Специфические условия труда на железнодорожных станциях. Железнодорожникам установили особые требования к дисциплине Требования охраны труда и организации охраны труда

Нежилые помещения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие охрана труда

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вредных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование техники безопасности. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечивающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы. Основная цель улучшения условий труда - достижение социального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве. Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); сокращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с травматизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текучести кадров и т.д. Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».Стандарты ССБТ устанавливают общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственного подчинения. Отраслевые правила и нормы распространяются только на отдельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на отдельные виды работ.

Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

На всех предприятиях, в учреждениях, организациях обеспечение здоровья и безопасности условий труда возлагается на администрацию. Обязанности работодателя по созданию здоровых и безопасных условий труда закреплены в положениях (уставах) о предприятиях, в коллективных договорах, в правилах внутреннего трудового распорядка. Правовое регулирование охраны труда охватывает:

1) разработку общих норм охраны труда, правил по технике безопасности и производственной санитарии;

2) проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

3) создание благоприятных условий труда и обеспечение его охраны на действующих предприятиях в процессе выполнения работниками трудовых обязанностей;

4) закрепление в законодательстве дополнительных гарантий по охране труда отдельных категорий работников - женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;

5) осуществление регулярного государственного и общественного контроля над охраной труда работников.

Каждый работник имеет право на охрану труда, а именно: на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов, способных вызвать производственную травму или профессиональное заболевание, и т.д. Вместе с тем у работника есть и обязанности по обеспечению охраны труда на предприятии. Так, он обязан:

1) соблюдать правила, нормы и инструкции по охране труда;

2) умело применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

3) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания у себя, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью других людей.

Законодательство устанавливает дополнительные, повышенные гарантии в области охраны труда отдельным категориям работников. Это касается, прежде всего, несовершеннолетних, т.е. лиц, не достигших 18 лет. Так, на тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда запрещается привлекать женщин детородного возраста и вообще лиц в возрасте до 21 года, а также тех, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья.

Если в трудовых правоотношениях и правах несовершеннолетние (до 18 лет) приравниваются к совершеннолетним, то в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда они пользуются льготами, установленными нормами трудового законодательства. Дополнительные гарантии, содействующие реальному осуществлению молодежью трудовых прав, обусловлены физиологическими и возрастными особенностями организма.

Так, предусматривается обязательное медицинское освидетельствование при поступлении на работу, периодическое - ежегодно до 21 года. Запрещается применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах. Предоставляются определенные льготы в области рабочего времени, времени отдыха и др.

Трудовое законодательство устанавливает специальные нормы в области охраны труда женщин.

Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировки беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Вредные и опасные факторы на предприятии

Опасный производственный фактор - это производственный фактор, воздействие которого может привести к травме. К опасным факторам рабочей среды на железной дороге относят:

Движущиеся объекты (подвижной состав, машины, механизмы, краны, внутрицеховой транспорт);

Электрический ток;

Электрические сети, в том числе контактная сеть электрифицированных железных дорог;

Электроустановки, трансформаторы, распределители, машины и механизмы с электроприводом, в том числе подвижной состав, работающий на электроприводе;

Острые кромки;

Сосуды, работающие под давлением;

Части обрушающихся конструкций;

Предметы, падающие с высоты;

Коррозию, ослабляющую металлические конструкции и способствующую их внезапному разрушению;

Открытое пламя и горячие поверхности, прикосновение к которым может вызывать ожоги;

Недостаточную освещенность объектов (см. гл. 3.7);

Скользкие поверхности, повышающие риск падения человека, попадающего на нихБольшинство несчастных случаев, происшествий, аварий, катастроф на транспорте напрямую связаны либо с ошибочными действиями человека, либо с его бездействием в ситуации, когда действия необходимы, либо просто с халатным отношением к своим обязанностям. Словосочетанием человеческий фактор стало принято обозначать причину аварий или других негативных происшествий, возникших по вине человека. К опасным зонам относят:

Рабочие места, находящиеся на значительной высоте относительно уровня пола;

Помещения с повышенной электроопасностью (подробнее см. в п. 2.5);

Зоны около систем, работающих под давлением;

Зоны вблизи криогенных (низкотемпературных) установок и холодильного оборудования;

Зоны проведения погрузочно-разгрузочных, аварийно-восстановительных и строительно-монтажных работ;

Зоны около емкостей с расплавленными материалами (металлом, пластическими массами, битумом и др.).

Условия труда на железнодорожном транспорте специфичны; примерно у 70 % работников они связаны с какими-либо движущимися объектами, т.е. с опасностью получения травм. При этом нередко обстоятельства складываются так, что у человека не остается времени на принятие необходимых, адекватных данной ситуации решений. Вот почему работникам железнодорожного транспорта абсолютно необходимы:

Четкие знания безопасного поведения на объектах транспорта;

Постоянная концентрация внимания;

Быстрота и четкость ориентации в создавшейся ситуации;

Соблюдение строгой производственной дисциплины.

Высокая насыщенность электрооборудованием является причиной электротравматизма на железнодорожном транспорте. На железных дорогах России при ремонте и обслуживании контактной сети смертельно травмируются ежегодно от 17 до 20 электромонтеров.

Высокой электронасыщенностью характеризуются системы, осуществляющие энергоснабжение электрифицированных железных дорог, ремонтные предприятия железнодорожного транспорта, погрузочно-разгрузочные объекты, районы грузовых станций, на которых производятся строительные работы, и др.

В качестве меры снижения вероятности травмирования и вредного влияния технологических процессов на работников выдвигается применение высокомеханизированного и автоматизированного оборудования, станков-автоматов с программно-числовым управлением, робототехники. Персонал в этих случаях, как правило, удален от рабочих органов такого оборудования (защищен расстоянием) и избавлен от необходимости продолжительно пребывать в зоне его действия (защищен временем). К тому же современное оборудование конструктивно обеспечивается системами различных защит, предупреждающих травматизм и вредное влияние технологического процесса на работников.

Методы снижения вредных и опасных факторов

Помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта подвижного состава (электровозные, тепловозные, вагонные депо), мастерские по ремонту кранов представляют собой огромные пожарные зоны площадью до 2000 м. Большие производственные площади увеличивают возможность возникновения крупных пожаров.

Для ремонтных предприятий железнодорожного транспорта характерны одноэтажные производственные здания. Среди них достаточно много зданий старой постройки, конструктивные решения в которых не всегда рассчитаны на то, чтобы ограничить распространение огня в случае возникновения пожара. Особенно интенсивно развиваются пожары в окрасочных и термических цехах. В окрасочных цехах быстрому распространению пожара способствуют наличие большого количества растворителей, лаков, красок, в том числе находящихся в виде аэрозолей в рабочей среде, в воздуховодах системы вентиляции, в виде конденсата - на конструкционных элементах здания и оборудования.

