Сотни миллионов на благоустройство, или Что такое проект "Комфортная среда"? Комфортная городская среда Фцп комфортная городская среда

Ипотека

Федеральная инициатива уже меняет облик российских городов, но с 2018 года благоустройство будет возможно только с учётом мнения населения – такова позиция центра. Актуальная информация о программе «Формирование комфортной городской среды» – в понятных вопросах и простых ответах.

В чём суть программы?

«Формирование комфортной городской среды» – программа, стартовавшая в 2017 году по инициативе Президента России Владимира Путина. Цели программы многомерны, с одной стороны она призвана системно решать проблемы городского благоустройства с привлечением федерального финансирования, а с другой – дать гражданам право самостоятельно расставить приоритеты, т.е. решить, что и как благоустраивать в первую очередь.

По ряду признаков «Комфортная среда» напоминает другой успешный проект – «Народный бюджет». В нём, к слову, задействованы лишь региональные и муниципальные бюджетные средства, что логично ограничивает масштаб проектов.

Разнится и реализация. Под «Комфортную среду» попадают объекты двух видов: дворовые территории и общественные пространства. Решение по дворам принимали сами жильцы: желающие проводили общие собрания, определяли необходимые виды работ, подавали заявки в муниципальные администрации, а затем отслеживали ход ремонтов. Так будет и в 2018-ом, потому дворовым территориям в материале будет уделено меньше внимания.

Интересная ситуация разворачивается с общественными пространствами. В ушедшем году в Сыктывкаре, Воркуте, Инте, Жешарте и Емве их благоустройством на всех этапах ведали местные власти. С нового года мяч на стороне граждан. «Прямое рейтинговое голосование жителей при выборе проектов общественных пространств в 2018 году станет обязательным», – даёт понять Михаил Мень, глава Минстроя России, координатор программы.

Из наших материалов ухтинцы знают, что в «Жемчужине Севера» действует общественная комиссия по формированию и обеспечению реализации муниципальной программы «Формирования современной городской среды на 2018-2022 годы» – сама программа, напомним, была одобрена комиссией в конце прошлого года.

Вместе со сбором заявок на благоустройство дворов, осенью 2017 года комиссия принимала заявки на общественные территории. Перечне по итогам отбора включает 14 объектов:

1. пгт. Шудаяг нечетная сторона, тротуар по ул. Шахтинская;

2. пгт. Шудаяг, ул. Тимирязева, площадь на ул. Тимирязева;

3. пгт Ярега, ул. Советская, 31, территория, расположенная рядом с МУ «Ярегский ДК»;

4. пст. Седью, территория в районе дома № 5, ул. Центральная;

5. пгт Водный, пешеходные тротуары ул. Ленина;

6. пгт Водный, пешеходные тротуары ул. Октябрьская;

7. пгт Водный, пешеходные тротуары ул. Гагарина;

8. пгт Водный, пешеходные тротуары ул. Торопова;

9. пгт Водный, ул. Первомайская, д.5, территория МУ «Плавательный бассейн «Дельфин», ремонт пешеходных дорожек;

10. г. Ухта, ул. Пушкина, Детский парк;

11. г. Ухта, Парк Культуры и Отдыха;

12. г. Ухта, Комсомольская площадь;

13. г. Ухта, Октябрьская площадь;

14. г. Ухта, Первомайская площадь.

Однако в бюллетени для финального голосования из них попадут не все, а лишь три. Какие – придётся решить гражданам, для этого и будет проведено первое рейтинговое голосование, которое, как и в других городах, стартует в Ухте в эти дни и завершится в феврале.

Финальное выбор уже из трёх вариантов гражданам предстоит сделать 18 марта 2018 года, в день выборов Президента России. По итогам голосования могут быть благоустроены объекты, занявшие 1 и 2 место, или исключительно победитель.

Как ухтинцам выразить своё мнение?

