За что подросток может попасть в тюрьму. Жизнь в колонии для несовершеннолетних на снимках татьяны бондаревой. Эта проблема решается двумя способами

Ипотека

Исправительная колония – это один из основных видов исправительного учреждения, в котором отбывают наказания несовершеннолетние преступники, ранее отбывавшие лишение свободы, заключенные за намеренные преступления, которые были совершены в период отбывания наказания, а также те, кто был переведен из легких или строгих условий.

3 наиболее популярных ИК для подростков в России

Со временем исправительных колоний на территории России становится все меньше за счет сокращения числа малолетних преступников . В 2007 году в РФ было 62 воспитательных колонии, где находилось более 16 000 человек. На 2018 год их число сократилось до 23, что почти втрое меньше, а число осужденных на 1 ноября 2018 года составило 1318 человек.

Режимы и условия содержания

Сейчас в воспитательных колониях созданы лучшие условия для содержания подростков. Они живут в небольших комнатах по 4-5 человек, в каждой из которых есть собственный телевизор, холодильник, рабочий стол. В коридоре – несколько душевых, где заключенные моются. Бань на территории колоний не имеется. Осужденные не дежурят, они только учатся и работают.

После прибытия в колонию, подросток две недели находится на карантине . Там он привыкает к местным обычаям и приспосабливается к новому мету жизни. Также его осматривают врачи, беседует психолог, после чего заселяют в комнату.

Распорядок дня

В таблице приведено примерное расписание дня несовершеннолетних заключенных.

Подъем 7:00
Физическая зарядка 7:00-7:15
Утренний туалет и заправка постелей 7:15-7:35
Утренний осмотр 7:35-7:45
Завтрак 7:45-8:45
Развод на работу или учебу 8:45-9:00
Работа В соответствии с ТК РФ. Для осужденных младше 16 лет – менее 24 часов в неделю, для лиц от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю. Поэтому расписание работы составляется индивидуально в зависимости от возраста.
Учеба в школе и самоподготовка Индивидуально в каждой колонии. но, как правило, это время до обеда. С 9:00 до 12:45
Подготовка к обеду 12:45-13:00
Обед 13:00-14:00
Дневная проверка 14:00-14:10
Съем с работы 14:10-14:25
Проведение воспитательных мероприятий 14:25-17:30
Подготовка к ужину 17:30-18:00
Ужин 18:00-19:00
Личное время 19:00-20:30
Вечерняя проверка 20:30-21:00
Подготовка ко сну 21:00-22:00
Отбой 22:00

В каждой колонии в зависимости от местных условий, продолжительности светового дня и других составляющих расписание может сильно отличаться.

Питание

Еда несовершеннолетним заключенным предоставляется бесплатно. В колонии трехразовое питание.

Рацион питания очень похож на рацион совершеннолетних осужденных, только с повышенной нормой питания, которая включает в себя разнообразные овощи, ягоды, фрукты, колбасные изделия, сыр, масло, соки, творог, сметану, яйца, сладости и сдобную выпечку, мясо птицы и другое.

О том, как питаются в тюрьме, читайте .

Примерное меню

Завтрак :

  • каша/яичница;
  • яйцо/творог со сметаной;
  • бутерброд с маслом и сыром;
  • какао/чай/кофе;
  • сахар;
  • банан/яблоко/апельсин.

Обед :

  • щи/борщ/рассольник/куриный суп-лапша;
  • мясо/ряба/консервы с гарниром (картофель/рис/макароны/гречка);
  • сок/компот из сухофруктов;
  • хлеб;
  • салат из свежих овощей;
  • фрукт или овощ.

Ужин :

  • мясо/рыба с гарниром (картошка/гречка/рис/макароны) или пельмени;
  • творог со сметаной;
  • бутерброд с колбасой и сыром;
  • сдобная выпечка;
  • чай/какао/компот;
  • сладость;
  • фрукт.

Работа

Работают заключенные в соответствии со статьей 92 ТК РФ , которая определяет количество рабочих часов для разных возрастов. На территории многих колоний находятся парники и теплицы, в которых осужденные выращивают овощи. Также они работают на кухне, помогают готовить еду, накрывать на стол, трудятся в швейном цехе и в мастерских.

Учеба

В воспитательных колониях есть свои собственные школы, в которых проводятся занятия с осужденными. Обучение пятидневное, уроки длятся по 40 минут. По статистике третья часть из всех осужденных до попадания в колонию обучались в учебных заведениях, остальная часть образованием заняты не были. Поэтому в школе обучение организуется по ступеням.