В термических цехах пожароопасность определяют высокие температуры технологических процессов, закалочные масла и другие закалочные жидкости в ваннах, вскипания и выбросы которых происходят систематически. Аэрозоли закалочных сред также присутствуют в воздухе рабочей среды, в воздуховодах, на конструкционных элементах цеха.

При возникновении возгорания действовать нужно незамедлительно. Необходимо учитывать, что почти во всех случаях через 10 мин после начала пожара огонь охватывает большие площади и переходит на покрытие. Обрушение покрытий может произойти уже через 25 мин. При возгорании происходит быстрое нарастание температуры в помещении, обильное образование токсичного черного дыма, мешающего увидеть эвакуационные пути; возможно распространение огня в вышележащие этажи по вентиляционным каналам и различным нагретым до высокой температуры коммуникациям.

Спасение людей - главная задача при возникновении пожара в здании депо или мастерских. Планы эвакуации людей и пожаротушения должны регулярно отрабатываться на пожарно-тактических учениях работников производственного объекта с привлечением подразделений его пожарной охраны.

Тушение очага возгорания. При начале пожара следует немедленно попытаться ликвидировать очаг возгорания. При тушении кошмой пламя надо накрывать так, чтобы огонь, вырывающийся из-под нее, не попадал на человека. Разлившееся горящее масло тушат пеной. Для тушения электрооборудования, находящегося под напряжением, можно пользоваться только углекислотными или порошковыми огнетушителями. Водой, пенными и воздушно-пенными огнетушителями продолжать тушение допустимо только после того, когда будет снято напряжение.

При пользовании огнетушителями необходимо следить за тем, чтобы случайно струю пены (порошка, углекислоты) не направить на людей. Пену, попавшую на незащищенные участки тела, следует стереть или смыть водным раствором соды. При пользовании углекислотным огнетушителем нельзя браться рукой за его раструб.

Одновременно с тушением очага возгорания необходимо развернуть насосно-рукавные системы, стационарные водяные пожарные установки с лафетами, приступить к организации эвакуации работников и подвижного состава из депо или мастерских.

Если пожар проник внутрь подвижного состава, находящегося в стойлах депо, для тушения следует применить ручные и стационарные огнетушители, установки с воздушно-механической пеной. Пожар в вагонах можно тушить и водой.

Тепловозы имеют большое количество дизельного топлива и смазочных материалов, которые могут интенсивно гореть, на электровозах пожарную опасность представляет электрическое оборудование.

При использовании внутренних пожарных кранов депо (мастерских) должны совместно действовать два человека. Один должен раскатывать рукав от пожарного крана к месту пожара, второй (по его команде) - открывать кран, подсоединяющий рукав к системе водоснабжения.

Подача стволов по возможности должна осуществляться одновременно как внутрь горящего помещения, так и на перекрытия для защиты несущих конструкций и преграждения распространению на них огня. Одновременно стволами следует организовать защиту как выше-, так и нижерасположенных этажей. Для ликвидации горения и предотвращения взрывов в вентиляционных системах эффективно применение воздушно-механической пены при введении ее в вертикальные вентиляционные каналы.

Подвальные помещения обычно содержат большое количество способных гореть коммуникаций (кабели, изоляция трубопроводов и др.). Достаточно часто в подвалах располагают складские отсеки. Для эффективного тушения последних необходимы информация об их содержимом и сведения о пожарных свойствах хранящихся там материалов. Для тушения в подвальном помещении эффективно применять воздушно-механическую пену. Стволы вводят через дверные проемы и соседние помещения.

Чердачные помещения обычно имеют вентиляционные шахты, короба и другие технологические застройки. Стволы на чердачные помещения подают по внутренним лестницам. Для тушения пожара используют водяные и пенные струи. Работы здесь наиболее опасны, так как наряду с высокой температурой и обильным газообразованием от горящей мягкой кровли они сопряжены с опасностью быстрого обрушения кровли.

Пожар на покрытиях из рулонных материалов, залитых битумной мастикой (иногда с введением каучука), за считанные минуты от периода возгорания переходит на пожар первой стадии. Такие покрытия характерны для железнодорожных депо, мастерских, складов. Мягкие кровли при пожаре быстро разрушаются и значительно усложняют обстановку. Опасны перегрузки кровли людьми, рукавами с водой, поэтому не следует на них работать группами свыше двух-трех человек.

После прибытия пожарных подразделений действия работников железнодорожного транспорта по эвакуации и рассредоточению подвижного состава осуществляются по их указанию или по согласованию с ним.

Расчеты помещения

Типы осветительного прибора

Тип лампы

Макси-мальная сила света, кд

Коэффициент усиления

Угол рассеивания, град, в плоскости

горизонтальной

вертикальной

Г-220-1000 ДРЛ-700

Г-220-500 ДРИ-500

Г-220-200 ДРЛ-125

Г-220-1000 ДРЛ-700

Освещенность территорий железнодорожных станций регламентируется ОСТ 32.120-98 «Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта» .

В табл. 8.2 представлены нормированные значения освещенности станций.

Нормы искусственного освещения объектов железнодорожного транспорта (извлечение из ОСТ 32.120-98)

Освещенность, лк

Плоскость нормирования освещенности

Сортировочные и крупные участковые станции: пути и горловины парков приема и отправления сортировочные и вытяжные пути тормозные позиции, хвостовая часть сортировочного парка, ремонтные пути, участок расцепки

Поверхность земли? Вертикальная вдоль оси пути, горизонтальная на поверхности земли

Остальные участковые станции:

пути приема-отправления

Поверхность земли

сортировочные пути

сортировочные горки

Промежуточные станции с погрузкой-выгрузкой

Остальные промежуточные станции, разъезды

Пути пассажирских и технических станций

Поверхность земли

Междупутье на открытых путях экипировки локомотивов

Грузовые платформы

Поверхность платформы

Пассажирские платформы

Поверхность земли

Высота прожекторной мачты определяется с учетом ограничения слепимости по формуле

где Н - высота прожекторной мачты, м;

Imax - максимальная сила света прожектора по оптической оси, кд;

с - коэффициент, зависящий от нормы освещенности для данной территории.

После определения высоты прожекторной мачты выбирается стандартное значение, ближайшее к расчетному из ряда: 15, 21, 28, 35, 40 м.

Установка прожекторов выполняется одиночной или групповой.

В целях уменьшения затенения каждое междупутье должно освещаться с двух сторон

Рис. Схема расположения прожекторных мачт

Во избежание сплошных теней необходимо выполнение следующих условий:

где в - расстояние между мачтами по ширине парка, м.

Расстояние l между прожекторными мачтами по длине парка определяем из выражения 8.3)

где l - расстояние между прожекторными мачтами, м.

