На территории большинства городов или в непосредственной близости от них находятся потенциально опасные объекты. К ним можно отнести производства, связанные с переработкой радиоактивных материалов, нефтехимические, металлургические заводы и комбинаты, объекты электроэнергетики, гидроузлы. Зачастую население в силу привычки не осознает или забывает о той опасности, которую может таить подобное соседство
Михаил Левчук
Заместитель генерального директора
компании "Аргус-Спектр"
Самым страшным примером в истории стала чернобыльская катастрофа. Легко также вспомнить чрезвычайные ситуации, возникшие по причине явлений природного и техногенного характера: авария на Саяно-Шушенской ГЭС, выброс газа на железнодорожном вокзале Челябинска и др.
Важность вопроса защиты жителей потенциально опасных районов подчеркивается наличием отдельного Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" № 68-ФЗ от 21.12.1994. Закон в качестве основных целей определяет следующие:
На данном этапе первоочередной задачей является эвакуация людей из потенциально опасных мест, которая может быть решена путем своевременного оповещения их о возможной угрозе.
Закон вводит понятие "Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей". Это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайныхситуаций и правилах поведения населения.
Закон говорит именно о специализированных средствах оповещения, которые предназначены для выполнения именно этой задачи, а не о приспособлении каких-либо имеющихся систем под нужды оповещения.
Нормативные документы обязывают оперативно и достоверно информировать население не только с помощью специализированных технических средств, но и через средства массовой информации, иные каналы. Однако на практике данные способы оповещения не работают, особенно если катастрофа происходит в ночное время.
1. Люди не склонны доверять SMS-сообщениям, полученным ночью, и многие просто выключают свои телефоны.
2. Оповещение по телевизионной сети в ночное время невозможно.
3. Радиосеть в большинстве домов и квартир отключена уже долгие годы.
Поэтому в условиях развивающейся аварии наиболее эффективными являются специализированные средства оповещения, такие как сирены, речевые уличные трансляторы, уличные табло светового оповещения. К сожалению, многие используемые на данный момент комплексы морально и технически устарели и не соответствуют современным требованиям к системам оповещения населения.
Системы оповещения различаются по уровням, каждый из которых определяет охват системой определенной территории. Совместный приказ МЧС (№ 422), Минкомсвязи (№ 90) и Минкультуры России (№ 376) от 25.07.2006 "Об утверждении положения о системах оповещения населения" определяет 5 уровней системы оповещения:
Обязательным требованием является программное и техническое сопряжение систем оповещения всех уровней, то есть сигнал, переданный от федеральной системы оповещения, должен быть транслирован с помощью объектовой. Это делает локальные системы оповещения "кирпичиками", из которых выстраивается общая система оповещения страны.
Тот же совместный приказ МЧС, Минкомсвязи и Минкультуры России определяет, что основной задачей локальных систем оповещения является доведение информации и сигналов оповещения до:
Первые три задачи являются довольно точечными, так как или количество оповещаемых лиц, или количество мест оповещения ограничено. Сложнее дело обстоит с массовым оповещением персонала организации и населения - люди рассредоточены по большой территории. Сам опасный объект может иметь значительную протяженность, как, например, нефтеперерабатывающий комбинат.
Постановление Правительства РФ № 178 от 1.03.1993 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" определяет следующие зоны действия ЛСО:
Большая часть ЛСО располагается непосредственно на потенциально опасном объекте и должна выполнить свою задачу в случае чрезвычайной ситуации на самом объекте. Авария, опасное природное явление, катастрофа, стихийное бедствие не должны повлиять на систему оповещения, что предъявляет повышенные требования к отказоустойчивости таких систем и их надежности.
Задачи, которые возлагаются на системы оповещения, формируют такие требования к ним, как:
Рассмотрим параметры, которые могут быть определяющими при построении оповещения в соответствии с указанными требованиями.
Организация оповещения
Системы оповещения должны обеспечивать возможность организации оповещения о чрезвычайных ситуациях через:
Пожалуй, первым, что приходит на ум при упоминании системы оповещения о чрезвычайных ситуациях, является звук сирены, который, безусловно, весьма впечатляет и вселяет тревогу, но мало информирует о действиях, которые необходимо предпринять для спасения.
Поэтому для информирования и управления действиями населения наибольшую значимость приобретают системы оповещения с возможностью трансляции голосовых сообщений через уличные громкоговорители, СОУЭ и домофоны, а также текстовых сообщений через табло "Бегущая строка" и видеотерминалы (например, ОКСИОН).
