Упражнения на род имен прилагательных. Психологические упражнения. и грамматические признаки имен прилагательных

Помощь государства

Транскрипт

1 Упражнения по теме "Имя прилагательное" Упражнение 1. Дополните предложения прилагательными. 1. Однажды зимой мы отправились в лес. В() бору было тихо. Все покрыто ()снегом. В ()воздухе носились () () пушинки. Ветви украсились ()инеем. В этом () () наряде каждая ветка казалась (). 2. Великолепен вид () леса. Все покрыто () снегом. () воздух тонок и жгуч. Снег опушил () деревья и кусты. По ним скользят () () лучи и обсыпают их () блеском. Но вот мороз 1 / 19

2 начинает сдавать, и меркнет яркость () неба. () туча заволокла горизонт. Упражнение 2. Определитьт разряд прилагательного. Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусина я кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; 2 / 19

3 чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег. Упражнение 3. Выпишите из текста словосочетания "Существительное + прилагательное". Определите разряд прилагательных. выполните морфологический разбор трех прилагательных. Овладей русской речью 3 / 19

4 Ты родной владеешь речью, бойко говоришь. Русский же язык неважно знаешь, мой малыш! Слушай потому поэта, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью хорошо владеть. Эта речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. 4 / 19

5 Скажем, к странам зарубежным держишь морем путь, Перед спутниками хочешь знаньями блеснуть В разговорах или спорах с другом иль врагом Ты воспользуешься смело русским языком! Потому ты, школьник резвый, будь прилежней впредь! Ты обязан русской речью хорошо владеть. 5 / 19

6 (И. Гришашвили) Упражнение 4. Прочитайте текст и выполните задания. 3 богатство народа его язык! <...> Меткий и Величайшее образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от 3 та одного поколения к другому, и не видна безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость... Различны эпохи, породившие пословицы. Необозримо многообразие человеческих 3 отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времени дошли до нас в этих сгустках разума радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков. <...> Издание русских пословиц, собранных на протяжении нескольких десятилетий прошлого века диалектологом и писателем В. И. Далем, послужит великому и благородному делу изучения неисчерпаемых богатств нашей отечественной 3 культуры, великого и могучего языка нашего. (По М. А. Шолохову) 1. Найдите в тексте прилагательные, относящиеся к разным разрядам. 2. Из первого абзаца выпишите словосочетания «прилаг. + сущ.», укажите род, число и падеж прилагательного. 3. Найдите случаи использования прилагательного в роли определения и в роли сказуемого (определите тип сказуемого). 4. Сделайте морфологический разбор указанных слов. 6 / 19

7 Тест по теме «Имя прилагательное» 1. Общее грамматическое значение прилагательного это: А) действие Б) признак предмета В) признак признака Г) признак действия 2. Морфологические признаки прилагательного это: А) род, число Б) род, число, падеж В) род, число, лицо Г) лицо, число 3. Синтаксические признаки прилагательного это: А) определение, сказуемое Б) определение, обстоятельство 7 / 19

8 В) определение, дополнение Г) дополнение, обстьоятельство 4. В каком ряду все слова являются именами прилагательными? А) могуч, первый, сильное, лисий Б) беспощаден, выдуман, цветной, бела В) нетерпеливый, должен, хаки, сытый Г) одетый, несчастный, злой, высказан 5. Качественные прилагательные это прилагательные, обозначающие... А) материал, из которого сделан предмет 8 / 19

9 Б) признак по его принадлежности В) признаки, указывающие на различные качества предмета 6. Укажите относительные прилагательные. А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег) Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф) В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда) 7. Укажите притяжательные прилагательные. А) весенняя (песня), зимнее (утро), добрый (мальчик) 9 / 19

10 Б) колючий (ёж), свежий (воздух), бежевый (цвет) В) ослиные (уши), волчий (след), отцов (шарф) 8. В каком ряду все прилагательные качественные? А) приморский поселок, зеленый шар, спортивная площадка Б) изумрудная зелень, правильный ответ, сложный вопрос В) плавательный бассейн, чистые руки, звонкий голос 9. В каком ряду все прилагательные относительные? 10 / 19

11 А) летняя ночь, березовый сок, оловянное кольцо Б) утренняя почта, серебряный голос, папин шарф В) малиновое варенье, малиновый берет, каменное лицо 10. В каком ряду все прилагательные притяжательные А) волчий вой, заячий тулуп, лисья речь Б) оленьи рога, рыбачий улов, бабушкин пирог В) стиральная машина, мясной бульон, лисья нора 11 / 19

12 11. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан правильный ответ: «Я снова здесь, в семье родной! Мой край задумчивый и нежный!» А) родной (ж.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.) Б) родной (ср.р.), задумчивый (м.р.), нежный (м.р.) В) родной (м.р.), нежный (м.р.) 12. Найди прилагательные, укажи их род, выбери строку, в которой дан 12 / 19

13 правильный ответ: «Ранним утром я подошёл к величественной реке. От весенней воды тянуло свежестью.» А) ранним (м.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.) Б) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.), свежестью (ж.р.) В) ранним (ср.р.), величественной (ж.р.), весенней (ж.р.) 13 / 19

14 13. Найдите прилагательное в простой сравнительной степени. А) самый быстрый Б) красивейший В) ярче Г) более лёгкий 14. Укажите прилагательное в составной сравнительной степени. 14 / 19

15 А) менее сложный Б) сложнее В) сложнее всех Г) наисложнейший 15. Найдите прилагательное в простой превосходной степени. 15 / 19

16 А) красивее Б) спокойнейший В) более громкий Г) менее тяжёлый 16. Укажите прилагательное в составной превосходной степени. А) глубже 16 / 19

17 Б) самый глубокий В) более глубокий Г) глубочайший 17. Укажите вариант без ошибки в образовании формы степени сравнения прилагательных. А. острее, менее крутой, более выше Б. длиньше, самый красивый, сладчайший 17 / 19

18 В. очень маленький, красивее, ниже всех Г. дольше, лучше, наивкуснейший 18. Укажите вариант с ошибкой в образовании формы степени сравнения прилагательных. А) самый веселый, меньше всех, более высокий Б) моложе, более белее, твердейший В) жарче всех, самый умный, тишайший 18 / 19

19 Г) чудеснейший, худший, громче всех Ответы: {loadposition user4} 19 / 19


Лекция 9. Имя прилагательное: словообразование, формообразование и словоизменение План 1.Имя прилагательное: основные сведения. 2.Словообразование имен прилагательных. 3.Формообразование имен прилагательных

Разряды прилагательных 1. Грамматический разбор На свист откликнулись десятки птичьих голосов и соловьиный раскат пронесся по зарослям. -Запишем предложение в тетрадях; - Произведем синтаксический разбор

Имя прилагательное Имя прилагательное это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые 1) обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?; 2) изменяются по родам,

Никандрова Анастасия Дмитриевна учитель русского языка и литературы Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

Банк заданий по русскому языку Класс: 6 Учитель Егорова Ирина Юрьевна Дата проведения теста 07.11.15 Тема Имя прилагательное Тема (подтема) Морфологические признаки прилагательного. Задания Как изменяются

РУССКИЙ ЯЗЫК. Лекция 9. Имя прилагательное. Ольга Владимировна Долгих, кандидат филол. наук, доцент департамента иностранных языков МФТИ. ПЛАН 1. Общая характеристика прилагательного как части речи. 2.

