«Ментальная карта… Опять эзотерика?» - подумала я, впервые прочитав это название больше полугода назад. Потом вникла, попробовала нарисовать в таком формате свои планы на неделю. Получилось на удивление легко и интересно.
Здесь бы я могла написать, что с тех пор я стала пользоваться картами постоянно, но это не так. Я про них забыла. И вспомнила лишь в августе, когда планировала поездку в отпуск. Вот что из этого получилось.
И вдруг, случайно наткнувшись на обзор сервисов для майнд-карт, я поняла, какого инструмента мне не хватает. Пазл сложился и понеслось – карта для похода в магазин, для планирования жизненных целей, для работы. Карты, карты, карты…Они были синими и разноцветными, в mindmaps и на альбомных листах. Сейчас эйфория схлынула, и я более трезво пользуюсь ими. Расскажу, как и когда.
Где можно пользоваться картами
1. Работа с информацией (презентации, выступления)
Что делаю я
С помощью карт собираю информацию, сортирую ее. Что мне известно о предмете: свойства, недостатки, особенности, использование – все это легко укладывается в схему интеллект-карты.
Что делать вам
Замените нудную лекцию простой презентацией, и вы привлечете внимание аудитории. Замените интересной презентацией –завоюете еще и уважение слушателей.
2. Обучение и запоминание
Что делаю я
То же самое, что и в предыдущем пункте: выделяю основной вопрос, раскладываю его по полочкам. Огромный плюс карт – можно дорисовывать ветки, если вдруг в голову пришла новая мысль. Поэтому рисую всегда с запасом. С сервисами у меня не очень пока складывается дружба, я предпочитаю белоснежный лист и цветные фломастеры.
Что делать вам
Создавайте конспекты лекций или книг, пишите различные тексты (курсовые, диссертации, статьи), анализируйте текст. Можно использовать детальные карты (1 карта-1 вопрос), можно записывать основные схемы.
Кстати, большинство из вас видело подобие интеллект-карт в учебниках – это блок-схемы основных вопросов курса.
3. Мозговой штурм.
Что делаю я
Придумываю идеи (что подарить на праздник), решаю проблемы (где найти время на занятия) – так карты помогают при мозговом штурме. Могу рисовать карты одна или с коллегами, в любом случае это эффективно.
Что делать вам
Карты для брейнсторминга рисуются как обычно. В центре – проблема, крупные ветки – решения, мелкие – особенности или последствия. Если нужно генерировать идеи, то в центре будет тема, а сами идеи – это крупные ветки.
4. Принятие решений.
Что делаю я
Я логик до мозга костей. Интуитивные решения – не мой конек. И тут у меня возникают расхождения с Тони Бьюзеном, основоположником метода интеллект-карт. Считается, что рисование, использование символов стимулируют творческое мышление, а значит, мозг настраивается на поиск эффективного и нестандартного выхода из ситуации (с тим не спорю). А еще в такие моменты включается интуиция и мы на ее основании принимаем решение (вот тут закавыка).
Поэтому я просто в центре листа пишу проблему, ветками 2 уровня обозначаю все возможные решения, а ветками 3 уровня – последствия этих решений.
Что делать вам
Записываете проблему и крутите ее со всех сторон, параллельно записывая все, что в голову придет. Упорядочили мысли – увидели решение. Кому легче оперировать фактами и цифрами, тот пишет их на ветках. А кто полагается на интуицию, тот сделает ставку на ассоциативность карт.
5. Планирование.
Планируйте рабочие и личные проекты, бюджет или время.
Что делаю я
Сначала на карте я записала все книги, которые хочу прочитать. Потом от книги выделила форму, в которой буду усваивать материал (конспект, саммари). И создала аналогичную цель на SmartProgress .
И тут вылез жирный такой недостаток карт - их трудно привязывать к срокам. На диаграмме Ганта, например, четко видно, какое событие и когда должно идти, видна временнАя взаимосвязь событий. А на майнд-карте можно только подписать срок, до которого нужно выполнить задачу. В SmartProgress можно ставить промежуточные сроки, там есть напоминания о дедлайнах. Так что в связке эти два инструмента работают хорошо.
Что делать вам
В центре листа обозначьте цель, например, «провести юбилей свадьбы». А дальше записывайте ассоциации. Выбор места проведения, список гостей, меню, бюджет, программа – вот ключевые линии вашей интеллект карты. От каждого крупного луча отходят еще несколько маленьких лучиков, конкретизирующих, кого и каким способом вы пригласите, какие элементы программы будут, и кто за них отвечает.
