Шимпанзе обезьяна. Образ жизни и среда обитания шимпанзе. Стратегия спаривания и копуляторное поведение у приматов Как спариваются обезьяны

Долевая собственность

Наверняка ни для кого не секрет, что долгое время в научных кругах обезьяну считали нашим ближайшим сородичем, и вели происхождение человека от обезьяны. Сейчас же эта научная теория ставится под сомнение, далеко не все ученые считают, что мы, так званные «гомо сапиенс» произошли от обезьян. Впрочем, научные споры на этот счет ведутся до сих пор, но наша статья не об этом, а о тех удивительных существах, братьях наших меньших, которые среди всего разнообразного животного мира планеты Земля, действительно своим строением больше всего похожи на нас, людей.

Обезьяна: описание, строение, характеристика. Как выглядит обезьяна?

Начнем с того, что само происхождение название «обезьяна» весьма любопытно. До 16 века у нас обезьяну называли «опица», к слову чехи так ее называют до сих пор. После того как русский путешественник Афанасий Никитин вернулся из своего знаменитого путешествия в Индию он принес в обиход перское название «абу зина», означающее буквально «отец блуда». Впоследствии перское «абу зина» трансформировалось собственно в «обезьяну».

Длина тела обезьяны в зависимости от ее вида может составлять от 15 см (у карликовой игунки) до 2 м (у гориллы). Также масса обезьяны может составлять от 150 грамм у самых маленьких представителей вида, до 275 кг – столько весят огромные гориллы.

Многие обезьяны ведут древесный образ жизни, то есть преимущественно обитают на деревьях и как следствие имеют длинную спину, укороченную узкую грудную клетку, тонкие тазобедренные кости. А вот орангутанги и гиббоны имеют широкую грудную клетку и массивные кости таза.

У некоторых обезьян в наличие очень длинный хвост, длина которого может даже превышать размеры тела, хвост обезьяны выполняет функцию балансира при перемещении между деревьями. Зато у обезьян, живущих на земле хвост совсем короткий. Что же касается обезьян без хвоста, то его не имеют все «человекоподобные» обезьяны (как впрочем, не имеют его и люди).

Тело обезьян покрыто шерстью разной окраски, в зависимости от вида она может быть светло-коричневой, рыжей, черно-белой, серо-оливковой. Некоторые взрослые обезьяны с возрастом могут седеть, а самцы обезьян лысеть, опять-таки практически как люди.

Обезьяны имеют подвижные, отлично развитые верхние конечности, очень похожие на наши руки, на каждой по пять пальцев, причем у обезьян, живущих на деревьях пальцы короткие и большие, что позволяет им удобно перелетать с ветки на ветку.

Зрение у обезьян бинокулярное, многие из них имеют черные зрачки глаз.

Зубы обезьян также схожи с человеческими, у узконосых обезьян в наличии 32 зуба, у широконосых – 36.

Мозг обезьяны развит также очень хорошо, среди других представителей животного мира по уровню интеллекта с обезьянами могли бы посоревноваться разве что дельфины. У человекообразных обезьян в наличии целые отделы мозга, отвечающие за осмысленные действия.

Общаются обезьяны друг с другом при помощи специальной сигнальной системы, состоящей из мимики и звуков. Самыми «болтливыми» среди них являются мартышки и капуцины, они обладают богатой мимикой, способны выражать широкую гамму чувств.

Где живут обезьяны

Обитают обезьяны на всех континентах, за исключением Антарктиды, разумеется. В Европе они живут только в Гибралтаре, в юго-восточной Азии, Африке (за исключением Мадагаскара), Центральной и Южной Америке, Австралии.

Образ жизни обезьян

Обезьяны живут небольшими семействами и по образу жизни делятся на древесных обезьян, живущих на деревьях и наземных, обитающих на земле. Обезьяны, как правило, ведут оседлый образ жизни и редко покидают свою территорию.

Иногда случаются столкновения между самцами обезьян, имеющие цель решить ответ на вопрос, «кто тут главный самец», правда часто такие столкновения ограничиваются демонстрацией силы каждого самца и до настоящей драки не доходят.

Сколько живут обезьяны

В среднем продолжительность жизни обезьян составляет 30-40 лет. Однако человекоподобные обезьяны живут дольше, они могут доживать и до 50 лет.

Что едят обезьяны

Обезьяны всеядные животные, и рацион их питания зависит от того или иного вида и также среды обитания. Древесные обезьяны едят все, что можно добыть на деревьях – листья, различны плоды, орехи, а порой и насекомых.

Наземные обезьяны питаются корневищами и побегами растений (например, папоротник – любимое лакомство гориллы), фруктами (фигами, манго, и, разумеется, бананами). Также некоторые обезьяны умеют ловить рыбу, с удовольствием едят моллюсков, грызунов, кузнечиков, жуков и прочую мелкую живность.

Хотя есть виды обезьян, которые едят только одну, определенную пищу, к примеру, японские короткохвостые макаки – чистые вегетарианцы и питаются исключительно корой деревьев, а макака-крабоед, как это следует из ее названия, питается крабами.

Враги обезьян

К сожалению и у самих обезьян есть немало врагов в природных условиях, который не прочь полакомится этими приматами. Самыми заклятыми врагами обезьян являются леопарды, способные к тому же неплохо лазить по деревьям и другие хищные « » – львы, гепарды.

Виды обезьян, фото и названия

В целом все виды обезьян можно разделить на:

  • широконосых обезьян – сюда входят обезьяны, обитающие на американском континенте,
  • узконосые обезьяны – все остальные обезьяны, которые обитают в Африке, Азии, Австралии и европейском Гибралтаре.