1 из 23 Вопросы для повторения 1) Что обозначает имя прилагательное? 2) Какие грамматические признаки можно определить у прилагательного? 3) Какую синтаксическую роль выполняет прилагательное в предложении?

Упражнения по теме "Употребление прилагательных в речи" Упражнение 1. Дайте оценку употреблению вариантных форм кратких прилагательных (за справками обращайтесь к словарям). 1) Дом как бы спит, но я знаю

МОУ «Малыгинская средняя общеобразовательная школа» Методическая разработка урока русского языка на тему: «Обобщение изученного об имени прилагательном». 4 класс материал подготовлен учителем начальных

Тема урока: «Имена прилагательные на - ий, -ья, -ье, -ьи» Цель дать общее представление об именах прилагательных на ий, -ья, -ье, -ьи. Задачи: I. Образовательная: учить детей правильному произношению,

КОНСПЕКТ урока по русскому языку в 4 классе Разработала: Кособокова Наталья Сергеевна Тема:«Обобщение знаний об именах прилагательных как части речи». Оборудование: репродукции картин художниковпейзажистов;

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

ВАРИАНТ 1 Тест 15 1 Укажи строку с именем прилагательным в форме винительного падежа множественного числа. весенние деньки весенним денькам о весенних деньках весенними деньками 2 Обозначь строку с именем

Урок русского языка в 5 классе Обобщение изученного по теме: «Синтаксис. Пунктуация» Разработала: Свитнева Елена Николаевна учитель русского языка и литературы 2014-2015 учебный год Цели урока: Обучающая:

ВАРИАНТ 10 Образец Часть 1 При выполнении заданий этой части (задания 1-8) отметь клеточку (х), номер которой соответствует выбранному варианту ответа. I I I I I 1. Укажи слово, в котором наименьшее количество

Предмет: русский язык Класс 6 Выполнила: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ 192 г. Свободного Анна Сергеевна Козлова Тема: «Разряды прилагательных» Тип урока: ОНЗ Основные цели: 1. Сформировать

Учитель Игнатьева Галина Ивановна Тема урока: Степени сравнения имён прилагательных Цель урока: РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ сравнитель ная превосход ная Степени сравнения

Филиал «Кулевчинский» МБОУ «Красивская сош» Имя прилагательное как часть речи. Разряды имен прилагательных Урок подготовлен и проведён в рамках Дня открытых дверей Самылиной Еленой Владимировной, учителем

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме Разряды имён прилагательных 2011 21 слайд Тема урока: Разряды имён прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий Технология: элементы методики

Открытый урок в 6 Б классе по теме: «Притяжательные прилагательные» Цели урока: Образовательные: -познакомить учащихся с притяжательными прилагательными, с особенностями склонения притяжательных прилагательных;

AGGETTIVI GENERE Какой? ый, ий, ой o новый, новая, новое, новые o лёгкий, лёгкая, лёгкое, лёгкие o зимний, зимняя, зимнее, зимние o молодой, молодая, молодое, молодые г, к, х (строгйи, легкий, тихий) ж,

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды прилагательных» Учебный предмет: русский язык Класс: 5 Учитель:НибоС.Ю. УМК: учебник «Русский язык.» для ОУ под редакцией С.И.Львовой Тема урока:

Тема: «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного» Цели деятельности учителя: - развивать умение точно употреблять имена прилагательные в речи; - правильно писать их родовые

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 5 класс Тема: Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Учитель: Котова Л.В. Раздел Что изучает синтаксис. Виды предложений по цели

Сочинение по картине шишкина лес в инее >>>

Сочинение по картине шишкина лес в инее >>> Сочинение по картине шишкина лес в инее Сочинение по картине шишкина лес в инее А противоположная сторона более темная. Тёмные и светлые оттенки глазури неба

«Наша Родина Россия» Цель: формировать представление у детей о России как о родной стране. Расширять представления детей о расположении нашей страны на карте. Задачи: - закрепить знания о символах нашей

Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное») Тип: урок обобщающего повторения Цели: Обучающая повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

8 класс. Контрольный тест Главные члены предложения 1 вариант А 1. Найти предложение, в котором подлежащее выражено неделимым словосочетанием: 1. Отец с сыном отправились на стадион. 2. Мокрый дождя не

СЛОВО В ТЕКСТЕ Прочитай тексты и выполни задания 1 7 Фрагмент из предисловия к сборнику пословиц и поговорок, собранных В. И. Далем. Величайшее богатство народа его язык! Тыся челетиями накапливаются и

Сандракова Наталья Сергеевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 7 Сахалинская область г. Поронайск КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Правила по русскому языку 1-4 Хочу всё знать и правильно писать! Раздел VІ СИНТАКСИС (раздел грамматики, изучающий строение предложений) 1. Что называется п р е д л о ж е н и

Открытый урок по русскому языку. 3 класс Тема. "Правописание родовых окончаний имен прилагательных". Цели. 1.Формировать навыки правописания окончаний имен прилагательных. 2.Развивать умения распознавать

Наречие как часть речи Наречие это часть речи, обозначающая признак предмета, качества или действия. Значение наречия формально выражено его неизменяемостью. Эта часть речи не обладает грамматическими

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 36 «Яблонька» Спортивное развлечение с детьми среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста Князева Е.Ю., инструктор

Тема урока: «Обстоятельство». Цели: 1)углубить знания о второстепенном члене предложения обстоятельстве;формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой

С днём матери!!! Наши мамы лучшие на свете!!! - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: - Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит. -

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. А. ШОЛОХОВА: ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ТИПОЛОГИЯ Колошиц А. Г. Белорусский государственный университет Особую ценность для научного исследования представляет язык

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Имя прилагательное часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (новогодний подарок, лисья нора, теплое утро, новые книги, осенняя пора, медвежий

