Что такое техногенная безопасность. Техногенная безопасность. Составные части техногенной опасности

Прописка

Одной из важнейших задач ремонтно-монтажных служб является обеспечение требуемого уровня техногенной безопасности на предприятии.

В настоящее время создание новых и модернизация существующих производств должны основываться на жестком соблюдении высокого уровня экологической безопасности, надежности функционирования, энерго- и сырьевой экономичности. При этом характер труда человека должен измениться в направлении полного исключения монотонных, рутинных операций, ликвидации тяжелых вредных профессий. Однако важнейшим из названного является условие безопасности человека и отсутствия ущерба окружающей среде, то есть обеспечение техногенной безопасности объекта.

Понятие техногенной безопасности не сводится только к охране труда персонала и техники безопасности на производстве. Оно включает весь комплекс воздействий на здоровье и психическое состояние человека в совокупности с экологической безопасностью. Такая всеобъемлющая трактовка проблемы техногенной безопасности является идеализацией и не может быть реализована в настоящее время в полной мере.

Практическая реализация всех требований к техническим объектам возможна только на основе высокого уровня законодательного обеспечения, наличия полноты информации с использованием мирового опыта и, безусловно, высокого научного и технического уровня разработки. Целью создания таких совершенных объектов является не только экономическая выгода и удовлетворение потребностей людей, но и сохранение экологической целостности окружающей среды как основы для дальнейшего прогресса.

В настоящее время ситуация на Украине такова, что особую опасность представляет низкий уровень существующих технических объектов и недостаточные возможности решения проблемы инженерной экологии. Если в сфере оценки вредных воздействий на воду, почву, воздух и в целом в области экологической экспертизы производств, статистическом учете количества промышленных и бытовых отходов, а также в создании полигонов и свалок отходов имеются определенные достижения за рубежом, то в направлении разработки новой экологически чистой и безопасной техники явно недостаточно. Современные потребности в создании новых технологических объектов должны учитывать также необходимость в восстановлении уже нарушенной экологической целостности окружающей среды и решать проблемы ликвидации накопленных запасов различных отходов. При этом необходимо, чтобы научно-технический уровень объектов для восстановления окружающей среды был значительно более высокий в связи с особенностями перерабатываемого сырья: его высокой токсичностью, неоднородностью технического состава, разбросом физико-механических, теплофизических и прочих свойств.

Решение перечисленных сложных научно-технических задач по созданию безопасных экологически чистых объектов может быть найдено при одновременном формировании технической, энергетической, информационной структур объекта, создании многоплановой системы обеспечения техногенной безопасности на всех участках и стадиях данного конкретного производства.

Решение проблемы создания системы техногенной безопасности должно ответить на конкретные вопросы: определение зон, где уровень техногенной опасности превышает заданный; выдачи рекомендации по снижению уровня техногенной опасности до безопасных величин; оперативное оповещение персонала, находящегося в зоне техногенной безопасности об уровне опасности, времени пребывания и т.п.

В состав системы обеспечения техногенной безопасности входят следующие подсистемы:

  • - подсистема классификации оборудования;
  • - карты расположения оборудования;
  • - базы данных характеристик оборудования;
  • - базы данных по обслуживающему персоналу;
  • - подсистема динамического контроля и анализа технического и санитарного оборудования;
  • - подсистема оценки энергохимического потенциала оборудования;
  • - подсистема выявления наиболее опасных участков и сочетание неблагоприятных факторов;
  • - подсистема имитационного моделирования возможных ситуаций;
  • - подсистема принятия решений и генерирования технических и организационных предложений по предотвращению опасностей для человека и выбросов в окружающую среду.

Ключевыми понятиями данного подхода является техногенная зона (ТЗ), опасное или вредное воздействие (ОВ) и объект защиты (ОЗ).

1 В настоящее время проблема низкого уровня безопасности в техногенной сфере признается одной из наиболее значимых, о чем свидетельствует разработанная федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года». При этом стоит отметить, что проблема управления безопасностью в техногенной сфере постепенно оформляется в определенную область научного познания, о чем говорит рост числа исследований по данной проблеме, а также попытки, как теоретического осмысления, так и носящие практический характер попытки выработки комплекса мероприятий по противодействию роста риска в техногенной сфере.