1. Центр «Мои документы» (МУ «ИРЦ» МОГО «Ухта», Оплеснина,11);

2. ГДК (пр-т Ленина, д.26);

3. Бассейн «Юность» (ул. Мира,1а);

4. Администрация МОГО «Ухта» (ул. Бушуева,11);

5. Банно-оздоровительный комплекс (пр-т Ленина, д.47);

6. Администрации пгт. Ярега, пгт. Водный, пст. Седью;

7. Дома культуры в пгт Шудаяг п. Подгорный, п. Дальний

8. п. УРМЗ., Спортивная школа № 1

9. МУ "Дом молодежи", ул. Октябрьская, д.7

Чтобы отдать свой голос, достаточно опустить в ящики для голосования, расположенные по указанным адресам, лист бумаги с собственноручно указанным номером общественной территории – ваш голос будет принят, а площадка, в случае включения в бюллетень и победы 18 марта, будет благоустроена.

Вся необходимая информация о муниципальной программе «Формирования современной городской среды на 2018-2022 годы» доступна в разделе mouhta.ru/adm/urban_environment/ на официальном портале ухтинской администрации.

Реализация крупного федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" стартует в Алтайском крае. Благодаря этой программе наш регион и еще 71 субъект получили уникальную возможность привести в порядок дворовые территории, места общего пользования населенных пунктов. Что это за программа, какие населенные пункты в нее вошли и что теперь в них может измениться, 9 марта обсудили в Минстрое. Рассказываем подробности в рубрике "Вопрос-ответ".

Что это за программа?

Это программа долгосрочная. Завершится она в 2022 году, а первый ее этап начинается уже в этом году.

Проект предусматривает два направления. Одно из них – благоустройство дворов и общественных пространств. На эти цели региону в 2017 году будет выделено из федеральной казны 516,1 млн рублей. Еще 51 млн рублей - доля краевого бюджета. Общее финансирование составит 567 млн рублей. Эти средства планируется распределить между десятью городами региона и рабочим поселком Степное Озеро Благовещенского района, который входит в число моногородов Алтайского края. Так как финансирование распределяется в зависимости от количества многоквартирных домов в муниципальном образовании, то наибольшую поддержку получили крупные города. Так, Барнаулу достанется 236 млн рублей, Бийску – 133 млн рублей и Рубцовску – 87 млн рублей.

Также проект предполагает благоустройство парков. Для реализации этой задачи край получит субсидию в размере 11,8 млн рублей. Софинансирование региональной казны - 1,1 млн рублей. В 2017 году работы будут проведены в парках Алейска, Белокурихи, Бийска, Горняка, Заринска, Змеиногорска, Камня-на-Оби, Новоалтайска, Рубцовска, Славгорода, Ярового.

Таким образом, всего в реализации проекта предполагается участие 14 муниципальных образований края.

Какие именно дворы и парки преобразятся?

На данный момент этот вопрос остается открытым. Дело в том, что сейчас ведется разработка региональной и муниципальных программ по реализации проекта в 2017 году. До 15 марта будет разработана региональная программа. Она и определит минимальные и дополнительные перечни работ в рамках проекта, форму и долю участия жителей и органов местного самоуправления, а также требования к составу заявки.

К 25 мая должны быть утверждены сами муниципальные программы, но перед этим состоится их публикация на сайтах администраций.

Дизайн-проекты благоустройства каждого из объектов этого проекта должны утвердить до 1 июля, и уже во второй летний месяц начнутся активные работы.

То есть мнение людей будут учитывать?

Да. Особенностью этого проекта является непосредственное участие в нем самих жителей. Как пояснил координатор партийного проекта "Городская среда" в регионе, депутат фракции "Единая Россия" в АКЗС Игорь Панарин, потом эти объекты войдут в состав общедомового имущества, и люди должны научиться дорожить этим.

Как стать участником этой программы?

Жильцы дома могут выходить на свои управляющие компании, органы исполнительной власти на уровне районов, депутата. Замминистра минстройтранса Алтайского края Андрей Голубцов пояснил, что порядок подачи заявок и их рассмотрения муниципалитеты утвердят до 1 апреля.

А пока на местах желающие войти в проект уже могут организовать собрания собственников жилых и нежилых помещений и арендаторов, так как решение должно приниматься коллективно.

