Проблема
Цель проекта
Задачи проекта
Принципы делового этикета
Речевое общение
Этикет делового телефонного разговора
Список используемой литературы
Самооценка:
Спасибо за внимание.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
по теме «Галерея частей речи»
учащихся 7 «А» класса ГБОУ СОШ №1908 г. Москвы
Рудакова Петра, Климчука Владимира,
Никифоровой Полины, Каракетова Руслана,
Медведевой Екатерины, Кудиновой Инессы,
Коневой Дарьи, Узлюк Вероники,
Шариковой Анастасии.
Руководитель: М.А. Туниева,
учитель русского языка и литературы
высшей категории,
ГБОУ СОШ № 1908 г. Москвы
Аннотация к проекту «Галерея частей речи»
учеников 7 «А» класса
Впервые ученики приступили к проектной работе в 6-м классе. Проект долгосрочный, рассчитан на 2 года (6 и 7 классы), пока будут изучаться части речи. На уроках не исключен мини-проект.
Предполагается, что «конечный продукт» проектной деятельности учащихся будет представлен по-разному. Это и серия иллюстраций, и сказки, и справочный материал, и статьи, и сборник сочинений, и тесты и т.д.
Темой проекта выбран достаточно серьезный раздел грамматики. Дети должны усвоить полный объем теоретических сведений по разделу «Морфология». Это будет способствовать овладению разнообразными нормами русского литературного языка.
Ученики в конечном счете должны научиться правильно говорить и писать. Изучив определенный раздел учебного материала, дети все это осмысливают и по-своему творчески представляют в конечном продукте.
Перед началом работы были поставлены следующие цели:
углубить знания по предмету вообще и по разделу «Морфология» в частности;
развивать индивидуальные способности каждого ученика класса;
научиться совместно решать проблему, принимать решения, доказывать и защищать свое мнение.
Задачи перед ребятами стоят разные: научиться анализировать, выбирать, проектировать, творить.
Данная проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над проектом были созданы следующие группы:
техническая (3-5 человек);
информационная (5-6 человек);
творческая (5-8 человек).
Техническая группа занимается набором текстов на компьютере, сканированием, пересылкой материалов по e-mail.
Участники творческой группы оформляют материал в форме лингвистической сказки, подготавливают иллюстрации, сочиняют стихи.
В проекте представлены творческие работы, которые выполнялись учениками по мере прохождения той или иной темы на уроках русского языка 6-м классе. Работу дети собирают в электронный альбом, который используем на уроках.
Тема проекта «Галерея частей речи».
Тип проекта: творческий, долгосрочный.
Содержание работы.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Цели:
углубить знания учащихся по предмету вообще и по разделу «Морфология» в частности;
научиться самостоятельно искать информацию по интересующему вопросу в различных источниках;
развивать индивидуальные творческие способности учеников;
научиться совместно решать проблему, поставленную задачу, принимать решения, доказывать свою правоту;
развивать любовь к слову, к русскому языку.
2. Проблема.
Что нам даст для жизни знание особенностей частей речи?
3. Задачи.
систематизировать и активизировать полученные знания по разделу « Морфология», знакомство с материалом дополнительных источников;
развивать у учеников интерес к самостоятельному изучению различных разделов русского языка;
развивать умение размышлять, анализировать, делать правильные выводы, отбирать материал, использовать ИКТ при оформлении работ;
создание творческих работ и их представление на школьной конференции и др.
4. Объект исследования:
раздел грамматики русского языка «Морфология».
5. Предмет исследования:
особенности частей речи, трудные орфограммы.
6. Гипотеза:
реализация проекта позволит преодолеть трудности в употреблении некоторых орфограмм и грамматических форм.
7. Методы: детское творчество.
8.Актуальность решаемой проблемы:
усвоение серьёзного раздела грамматики «Морфологии», требующего хороших теоретических знаний, будет способствовать овладению разнообразными нормами русского языка, что в свою очередь является признаком культурного человека.
План работы над проектом.
Организационно-установочный – определяем количество участников, формируем группы:
А) техническая (3-5 чел.);
Б) информационная (5-6 чел.);
В) творческая (6-8 чел.).
Техническая группа занимается набором текста на компьютере, сканированием, пересылкой материала по e-mail.
Информационная группа занимается поиском и представлением необходимой информации.
Творческая группа оформляет материал в форме лингвистической сказки, подготавливает иллюстрации, сочиняет стихи.
Выбор и обсуждение темы, цели, задач – для чего создаётся проект, есть ли в нём потребность.
Обсуждение методических приёмов работы; распределение обязанностей среди членов групп; обсуждение путей решения проблемы; объективное оценивание возможностей каждого члена группы.
Подбор необходимого материала по теме.
Работа над проектом.
Обсуждение промежуточных результатов, процесс выявления и устранения недостатков (исправления, корректировка работ), представление в классе.
Оформление результатов.
Подготовка к презентации.
Выступление на школьной конференции.
К проектной работе ребята приступили впервые. В ней рассматриваются общие вопросы по изучению частей речи, а также трудные орфограммы. Работа над проектом вызвала у ребят большой интерес, они подошли к ней творчески, работали с увлечением. Через мини – проекты на уроках выходили на более широкие темы. Особенно детей заинтересовали творческие работы. Ребята представляют изученный материал в виде статей, сказок, рисунков, тестов, книжек, сочинений. Сочинение сказок, иллюстрации к ним, использование ИКТ – всё это характерно для детей этого возраста. Работа в группах позволила детям больше общаться, находить общее решение, радоваться успехам друзей. К замечаниям относились с пониманием, вовремя устраняли недостатки. Данная проектная работа имеет своё продолжение: учитывается дальнейшее изучение этого раздела грамматики.
