Тайна «Крысолова из Гамельна. Куда Гамельнский Крысолов увёл детей?(Легенда о Крысолове. Версии возникновения) Как звали главного героя из сказки крысолов

Долевая собственность

Славен и богат город Гамельн.

На главной площади подпирают небо башни ратуши. Ратуша - большое здание, где заседает городской общинный совет. В средние века ратуша обычно была после главной церкви - собора - самым большим и красивым зданием в городе. Ещё выше тянутся к небу шпили собора святого Бонифация. Перед ратушей фонтан, украшенный каменной статуей Роланда. Мелкими брызгами покрыт доблестный воин Роланд и его знаменитый меч.

Отзвонили колокола святого Бонифация. Пёстрая толпа выплывает из высоких стрельчатых дверей собора, растекается по широким ступеням.

Идут богатые бюргеры, Бюргер - житель средневекового города в Западной Европе, горожанин. один толще другого. Блестят золотые цепи на бархатной одежде. Пухлые пальцы унизаны кольцами.

Зазывают, заманивают покупателей купцы. Прямо на площади раскинулся рынок. Горами навалена снедь. Сало белее снега. Масло желтее солнца.

Золото и жир - вот он каков, славный, богатый город Гамельн!

Глубоким рвом, высокой стеной с башнями и башенками со всех сторон окружён город. У каждых ворот стражники. Если пуст кошель, на колене заплата, на локте дыра, копьями и алебардами Алебарда - старинное оружие, топорик, насаженный на длинное древко с остриём на конце. от ворот гонят стражники.

Каждый город чем-нибудь да знаменит.

Знаменит Гамельн своим богатством, золочёными шпилями своих соборов. А гамельнцы знамениты скупостью. Умеют они, как никто, беречь свои запасы, множить добро, отнимать у бедняка последнюю денежку.


Наступил засушливый, неурожайный год. В округе начался голод.

А гамельнцам до этого и дела нет. У них амбары полны прошлогодним зерном, гнутся столы от яств.

Уже с осени потянулись толпы голодных крестьян в город.

Решили хитрые купцы попридержать зерно до весны. К весне прижмёт крестьянина голод, ещё выгодней можно будет продать зерно.

Всю зиму у стен Гамельна, у закрытых ворот, стояли толпы голодных. Лишь стаял снег на полях, приказал бургомистр Бургомистр - глава городского самоуправления. раскрыть все городские ворота и беспрепятственно пропускать всех.

Встали в дверях лавок купцы, руки заложив за пояс, животы выпятив, брови строго нахмурив, чтобы сразу поняли: дёшево здесь ничего не купишь.

Но тут случилось невиданное дело.

Пока ослабевший люд тащился в город, внезапно со всей округи, из голодных деревень, с пустых полей в Гамельн хлынулы крысы.

Показалось поначалу: не так велика беда.

По приказу бургомистра подняли подъёмные мосты, все ворота наглухо закрыли и завалили камнями. Но крысы переплывали через ров и через какие-то ходы, дыры проникали в город.

Открыто, среди бела дня, шли крысы по улицам. В ужасе смотрели жители на страшное крысиное шествие.

Голодные твари разбежались по амбарам, подвалам и закромам, полным отборного зерна. И начались крысиные пиры!

Крепко призадумались бюргеры. Собрались на совет в ратуше.

Хоть и был бургомистр Гамельна изрядно толст и неповоротлив, но ничего не скажешь - умом крепок. Порой только руками разводили гамельнцы: до чего ж умён, хитёр!

И вот, поразмыслив, приказал бургомистр: чтобы избавить Гамельн от нежданной беды, свезти в город со всей округи котов и кошек.

Скрипят телеги по дорогам в Гамельн. На телегах наспех сколоченные деревянные клетки. А в клетках не откормленные гуси и утки на продажу, а коты и кошки. Всех мастей и пород, худые, голодные.

Въехали телеги на площадь перед ратушей. Стражники открыли клетки. Во все стороны побежали коты, серые, рыжие, чёрные, полосатые.

С облегчением вздохнули бюргеры и, успокоившись, неспешно разошлись по домам.

Но ничего из этой мудрой затеи не вышло.

Коты испугались столь обильного угощенья. В страхе бежали они от крысиных полчищ. Прятались кто куда, забирались на островерхие черепичные крыши. Худой чёрный кот залез на кровлю собора святого Бонифация и мяукал всю ночь напролёт.

Наутро был вывешен приказ: котов в город заманивать лаской и салом, а из города не выпускать ни одного.

Но куда там! Уже через три дня в Гамельне не осталось ни одного кота.

Что ж, одно не помогло - надо придумать другое. Не сидеть же сложа руки, глядя, как гибнет добро, любовно скопленное, сбережённое, столько раз считанное!

Над Гамельном плывёт звон колоколов. Во всех церквах служат молебны от засилья крыс. На папертях монахи продают амулеты. Кто обзавёлся таким амулетом - живи спокойно: крыса не подойдет и на сто шагов.

Но ничего не помогало: ни молебны, ни амулеты.

С утра на площади глашатаи трубят в трубы, вызывают на суд крысиного короля.

К городской ратуше стекается народ. Идут купцы со слугами и домочадцами, мастера со своими подмастерьями. Весь город собрался перед ратушей.

Сегодня суд над крысами. Суд над крысами - в средние века в Европе и в самом деле имели место суды над животными. Животных, признанных виновными, заточали в тюрьму или вешали на виселице. Ждут, что прибудет в ратушу сам крысиный король. Говорят, пятнадцать голов у него и одно тело. На каждой голове искуснейшей работы золотая корона размером с лесной орех.

В ратушу набилось столько народу - яблоку негде упасть. Один за другим вошли судьи и расселись под балдахином на золочёных креслах. В чёрных бархатных мантиях, в чёрных шапочках, лица у всех важные, строгие, неподкупные - дрожи крысиный король и вся крысиная братия!

Писцы очинили перья. Все ждали. На малейший звук, даже на шелест упавшей перчатки, разом поворачивались все головы.

Не знали, откуда появится преступный король: из дверей, из тёмного угла или из-за судейского кресла.

Ждали до вечера. От жары и духоты пожелтели лица судей. Но крысиный король так и не явился.

Делать нечего. Тут же за дверьми изловили большущую усатую крысу. Посадили в железную клетку, а клетку поставили посреди стола.

Крыса, пометавшись, затихла в покорной тоске. Забилась в угол.

Главный судья Каспар Геллер поднялся с места. Вытер платком взмокшее лицо. Пять амбаров с зерном подчистую разграбили у него крысы, опустошили все погреба.

После него встал судья Гангель Мун, похожий на разжиревшую лису: длинный нос, масленые глазки. Был он хитрее всех в Гамельне. Всё, чем владел, хранил в сундуках, обитых железом, недоступных крысиному зубу. И теперь смотрел он на всех лукаво, под сочувствием скрывая злорадство.

Ах, милостивейшие судьи! - сказал Гангель Мун голосом сладким и печальным. - Строгостью к виновным, милосердием к безвинным должен прославить себя судья. Потому не следует забывать нам, что крысы тоже божьи твари, и к тому же не наделены они человеческим разумом…

Но главный судья Каспар Геллер резко оборвал его:

Замолчи, судья Гангель Мун! Всем известно, что блохи, крысы, жабы и змеи сотворены дьяволом.

Долго совещались судьи. Наконец Каспар Геллер встал и громким голосом огласил приговор:

- «Мы, милостью божьей судьи города Гамельна, повсеместно прославлены своей неподкупной честностью и справедливостью. Среди всех иных тягот, кои великим грузом лежат на наших плечах, озабочены мы также бесчинствами, учинёнными в нашем славном городе Гамельне мерзкими тварями, носящими богопротивное имя - крысы Mus rattus. Мы, судьи города Гамельна, признаём их виновными в нарушении порядка и благочестия, а ещё в воровстве и грабеже.

Также весьма нам прискорбно, что его величество крысиный король, нарушив наш строгий приказ, на суд не явился, что несомненно свидетельствует о его злонамеренности, нечистой совести и низости душевной.