Запуск системы оповещения, которая включает в себя различные каналы, может потребовать значительного времени, координации различных служб и прочих организационных проволочек. Это не просто время - это потенциальные жертвы. Снижения данного параметра можно добиться, объединив все каналы связи в рамках геоинформационной системы. Такая система позволит осуществлять мониторинг состояния на графических планах, оперативно отправлять тревожные сообщения и контролировать исполнение полученных сигналов.
Линия связи
Учитывая распределение оповещателей по большой территории,основная задача при их построении - организация канала связи. От линий связи требуется не только скорость передачи данных, но и надежность.
Классическим способом организации связи между отдельными оповещателями является провод. В данном случае по периметру предприятия, а также в зоне оповещения (от 2,5 до 5 км) требуется развернуть проводную сеть. Нужно также обеспечить и надежное крепление самих проводов, то есть опорную сеть. Все это приводит к высоким денежным и временным затратам предприятия, которое разворачивает такую систему. Еще один существенный недостаток проводных линий - в случае ЧС велика вероятность их обрыва из-за наводнения, оползня, землетрясения и т.д.
Использование каналов GSM-операторов оправдано в тех случаях, когда предприятие расположено в зоне устойчивой связи. Однако, как показывает практика, открытые каналы связи не работают в условиях чрезвычайной ситуации. Так, например, после взрывов на станции метро "Лубянка" 29 марта 2010 г GSM-сеть оставалась недоступной для звонков и передачи данных в течение 3 часов после теракта.
Одним из возможных вариантов организации линий связи является использование радиоканального оборудования. Немаловажным фактором, определяющим надежность систем оповещения в случае применения радиоканального оборудования, является наличие возможности изменять маршрут доставки сообщений при выходе промежуточных узлов из строя, то есть динамическая маршрутизация. Обязательным требованием является независимость такого радиоканала от операторов связи, то есть эта линия связи должна быть выделенной. В подтверждение этого приказом МЧС № 173 от 29.03.2007 взят на снабжение комплекс технических средств оповещения по радиоканалу.
Фактически, в условиях ЧС трансляция сигналов оповещения на объекты наиболее надежно может осуществляться только по специально выделенным для МЧС частотам, не зависящим от работы аппаратуры связи общего пользования
Питание
Каждый узел систем оповещения должен иметь 2 источника питания. Одним из источников питания может являться электрическая сеть общего пользования (например, сети освещения), но другой источник питания должен быть абсолютно независим - дизель-генераторная установка, аккумулятор, батарейка.
Похожие технические требования к радиосистемам заложены и в концепции построения комплексной радиоканальной системы адресного мониторинга безопасности объектов. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (№ 123-ФЗ от 22.07.2008) вводит для них понятие "Система передачи извещений о пожаре" (СПИ).
Задачи систем оповещения и СПИ зеркальны - в СПИ информация собирается с большого количества объектов и передается в единую дежурно-диспетчерскую службу (ЕДДС), в системах оповещения же наоборот - информация из единого центра распределяется к конечным устройствам оповещения Объединение функционала систем оповещения и СПИ обеспечит более эффективное использование радиочастотного ресурса Главным фактором, позволяющим уже сейчас вести речь об интеграции систем, является наличие двустороннего радиоканала, когда каждое устройство в системе имеет и приемник, и передатчик.
Подобное решение в числе прочего позволит реализовать полную программно-аппаратную интеграцию систем оповещения муниципального (на котором находится ЕДДС) и объектового уровня (который олицетворяет собой ЛСО). В таком случае оповещение о ЧС объектового уровня может запускаться с самого объекта, а о событии муниципального уровня - соответствующим органом местного самоуправления с ЕДДС.
В настоящее время по ряду причин особенно остро встает вопрос обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Эту задачу можно решить в рамках существующего законодательства и технической базы. Однако оповещение о чрезвычайных ситуациях сегодня во многом переложено на плечи организаций, для которых оно не является основным сервисом, - операторов сотовой связи,телевизионные и радиокомпании. Точное, своевременное и надежное оповещение в таком случае не может быть гарантировано на 100%. Система оповещения является необходимым средством обеспечения своевременной эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях, особенно в местах размещения потенциально опасных объектов. Нормативные документы обязывают владельцев таких объектов иметь локальные системы оповещения (ЛСО) как на них, так и на определенном расстоянии вокруг.
Одним из эффективных решений является использование систем оповещения на базе радиоканального оборудования. Динамическая маршрутизация сообщений в радиосистеме позволяет добиться наивысшей надежности, скорости развертывания и гибкости системы оповещения. Отсутствие проводных линий связи не только обеспечивает значительную экономию при инсталляции системы, но и позволяет собственнику с легкостью изменять ее конфигурацию, если такая необходимость возникнет.