(См. Приложения)
Рудаков Петр
Имя существительное.
Общее понятие.
Понятие.
Имя существительное изучается в разделе грамматики – морфологии, является частью речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи обозначают явления, существующие в объективной действительности.
Имя существительное – самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает и называет предмет и отвечает на вопросы кто? что? (друг, урок).
Общее грамматическое значение существительного – это значение предмета.
По значению существительные делятся на группы:
Существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые.
Одушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос кто?(ребёнок, сестра)
Неодушевлённые существительные называют предметы неживой природы, к ним задаётся вопрос что? (страна, земля). В произведениях художественной литературы предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ, неодушевлённые существительные употребляются как одушевлённые. К ним ставится вопрос кто? Такой приём называется олицетворением.
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные различаются не только по значению, но и по форме винительного падежа: у одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа одинакова с формой родительного падежа множественного числа (сёстры - Р.,В., сестёр), а у неодушевлённых – с формой именительного падежа множественного числа (реки- В.,И. реки).
Существительные делятся на 2 группы: нарицательные и собственные. Нарицательные имена существительные – это обобщенные наименования однородных предметов, явлений, действий, состояний (дерево, земля).
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются собственными. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов, пишутся с большой буквы (Москва, Иванов Иван).
В предложении (синтаксические признаки) имена существительные выступают в основном в роли подлежащего и дополнения (Москва – столица России).
2. Морфологические признаки существительных – род, число, падеж и склонение (изменение по числам и падежам).
Рассмотрим подробнее первые две характеристики.
2.1. Число.
Существительные имеют два числа – единственное и множественное (урок-уроки).
Существительные в форме единственного числа обозначают один предмет, в форме множественного числа – много, несколько предметов.
По числам изменяются конкретные существительные, изменение передаётся с помощью окончаний.
Не изменяются по числам вещественные, отвлечённые, собирательные существительные и некоторые другие. Они имеют одну форму: единственного или множественного числа (сахар, молоко, молодёжь)
У отвлечённых существительных формы множественного числа могут быть образованы, если такие существительные употребляются в конкретном значении, например: радость (отвлечённое) – радости жизни (в конкретном значении «радостные события»), красота (отвлечённое) – красоты природы (в конкретном значении «красивые картины природы»).
Однако образование форм множественного числа у отвлечённых существительных возможно далеко не всегда. Так, например, является стилистической ошибкой использование выражения «партизанские движения».
Форма множественного числа у этого существительного возможна в более конкретном значении («изменение положения предмета»; движения маятника).
Формы множественного числа от вещественных существительных употребляются тогда, когда говорится о сортах или видах вещества, что бывает главным образом в профессиональной речи (смазочные масла, животные жиры, качественные стали и т.п.).
Только форму множественного числа имеют следующие существительные:
Существительные, имеющие одну форму числа, требуют от зависимых слов согласования по форме. Согласование по смыслу – нарушение литературной нормы.
2.2. Род.
Имена существительные принадлежат к одному из трех родов – мужскому, женскому или среднему, но не изменяются по родам. Род существительного можно определить, поставив к существительному слово мой (м. р.), моя (ж. р.), моё (ср. р.). Кроме того, у некоторых существительных можно определить род по значению слова, так как одни слова называют людей и животных мужского пола (отец, лев), а другие – женского (мать, львица).
Среди слов на –а (-я) имеются существительные со значением лица, которые могут быть отнесены в зависимости от пола то к мужскому роду, то к женскому: этот мастер – талантливый самоучка и эта ткачиха – талантливая самоучка. Такие слова называются словами общего рода (сирота, плакса, неряха, грязнуля, разиня, соня и др.).
У существительных, которые имеют только форму множественного числа, род не определяется (брюки, ножницы).
Род склоняемых существительных
Однако некоторые существительные могут иметь варианты (разновидности) родовых форм, например: ставень (м.р.) – ставня (ж.р.).
Многие из вариантов родовых форм существительных имеют стилистические различия: один вариант является общелитературным, другой – характерен определенному стилю речи или является устаревшим, например: фильм, м.р. (общелит.) – фильма, ж.р. (устар.). Использование таких ограниченных в употреблении форм должно быть стилистически оправдано.
Некоторые из вариантов родовых форм имеют просторечный или диалектный характер. Их в своей речи следует избегать. Примерами нарушений норм литературного языка может служить употребление в форме женского рода слов картофель, тюль, студень (закрепились в форме мужского рода) или употребление в форме мужского рода слов мышь, бандероль, мозоль (закрепились в форме женского рода).
Употребление родовых форм в современном литературном языке
Неизменяемые заимствованные существительные среднего рода, обозначающие предметы неживой природы: метро, кафе и др. Исключением является кофе – мужского рода. Несклоняемые одушевлённые существительные относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола или животных (военный атташе, серый кенгуру), и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола (старая леди). Несклоняемые географические названия определяют свой род по роду нарицателного существительного, обозначающего родовое понятие (т.е. по роду слов город, река, озеро, гора, остров и т.п.): солнечный Батуми, широкая Миссисипи.
Род несклоняемых существительных
Слово иноязычного происхождения
Формы рода имён существительных выполняют и синтаксическую работу: они помогают связывать слова друг с другом, указывая, какую форму рода должны иметь зависящие от них прилагательные и глаголы.