В решении проблем безопасности исключительно важна экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо важнее построить и ввести в действие эффективные экономические механизмы стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и привлечения требующихся для этого немалых инвестиций. В настоящее время реализуется комплекс целевых исследований, направленных на разработку процедур оценивания уровня безопасности, с учетом взаимосвязанных факторов стоимости и надежности, построение отдельных элементов и в целом государственной системы экономики катастроф.

На региональном и объектовом уровне создаются системы поддержки принятия управленческих решений, включающие в себя экономические модели, методики и программные средства обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных технических систем и особо опасных производств, стабильности работы отраслей и административных систем управления в условиях природных и техногенных катастроф.

На практике это, в частности, выражается в составлении планов развития предприятий с учетом требований безопасности. При этом осуществляется соответствующая экономическая проработка не только по вопросам технического перевооружения и совершенствования технологических процессов, но и по выполнению компенсационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В числе наиболее распространенных по отношению к деятельности предприятий в области безопасности следует назвать такие экономические механизмы как: плата за риск, квотирование риска; перераспределение риска; стимулирования снижения риска; комплексная оценка социально-экономического эффекта управления риском.

Экономические механизмы федерального и территориального уровней управления, используемые для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривают планирование, нормирование и финансирование мероприятий по безопасности объектов и территорий. В частности, установление платы и размеров платежей за использование территорий под размещение объектов, потенциально опасных для здоровья и имущества проживающего населения, за возможный ущерб окружающей природной среде. Широко распространена практика предоставления предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при реализации ими мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий.

Эффективной формой государственного регулирования безопасности являются договора и лицензии на использование, строительство, переоборудование потенциально опасных объектов, которые заключается между инвестором или пользователем объекта и органом исполнительной власти субъекта РФ (республики, края, области, автономной области, автономного округа, района, города). Подобного рода документы оформляются на основании заключения экспертизы МЧС России на уровень потенциальной опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а также при наличии лицензии на право ведения такой деятельности. Указанный договор обладает весьма широкими экономико-правовыми возможностями. Он предусматривает условия использования природных ресурсов, права и обязанности инвестора или пользователя потенциально опасного объекта, размеры платежей за обусловленный уровень риска, ответственность сторон, порядок возмещения ущерба и разрешения возможных споров. Лицензия на право ведения данного рода деятельности, выдается собственнику особо опасного объекта специально уполномоченными на это государственными органами Российской Федерации. В лицензии указываются виды, объемы и допустимые лимиты хозяйственной деятельности, а также требования по обеспечению безаварийности потенциально опасных производств и социально-экономические последствия их несоблюдения. Лимиты являются системой социально-экономических ограничений потенциально опасной деятельности и представляют собой установленные на определенный срок предприятиям предельно допустимые объемы возможного социально-экономического ущерба от чрезвычайной ситуации на данной территории. Лимиты формируются, исходя из необходимости поэтапного достижения предельного объема ущерба, с учетом экологической обстановки в регионе и степени его экономического развития.

Плата за возможные социально-экономи0ческие последствия чрезвычайных ситуаций включает в себя стоимость возможного ущерба экономике, окружающей природной среде, системам жизнеобеспечения населения, здоровью людей, а также размеры выплат за право вести потенциально опасную, сверхлимитную и нерациональную опасную деятельность. Порядок исчисления и применения нормативов платы за возможный социальноэкономический ущерб от деятельности потенциально опасных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Сам факт внесения платы не освобождает потенциально опасные предприятия от необходимости выполнения мероприятий по снижению риска и смягчения последствий аварий и катастроф. Заметную роль в решении задач регулирования безопасности играет существующая в стране система государственных чрезвычайных страховых фондов, объединяющая федеральный чрезвычайный страховой фонд, страховые фонды субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такие фонды аккумулируют средства предприятий и организаций, отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, в том числе:

  • платы в связи с последствиями чрезвычайных ситуаций;
  • суммы по искам о возмещении ущерба и штрафов за правонарушения;
  • средства от реализации произведенной на потенциально опасных объектах и конфискованной продукции;
  • ассигнования, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных
  • средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • инвалютные поступления.