Чем больший объем коры головного мозга подключается к восприятию информации, тем она лучше запоминается. Мозг мыслит не линейно, а ассоциативно, поэтому для большинства людей интеллект-карты – подходящий инструмент планирования или работы с большим объемом данных.
А теперь о достоинствах.
Мозг сначала фокусируется на ключевых направлениях проекта. Это помогает расставить приоритеты.
Наглядно видны все основные и вспомогательные этапы проекта. Заметны и противоречия, помехи, накладки.
Удобно помечать уже пройденные пути.
Легко дополнять проект, дорисовывая новые ветви.
На картах можно размещать неоднородные элементы: мегабайты дружелюбно соседствуют с количеством людей.
Что, если использовать майндмэппинг для планирования целей? В сочетании со SmartProgress получается вполне результативно. На карте определяются основные направления, а дисциплинирование происходит с помощью сервиса.
В центре листа или чуть выше нарисуйте центральный образ (идею, цель, проблему). Отведите от него ветки первого уровня (под-идеи), с ассоциациями или ключевыми понятиями, немного раскрывающими центральный образ. От веток 1 уровня отведите ветки 2 уровня. Если необходимо, добавьте ветки 3 уровня.
12 советов по рисованию карт
1. Включайте образное, творческое мышление и ассоциативность. Это помогает мозгу с разных сторон подходить к проблеме и искать необычное, но эффективное решение.
2. Используйте разные цвета веток, чтобы разделять направления работы. Если это карта с заданиями для сотрудников, помечайте ветки конкретным цветом для каждого участника проекта. Цветов должно быть не больше 8, чтобы не растеряться. Самая высокая скорость восприятия у красного, желтого и оранжевого цветов. Самая низкая – у коричневого, голубого и зеленого.
3. Количество веток 2 и последующих уровней не должно быть больше 5-7.
4. Карта отражает стиль мышления, поэтому не стремитесь ее стандартизировать.
5. Утрированные примеры лучше запоминаются. Поэтому смело рисуйте необычные картинки.
6. Рисование от руки стимулирует мышление. Несмотря на разные удобные сервисы, не пренебрегайте белой бумагой и фломастерами.
7. Делайте образы яркими и запоминающимися, чтобы они вызывали эмоции. Это поможет мозгу работать в правильном направлении.
8. Выстраивайте структуру согласно иерархичности: важные понятия ближе к центру, детали – дальше. Можно пронумеровать ветки при необходимости.
9. Меньше слов, больше рисунков. Если несколько слов, то записывайте их в одну линию, чтобы глаз не совершал лишних движений.
10. Придумывайте свои символы. Молния – быстрый, глаз – контроль, лампочка – важное.
11. Линии первого уровня рисуйте толще, чтобы видеть важность действий. Длина линии равна длине слова. Изменяйте размер букв, чтобы подчеркнуть важность ветки.
12. Разграничивайте ветви, обводя их в блоки, соединяйте стрелками, чтобы показать взаимосвязь.
Психологи считают, что лучше всего рисовать от руки, максимально активизируя творческое мышление, тогда вы будете думать и решать проблемы гораздо эффективнее. А современный ритм жизни предлагает использовать любой понравившийся сервис. Что ж, решать вам. Но интеллект-карты - это инструмент действительно классный, рекомендую.
Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы англ. Mind map ) - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем . Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.
Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее адекватный перевод - «схемы мышления».
В некоторых европейских странах диаграммы связей используются при обучении детей в начальных классах школы.
В левом краю по центру листа рисуем кружочек (квадратик, ромбик - по вкусу) и вписываем туда своё имя и то, что мы имеем здесь и сейчас. На противоположном конце делаем то же самое и вписываем то, что хотим получить.
Далее. От исходной точки рисуем веером стрелочки, обозначающие образы действий в данной ситуации - их может быть сколько угодно. Причём желательно поднапрячься и указать все возможные. После чего у концов стрелочек опять рисуем кружочки (квадратики, ромбики), и вписываем в них то, что получится в результате применения того или иного образа действия.
От полученных следствий опять рисуем возможные варианты образа действий и опять получаем следствия, помещённые в очередные кружочки (квадратики, ромбики).