  • 1 ступень – дается начальное общее образование, срок обучения составляет 4 года. Усвоение программы проходит в более ускоренном темпе.
  • 2 ступень – основное общее образование, срок обучения 5 лет. На этом этапе происходит усвоение обучаемыми ранее изученных программ, формирование личности каждого, с использованием индивидуального подхода. Эта ступень является базой для получения среднего полного образования.
  • 3 ступень – среднее полное образование сроком обучения 2 года. Это завершающий этап, который заключается в закреплении всего усвоенного материала.

В колониях поощряется участие в различных кружках детской самодеятельности. К каждому ребенку находится индивидуальный подход. Осужденные могут раскрыть свои таланты и личное мастерство.

Развлечения и отдых

В колонии есть клуб с большим залом и сценой, где дети выступают на праздники. Они с помощью воспитателей устраивают мероприятия, проявляют свои таланты и творческие способности в разных сферах. Также здесь есть библиотека с широким выбором книг отечественных и зарубежных писателей, различные журналы и газеты.

Присутствуют в колониях и игровые комнаты . В них дети могут отдохнуть и развлечься, поиграв в развивающие настольные игры, шашки, шахматы и др. Также дети могут прослушивать радиопередачи, смотреть телевизор в установленное время. На определенное время воспитанники могут покинуть колонию с преподавателем или родственниками, посетить культурно-развлекательное мероприятие.

Здесь есть свой медпункт, в котором принимают специалисты в случае возникновения проблем со здоровьем.

Религиозные вопросы

На территории любой колонии в РФ находится храм , куда часто приглашают священнослужителей, проводятся Божественные литургии и беседы с осужденными на темы нравственного характера. В храме есть специальная молельная комната, дети могут приходит сюда по выходным.

Также в колонии разрешается наличие различной религиозной атрибутики (крест, книги, иконы и т.д.) Многие воспитанники крестятся в храме на территории колонии. Некоторые же считают, что существует поверье, в котором сказано, что если примешь веру здесь, то обязательно вернешься. Дети в это верят и многие боятся.

Свидания и посещения

Для осужденных, которые проживают в обычных условиях (есть еще легкие и , где денег и кол-во свиданий либо меньше, либо больше, чем при ), разрешается:

  1. Расходовать каждый месяц на продукты питания и предметы первой необходимости деньги с лицевых счетов в размере 10 800 рублей, а также различные пособия и льготы.
  2. Иметь 8 и 4 свидания в год.

О количестве и особенностях свиданий в колониях строгого режима написано в .

Передача продуктов и вещей

Получение передач и бандеролей для несовершеннолетних заключенных разрешено в неограниченном количестве . осуществляются в специальных помещениях. Старший инспектор колонии должен вести учет всех полученных бандеролей. Родственник, доставивший посылку, должен расписаться на двух заявлениях, один из которых оставить себе, другой – в колонии.

Запрещенные в бандеролях предметы изымаются. Вскрытие их производит тот же старший инспектор.

Передача продуктов и вещей в исправительную колонию основывается на Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы».

Осужденным запрещается получать в посылках и приобретать на собственные деньги :


Отличия условий содержания мужских от женских детских тюрем

Представители мужского и женского полов содержатся в разных воспитательных колониях. Женских воспитательных колоний в стране всего 2, а мужских – 21 .

Девочки работают в швейных цехах, на кухне, мальчики же чаще всего занимаются другой работой, предназначенной для мужских рук, – трудятся в мастерских, собирают детали, строгают и пилят мебель.

Девочкам разрешают ухаживать за собой, делать макияж, различные прически, красить ногти. В колониях для парней и девушек различаются некоторые предметы, преподаваемые в школе. Но в общем целом условия содержания мужских детских колоний от женских мало чем отличаются.

Со скольки лет туда можно попасть по законодательству?

Наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему осужденному лишь в исключительных случаях , обусловленных характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного.

Лишение свободы ни при каких обстоятельствах не может быть назначено лицу, совершившему в несовершеннолетнем возрасте преступление небольшой тяжести впервые. Лишение свободы также не может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему в возрасте до 16 лет (включительно) преступление средней тяжести впервые.

Независимо от санкции статьи Особенной части УК и независимо от возраста лица на момент постановления приговора, наказание в виде лишения свободы не может превышать:

  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет (включительно) преступление небольшой или средней тяжести или тяжкое преступление, - шесть лет лишения свободы;
  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет (включительно) особо тяжкое преступление, - 10 лет лишения свободы;
  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте старше 16 лет преступление независимо от его категории, - 10 лет лишения свободы.