Рес урсы государственных чрезвычайных страховых фондов расходуются на:

  • разработку и реализацию мер по снижению опасности стихийных бедствий и ущерба окружающей природной среде;
  • компенсации материальных потерь в экономике;
  • выплаты по социальным гарантиям пострадавшим гражданам в связи с потерей имущества и нарушениям здоровью;
  • на научные исследования, образование и иные цели, связанные решением проблем безопасности.

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации нередко создаются внебюджетные негосударственные фонды за счет:

  • средств населения;
  • добровольных взносов;
  • пожертвований общественных организаций и других источников.

Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматриваются различные виды экономического стимулирования деятельности по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их возможных последствий.

К числу наиболее популярных льгот, предоставляемых государством, относятся:

  • освобождение от налогообложения чрезвычайных страховых фондов и внебюджетных негосударственных фондов;
  • передача на договорных условиях части средств чрезвычайных страховых фондов под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов предприятий, организаций, учреждений чрезвычайных страховых фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на продукцию, производимую на предприятиях, снижающих риск чрезвычайных ситуаций и смягчающих последствия аварий и катастроф;
  • введение специального налогообложения продукции, производимой на потенциально опасных объектах с применением опасные технологии;
  • применение льготного кредитования организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих деятельность по снижению опасности производства.

В стране осуществляется добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений и организаций, объектов их собственности и доходов, а также граждан, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Средства, образующиеся в результате страховой деятельности, используются на осуществление превентивных мероприятий и компенсацию ущерба. Порядок страхования и перестрахования рисков и использования средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование программ и мероприятий по снижению опасности и компенсации возможного ущерба производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов, внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, инвестиций.

Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий. Поэтому результаты научных исследований и системного анализа опасностей в техногенной сфере оказывают, и будут оказывать определяющее влияние на концептуальные подходы государства к проблемам безопасности. Разработка и использование вероятностных моделей развития общества и основных производственных процессов с учетом риска возникновения техногенных аварий и катастроф становится одним из главных условий обеспечения гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности и приемлемого риска аварий и катастроф.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года»
  2. Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. Серия «Безопасность». - М.: СИНТЕГ, 2001, 160 с.

Библиографическая ссылка

Округин Д.Г., Яричина Г.Ф. О РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В УПРАВЛЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 71-73;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13975 (дата обращения: 30.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

2. Техногенная безопасность

К техногенным относят опасности, возникающие в процессе функционирования технических объектов по причинам непосредственно не связанных с деятельностью человека, обслуживающего эти объекты.

Иначе говоря, техногенными называют опасности, связанные непосредственно с природой механизмов, машин, сооружений, технических устройств.

Техногенные опасности следует предупреждать соответствующими мероприятиями, направленными на совершенствование техники.

Техногенные опасности по воздействию на человека могут быть:

Механическими;

Физическими;

Химическими;

Психофизиологическими.

Механические опасности создаются падающими, движущимися, вращающимися объектами природного и искусственного происхождения.

Механическими опасностями естественного свойства являются обвалы и камнепады в горах, снежные лавины, сели, град и др.

Носителями механических опасностей искусственного происхождения являются механизмы и машины, различное оборудование, транспорт, здания и сооружения, воздействующие в силу различных обстоятельств на человека своей массой или другими свойствами.

В результате действия механических опасностей возможны телесные повреждения различной тяжести.

Объекты, представляющие механическую опасность можно разделить на два класса – энергетические и потенциальные.

Механические опасности распространены во всех видах деятельности людей (спортивной, бытовой, производственной).

Рассмотрим некоторые опасности техногенного характера и их влияние на людей.

2.1 Вибрация

Вибрация – это малые механические колебания, возникающие в упругих телах, которые воспринимаются организмом человека как сотрясение.

Для всего тела в положении сидя резонанс наступает на частотах 4 – 6 Гц. При повышении частоты колебаний выше 0,7 Гц возможны резонансные колебания в органах. Для органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости (грудь, диафрагма, живот) резонансными являются частоты 3 – 3,5 Гц.

В зависимости от характера контакта работника с вибрирующим оборудованием разделяют на:

Локальную вибрацию (передается в основном через конечности рук и ног);

Общую (передается через опорно-двигательный аппарат)

При действии на организм общей вибрации в первую очередь страдает:

Опорно-двигательный аппарат;

Нервная система;

Анализаторы (такие как вестибулярный, зрительный, тактильный).