Касательно разных видов обезьян, то зоологи отдельно отмежевали виды человекоподобных обезьян, виды маленьких обезьян и т. д. В целом в природе насчитывается более 400 видов этих приматов, ниже мы опишем самые интересные из них.

Является представителем семейства паукообразных обезьян. Назван так благодаря тому, что издает характерные звуки, которые слышны на расстоянии до 5 км. Самцы черного ревуна покрыты черной шерстью и полностью оправдывают свое название, а вот самки черного ревуна вовсе не черные, их шерсть желто-бурового или оливкового цвета. Длина этой обезьяны составляет 56-67 см, при весе в 6,7 кг. Обитает черный ревун в Южной Америке, на территории таких стран, как Парагвая, Бразилия, Аргентина, Боливия.

Относится к семейству цепкохвостовых, капуцин является древесной обезьяной, живущей на деревьях. Вес капуцина составляет 3 кг. Имеет бурый или серо-коричневый окрас. Весьма любопытной особенностью этого вида обезьян является их привычка натирать себя ядовитыми многоножками () для защиты от кровососущих насекомых. Обитают траурные капуцины в кронах тропических лесов Бразилии, Венесуэлы.

Свое необычное название получила благодаря серому с оттенками голубого окрасу и белой полоске шерсти, которая проходит над бровями словно корона. Длина тела коронованной мартышки составляет 50-60 см при массе 5-6 кг. Обитают мартышки в африканских лесах от бассейна реки Конго до Эфиопии и Анголы.

Принадлежит к человекообразным обезьянам семейства гиббоновых. Имеет 55-65 см в длину и вес 5-6 кг. Окрас шерсти белорукого гиббона может быть черным, песочным или коричневым, а вот руки у него всегда белые, отсюда и название. Живут эти гиббоны в тропических лесах Китая и Малайского архипелага.

Восточная горилла

Горилла – самая большая обезьяна в мире. Размер гориллы в среднем составляет 185 см при массе тела в 180 кг. Хотя порой попадаются и более крупные гориллы, весящие и все 220 кг. Эти огромные обезьяны отличаются крупной головой, широкими плечами, развернутой грудью. Окрас шерсти гориллы черного цвета, к старости гориллы подобно людям могут седеть. Несмотря на свой грозный вид, гориллы предпочитают питаться травой, побегами растений, нежели охотится за дичью. Обитают гориллы в экваториальных лесах Центральной и Западной Африки.

Он же белоголовый саки, на наш взгляд эта обезьяна имеет самый странный внешний вид – черный окрас его шерсти ярко контрастирует с белым окрасом лица. Размер бледного саки составляет 30-48 см при весе в 2 кг. Это древесная обезьяна, живущая в лесах Бразилии, Венесуэлы, Суринама.

Он же плашеносный павиан, является видом узконосых обезьян, проводящих всю жизнь исключительно на земле. Также это довольно крупная обезьяна, длина тела гамадрила составляет 70-100 см, вес 30 кг. Имеет также необычный внешний вид – длинная шерсть на плечах и груди образует некое подобие меховой накидки. Обитает гамадрил, как в Африке, так и Азии в целом ряде стран, таких как Сомали, Эфиопия, Судан, Йемен.

Обезьяна носач, она же кахау принадлежит к семейству мартышковых. Яркой особенностью этой обезьяны является больших размеров нос, который обезьянам даже приходится держать руками во время трапезы. Имеет желто-коричневый окрас. Размер носача составляет 66-77 см при весе 15-22 кг. Также обладает длинный хвостом, который по размерам равен длине их тела. Обитают эти необычного вида обезьяны исключительно на острове Борнео.

Обитающая в северной части японского острова Хонсю эта обезьяна является настоящей визитной карточкой этих мест. Размер японской макаки составляет 80-95 см, вес 12-14 кг. Эти обезьяны имеют ярко-красну кожу, которая особенно заметна на их лице и ягодицах, лишенных шерстяного покрова. Проживающие в северной Японии макаки холодные зимние месяцы переживают в специальных термальных источниках, согреваясь в их горячих водах (и заодно привлекают толпы туристов со всего мира).

Суматранский орангутанг – довольно крупная обезьяна, его размеры достигают полутора метров при весе в 150-160 кг. По своим размерам орангутанг занимает почетное второе место после гориллы. Имеет развитую мускулатуру, массивное тело, покрытое рыжей шерстью, отлично лазит по деревьям. Морда орангутанга имеет расположенные на щеках жировые валики, а борода и усы придают ему весьма забавный вид. Обитает харизматичный суматранский орангутанг исключительно на острове Суматра.

Почему то обезьяны больше всего ассоциируются именно с шимпанзе, который является самым характерным представителем обезьяньего царства. Шимпанзе так же сравнительно крупные обезьяны, длина их тела составляет 140-160 см при весе 65-80 кг, то есть своими размерами они как люди. Тело шимпанзе покрыто шерсть черного цвета. Также очень любопытно, что эти человекоподобные обезьяны единственные кто додумался создать подобие орудий труда, которые облегчают процесс добычи пищи, они способны затачивать концы палок, превращая их имитацию копий, они могут использовать каменные листья как ловушки для насекомых и т. д. Без сомнения именно шимпанзе самые интеллигентные среди обезьян, и если таки права теория Дарвина, то именно они пребывают в самой близкой родственной связи с нами людьми. Обитают шимпанзе преимущественно в Центральной и Западной Африке.

И напоследок нельзя было не упомянуть карликовую игрунку – самую маленькую обезьяну в мире. Ее длина составляет всего лишь 10-15 см, вес – 100-150 грам. Обитают в лесах Южной Америки, питаясь исключительно древесным соком.