Нижний предел наказания в виде лишения свободы, установленный в санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за тяжкое или особо тяжкое преступление, сокращается в два раза.

Из каких частей состоит воспитательный процесс подростков?

Исправление и воспитание несовершеннолетних преступников происходит на протяжении всего времени нахождения в колонии. В школе им дают необходимую базу знаний, формируют в каждом из них индивидуальную личность. Очень часто приходят психологи для бесед с подростками. Они находят личный подход к каждому из них, пытаются вникнуть во все проблемы, которые происходили, про их семейную обстановку, почему они совершили преступление и т.д.

Часто в колонии проводятся различные воспитательные мероприятия , где несовершеннолетним осужденным раскрываются нехорошие поступки, их последствия, анализируются все совершенные ошибки. На таких беседах усилие делается на формирование в каждом ребенке понимания где добро, а где зло. Для них устраиваются мероприятия по обсуждению художественной литературы. На более глубоких примерах рассматриваются плохие и добрые поступки.

Варианты путей исправления, УДО

Как и в любом исправительном учреждении, в воспитательных колониях возможно досрочное освобождение или замена наказания на более легкое. Оно может предоставиться по медицинским показателям, а также за хорошее поведение и трудолюбивость, если за время отбывания наказания заключенный не получал строгих замечаний.

В соответствии со статьей 93 УК РФ УДО для несовершеннолетнего возможно, если он отбыл не менее 1/3 наказания за преступление небольшой, средней тяжести или за тяжкое преступление, осужденным за особо тяжкое преступление необходимо отсидеть 2/3 срока.

3 истории заключенных. «Все так ненавидят друг друга, за кусок хлеба готовы порвать» – Витя, 14 лет

Катя, 20 лет :

«В детстве мама после смерти отца постоянно пила и мы с братом были предоставлены сами себе. Часто бродили по всяким заброшенным зданиям, подъездам. Есть было нечего и мы стали воровать в магазинах. Один раз поймали и отпустили, решив, что так каждый раз будет с рук сходить, перешли на квартиры. В день ограбили несколько квартир, взяли деньги и драгоценности. Не успели продать, нас быстро поймали и вскоре отправили в исправительную колонию. Мне было 12, брату – 14.

Попали мы в разные места и не виделись до тех пор, пока не отбыли срок. Там, где я находилась, поначалу было очень грустно. Я скучала по брату и маме. Она почти не приезжала, а я каждый раз ждала встречи, все время надеялась на то, что она привезет мне какую-нибудь вкусную еду или игрушки. Я завидовала другим детям, к которым приезжали родители. Они были такие счастливые.

Несмотря на это, в колонии мне жилось лучше, чем дома. Здесь хорошо кормили, с нами постоянно занимались. В свободное время мы все время торчали в детской игровой комнате, иногда смотрели мультики по телевизору. Я привыкала, и когда мой срок истек, мне было даже грустно возвращаться домой. Я не знала, что буду там есть, чем буду заниматься. Возвращение в обычную жизнь далось мне очень тяжело.»

Михаил, 16 лет :

Я попал в колонию из-за того что ножом убил своего отчима, когда тот пытался напасть на маму. Я был в состоянии шока, и не понял, как все это произошло. В колонии было очень много мальчиков моего возраста. Но мы жили по 4 человека в одной комнате, общались тоже такими же группами. Поначалу там тяжело найти общий язык, но спустя время привыкаешь.

Утром мы занимались в школе и выполняли трудовую работу. Я очень любил посещать кружок мастерства, где мы вырезали из дерева. Все сделанные нами поделки выставлялись на самые видные места. Я очень скучал по дому и маме с моим родным папой. Они навещали меня как только могли и привозили много продуктов. Я всегда делился со своими друзьями, у нас так было положено.

Я скучал и каждый день думал о возвращении, о том, что больше никогда не сделаю ничего плохого. Много учился и читал книги, чтобы хотя бы как-то скоротать свои дни в этом месте. И, к моему счастью, вышел раньше, по УДО.»

Витя, 14 лет :

«В колонии было очень тяжело, так и не передашь словами всю ту атмосферу. Большинство детей, обделенных жизнью и лишенных семейного счастья, находились именно здесь. За каждый косяк могли сильно избить свои же. В колонии это все знали, но закрывали глаза. Что только тут не происходило… Один раз парень перепутал и случайно взял не то полотенце, так его так исколотили другие мальчишки, что бедного долго в местном медпункте мариновали.