У рабочих вибрационных профессий отмечены головокружения, расстройства координации движений, симптомы укачивания. Под влиянием общих вибраций отмечается снижение болевой, тактильной и вибрационной чувствительности.

Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации и толчков регистрируется у водителей транспорта и транспортно-технологических машин и агрегатов на заводах железобетонных изделий. Рабочие жалуются на боли в пояснице, конечностях, в области желудка, отсутствие аппетита, бессонницу, раздраженность, быструю утомляемость.

Бич современного производства, особенно машиностроения – локальная вибрация. Локальной вибрации подвергаются, главным образом, лица, работающие с ручным механизированным инструментом. Локальная вибрация вызывает спазмы сосудов кисти, предплечий, нарушая снабжение конечностей кровью. Одновременно колебания действуют на нервные окончания, мышечные и костные ткани, вызывают отложения солей в суставах пальцев.

Интенсивность вибрации в жилых домах зависит от расстояния до источника. Наибольшие уровни вибрации, зарегистрированные в радиусе 20 м от источника, вызывает негативную реакцию у 73 % жителей, а на расстоянии 35-40 м колебания ощущают 17 % жителей.

Чрезмерные мышечные нагрузки;

Неблагоприятные климатические условия, особенно пониженная температура, повышенная влажность;

Шум высокой интенсивности;

Психо-эмоциональный стресс.

Влияние вибрации на организм человека

Амплитуда колебаний вибрации, мм Частота вибрации, Гц Результат воздействия
До 0,015 Различная Не влияет на организм
0,016-0,050 40-50 Нервное возбуждение с депрессией
0,051-0,100 40-50 Изменение в центральной нервной системе, сердце и органах слуха
0,101-0,300 50-150 Возможно заболевание
0,101-0,300 150-250 Вызывает виброболезнь

Источники вибрации:

Транспортеры сыпучих грузов;

Перфораторы;

Пневмомолотки;

Электромоторы.

В зависимости от характера контакта работника с вибрирующим оборудованием различают:

Локальную вибрацию – передается в основном через конечности рук и ног;

Общую – передается через опорно-двигательный аппарат.

Локальная вибрация – имеет место в основном при работе с вибрирующим ручным инструментом или настольным оборудованием.

Общая вибрация – преобладает на транспортных машинах, в производственных цехах тяжелого машиностроения, лифтах, т.е. где вибрируют полы, стены или основное оборудование.

Тело человека рассматривается как сочетание масс с упругими элементами, имеющими собственные частоты, которые для плечевого пояса, бедер и головы относительно опорной поверхности (положение «стоя») – составляет 4-6 Гц, головы относительно плеч (положение «сидя») – 25-30 Гц.

Для большинства внутренних органов собственные частоты лежат в диапазоне 6¸9 Гц.

Интенсивность вибрации в жилых домах зависит от расстояния до источника. Наибольшие уровни вибрации, зарегистрированные в радиусе до 20 м от источника, вызывают негативную реакцию у 73% жителей, а на расстоянии 35-40 м колебания ощущают 17% жителей.

Систематическое воздействие общих вибраций, характеризующихся высоким уровнем виброскорости, приводит к вибрационной болезни, которая характеризуется нарушениями физиологических функций организма, связанными с поражением центральной нервной системы. Эти нарушения вызывают головные боли, головокружения, нарушения сна, нарушение работоспособности, ухудшение самочувствия, нарушение сердечной деятельности.

К факторам производственной среды, усугубляющим вредное воздействие вибрации на организм, относятся:

1. чрезмерные мышечные нагрузки,

2. неблагоприятные микроклиматические условия, особенно пониженная температура, повышенная влажность,

3. шум высокой интенсивности,

4. психо-эмоциональный стресс.

Защита от вибрации

Борьба с вибрацией в источнике ее возникновения;

Виброгашение;

Виброизоляция;

Применение средств специальной индивидуальной защиты.

Шум – совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени.

Шум влияет на весь организм человека:

1. угнетает центральную нервную систему;

2. вызывает изменение скорости дыхания и пульса;

3. способствует нарушению обмена веществ;

4. способствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни.