Посему приказываем и повелеваем: всем упомянутым крысам, а также королю всего крысиного племени к полудню завтрашнего дня под страхом смертной казни покинуть наш славный город, а также все земли, принадлежащие ему.

Потом крысу, подпалив ей хвост, отпустили, чтобы передала всему своему роду строгий приказ гамельнского суда. Крыса мелькнула чёрной молнией и пропала.

И все опять, успокоившись, разошлись по домам.

На другой день с утра нет-нет да и подходили к окнам жители. Ждали, что двинутся крысы вон из города.

Но только напрасно ждали. Солнце стало уже клониться к закату, а проклятое племя и не думало исполнять судебный приговор.

А тут вдруг пронеслась страшная весть! Неслыханное дело!

В ночь, как состоялся суд, сожрали крысы у главного судьи Каспара Геллера судейскую мантию и шапочку в придачу.

От такой наглости все только рты пооткрывали. Быть беде!

И в самом деле, крыс в Гамельне всё прибывало и прибывало.

По ночам во многих окнах мигали свечи. Догорит одна свеча - от огарка зажигали другую, и так до утра. Сидели бюргеры на высоких пуховиках, не решаясь спустить ноги с постели.

Уже никого не боясь, шныряли крысы повсюду. Привлечённые ароматом жаркого, пробирались на кухни. Выглядывали из углов, поводя носами, принюхиваясь: «Чем тут пахнет?» Прыгали на столы, прямо с блюд норовили утащить лучший кусок. Добирались даже до окороков и колбас, подвешенных к потолку.

Чего ни хватишься - всё сожрали, проклятые.

И уже в двери многих домов костлявым пальцем постучал голод.

А тут ещё приснился бургомистру такой сон: будто выгнали крысы из домов прежних хозяев. Он, почтенный бургомистр города Гамельна, бредёт с нищенской сумой. За ним жена, дети. Робко постучал в дверь своего дома. Дверь распахнулась - на пороге крыса в рост человека. На груди - золотая бургомистрова цепь. Махнула лапой - набросились на них другие крысы в шлемах, с алебардами: «Вон отсюда! Нищие! Голодранцы!»

Наутро собрал в ратуше бургомистр всех советников, рассказал свой сон. С тревогой переглянулись бюргеры: «Ох, не к добру это!»

Хоть и были бюргеры один скупей другого, но тут решили: ничего не жалеть, лишь бы избавить город от страшной напасти.

По всем улицам Гамельна прошли глашатаи. Шли они, нарушив строй и порядок, сбившись в кучу, друг к другу поближе. Город как вымер.

На пустынных площадях, на пустынных улицах, на мостах в полной тишине странно и зловеще звучали трубы и голоса глашатаев:

Кто избавит славный город Гамельн от крыс, получит от магистрата столько золота, сколько сможет унести!

Но прошло три дня, а в ратушу так никто и не явился.

На четвёртый день колокол снова собрал всех бюргеров в ратушу.

Бургомистр долго тряс рукавами, подбирал края плаща - не забралась ли крыса? Осунулись, побледнели бюргеры, под глазами чёрные круги. Куда девались румянец и толстые щёки?

Если уж не помогает обещанная награда, видно, больше ждать спасения неоткуда.

Не выдержав, закрыл лицо руками бургомистр и глухо зарыдал. Всё, конец! Погибает добрый, старый Гамельн!

В зал вбежал стражник и крикнул:

Крысолов!

В дверь, прихрамывая, вошёл странный человек.

Был незнакомец высок и худ. Лицом тёмен, словно хорошенько прокоптили его над огнём. Взгляд пронзительный. От такого взгляда холод пробегал по спине.

На плечах короткий плащ. Одна половина камзола чёрная, как ночь, другая красная, как огонь. В чёрную шапочку сбоку воткнуто петушиное перо. В руке же незнакомец держал старинную, потемневшую от времени дудку.

В другое время, конечно, осторожные бюргеры поостереглись бы такого странного гостя: не доверяли они тощим бродягам. Но сейчас все обрадовались ему, как самому желанному гостю.

Бургомистр, назвав его «любезный мой господин», сам придвинул ему кресло. Судья Каспар Геллер попробовал даже хлопнуть его по плечу. Но тут же, громко вскрикнув, отдёрнул руку - ладонь словно огнём обожгло.

Слуги спустились в подвалы и принесли бутылки с мальвазией, рейнским и мозельским.

Пришелец схватил бутылку мальвазии, зубами вытащил восковую затычку и, запрокинув голову, одним глотком выпил драгоценное вино. Не останавливаясь, опорожнил подряд девять бутылок.

А не найдётся ли у вас ещё хорошей бочки вина? - спросил незнакомец.

После, после, любезный мой господин, - медовым голосом сказал Гангель Мун, - сначала дело, а потом уже пир.

А бургомистр, уже не в силах сдержать нетерпение, спросил незнакомца напрямик:

Скажи, можешь ли ты увести крысиное племя из нашего города?

Могу, - усмехнулся крысолов. - Эти твари мне подвластны.

Как? Все до единой?.. - Бургомистр даже привстал с места.

Я очищу ваш город от крыс. Слово мое, крысолова, крепко. Но и вы своё сдержите. За это дадите мне столько золота, сколько смогу унести.

Худ как жердь да и хром в придачу. Такой много не унесёт… - шепнул бургомистр судье Каспару Геллеру. А потом уже, повернувшись к крысолову, сказал громко и важно: - Всё, как договорились, почтенный наш гость. Обмана не будет.

Так смотрите не вздумайте нарушить своё слово, - сказал крысолов и вышел из ратуши.

Небо стало вдруг серым и мрачным. Всё заволоклось мутным туманом. Вороны, облепившие шпили собора святого Бонифация, поднялись, закружились, усыпали всё небо с зловещим карканьем.

Крысолов поднёс к губам дудку.

Протяжные звуки полились из дудки.

Слышался в этих звуках щекочущий шорох зерна, струйкой текущего из прорехи в мешке. Весёлое щёлканье масла на сковороде. Хруст сухаря под острыми зубами.

Бюргеры, стоявшие у окон, ахнули и невольно подались назад.

Потому что на звуки дудки из всех домов стали выбегать крысы. Выползали из подвалов, прыгали с чердаков.

Крысы окружили крысолова со всех сторон.

А тот равнодушно пошёл, прихрамывая, с площади. И все до одной крысы побежали вслед за ним. Стоило только умолкнуть дудке, как всё несметное крысиное полчище останавливалось. Но опять начинала петь дудка. И снова крысы покорно устремлялись вслед за крысоловом.

Из улочки в улочку шёл крысолов. Крыс становилось всё больше и больше.

Выглядывали из окон мясники, колбасники, сапожники, золотых дел мастера. Ухмылялись. Что ни говори, а приятно смотреть вслед уходящей беде!

Трактирщик Иоганн Брандт встал в дверях трактира. Крысы так и хлынули из дверей, чуть не сбив с ног толстяка.

Вслед за крысоловом все крысы двинулись к городским воротам. Стражники едва успели укрыться в башнях.

Крысы вышли из города и чёрной лентой растянулись по дороге. Последние, отставшие, перебегали через подъёмный мост - и вдогонку за крысоловом. Всё заволоклось пылью. Несколько раз мелькнул чёрный плащ крысолова, рука с дудкой, петушиное перо…

Удаляясь, всё тише и тише звучала дудка.

Через час прибежали в город пастухи. Перебивая друг друга, рассказали:

Крысолов вышел на берег реки Везер. Прыгнул в лодчонку, которая покачивалась тут же у берега. Не переставая играть на дудке, выплыл крысолов на середину Везера. Крысы бросились в воду и поплыли за ним, и плыли они до тех пор, пока не утонули все до одной. А было их такое множество, что из берегов вышел могучий Везер.


Ликует освобожденный от крыс город.

Радостно звучат колокола на всех соборах. Весёлыми толпами идут по улицам горожане.

Спасён славный Гамельн! Спасён богатый Гамельн!

В ратуше слуги разливают вино в серебряные кубки. Сейчас не грех и выпить.

