Иоанн богослов откровение о лжепророках. Время вхождения откровения Иоанна Богослова в канон Нового Завета. Когда и как был написан "Апокалипсис"

Ипотека

В откровении Иоанна описываются события, которые будут предшествовать второму появлению Иисуса на земле, появление мессии и жизнь после Второго Пришествия. Именно описание событий перед вторым Пришествием, а в частности различных катаклизмов, привело к современному употреблению слова АПОКАЛИПСИС в значении конца света.

Авторство, время и место написания Апокалипсиса.

В тексте автор именует себя Иоанном. Существует две версии авторства. Наиболее популярная из них (традиционная) приписывает авторство Откровения Иоанну Богослову. В пользу того, что автором был Иоанн Богослов, говорят следующие факты:

  • Четыре раза в тексте автор называет себя Иоанном;
  • Из апостольской истории известно, что Иоанн Богослов подвергался заточению на острове Патмос;
  • Схожесть некоторых характерных выражений с Евангелием от Иоанна.
  • Святоотеческие исследования подтверждают авторство Иоанна Богослова.

Многие современные исследователи, однако, оспаривают традиционную версию, приводя следующие аргументы:

  • Отличие языка и стиля Апокалипсиса от языка и стиля Евангелия, написанного Иоанном Богословом;
  • Различие проблематики Апокалипсиса и

Отличие языка можно объяснить тем, что, хотя Иоанн и владел греческим языком, но, находясь в заточении, вдали от живого разговорного греческого языка, естественным образом, будучи природным иудеем, писал под влиянием языка еврейского.

Следует сказать, что, опровергая традиционное авторства, эти исследователи не предлагают сколь- либо аргументированного альтернативного мнения. Сложность состоит в том, что в апостольской среде было несколько Иоаннов, и каким из них было написано Откровение пока не видится возможным. Упоминание самим автором в тексте того факта, что он получил видение на острове Патмос, автора Апокалипсиса иногда называют Иоанном Патмосским. Римский пресвитер Кай считал, что Откровение было создано еретиком Керинфом.

Что касается даты написания Откровения Иоанна Богослова, то тот факт, что с текстом был знаком Папий Иерапольский свидетельствует о написании Апокалипсиса не позднее II века. Большинство современных исследователей считают временем написания 81 – 96 гг. В 11-й главе Откровения говорится о неком «измерении» храма. Данный факт наводит исследователей на более раннюю датировку – 60 гг. Однако большинство считают, что данные строки носят не фактический, а символический характер и относят написание к концу правления Домициана (81 – 96 гг). В пользу данной версии свидетельствует тот факт, что Откровение пришло к автору на острове Патмос, а именно туда Домициан ссылал неугодных ему людей. Более того конец правления Домициана характеризуется как сложное время гонений на христиан, скорее всего именно в такой обстановке и был написан Апокалипсис. Святой Иоанн сам указывает на цель написания Откровения - «показать - чему надлежит быть вскоре». Автор показывает и предсказывает торжество Церкви и Веры. Именно в момент скорби и тяжких испытаний подобное произведение нужно было, как поддержка и утешение в борьбе за истину Христовой веры.

Когда и как Апокалипсис Иоанна Богослова вошел в канон Нового Завета?

Как мы уже говорили ранее, первые упоминания об Откровении Иоанна Богослова приходятся на второй век. Апокалипсис упоминается в трудах Тертуллиана, Иринея, Евсевия, Климента Александрийского и др. Однако, текст Откровения долго оставался неканонизированным. Против канонизации Апокалипсиса Иоанна выступали Кирилл Иерусалимский и святой Григорий Богослов. В канон Библии, утвержденный Лаодикийским собором в 364 году, Апокалипсис не вошел. Только в конце IV века, благодаря авторитетности мнения Афанасия Великого, который настаивал на канонизации Откровения Иоанна, Апокалипсис вошел в новозаветный канон по решению Иппонского собора в 383 году. Это решение было подтверждено и закреплено на Карфагенском соборе 419 года.

Древние манускрипты Апокалипсиса.

Третий папирус Честера Битти

Самый древний вариант рукописи Откровения Иоанна датируется серединой третьего века. Это так называемый третий папирус Честера Битти или папирус P47. Третий папирус Честера Битти содержит 10 из 32 листов Откровения Иоанна.

Текст Откровения Иоанна Богослова содержится и в Синайском кодексе. Всего на сегодняшний день известно около 300 манускриптов Апокалипсиса. Далеко не все из них содержат полную версию Откровения. Апокалипсис – наименее засвидетельствованная в манускриптах книга Ветхого Завета.

Как Откровение Иоанна Богослова используется в Богослужении?

Ввиду того, что Откровение Иоанна было относительно поздно включено в канон, оно практически не использовалось в богослужениях Восточной Церкви. Это одна из причин упомянутого ранее в статье малого количества дошедших до нас рукописей Апокалипсиса.

Согласно Иерусалимскому уставу (Типикону), устанавливающему порядок православного богослужения, предписывается чтение Откровения на «великих чтениях» на всенощных бдениях. В Католицизме Апокалипсис читается в пасхальный период на воскресных мессах. Песни из откровения также входят в «Литургию часов»

Однако, следует отметить, что в реальной жизни Апокалипсис практически никогда не используется на богослужениях.

Откровение Иоанна Богослова – толкование

В тексте Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает откровение, полученное им в видениях. В видениях описывается рождение антихриста, Второе Пришествие Христа, конец света и Страшный Суд. Образная сторона текста богата и разнообразна. Образы Апокалипсиса стали очень популярны в мировой культуре. В Откровении Иоанна Богослова упомянуто число зверя – 666. Многие образы были заимствованы автором из ветхозаветных пророчеств. Тем самым, автор подчеркивает преемственность Ветхого и Нового Заветов. Апокалипсис заканчивается пророчеством о победе Бога над Дьяволом.

Апокалипсис Иоанна Богослова породил огромное количество точек зрения и попыток толкования и объяснения. Так, к примеру, существует попытка объяснить Откровение с точки зрения астрономии в книге Н.А.Морозова «Откровение в грозе и буре». Попытки толкования Откровения умножаются в страшные эпохи для человечества – во времена потрясений, бедствий и войн.