Отметим, что проект предполагает минимальный перечень работ, который включает в себя ремонт дворовых проездов, освещение дворовых территорий, установку скамеек и урн для мусора. Дополнительный перечень обустройства является открытым и может быть дополнен по решению субъекта. Эти правила будут указаны в региональной программе, а собственники сами будут решать, какие работы необходимо выполнить.

Материал подготовлен в рамках проекта , реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Эксперты Фонда «Институт экономики города» провели в январе 2018 г. ряд рабочих встреч и круглых столов с участием представителей городского актива и органов местного самоуправления в пилотных городах проекта «Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды» (далее - Проект) – Ижевске, Калининграде, Чебоксарах, Череповце, Улан-Удэ.

Предметом обсуждения на встречах и круглых столах было вовлечение граждан в благоустройство дворов и общественных территорий в рамках программ формирования комфортной городской среды на 2017 год и на 2018-2022 годы, участие некоммерческих организаций в работе с населением, существующие потребности в информации и методиках по вовлечению населения и реализации проектов благоустройства дворов и локальных общественных пространств.

По результатам обсуждений и интервьюирования участников встреч - представителей городского общественного актива и органов местного самоуправления специалисты Фонда «Институт экономики города» выявили ряд проблем, общих для пилотных городов.

Вопросы вовлечения населения в реализацию программ формирования комфортной городской среды

  1. В 2017 году во всех пилотных городах проекта прилагались существенные усилия по вовлечению граждан в реализацию региональных и муниципальных программ формирования комфортной городской среды. Во всех городах были подключены различные каналы связи с населением – пресса, телевидение, интернет-сайты, рассылка и расклейка объявлений, разъяснительная работа через общественные структуры, проведение собраний, слушаний и т.д. Результативность использования этих каналов была неодинаковой и зависела от разных факторов, в т. ч. от доверия населения к органам местного самоуправления и органам власти субъекта Российской Федерации.
  2. Формирование региональных и муниципальных программ проводилось с крайне сжатые сроки, в результате провести полномасштабную кампанию по привлечению населения к участию в формировании данных программ было невозможно, и зачастую городские администрации и органы власти регионов вынуждены были принимать решения волюнтаристски, чтобы успеть с утверждением программ в установленные сроки. Впоследствии пересматривать перечни благоустраиваемых территорий и проекты благоустройства, вошедшие в программы, будет крайне сложно – новые инициативы, выдвинутые гражданами после утверждения программ, уже не смогут быть включены в программы по условиям их формирования и из-за ограниченности выделенных средств.
  3. Требование о проведении рейтингового голосования несколько запоздало, поскольку практически повсеместно территории для первоочередного благоустройства в рамках пятилетней программы были выбраны еще в 2017 году. Так, в г. Калининграде в связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу первоочередному благоустройству должны быть подвергнуты территории в районах массового туризма, что, по общему мнению городской администрации и представителей общественности, с большой вероятностью может отличаться от предпочтений населения города. Есть прогнозы, что по результатам голосования наибольшее предпочтение граждане отдадут благоустройству территорий в периферийных районах массовой жилищной застройки, а не в центре города. Схожая ситуация отмечена и в других городах.
  4. Если в распространении общегородской информации по вопросам разработки правил благоустройства, подготовки и реализации программ благоустройства через СМИ и интернет проблем нет, то заметные трудности наблюдаются в отношении взаимодействия и установления обратной связи с гражданами на уровне конкретных дворов и многоквартирных домов. Участники интервьюирования отмечали недостаточное информирование о конкретных проектах благоустройства, отсутствие процедур ознакомления с дизайн-проектами, слабую организацию общих собраний в МКД. Также в пилотных городах говорилось о том, что объединения собственников помещений (ТСЖ, советы многоквартирных домов) привлекаются только к проведению общих собраний, но отстраняются от разработки проектов благоустройства, их инициативы по включению тех или иных дворов в программу благоустройства не поощряются.
  5. В информационных кампаниях, ориентированных на жителей, затрагиваются вопросы финансового или трудового участия в реализации дизайн-проектов благоустройства дворов, но вопрос о дальнейшем содержании вновь созданных объектов благоустройства, как правило, не поднимается.