По собственному опыту могу сказать, что на малолетке не воспитают в тебе хорошего человека, а наоборот сделают еще более черствым и гнилым. Все так ненавидят друг друга, за кусок хлеба готовы порвать. Мало очень нормальных было, с которыми можно пообщаться. Попал сюда по глупости, но постараюсь больше никогда не возвращаться.»

Подводя итог данной статьи, хочется отметить, что несмотря на достаточно хорошее содержание в воспитательных колониях, попасть в них – очень страшно . Многие подростки выходят оттуда с еще более покалеченными судьбами, с потерянным детством. По глупости совершив преступление, можно мучиться всю оставшуюся жизнь, так и не смирившись с произошедшим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Молодые и блатные

Как подростки-убийцы живут за решеткой

Ирина Халецкая

Убийства, изнасилования, сбыт наркотиков, разбой — в Можайской воспитательной колонии отбывают срок около сотни малолетних преступников из центральных регионов России. Некоторые даже не успели окончить школу. Корреспондент РИА Новости побывала в «Можайке», посмотрела, как живут подростки за решеткой, и узнала, есть ли надежда на их исправление.

Портрет арестанта

Можайская колония в Московской области рассчитана на 300 человек, но сейчас здесь содержится не больше восьмидесяти. Дело не в том, что современные подростки меньше совершают преступления. Система применения наказаний изменилась: к заключению под стражу прибегают только в крайних случаях.

В юном возрасте каждый может ошибиться, убеждены сотрудники колонии. Как правило, поначалу криминальные подростки отделываются штрафом или условным сроком. В места лишения свободы отправляют, если преступник совершил уже несколько преступлений и никакой штраф на него не действует.

В свое время в «Можайке» был рекорд — 12 судимостей у парня.

Первые 11 — условные, за мелкое хулиганство, кражи. А в последний раз малолетнего рецидивиста отправили в Можайск. В колонии не принято спрашивать, за что подросток отбывает наказание. Их даже не называют осужденными — просто воспитанники.

Открытый взгляд, улыбка, никакой скованности или злобы. Преступника в молодом человеке выдает лишь маленькая нашивка на робе, куда вместилась вся его жизнь: имя, год рождения, статья, по которой он отбывает наказание.

Изнасилования, употребление и сбыт наркотиков, убийства — вот неполный перечень «проступков» здешних обитателей. Самая «популярная» статья — разбойное нападение. За тяжкие преступления в колонию попадают сразу, без предупреждений и штрафов. Максимальное наказание для несовершеннолетних — 10 лет лишения свободы.

«Дубаки с палками»

Начальник Можайской воспитательной колонии полковник Олег Меркурьев родом из Сибири. В уголовно-исполнительной системе работает с 1999 года, до этого служил в Вооруженных силах. Участвовал в боевых действиях в Молдавии, на Кавказе, побывал в самом пекле первой чеченской кампании.

Когда его часть расформировали, Меркурьев перешел во ФСИН. Сначала начальником колонии строгого режима в Алтайском крае. Его подопечными были две тысячи осужденных.

А сейчас полковник перевоспитывает подростков, которых в шутку называет «цветочками криминального мира». По его мнению, несовершеннолетние — самый трудный контингент.

«Могу смело сказать, что в колонии строгого режима работать было проще. О взрослых-то мы знаем все. А дети отличаются непостоянством, с ними надо быть активным, интересоваться, что их волнует. Я за первые три месяца службы сбросил лишний вес — буквально бегал вместе с ними», — рассказывает он.

Меркурьев говорит, что сотрудников колонии многие представляют себе суровыми «дубаками с палками», которые якобы ходят по длинным, тускло освещенным коридорам, стучат по железным решеткам, наводя ужас на заключенных. На деле же, уверен он, в колонии могут работать только по призванию. Из-за этого есть пусть и небольшая, но нехватка кадров.

В подтверждение своих слов полковник приводит пример. Один из воспитанников позвонил домой маме, а она была настолько пьяна, что послала ребенка куда подальше. «У пацана истерика, он замкнулся в себе. По закону мы обязаны все телефонные разговоры записывать, потом слушать. Так и узнали об этом. Представляете, в каком состоянии подросток? Конечно, можно было закрыть глаза или направить к психологу — пусть сама с ним разбирается. Но в реальности нам всем пришлось приводить мальчика в чувство», — рассказывает Меркурьев.

Предательское «я могу»

Наш проводник по зоне — начальник отдела по воспитательной работе Александр Савкин. Молодой майор случайно оказался в колонии. Пятнадцать лет назад приехал в Москву поступать в духовную семинарию, но не прошел отбор.

Савкин не отчаялся: отучился на инженера, а когда предложили поработать временно в колонии, даже не понимал, куда идет.

