Военный флот США — столп американской геополитики. ВМС США: организация и боевой состав Американский морской флот

Ипотека

Ни для кого не секрет, что США имеет самый мощный и самый многочисленный флот. Но ввиду последних событий на мировой арене, администрация нового президента Дональда Трампа инициирует увеличить численность и без того достаточно сбалансированного флота.

По состоянию на июнь 2017 года боевой состав кораблей и подводных лодок ВМС США насчитывает 270 единиц и 54 - строятся или запланированы к постройке по "Тридцатилетней программе развития ВМС США". Профильные институты предлагают изменить численность, которая будет отражать американские интересы на мировой арене. Центр стратегических исследований предложил цифру 340. Министерство ВМС видит флот из 355 кораблей, а администрация Дональда Трампа - 350 единиц. В любом случае решение об изменении количества основывается на тщательном анализе. И независимо от того, насколько увеличится американский флот, в том составе как сейчас это приличные расходы, которые может позволить только Америка (ежегодно выделяется 4,6 миллиардов долларов).

состав кораблей и подводных лодок ВМС США согласно программы развития

ВМС США состоит из сбалансированного количества авианосцев, подводных лодок, боевых и десантных кораблей и вспомогательных судов.

1. Авианосцы

Боевое ядро американского флота составляют атомные авианосцы класса Нимиц. Это самые большие корабли в мире с наступательным вооружением на борту. Каждый авианосец несёт около 90 самолетов различных типов. Летом 2017 года в эксплуатацию введен новейший авианосец одноименного класса USS Gerald R. Ford (CVN-78).

2. Подводные лодки

В боевое ядро американского флота также входят атомные подводные лодки с баллистическими ракетами класса Огайо каждая из которых несёт 24 баллистические ракеты Trident С4.
Четыре подлодки этого класса преобразованы в ракетные подводные крейсеры для выполнения ударных и специальных операций. Каждый ПЛАРК несет 154 крылатые ракеты Томагавк.

Подводные лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ)
USS Henry M. Jackson (SSBN 730) USS Kentucky (SSBN 737)
USS Alabama (SSBN 731) USS Maryland (SSBN 738)
USS Alaska (SSBN 732) USS Nebraska (SSBN 739)
USS Nevada (SSBN 733) USS Rhode Island (SSBN 740)
USS Tennessee (SSBN 734) USS Maine (SSBN 741)
USS Pennsylvania (SSBN 735) USS Wyoming (SSBN 742)
USS West Virginia (SSBN 736) USS Louisiana (SSBN 743)
Ракетные подводные крейсеры (ПЛАРК)
USS Ohio (SSGN 726) USS Florida (SSGN 728)
USS Michigan (SSGN 727) USS Georgia (SSGN 729)

Новейшие ударные подводные лодки класса Вирджиния кроме вооружения дополнительно получили автономные подводные модули для групп специального назначения.

USS Virginia (SSN 774) USS Colorado (SSN 788)
USS Texas (SSN 775) USS Indiana (SSN 789)
USS Hawaii (SSN 776) South Dakota (SSN 790) - строится
USS North Carolina (SSN 777) Delaware (SSN 791) - строится
USS New Hampshire (SSN 778) Vermont (SSN 792) - планируется
USS New Mexico (SSN 779) Oregon (SSN 793) - планируется
USS Missouri (SSN 780) Montana (SSN 794) - планируется
USS California (SSN 781) Hyman G. Rickover (SSN 795) - планируется
USS Mississippi (SSN 782) New Jersey (SSN 796) - планируется
USS Minnesota (SSN 783) Iowa (SSN 797) - планируется
USS North Dakota (SSN 784) Massachusetts (SSN 798) - планируется
USS John Warner (SSN 785) Idaho (SSN 799) - планируется
USS Illinois (SSN 786) Arkansas (SSN 800) - планируется
USS Washington (SSN 787) Utah (SSN 801) - планируется

Подводные лодки класса Лос-Анджелес составляют самый многочисленный подводный флот. Первая из подлодок введена в эксплуатацию в 1976 году. 36 единиц по-прежнему в строю.

USS Bremerton (SSN 698) USS Scranton (SSN 756)
USS Jacksonville (SSN 699) USS Alexandria (SSN 757)
USS Dallas (SSN 700) USS Asheville (SSN 758)
USS San Francisco (SSN 711) USS Jefferson City (SSN 759)
USS Buffalo (SSN 715) USS Annapolis (SSN 760)
USS Olympia (SSN 717) USS Springfield (SSN 761)
USS Providence (SSN 719) USS Columbus (SSN 762)
USS Pittsburgh (SSN 720) USS Santa Fe (SSN 763)
USS Chicago (SSN 721) USS Boise (SSN 764)
USS Key West (SSN 722) USS Montpelier (SSN 765)
USS Oklahoma City (SSN 723) USS Charlotte (SSN 766)
USS Louisville (SSN 724) USS Hampton (SSN 767)
USS Helena (SSN 725) USS Hartford (SSN 768)
USS Newport News (SSN 750) USS Toledo (SSN 769)
USS San Juan (SSN 751) USS Tucson (SSN 770)
USS Pasadena (SSN 752) USS Columbia (SSN 771)
USS Albany (SSN 753) USS Greeneville (SSN 772)
USS Topeka (SSN 754) USS Cheyenne (SSN 773)

Подводные лодки класса Сивульф с ядерными энергетическими установками пришли на смену лодкам класса Лос-Анджелес в период холодной войны.

USS Seawolf (SSN 21) USS Connecticut (SSN 22) USS Jimmy Carter (SSN 23)

3. Крейсеры УРО

Ракетные крейсеры класса Тикондерога это многоцелевые корабли с наступательным и оборонительным вооружением. Они способны проводить массированные ударные операции. Эту возможность обеспечивает система Aegis. Первые пять крейсеров уже выведены из состава ВМС, однако остальные 22 получили значительные обновления.

USS Bunker Hill (CG 52) USS Cowpens (CG 63)
USS Mobile Bay (CG 53) USS Gettysburg (CG 64)
USS Antietam (CG 54) USS Chosin (CG 65)
USS Leyte Gulf (CG 55) USS Hue City (CG 66)
USS San Jacinto (CG 56) USS Shiloh (CG 67)
USS Lake Champlain (CG 57) USS Anzio (CG 68)
USS Philippine Sea (CG 58) USS Vicksburg (CG 69)
USS Princeton (CG 59) USS Lake Erie (CG 70)
USS Normandy (CG 60) USS Cape St. George (CG 71)
USS Monterey (CG 61) USS Vella Gulf (CG 72)
USS Chancellorsville (CG 62) USS Port Royal (CG 73)

4. Эсминцы УРО

Ракетные эсминцы класса Арли Берк самая многочисленная серия универсальных боевых кораблей. Они вооружены различными видами оружия, начиная от систем ближнего боя, до управляемых ракет Tomagawk и SeaSparrow. Начиная с корабля Lenah H. Sutcliffe Higbee (DDG 123) эсминцы будут модернизированы. Они получат новую версию радиолокаторов Raytheon SPY-6 (V) и новейшую ракетную систему противоракетной обороны.