Размножение обезьян в природе

Размножение обезьян происходит в течение всего года и для каждого вида имеет свои индивидуальные особенности. Половая зрелость у обезьян наступает как правило к 7-8 годам. Некоторые виды обезьян моногамны и создают постоянные семьи на всю жизнь, другие как, например, капуцины наоборот полигамны, так самки капуцинов спариваются с несколькими самцами, самцы поступают также.

Беременность обезьяны может длиться от 6 до 8,5 месяца, опять-таки в зависимости от вида. За раз обычно рождается один детеныш, но есть виды обезьян, способных рожать и двойню.

Маленькие обезьяны, как настоящие приматы, вскармливаются материнским грудным молоком, причем срок выкармливания также разный у разных обезьян. Дольше всех своих детенышей выкармливает самка гориллы – этот период у них длится до 3,5 лет.

Содержание обезьян в домашних условиях

Несмотря на то, что обезьяны дикие существа, тем не менее, они очень легко поддаются дрессировке, привыкают к неволе, и при благоприятных условиях вполне комфортно чувствуют себя в зоопарках. Правда содержать обезьяну дома – не самая лучшая идея, они ужасные озорники и непоседы, и если уж решили завести домашнюю обезьяну, то стоит приготовиться, что она устроит в вашем доме настоящий хаос. Чтобы его предотвратить обезьяну можно содержать в какой-нибудь просторной клетке.

Кормить обезьяну можно рыбой, мясом курицы или индейки, вареными яйцами, овощами, орехами, свежими фруктами.

  • Некоторые виды обезьян весьма чистоплотны и уходу за своим внешним видом уделяют чуть ли не целый день.
  • За время развитие космонавтики в космосе уже успело побывать 32 обезьяны.
  • Паукообразные обезьяны имеют настолько развитый и сильный хвост, что могут запросто висеть на ветке дерева с одной лишь его помощью.
  • Группе американских ученых удалось обучить самку гориллы некоторому количеству слов из языка глухонемых, после чего она смогла вполне успешно общаться с людьми.

Обезьяны, видео

И в завершение интересный документальный фильм про обезьян от канала Discovery – «Обезьяны на тропе войны»

символически утверждают, что его половая потенция позволит оплодотворить все общество, благодаря чему вырастут хлеба, увеличится поголовье скота, а женщины родят много детей. Хотя сексуальность может лежать в основе любого ритуала, все же есть обряды, для которых эта тема более вероятна, чем для других. Сексуальные мотивы обычно содержат брачные обряды, а также юношеские обряды или ритуалы инициации, перемещающие подростков из статуса ребенка в категорию гражданина. Для девочек эти церемонии часто бывают тесно связаны со временем первой менструации и иногда означают, что они готовы начать половую жизнь или выйти замуж. В отношении мальчиков редко бывает какой-либо физический маркер для таких обрядов, но во многих культурах во время инициации физически изменяют пенис.

Шлегель и Барри (Schlegel, Barry 1979, 1980) исследовали юношеские обряды в выборке из 182 сообществ. Они обнаружили, что 80 сообществ таких обрядов не имели, в 17 были церемонии только для мальчиков, 39 сообществ имели ритуалы только для девочек, а 46 - для обоих полов. Отсутствие обрядов для обоих полов характерно для обществ с интенсивным развитием сельского хозяйства и более сложными формами социальной организации. Таким образом, тот факт, что американская культура не имеет формальной инициации для мальчиков или девочек, согласуется с данными Шлегеля и Барри. Эти авторы рассматривают церемонии инициации как передачу через ритуал информации о половом статусе и полагают, что такие ритуалы имеют место в тех культурах, где пол человека играет важную роль в организации социальной жизни.

В племенах, где продукты питания главным образом добываются в природе, имеется разделение труда по признаку пола: мужчины охотятся, а женщины собирают дары природы. Тридцать четыре из 45 таких обществ в выборке Шлегеля и Барри совершают церемонии инициации хотя бы для одного пола. В двух имеются обряды только для мальчиков, в 20 - только для девочек, а в 12 существуют ритуалы для обоих полов. В 32 обществах, где есть обряды для девочек, содержание ритуалов указывает на то, что в этих культурах особое значение придают первой менструации. Авторы предлагают два объяснения этому факту. Согласно первому, жители племени, убежденные в том, что контакт мужчины с менструальной кровью может подорвать его способность охотиться, с помощью церемонии инициации доводят до сведения девушки, что теперь она должна соблюдать менструальное табу, чтобы не подвергать своих соплеменников риску остаться без пищи. Другое объяснение заключается в том, что с помощью этого ритуала все узнают о появлении новой женщины, способной к рождению детей, что гарантирует стабильное существование данного племени.

Пол лежит в основе социальной организации сообществ, занимающихся примитивным земледелием. Такие сообщества по численности больше, чем племена охотников и собирателей плодов, но в них еще не развиты гражданские и религиозные структуры, способные объединить людей. Ключевым элементом социального устройства таких сообществ является группа мужчин-воинов. Обычно проводятся юношеские церемонии для обоих полов. Тема ритуалов для лиц мужского пола, как правило, - созидание групповой идентичности, тогда как в женских обрядах главной темой бывает способность к воспроизведению потомства (фертильность). Часто ритуалы для мальчиков подчеркивают опасность "сексуального загрязнения" и побуждают избегать женщин до тех пор, пока мужчина не станет физически и морально достаточно сильным, чтобы противостоять такому загрязнению.

В индустриальных обществах или в обществах с развитым замледелием символическое значение пола сохраняется, но роль его как принципа социальной организации снижается. В этих условиях нет необходимости в ритуализации пола; в наиболее сложных обществах не проводят церемоний инициации подростков. Вместо этого осуществляются посвятительные обряды при введении людей в специфические группы (например, в профсоюзы или военные организации) и празднования индивидуальных событий жизни, таких как рождение ребенка или бракосочетание.