Последовательность видений и их толкование.

Таинственный характер Откровения Иоанна Богослова, с одной стороны, усложняет его понимание и толкование, а, с другой стороны, привлекает пытливые умы, пытающиеся расшифровать таинственные видения.

Видение 1 (Глава 1) . Сын Человеческий с семью звездами в руках, находящийся посреди семи светильников.

Толкование. Громкий трубный голос, который услышал Иоанн, принадлежал Сыну Божьему. Он называет себя по-гречески Алфа и Омега. Такое именование подчеркивает, что Сын, подобно Отцу, содержит в себе все сущее. Он стоял посреди семи светильников, которые олицетворяли собой семь церквей. Откровение Иоанна Богослова дается семи церквам, составляющим в то время Ефесскую Митрополию. Число семь в те времена имело особое мистическое значение, означающее полноту. Таким образом, можно говорить, что Откровении было дано всем Церквам.

Сын Человеческий был одет в подир и подпоясан золотым поясом. Подир символизирует первосвященническое достоинство, а золотой пояс – царское. Белые волосы Его олицетворяют мудрость и старость, тем самым указывая на единость его с Богом-Отцом. Пламень огненный в глазах говорит, что ничего не сокрыто от взора Его. Ноги его из халколивана показывают на соединении в Нем человеческого и божественного. Халколиван – сплав, в котором халк (предположительно, медь) знаменует человеческое начало, а ливан - божественную.

Сын Человеческий держал семь звезд в руках. Семь звезд символизировали семь епископов семи церквей, составляющим в то время Ефесскую Митрополию. Видение означает, что Иисус держит в руках Церковь и пастырей. Христос предстает в образе Царя, и Священника, и Судии – таким он будет во время Своего Второго Пришествия.

Явившийся Сын Человеческий повелевает Иоанну записать все, что явится в видениях, так как сему подобает быть.


Явление Сына Человеческого Иоанну

Видение 2 (Главы 4 - 5). Вознесение Иоанна к небесному престолу. Видение Сидящего на престоле в окружении 24 старцев и 4 животных.

Толкование . Войдя в дверь неба Иоанн видит Бога-Отца на престоле. Вид его подобен драгоценным камням – зеленым (олицетворение жизни), желто-красным (олицетворение чистоты и святости, а также божьего гнева к грешникам). Сочетание цветов указывает на то, что Бог карает грешников, но прощает и дарует жизнь кающимся. Сочетание этих цветов предрекает Страшный Суд как истребление и обновление.

24 старца в белых одеждах и золотых венцах - представители человечества, угодившие Господу. Вероятно это 12 представителей ветхозаветной истории и 12 Христовых апостолов. Белый цвет одежды олицетворяет чистоту и непорочность. Золотые венцы символизируют победу над демонами.

Вокруг престола горят «седмь свещников». Это семь ангелов или семь даров Святого Духа. Море перед престолом – тихое и чистое – симфолизирует души праведников, живущих дарами благодати Божией.

Четверо животных олицетворяют четыре стихии, над которым владычествует Господь – земля, небеса, море и преисподняя. По другой версии это ангельские силы.


Видение 3 (Главы 6 - 7). Снятие семи печатей с запечатанной книги Агнцем закланным.

Толкование: Господь, сидящий на престоле, держал в руке Книгу, запечатанную семью печатями. Книга эта символизирует Божию мудрость и Божий промысел. Печати олицетворяют невозможность человека постичь все замыслы Господа. По другому пониманию, Книга – есть пророчества, которые частично исполнились в Евангелии, а остальные исполнятся в последние дни.

Один из Ангелов взывает, чтобы кто-нибудь раскрыл книгу, сняв печати. Однако, нет никого достойного «ни на небе, ни на земле, ни под землею», кто мог бы снять печати. Один из старцев сказал, что «Лев от колена Иудина, корень Давидов, … может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ея». Эти строки об Иисусе, который явился в виде агнца с семью рогами и очами. Лишь он, принесший себя в жертву за человечество, оказался достоин познать мудрость Божию. Семь очей символизируют семь Божьих духов, а также всеведение Божье. Агнец стоял рядом с Богом, там, где и надлежало стоять сыну Божьему.

Когда агнец взял в руки книгу, 24 старца в белых одеждах и 4 животных запели неслыханную доселе песню, в которой прославляли пришествие нового Царство Сына Божия, в котором Он воцарился, как Богочеловек.

Поговорим теперь о семи печатях и их значении.

  • Снятие первой печати. Первая печать - белый конь со всадником-победителем, имеющим в руках лук. Белый конь символизирует деятельность святых апостолов, которые направили свои силы (лук) против демонов в виде Евангельский проповедей.
  • Снятие второй печати. Вторая печать - рыжий конь со всадником, взявшим с земли мир. Эта печать олицетворяет восстание неверных против верующих.
  • Снятие третьей печати. Третья печать – вороной конь со всадником. Это олицетворение нетвердой веры и отказа от Христа. По другой версии вороной конь символизирует голод.
  • Снятие четвертой печати. Четвертая печать – бледный конь со всадником по имени «смерть». Печать олицетворяет проявление гнева Божьего и в том числе предсказание грядущих бедствий.

Всадники, явившиеся после вскрытия печатей
  • Снятие пятой печати. Пятая печать - убиенные за Слово Божие облачаются в белые одежды. Души пострадавших праведников находятся под алтарем Храма Небесного. Звучит молитва праведников, как предвестник воздаяния каждому за грехи. Белые одежды, в которые облачаются праведники, символизируют добродетель и чистоту веры.
  • Снятие шестой печати. Шестая Печать - день гнева, стихийные бедствия и ужасы на перед кончиной мира.
  • Снятие седьмой печати. После снятия седьмой печати на небесах на полчаса воцарилось полное безмолвие.

Видение 4 (Главы 8 - 11). Семь Ангелов с семью трубами.

Толкование. После снятия седьмой печати на небесах воцарилась тишина, которая была затишьем перед бурей. Вскоре явились семь ангелов с семью трубами. Эти ангелы – каратели рода людского. Ангелы затрубили и обрушили на человечество семь великих бедствий.

