Синквейн на тему малька провинилась. Урок литературного чтения "В.И. Белов "Малька провинилась"". Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Продажа

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по литературному чтению

3класс

Тема

В. И. Белов «Малька провинилась»

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: В.И. Белов «Малька провинилась».

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта.

Задачи: Образовательные: познакомить с произведением В. И. Белова «Малька провинилась».

Развивающие: развивать умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к животным, любознательность, интерес к чтению.

УУД: Личностные: умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм; развитие готовности к сотрудничеству; интерес к общему делу; самоконтроль, самооценка.

Регулятивные: определение и формулирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать текст; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: слушание и понимание речи других; умение работать в паре, умение договориться.

Познавательные: ориентирование в учебнике; анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез; определение основной и второстепенной информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; установление причинно-следственных связей; постановка и решение проблемы.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса. компьютер, проектор, экран, презентация о В.И.Белове

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проснулась я сегодня рано,

За окном лежит снежок.

Поспешила к вам скорее

Провести у вас урок!

Прежде, чем начать работать,

Мы друг другу улыбнёмся.

С настроеньем преотличным

Мы в работу окунёмся!

II. Речевая разминка.

Кричал Архип, Архип осип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочитайте скороговорку "птичий базар"(медленно, с ускорением и на оборот, шёпотом, громко, весело, грустно, скороговоркой)

III. Проверка домашнего задания.

Ратота с тестом (индивидуально)

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

1. У старой зайчихи на болоте родились:

А) три маленьких зайчонка

Б) два маленьких зайчонка

В)четыре маленьких зайчонка

2.Называют охотники осенних зайчат:

А)беляками Б)русаками В)листопадничками

3.Убежал тихонько из родного гнезда маленький зайчонок …

А) собираться к отлёту в тёплые страны

Б) искать журавлиные тёплые страны

В) ходить по плотине

4. Звери трудолюбивые, ходко работают, любят чистоту и порядок.

А) Бобры Б) Лисицы В) Выдры

5 . В бобровой хатке … этажа.

А) два Б) три В) четыре

6 . Бобровое кушанье - это …

А) репка Б) рыбина В) ивовая и осиновая кора

7. В хатке бобров место хранения корма называется …

А) кладовая Б) плотина В) нора

8. Маленький зайчонок стал нянькой для …

А) долговязых журавлят Б) маленьких зайчат В) пушистых бобрят

9. Незнакомый зверь сидит, весь мокрый, в зубах большая рыбина. Делает много зла, портит и разоряет плотины.

А) Жадная росомаха Б) Разбойница – выдра В) Злая рысь

10.Зайчонка научил плавать и нырять

А) Мать – зайчиха Б) Старый Бобр В) Выдра

11. А вода всё выше и выше. Подмочила зайчонку …

А) лапки Б) хвостик В) ушки

IV.Работа по теме.

Самоопределение к деятельности.

Ребята, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).

Что означает слово любовь?

Между кем может возникнуть любовь?

- Любовь бывает разная:

любовь между мужчиной и женщиной;

любовь родителей к детям;

любовь детей к родителям;

любовь к своим родственникам и друзьям;

любовь к животным.

С каким произведением из этого раздела вы познакомились?

Кто такой Листопадничек?

Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).

О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).

Любовь матери к своему ребёнку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребёнка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.

На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.

Сегодня мы познакомимся с рассказом, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».

Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?

Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).

Узнать о жизни … … (В.И.Белова).

Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).

Знакомство с творчеством.

Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым.

В.И.Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.

В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».

Как вы думаете, кто такая Малька?

Почему ей дали такую кличку?

В чём она могла провиниться?

Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.

Работа над текстом.

Приём «Чтение с остановками».

Чтение учителем рассказа.

Физкультимутка

Пёс Барбос

Вот сидит наш пёс Барбос. (имитация движений)

В лапы спрятал чёрный нос.

Пёсик дремлет или спит.

На ребяток не глядит.

Наши дети тихо встали

И к собачке подбежали

Ну-ка пёс скорей вставай

И ребяток догоняй!

Словарная работа

Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.

Кри-во-но-га-я, блуд-ня, ба-тяв-ка, о-ка-зы-ва-ет-ся, с не-до-у-ме-ни-ем, бес-по-мощ-но, ша-ро-мыж-ни-ков, од-на-о-ди-нё-шень-ка.

После прочтения слов, отметьте напротив знаком «+», если вы знаете значение этого слова, «?» - не знаете значение этого слова, «-» - не уверены.

Какие из этих слов вам непонятны?

(Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.)

Шельма - нечестный человек; мошенник, плут.

Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.

Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».

Бессовестный - не имеющий совести, т.е. неправдивый, криводушный, бесстыжий, наглый.

Кутенок - щенок, собачонка.

Шаромыжник - жулик.
Слушание аудиозаписи произведения

(Чтение 1 части)

Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.

«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»

- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?

    (Чтение 2 части)

Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?

Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:

Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!

- За что ругала хозяйка Мальку?

    (Чтение 3 части)

Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.

Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…

- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?

    (Чтение 4 части)

Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:

Ладно, пускай живут.

Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.

Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…

- Что же увидел он?

    (Чтение 5 части)

Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.

- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?

    (Чтение 6 части)

Спросил у Лидии:

Куда это Малька каждый день бегает?

Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.

Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.

– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?

Понравился ли рассказ?

Кто нам рассказывает этот текст?

Как вы догадались?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Почему вы так думаете?

Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?

Физкультминутка.

Бегал по двору щеночек.

Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок )

А ушки у котят, как домики стоят.

Вторичное чтение текста детьми.

- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст.

Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.

Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)

Почему Лидия была недовольна рождением щенков?

Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)

Как Малька отнеслась к потере щенка?

Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?

    Анализ произведения. Выборочное чтение. Заполнение кластера.

- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).

Признаки рассказа

    Повествование о реальных событиях.

    Небольшой объём.

    Немного действующих лиц.

    Описание одного эпизода.

- Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).

Давайте дадим характеристику главному герою. Свои выводы мы будем заносить в кластер – снеговичок.

Назовите главного героя рассказа. (Малька)

В кластере пишем МАЛЬКА.

Кто такая Малька? (Собака).

В кластере пишем СОБАКА.

Какая Малька? Опишите её.

В кластере пишем МАЛЕНЬКАЯ, КРИВОНОГАЯ.

За что ее ругала Лидия? Прочитайте.

В кластере пишем ПРИНЕСЛА ДВУХ ЩЕНЯТ.

Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место.

Как хозяйка поступила со щенками?

Куда и зачем каждый день бегала Малька?

В кластере пишем БЕГАЕТ КОРМИТЬ СЫНКА.

Как поступала с ней хозяйка?

Какой путь приходилось Мальке преодолевать каждый день?

- Какое открытие сделал рассказчик? Докажите это открытие словами из текста.

В кластере пишем ВЕРНАЯ МАМАША

Работа в парах. Работа в центрах.

Центр « Читатели». Научитесь читать отрывок текста выразительно.

Центр «Языковеды». Выписать из рассказа глаголы, действия главных героев: Лидии, автора, Мальки.

Центр «Исследование». Найти ответы в тексте.

Когда родились щенята?Сколько штук? Где барахтались два кутёнка?
Кто забрал первого щенка? Кого принесла Лидия из соседней деревни? Каким образом перебирались люди из одного села в другое?
На чём любил кататься В.И. Белов? Какое расстояние преодолевала Малька?
Выступление центров.
- Удалось каждому центру справиться со своим заданием? Что для этого нужно было сделать?

Обсудите, в чём заключается главная мысль рассказа. Закрасьте в кластере ту часть, где заключена, по - вашему мнению, главная мысль о Мальке.

V. Рефлексия.

    Составление синквейна о Мальке.

Я вам предлагаю составить синквейн на тему «Малька» и записать его в своих тетрадях.

(Дети читают получившиеся синквейны).

Какие чувства и эмоции вы испытываете от прочитанного рассказа? Подумайте и выберите картинку, которая соответствует вашему настроению. Покажите, кто выбрал радугу? А кто - тучку?
(Лай щенка).
VI.Домашнеее задание.

VII. Итог урока.

Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока?Способны ли животные любить своих детей так, как люди?

Чему люди могут научиться у Мальки?

Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.

Какой рассказ прочитали? О ком он?

Что вы знали до урока по нашей теме?

Что нового для себя вы узнали на уроке?

Что вам захотелось ещё узнать после этого урока? (Узнать больше о жизни и характере собак).

Закончить наш урок я хочу синквейном о вас.

Ученики Внимательные, активные. Слушали, отвечали, рассуждали. Выполнили правильно все задания. Молодцы! Урок окончен.

Тест по литературному чтению

«Малька провинилась. Ещё раз про Мальку»

А) И. Соколов-Микитов

Б) В. Белов

В) М. Пришвин

А2.Куда пошёл писатель?

А) за хлебом

Б) за квасом

В) за молоком

А3.Что он услышал?