«Поначалу было тяжело. Не знаешь ни криминального мира, ни чем дышат подростки, что им интересно, какие темы обсуждают. Кроме того, мне был всего 21 год. Я в их глазах не авторитет — вчерашний студент, который что-то там за жизнь хочет рассказать», — объясняет он.

Внутренний двор больше похож не на зону, а на пионерский лагерь: колония считается образцово-показательной. Настолько чисто, что, кажется, даже слишком. Так и задумано: у подростков не должно быть чувства, что они в заточении. Жилые корпуса и школа только что после ремонта, столовая — как кафе, есть новая футбольная площадка, две теплицы, огород и баня. Особняком — здание профессионального училища и деревянный храм в честь Андрея Первозванного.

И только колючая проволока по периметру да бритые головы воспитанников, которые передвигаются из школы в столовую и в жилые корпуса строем, не позволяют забыть, что мы на зоне.
Заходим в карантинное отделение — сектор, где вновь прибывшие должны находиться две недели. Здесь заключенным объясняют распорядок, права, обязанности.

Савкин рассказывает, что пока воспитанник в карантине, сотрудники колонии узнают о нем все: изучают состав преступления, личное дело, обзванивают родных, выводят на откровения в разговорах.

«Мы смотрим, не просто какая у него статья, а скорее на мотивы преступления. Почему он совершил его, что произошло? Главное, чтобы он все осознал и нашел силы в этом признаться. Не нам, а самому себе», — объясняет Савкин.

Причины в основном банальны — юношеский максимализм, желание покрасоваться друг перед другом. Бьют себя в грудь со словами: «Я могу!» Майор говорит, что борзые подростки, дожидаясь суда в СИЗО, ведут себя агрессивно, смеются, хамят. В голове у них — подобие блатной романтики, но нет ни малейшего представления ни о тяжести преступления, ни об ответственности за него.

«Вот история одного из воспитанников. Как-то вечером они слонялись с друзьями по улице, выпивали. Пристали к прохожему: «Дай закурить». А у него нет ничего. Слово за слово — парень наш берет арматуру и бьет прохожего по хребту. Он умер. А подростку — пять лет колонии. У погибшего — семья, дети», — описывает картину преступления Савкин, пока мы идем в жилой корпус.

Продолжает: «Парень первые полгода в СИЗО пытался показывать характер, дерзил. Только в колонии к нему пришло осознание того, что это не шуточки: он убил человека. Оставил без отца таких же «малолеток», как и он сам. Произошел переворот в сознании. Окончил училище, работал в промзоне. Все деньги отправлял той семье. Сейчас уже на воле, работает, содержит свою семью — и ту не забывает».

Блатные во дворах

По поводу «воровской романтики» у начальника колонии Меркурьева есть свое объяснение. Он считает, что подобного в колониях и СИЗО нет, но может быть во дворах, где под гитару распевают «Владимирский централ».

Образ хулигана или вора для некоторых подростков интереснее, чем образ отличника в школе.

«Но воровская тематика давно в прошлом. «Общаки» — это та же пирамида, строилась она только для того, чтобы кто-то один был сытым», — уверен полковник.

Мама, где ты?

Большая часть воспитанников — из неблагополучных семей. Половина никогда не слышала ласкового слова от мамы. Почти у всех не было отцов, а если и были, то те тоже где-то отбывают наказание. Зачастую такой «генетический код» толкает подростка на преступление.

Но говорить плохо о родителях в колонии — табу. Каждый здесь ждет родных на свидание, радуется телефонным звонкам и посылкам из дома. На вопрос, как угодил за решетку, один ответ: «Связался с плохой компанией».

«У всех так бывает: попадаешь не в то общество. Осознаешь это только здесь», — признается воспитанник Никита. Ему уже исполнилось восемнадцать, поэтому с журналистами он может разговаривать свободно. У Никиты несколько судимостей, последняя и привела в колонию. Сейчас парень готовится выйти по УДО.

«Но зарекаться, что больше не совершу преступления, не хочу. Пойду учиться, буду сварщиком. Потом собираюсь работать по специальности. В вуз поступать не буду, стану работягой», — планирует он.

Его товарищ Марат тоже говорит, что на воле связался не с теми. Учился в железнодорожном техникуме, и, по его словам, «случилась неудача». «Был задержан. Я попал сюда, другие — нет. Но с ними общаться уже точно не буду. Да и зачем? Чтобы вернуться в тюрьму?» — рассказывает он свою историю.