Сарманова Александра
Неизменяемые существительные
В русском языке есть существительные, которые не изменяются по числам и падежам. Они имеют одну форму во всех падежах и числах: нет метро, к метро, в метро.
Несклоняемые существительные склонять нельзя! Несоблюдение этого правила говорит о низкой речевой культуре.
Число и падеж неизменяемых существительных можно определить в словосочетаниях и предложениях: выйти из кино, встретиться в кино; в нашем городе появилось новое кино.
Среди несклоняемых существительных есть исконно русские фамилии: Дурново, Черных, Милых, Благово.
Не склоняются также некоторые имена собственные (Марокко), и также не склоняются аббревиатуры (НЛО, МГУ, ООН, ЕГЭ).
Жили-были в волшебной стране Слова, Знаки препинания, Падежи. Все они дружили друг с другом. Но были и исключения – Несклоняемые Существит
·ельные. Бедняги: их не признавали Падежи, про них забывали Окончания. Единственной их надеждой были Имена Прилагательные, которые помогали Несклоняемым Существительным не забывать, какого они рода, числа и падежа.
И вот однажды одно из таких слов, Пальто, захотело пойти в школу. Но прежде нужно было сдать экзамены. Слово выучило все вопросы и отправилось в школу. Однако, когда очередь дошла до него, оно не смогло ответить ни на один вопрос: какого оно рода, числа и падежа? Учитель сказал: «Дружок, прости, но ты ничего не знаешь. Ты не сможешь учиться в нашей школе».
Расстроенное побрело Пальто домой. По дороге встретилось ему Имя Прилагательное Новый. Прилагательное сказало: «Что же ты голову повесил?»
«Я грущу, потому что ничего не знаю, и меня не взяли в школу», - ответило слово. «Не грусти! Я тебе помогу! Пойдем в школу вместе! Я буду помогать тебе, буду вставать в то число и падеж, в которое ты захочешь», - подбодрило его Имя Прилагательное. Так они смогли поступить в школу.
Конева Дарья
СКАЗКА О СУФФИКСЕ ИК.
Жил на свете в великой стране Русского языка маленький суффикс ИК. Он был очень добрым и милым и даже в детстве помогал всем существительным становиться добрее.
Когда о ИК вырос, то открыл собственный салон «Доброта». Там ИК со своими друзьями помогал Существительным становиться добрее и мягче. Однажды к нему пришло очень грустное и грубое, как ему казалось, Существительное ОСЕЛ. Его все обижали и поэтому он злился. Но, побыв в салоне около часа, он вышел оттуда не ОСЛОМ, а ОСЛИКОМ!
Однако у суффикса ИКа были завистники и недоброжелатели. Например, Суффикс ИЩ, который всегда клиентов салона «Доброта» делал твёрже и злее.
Однажды директор салона узнал о том, что ИЩ караулит его клиентов, и решил поговорить с ним. После разговора ИК понял, что ИЩ неисправим, и решил смириться. Но ИЩ обещал больше не строить пакости Ику, и с тех пор все стали жить дружно.
Медведева Екатерина
История о суффиксах
В стране Орфографии произошла такая история. В лагерь суффиксов прибыли новички ОВА, ЕВА, ЫВА, ИВА.
Командир построил их и сказал: «Сейчас я буду с вами беседЫвать и раскладОвать вас по глаголам. Будем рассматрЕвать все случаи. Начинаю командЫвать!»
«Ты, ОВА, становись в глагол «списОвать». ЫВА встанет в глагол «преследЫвать», ИВА - в глагол «повелИвать», ну а ЕВА в глагол «присматрЕвать».
Тут командир увидел, что новички его не слушаются и не становятся на указанные места. «Почему?» – спросил он. Тогда ОВА ответил: «Мы только что закончили шестой класс и поможем Вам правильно отдавать команды. Мы с братом ЕВА не хотим дружить с 1-м лицом глаголов и всегда убегаем от него. Если нас в 1-м лице нет - ищите в инфинитиве. Если я беседую, командую, преследую или танцую, то надо говорить и писать: беседовать, командовать, преследовать, танцевать».
А братья ЫВА и ИВА говорят: «А мы и в 1-м лице, и в инфинитиве всегда на своем месте. Я рассматриваю и буду рассматривать, я раскладываю и буду раскладывать».
Никифорова Полина
Глагольная страна
Жили-были в Стране Глаголия жители- глаголы. Жизнь у них была интересная: можно было в будущее залететь или по прошедшему времени прогуляться.
В этой стране было два народа: Первоспряженцы и Второспряженцы. В прошедшее время могли попасть только те глаголы, которые знали, какая буква при рождении у них была в инфинитиве. Вот так они жили - не тужили уже многие столетия
Но вот однажды в их мирную страну забрело войско суффиксов. Объединились тогда четыре народа: ововцы, евовцы, ывовцы и ивовцы. Началась жесточайшая война!
Вскоре после продолжительных боёв силы у обеих сторон силы начали сдавать. Тогда решили объявить перерыв ровно на один день.
Сели вечером взрослые, начали думать, как врага победить. А в это время вылез маленький глаголёнок из укрытия и увидел маленького ововца. Они играли и веселились всю ночь так долго, что даже подружились. Решили они идти домой, к глаголам, и предложить гениальную мысль – объединиться и жить в мире и согласии одним королевством.