Количество мачт по ширине парка определяется по формуле

где Nш - количество мачт по ширине парка, шт.;

В - ширина парка, м.

Количество мачт по длине парка определяется по формуле

где Nдл - количество мачт по длине парка, шт.;

L - длина парка, м.

Общее число прожекторных мачт определяем из выражения

Площадь освещаемой территории объекта определяется по формуле

Общее число прожекторов определяется по формуле

где n - общее число прожекторов;

Ен - нормированное значение освещенности, лк (табл. 8.2);

S - площадь освещаемой территории, м2;

К - коэффициент запаса, учитывающий старение ламп и окружающую среду (принимается К = 1,5);

V - коэффициент, учитывающий рельеф местности (принимается V = 1,15ё2);

Z - коэффициент неравномерности освещения (принимается Z = 2…5).

Световой поток прожектора принимается из выражения

где Fл - световой поток лампы, лм (табл. 8.2) .

Светотехнические характеристики источников света

Наименование ламп

Тип лампы

Мощ-ность, Вт

Напря-жение в лампе, В

Свето-вой поток, лм

Световая отдача, лм/Вт

Средняя продол-жительность горения, ч

Накаливания осветительные общего назначения

Г-220/300 Г-220-500 Г-220-750 Г-220-1000

15,6 16,4 17,5 18,5

Накаливания кварцевые галогеновые

КГ-220-1000-5 КГ-220-1500 КГ-220-2000-4 КГ-220-5000 КГ-220-10000

22 000 33 000 44 000 110 000 220 000

22,0 22,0 22,0 22,0 22,0

Ртутные дуговые высокого давления с исправленной цветностью

ДРЛ-250 ДРЛ-400 ДРЛ-700 ДРЛ-1000-2

13 500 24 000 41 000 59 000

42,0 48,5 47,0 50,0

Ртутные металлогалогено- вые

ДРИ-250 ДРИ-400 ДРИ-700

19 000 35 000 60 000

Дуговые ксеноновые трубчатые

ДКсТ-10000 ДКсТ-20000

Для обеспечения оптимального использования светотехнических характеристик прожектора необходимо обеспечить требуемый наклон оптической оси прожектора к горизонту q, град.

Схема определения оптимального угла наклона оптической оси прожектора к горизонту представлена на рис. 8.2.

Рис. Схема определения угла наклона оптической оси прожектора

При изменении угла наклона прожектора (угла между направлением оптической оси прожектора и горизонтом) значительно изменяются освещенность, форма и площадь светового пятна.

Применение малых углов наклона оправдано в случае необходимости освещения далеко расположенных объектов или для создания освещенности в вертикальной плоскости.

При больших углах наклона световое пятно находится в непосредственной близости от основания прожекторной мачты. Затем с уменьшением угла наклона оно перемещается все дальше и дальше от мачты и приобретает эллиптическую форму.

Площадь светового пятна вначале возрастает до определенного предела, а затем начинает уменьшаться, и при некотором значении угла наклона световое пятно превращается в точку, которая по своему расположению совпадает или находится вблизи точки пересечения прожектора с освещаемой горизонтальной плоскостью.

Угол наклона прожектора, при котором площадь, ограниченная кривой одинаково заданной освещенности, имеет максимальное значение, является наиболее выгодным.

Оптимальный угол наклона определяется из следующего выражения:

где q ? оптимальный угол наклона оптической оси прожектора к горизонту, град.;

m и n - эмпирические коэффициенты, зависящие от типа прожектора.

Значения коэффициентов m и n приведены в табл. 8.5.

Значения коэффициентов m и n

Противопожарные меры безопасности

фактор производственный опасный

В настоящее время, пожалуй, сложно найти человека, который бы не пользовался услугами железнодорожного транспорта. Напряженность его работы постоянно растет, увеличивается грузо- и пассажиропоток, и одновременно расширяется спектр дополнительного сервиса на вокзалах и в поездах. Поэтому одной из главных для ОАО "РЖД" задач является обеспечение безопасности лиц, участвующих в железнодорожных перевозках.

Обеспечение пожарной безопасности - одна из важнейших задач любого руководителя. Все противопожарные мероприятия начинаются с издания руководителем приказа об обеспечении пожарной безопасности, который является основным юридическим документом для предупреждения пожаров на предприятии. Данный приказ вводит в действие основные положения, инструкции и рекомендации в части организации противопожарной защиты территории, зданий, сооружений, помещений, взрыво- и пожароопасных производственных участков предприятия, а также назначает ответственных за пожарную безопасность в подразделениях предприятия и регламентирует их деятельность.

Инструкции устанавливают основные направления обеспечения систем предотвращения пожара и противопожарной защиты на предприятии, порядок обеспечения безопасности людей и сохранности материальных ценностей, а также создание условий для успешного тушения пожара.

В зависимости от области своего действия инструкции ПБ подразделяются на следующие виды:

· общеобъектовая инструкция - общая инструкция о мерах пожарной безопасности для предприятия;

· инструкции для отдельных зданий, сооружений, помещений, производственных процессов;

· инструкции по обеспечению безопасного производства временных пожаро- и взрывоопасных работ на предприятии (сварочных, огневых, строительно-монтажных и т.п.), выполняемых, в том числе, и сторонними организациями.

Разработка инструкций производится отделом или инженером по пожарной безопасности, председателем пожарно-технической комиссии или лицами, ответственными за пожарную безопасность предприятия. Инструкции ПБ утверждаются руководителем организации, согласовываются со службой охраны труда и вводятся приказом по предприятию.

К Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ01) указаны требования к инструкциям о мерах пожарной безопасности. Согласно этому документу, в инструкциях ПБ необходимо отражать следующие вопросы:

· мероприятия по обеспечению пожарной безопасности при проведении технологических процессов, эксплуатации оборудования, производстве пожароопасных работ;

· порядок и нормы хранения и транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

· места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ;

· порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

· предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

· обязанности и действия работников при пожаре, в том числе:

o правила вызова пожарной охраны;

o порядок аварийной остановки технологического оборудования;

o порядок отключения вентиляции и электрооборудования;

o правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;

o порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей;

o порядок осмотра и приведения в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений предприятия (подразделения).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Обзор законодательных актов и нормативных документов по охране труда. Изучение системы обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Описания аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации производств.

    реферат , добавлен 18.01.2012

    Особенности аттестации рабочих мест по условиям труда. Общая характеристика основных опасных и вредных факторов производственной среды. Анализ и оценка значений вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах в ОАО ГРЭС-2 г. Зеленогорска.

    реферат , добавлен 24.07.2010

    Анализ уровня травматизма на железнодорожном транспорте по Донецкой области. Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли. Мероприятия по снижению уровня травматизма на железнодорожном транспорте. Основные причины несчастных случаев.

