Скупой человек щедрый. Скряга и скупой. Как избавиться от скупости

Приватизация

И сколько бы при этом родители не объясняли своему чаду, как нелегко дается им каждая копейка, ребенок понимает это лишь тогда, когда сам начинает нести на себе "груз ответственности" за заработанные деньги. Но зависит ли скупость человека от того, сколько у него денег и как они ему достаются? И где же заканчивается грань здравого расчета и начинается нездоровая жадность?

По каким вообще признакам мы определяем, жадный человек или, напротив, щедрый? Удачным в этом плане будет пример первого свидания. Допустим, малознакомый вам парень или мужчина пригласил вас на свидание в кафе среднего уровня. Вы, будучи хорошо воспитанной девушкой и не имея особого представления о доходах пригласившего вас лица, ради приличия закажете чашечку кофе. Сладкоежки могут не удержаться и от маленького пирожного.

Щедрый мужчина неминуемо спросит у вас что-то типа "почему же так скромно?" и, в свою очередь, предложит еще несколько вариантов в придачу к вашему, действительно, скромному заказу. Например, сок, бокал вина или нечто более существенное, предполагая, что вы можете быть голодны.

И даже в случае, если вы, будучи, все же, очень-очень хорошо воспитанной девушкой, откажетесь от заманчивого предложения, вам все равно, помимо кофе с пирожным, подадут еще что-то на усмотрение заказчика.

Показателем щедрости являются и оставленные чаевые – не столько сама сумма чаевых, сколько побуждение это сделать. Провожая вас до дома, щедрый мужчина не сможет пройти мимо бабушки, торгующей ландышами возле метро.

И, естественно, щедрый мужчина никогда не позволит девушке самой купить талон на проезд или, того хуже (!), расплатиться за такси. Доехать на такси за свой счет вам не позволят даже в том случае, если вы дали понять щедрому мужчине, что о втором свидании не может идти и речи. Правда, жизнь показывает, что мы, женщины, умеем ценить в мужчинах щедрость, поэтому такое свидание вряд ли окажется для нас последним.

Но если же ваша встреча в кафе ограничилась лишь маленькой чашечкой кофе (если, конечно, вас туда вообще пригласили), бабушка с ландышами была напрочь проигнорирована, и, опоздав на последнюю электричку в метро, вы поехали домой на такси за свой счет, то совершенно очевидно, что вы имели дело отнюдь не с проявлением щедрости. К слову, в кафе вам также могут предложить расплатиться за саму себя (такие примеры все чаще имеют место быть в "равноправном" обществе).

Показателем скупости на первых свиданиях, в том числе, может быть вопрос из серии "что тебе подарить?". Такого плана вопросы естественны в случае, когда речь идет об уже состоявшейся паре, где помимо знака внимания учитывается еще и рациональность подарка, его значимость в быту или степень необходимости для партнера.

А на первых порах девушка может смутиться от подобного вопроса и ответить, что ей ничего не надо. Как правило, подобные вопросы и преследуют такую цель.

При этом совершенно очевидно, что всем нам всегда что-нибудь да надо. А ведь букетно-конфетный период не зря так и называется, поскольку именно в это время можно раскрывать и познавать друг друга через приятные сюрпризы в виде цветов, конфет, сувениров и прочих мелочей, постепенно узнавая вкусы и предпочтения каждого.

И чем больше находится поводов для приятных сюрпризов, тем с большей уверенностью можно предположить, что вы имеете дело с внимательным и щедрым человеком.

С самого раннего детства ребенок переживает на собственном опыте весь спектр эмоций, присущих человеку взрослому. Это и зависть, когда хочется такую же игрушку, как у соседского малыша, и ярость, когда упал и больно ударился, и любопытство, и любовь... Малыши ощущают свои чувства в чистом виде, им еще неведом злой умысел. К примеру, даже жадничая и не желая делиться тем, что у него есть, ребенок никогда не будет вести себя, как человек скупой.

"Скупой" вовсе не значит "жадный". Это куда более гипертрофированное и вредное для человеческой души качество, когда к простой жадности подключается расчет. В этой статье мы разберем, что значит быть скупым, можно ли уйти от собственной скупости и есть ли хоть что-то полезное в этой черте.