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 72 комбинированного вида» Тема: «Дикие животные в зимнем лесу» (Конспект открытого занятия по развитию речи) Малясова Е.А. учитель-логопед

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС (Вариант 01 1/5) Мониторинговые исследования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Вариант 01 Инструкция по выполнению работы В работе по русскому языку две части. Выполнять задания каждой части можно

Технологическая карта урока письмо и развитие речи (предмет) Класс: 9 в Тема урока Имя прилагательное Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Цель: Систематизировать знания учащихся об имени прилагательном

Краснобаева Валентина Михайловна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 9 г. Надыма» Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым УРОК ПО ТЕМЕ «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Предмет: русский язык, 5 класс. Урок 149. Дата проведения: 5 марта 2014 года. Тема урока. Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное как часть речи» Цели: 1.Образовательные: -обобщить

Предмет: русский язык. Класс: 8. Дата: 15 ноября 2018 года Тема: Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Тип урока: урок изучения нового материала. Исаева Юлия Владимировна Цель урока: обобщение и углубление

Задание 1 Диагностическая работа (3 класс конец года) Поставь + рядом со словами, написание которых не соответствует их произношению. Задание 2 рыбка пудра сделать местный кончик буква Напиши, какими звуками

Тема: Изменение имѐн прилагательных по родам и числам. Ход урока 1. Организационный момент. Постановка целей урока. Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою

Контрольная работа по математике во 2 классе за 2014/15 учебный год Вариант 1. 1. Реши задачу: В магазине было 89 кг красных и жѐлтых яблок. За день продали 12 кг желтых и 18 кг красных яблок. Сколько

МБОУ «Большебыковская СОШ» Урок русского языка в 8 классе по теме «Виды односоставных предложений» Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Давыдова Н. В. Тема урока: Виды односоставных

Б3.Б.4 Русский язык: морфология, 1 часть Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю): Общие сведения 1. Кафедра Русской филологии 032700.62 Филология

С давних времен людям, говорящим на разных языках, приходилось общаться друг с другом.
Собеседники могут говорить каждый на своем родном языке и частично понимать друг друга, если языки похожи. В славянских странах русского 3 скорее всего как-то поймут, но в соседней Венгрии 3 — уже нет: венгерский язык совершенно не похож на русский.
Часто бывает так, что двум собеседникам помогает понять друг друга третий — переводчик. Но, во-первых, на перевод уходит лишнее время, во-вторых, он не всегда возможен.
Нередко собеседники переходят на третий язык, не родной для них обоих. В современном мире это может быть абсолютно «ничей» язык эсперанто 3 или латынь, но чаще говорят на языке, который для кого-то в мире родной. Обычно этот язык обладает бóльшим авторитетом, чем родные языки собеседников. Им может быть просто какой-нибудь распространенный язык. В современном мире языком международного общения 3 нередко выступает английский язык.

(По материалам энциклопедии «Русский язык»)

1. Выпишите из текста имена собственные.
2. Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
3. Выпишите по 2—3 примера существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
4. Есть ли в тексте разносклоняемые существительные? Выпишите их.
5. Найдите в тексте несклоняемые существительные. Определите их род.
6. Докажите, что слово русский в данном тексте используется в значении прилагательного и существительного. Приведите примеры.
7. Найдите в тексте существительные, которые не изменяются по числам. Определите их род.
8. Сделайте морфологический разбор указанных слов.

Постоянные признаки. Тестовые задания I

1. В каком ряду все слова являются именами существитель­ными?
а) растение, трое, возгорание, поле
б) каре, тире, варьете, вместе
в) натрий, карий, алюминий, всякий
г) манго, облако, древко, повидло

2. В каком ряду все существительные являются неодушевленными?
а) буйвол, воробей, зверь
б) народ, труп, студенчество
в) робот, покойник, туз
г) черт, эгоист, леший

3. В каком случае грамматические признаки существительных указаны правильно?
а) здание — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения
б) росток — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения
в) невежда — существительное, нарицательное, одушевленное, женского рода, 1-го склонения
г) ребенок — существительное, нарицательное, одушевленное, общего рода, 2-го склонения

4. У какого из выделенных в предложении существительных неправильно определены грамматические признаки: Он рощи полюбил густые, уединенье , тишину, иночь , и звезды , и луну? а) рощи — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе
б) уединенье — существительное, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе
в) ночь — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 3-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе
г) звезды — существительное, нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1-го склонения, употреблено в винительном падеже, во множественном числе

5. У какого из выделенных существительных неправильно определены грамматические признаки: Интерес к психологии человек­а помог И. В. Репину стать выдающимся портретистом ? а) интерес — существительное, нарицательное, неодушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в именительном падеже, в единственном числе, в предложении является подлежащим
б) портретистом — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением
в) Репину — существительное, собственное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в дательном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением
г) человека — существительное, нарицательное, одушевленное, мужского рода, 2-го склонения, употреблено в винительном падеже, в единственном числе, в предложении является дополнением

При определении рода имен существительных нередко возникают трудности.
Запомните:

мужской род женский род средний род
зал бандероль повидло
погон босоножка контральто
рельс вуаль монисто
тюль мозоль чучело
шампунь туфля щупальце

Некоторые существительные имеют равноправные варианты форм рода (ставень — ставня, вольер — вольера) .

Упр. 2. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.

Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, бандероль, вермишель, вуаль, фасоль, гастроль, туш, тушь, кадриль, табель, гантель.

Род несклоняемых существительных

Род несклоняемых существительных иноязычного происхождения определяется следующим образом.
К мужскому роду относятся существительные, являющиеся:
а) наименованиями лиц мужского пола (например, атташе, кутюрье, денди );
б) названиями животных (например, пони, кенгуру, шимпанзе ), искл.: цеце (ж. р.);
в) существительное кофе (ср. р. сущ. кофе допустим только как разговорный вариант).
К женскому роду относятся существительные — названия лиц женского пола (например, леди, фрау, мадам ).
К среднему роду относятся существительные — названия предметов (например, пальто, кино, меню, такси и т. д.).
Род имен собственных и некоторых нарицательных существительных определяется по общему наименованию. Например: Тбилиси (город) — м. р., Миссисипи (река) — ж. р., Онтарио (озеро) — ср. р., а также иваси (сельдь) — ж. р., салями (колбаса) — ж. р. Некоторые существительные употребляются только в форме множественного числа, в соответствии с чем согласование с другими словами осуществляется по форме числа. Например: жалюзи — горизонтальные, вертикальные жалюзи.
Род сложносокращенных слов, как правило, определяется по роду ведущего слова. Например: СКВ (свободно конвертируемая валюта) — ж. р., роно (районный отдел народного образования) — м. р.

Упр. 3. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.

1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.