Объединение всех возможных каналов оповещения в рамках геоинформационной системы с привязкой исполнительных устройств к планам местности позволяет быстро оповестить население территорий, которым угрожает стихия, и проконтролировать прием сигналов.
Применение современных систем оповещения на промышленных объектах, в торговых, гостиничных комплексах и других зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей обеспечит значительное сокращение времени эвакуации и позволит спасти жизни. Это время особенно важно, если мы говорим об объектах, быстрая эвакуация из которых затруднена, - дома престарелых, больницы, школы, детские сады.
Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, предусматривают своевременное доведение до населения сигналов опасности и необходимой информации об обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях с помощью комплексного использования государственных и коммерческих систем проводного, радио- и телевизионного вещания и других технических средств передачи информации.
В соответствии с существующими положениями силы и средства гражданской обороны участвуют в защите населения при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Поэтому вопросы оповещения и информирования населения об опасностях мы рассмотрим в комплексе в случае возникновения чрезвычайных ситуаций как в военное, так и в мирное время. Система управления и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
На территории всех субъектов Российской Федерации созданы территориальные системы централизованного оповещения , которые находятся на постоянном дежурстве.
Кроме централизованной системы оповещения, в районах размещения потенциально опасных объектов (атомных станций, гидроузлов, химических и других аварийно опасных объектов) создаются локальные системы оповещения, которые являются частью территориальных систем.
В целом существующие системы централизованного оповещения обеспечивают своевременное доведение сигналов и информации оповещения при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций до органов управления ГОЧС и населения целых регионов.
Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях является передача речевой информации с использованием сетей проводного, радио- и телевизионного вещания. Для привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и Другие сигнальные средства. Это сигнал «Внимание всем!» . По сигналу необходимо включить радио или телевизионные приемники на местной программе передач и прослушать сообщение органов ГОЧС.
На каждый случай вероятных чрезвычайных ситуаций местные органы ГОЧС заготавливают примерные варианты сообщений (запись на русском и национальных языках), которые затем с учетом конкретных событий корректируются.
2. Действия населения после прослушивания речевой информации.
Информация передается в течение 5 мин после подачи звуковых сигналов (сирены, гудки и пр.). Выслушав сообщение, каждый Должен действовать без паники и суеты в соответствии с полученными указаниями.
Действия населения после прослушивания речевой информации зависят от конкретных условий, в которых может оказаться любой человек. Каждый должен действовать, сообразуясь с имеющимися возможностями по защите своей жизни и здоровья.
Так, например, при угрозе радиоактивного заражения , услышав предупреждение, необходимо надеть респиратор или противопыльную тканевую маску (ПТМ-1), или ватно-марлевую повязку, противогаз; взять подготовленный запас продуктов питания и воды, средств медицинской защиты, предметы первой необходимости, бытовой дозиметр для определения уровня излучения и уйти в убежище, противорадиационное или простейшее укрытие. При отсутствии указанных защитных сооружений в качестве защиты от радиоактивного заражения можно использовать подвалы и каменные постройки. Если обстоятельства вынудят укрываться в недостаточно подготовленном для этого доме (квартире), следует, не теряя времени, приступить к его (ее) герметизации: завесить окна и двери плотной тканью, при необходимости заделать щели, закрыть вентиляционные трубы.
Если люди оказались на зараженной местности или им предстоит преодолевать участок заражения, необходимо принять радиозащитное средство (1) из аптечки АИ-2.
В сельских районахследует загнать животных в герметизированные и подготовленные для длительного содержания скота помещения, укрытия, плотно закрыть все двери и люки кладовых, погребов и других мест хранения запасов продовольствия и кормов.
Существующие системы связи и оповещения обеспечивают доведение сигналов и информации до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и охватывают около 90% населения страны.
В настоящее время ведутся работы по реконструкции систем оповещения и по модернизации федеральной и региональных систем.
В 2004 г. завершена работа по созданию единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) на базе телефона 01 (единый телефон пожарных и спасателей МЧС России). С созданием ЕДДС количество поступивших на телефон 01 сообщений в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возросло почти в три раза. При этом только половина из них - сообщения о пожарах. Анализ конкретных ситуаций показал, что эффективность реагирования на обращения граждан в территориях, где функционирует УВВС, увеличилась на 40%.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
В 2007 г. МЧС завершило создание «Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения» (ОКСИОН) в городах с населением более миллиона человек. Система ОКСИОН направлена на своевременное оповещение населения в местах массового пребывания людей при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации, на предупреждение преступлений, контроль за радиационной и химической обстановкой, для профилактики чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сбора информации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций.