Вдруг из-за угла появился крысолов и пошёл через площадь прямо к ратуше. Всё также была у него в руке дудка. Только одет он был иначе: в зелёном костюме охотника.

Переглянулись бюргеры. Платить? Э нет…

Жилист и крепок этот крысолов, - шепнул бургомистр судье Каспару Геллеру, - такой хоть и хром, а унесёт всю казну…

Крысолов вошёл в ратушу. Никто и не поглядел в его сторону. Бургомистр отвернулся, Каспар Геллер уставился в окно.

Но, видно, крысолова было не так-то легко смутить. С ухмылкой вытащил он из-за пазухи мешок. Показался этот мешок бюргерам бездонным.

Я своё слово сдержал. Теперь дело за вами, - сказал крысолов. - Как договорились. Столько золота, сколько смогу унести…

Милейший… - Бургомистр в замешательстве развёл руками, оглянулся на Гангеля Муна.

Вот как? Не кошель, не суму - целый мешок золота?.. - хихикнул судья Гангель Мун и в притворном испуге выпучил глаза.

Кто-то ещё негромко засмеялся. Ай да хитрец Гангель Мун! Вот как, значит, надо повернуть дело! Золото было обещано в шутку. А бедняга, видно, совсем ума решился: поверил всему. Да ещё захватил с собою мешок.

Тут захохотали все. Бургомистр, советники, цеховые старшины. Цеховой старшина - глава цеха, то есть объединения ремесленников. В такое объединение входили ремесленники (мастера и подмастерья) одной специальности, например оружейники, каменщики, плотники.

Мешок золота?

Ха-ха-ха!

Целый мешок!

А за что?

За дурацкие песни? За дудку?

Золото ему подавай! А не хочешь ли пинка?

Долго смеялись бюргеры. А странный пришелец молча стоял, и какая-то злобная радость проступала у него на лице. Добро бы просил, требовал обещанное!.. Нет, он молчал.

Хитрец Гангель Мун, с опаской косясь на крысолова, наклонился к уху бургомистра:

Может, отсыпать ему горсть золота? Так… немного, для виду… А потом обложить податью людей победнее, кто вовсе не пострадал от крыс, потому что и так ничем не владел.

Но бургомистр от него отмахнулся. Откашлялся и голосом важным, но отечески ласковым сказал:

Дело сделано. Надо, как обещано, расплатиться. По трудам и плата. Кошель серебра и выход из города через любые ворота.

А незнакомец тут же показал себя полным невежей. Кошелька не взял и, даже не поклонившись, повернулся спиной и вышел из зала. После него осталось слабое облачко серного дыма.

Тут уж совсем развеселились бюргеры. Славно вышло: разом избавились и от крыс и от крысолова.


Громко звонят колокола святого Бонифация. Все бюргеры с жёнами и слугами отправились в собор к воскресной обедне.

И никто из них не слышит, что снова на площади запела дудка.

«Можно! Можно! Можно! - поёт дудка. - Сегодня всё можно! Я поведу вас в зелёные рощи! На медовые заливные луга! Босиком по лужам! Зарыться в сено! Можно! Можно! Можно!»

Топот маленьких башмаков по деревянным лестницам, по каменным ступеням…

Из всех дверей выбегают дети. Бросив игру, бросив прялку, на бегу подтягивая чулок, дети бегут за крысоловом, жадно ловя звуки дудки.

Из каждого дома - дети. На каждой улице - дети.

Падают, разбивают коленки, потрут, подуют и бегут дальше. Весёлые, с липкими пальцами, за щекой сласти, в кулаке горсть орехов - дети, сокровище Гамельна.

По улице бежит дочь бургомистра Марта. Розовое платье раздувает ветер. А одна нога не обута, только один башмачок натянула в спешке.

Вот уже городские ворота. Дети с топотом пробежали по подъёмному мосту. А крысолов уводит их по дороге, мимо вересковых холмов всё дальше, дальше…

Шли годы.

Однажды забрёл в осиротевший Гамельн слепой странник.

За несколько медных монет пустил его трактирщик погреться у тёплого очага. Слышал слепой, как стучат о деревянный стол кружки с пивом. И кто-то сказал:

Откуда ты пришёл, старик? Потешь нас рассказом почуднее, и я, так и быть, поднесу и тебе кружку с пивом.

И слепой старик начал рассказ:

Много земель исходил я, и вот куда однажды привела меня судьба. Трудно слепцу вести счёт времени: по теплу, идущему от солнца, по холоду, идущему от ночного неба, отличаю я день от ночи. Долго блуждал я по дремучему лесу. Вдруг услышал я звон колоколов. Для слепца звуки то же, что для кормчего свет маяка. Так, идя на звон колоколов, подошёл я к какому-то городу. Стражники не окликнули меня. Я вошёл в ворота и побрёл по улице. Чутко прислушивался я ко всем звукам, стараясь понять, не завела ли меня судьба в недоброе место.

И не мог я не подивиться. Слышал я вокруг себя только молодые голоса. Как птица летал вокруг меня смех. В этом городе больше бегали, чем ходили. Кто-то вприпрыжку обгонял меня. Кто-то бежал мне навстречу. Слышал я, как мяч ударялся в стену. Все голоса были звонкие. Все шаги лёгкие, быстрые. И тогда понял я, что этот город населён одними юношами и девушками. И показалось мне: сложен весь этот город из светлого камня и солнечных лучей.

Был я радушно принят в первом же доме, куда постучал. А когда спросил я, как зовётся этот город, странную сказку рассказал мне мой юный хозяин. Думаю, посмеялся он над бедным стариком, но я не сержусь на доброго юношу. Вот что рассказал он.


Когда были они маленькими детьми, увёл их из родного города человек в зелёной одежде, игравший на дудке. Видно, был это сам дьявол, потому что завёл он их прямо в глубину высокой горы. Но не хватило у него власти, чтобы загубить невинных детей, и после долгих скитаний во мраке прошли дети сквозь гору и очутились в безлюдном, диком месте.

Тогда из лесу пришли лани и кормили самых маленьких своим молоком. Без труда приручались дикие козы. Сначала жили дети в шалашах, а потом стали строить город. И легко поднимали они огромные камни, словно камни сами хотели сложиться в стены и башни…


И когда кончил слепец свой рассказ, услышал он старческие вздохи, глухие рыдания, идущие из самой глубины души. Глухой кашель и стоны.

Тогда понял странник, что вокруг него одни старики. И весь город показался ему мрачным, печальным и сложенным из тёмного камня.

Но где же, где же, в какой стороне лежит тот юный, светлый город?

Но ничего не мог им сказать нищий, слепой странник.


Давнее и загадочное событие лежит в основе легенды, впервые поведанной миру немецкими писателями и собирателями фольклора братьями Гримм: более 700 лет назад, 26 июня 1284, из города Гамельн навеки исчезло 130 детей. Причиной трагедии послужило невиданное нашествие грызунов. Улицы, дома, подвалы заполонили крысы. От них не было покоя ни днём, ни ночью.

В июне 1284 г., в Гамельне появился незнакомец в причудливой разноцветной одежде. Никто не знал, кто он и откуда. Он назвал себя Крысоловом и предложил жителям избавиться от напасти за некоторую сумму. Горожане согласились на его условия. Тогда незнакомец достал дудочку и начал играть. Тут же отовсюду послышался шум - это, строясь шеренгами и рядами, грызуны двигались вслед за Крысоловом.

Они следовали за музыкантом, который играя на дудочке повёл их по улицам городка к реке Везер, в которой все утонули. Но как только пришло время рассчитаться с освободителем, скупые бюргеры пожалели о своём договоре и отказались заплатить Крысолову.


Тогда 26 июня, в день святого Иоанна, этот загадочный человек вновь объявился в Гамельне. Он опять прошёл по улицам, играя на своей дудочке, но теперь, к нему сбегались отовсюду дети старше четырёх лет. Всего 130 ребятишек последовали за ним, очарованные чудесной мелодией, а взрослые жители стояли, как вкопанные, не понимая ещё, что может случиться.