Интересным дополнением к работе Шлегеля и Барри служат данные, полученные Карен и Джеффри Пейдж (Karen Paige, Jeffrey Paige, 1981) при исследовании репродуктивных ритуалов в 114 неиндустриальных обществах. По их мнению, в примитивных сообществах ритуалы часто представляют собой большие политические события. Авторы идентифицируют в этих обществах две формы политической организации. Особенностью одних обществ являются сильные родовые общины (кланы): близкие родственники мужского пола объединяются и защищают свою землю и скот. В других обществах такая плановость выражена слабо или отсутствует совсем (родственники по мужской линии не живут вместе и не действуют сообща).

Эти две политические системы сталкиваются с очень разными проблемами. Для обществ с сильными кланами чрезвычайно важно предотвратить выделение из родовой общины отдельных ее членов, что ослабляет способность защищать общие ресурсы. Ключевая политическая проблема в обществах со слабо выраженной клановостью - формирование альянсов. Объединения часто создаются и разрушаются независимо от родственных отношений.

Пейдж полагают, что многие ритуалы, в которых придается особое значение сексуальности, отражают попытки справиться с политическими проблемами, которые создает для кланов высокая рождаемость. Например, если много детей родится у кого-либо из мужчин сильного клана, он может отделиться от своих родственников, чтобы создать собственный клан. И даже если он не выделится из родовой общины, его многочисленные дети обеспечат отцу основу для власти, что может привести к резкому напряжению в

отношениях между ним и другими главами семейств. В выборке Пейдж ритуалы обрезания у мужчин обычны для обществ с сильными кланами и редко встречаются в культурах со слабой подразделенностью на родовые общины. Авторы утверждают, что мужчина, позволивший провести обрезание сыну, демонстрирует преданность своему клану, проявляет готовность доверить будущую плодовитость сыновей и внуков своим мужским родственникам.

В клановых обществах существует множество обрядов для беременных женщин. Это объясняется тем, что способность женщины к воспроизведению потомства (фертильность) важна для всей общины (большое количество детей свидетельствует о силе рода). Брак в таких обществах обычно заключается между представителями двух родов. Родственники жениха, давая выкуп за невесту, платят за плодовитость женщины и имеют право потребовать другую женщину, если первая окажется бесплодной. Родственники невесты не заинтересованы в том, чтобы отдавать еще одну женщину в другой род. Многочисленные обряды призваны продемонстрировать интересы обеих сторон. Неудивительно, что эти ритуалы обычно наиболее конкретизированы для первого ребенка женщины. В обществах, устроенных по родовому принципу, более распространены случаи насилия. Мужчины могут использовать насилие или угрозу насилия, чтобы удержать женщин от возникновения у них привязанности к мужчинам из других кланов. Такая стратегия эффективна, поскольку замужние женщины живут у родственников мужа и их некому защитить от насилия.

Самыми частыми обрядами в обществах со слабыми родственными связями являются церемонии по поводу женской менструации и кювейд. Пейдж рассматривают оба обряда как тактику, используемую мужчинами для создания альянсов. Мужчина, как только его дочь стала сексуально зрелой, может пожелать представить этот факт вниманию потенциальных поклонников. Обряды, отмечающие первую менструацию девушки, позволяют ее отцу привлечь потенциальных союзников, продемонстрировать свои политические и экономические способности и, возможно, провести переговоры с потенциальным женихом.

В обряде кювейда мужчина выражает отношение к своему ещё не рожденному ребенку. Этот обряд может потребовать от мужчины не есть определенной пищи до рождения ребенка. В других обществах при кювейде мужчина должен имитировать роды и вести уединенный образ жизни, подобно тому как изолированы мать и ребенок от контакта с другими людьми. В обществе, где родственные связи слабые, союзы непостоянные и часто случаются нарушения супружеской верности, мужчина узаконивает свое притязание быть отцом отпрыска своей супруги только путем выполнения кювейда. В культурах, где верят, что ребенка может создать сперма более чем одного мужчины, женщина может потребовать, чтобы несколько мужчин соблюдали обряд кювейда. Ребенок тогда будет социально связан со всеми этими мужчинами.

Работа Пейдж иллюстрирует важную особенность: общества не свободны в выборе модели сексуальности. Например, в некоторых обществах окружающая среда не позволяет формировать родовые кланы, защищающие общую собственность (ресурсы). В таких культурах плодовитость мужчины не имеет никакого политического значения для его родственников, отсутствует здесь и обряд обрезания. В обществах, построенных по родовому принципу, наоборот, нет нужды в ритуалах, подобных кювейду.

Перечисленные авторы сосредоточили внимание на социологических и символических аспектах ритуалов, подчеркивающих сексуальность. Другой подход демонстрируют исследования Роберта Мунро (Robert Munroe, 1980). Соглашаясь с выводом Пейдж о том, что в культурах, где практикуется кювейд, редко совершаются ритуалы обрезания, Мунро интерпретирует эти данные иначе. Известно, что у многих племен взрослые мужчины редко общаются с детьми. В таких условиях мальчики могут идентифицировать себя с женщинами и на материнском примере усвоить их половую роль в обществе, тогда как обучиться соответствующему мужскому поведению им трудно. В обществах, где взрослые мужчины объединяются в кланы и подчеркивают свое отличие от женщин, могут потребоваться суровые ритуалы для разрушения у мальчиков представления об их идентичности женщинам. Мунро предполагает, что ритуалы инициации с обрезанием или другими повреждениями пениса, выполняют эту задачу. Тот факт, что хватило сил стойко перенести такую боль, убеждает мальчика в собственной мужественности.