А) как хозяйка ругала собак

Б) как хозяйка ругала своих детей

В) как ссорились хозяин и хозяйка

А4. В чём провинилась Малька?

А) украла кусок мяса

Б) принесла двух щенят

В) плохо стерегла дом

А5. Кто забрал себе первого щенка?

А) комбайнёр

Б) тракторист

Г) полицейский

А6. Куда хозяйка отнесла второго щенка?

А) в соседнюю деревню

Б) в город

В) в избушку лесника

А7. На кого обменяла хозяйка второго щенка?

А) на цыплёнка

Б) на щегла

В) на кота

А8. Как люди ходили из одной деревни в другую?

А) через лес

Б) через болото

В) через речку

Г) через кладбище

А9. Какой породы Малька?

А) пекинес

В) беспородная

Г) овчарка

А10. Зачем Малька бегала в соседнюю деревню каждый день?

А) охотиться

Б) кормить своего щенка

В) искать полезные травы

Г) искать своих щенят

В1. Какое чувство толкнуло Мальку в холодную воду?

А) материнский инстинкт

Б) любопытство

В2. Найдите строки, которые не имеют отношения к Мальке

А) "Каждый день за два километра в чужую деревню... бегает кормить своего сынка"
Б) "Расковыряла пень", "рычала на него и лягалась задними пушистыми лапами"
В) "Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу."
Г) "Виновато мотала хвостом и не понимала, за что ее так ругают"

А) раздражение

Урок чтения 3 класс

Тема: В. Белов «Малька провинилась».

Цели: познакомить с краткими биографическими сведениями о творчестве В. Белова; его рассказом «Малька провинилась», развивать связанную речь, прививать любовь к животным.

  1. Орг. Момент.

Прозвенел уже звонок

Он позвал всех на урок.

Поставьте ушки на макушке,

Слушайте внимательно!

Думайте и рассуждайте,

На вопросы отвечайте.

  1. Речевая разминка

Кричал Архип, Архип охрип.

Не надо Архипу кричать до хрипу.

Прочтите скороговорку медленно, быстрее, шёпотом, громко, грустно.

Чему учит скороговорка?

  1. Проверка дом.задания.

Чтение стихотворения «Ветхая избушка».

Какое настроения у ребят? Подтвердите свой ответ словами из текста.

  1. Сообщение темы.

А о ком оно, узнаете из загадки:

С хозяином дружит,

Дом сторожит.

Живёт под крылечком,

А хвост колечком.

(собака)

А что вы о них знаете? (ответы детей)

Написал это произведение Василий Иванович Белов. О нём нам расскажет София.

Родился 23 октября 1932в вологодской деревне Тимонихе. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.
Окончив сельскую семилетнюю
школу , весной 1949 уехал в город Сокол, где в школе фабрично- заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.
Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была
литература , писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Поэтом Белов не стал.
Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время
литературному творчеству.
В 1989 - 91 пишет несколько произведений для детей - повести "Старый да малый", "Медовый месяц", сказку "Родничок".
Живет и
работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.

6.Работа над рассказом

а) подготовка к чтению

Рассказ называется «Малька провинилась».

Какая кличка у собаки?

В чём она могла провиниться?

б) чтение рассказа учитель + хорошо читающие ученики

Возьмите карандаш и отметьте непонятные слова

в) первичное восприятие

Каковы ваши впечатления?

Какие непонятные слова встретились?

Батявка – в учебнике

Шаромыжник – человек, который любит поживиться за чужой счёт, жулик.

Блудный – человек, ушедший из дома и вернувшийся после долгих скитаний.

г) выборочное чтение

Найдите в тексте предложения, в которых говорится за что, Лидия ругала Мальку?

Прочитайте, как Малька реагировала на ругань хозяйки?

Что можно сказать о Мальке как о матери? Докажите.

д) составление синквейна

Малька

добрая, заботливая

кормит, бегает, заботится

бегала в другую деревню к малышу

забота

7. Рефлексия

За что бы вы себя похвалили?

Что не получилось?

Какие трудности испытали на уроке?

8. Итог урока

С каким произведением познакомились?

Чему можно поучиться у Мальки?

Дом. задание стр.68-69 пересказ от лица Мальки


Разделы: Начальная школа

Каким должен быть урок “Литературного чтения”, чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития?

На уроке литературы дети под руководством учителя читают произведения с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети: думали над прочитанным, оценивали поступки героев, осмысливали их проблемы, старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.

Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра.

Уроки литературного чтения я стараюсь строить так, чтобы дети учились полноценно воспринимать художественный текст, отзывались душой на переживания героев и соотносили их со своей жизнью и своими переживаниями.