  • Первый ангел – град с огнем падает на Землю, вследствие чего исчезает треть деревьев, сгорает вся трава, в том числе все хлеба.
  • Второй ангел – гора, пылающая огнем, ввержена была в море, вследствие этого бедствия третья часть моря обратилась в кровь, треть судов и треть тварей морских погибли.
  • Третий ангел – падение звезды с неба. Третья часть рек и водных источников отравлены и многие погибнут, употребляя эту воду.
  • Четвертый ангел – погасла (затмилась) третья часть солнца, луны и звезд. День сократился на треть, что привело к неурожаям и голоду.
  • Пятый ангел – падение звезды с неба и появление саранчи. Пять месяцев саранча мучала людей, не имевшей печати Божьей. Саранча эта похожа на человека, имеет женские волосы и львиные зубы. По многим толкованиям Откровения Иоанна эта саранча символизирует греховность человеческих страстей.
  • Шестой ангел – появление четырех ангелов, связанных при реке Евфрате. Ангелы истребляют треть людей. После чего появляется конное войско, лошади которого имеют головы льва и хвосты змей. Четыре Ангела – прелукавые демоны.
  • Седьмой ангел – скорее всего, сам Христос, сходит с небес на землю. Радуга над его головой, а в руках – раскрытая книга, которая недавно находилась за семью печатями. Ангел одной ногой стоит на земле, второй – на море. Ангел говорит о конце времени и воцарении вечности.

И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.

Видение 5 (Глава 12). Красный змей преследует жену, облаченную в солнце. Война между Михаилом со зверем на небесах.

Толкование. Под женой, облаченной в солнце, некоторые толкователи Апокалипсиса Иоанна Богослова понимают Пресвятую Богородицу, однако большинство видят в этом образе Церковь, облаченную в сияние Слова Божьего.

Луна под ногами жены – символ постоянства. Венец из двенадцати звезд на голове жены – знак того, что первоначально она была собрана из 12 колен Израилевых, а впоследствии руководима 12 Апостолами. Жена испытывает муки рождения – то есть те трудности по утверждению Божией воли.

Является великий красный змей с семью головами и десятью рогами. Это сам дьявол. Семь голов означают великую лютость, десять рогов – злость, направленную против 10 заповедей, а красный цвет – кровожадность. Венец на каждой из голов говорит о том, что перед нами – властелин мрачного царства. По некоторым толкованиям Апокалипсиса, семь венцов символизируют семь правителей, восставших против Церкви. Хвост змея смахнул с неба треть всех звезд – то есть привел грешников к духовному падению.


Красный змей преследует жену, облаченную в солнце.

Змей хочет украсть дитя, которое должно родится у жены. Жена рождает сына, как Церковь ежедневно рождает Христа для верующих. Дитя попадает на небо к Богу, а жена бежит в пустыню. В этом пророчестве многие видят описание бегства христиан из осаждённого римлянами Иерусалима в заиорданскую пустыню.

Далее следует описание брани между Михаилом и ангелами его и змеем. Под образом этой битвы многие видят противостояние христианства и язычества. Змей был побежден, но не уничтожен. Он остался на земле и преследовал жену. Жене было дано два крыла – ветхий и Новый Завет, с помощью которых она переносится в пустыню, вероятно, здесь имеется в виду пустыня духа. Змей выпускает из уст своих реку, желая потопить жену. Но земля разверзлась и поглотила реку. Река здесь символизирует искушения, которым должны противостоять верующий. По другой версии - это страшные гонения на христианскую церковь, характерные для времени написания Апокалипсиса Иоанна Богослова.

Разгневавшись змей обрушил ярость свою на семена жены. Это символ бесконечной борьбы Христианства с греховностью.

Видение 6 (Глава 13). Зверь с семью главами и десятью рогами выходит из моря. Появление зверя с агнчьими рогами. Число зверя.

Толкование. Зверь, выходящий из моря – это антихрист, выходящий из моря житейского. Отсюда следует, что антихрист – порождение людского рода, он – человек. Поэтому не следует путать дьявола и антихриста, это разные понятия. Голов у антихриста, как и у дьявола, семь. Десять голов с венцами говорят о том, что антихрист будет иметь власть на земле, которую он получит при помощи дьявола. Человечество попытается восстать против антихриста, но потом он воцариться над миром. Власть антихриста будет длиться 42 месяца.

Еще один зверь, описанный в Откровении Иоанна Богослова – зверь с агнчьими рогами. Это символическое представление лжепророческой деятельности. Этот зверь появляется из земли. Зверь будет показывать человечеству ложные чудеса, пользуясь обманом.


Зверь с семью главами и десятью рогами и зверь с агнчьими рогами.

На всех, кто поклонится антихристу, будет написано имя Антихриста на лице или на правой руке. Имя антихриста и «число имени его» вызывают множество споров и толкований. Число его 666. Имя его неизвестно, но в разные эпохи толкователи приписывали имя его разным историческим личностям, пытаясь связать имя и число зверя.

Видение 7 (Глава 14). Явление Агнца на горе Сион. Явление ангелов.

Толкование. После видения о воцарении антихриста на земле, Иоанн поднимает взор к небу и видит агнца, стоящего на горе Синай в окружении 144 000 избранников божьих от всех народов. Имя Бога написано на их лице. К ним присоединяется сонм играющих на гуслях «новую песнь» об искуплении и обновлении.

Далее Иоанн видит Трех ангелов, которые парят в небе. Первый Ангел возвещал людям «вечное Евангелие», второй - возвещает падение Вавилона (это символ царства греха), третий - угрожает вечными муками тем, кто служит антихристу.

Взглянув на небо, Иоанн видит Сына Божия в золотом венце и с серпом в руке. Ангелы возвещают о начале жатвы. Сын Божий бросает серп на землю и начинается жатва – она же символизирует конец мира. Ангел жнет гроздья винограда. Под гроздьями винограда имеются в виду наиболее опасные враги Церкви. Вино вытекало из винограда и виноградные реки достигали до конских узд.


Жатва

Видение 8 (Главы 15 - 19). Семь чаш гнева.

Толкование. После жатвы, Иоанн в своем Откровении описывает видение стеклянного моря, смешанного с огнем. Стеклянное море олицетворяет чистые души спасшихся после жатвы. Под огнем можно понимать благодать Животворящего Духа. Иоанн слышит «песнь Моисея» и «песнь Агнца».