Выводы
1. Основным способом оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в мирное время и в условиях войны, а также доведения до населения информации об обстановке и его действиях в сложившихся условиях является речевая информация с использованием государственных и местных сетей проводного, радио- и телевизионного вещания.
2. Перед подачей речевой информации дается предупредительный сигнал «Внимание всем!».
3. Умелые и четкие действия каждого гражданина по сигналу «Внимание всем!» и строгое соблюдение правил поведения позволят своевременно принять меры защиты, сохранить и спасти жизнь себе и окружающим.
Приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ
от 28 октября 2008 г. № 646/919/526
"Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей"
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 21, ст. 2463) приказываем:
1. Утвердить прилагаемые Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
2. Признать утратившими силу пункты 5, 6 и 7 Положения о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденного приказом МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. № 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2005 г., регистрационный № 6700).
Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей
1. Настоящие Требования по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (далее - специализированные технические средства) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648; 2002, № 44, ст. 4294; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 50, ст. 5284; 2006, № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 45, ст. 5418), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2008 г. № 381 "О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 21, ст. 2463) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатация специализированных технических средств должны соответствовать установленным в Российской Федерации требованиям качества и безопасности, предъявляемым к продукции, производственным процессам, эксплуатации и услугам.
3. Специализированные технические средства не должны:
влиять на безопасность дорожного движения;
ограничивать видимость как в направлении движения, так и боковую (в том числе ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения или мешать их восприятию участниками дорожного движения);
снижать прочность, устойчивость и надежность конструкций, зданий и сооружений, на которых они размещаются;
создавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки дорог.
4. Специализированные технические средства не рекомендуется устанавливать в местах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природному комплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, создавать впечатление нахождения на дороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов.
5. Специализированные технические средства, располагаемые внутри помещений, устанавливаются в местах наибольшего пребывания людей (залы ожиданий, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т.п.).
на дорожных ограждениях;
на деревьях, скалах и других природных объектах;
на участках дорог с расстоянием видимости менее 350 м вне населенных пунктов и менее 150 м - в населенных пунктах;
ближе 25 м от остановок маршрутных транспортных средств;
на пешеходных переходах и пересечениях автомобильных дорог на одном уровне, а также на расстоянии менее 150 м от них вне населенных пунктов и менее 50 м - в населенных пунктах;
9. Опоры отдельно стоящих специализированных технических средств должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих достаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.
10. Конструктивные элементы жесткости и крепления (болтовые соединения, элементы опор и т.д.) должны быть закрыты декоративными элементами.
11. Отдельно стоящие специализированные технические средства должны иметь декоративно оформленную оборотную сторону. Фундаменты отдельно стоящих специализированных технических средств не должны выступать над уровнем земли или тротуара. В исключительных случаях, когда заглубление фундамента невозможно, допускается размещение фундаментов без заглубления при наличии бортового камня или дорожных ограждений.
Наименование:
Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования
Действует
Дата введения:
Дата отмены:
Заменен на:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Гражданская оборона
Классификация.
Общие технические требования
Издание официальное
Стенда ртмнформ 2014
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии от 7 апреля 2014 г. № 311 -ст
4 8ВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел в). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты» . В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства ло техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)
© Стандартинформ.2014
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданская оборона
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Классификация. Общие технические требования
Civil defense. Technical means of public notification. Classification. General technical requirements
Дата введения -201S-01-01
Настоящий стандарт распространяется на технические средства оповещения населения, пред-назначенные дляобвспвчвния своевременного доведения сигналовоповещения и информации всисте-ме оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система оповещения создается в соответствии с системой управления гражданской обороной и включает в себя федеральную, межрегиональные (в границах федеральных округов), региональные (в границах субъектов РФ), местные (в границах муниципальных образований) и объектовые, в том числе локальные, системы оповещения.
Настоящий стандарт определяет общие технические требования к техническим средствам оповещения населения, их классификацию, применяется при создании, развитии и совершенствовании технических средств оповещения населения при проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.2.007.0-75 Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 14254-96(МЭК529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 30804.4.3-2013 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ 30804.4.11-2013 (IEC 61000-4-1:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5-99) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии а сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпус-
Издание официальное
кем ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта сучетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта а ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применятьбез учета данного изменения. Еслиссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять а части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
гражданская оборона: Система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЭ «О гражданской обороне», глава 1. статья 1) (1)
пункт управления гражданской обороны: Специально оборудованное защитное сооружение, помещение. транспортное средство или их комплекс, предназначенные для размещения и обеспечения работы органа, осуществляющего управление гражданской обороной.