    реферат , добавлен 25.10.2012

    Охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Научная, учебная и производственная сферы в охране труда. Организация охраны труда на предприятии, местное самоуправление. Подбор и обучение персонала.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2010

    Основные требования охраны труда на железнодорожном транспорте. Виды и порядок проведения медицинских осмотров. Инструкция по охране труда для составителя поездов. Нормирование труда и трудовых отношений. Требования к пожарной безопасности на предприятии.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2015

    Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психофизические, лечебно-профилактические и другие мероприятия.

    реферат , добавлен 29.05.2008

    Государственная политика и требования в области охраны труда. Обязанности и права сторон трудового договора по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Стандарты отраслевых требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2017

    Понятие охраны труда, ее сущность и особенности, основные принципы и правила, роль и значение на предприятии. Анализ опасных производственных факторов, их негативное влияние на здоровье рабочих, защита. Определение допустимых параметров опасных факторов.

    реферат , добавлен 29.04.2009

    Изучение положения по охране труда в ЗАО "Мир". Анализ производственного травматизма. Исследование условий труда, технологических процессов и оборудования для выявления вредных производственных факторов. Расчет численности сотрудников службы охраны труда.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2016

    Регулирование отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Производственная санитария и гигиена труда.

  • Галиахметова Нурсина Ахияровна , магистр, студент
  • Киреев Ильгиз Рустамбекович , кандидат наук, доцент, доцент
  • Уфимский государственный нефтяной технический университет
  • ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТРАВМЫ
  • МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ОХРАНЫ ТРУДА
  • ОХРАНА ТРУДА
  • МИКРОТРАВМЫ

Данная статья посвящена исследованию системы охраны труда на железнодорожном транспорте, рассмотрены основные нормативно-правовые акты, регламентирующие основной механизм реализации политики охраны труда работников. Проведен анализ опасных и вредных производственных факторов при перевозке горючих веществ на железнодорожном транспорте. Проведен анализ основных проблем функционирования системы управления охраной труда. Выявлена необходимость совершенствования организации системы управления охраной труда с целью снижения производственного травматизма, минимизации негативного влияния на организм человека вредных факторов. В качестве одной из таких мер предложено перейти к новому методу управления охраной труда (ОТ) – механизму управления профессиональными рисками с учетом своевременного выявления, расследования, учета факторов повышенной опасности, разработки прогнозных данных возникновения микротравм и инцидентов.

  • Оценка мероприятий по охране труда на железнодорожном транспорте при перевозке горючих веществ
  • К вопросу применения БПЛА для мониторинга трубопроводов
  • Целесообразность применения воздушного мониторинга объектов нефтегазотранспортировки
  • Мероприятия (условия) по обеспечению взрывобезопасности при перевозке железнодорожными цистернами углеводородных газов

Главным курсом общегосударственной политически в сфере защиты и охраны труда считается гарантия приоритета сохранения жизни и здоровья личности. Никакие производственные установки предприятия не должны считаться приоритетными, ключевыми и стоять выше системы обеспечения безопасности труда его сотрудников.

На сотрудников железнодорожного транспорта в целом оказывают негативное влияние множество факторов: высокий риск механического травматизма, электротравматизма, негативное влияние шума, вибраций, электромагнитных волн, отрицательных микроклиматических факторов, загрязненного атмосферного воздуха и прочее.

Перевозка горючих веществ на железнодорожном транспорте обусловлена действие следующих опасных вредных производственных факторов:

  • физические (подвижные части производственного оборудования, запыленность, загазованность воздуха рабочей зоны, зашумленность, вибрация);
  • химические (токсические; раздражающие; канцерогенные; мутагенные и т.д.);
  • биологические (патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, грибы простейшие и т.д.) и продукты их жизнедеятельности; микроорганизмы (растения, животные);
  • психофизические (физические перегрузки; нервно-психические перегрузки);
  • действие вредных веществ (вещества чрезвычайно опасные; вещества высокоопасные; вещества умеренно опасные; вещества малоопасные.)

Система защиты граждан в рамках современного производства действует на основе нормативно-правовой регламентации, социально-экономической составляющей, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической охране. Эффективный и действующий механизм защиты работников - основа системы охраны труда. Огромная роль при этом принадлежит уровню профессионального образования в сфере охраны труда. Высокая компетентность, профессионализм, а также привитая образовательным учреждением культура точного исполнения предписаний и правил, которые закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах способствует существенному снижению вероятности получения травм, а также возможности предотвращения появления у сотрудника профессиональных заболеваний.

Для того, чтобы четко исполнять все предписания и нормы, необходимы соответствующие знания. Любой сотрудник железнодорожного транспорта должен быть проинформирован, а также хорошо ориентироваться в содержании действующих законодательных актах, которые регламентируют определенные правила поведения в различных ситуациях на производстве. Целесообразно исследовать кратко правовое поле в области охраны труда, в том числе действующего и для системы охраны труда на железнодорожном транспорте. Вся система нормативно-правового регулирования данной области состоит из четырех уровней: единый, межотраслевой, отраслевой и локальные правовые акты самих организаций. Итак, первый уровень правового поля составляют законодательные акты федерального уровня, которые образуют базовые принципы общегосударственной политики в области охраны труды. Здесь главным образом можно назвать Конституцию Российской Федерации , Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) .

В декабре 2001 г. был принят Трудовой кодекс РФ для целей законодательного закрепления государственных гарантий трудовых прав и свобод личности, формирования благоприятных условий труда, совершенствования механизма защиты прав и интересов работодателей и работников. Нормативно-правовые акты закрепляют законодательные основы регулирования правоотношений в области охраны труда между участниками трудовых правоотношений и направлены на формирование условий труда, которые полностью бы соответствовали требованиям сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.

Межотраслевые правовые акты представляют собой государственные документы, распространяющие свое действие на все отрасли экономики, потому что не имеют отраслевого признака. К их числу можно отнесли следующие: стандарты Системы стандартов безопасности труда, правила безопасности труда (к примеру: правила безопасной эксплуатации электроустановок, санитарные установки работы с некоторыми опасными и вредными производственными факторами и прочие).

Отраслевые правовые акты регламентируют требования безопасности, которые являются характерными для соответствующей отрасли экономики: правила безопасности на транспорте, на химическом производстве и пр. В числе таких документов можно обозначить отраслевые стандарты, инструкции, приказы и указания министерств по охране труда и производственной безопасности. К примеру, с 15 февраля 2002 года было утверждено «Положение о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте» № ЦБТ-829 от 30.05.2001 г. Данное Положение закрепляет основополагающие направления организации контроля и надзора за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте, отдельных железных дорогах.

Законодательные акты организаций представляют собой локальные нормативно-правовые акты, которые распространяют свое действие только в конкретной организации: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда и др. Все принятые нормативно-правовые акты в России носят строго обязательный характер.