Упр. 4. Подберите определение к следующим несклоняемым существительным, укажите их род. Мотивируйте свой ответ.

Такси, бра, депо, пари, Миссури, какаду, какао, крупье, пенсне, метро, пальто, фойе, пари, алиби, бюро, кафе, конферансье, СНГ, рефери, цеце, Сочи, алоэ, шоу.

Употребление форм числа имен существительных

Существительные мужского рода, оканчивающиеся на согласный, в именительном падеже множественного числа имеют, как правило, окончание -ы (-и-) : юристы, ключи, заводы. Однако целый ряд подобных существительных мужского рода во множественном числе оканчивается на ударное -а- (-я-) : дома, вечера.
Запомните:

окончание -ы (-и )
имеют слова:
окончание -а (-я) имеют слова:
бухгалтеры рапорты адреса округа
выборы редакторы векселя ордера
договоры ректоры директора отпуска
инженеры секторы доктора паспорта
инструкторы слесари катера повара
кондукторы торты кителя погреба
конструкторы фронты колокола профессора
лекторы шоферы кузова сорта
офицеры цехи купола штемпеля

Между формами множественного числа существительных мужского рода могут также наблюдаться и смысловые различия:
корпусы (туловища) — корпуса (здания, войсковые соединения);
лагери (общественно-политические группировки) — лагеря (спортивные, туристические, военные);
поясы (географические) — пояса (части одежды);
ордены (монашеские, рыцарские, масонские) — ордена (награды).
Равноправных вариантов существительных мужского рода множественного числа в русском языке очень мало. К ним относятся, например, формы тракторы — трактора, прожекторы — прожектора, крейсеры — крейсера, годы — года и некоторые другие.

Упр. 5. От существительных образуйте нормативные формы именительного падежа множественного числа.

Адрес, бухгалтер, директор, договор, год, инженер, кондуктор, катер, корпус, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

Упр. 6. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного.

1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... . 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.

Употребление падежных форм
имен существительных

Особые трудности возникают при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
Запомните: нормативными среди существительных мужского рода являются следующие формы:
пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок,
но (внимание!): пара носков
купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов
несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген
несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров
оказаться среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган
отряд гусар, драгун, партизан, солдат
оказаться среди бедуинов, бушменов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов
отряд гардемаринов, минеров, саперов
Нормативными среди существительных женского рода являются следующие формы:
несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простЫнь (простыней), туфель
несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей
Нормативными среди существительных среднего рода являются следующие формы:
блюдец, полотенец, яблок, коленей
Запомните: у существительных, которые употребляются только во множественном числе, нормативными являются следующие формы:
нападок
потемок
будней
заморозков
граблей
сумерек
лохмотьев
яслей

Упр. 7. От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.

Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.

Упр. 8. Выберите правильный вариант окончания существительного.

1) Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти (гектар, гектаров). 2) В нашем классе учатся несколько (якут, якутов) и (туркмен, туркменов). 3) В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных (доль, долей). 4) В домашней обстановке в простой гимнастерке без (погон, погонов) молодой человек не производил впечатления строевого офицера. 5) В галантерейном магазине имеется большой выбор (чулок, чулков) и (носок, носков). 6) Поставлен новый электросчетчик на 10 (ампер, амперов).

Тестовые задания II

1. Какое существительное относится к мужскому роду?
а) контральто
б) мышь
в) тюль
г) мозоль

2. Какое существительное относится к женскому роду?
а) толь
б) бандероль
в) бра
г) лебедь

3. Какое существительное относится к среднему роду?
а) кофе
б) конферансье
в) повидло
г) плакса

4. В каком варианте представлены равноправные варианты?
а) рельс — рельса
б) ставень — ставня
в) фильм — фильма
г) туфель — туфля

5. В каком варианте род существительных указан неправильно?
а) шимпанзе (м. р.)
б) ООН (м. р.)
в) кафе (ср. р.)
г) атташе (м. р.)

6. B каком варианте род существительных указан неправильно?
а) Осло (м. р.)
б) алиби (ср. р.)
в) кимоно (ж. р.)
г) вуаль (ж. р.)

7. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) договор...
б) вексель...
в) паспорт...
г) профессор...

8. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) бухгалтер...
б) округ...
в) парус...
г) отпуск...

9. Какое слово в форме именительного падежа множественного числа имеет окончание -А (-Я)?
а) инженер...
б) приговор...
в) торт...
г) директор...

10. В каком предложении нет нарушения правил образования форм множественного числа существительных? а) На предприятии были открыты новые цеха по переработке продукции.
б) Инструкторы по плаванию есть в каждом отряде.
в) На работу принимаются бухгалтера со стажем.
г) В машине стучат клапана.

11. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет окончание -ОВ? а) грузин...
б) армян...
в) солдат...
г) сапер...

12. В каком варианте существительное в форме родительного падежа множественного числа имеет нулевое окончание? а) узбек...
б) татар...
в) монгол...
г) грамм...

13. В каком варианте произошло нарушение правил образования форм родительного падежа существительных? а) нет осенних туфлей
б) отряд партизан
в) десять килограммов яблок
г) нет чистых блюдец

14. Какое из словосочетаний является неправильным? а) наше ПТУ
б) популярная БСЭ
в) Нововоронежская АЭС
г) заводской КБ

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

Правописание окончаний имен существительных

Чтобы не ошибиться в написании гласных е и и в окончаниях существительных, относящихся к разным типам склонения, следует помнить:

Гласная Е Гласная И
1) в д. п. сущ.
1-го скл.:
по стене, по аллее ;
2) в п. п. сущ.
1-го и 2-го скл.:
о реке, об идее, на поле, на запястье, о потребителе
1) в р., д., п. п. сущ. на -ия , и п. п. сущ. на -ий, -ие :
от станции, к станции, о станции;
о гении, в здании
;
2) в р. п. сущ. 1-го скл.: нет идеи ;
3) в р., д. и п. п. сущ. 3-го скл.:
у гавани, к гавани, к печали, о печали ;
4) в р., д., п. п. разносклоняемых сущ.:
у знамени, к племени, в пламени

Внимание: в сочетании с предлогом по в значении времени (по = после) существительное ставится в п. п .: по приезд е в город, по окончани и школы.

Упр. 9. Напишите, кому и от кого отправляются телеграммы. Используйте данные существительные.

Образец: Телеграмма от Зои Ивановны Шишковой Анне Ильиничне Осиповой.

Упр. 10. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.

1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования. 5) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 6) На конференции... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... . 7) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма.

