промывается чистой водой;
  2. В ассенизаторской чистке работа выполняется специальной машиной, которая оборудована цистерной и насосом. Шланг от насоса опускается в сток и производится выкачка. Для того, чтобы была возможность провести машинную очистку, глубина резервуара должна быть менее 3 метров;

    Процесс ассенизаторской чистки

  3. Наиболее удобными считаются биоактиваторы. При постоянном использовании они решают проблему потребности ассенизаторской чистки, заражения грунта, неприятного запаха и т. д. Здесь в сток помещают активные микроорганизмы, которые перерабатывают отходы в продукты, безопасные для окружающей среды. Многие хозяева частных домов в дальнейшем используют эти жидкие продукты в качестве удобрений. Вместо биологических активаторов можно использовать химические реагенты, но они разъедают пластик и металл.

1. Общие положения

1. Общие положения

1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

1.3. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин, бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.
Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

1.5. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.

1.6. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.

1.7. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.

1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

1.9. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.

1.10. Каждый рейс автомашины должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов.

1.11. При осуществлении удаления отходов методом «самовывоза» должна применяться талонная система.

1.12. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

1.13. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.

1.14. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 м.

2. Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов

2.1. Общие требования

2.1.1. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

2.1.2. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.

2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

2.1.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

2.1.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений — ассенизационным вакуумным транспортом.

2.2. Сбор твердых бытовых отходов

2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ АКХ, 1977).
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

2.2.4. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при «несменяемой» системе не реже одного раза в 10 дней, «сменяемой» — после опорожнения), деревянные сборники — дезинфицировать (после каждого опорожнения).

2.2.5. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.

2.2.6. Во вновь строящихся жилых домах 5 этажей и более следует устраивать мусоропроводы в соответствии с требованиями ВСН 8-72.

2.2.7. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).
Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблаговременно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта.

2.2.8. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.
Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8-5%), креолина (8-5%), нафтализола (15-10%), фенола (3-5%), метасиликата натрия (1-3%). Время контакта не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.

2.2.9. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.

2.2.10. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.

2.2.11. Запрещается применять «поквартирную» систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-двухэтажных домах.

2.3. Сбор жидких отходов

2.3.1. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

2.3.2. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.
На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов.
В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м.

Правила разработаны взамен "Правил санитарного содержания территорий населенных мест" N 2388-81 и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений, независимо от их подчиненности.

Санитарные правила содержания территорий населенных мест разработаны Главным санэпидуправлением Минздрава СССР (А.С. Пероцкая), Главным санэпидуправлением Минздрава Украинской ССР (Ветчинин В.В., Дорошенко В.П., Скрипник А.П.), Научно-исследовательским институтом общей и коммунальной гигиены им. А.Н. Сысина АМН СССР (Плугин В.П., Тонконий Н.И.), Академией коммунального хозяйства им. К.Д. Памфилова (Разнощик В.В.).

Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм влечет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик (статья 18).

Государственный санитарный надзор за соблюдением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм государственными органами, а также всеми предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами возлагается на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР, министерств здравоохранения союзных республик (статья 19) (Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, утвержденные Законом СССР от 19 декабря 1969 года).

1.3. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.

Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

1.5. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.

1.6. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.

1.7. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.

1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам - графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов, и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

1.9. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.

1.12. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

1.14. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 м.

2.1.1. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

2.1.2. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.

2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

2.1.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

2.1.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.

2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8 - 10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

2.2.4. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе - не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).

1. Общие положения

1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".

1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

1.3. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин, бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.

Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

1.5. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.

1.6. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.

1.7. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.

1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

1.9. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.

1.10. Каждый рейс автомашины должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов.

1.11. При осуществлении удаления отходов методом "самовывоза" должна применяться талонная система.

1.12. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

1.13. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.

1.14. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 м.

2. Сбор твердых, жидких бытовых и пищевых отходов

2.1. Общие требования

2.1.1. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

2.1.2. Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи.

2.1.3. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

2.1.4. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

2.1.5. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом, а жидкие отходы из неканализованных домовладений - ассенизационным вакуумным транспортом.

2.2. Сбор твердых бытовых отходов

2.2.1. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5° и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5°) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

2.2.2. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

2.2.3. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).

Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.

В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.

На территории частных домовладений места расположения мусоросборников, дворовых туалетов и помойных ям должны определяться самими домовладельцами, разрыв может быть сокращен до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях этот вопрос должен рассматриваться представителями общественности, административными комиссиями исполкомов районных и поселковых Советов народных депутатов.

2.2.4. Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).

2.2.5. Выбор вторичного сырья (текстиль, банки, бутылки, другие предметы) из сборников отходов, а также из мусоровозного транспорта не допускается.

2.2.6. Во вновь строящихся жилых домах 5 этажей и более следует устраивать мусоропроводы в соответствии с требованиями ВСН 8-72.

2.2.7. Вход в мусороприемную камеру необходимо изолировать от входа в здание и в другие помещения. Пол камеры должен быть на одном уровне с асфальтированным подъездом. Категорически запрещается сброс бытовых отходов из мусоропровода непосредственно на пол мусороприемной камеры (в мусороприемной камере должен быть запас контейнеров или емкости в контейнерах не менее чем на одни сутки).