Предлагаю вниманию читателей журнала урок литературного чтения в 3-м классе. Тема: В.Белов “Малька провинилась”.

Триединая дидактическая цель:

1) Образовательная

Формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

Отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;

Формирование навыка осознанного, выразительного чтения;

Формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.

2) Воспитательная

Формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им

Воспитание чуткого отношения к живой природе;

Обогащение нравственного опыта младших школьников;

Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

Воспитывать гуманное отношение к животным.

3) Развивающая

Развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;

Развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;

Развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.

Оборудование. Учебник “Литературное чтение. 3 класс.Ч.1” (Э.Э.Кац); иллюстрации к рассказам “Малька провинилась”, “Верный и Малька”; портрет В.Белова; рабочий лист к уроку (Приложение № 1, приложение № 2); сердечки для проведения рефлексии; словарь русского языка (Ожегов С.И.)

1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель (У). Урок литературного чтения. Проверим, насколько вы были внимательны вчера на уроке.

Выполним 1-е задание. Прочитайте его. Учащиеся работают на листах. Приложение № 1 .

Задание № 1

По иллюстрации на доске вспомни название произведения и его автора. Определи первую часть темы урока, учитывая, что сегодня ты познакомишься с новым произведением этого же автора.

Дети (Д). На доске я вижу иллюстрацию к рассказу Василия Белова “Верный и Малька”, значит, сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением Василия Белова.

У. Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

Прочитайте его.

Задание № 2

Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.

М про А ви Л ни Ь ла К сь А

У. Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Назовите тему урока полностью.

Д. Тема урока “ Василий Белов и его произведение “Малька провинилась”.

У. Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

* расширить знания о Ж и Т … …;

* познакомиться с произведением … … “… …”;

* учиться??? … “… …”.

У. Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова.Познакомиться с произведением Василия Белова “ Малька провинилась”.Учиться анализировать произведение “Малька провинилась”.

2. Подготовительная работа.

Учитель открывает на доске портрет писателя.

У: Начнем работу над первой частью цели урока.

Вспомните, что вы знаете о Василии Ивановиче Белове?

Д. Мы знаем, что Василий Белов умудрился выжить во время без отца. Его отец погиб на фронте в 1943 году, когда Васе было 10 лет. Еще мальчишкой он начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей.

У. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2-м классе. Он был такого же возраста, как вы. Из воспоминаний детства ему больше всего запомнились постоянный голод и любовь к чтению.

У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Иногда специально растягивал удовольствие и читал книгу медленно, чтобы надолго хватило. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".

У. Дополним мой рассказ о Василии Белове, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора”.

Автобиография

<…> Ещё до школы меня научил читать старший брат Юрий. <…> <…>Моё “книжное голодание”, начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я собирал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали. <…>

У. Что нового узнали о В.И.Белове из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора”?

У. Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

Словарная работа.

У. В произведении встретится новое слово, значение которого нужно уточнить.

Выполним задание № 4.

Задание № 4.

Рассмотри запись. Прочитай слово. Объясни его значение.

У. Какое слово вы прочитали? (Учитель открывает на доске слово кутёнок )

Как вы понимаете его значение?

Значение слова из словаря Ожегова нам прочитает... (Кутенок - щенок собаки)

Антиципация.

У. Учитывая название произведения, слово из него и иллюстрацию к нему в задании №5 , предположите, о чем в нем пойдет речь? (Учитель открывает на доске рисунок № 2)

Задание № 5

Предположи.

2-3 ученика высказывают свои предположения.

3. Первичное восприятие.

У. Проверим наши предположения. Послушайте произведение Василия Белова “Малька провинилась”. (Учитель читает рассказ. Учебники у учащихся закрыты)

4. Проверка первичного восприятия.

У. С каким произведением В.Белова мы познакомились?

О чем это произведение?

Подтвердились ли ваши предположения?

Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Секреты литературы” на странице 2.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, используя “Словарь чувств”.

Д. Я испытал чувства тревоги и сопереживания. Я боялся, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживал за Мальку и её беспомощных щенков!

Словарь чувств

восторга

патриотизма

сострадания

восхищения

справедливости

прекрасного

равнодушия

огорчения

разочарования

уважения

ожидания

сомнения

уверенности

ответственности

сопереживания

Вторичное чтение детьми.

У. Давайте еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения.

5. Анализ произведения.

У. Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

Можете пользоваться справочником “Секреты литературы” на странице 6.