Правописание суффиксов существительных

Особые трудности возникают при написании суффиксов существительных, различающихся гласными е и и , о и е , а также согласными ч ищ.
Запомните:

-ик- (-чик-, -ник-) -ек-
При изменении слова гласный сохраняется:
ключик (ключика), сарайчик (сарайчика)
При изменении слова гласный выпадает:
кусочек (кусочка), листочек (листочка)
-иц- (-ице) -ец- (-ецо-)
В сущ. ж. р.: метелиц а, красавиц а ;
в сущ. ср. р. с ударением до суффикса: креслице
В сущ. м. р. с беглым гласным: красавец (красавца), братец (братца) ;
в сущ. ср. р. с ударением после суффикса: письмецо
-ин-, -изн-, (-ин)ств- -ет-, -есть-, -еств-
Пишутся с буквой И:
тиши­н а, белизн а, большинств о
Пишутся с буквой Е:
нище­т а, свежесть , студенчеств о
-чик- -щик-
После согласных д, т, з, с, ж :
летчик , резчик , наладчик , перебежчик
После других согласных:
каменщик , банщик , фонар­щик
-оньк- -еньк-
После твердых согласных:
Вера — Вероньк а, лиса — лисоньк а, береза — березоньк а
После мягких согласных, шипяших гласных:
Катя — Катеньк а, туча — тученьк а, Зоя — Зоеньк а
Примечание. Суффиксов -иньк-, аньк-, -ыньк- в современном русском литературном языке нет. Исключение: баиньки, заинька, паинька.

Упр. 11. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.

-Ек-, -ик- : щенок, огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш, василек, гвоздь.
-Ец-, -иц- : брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь, капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ, хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.
-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-, -еств- : нищий, купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий, юноша, меньше, достойный.
-Чик-, -щик- : бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать, перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка, часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать, наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить, корректировка.
г) приехать из Турци...

4. В каком слове окончание И?
а) готов к отправк...
б) в глубоком ущель...
в) в усть... реки
г) в теплом помещени...

5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е?
а) узнать о постановк..., присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
б) укрыться в цитадел..., рассказ о героизм..., в легенд... говорится
в) безразличен к полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
г) держать в укрыти..., застыть в недоумени..., виднеться в поднебесь...

6. В каком слове пишется И?
а) ящич...к
б) кресл...це
в) нож...нька
г) тяж...сть

7. В каком слове пишется И?
а) Миш...нька
б) помещень...це
в) текуч...сть
г) брат...ц

8. В каком слове пишется Е?
а) помидорч...к
б) мастер...ца
в) гостин...ца
г) клубоч...к

9. В каком слове пишется Е?
а) студенч...ство
б) земля-кормил...ца
в) крив...зна
г) кузнеч...к

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, позитивные установки по отношению к детям, эмпатия.

Задачи тренинга:




Оборудование:

В тренинге используются игры разной направленности: дидактические, подвижные, пальчиковые, развивающие (память, речь внимание), отвлекающие. Для их проведения понадобятся:

Стулья по количеству участников;

Непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты)для игры «Подарки»;

Непрозрачный мешок с различными предметами для игры «Что это»;

Цветные шарики для игры «Самый быстрый»

Карточки со словами для игры «Слова из слова»;

Различные небольшие предметы по количеству участников для игры «В какой руке»;

Плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.).

Вводная беседа .

Сегодняшнее наше тренинговое занятие посвящено детству. Ведь детство – это важнейший период человеческой жизни. Воспоминания о детстве сопровождают человека и остаются главными в течение всего жизненного пути. А воспитатель почти наравне с родителями ведет ребенка за руку в детские годы. И от того, какими чувствами и эмоциями вы наполните его дни, что вы вложите в его сердце и разум - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.

Поэтому, прежде всего, детям должно быть комфортно в детском саду, чтобы они с радостью переступали порог детского сада и знали, что их там любят и ждут, чтобы здесь им было интересно. Игра – это одно из средств, с помощью которого это можно достичь.

Сегодня мы с вами постараемся почувствовать себя детьми, вспомним, как приятно и здорово играть в различные игры. Мы постараемся сохранить и принести это ощущение в свои группы, своим детям.

Тренинг.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Принимать себя и других такими, какие они есть.

3. Быть искренним.

4. Избегать оценок друг друга.

5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

6. Активное участие в происходящем.

7. Уважение говорящего.

Разминка

Цель: снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу.

Психолог: Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис». Затем каждый по очереди назовет свое имя с прилагательным и здоровается со всеми своим оригинальным образом.

2. Упражнение «Подарки»

Упражнение способствует формированию эмоционально-позитивной атмосферы и налаживанию контактов между членами группы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

3. Упражнение «Встреча».





Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу.

А теперь давайте немного поиграем.

Практическая часть.

1. Игра «Что это».

Каждый участник опускает руку в непрозрачный мешок и на ощупь отгадывает, что это за предмет. Если участников мало, ведущий может повторить эту игру несколько раз.

Каждый участник мысленно выбирает один предмет со словами, «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу», который находится в помещение и описывает его словесно. Остальные участники должны угадать, какой это предмет.

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий дает каждой команде по одному обручу и венику, после чего разбрасывает цветные шарики. Участники за отведенное время пытаются замести в свой обруч как можно больше шариков. Выигрывает та команда, которая соберет больше шаров.

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий раздает каждой команде карточку со словом (одинаковое слово для всех команд). Побеждает та команда, которая составит за определенное время больше слов.

5. Игра «Чего не стало». Ведущий расставляет на столе некоторое количество различных предметов (примерно 10-15). Участники пытаются запомнить эти предметы, после чего отворачиваются, а ведущий перемешивает предметы и убирает один из них. Участники отгадывают, какого предмета не стало. Игра повторяется несколько раз.

Участники разбиваются на пары. Каждый играющий соединяет ладони вместе, раздвинув пальцы в стороны. Один палец опускается внутрь между ладонями, а остальные складываются в замочек. Каждый из пары играющих должен угадать какой палец спрятан у его соседа.

7. Игра «В какой руке».

Участники разбиваются на пары. Первый из пары участник прячет у себя в кулаке за спиной небольшой предмет, второй должен отгадай, в какой руке предмет спрятан.

Участники садятся полукругом. Ведущий бросает мяч каждому участнику и называет какой-либо предмет. Если предмет съедобный – участник должен поймать мяч, если не съедобный – откинуть его.

9. Игра «Обведи руку»

Участникам раздаются плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.). И предлагается аккуратно обвести на листе свою ладонь. После чего участники должны вырезать и украсить эту ладонь по своему вкусу. Эту ладонь они оставляют себе на память о тренинге.