Емкости с отходами не допускается выставлять за пределы мусоросборного помещения заблагl, 6;временно (ранее одного часа) до прибытия специального автотранспорта.

2.2.8. Мусоропровод, мусороприемная камера должны быть исправными. Крышки загрузочных клапанов мусоропроводов на лестничных клетках должны иметь плотный привод, снабженный резиновыми прокладками в целях герметизации и шумоглушения. В жилых домах, имеющих мусоропроводы, должны быть обеспечены условия для еженедельной чистки, дезинфекции и дезинсекции ствола мусоропровода, для чего стволы оборудуются соответствующими устройствами.

Для дезинфекции каналов мусоропроводов следует применять растворы: лизола (8-5%), креолина (8-5%), нафтализола (15-10%), фенола (3-5%), метасиликата натрия (1-3%). Время контакта не менее 0,5 часа. Металлические емкости, контейнеры и каналы мусоропроводов дезинфицировать хлорактивными веществами и их растворами категорически запрещается.

2.2.9. Удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.

2.2.10. Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.

2.2.11. Запрещается применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-двухэтажных домах.

2.3. Сбор жидких отходов


скачать бесплатно:

Внимание!

Наш сайт на стадии наполнения. Мы лишь предоставляем изменённую часть текста. Если вам требуется оригинал, вы можете написать нам на ishodniki (гаф) inbox.ru И мы вышлем вам электронную версию документа бесплатно!

Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88).

1. Общие положения

1.1. Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих «Санитарных правил содержания территорий населенных мест».

1.2. Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

1.3. Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин, бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.

Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения.

1.4. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений исполкомов городских Советов народных депутатов по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

1.5. Планово-регулярная или заявочная система очистки должна осуществляться транспортными предприятиями системы Минжилкомхоза или ведомственного специального автотранспорта аналогичного предназначения.

1.6. В районах существующей застройки очередность планово-регулярной очистки устанавливается по согласованию с местными органами и учреждениями санэпидслужбы. Во вновь застраиваемых жилых микрорайонах централизованная планово-регулярная очистка должна быть организована к моменту ввода зданий в эксплуатацию.

1.7. Мощность автотранспортных предприятий определяется органами коммунального хозяйства с учетом фактического развития жилого фонда, исправности автотранспорта и других местных условий конкретного населенного пункта.

1.8. Планово-регулярную очистку следует проводить по договорам-графикам, составленным между организацией, производящей удаление отходов и жилищным органом по согласованию с учреждениями санэпидслужбы.

1.9. Санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств, необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта.

1.10. Каждый рейс автомашины должен отмечаться в путевом листе администрацией полигона по складированию бытовых отходов.

1.11. При осуществлении удаления отходов методом «самовывоза» должна применяться талонная система.

1.12. Для обеспечения шумового комфорта жителей бытовые и пищевые отходы необходимо удалять из домовладений не ранее 7 часов и не позднее 23 часов.

1.13. Вывоз твердых и жидких бытовых отходов непосредственно на поля и огороды запрещается.

1.14. Площадки для строительства мусороперегрузочных станций должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с санитарно-защитными зонами от жилых и общественных зданий не менее 100 м.

2.3. Сбор жидких отходов

2.3.1. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим.

2.3.2. Дворовые уборные должны быть удалены от жилых зданий, детских учреждений, школ, площадок для игр детей и отдыха населения на расстояние не менее 20 и не более 100 м.

На территории частных домовладений расстояние от дворовых уборных до домовладений определяется самими домовладельцами и может быть сокращено до 8-10 метров. В конфликтных ситуациях место размещения дворовых уборных определяется представителями общественности, административных комиссий местных Советов.

В условиях децентрализованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев и каптажей родников на расстояние не менее 50 м.

2.3.3. Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной.

Глубина выгреба зависит от уровня грунтовых вод, но не должна быть более 3 м. Не допускается наполнение выгреба нечистотами выше чем до 0,35 м от поверхности земли.

2.3.4. Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода.

2.3.5. Помещения дворовых уборных должны содержаться в чистоте. Уборку их следует производить ежедневно. Не реже одного раза в неделю помещение необходимо промывать горячей водой с дезинфицирующими средствами.

Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых.
Неканализованные уборные и выгребные ямы дезинфицируют растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорид натрия (3-5%), лизол (5%), нафтализол (10%), креолин (5%), метасиликат натрия (10%). (Эти же растворы применяют для дезинфекции деревянных мусоросборников. Время контакта не менее 2 мин.).

Запрещается применять сухую хлорную известь (исключение составляют пищевые объекты и медицинские лечебно-профилактические учреждения).

5.1.4. На территориях пляжей необходимо устраивать общественные туалеты из расчета одно место на 75 посетителей. Расстояние от общественных туалетов до места купания должно быть не менее 50 м и не более 200 м.

5.2.2. Территория рынка должна иметь канализацию и водопровод.