Значение слова "скупой"

Если подобрать к искомому слову определение, то ближайшими по передаче качеств будут высказывания «жадный до бережливости», «тот, кто избегает трат». «Скупердяй», «скряга», «жмот» - так называют человека скупого. На самом деле скупость и жадность близки по смыслу, но не по значению. Если жадина просто не хочет ничем делиться с окружающими, но сам радуется приобретениям, то совсем иначе воспринимает материальное благо тот, кто скупой. Скупой человек вообще не хочет тратить средства - ни на себя, ни на других.

Он похож на нищего внешне, живет в спартанских условиях, в то время как под диваном у него могут лежать сундуки с золотом. Скупые люди часто становятся богачами, ведь они знают цену каждой копейке и расходуют деньги исключительно по назначению.

Скупость - не глупость

Как это ни парадоксально, но далеко не каждый считает скупость плохим качеством. Изучая творчество А. Н. Островского, в частности, произведение «Лес», можно найти такую цитату: «Я не знаю, я ещё молод-с; а умные люди говорят, что скупость - не глупость». Может не такое плохое это качество? И в самом деле, чем отличается от обычных скупой?

Скупой - тот, кто в высшей степени экономный. Ему не хочется тратить и расходовать то, что у него есть. Все сбережения, которые имеются, он хранит, копит и преумножает.

Скупой - это человек бедный

Что любопытно, от тех материальных благ, которые имеются у ему и другим нет никакого проку. Как сказал Деон Сэй, если бережливый человек не хочет ничего расходовать попусту, то скупой вообще не хочет ничего расходовать. Он не купит себе роскошные апартаменты, шикарное авто, не поедет в путешествие, не подарит ничего любимой женщине. Каждая копейка настолько значима для скупердяя, что он готов ходить в ветхой одежде и питаться сухариками, лишь бы не тратить ничего из своих сбережений. На деле выходит, что скупой человек, судя по тому, как он живет и что имеет, - скорее бедный, чем богатый. Скупость - это полная беспомощность перед деньгами, когда золото и купюры повелевают человеком, его поведением.

Как избавиться от скупости

Может ли как-то стать свободным от власти денег тот, кто скупой? Скупой человек - раб материального. По большому счету, излишнее расточительство и скупость - это просто две стороны одной медали. И те, и другие люди не свободны, они находятся под властью денег.

С точки зрения психологии не важно, от чего ты зависишь: от сигарет, наркотиков или денег - любая зависимость делает человека слабым и безвольным. Как же избавиться от скупости, если это возможно? Считается, что лучший способ - начать тратить. Для скупого человека все расходы выглядят как трагедия, но это лучшее лекарство от психологической болезни. Сумев принять тот факт, что растрачивая нажитое, он ничего не теряет, скупец почувствует облегчение. Если такой человек увидит, что деньги можно обменять на что-то ценное и полезное, он сможет уйти от пагубного влияния материального.


Ценить, что имеешь. Считать не чего не хватает, а что есть. Жадному нищему для счастья нужен пятак, жадному миллионеру - миллиарды.
Скупость
- это черта характера.
Скупость бывает врожденная и приобретенная.
Скупого человека мы часто встречаем среди героев литературы.
Хороший пример у Н.В. Гоголя в "Мертвых душах", где описан помещик Плюшкин, ведь он не был скупым, а стал им в процессе жизни. Или у Ф.М.Достоевского в произведении "Подросток" - Андрей Долгорукий пример приобретенной скупости. Андрей не родился скупым. Быть скупым ему довольно трудно. Но для чего он становится скупым? Андрей Долгорукий становится скупым ради идеи. У Андрея мечта о власти над миром. Он рассуждает так: Власть над миром дают деньги - значит надо стать Ротшильдом. Это в конечном счете квази скупость. И он пытается сформировать в своём характере и темперамент.
Итак Скупой - это чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов человек.
Мишель Монтень в своих "опытах" писал: Всякий денежный человек, на мой взгляд, - скопидом.
Миньон Маклофлин сказал жадными жадными ».

