«внедрение федеральной государственной информационной системы «егр загс» с использованием технологии централизованной обработки данных в органах загс магаданской области. Временный порядокрегистрации, предоставления и формирования ключевой информации и эл

Прописка

Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС) создавался во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года № 13, полномочия по реализации которого были возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

Базовая архитектура всех вновь создаваемых информационных систем (ИС) ФНС России подразумевала централизованную обработку данных. В качестве основного способа получения доступа к ЕГР ЗАГС проектировщиками было обосновано применение облачных технологий VDI с высокой степенью защищённости. Кроме того, концепцией системы «на местах» предполагалась максимальная унификация всех рабочих мест с минимумом настроек.

Таким образом, для решения стоящей перед Заказчиком задачи необходимо было создать универсальное, надежное и простое в обслуживании автоматизированное рабочее место (АРМ), которое обеспечило бы мобильность, эффективность и безопасность работы служб ЗАГС. При этом должна была предусматриваться возможность оперативного масштабирования и централизованного обновления ПО всего парка АРМ.

Компания ЭЛВИС-ПЛЮС разработала решение – универсальное рабочее место, которое идеально подходит для применения в таких информационных системах как ЕГР ЗАГС.
Этим решением стал аппаратно-программный комплекс «ЗАСТАВА-ТК» (АПК «ЗАСТАВА-ТК»), характеризующийся высокой степенью готовности при развёртывании и подключении, а также сочетающий в себе единый набор ПО для всего парка АРМ, встроенную безопасность, отказоустойчивость и отсутствие необходимости проведения настроек на местах.
Комплекс оснащён готовым к работе набором средств защиты информации и сервисом электронной подписи, функционирует без применения наложенных аппаратно-программных модулей доверенной загрузки и сертифицирован по классу КС3 ФСБ России.

Задачи, решаемые АПК «ЗАСТАВА-ТК»

  • Оптимизация использования ИТ- и ИБ-сервисов и инфраструктуры АРМ на местах.
  • Отсутствие необходимости локально управлять АРМ и поддерживать актуальный набор ПО.
  • Защита каналов удаленного доступа от АРМ к ЦОД, а также централизованный контроль и регистрация событий действий пользователей.
  • Отсутствие жесткой привязки пользователя к конкретному АРМ, гибкость и оптимальность решений идентификации и аутентификации.
  • Универсальность АРМ, быстрая замена при выходе из строя.

Архитектура системы

На объектах ЦОД заказчика размещены криптошлюзы на базе ЗАСТАВА-Офис в кластерном исполнении в режиме распределения нагрузки. На уровне ЦОД развёрнута система централизованного администрирования на базе ЗАСТАВА-Управление, позволяющая в реальном времени управлять и обновлять более 15 000 аппаратно-программных комплексов. На рабочих местах пользователей ЕГР ЗАГС установлены АПК «ЗАСТАВА-ТК» уровня защиты КС3 в соответствии с требованиями по ИБ для ЕГР ЗАГС как ГИС 1К.
Доступ к ресурсам ЕГР ЗАГС осуществляется путём установления защищенного тоннеля между АПК «ЗАСТАВА-ТК» и криптошлюзами в ЦОД. ЗАСТАВА-Управление интегрирована с системой управления учетными записями для быстрого и оптимального управления пользователями и настройками безопасности системы ЗАГС.

Преимущества от внедрения

  • Максимальная защита информационных ресурсов Заказчика в полном соответствии с действующим законодательством в условиях существующих киберугроз.
  • Сертифицированная ФСТЭК России ОС Alt Linux СПТ 7.0, обеспечивающая уровень защиты в соответствии с СВТ 4 класса.
  • Двухфакторная аутентификация в ОС.
  • IPSec VPN Застава-Клиент класса КС3.
  • Смарт-карта E-smart класса КС3 для аутентификации, ЭП и хранения ключей и сертификатов.
  • Возможность отправки событий в SIEM.
  • Электронная подпись уровня КС3.
  • Возможность выполнения целевых функций, в том числе в условиях временного отсутствия связи с ЦОД.
  • Централизованное обновление ПО АПК.
  • Подключение периферийных устройств (принтеры).
  • Интеграция с системами управления учетными записями.
  • Простота и надёжность в эксплуатации (наработка на отказ оборудования составляет 60 000 часов), использование смарт-карты увеличивает сроки службы внешних разъемов и интерфейсов АПК.
  • Гибкое масштабирование. Быстрая замена из ЗИП, не требующая настроек.