Чародей привёл детей к горе, в которой открылись врата, и дети, следуя за ним, вошли внутрь, после чего ворота захлопнулись. Снаружи остался лишь один малыш - он был хромым и не подоспел вовремя. Когда к горе подошли местные бюргеры, они ничего и никого не нашли, им показалось, что дети как сквозь землю провалились.

Родители пропавших обливались слезами, а хромой паренёк всю жизнь жалел лишь о том, что остался один и уже никогда не сможет попасть в «страну радости, где много ручьёв и фруктовых садов, где прекрасные цветы растут круглый год».


Эта средневековая история - в изложении знаменитых сказочников братьев Гримм - знакома с детства каждому немцу. К теме Крысолова обращались такие писатели, как Гёте и Бертольд Брехт. Легенда широко известна и за пределами Германии. Так, к числу наиболее читаемых произведений англосаксонской литературы принадлежит пересказ гамельнской легенды английским поэтом XIX столетия Робертом Браунингом.

В 20-х годах прошлого века в Париже была опубликована лирико - сатирическая поэма Марины Цветаевой «Крысолов». Под пером писателей, в произведениях известных композиторов и художников, обращавшихся к гамепь-нской тематике, легенда всякий раз обретала новое звучание и истолкование: одни видели в ней тёмное мистическое событие, подчёркивали драматический её характер, другим образ Крысолова представлялся радостным и светлым, как в весёлом мультфильме Уолта Диснея.

А что собственно думает по поводу легенды наука? Уже давно историки ломают себе голову над таинственным происшествием. В самом Гамельне не сомневаются в том, что оно имело место. О нём есть запись в книгах муниципалитета, хранящихся в городской ратуше.


Сопоставление различных исторических свидетельств до сих пор не привело исследователей к окончательной разгадке. Одни полагают, что легенда описывает начало одного «из крестовых походов детей». Бесследно пропавшие молодые гамельнцы поддались уговорам одного из тогдашних ходоков, призывавших к освоению и освобождению земель на Востоке.

Этот «вербовщик» вполне мог быть по совместительству и крысоловом - подобная профессия действительно существовала в старину и должна была быть весьма почтенной именно в таком городке, как Гамельн, где хлеботорговля издавна играла важную роль, а мельницы составляли неотъемлемую часть городского ландшафта: от мышей страдали мучные амбары, крысы представляли угрозу для людей.


Другая часть историков склоняется к тому, что в Гамельне мог иметь место случай массового гипноза, под воздействием которого молодые жители впали в «танцевальный экстаз» и утонули в окрестных болотах или водах местной реки Везер. Легенда придаёт Крысолову черты, роднящие его с эльфами, а последние, известны тем, что обладали красотой, чарующим пением и умением извлекать из разных инструментов завораживающую музыку, не свойственную простым смертным.

Эльфы пришли с севера - из скандинавских саг. Там их называли «альвами». Они очень быстро «заселили» всю Европу. Опознавательными чертами эльфов являются раскосые глаза, заострённые на концах уши и необыкновенная лёгкость и грация движений. А ещё - они обладают даром вечной молодости. Другими словами эльфы никогда не стареют, ибо бессмертны. Впрочем, их можно убить, но своей смертью они никогда не умирают.

Дар долгой жизни наделил эльфов мудростью -они знают всё обо всём. Эльфы умеют разговаривать с растениями и животными и умеют подчинять их своей воле. Как и прочая нечисть, эльфы склонны к оборотничеству, но больше всего любят притворяться людьми - для того, чтобы обмануть настоящих людей и посмеяться над ними.


Если удастся «угостить» смертного какой-нибудь гадостью вроде мухомора или гнилушки, обманом превращённой в булочку или пряник - радости их нет предела! А самое весёлое - очаровать, прельстить и влюбить в себя какого-нибудь парня или девушку, да так, чтобы после всю жизнь эти несчастные чахли оттоски и ждали, когда вернётся их таинственный возлюбленный.

Народные предания согласно утверждают, что эльфы изумительно поют, подыгрывая себе на скрипках, арфах и свирелях. Тот, кто хоть раз услышит игру и пение эльфа, уже никогда не сможет слушать примитивную человеческую музыку... И ещё они любят танцевать. Ровные концентрические кольца из примятой травы, которые в наше время считают следами от приземления НЛО, раньше называли «эльфоплясом», ибо люди думали, что на этом месте эльфы кружились всю ночь, до рассвета.

Эльфы живут «в мире», где время течёт иначе, чем на Земле, куда они время от времени наведываются, чтобы поразвлечься. Чаще всего они заманивают к себе в гости детей, которых любят и никогда не обижают. Ребёнка учат чему-нибудь полезному, например, пению и игре на музыкальных инструментах, иногда, ювелирному искусству и даже колдовству.


Человеку кажется, что прошло всего несколько часов, а на самом деле он провёл в гостях у эльфов несколько лет, и родители давным-давно его оплакали! Когда же ребёнок вырастает и эльфы теряют к нему интерес, он возвращается «на землю». Все истории о тех, кто побывал у них в гостях, приобщившись к «знаниям», заканчиваются печально. Ученик эльфов обычно тоскует и мается и пытается вновь встретиться с ними, а это, по неписаному закону, невозможно. Человек чахнет и скоро умирает.

Народные предания не только рассказывают о странных существах, живущих где-то рядом с нами, но и дают советы, как уберечься от их злого влияния. Чаще всего бывает достаточно молитвы. Ещё полезно иметь при себе что-нибудь железное, ибо эльфы боятся холодного металла. Отчего-то они также не любят рябину. Веточка рябины над дверью дома - и вы защищены от вторжения неведомых существ...


«Гамельн - славный городок», - писала когда-то Марина Цветаева. В самом деле, хорош он, этот старинный город, примостившийся в излучине Везера среди зелёных полей и лугов. Никаких гор поблизости нет, но повсюду видна фигурка Крысолова, наигрывающего на своей волшебной флейте. Он стал вечным символом. Легенда живёт, принося сегодня доходы от туризма.

Каждый год 26 июня проходит торжественное шествие. При сравнении его с легендарным «исходом детей», можно установить по крайней мере два отличия: во-первых, все без исключения благополучно возвращаются домой, во - вторых, в шествии участвуют не только дети, но и столь взрослые люди, как бургомистр и все члены городского совета, одетые в средневековые костюмы.


Шествие возглавляет, разумеется, Крысолов - а за ним, на почтительном расстоянии, следуют все желающие. Как и 700 с лишним лет назад на каждом углу можно увидеть полчища крыс... в витринах булочных. Традиционный гамельнский сувенир - грызуны разных размеров и мастей выпекаются из той самой муки, на запасы которой они ополчились когда-то в далёком прошлом.

Сказки, мифы и легенды про крыс и мышей

Куда Гамельнский Крысолов увёл детей?
(Легенда о Крысолове. Версии возникновения)

