Список литературы необходимый для создания индивидуального (для студента) словаря терминов по Международному праву. Библиографический список использованной литературы Иные источники международного права

Оформление документов

1. Понятие и значение международного права, международных отношений и международной системы

В настоящее время мир значительно изменился по сравнению с тем, каким он был пятьдесят и даже десять лет назад. С каждым годом темпы изменений, происходящих в мире, увеличиваются, меняются направления развития. Постоянно увеличивается интеграция государств в международные процессы.

Общество перестает существовать исключительно в региональных рамках и даже рамках государства. Сегодня все чаще звучат слова «мировое сообщество», «глобальные проблемы», «мондиализм», «интеграция в мировую экономику», «мировое правительство» и другие, не говоря уже о вопросах вступления в Европейский союз.

Следовательно, возрастает роль международного права в системе норм права. Существование норм международного права и этой отрасли правового регулирования как таковой связано с существованием т. н. мирового сообщества и необходимостью урегулирования отношений внутри этого сообщества. Эти отношения возникают между субъектами международного права.

В свою очередь, существование международных отношений связано с решением каких-либо вопросов, решение которых невозможно в рамках одного государства. В последнее время таких проблем становится все больше. К ним относятся поддержание мира, экологическая безопасность, международное сотрудничество в сфере борьбы с преступностью, международным терроризмом, оказания помощи отстающим по экономическим показателям государствам, поддержание соотечественников за рубежом, установление режимов воздушного, водного и космического пространства, урегулирование международных споров, создание международных организаций и т. д.

Все эти вопросы должны быть урегулированы международным правом. Поскольку в решении этих вопросов должны принимать участие все государства, а в основу взаимоотношений государств положен принцип суверенитета каждого государства, национальное право любого из государств, участвующих в международных отношениях по этому поводу для решения международных вопросов, не годится. В этом случае прочие государства находились бы в стесненном состоянии, был бы нарушен их суверенитет. Поэтому подобные вопросы должны быть урегулированы на ином уровне, чем национальное право, – они регулируются международным правом.

Международное право регулирует правоотношения, существующие внутри международной системы. Эта система представляет собой совокупность субъектов международного права, взаимосвязи и отношения между ними, т. е. международные отношения.

Международная система в настоящее время постепенно развивается и усложняется, меняется характер связей между составными частями этой системы. В числе компонентов системы международного права выступают такие субъекты, как государства, международные ООН, нации и прочие. Во многом сила государства зависит в настоящее время от его международно-правового статуса и места в мировом сообществе. Однако нельзя абсолютизировать эти вещи, поскольку никакое мировое признание не заменит государству полноценной внутренней политики.

Международные отношения – это отношения, связанные с взаимодействием субъектов, представляющих волю различных государств. Международные отношения в первую очередь осуществляются со стороны государств. Их осуществление в первую очередь возлагается на профессиональных дипломатов, консулов, высших должностных лиц государства. Международные отношения существуют с момента образования государства. В настоящее время мы переживаем зарождение нового уровня международных отношений.

Международное право тесно связано как с внутренней, так и с внешней политикой государства и во многом обусловлено целями этой политики. Позиция государства на международной арене в первую очередь производна от его политики.

Внешняя политика – это совокупность идей и методов их осуществления государством в сфере его отношений с иными субъектами международного права. Дипломатия представляет собой одно из средств внешней политики, за основу своей деятельности берущее мирные методы воздействия.

Большую роль в международном праве играет достижение согласования воли различных государств в отношении каких-либо вопросов. Такое согласование достигается различными способами.

Таким образом, международное право – это система норм, регулирующих международные отношения и выражающих согласованную волю государств.

2. Предмет и метод международного права. Дискуссии о наименовании отрасли

Международное право является самостоятельной отраслью права и имеет наднациональный характер. Как и всякая самостоятельная отрасль права, международное право имеет собственные предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это то, на что направлено правовое регулирование, часть общественных отношений, столь важных, что необходимо их нормативное регулирование. Сами по себе правоотношения влекут для их субъектов определенные правовые последствия. Поскольку субъектами международного права являются государства, последствия правоотношений имеют для них существенное значение.

Сферой правового регулирования международного права (предметом правового регулирования) являются международные отношения.

Методом правового регулирования признается система средств и способов правового регулирования конкретных отношений. Метод обусловливается спецификой предмета правового регулирования.

Предмет международного права предполагает существование довольно обширного арсенала методов, как императивных, так и диспозитивных, поскольку весьма разнообразны отношения, регулируемые международным правом, и их субъекты. Например, при регулировании военных действий характерны императивные нормы, нарушение которых признается международным преступлением. При регулировании права международных организаций в большей степени характерны диспозитивные нормы.

Среди диспозитивных методов международного права выделяют: договорной метод, метод сотрудничества, поощрения и т. д. К императивным методам можно причислить метод международного принуждения, запрещения и т. д.

Для международного права в отличие от международного частного права в большей степени характерны императивные нормы. Международное право является публичной отраслью права.

Наличие международных норм предполагает и наличие аппарата международной ответственности и международного принуждения.

Соблюдение норм международного права обеспечивается коллективным и индивидуальным принуждением со стороны государств, пределы которого устанавливаются также на международном уровне государствами в процессе совместного нормотворчества.

Международное право является итогом коллективного нормотворчества заинтересованных государств. В процессе такого нормотворчества появляются нормы международного права, определяющие правоположение государств на международной арене, порядок совместной деятельности государств и формы этой деятельности. Нормы международного права обязательны для государств мирового сообщества.

Нарушение международных норм может повлечь для государства самые неблагоприятные последствия вплоть до принятия ответных мер как экономического, так и политического и военного характера со стороны заинтересованных государств или мирового сообщества.

Международные отношения между государствами и иными сообществами могут быть различны. Это могут быть как отношения сотрудничества, так и отношения противостояния и даже борьбы. Вся совокупность международных отношений независимо от их содержания регулируется международным правом.

Международное право в различных источниках именуется по-разному. Наиболее популярны два наименования: «международное право» и «международное публичное право». В принципе, они являются равнозначными, несмотря на кажущуюся более широкую трактовку в первом случае.

3. Роль международного права в международных отношениях

Международные отношения, как и любые другие значимые для государства отношения, нуждаются в правовом регулировании. Международные отношения являются правоотношениями, поскольку они основываются на применении норм международного права.

Международные отношения – это совокупность отношений, направленных на решение вопросов международного значения, возникающих между субъектами международного права.

Международные отношения представляют собой конкретные связи между государствами по поводу обмена материальными и духовными ценностями, существующие на данный момент. Международные отношения – это реальные международные связи.

В настоящее время международные отношения практикуются всеми суверенными государствами и являются необходимым атрибутом участия государств в принятии международных решений, развитии международного сотрудничества. В ряде случаев международные отношения оказывают существенное влияние на экономические, культурные и иные отношения в государстве.

Международные отношения развиваются во всех направлениях, в которых осуществляется международное сотрудничество. Без международных отношений осуществление многих как внешних, так и внутренних функций государства невозможно, поскольку невозможно воздействовать на волю суверенного государства, не вступив с ним во взаимодействие. Без эффективного использования международных отношений, в частности, невозможно урегулирование спорных вопросов между различными субъектами международного права.

Международные отношения являются инструментом внешней политики государства. Через международные отношения осуществляется связь между международным и национальным правом. Посредством международных отношений две эти правовые системы согласовываются между собой.