И уже на следующий день все жители двух государств объединились, вот только забыли они, кто с каким суффиксом. Поэтому, чтобы определить, где какой суффикс, нужно было встать в первое лицо, единственное число. Этот способ придумал один мудрый Глагол Рисовать. Вначале он определил, действительно ли в него вселился суффикс, и позвал на помощь троюродного брата Рисунка. Поняв, что в него действительно вселился суффикс, проверил, какой именно. Он встал в первое лицо, единственное число, превратившись в форму Рисую.
Так, сдав экзамены на определение суффикса, глаголы стали жить своей самостоятельной жизнь.
Каракетов Руслан
Книжка «Сказка о глаголе».
Русский язык – великий, богатый, бессмертный. Но богатством надо уметь владеть. Не каждый может запомнить все правила русского языка, чтобы говорить и писать правильно.
Сегодня я хочу рассказать о привычных нам правилах совершенно в иной форме. Я представлю вам сказку о глаголе, а точнее, о его спряжении.
В одной старинной галерее,
Постичь которую не каждому дано,
Собрались все части речи нашей
И обратились в целое одно.
Родился так язык наш,
И с годами он постепенно богател
И рос, свои ученья оставляя
В некотором царстве, в глагольном государстве, в замке высоком, в краю далеком жил Король. Жизнь его была нелегка. Когда люди придумывали какой-нибудь глагол, Королю приходилось принимать начальную форму этого глагола и почти мгновенно создавать остальные формы.
Но как же выглядели сами глаголы? На самом деле – это маленькие человечки с особыми физическими способностями.
Например, если это Глагол Бегать, значит это глагол, который очень быстро бегает и одет в футболку. А если у глагола Бегать есть братья или сестры, то он превращается в глагол Бегают.
Все в королевстве шло хорошо до тех пор, пока во дворец не поступил указ от императора Русский Язык. Он заявил, что люди ошибаются в написании глагольных окончаний. И проблема эта очень даже значительная, и ее надо как-то решать. Именно тогда Глагол и создал спряжение.
Он решил создать закон, по которому каждый Глагол должен прийти в замок и оставить информацию о своем окончании, после чего ему выдадут новые майки с написанными на них окончанием и спряжением. Однако никому не хотелось идти далеко в замок ради того, чтобы просто узнать об «окончаниях». Но Король был создателем и с помощью магии заставил их повиноваться своей воле. К сожалению, были и те, кто смог ему противостоять.
Они так и остались навсегда глаголами-исключениями. Их надо знать. Вот они (см. рисунок).
Сарманова Александра
ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Здравствуйте, ребята! Мне бы очень хотелось разобраться, как правильно пишутся возвратные глаголы. А вам? Если вам это тоже интересно, предлагаю вашему вниманию мою презентацию.
-ТЬСЯ -ТСЯ
Инфинитив, что делать? 3 лицо, единственное число: что делает?
Обратите внимание! В безличных глаголах всегда пишется -тся.
А теперь давайте решим задания и закрепим эту тему.
Задание. Вставьте пропущенный знак там, где это нужно.
Он учит_ся, могут надут_ся, люблю ката_ся, разбегают_ся, надо накрасит_ся, они помирят_ся, смеркает_ся, не спит_ся.
Причёсывает – когда человек кого-то причёсывает.
Причёсываться – когда человек причёсывает сам себя.
Но! Когда ты говоришь: “Я извиняюсь”, это означает, что ты извиняешь самого себя.
Никифорова Полина
Разряды прилагательных
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Качественные прилагательные.
Качественные прилагательные называют признаки, то есть обозначают различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам (красивый, высокий и т.д.)
Относительные прилагательные.
Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета (деревянный, серебряный и т.д.)
Двусмысленные прилагательные
При употреблении прилагательных их значения могут изменяться. Так, относительное прилагательное может стать качественным, например: лисий след, то есть след лисы (притяжательное), лисья шапка, то есть шапка из лисы (относительное), но лисья хитрость – такая, как у лисы (качественное). Таким образом, одно и то же прилагательное может иметь в сочетании с разными существительными разное значение и разряд.
Примеры: каменный дом, каменное сердце; железный мост, железные нервы и др.
Шарикова Анастасия
Тест
Относительные прилагательные:
обозначают такой признак предмета, который не может в предмете быть в большой или меньшей степени.
обозначают такой признак предмета, который может быть в этом предмете в большой или меньшей степени.
обозначают принадлежность чего либо лицу или животному
Данные прилагательные являются притяжательными:
лисий след
медвежья берлога
медвежья походка
золотое кольцо
золотые руки
Выпишете из текста только качественные прилагательные и запишите их род.
Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лестного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромное вывороченные корни – рога. Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки.
(О лосе)
Запишите словосочетания, подобрав прилагательные, подсказанные рисунками.
Прочный дом
Красивый дом
Опасный след
Таинственный след
Подаренный сервиз
Любимый сервиз
Просклоняйте.
И. п. Мамина куртка, Папин шарф
Р. п.
Д. п.
В. п.
Т. п.
П. п.
Из приведённых ниже прилагательных образуйте краткую форму.
Умный - Лёгкий -
Ценный - Близкий -
Бледный - Молодой -
Красивый - Низкий -
Отметьте ряды, в которых на месте пропусков во всех словах пишется буква И.
Ситц...вый, замечат...льный.
Лягушач...й, понятл...вый.
Вещ...вой, удивит...льный.
Угодл...вый, обманч...вый.
Образуйте из данных прилагательных все степени сравнения.
Вкусный -
Длинный -
Светлый -
Мелкий -
Распределите эти слова по столбцам.
Соколи...ый, среди...ый, ути...ый, ю...ый, были...ый, витами...ый, овся...ый, стари...ый.
