Улучшение жилищных условий военнослужащих. Об ухудшении жилищных условий военнослужащих Как улучшить жилищные условия военнослужащему

Помощь государства

Каждый военнослужащий находится на довольствии государства. Однако, чтобы в/с и его семья получили постоянное жилье, его должны признать нуждающимся.

В Федеральном законе этот вопрос не регулируется, в тексте «О статусе военнослужащих» только ссылаются на 51 статью Жилищного кодекса РФ, которая действует на всех граждан России, в ней же и установлен основной порядок признания.

Признание военнослужащего нуждающимся в жилье

Согласно этому закону, гражданин признается нуждающимся, если:

1. Он не является ни нанимателем жилого помещения ни собственником жилого помещения, ни членом семьи того, кто нанимает или имеет в собственности жилье.

Все просто. Фактически, военнослужащему негде жить и он признается нуждающимся только исходя из этого условия. Обратите внимание, что в законе под членами семьи подразумеваются все родные, с кем проживает военнослужащий: любые родственники, дети, и конечно супруг/супруга.

2. Является нанимателем, собственником или членом семьи нанимателя, собственника, но площадь жилья на одного проживающего меньше учетной нормы ;

Для начала стоит понять – что такое учетная норма и сколько она составляет. В 50 статье ЖК РФ дается определение, возьмем из него основное:

«Учетная норма – это минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся. Устанавливается органом местного самоуправления.»

Не стоит путать учетную норму с нормой предоставления. Она утверждена для военнослужащих и составляет 18 квадратных метров жилого помещения на человека, причем независимо от региона – это количество площади, которое предоставит государство, но учетная норма рассчитывается по другому и зависит от места проживания.

Узнать ее можно на официальном сайте соответствующего региона: ввести запрос в поисковой системе «учетная норма », где «_» - ваш город/село. Если не нашли норму на населенный пункт, то ищите на официальных ресурсах области, региона, края.

Учетная норма может быть установлена отдельно в маленьком поселке и наоборот - единая цифра для всего региона. В среднем минимальное количество квадратных метров составляет 8-12, причем часто зависит от типа жилья – коммунальная или отдельная квартира. Как вы видите, это на порядок меньше нормы предоставления. Но встречаются и исключения – в Торжке эта цифра дошла до 20 квадратных метров на человека.

После того как узнаете учетную норму, посчитайте, есть ли у вас достаточно места там, где вы проживаете, разделив жилую площадь на количество проживающих. Если в собственности есть несколько объектов недвижимости, то рассчитываем просуммировав их жилую площадь. Если получилось меньше нормы – граждане признаются нуждающимся в получении жилого помещения.

3. Если жилье не удовлетворяет требованиям , обозначенными правительством РФ в постановлении от 28 января 2006 года "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Документ в интересующей нас второй главе содержит 32 пункта, среди которых: минимальная высота потолка 2,5 м; обязательное наличие лифта, если в доме больше 5 этажей; наличие естественного освещения; исправная вентиляция и другие.

Если есть служебное жилье, то все зависит от даты начала службы. Согласно 15 Федеральному закону «О статусе военнослужащих», если первый контракт заключен до 1 января 1998 года, то военнослужащий может встать в очередь на жилье, если после, то только после 20 лет выслуги.

С 2006 года военнослужащий вместо многолетней очереди может единовременную денежную выплату на приобретение жилья и распорядиться ей на свое усмотрение.

Также с 2005 года, каждый военнослужащий может стать участником НИС и купить жилье по программе военной ипотеки . Это интересно прежде всего тем, кто начал служить недавно и имеет 10-15 лет службы в запасе. С помощью такого способа – жилье можно получить для проживания сразу, не дожидаясь распределения и выслуги.

Постановка на учет

Если выполнено одно из условий, происходит постановка на учет военнослужащего как нуждающегося в жилье.

Для этого нужно написать заявление в структурное подразделение Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны - его образец найдете на официальном сайте МО. Дата отправки бланка и есть дата вступления в реестр, с этого дня военнослужащий встает в очередь на жилье. Если даты подачи у нескольких в/с совпадают, то первым получает квартиру тот, у кого больший срок службы.

После вступления в реестр вы можете отследить статус получения жилья на сайте Министерства обороны РФ в разделе «Единый реестр» . Для этого введите в форме слева свой личный регистрационный номер и код подтверждения (что вы не робот).

Исключение из учета

Чтобы вас не исключили из реестра и списков нуждающихся в жилье военнослужащих, не нарушайте условий по которым вас в него включили. Не становитесь собственником или нанимателем жилья с превышением учетной нормы даже после увольнения со службы.