Международные правоотношения теснейшим образом взаимосвязаны с международным правом. Возникли эти два феномена почти одновременно, однако исторически первичными являются международные отношения. На основе практики международных отношений постепенно складывались нормы международного права как международные стандарты межгосударственных отношений. Таким образом, как международные отношения непосредственно влияют на формирование международного права, так и международное право и его нормы оказывают влияние на формы осуществления, содержание и принципы международных отношений.

С одной стороны, международное право во многом опирается на дипломатическую практику и обычаи, сложившиеся в результате поддержания международных контактов с различными государствами. С другой стороны, международные отношения между государствами на современном этапе основаны на нормах международного права.

Связь международного права и международных отношений проявляется также в том, что международные отношения основываются на принципах, выработанных международным правом. Обратная связь международных отношений и международного права реализуется посредством того, что международное право как таковое появляется в процессе осуществления международных отношений в результате достижения консенсуса между государствами относительно какого-либо предмета. Без международных отношений международное право немыслимо и попросту бессмысленно. Без международного права международные отношения могут стать беспринципными и беспорядочными, поскольку в данном случае будет устранен их естественный регулятор. В результате могут возникнуть необратимые последствия для всего Земного шара, поскольку в ядерной войне, как известно, победителей не бывает. Практика международных отношений основывается на достижениях науки международного права.

4. Понятие и виды субъектов международного права. Международная правосубъектность. Высокий статус субъекта международного права

Как и для любой отрасли права, для международного права характерно наличие субъектов. Объектом правового регулирования международного права являются международные правоотношения, осуществлять же эти правоотношения призваны лица, обладающие международной правосубъектностью, т. е. субъекты международного права.

Правосубъектность лица означает сочетание возможности обладать правами и нести обязанности с возможностью реализации как обязанностей, так и прав, а также самостоятельно нести ответственность.

Международная правосубъектность означает возможность субъекта осуществлять права и обязанности в сфере международных отношений, в первую очередь касающихся отношений между государствами. Какие-либо действия субъекта международного права в этой сфере способны влечь юридические международно-правовые последствия для государств и иных субъектов международного права, т. о. действия (бездействие) субъектов международного права признаются в международном праве юридическими фактами. К правосубъектности субъекта международного права предъявляются особые требования.

Статус субъектов международного права во всем мире очень высок, поскольку решения, принимаемые ими, зачастую оказываются значимыми для неограниченного числа лиц. Субъекты международного права в соответствии со своим высоким статусом наделяются правами и обязанностями, которые соответствуют роли указанных субъектов в мировом сообществе. Статус субъектов международного права складывается из этих прав и обязанностей. Он закрепляется в международных документах и может быть подвержен изменениям в зависимости от эволюции международного права.

В то же время на сегодняшний день не существует универсального статуса субъекта международного права, поскольку в международном праве различным субъектам отводятся различные роли. Они по-разному участвуют в международных отношениях, следовательно, правосубъектность различных субъектов международного права различна.

В соответствии с этим проводится классификация субъектов международного права. Обращает внимание на себя то, что субъекты международных отношений совпадают.

Среди субъектов международного права выделяют две группы: основные и второстепенные субъекты. Различие между ними следует производить по признаку наличия такого качества, как суверенитет, присущий лишь государствам как основным субъектам международного права.

К субъектам международного права относятся:

1) государства;

2) объединения государств (союзы);

3) международные ООН;

4) нации, борющиеся за образование национального государства;

5) высшие должностные лица государств, уполномоченные по должности принимать важные с точки зрения международного права решения;

6) дипломаты;

7) консулы;

8) беженцы и вынужденные переселенцы;

9) граждане и апатриды;

10) прочие субъекты.

Субъекты международного права делятся на коллективные (международные ООН) и индивидуальные (дипломат), обладающие специальной правоспособностью (консулы) и общей правоспособностью (физические лица).

Некоторые из субъектов осуществляют свою международную правосубъектность постоянно (государство), некоторые – периодически (высшие должностные лица государства), а некоторые могут осуществить ее лишь в специально предусмотренных и ограниченных случаях (например, граждане при обращении в международный суд).

5. Государство – основной субъект международного права

Государства являются основными звеньями в международной системе, без них международные отношения невозможны, а существование прочих субъектов международного права бессмысленно.

Государство – особая форма ООН публичной власти, способ ООН общества. Государство формально представляет все общество, проживающее на его территории, и граждан этого государства, проживающих за рубежом.

Государства играют столь важную роль в международном праве постольку, поскольку международные отношения без участия государств невозможны, а именно международные отношения являются объектом регулирования международного права. Международные отношения являются проводником внешней политики государства, а внешняя политика призвана выражать национальные интересы. В защите национальных интересов состоит основное значение международной деятельности государств. Международное право же призвано регулировать достижение государствами своих целей т. о., чтобы не привести к конфликтам между государствами или же обеспечить по крайней мере мирное разрешение этих конфликтов.

Государство – единственный субъект международного права, обладающий суверенитетом. Государство представляет собой национально-территориальное образование, имеющее собственные границы, право, обладающее на своей территории всей полнотой власти.

Суверенитет государства является неприкосновенным. Посягательства на государственный суверенитет противоречат принципам международного права.

Государства как субъекты международного права вправе участвовать в международных организациях межгосударственных договоров, т. е. они могут участвовать в иных субъектах международного права и косвенным образом воздействовать на международное сообщество также через эти ООН.

Государства полномочны заключать международные договоры и соглашения. Государства в силу обладания ими суверенитетом и его атрибутами являются единственным субъектом международного права, способным надлежащим образом защищать национальные интересы своего народа. Государства объявляют войну, перемирие и т. д. Правоспособность многих субъектов международного права производна от правоспособности государства как субъекта международного права (например, консулы, дипломаты, высшие должностные лица государства). Это означает, что с утратой государством суверенитета, а значит, и статуса субъекта международного права эти субъекты лишаются своего статуса.

Государства в международном праве создают нормы международного права, и это право государств ничем не может быть ограничено, кроме как ими же созданными нормами и принципами международного права. Государство является носителем международно-правовых прав и обязанностей, закрепленных в Уставе ООН. Таким образом, государства по сравнению с другими субъектами международного права наделены наиболее широкой правоспособностью.

Международное право признает одинаковый правовой статус за всеми суверенными государствами независимо от величины их территории, уровня благосостояния, развития, времени образования исторических, этнических, политических, религиозных и иных особенностей. Главным фактором для признания за государством суверенитета является соблюдение при его создании норм и общепризнанных принципов международного права.

6. РФ как субъект международного права. РФ в составе СНГ

РФ является суверенным государством и в соответствии с этим является полноправным участником международных отношений и субъектом международного права. РФ является крупнейшим государством мира с устоявшимися дипломатическими традициями и собственной внешней политикой.

РФ по праву является правопреемницей СССР, т. о. к РФ перешли обязательства и права СССР, в т. ч. и касающиеся международного права.

РФ является самостоятельным участником международных договоров и соглашений. РФ поддерживает дипломатические отношения с рядом иностранных государств и является членом нескольких международных организаций, в т. ч. ООН.

Консульские учреждения РФ находятся во многих государствах мира.

РФ является одним из немногих государств, наиболее последовательно проводящих в жизнь принципы международного права, провозглашенные Лигой Наций и впоследствии ООН.

Внешняя политика РФ никогда не имела колониального оттенка в таком же аспекте, что у западных государств, поскольку никогда не была ориентирована на эксплуатацию захваченных территорий и завоеваний с целью обогащения.

В настоящее время РФ является участником СНГ, Союза Белоруссии и России, членом Совета Европы, членом ООН.