(ГОСТ Р 42.0.02-2001. статья 3]_
3.1.3 внешний воздействующий фактор: Явление, процесс или среда, внешние лоотношению к изделию или его составным частям, характеризующиеся физически ми величинами, которые вызывают или могут вызвать ограничение или потерю работоспособного состояния изделия, или переход его в предельное состояние в процессе эксплуатации.
3.1.4 информация о чрезвычайных ситуациях: Сообщение или совокупность сообщений, передаваемых органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или факте возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемых действиях.
3.1.5 система оповещения: Организационно-техническое объединение технических средств оповещения, каналов связи, сетей вещания в целях обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до населения, должностных лиц. органов управления и сил гражданской обороны.
3.1.в техническое средство оповещения: Специально разработанное техническое устройство. осуществляющее передачу, обработку и (или) прием сигналов (распоряжений) и информации оповещения.
3.1.7 сигнал оповещения: Специальный сигнал, предназначенный для оповещения об опасности.
3.1.8 оповещение населения о чрезвычайных ситуациях: Доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. правилах поведения и необходимости проведения мероприятий по защите.
чрезвычайная ситуация: Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
[Федеральный закон от 21 декабря 1994 r.Ne 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», глава 1. статья 1| (2|
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
АРМ -автоматизированное рабочее место:
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба;
ПУ ГО - пункт управления гражданской обороны;
ТЗ - техническое задание.
4.1 Технические средства оповещения населения подразделяются:
По функциональному назначению;
Условиям эксплуатации.
4.2 Технические средства оповещения населения по функциональному назначению подразделяются на следующие группы:
Автоматизированное рабочее место (АРМ)опоеещения:
Аппаратура запуска и мониторинга специальныхоконечных средств оповещения населения;
Специальное оконечное средство оповещения.
4.3 Технические средства оповещения населения по условиям эксплуатации подразделяются на следующие группы:
Для стационарных помещений, сооружений;
Защитных сооружений и убежищ:
Подвижных пунктов управления;
Открытых пространств.
5.1 Требования к АРМ оповещения населения
5.1.1 АРМоповещения населения предназначено для автоматизации процесса управления всеми видами оповещения населения и представляет собой программно-технический комплекс для приема сигналов и информации оповещения от вышестоящего пункта управления гражданской обороны (ПУ ГО). Единой дежурно-дислетчерской службы (ЕДДС) муниципального образования, обработки, отображения. формирования и передачи команд управления аппаратурой запуска и мониторинга специальных оконечных средств оповещения населения сигналов и информации оповещения по всем имеющимся техническим системам связи, оповещения и массовой информации.
5.1.2 АРМоповещениянасвлениядолжноустанавливатьсянаПУГОвсвхуровней.атакжевЕДДС муниципальных образований.
5.1.3 АРМ оповещения населения всех уровней должны программно и технически сопрягаться.
5.1.4 АРМ оповещения населения должно обеспечивать:
Прием сигналов и информации оповещения от ПУ ГО. ЕДДС муниципального образования:
Прием, анализ данных от систем мониторинга, формирование информации оповещения, списка оповещаемых абонентов и технических средств, задействуемых для оповещения населения;
Формирование, передачу сигналов и информации оповещения в режимах:
Циркулярном.
Групповом.
Избирательном;
Передачу следующих видов сигналов и информации оповещения:
Звуковое оповещение,
Речевое сообщение.
Текстовое сообщение.
Видеосообщение;
Автоматический повтор передачи недоставленных сигналов и информации оповещения до получения сигнала подтверждения получения оповещения;
Передачу заранее подготовленной информации оповещения с магнитных (электронных) носителей или способом прямой передачи;
Запись информации оповещения:
Оперативный ввод новой информации оповещения или редактирование имеющейся;
Ведение двухстороннего обмена речевыми сообщениями в режиме конференции и избирательно с одним или группой АРМ оповещения населения с возможностью записи переговоров;
Подготовку (запись), хранение звуковых, речевых, текстовых и видеосообщений, программ оповещения. вариантов и режимов передачи;
Заданиеприоритетаоповещения абонентов (управление очередностьюоповещенияабонентовв оповещаемом списке);
Мониторинг состояния системы оповещения в дежурном режиме и при передаче сигналов и информации оповещения;
Приостановку или отмену выполнения задания по команде;
Наглядную визуализацию хода оповещения в реальном времени с отображением списка опоев» щаемых объектов, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым доведено оповещение:
Формирование баз данных с информацией о ходе и результатах оповещения с возможностью вывода на печать;
Передачу сигналов и информации оповещения по цифровым и аналоговым сетям и каналам связи;
Защиту от несанкционированного доступа.