В Нижней Саксонии на берегу реки Везер расположился городок Гамельн. Сейчас это тихое и безмятежное место, но в далёком прошлом здесь происходили события, в последствии не дававшие покоя нескольким поколениям писателей и художников. Именно Гамельн стал местом рождения одной из средневековых легенд о Крысолове, якобы погубившем множество детей.
Легенда эта была настолько популярна, что её сюжет вдохновил таких мастеров художественного слова, как Генрих Гейне, Проспер Мериме, Роберт Браунинг, Валерий Брюсов, Марина Цветаева. Даже великий Гёте посвятил Гамельнскому Крысолову большую балладу.
О чём же гласит легенда? В эпоху Средневековья в Саксонии сложилось предание, о том, как Гамельн стал объектом нападения полчищ прожорливых крыс. Местный магистрат не знал как ему с этим справится. Жители города паниковали. Но помощь неожиданно пришла. Некий флейтист выманил крыс, увел их из города, заворожив волшебной музыкой, и заставил исчезнуть в водах реки Везер. Город вздохнул с облегчением. Но этим всё не закончилась. Жадные магистры отказались заплатить флейтисту. Флейтист разгневался и уходя из города вновь заиграл на своей волшебной флейте. Однако теперь вслед за ним пошли уже не крысы, а дети неблагодарных горожан. Больше детей никто никогда не видел.
Это легенда. Но они, как известно, не рождаются на пустом месте. Версий о том, что же произошло в тихом немецком городке множество.
В ряде средневековых документов обнаруживаются подтверждения того, что миф о Крысолове, скорее всего, реальное историческое событие. Например городская летопись Гамельна содержит следующую запись: «В 1284 году, в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёстрые покровы флейтист вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коплен, близ Кальварии, где они и пропали». Из этого следует, что дети из города действительно пропали. Но неужели их увёл за собой некий волшебный Крысолов, играющий на флейте?
Средневековье славится своей приверженностью к мистике и волшебству. Многое, если не всё, средневековые люди объясняли Божьим промыслом или дьявольскими кознями. Все знают про знаменитую «охоту на ведьм», устроенную инквизицией. Ведьмой или колдуном объявлялся любой, кто обладал каким-либо знанием, казалось, недоступным обычному человеку. Это были и простые гадалки, знахари и даже учёные. Многие из них сгорели на костре инквизиции, обвинённые в связи с сатаной. Именно средневековый мистицизм и дал жизнь многим легендам, в том числе и о Крысолове.
Средневековая Европа не была той, которую мы знаем сейчас. Теперь это чистые улицы, ухоженные газоны, красивые фасады домов. Раньше всё было по другому. Европейские города были очень грязными, в них не было даже канализации. Помои и нечистоты текли прямо по городским улицам. В городах стоял отвратительный запах. Не секрет, что средневековая Европа была сильно подвержена эпидемиям чумы. В этом есть большая заслуга крыс, которые и приносили в города заразу. Уж кто-кто, а крысы в условиях жуткой антисанитарии чувствовали себя прекрасно.
Профессия крысолова в то время была сильно востребованной. Крысоловы ходили по городам и предлагали свои услуги. Кстати, крыс они выводили достаточно традиционным способом, известным и сейчас - с помощью ядов.
Откуда тогда дудочка и яркие одежды? Всё очень просто. Зарабатывать на хлеб одной лишь борьбой с крысами - дело неблагодарное. Работа подворачивалась не всегда. Поэтому, крысоловы подрабатывали уличными музыкантами и кем-то вроде скоморохов.
Дети из города действительно могли пропасть. Причиной этому могла послужить эпидемия чумы, или любое другое несчастье. Уже потом массовое вымирание детей могло обрасти таинственными и мифическими подробностями. Однако, дети в действительности могли уйти из города. И история знает такие примеры.
Многие исследователи полагают, что легенда о Крысолове имеет исторические параллели с известным Крестовым походом детей. Так называют народное движение начала 1212 года, в котором принимало участие множество детей.
В 1212 году после четырёх крестовых походов огромное количество простолюдинов (крестьян, в том числе детей и подростков) из Германии и Франции собрались пойти в Иерусалим, чтобы завоевать Гроб Господень. Это войско пересекло всю Германию и Францию, прибыло в Италию, откуда морем намеревалось перебраться в Палестину. Однако их никто не сиал перевозить по морю, и они были вынуждены разойтись. Большинство исследователей полагают, что это импровизированное войско состояло в основном из детей и подростков.
Вот, возможно и есть то самое событие, которое и дало жизнь легенде о Крысолове. Или же всё было действительно так, как представлено в легенде? Видимо об этом мы узнаем только тогда, когда Крысолов снова посетит какой-нибудь тихий и безмятежный городок.

Rattenfänger von Hameln


В центре города Гамельн 1 на Везере стоит старинная ратуша . Она была построена в стиле Ренессанс в 1602г. Ее фасад сохранился в веках в своем первоначальном виде. У ратуши есть и свое собственное имя. С начала XX в. ее называют «Дом Крысолова» 2 . Это название происходит от надписи на старом немецком диалекте, что и поныне видна на одной из древних деревянных балок стены, обращенной к Беззвучной улице (Bungelosenstraße - букв. «Улица, где запрещено бить в барабан»). Она гласит:

ANNO 1284 AM DAGE JOHANNIS ET PAULI WAR DER 26. JUNI - DORCH EINEN PIPER MIT ALLERLEY FARVE BEKLEDET GEWESEN CXXX KINDER VERLEDET BINNEN HAMELN GEBOREN - TO CALVARIE BI DEN KOPPEN VERLOREN.

"В ГОДУ 1284 В ДЕНЬ ИОАННА И ПАВЛА 3 , 26 ИЮНЯ, – ПРИШЕЛ В ГОРОД НЕКИЙ ДУДОЧНИК, ПЕСТРО ОДЕТЫЙ, И УВЕЛ 130 ДЕТЕЙ, РОЖДЕННЫХ В ГАМЕЛЬНЕ, В КАЛЬВАРИЮ БЛИЗ КОППЕНА, ГДЕ ОНИ И ПРОПАЛИ" .

Согласно легенде, Крысолов вел зачарованных детей из города именно по этой улице. До сих пор в Гамельне соблюдается траур по пропавшим. Так, на Беззвучной улице до сих пор запрещено исполнять любую музыку, веселиться и танцевать. Свадебные кортежи по этой причине стараются объезжать ее стороной: проехать по этой улице в день свадьбы - плохая примета.


Что же это за загадочная "Кальвария близ Коппена"?

По этому поводу историки и мифологи долгое время хранили молчание. Но в 1961г. немецким историком В. Веллером была выдвинута интересная гипотеза о народных празднествах, проводившихся в то время, когда в Гамельн пришел флейтист. По древней традиции 21 июня, в день летнего солнцестояния, в немецких городах и селах было принято устраивать танцы и праздники. Они вполне могли продлиться до дня Иоанна и Павла - 26-ого июня, когда случилась трагедия: веселящиеся дети угодили в природный капкан — болото или горное ущелье, известное частыми оползнями. Детей мог сопровождать шпильман, бродячий музыкант, чей разноцветный костюм был типичен для людей его профессии. Так, в хронике была сделана соответствующая запись о пропавших детях, чьи тела так и не нашли.

Что же касается Коппена и Кальварии, то в 15-ти километрах к востоку от Гамельна расположен поселок Коппенбрюгге (Koppenbr ü gge ). В Средние века на его месте стоял замок Коппенбург, путь к которому лежал мимо горы Кальвариенберг. Рядом с поселком Коппенбрюгге находится местность, известная под названием "Чертова Дыра" — болотистая котловина с примыкающим к ней узким горным ущельем. Чем же это не "Кальвария близ Коппена", где исчезли дети!

Но что это? В склоне открылись ворота —

Своды глубокого, темного грота.

И вслед за флейтистом

в открывшийся вход

С пляской ушел шаловливый народ.


Р.Браунинг. "Флейтист из Гамельна"


Впрочем, что на самом деле произошло тогда в действительности, до сей поры неизвестно, но предание о Гамельнском крысолове в пересказе братьев Гримм рассказывает следующее. Мы проиллюстрируем его замечательными рисунками немецкого художника Оскара Херфурта 4 , созданными в 20-х годах прошлого столетия.

"..Летом 1284 года на Гамельн обрушилось бедствие: неведомо откуда нахлынули несметные полчища крыс. Прожорливые твари проникли в подвалы и кладовые и стали уничтожать съестные припасы.

Не боясь людей, они шныряли под ногами в домах и на улицах. Крыс становилось все больше и больше, их не брала отрава, они обращали в бегство самых храбрых кошек. Жители Гамельна впали в панику.


В это время в городе появился незнакомый человек. Он был смугл, костляв и прихрамывал на одну ногу. На нем был темно-алый дорожный плащ, а за поясом — флейта.

Миновав городские ворота, незнакомец направился прямо в ратушу и сказал бургомистру: «Слышал я, что вам сильно досаждают крысы. Какую награду дадите вы тому, кто избавит вас от этой напасти?» Бургомистр воскликнул: «Ах, добрый человек! Если ты и впрямь прогонишь крыс, то получишь столько золота, сколько сможешь унести».



Незнакомец спросил: «А кто поручится, что ты меня не обманешь?» Тогда все жители Гамельна клятвенно подтвердили обещание бургомистра. Незнакомец вышел на центральную площадь, достал из-за пояса флейту, поднес ее к губам и заиграл причудливую мелодию.