USS Arleigh Burke (DDG 51) USS O"kane (DDG 77) USS Sampson (DDG 102)
USS Barry (DDG 52) USS Porter (DDG 78) USS Truxtun (DDG 103)
USS John Paul Jones (DDG 53) USS Oscar Austin (DDG 79) USS Sterett (DDG 104)
USS Curtis Wilbur (DDG 54) USS Roosevelt (DDG 80) USS Dewey (DDG 105)
USS Stout (DDG 55) USS Winston S.Churchill (DDG81) USS Stockdale (DDG 106)
USS John S McCain (DDG 56) USS Lassen (DDG 82) USS Gravely (DDG 107)
USS Mitscher (DDG 57) USS Howard (DDG 83) USS Wayne E. Meyer (DDG 108)
USS Laboon (DDG 58) USS Bulkeley (DDG 84) USS Jason Dunham (DDG 109)
USS Russell (DDG 59) USS McCampbell (DDG 85) USS William P. Lawrence (DDG 110)
USS Paul Hamilton (DDG 60) USS Shoup (DDG 86) USS Spruance (DDG 111)
USS Ramage (DDG 61) USS Mason (DDG-87) USS Michael Murphy (DDG 112)
USS Fitzgerald (DDG 62) USS Preble (DDG 88) USS John Finn (DDG 113)
USS Stethem (DDG 63) USS Mustin (DDG 89) USS Ralph Johnson (DDG 114)
USS Carney (DDG 64) USS Chafee (DDG 90) USS Rafael Peralta (DDG 115)
USS Benfold (DDG 65) USS Pinckney (DDG 91) PCU Thomas Hudner (DDG 116) - строится
USS Gonzalez (DDG 66) USS Momsen (DDG 92) PCU Paul Ignatius (DDG 117) - строится
USS Cole (DDG 67) USS Chung-Hoon (DDG 93) PCU Daniel Inouye (DDG 118) - планируется
USS The Sullivans (DDG 68) USS Nitze (DDG 94) PCU Delbert Black (DDG 119) - планируется
USS Milius (DDG 69) USS James E Williams (DDG 95) PCU Carl M. Levin (DDG 120) - планируется
USS Hopper (DDG 70) USS Bainbridge (DDG 96) PCU Frank E. Peterson Jr. (DDG 121) - планируется
USS Ross (DDG 71) USS Halsey (DDG 97) PCU John Basilone (DDG 122) - планируется
USS Mahan (DDG 72) USS Forrest Sherman (DDG 98) PCU Lenah H.Sutcliffe Higbee (DDG123) планируется
USS Decatur (DDG 73) USS Farragut (DDG 99) PCU Harvey C. Barnum, Jr. (DDG 124) - планируется
USS McFaul (DDG 74) USS Kidd (DDG 100) PCU Jack H. Lucas (DDG 125) - планируется
USS Donald Cook (DDG 75) USS Gridley (DDG 101) PCU Louis H. Wilson Jr. (DDG 126) - планируется
USS Higgins (DDG 76)

Ракетные эсминцы класса Зумвальт это новейшие многофункциональные корабли с самым новым вооружением. Они превосходят Арли Берк по размерам, но численность экипажа на порядок ниже.

USS Zumwalt (DDG 1000) PCU Michael Monsoor (DDG 1001) - строится PCU Lyndon B. Johnson (DDG 1002) - строится

5. Литоральные корабли (корабли прибрежной зоны)

На смену фрегатам класса Оливер Хазард Перри, которые утилизированы или переданы в другие иностранные флоты, пришли суда нового поколения, которые сформировали класс многоцелевых литоральных (прибрежных) кораблей. Они обладают повышенной живучестью и достаточно мощным вооружением с возможностью проведения наземных и противолодочных операций. Они могут действовать как самостоятельно, так и в составе корабельных ударных групп, а также выполнять функции эскорта. строятся в двух проектных вариантах - однокорпусного "Freedom" и тримарана "Independence".

Литоральные корабли класса Freedom
USS Freedom (LCS 1) PCU Wichita (LCS 13) - планируется
USS Fort Worth (LCS 3) PCU Billings (LCS 15) - планируется
USS Milwaukee (LCS 5) PCU Indianapolis (LCS 17) - планируется
USS Detroit (LCS 7) PCU St. Louis (LCS 19) - планируется
PCU Little Rock (LCS 9) - планируется PCU Minneapolis-St. Paul (LCS 21) - планируется
PCU Sioux City (LCS 11) - планируется PCU Cooperstown (LCS 23) - планируется
PCU Marinette (LCS 25) - планируется
Литоральные корабли класса Independence
USS Independence (LCS 2) PCU Manchester (LCS 14) - планируется
USS Coronado (LCS 4) PCU Tulsa (LCS 16) - планируется
USS Jackson (LCS 6) PCU Charleston (LCS 18) - планируется
USS Montgomery (LCS 8) PCU Cincinnati (LCS 20) - планируется
USS Gabrielle Giffords (LCS 10) PCU Kansas City (LCS 22) - планируется
PCU Omaha (LCS 12) - планируется PCU Oakland (LCS 24) - планируется
PCU Mobile (LCS 26) - планируется

6. Десантные корабли

Класса Уосп и Америка осуществляют доставку и высадку всех элементов десантных подразделений и общее руководство экспедиционных ударных сил.

Класса Сан-Антонио - это амфибийный транспорт поддержки морского десанта.

USS San Antonio (LPD 17) USS Anchorage (LPD 23)
USS New Orleans (LPD 18) USS Arlington (LPD 24)
USS Mesa Verde (LPD 19) USS Somerset (LPD 25)
USS Green Bay (LPD 20) USS John P. Murtha (LPD 26)
USS New York (LPD 21) PCU Portland (LPD 27) - строится
USS San Diego (LPD 22) PCU Fort Lauderdale (LPD 28) - строится

Класса Whidbey Island и Harpers Ferry предназначены для переброски и высадки боевых машин десанта и десантных судов морских экспедиционных подразделений.
Десантные корабли-доки проекта LX (R) придут на смену предшественникам по истечению срока их эксплуатации в 2025 году.

USS Whidbey Island (LSD 41) USS Rushmore (LSD 47)
USS Germantown (LSD 42) USS Ashland (LSD 48)
USS Fort McHenry (LSD 43) USS Harpers Ferry (LSD 49)
USS Gunston Hall (LSD 44) USS Carter Hall (LSD 50)
USS Comstock (LSD 45) USS Oak Hill (LSD 51)
USS Tortuga (LSD 46) USS Pearl Harbor (LSD 52)

7. Патрульные корабли

Патрульно-прибрежные корабли класса Циклон выполняют задачи по обеспечению безопасности в морском районе, проводя разведывательные операции. Эти корабли вооружены новыми орудиями с дистанционным управлением и беспилотными летательными аппаратами Puma.

9. Корабли амфибийных (экспедиционных) сил

Экспедиционный класса Spearhead предназначен для осуществления быстрой переброски войск и оборудования.

Экспедиционная морская база (ранее - MLP) - это новый класс вспомогательных судов. Они разработаны с целью выполнения крупномасштабных логистических операций. Эти морские суда действуют вдали от морских портов, обеспечивая передачу военной техники и оборудования с полупогружной платформы на корабли на воздушной подушке.

10. Вспомогательные суда

Сухогрузный транспорт класса Lewis and Clark выполняет функцию плавучей логистической базы. Данные вспомогательные корабли обеспечивают перевозку материально-технических грузов - продуктов питания, запасных частей, расходных материалов, боеприпасов и топлива и их передачу в море.

USNS Lewis and Clark (T-AKE 1) USNS Wally Schirra (T-AKE 8)
USNS Sacagawea (T-AKE 2) USNS Matthew C. Perry (T-AKE 9)
USNS Alan Shepard (T-AKE 3) USNS Charles Drew (T-AKE 10)
USNS Richard E. Byrd (T-AKE 4) USNS Washington Chambers (T-AKE 11)
(T-AKE 5) USNS William McLean (T-AKE 12)
USNS Amelia Earhart (T-AKE 6) USNS Medgar Evers (T-AKE-13)
USNS Carl Brashear (T-AKE 7) USNS Cesar Chavez (T-AKE-14)

Танкеры-бункеровщики класса Henry J. Kaiser снабжают корабли на стоянке или на ходу топливом и моторными маслами.
Танкеры-бункеровщики класса John Lewis придут на смену действующим. Всего запланировано 6 кораблей этого проекта с передачей в эксплуатацию первого вспомогательного судна в 2020 году.

Класса Supply (предшествующий класс Sacramento) обеспечивает быструю доставку и передачу боеприпасов, топлива и других военных грузов корабельным группам. Из 8 кораблей в строю остается всего два.

USNS Supply (T-AOE 6) USNS Arctic (T-AOE 8)

Подводя итог публикации, вспоминаются слова 26 президента США Теодора Рузвельта: «Флот может стать мощной силой только тогда, когда он создается систематически и целеустремленно, а люди должны понимать цену создания такого дорогого средства, которым является флот ».

Шестой флот США (англ. United States Sixth Fleet) - оперативное объединение американских военно-морских сил в Европе. Штаб-квартира располагается в Неаполе. Командующий (с августа 2008) - вице-адмирал Брюс Клинган (англ. Bruce Clingan). С 2004 года штаб Шестого флота действует как единая организация со штабом Американских морских сил в Европе. Командующий флотом одновременно является заместителем командующего Американскими морскими силами в Европе (англ. COMNAVEUR). Оба командующих занимают соответствующие посты в военной организации НАТО.