5.2.3. На рынках без канализации общественные туалеты с непроницаемыми выгребами следует располагать на расстоянии не менее 50 м от места торговли. Число расчетных мест в них должно быть не менее одного на каждые 50 торговых мест.

5.3.5. Общественные туалеты необходимо устраивать на расстоянии не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих, исходя из расчета: одно место на 500 посетителей.

Система очистки и уборки территорий населеных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и утилизацию бытовых отходов в соответствии с планом-графиком и генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной органами местной власти.

Согласовывается с СЭС. Для определения числа мусоросборников следует исходить из численности населения, норм накопления и сроков хранения отходов.

ТВЕРДЫЕ ОТХОДЫ

Вывозная система

1. Сбор: квартирные/домовые мусоросборники

2. Транспортировка: автомобили-мусоровозы

3. Обеззараживание и утилизация: неусовершен- ствованные и усовершенствованные свалки (полигоны), мусороперерабатывающие заводы.

ЖИДКИЕ ОТХОДЫ

Вывозная система

1. Сбор: выгребы, помойницы, люфт-клозеты

2. Трансп: ассенизационные автомобили

3. Поля запахивания, ассенизации

Сплавная система

1. Раковины, унитазы

2. Канализационные сети, коллекторы

3. Очистные сооружения (механическая, биологическая очистка и обеззараживание): решетки, песколовки, отстойники, биофильтры, аэротенки, поля орошения, биологические пруды.

Сан-эпид надзор определяет прежде всего качество воды в пунктах водопользования и лишь при его ухудшении – данные технологического контроля за работой очистных сооружений.

27. Санитарно-гигиенический режим ЛУ. Его содержание, значение для профилактики внутрибольничных инфекций.

Соблюдение гигиенических требований дос тигается путем организации и проведения комплекса профилактических мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий пребывания больных и труда персонала, на предупреждение заноса инфекции в стационар, на снижение риска внутригоспитального заражения и исключения распространения возбудителей инфекционных заболеваний за пределы ЛУ. Ответсвенность за проведение и организацию возлагается на начальника мед части ЛУ, начальников отделений.

Текущая влажная уборка с применением дез средств осуществляется не менее двух раз в сутки. Генеральная влажная уборка с тщательным мытьем и дезинфекцией оперблоков, перевязочных, реанимационных проводится 1 раз в неделю, палатных отделений – раз в месяц. Проветривание палат не менее 4 раз в сутки. Помывка болных с одновременной сменой белья – 1раз в нед. Матрацы, подушки, одеяла - не реже 1 раз в полугодие и после выписки инфицированных больных обязательно подвергаются камерной дезинфеционной обработке.

23. Гигиенические требования к расположению, планировке и застройке лечебных учреждений.



ЛУ необходимо размещать не ближе30м от жилых и общественных зданий. Не допускается строй-во в санитарно-защитных зонах промышленных объектов I –V класса производственной вредности.

Запрещается размещение ЛУ в первом поясе зоны санитарной охраны водоисточников, на участках бывших свалок, очистных сооружений, кладбищ, на загрязненных радиоктивными и химическими отходами территориях.

Централизованная система застройки

Моноблочный тип размещения – все функциональные подразделения располагаются в одном корпусе-моноблоке. Центтрализованно- блочный – часть подразделений находится в главном корпусе, а остальные – в зданиях меньшей этажности(блоках), соединенных с сновным корпусом подземными тоннелями или наземными крытыми переходами.

Децентрализованная система объединяет в себе павильонный и смешанный тип застройки. Павильонная застройка ЛУ, с размещением отделений в обособленных зданиях, в наибольшей степени отвечает гигиеническим требованиям. Этот тип застройки в основном используется при строй-ве инфекционных, туберкулезных, детских, реабиталициооных стационаров. Смешанный тип застройки, при котором в главном корпусе располагаются приемное, основные лечебно- диагностические отделения, операционый блок, поликлиника, аптека, а инфекционное, детское, родильное, кожно-венерологическое отделения, административные здания, хоз. корпуса(пищеблок, прачечная и дезкамеры, склады, котельная) на обособленных участках территории.

Размеры земельных участков на одну койку для медпунктов не менее 300 кв.м, для госпиталей не менее 150 кв.м. Сан. разрывы между зданиями лечебных и хоз корпусов,м/у палатными корпусами и лечебно-диагностическими отделениями, мусоросборниками – не менее 25м. Радиологическое инфекционное и патологоанатомическое отделения, мусоросжигательные печи следует размещать не ближе 50м от лечебных корпусов.



Осонвные гигиенические требования:

Выделение в отдельные блоки подразделений, к которым предъявляются особо жесткие гигенические требования (операционное, реанимационное, инфекционное отделения)

Группировка однородных отделений вокруг автономных лестнично-лифтовых узлов

Обеспечение прямых связей между оперблоком, отделениями реанимации, палатами общего профиля

Разделение «чистых» и «грязных» вертикальных потоков для персонала, больных и оборудования

Раздельное размещение стационара и поликлиники.

Повышенное значение КЕО(0,8-1,6%)

24. Принципы гигиенического нормирования ионизирующих излучений. Допус­тимые уровни облучения. Руководящие документы.

Руководящие документы.