После этого открылись ворота небесного храма и вышли семь ангелов в белых одеждах и получили от 4-х животных семь золотых чаш, исполненных гнева Господня. Ангелы получают наставление Божие излить семь чаш перед окончательным судом над живыми и мертвыми.

Семь чаш гнева напоминают Казни Египетские, которые были прообразом расправы над лжехристианским царством.

  • Первый ангел вылил чашу – и началась эпидемия отвратительных язв.
  • Второй Ангел вылил чашу в море - и вода сделалась словно кровь мертвеца. В море умерло все живое.
  • Третий Ангел вылил чашу в реки и источники вод - и вся вода превратилась в кровь.
  • Четвертый Ангел вылил чашу на солнце – и солнце жгло людей. Под этим солнечным зноем толкователи Откровения Иоанна Богослова понимают зной соблазнов и искушений.
  • Пятый Ангел вылил чашу на престол зверя – и царство его помрачнело. Приверженцы антихриста кусали языки от страдания, но не раскаялись.
  • Шестой Ангел вылил чашу в Евфрат – и высохла в реке вода. Река Евфрат всегда была природной защитой Римской Империи от нападения народов Востока. Иссушение Евфрата символизирует появление пути для воинов Господа.
  • Излиянием последней чаши окончательно будет поражено царство зверя. Иоанн описывает падение Вавилона – великой Блудницы

Ангелы изливают семь чаш гнева Господня

Видение 9 . Страшный Суд (Глава 20)

В этой главе Иоанн описывает видение, связанные с историей Церкви. Говорит о всеобщем воскресении и страшном суде.

Видение 10 (Главы 21-22). Новый Иерусалим.

Иоанну было показано величие нового Иерусалима – Царства Христова, которое воцарится после победы над дьяволом. В новом царстве не будет моря – ибо море – символ непостоянства. В новом мире не будет ни голода, ни болезней, ни слез.

В новое Царство попадут лишь те, кто победит в противостоянии с демонами, иные будут осуждены на вечные муки.

Церковь предстала пред Иоанном в виде прекрасного города, сходящего с небес Иерусалима. В граде нет видимого храма, так как сам город – храм. Небесный город не нуждается в освящении еще и потому, что в нем живет Бог.


и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Апокалипсис Святого Иоанна Богослова – является логическим завершением Новозаветного цикла. Из исторических книг Нового Завета верующие могут почерпнуть знания о основании и развитии Церкви. Из законоположительных книг – руководство для жизни во Христе. Апокалипсис же пророчествует о будущем Церкви и мира.

Все верующие христиане в обязательном порядке читают Библию и стараются следовать всем ее предписаниям. Однако в Священном Писании есть одна книга, которая очень сложна для понимания и наполнена символизмом. Речь идет о книге Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. О чем же говорит нам эта самая загадочная часть Библии?

Знакомство с апокалипсисом

Вся Библия является духовной книгой, наполненной символами и сравнениями. Но больше всего аллегорий, примеров и образов скрывает Откровение Иоанна Богослова. Апокалипсис нельзя читать и толковать сам по себе, в отрыве от всего христианского учения в целом.

Важно! Обычным верующим людям желательно приступать к чтению Апокалипсиса только после того, как они хорошо изучат Ветхий и Новый Завет, а также Предание святых отцов.

Большая ценность данной книги в том, что в ней можно найти ответы на глобальные вопросы о христианстве. Апокалипсис говорит нам, что Господь пришел в этот мир для спасения всего человечества. Кроме того, в книге представлен образ Небесного Иерусалима - места будущей жизни всех верующих.

Видение Иоанна Богослова

Важное место в повествовании занимает описание земной Церкви и различных бед и казней, постигающих этот мир. С одной стороны, эти несчастья - фон для того, чтобы была видна святость Церкви Христовой. С другой - способ призвать людей к покаянию.

Апокалипсис предостерегает христиан от опасностей жизни в мире, где правит язычество. Настоящий христианин должен пренебрегать комфортом мира ради Христа, несмотря на большое количество опасностей. Во все времена христиане подвергались гонениям, если не официально, так идейно. Во времена Иоанна Богослова за отказ поклониться языческому римскому императору мог закончиться казнью, и множество первых христиан приняли подобную мученическую смерть.

Другая опасность - начать приспосабливаться к изменчивому миру и потерять в нем веру во Христа. Большое количество искушений может привести к тому, что человек устанет бороться за свою веру и захочет жить как все - с комфортом и в богатстве. Так, Откровение говорит нам о том, что настанут времена, когда верные дети Христовы не смогут ничего покупать и продавать, т.е. вести привычную повседневную жизнь, как все.

В данном контексте мы видим образ Вавилонской блудницы, который отождествлен с самим городом Вавилоном. Проводятся параллели и с современным миром - большие города, где доступны все возможные утехи и радости, что легко сбивает христианина с пути истинного. И вот Апокалипсис в 18 главе показывает нам результат такой жизни - суд над блудницей и ее казнь. Именно это и ожидает греховный мир, если люди не будут каяться.

Антихрист и конец света

Пожалуй, самый загадочный образ, который мы видим в этой книге - это антихрист. Он представляется в виде двух зверей. Первый из них выходит из моря и действует грубо, прямыми гонениями. Другой же выходит из земли и наносит вред более тонко, обольщением и хитростью.

Антихрист придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ

Эсхатологический подход выражается в проведении параллелей между Римской империей и греховным миром. Рим начинает буквально съедать себя сам, захлебываясь в потоках греха и греховных наслаждений. Иоанн Богослов через свою книгу предостерегает, что такая кончина ждет и весь мир в целом.

Образ Церкви Христовой в Откровении

Иоанн Богослов выстраивает образ Христовой Церкви в противовес образу Вавилонской блуднице. Церковь показана местом спасения душ верующих христиан, где они смогут познать Бога и полноту общения с Ним.

Апокалипсис показывает нам древнее церковное предание о возможных путях человеческой жизни. Первый путь, по которому идет большинство неверующих людей, это путь короткого временного наслаждения утехами земной жизни, за которым наступает вечная погибель и мрак. Другой же путь, которые выбирают верные чада Христовы, это путь спасения, радости и Вечной жизни с Богом. При этом на земле эти люди будут иметь скорби, но они несравнимы с тем блаженством, которое ждет их в Вечности.