У А.С.Пушкина в "Скупом рыцаре":
Нет, выстрадай сперва себе богатство,
А там посмотрим, станет ли несчастный
То расточать, что кровью приобрел.
Н.В.Гоголь в романе «Мертвые души» описал скрягу Плюшкина.
Вот уж пример как скупость и жадность доводит человека до бедности.
Вот как мужик отозвался на вопрос Чичикова о Плюшкине: «Эх ты! А и седым волосом еще подернуло! скрягу Плюшкина не знаешь, того, что плохо кормит людей?»
«А! заплатанной, заплатанной!» вскрикнул мужик. Было им прибавлено и существительное к слову заплатанной, очень удачное, но не употребительное в светском разговоре, а потому мы его пропустим.
Оноре де Бальзак (20 мая 1799, Тур - 18 августа 1850, Париж) - французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе в произведении «Гобсек» описал ростовщика , скрягу и скопидома : жертвы его порой выходили из себя, плакали или угрожали, но сам ростовщик всегда сохранял хладнокровие - это был «человек-вексель», «золотой истукан». К концу жизни скупость Гобсека обратилась в манию - он ничего не продавал, боясь продешевить. Он поддерживал отношения только с Дервилем, которому однажды раскрыл механизм своей власти над людьми - миром правит золото, а золотом владеет ростовщик.

Жадность - это страх потерять что-либо: успех, влияние, богатство и прочее. Жадность - это неуёмное, неумеренное желание овладения или потребления чего-либо. Иногда жадность ведет к алчности, которая умножает заботы и попечения, приводит к внутренней злобе и замкнутости. Алчность непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов, завистников. Алчность может быть мотивом преступления или причина трагедии.
В. Даль в книге "Толковый словарь великорусского живого языка" записал:
"Жадный : ненасытный, падкий на чужую пищу, на богатство и пр. Жадничать - быть нескромным в желаниях своих, страстно и ненасытно хотеть приобрести что-то, присваивать всё себе одному, увлекаться корыстью, ненасытно стяжать себе одному
Как известно, жадность – это желание присвоить себе как можно больше земных благ. Особенная черта скупого человека, стремится всячески избежать денежных и других расходов перерождается в скаретность. Скаретным называют очень скупого и жадного человека.
Жадность - это навязчивая, но естественная борьба за право собственности, когда это право у тебя отнимают. Лучший способ сделать жадным - заставлять делиться. Человек, полноправно владеющий, никогда не откажет в милосердии: он не боится потерять право на решение. Свободный человек с удовольствием радует других людей. А если он решил не делиться - это его святое право.
Миньон Маклофлин сказал : «Мы рождаемся бесстрашными, доверчивыми и жадными , и большинство из нас остаются жадными ».
В Библии написано, что если вы подумаете, что у вас чего-то нет, то у вас отымется и то, что у вас есть!
Жадным называют человека, который не хочет делиться каким-нибудь своим имуществом с другими людьми, хотя у него этого имущества достаточно.
Бедность порождает жадность – жадность порождает бедность.
Жадность порождает бедность ? Жадность – это чувство, которое развивается еще в раннем детстве, и, как правило, может мешать нормальной жизни и ставить человека в неловкие ситуации. Безусловно, излишняя жадность сейчас - обернется длительной бедностью
Человеку трудно делиться, это нормальная часть процесса развития. Осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий человеку стать щедрым человеком.
Эгоизм приходит раньше умения делиться. Стремление владеть - естественная реакция каждого человека, но осознание и принятие этого - первый шаг, помогающий человеку стать щедрым человеком.
Щедрый человек охотно делится с другими людьми своими средствами, имуществом и т.д. не жалеет денег на что-либо.

  • Потому и богат, что скуповат.
  • Бедный во многом нуждается, а скупой во всем.
Скряга - скупой, скупец, скопидом, сквалыга, жадина; сквалыжница, скважина, плюшкин, сквалдырник, сквалдырница, скундыжник, скряжник, скряжница,