В конечном итоге как минимум одна такая цепочка действий и следствий должна привести к желаемому результату.
В итоге получается схема, на которой легко вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Появляются также и промежуточные цели, на которые можно ориентироваться в процессе работы. Также становится очевидной наихудшая манера поведения, которая не только не даст желаемого результата, но и отберёт кучу сил и времени. Выделяем на бумаге то, что нам подходит, и концентрируемся на этих моментах, не забывая при этом выкинуть ту линию поведения, которая нам не нужна.
Отображение диаграммы связей в разных программах
Веб-сервисы
Wikimedia Foundation . 2010 .
Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия
Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия
Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия
Означают игру в карты. Пятьдесят две карты в колоде символизируют недели в году. Тринадцать карт каждой масти это тринадцать лунных месяцев. Четыре масти это миры, элементы, стороны света, ветра, времена года, касты, углы храма и т, п. Две… … Словарь символов
Запрос «ИИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Искусственный интеллект (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ… … Википедия
Термин, который появился в середине 1980 х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений. Исследователи из NJIT определили коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективные, чем… … Википедия
Возможно, вы искали Интеллект карта (Mind map) визуальный метод фиксации идей. Основная статья Карты памяти. Ментальная карта абстрактное субъективное отражение человеком окружающего мира. Понятие было введено в 1948 году Е.С. Толманом.… … Википедия
Ольга Павлова
Метод интеллект-карт”, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты".
В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания
информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и
речевые способности детей и активизируется мышление.
Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к
изображению окружающего мира, помогают структурировать информацию, которую ребенок предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.
Полезные свойства интеллект-карт
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями
оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику,
ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Тони Бьюзен
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
В педагогической практике можно применять интеллект-карты следующим
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект-
карты может являться итоговой работой по изученным темам. Эта работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект-карте.
Выполняя данное задание, дети самостоятельно и последовательно
излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре,
формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь
становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на групповых
занятиях по развитию связной речи.
Общие требования к составлению любой интеллект – карты.
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
Лист располагается горизонтально.
Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра
ответвления (в любом направлении). Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
Писать надо разборчиво печатными заглавными буквами.
Каждая мысль обводится, можно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т. д.
Последовательность работы при составлении интеллект-карты по закреплению и обобщению материала изученной темы:
1 вариант:
1. Обозначается тема занятия (фрукты, домашние животные, цветы и. т. п)
2. Дети называют слова-существительные и изображают то, что относится к
3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.
2 вариант:
К каждому существительному подбираются слова-признаки и слова-
действия.
Дети по составленной интеллект-карте при любом варианте составляют
предложения.
Мы начали составлять интеллект – карты в старшей группе. Сначала это были небольшие по содержанию карты, отражающие одну тему, имеющие в своей структуре только классификацию по каким – либо направлениям.
Все необходимые картинки находили в использованных рабочих тетрадках, сами вырезали, классифицировали, наклеивали, проводили "веточки".
В конце старшей группы, ребята сооружали достаточно сложные интеллект – карты, такие как: «Материки», «Планета Земля», «Зеленое царство».
Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение общих и отъемлемых частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Безусловно, планирую продолжать работу с детками в данном направлении. Спасибо за внимание!
Школа Юрия ОкуневаПриветствую вас,вас, друзья! Планировать время, учиться, решать сложные задачи, принимать решения - все это непросто. Поэтому умными людьми разрабатываются вспомогательные приемы, призванные систематизировать эти процессы. Одним из таких инструментов является интеллект-карта. О том, для чего она нужна, как составить интеллект карту правильно, читайте далее.
Понятие карты ввел известный британский психолог, лектор, автор многочисленных трудов на тему улучшения памяти и усиления возможностей мышления, Тони Бьюзен. Его работы известны во всем мире и пользуются большой популярностью. Готовое изделие представляет собой лист бумаги, на который наносится информация с учетом правил составления интеллект-карт.
Интересно, что сам ученый впервые применил этот прием для работы с плохо успевающими учениками. Для методов активного обучения интеллект-карта и сегодня является одним из основных инструментов. Она мотивирует, стимулирует логическое, пространственное мышление, развивает воображение, творчество.
Главная ее функция - это эффективная визуализация, систематизация даже самых сложных многоуровневых данных, разложение их на простые, понятные составляющие. Это, в свою очередь, дает возможность задействовать при анализе весь творческий, мыслительный потенциал человека, избегая путаницы и потери важных аспектов.