Особенности условий функционирования железнодорожного транспорта, специфичность производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и многообразие оборудования и технологий, их постоянное обновление, быстродействие современных технологий и механизмов, сложность и повышенная опасность механизмов их обслуживания заставляют уделять повышенное внимание системе гарантии безопасности, обуславливают профессиональные задачи и направленность учебной дисциплины «Охрана труда».

Практика демонстрирует, что в любой деятельности человека, главным образом в производственной, не исключается возможность наступления события отрицательного характера: получение различного рода травм, профессионального заболевания, инвалидности, несчастного случая, вреда здоровью. Предприятия и организации несут большие финансовые расходы и моральные потери при образовании профессиональных заболеваний, а также в случаях производственного травматизма сотрудника. Все это обуславливает повышенный интерес к изучению сущности отрицательных факторов и их источников, к проблемам влияния производственной среды на жизнь и здоровье сотрудника.

Обеспечение производственной безопасности сотрудников железнодорожного транспорта гарантируется получением соответствующих знаний о грозящих человеку на транспорте опасностях и негативных факторах, исполнением предписаний взаимодействия работника с оборудованием, технологиями и с производственной средой. Любому специалисту, в границах его должностных обязанностей, необходимо уметь идентифицировать опасности, для чего важно знать их суть и возможные источники образования.

В разработанной программе структурной реформы на железнодорожном транспорте определены ключевые цели и задачи до 2030 года: удовлетворение рыночного спроса на перевозки, совершенствование деятельности и функционирования железнодорожного транспорта, повышение качества услуг. Обозначенной программой предусмотрен так же механизм обеспечения социальной защищенности сотрудников железнодорожного транспорта. Прогнозируемыми итогами подобной реформы в данной сфере будут являться: повышение качества труда в связи с техническим переоснащением отрасли; значительное уменьшение рабочих мест с тяжелым ручным трудом и условиями труда, которые наиболее вредны для здоровья; рост реальной заработной платы работников железнодорожного транспорта; совершенствование системы охраны здоровья и профилактики профессиональных заболеваний. Для исполнения данной Стратегии предусмотрено осуществление определенных мер: совершенствование системы государственной поддержки развития данной инфраструктуры; развитие механизма государственного регулирования данной отрасли и цен (тарифов) на определенные виды продукции и услуг; гарантия правового, информационного и технического взаимодействия Российских железнодорожных систем с иностранными государствами, целесообразности и необходимости интеграции Российского железнодорожного транспорта в систему международных перевозок и максимально эффективного использования в подобных целях его транзитного потенциала; разработка и выполнение соответствующих мер, которые направлены на обеспечение соответствующего уровня безопасности объектов железнодорожной инфраструктуры.

В современных социально-экономических условиях становится очевидна потребность повышения социальной ответственности ОАО РЖД за сохранение здоровья работников, занятых на производстве.

Осуществляемая в Компании работа по формированию безопасных и благоприятных условий труда, предупреждению и снижению несчастных случаев на производстве дает возможность сохранить динамику к снижению производственного травматизма сотрудников ОАО РЖД. Тем не менее, такие показатели все еще на много выше общеевропейских показателей.

Охрана труда - ключевая составляющая функционирования ОАО «РЖД», так как работа на железнодорожном транспорте имеет ряд факторов, которые отрицательно влияют на здоровье сотрудников, - напряженность и тяжесть труда, шум, вибрация, плохая освещенность, химический фактор.

Рассмотрим ключевые задачи охраны труда в ОАО «РЖД».

Основная цель - это улучшение условий труда на рабочих местах, которая решается с выполнением и реализацией следующих задач:

  • строительство, реконструкция и ремонт санитарно-бытовых корпусов и помещений на территории дистанциях пути и путевых машинных станциях;
  • постоянное обновление оборудования пунктов обогрева и комнат приема пищи;
  • оснащение кабин локомотивов стеклами большой прочности, виброзащитными креслами машиниста и т.д.;
  • минимизация доли ручного труда, в частности, проведение работ по механизации производственных процессов, ремонта и строительства пути.

На осуществление всех разработанных мер по совершенствованию механизма охраны труда ежегодно выделяется более 0,7% от сумм эксплуатационных издержек без учета затрат на спецодежду, спецобувь и прочие средства индивидуальной защиты, медицинские осмотры.

Обеспечение всех сотрудников современными необходимыми средствами индивидуальной защиты помогает значительно уменьшить риск получения профессионального заболевания и производственного травматизма.

В ОАО «РЖД» действует 18 вагонов охраны труда, которые задействованы в единой системе организации обучения сотрудников структурных подразделений железных дорог. Подобные вагоны представляют собой мобильные комплексы обучения, ключевой функций которого выступает оказание методической и организационной помощи в процессе обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников с применением аудио-, видео- и компьютерных технологий, а также осуществление профилактической работы по охране труда непосредственно на линейных предприятиях.

В настоящее время система охраны труда находится на пороге значительных преобразований. Совместно с уже имеющимися методами и формами управления имеется потребность внедрения новейших форм и моделей по управлению охраной труда на производстве. Новые методы управления охраной труда, такие, к примеру, как менеджмент гигиены и безопасности труда, базирующиеся на международных стандартах и рекомендациях, в последующем должны заменить стандартные формы управления охраной труда.

Целесообразно отметить, что начиная с 2014 года в ОАО «РЖД» на основании норм Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» осуществляется проведение специальной оценки условий труда (далее - СОУТ). СОУТ организовывается в филиалах и отделениях предприятия в соответствии с разработанным планом. На основании официальных статистических данных в ОАО «РЖД» в 2014 году СОУТ реализована на 75 702 рабочих местах, в 2015 году - на 101 984, а в 2016 на 85 689 местах; согласно сводным данным о результатах проведения специальной оценки условий труда в ОАО «РЖД» по состоянию на 01.08.2017 г. данная проверка осуществлена на 43 859 местах .

В числе основных способов и процедур по борьбе с непроизводственным травматизмом на объектах ОАО «РЖД» выступают разъяснительная работа, комплекс технических мероприятий. В 2017 году на обеспечение безопасности граждан компания потратила порядка 300 млн руб. - в частности, отремонтированы 64 пешеходных моста, 609 переходов, 16 пассажирских платформ. ОАО «РЖД» добилось внесения изменений в приказ Минтранса в части запрета нахождения граждан в неустановленных местах в зоне движения поездов и прохода по переходу на запрещающий сигнал светофора.

В настоящее время назрела объективная необходимость преобразовать традиционную систему управления охраной труда с учетом:

  • применения в качестве основных стандартов управления, признанных на мировом уровне;
  • использование системного подхода при решении вопросов охраны труда;
  • перехода от реагирования на страховые несчастные случаи к профессиональному управлению рисками на производстве с учетом микротравм и инцидентов;
  • тесного переплетения управленческой и производственной деятельности;
  • перехода от локальных систем управления к интегрированным .