Под влиянием шума возникает бессонница, снижение общей работоспособности и производительности труда.

Для нормального существования человеку нужен шум (уровень звукового давления) в 10-20 дБ. Это шум листвы, парка или леса.

Окружающие нас шумы имеют разный уровень звука:

Разговорная речь – 50-60 дБ;

Автосирена – 100 дБ;

Шум двигателя легкового автомобиля 80дБ;

Громкая музыка – 70 дБ;

Молния-130 дБ;

Отбойный молоток – 90 дБ.

Шум с уровнем звукового давления до 35 дБ является привычным для человека.

Уровень звукового давления 40-75 дБ в условиях бытовой или природной среды создает значительную нагрузку на нервную систему, вызывает ухудшения самочувствия;

Воздействие шума уровнем свыше 75 дБ может привести к потере слуха;

При действии шума высоких уровней (140 дБ) возможен разрыв барабанных перепонок, контузия;

При действии шума более 160 дБ возможна смерть.

Длительное воздействие шума 80-90 дБ приводит к профессиональной глухоте.

Установлена зависимость между повышением уровня шума в квартире с 35 до 50 дБ и значительным увеличением периода засыпания.

Уровень шума в ночное время не должен превышать 35 дБ. На шум 35-40 дБ реагируют 13% спящих, а на 45 дБ – 35% спящих.

Пробуждение наступает обычно при уровне шума 50,3 дБ.

Виды шума:

Ударный (штамповка, ковка);

Механический (трение, бой);

Аэродинамический (в аппаратах и трубопроводах при больших скоростях движения воздуха).

Источники шума:

Все виды транспорта;

Промышленные объекты;

Строительные машины;

Музыкальные инструменты;

Группа людей и отдельные люди.

Техническое оснащение зданий (лифты);

Санитарное оснащение зданий (воздуховодные сети, сливные краны туалетов);

Бытовые приборы.

Методы борьбы с шумом:

Уменьшение шума в источнике;

Звукопоглощение;

Звукоизоляция;

Акустическая обработка помещений;

Уменьшение шума на пути его распространения;

Установка глушителей шума;

Рациональная планировка предприятий и цехов;

Применение средств индивидуальной защиты.


... ; Морского отделения Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института МЧС Украины – субъекта системы государственного мониторинга окружающей природной среды; заключения – Государственного управления охраны окружающей природной среды в г. Севастополе Минприроды Украины; Государственной экологической инспекции в г. Севастополе Минприроды Украины; Института биологии южных морей...

Развития пгт. Казанка, а также исторических, культурных и других интересов населения района – места расположения маслоцеха. Исходя из этого, при оценке воздействия планируемой деятельности объекта на окружающую среду, были приняты следующие экологические ограничения: - по загрязнению атмосферного воздуха - ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов; - по...

Проведения ОВОС обеспечивается доступность общественности к информации по ОВОС и проводятся общественные слушания (общественные обсуждения материалов ОВОС). Процедура оценки воздействия на окружающую среду 6. В процессе разработки предплановой, предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность в Республике Казахстан, процедура ОВОС проводится в...

Потоков переработки (регенерации) отработанной смазки представлена на листе 6. Вывод. В главе было проанализировано образование и утилизация отхода III класса опасности – отработанной смазки буксовых узлов, образующийся при работе пассажирского вагонного депо Ростов. Был дан анализ существующих методов утилизации отработанных смазочных материалов и разработана технологическая схема и схема...

Техногенная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, объектов экономики от воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Основными причинами возникновения крупных техногенных аварий и катастроф в России являются:

  • - недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов в энергетике, на транспорте и в промышленности, включая производства повышенного риска;
  • - низкое качество установленного оборудования, строительно-монтажных и ремонтных работ, низкий уровень эксплуатации энергетических объектов;
  • - нерациональное размещение производительных сил, приведшее к концентрации производств повышенного риска на небольших площадях вблизи от крупных населенных пунктов.