5.2 Требования к аппаратуре запуска и мониторинга о конечных средств оповещения населения
5.2.1 Аппаратура запускай мониторинга оконечных средств оповещения населения преднаэначе-на для переключения сетей и каналов связи и вещания и включения (запуска) специальных оконечных средств оповещения для передачи сигналов и информации оповещения.
5.2.2 Аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения населения должна обеспечивать:
Работу по цифровым и аналоговым сетям и каналам связи, техническим средствам массовой информации;
Возможность проверки работоспособности (мониторинга) системы оповещения, специальных оконечных средств оповещения населения;
Подтверждение передачи сигналов и информации оповещения;
Защиту от несанкционированного доступа.
5.3 Требования к специальному оконечному средству оповещения населения
5.3.1 Специальное оконечное средство оповещения населения предназначено для подачи сигналов и речевой информации оповещения.
5.3.2 Специальное оконечное средство оповещения населения должно устанавливаться в местах массового пребывания населения как внутри помещений (залы ожидания, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т. л.), так и на открытых пространствах.
5.3.3 Установка специального оконечного средства оповещения населения не должна снижать прочность, устойчивостьинадежностьконструкцийэданийисооружений, на которых они размещаются.
5.3.4 Специальное оконечное средство оповещения населения, установленное на открытых пространствах. не должно:
Влиять на безопасность дорожного движения;
Размещаться на одной опоре с дорожными знаками, светофорами, мачтами.
5.3.5 Специальное оконечное средство оповещения населения должно устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать четкую слышимость звуковыхсигналов:
Разборчивость слов при передаче речевых сообщений должна быть не менее 93 %;
Диапазон воспроизводимых частот речевого тракта должен быть 0.3-3.4 кГц:
Коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц должен быть не более 5 %:
Уровень звука речевых сообщений должен быть не менее 75 дБ на расстоянии 3 м от специального оконечного устройства оповещения населения, но не более 120 дБ в любой точке озвучивания пространства;
Уровень звука речевых сообщений должен быть не менее чем на 15 дБ выше допустимого уровня звука постоянного шума.
5.3.6 При размещении на открытом пространстве специальное оконечное средство оповещения населения должно устойчиво функционировать при следующих условиях эксплуатации:
Температура окружающей среды от минус 50 ®С до плюс 50 *С;
Относительная влажность воздуха от 30 % до 95 %;
Атмосферное давление от 74.8 до 106.7 кПа;
Степень защиты оболочки должна быть не ниже IP 54 по ГОСТ 14254.
5.4 Технические средства оповещения населения должны обеспечивать сохранение работоспособности при отключении централизованного энергоснабжения не менее 6 ч в дежурном режиме ожидания и не менее 1 ч в режиме передачи сигналов и информации оповещения.
5.5 Технические средства оповещения населения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0. ГОСТ 30804.4.11, ГОСТ 30804.4.3. ГОСТ Р 51317.4.5.
5.6 Характеристики технических средств оповещения населения должны определяться организа-цией-разработчиком самостоятельно в технических заданиях (ТЗ) на разработку и быть следующими:
Наработка на отказ должна составлять не менее 30000 ч;
Срок службы до списания - не менее 12 лет;
Ресурс составных частей технических средств оповещения населения до первого капитального ремонта - не менее 25000 ч.
5.7 Заявленные разработчиком тактико-технические характеристики технических средств оповещения населения должны быть подтверждены приемочными испытаниями, проведенными МЧС России.
5.8 Технические средства оповещения населения должны быть серийно выпускаемые в соответствии с ГОСТ Р 15.201.
Библиография
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N9 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
УДК 614.8.084:006.354 ОКС 13.200 ОКП 80 3000
Ключевые слова: технические средства оповещения населения, требования гражданской обороны, воздействующие факторы
Реда«тор А.А. 6арамдссв Технический редактор А Н. Прусакова Корректор А И. варвмцова Компьютерная верстка А Н. Золотаревой
Сданоенабор 21.11.2014. Подписано в печать 26.11.2014. Формат 60 к 64 Гарнитура Ариел.
Усп. печ. л. 1,40. Уч.-изд. л. 0.70. Тираж 45 э«э. Зак. 4716.
Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДЛРТИНФОРМ». 123905 Москва. Гранатный пер.. 4. www.90slinfo.1u
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 42.3.01-2014
"ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОПОВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ. КЛАССИФИКАЦИЯ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 апреля 2014 г. N 311-ст)
Civil defense. Technical means of public notification. Classification. General technical requirements
Введен впервые
Настоящий стандарт распространяется на технические средства оповещения населения, предназначенные для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и информации в системе оповещения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система оповещения создается в соответствии с системой управления гражданской обороной и включает в себя федеральную, межрегиональные (в границах федеральных округов), региональные (в границах субъектов РФ), местные (в границах муниципальных образований) и объектовые, в том числе локальные, системы оповещения.