Для защиты здоровья и безопасности работников организации должны осуществляться такие профилактические мероприятия, как:

  • определение стратегии управления безопасности организации, которая включает в себя безопасные условия труда, профилактику воздействия факторов производственной среды на безопасность труда;
  • минимизация рисков на рабочем месте и по возможности сведение их к нулю;
  • оценка рисков, которые невозможно избежать;
  • определение первопричин рисков;
  • замена опасных факторов производства на мене опасные;
  • учет особенностей работы конкретного специалиста с учетом уменьшения производственного риска;
  • обучение и инструктирование сотрудников предприятия;
  • преимущественное использование коллективных мер защиты.

При этом руководство предприятия должно, в первую очередь, уметь оценить производственные риски безопасности и здоровья сотрудников с учетом характера их работы на предприятии.

Все риски должны быть оценены правильно. В организации должен быть введен постоянный процесс управлении рисками .

Во многих европейских странах уже осознали, что процесс оценки рисков может принести выгоду предприятию в виде уменьшения затрат, связанных с производственным травматизмом, сокращением страховых случаев, уменьшением числа дней нетрудоспособности работников.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – № 197. – 1993.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №1311. – Ст. 1351.
  3. Положение о контроле за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте (утв. Министерством путей сообщения РФ 23 марта 1998 г. № ЦСР-543)
  4. Демиденко Е.В. Человек на пути // Гудок. – 2017. – № 152.
  5. Климова Е.В., Рыжиков Е.Н. Снижение производственного травматизма путем совершенствования системы управления охраной труда // Известия Тульского государственного университета. Науки о земле. – 2017. – №1. – С. 41 – 49.
  6. Чернышенко О.В., Занина И.А. Специальная оценка условий труда и оценка профессионального риска в системе управления охраной труда // Концепт. – 2017. – № 57. – С. 1 – 4.

Охрана труда на железнодорожном транспорте тесно связана с технического прогрессом. Комплексная механизация и автоматизация производства используются для облегчения условий работы, ликвидации тяжёлого физ. труда. В содержание О. т. включается предотвращение тех вредных социальных последствий, к которым может привести игнорирование требований техники безопасности; во избежание таких последствий установлены спец. правовые гарантии (технического и санитарные правила включены в законы и иные нормы, установлены повседневный контроль за их исполнением и строжайшая ответственность за их нарушение).
Основным направления работ в области охраны труда: предупреждение наездов подвижного состава на работающих на путях станций и перегонах (см. безопасность работ на путях). Наезд подвижного состава, ограждения от наезда, опасная зона). Предупреждение электротравматизма при эксплуатации и обслуживании электроустановок, контактной сети и электроподвижиого состава (см. Электробезопасность, защита от электромагнитных воздействий); разработка и внедрение средств, позволяющих довести параметры санитарно-гигиенических условий (шум и вибрация на рабочих местах, запылённость, освещённость рабочих мест и г. д.) до уровня санитарных норм, разработка технического и гигиенич. требований на новые виды спецодежды и средств защиты для специфич. профессий железнодорожников (см. Воздушная среда на рабочих местах железнодорожников, Гигиена труда, Защита от вредных веществ, Защита от шума, Освещение железнодорожных объектов). Важны также следующие направления в области О. т.: совершенствование технологии, разработка новых технических средств и составление нормативно- технического документов по безопасности труда; социально-экономических и организационных вопросов улучшения О. т.; оценка безопасности новой техники, разработка методов оценки новой техники и технологии с позиций повышения безопасности труда работающих.
Внедрение электрическое и тепловой тяги, улучшение конструкций подвижного состава, применение наиболее совершенных устройств защитного отключения и схем контроля изоляции электроустановок, освещения и вентиляции, улучшение шумоизоляции, внедрение разнообразных средств механизации и автоматизации значительно улучшили условия труда железнодорожников. Так, централизация стрелок и их пневматические очистка, автоматическими и механизированным торможение вагонов на сортировочных горках, автоблокировка, автоматическими поездная сигнализация, электрическое и пневматические почта по доставке грузовых документов, поездная радиосвязь и т. д. облегчили и обезопасили труд мн. работников, связанных с движением поездов. Применение высокопроизводительных путевых и строительных, машин, механизмов, различных приспособлений улучшило условия труда монтёров пути и строителей. Механизация обмывки вагонов и промывки цистерн, очистки и транспортировки деталей неузнаваемо изменили труд по осмотру, экипировке и ремонту вагонов. На железнодорожная линиях пост, и переменного тока всё большее применение находят полимерные изолирующие элементы различных конструктивного исполнения (например, в секционных врезных изоляторах, в узлах анкеровки контактных подвесок). Широкий диапазон допустимых механическая нагрузок этих элементов, высокие электроизоляционные свойства существенно повысили электробеэопасность обслуживания устройств контактной сети, рельсового пути и соединённых с ним устройств автоблокировки, СЦБ.
Для предупреждения вредного воздействия на организм факторов производств.
Среды работающим по установленным нормам выдаются за счёт предприятия спецодежда, спецобувь, др. средства индивидуальной защиты, спецжиры, лечебно-профилактическое питание.
Нормы по производств, санитарии и гигиене труда предписывают устройство спец. производств, и гигиенических бытовых помещений, установку соответствующего оборудования, предусматривают безопасные пределы содержания в воздухе производственных помещений пыли, газов, пара, температуры и влажности воздуха, интенсивности и громкости шума и т. п. Система правил по технике безопасности и производств. санитарии состоит из общих (единых для всех отраслей нар. хозяйства), межотраслевых и отраслевых правил. В основе разграничения лежит сфера их действия. Общие правила определяют гл. требования по охране труда к устройству и эксплуатации любого промышленного предприятия (например, гос. стандарты и в первую очередь системы стандартов безопасности труда; санитарные и строит, нормы и правила; правила и инструкции по технике безопасности и производств, санитарии). Межотраслевые правила охватывают отд. виды производств. работ и оборудования, встречающиеся в различных отраслях нар. хозяйства. Действие отраслевых правил распространяется на хозяйства, предприятия и организации. На железнодорожный транспорт к отраслевым относятся, например, Правила техники безопасности и производственной санитарии при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог и устройств электроснабжения автоблокировки.