Гетти Грин (Hetty Green), урожденная Генриетта Хауленд Робинсон (Henrietta Howland Robinson), родилась в 1834 году в Нью-Бедфорде, Массачусетс (New Bedford, Massachusetts).
В возрасте 33 лет, в 1867 году Гетти вышла замуж за Эдварда Генри Грина, отпрыска богатой семьи из штата Вермонт. Еще до свадьбы Гетти настояла, чтобы были подписаны бумаги, по которым ее муж не претендует на ее деньги. Пожив какое-то время в доме Генри на Манхэттене, пара перебралась в Лондон, где и родились их дети – сын по имени Нэд и дочь Сильвия.
Эдвард занимался инвестициями, Гетти тем временем не теряла времени даром и приумножала свое состояние. Так, она удачно играла на курсе доллара, а потом вложила свои деньги в облигации железной дороги. Ход оказался очень удачным – вложения оправдали себя с огромной выгодой, и личное состояниеГетти Грин росло с каждым днем.
Когда семейство Грин вернулось в Америку, они поселились в Вермонте, на родине Эдварда, а в середине 1880-х стало очевидно, что муж Гетти тайно, через финансовый дом?John J. Cisco & Son? пользовался деньгами жены. Гетти немедленно перевела все свои активы в?Chemical Bank?, а Эдвард ушел из дома. Он умер в 1902 году из-за проблем с сердцем; известно, что у Гетти и Эдварда, несмотря на раскол, были довольно добрые отношения, и когда он болел, она помогала ухаживать за ним.
О жадности Гетти Грин ходили легенды. Так, говорили, что она всегда ходила в одном и том же платье, пока оно не износится. Миллионерша, она не включала в доме отопление и не пользовалась горячей водой. Она экономила деньги на мыле и не мыла с мылом руки, кроме того, прачке было велено отстирывать на одежде с мылом только самые грязные пятна, остальное стиралось простой водой. Но самая непривлекательная история, которую рассказывают о Гетти Грин , связана с ее сыном Нэдом. Та к, когда мальчик сломал однажды ногу, Гетти обратилась в клинику для бедных, чтобы не платить большие больничные счета. В итоге Нэду после долгого и безуспешного лечения пришлось ампутировать ногу.
Гетти Грин прожила до 81 года и умерла в Нью-Йорке 3 июля 1916 года. К моменту ее смерти она считалась Самой богатой женщиной в мире, однако в Книгу Рекордов Гиннесса она вошла как Самая скупая женщина в мире. Есть истории, что Гетти как огня боялась налогов и специально жила в очень непрезентабельном и недорогом жилище, а когда уже в пожилом возрасте, у нее появилась грыжа, она так и не стала делать операцию, которая стоила всего 150 долларов, и промучилась с грыжей до самого конца. К старости у нее развилась мания преследования – уверенная, что ее отца и тетку когда-то отравили, она все время боялась нападения и ограбления.
Ведьма с Уолл-Стрит и Величайшая в мире скряга – именно под такими титулами Гетти Грин вошла в историю.