Интересно! Образ Церкви описан в книге очень подробно, с большим количеством примеров, аллегорий, притч.

На первый взгляд, понять эти тексты очень сложно, но в итоге все сводится к тому, что Церковь Христова предстает в величии, красоте и святости, а греховный мир исчезает в бездне навеки. Именно такой конец света и случится после Второго пришествия Христа.

Христос и невеста Церковь

Именно вот эти положительные образы Церкви и Небесного Иерусалима должны вселить веру в то, что человек идет путем христовым не зря, что в конце земной жизни его ждет вечное блаженство с Господом, как результат праведной жизни. Очень важно использовать такие положительные примеры из Апокалипсиса для усиления проповедей и убеждения верующих. В таком случае, и данная книга не будет выглядеть столь мрачно и перестанет восприниматься исключительно как руководство по концу света.

О символике чисел

Большое количество символов придает книге особую таинственность и позволяет обобщенно смотреть на события в мире. К примеру, Иоанн Богослов говорит, что глаза обозначают видение чего-либо, а большое количество глаз - абсолютное видение. Иерусалим и весь Израиль ассоциируются с Церковью Христовой. Белый цвет - символ невинности, чистоты и святости.

Большое значение придается и числам. Так, число три означает Святую Троицу, четыре - мирской порядок. Семь - благословенное число гармонии. Двенадцать - Церковь.

Отдельного внимания заслуживает число 666, которое считается магическим «числом зверя» и порой пугает даже опытных христиан. Однозначная трактовка этого числа до сих пор неясна и остается неразгаданной. Видимо, точное его значение придет тогда, когда для этого наступят подходящие условия.

Существует теория, согласно которой 666 это уменьшение от 777. Три семерки символизируют собой Божью благодать, тогда как уменьшение ее означает дьявольский мрак. В любом случае, число 666 остается «числом зверя» и наступят времена, когда человечество точно узнает его смысл.

Многие христиане боятся начертания этого числа на себе, как символе отвержения от Бога. Действительно, Апокалипсис говорит нам о том, что наступят времена, когда на челе или руке будет ставиться знак зверя, и тогда такой человек будет терять спасение и вечную жизнь.

Многие христиане боятся начертания числа зверя из книги Откровения

Однако мы не можем понимать эти строки буквально. Ни одно начертание само по себе не способно лишить человека веры в Бога. Поэтому нужно понимать это место в переносном смысле - что настанет такое время, когда каждый человек станет перед выбором. Царство антихриста будет повсеместно распространяться по всей земле, и людям придется выбирать - жить в комфорте земной жизни и терять спасение вечной души, или же претерпеть притеснения сейчас, но зато вкусить вечное блаженство.

Важно! Собственно, в этом и заключается главный и основной смысл книги Апокалипсис - показать человеку два пути жизни, мирской и духовный.

Иоанн Богослов ясно дает понять, что участь людей, которые выбрали путь богатой и комфортной, но безбожной, жизни на земле - незавидна. И, напротив, те из людей, которые претерпят до конца все лишения и притеснения, в большом количестве постигнувшие христиан в последние времена, получат большую награду за свое долготерпение.

Другие символы Апокалипсиса

Помимо особенных числовых значений, Откровение богато и другими образами. Так, начинается книга с Посланий семи церквям, которые можно рассматривать как схему жизни Церкви от начала христианства и до конца мира.

Еще одним интересным богословским моментом данной книги является видение четырех всадников. Символически они говорят обо всех исторических этапах развития человечества. Изначально жизнь в раю первых людей (символ белого коня), последующее познание греха и отпадение от Бога (рыжий конь). Как следствие греха - смертность и беды всех последующих поколений (бледный и вороной конь).

Перед появлением каждого из всадников, Божий Ангел снимает одну из семи печатей с Книги Жизни. Каждая из этих печатей символизирует определенную эпоху борьбы зла и добра, которую можно проследить и в масштабах всей Церкви, и в масштабах жизни отдельно взятого человека. Снятие последней печати ознаменовало видение Божиих Ангелов - следующий образ Апокалипсиса.

Для предвозвещения различных бедствий и гонений, Ангелы Божии трубят в одну из семи труб. Звук каждой из них означает какую-либо беду. Сначала погибает часть растительного мира, потом рыбы и животные, следом отравляются реки и вся вода. Таким образом, пришествию антихриста будет предшествовать катастрофа экологии всей Земли. Люди настолько забудут о Боге, что перестанут ценить и беречь созданный Им мир.

После предвозвещение бедствий, Откровение говорит нам о видении семи чаш, которые детально описывают всеобщий нравственный упадок и расцвет порока. Эта часть книги повествует от будущем Божьем Суде над гонителями Церкви христовой.

Следующий образ, который рисует данная книга - это два пророка Апокалипсиса. Они появятся незадолго до конца мира, чтобы возвестить всему человечеству о грядущем приходе антихриста и последующим за ним Вторым Пришествием Христа. Эти пророки будут убиты зверем, но Господь воскресит своих верных слуг.

Самое большое и последнее нападение на Христову Церковь показано в образе Жены, облеченной в солнце. Сияние означает свет правды, а мучения - боль о каждом человеке, кто своими грехами удалил себя от Бога.

Важно! Таким образом, вся символика Апокалипсиса показывает нам некий путь, который проходит как Церковь в целом, так и каждый человек лично. Это путь начала и конца, рождения и смерти, развития и упадка. Человек не может не пройти этим путем, но он волен выбирать, как именно его пройти и какой в результате будет его вечная участь.

Несмотря на то, что все Откровение полностью состоит из образов и сравнений, понять до конца их смысл мы не можем. Многие значения этой книги открываются по мере наступления описанных в ней событий. Поэтому не следует пытаться толковать все написанное - для этого наступит подходящее время.

Откровение святого Иоанна Богослова

Но чаще ее называют "Апокалипсисом". Более таинственной книги невозможно представить. А ее второе название вселяет страх. То, что в "Откровении" зашифрованы события грядущего конца света, понятно уже из названия. Но как узнать, о чем именно писал Иоанн Богослов, ведь о своих видениях апостол рассказал неоднозначно?