Заключение . Далее следует заключительный этап - позитивное окончание и обсуждение занятия. Во время этого этапа обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Какие чувства сейчас преобладают у участников, какие выводы они могут сделать.

На этом педагогический тренинг по теме: развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое» заканчивается.

Психолог желает воспитателям успехов в работе и приятного общения с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для воспитателей на развитие коммуникативных и игровых средств общения с детьми «Вспомним детство золотое».

Проводит педагог-психолог ГБОУ СОШ №629 ДО №2 Никулищина М.Е.

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, таких как педагогическая рефлексия, позитивные установки по отношению к детям, эмпатия.


Задачи тренинга:
1. Выработать и закрепить позитивное отношение к ребенку;
2. Развитие коммуникативных и игровых средств общения с ребенком;
3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников;
4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

Оборудование:

В тренинге используются игры разной направленности: дидактические, подвижные, пальчиковые, развивающие (память, речь внимание), отвлекающие. Для их проведения понадобятся:

Стулья по количеству участников;

Непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты)для игры «Подарки»;

Непрозрачный мешок с различными предметами для игры «Что это»;

Цветные шарики для игры «Самый быстрый»

Карточки со словами для игры «Слова из слова»;

Различные небольшие предметы по количеству участников для игры «В какой руке»;

Мяч;

Плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.).

Вводная беседа .

Сегодняшнее наше тренинговое занятие посвящено детству. Ведь детство – это важнейший период человеческой жизни. Воспоминания о детстве сопровождают человека и остаются главными в течение всего жизненного пути. А воспитатель почти наравне с родителями ведет ребенка за руку в детские годы. И от того, какими чувствами и эмоциями вы наполните его дни, что вы вложите в его сердце и разум - от этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет.

Поэтому, прежде всего, детям должно быть комфортно в детском саду, чтобы они с радостью переступали порог детского сада и знали, что их там любят и ждут, чтобы здесь им было интересно. Игра – это одно из средств, с помощью которого это можно достичь.

Сегодня мы с вами постараемся почувствовать себя детьми, вспомним, как приятно и здорово играть в различные игры. Мы постараемся сохранить и принести это ощущение в свои группы, своим детям.

Тренинг.

Мы начинаем наше тренинговое занятие. Любое тренинговое занятие имеет правила.

1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Принимать себя и других такими, какие они есть.

3. Быть искренним.

4. Избегать оценок друг друга.

5. Все, что делается в группе, делается на добровольных началах.

6. Активное участие в происходящем.

7. Уважение говорящего.

Разминка

1.Игра «Имя + прилагательное». Цель: снятие эмоционального напряжения и настрой на дальнейшую работу.

Психолог: Предлагаю подобрать по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение. Например: «Гениальный Геннадий, активный Анатолий, буйный Борис». Затем каждый по очереди назовет свое имя с прилагательным и здоровается со всеми своим оригинальным образом.

2. Упражнение «Подарки»

Упражнение способствует формированию эмоционально-позитивной атмосферы и налаживанию контактов между членами группы. Ведущий заранее готовит игровой материал: непрозрачный пакет и чистые полоски бумаги (билеты). Если группа большая (более 12 человек), каждому игроку желательно дать не более двух билетов; если маленькая, можно раздать по три билета. На каждом билете игроки записывают качество, которое они больше всего ценят в людях. Этого никто другой не видит. После этого билеты сворачиваются трубочкой и укладываются в пакет. Ведущий перемешивает все билеты. Все садятся в круг, а стул с пакетом ставят в центр круга. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать и отдать тому, кто, по его мнению, обладает данным качеством. Получивший «подарок» про себя читает его, благодарит, затем сам выбирает билет и дарит его какому-нибудь участнику, и т.д. Упражнение не должно выполняться в условиях полного молчания. Необходимо стимулировать шутки, веселье. Можно следить за тем, чтобы передача «подарков» не сконцентрировалась в руках двух-трех игроков, иначе остальные почувствуют себя ненужными.

3. Упражнение «Встреча».

Заключительная часть разминки связана с формированием у участников внутреннего состояния, необходимого для выполнения основной части занятия. Так как основная часть занятия направлена на развитие эмоционально-положительного отношения к детям, то для активизации у членов группы детских воспоминаний, развития эмоционального восприятия, формирования «комплекса детскости» (способности взрослого человека представить себя ребенком и почувствовать яркость детского восприятия мира), предлагается упражнение «Встреча».

Воспитатели удобно устраиваются на своих местах. Они садятся полукругом, а руководитель группы встает перед ними. После успокаивающих слов: «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.
Далее он говорит: «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь в доме, в котором вы жили, когда были маленькими, вы в своей детской комнате, вспомните детали: кровать, полки, стол. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.
А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда ходили в садик. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.
После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.
После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

Когда участники группы стали свободнее и раскованнее в действиях и словах, в группе возникла дружелюбная атмосфера, разминка заканчивается. Психолог приступает к основному этапу – собственно педагогическому тренингу.

А теперь давайте немного поиграем.

Практическая часть.

1. Игра «Что это».

Каждый участник опускает руку в непрозрачный мешок и на ощупь отгадывает, что это за предмет. Если участников мало, ведущий может повторить эту игру несколько раз.

2. Игра «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу».

Каждый участник мысленно выбирает один предмет со словами, «Я по улице хожу, угадай, на что гляжу», который находится в помещение и описывает его словесно. Остальные участники должны угадать, какой это предмет.

3. Игра «Самый быстрый» или «Бешеный веник»

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий дает каждой команде по одному обручу и венику, после чего разбрасывает цветные шарики. Участники за отведенное время пытаются замести в свой обруч как можно больше шариков. Выигрывает та команда, которая соберет больше шаров.

4. Игра «Составь слова из слова».

Участники разбиваются на 2 команды. Ведущий раздает каждой команде карточку со словом (одинаковое слово для всех команд). Побеждает та команда, которая составит за определенное время больше слов.

5. Игра «Чего не стало». Ведущий расставляет на столе некоторое количество различных предметов (примерно 10-15). Участники пытаются запомнить эти предметы, после чего отворачиваются, а ведущий перемешивает предметы и убирает один из них. Участники отгадывают, какого предмета не стало. Игра повторяется несколько раз.

6. Игра «Какого пальчика не стало».

Участники разбиваются на пары. Каждый играющий соединяет ладони вместе, раздвинув пальцы в стороны. Один палец опускается внутрь между ладонями, а остальные складываются в замочек. Каждый из пары играющих должен угадать какой палец спрятан у его соседа.

7. Игра «В какой руке».

Участники разбиваются на пары. Первый из пары участник прячет у себя в кулаке за спиной небольшой предмет, второй должен отгадай, в какой руке предмет спрятан.