Флагман флота - десантный/комбинированный штабной корабль (LCC/JCC 20) Mount Whitney. Корабли, входящие в 6-й флот, меняются на ротационной основе. Зоной ответственности флота является Средиземное море и прилегающие воды Атлантики, особенно подходы к Гибралтару. Однако с 2005 года район действий флота расширен и включает также побережье Африки (особенно Гвинейский залив).

Военно-морские базы флота в Италии

Специя - ГВМБ Италии в Тирренском море. Здесь расположен объединенный противолодочный центр ВМС НАТО, а также полигоны противолодочного и минно-трального оружия. Подходы к военно-морской базе прикрываются семью батареями береговой артиллерии.

ВМБ Аугуста, расположенная на юго-восточном побережье о. Сицилия в гавани Мегаресе, является крупным пунктом снабжения ГСМ и объединенных ВМС НАТО, в первую очередь кораблей 6-го флота США.

В ВМБ Неаполь (является также передовым пунктом базирования военно-морских сил США) дислоцируются силы 6-го флота США и периодически корабли ВМС Италии. В районе этой базы размещены стационарный (защищенный) пункт управления главнокомандующего ОВС НАТО, штабы объединенных вооруженных сил, ВВС и ВМС НАТО на Европейском ТВД, объединенной базовой авиации и объединенных подводных сил НАТО на Средиземном море, а также штаб Нижне-Терренского морского округа.

Гаэта - передовой пункт базирования американских ВМС, в частности флагманского корабля 6-го флота США. Здесь же находятся штаб и береговой КП командующего 6-м флотом.

На передовом пункте базирования ВМС США Ла-Маддалена базируются плавбаза подводных лодок и одна-три американские многоцелевые ПЛА. Возможен заход кораблей США для тылового обслуживания, пополнения запасов топлива, воды, продовольствия и отдыха личного состава.

Организация командования ВМС и сил Тихоокеанского и Атлантического флота США

Командование сил флота США (USFFC - U.S. Fleet Force Command) - относительно новое в составе военно-морских сил страны, сформированное впервые в истории ВМС в 2001 году на волне только что объявленной командованием «трансформации» флота и национальных вооруженных сил в целом с учетом вызовов и угроз нового столетия. Первоначально по замыслу начальника штаба ВМС (в то время адмирала Вернера Кларка) оно предназначалось главным образом для «разгрузки» его аппарата от рутинных обязанностей по организации комплексного тылового обеспечения и централизованной координации подготовки сил флота (в масштабах Атлантического и Тихоокеанского флотов) к оперативному развертыванию. Командующим новым формированием был назначен по совместительству тогда еще ГК Атлантическим флотом (с октября 2002 года - командующий). До 2006 года новое командование, фактически не имевшее в своем составе (и подчинении) каких-либо штатных сил флота, играло малозаметную роль и имело чисто вспомогательное значение, дублируя, по существу, ряд функций штаба ВМС.


В мае 2006 года новый начальник штаба ВМС (адмирал Майкл Муллен) заметно повысил статус командования (до 2-го командного эшелона), придав ему силы Атлантического флота и трансформировав должность командующего этим флотом (COMLANTFLT) в должность командующего силами флота США (COMUSFLTFORCOM). При этом его полномочия были существенно расширены. Находясь в прямом подчинении и являясь главным советником НШ ВМС по вопросам комплектования личным составом, тылового обеспечения, оснащения и подготовки к оперативному развертыванию всех сил американского флота, командующий USFFC возглавил также формирования (компоненты) ВМС в составе объединенных вооруженных сил (USJFC - U. S. Joint Force Command), Североамериканского (U. S. Northern Command) и Стратегического (U. S. Strategic Command) командований ВС США. В настоящее время командующим USFFCOM является (с 29 сентября 2007 года) адмирал Джонатан Гринерт (штаб в ВМБ Норфолк, штат Виргиния).

Предназначение и основные функции командования сил флота США руководство ВМС обосновывает ссылками на следующие концептуальные документы:

  • «Скоординированная стратегия морской мощи XXI столетия» - новая Морская стратегия США, совместно разработанная в штабах ВМС, морской пехоты и Береговой охраны и окончательно принятая в октябре 2007 года.
  • «Директива начальника штаба ВМС (CNO Guidance) на 2007-2008 годы», предписывающая применение положений Морской стратегии для установления гарантированного преимущества американской морской мощи и доминирования на море в глобальном масштабе.
  • «Стратегический план ВМС» (Navy Strategic Plan), к настоящему времени полностью синхронизированный с положениями Морской стратегии и определяющий направления разработки программы развития будущих ВМС на период до 2020 года.
  • «Концепция оперативно-стратегического применения ВМС» (Naval Operations Concept), разработанная в 2006 году, приведенная к настоящему времени в полное соответствие с Морской стратегией и предписывающая будущий характер боевых действий флота и морской пехоты.
В соответствии с этими руководящими документами определены и основные функции (задачи) командования сил флота США.

Важнейшей функцией USFFC является подготовка боеготовых сил ВМС к развертыванию в состав зональных командований ВС США во взаимодействии с командующим Тихоокеанским флотом. Она включает:

  • организацию, комплектование, боевую подготовку и оснащение Атлантического флота и всех сил ВМС (в том числе Тихоокеанского флота);
  • разработку и исполнение «Плана экстренного развертывания флота» (FRP-Fleet Response Plan) путем соблюдения цикличности боевой подготовки сил флота, доктринальных концепций подготовки и проведения объединенных операций, в том числе с привлечением коалиционных сил, а также боевого применения информационных сетей;
  • скоординированное с зональными командованиями (2-го эшелона) слаживание сил так называемого глобального флота (Navy Global Force), участие в разработке и внедрении системы проведения объединенных операций с поэтапным развертыванием сил в состав ВМС США в зонах Тихого океана, Европы, ОЦК, Центральной и Южной Америки;
  • определение и Обобщение материально-технических потребностей ВМС для ведения операций, поддержания боевой готовности и проведения оперативно-тактической подготовки сил;
  • повышение общей боеготовности флота.
К другим задачам относятся:
  • представление начальнику штаба ВМС сводного отчета по материально-техническим потребностям флота на поддержание боеспособности и боеготовности сил (включая все компоненты ВМС в составе зональных командований ВС США) и разработка концепций операций флота (CONOPS);
  • планирование оперативного применения компонента ВМС в составе командования ОВС США (JFCOM) и сил флота, поддерживающих оборонительные возможности Североамериканского командования (NORTHCOM) и Стратегического командования ВС США (STRATCOM), в том числе в глобальных стратегических операциях, и организации объединенной ПРО континентальной части США, в информационных операциях и при ведении радиоэлектронной разведки;
  • исполнение предписанных начальником штаба ВМС обязанностей по борьбе с терроризмом и защите собственных сил (AT/FP - Anti-Terrorism/Force Protection), включая доведение стандартов и правил AT/FP до всех частей и кораблей ВМС.
Зоной ответственности командования является вся акватория Атлантического океана - от Северного полюса до Южного тропика и от побережья Соединенных Штатов до берегов Западной Европы.

Организационная структура и боевой состав командования сил флота США

В настоящее время кроме объединений однородных сил Атлантического флота в административное подчинение USFFC переданы штабом ВМС два крупных межфлотских (морских перевозок и минно-тральное/противолодочное) и пять береговых (разработки концепций боевого применения флота, боевого использования информационных систем, обеспечения экспедиционных сил флота, боеприпасов, метеорологии и океанографии) командований ВМС.

В соответствии с оперативной организацией на базе объединений однородных сил Атлантического флота формируются 2-й (развертывается в Северной Атлантике), 4-й (в Южной Атлантике, Карибском бассейне и юго-восточной части Тихого океана) и 6-й (в Средиземном море) флоты. При этом 2-й флот остается в прямом подчинении командующего силами флота США (представляет компонент ВМС в составе командования OBC/USJFC). При решении задач обороны Североамериканского континента (CONUS) со стороны моря 2-й флот может взаимодействовать с 4-м, который организационно представляет компонент ВМС в составе командования ВС США в зоне Центральной и Южной Америки. Командующий 3-м флотом (формируется в составе Тихоокеанского флота) координирует с командующим силами флота США цикличность боевой подготовки кораблей и частей, базирующихся на Западном побережье США.