Немного об авторе "Апокалипсиса"

Среди двенадцати апостолов, следовавших повсюду за Сыном Божьим, был один, которому Иисус, будучи уже на кресте, поручил заботы о своей матери — Пресвятой Деве Марии. Это был Иоанн Богослов.

Евангелист был сыном рыбака Зеведея и дочери (Обручника Девы Марии) Саломии. Отец был человеком состоятельным, у него имелись наемные рабочие, сам он занимал значительное место в иудейском обществе. Мать служила Господу своим имуществом. Сначала будущий апостол был в числе учеников Иоанна Крестителя. Позже вместе со своим младшим братом Иаковом Иоанн покинул лодку отца на Генисаретском озере, откликнувшись на призыв Иисуса Христа. Апостол стал одним из трех самых любимых учеников Спасителя. Святой Иоанн Богослов стал даже называться наперсником — так говорили о человеке, особенно близком кому-либо.

Когда и как был написан "Апокалипсис"?

Уже после вознесения Иисуса, в ссылке, апостолом был написан "Апокалипсис" или "Откровение о судьбах мира". После возвращения с острова Патмос, куда и был сослан, святой написал свое Евангелие в дополнение к уже существовавшим книгам, авторами которых являлись Марк, Матфей и Лука. Кроме Иоанн создал три послания, главная мысль которых заключается в том, что идущим за Христом нужно учиться любить.

Уход из жизни святого апостола окутан тайной. Его — единственного из учеников Спасителя — не казнили и не убили. Примерно 105 лет было святому, когда сам Иоанн Богослов настоял на собственном погребении заживо. Могилу его раскопали на следующий день, но там никого не было. В связи с этим вспоминаются слова Христа, что апостол не умрет до второго пришествия Спасителя. Многие верующие уверены в правдивости этого высказывания.

"Апокалипсис" Иоанна Богослова

Само название книги апостола в переводе с греческого языка обозначает "откровение". Написание последней из частей Нового Завета происходило примерно в 75-90 годах после Рождества Христова.

Некоторые исследователи Библии сомневаются в отношении апостола к авторству самой таинственной книги, так как стиль написания и "Апокалипсиса" отличаются. Но существуют доводы в пользу святого.

  1. Автор называет себя Иоанном и говорит, что ему было откровение от Иисуса Христа на острове Патмос (именно там находился в ссылке святой).
  2. Сходство "Апокалипсиса" с и Евангелием от его имени по духу, слогу и некоторым выражениям.
  3. Древние свидетельства, признающие, что Иоанн Богослов является автором последней книги Священного Писания. Это рассказы и ученика апостола св. Папия Иерапольского, и св. Иустина Мученика, жившего долгое время в одном городе со святым старцем, и многих других.

Суть "Откровения"

От всего Нового Завета последняя книга отличается по стилю и содержанию. Откровения от Бога, которые получил апостол Иоанн Богослов в форме видений, повествуют о появлении на земле антихриста, его числе (666), повторном пришествии Спасителя, конце света, Страшном Суде. Вселяет в сердца надежду то, что последнее пророчество книги описывает победу Господа над Дьяволом после нелегкой борьбы и появление новых неба и земли. Здесь будет вечное царство Бога и людей.

Интересно то, что число зверя - 666 - до сих пор понимаемое буквально, при толковании всей книги оказывается лишь ключом к разгадке буквенного содержания имени антихриста. Наступит нужное время - и весь мир узнает, как зовут противника Христа. Появится человек, который вычислит каждую букву в имени Сатаны.

Толкование Откровения Иоанна Богослова

Необходимо знать и помнить, что "Апокалипсис", как и любая из книг Священного Писания, требует особого подхода. Нужно пользоваться другими частями Библии, трудами св. Отцов, Учителей Церкви, чтобы правильно понять написанное.

Существуют различные толкования на "Апокалипсис" Иоанна Богослова. Многие из них противоречивы. И в этом свете, по высказыванию одного из толкователей, протоиерея Фаста Геннадия, причина противоречия в том, что каждый человек по своему разуму пытается понять смысл видений святого апостола, дарованного Божьим Духом. Потому и истинная расшифровка таинственной книги возможна только благодаря Ему же. А высказывание святого Иринея Лионского гласит, что Божий Дух там, где Церковь. Только Ее толкование "Апокалипсиса" может быть правильным.

Главным толкованием "Откровения" считается труд святого архиепископа Кесарии - Андрея, датированное VI веком. Но есть книги других священнослужителей и богословов, объясняющих значение написанного в "Апокалипсисе".

Один из современных авторов толкований последней книги Священного Писания — отец Олег Моленко. Храм Иоанна Богослова — так называется церковь, настоятелем которой он является. Его пояснения к "Апокалипсису" отражают в себе прошлые труды святых отцов, но в то же время они пропущены через призму настоящих событий и сегодняшней жизни.

В самом начале "Откровение" рассказывает о том, зачем был написан "Апокалипсис", где и как его получил апостол Иоанн Богослов. Подчеркивается важность предсказаний грядущего, подаренных людям, чтобы успеть подготовиться к Страшному Суду.

Число 7 же указано не случайно. Оно священно и выбрано самим Богом. Здесь же — предупреждение об отмене антихристом христианских праздников и воскресного дня. Вместо этого для отдыха будет отведена суббота. На особое место числа 7 указывает многое в Библии и Церкви:

  • 7 Таинств;
  • 7 в Церкви;
  • 7 Даров Святого Духа (основных);
  • 7 Его проявлений;
  • 7 Добродетелей (основных);
  • 7 страстей (грехов, с которыми нужно бороться);
  • 7 слов в Иисусовой молитве;
  • 7 прошений молитвы "Отче наш".

Кроме того, число 7 можно наблюдать и в жизни:

  • 7 цветов;
  • 7 нот;
  • 7 дней недели.

Об особенностях "Апокалипсиса"

Церковь Иоанна Богослова, настоятелем которой и является автор популярного Толкования отец Олег Моленко, собирает немало прихожан, жаждущих понять "Апокалипсис". Следует помнить, что эта книга пророческая. То есть все, о чем она рассказывает, произойдет, возможно, уже в недалеком будущем.