Скупость, обесценивающую сам дар жизни, отнимающую воздух, свет, надежду, разъедающую душу, как ржавчина и оскорбляющую высшее начало; скупость слепую, бессмысленную и страшную - при этом бесконечно смешную - вот что играет Семён Фурман. Фурман в пьесе «Скупой», написанной Мольером, переведенной Булгаковым и поставленной Геннадием Тростянецким в Театре на Литейном.
Спектакль, в котором солнечными бликами мелькает мишурная и жеманная, насмешливая и блестящая эпоха Мольера, заставляет вспомнить такую полузабытую в театре категорию, как «изящество». Изящен лаконичный и немного лукавый образ спектакля, найденный художниками Екатериной Шапошниковой, Владимиром Аншоном и Марком Брихманом. Изящны юные и влюблённые Элиза, Марианна, Клеант (Елена Немзер, Надежда Бурдукова, Андрей Смирнов). Остро, гротескно и жутковато изящны персонажи-перевёртыши - маклер Симон (в исполнении Татьяны Щуко) и Лафлеш (Александр Жданов) - слуга и друг, невинный пройдоха и бесстыдный плут, некое существо третьего пола, чей немного зловещий «конферанс» отбрасывает тень в иные времена, вдруг напоминая о кабаре тридцатых годов.
И наконец, меланхолично и просветлённо изящна финальная сцена, где господин Ансельм (Иван Мокеев) вначале вспоминает бурю, поглотившую корабль с его семьёй, а затем благословляет двойное обручение своих детей с детьми Скупого. Хрупкие, яркие куклы, как бы повинуясь усилию вспоминающего, поднимаются из тьмы огромного сундука, как из глубин памяти, и неожиданно вносят в эту сцену трогательно-щемящую ноту, а величественный образ Ансельма роднит его с героями Шекспира, с их благородством и печалью гуманистического века…
И вот посреди этой стильной хрупкости главный персонаж спектакля Гарпагон (Скупой в исполнение Семёна Фурмана) существует как будто по иным законам. Он предельно реален, осязаем, полнокровен. Биллиардно - круглоголовый, плотный, в одежде винного цвета из сукна и кожи - френч? Черкеска? Платье средневекового купца? - Он легко и стремительно носит тело, распираемое бешенной энергией обладания. Иметь и сохранить - вот чему подчинён каждый шаг. Ритм всё время нарастает: скупец торгуется и скандалит с Богом («пошли мне десять тысяч экю!»), обшаривает слугу, якобы спрятавшего монетку, сдирая с него одежду.
Бесцеремонный и льстивый, цепкий и подозрительный - он страстно защищает своё право никому, никогда, ничего не платить. Перед нами человек, который понял себя и служит этому пониманию. Он спит со своей страстью и пугающе целен. А к тому же - невероятно азартен.
Азартен, когда пылко разговаривает со своими деньгами, когда играет с невестой в прогулку на ярмарку, когда учит слугу в разорванных сзади штанах подавать воду гостям. И это быть может, главное, открытое актёром в герое: его Гарпагон жаден, страстно, вдохновенно. И - страшно.
Скупец - враждебен жизни, говорят нам авторы спектакля. Его сущность неуловимо перетекает от эгоизма к бесчеловечности, от мании к безумию. Стяжатель, он в иные эпохи способен добровольно взять на себя функцию палача. Внезапно обнаружив пропажу денег. Гарпагон кинется к зрителям («подозреваю всех!»), раздастся барабанный бой, разразится бешеная истерика с криками «сесть! встать!», и за мольеровским героем мелькнёт тень Берии, тень фашизма. И этот немного слишком очевидный смысл происходящего (что всегда вредит искусству театра) будет спасён той поразительной артистической лёгкостью, с которой актёр поднимается к резкому, острому протесту.
В другой сцене - объяснения с Клеантом - ужас, который внушит Гарпагон, чуть ли не иррационален. Сбросив одежду, чтобы умыться, оставшись голым до пояса («Ты думал, я не могу жениться сынок?»), мощный, чудовищный, он неуловимо-быстрым, почти ласковым движением сорвёт с лица Клеанта очки и обезоружит его. И с жестокой усмешкой будет наблюдать за своим «большим мальчиком», слепым и беспомощным, который уйдёт, заливаясь смехом, похожим на рыдание.
Временами Гарпагон Фурмана выглядит таким живым, словно он выпил весь воздух жизни, и рядом с ним на сцене остальные - домочадцы и слуги - кажутся немного куклами-марионетками, персонажами уличного театра. И лишь Балер, остроносый, гибкий Балер (Александр Лыков), тоже полный азарта, но иного - азарта любви, стремления одержать верх в борьбе, восторжествовать над выморочной Нежизнью - противостоит Гарпагону. Замечательны слуги, создающие пёстрый, полный комизма фон - фон жизни, пускающийся от Скупого наутёк…
Актёрский успех - спутник талантливой режиссуры. Фарсовое начало площадного представления соединяется в спектакле с приёмами острого и точного психологизма, а мольеровская комедия близко подходит к излюбленному Булгаковым трагифарсу, чтобы затем вернуться к счастливой развязке. И ещё важно: на этом серьезном и тонком спектакле зал смеётся - легко и счастливо - ибо смех, рождённый Мольером вечен, а Семён Фурман, сыгравший «Скупого», поразительно щедр.

После этой ночи дочь везиря рассказала еще много сказок падишаху, и он долго жил с нею и перестал убивать девушек.

Скупой и щедрый

Жили-были два человека: один из них был скупой, а другой – щедрый. Подружившись, они вышли вместе в дорогу. У каждого из них было по чуреку. И вот в дороге они оба проголодались. Тогда скупой сказал щедрому:

– Давай сперва съедим твой чурек, а потом, когда проголодаемся, съедим мой.

Щедрый согласился на это. Съев чурек, они прошли некоторое расстояние и опять проголодались. И вот щедрый человек сказал скупому:

– Давай теперь съедим твой чурек.

Но тот ответил:

– Я не могу его отдать; если мы съедим мой чурек, я потом умру с голода.

И вот ночью он увидел, что пришли на мельницу медведь, волк и лисица. Лисица и медведь были очень веселы, волк же весьма печален. После того, как они некоторое время побеседовали между собой, медведь спросил лисицу:

– Лисичка-сестричка, чему ты так радуешься?