07.06.2017

На рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации депутатами нижней палаты парламента Павлом Крашенинниковым, Виктором Пинским, Михаилом Емельяновым и Юрием Синельщиковым внесен законопроект № 193498-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об актах гражданского состояния», предусматривающий наделение нотариусов правом при совершении нотариального действия запрашивать и получать сведения из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

С 1 января 2018 года планируется введение в работу Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, который будет содержать в себе сведения обактах гражданского состояния всего населения Российской Федерации.

Он придет на смену существующей системе, в которой сейчас регистрируется информация о рождениях, браках, разводах, смертях, переменах фамилии и т.д., и которая не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Основной ее недостаток состоит в том, что на территории Российской Федерации отсутствует единообразие при работе с актовыми записями. Записи актов гражданского состояния в электронном виде ведутся в локальных информационных ресурсах и в разных программах в каждом субъекте РФ. Нет единых стандартов программного обеспечения, затруднено, либо отсутствует электронное взаимодействие между территориальными органами ЗАГС. Все эти факторы не только приводят к возникновению ошибок в информации, которую используют в работе органы власти, но не дают возможности оперативного доступа к сведениям ЗАГС.

Ожидаемое создание единого и достоверного электронного ресурса, содержащего информацию о населении, составленного по единым правилам, обеспечивающего возможность полноценного межведомственного взаимодействия с органами, которые используют эту информацию в работе, должно решить эти проблемы.

О необходимости создания Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния неоднократно говорило и нотариальное сообщество. Нотариусы считают, что реестр важен, в первую очередь, в целях обеспечения стабильности и законности гражданского оборота. Также нотариат говорил и о необходимости наделения нотариусов правом при совершении нотариального действия запрашивать и получать из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния необходимые сведения.

В число сведений, необходимых для совершения нотариальных действий, входят сведения о государственной регистрации рождения, смерти, заключения и прекращения брака, установления отцовства, перемены имени, а также сведения о внесении исправлений или изменений в соответствующие акты гражданского состояния.

К примеру, в случае оформления наследственных прав станет возможным получение сведений о смерти в упрощенном порядке. Распространенная «житейская» история: после смерти наследодателя становится известно, что все его имущество завещано одному наследнику, не родственнику. Часто в таких ситуациях родственники, чувствующие себя обделенными, скрывают от наследника по завещанию и сам факт смерти, и информацию о существовании завещания. На данный момент наследник по завещанию не всегда может получить свидетельство о смерти.

В настоящее время предоставление указанных сведений нотариусу не предусмотрено нормами Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Вместе с тем, статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлено не только право нотариуса истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, но и специально предусмотрено его право истребовать сведения, содержащие персональные данные. При этом полученные нотариусом сведения и документы, необходимые ему для совершения нотариального действия, не подлежат разглашению и составляют нотариальную тайну.

Сегодня, в описанной выше ситуации, нотариус вынужден делать соответствующий письменный запрос и т.д. Процедура эта довольно длительная.

Также в настоящий момент нотариусы сталкиваются с затруднениями при необходимости проверить подлинность представленных документов, например, свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака. В частности, невозможно проверить заявленные лицом данные о том, состоит ли оно в браке.

Гражданин, планирующий продажу недвижимости, приобретенной в браке, должен получить согласие супруга/супруги на сделку. К сожалению, недобросовестные граждане могут заявить, что в браке не состоят. Таким образом, существует возможность продажи приобретенного в браке имущества без согласия супруга. Суд в дальнейшем признает сделку недействительной, и могут пострадать добросовестные покупатели.

На текущий момент в отдельных регионах, например в Москве, существуют соглашения с органами ЗАГС о доступе к базе данных. Но, к сожалению, это касается только жителей Москвы. А если, например, необходима информация из другого региона, то ее получение бывает затруднительно, либо требует значительного времени.

Как отмечает Федеральная нотариальная палата, создание Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния позволит обеспечить нотариуса достоверной информацией для совершения нотариальных действий и эффективно бороться с мошенническими схемами, к примеру, при удостоверении сделок, или оформлении наследственных прав. Аферисты не смогут, например, предоставлять фальшивые свидетельства о рождении, чтобы «подтвердить» свое родство с наследодателем.