Создание Содружества Независимых Государств провозглашено 8 декабря 1991 г. В Соглашении о создании СНГ к сфере совместной деятельности государств-участников, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, были отнесены «координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью».

Государства – члены СНГ проводят согласованную политику в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, строительства вооруженных сил и поддерживают безопасность в Содружестве, в т. ч. и с помощью групп военных наблюдателей и коллективных сил по поддержанию мира; в случае возникновения угрозы суверенитету, безопасности и территориальной целостности одного или нескольких государств-членов либо международному миру и безопасности государства-члены незамедлительно приводят в действие механизм взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН.

В рамках СНГ действует Межпарламентская ассамблея и Экономический суд, Комиссия по правам человека и другие органы, в т. ч. и органы отраслевого сотрудничества.

Экономический суд создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств – участников СНГ и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений.

Организация, порядок деятельности, компетенция Экономического суда определяются межгосударственными соглашениями. Процедура разрешения споров устанавливается Регламентом, утверждаемым Пленумом Экономического суда Содружества.

СНГ призвано поддерживать давно сложившиеся связи на территории бывшего СССР.

7. Способы приобретения международной правосубъектности государственными образованиями. Международно-правовое признание

Международная правосубъектность не является абсолютной и постоянной данностью. В определенных ситуациях возможно не только изменение границ государств, но и изменение статуса территориальных образований, в т. ч. приобретение и утрата ими суверенитета. Международное право тесно связано с международной политикой, а в политике, как известно, большая роль принадлежит «праву сильного». В международной практике часты случаи прямого игнорирования норм международного права, однако в идеале таких инцидентов быть не должно.

Приобретение международной правосубъектности легитимно возможно и допустимо, но должно происходить в рамках международного права. Такое приобретение возможно различными способами.

Например, одно государство может разделиться на несколько независимых государств (распад СССР), несколько государств могут объединиться в одно (объединение ФРГ и ГДР). В этом случае суверенитет должен быть признан за всеми новообразованными субъектами, если такое признание не противоречит нормам международного права.

Суверенное государство может быть образовано в ходе освободительной борьбы населения, а также мирным путем. Принципам международного права не противоречит ведение освободительной войны, поэтому власть государства, полученная т. о., должна признаваться легитимной.

Поскольку от возможности участия в международных отношениях зависит международно-правовой статус государства при определении наличия его международной правосубъектности, особое значение имеет факт признания его в качестве суверенного государства мировым сообществом.

В современном мире изоляция государства от международного сообщества может привести к отставанию в развитии экономики, культуры, науки и т. д., не говоря уже о международных связях. Государство, хочет оно этого или нет, является геополитическим субъектом и потому всегда представляет интерес для своих соседей по планете, так или иначе может влиять на расстановку сил в мире.

Институт признания в международном праве – это совокупность норм, регулирующих вступление на международную арену новых государств как субъектов международного права. Признание бывает нескольких видов:

1) признание новых государств;

2) признание новых правительств.

По общему правилу признание нового правительства, как правило, происходит автоматически, т. е. признаются легитимными правительства, пришедшие к власти в соответствии с процедурой, установленной национальным правом.

Признание новых правительств необходимо тогда, когда эти правительства пришли к власти неконституционным путем, например в результате гражданской войны, государственного переворота или революции.

Возможно признание органов национального освобождения, организаций сопротивления и воюющей стороны.

Признание нового государства означает, что со стороны конкретного субъекта это государство признается суверенным и независимым, полноправным участником международных отношений.

Признание нового правительства выражается в признании того факта, что только новое правительство полномочно представлять свое государство, старое же правительство утратило это качество. При признании нового правительства в отличие от признания нового государства сохраняется старый субъект международного права (государство).

Признание может быть де-юре (юридическое) и де-факто (фактическое). Фактическое признание означает вступление с новым государством или правительством в какие-либо отношения.

Признание также может быть прямо выраженным (в случае направления признаваемой стороны специального документа) и предполагаемым.

Установление дипломатических отношений – свидетельство полного и окончательного признания.

8. Правопреемство в международном праве. Особенности правопреемства государств

Правопреемство – это институт, характерный для многих отраслей права (гражданское, международное, наследственное и др.). Правопреемство – это переход прав и обязанностей одного государства к другому в связи с переходом территории или в связи с этим (возникновение нового государства, вхождение одного государства в другое, разделение государства на несколько государств).

Правопреемство означает изменение субъекта прав и обязанностей, но никоим образом не меняет сущности этих прав и обязанностей.

Правопреемство является производным приобретением прав и обязанностей, в отличие от первоначального.

Правопреемство может иметь место лишь в том случае, если изменения, связанные с переходом территорий, были осуществлены в соответствии с нормами международного права.

Правопреемство государства не затрагивает государственных границ этого государства, общепринято, что в данном случае продолжают свое действие договоры о государственных границах прежнего государства. Не затрагивают отношения правопреемства и внутригосударственных отношений.

С отношениями правопреемства связано несколько важных принципов международного права:

1) «принцип аннулирования договоров» означает, что вновь образованное суверенное государство, ранее входившее в состав другого государства в качестве колонии, не обязано признавать какие-либо договоры, заключенные колониальным правительством;

2) «принцип континуитета договоров» применяется в случае, если вновь образованное государство входило в состав суверенного государства и означает сохранение действия прежних договоров, за исключением тех, предмет и цели которых не совместимы с условиями правопреемства;

3) «принцип подвижности договорных границ» действует при переходе территории от одного государства к другому и означает, что на переходящей территории начинают действовать договоры государства, к которому она перешла. В отношениях правопреемства могут быть задействованы не только такие субъекты международного права, как государства, но и, например, международные ООН, правопреемство которых осуществляется в соответствии с общими принципами этого института.

Правопреемство может быть в отношении прав или обязанностей, которые могут быть выражены по-разному, например правопреемство в участии в договоре.

Правопреемство может быть нескольких видов, например универсальное и частичное правопреемство. При универсальном правопреемстве к новому субъекту переходят все права и обязанности, а при частичном – лишь отдельные из них.

Наше государство несколько раз было субъектом правопреемства. В 1917 г. в результате революции были пересмотрены договоры царской России, из которых Россия признала себя правопреемницей по договорам о добрососедском отношении. При распаде СССР РФ признала себя правопреемницей СССР по всем основным договорам.

9. Международное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система науки и отрасли международного права

Международное право существует в трех ипостасях, тесно связанных между собой и взаимозависимых. Различают науку, учебную дисциплину и отрасль международного права.

Как отрасль международное право представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права.

Предметом отрасли международного права являются международно-правовые отношения. Отрасль права представлена совокупностью международных правовых актов. Отрасль права развивается вместе с международными отношениями. При применении норм отрасли складывается международная практика.

Международная практика – особая часть международного права, заслуживающая особого внимания. Международная практика весьма обширна и представляет собой совокупность решений субъектов международного права по тем или иным вопросам. Международная практика складывается в результате международных отношений. Международная практика выражает тенденции отрасли международного права и способствует осмыслению норм международного права. Различают международную судебную практику, консульскую и дипломатическую практику и т. д.

Как наука международное право представляет собой совокупность теоретических взглядов и представлений относительно какого-либо международного феномена. Наука развивается вместе с отраслью, вслед за появлением новых международных норм появляется и их теоретическое осмысление. Однако появлению новой международной нормы также предшествует теоретическое осмысление какого-либо международного явления, отношений, связанных с данной нормой. Предметом изучения науки международного права являются отрасль международного права и ее феномены.