Лисица ответила:

– Отчего же мне не радоваться? На окраине такой-то деревни растет большое дерево, а под этим деревом находится клад. Когда бывает нужно, я иду, беру из этого клада драгоценности и трачу их. Теперь ты мне расскажи, отчего ты радуешься?

Медведь ответил:

– Вот на окраине того леса, который находится на горе, растет толстое дубовое дерево. Внутренность этого дерева выедена червями и полна медом. Как только я проголодаюсь, я иду и досыта наедаюсь этого меда.

После этого спросили волка:

– Братец-волк, отчего ты так печален?

Волк ответил:

– Как мне не быть печальным: уже три дня как я голоден. На окраине села пасется стадо. Но стадо сторожит огромный пес. Он всю ночь до утра ходит кругом стада. И из-за него я не могу унести ни одного барана. Странное дело, что нет никого, кто бы убил эту собаку. Между тем всякий, кто убил бы ее, получил бы большую пользу, ибо у царя есть дочь, которая вот уже сколько времени больна, и все врачи бессильны помочь ей. И если кто-нибудь убьет эту собаку и еще черного барана из этого самого стада и, смешав их мозги, даст съесть дочери царя, то та тотчас же выздоровеет. Царь же дал обет выдать свою дочь за того, кто ее вылечит. Но дело в том, что среди людей нет такого человека, который понял бы это и избавил бы меня от этой печали, т. е. от голода.

Щедрый человек услышал все до единого слова. И когда поутру животные ушли, он, выйдя из мельницы, пошел искать царя и, найдя его, дал ему знать, что он может вылечить его дочь. Обрадовавшись этому, царь вызвал к себе щедрого человека. Последний заявил, что если царь останется верен своему обещанию, то он, щедрый человек, исцелит его дочь. Царь изъявил согласие. Тотчас же щедрый человек отправился к стаду, а хозяин стада привел к нему ту самую собаку и черного барана. Убив их обоих и смешав их мозги, он дал их съесть дочери царя. И она тотчас же исцелилась. И в тот же час царь устроил свадьбу и выдал свою дочь за щедрого человека. После этого щедрый человек нашел клад, драгоценности и мед и, принеся их дочери царя, стал вести жизнь, полную удовольствий.

Спустя некоторое время в этот же самый город прибыл и скупой человек.

Увидев, что его товарищ достиг такого высокого положения, он спросил его, каким образом тот достиг этого. Щедрый человек ответил:

– В таком-то месте находится мельница. Ступай, проведи в этой мельнице одну ночь, и тогда ты узнаешь, каким образом достиг я такого положения.

Услышав эти слова, скупой человек отправился и, найдя ту самую мельницу, спрятался ночью в углу. И вот он увидел, что пришли сюда медведь, волк и лисица. Медведь и лисица были очень печальны, волк же был весел. Когда медведь спросил лису о причине ее печали, лисица рассказала, что клад ее унесен. Медведь же рассказал о том, что дубовое дерево срезано и мед, который был в нем, также унесен. Когда же после этого спросили волка, чему он радуется, тот ответил: – Собаку убили и мозгом ее вылечили дочь царя, теперь я каждый день беспрепятственно уношу из стада одного барана и с удовольствием съедаю его.

Тогда лиса сказала:

– Иначе кто же мог бы узнать нашу тайну? – ответил медведь.

– В таком случае давайте обыщем мельницу, – сказали все трое и начали обыскивать мельницу; нашли скупого и разорвали его на части. Низких людей всегда постигает такой конец.

Ленивый Ахмед

У одного падишаха было три дочери. Однажды он захотел погостить у своих дочерей. Сперва падишах сказал старшей дочери, что он со всеми везирями погостить у нее. Старшая дочь приготовила разного рода еду, комнаты, привела все в порядок. Падишах с везирями поели, попили и перед уходом падишах спросил у дочери:

– Откуда у тебя столько богатства?

Дочь ответила:

– Это все от твоего богатства.

Падишаху это очень понравилось, и он сказал:

– Спасибо, моя дочь!

На следующий день он известил свою среднюю дочь, что завтра вечером он будет в гостях у нее вместе с везирями. Она тоже привела все в порядок. Когда падишах с везирями поели и попили, падишах перед уходом спросил у дочери:

– Откуда у тебя богатство?

Она так же ответила:

– Это от твоего богатства.