Марата на воле ждет семья — мама и папа, а еще у него есть младший брат. Молодой человек не говорит, почему родители не вмешивались в его проблемы, но уверен, что от этого никто не застрахован. По его мнению, если человек сам не видит своего будущего, то даже ответственные взрослые его не спасут.

Марат также надеется выйти по УДО. Он уже знает, чем займется на свободе: хочет снова поступить в училище, пойти работать машинистом и жениться.

«Думаю, своим детям я не скажу, что сидел. Мой пример — не лучший для подражания. А ребенок обычно равняется на взрослых. Вдруг сын подумает, что это круто? Я не смогу ходить по пятам за ним, следить, с кем общается. Конечно, не хотелось бы, чтобы он попал в такие же условия, как я. Надо будет чем-то увлечь. Вот я когда-то занимался футболом, а потом бросил. Уже и не помню почему, просто слонялся по улицам», — сожалеет молодой человек.

Один на один

В колонии — четыре комнаты для длительных свиданий до трех дней. В каждой — кровати, холодильник, чайник, даже духовой шкаф, чтобы мать могла напечь пирожков или приготовить курицу, как дома. Есть и отдельная комната для краткосрочных встреч. В ней ни клеток, ни стекол: родители сидят с детьми за одним столом.

Хотя для свиданий и созданы все условия, родители своих оступившихся детей навещают не так часто, как хотелось бы руководству колонии. Меркурьев говорит, что порой в выходные может вообще никто не приехать. Случаев, когда все комнаты были заняты, он не припомнит.

«Есть родители, которые не интересуются жизнью своего ребенка, сконцентрированы на собственной персоне. Хотя расстояния небольшие, особенно если сравнивать с Сибирью. Да и вообще, это для любящей матери не помеха», — сетует начальник.

Причем не все родители, которые не следят за детьми, беспробудно пьют. Меркулов приводит в пример одну маму, которая зациклена на своей личной жизни: «На воле ей было не до него. И сейчас то же самое. За год приезжала к сыну на свидание трижды, каждый раз — с новым «папой». Так она называет своих ухажеров, которых пацан даже в глаза раньше не видел».

Другая мать, продолжает полковник, полностью сосредоточилась на своем бизнесе. «Сыну она покупала и одежду, и телефоны, давала деньги. В общем, все, кроме главного — внимания и любви. В итоге он с одиннадцати лет стоял на учете в детской комнате полиции. Там был полный букет: и употребление наркотиков, и кражи, и разбой. Потом оказался у нас. А мама к нему ни разу так и не приехала», — недоумевает Меркурьев.

Успеваемость

Остальные грызут гранит науки в школе — здесь же сдают ЕГЭ. В школе — обычная программа, такая же, как на воле. Хотя имеются нюансы: все дети разные, некоторые запущенные — еще в начальных классах бросили учебу.

«Есть смышленые подростки, которым просто не хватало усидчивости. Но попадаются и те, кто окончил два-три класса. Редко, но и такие случаи бывают», — объясняет Меркурьев. И шутит: «Обычно мальчики хорошо знают деление и вычитание, а умножение и сложение им даются с трудом».

Тем не менее бывают одаренные подростки, в особенности по математике. Учитель Галина Тимофеевна встречает нас в дверях кабинета, где как раз занимаются девятиклассники. Некоторым уже по 18 лет.

«Дети приходят с минимальными знаниями, более того, у всех разный уровень. Приходится заново обучать, и все в рамках одного урока. В отличие от обычной школы, здесь нельзя нанять репетиторов, позаниматься самостоятельно дома. Только в классе», — объясняет педагог.

Снижение возраста преступности — один из самых печальных фактов российской действительности.

Из года в год за преступления различной степени тяжести привлекаются граждане, моложе 18 лет , а иногда просто дети.

Это зрелище настолько угнетающе выглядит, что вопрос, куда попадают правонарушители в России, и исправляются ли они там, является довольно актуальным.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - звоните по телефонам бесплатной консультации :

Учреждение для начала новой жизни

Колония воспитательного типа — вид особого типа воспитательно-исправительных учреждений в Российской Федерации, предназначенный для содержания осужденных граждан, совершивших преступления, но состоящих к этому моменту в возрасте несовершеннолетия.

Перевоспитательный срок пребывания в учреждении подобного вида зависит от серьезности совершенного подростком деяния, а также поведения несовершеннолетнего.

Часто преступники-подростки, изначально попадая для исправления в такую колонию, позже продолжают свой исправительный путь уже в тюрьме.