Д. Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.

Признаки рассказа

  • Повествование о реальных событиях.
  • Небольшой объём.
  • Немного действующих лиц.
  • Описание одного эпизода.
  • У. Определите тему рассказа.

    Д. Этот рассказ о животных.

    У. Обозначьте жанр и тему произведения в рамочке, расположенной в верхнем правом углу рабочего листа.

    Д. Мы обозначим жанр рассказа квадратом и раскрасим его коричневым цветом, потому что это рассказ о животных.

    У. Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

    Чтение с дополнительным заданием.

    У. Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны.

    Как вы понимаете значение словосочетания заречная деревня ? (Деревня, находящаяся за рекой)

    Объясните значение слова деловито . (Толково, серьёзно, озабоченно)

    Что значит “ все впустую ”? (Ничего не достигая, зря)

    У. Прочитаем третью часть цели урока. (Будем учиться анализировать произведение “Малька провинилась”)

    У. Проанализируем текст, выполнив задание № 6 на листочках. Прочитаем его.

    Задание № 6

    Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.

    1) В чем провинилась Малька?

    2) Где стали жить котята?

    3) Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

    4) Куда и зачем бегала Малька через день?

    5) Какие препятствия встречались на её пути?

    8) Какие чувства он испытал?

    9) Чему можно научиться у Мальки?

    У. Прочитаем первый вопрос.

    1. В чем провинилась Малька?

    Д. Малька провинилась в том, что принесла кутят, и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

    2. Где стали жить котята?

    Д. Где стали жить кутята?

    Д. Одного кутёнка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

    У. Найдите этот отрывок в тексте. Зачитаем его. (“Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню”)

    3. Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

    У. При ответе вы можете пользоваться справочником “Секреты литературы на странице 2.

    Д. Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски и др.

    4. Куда и зачем бегала Малька через день?

    Д. Куда и зачем бегала Малька каждый день?

    У. Кому ты адресуешь свой вопрос?

    Д. Малька бегала в заречную деревню кормить своего щенка.

    5. Какие препятствия встречались на её пути?

    Д. Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала в доме, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно.

    У. Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его. (“Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время”)

    Вывод учителя: Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.

    Д. Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама.

    У. Докажите это открытие словами из текста. (“Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.”)

    У. При ответе можете пользоваться справочником “Секреты литературы” на странице 2.

    9. Чему можно научиться у Мальки?

    Д. У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, смелости, упорству и др.

    У. Мы познакомились с двумя рассказами о Мальке. Что можно сказать о характере Мальки, если прочитать только рассказ “Верный и Малька”?

    Д. Малька была злой, надоедливой, беспокойной собачкой.

    У. Что можете сказать о главной героине после знакомства с рассказом “Малька провинилась”?

    Д. Малька была доброй, любящей, мужественной собакой.

    У: Продолжим анализ рассказа.

    Выполним задание № 7 на листочках.

    Задание №7

    Прочитай слова. Рассмотри иллюстрации. Сформулируй задание.

    У. Познакомьтесь с заданием. Прочитаем слова к иллюстрациям. Сформулируйте задание.

    Д. Мы соединим слова, характеризующие Мальку с иллюстрациями к рассказам “Верный и Малька”, “Малька провинилась”.

    У. Проверим, что у вас получилось.

    У. Мы реализовали третью часть цели урока. Молодцы!

    Обобщающее слово учителя:

    Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете “равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги”, или собака, которая стремится покормить своего щенка, несмотря на трудности и преграды.

    6. Домашнее задание.

    У. Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните необычное задание. Прочитаем задание № 8* на листочках.

    Задание № 8*

    Используя рисунки приложения, смоделируй обложку книги:

    а) с рассказом “Верный и Малька”;

    б) с рассказом “Малька провинилась”;

    в) с твоей историей о Мальке.

    У. У каждого из вас есть лист приложение № 2 с изображением героев рассказов Василия Белова. (Учащиеся рассматривают рисунки приложения № 2).

    Используя рисунки из приложения, вы смоделируете обложку книги на выбор к прочитанным рассказам “Верный и Малька” или “Малька провинилась” или к своей придуманной истории о Мальке.

    7. Рефлексия.

    У. Какой образ Мальки вам понравился больше, в рассказе “Верный и Малька” или “Малька провинилась”? (Учитель обращает внимание детей на рисунок № 1 и рисунок № 2)

    Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к иллюстрации того рассказа, в котором Малька была для вас более симпатичной. (Учащиеся делают выбор и прикрепляют сердечко к выбранной иллюстрации)

    У. Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.