Н -
- НН -
Образуйте прилагательные с суффиксом -ск- от данных существительных.
Горняк, город, молодец, пират, приход, рыбак, свет, свобода, таджик, флот, швед.
От существительных образуйте прилагательные с помощью суффикса -ов- или -ев-.
Речь, лицо, сторож, ситец, парча, плащ, душ, ёж, боец, холст, перец.
Отметьте строку, где НЕ пишется во всех словах слитно.
(Не) брежный ученик, (не) трудная задача (лёгкая).
(Не) высокая, а низкая ограда, (не) лепый случай.
(Не) известное решение, (не) радостное, а грустное событие.
От данных прилагательных образуйте новые слова с помощью приставок.
Вежливый -
Милый -
Трудный -
Умный -
Отметь ряд, в котором все слова пишутся через дефис.
(корабле) строительный завод, (кожевенно) обувное производство.
(плодово) ягодные культуры, (двух) комнатная квартира.
(санитарно) гигиенические требования, (юго) западный район.
(научно) фантастический рассказ, новая (радио) аппаратура.
Заполни пропуски.
Красн...щёкий, бел...крылый, ярк...голубой, ч...рный, камыш...вый, к...зённый, х...трющий, св...нцовый, дог...рающий.
Кудинова Инесса
НЕ с прилагательными
Тут же возникает вопрос: когда писать слитно, а когда раздельно? Давайте разберемся!
НЕ + ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
СЛИТНО
РАЗДЕЛЬНО
Если слово не употребляется
без не:
невзрачный, небрежный.
Если в предложении
есть или подразумевается противопоставление:
Путь был не лёгким, а трудным. Это не серебристая ель.
Если слово с не можно заменить близким по значения словом: нездоровый – больной, невежливый – грубый.
С краткими прилагательными, которые употребляются только в форме сказуемого: не рад, не должен, не готов и др.
Если присутствуют специальные слова: отнюдь не, вовсе не, нисколько не, ничуть не.
Задание. Запишите правильно.
(Не) радостное происшествие; (не) радостное, а печальное событие: (не) личные, а профессиональные интересы; (не) культурный человек; (не) высокая ограда; (не) высокий, а низкий берег; (не) серьёзное отношение; (не) серьёзное, а весёлое лицо.
1 3 17 6 9 8Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 1Root Entry
Муниципальное образовательное учреждение
Дьяконовская средняя общеобразовательная школа
ПРОЕКТ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО
СЛОВА
Выполнили:
учащиеся 6 класса
МОУ Дьяконовской сош
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Плотникова Антонина Михайловна
х.Дьяконовский 2-й
Тип проекта : межпредметный (русский язык, литература, информатика, изобразительное искусство)
Планируемый результат : презентация детских творческих исследовательских работ (семейных книг, напечатанных с помощью компьютера)
Цель проекта :
привить любовь к русскому языку и интерес к его изучению;
научить чувствовать слово, думать над ним, искать в слове истинный смысл.
Задачи :
Вдохновить учеников на создание собственного произведения с помощью этимологических поисков, речеведческих наблюдений;
- способствовать сплочению, единению семьи;
Формировать читательскую культуру и умение самостоятельно работать с дополнительной литературой: справочной и художественной;
- развивать речь и творческие способности учеников;
- воспитывать любознательность, чуткость к красоте и выразительности русской речи;
- расширять жизненные познания, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
- научить работать с компьютером на этапе оформления собранного материала.
I ЭТАП
Разработка проектного задания.
Выбор темы
Большинству ребят трудно выбрать тему, чтобы загорелись проектной идеей. Учитель объясняет детям полезность и ценность такого рода научной деятельности для самих учащихся и их родителям на родительском собрании. Уже на первом этапе определяем, какой общественно значимый продукт станет результатом работы проектантов. Родители должны знать, что учитель – научный консультант, который призван заложить алгоритм исследовательской деятельности. Сразу определяем сроки выполнения проекта.
Сегодня для 288 миллионов человек русский язык – родной. По частоте употребления он четвёртый в мире и один из рабочих языков ООН.
Родной русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, весёлых и грустных, добрых и злых. Лев Толстой говорил: «Слово – великое дело».
Многие подростки увлечены боевиками, фантастикой, детективами, что порождает агрессивность, жестокость, грубость, ребята зачастую говорят на сленге. Как детям защитить себя от жестокости и равнодушия?
Очень важно научиться наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, научиться правильно слушать, говорить, сочинять, писать. Самый верный путь к слову – это обогащение словарного запаса. С этой целью был разработан и реализован проект «Энциклопедия одного слова».
Явные проблемы современного общества – дефицит совести, дефицит живого общения, в том числе и дефицит общения родителей и детей.
Так как 2008 год – год семьи , то мы решили приобщить к нашей работе и родителей.
Партнёрами проекта стали родители, а также учитель и библиотекарь.
Работу ребята выполняли совместно со взрослыми. Ведь ещё Лев Выгодский говорил: « В сотрудничестве, под руководством, с чьей-то помощью ребенок всегда может сделать больше и решать более трудные задачи, чем самостоятельно».
Выделение подтем в теме проекта.
Каждый шестиклассник выбрал для изучения одно слово:
Землянская Люба – слово РАДОСТЬ ;
Костомаров Алёша – слово ДОРОГА ;
Лепилина Оля – слово ЧЕЛОВЕК ;
Михеев Иван – слово СЕРДЦЕ ;
Самсонов Сергей – слово МАМА ;
Селезнёва Оля – слово РОДИНА ;
Сёмина Люба – слово СОВЕСТЬ .