Методический инструментарий работы с населением при разработке и реализации программ формирования комфортной городской среды

  1. Основными методическими инструментами, на которые опираются и органы местного самоуправления, и общественные организации при взаимодействии с населением, являются Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018 - 2022 годы, утвержденные приказом Минстроя России от 6 апреля 2017 г. № 691/пр, Методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденные приказом Минстроя России от 13 апреля 2017 г. № 711/пр, а также размещённые на сайте Минстроя России в 2017 г. «Рекомендации по организации общественного участия в реализации проектов комплексного благоустройства городской среды».
  2. «Целевая модель по организации общественного участия, а также по вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды», также размещённая на сайте Минстроя России, оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта в целом как документ, полезный для информационной кампании, которую можно провести в течение длительного временного периода, но не подходящий для короткой «агрессивной» информационной кампании. При этом часто лица, на которые возложена организация общественного участия, особенно в малых муниципалитетах, просто не имеют достаточной подготовки для применения изложенных в «Целевой модели» методов, таких как проведение фокус-групп, проектных мастерских (вокршопов), дизайн-игр и др.
  3. Методика оценки степени привлечения граждан и общественных организаций к реализации мероприятий по созданию комфортной городской среды оценивается представителями городских администраций и общественных организаций пилотных городов Проекта как тяжёлая для применения после первого года реализации программ и в условиях существующего цейтнота.
  4. Вся методология взаимодействия городских администраций с населением ориентирована на прямое общение с «простыми» гражданами – проведение общественных слушаний, общих собраний в многоквартирных домах, голосований и т.п. Не хватает методик для взаимодействия органов местного самоуправления с общественными организациями, представляющими консолидированное мнение разных городских сообществ. Также отмечается потребность в методиках принятия решений не по дворам, а по более крупным территориям благоустройства, на которых расположено несколько многоквартирных домов.

Реализация проектов благоустройства и планировочные решения программ формирования комфортной городской среды

  1. Муниципальные программы благоустройства в настоящее время носят фрагментарный характер, поскольку построены по принципу приложения сил к таким территориальным единицам благоустройства, как «двор» и «общественная зона» (в виде отдельного парка, сквера, набережной и т.п.). Мало проектов комплексного благоустройства на несколько прилегающих дворов. Так, в Улан-Удэ из пяти соседних домов, находящихся в управлении одного ТСЖ, в программу благоустройства оказались включенными только дворы двух домов. Не хватает проектов «маршрутоориентированного» благоустройства территорий вдоль популярных маршрутов следования горожан (например, на всём пути от школы до жилого массива, вдоль дороги к водоёму и т.д.).
  2. Дизайн-проектов для качественного благоустройства дворов недостаточно, поскольку такие дизайн-проекты, как правило, составляются без учета геодезии благоустраиваемых территорий, расположения проложенных коммуникаций, схем размещения контейнерных площадок и др., которые обязательно учитываются при разработке проектно-сметной документации. В пилотных городах есть жалобы на качество и непрофессионализм подготовки дизайн-проектов.
  3. Программы формирования комфортной городской среды вынужденно обходят своим вниманием благоустройство городских территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам (тротуар, единый забор и т.д.), поскольку в терминологии Приоритетного проекта такие территории не относятся ни к общественным зонам, ни к дворовым территориям многоквартирных домов. В Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» недавно внесены изменения, согласно которым ответственность за содержание прилегающих к зданиям территорий определяется местными правилами благоустройства, но сегодня проблема благоустройства таких участков не менее актуальна, чем благоустройство дворов многоквартирных домов. Жители улиц, образованных индивидуальными жилыми домами, в пилотных городах неоднократно поднимали вопрос о финансировании благоустройства прилегающей территории.