Список детских колоний

Где находятся уполномоченные учреждения по проведению исправительно-воспитательной функции? Российская федерация территориально поделена на 54 субъекта, в которых расположены и функционируют 24 колонии воспитательного типа :


Из 24 воспитательных учреждений в двух, Новооскольской и колонии Томск-2, содержатся несовершеннолетние осужденные девочки, совершившие правонарушения, в остальных 22 содержатся мальчики.

По данным на 1 февраля 2017 года в 24 воспитательных заведениях по всей стране находятся порядка 1655 человек .

Статистика по преступлениям подростков

Статистика воспитательных колоний по малолетним преступникам неутешительна — процентное соотношение правонарушений, за которое подростки отбывают свое наказание, примерно следующее:

  1. Около 16% от всех совершаемых несовершеннолетними преступлений относятся к разряду имущества, ценностей или других вещей, которыми определенный человек обладает на праве собственности.
  2. Порядка 15% осужденных отбывают срок за , налеты на людей, организации, магазины, банки и пр.
  3. Причинение вреда здоровью составляет 11% от всего числа преступлений. Главное отличие — умышленность действия.
  4. 10% совершенных преступлений составляют , иногда осуществляемые .
  5. Изнасилование совершили 8% малолетних преступников .

Среди осужденных за преступления, как правило, каждый пятый уже привлекался ранее за другое правонарушение, то есть среди оступившихся подростков — обычное явление.

Повторение преступления следует в скором времени, обычно практически сразу, если первое правонарушение было серьезным .

Ранняя ответственность

Со скольки лет туда попадают?

В Российской Федерации узаконена ответственность за совершенные преступные деяния 16 лет, поэтому основная масса подростков, отбывающих наказание, имеет возраст 16-18 лет .

Однако, существует некоторые оговорки для ряда преступлений, из-за которых оступившийся молодой человек может оказаться в воспитательном учреждении, начиная с 14 лет .

Причиной такого «омоложения» становится то, что противозаконные действия совершаются лицами, которые в силу своего возраста не понимают возможных последствий.

Преступления, за которые подростки будут привлечены к уголовной ответственности с 14 лет:

  • лишение человека свободы против его воли;
  • ограбление частного лица, организации, магазина. Сюда же относится угон транспортного средства и разбойное нападение;
  • нарушение здоровья другого человека, выполненное со злым умыслом, насильственные манипуляции над другим человеком;
  • участие в террористических действиях, пленение заложников;
  • покупка веществ взрывчатого состава;
  • изготовление, продажа устройств для взрыва;
  • кража оружия;
  • взаимодействие с лицами, занимающимися продажей наркотиков.

Колонии, созданные для перевоспитания оступившихся подростков, имеют некоторые отличия от подобных учреждений, заключающиеся в разных видах режимных условий для каждого осужденного :

Обычный вид применяется для всех новоприбывших подростков, совершивших преступление в первый раз.

По окончанию испытательного срока, если не будет особых нарушений в поведении, осужденного переводят на облегченный режим содержания.

В случае, если агрессия — единственное, что показывает вновь прибывший, и он нарушает режим содержания, то его помещают на строгий вид содержания.

Освобождающихся малолетних правонарушителей, которые содержались на облегченном виде, переводят на льготные условия в случае их хорошего поведения перед освобождением.

Иногда можно наблюдать ситуацию, когда перед самым освобождением, радуясь, что скоро вернутся домой, несовершеннолетние нарушители начинают вести себя распущенно и нарушать режим. Это черевато переводом на строгий вид содержания .

Право решения, какое содержание применить к конкретному «подопечному», принадлежит непосредственно начальнику учреждения.

Фото камеры в колонии для несовершеннолетних:

Отличие режимных видов

Режим такого вида допускает встречаться родными и близкими только 6 раз в год на короткое время. Продолжительные свидания не разрешены. При строгом виде содержания разрешается пользоваться суммой, не превышающей 3 размеров МРОТ.

Обычное содержание разрешает проживание нарушителей в общежитиях. 5 минимальных зарплат могут расходоваться на приобретение необходимых продуктов. Режим позволяет 8 раз в год встречаться с родными на короткое время, а 4 раза — на более длительный период.

Облегченный вид допускает общежития для подростков, похожие на жилье при обычном виде. Траты оступившихся молодых людей не могут превышать 7-ми минимальных зарплат ежемесячно.

Свидания с близкими допускаются 1 раз в квартал, если необходим длительный период, и каждый месяц, если достаточно короткого.

Льготный вид подразумевает проживание в специальных общежитиях, отличных от общежитий, положенных при облегченном и обычном режимах. Каждому доступен специальный личный счет с находящимися на нем деньгами, которыми несовершеннолетний нарушитель может пользоваться, как пожелает.