Наука международного права изучает международную практику и обобщает ее. Характерные основные черты науки международного права – фундаментальный характер изучения явлений, выявление новых качеств и закономерностей. Наука международного права использует различные методы, в т. ч. анализ, синтез, индукцию, дедукцию, системный и функциональный, исторический и др. Основная цель науки международного права – познание международно-правовых феноменов.

Учебная дисциплина международного права в отличие от науки не отличается столь же высокой степенью абстрагирования. Главная цель науки – научить, заложить основу знаний о международном праве. Учебная дисциплина международного права преподается, как правило, в высших учебных заведениях юридического и международного профиля на старших курсах.

Отрасль международного права имеет свою систему. Система отрасли представляет собой ее внутреннюю структуру. Каждая отрасль права состоит из норм права, наиболее близкие из которых объединяются в правовые институты, институты же – в подотрасли. Система отрасли свидетельствует о том, что отрасль права – не хаотичное образование, в ней все нормы связаны друг с другом.

Отрасль международного права состоит из общей и особенной частей.

Общая часть содержит нормативные положения о принципах международного права, действии международного права, соотношении международного и внутригосударственного права и т. д.

Особенная часть содержит нормы, объединенные в институты, регулирующие определенную группу сходных общественных отношений, например право международных организаций, консульское право, дипломатическое право, разрешение международных споров, право международных договоров, международное морское и воздушное право, право вооруженных конфликтов и т. д.

Система науки и учебной дисциплины международного права в целом соответствует системе отрасли, но при этом дополняется темами, затрагивающими теорию (нормы и институты, система, функции, цели, задачи международного права) и историю международного права (международное право периода рабовладения и феодализма и т. д.).

10. Соотношение международного и национального права

Один из ключевых вопросов не только международного права, но и юридической теории и практики в целом – вопрос о соотношении международного права и национального права государств.

По общему правилу международное и национальное право представляют собой две различные системы, которые, однако, не могут существовать совершенно автономно друг от друга.

Суть соотношения международного и национального права заключается в том, что международное право представляет собой особую систему норм права, не входящую ни в одну из национальных систем. Так, не существует «испанского международного права», «английского международного права» и т. д. Кроме того, международное право не включает в себя нормы внутригосударственного права.

При этом международное право и внутригосударственное право участников международных отношений оказывают влияние друг на друга. Например, передовые идеи национального права могут быть восприняты международным правом, и наоборот.

Наиболее характерно различие между международным и внутригосударственным правом, если проводить его по субъектному составу соответствующих правоотношений. Субъектами международно-правовых отношений выступают в первую очередь публичные образования – государства и их объединения, причем в международных отношениях они ставятся в равные условия. Внутригосударственное право регулирует отношения либо равноправных субъектов – в частном праве, либо публичного субъекта (государства) с другими субъектами – в публичных отраслях права. Участниками правоотношений, основанных на внутригосударственном праве, являются физические и юридические лица. Национальное право регулирует отношения внутри страны, международное – между государствами.

Международное право создается государствами на основе межгосударственных соглашений, а внутригосударственное – путем принятия внутригосударственных нормативно-правовых актов.

Наконец, государство для обеспечения соблюдения норм внутригосударственного права имеет государственный аппарат принуждения – правоохранительные органы. В международном праве принуждение может осуществляться в строго ограниченных принципами международного права случаях путем применения коллективного или индивидуального принуждения.

Характерным является интеграция внутреннего права государств в систему международного права, приведение внутригосударственного права в соответствие с принципами международного права. Противостояние между международным и национальным правом усиливается в случае, когда национальные нормы в корне противоречат исходным принципам международного права, например международное право признает равенство людей, а национальное право допускает неравенство или прямо предусматривает деление граждан на определенные категории, в соответствии с которыми они наделяются правоспособностью. В таких случаях полноценные международные отношения, как правило, возможны в случае признания государством отдельных минимальных принципов международного права, и государствам приходится идти на уступки. Так, при вступлении РФ в Евросоюз РФ пришлось корректировать свое внутреннее законодательство в соответствии с представлениями Европы о правовом государстве.

11. Принципы международного права

Принципы международного права – основные, исходные начала международного права, наиболее важные правила поведения, определяющие основные направления применения международного права.

Принципы международного права тесно связаны с целями международного права, от выполнения принципов международного права зависит легитимность принятия решения на международном уровне.

От соответствия принципам международного права ставится в зависимость признание тех или иных решений субъектов международного права легитимными. С принципами международного права, т. о., связывается идея международной законности.

Принципы международного права относятся ко всему международному праву в целом и действуют непосредственно. Какой-то вопрос может быть не урегулирован нормами международного права, но тем не менее принципы международного права при решении этого вопроса должны соблюдаться неукоснительно.

Принципы международного права призваны направить в одно русло все принимаемые решения, они отражают смысл всего международного права вообще.

Принципы международного права формировались на протяжении всей истории международного права и не всегда были одинаковыми.

Принципы международного права могут быть закреплены в международных документах или являться обычными. Единого документа, закрепляющего все принципы международного права, как и единого мнения относительно количества этих принципов, пока нет. Основные принципы закреплены в Уставе ООН и некоторых других документах. К принципам международного права относятся:

1) равенство государств;

2) мирное сосуществование;

3) суверенитет государств;

4) невмешательство во внутренние дела;

5) равноправие государств;

6) самоопределение народов;

7) мирное разрешение споров;

8) уважение прав человека.

Каждый из этих принципов имеет множество составляющих. Например, принцип мирного сосуществования включает такие элементы, как разоружение и ненападение, а также запрет на пропаганду агрессивной войны.

Принципы международного права теснейшим образом взаимосвязаны.

Например, принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Уважение к суверенитету государства должно строиться на уважении к правам людей, которых это государство представляет. Мирное существование невозможно без мирного разрешения споров и т. д.

В истории международного права нередки случаи нарушения норм международного права. Некоторые из них были пресечены, но многие остались без каких бы то ни было последствий для нарушителей. Это связано с тем, что международное право теснее, чем какое-либо другое правовое явление, связано с политикой, где, как известно, ценностные категории играют далеко не первую роль.

12. Соотношение международного частного и публичного права

Помимо деления права на международное и национальное право государств, весьма характерным является дифференциация международного права.

Международное право само по себе представляет межнациональную систему норм, но нормы, составляющие эту систему, могут быть неоднородны.

Международная система права состоит из двух частей – международного публичного (международного права) и международного частного права.

Международное публичное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих международные отношения прежде всего между государствами как участниками мирового сообщества.

Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих гражданско-правовые отношения (имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также отношения смежных гражданскому праву отраслей, например трудовые, семейные, гражданско-процессуальные и т. д.), имеющие международный характер.

Характер и сущность правоотношений, регулируемых международным частным правом, не отличается от соответствующих правоотношений, свойственных гражданскому праву. Эта связь крепка настолько, что многие ученые до сих пор оспаривают существование международного частного права как самостоятельной отрасли права.

Однако специфика международного права проявляется в первую очередь не в предмете правового регулирования (хотя такая специфика существует), а в методе правового регулирования, в частности в коллизионном праве (методе определения страны, право которой подлежит применению в конкретном правоотношении).