В боевом составе объединенного стратегического командования США USFFC представлено стратегическими ракетными силами морского базирования - атомными ракетными подводными лодками типа «Огайо» с БРПЛ «Трайдент-2» (из состава подводных сил флота).

2-й оперативный флот (штаб в ВМБ Норфолк, штат Виргиния), в зону ответственности которого до недавнего времени входил весь Атлантический океан (около 38 млн квадратных миль) - от Северного полюса до Южного и от берегов Северной и Южной Америки до Западного побережья Европы, включая также Западное побережье Центральной Америки - с формированием (к 1 июля 2008 года) 4-го флота, развертывается и отвечает за планирование и проведение военных операций практически только в Северной Атлантике. Под оперативным управлением командующего 2-м флотом (в настоящее время вице-адмирал Марти Чаник) осуществляются переходы корабельных соединений и групп через океан, проводятся учения ВМС, в том числе объединенных сил и комбинированные, а также другие специальные операции в целях повышения оперативной готовности сил флота США к проведению операций в зоне Атлантики.

Типовая организационная структура 2-го флота предусматривает формирование в его составе 20 оперативных соединений (TF - Task Force), в том числе:

  • 20 о. с. - боевые ударные силы (Battle Force),
  • 21 о. с. - патрульно-разведывательные силы,
  • 22 о. с. - амфибийные силы,
  • 23 о. с. - десантные силы,
  • 24 о. с. - силы ПЛО,
  • 25 о. с. - силы тылового обеспечения,
  • 27 о. с. - силы постоянной готовности.
В состав соединений входят оперативные группы (например, 20.1 АУГ), отряды (23.2.3) и элементы (25.5.3.2).

В кризисной обстановке, реальной или условной (при проведении крупных учений по урегулированию вооруженных конфликтов), 2-й флот принимает организацию 120-го объединенного оперативного соединения (JTF 120), формируемого наряду с другими объединенными соединениями в составе командования ОВС США (USJFCOM). Такое соединение может включать авианосные, экспедиционные и корабельные ударные группы Атлантического флота, армейские воздушно-десантные и воздушно-штурмовые части быстрого реагирования, части и подразделения ВВС, амфибийно-десантные силы МП и при необходимости патрульные корабли и подразделения БОХР США. В круг задач 120 о. о. с. входит усиление и оказание поддержки СВ во всей зоне ответственности командования ОВС США (Атлантический ТВД).

4-й оперативный флот, сформированный 1 июля 2008 года (командующий - контр-адмирал Джозеф Д. Кернан, штаб в ВМБ Мейпорт, штат Флорида), представляет ВМС в составе объединенного командования ВС США в зоне Центральной и Южной Америки и предназначен для развертывания и оперативного использования в этой зоне. Приняв на себя часть прежних функций 2-го флота в Карибском бассейне, он может с ним взаимодействовать при решении задач командования сил флота США по обороне территории Штатов (по крайней мере, с южных направлений). По данным американских информационных агентств, к настоящему времени сформированы 40, 41, 42 и 45-е оперативные соединения, а полное укомплектование 4-го флота должно завершиться к 2009 году. В кризисной обстановке на его основе предусматривается (по аналогии со 2-м флотом) формирование 140-го объединенного оперативного соединения (JTF 140).

Штатный боевой состав командования сил флота США определяется наличием боеготовых авианосцев, надводных кораблей, подводных лодок, авиационных соединений и эскадрилий объединений однородных сил Атлантического флота, а также судов вспомогательного флота командования морских перевозок (КМП) ВМС. Всего в составе Атлантического флота числится около 160 кораблей и судов, до 1 300 самолетов и вертолетов и 118 000 военнослужащих ВМС. Организационная структура и состав командований однородных сил флота рассматриваются ниже.

Командование надводных сил флота (COMNAVSURFOR) возглавляет по совместительству командующий надводными силами Тихоокеанского флота (COMNAVSURFPAC). Объединение надводных сил Атлантического флота (COMNAVSURFLANT) составляет костяк надводных сил флота и включает следующие соединения: надводных кораблей (2-я группа НК, группы надводных сил на Средиземном море и разработки боевых действий) и эскадренных миноносцев (2, 14, 22, 24, 26 и 28-я эскадры); амфибийных (2-я экспедиционная ударная группа, 2, 4, 6 и 8-я эскадры, 2-я группа плацдарма высадки десанта, 21-я и 22-я эскадрильи боевого управления авиацией) и минно-тральных сил (1-я с 11-м дивизионом, 2-я и 3-я с 31-м дивизионом эскадры МТК). При оперативном использовании МТС им придаются также 14-я и 15-я эскадрильи вертолетов-тральщиков из состава воздушных сил флота. Кроме того, к надводным силам причислены патрульные корабли (ПК) региональной поддержки.

Подводные силы флота (COMNAVSUBFOR) возглавляет командующий подводными силами Атлантического флота (COMSUBLANT). В их состав входят следующие соединения: 2-я группа подводных лодок (2, 4, 6 и 8-я эскадры атомных многоцелевых подводных лодок, 12-я опытовая эскадра ПЛА), 8- и 10-я (16-я и 20-я эскадры атомных ракетных подводных лодок) группы. В настоящее время подводные силы Атлантического флота объединяют до 40 подводных лодок и 15 000 человек личного состава, включая экипажи кораблей и обслуживающий персонал. Подводные лодки несут боевую службу в Атлантике, Арктике, в Тихом и Индийском океанах и на Средиземном море. Обслуживание лодок и их экипажей между походами осуществляется в двух центрах обеспечения (Naval Submarine Support Center) - в ВМБ Норфолк и Гротон.

Командование воздушных сил флота (COMNAVAIRFOR) возглавляет по совместительству командующий воздушными силами Тихоокеанского флота (COMNAVAIRPAC). Объединение воздушных сил Атлантического флота (COMNAVAIRLANT) включает: 2-ю авианосную ударную группу (АУГ) с АВМА «Теодор Рузвельт» (на борту 8 Акр), 8-ю АУГ с АВМА «Дуайт Эйзенхауэр» (на борту 7 Акр и командир 28-й эскадры эсминцев), 10-ю -АВМА «Гарри Трумэн» (3 Акр и командир 26-й эскадры эсминцев) и 12-ю - АВМА «Энтерпрайз» (1 Акр, командир 22-й эскадры эсминцев). По мере формирования АУГ с началом отработки цикла боевой подготовки перед очередным развертыванием на боевую службу они переходят в подчинение командующему 2-м оперативным флотом. (АВМА «Карл Винсон» до 2010 года проходит капитальный ремонт с перезарядкой реакторов на судоверфи в Ньюпорт-Ньюс.)

Авиационные соединения воздушных сил Атлантического флота, на основе которых формируются, в частности, авиакрылья (Акр) авианосной авиации, представлены в настоящее время (на начало августа 2008 года) шестью типовыми Акр (из них два вертолетных). В настоящее время это авиакрылья: истребителей-штурмовиков в составе 11, 15, 31, 32, 34, 37, 81, 82, 83, 86, 87, 103, 105, 106, 131, 136, 143, 211 и 213 ишаэ (VFA); боевого управления и тылового обеспечения - 120, 121, 123, 124, 125, 126 аэ ДРЛО (VAW) и 40 птаэ (VRC); 5-е (8, 10, 26 паэ - VP, 1-я специальная паэ - VPU) и 11-е (5,16,45 паэ, 1-я отдельная испытательная аэ VX, 1-я отдельная исследовательская аэ VX и 30-я отдельная учебно-боевая паэ) патрульно-разведывательные; ударных (40, 42 44, 46, 48 и 60 аэ лмв - HSL) и боевых вертолетов (6 смаэ - VC, 14 и 15 аэ втщ - НМ, 3,5, 7, 11, 15 аэ плв - HS, 2,4, 22, 26, 28 и 84 аэ бв - HSC).