Наметившееся в последние годы уменьшение количества возникающих аварий и катастроф и их последствий в значительной мере связано с принятием соответствующих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

К этим мерам следует отнести:

  • - внедрение экономических механизмов, стимулирующих принятие мер по предупреждению аварий и катастроф;
  • - улучшение взаимодействия ведомственных и межведомственных надзорных органов;
  • - комплекс организационно-технических мероприятий по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • - совершенствование организационной структуры и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных и функциональных подсистем, деятельности органов управления РСЧС и более эффективное взаимодействие их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вместе с тем, сделанные прогнозные оценки с учетом современного социально-экономического состояния страны, прогрессирующего износа основных производственных фондов на фоне начавшегося определенного роста промышленного производства, показывают, что в период до 2010 года среднегодовое суммарное количество относительно крупных аварий и катастроф может сохраниться еще на достаточно высоком уровне.

Расчеты показывают, что меры, направленные на снижение вероятности таких аварий и катастроф, связаны с очень большими затратами. Поэтому в промышленно развитых странах, в том числе и России, перешли от принципа обеспечения абсолютной безопасности к принципу достижения такого уровня риска, какой только возможен с учетом социальных и экономических факторов, к так называемому принципу приемлемого риска.

Вместе с тем, экономическое состояние России существенно ограничивает возможности установления достаточно низких показателей приемлемого риска. Сегодня показатели рисков возникновения тяжелых аварий и катастроф на потенциально опасных объектах в России на 1-2 порядка выше показателей рисков, достигнутых в мировой практике в последние годы.

В связи с этим главной задачей улучшения обеспечения техногенной безопасности в России на сегодняшний день является, прежде всего, возможное снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций в техногенной сфере и ущерба от них.

Существенное влияние на снижение вероятности возникновения крупномасштабных катастроф должно оказать внедрение государственной системы нормирования безопасности (ГСНБ) сложных технических систем, которая содержит общие требования запретительного, предписывающего и разрешительного характера, обязательные для выполнения и находящиеся под государственным контролем. В основе этой системы обязательно наличие следующих нормативных документов:

  • - перечней потенциально-опасных объектов;
  • - методик оценки опасности объектов и последствий возможных катастроф;
  • - требований к безопасности объектов, а также региональных программ обеспечения безопасности и др.

Взаимосвязанная система условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, сформулирована в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» . Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий в случае их возникновения. В нем оговорены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательного декларирования промышленной безопасности объекта. Законом, в частности, предписывается лицензирование ряда видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, разработка декларации промышленной безопасности и страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Сфера влияния указанного федерального закона распространяется на производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются определенные виды опасных веществ.

Кроме того, вопросы обеспечения пожарной, радиационной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений регулируются специальными федеральными законами:

«О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями;

«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ, который определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, в том числе направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды;

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ, который определяет правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, принципы и мероприятия по обеспечению безопасности, устанавливает гигиенические нормативы (допустимые дозы облучения) на территории Российской Федерации и ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности;

«О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в период от начала их проектирования до ликвидации гидротехнических сооружений и другими.

Вместе с тем, следует отметить, что проблемы ресурса и безопасности сложных систем на сегодня окончательно не отработаны и являются предметом дальнейших исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Как правило, создание системы безопасности сложной технической системы реализуется по следующему алгоритму: производится оценка вероятности и возможного ущерба от аварии, оценивается приемлемый уровень риска, осуществляется построение с помощью инженерных и организационных мер системы защиты от чрезмерной опасности.

Таким образом, проблема сводится к решению технической задачи, оперирующей понятиями предприятия или отрасли, хотя представление о техногенной сфере, как особом созданном человеком мире, требует междисциплинарного, неклассического подхода. Такому подходу созвучна концепция техносферной безопасности, согласно которой безопасность необходимо рассматривать не как свойство объекта (качество, надежность), за которое отвечает то или иное ведомство, а как всестороннюю взаимную защищенность человека, окружающей среды и биосферы от вредных воздействий техногенной сферы вообще и защищенность последней от человека и окружающей среды.

Проблему техногенной безопасности необходимо рассматривать не только как научно-техническую, а скорее как социально-экономическую и социально-психологическую проблему. При этом необходимо исходить из того, что безопасность пользуется приоритетом в вопросах сохранения жизни и здоровья личности, нормального функционирования и развития общества, среды обитания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере личной и общественной деятельности и общечеловеческих ценностей.