Международное частное право тесно связано с международным (публичным) правом. Эта связь основана на следующих фактах:

1) ряд норм международного частного права прямо основан на нормах международного публичного права или вытекает из них (например, правило о неподсудности одного государства другому производно от публично-правового положения о таких признаках государства, как суверенитет и независимость, равенство государств; из положения о равенстве государств вытекает невозможность подчинения одного государства юрисдикции другого);

2) нормы международного частного права и международного публичного права закрепляются международными договорами на международном уровне;

3) международное частное право и международное публичное право способствуют усилению интеграционных процессов, выступают, хотя и в разных степенях, инструментами международной политики, способствуют установлению международных контактов и развивают практику международных отношений. Отличия международного публичного и частного права выражаются главным образом в следующих моментах:

1) различен характер регулируемых ими отношений;

2) различен субъектный состав правоотношений двух отраслей, т. к. субъектами международного частного права могут выступать граждане и ООН, причем они реализуют здесь не публичную правосубъектность, а сугубо частную, основанную на материальной заинтересованности;

3) к источникам частного международного права относятся внутригосударственные нормативно-правовые акты.

13. Соотношение международного права и публичных отраслей права РФ

Международное публичное право, несмотря на принадлежность к совершенно иной системе права, чем национальное право, все-таки соотносится с ней как в целом, так и через отдельные отрасли, наиболее близко соприкасающиеся с международной практикой.

При этом наибольшее влияние оказывает на национальное право международное право, а не наоборот, хотя влияние национального права на развитие международного права также нельзя отрицать.

Особого внимания заслуживает соотношение международного публичного права и публичных отраслей внутригосударственного права.

Как известно, отнесение той или иной отрасли к частному или публичному весьма условно, но очень показательно и целесообразно, поскольку позволяет отграничить сферы частного интереса и интереса государственного, т. е. публичного.

К частному праву относятся отрасли права, за исходный принцип берущие равенство субъектов права (гражданское, семейное, трудовое право). К публичному праву принято относить отрасли права, в которых отношения субъектов права строятся на основе власти и подчинения.

К публичным отраслям относятся в первую очередь конституционное право, административное право, уголовное право, уголовный процесс, финансовое право и т. д.

Особый интерес представляет с точки зрения соотношения с международным правом конституционное, уголовное и административное право.

Конституционное право – отрасль права, регулирующая отношения в области государственного устройства, формы правления и других особо важных для функционирования государства институтов.

Конституционное право рисует тип и форму взаимоотношений власти и народа, т. е. внутреннее устройство, и направлено, как и всякая отрасль внутригосударственного права, на урегулирование внутренних отношений.

Общим для международного и конституционного права является то, что обе эти отрасли представляют собой две стороны медали: одна представляет собой государство в национальной системе, другая – в международной.

Конституционное право и международное право оперируют рядом одинаковых категорий, например универсальной для них является понятие суверенитета государства.

Что касается уголовного права, то с точки зрения соотнесения с международным правом особый интерес представляют нормы уголовного права, применяемые к международным преступлениям.

Для примера рассмотрим положения УК РФ о международных преступлениях. Главным здесь является не то, что нормы уголовного права РФ являются межнациональными, это не так. Нормы УК РФ о международных преступлениях остаются национальными нормами, однако при этом они направлены на защиту не столько национальных ценностей, но ценностей общенациональных.

Этой проблеме посвящен раздел XII УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества», содержащий квалификацию таких деяний, как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ, применение запрещенных средств и методов ведения войны, геноцид, экоцид, наемничество, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

14. Начальный этап развития международного права. Зависимость международного права от экономической формации

Несмотря на то что международное право в современном понимании этого понятия возникло сравнительно недавно, отдельные институты и интерес к его проблематике известны с древнейших времен.

До наших дней дошли многочисленные свидетельства и источники примитивного международного права древности.

С появлением первых обществ возникли взаимоотношения этих обществ, которые не могли не породить необходимости урегулирования взаимоотношений этих обществ. Такое регулирование было возможно даже в догосударственный период истории человечества, когда общественные отношения регулировались моральными, религиозными, политическими и иными обычными нормами.

В догосударственный период образования, которые сложно причислить к государствам, объединялись в союзы (носящие родоплеменной характер). Функции таких союзов сводились к производству каких-либо совместных действий на постоянной либо временной основе, например для обороны от вражеских племен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Понятие международного права включает в себя три основных направления (отрасли международного права ).

Международное публичное право.

Международное публичное право - это система правовых норм , которые регулируют отношения между государствами , их представителями и другими субъектами международных отношений. Этот вид международного права , в свою очередь, делится на такие институты, как:

  • дипломатическое право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное морское право;
  • международное уголовное право;
  • международное экономическое право;
  • международное экологическое право ;
  • право международной безопасности;
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • международное консульское право;
  • право прав человека.

Основные источники международного права в этом направлении:

  • международный обычай;
  • международный договор;
  • общие принципы права ;
  • судебные решения;
  • правовая выписка.

Принципы международного права :

  1. Неприменение силы и угрозы силой.
  2. Мирные средства разрешения конфликтов .
  3. Невмешательство во внутренние дела других государств.
  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом.
  5. Принцип равноправия народов.
  6. Принцип права народов на самоопределение.
  7. Суверенное равенство государств.
  8. Выполнение международных правовых обязательств.
  9. Нерушимость государственных границ.
  10. Уважение прав человека и его свобод.

Международное частное право.

Международное частное право - это комплекс правовых норм внутригосударственного законодательства , регулирующие гражданские частные и трудовые отношения , осложненные иностранным элементом. Грубо говоря, этот вид правовых норм регулирует отношения государства или его граждан с иностранцами, приехавшими в страну с какой-либо целью, например, предпринимательской .

Таким образом, международное публичное право - это отношения государств на какой-то условной нейтральной территории (зал заседаний ООН), а частное право - это международные отношения внутри страны, между жителями и подданными другого государства. Поэтому здесь субъектом международного права являются не столько государства и международные организации, сколько физические и юридические лица .

Источники международного частного права в России:

  • принципы и нормы международного права;
  • Конституция Российской Федерации ;
  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Семейный кодекс РФ ;
  • федеральные законы, касающиеся международных организаций .

При реализации международного частного права иногда возникает такой метод правового регулирования , как коллизионный метод. Метод этот уникален и в других отраслях права отсутствует. Заключается он в принятии решения, какие нормы права использовать при регулировании какого-либо отношения (законодательство РФ или законодательство той страны, откуда приехал иностранный предприниматель) и в каких случаях. Например, задержанный международный преступник может быть подвергнут суду либо экстрадиции.

Наднациональное право.

Наднациональное право - это система международных правовых норм, регулирование которых осуществляют наднациональные субъекты , то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств. Пример - ООН. Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств, в особенности это касается международных судебных инстанций:

  • Международный суд ООН;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный арбитражный суд;
  • Европейский суд по правам человека (Страсбург);
  • Международный арбитражный суд (Париж).

Самый яркий пример наднационального права в наше время - это система Права Европейского союза.

Нормативные и иные правовые акты

    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; 2009. - 25 января.

    Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года // Бюллетень международных договоров. - 2013. - №1.

    Гражданский кодекс РФ (часть 1): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

    О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269.

    Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 16.

    Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

    О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 34. - Ст. 4029.

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.

    Воздушный кодекс РФ: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.

    Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.

    Налоговый кодекс РФ (часть 1): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

    Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

    Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.

    Арбитражный процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012

    Гражданский процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

    Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 14.

Акты судебной практики

    Постановление Европейского суда по правам человека от 07 июня 2007 года: Дело «Игорь Иванов (IgorIvanov) против Российской Федерации (Жалоба № 34000/02) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2008. - № 7. - С. 86 - 115.

Литература

    Ануфриева, Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории / Л.П. Ануфриева. - М.: Спарк, 2002. - 415 с.

    Бобров, Р.Л. Основные проблемы теории международного права / Р.Л. Бобров. - М.: Юристъ, 1968. - 320 с.