В сообществах, где взрослые мужчины редко общаются со своими детьми и не объединяются вместе, им нет необходимости полностью отвергать свою идентичность женщине. Ритуал кювейда в таких обществах позволяет мужчинам выразить их некое тождество с существами женского пола. По данным Грея и Эллингтона (Gray, Ellington, 1984) в обществах с ритуалом кювейда редко выявляется высокая частота мужского гомосексуализма.

Результаты исследований, устанавливающих связь между социально организованными ритуалами и психологией индивидуумов, дискуссионны. Однако несомненно, что когда в ритуалах подчеркиваются сексуальные темы, они затрагивают каждого члена общества персонально.

Итак, "биологическая сексуальность всегда находится под социальным контролем". Согласившись с этим важнейшим выводом этнологов, вы можете подразмышлять о том, под влиянием чего сформировалось ваше отношение к сексу. Вы можете, кроме того, сопоставить модель сексуальности, принятую в вашем обществе с моделями сексуальности других стран и народов, но не для того, чтобы определить, где сексуальные

отношения организованы лучше или хуже, а для того, чтобы понять, как в разных обществах связаны сексуальные и несексуальные стороны жизни каждого отдельного человека.

Выводы

1. Человек от рождения наделен биологическим потенциалом для сексуального поведения. Реализация этого потенциала в последующей жизни определяется культурой общества, в котором живет человек. Этнологи изучают, как разные общества формируют сексуальность своих членов.

2. Среди человеческих сообществ существуют большое различие форм сексуального поведения и отношения

к ним. Этнологи описали обусловленные культурой вариации эротического стимулирования, положений для коитуса и стандартов красоты.

3. Во всех обществах существуют правила инцеста, запрещающие секс между определенными родственниками, но решение, каких родственников касается это табу, варьирует. Теоретики пытаются объяснить запрет инцеста с разных точек зрения: биологической, социологической и культурной, но пока нет согласия, какое из объяснений наилучшее.

4. Общества отличаютя тем, как они относятся к сексуальности молодых и как организуют брачные союзы. Этнологи демонстрируют, что экономическая и политическая организация конкретного общества оказывает большое влияние на проявление сексуальности его членов.

5. Общества отличаются отношением к гомосексуальному поведению и тем, какой смысл они придают такому поведению. У народности азанде мужской гомосексуализм представляет собой реакцию неудовлетворенной плоти на дефицит женщин, тогда как самбия полагают, что гомосексуальное поведение необходимо для превращения мальчика в мужчину. Эти примеры показывают, что не во всех обществах формируются такие же представления о взаимосвязи между половой идентичностью, эротической ориентацией и половой ролью, как у большинства американцев.

6. Поскольку чувства и переживания людей следует рассматривать через призму культуры и традиций, смысл сексуального поведения всегда выходит за рамки секса как такового.

7. Многие общества используют сексуальное поведение или сексуальные темы в ритуалах. Использование таких тем часто можно предсказать, исходя из социальной организации общества.

8. Секс среди людей часто противопоставляют сексуальному поведению животных. Ученые-приматологи обнаружили, что сексуальное поведение обезьян Старого Света и человекоподобных обезьян (apes) в определенной степени не зависит от гормонального контроля; следовательно, сексуальность этих животных гораздо сложнее, чем полагали прежде.

Вопросы для размышления

Как вы думаете, имеют ли исследования, касающиеся сексуального поведения приматов какое-либо отношение к нашему пониманию человеческой сексуальности? Объясните, почему?

Этнологическая наука соотносит обычаи и традиции любого народа с его религией и верованиями. Могут ли быть одни культуры "хорошими", а другие "плохими"? Была ли наша собственная культура иногда "лучше", а иногда "хуже" с точки зрения ее отношения к различной сексуальной практике?

Наше общество живет по законам моногамного брака, а полигамия преследуется в уголовном порядке. Как повлияло на наши представления широкое распространение практики сожительства, а также большое число разводов?

Приведите примеры сексуальной практики, которые наше общество считает нормальными либо аномальными, хотя такая оценка в действительности - лишь порождение нашей культуры. Можно ли считать наше общество организованным по типу родовых кланов?

Должен ли влиять на наше отношение к педофилии тот факт, что некоторые общества одобряют секс между взрослыми и детьми и даже считают его необходимым?


Карликовых шимпанзе с полной уверенностью можно назвать “интеллигентами среди обезьян”.

Тогда как у обычных шимпанзе все построено на доминировании самцов и проявлении агрессии, бонобо придерживаются принципов мирного сосуществования.




Бонобо – обезьяны весьма свободных нравов, в жизни которых одну из главных ролей играет секс.

В отличие от большинства представителей животного мира, сексуальные отношения для бонобо не ограничиваются необходимостью продолжить род, а являются важной составляющей их повседневной жизни.


Бонобо, если можно так выразиться, это “хиппи” среди человекообразных обезьян, живущие по принципу “занимайся любовью, а не войной”, так как они гораздо более сладострастны и менее воинственны, чем их близкие родственники шимпанзе.


Голландско-американский биолог Франс де Вааль, исследующий питомцев зоопарков, отмечает несдерживаемую сексуальность бонобо, а также их склонность к дружеским союзам (особенно между самками) на контрасте с битвами за доминирование (особенно между самцами) и межгрупповыми войнами у шимпанзе.


С Ваалем соглашаются и другие биологи, наблюдающие этих животных в неволе. Но в суровых условиях джунглей дела обстоят сложнее.

Живут бонобо небольшими коллективами, численностью до 100 особей.

Самки, не смотря на свои меньшие размеры в сравнении с самцами, обладают более высоким социальным статусом. Это связано с тем, что самки более организованные и сплоченные, чем самцы.


