Территориальное устройство. Государственно-территориальное устройство России Государственного территориального деления понятие

Ипотека

Государственно-территориальное устройство – внутренняя национально-территориальная организация гос. власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, характер взаимоотношений между государством в целом и его частями, между центральными и местными органами.

Форма гос.-терр. устройства отражает: составные части внутренней структуры государства; положение этих частей и взаимоотношения этих органов; каким образом строятся отношения между центральными и местными государственными органами; в какой гос. форме выражаются интересы каждой нации.

Формы гос.-территориального устройства:

1) Унитарное государство – единое, централизованное государственное образование, представляющее собой совокупность различных административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки: на его территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, кредитная и налоговая политика; единые для всего государства высшие исполнительные, представительные и судебные органы; не имеет в своем составе других государств или государственных образований; составные части гос. суверенитетом не обладают; состоит из различных адм.-терр. единиц (провинция, округ, область); каждая из частей государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

2) сложные государства – представляют собой союз государств или состоят из обособленных государственных образований, которые имеют ту или иную степень самостоятельности:

– империи – насильственно создаваемые сложные монархические государства, во главе которых стоит правитель.

– Федеративные государства – единые государства, состоящие из нескольких государственных образований, объединяющихся для решения общих задач центральной властью. Признаки: государственное образование, входящее в состав федеративного государства, является субъектом федерации и имеет собственное административно-территориальное деление; существуют две системы высших органов власти федеральных органов и органы власти членов федерации; как правило, субъекты имеют собственные конституции, уставы, определенный суверенитет и законодательную компетенцию; как правило, наличие общефедерального гражданства и гражданства субъектов федерации; федеральный парламент всегда двухпалатный, одна из палат которого представляет интерес субъекта федерации; компетенция федерального центра и субъекта федерации разделена: исключительное федеральное ведение, исключительное ведение субъекта федерации и совместное ведение.

Принципы образования федерации: национальный; территориальный; смешанный.

– Конфедерация – гос.-правовое объединение, союз суверенных государств. Конфедерации создаются для достижения определенных ограниченных целей в пределах конкретного исторического периода.

Признаки: объединяются на основе договора; субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее; не имеют общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеют единой армии, единой системы налогов и сборов, единого государственного бюджета; предметом ведения конфедерации является небольшой, четко оговоренный договором круг вопросов; образуются те органы, которые необходимы для достижения поставленных для них целей; субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказ применять акт союзной власти; внутри конфедерации устанавливаются границы, таможни между субъектами, нет союзного гражданства.

Под формой государственного устройства принято.понимать административно-территориальную и национально-территориальную организацию, способ взаимоотношений, объем полномочий между центральной и региональной властями.

С помощью этого понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.

По этому критерию государства подразделяются на федеративные., унитарные, а иногда и на конфедеративные.

Федеративное устройство в зарубежных странах (федерализм)

Федерация - это такая форма государственного устройства, при которой государственные образования обладают определенной самостоятельностью, своим административно-территориальным делением, наличием двойного гражданства и законодательства, двухканальной системой налогов и т. п.

Республики могут иметь свои конституции, но те не должны противоречить федеральной.

Федерации делятся на национальные ц территориальные, симметричные и асимметричные!-

Признаки федеративных государств

1. К федеративным относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности. 2.

Каждый субъект федерации имеет свою конституцию, а также органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Полномочия же между федерацией и входящими в нее государственными образованиями определяются единой конституцией. 3.

Одним из обязательных элементов федерации является двухпалатная структура парламента. 4.

В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. 5.

Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны. 6.

Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом, правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в международных отношениях.

Виды зарубежных федераций

В зависимости от роли национального (лингвистического) фактора в определении структуры федерации различаются федерации на территориальной основе (США, Австралия, Англия. ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на национальной основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) и на смешанной национально-территориальной основе (Швейцария, Канада).

В теории конституционного права иногда проводится различие между так называемыми конституционными федерациями (США, Канада, Бразилия) и договорными (Швейцария, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты); между централизованными (например, Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих конституций и гражданства) и децентрализованными (США, ФРГ, Швейцария).

Распределение компетенции в отношениях между федерациями и их субъектами

Предметы ведения федерации и ее субъектов - круг конституционно зафиксированных вопросов, по которым в зависимости от формы правления государства соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны принимать решения.

В федеративных государствах конституции обычно устанавливают три вида предметов ведения: 1) предметы исключительного ведения федерации; 2) предметы совместного ведения федерации и ее субъектов; 3) в конституциях ряда стран (США, Австрия) установлен так называемый принцип остаточной компетенции, в соответствии с которым все вопросы, не отнесенные конституцией к исключительному ведению федерации (или совместному ведению), составляют предмет ведения субъектов фе- дераци и.