Учитель вручил каждому ученику маршрутный лист (план-схему), где были указаны шаги к достижению цели, после этого ребята начали работать индивидуально, хотя каждый помогал товарищам, если во время своих поисков встречал материал к другим предложенным словам.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
ПЕРЕД ПОХОДОМ В НЕЗНАЕМОЕ
II ЭТАП
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА
На этом этапе учитель, консультирует, координирует поисковую деятельность.
Подготовка материала
Вместе с родителями дети посещали сельскую, городскую и школьную библиотеки, работали с дополнительной литературой: справочной, художественной.
С учителем работали в кабинете информатики: печатали собранные материалы. Поначалу это было сложно, работа шла медленно, никто не умел набирать и форматировать тексты. Выходили в интернет с целью сбора информационного материала по выбранному слову.
Дети работали с толковыми, фразеологическими, этимологическими, словообразовательными словарями, словарями синонимов, антонимов и другими видами словарей. Исследуя, находили и записывали историю происхождения слова, его строение и значение, слова-родственники, слова-синонимы, слова-антонимы, фразеологические обороты с ними. Юные исследователи наблюдали, как их слово живёт в русском фольклоре (в пословицах, поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, сказках, песнях), в названиях произведений литературы, картин художников.
Кроме всего ребята должны были проявить себя в речевом творчестве, так как слово живёт в их речи. Каждый из них сочинил собственное стихотворение, рассказ или сказку.
И ещё один вид деятельности – жизнь слова в иллюстрациях, в рисунках, ребусах.
III ЭТАП
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ребята изучали жизнь своего слова на сайте СЛОВАРИ в интернете, сравнивали с результатами своих находок при работе со словарями. Именно на этом этапе ребята находили для себя совершенно новую информацию, они открывали для себя целый новый мир в интересующем их направлении.
Возникло новое желание: составить кроссворд со своим словом. Корректировали свои наработки, ранжировали, выделяли главное.
Вся собранная информация нашла своё отражение в книгах, которые ребята оформляли с помощью родителей и учителя. Помогали нам также учителя-предметники: учитель информатики, учитель рисования.
IV ЭТАП
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Учитель организует презентацию проекта «Энциклопедия одного слова», разработанного учащимися.
На презентацию пригласили родителей, учителей, учащихся школы. В непринуждённой обстановке родного класса у проектантов появилась возможность получить опыт публичного выступления, проверить глубину своих знаний. Ребята рассказывали о своём вкладе в работу, зачитывают свои сообщения-отчёты, делись впечатлениями, выслушивали критические замечания.
Ребята доказывают актуальность собственного видения жизни выбранного слова, последовательность, полноту и глубину проведённого анализа с точки зрения заявленных целей и задач. На данном этапе формируется навыки конструктивного отношения к критике, умение слушать и слышать, вести дискуссию.
V ЭТАП
П
роект продолжался полгода. Была проделана большая кропотливая работа. С интересом ребята «копались» в словарях, сочиняли, рисовали, знакомились с репродукциями картин. Это был их первый проект, который вызвал гамму чувств: радость, гордость, волнение, желание познавать новое. Некоторые ребята выполняли его со «скрипом», но когда стал виден результат, то всем понравилось быть компетентными специалистами в области создания проектов.
Выполнили учащиеся 7-8 классов:
«Игра – дело серьёзное»
[Роль игры в развитии интереса к урокам русского языка]
Наумов Тарас
Вершинин Никита
Севостьянова Ксения
Факушина Анастасия
Анисимова Валерия
Руководитель проекта:
Харенко Л.В.
Красный Кут
201 4 г .
мм
Определение проблемы и
выдвижение гипотезы проекта
Положа руку на сердце, признаемся: да, уроки русского языка, безусловно, важны, их необходимость никем не ставится под сомнение, но часто ли мы приходим на них с радостью, воодушевлением, отсутствием страха получить плохую оценку? Есть ли хоть один человек, которого, мягко говоря, не приводит в некоторое смущение фраза учителя: «Сегодня у нас диктант»? А тесты ЕГЭ – кого не бросает в дрожь одна эта аббревиатура? Можно ли сделать так, чтобы все на урок русского языка шли с большим желанием, а после урока еще долго обсуждали поднятые на нем проблемы, а словарь стал бы настольной книгой каждого ученика? Если урок превратить (насколько это возможно) в игру – серьезную, заставляющую задумываться, искать ответы, обращаться к справочной литературе, повысится ли интерес к уроку или мы так и будем воспринимать его лишь как один из уроков по расписанию?
Наша гипотеза :
«Ученье с увлеченьем», чему,несомненно, будут способствовать игровые моменты на уроках русского языка в 6 и 7 классах, повысит интерес учащихся к русскому языку
Цели проекта: Проанализировав отношение учащихся 6-7 классов к урокам русского языка, разработать и провести ряд лингвистических игр на уроках, прослеживая динамику развития интереса к уроку и наблюдая за результатами проверочных работ.
З адачи проекта:
1. Определение круга проблем, наиболее значимых для учащихся. 2.Проведение анкетирования по поставленной проблеме.
3. Разработка и проведение лингвистических игр на уроках русского языка.
4. Развитие умения работать в группе, делать самостоятельные выводы.
5. Проведение итогового урока в форме «Турнира любителей русского языка».
Во что играли дети? В Чкалова, в Гагарина.
Была им жажда подвига Родиной подарена.
Они,словно папанинцы,плавали на льдине,
В песках цветы сажали, как будто сад в пустыне.