У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии для выяснения отношений и примитивных войн, они не обучаются языку жестов, хотя в неволе бонобо с легкостью оперируют различными предметами.

Проще говоря, в стаях бонобо – матриархат.


У бонобо нет вожака, как у других представителей приматов. Отличительной особенностью бонобо является и то, что во главе сообщества стоит самка.

Самки держатся группами, в которую входят детёныши до 5-6 лет. Самцы держатся отдельно, неподалёку.

Все или почти все агрессивные взаимодействия бонобо заменены… элементами брачного поведения! - доминирование самок у бонобо было выявлено в эксперименте с группами обезьян обоих видов (один самец и две самки) и при наблюдениях в природе.


Все обезьяны очень игривы, но бонобо еще и изобретательны в своих играх.

Детеныши с удовольствием корчат смешные рожицы и разыгрывают пантомимы, даже будучи наедине с собой.

Наблюдали, как бонобо развлекались следующим образом: обезьяна закрывала глаза руками или обрывком бананового листа и начинала вертеться, прыгать по кочкам или наскакивать на своих сородичей - до тех пор, пока не теряла равновесие и не падала.


В то же время бонобо гораздо сдержаннее в проявлении своих эмоций, чем шимпанзе. Разозленный чем-нибудь самец шимпанзе в гневе начинает швыряться камнями, ломать сучья и вырывать с корнем небольшие деревца.

Его соплеменники в это время предпочитают держаться подальше - им тоже может достаться… Самцы же бонобо, желая каким-нибудь образом “сорвать зло”, обычно просто бегают по земле, таская за собой пучок веток.

В группах бонобо первыми едят самки. Если самец протестует, самки объединяются для изгнания самца. Во время еды никогда не происходит потасовок, но обязательно спаривание перед едой.


Молодые самцы бонобо избавлены от суровой необходимости сплачиваться и вместе противостоять более старшим особям, отстаивая свое “место под солнцем”.

В сообществах, где лидеры - самки, за них разбираются матери. Не будучи любителями агрессивных стычек, бонобо отличаются чрезвычайно “чувствительной натурой”.

Секс у бонобо является самым важным (если не единственным) способом разрешения конфликтов.

То есть у бонобо не бывает ссор, драк и всевозможных “выяснений отношений”.

Лучший способ примирения – секс. Причем, доминирующее положение (как при всяком матриархате) занимают самки.


Казалось бы, что тут такого крамольного, почему ученые не сделали сразу достоянием всего общества свою информацию о поведении этого вида приматов?

Ведь с точки зрения развития социального общества у бонобо можно многому поучиться…

Многому возможно, но… далеко не всему.

Все дело в том, что среди бонобо нет места целомудрию, и все спариваются со всеми, нет никаких табу: самец может заниматься любовью с самкой, с другим самцом, с детьми обоих полов. То же относится и к самкам.

Самки занимаются сексом с детенышем, мать с сыном, но с возрастным ограничением - ему не должно быть больше 6-ти лет.

При встрече с другой стаей на пограничной территории самцы вступают в общение, а самки в сексуальные контакты с самцами чужой стаи.

Ревность из-за самки одного самца бонобо к другому заканчивается у них элементами брачного поведения по отношению друг к другу. О как!


Если одна из самок задает взбучку чужому детенышу, мамаша устремляется к обидчице и все опять же заканчивается генитальным контактом. Перед тем как приступить к еде, две самки бонобо обязательно вступают друг с другом в генитальный контакт.

Социальную структуру сообществ бонобо, в частности переход самок из группы в группу, также определяют половые контакты.

При желании влиться в новую группу юные самки бонобо вступают в генитальный контакт с двумя-тремя взрослыми самками.


Если внимание взаимно, претендентку принимают в члены ассоциации, хотя стабильное положение в группе она получает только после рождения первого детеныша.

Самцы бонобо обычно не переходят из группы в группу. Они остаются там, где родились, по мере взросления приобретая и удерживая за собой новый социальный статус.

Между всеми членами сообщества (за исключением ближайших родственников) и в любых сочетаниях наблюдается высокая частота половых контактов - обычно очень кратковременных и более напоминающих игровые демонстрации.

Это единственный представитель среди человекообразных обезьян, которые спариваются как и человек (в мессионерской позе).


И, кстати не только этим бонобо очень близки к людям.

Наблюдая за половыми оргиями бонобо, можно подумать, что камасутра входит в обязательное изучение с детских лет.

Абсолютно все виды секса им знакомы и практикуются совершенно спокойно.

Кстати, такое поведение бонобо нашло свое отражение и в их латинском названии – Pan paniscus, то есть маленький Пан.

Древнегреческий бог Пан являлся олицетворением разгульной жизни, весело проводя время в компании прекрасных нимф.


Ученые долгое время изучали причины таких серьезных различий в поведении двух ближайших родственников – бонобо и обычных шимпанзе, и пришли к выводу, что здесь главную роль сыграла обособленность местообитания бонобо.

Более скудная северная часть заставила обычных шимпанзе бороться за выживание, проявляя агрессию и силу.

Размножение


Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик.


Самка рождает на свет одного детеныша с интервалом в 5-6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13-14 годам.




Беременность, в среднем, длится на протяжении 240 дней. Мать кормит малыша в течение 3-х лет.




Дети на протяжении всей жизни поддерживают со своей матерью родственные отношения.




Забеременеть от обезьян

Министерство обороны неоднократно обращалось за помощью к ученым, изучающим повадки обезьян. Ведь генетический код приматов всего менее чем на один процент отличается от генетического кода людей. Значит, результаты опытов над обезьянами действительны и для людей, рассудили военные. Так в стране появились лаборатории по изучению обезьян. В них велись исследования в военных целях. А в Сухуми даже возник институт, созданный для скрещивания человека с обезьяной.