Существует и несколько иной взгляд на проблемы обеспечения безопасности. Традиционно, анализируя причины сложившейся ситуации в области обеспечения безопасности, специалисты разных отраслей ссылаются на целый ряд объективных факторов: сложные природные условия, износ основных производственных фондов, катастрофическое состояние городских инфраструктур и транспорта, недостатки нормативной правовой базы, недостаток финансирования и т.д. Однако в результате такого анализа, как правило, не дается ответ на вопрос «почему сложившаяся ситуация воспроизводится»?

Вместе с тем, вывод напрашивается следующий: однотипные аварии и катастрофы воспроизводятся и повторяются из-за того, что не анализируется имеемый опыт и не используется в последующей деятельности.

Примером может служить положение дел на химически опасных объектах. На большинстве из них имеются автоматические или автоматизированные системы, обеспечивающие возможность в той или иной степени осуществлять обнаружение аварийной ситуации. Однако уровень технического совершенства этих систем имеет существенный разброс, многие из них морально и физически устарели, поскольку более 57% их находятся в эксплуатации более 20 лет.

Контроль и обнаружение аварийных ситуаций только путем постоянного или периодического наблюдения за показаниями соответствующих приборов, выбросами, проливами и другими явлениями и факторами, специально выделенными для этих целей должностными лицами, не могут обеспечить необходимую безопасность, особенно учитывая тот факт, что в последние годы мелкие аварии на производстве стали практически нормой жизни. Так, в химической и нефтехимической отраслях промышленности России ежегодно происходит около 1500 аварий, связанных с утечками взрывоопасных и вредных продуктов из технологических систем, возгораниями, взрывами, сбросами загрязняющих веществ в водоемы.

В Японии один из принципов, положенных в основу системы промышленной безопасности, состоит в том, что между крупными и мелкими авариями существует лишь тонкая грань: до тех пор, пока не покончено с мелкими авариями, не исключена возможность и крупных. Поэтому после каждой новой аварии должен проводиться анализ содержания деятельности по обеспечению безопасности.

Методологически он включает в себя следующие этапы:

  • - инвентаризация существующих «знаний об опасностях» и их пересмотр после каждого нового негативного явления;
  • - разработка (на основе наличных знаний) особых превентивных мер, «вживляемых» в подведомственную деятельность средствами управления;
  • - анализ причин каждого фактически имевшего место нового негативного явления (т.е. анализ «связки» из наличных знаний, принимавшихся мер и негативных последствий);
  • - принятие новых мер (в новых социальных, политических или производственных ситуациях) на основе новых знаний.

Необходимо отметить, что нынешняя ситуация в России такова, что большинство параметров развития экономики и общества находятся в критической области. С теоретической точки зрения это означает, что набор главных, ключевых переменных, характеризующих безопасность человека, быстро меняется со временем. Природные и техногенные катастрофы оказываются гораздо более тесно связанными с социальными бедствиями, чем при стабильном общественном развитии. Отсюда следует неэффективность большинства традиционных методов управления безопасностью, используемых в условиях системного кризиса.

В настоящее время в России на основе накопленного опыта создается теория безопасности и риска. Она формируется именно сейчас потому, что с одной стороны, человечеством осознается угроза, которую несут аварии, катастрофы и стихийные бедствия, а с другой стороны, - развитие точных наук достигло необходимого уровня для содержательного анализа этой области.

Однако мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиваться, чтобы эти меры были понятны людям, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологии человека.

Управление риском

Как повысить уровень безопасности?

Это основной вопрос теории и практики безопасности.

Очевидно, для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

Совершенствование технических систем и объектов;

Подготовка персонала;

Ликвидация последствий.

В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и полученных выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей

Стадия 1 – предварительный анализ опасностей (выявление источников опасности и определение части системы, которые могут вызвать эти опасности, а также ввести ограничения на анализ, т.е. исключит опасности, которые не будут изучаться).

Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций.

Стадия 3 – анализ последствий.

Методы обеспечения безопасной деятельности.

Метод – способ достижения цели.

Существует три метода обеспечения безопасности.

Метод А состоит в пространственном или временном разделении гомосферы и ноксосферы. Это достигается средствами дистанционного управления, автоматизации, роботизации, организации и др.