    Левин, Д.Б. История международного права / Д.Б. Левин. - М.: Мысль, 1962. - 371 с.

    Лукашук, И.И. Международное право / И.И. Лукашук. - М.: Спутник, 2005. - 415 с.

    Тункин, Г.И. Теория международного права / Г.И. Тункин. - М.: Тезарус, 2000. - 264 с.

    Черниченко, С.В. Теория международного права / С.В. Черниченко. - М.: Интел-Синтез, 2000. - 587 с.

    Черниченко, С.В. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права как правовых систем / С.В. Черниченко // Правоведение. - 2009. - № 1. - С. 6-34.

  • 1 Ануфриева, Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории / Л.П. Ануфриева. - М.: Спарк, 2002. С. 215.
  • 2 Левин, Д.Б. История международного права / Д.Б. Левин. - М.: Мысль, 1962. С. 204.
  • 3 Бобров, Р.Л. Основные проблемы теории международного права / Р.Л. Бобров. - М.: Юристъ, 1968. С. 112.
  • 4 Лукашук, И.И. Международное право / И.И. Лукашук. - М.: Спутник, 2005. С. 301.
  • 5 Бобров, Р.Л. Основные проблемы теории международного права / Р.Л. Бобров. - М.: Юристъ, 1968. С. 116.
  • 6 Черниченко, С.В. Теория международного права / С.В. Черниченко. - М.: Интел-Синтез, 2000. – С. 55.
  • 7 Черниченко, С.В. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права как правовых систем / С.В. Черниченко // Правоведение. - 2009. - № 1. - С. 25.
  • 8 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; 2009. - 25 января.
  • 9 Гражданский кодекс РФ (часть 1): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
  • 10 Гражданский процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
  • 11 Арбитражный процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012
  • 12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
  • 13 Трудовой кодекс РФ: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
  • 14 Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 44. - Ст. 4147.
  • 15 Семейный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 16.
  • 16 Жилищный кодекс РФ: Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 1 (ч. 1). - Ст. 14.
  • 17 Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
  • 18 Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
  • 19 Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.
  • 20 Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 2. - Ст. 198.
  • 21 Воздушный кодекс РФ: Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 12. - Ст. 1383.
  • 22 Налоговый кодекс РФ (часть 1): Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
  • 23 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 34. - Ст. 4029.
  • 24 О Федеральной службе безопасности: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (в ред. от 02 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269.
  • 25 Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года // Бюллетень международных договоров. - 2013. - №1.
  • 26 Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года // Бюллетень международных договоров. - 2013. - №1.
  • 27Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года // Бюллетень международных договоров. - 2013. - №1.
  • 28 Постановление Европейского суда по правам человека от 07 июня 2007 года: Дело «Игорь Иванов (Igor Ivanov) против Российской Федерации (Жалоба № 34000/02) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2008. - № 7. - С. 93.
  • 29 Постановление Европейского суда по правам человека от 07 июня 2007 года: Дело «Игорь Иванов (Igor Ivanov) против Российской Федерации (Жалоба № 34000/02) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. - 2008. - № 7. - С. 90.

Нормативно-правовые акты:

  • 1 "Устав Организации Объединенных Наций"(принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]
  • 2. "Всеобщая декларация прав человека"(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]
  • 3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) //Бюллетень международных договоров, N 3, 2001//СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]

Научная и учебная литература:

    Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. - М: Общество

    Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. -М.: Московская школа прав человека, 2000. с.415

    Алексеева Л.Б. Международные нормы о правах человека и применение их судами РФ: Практическое пособие. - М., 2006 с.165;

    Африканская Хартия прав человека и народов и права человека по-южноафрикански / Отв. ред. Г.Б. Старушенко. - М. , 1998 с.322

    Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. - Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2009 с.561

    Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс: Учебное пособие / Департамент образования г. Москвы, НОУ городской гуманитарно-правовой колледж. - М.: ЛОГОС, 2002, с.269

    Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2000, с.322

    Е.А. Лукашева. Предмет и задачи теории прав человека // Права человека. Учебник для вузов под ред. Е.А. Лукашевой. М, 2009 с. 265

    Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и правоприменительная практика в Российской Федерации (сравнительный анализ). Институт европейского права МГИМО МИД РФ, Институт государства и права РАН. - М., 2007 с.168

    Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, проблемы реализации в России: Материалы международного семинара. Т. 1,2. - Нижний Новгород: издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009 с.124

    Европейская социальная хартия. Справочник: Перевод с французского. - М.: Международные отношения, 2000 с.327

    Европейский Суд по правам человека. Избранные решения / Ред. В.А. Туманов. Т. 1, 2. - М.: НОРМА, 2000 с.248

    Защита прав человека в современном мире. - М.: Институт государства и права РАН, 1993 с.415

    З.Г. Карташкин В.А. Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека. - М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА, 2008 с.537

    Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. - М., 2005 с.141

    Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир // Государство и право.2008. № 11 с.53

    Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. - М.: Изд-во Института государства и права РАН, 2005 с.154

    Клинова Е.В. Международное сотрудничество и права человека (социально-экономические права): научно-аналитический обзор. - М.: ИНИОН, 2008, с.182

    Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 2004. № 2 . с.201

    Конституционные проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека / Саратовская государственная академия права. - Саратов, 2005 с.368

    Кофи А. Аннан. Отстаивая права человека. Выступление в Комиссии ООН по правам человека // Проблема вмешательства. Выступления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. ООН. 1999 с.119

    Л.И. Глухарева. Типология прав человека // Право и права человека. Сб. науч. тр. юрид. факультета МГПУ. Кн. 4. М, 2001 с.142

    Лешкашели З.В. Межамериканская система сотрудничества в области прав человека: Автореферат дисс. к.ю.н. Дипломатическая академия МИД РФ. - М.,1995 с.284

    Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России: Учебно-практическое пособие. - М.: СПАРК, 2007 с.450

    Любимова А.Б. Эволюция прав и свобод человека и ее тендерные аспекты // Проблемы человека в современной науке: Межвузовский сборник научных трудов. - Нижний Новгород, 2009 с.261

  • 1Азаров А., Ройтер В., Хюфнер К. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. -М.: Московская школа прав человека, 2000 - 87с.
  • 2Азаров А.Я. Права человека. Новое знание. - М: Общество
  • 3Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. Вводный курс: Учебное пособие. - М.: Юрист, 2000 - 167с.
  • 4Е.А. Лукашева. Предмет и задачи теории прав человека // Права человека. Учебник для вузов под ред. Е.А. Лукашевой. М, 2009 - 123с.
  • 5Глухарева Л.И. Права человека. Гуманитарный курс: Учебное пособие / Департамент образования г. Москвы, НОУ городской гуманитарно-правовой колледж. - М.: ЛОГОС, 2002 - 65с.
  • 6Глотов С.А. Конституционно-правовые проблемы сотрудничества России и Совета Европы в области прав человека. - Саратов: Издательство Саратовской государственной академии права, 2009 - 378с.
  • 7Кофи А. Аннан. Отстаивая права человека. Выступление в Комиссии ООН по правам человека // Проблема вмешательства. Выступления Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. ООН. 1999 - 57с.
  • 8Л.И. Глухарева. Типология прав человека // Право и права человека. Сб. науч. тр. юрид. факультета МГПУ. Кн. 4. М, 2001 - 123с.
  • 9Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и законодательство и правоприменительная практика в Российской Федерации (сравнительный анализ). Институт европейского права МГИМО МИД РФ, Институт государства и права РАН. - М., 2007 - 110с.
  • 10Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, проблемы реализации в России: Материалы международного семинара. Т. 1,2. - Нижний Новгород: издательство ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2009 - 79с.
  • 11Европейская социальная хартия. Справочник: Перевод с французского. - М.: Международные отношения, 2000 - 192с.
  • 12Европейский Суд по правам человека. Избранные решения / Ред. В.А. Туманов. Т. 1, 2. - М.: НОРМА, 2000 - 141с.
  • 13Лешкашели З.В. Межамериканская система сотрудничества в области прав человека: Автореферат дисс. к.ю.н. Дипломатическая академия МИД РФ. - М.,1995 - 54с.
  • 14Жарков Б.Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. - М., 2005 - 38с.
  • 15Африканская Хартия прав человека и народов и права человека по-южноафрикански / Отв. ред. Г.Б. Старушенко. - М. , 1998 - 267с.
  • 16Африканская Хартия прав человека и народов и права человека по-южноафрикански / Отв. ред. Г.Б. Старушенко. - М. , 1998 - 316с.

    Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. – М.: ИНФРА – М, 1997.

    Дипломатический словарь. В 3- томах / Под ред. А.А. Громыко, А.Г. Ковалева, П.П. Севостьянова, С.Л. Тихвинского.

    Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.

    Курс международного права. В 7 томах. Под ред. В.Н.Кудрявцева. М., 1989.

    Левин Л. Права человека: Вопросы и ответы. Юнеско. Париж, 1993.

    Международное уголовное право. Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1995.

    Международное право. Учебник для вузов. Под ред. Г.И. Тункина. М., 1994.

    Международное право. Учебник для вузов. Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова.М., 2003.

    Международное право. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.Игнатенко. М., 1995.

    Международное право: Словарь-справочник / В.Н. Додонов, В.П. Панов, О.Г. Румянцев. М., 2007.

    Пикте Жан. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М. 1993 г.

    Словарь международного права / С.Б. Бацанов, Г.К. Ефимов, В.И. Кузнецов и др. М., 2003.

    Юридический энциклопедический словарь. М., 2004.

    Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов, 5-ое изд. перед. и допол. – М.: Норма, 2009.

Источники для подготовки студента по дисциплине Международное (публичное) право Внутригосударственные нормативные правовые акты

Конституция РФ от 12.12.1993 г. (с изм. и доп. От 30.12. 2008 г. № 6 ФКЗ; от 30.12.2008 г. № 7 –ФКЗ) «Собрание законодательства РФ» от 26.01. 2009 г. № 4, ст. 441;

Гражданский кодекс РФ часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ и часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146 ФЗ (с изм. и допол.);

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998г.// СЗ РФ. 1998. № 31;

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15 июля 1995г. // СЗ РФ. 1995, № 29. Ст.2757;

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998г. // СЗ РФ. 1998, № 51;

Федеральный закон от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 01.04. 1993 г. « О государственной границе РФ»;

Федеральный закон РФ 1995 г. «О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»;

Федеральный закон от 25.07. 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан»;

Указ Президента РФ от 11 января 1993 г. № 11 (с изм. и доп. от 1 декабря 1995 г.) «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерацией»;

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. Бюллетень Верховного суда РФ, 1996, №1, разд.5., и др.

Международные нормативные правовые акты

Парижская конвенция о борьбе с распространением порнографических

изданий, 1910 г.

Договор о Шпицбергене, 1920 г.

Международная конвенция о пресечении обращения порнографических

изданий и торговли ими, 1923 г.

Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков, 1929 г.

Устав Организации Объединенных Наций, 1945 г.

Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него,

Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции

третьими лицами, 1949 г.

Всеобщая декларация прав человека, 1948 г.

Конвенция о режиме судоходства на Дунае, 1948 г.

Конвенция о статусе беженцев, 1951 г.

Конвенция о политических правах женщин, 1952 г.

Устав международного военного трибунала для суда и наказания главных

военных преступников европейских стран оси (Принят в г. Лондоне

08.08.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций,

заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XL- M., 1955. С.

Конвенция о статусе апатридов, 1954.

Конвенция о сокращении случаев безгражданства, 1961 г.

Европейская конвенция об ограничении случаев многогражданства, 1963 г.,

и, Второй протокол к ней, 1993 г.

Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность

государств по исследованию и использованию космического пространства

пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).

Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г.

Договор о нераспространении ядерного оружия, 1968 г.

Декларация «О принципах международного права, касающихся

дружественных отношений и сотрудничества между государствами

Двадцать пятая сессия.- Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций,

1971. С. 151-155.

Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, 1970 г.

Декларация об укреплении международной безопасности, 1970 г.

Декларация о принципах международного права, касающихся

дружественных отношений и сотрудничества между государствами в

соответствии с Уставом ООН, 1970 г.

Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против

безопасности гражданской авиации, 1971 г.

Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов

бактериологического (биологического) оружия и токсинов и их

уничтожении, 1972 г.

Конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказания за него,

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН было дано «Определение

агрессии», 1974 г.

Декларация принципов, которыми государства-участники будут

руководствоваться во взаимных отношениях, включенная в

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе, 1975 г. (СБСЕ, Хельсинки Финляндия).

Венская конвенция о правопреемстве в отношении договоров, 1978 г.

Конвенция о физической защите ядерного материала, 1979 г.

Конвенция ООН по морскому праву 1982г. // СЗ РФ. 1997, №48, ст.5493

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении Государственно

собственности, государственных архивов и государственных

долгов, 1983 г.

Венская конвенция о праве договоров между государствами и

международными организациями или между международными

Итоговый документ Стокгольмской конференции по мерам

укрепления доверия безопасности и разоружению в Европе, 1986 г.

Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы

силой или ее применения в международных отношениях (Принята

18.11.1987 Резолюцией 42/22 Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее

международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт

международного права, 1996. С. 103

Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 16

сентября 1987 г.

Программой ООН по окружающей среде 1988 г. совместно с Всемирной

метеорологической организацией была учреждена Межправительственная

группа экспертов по изменению климата.

Конвенция о правах ребенка, 1989г.

Парижская Хартия для новой Европы (Итоговый документ Совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Париже) (Париж,

Московский независимый институт международного права, 1996. С. 42 - 54.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся мигрантов и

членов их семей, 1990 г.

Римская декларация Совета НАТО о мире и сотрудничестве

Московский независимый институт международного права, 1997. С. 297 –

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (МЖ МП №

Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по

поддержанию мира в Содружестве Независимых Государств, 1992 г. и три

Ташкентских протокола к нему, 1992 г.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата - Киотский протокол от 9

мая 1992 г. к Рамочной конвенции (подписанная в Нью-Йорке).

Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Текст ред. от

//Дипломатический вестник. N 13 - 14. 1994. С. 32 - 33.

Конвенция о биологическом разнообразии (МЖ МП № 1) 1994г.

Программа «Партнерство во имя мира», 1994 г.

Концепция коллективной безопасности государств участников Договора о

коллективной безопасности, 1995 г.

Европейская конвенция о гражданстве, 1997 г.

Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и

безопасности между РФ и Организацией Североатлантического договора

(НАТО), 1997 г.

следующий день после даты закрытия для подписания открыт для

присоединения).

Факультативный протокол к международному пакту о гражданских и политических правах и др.

Основная литература

Курс международного права: в 7 т. / Гл. ред. В.Н. Кудрявцев; Зам. глав. Ред.

В.С. Верещетин, Г.И. Тункин. М., 1989-1993;

Международное право. Учебник. / Под ред. Ю.М.Колосова, Э.С.