Запрос и предоставление сведений планируется осуществлять в электронном виде, и очень важно, что законопроектом предусмотрен информационный обмен с использованием широких возможностей Единой информационной системы нотариата, которая эффективно и надежно функционирует в Системе межведомственного электронного взаимодействия. Это дает основания полагать, что обмен информацией будет происходить очень быстро, создавая для граждан высокий уровень комфорта и сокращая затраты их времени.

1. Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния представляет собой систематизированный свод документированных сведений в электронной форме, получаемых в результате государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения органами записи актов гражданского состояния иных юридически значимых действий в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния также включаются сведения о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации.

2. Ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, составление записей актов гражданского состояния и формирование сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, осуществляются на русском языке.

3. Каждая запись акта гражданского состояния, составленная в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, сведения о каждом документе, выданном компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта гражданского состояния, совершенного вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующего иностранного государства в отношении гражданина Российской Федерации, при включении в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния идентифицируются неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером.

4. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого компетентным органом иностранного государства по законам соответствующего иностранного государства совершена регистрация акта гражданского состояния, а также в случае, если такая регистрация совершена в отношении его несовершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации, либо в отношении не достигшего восемнадцати лет или ограниченного в дееспособности гражданина Российской Федерации, законным представителем которого гражданин Российской Федерации является, направляет по месту своего жительства в орган записи актов гражданского состояния или консульское учреждение Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации сведения о факте такой регистрации в порядке , установленном Правительством Российской Федерации.

Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния должны быть представлены не позднее чем через месяц со дня совершения компетентным органом иностранного государства регистрации акта гражданского состояния.

5. Порядок включения в Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния сведений о документах, выданных компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, а также состав указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Записи актов гражданского состояния, а также иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются. В случае внесения исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, ранее составленные записи актов гражданского состояния сохраняются.

7. Ведение Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния, включая формирование, сбор, хранение, обработку и предоставление информации, осуществляется в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния (далее - федеральная информационная система), функционирование которой обеспечивается в том числе в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

8. Оператором федеральной информационной системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

9. Оператор федеральной информационной системы осуществляет:

создание, эксплуатацию федеральной информационной системы и обработку содержащейся в ней информации, в том числе персональных данных;

обеспечение бесперебойного ежедневного и круглосуточного функционирования федеральной информационной системы;

защиту сведений, содержащихся в федеральной информационной системе, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";

предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

10. Правила ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния устанавливаются Правительством Российской Федерации.

11. Для государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий оператор федеральной информационной системы обеспечивает органам записи актов гражданского состояния, многофункциональным центрам предоставления государственных и муниципальных услуг и консульским учреждениям Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации доступ к Единому государственному реестру записей актов гражданского состояния и возможность составления, изменения, хранения, обработки и предоставления записей актов гражданского состояния, а также иных установленных настоящим Федеральным законом сведений с использованием информационных технологий и технических средств федеральной информационной системы в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния.

С 1 октября 2018 года все органы ЗАГС России переходят на новый формат работы в связи с вводом в промышленную эксплуатацию федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния».

ЕГР ЗАГС – это единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, . ФГИС «ЕГР ЗАГС» создана во исполнение Указа Президента РФ от 15.01.2016 года № 13 и будет являться составной частью единого федерального информационного ресурса, объединив в себе все записи актов гражданского состояния, начиная с 1926 года.

Помимо запуска ЕГР ЗАГС, до 2021 года органы ЗАГС должны перенести данные из исторических записей актов гражданского состояния в электронный формат, т.е. произвести ретроконверсию бумажных книг, начиная с 1926 года. Это позволит сформировать основу для создания реестра населения Российской Федерации. Информация из реестра нужна для того, чтобы учитывать рождение детей, призыв в армию, рассчитывать потребности в детских садах и школах, пенсионные средства при выходе граждан на пенсию, различные льготы и пособия. Более полная и четкая информация позволит экономить бюджетные средства.

Сегодня органы ЗАГС России работают в различных информационных системах, данные из которых свести воедино проблематично. Для решения этой задачи создан единый федеральный ресурс об актах гражданского состояния. ЕГР ЗАГС, позволит сотрудникам работать в онлайн-режиме, в едином облаке, по единым стандартам и правилам.