Настоящий стандарт определяет общие технические требования к техническим средствам оповещения населения, их классификацию, применяется при создании, развитии и совершенствовании технических средств оповещения населения при проведении опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.2.007.0-75 Изделия электротехнические. Общие требования безопасности
ГОСТ 14254-96 (МЭК 529-89) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ 30804.4.3-2013 (IEC 61000-4-3:2006) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к радиочастотному электромагнитному полю. Требования и методы испытаний
ГОСТ 30804.4.11-2013 (IEC 61000-4-1:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к провалам, кратковременным прерываниям и изменениям напряжения электропитания. Требования и методы испытаний
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 51317.4.5-99 (МЭК 61000-4-5-99) Совместимость технических средств электромагнитная. Устойчивость к микросекундным импульсным помехам большой энергии. Требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети "Интернет" или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте использованы следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.3 внешний воздействующий фактор: Явление, процесс или среда, внешние по отношению к изделию или его составным частям, характеризующиеся физическими величинами, которые вызывают или могут вызвать ограничение или потерю работоспособного состояния изделия, или переход его в предельное состояние в процессе эксплуатации.
3.1.4 информация о чрезвычайных ситуациях: Сообщение или совокупность сообщений, передаваемых органам повседневного управления, силам и средствам, а также населению об опасности или факте возникновения чрезвычайной ситуации и рекомендуемых действиях.
3.1.5 система оповещения: Организационно-техническое объединение технических средств оповещения, каналов связи, сетей вещания в целях обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до населения, должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны.
3.1.6 техническое средство оповещения: Специально разработанное техническое устройство, осуществляющее передачу, обработку и (или) прием сигналов (распоряжений) и информации оповещения.
3.1.7 сигнал оповещения: Специальный сигнал, предназначенный для оповещения об опасности.
3.1.8 оповещение населения о чрезвычайных ситуациях: Доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и необходимости проведения мероприятий по защите.
3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место;
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба;
ПУ ГО - пункт управления гражданской обороны;
ТЗ - техническое задание.
4.1 Технические средства оповещения населения подразделяются:
По функциональному назначению;
Условиям эксплуатации.
4.2 Технические средства оповещения населения по функциональному назначению подразделяются на следующие группы:
Автоматизированное рабочее место (АРМ) оповещения;
Аппаратура запуска и мониторинга специальных оконечных средств оповещения населения;
Специальное оконечное средство оповещения.
4.3 Технические средства оповещения населения по условиям эксплуатации подразделяются на следующие группы:
Для стационарных помещений, сооружений;
Защитных сооружений и убежищ;
Подвижных пунктов управления;
Открытых пространств.
5.1 Требования к АРМ оповещения населения
5.1.1 АРМ оповещения населения предназначено для автоматизации процесса управления всеми видами оповещения населения и представляет собой программно-технический комплекс для приема сигналов и информации оповещения от вышестоящего пункта управления гражданской обороны (ПУ ГО), Единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) муниципального образования, обработки, отображения, формирования и передачи команд управления аппаратурой запуска и мониторинга специальных оконечных средств оповещения населения сигналов и информации оповещения по всем имеющимся техническим системам связи, оповещения и массовой информации.
5.1.2 АРМ оповещения населения должно устанавливаться на ПУ ГО всех уровней, а также в ЕДДС муниципальных образований.
5.1.3 АРМ оповещения населения всех уровней должны программно и технически сопрягаться.