Луначарский одобрил скрещивание

После смерти Ленина в 1924 году общественность была взбудоражена - вождь умер от преждевременного старения. Таков был официальный вердикт личного врача Ленина доктора Розанова, который всерьез занимался проблемами омоложения партийной верхушки. Спустя год Розанов подал бумагу Сталину, в которой говорилось, что ему необходимы две обезьяны для пересадки половых желез людям. В случае удачного исхода эксперимента ему удастся продлить годы жизни всей коммунистической верхушке.

В то же время на юге страны Илья Иванович Иванов придумал скрещивать человека с обезьяной. Уже несколько лет он лелеял эту мечту, но царский режим выступал против аморального эксперимента. Приход к власти большевиков развязал ему руки. Свои идеи он изложил в письме к Луначарскому:

«С первых шагов научной деятельности я пытался осуществить постановку опытов скрещивания человека и обезьян. В свое время я вел переговоры с бывшими владельцами знаменитых зоопарков… Однако страх перед Святейшим синодом оказался сильнее желания пойти навстречу этому начинанию... В данное время для постановки этих опытов недостает только денег».

Иванов просит выделить ему 15 тысяч долларов и командировать его в Африку для проведения первых опытов по скрещиванию людей с обезьянами.

Пигмейки беременели от горилл?

Летом 1926 года профессор с подручными отбыл в Гвинею, где базировалась станция Пастеровского института. Ученый рассчитывал изучить обстоятельства изнасилования чернокожих женщин гориллами, а если посчастливится, то и найти возможное потомство. Но - увы! Как ни старался профессор, в джунглях так и не нашлось ни одного существа, хоть как-то напоминающего помесь гориллы с человеком.

Тогда Иванов тайно решил провести искусственное осеменение туземкам, пришедшим на прием к русским врачам. По счастливой случайности об этом узнали местные мужчины. Они попросту запретили своим женам и дочерям обращаться за помощью к белым докторам. Иванову оставалось одно - выписать из Габона пигмеек, которые за небольшое гастрономическое вознаграждение готовы были беременеть от самцов горилл.

У пигмеек так никто и не родился, зато самкам шимпанзе удалось забеременеть от пигмеев! Обрадованный профессор посадил обезьян на корабль и отправил в Россию. Но по дороге в СССР они погибли.

В Москве была создана специальная комиссия по расследованию этого дела. Иванова обвиняли в том, что он уронил честь советского врача, когда пытался тайно оплодотворить гвинейских женщин. Через два месяца вся общественность обсуждала провал операции. Иванову было отказано в дальнейшем финансировании экспедиций. Все, на что мог рассчитывать профессор, - это на продолжение эксперимента в обезьяньем питомнике в Сухуми, который был выстроен специально для искусственного спаривания обезьян с человеком.

«Хотим жить с обезьянами»

Идеи Иванова становятся в Сухуми очень популярными. Со всего света к нему съезжаются люди, готовые принять участие в эксперименте. С этого момента у Иванова нет отбоя в донорах спермы и даже в тех, кто готов жить с обезьянами, как с мужем или женой. Свои странные желания иметь потомство от горилл советские люди объясняли так: «Хотим послужить науке, не требуя платы, - ради СССР и просвещения подверженных религиозному невежеству сограждан».

Профессор поплатился жизнью

Но в 1927 году профессор все же решил перебраться со всей своей лабораторией в Западную Африку для продолжения начатого эксперимента в Гвинее. Из Африки он писал в СССР: «Работа идет полным ходом. Получается не все из задуманного, однако унывать некогда... Необходимо не только увеличить число опытов искусственного осеменения шимпанзе и горилл спермой человека, но и снова поставить опыты обратного скрещивания. Гибридный человек, который соответствует антропоидам, с рождения растет быстрее, нежели обычный, к трем-четырем годам набирает невероятную силу, гораздо менее чувствителен к боли, неразборчив в пище... Возможности использования безграничны - от работы в сырых забоях до солдатской службы».

Из-за отъезда Иванова Сталин был в шоке! Самодовольный профессор вопреки его желанию покинул Россию и продолжает эксперимент! По приказу вождя НКВД отозвал профессора в СССР якобы для переговоров о продолжении эксперимента. На вокзале в Москве Иванов был арестован и препровожден на Лубянку. Он получил 5 лет лагерей и скончался 20 марта 1932 года от атеросклероза в лагере. В это же время в сухумском институте прекратили опыты по спариванию человека с обезьяной.

Судьба питомника в Сухуми

Последние счастливые дни сухумский питомник пережил в восьмидесятых годах. Во время грузино-абхазской войны большинство обезьян стали жертвами перестрелок. Сухумцы рассказывают, что в начале 90-х скачущая по улице макака с прицепившимся к ее животу детенышем была здесь столь же обычным явлением, как звуки выстрелов. Разбежавшихся из вольеров питомцев отстреливали: было известно, что медики ставили на обезьянах опыты, испытывали новые лекарства, заражая их предварительно разными болезнями. Ходили в городе и слухи, что на несчастных животных испытывали бактериологическое оружие.

Мог ли эксперимент пройти удачно?

Сегодня любой человек на предложение скрестить обезьяну и человека ответит, что это невозможно! Конечно, есть близкородственные биологические виды, которые могут скрещиваться. Например, от связи лошади с ослом родится мул. А такой вид, как человек, не может скрещиваться даже с близкородственной обезьяной.