8. Игра «Съедобное - не съедобное»

Участники садятся полукругом. Ведущий бросает мяч каждому участнику и называет какой-либо предмет. Если предмет съедобный – участник должен поймать мяч, если не съедобный – откинуть его.

9. Игра «Обведи руку»

Участникам раздаются плотные листы бумаги, ножницы, клей, а также средства украшения (блестки, бисер, пайетки, карандаши, фломастеры, краски и т.д.). И предлагается аккуратно обвести на листе свою ладонь. После чего участники должны вырезать и украсить эту ладонь по своему вкусу. Эту ладонь они оставляют себе на память о тренинге.

Заключение . Далее следует заключительный этап - позитивное окончание и обсуждение занятия. Во время этого этапа обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Какие чувства сейчас преобладают у участников, какие выводы они могут сделать.


На этом педагогический тренинг

Разделы: Начальная школа

При составлении системы упражнений, я опиралась и руководствовалась классификацией упражнений, предложенной Г.Н.Приступой. В данной классификации он выделяет 3 типа упражнений в зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся: упражнения аналитические, упражнения аналитико-синтетические и синтетические упражнения.

Аналитические упражнения

Задание 1 . Прочитайте текст. Найдите в тексте и подчеркните имена прилагательные, сосчитайте их и запишите цифрой, сколько их.

Рябин.
Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо – рябину. Люблю ее перистые зеленые листочки, которые шелестят даже при легком ветерке. Есть что-то веселое, радостное, русское в этом деревце. В народных песнях часто употребляется рябинушка.

Задание 2 . Внимательно прочитайте родственные слова. Выпишите имена прилагательные.

Синий, синеть, синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелый, бесстрашный, бесстрашие; трусость, трусить, трусливый.

Задание 3 . Послушайте стихотворение (можно прочитать два раза). Определите, сколько имен прилагательных употребляется в этом стихотворении.

Мы любим край родной.
Шумят в лесу осины, березы и дубы,
И просятся в корзины малины и грибы.
Хорошая погода, веселые деньки…
Отправимся в походы, наденем рюкзаки.
Манит, зовет в дорогу родной чудесный край.
Дорог хороших много, - любую выбирай.
Пройдем тропой гористой и чащею лесной.
Мы юные туристы, мы любим край родной.
(Н.Найденова)

Задание 4. Послушайте текст. Назовите прилагательные, которые вы запомнили.

Храбрый еж.
Был в лесу старый пень, там в дупле колючий еж устроил гнездо. Жарким днем он спал, а поздним вечером выходил на охоту. Однажды летним вечером еж проснулся и пошел искать пищу. Вдруг он увидел пятнистую змею. Змея зашипела и бросилась на ежа. Еж разорвал змею.

Задание 5. Прочитайте имена прилагательные. Выпишите имена прилагательные в такой последовательности: обозначающие цвет предмета; обозначающие вкус предмета; обозначающие материал, из которого сделан предмет; обозначающий форму предмета; обозначающий величину предмета.

Сладкий, шерстяной, голубой, кирпичный, круглый, большой, маленький, бумажный, горький, лиловый, квадратный, высокий, кислый, треугольный, низкий, красный, железный.

Задание 6 . Спишите словосочетания. Определите и укажите род имен прилагательных. Помните, род имен прилагательных зависит от рода имен существительных.

Ясный день, ясная погода, ясное небо; ранняя прогулка, раннее утро, ранний час; хороший человек, хорошая девочка, хорошее настроение

Задание 7. Прочитайте предложения. Выпишите имена прилагательные в три столбика: мужской род, средний род, женский род.

Полынь – горькое на вкус растение. По вечерам в лесу раздается громкий трубный зов лося. На опушке растет стройная молодая ель. Синее бездонное небо шатром раскинулось над нами.

Задание 8. Внимательно прочитайте предложение. Найдите в тексте имена существительные во множественном числе. Выпишите их вместе с относящимися к ним именами прилагательными.

Стояла ясная погода. Потом вдруг подул сильный ветер. Небо закрыли серые тучи. Три дня лил теплый дождь. Надвинулся густой белый туман. Утром выглянуло яркое солнце. Зеленела молодая трава. Надулись толстые почки калины и липкой березы. Пришла настоящая весна.

Задание 9. Спишите текст. Найдите в тексте имена прилагательные. Определите и обозначьте род и число.

Синие небо и свежее дыхание ветерка так и манили меня на прогулку. Я отправился в соседнюю рощу. Утренняя роса еще покрывала траву, и в воздухе чувствовалась ранняя сырость. Молодые листочки деревьев были точно покрыты лаком. Яркие весенние цветы бодро подымали свои красивые головки. На траве сверкали крупные капли росы.

Задание 10. Спишите словосочетание, поставьте имена прилагательные в нужном падеже, в скобках запишите вопросы.

Доволен (…?)(Интересная, полезная) экскурсией. Пролетал над (…?) (широкая, глубокая) рекой. За (...?) (дальняя) рощей синела (…?) (большое) озеро. Сквозь (…?) (синяя) мглу можно было разглядеть (…?) (светлое) ленту (…?) (горная) речки.

Аналитико-синтетические упражнения

Задание 11 . Прочитайте имена прилагательные. Подумайте и запишите, какие из этих признаков можно отнести к лисице, а какие – к белочке.

Веселая, пугливая, ловкая, жадная, хищная, хитрая.

Задание 12 . Сгруппировать предметы по противоположным свойствам:

День светлый, а ночь …………… . Река глубокая, а ручеек ……………… . Арбуз сладкий, а перец …………………;

Задание 13 . Распространите текст путем вписывание в него пропущенных прилагательных, которые даются.

Дельфины – это самые…….морские животные. ……..дельфины выступают в ……. Цирках. Они прыгают через обруч, танцуют ……. вальс, катают на своей спине дрессировщика. Слова для справок: дрессированные, веселый, умные, морских.

Задание 14 . Образовать прилагательные от слов, которые выделены в вопросах, и записать словосочетания с этими прилагательными. Запишите словосочетания в тетрадь.

Как называется полочка для книг ?, Как называют маму за доброту ?, Как называют варенье из вишни ?

Задание 15 . Составить предложение из отдельных слов, записанных на доске, с употреблением имен прилагательных, которые даны в начальной форме.

Выглянуло, после, жаркое, дождя, бурного, солнце, короткого .

(После короткого бурного дождя выглянуло жаркое солнце. )

Задание 16 . Спишите текст, пользуясь таблицей (см. страницу 49), вместо вопросов впишите словосочетание черное золото , обозначьте падеж, подчеркните окончание у прилагательного черный .