Конституции ФРГ и США допускают возможность перераспределения предметов ведения путем обычного федерального закона.

Еще по теме Государственно-территориальное устройство:

  1. § 1. Понятие и предмет государственного права Российской Федерации как отрасли права
  2. Раздел VI ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
  3. Тема 15. Конституционные основы государственно-территориального устройства зарубежных стран
  4. 5.4. Административно-территориальное устройство государства
  5. 18.5. Административно-территориальное устройство и национальная автономия в КНР
  6. Глава 16. Организация государственной власти и управления БАССР
  7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КИЕВСКОЙ РУСИ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т. е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями Безруков А.В. Конституционная модель разделения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации // Рос. юрид. журн. 2001. № 3..

Государственная территория - часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и в пределах которого оно осуществляет свое территориальное верховенство.

Территория - неотъемлемый признак государственности, пространственный предел государственной власти. Конституция устанавливает, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию в рамках Государственной границы.

Государство распоряжается своей территорией. Территориальное верховенство - это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории.

Однако использование государством своей территории не является юридически неограниченным. Государство обязано распоряжаться территорией только в интересах проживающего на ней населения.

Территория Российской Федерации включает в себя территории ее 89 субъектов. Каждый субъект Федерации обладает собственной территорией, которая является неотъемлемой частью территории Российской Федерации. В основополагающих актах субъектов Федерации констатируется, что их территория не может быть изменена без согласия субъекта.

Следует различать сухопутную, водную и воздушную территорию государства.

Сухопутной территорией Российского государства является вся суша, находящаяся в пределах его границ.

Форма государственного устройства - это национально-территориальная организация государственной власти, характеризующаяся принципами взаимосвязи отдельных составных частей государства и их органов власти между собой и государством в целом.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства -- конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Форма государственного устройства показывает:

  • - из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  • - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;
  • - как строятся взаимоотношения между центральными и местными государственными органами;
  • - в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме государственного устройства государство может быть унитарным (простым) и федеративным (сложным).

Унитарная форма государственного устройства является преобладающей (Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания, Нидерланды, Португалия, подавляющее большинство стран Латинской Америки и Африки, Лаос, Таиланд, Япония и ряд других стран). Основные признаки:

  • - единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны без каких-либо изъятий и ограничений;
  • - единая система высших органов государственной власти;
  • - единое гражданство;
  • - единая система права;
  • - единая судебная система;
  • - территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью.

Присущая унитарным государствам централизация может проявляться в разных формах и в разной степени. Различия в степени и формах контроля со стороны центральной администрации над местными органами самоуправления дают определенные основания для деления унитарных государств на централизованные (Франция, Турция, Япония) и децентрализованные (Великобритания, Новая Зеландия). В настоящее время существует несколько унитарных государств, которые характеризуются наличием административной автономии для некоторых структурных подразделений территории (Шотландия и Северная Ирландия в Великобритании, области Италии, Аландские острова в Финляндии и др.).

Унитарное государство -- это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении -- центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.

Федеративная форма государственного устройства в отличие от унитарной сложна и многолика и в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Федерация является достаточно распространенной формой государственного устройства (США, Канада, Республика Аргентина, Бразилия, Республика Венесуэла, Мексиканские Соединенные Штаты, ФРГ, Австрия, Индия, Федерация Малайзия и др.)

Федерация - сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.

Характерные признаки:

  • - территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого и состоит из территорий субъектов федерации;
  • - субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью (имеет право принятия собственной конституции);
  • - субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов;
  • - субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему;
  • - наличие двойного гражданства (союза и соответствующего государственного образования);
  • - двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм)

Федеративная форма в молодых государствах отличается высокой степенью централизации.

В некоторых зарубежных странах в том или ином виде существует административная автономия, предоставляемая их структурным подразделениям, обладающим существенными национальными, этническими, географическими или историческими особенностями (Дания, Испания, Финляндия, Португалия, Шри-Ланка, Индия). Обычно это страны с унитарной формой государственного устройства.

Общие положения об автономии устанавливаются конституциями соответствующих стран и специальными парламентскими законами.

Отличительные особенности:

  • - более широкие права, чем у муниципальных органов обычных административно-территориальных единиц;
  • - представительные учреждения и органы более самостоятельны по отношению к центральной власти, чем обычные муниципалитеты;
  • - объем полномочий значительно меньше, чем у субъектов федерации.

Федеративное государство (федерация) -- сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою "самостоятельность" и в чем они ее утратят»

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы -- законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов -- федерации в целом и ее субъектов -- вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения).

Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. 3-е. изд. исп., доп. М., 2001. 776 с..

Конфедерация -- это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств -- членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Слово “конфедерация” в переводе на русский язык означает - союз, объединение. Применительно к рассматриваемому вопросу, это означает постоянный, а чаще - временный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей политического, военного или таможенного характера. В конфедерации образуются только те органы, которые необходимы для решения общих задач в пределах делегированных им полномочий. Эти органы не обладают прямой властью над государствами, входящими в конфедерацию. Решения этих органов, хотя и принимаются по принципу единогласия, подлежат осуществлению только с согласия органов власти соответствующего государства, которому принадлежит также право нуллификации, т.е. право отказа в признании либо в применении актов союзной власти на своей территории.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства -- США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Я считаю, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него -- и к федеративному всеевропейскому государству.

ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие внутреннюю структуру государства, его территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц.

Составные части государства, так же как и государство в целом, имеют органы публичной власти, между которыми существует система взаимоотношений, урегулированных нормами конституционного права. В одних случаях географические части государства являются его административно-территориальными единицами, не обладающими какой-либо политической самостоятельностью, в других - это государствоподобные образования, обладающие собственным законодательством.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства: унитарная и федеративная.

Основное отличие между унитарным и федеративным устройством государства состоит в том, что унитарное государство - это единое и слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное же государство состоит из государствоподобных образований или даже государств, имеющих свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Составные части федерации называются субъектами федерации, и они имеют обычно свои конституции, как, например, штаты в США, земли - в ФРГ, республики в Российской Федерации или основные законы, не называющиеся конституциями, например, уставы областей, краев и автономий в РФ. Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов федерации, их полномочия и др. Система органов власти административно-территориальных единиц в унитарном государстве и их компетенция устанавливаются конституцией и законами государства.

Субъекты федерации в отличие от составных частей унитарного государства обладают широкой политической самостоятельностью, государственной автономией. Однако было бы ошибкой считать, что во всех унитарных государствах управление страной централизовано, а для федеративных государств характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны.

Формы государственно-территориального устройства предопределяются различными факторами - историческими традициями, национальным составом населения, геополитическими особенностями и др. В развитии многих государств сильное влияние на территориальное устройство оказали национальные движения в рамках многонациональных государств, автономизация в связи с языковыми, этническими моментами, борьба за независимость и др. В связи с этим одни унитарные государства объединились в федерации (США, Швейцария), а другие - превращались в федеративные. Так, унитарная Бельгия под влиянием этнических и языковых факторов совсем недавно - в 1992 году - трансформировалась в федерацию, что и было закреплено в Конституции этой страны.

Государственно-территориальное устройство может быть как симметричным, так и асимметричным.

Симметричное устройство государства характеризуется тем, что все его составные части имеют равный статус. Например, земли в Австрии и Германии, воеводства в Польше и области в Беларуси равноправны.

При асимметричном государственно-территориальном устройстве составные части государства имеют различный статус. Так, Италия делится на 20 областей, из которых пять (Сицилия, Сардиния, Трентино - Апьто - Адидже, Фриули - Венеция Джулия, Валь Д"Аоста) наделяются особыми формами и условиями автономии согласно специальным статутам, утвержденным конституционными законами (статуты других областей утверждаются обычными законами). Страна Басков, Каталония, Галисия, Андалусия и другие регионы Испании имеют широкую автономию, т. е. особый правовой статус по сравнению с другими областями страны.

Конституции государств, прежде всего федеративных, обычно содержат перечень его составных частей. В большинстве же конституций в лучшем случае указаны виды территориальных единиц. Следует также иметь в виду, что названия территориальных единиц редко свидетельствуют о правовом их статусе. Например, в Швейцарии кантон - это субъект федерации, в Люксембурге - основная политико-административная единица. В Германии община - это низовая единица в сельской местности, а в Болгарии и Польше - также и в городской. Провинции в Италии и Испании - единицы среднего уровня, в Китае - высшего, а в Пакистане, Аргентине - и вовсе субъекты федерации.

Каждому подлинно федеративному государству свойственно унитарное начало. Это начало не является противоположностью федерализму. Унитаризм и федерализм - это те две основные силы, которые действуют внутри федеративного государства и определяют его действительный облик в зависимости от преобладания одной из них. Однако ни одна из этих составляющих не теряет своего влияния полностью.