Обезьяны действительно самые близкие к нам по генотипу существа, - сказал в беседе с корреспондентом «Смены» профессор Института имени Павлова Леонид Фирсов. - Долгие годы наука изучала физиологию женщины по обезьянам - у обезьян единственных среди животного мира месячный цикл совпадает с женским. А у самцов обезьян от стрессов возникает импотенция. Но это вовсе не значит, что обезьяну можно скрестить с человеком! Эксперименты Иванова изначально были обречены на провал.

Кстати, профессор уверен, что люди произошли от обезьян, которые жили сто миллионов лет назад. Обезьяны того периода были мало похожи на своих потомков, которых мы видим теперь в зоопарках.

Военным помогли мартышки

Профессор Леонид Фирсов по праву считается самым компетентным человеком на Земле, занимающимся изучением обезьян. В 1972 году ему удалось высадить нескольких обезьян на остров, чтобы проверить их выживаемость в условиях изоляции от мира.

Моим экспериментом всерьез заинтересовались военные, - вспоминает Леонид Саликович. - Мне требовалось узнать, какой травкой в лесу будут питаться обезьяны, чтобы не умереть с голоду. Эти съедобные растения мы тщательно изучали и полученную информацию передавали военным.

На острове обезьяны первым делом принялись проверять, не осталось ли в гнездах яиц или птенцов, потом начали отлавливать мышей и мелких хищников. Затем наступила очередь ворон. Когда мясо и дичь были на исходе, обезьяны приступили к диетической пище. В течение многих месяцев обезьяны лопали листья, побеги, лубяную часть коры, нивяник обыкновенный, купырь лесной и кочедыжник женский.
После окончания экспедиции ученые перечислили военной верхушке названия растений, которые могут составить полноценное питание русских солдат. Специально для них были выпущены буклеты, в которых были изображения и названия съедобных растений для Советской Армии.

Кстати, Леонид Саликович уверен, что программа Первого канала «Последний герой» большей частью скопирована с его научно-популярного фильма об острове обезьян под Псковом - «Обезьяний остров».

Мартышки помирили космонавтов

Космос был также заинтересован в опытах над обезьянами.

Американские астронавты обращались за помощью так же часто, как и русские космонавты, - признается Фирсов. - После гибели обезьяны в космосе американцы решили прекратить опыты на приматах. Зато в СССР исследования шли полным ходом. Последний раз космонавты просили проверить на обезьянах состав пяти лекарственных препаратов. Дело в том, что в полете у космонавтов нередко возникали психологические трения. Это всерьез могло помешать работе. Поэтому было необходимо найти лекарство, которое бы сгладило психологические проблемы у космонавтов.

Обезьянку усыновил Фидель Кастро

В 1983 году советские ученые решили преподнести подарок ко Дню чекиста генсеку Юрию Андропову. Сухумские мартышки Абрек и Бион пять суток провели в космосе и приземлились в кустанайских степях. Спустя два года в космос полетели их сородичи -Верный и Гордый - на семь суток. Третьими полетели в 1987 году Дрема и Ероша, уже на 14 суток. По возвращении Дрему усыновил кубинский лидер Фидель Кастро, гарантировав ему почет и уважение на Острове Свободы. Потом были еще три 14-суточных полета: в 1989 году (Жаконя и Забияка), в 1992-м (Иваша и Крош) и в 1996-м (Мультик и Лапик). А потом на программу в российской казне закончились деньги.

К полету готовы

В Звездном городке наравне с тремя отрядами космонавтов существует полностью укомплектованный отряд обезьян, в любую минуту готовых отправиться в полет. Права макак соблюдает Комиссия по биомедицинской этике, которая подписывает за них контракт. Ученые обещают, что после возвращения животных на Землю им будут созданы условия для продолжения рода. Поскольку в отряде состоят только самцы, комиссия обещает подобрать им жен по их выбору и обеспечить уважение среди стаи.

Обязательные условия для обезьян-космонавтов - безупречное здоровье и отличная реакция.

Борцы за права обезьян

После смерти американской обезьяны в космосе от опытов над ними отказались не только американцы. В Великобритании полным ходом идет скандал, связанный с планами по строительству лаборатории, в которой будут уничтожены тысячи обезьян. Ученые придумали лекарство, которое избавит человечество от болезни Паркинсона, и теперь оно нуждается в проверке. Борцы за права животных не разделяют оптимизма ученых. Они считают, что лаборатория превратится в бойню. Теперь полиция опасается, что «зеленые» устроят погром, сходный с событиями 2001 года. Тогда «зеленые» избили бейсбольными битами директора Института приматов, а служащим банков, дававших деньги на исследования, неоднократно присылали письма с угрозами расправы. Это заставило банки отказаться от финансирования проекта.

Люди спаивали мартышек

В 1994 году Леонид Фирсов продолжил исследование обезьян. Теперь уже в ЦПКиО. С тех пор ежегодно на два-три месяца на Елагином острове селят группу мартышек, на примере которых полным ходом идет изучение влияния мегаполиса на психологию обезьян, а значит, и человека.

Первоначальные выводы таковы: полная свобода делает обезьян неуправляемыми. Всего за несколько месяцев приматы становятся практически дикими и пускаются во все тяжкие.

До сих пор памятны истории о том, как мартышки вырывали сумки, зонты и мобильники у людей, которые на лодках причаливали к берегу. Иногда обезьяны пускали в ход зубы, но вовремя поспевала охрана.

Они еще и курят!

За пару месяцев обезьяны научились курить, есть чипсы и пить пиво, которое доставляли на остров визитеры на катамаранах и лодках. Работники зоопарка только удивлялись: «Легче работать с обезьянами, чем объяснить людям, что обезьян нельзя спаивать!» В общем, люди и обезьяны нашли общий язык!

Вера ХОХАЛЕВСКАЯ

Фото Замира УСМАНОВА