Кроме того, к воздушным силам Атлантического флота причислено командование авиации флота на Средиземном море (COMFAIRMED) в составе: 4 аэ бв (Авб Сигонелла, Италия), 2 раэ (Авб Рота, Испания), центры тактической поддержки (TSC) на авиабазах Рота и Сигонелла.

Командование морских перевозок ВМС (штаб в г. Вашингтон), переданное начальником штаба ВМС (как межфлотское) под управление командующего силами флота США, решает в интересах американских военно-морских сил комплекс задач, связанных с обеспечением стратегической мобильности ВС страны и тыловым обеспечением группировок ВМС во всех районах их передового присутствия и развертывания. Командующий КМП (вице-адмирал) обеспечивает материально-техническую готовность судового состава командования к экстренной переброске войск и грузов в интересах как ВМС (по директивам командующего силами флота США и начальника штаба ВМС), так и министерства обороны (по указаниям командующего объединенным командованием стратегических перевозок ВС - ОКСП). При этом он оперирует штабом (в ВМБ Норфолк) подчиненного ему командования обеспечения флота морских перевозок (Military Sealift Fleet Support Command). Тыловое обеспечение ВМС в составе передовых группировок обеспечивают пять зональных командований КМП (Sealift Logistic Command). При этом непосредственно в интересах командования сил флота США действует командование морских перевозок тылового обеспечения на Атлантике (штаб в ВМБ Норфолк), которое обеспечивает транспортировку средств МТО и боеприпасов для ВС США в Западной Атлантике и Мексиканском заливе, а также отвечает за тыловое обслуживание сил 2-го и 4-го оперативных флотов.

Судовой состав КМП включает до 120 судов различного назначения, в том числе суда вспомогательного флота (категорий подвижного тылового обеспечения и тылового обслуживания, входят в численность корабельного состава ВМС); специального назначения; обеспечения стратегических перевозок, заблаговременного складирования ОВТ и запасов МТО и резерва КМП первой очереди. До 100 судов КМП всех категорий постоянно находятся в море, выполняя свои задачи в интересах обеспечения флота и ВС США в целом. (В состав Атлантического флота постоянно входят до 30 судов.)

Минно-тральное и противолодочное командование (NMAWC - Naval Mine and Anti-Submarine Warfare Command) было сформировано (как межфлотское объединило два отдельных командования) и вошло в состав командования сил флота США 1 октября 2006 года. Постоянных сил оно в своем составе не имеет - эскадры минно-тральных кораблей, эскадрильи вертолетов-тральщиков, разнородные силы противолодочной обороны по-прежнему административно входят в состав объединений однородных сил флотов и согласно оперативному планированию передаются в состав командовании ВМС (оперативных флотов) в передовых районах для несения боевой службы.

Командование NMAWC рассматривается главным образом как центр совершенствования боевых действий с применением противоминных и противолодочных сил и средств, координирующий все аспекты развития и боевого применения этих сил с командованиями и органами тактических и технических разработок ВМС. В компетенцию командования входит: продвижение новых технологий при создании новых образцов противоминного и противолодочного вооружения; определение требований к текущей и будущей боеготовности сил ПЛО и ПМО; совершенствование их боевой и квалификационной подготовки в интересах повышения эффективности действий на любом уровне, в том числе при обеспечении сертификационных учений оперативных соединений и групп перед развертыванием на боевую службу и непосредственно в составе передовых группировок.

Береговые командования, переданные в состав сил флота США (см. схему), играют важную роль в решении ряда специфических задач, поставленных командованию USFFC. Согласно их функциональному предназначению одно из них разрабатывает концепции боевого применения сил флота, другое - направления боевого применения информационных сетей, третье ведает вопросами обеспечения флота боеприпасами и вооружением, четвертое обрабатывает данные океанографических и гидрографических исследований, в том числе гидроакустической разведки, добываемые судами специального назначения КМП, пятое решает актуальные задачи боевого и тылового обеспечения экспедиционных сил ВМС.

Командование обеспечения экспедиционных сил ВМС (NECC - Navy Expeditionary Combat Command, штаб в ВМБ Литл-Крик, штат Виргиния) особо значимо в составе командования сил флота США, в силу своей специфики. Оно было сформировано решением начальника штаба ВМС в январе 2006 года и к настоящему времени имеет тщательно отработанную организационную структуру сил. Командование NECC координирует боеготовность, комплектование личным составом, подготовку и оснащение своих частей и подразделений (в общей сложности до 40 тыс. военнослужащих регулярных сил и резерва), дислоцирующихся в базах Восточного и Западного побережий США, а также за рубежом, и определяет порядок их боевого применения в составе передовых группировок ВМС. Мобильные подразделения сил поддержки и усиления экспедиционных и оперативных соединений флота из состава экспедиционных групп обеспечения безопасности, обезвреживания боеприпасов, прибрежных боевых действий, тылового обеспечения ВМС, групп речных патрульных катеров, инженерно-строительных частей и других подразделений командования постоянно развертываются в передовые районы, участвуют в операциях по обеспечению безопасности на море и в боевых действиях американских и коалиционных ВС (в Ираке, Афганистане, Персидском заливе и зоне Африканского Рога).

В результате масштабной реорганизации командования сил флота США, придания ему объединений Атлантического флота, КМП и ряда других значимых структур руководству ВМС удалось значительно повысить статус USFFCOM и выдвинуть его в разряд одного из ведущих в составе этого вида ВС. Командующий силами флота США по существу стал вторым лицом в руководстве военно-морских сил. Не случайно адмирал Гарри Ругхед, который занимал эту должность с мая по сентябрь 2007 года, был назначен на пост начальника штаба ВМС.

Типовая структура 6-го флота

  • 3.1 Task Force 60 Battle Force
  • 3.2 Task Force 61, Amphibious Assault Force
  • 3.3 Task Force 62, Landing Force (Marine Expeditionary Unit)
  • 3.4 Task Force 63 Logistics Force
  • 3.5 Task Force 64 Special Operations
  • 3.6 Task Force 67 Land-Based Maritime Patrol Aircraft
  • 3.7 Task Force 68, Maritime Force Protection Force
  • 3.8 Task Force 66/69 Submarine Warfare

Некогда ведущая военно-морская армада планеты может в перспективе оказаться на вторых, а то и третьих ролях в мире. К такому выводу приходят аналитики, оценивая состояние и планы развития флота США, в том числе — финансовую составляющую. Строительство новых кораблей, равно как и поддержание на плаву существующей эскадры, требуют колоссальных вложений, однако ассигнования на эти цели не такие щедрые.

Кроме того, как отмечают эксперты, далеко не все из реализованных проектов оказались удачными (если не считать имиджевого эффекта, как в случае с футуристичным «Зумволтом»). «Нас уже не боятся!» — с досадой восклицают в Пентагоне, имея ввиду ультиматумы, предъявляемые Вашингтону со сторону тех, кого еще недавно и за достойных партнеров-то не держали…

С позиции силы

В частности, на днях свое недовольство действиями американского флота в Южно-Китайском море выразила китайская сторона. Пекин предупредил США, что Белый дом рискует серьезно подорвать переговоры между заинтересованными сторонами. Заявление последовало после того, как ракетный эсминец ВМС США Dewey прошел в 12 морских милях от искусственного острова, возведенного Китаем в спорных водах архипелага Спратли. Более того — Китай призвал Штаты «исправить ошибку и воздержаться от дальнейшего патрулирования в этом районе». А пресс-секретарь МИД КНР Лу Кан даже предупредил, что «подобные маневры могут привести к неожиданным катастрофам на море и в воздухе».

Между тем, американская сторона назвала этот поход «операцией по подтверждению свободы судоходства». Известно, что острова в Южно-Китайском море являются предметом территориального спора между Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами, Брунеем и Вьетнамом. Наиболее напряженной остается ситуация вокруг рифа Скарборо, а также южного архипелага Спратли, который, как считается, богат нефтью и газом. В прошлом году арбитражный суд в Гааге определил, что у Пекина нет прав на спорные территории. В ответ председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что эти острова с древних времен известны как неотъемлемая часть территории Китая.