Централизованная система хранения актовых записей, составленных на территории Российской Федерации, выведет предоставление государственных услуг на совершенно новый качественный уровень. Новая система позволит:

  • онлайн доступ к ранее составленным актовым записям независимо от места их нахождения на территории Российской Федерации, который в ряде случаев необходим для совершения того или иного действия органом ЗАГС;
  • по мере включения ранее составленных актовых записей в Реестр появится возможность прямо в день обращения получить повторный документ: свидетельство или справку, даже если сама запись хранится в другом субъекте РФ;
  • осуществление проверки достоверности (уникальности) вносимых данных;
  • возможность появления новых сервисов для граждан, как, например, предоставление в личном кабинете единого портала государственных и муниципальных услуг сведений из записей актов о себе и своих несовершеннолетних детях;
  • взаимодействие всех участников системы актов гражданского состояния – органов ЗАГС разных субъектов РФ только в электронной форме;
  • представление сведений уполномоченным органам автоматизированным способом в электронном виде.

С 1 октября 2018 года государственная регистрация всех видов актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени и смерть), выдача повторных свидетельств, справок, а так же внесение исправлений в актовые записи будет осуществляться с использованием нового единого программного обеспечения – Федеральной государственной информационной системы «Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния».

Органами ЗАГС на территории Курской области успешно проведена опытная эксплуатация указанной системы, однако учитывая, что программное обеспечение единовременно вводится в промышленную эксплуатацию на территории всех субъектов Российской Федерации, возможны технические сбои системы в переходный период, что может привести к увеличению времени оказания государственных услуг органами ЗАГС.

– это единый государственный реестр записей актов гражданского состояния, созданный во исполнение Указа Президента РФ от 15.01.2016 года № 13. К Реестру уже подключено более 6350 органов по всей стране, уполномоченных на регистрацию актов гражданского состояния, сотрудниками которых являются более 14000 человек.

Ранее ЗАГСы работали в различных информационных системах, данные из которых свести воедино было проблематично. Для решения этой задачи понадобился единый федеральный ресурс об актах гражданского состояния. ЕГР ЗАГС призван упростить работу сотрудников ЗАГСов - они начнут работать в онлайн-режиме, в едином облаке, по единым стандартам и правилам. Работа с Реестром устраняет необходимость пересылки документов из одного ЗАГСа в другой, а также направления различной отчетности и статистики федеральным органам исполнительной власти.

В 2016 году полномочиями оператора ЕГР ЗАГС была наделена ФНС России. Для обеспечения нормативно-методологической поддержки данной задачи также были привлечены Минюст и Минфин.

По сути ЕГР ЗАГС - это единая облачная среда, в которой уполномоченные сотрудники органов ЗАГС, после подтверждения права доступа к системе, в режиме онлайн смогут выполнять любые действия по оказанию государственных услуг в сфере актов гражданского состояния:

  • получать доступ к ранее составленным актовым записям независимо от их места нахождения на территории РФ (в ряде случаев это необходим для совершения того или иного действия органом ЗАГС),
  • по мере включения ранее составленных актовых записей в Реестр появится возможность прямо в день обращения граждан предоставлять им повторный документ: свидетельство или справку, даже если сама запись хранится в другом субъекте РФ,
  • осуществлять проверку достоверности (уникальности) вносимых данных,
  • в единой системе присваивать уникальные номера входящим и исходящим документам для их оперативного поиска и контроля за ними,
  • взаимодействовать со всеми участниками системы актов гражданского состояния - органами ЗАГС разных субъектов РФ только в электронной форме,
  • представлять сведения уполномоченным органам в электронном виде в среде СМЭВ.

Благодаря автоматизации время оказания любой услуги в ЗАГСе сократится до 15 мин. Ничего не нужно будет заполнять - все заявления сформирует сотрудник ЗАГСа, а от гражданина потребуется лишь его подпись.

Кроме того, благодаря реестру появляется возможность предоставлять гражданам новые дополнительные сервисы. Например, предоставление в личном кабинете портала госуслуг сведений из записей актов о себе и своих несовершеннолетних детях. А с помощью мобильного приложения, отсканировав QR-код или введя номер записи, можно будет проверить подлинность свидетельства из ЗАГСа всего за несколько секунд.

Помимо запуска ЕГР ЗАГС, до 2021 года необходимо будет перенести данные из исторических записей ЗАГС в электронный формат - произвести ретроконверсию бумажных книг, начиная с 1926 года. Это позволит сформировать основу для создания реестра населения РФ. Концепция такого реестра уже принята правительством. Информация из него нужна для того, чтобы учитывать рождение детей, призыв в армию, рассчитывать потребности в детских садах и школах, пенсионные средства при выходе граждан на пенсию, различные льготы и пособия. Более полная и четкая информация позволит экономить бюджетные средства.