Произошли в стране большие перемены.
Играют наши дети в банкиров, в бизнесменов.
И льётся сквернословия река с телеэкрана –
И нам это не стыдно? И нам это не странно?
Одумайся,Россия, не жди от Бога чуда:
Во что играют дети, такими они будут –
Мы совершенно случайно наткнулись на эти стихи в интернете. Но они нам понравились – своими раздумьями о нас, своей заботой и беспокойством. Во что мы играем? Конечно же,как и все дети, в большинстве своем - в компьютерные игры! Взрослые постоянно нам делают замечания: понятно, они о нас беспокоятся, хотят, чтобы мы больше читали, грамотно писали, красиво говорили и проводили время на свежем воздухе. Но вместе с тем они противоречат сами себе: где же нам взять время для игры, если мы должны хорошо учиться, много знать, прилежно себя вести? Выходит, играть нам просто некогда! И тогда мы решили: будем учиться ИГРАЯ! Тогда же мы и объединились в творческую группу.
И вот с того момента предложений возникло гораздо больше: мы решили, что надо сделать так, чтоб практически каждый урок был как игра. Элементы игры на уроках русского языка у нас и прежде постоянно присутствовали. Но новое предложение заинтересовало всех, также быстро выяснилось: чтобы было не только занимательно, но и познавательно, и с пользой для дела, нужно немало потрудиться! Так роди лась тема нашего проекта: «Игра – дело серьёзное!» и были определены два наиболее проблемных на сегодняшний день для нас пути – орфоэпия и словарная работа.
Для проверки выдвинутой нами гипотезы мы провели анкетирование лицеистов шестого, седьмого и десятого классов. Ребятам мы предложили следующие вопросы:
С каким настроением вы ходите на урок русского языка?
Чем вызвано ваше плохое настроение?
Когда бывает интересно?
Что, по твоему мнению, может повлиять на повышение успеваемости по русскому языку?
Хотел ли бы ты, чтобы на каждом уроке был элемент игры?
Было опрошено 58 учащихся. Вот что мы выяснили:
Страх перед плохой оценкой портит настроение 26 учащимся. Среди причин, вызывающих интерес к уроку, равное количество голосов получили критерии «Интересная тема» и «Личность учителя». На повышение успеваемости по русскому языку, по мнению ребят, влияют все предложенные составляющие: и более подробное объяснение учителя, и самостоятельная работа, и уделение большего внимания домашним заданиям, и игровые моменты на уроке. 14 учащихся заявили о своем желании ежедневно на уроках играть, присутствия элементов игры на каждом уроке хотели бы 34 человек, о полном равнодушии к лингвистическим играм заявили 4 ученика, а о том, что «урок – вещь серьезная, и игры на нем быть не должно», думают 6 учащихся.
Это было в начале сентября. Тем интереснее посмотреть отношение к игре на уроке русского языка в середине года!
Несмотря на то, что мы – ученики 6-8 классов, мы знаем: в 1 задании ЕГЭ проверяется знание правильной постановки ударений в словах. В наших учебниках есть орфоэпический минимум , который мы должны усвоить к концу учебного года. Неправильная постановка ударения в словах является очень распространённой ошибкой. Мы попросили своих одноклассников выучить этот «Минимум» и провели проверочную работу. Конечно же, о результатах лучше было бы промолчать, количество ошибок просто, как говорят, «зашкаливало»: кому-то трудно было запомнить, кто-то и не очень старался, а для некоторых было прям-таки открытием, что слова надо произносить именно так, а не иначе. И тогда мы решили каждый урок начинать с орфоэпического лото. На это обычно уходит всего несколько минуток: мы играем парами, друг с другом за партой. На одной стороне карточки написано слово без ударения, на другой – правильный ответ. Более того, это лото мы проверяли на всех своих друзьях, родителях, знакомых. Признаемся честно: сейчас нам очень режет слух, когда мы слышим: «звОнит», «катАлог» и т.д.С пятого класса нам учитель повторяет «запоминалку»: «Тот,кто грамотен, тот говорит не «звОнит», а только «звонИт». Мальчишки-футболисты придумали свою: «Зенит» звонИт и говорит, что он всех в матче победит».
На «Ютубе» мы нашли множество интересных роликов о правильной постановке ударения, это не только помогает запомнить, как правильно произносятся слова, но и вызывает неподдельный интерес: почему именно так? Эти ролики мы просматриваем и на уроках, и на классных часах да и просто обмениваемся друг с другом. Но больше всего нас поразили результаты проверочной работы: практически все справились с тестом по орфоэпии!
Конечно же, результаты работы по орфографии у нас не такие хорошие, но и здесь прогресс на лицо! Для словарного диктанта мы взяли из орфографического минимума по 30 слов в 6 и в 7 классах, ребята учили их самостоятельно. В 360 словах шестиклассники допустили 76 ошибок, семиклассники в 750 словах -142 ошибки.
Мы завели для словарной работы тетради в косую линеечку(для первого класса), сначала все над этим просто смеялись, потом всем понравилось писать крупно, стали стараться работать над почерком, не забыли и о грамотности. По очереди на каждом уроке мы выбирали по нескольку словарных слов, каждый должен был найти их в словаре и,сверясь с каждой буковкой, записать в словарную тетрадку. Потом кто-то придумал задание: составить с данными словами рассказ. Вы думаете, это очень легко? Что ж, попробуйте придумать текст со словами «аквариум, медленный, почтальон, резиденция, сиять»! Главное, чего мы добивались: каждое слово приходилось по многу раз перечитывать и переписывать, таким образом, оно и запоминалось! Лера однажды сделала красочную презентацию: по картинке нужно было угадать слово, найти в словаре и записать в тетрадь (именно глядя в словарь, т.е. еще раз «увидя», как оно пишется!), Тарас задание усложнил: словарные диктовки он проводит в виде кроссворда, давая толкование слова, а ребята, вновь сначала найдя слово в словаре, записывают его! 12
После нескольких недель такой работы количество ошибок уменьшилось на треть!