Существуют также случаи признания не нуждающимся при регистрации в квартире у родственников (например у родителей). Казалось бы, квартира в любой момент может быть продана без вашего согласия, но для многих судов это не повод и есть практика исключения из реестра таких военнослужащих.

Помните, что с 2013 года есть альтернатива – ЕДВ, о котором мы писали выше. Чаще всего, этот способ обеспечения себя жильем более выгоден для в/с, чем ожидание.

Военнослужащие, получившие ведомственное жилье, не всегда готовы мириться с тем, что оно может оказаться небольшой площади, расположено в старом доме с минимальными удобствами. Ведь в процессе службы они могут завести семью, родить несколько детей, что само по себе требует перемен в жизни, в том числе расширения жилплощади.

Улучшение жилищных условий военнослужащих

Процедура постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий часто сопровождается затруднениями со сбором необходимых документов . Именно поэтому для быстрой и безошибочной их подготовки лучше обратиться за и избавить себя от досадных ошибок, неминуемо отдаляющих момент получения новой квартиры.

В последнее время государство расширило программы, направленные на приобретение для военнослужащих постоянного жилья. Была внедрена программа НИС (накопительная ипотечная система), единая денежная выплата (ЕДВ). Они позволили самостоятельно выбирать жилую площадь, стали доступны квартиры в любом регионе независимо от того, где проходит служба. При этом пропала необходимость стоять в очереди, способной находиться без «движения» длительное время, ведь программа строительства свернута, и скорость выдачи очередникам значительно снизилась.

Например, жилье для военнослужащих МО можно приобретать не только в Московской области, но и других, в том числе удаленных от столицы районах, в более тихих и уютных местах. Причем приобретаемое жилье на ЕДВ не ограничивается квартирами, служащий может купить частный дом.

Стоит ли обращаться к юристу?

Чтобы полноценно использовать предоставленные государством возможности, стоит для оформления необходимых документов, а предварительно для правовой оценки ситуации, привлечь опытного юриста. Это поможет избежать сложностей и сэкономить время. Бесплатную консультацию по этому вопросу можно получить на нашем сайте!

В жизни не редко складывается такая ситуация. Военнослужащий с составом семьи из двух человек (муж + жена) при увольнении с военной службы по организационно-штатным мероприятиям был обеспечен жилым помещением, скажем 36 кв. м., по нормам действующего законодательства.

Через какое-то время снова поступил на службу в ВС РФ. Далее у них рождается двое детей (или более) и состав семьи увеличивается с двух человек до четырех. Имеет ли право военнослужащий в такой ситуации на улучшение жилищных условий за счет средств Министерства обороны РФ?


Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76 «О статусе военнослужащих».

Согласно абз.1 п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Таким образом, из анализа ст. 15 Федерального закона усматривается, что если военнослужащий ранее был уже обеспечен жилым помещением за счет средств федерального бюджета при увольнении с военной службы по одному из льготных оснований и сейчас увольняется так же по одному из трех льготных оснований (по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиям), то право на улучшение жилищных условий у него нет. Поскольку право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.

Но такое ограничение не распространяется на военнослужащих, увольняющихся по иным основаниям. Следовательно, если военнослужащий увольняется по другим основаниям (скажем по окончанию срока контракта) и имеет выслугу более двадцати лет в календарном исчислении, то он имеет право на улучшение жилищных условий с учетом увеличения членов его семьи на два человека (при условии, что его семья обеспечена менее учетной нормы жилья на одного члена семьи, предусмотренной ст. 51 ЖК РФ).

Помимо изложенного, есть еще одно обязательное условие, которое необходимо соблюсти в такой ситуации. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого пункта 1, пунктов 13, 14, 16 - 19 настоящей статьи, а также абзацев второго и третьего пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

То есть, если военнослужащий является (являлся) участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, то он, соответственно, не будет иметь право на улучшение жилищных условий.

Таким образом, подводя черту, делаем вывод, что для получения права на улучшение жилищных условий военнослужащему необходимо соблюсти четыре обязательных условия:

1. Выслуга военной службы более двадцати лет в календарном исчислении.

2. Увольнение с военной службы происходит не по льготным, а иным основаниям (если военнослужащий не увольняется, а продолжает служить далее, это пункт можно исключить).

3. Обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

4. Не является (не являлся) участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

При соблюдении данных условий военнослужащему необходимо обратиться с заявлением в территориальные органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. И территориальный орган (региональное управление жилищного обеспечения военнослужащих) должен поставить военнослужащего в очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае получения отказа от должностных лиц необходимо в течение трех месяцев оспорить данное решение в судебном порядке.