Охрана труда - система законодательных актов и норм, организационно-технических, санитарно-гигиенических, экономических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности работающих, регулируемая Основами законодательства РФ об охране труда. Цели охраны труда: защита работающих от воздействия вредных производственных факторов, которые угрожают их здоровью и физической безопасности (безопасность и гигиена труда, режимы труда и отдыха), обеспечение лечения и компенсация утраты работоспособности при несчастных случаях на производстве и профессиональном заболевании, проведение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших на производстве.
Охрана труда включает следующие основные разделы: производственная санитария , техника безопасности , пожарная защита . Механизация и автоматизация производства используются для облегчения условий и ликвидации тяжелого физического труда.
Основные направления работ в области охраны труда на ж.-д. транспорте: предупреждение наездов подвижного состава на работающих на ж.-д. путях; предупреждение электротравм при эксплуатации и техническом обслуживании установок контактной сети и электроподвижного состава; разработка и внедрение средств, позволяющих довести параметры санитарно-гигиенических условий до нормативного уровня.
Нормы предписывают устройство бытовых помещений, предусматривают безопасные пределы содержания пыли, газов, пара, температуры и влажности воздуха, шума и т. п. Система правил по технике безопасности и производственной санитарии состоит из общих и межотраслевых. Общие правила определяют требования по охране труда к устройству и эксплуатации любого промышленного предприятия (ГОСТ Системы безопасности труда; СанПиН и СНиП; правила и инструкции по технике безопасности). Межотраслевые правила охватывают отдельные виды производственных работ и оборудования, встречающиеся в различных отраслях промышленности, транспорта, строительства и др. Действие отраслевых правил распространяется на предприятия и организации.
Важны также следующие направления в области охраны труда: совершенствование технологии, разработка новых технических средств и нормативно-технических документов по безопасности труда; социально-экономические и организационные вопросы улучшения охраны труда; оценка новой техники и технологических процессов с позиций безопасности труда.

Условия труда

Условия труда - совокупность факторов производственной среды, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. К таким факторам относятся метеорологические условия (температура воздуха в рабочей зоне, его влажность, чистота и скорость движения); соприкосновение с токсичными веществами и излучениями; шум, вибрация; освещенность рабочих мест; бытовые условия (наличие раздевалок, душевых, помещений для обогрева, отдыха и приема пищи); психофизиологические условия (объем воспринимаемой информации за смену, требования к скорости ее обработки работником, ответственность за принимаемые решения); обеспеченность коллективными и индивидуальными средствами защиты; режим труда и отдыха (внутрисменные перерывы, графики сменности, сверхурочная работа); безопасность труда (наличие источников травматизма, опасных воздействий).
Для предупреждения вредного воздействия факторов производственной среды работающим выдаются спецодежда, спецобувь, средства индивидуальной защиты, лечебно-профилактическое питание.
Большая часть железнодорожников работает на ж.-д. путях перегонов и станций. Повышенная опасность труда на ж.-д. транспорте обусловлена работой в зоне, ограниченной габаритом подвижного состава и необходимостью многократно пересекать пути. В зимний период ухудшается состояние производственной территории, что усложняет переход ж.-д. путей, передвижение по междупутьям; в гололед увеличивается опасность падения, спецодежда затрудняет движения, возникают отказы технических устройств. Опасность поражения электрическим током угрожает работникам при ремонте и ТО контактной сети, где работы производятся с изолированных площадок дрезин или съемных вышек. Кроме того, работа ведется на значительной высоте, в неудобных позах, в ограниченное время, в условиях движения поездов. Погрузочно-разгрузочные работы сопряжены с опасностью падения стропальщиков и грузчиков, травмирования их грузом при обрывах грузовых канатов, при несогласованности действий персонала. В локомотивных и вагонных депо, на производственных предприятиях могут возникнуть опасные ситуации.
Внедрение электрической и тепловозной тяги, улучшение конструкций подвижного состава, применение устройств защитного отключения и контроля изоляции электроустановок, освещения и вентиляции, улучшение шумоизоляции, внедрение средств механизации и автоматизации значительно улучшили условия труда железнодорожников. Так, централизация стрелок и их пневматическая очистка, автоматическое торможение вагонов на сортировочных горках, автоматическая поездная сигнализация, радиосвязь и т. д. облегчили и обезопасили труд работников, связанных с движением поездов. Применение высокопроизводительных путевых и строительных машин, механизмов, приспособлений улучшило условия монтеров пути и строителей. Механизация обмывки вагонов, промывки и транспортировки деталей изменили труд по осмотру, экипировке и ремонту вагонов.
Изучение условий труда проводят с анализом всех факторов, применяя математические методы и ЭВМ. Основные методы исследования условий труда: статистический, критериальный и экономический. На предприятиях ж.-д. транспорта осуществляют контроль состояния охраны труда, аттестацию рабочих мест. Паспорт отражает производственные вредности, условия и безопасность труда, уровень культуры производства.

Прием, обработка, расформирование, формирование и отправление поездов, обслуживание и ремонт станционных устройств и подвижного состава проводятся круглосуточно при любой погоде в основном на открытом воздухе, вне помещений. Работники станции других служб выполняют эту работу в тесном взаимодействии друг с другом и под руководством дежурного по станции (маневрового диспетчера), от правильности действия которого зависит безопасность движения поездов и безопасность труда всех работников, находящихся на станционных путях. В парках при большой протяженности их территории работают чаще всего небольшие группы людей, и контролировать их действиями не всегда просто.

Рабочие места большинства работников (составителей поездов и их помощников, регулировщиков скорости движения вагонов, дежурных стрелочных постов, операторов технической конторы, монтеров пути, приемщиков поездов и др.), занятых обслуживанием станционных устройств и обработкой поездов, расположены внутри рельсовой колеи или в непосредственной близости от нее и на подвижном составе. В условиях движения поездов и маневровой работы эти лица подвергаются большой опасности, которая увеличивается при движении составов вагонами вперед.

Интенсивные шумы приглушают сигналы, оповещающие об опасности. Большое количество вагонов на путях, движение поездов и маневрирующих составов ухудшают локомотивным и составительским бригадам условия видимости людей, находящихся на путях. Недостаточная освещенность территории повышает опасность наезда и травмирования работающих. Значительная часть станций расположена на электрифицированных участках. Напряжение в контактном проводе создает опасность поражения электрическим током при несоблюдении правил техники безопасности. В вагонах, обрабатываемых на станциях, перевозят легковоспламеняющиеся, взрывчатые и ядовитые вещества, негабаритные, пылящие и другие грузы. Все это дает основание считать, что работа на станционных путях связана с повышенной опасностью, а дежурные по станции, постам, паркам и путям, маневровые диспетчеры испытывают большую психоэмоциональную напряженность, обусловленную сознанием ответственности за безопасность движения поездов, жизнь подчиненных работников, сохранность подвижного состава и груза.

Наезды подвижного состава на работников станций происходят главным образом при маневровой работе, обслуживании стрелочных переводов и переходах по путям к месту работы. Чаще других травмы при наездах подвижного состава получают составительские бригады, дежурные стрелочных постов и регулировщики скорости движения вагонов.