Трудно было читать и воспринимать пророчества в прошлом, но в наши дни кажется, что все сказанное в Откровении, написано для нас. И слово "вскоре" следует понимать буквально. Когда же это наступит? События, описанные в предсказаниях, будут оставаться лишь пророчеством до тех пор, пока не начнут сбываться, а дальше будут развиваться стремительно, потом времени совсем не останется. Это все произойдет, по толкованию отца Олега, возглавляющего храм Иоанна Богослова, с начала Третьей мировой войны, когда в ход пойдут все виды оружия, существующие в мире. О ней повествует 9 глава "Апокалипсиса". Начнется война как местный конфликт между Ираном, Ираком, Турцией и Сирией, в который будет втянут весь мир. А продлится 10 месяцев, опустошив землю на одну треть от живущих на ней людей.

Можно ли без толкований правильно понять предсказания?

Почему "Откровение Иоанна Богослова" так сложно для правильного восприятия даже святым? Необходимо понимать, что апостол увидел все описанное в откровениях более 2000 лет назад и рассказал об этом доступными для того времени словами. А что касается небесного (или духовного), то это простым языком передать невозможно, отсюда символизм в пророчестве. Загадки и зашифрованные предсказания — для людей, далеких от Бога. Истинное значение всего сказанного в "Апокалипсисе" может открыться лишь духовным людям.

Еще много и долго можно говорить о пророчествах святого апостола, но одной статьи для этого будет мало. Толкования не всегда вмещаются даже в целую книгу. Церковь Иоанна Богослова (то есть апостол, как Иисус, руководит ею и покровительствует), коей считается современное православие, может дать до восьми разных толкований Священного Писания (по числу степеней духовного развития). К святым высшего уровня относится сам евангелист. Но таких, как он, единицы.

Верить или нет предсказаниям — дело каждого. Пророчества святого апостола нужны, чтобы задуматься над своей жизнью, покаяться в грехах и бороться с ними. Необходимо быть добрее и стараться противостоять злу, словно это и есть сам антихрист. Мира вам в душе!

«Апокалипсис» , по Плутарху, разъяснение, наставление в тайных вещах. Греч. «Апокалипсис» «снятие покрова» («калиптос» «покров» , «апо» «прочь»), рас крытие воли Божией. Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко (Откр. 1: 3).

Свт. Дионисий Александрийский: «Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание» . Блж. Иероним: «В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства» .

Комментарии книги Прп. Андрей, архиеп. Кесарийский (VI в.). «Толкование на Апокалипсис» . Свт. Викторин Петавийский (230 304 гг.) «Толкование на Апокалипсис» . Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М. , 1902. Прот. Ник. Орлов. Апокалипсис св. Иоанна Богослова (по Андрею Кесарийскому). (Помещено в Толковой Библии Лопухина). Архиеп. Аверкий (Таушев). Апокалипсис, или Откровение св. Иоанна Богослова. М. , 1991. Жданов A. A. Откровение Господа о семи Асийских церквах опыт изъяснения первых трех глав Апокалипсиса» . М. , 1891. Прот. Сергий Булгаков. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948.

Авторство Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну, который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел (Откр. 1: 1 2). Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа (Откр. 1: 9). Я, Иоанн, видел и слышал сие (Откр. 22: 8).

Язык книги Греческий язык Апокалипсиса живой, сильный и образный, но с точки зрения грамматики – худший в Новом Завете.

Пример общей лексики в сочинениях апостола Иоанна Богослова В начале было Слово (ὁ λόγος), и Слово (ὁ λόγος) было у Бога, и Слово (ὁ λόγος) было Бог (Ин. 1: 1). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове (τοῦ λόγου) жизни (1 Ин. 1: 1). Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово (ὁ λόγος) Божие» (Откр. 19: 13)

Время и место написания Книга написана в конце первого столетия на о. Патмос. Свт. Ириней Лионский: «Апокалипсис появился незадолго пред сим и почти в наше время, в конце царствования Домициана (81 96 гг.)» . Согласно Евсевию Кесарийскому (4 в.), современные ему языческие писатели упоминают о ссылке апостола Иоанна на остров Патмос за свидетельство о Божественном Слове, относя это событие к 15 году царствования Домициана.

Цель написания Изобразить предстоящую борьбу Церкви с силами зла; показать методы, какими дьявол при содействии своих слуг воюет против добра и истины; дать руководство верующим, как преодолевать искушения; изобразить гибель врагов Церкви и конечную победу Христа над злом.

Виды толкований книги Откровения Одни толкования относят видения и символы Апокалипсиса к «последним временам» – кончине мира, явлению антихриста и Второму пришествию Христову. Другие придают Апокалипсису чисторическое значение и ограничивают его видения историческими событиями I века: гонениями на христиан со стороны языческих императоров. Третьи стараются найти осуществление апокалипсических предсказаний в исторических событиях своего времени. По их мнению, например, папа Римский есть антихрист, и все апокалипсические бедствия возвещаются, собственно, для Римской Церкви и т. п. Четвертые, наконец, видят в Апокалипсисе только аллегорию, считая, что описываемые в нем видения имеют не столько пророческий, сколько нравственный смысл. Эти точки зрения на Апокалипсис не исключают, но дополняют друга.

Апокалипсис можно разделить на следующие части: 1. Вступительная картина явившегося Господа Иисуса Христа, повелевающего Иоанну записать Откровение семи Малоазийским Церквам (Откр. 1 гл.). 2. Письма семи Малоазийским Церквам (Откр. 2 и 3 гл.). 3. Видение Бога, сидящего на Престоле, Агнца и небесное богослужение (Откр. 4 и 5 гл.). 4. Раскрытие судеб человечества. Вскрытие Агнцем Христом семи печатей таинственной книги (Откр. 6 гл.). 5. Гласы семи ангельских труб (Откр. 7– 10 гл.). 6. Видение семи знамений (Откр. 11– 14 гл.). 7. Видения семи чаш (Откр. 15– 17 гл.). 8. Суд над Вавилоном (Откр. 18– 19 гл.) 9. 20 глава подводит итог духовной войне и мировой истории. Она говорит о двукратном поражении дьявола и о царствовании мучеников. Конец 20 главы повествует о всеобщем воскресении мертвых, о Страшном Суде и о наказании нечестивых. Это краткое описание суммирует Страшный Суд над человечеством и падшими ангелами и подводит итог драме вселенской войны между добром и злом. 10. Заключительные две главы (Откр. 21– 22 гл.) описывают новое Небо, новую Землю и блаженную жизнь спасенных.