Еще недавно такое поведение сочли бы неслыханной дерзостью — посметь выражать недовольство присутствием американского военного корабля, да еще и грозить «катастрофами»! Однако, этот жест Пекина оказался не лишен оснований. И их как минимум два: это собственные военно-морские силы, уверенно занимающие свое место в Мировом океане, а также далеко не блестящее состояние флота соперничающей стороны, то есть Соединенных Штатов. В частности, о том, что военно-морские силы США в настоящее время находятся в бедственном положении, сообщил на днях негласный рупор Пентагона — американский журнал The National Interest. Известный эксперт Дэйв Маджумдар подчеркнул в своей статье, что Конгресс не утверждает необходимый флоту бюджет, из-за чего финансирование не дает возможности распределять деньги на необходимые цели. Что, в свою очередь, не в лучшую сторону отражается на ВМС и их качественном состоянии.

Военно-морские страдания

В публикации, о которой идет речь, приводятся негативные мнения о складывающейся ситуации и со стороны кадровых военных моряков. Так, адмирал ВМС США Джон Ричардсон признал, что на сегодня в плачевном состоянии находится большая часть флота. Целый ряд кораблей и подводных лодок, констатировал адмирал, и вовсе не способны передвигаться, так как они не обслуживаются. Не лучше дела и в морской пехоте. Представитель этого рода войск генерал Роберт Б. Неллер вынужден был признать, что более половины ударных истребителей, находящихся в составе сил морпехов, попросту не могут взлететь. Причина — серьезные отставания в графике ремонтных работ, а также банальное отсутствие запасных частей.

А ведь еще недавно ВМС США называли одной из основ могущества Америки, с помощью которых она решает свои геополитические вопросы по всему миру. Известно, что Штаты, не стесняясь, используют военные корабли в своих колониальных «разборках». То же направление авианосных ударных групп стало едва ли не «визитной карточкой» американской «дипломатии». Однако, и здесь появляются досадные для США пробелы. Так недавний воинственный поход АУГ во главе с авианосцем Carl Vinson к берегам КНДР обернулся круизной прогулкой, после того, как северокорейский лидер пообещал американцам адекватный ответ на возможный удар по своей стране. Из последних «побед» штатовского флота — лишь безнаказанный расстрел авиагарнизона сирийской армии в Шайрате. Удар наносился с борта одного из кораблей ВМС США, при этом сирийцы не могли ни защититься от этого налета, ни ответить на него. К слову, бравурный доклад военно-морского командования об этой «операции» оказался омрачен представленными чуть позже данными объективного контроля. Оказывается едва ли не половина выпущенных по Шайрату ракет попросту не долетела до авиабазы, а те, что все-таки достигли цели, не нанесли сколько-нибудь серьезных разрушений ее инфраструктуре.

Конечно, объективности ради необходимо признать, что США все же держат пальму первенства по численности своего военно-морского флота. С шестью сотнями боевых единиц эта армада — самая внушительная на планете. В составе американских ВМС — и наибольшее по сравнению с флотами других государств количество авианесущих кораблей, а также самый многочисленный подводный сегмент. Кроме того, нельзя забывать и о том, что штатовские военно-морские базы разбросаны по всему миру.

По одежке протягивай ножки

«Говорить о том, что в американских ВМС все идеально, я бы не стал даже с большой натяжной, — отмечает историк флота, капитан 2 ранга в отставке, член Союза журналистов России Сергей Столяров. — Да, США лидируют по количеству авианосцев. Но много ли их реально присутствуют на морях? Из 11 единиц — в лучшем случае четыре, остальные либо на консервации, либо в ремонте. Посмотрим на подводный флот. Большая часть многоцелевых подводных лодок — это субмарины типа «Лос-Анджелес», которые объективно считаются устаревшими, и их постепенно списывают. Ветераном флота можно назвать и основной надводный корабль американских ВМС — эсминец типа «Арли Берк». В свою очередь разрекламированный как его замена «Зумволт» подвергается обоснованной критике, и прежде всего из-за гигантской стоимости. Не случайно при первоначальных планах создать 32 подобных корабля пока намечено строительство лишь трех».

Именно финансовая составляющая становится определяющей при выборе направлений развития флота США. Доходит до смешного — программа строительства корветов типа «Фридом» и «Индепенденс», еще толком не стартовав, уже подвергается корректировке и секвестированию. От первоначальных планов строительства 55 подобных кораблей не осталось и следа, обращают внимание эксперты. По мнению уже упомянутого Дэйва Маджумдара, если администрация Трампа не увеличит расходы как на обслуживание военной техники, так и на закупки новой, то американский флот ожидают серьезнейшие проблемы. Между тем, по имеющейся информации, по плану на 2018 финансовый год бюджет ВМС и Корпуса морской пехоты ждет очередной секвестр. Несмотря на то, что расходы на боевую службу и обслуживание предполагается увеличить, существенно снизятся затраты собственно на кораблестроение, а также на закупку авиационной техники.

«Да и характер заказов слишком уж пессимистичен, — обращает внимание политолог, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин. — Так, предполагается построить всего две ПЛА типа Virginia, считающейся далеко не совершенством, а также два эсминца типа Arleigh Burke. Всего, по имеющимся данным, ВМС США может получить в будущем году 12 кораблей, и это, поверьте, совсем немного для такого огромного флота, как их».

На принципах разумной достаточности

По мнению экспертов, ВМС США сегодня находятся на самом пике своего развития. Далее, судя по планам, а также по финансовым настроениям в американском истеблишменте, возможен только спад. Уже сегодня командование ВМС вынуждено идти на непопулярные шаги, например, увеличивать продолжительность автономного плавания своих подлодок, а также продлевать период их эксплуатации и межремонтные интервалы. На том фоне Россия демонстрирует более уверенный ритм ввода в строй современных единиц сил флота. По Госпрограмме перевооружения до 2020 российский ВМФ должен получить свыше полусотни новых боевых кораблей. Как подчеркнул в ходе своего недавнего выступления в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, в прошлом году в боевой состав Военно-Морского Флота вошло 24 корабля и судна обеспечения.

«Морские стратегические ядерные силы в боевом составе имеют 9 современных ракетных подводных лодок стратегического назначения и обеспечивают непрерывное боевое патрулирование в морских акваториях, — отметил министр. — Осуществляется их планомерное перевооружение на новейшие атомные подводные крейсеры класса «Борей». К 2021 году в боевом составе морских стратегических ядерных сил предусматривается иметь 13 подводных лодок, включая 7 перспективных класса «Борей» с новыми ракетными комплексами «Булава».

Кстати, Пентагон и командование ВМС США с тревогой говорят о возрождении российского ВМФ. Это отметил в одной из своих публикаций упомянутый The National Interest. «Российский флот восстановился после страшной разрухи, начавшейся после холодной войны, когда деятельность подводных сил была практически прекращена, — подчеркнул эксперт журнала, сотрудник Центра военно-морского анализа Майкл Кофман, специализирующийся на российских Вооруженных Силах. — Кремль осуществил серию реформ для улучшения состояния ВМФ. Это касалось не только улучшения материальных условий, но и совершенствования качества подготовки личного состава. Также Россия добилась заметных улучшений, создав атомные подводные ракетоносцы проекта 955 «Борей».

В свою очередь другой эксперт журнала — специалист в области обороны и национальной безопасности Кайл Мизоками из Сан-Франциско – отмечает успех субмарин проекта 877, которую американские моряки прозвали «черной дырой» из-за ее малошумности. Улучшенный вариант этой лодки, под именем «Варшавянка», еще больше усовершенствованы по всем направлениям, подчеркивает эксперт, в том числе в возможности производить пуски ракет «Калибр».

Безусловно, рисовать все только лишь в радужных красках, сопоставляя потенциал двух флотов, было бы наивным. Однако, как подчеркнул на том же «правительственном часе» Сергей Шойгу, расходы России на оборону сегодня в 11 с лишним раз меньше, чем в США. Да и Президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал, что наша страна не намерена «разгонять» гонку вооружений, не собирается тратить на это большие деньги. «Мы никогда не пойдем на то, чтобы, втянувшись в гонку вооружений, тратить такие ресурсы, которые нам не по карману», — заявил глава государства на своей прошлогодней пресс-конференции в Москве. При этом, как отметил Президент РФ, «Россия за последние годы сделала все необходимое для укрепления своей обороноспособности».