Поэтому, если исчезает унитарное начало, то федеративное государство подвергается опасности дезинтеграции, и наоборот, если нежизненным оказывается федерализм, федеративное государство превращается в полностью единое. Каждое унитарное и каждое федеративное государство имеет свои особенности, которые иногда очень существенны. Например, в таких унитарных странах, как Испания и Италия высшие территориальные единицы обладают такой государственной автономией, которой не имеют субъекты некоторых федеративных государств. Так, в Испании создано 17 региональных сообществ, четыре из них пользуются полной автономией, которая гарантирует права и интересы национальных общностей в Андалусии, Галисии, Каталонии, Стране Басков. Сицилия, Сардиния, Венеция Джулия и другие области Италии в соответствии с Конституцией этой страны имеют особые формы и условия автономии.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

В широком смысле слова автономия (греч. autos - сам и nomos - закон) в конституционном праве означает предоставление какой-либо части (частям) государства самостоятельности в решении местных вопросов. В большинстве случаев под автономией понимают особые политико-территориальные единицы, созданные с учетом национального состава и традиций компактно проживающего в них населения (Северная Ирландия в Великобритании и др.).

Автономные образования могут существовать и в унитарных, и в федеративных государствах. В мире существуют различные виды автономий. Основными являются территориальная и культурно-национальная (персональная) автономии.

Территориальная автономия создается по национальному признаку (этнотерриториальная автономия) или с учетом особенностей быта, традиций, культуры населения конкретной территории в месте компактного проживания этнических или иных групп. В зависимости от объема полномочий выделяют политическую и административную автономии. В политических автономиях действует местный орган исполнительной власти; создается местный парламент, который принимает законы, не противоречащие законодательству государства. Законы обычно могут издаваться только по вопросам местного значения. В ряде случаев автономии имеют собственную конституцию (Крым в Украине) или собственное гражданство (Аландские острова в Финляндии). В некоторых странах политические автономии обладают рядом полномочий в международных отношениях (Гренландия в Дании и др.). Административная автономия встречается реже. В таких образованиях местный представительный орган не наделен правом издавать законы, а лишь издает нормативные акты в пределах своей компетенции. От территориальных единиц, не имеющих статуса автономии, их отличает предоставление широких прав по использованию национального языка (обучение в школах, создание средств массовой информации и пр.) и учет особенностей культурных и иных традиций населения.

Культурно-национальная автономия - предоставление особых прав национальным меньшинствам, проживающим не компактно, а разрозненно, для развития и сохранения национальной культуры, традиций, языка. Для реализации этих целей автономии создают свои организации и выборные органы; они могут иметь представителя в органах государственной власти.

В настоящее время в мире растет количество автономий (например, в 2000 г. административной автономией стал Уэльс в Великобритании).

РЕГИОНАЛИСТСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Форма территориально-государственного устройства характеризует внутреннее строение государства, деление его на территориальные образования и уровень самостоятельности и полномочий этих образований.

Линии
сравнения

Унитарное государство

Федерация

Конфедерация

1. Сущность формы государственно- территориального устройства Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство. Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство. Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии.
2. Конститутивные (определяющие) решения Принимаются высшими органами власти. Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения с участием субъектов федерации. Принимаются высшими органами власти государств-участников.

3. Территория

Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром. Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке.

Отсутствие единой территории.

4. Политическая самостоятельность Административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью. Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность.
5. Конституция Единая. Союза и субъектов, верховенство конституции союза.

Государств-участников.

6. Гражданство Единое. Союзное и субъектов. Государств-участников.
7. Правовая и судебная системы Единая. Верховенство союзного законодательства, право субъектов в сфере своей компетенции принимать законодательные акты. Отсутствие единой правовой и судебной систем.
8. Международная деятельность В полном объеме: открытие посольств и представительств за рубежом, заключение межгосударственных договоров, участие в международных организациях. Субъекты могут иметь представительства за рубежом, участвовать в международных организациях, иметь научные и культурные обмены. Государства-участники осуществляют международную деятельность.
9. Право расторжения договора - Субъекты лишены права расторгнуть федеративный договор и выйти из федерации. Может быть расторгнут государствами-участниками и в одностороннем порядке.
10. Современные государства (несколько примеров) Великобритания, Дания, Испания, Италия, Швеция, Япония. Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Россия, США, Швейцария. Признаками конфедерации обладают Содружество Независимых Государств (СНГ), Европейский союз (ЕС).

Унитарное государство может быть отличаться степенью централизации власти, быть централизованным и децентрализованным (с распределением полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц).

Развернуть

ВОПРОСЫ:

1. В государстве Н. его административно-территориальные единицы не наделены политической самостоятельностью. Правительство несёт ответственность перед президентом, который избирается всенародным голосованием. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики формы государства Н. и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Найдите в приведённом ниже списке формы государственно-террито­риального устройства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Два предложения:

1) Государственное устройство страны может быть унитарным, федеративным или конфедеративным.

2) В федеративном государстве законы субъектов федерации не должны противоречить Конституции страны и федеральным законам.

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о политическом режиме.