Кривчиковой. М., 2000;

Международное право. Учебник. Под ред. Ю.М. Колосова. М., 2003;

Международное право / Ответ. ред. Г.И. Курдюков. Казань, 2004;

Международное право / Под ред. Л.Н. Шестакова. М., 2005;

Международное публичное право. Учебник. Под ред. К.А.Бекяшева. М., Проспект, 2005.

Практикум по международному праву / Отв. ред. д.ю.н., проф. С.Ю.

Марочкин, д.ю.н., проф. О.И. Тиунов.- 2-е (3-е) изд., переаб. и доп. –

М.:Нома, 2005 (2007);

Международное право: / Отв. ред. А.А. Ковалёв, С.В. Черниченко. М., 2006;

Лукашук И.И. Международное право: 3-е изд. Общая часть. М., 2007;

Особенная часть. М., 2006;

Международное право / Ответ. ред. Е.Т. Усенко, Г.Г. Шинкарецкая. М.,

Юристъ, 2007;

Антонов И.П. Международное право: курс лекций. / Под ред. А.Ю.Ларина.

Международное право: Учебник / Под ред. Ковалева А.А., Черниченко С.В. – М.; Омега – Л., 2008.

Международное право: Учебник для ВУЗов. Под ред. Р.А. Каламкарян и

Ю.И. Мигачева. М., 2008.

Международное право: учебник / Под ред. К.К.Гасанова. М., 2008 г.

Гландин С. В. Международное право: Учебное пособие. – М.: МФЮА, 2008.

Международное право: учебник / отв. ред. Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунов. –

5-ое изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009.,

Международное право: Учебник. Особенная часть / Ответ.ред. Р.М. Валеев и

Г.И. Курдюков.- М.: Статут, 2010(имеется в электронном виде в библиотеке

филиала), и др.

Дополнительная литература

Аваков М.М. Правопреемство освободившихся государств. М., 1983.

Анисимов Л.Н. Международно-правовые средства разрешения международ­-

ных споров (конфликтов). Л., 1975.

Александрова Э.С. ООН: объединенные действия по поддержанию мира.

Международно-правовые проблемы. - М., 1978.

Александров Э.С. Международно-правовая защита культурных ценностей и

объектов. – София, 1978.

Арцибасов И.Н., Егоров С.А. Вооруженный конфликт. Право, политика,

дипломатия - М., 1989.

Ашавский Б.М. Межправительственные конференции. – М., 1980.

Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические

проблемы. – М., 1997.

Балаховский Я.М. Разрешение споров в международном воздушном праве

(роль Совета ИКАО): Советский ежегодник международного права. – М.:

Наука. 1986.

Барчуков Н.С. Правовое регулирование международного туризма на

многосторонней основе. М., 1990.

Бараташвили Д.И. Принцип суверенного равенства государств в

международном праве. – М., 1978.

Баскин Ю.А., Фельдман Д.И. История международного права. – М., 1990.

Батырь В.А. Международно-правовая регламентация применения средств

ведения вооруженной борьбы в международных вооруженных конфликтах //

Государство и право. – 2001. № 10.

Бордунов В.Д. Международное воздушное право. – М.:НОУ ВКШ

«Авиабизнес», 2007 (имеется в электронном виде в библиотеке филиала);

Бояре Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М., 1986.

Блищенко И.П. Дипломатическое право. – М., 1990.

Блищенко И.П. Немеждународный вооруженный конфликт и

международное право // Сов. Государство и право. – М., 1973.

Бобылев Г.В., Зубков Н.Г. Основы консульской службы. – М., 1986.

Богуславский М.М. Международное экономическое право. – М., 1996.

Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. – М.,

Волков М.М. Воздушное право: Учеб. Пособие. – Л., 1975. – Вып. 1 (часть

специальная)

Волова Л.И. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности в

современном международном праве. Курс международного права. - М.,

Галенская Л.Н. Право убежища. - М., 1968.

Галенская Л.Н. Международная борьба с преступностью. – М., 1974.

Галенская Л.Н. Сотрудничество государств в борьбе с преступностью:

Правовые проблемы. – Л., 1978.

Гассер Х.П. Международное гуманитарное право: Введение. – М., 1995.

Гроцкий Г. О праве войны и мира. – М., 1956.

Грязнов В.С. Международные авиаперевозки: правовые вопросы. – М., 1982.

Гуцуляк В.Н. Морское право. – М., 2005.

Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. - М., 1988.

Дружков М.П. Заключение многосторонних договоров в рамках и под

эгидой международных организаций. – Киев, 1986.

Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм //

Государство и право. – 2000. - № 1. С. 70-77.

Ефимов Г.К. Устав ООН - инструмент мира. М., 1986.

Зайцева О.Г. Международные межправительственные организации. М.,

Звирбуль В.К., Шупилов В.П. Выдача уголовных преступников. - М.,

Карпец И.И. Международная преступность. - М., 1988.

Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Нерушимость границ – условие

международного мира. - М., 1975.

Клименко Б.М. Мирное разрешение территориальных споров. - М., 1982.

Клименко Б.М., Ушаков Н.А. Территория и международное право. – Курс

международного права. - М., 1990, т. З, гл. 1, с. 5-60.

Всеобщая международная безопасность. Международно-правовые принципы

и нормы (Отв.ред. Б.М.Клименко) - М., 1990.

Колосов Ю.М. Ответственность в международном праве. М., 1975.

Крылов Н.Б. Правотворческая деятельность международных организаций. –

Международное право в современном мире./ Под ред.Ю.М. Колосова - М.,

Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров. - М.,

Лукашук И.И. Источники международного права. - Киев, 1966.

Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного

права в условиях глобализации // Журнал российского права. – 2002. - № 3. –

Лукашук И.И. Право международной ответственности. – М., 2004.

Ляхов Е.Г. Терроризм и международные отношения. – М., 1991.

Марышева Н.И., Хлестова И.О. Правовое положение российских граждан за

границей. – М., 1994.

Мелков Г.М. Международное право в период вооруженных конфликтов:

Учеб. Пособие. – М., 1988.

Миронов Н.В. Международное право: нормы и их юридическая сила. - М.,

Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными

уголовными преступлениями. – М., 1993.

Полторак А.И., Совинский Л.И. Вооруженные конфликты и международное

право. - М., 1971.

Потапов В.И. Беженцы и международное право. - М., 1986.

Пушмин Э.А. Мирное разрешение международных споров. М., 1974.

Решетов Ю.А. Борьба с международными преступлениями против мира и

безопасности. - М., 1983.

Родионов К.С. Интерпол: вчера, сегодня, завтра. - М., 1990.

Саваськов П.В. Исторические воды в международном морском праве. – М.,

Талалаев А.Н. Действие и применение договоров. - М., 1991.

Тиммербаев P.M. Контроль за ограничением вооружений и разоружений –

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права

окружающей среды. – М.: Наука, 1986.

Тункин Г.И. Теория международного права. – М., 2000. – Ч. 2, 3.

Ушаков Ю.А. Основания международной ответственности. М.,1983.

Фельдман Д.И. Система международного права. Казань. 1983.

Фельдман Д.И., Курдюков Г.Н. Основные тенденции развития.

Фельдман Д.И. Признание в современном международном праве. М., 1975.

Черниченко СВ. Международно-правовые вопросы гражданства. - И., 1968.

Шибаева Е.А. Право международных организаций. - М., 1986.

Шибаева Е.А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности

международных организаций. 2-ое изд. М., 1988.

Яковлев И.И.Международный орган по морскому дну. – М., 1986.