В этой связи нельзя не привести мнение уважаемого среди военных моряков флотоводца, легендарного главкома ВМФ СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова. Говоря о сбалансированности сил флота, он утверждал, что таковая заключается в том, «чтобы все элементы, составляющие его боевую мощь, и средства, их обеспечивающие, постоянно находились в наиболее выгодном сочетании, при котором флот может полностью реализовать способность выполнять различные задачи и действовать в условиях любой возможной войны».

С окончанием Второй Мировой войны на морях и океанах наступила эра господства американского флота. США являлись единственной страной в мире, которая в ходе военных действий не только понесла крупнейшие военно-морские потери, но и сумела качественно и количественно увеличить собственные Военно-Морские Силы. Судостроительные заводы и верфи Соединенных Штатов за период с 1941 по 1945 года сумели дать флоту более 2000 военных судов всех классов и типов, среди которых доля крупных боевых судов составляет ни много, ни мало 40% от общего количества. Экономическая мощь и огромные ассигнования, выделяемые на постройку флота сделали американский военный флот самым крупным и самым сильным в мире.

Былое военно-морское величие Великобритании и Японии во время войны было подорвано. Если первая просто вынуждена была в силу экономических и политических мотивов уйти в тень, то вторая, императорская Япония, начисто лишились своей военно-морской мощи. Америка стала после войны еще мощнее, а флот США — военные корабли под звездно-полосатым флагом — стали хозяевами на океанских просторах. Такая обстановка сохраняется и в настоящее время. Попытки других государств, включая Советский Союз, составить достойную конкуренцию американским ВМС, не давали должного эффекта. США продолжают прочно удерживать лидерство в военно-морской области, считая собственный военный флот идеальным инструментом для обеспечения своих внешнеполитических и национальных интересов.

Основные составляющие американской военно-морской мощи

Сегодня с американцами нелегко тягаться. Любая из стран, даже те, которые обладают мощной и богатой экономикой, не в состоянии достичь того уровня, на котором пребывает американский флот. Списочный состав американского военного флота насчитывает 275 боевых кораблей всех классов и типов. По количеству действующих боевых судов Америка опережает все вместе взятые действующие флоты ведущих мировых держав, включая Великобританию, Японию, Китай, Индию, Россию и Францию.

Действующие корабли входят в состав крупных оперативных соединений:

  • Третий флот (зона ответственности — восточная часть Тихого океана);
  • Четвертый флот (оперативная зона — Южная Атлантика);
  • Пятый флот (зона ответственности — Индийский океан, включая Персидский залив);
  • Шестой флот (Средиземноморский театр, акватория Черного моря);
  • Седьмой флот (Восточная часть Индийского океана, Южно-Китайское море, Западная часть Тихого океана).

Десятый флот ВМС США является чисто техническим, виртуальным оперативным объединением, в функции которого входит обеспечение кибернетической безопасности оперативного командования Военно-Морского флота.

Все действующие флоты обладают не только мощными и современными боевыми кораблями, но и имеют развитую тыловую инфраструктуру. Система базирования ВМС США построена таким образом, чтобы любой военный корабль американского флота мог находиться в зоне досягаемости спасательных средств, каналов связи и коммуникаций тылового обеспечения. Другими словами, расположение военно-морских баз осуществлено таким образом, чтобы военный флот США мог обеспечивать контроль над ситуацией в любой точке планеты, любой боевой единицей.

Сеть военно-морских баз и пунктов базирования ВМС США включает в себя непосредственно стоянки судов, судоремонтные и судостроительные предприятия, центры снабжения, арсеналы и аэродромы. Развитая сеть пунктов базирования и ВМБ позволяет рассредоточить боевые суда флота по местам стоянки, планомерно осуществлять ремонт кораблей, выполнять операции по снабжению оперативных соединений, находящихся в море.

Основной костяк тылового обеспечения ВМФ Соединенных Штатов — это 10 военно-морских баз и более 20 пунктов постоянного базирования военных судов. Основная масса военных баз дислоцируется на материковой части. На острове Гуам в Тихом океане и на Гавайских островах (Перл-Харбор) располагаются две самые крупные военно-морские базы ВМС США.

Удобное географическое положение Соединенных Штатов позволило военно-морскому командованию равномерно распределить основные военные базы флота на Восточном и на Западном побережье. Так на Атлантическом побережье, включая Мексиканский залив, ВМС США имеют четыре постоянные ВМБ и 7 пунктов базирования флота. На Восточном побережье Соединенные Штаты имеют меньшее количество военно-морских баз и пунктов базирования — всего 3 и 5 соответственно. Базы флота находятся достаточно близко друг от друга, не считая заморские владения, позволяя быстро осуществлять переброску судов с одного морского театра, на другой. На Востоке США основные силы флота сконцентрированы в ВМБ Норфолк, Литл-Крик. Южнее располагается еще один оперативно-тактический узел, состоящий из военных баз Кингс-Бей, Мейпорт и Джексонвилл.

На Западном побережье имеется два разных оперативно-тактических района: северо-запад (штат Вашингтон) и юго-запад (штат Калифорния). Здесь располагаются не только крупные военно-морские базы флота и стоянки судов, такие как Китсап-Бангор, Эверет, Сен-Диего и Норт-Айленд, но и находится специальная база ВМФ США. Основное отличие данного объекта от других объектов военно-морской инфраструктуры заключается в том, что база ВМФ США Коронадо в Калифорнии – это место дислокации амфибийных сил и сил специальных операций (ССО), которыми располагает флот США на сегодняшний день.

Силы спецназначения в ВМС США входят в состав Сил специальных операций Вооруженных Сил Соединенных Штатов. Штаб этой секретной структуры находится именно на ВМБ Коронадо, штат Калифорния. В структуру ССО входят разведывательно-диверсионные отряды ССО Военно-морского флота, полк морской пехоты спецназначения и другие подразделения.

В данном месте нет постоянно приписанных крупных военных кораблей. Здесь дислоцируются основные технические средства, приспособленные для проведения масштабных десантных операций. Специфика базы заключается в ее конструктивных и в технологических возможностях, которые позволяют быстро осуществлять погрузку/выгрузку большого количества военной техники, снаряжения и личного состава на десантные суда, корабли-доки и другие современные плавсредства.

Десятая военно-морская база, которая используется флотом США – это японский порт Йокосука. Американцы используют этот объект на условиях аренды. База в Йокосуке является основным местом базирования кораблей Седьмого флота ВМС США, который контролирует обстановку в Японском море, в Восточно-Китайском море, у берегов Курильской гряды и на Камчатке.

Имея такую развитую сеть военно-морских баз и пунктов стоянки, Военно-Морской флот США достаточно легко может управлять, ремонтировать, снабжать большое количество судов, среди которых числятся и находятся в строю:

  • 11 атомных авианосцев типа «Нимиц»;
  • 9 больших десантных кораблей типа «Уосп»;
  • 22 больших десантных корабля-дока;
  • 22 ракетных крейсера УРО типа «Тикондерога»;
  • 64 эсминцев УРО типов «Арли Бёрк» и 1 эсминец-гигант типа «Замволт»;
  • 70 подводных лодок разных классов с ядерной силовой установкой.

Вся эта армада имеет существенную поддержку со стороны сил морской авиации, которая насчитывает более 3000 самолетов всех типов. В подчинении командования ВМФ США находится и корпус морской пехоты — самый передовой, подготовленный и боеспособный род войск армии США.

Стратегическое планирование и основные компоненты флота

Первоначально, исходя из потребностей государства, осуществлять глобальное присутствие ВМС США в любой точке планеты, военные корабли и суда обеспечения были распределены между Востоком и Западом в равной мере. Однако, начиная с середины 70-х годов, ввиду окончания военных действий во Вьетнаме и из-за отсутствия серьезных противников для США в зоне Тихого океана, акцент активности сместился в Восточное полушарие. С развалом Советского Союза и возрастанием военно-морской мощи Китая приоритет в техническом плане получил Тихоокеанский морской театр. В связи с возросшей активностью в последние годы режима в Северной Корее, американский флот в большей своей массе концентрируется именно в этом регионе.