При маневровой работе подавляющая часть наездов подвижного состава происходит на основной территории станций. По характеру маневровых передвижений в момент травмирования наезды распределяются: на отцепы при роспуске с горок и маневрах толчками - 58 %, маневровые составы, движущиеся вагонами вперед, - 17 %, одиночные локомотивы - 8 %, составы с локомотивами впереди - 7 %. В сортировочных парках происходит 66,6 % наездов во время маневровой работы, а в парках приема и отправления - соответственно 10,2 и 8,2 %. В момент травмирования пострадавшие находились: внутри рельсовой колеи - 38 %, в междупутьи - 20 %, в межвагонных пространствах - 7 %, под вагонами или локомотивом - 6 %, в колее пути между группами стоящих вагонов - 4 %, на подвижном составе (при проезде) - 25 %. Однако эти статистические данные о травматизме при наездах на людей во время маневровой работы не раскрывают технологической необходимости, побудившей пострадавшего находиться в опасной зоне.

В табл. 2.1 приведена характеристика травматизма по роду работы пострадавшего в момент несчастного случая.

Таблица 2.1

Характеристика травматизма по роду работы пострадавшего в момент несчастного случая

Опасность наезда возникает при необходимости выполнять работу в опасной зоне (в пределах габарита подвижного состава) и при многократных пересечениях путей работниками станции при исполнении ими своих должностных обязанностей, а также из-за неуправляемости опасных объектов (движущихся вагонов и поездов, одиночных локомотивов). В табл. 2.2 приведены причины несчастных случаев, вызванных наездами подвижного состава, и факторы опасности.

Таблица 2.2

Несчастные случаи, вызванные наездами подвижного состава, и факторы

Около 55 % несчастных случаев, связанных с наездами подвижного состава, в службе движения происходит с составительскими бригадами.

Работы, при выполнении которых происходили несчастные случаи с составителями, вызванные с наездами подвижного состава:

  • - посадка и спрыгивание с вагонов при повышенной скорости (25 %);
  • - расцепка автосцепки с заходом в межвагонное пространство при движении (23 %);
  • - укладка тормозного башмака в опасной близости от движущегося отцепа и под вторые скаты руками (22,5 %);
  • - перебегание пути перед идущим отцепом (составом) (15 %);
  • - отсутствие контрольной проверки наличия габарита в зоне работы перед маневрами (14,5 %).

Травмирование регулировщиков скорости движения вагонов чаще происходит на немеханизированных горках (около 40 %) и на механизированных горках с ручным торможением на целевой тормозной позиции подгорочного парка (до 30 %). Каждый четвертый несчастный случай происходит на горках малой мощности.

До двух третей несчастных случаев с регулировщиками скорости движения вагонов происходит в темное время суток (от 21.00 до

6.00 ч). Опасность травмирования несколько выше во второй половине смены (до 95 %), в последней трети смены она в полтора раза выше, чем в первой, и увеличивается в период окончания отчетных суток. Это связано с изменениями реакции и утомляемости работающих в течение смены, поэтому должно учитываться при определении ритма работы.

С технологическими переходами в процессе роспуска составов с горки связано в среднем 54 % травм, с установкой башмака на рельс - до 32 %. До 18 % случаев вызвано неожиданным сдвигом стоящих вагонов направленными на этот путь отцепами, около 4 % связано с переходом пути под движущимися вагонами или по элементам конструкции вагона (автосцепкам).

Причины травматизма из-за наездов подвижного состава на работников станции связаны с недостатками в решении вопросов безопасности труда при проектировании и эксплуатации технических устройств и оборудования на путях, при разработке технологии работы и санитарно-гигиенических условий труда. Ниже перечислены наиболее типичные и часто повторяющиеся причины:

  • - несовершенство путевого развития станций и технических устройств на них или неисправность последних (наличие сортировочно-отправочных парков, пропуск грузовых поездов и локомотивов перед пассажирским зданием, вытяжные пути на кривых малого радиуса, необходимость ручного торможения на третьей позиции и др.);
  • - недостаточное расстояние между осями путей на станциях для обеспечения удобства в работе и безопасности труда при размещении на междупутьях технологического оборудования;
  • - неисправность или несовершенство конструкций подвижного состава (локомотивов и вагонов), большой тормозной путь;
  • - отсутствие (неисправность) механизмов и приспособлений для очистки станционных путей и стрелочных переводов от снега и грязи;
  • - нарушение габарита приближения строений;
  • - отсутствие (несовершенство) средств ограждения места работ и подвижного состава, средств оповещения о подходе подвижного состава;
  • - отсутствие устройств для перехода через пути, занятые подвижным составом (в разных уровнях);
  • - отсутствие или низкое качество технологии работ (мелкие и разбросанные работы на путях, производство работ в габарите подвижного состава в одно лицо без ограждения, ограниченное и часто недостаточное время для выполнения работ и др.);
  • - переход на работу в одно лицо локомотивных и составительских бригад без осуществления технических и организационных мер безопасности и учета местных условий;
  • - отсутствие постоянных и оборудованных рабочих мест для встречи и пропуска поездов сходу;
  • - неудовлетворительное наблюдение за свободностью пути и неподача оповестительных сигналов локомотивными и составительскими бригадами;
  • - неудовлетворительное содержание междупутий, проходов и проездов, отсутствие оборудованных проходов к рабочим местам на путях станции;
  • - неправильное размещение служебно-технических помещений;
  • - нарушение порядка ограждения места работ;
  • - использование несоответствующего условиям работы или требованиям охраны труда инструмента, оборудования и приспособлений;
  • - нарушение технологических процессов выполнения отдельных операций (превышение скорости роспуска составов, порядка расцепления вагонов);
  • - необученность работающих безопасным приемам работы;
  • - несоответствие квалификации и состояния здоровья работающего выполняемой им работе;
  • - выполнение сложных и опасных операций без участия руководителя работ;
  • - низкая трудовая дисциплина;
  • - неудовлетворительное качество (или отсутствие) спецодежды, обуви и индивидуальных средств защиты;
  • - нарушение режима работы и отдыха;
  • - недостаточное и нерациональное освещение рабочих мест и станционных путей;
  • - неблагоприятные метеорологические условия (низкая температура, ветер, осадки, метель и т.д.);
  • - шум, заглушающий предупредительные сигналы об опасности;
  • - кратковременная необоснованно повышенная интенсивность труда;
  • - отсутствие или неудовлетворительное состояние бытовых помещений.

Выше указаны только объективные причины травматизма и опущены так называемые субъективные: неосторожность (рассеяние внимания, отвлечение и др.), усталость, неловкость и др. При тщательном анализе обычно субъективная причина оказывается связанной с какой-либо объективной: неисправность технических устройств, недостаточное обучение работающего, наличие шума и др.