5.1.4 АРМ оповещения населения должно обеспечивать:
Прием сигналов и информации оповещения от ПУ ГО, ЕДДС муниципального образования;
Прием, анализ данных от систем мониторинга, формирование информации оповещения, списка оповещаемых абонентов и технических средств, задействуемых для оповещения населения;
Формирование, передачу сигналов и информации оповещения в режимах:
Циркулярном,
Групповом,
Избирательном;
Передачу следующих видов сигналов и информации оповещения:
Звуковое оповещение,
Речевое сообщение,
Текстовое сообщение,
Видеосообщение;
Автоматический повтор передачи недоставленных сигналов и информации оповещения до получения сигнала подтверждения получения оповещения;
Передачу заранее подготовленной информации оповещения с магнитных (электронных) носителей или способом прямой передачи;
Запись информации оповещения;
Оперативный ввод новой информации оповещения или редактирование имеющейся;
Ведение двухстороннего обмена речевыми сообщениями в режиме конференции и избирательно с одним или группой АРМ оповещения населения с возможностью записи переговоров;
Подготовку (запись), хранение звуковых, речевых, текстовых и видеосообщений, программ оповещения, вариантов и режимов передачи;
Задание приоритета оповещения абонентов (управление очередностью оповещения абонентов в оповещаемом списке);
Мониторинг состояния системы оповещения в дежурном режиме и при передаче сигналов и информации оповещения;
Приостановку или отмену выполнения задания по команде;
Наглядную визуализацию хода оповещения в реальном времени с отображением списка оповещаемых объектов, результирующего времени оповещения для каждого объекта, а также каналов, по которым доведено оповещение;
Формирование баз данных с информацией о ходе и результатах оповещения с возможностью вывода на печать;
Передачу сигналов и информации оповещения по цифровым и аналоговым сетям и каналам связи;
5.2 Требования к аппаратуре запуска и мониторинга о конечных средств оповещения населения
5.2.1 Аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения населения предназначена для переключения сетей и каналов связи и вещания и включения (запуска) специальных оконечных средств оповещения для передачи сигналов и информации оповещения.
5.2.2 Аппаратура запуска и мониторинга оконечных средств оповещения населения должна обеспечивать:
Работу по цифровым и аналоговым сетям и каналам связи, техническим средствам массовой информации;
Возможность проверки работоспособности (мониторинга) системы оповещения, специальных оконечных средств оповещения населения;
Подтверждение передачи сигналов и информации оповещения;
Защиту от несанкционированного доступа.
5.3 Требования к специальному оконечному средству оповещения населения
5.3.1 Специальное оконечное средство оповещения населения предназначено для подачи сигналов и речевой информации оповещения.
5.3.2 Специальное оконечное средство оповещения населения должно устанавливаться в местах массового пребывания населения как внутри помещений (залы ожидания, вестибюли, основные входы и выходы из помещений и т.п.), так и на открытых пространствах.
5.3.3 Установка специального оконечного средства оповещения населения не должна снижать прочность, устойчивость и надежность конструкций зданий и сооружений, на которых они размещаются.
5.3.4 Специальное оконечное средство оповещения населения, установленное на открытых пространствах, не должно:
Влиять на безопасность дорожного движения;
Размещаться на одной опоре с дорожными знаками, светофорами, мачтами.
5.3.5 Специальное оконечное средство оповещения населения должно устанавливаться таким образом, чтобы обеспечивать четкую слышимость звуковых сигналов:
Разборчивость слов при передаче речевых сообщений должна быть не менее 93%;
Диапазон воспроизводимых частот речевого тракта должен быть 0,3 - 3,4 кГц;
Коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц должен быть не более 5%;
Уровень звука речевых сообщений должен быть не менее 75 дБ на расстоянии 3 м от специального оконечного устройства оповещения населения, но не более 120 дБ в любой точке озвучивания пространства;
Уровень звука речевых сообщений должен быть не менее чем на 15 дБ выше допустимого уровня звука постоянного шума.
5.3.6 При размещении на открытом пространстве специальное оконечное средство оповещения населения должно устойчиво функционировать при следующих условиях эксплуатации:
Температура окружающей среды от минус 50°С до плюс 50°С;
Относительная влажность воздуха от 30% до 95%;
Атмосферное давление от 74,8 до 106,7 кПа;
Степень защиты оболочки должна быть не ниже IP 54 по ГОСТ 14254.
5.4 Технические средства оповещения населения должны обеспечивать сохранение работоспособности при отключении централизованного энергоснабжения не менее 6 ч в дежурном режиме ожидания и не менее 1 ч в режиме передачи сигналов и информации оповещения.
5.5 Технические средства оповещения населения должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.007.0, ГОСТ 30804.4.11, ГОСТ 30804.4.3, ГОСТ Р 51317.4.5.
5.6 Характеристики технических средств оповещения населения должны определяться организацией-разработчиком самостоятельно в технических заданиях (ТЗ) на разработку и быть следующими:
Наработка на отказ должна составлять не менее 30000 ч;
Срок службы до списания - не менее 12 лет;
Ресурс составных частей технических средств оповещения населения до первого капитального ремонта - не менее 25000 ч.
5.7 Заявленные разработчиком тактико-технические характеристики технических средств оповещения населения должны быть подтверждены приемочными испытаниями, проведенными МЧС России.
5.8 Технические средства оповещения населения должны быть серийно выпускаемые в соответствии с ГОСТ Р 15.201.
Библиография
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"