Черное золото
Ты, конечно знаешь, что такое черное золото? Это драгоценный металл желтого цвета. А слыхал ли ты (о каком?) ….. ……? (каким?) …………… называют нефть. Такое название (какому?) ……. дали недаром. Без (какого?)…………. остановились бы автомобили на дорогах, а в полях не могли бы работать тракторы. Золото (какое?) ………… - это богатство нашей страны.

Задание 17 . Спишите, употребите имена прилагательные в скобках в нужном падеже и обозначьте его. В случае затруднения пользуйтесь таблицей (см. страницу 47), окончание прилагательных выделите.

Под (легкий) порывом (знойный) ветра море улыбалось (синий) небу. Волны сбрасывали белую пену на песчаный берег с (золотистый) песком. Пена с (тихий) звуком таяла на (горячий) песке.

Задание 18. Пользуясь таблицей, запишите словосочетания весеннее солнышко, прохладный ветер, чистый воздух, ближний лес, ранний сев сначала в творительном падеже, а потом в предложном падеже единственного числа. Употребите в творительном падеже предлоги с, над, перед, за , а в предложном – о, в, на .

Например: с солнышком (каким?) весенним, о солнышке (каком?) весеннем .

Задание 19 . Допишите окончания. Ставьте к прилагательному вопрос от существительного, к которому оно относится. Окончания прилагательных и существительных подчеркните, обозначьте падеж.

(каким?) Ранним утром (Т.п.) мы уходим из дома далеко в лес. В прохладн… чист… воздухе пахнет свеж… сеном. Но вот встало солнце, и исчезли бриллианты росы. Бредем мы дальше сух… болотом. В глубок… мху нога тонет, будто в мягкой перине. Утренн… воздух напоен резк… запахом трав. На траве, заросшей душист… клевером, мы отдыхаем.
(По Г.Скребицкому)

Задание 20 . Впишите в предложения подходящие по смыслу прилагательные. Обозначьте падеж прилагательных, подчеркните безударные окончания.

Деревья покрылись … инеем. Сибирские леса богаты … зверем. Мать любила накрываться … платком.

Слова для справок: пуховый – сделан из пуха или с пухом (козьим, птичьим и т.п.), пушистый – легкий, очень мягкий, пушной – обладающий ценным мехом.

Синтетические упражнения

Задание 21 . Выписать из изучаемого в классе произведения сочетания существительных и прилагательных, указать, какие признаки обозначают прилагательные;

Задание 22 . Составить небольшие тексты и предложения по предметным картинкам (дети называют изображенный на картинке предмет и его признаки, составляют по вопросам учителя одно или несколько предложений, которые записываются на доске. Учащиеся ставят вопросы к прилагательным, затем списывают текст).

Задание 23 . Прочитайте текст. В этом тексте нет имен прилагательных. Подберите нужные по смыслу слова и запишите восстановленный текст.

Заглянуло лето в … сад, развесило на ветвях … яблоки, … груши. В лесу под деревьями лето рассадило много грибов. В … березняке – подберезовики с … корешками, в … шапочках; в осиннике – подосиновики с … шапочками. На … поляне будто цветы расцвели, раскрыли свои зонтики мухоморы.

Задание 24 . Прочитайте внимательно предложения. Подумайте и замените, где нужно, подходящие по смыслу именами прилагательными повторяющиеся слова.

Наступила ранняя весна. Зацвели ранние растения. Слышен ранний звук пастушьего рожка.

Задание 25 . Составь словосочетания, состоящие из существительных и прилагательных, имеющих такие окончания, которые даны ниже. Напишите составленные словосочетания.

-ее, -ая, -ие, -ой, -ое, -ые, -ый, -яя, -ий.

Задание 26 . Прочитай. Распространи предложения текста именами прилагательными. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.

Задание 27 . Прочитай. Какая мысль выражена в предложении? Составь текст по предложению. Напиши.

В воздухе кружилась живая сетка из мягких, пушистых снежинок.
(Д. Мамин-Сиберяк)

Задание 28 . Прочитай. Составь из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже. Напишите составленные предложения.

Закачалась, вот, ветка, еловая.

Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.

След, по ночная, тянется, белки, пороша.

Яркий, поляна, заливает, свет, лесная.

Пахнет, еловая, хвоя, сосновая, и.

Письмо и развитие речи 7 класс

Тема: Упражнения на закрепление по теме «Имя прилагательное».

Цель: конкретизировать знания уч-ся по изученной теме.

Задачи: закрепление знаний уч-ся о правописании имен прилагательных; развитие умения указывать грамматические признаки имени прилагательного;

корригировать и развивать речь, внимание, память на основе развивающих упражнений и заданий;

воспитывать положительные мотивации к учебе, к предмету.

Ход урока.

Орг. момент.

Подготовка уч-ся к уроку. Психологический настрой.

Игра «Преобразование».

От сущест-ых: родина, смородина, ремонт, календарь, шоколад, образовать имена прилагательные. (родной, смородиновый, шоколадный, ремонтный, календарный).

Что общего у этих слов?

Сообщение темы и цели урока.

Проверка домашнего задания.

Повторить правило.

Каллиграфическая минутка.

ц/ ц/ цц//ц/ц/

пшеница, месяц, огурец

У каждого месяца свои порядки.

Закрепляем то, что знаем.

1. Словарный диктант.

Запись имен прилагательных, образованных от сущест-ых (по группам).

Повторить правило об имени прилагательном.

2. Поставить словосочетания в нужном падеже.

Пассажирский вагон (Р.п.), интересный календарь (Д.п.), прекрасный день (Т.П.), высокая температура (В.п.), программный материал (Д.п.)

Какое словосочетание «лишнее»?

Выделить окончания имен прилагательных. Как проверить безударные окончания имен прилагательных? С какой частью речи согласуется имя прилагательное? Как согласуются прилагательные с сущ-ми?

Физминутка.

3. К данным существительным подобрать подходящие имена прилагательные согласовать их в роде, числе, и падеже.

С б..ссейном, с бр..гадой, на в..л..с..педе, в к..бинетах, по поч..рку, у н..с..ления. (по группам), карточки.

Письмо под диктовку.

Солнце скрылось за далеким горизонтом.

За далеким – прил., каким? Горизонтом, м.р., ед.ч., Т.п.

Зрительный диктант с грамматическим заданием.

Дописать окончания имен прилагательных. (по группам)

Засыпала звериные тропинки

Вчерашн.. разгульн.. метель,

И падают, и падают снежинки

На тих.., задумчив.. ель. (Д. Бедный)

(Рабочая тетрадь). Проверка.

Итог урока. Оценки. Д/задание: составить предложения (по группам).