Падишах сказал:

– Спасибо, моя дочь!

Младшая дочь узнала об этом, но, когда она, в свою очередь, получила извещение, она не подготовлялась, подобно старшим, сестрам, не украшала комнат и, когда пришел падишах с везирями, они ели то, что у нее нашлось. Перед уходом царь спросил:

– Откуда у тебя твое богатство?

Она ответила:

– Это все мне бог дал.

– Что значит, бог дал? Ты ешь и живешь на мои средства, а говоришь, что тебе бог дал!

Дочь сказала:

– И тебе также бог дал! Если бы бог не дал и тебе, нечего было бы есть и мне.

Было утро. Падишах хотел отрубить голову своей младшей дочери. Везири умоляли этого не делать, говоря: "Она же твоя дочь! Между падишахами твое имя затмится и потеряет величие". Везири сказали, что лучше выдать младшую дочь замуж за бедного человека, чтобы она умерла от голода. Падишах согласился. Нашли в городе одного бедного человека, который сидел у дороги, его звали ленивый Ахмед. У Ахмеда была старая мать, и жили они в маленькой хатке. Он был настолько ленив, что ел только тогда, когда прохожие клали ему какое-нибудь кушанье в рот; если же этого не делали, он оставался голодным.

Младшую дочь выдали за него замуж. Когда вечером она пришла к ленивому, – он оживился. Утром девушка дала ему рубль; Ахмед взял рубль и пошел на базар, там он встретился с купцом. Купец спросил его:

– Ахмед, откуда ты идешь?

Он сказал:

– Падишах выдал за меня замуж свою дочь; она мне дала рубль и сказала, чтобы я пошел на базар и купил то, что нужно, но с условием не менять рубля. Теперь я нахожусь в затруднении, не знаю, что делать!

Купец сказал ему:

– Пойдем ко мне, ты будешь у меня работать, ухаживать за моими мулами, и я тебе дам денег.

Ахмед пошел, вычистил конюшню и мулов. Еще до наступления вечера купец пришел и сказал ему:

– Завтра приходи и из этого песка сделай грязь и покрой им крышу.

Ахмед все это сделал, исполнил и все другие поручения купца. Купец дал ему большую тарелку плова и хлеба, разных вещей и денег. Таким образом он работал несколько дней У куода.

Однажды купец ему сказал:

– Я еду в далекий город и хочу тебя взять с собой.

Ахмед ответил:

– Я должен поговорить с женой; если она согласится, то поеду.

Он пошел к жене. Жена согласилась. Когда они были в дороге, у них не оказалось воды. По дороге им попался колодезь, они опустили в него ведро с веревкой, но ведро было пусто. Купец сказал:

– Кому-нибудь придется спуститься в колодезь, там кто-то нам воды не дает.

Пришлось Ахмеду спуститься. Купец обвязал его веревкой, и он спустился в колодезь. Ахмед увидел там сидящего дива; он спросил дива:

– Почему ты нам воды не даешь?

Див ответил:

– Дай мне сакыз, а я тебе дам воду.

Ахмеда вытащили из колодезя. В караване нашли кусок сакыза; Ахмед спустился и отдал диву сакыз. Див ему дал воды и один гранат. Весь караван напоили. Ахмед увидел, что с другой стороны идет еще караван. Он и у них взял сакыз, спустился в колодезь и напоил весь караван. Див подарил ему еще один гранат. Таким образом он получил два: граната. Этот второй караван как раз пошел в сторону того города, где жил Ахмед. Свои деньги и гранаты Ахмед передал этому каравану и просил отдать их его жене и матери; сам же поехал в город Исфагань. Ночевали в караван-сарае; Ахмед поставил лошадей на место, накормил их и решил пойти на окраину города погулять. Он вьппел на окраину города, где был бассейн, разделся и выкупался. Потом лег спать возле бассейна.

В это время прилетели три голубя и сели на дерево. Один из них сказал:

– Сестричка, ты этого Ахмеда знаешь?

Другой сказал:

– Это тот Ахмед, который имел у дороги маленькую хатку? Он был такой ленивый, что если ему хлеба в рот положат – ел, а если нет – оставался голодным. Падишах того же города выдал за него замуж свою дочь, чтобы она умерла от голода; а Ахмед с купцом приехал сюда. Давайте подарим ему что-нибудь.