И вдруг к нему отовсюду стали сбегаться крысы. Таинственный музыкант, не переставая играть, пошел по улицам города, а крысы, завороженные звуками флейты, покорно шли за ним.




Выйдя за пределы города, музыкант направился к реке Везер. В прибрежных камышах покачивалась лодка. Он перешагнул через борт, оттолкнулся от берега, и течение вынесло лодку не середину реки.

Крысы, повинуясь призывной мелодии, стали прыгать в воду. Сначала они плыли за лодкой, потом стали тонуть — и утонули все до единой.

Таинственный музыкант вернулся в город и потребовал обещанную награду. Но гамельнцы, когда беда миновала, пожалели о своем слишком щедром обещании и передумали его выполнять. Бургомистр протянул музыканту несколько золотых монет и посоветовал поскорее убраться из города, пока его не арестовали как бродягу.




Музыкант усмехнулся и, не взяв денег, пошел прочь. Сойдя со ступеней ратуши, он опять достал из-за пояса флейту и опять заиграл на ней мелодию, но на этот раз — другую. Тут со всех улиц, изо всех домов к нему стали сбегаться дети. Музыкант вышел за городские ворота и пошел по дороге, все дальше уходя от Гамельна. Дети бежали следом. Вскоре все они скрылись за горизонтом, и флейта замолкла вдали.


Средневековому читателю (или слушателю баллад о Крысолове) не надо было объяснять, кем был таинственный крысолов - в то время каждому было очевидно, что в Гамельне побывал сам дьявол. По средневековым поверьям, крысы находились у него в подчинении.

О дальнейшей судьбе гамельнских детей люди в последующие столетия рассказывали по-разному. Одни говорили, что дьявол утопил их в Везере, другие - что заточил в недрах горы Коппенберг. Но многие верили, что нечистый дух не смог причинить никакого зла безгрешным детям, и они, невредимыми пройдя сквозь гору, оказались в блаженной стране вечной юности, где живут и поныне" 5 .

Якоб и Вильгельм Гримм. Немецкие легенды.

"Дети Гамельна". 1816


Еще одну версию легенды "Гамельнский крысолов" можно прочесть в блоге на странице
"В стране легенд. Часть 1" .
Народную балладу "Крысолов из Гамельна" из "Волшебного рога мальчика" Ахима фон Арнима и Клеменса Брентано можно найти на странице
"Немецкие народные баллады. Часть 1".

Тема дудочки, выманивающей обнаглевших крыс в свинцовые воды соседнего водоема, получила продолжение в советском мультфильме "Заколдованный мальчик" ("Чудесное путешествие Нильса на диких гусях") (1955г.) с замечательной музыкой композитора Владимира Юровского.


Надо сказать, что крысы для европейцев когда-то действительно были напастью и карой Божьей. Они переносили чуму - страшную болезнь, от которой все средние века страдала Европа. Поэтому крыс боялись, наделяя их всяческими мистическими свойствами. А уж что говорить о Крысолове-повелителе крыс!
В культурной жизни города, носящем официальное название «Город Крысолова Гамельн», легенда о таинственном истребителе крыс занимает очень большое место.
У здания ратуши стоит бронзовая статуя Крысолова
Повсюду в городе – на улицах, фасадах и окнах зданий, даже под ногами на мостовой - можно увидеть многочисленные инсталляции на тему Гамельнского крысолова: это и многочисленные изображения самого главного героя, и фигурки крыс, и различные сценки из легенды.


Городские власти издали закон, по которому любой горожанин Гамельна имеет право выкупить один метр городской земли и украсить его крысиной фигуркой, декорировав ее по собственному усмотрению.



На местном вокзале есть панно с изображением Крысолова. Указатели к центру города от вокзала выполнены в форме крысиных силуэтов.

Той же теме посвящён «Фонтан Крысолова» с чугунными изображениями флейтиста и детей (1972 г.). Фонтан располагается возле городской ратуши.

В Маркткирхе - церкви на рыночной площади - можно увидеть витраж с Крысоловом.

Витраж "Крысолов" в церкви Маркткирхе, Гамельн


Наконец, часы на Дворце бракосочетания три раза в день показывают маленький спектакль — флейтист, появившись из открывшихся дверок, уводит за собой крыс, затем толпу детей.

Гамельн - очень уютный и красивый город. Время здесь как будто застыло в Средневековье. Постройки эпохи Ренессанса, типичные для той поры узкие улочки, фахверковые дома, башни и колокольни - всё несет на себе отпечаток той средневековой Европы, которую теперь можно в основном увидеть только на картинках или в фильмах.

Стар и давен город Гаммельн,

Словом скромен, делом строг,

Верен в малом, верен в главном:

Гаммельн - славный городок!

Марина Цветаева. "Крысолов"

М/ф Уолта Диснея "Гамельнский крысолов"

(The Pied Piper). 1933г.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ.

Мотив расплаты злом бо́льшим на зло первоначальное, ничем не спровоцированное, - очень распространен в европейском фольклоре. Достаточно вспомнить яркий пример: - классический фольклорный персонаж средневековой Европы.

Образ таинственного Дудочника, заворожившего музыкой толпу детей и уведшего их из города невесть куда, так, что и след их навсегда пропал, конечно же, будоражит воображение.

Крысолов, совершивший когда-то столь страшное и по большому счету непонятное злодеяние, в европейской культуре последующих веков приобретает загадочный и зловещий характер. Достаточно вспомнить мрачный и таинственный рассказ «Крысолов» Александра Грина (1920).

А вот, например, как изображает его на рубеже XIX и XX веков чешский художник Хануш (Ханс) Швайгер.


Hanuš Schwaiger, Krysař, 1890 Hanuš Schwaiger, Krysař, 1900

Швайгер неоднократно обращался к образу Крысолова, представляя его в разных сценках, разном окружении. От одного изображения к другому он у него все старше и старше. Неизменно лишь одно: Крысолов у него - зловещая долговязая фигура, сосредоточенная на своих мыслях и дистанцирующаяся от окружающих. Интересно, что на приведенном выше левом рисунке Швайгера 1890г. Крысолов изображен бродячим дудочником-евреем, которым пугают непослушных детей, недаром художник изобразил у него на сумке шестиконечную звезду...

Мы никогда не узнаем, кто же был этот загадочный музыкант, так жестоко отомстивший за обман отцам города Гамельна, как и не узнаем, что же произошло в тот день, 26 июня 1284 года, в Гамельне на самом деле. Но, может быть, это не так уж и важно. В веках осталась жить легенда о Гамельнском Крысолове, напоминающая нам о том, что не нужно поступать с людьми так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой. Ответный удар может быть слишком, слишком сильным.

Т.К.



ПРИМЕЧАНИЯ.

1.Hameln - Хамельн, устаревшее написание Гамельн, реже Гаммельн — город в Германии на реке Везер, в земле Нижняя Саксония. Он стоит на так называемой "Дороге сказок" (Die Märchenstraße), проходящей по Германии с юга на север и соединяющей несколько "сказочных" средневековых городков, прославленных сказками братьев Гримм.


2."Дом Крысолова" в Гамельне с 2015 года входит в список "100 основных достопримечательностей Германии".

В наши дни в «Доме Крысолова» находится гостиница и ресторан. Помещения ресторана, расположенные на нескольких этажах, носят экзотические названия «Комната Флейтиста», «Гамельнская комната», «Крысиная нора». Здесь находится также деревянная скульптурная группа, изображающая Крысолова с детьми.

В меню ресторана входят блюда с экстравагантными названиями, например, фламбе (см.ниже) «Крысиные хвосты», «Шнапс истребителя крыс» и полный «Обед флейтиста». Можно попробовать также и специально выпеченные булочки-мышки.

Фламбе - это эффектный кулинарный прием, при котором или в процессе приготовления блюда или во время подачи поливают крепкими алкогольными напитками и поджигают. Пламя быстро гаснет, а продукты приобретают неповторимый вкус и аромат и покрываются хрустящей корочкой.

3.Иоанн и Павел — святые мученики Римские. День памяти — 26 июня.