Гомосфера – пространство (рабочая зона), где находится человек в процессе рассматриваемой деятельности.

Ноксосфера – пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Метод Б состоит в нормализации ноксосферы путем исключения опасностей. Эта совокупность мероприятий защищающих человека от шума, газа, пыли, опасности травмирования средствами комплексной защиты.

Метод В включает гамму приемов и средств, направленных на адаптацию человека к соответствующей среде и повышению его защищенности.

Данный метод реализует возможности профотбора, обучения, психологического воздействия, инструктирования, применения индивидуальных средств защиты.

среда техногенная безопасность человек

Техногенная безопасность

К техногенным относят опасности, возникающие в процессе функционирования технических объектов по причинам непосредственно не связанных с деятельностью человека, обслуживающего эти объекты.

Иначе говоря, техногенными называют опасности, связанные непосредственно с природой механизмов, машин, сооружений, технических устройств.

Техногенные опасности следует предупреждать соответствующими мероприятиями, направленными на совершенствование техники.

Техногенные опасности по воздействию на человека могут быть:

Механическими;

Физическими;

Химическими;

Психофизиологическими.

Механические опасности создаются падающими, движущимися, вращающимися объектами природного и искусственного происхождения.

Механическими опасностями естественного свойства являются обвалы и камнепады в горах, снежные лавины, сели, град и др.

Носителями механических опасностей искусственного происхождения являются механизмы и машины, различное оборудование, транспорт, здания и сооружения, воздействующие в силу различных обстоятельств на человека своей массой или другими свойствами.

В результате действия механических опасностей возможны телесные повреждения различной тяжести.

Объекты, представляющие механическую опасность можно разделить на два класса – энергетические и потенциальные.

Механические опасности распространены во всех видах деятельности людей (спортивной, бытовой, производственной).

Рассмотрим некоторые опасности техногенного характера и их влияние на людей.

Вибрация

Вибрация – это малые механические колебания, возникающие в упругих телах, которые воспринимаются организмом человека как сотрясение.

Для всего тела в положении сидя резонанс наступает на частотах 4 – 6 Гц. При повышении частоты колебаний выше 0,7 Гц возможны резонансные колебания в органах. Для органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости (грудь, диафрагма, живот) резонансными являются частоты 3 – 3,5 Гц.

В зависимости от характера контакта работника с вибрирующим оборудованием разделяют на:

Локальную вибрацию (передается в основном через конечности рук и ног);

Общую (передается через опорно-двигательный аппарат)

При действии на организм общей вибрации в первую очередь страдает:

Опорно-двигательный аппарат;

Нервная система;

Анализаторы (такие как вестибулярный, зрительный, тактильный).

У рабочих вибрационных профессий отмечены головокружения, расстройства координации движений, симптомы укачивания. Под влиянием общих вибраций отмечается снижение болевой, тактильной и вибрационной чувствительности.

Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации и толчков регистрируется у водителей транспорта и транспортно-технологических машин и агрегатов на заводах железобетонных изделий. Рабочие жалуются на боли в пояснице, конечностях, в области желудка, отсутствие аппетита, бессонницу, раздраженность, быструю утомляемость.

Бич современного производства, особенно машиностроения – локальная вибрация. Локальной вибрации подвергаются, главным образом, лица, работающие с ручным механизированным инструментом. Локальная вибрация вызывает спазмы сосудов кисти, предплечий, нарушая снабжение конечностей кровью. Одновременно колебания действуют на нервные окончания, мышечные и костные ткани, вызывают отложения солей в суставах пальцев.

Интенсивность вибрации в жилых домах зависит от расстояния до источника. Наибольшие уровни вибрации, зарегистрированные в радиусе 20 м от источника, вызывает негативную реакцию у 73 % жителей, а на расстоянии 35-40 м колебания ощущают 17 % жителей.

К факторам производственной среды, усугубляющим вредное воздействие вибрации на организм, относятся:

Чрезмерные мышечные нагрузки;

Неблагоприятные климатические условия, особенно пониженная температура, повышенная влажность;

Шум высокой интенсивности;

Психо-эмоциональный стресс.

Влияние вибрации на организм человека

Источники вибрации:

Транспортеры сыпучих грузов;