Очень нравится нам сочинять сказки на лингвистические темы, чтобы в них отразились правила, которые мы в данный момент изучаем.Такая работа не только повышает интерес к предмету, позволяет лучше разобраться в том или ином явлении русского языка, развивает нашу речь, но и учит работать в группа А от соревнований мы всё же решили не отказываться! Теперь зачетные уроки по теме мы проводим в виде лингвистических состязаний: на группы распределяемся заранее, таким образом, каждый из нас понимает, что,не выучив материал, он не только получит неудовлетворительную оценку, но и подведет товарищей в своей группе, а этого никому не хочется. Мало этого, переживая за общий результат, мы стараемся помочь ребятам, у которых есть какие-то пробелы в знаниях и проблемы. А это уже не только помогает нам в учебе, но и делает класс сплоченней и дружней.
Подводя итог нашей работы, мы пришли к следующим выводам:
Игра на уроках русского языка способствует развитию интереса к предмету. Вот как оценили свое настроение на уроке 27 учащихся 7 класса и учащихся 6 класса:
На вопрос «Помогает ли игра на уроке в усвоении темы?» «Да!» ответили все ученики!
И самое главное - повышение успеваемости:
Начало формы
Ученик
1 четверть
(c 02.09.2013
по 01.11.2013)
2 четверть
(c 11.11.2013
по 27.12.2013)
1
Аббакумова Наталья Александровна
4
5
2
Айтанов Алмас Кайратович
3
4
9
Гуляев Максим
3
4
10
Гумерова Эмма Александровна
3
4
11
Жумагалиев Расул
3
4
12
Зулкашев Дамир Аскарович
3
4
14
Казаков Дмитрий Владимирович
3
4
15
Карпова Диана Николаевна
4
5
21
Сапишева Алина Маратовна
3
4
22
Сидоров Дмитрий
3
4
25
Филатов Илья Егорович
4
5
Самооценка
Работа над проектом была для нас не только познавательной, но и, прежде всего, интересной.
В ходе обсуждения темы проекта на первоначальном этапе мы (неожиданно для себя) выдвинули гипотезу, подтверждение которой нам самим казалось не совсем оправданным. Проведение анкетирования привело нас к мысли, что наше предположение верно. А анализ результатов проверочных работ утвердил нас в правильности подхода.
Большой объем прочитанных статей позволил всем нам заинтересоваться темой, развил интерес как у участников проекта, так и у наших одноклассников к урокам русского языка. Повышение качества знаний по предмету убедило нас в мысли, что,чем больше мы внимания уделяем дополнительным источникам, разнообразным формам работы, тем грамотнее становимся сами и пропагандируем правильность речи окружающим. Работу по данной теме необходимо продолжить, расширив круг лингвистических заданий и игр.
Мы считаем, что полностью достигли поставленной цели и реализовали задачи в полном объеме. Для более качественного результата мы постарались провести исследования как по орфоэпическому, так и по орфографическому направлениям, поэтому считаем, что результаты являются обоснованными.
Мне очень понравились задания по составлению словарной диктовки в виде кроссворда. Они помогают мне расширить мой словарный запас, узнать много нового и интересного, развивают речь.
Сложности были в умении работать в коллективе: я научился прислушиваться в большей степени к мнению одноклассников и более критично относиться к своим знаниям – они оказались на так велики, как хотелось бы и казалось.
Я учился работать не в одиночку, а в группе и понял: в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Это помогло мне по-новому взглянуть на своих одноклассников, увидеть их с интересной стороны, а также научило меня критичнее относиться к своим действиям.
Я, работая над проектом, очень увлеклась сама лингвистическими играми. Поняв, что игра способствует получению знаний не по необходимости, а по желанию самих учащихся и проходит не формально, а заинтересованно, я стараюсь выполнение домашних заданий также превратить в игру, а это помогает мне в учебе.
Трудности для меня были прежде всего в том, чтобы самостоятельно придумывать задания для семиклассников и шестиклассников: привыкнув к интернету, тяжело удержаться от соблазна не думать, а скачать уже готовый продукт.
Мне понравилось придумывать задания для своих одноклассников и делать интересные презентации, которые помогли бы им грамотнее писать.
Сложной была выработка умения самостоятельно организовывать свою работу на промежуточных этапах, когда никто тебе не давал маленьких заданий к определенному сроку, а ты должен был сам распределить свое время для проведения какого-то исследования, словарной диктовки, её проверки, чтобы на заседание рабочей группы прийти уже с какими-то результатами. Кажется, я этому научилась!
Мне понравилась работа над проектом: я узнала для себя много нового и интересного. Я и раньше увлекалась русским языком, теперь же меня заинтересовала орфоэпия: я понимаю, как много ошибок делаю, когда говорю не на уроке и никто меня исправлять не будет.
Очень сложно «переучивать» слова с ударениями, к которым ты привык, но они произносились неправильно. Но на помощь пришли «запоминалки»! Сейчас я стараюсь прислушиваться к речи окружающих и,тактично поправляя их, прививать им вкус к слову.