4. На этой странице блога представлена серия из 6-ти почтовых открыток с иллюстрациями художника Оскара Херфурта "Гамельнский крысолов"
(1920-ые гг., изд-во Uvachrom, Вена).

Оскар Херфурт (1862-1934) - немецкий художник и иллюстратор. Образование получил в художественной школе в Веймаре. Там же и жил многие годы, затем переехал в Гамбург. Он рисовал жанровые иллюстрации к сказкам и легендам, многие из которых выходили как серии почтовых открыток.

Широко известны его иллюстрации к , сказкам «Бременские музыканты» , «Волк и семеро козлят» , «Мальчик-с-пальчик», «Семь воронов».

5. Вот еще один вариант рассказа этой легенды у Я.и В.Гримм, приведенный в их книге "Немецкие легенды".

ДЕТИ ГАМЕЛЬНА

(Перевод Андрея Кондратьева)


В 1284 году город Гамельн подвергся нашествию крыс. Однажды в этот город неизвестно откуда пришел необычно одетый человек. Он объявил себя ловцом крыс и предложил за определенную сумму избавить город от этих вредоносных животных. Власти города согласились на его предложение и пообещали выдать требуемое вознаграждение. После этого человек вынул дудку и начал на ней играть. Тут же к нему из всех домов, закоулков и подвалов повалили крысы, причем в таком количестве, что заполнили собой все улицы. Неизвестный направился к воротам, выходившим на дороги к Лахему и Аэрцену и, дойдя до Везера, подоткнул свою одежду и пошел в реку. Следуя за ним, крысы бросились в реку и утонули. Но едва неизвестный избавил город от напасти, городские власти объявили его чародеем и не пожелали расплатиться с ним. Неизвестный пришел в ярость и поклялся отомстить горожанам.

26 июня, в день Св. Иоанна и Св. Павла, когда всякая христианская душа находилась в церкви, этот колдун появился снова, но на сей раз в другом наряде. Он был одет как охотник, с красной, как огонь, шляпой. Он заиграл прекрасную мелодию, которая буквально заворожила в городе всех детей, и они последовали за колдуном. Тот неторопливо прошел по узким улицам, направляясь к восточным воротам, а за спиной его уже собралась толпа детей. Оказавшись за воротами, он повернул к горе, носившей имя Коппельберг, и исчез в ней вместе с детьми.

Свидетельницей этому оказалась какая-то нянька, которая рассказала, что гора отворилась и, как только в нее вошли колдун и дети (числом в сто и тридцать душ), закрылась снова. Позади осталось только двое детей: слепой, который мог рассказать лишь о том, что слышал, и немой, способный только показать пальцем в ту сторону, где все произошло. Отцы и матери детей бросились к восточным воротам, однако, когда они прибежали к горе, на ней осталась лишь маленькая ложбинка в том месте, куда ушел колдун.

Улица, по которой чародей вел детей, называется Бунгенштрассе, поскольку на ней нельзя ни играть музыку, ни бить на барабане (Bunge), Если по этой улице следует свадебная процессия, музыканты должны прекратить игру.

Через несколько лет после этого печального события на поросшей колючим кустарником горе Коппельберг поставили два креста в память о случившейся трагедии. На стене одного дома на Бунгенштрассе — так же, как и во многих других местах города, где в камне, где в дереве, — остались изображения произошедшего события, выполненные как из камня, так и из дерева.
На протяжении долгого времени даты общественных документов в Гамельне проставлялись в отсчете от этого несчастья.

Grimm, J, & W, Deutsche Sagen, i, p. 330.




ПРИЛОЖЕНИЕ I.
Художник HOPE DUNLAP.
Иллюстрации к "Гамельнскому крысолову" английского поэта и драматурга Роберта Браунинга.1909 год. (Кажется, Уолт Дисней рисовал свой мультфильм, широко используя рисунки этого художника)


ПРИЛОЖЕНИЕ II

(улыбнуло) ..


Есть город Гамельн у двух рек –
Над Везером и Гамелем,
Прославлен городок везде
(Не только здесь, в Германии)!

Легенде верить – это тут
Купцы в совете местном
Хотели парня обмануть,
Что крыс им вывел честно.

Тогда за жадность и за ложь
Беда настигла жителей:
Увёл детей всех Крысолов,
И только их и видели!


…Живется тихо в городке,



Мол, в основном всё хорошо,
Но только денег мало:
"Пошли мне, Боже, евро сто,

Хоть больше подсчитала..."



Без марки беленький конверт
На почте вскрыли быстро.
Ах, любопытство хоть не грех,
Но все ж большое свинство!

Письмо относит почтальон
Инспектор а ́ м налоговым:
- Вот тут про деньги – это к вам,
У вас ведь денег много!



Для небольшого городка –
Событие, что надо:
В последний раз такой был гам
При штурме в сорок пятом!


Собрался городской совет,

Откормленные рожи:

- Статьи такой в бюджете нет,

Но всё-таки - поможем!

- Да, надо бабке помогать! –

Промолвил бургомистр,

- Я в шляпу опускаю пять,

Прошу, коллеги, быстро!




Чиновник деньги любит брать,


А отдаёт с опаской,


Но надо церковь посещать

На Рождество и Пасху!

Кто евро подаёт, кто два,

Собрали худо-бедно

Во имя Господа Христа

Лишь девяносто евро!

Ну что ж, довольно и того

Для бедной старой женщины,

Иуде за Христа – и то

Досталось втрое меньше!

Мешочек с мелочью вручён

Старушке был торжественно..

На почте новое письмо

Читают с интересом:

"Великий Боже! Пусть в веках

Твоя сияет слава!

Из денег, что Ты мне послал –

Налог начальство взяло!

Небесным громом их рази,

Как в Библии описано,

Или на выборах пошли

Победу коммунистам!

Легенда старая не врёт:

С брусчатки узких улиц

Увёл детишек Крысолов,

А крысы-то вернулись!"


По мотивам (очень) популярного немецкого стихотворения
"Письмо дорогому Богу" (" Ein Brief an den lieben Gott")

Свободная импровизация - "Макс-Железный".

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:









Откуда бы начать свое повествование? С момента моей смерти, быть может? Нет. Давайте лучше по канону. Итак, начнем с самого начала. Очень много лет назад, в славном городе Гамельне, жил один мальчонка, который весьма любил музыку и все, что с ней связано. И была у него мечта - научиться играть на флейте. Да, этим милым мальчонкой был я. Мое настоящее имя вам все равно ничего не даст, поэтому зовите меня просто Крысоловом. Но я отвлекся. Однажды мальчонке улыбнулась удача - он нашел флейту, которую кто-то выкинул в траву. Флейта была длинной, удобной, идеально ложилась в руку. Стоит ли говорить, что юный я сразу же начал учиться на ней играть, пытаясь осуществить свою мечту? На удивление, обучение игре на флейте шло очень быстро и легко. Через месяц я уже выступал перед достопочтенной публикой города Гамельна, через год - уже ездил по свету, совершенствуя свои навыки и умения. Да, я покинул Гамельн весьма рано, о чем не жалею ни капли. Я бывал много где и много чего повидал. И однажды я, сидя в кабаке, услышал историю о том, что на Гамельн напали. Мигом допив свой эль и натянув на голову шляпу, я пустился в долгий путь. Ах, да, я забыл упомянуть одну очень важную деталь! Простите мою забывчивость. Где-то в возрасте семнадцати лет я открыл в себе способность подчинять умы и сердца с помощью музыки. Передо мной не было преград, но свои способности я использовал не слишком часто, не подумайте. Так вот, я пустился в путь. Путь был долог, я трижды успел простыть, трижды излечился и дважды заставил разбойников, что хотели меня ограбить, поверить в то, что они - лишь неразумные цыплята. Было очень забавно наблюдать за тем, как они клевали носом землю. Поверьте, мне было смешно. И вот, я достиг ворот Гамельна. Была глубокая ночь, улицы были абсолютно пусты, царила гробовая тишина. Я направился к ратуше. Двери отворились сами. В ратуше собрались все самые важные шишки этого города. Была и парочка моих старых друзей, но я изменился с тех пор, как покинул Гамельн. Я стал гораздо выше большинства людей, мои волосы изменили цвет с пшеничного на рыжий из-за одного моего эксперимента, о котором я расскажу чуть позже. Меня мог выдать лишь мой характер. Но не об этом. Итак, у меня состоялся замечательный разговор с бургомистром Хайнсом Гоффом, кажется, его звали именно так. Мне предложили сделку, от которой было трудно отказаться: столько золота, сколько я смогу унести и в придачу - дочь самого Гоффа. Все это мне сулили лишь за то, что я прогоню тварей, что напали на город. Что? Каких тварей? Я забыл вам сказать? На Гамельн тогда напали не крысы. Если, дорогой читатель, ты веришь в магию, сверхъестественных существ и так далее - то продолжай верить, ибо они есть. И именно демоноподобные твари напали на Гамельн в ту пору. Они выходили ночью и убивали каждого, кто замешкался и не успел забежать в ратушу, а утром превращались в крыс и сновали туда-сюда по амбарам. Стояла глубокая ночь, когда дверь ратуши наконец открылась и из нее вышел я, поправляя свою шляпу и вытаскивая из плаща свою флейту. Я шел по темным улицам и знал, что они уже почуяли запах моей плоти, что они готовы терзать мое тощее длинное тело. Я зашел в подворотню и заметил около стены соседнего дома амулет причудливой формы. Он лежал в грязи, но та к нему не прилипала. Почему? Я уже давно нашел ответ на этот вопрос. Но никому не скажу. Вам стоит лишь догадываться. Амулет был поднят, протерт и повешен на шею. Я чувствовал его энергию и знал, что он поможет мне в трудной ситуации. Вновь я вышел той ночью на одну из главных улиц Гамельна и увидел их. Мерзкие твари. Обезображенные морды, с клыков течет слюна, стоит невыносимый смрад. Они помчались на меня со всех сторон. Я был окружен. А они были умнее, чем я тогда думал. Но разве же для Крысолова это помеха? В тот момент, когда твари уже хотели на меня накинуться, я начал играть. Мелодия ошеломила этих исчадий пекла, ввела их в глубокий транс и заставила повиноваться мне. Я шел по улицам Гамельна, а за мной шла армия злых и голодных чудовищ, жаждущих лишь свежей плоти и разрушения. Ворота Гамельна открыл я ногой и вывел монстров за пределы города. Я завел их в темный лес, что ранее рос неподалеку. Именно там они все и пропали. «Куда?», - спросите вы. На этот вопрос я отвечу так: мне помог мой амулет, что я нашел в подворотне. Признаться, его свойства очень сильно меня удивили. Поутру я вернулся за своей наградой. Я стоял в ратуше и ожидал. Смотрел в лицо этому ублюдку - бургомистру. Он ухмыльнулся и ответил, что ничего я не получу, поскольку Гамельн мог бы справиться сам. Дурацкая причина. Я уже хотел было ответить, но меня схватили. Их было около пяти человек. Признаться, силой я никогда не отличался, но гибкостью… В общем и целом, мне удалось вырваться из рук пяти, разбить лицо двум из них своей флейтой, на которой не было ни царапинки после этого. Однако, поскольку я до ужаса боялся крови, мне поплохело. Тут - то меня и связали. Дальше был суд, где меня обвинили в многочисленных кражах (Ложь! Я ничего не крал!), в надругательстве (Да, была история, когда я по пьяни оттрахал девушку-разносчицу прямо на столе во время увеселения в одном кабаке. Большинство смеялось, но крики этой девчушки были слышны даже на верхних этажах таверны. Значит ли это, что у тех, кто смеется, меньше размер флейты? Впрочем, это не так важно.), в многочисленных убийствах с особой жестокостью (О, да, я боюсь крови и я расчленял людей. Очень логично, Гофф. Очень логично.) и, черт дери, в скотоложестве. Я не знаю, откуда они узнали о том, что когда-то, опять же, по пьяни, я… в общем, это была корова пастора Грегора. Черт, даже вспоминать об этом противно. Но еще более противно было вспоминать о том, как я валялся в грязи в свинарнике и выплескивал наружу весь хмель, что был мной выпит за вечер. Да, прямо на свиней. Они были не очень в восторге. Так. Что-то я увлекся рассказами о своих «подвигах», вернемся же к суду. В общем, меня приговорили к смерти через повешенье, затем решили отрубить мне голову и сжечь то, что останется после «процедур». Флейту у меня отняли, шляпу скинули растоптали, в рот затолкали кляп и кинули за решетку. Я был очень зол. А когда я зол лучше бежать абсолютно всем. Без шуток. Знаете, почему мои волосы сменили цвет на рыжий? Потому что однажды я добыл жидкий огонь из огненной саламандры и выпил залпом. Горло жгло адски, волосы меняли цвет, я вырос минимум на пятьдесят сантиметров, а потом понял, что умею управлять пламенем. Да, помимо того, что я контролировал умы людские и заставлял исчезать адских существ, я был еще и пиромантом. И вот, сижу я в темнице, злюсь, а потом вспоминаю про огонь, что горит в моем сердце жгучей злобой, сжигаю к черту путы, вынимаю изо рта кляп, плавлю к чертям решетку камеры и иду мстить. Да, тогда ярость затмила мой разум, о чем я весьма жалею. Многие стражники погибли в тот день. Я вернул себе флейту и вышел на улицы Гамельна во второй раз. И во второй раз заиграла моя ненаглядная. И на этот раз я вывел из города всех женщин и детей до последнего, пока мужчины и старики стояли и смотрели на это, роняя слезы и издавая душераздирающие вопли. Я привел женщин и детей в лес, достал свой амулет и заставил всех исчезнуть. Кто - то отправился на корм тем тварям, которых я вывел из Гамельна, а кто-то отправился далеко-далеко, чтобы рассказывать истории о Гамельнском Крысолове. После этого я покинул Гамельн, полный ярости. Скитания были недолгими. Когда я успокоил бурю внутри себя, я понял, что я натворил, но вернуть уже ничего не было возможно. И тогда я запил. Я пил, пил, пил и еще раз пил. У меня была сильнейшая депрессия. И тогда я решил умереть, чтоб избавить от страданий себя и весь этот мир. Я отправился к обрыву. В руках была кружка. Я осушил ее одним глотком, выкинул кружку вниз, а потом решил прыгать сам, но меня остановили. Маленького (для меня, двухметрового амбала) роста молодой человек остановил меня, спас мою жизнь и стал моим… компаньоном что-ли? Да, пожалуй, компаньоном, который никогда не говорил, кто он есть и как меня нашел. И еще у него была одна странность - он не давал никому заглядывать в его глаза. Мы много странствовали, помогали людям тут и там, мой компаньон не раз спасал мне жизнь и прикрывал спину. Драки, побоища, нападения - все это я переживал лишь благодаря ему. Конечно же, все это происходило из-за того, что я нажирался вусмерть. Но что поделать, я - человек искусства, а без вина искусства не бывает. И вот, дорогой читатель, мы с тобой подошли к началу и концу одновременно. Сейчас ты узнаешь, как кончил Крысолов. Дело было в очередном кабаке, я выпил всего лишь пару кружек пива и вступился за даму, которую одна свинья очень обидела. Конечно, была драка, но нас разняли, а потом я вызвал его на дуэль и схватил мушкет моего компаньона. Стоит ли говорить, что стрелок из меня был отвратительный? Думаю, стоит, поскольку я не попал, но попали в меня. Я прожил еще два дня. В предсмертном бреду ко мне явился компаньон, вложил мне в руку что-то очень важное, что-то сказал - и удалился. Вот такая вот глупая смерть. Забавно, верно? Вот она, правдивая история Крысолова из Гамельна - алкоголика, романтика, отвратительного стрелка и мага. И сейчас, откладывая перо, я смотрю на шрам у сердца и усмехаюсь. Это было слишком давно, чтоб быть правдой. Но, верь мне, друг, все, что я тебе сейчас поведал - чистейшей воды правда. А теперь - бывай. Думаю, мы еще увидимся.