Главная задача автора Апокалипсиса – показать, как действуют злые силы, кто их организует и направляет в борьбе с Церковью; наставить и укрепить верующих в верности Христу; показать полное поражение дьявола и его слуг и начало райского блаженства. Книга ясно показывает, что в конце концов дьявол и его слуги будут побеждены и наказаны, правда Христова восторжествует, и в обновленном мире наступит блаженная жизнь, которой не будет конца.

Письма семи Церквам (2 3 гл.) Семь Церквей: Ефесская Смирнская Пергамская Фиатирская Сардийская Филадельфийская Лаодикийская Письма обращены к «ангелам» этих Церквей, т. е. епископам.

Послание ангелу церкви Ефесской Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия (2: 1 7).

Послание ангелу церкви Смирнской И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти (2: 8 12). .

Послание ангелу церкви Пергамской И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает (2: 12 17).

Послание ангелу церкви Фиатирской И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; только то, что имеете, держите, пока приду. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил [власть] от Отца Моего; и дам ему звезду утреннюю. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам (2: 18 29).

Послание ангелу церкви Сардийской Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя. Впрочем у тебя в Сардисе есть несколько человек, которые не осквернили одежд своих, и будут ходить со Мною в белых [одеждах], ибо они достойны. Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам (3: 1 6).

Послание ангелу церкви Филадельфийской И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит, затворяет - и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам (3: 7 13)

Послание ангелу церкви Лаодикийской И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам (3: 14 22).

Видение Небесного богослужения (Откр. 4 -5 гл.) Престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (4: 2 4). И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (4: 5 8). И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями… И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее (5: 1 3). Посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. . И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем (5: 6 8).

Снятие семи печатей. Видение четырех всадников (Откр. 6 гл.) И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей… И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя `смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели… И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.

Запечатление избранных (7 гл.) И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых… После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

Семь чаш гнева Божия 1) Превращение воды в кровь (Исх. 7: 17 25). 2)Жабы(Исх. 8: 5 14). 3) Мошки (Исх. 8: 16 18). 4) Песьи мухи (Исх. 8: 20 24). 5) Моровая язва на скоте (Исх. 9: 3 6). 6) Воспаления и нарывы (Исх. 9: 8 11). 7) Град и буря (Исх. 9: 22 26). 8) Саранча (Исх. 10: 12 19). 9) Густая тьма (Исх. 10: 21 23). 10) Смерть первенцев (Исх. 12: 29, 30).

Апокалиптические кары, последовавшие за звуком труб 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Град и огонь, смешанные с кровью, уничто жившие треть растительного мира (деревь ев и травы) флоры (Апок. 8: 7). Большая гора, пылающая огнем, упала в море, в результате чего треть моря сдела лась кровью (Апок. 8: 8). Падение звезды «полынь» в воду, в резуль татечего воды стали горькими (Апок. 8: 10, 11) Чернобыль. Поражение третьей части солнца, луны и звед, в результате чего наступила темнота (Апок. 8: 12). Падение звезды, отворившей бездну, из ко торойпоявился дым и саранча (Апок. 9: 1 12). Освобождение четырех ангелов, связанных при реке Евфрате, и нашествие бесовской конницы с Востока (Апок. 9: 13 21). Великое землетрясение, от которого деся таячасть города пала (Апок. 11: 13).

Кары (Апок. 16) Жестокие раны на людях (Апок. 16: 2). Вода превратилась в кровь мертвеца (Апок. 16: 3). 3. Реки и источники вод сделались кровью (Апок. 16: 4). 4. Солнце становится невыносимо жарким (Апок. 16: 8). 5. Мрак в царстве зверя (Апок. 16: 10). 6. Иссушение Евфрата и образование пути для восточных царей (Апок. 16: 12). 7. Стихийные бедствия в природе, освобожде ние стихий: гром, землетрясение, молнии, град величиной в талант (Апок. 16: 17 21). 1. 2.

Снятие седьмой печати открывает новую седмицу: семь ангелов с семью трубами. Начало бедствий и поражение природы (8 10 гл.). Видение двух свидетелей (11: 2– 12). В двух свидетелях Божиих некоторые святые отцы видят ветхозаветных праведников Еноха и Илию, которые перед концом мира придут на землю, чтобы обличить лживость антихриста и призвать людей к верности Богу.

Семь знамений. Церковь и царство зверя. (12– 14 гл.) И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце (12: 1). Под Женой надо подразумевать Церковь. Солнечное. Сияние Жены символизирует нравственное совершенство святых и благодатное озарение Церкви дарами Духа Святого. Двенадцать звезд символизируют двенадцать племен нового Израиля – т. е. совокупность христианских народов. Муки Жены при родах символизируют подвиги, лишения и страдания служителей Церкви, понесенных ими при распространении Евангелия в мире. Первенец Жены, Которому надлежало пасти все народы железным жезлом, – это Господь Иисус Христос. «Восхищение» Младенца, очевидно, указывает на вознесение Христа на Небо. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим (12: 3). Дракон – падший Денница, исконный враг Бога.

Видение зверя, вышедшего из моря, и зверя, вышедшего из земли (13 14 гл.). Большинство святых отцов под «зверем из моря» понимают антихриста, а под «зверем из земли» – лжепророка.

«Число зверя» Всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (13: 16 18).

Семь чаш. Усиление богоборческой власти. Суд над грешниками (15 17 гл.). И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю (16: 1). Суд над «Вавилоном» - столицей антихристианской империи, антихристом и лжепророком (18 19 гл.). После сего я увидел иного Ангела… И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее (18: 1 3). 1000 -летнее Царство святых. Воскрешение мертвых и Страшный Суд над дьяволом (20 гл.). И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет (20: 1 -4).

Новое Небо и новая Земля. Вечное блаженство (21– 22 гл.). И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое (21: 1 5).