Здесь сегодня находятся 6 и 11 действующих атомных авианосцев ВМС США. Сконцентрирована также в Западной части Тихого океана и основная масса ракетных крейсеров, эсминцев и атомных подводных лодок. Не меняется численный состав ядерных подводных сил, находящихся в местах патрулирования в Тихом океане. Американцы вынуждены держать значительное количество своих подводных ракетоносцев в этом районе в связи с тройной угрозой. Теперь США приходится противодействовать не только ядерным арсеналам России и Китая. Добавилась еще угроза применения баллистических ракет со стороны Северной Кореи. В этом аспекте американские атомные субмарины решают сразу две задачи — функцию инструмента ядерного сдерживания и инструмент военно-политического давления.

Подводный атомный флот США – это 70 стоящих на боевом дежурстве подводных кораблей, оснащенных ядерной силовой установкой. Основная ударная мощь подводного флота – ПЛАРБ типа «Огайо» в количестве 14 единиц. В настоящее время на боевом дежурстве находятся 12 ПЛАРБ. Два корабля по очереди находятся в пунктах постоянной дислокации, проходя плановый ремонт. Остальные корабли распределены следующим образом:

  • 7 субмарин патрулируют океанские просторы на Тихом океане;
  • 5 кораблей несут дежурство в Северной Атлантике и в районе Северного Ледовитого океана.

Американские атомные подводные ракетоносцы несут по 24 баллистические ракеты «Трайдет II», способные нести сразу по 8 боеголовок. Таким образом, в постоянной готовности находится 12 атомных субмарин с 288 баллистическими ракетами.

Не стоит сбрасывать со счетов и другие американские подводные лодки. Четыре корабля типа «Огайо» переоборудованы в качестве носителей крылатых ракет «Томагавк» морского базирования. По две субмарины соответственно распределены между Западной и Восточной зоной ответственности. В таком снаряжении уже не ПЛАРБ, а ПЛАРК способны нести до 150 крылатых ракет. Как известно, американские «Томагавки» способны нести ядерные боеголовки, поэтому говорить о том, что ядерная мощь американского флота с переоборудованием стратегических ракетоносцев в многоцелевые корабли уменьшилась, будет неуместным.

Немалую военно-морскую силу представляют и многоцелевые атомные подлодки (АПЛ) 41 типа «Лос-Анджелес», 10 типа «Вирджиния» и 3 лодки типа «Си Вулф». Последних в строю находится все три и последующее строительство новых кораблей этого класса приостановлено. Основная причина — высокая стоимость АПЛ этого типа. В резерве имеется еще 18 атомных многоцелевых лодок типа «Лос-Анджелес», однако последующая их эксплуатация под вопросом.

Атомные многоцелевые субмарины распределены следующим образом: 23 корабля входят в состав оперативных соединений, базирующихся на Атлантическом морском театре. Оставшиеся 30 судов входят в состав 3-го, 5-го и 7-го флота, зона ответственности которых охватывает Индийский и Тихий океаны. Корабли этого класса способны выполнять огромный объем работы как в тактическом, так и в стратегическом плане. Ракетно-торпедное вооружение представлено торпедами МК 48, противокорабельными ракетами «Гарпун», крылатыми ракетами «Томагавк» вертикального пуска.

Интенсивность использования американских субмарин диктуется геополитической обстановкой. Атомные подводные ракетоносцы находятся на постоянном боевом дежурстве, периодически меняя друг друга на боевых позициях. Многоцелевые подлодки используются в качестве эффективного тактического средства противодействия. Постоянные места базирования американских АПЛ — это Аравийское море и Персидский залив, Средиземное море, Северное и Баренцево море. На Тихом океане многоцелевые подлодки осуществляют патрулирование у берегов Японии, в районе Филлипинских островов, в Восточно-Китайском и в Японском море. Каждая оперативная Авиационная Ударная Группа (АУГ) имеет в своем составе многоцелевую атомную субмарину. При необходимости состав группы может меняться, поэтому количество подводных лодок может варьироваться от одной, до двух или трех.

На смену политики канонерок пришла политика авианосцев

Бесспорно, гордостью американского флота являются атомные авианосцы. В ВМС США 2015 года на службе стояли 11 атомных авианосцев класса «Нимиц». Три последних неатомных авианосца типа «Форрестол»: «Джон Кеннеди», «Америка» и «Китти Хок» находятся в резерве и в любой момент могут выйти в море, усилив своим присутствием ту или иную военно-морскую группировку.

Каждый атомный авианосец является ядром авианосной ударной группы, в состав которой входят один-два крейсера УРО, 2-3 ракетных эсминца, 1 или 2 атомные многоцелевые подлодки. Авиационное крыло, базирующееся на авианосцах, как правило, состоит из 70-90 летательных аппаратов, включая 32-48 боевых самолета, самолеты радиоэлектронной разведки, транспортные самолеты, противолодочные и спасательные вертолеты. С недавнего времени в состав авиационной группировки стали включать беспилотные летательные аппараты. В настоящий момент США постоянно держат в море четыре АУГ, по две в каждом оперативном командовании — в Атлантике и на Тихом океане. Такая активность связана с обострением ситуации вокруг Северной Кореи и в связи со сложной военно-политической обстановкой в Сирии.

Авианосные Ударные Группы представляют собой полноценный многоцелевой тактический инструмент, способный одновременно с действиями палубной авиации наносить массированные ракетные удары по целям на суше, использоваться в качестве ударной силы на море и в воздухе. В дополнение к ударным группировкам флота, действующим в акватории Мирового океана, американский флот имеет самые крупные амфибийные и десантные силы. По численности корабельного состава и по тоннажной вместимости американские десантные силы превосходят все остальные флоты вместе взятые.

Основной рабочей лошадкой десантных сил являются на сегодняшний день большие десантные корабли типа «Уосп» и «Тарава». Четыре корабля типа «Уосп» пребывают в распоряжении Атлантического оперативного командования, пять кораблей находятся в зоне Тихого океана. В скором времени ожидается принятие в строй двух универсальных десантных кораблей типа «Америка», которые могут одновременно нести в полном боевом оснащении крупные десантные силы и усиленное авиационное крыло. Несмотря на довольно большое количество десантных судов, при проведении крупных стратегических операций с участием корпуса морской пехоты и других армейских частей командование ВМС США фрахтует гражданские транспортные суда.

Помимо Авианосных Ударных Групп, подводных атомных ракетоносцев двумя другими столпами морского могущества США являются морская авиация и корпус морской пехоты. Что касается авиации флота, то она разделяется на флотскую авиацию, военно-воздушные силы морской пехоты и резервные части. Флотская авиация делится на авиационные крылья, которые в свою очередь приписаны к каждому авианосцу. Авиация корпуса морской пехоты в основном представлена боевыми самолетами вертикального взлета и посадки и транспортно-десантными вертолетами, которые обеспечивают десантирование подразделений при проведении десантных операций, оказывают огневую и материально-тыловую поддержку боевым подразделения морских пехотинцев в зоне выполнения операций.

Всего на вооружении морской авиации ВМС США имеется более 1000 истребителей-бомбардировщиков F-18»Хорнет». На вооружении корпуса морской пехоты стоят британские самолеты с вертикальным взлетом типа AV-8 «Харриер», выпускаемые в США по лицензии. Всего в составе авиации морской пехоты имеется 195 самолетов этого типа, из которых третья часть представлена британскими машинами. Начиная с 2015 года, все истребители типа F-18 и самолеты AV-8 меняют на современные машины 5 поколения F-35С в палубном варианте и самолеты F-35B, имеющие укороченные взлет и посадку.

Противолодочная морская авиация представлена новыми машинами типа Р-8А «Посейдон», которые впоследствии заменят на всех флотах устаревшие самолеты Р-3 «Орион».

В заключение немного слов о корпусе морской пехоты. По численному составу американская морская пехота превосходит вооруженные силы целого ряда стран. На данный момент каждое оперативное командование, и Атлантическое, и Тихоокеанское имеет в своем подчинении по две дивизии морской пехоты. В целом по своему численному составу и средствам вооружений, американский флот представляет собой колоссальную военную силу, которая в состоянии самостоятельно решать стратегические и тактические операции любого масштаба.

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

Феномен «средней температуры»

Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

Из других авианесущих кораблей, были построены:
— вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
— два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
— экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

И снова о русской угрозе

В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

Корвет, эсминец и фрегат.
При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

Что такое корвет или малый ракетный корабль?

В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

Эпилог. «Слон и моська»?

Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

«Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.