Цели построения интеллект карт:
Суть заключается в том, что по центру листа бумаги размещается сначала ключевой элемент, соответствующий теме карты. Если это план на отпуск, то можно нарисовать остров в океане с пальмами. Если открытие магазина текстиля, то рулон ткани. Примеры интеллект-карт можно найти в сети.
Далее по часовой стрелке, начиная с верхнего правого угла, наносится информация, призванная систематизировать все данные по рассматриваемой теме. Это базовое правило, которое позволит даже чужому человеку быстро понять, как читать карту. Если вам необходимо найти решение задачи, то по часовой стрелке следует расположить в строгой последовательности следующие вопросы:
Так вы сделаете подачу не просто красочной, интересной, но действительно понятной, информативной, а значит полезной.
Вы предпочитаете работать с гаджетами? Специально для вас были разработаны многочисленные приложения, позволяющие делать подобного вида визуализации на смартфонах, планшетах, ПК.
Утилиты могут быть как платные, так и частично безвозмездные, предполагающие, что без оплаты вам будет доступен лишь ограниченный набор функций. Бывают и полностью бесплатные программы, но они обычно предполагают работу в режиме онлайн, что не каждому будет удобно.
Перечислю некоторые популярные приложения:
Я познакомился с техникой миндкарт в 2004 году. И с тех пор активно её использую.
Типы задач с которыми помогают миндкарты:
На сегодня, в моей папке с миндкартами порядка 500 файлов.
Пользуюсь, радуюсь и вам советую.
Еще больше информации по действенным методикам грамотного планирования я расскажу на моем Там же мы отработаем их на практике. Записаться можно прямо сейчас.
А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности .
Если возникли вопросы - расскажите о них в комментариях к статье. Всем непременно отвечу! Впереди - еще много нового и интересного. Оформите подписку, чтобы ничего не пропустить. Всего вам доброго! Ваш Юрий Окунев.
Интеллект-карты, как графический метод, требуют не работы только мозга, но и руки, рисующей на листе бумаги схему с символическими рисунками. Именно графические образы, с точки зрения Бьюзена, заставляют наше мышление перестраиваться.
Рисунки, разноцветные буквы и стрелки подключают к процессу мышления и нашу эмоциональную сферу, что невозможно в логическом мышлении.
Как сделать сайт
Для работы нам понадобится чистый лист бумаги и цветные карандаши (ручки, фломастеры), не менее трех цветов. Размер листа – чем больше, тем лучше, но можно обойтись и форматом А4. Так же, как и само мышление, процесс составления умственной карты имеет радиантный принцип. То есть начинать составлять ее мы будем с центра.
Сформулируйте свою проблему максимально четко и коротко и напишите в центре листа печатными буквами, но некрупно – место вам еще понадобится. Здесь же в центре нарисуйте символическое изображение проблемы. Да-да, нарисуйте. Не пугайтесь, и не смущайтесь, того, что вы не умеете рисовать. Здесь важен не результат, рисование – это стимуляция мышления. Например, если вы хотите понять, как добиться успеха, то для кого-то символом будет высшая ступенька пьедестала почета, для кого-то вершина горы, для кого-то кошелек с деньгами или изданная книга.
Этап 2. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас проблема, с какими жизненными аспектами, ситуациями она связана, какие пути ее решения вы видите. Выберите первые наиболее яркие ассоциации, начертите стрелки, идущие от центральной идеи в разные стороны, и напишите вдоль них формулировки ассоциаций. Стрелки не должны быть прямыми, они могут иметь разный цвет и толщину, в зависимости от значимости.
Этап 3. Детализируйте каждую идею-ассоциацию, пусть у ваших стрелок появляются ответвления – новые ассоциации: какие-то особенности, сложности, возникающие на этом пути, дополнительные обстоятельства. Не забывайте рисовать, можно даже слова-пояснения заменять рисунками, символическими значками и т. д. Кстати, похожий метод используется для .
Этап 4. Вам кажется, что вы закончили интеллект-карту? Посмотрите ее внимательно. Вы уже поняли, как решить вашу проблему, или, возможно, вы хотите что-то добавить, появились новые идеи? Полюбуйтесь на свое творение, похвалите себя и добавьте то, что не хватает. Вы еще можете не раз вернуться к своей интеллект-карте.