Недолгие свидания позволяются, если осужденному это потребуется.

Продолжительные свидания, которые разрешается брать в течение года, дозволяется проводить за территорией колонии.

Нахождение подростка за пределами учреждения контролируется руководством. Еще одно послабление при льготном виде содержания — возможность пользоваться бумажными деньгами и носить привычную одежду.

Нарушения установленного порядка, влекущие за собой последствия

Основными злостными нарушениями режима , ведущими к попаданию из облегченного, обычного или льготного вида содержания в строгий, являются следующие:

  • употребление запрещенных веществ;
  • хулиганские поступки по отношению к окружению или предметам интерьера;
  • невыполнение требований, установленных руководством учреждения;
  • оскорбление представителей администрации;
  • изготовление, хранение и применение запрещенных предметов;
  • отказ от медицинского лечения, определенного судом и являющегося обязательным;
  • организация запрещенных движений против руководства организации;
  • отказ от работы, являющейся обязательным условием пребывания в колонии.

Методы воздействия за невыполнение требований

Некоторые из подростков-правонарушителей, попавших в колонию воспитательного типа, продолжают вести себя неподобающим образом, грубо нарушая установленный учреждением режим .

При возникновении подобных нарушений предусмотрены такие способы воздействия, как:

  • вынесение выговора допустимо, если нарушение небольшое;
  • ограничение или полный запрет просмотра развлекательных и художественных фильмов сроком на 1 месяц;
  • штрафные санкции в размере до 2 МРОТ;
  • наказание через помещение в одиночный изолятор;
  • перевод на строгий вид условий содержания.

Направленность работы сотрудников

Воспитательная работа — комплекс специальных мер, применяемых к осужденным несовершеннолетним для того, чтобы отношение подростка к внешнему миру, самому себе, а также положительно повлиять на его будущую судьбу.

Работа направлена на получение подростком эстетических, нравственных, трудовых навыков, а также получение физического воспитания.

Колония предоставляет возможность несовершеннолетним заключенным получить определенную профессию в своих стенах, которая поможет освоиться и прокормить себя после освобождения.

Среди оступившихся подростков есть представители из семей, именуемых неблагополучными, в которых никогда прививались семейные и моральные ценности. Поэтому, проведение с несовершеннолетними нарушителями персональных бесед на такие темы помогает показать подростку другую сторону жизни.

Приучение подростков к физической культуре в колонии воспитательного типа помогает избавиться от вредных привычек, от которых страдает большинство воспитанников.

Цели детского воспитательного учреждения по отношению к малолетним правонарушителям выглядят следующим образом:

  1. Исправление имеющихся вредных наклонностей у нарушителя.
  2. Подготовка осужденных к самостоятельному функционированию без поддержки воспитателей.
  3. Формирование правильного отношения к положениям закона и труда.
  4. Повышение образованности и культуры.
  5. Кадровая подготовка.

Способы, используемые для стимулирования осужденных к развитию

Для того, чтобы процесс исправления проходил с минимальными препятствиями со стороны самих перевоспитываемых, необходимо применять некоторые способы поощрения, которые сделают процесс более приятным для подростков.

Допускаются способы, направленные на поощрение подростков:

  1. Право ходить на мероприятия спортивного и развлекательного характера вне воспитательного учреждения.

    Условие: сопровождение подростка сотрудниками, и только в дневное время.

  2. Право покидать границы учреждения для встреч с родителями и другими близкими родственниками. Приятным плюсом является разрешение выхода в гражданской одежде.
  3. Возможность перехода из строгого вида содержания в обычный. Обязательное условие: переход возможен только через 3 месяца после прибытия в учреждение.

Поможет ли это исправиться?

В России, к сожалению, не разработана и не внедрена система , которая способствовала бы возвращению оступившихся подростков к нормальной жизни после освобождения.

Обычно, освободившийся молодой человек снова попадает в те же условия и ситуации, которые стали причиной его заключения. Печальный факт: риск рецидива преступления велик .

Воспитательные колонии прилагают все возможности и условия для возвращения подростка к нормальной жизни после выхода из учреждения и становления его, как полноправного члена общества .

Так называемые родительские комитеты, которые формируются в воспитательном учреждении, а также попечительские советы принимают участие при проведении воспитательного процесса над подростками и решении вопроса о трудоустройстве воспитанников после освобождения.

Итак, роль исправительных учреждений воспитательного характера для несовершеннолетних огромна. Они несут наказывающую функцию , помогая при этом сошедшим с правильного пути детям вернуться обратно.

О женских и мужских колониях для несовершеннолетних в этом видео:

Автор статьи -