Вопросы организации и финансирования программ формирования комфортной городской среды

  1. Главный принцип организации благоустройства дворов, который реализуется в городах России в рамках Приоритетного проекта – обязанность города благоустроить дворы, которыми пользуются жители города. Однако этот принцип не соответствует современной правовой ситуации, когда бóльшая часть земли в городской застройке находится в собственности граждан и юридических лиц. С учетом этого обстоятельства более справедливым было бы предоставление субсидий за счет выделенных в рамках Приоритетного проекта бюджетных средств инициативным объединениям граждан, которые готовы вложить свои ресурсы (интеллектуальные, трудовые, финансовые) в проекты благоустройства своих дворов, чтобы бюджетные средства служили катализатором привлечения средств заинтересованных участников всего городского сообщества и сообществ на отдельных городских территориях для финансирования проектов благоустройства.
  2. Размер выделенных бюджетных средств, даже с пятипроцентным финансовым участием граждан, позволяет благоустроить очень небольшую долю всех городских дворов и территорий, нуждающихся в благоустройстве. В частности, по результатам реализации пятилетней программы в Калининграде прогнозируется увеличение доли благоустроенных территорий с 4% до 5%; в Чебоксарах планируют за пять лет благоустроить 2,5% всех дворов, нуждающихся в благоустройстве, и т.д. При этом выделенных средств не хватает на реализацию проектов с творческим подходом, учитывающих все пожелания жителей, поэтому в основной массе проекты благоустройства дворов сводятся к асфальтированию парковок для автомобилей.
  3. Внедренная во многих городах в 2017 году система «единого заказчика» благоустройства, при которой граждане должны перечислять свои взносы финансового участия в благоустройстве двора уполномоченному муниципалитетом учреждению или предприятию, не вызывает большого доверия со стороны населения. В ряде случаев, как например в г. Чебоксарах, условие о перечислении средств финансового участия граждан на счет «единого заказчика» в жёсткие сроки привело к невключению в городскую программу проектов благоустройства дворов, инициированных самими гражданами.
  4. В пилотных городах высказываются опасения, что дальнейшее развитие ситуации с благоустройством дворов будет таким же, как с капитальным ремонтом: после того, когда закончатся выделенные из бюджета деньги, введут обязательные взносы граждан, которые надо будет перечислять на счет регионального или муниципального оператора благоустройства.

Российская Федерация

Протокол Минстроя России от 14 марта 2018 г. № 153-ПРМ-АЧ "Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А. В. Чибиса" Скачать (5.76 МБ)

Протокол от 18 декабря 2017 г. № 932-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, и вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с приказом Минстроя России от 1 октября 2015 г. № 709/пр «О создании комиссии по вопросам качества жилых помещений, предоставленных гражданам при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (5.69 МБ)

Протокол от 5 сентября 2017 г. № 677-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по вопросам привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (5.4 МБ)

Протокол от 31 августа 2017 г. № 602-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации A.B. Чибиса Скачать (3.2 МБ)

Cеминар в г. Краснодаре 25 июля 2017 года

Протокол от 30 июня 2017 г. № 526-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Южного федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов к "Формирование комфортной городской среды" и "Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг", региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также по вопросам привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (4.12 МБ)

Всероссийское селекторное совещание

Протокол от 3 июля 2017 г. № 478-ПРМ-АЧ всероссийского селекторного совещания по вопросу реализации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», проектов государственно-частного партнерства, и реализации 40 субъектами Российской Федерации дизайн-проектов по благоустройству общественных пространств в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г. под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (1.24 МБ)

Протокол от 21 июня 2017 г. № 484-ПРМ-АЧ совещания с представителями субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа, по вопросам реализации приоритетных проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг», региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Российской Федерации Скачать (3.73 МБ)

Протокол от 13 июня 2017 г. № 410-ПРМ-АЧ Всероссийского селекторного совещания по вопросам реализации в субъектах Российской Федерации мероприятий приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса Скачать (9.77 МБ)

Протокол от 10 апреля 2017 г. № 240-ПРМ-АЧ селекторного совещания под председательством Заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса по вопросам реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" и порядка расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общедомового имущества в многоквартирном доме"