Исследовательская работа "анализ опасных ситуаций на дорогах". "Дорожные ловушки" - опасные ситуации на дороге. Рекомендации пешеходам

Ипотека

За рулем лучше не совершать ошибок - это известно всем. Однако идеально управлять автомобилем способны очень немногие. По данным исследований, водитель за 15 мин движения в городе совершает в среднем от 5 до 10 ошибок. Конечно, их опасность различна, но каждая из этих погрешностей в определенной степени повышает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия, а также общую напряженность труда водителя.

Большинство из совершаемых водителем ошибок остается им незамеченными, так как они благодаря компенсирующим действиям других водителей или удачному стечению обстоятельств не сразу выливаются в опасные ситуации или происшествия. В результате большого числа повторений ошибки закрепляются в устойчивый стиль поведения водителя и, в конечном счете, становятся причиной ДТП. Поэтому знать свои промахи в вождении, понимать их причины и предупредить их очень важно для каждого водителя.

Ошибки водителей довольно многочисленны и разнообразны. Мы остановимся на самых распространенных. Для этого проанализируем типичные ситуации, в которых эти ошибки стали главной причиной ДТП.

Ошибки наблюдения

Ситуация 1. Водитель автомобиля А подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, на котором он собирается повернуть направо (рис. 38). Впереди него движется автомобиль Б, водитель которого подал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге. Когда там появился интервал, водитель автомобиля Б начинает поворот. Водитель автомобиля А трогается сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль Б.

Ошибка водителя А заключается в том, что он перестал наблюдать за лидирующим автомобилем и не заметил, как тот внезапно остановился. Оценивая, хватит ли ему времени для совершения маневра, он забыл о находящемся впереди автомобиле, предполагая, что тот уже завершил маневр.

Причины внезапной остановки автомобиля Б могут быть вызваны следующими обстоятельствами: заглох двигатель; водитель автомобиля Б решил дождаться более безопасных условий для поворота; создались помехи движению.

Вероятность ошибки повышается при высокой интенсивности транспортного потока на главной дороге, большой очереди автомобилей (ожидающих возможности выезда на главную дорогу), плохом освещении. Столкновение автомобилей еще более вероятно на скользкой дороге.

Ситуация 2. Водитель автомобиля А, опережая начавший движение от остановки автобус, неожиданно увидел пешехода, перебегавшего дорогу в непосредственной близости от него (рис. 39). Избегая наезда на пешехода, а также лобового столкновения со встречным автомобилем Б, водитель автомобиля А стал тормозить и поворачивать вправо, при этом столкнулся с автобусом, о котором совершенно забыл.

Ошибка водителя заключалась в том, что он вовремя не заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, и не снизил скорости движения в такой ситуации. Причиной позднего обнаружения пешехода является то, что он не осматривал всю обстановку впереди, включая придорожную зону, на которой находилась группа людей, ожидающих возможности перебежать дорогу, чтобы сесть в подъезжающий к остановке автобус. Водитель концентрировал внимание только на транспортных средствах, находящихся на проезжей части.

Вероятность возникновения ошибки повышается при наличии «точек притяжения» для пешеходов на противоположной стороне автобусной остановки, например магазинов, кинотеатров и т.п.

Ситуация 3. Водитель автомобиля А, двигаясь со скоростью 90 км/ч по пригородной дороге, начинает обгон транспортного средства (рис. 40). Водитель встречного крупногабаритного средства повернул вправо к обочине и снизил скорость, чтобы облегчить выполнение маневра. Водитель автомобиля Б, не видя автомобиль А, начинает обгон грузовика. В результате автомобили А и Б сталкиваются.

Ошибка водителей автомобилей А и Б связана с поздним обнаружением друг друга. Наблюдение за обстановкой в непосредственной близости от своего автомобиля - характерная ошибка начинающих водителей. Отсутствие контроля обстановки на достаточно большом расстоянии впереди приводит к позднему обнаружению опасностей, которых можно было избежать.

Ситуация 4 . Водитель легкового автомобиля начал разворот недалеко от стоящего на остановке автобуса (рис.41). Посмотрев в зеркало заднего вида, он не заметил другой легковой автомобиль, приближающийся сзади в попутном направлении, так как стоящий сзади автобус уменьшал обзор дороги. При развороте водитель сконцентрировал свое внимание на встречном движении, наблюдая за грузовым автомобилем. Выехавший из-за автобуса автомобиль столкнулся с разворачивающимся автомобилем.

Ошибка водителя здесь связана с отсутствием повторного наблюдения за местом возможного появления опасности. Причиной этого явилась недооценка вероятности появления опасности, а также полное отвлечение внимания на другие объекты дорожной обстановки. Вероятность возникновения ошибки повышается при малом расстоянии поворачивающего автомобиля до стоящего автобуса, а также при большой интенсивности движения по встречной полосе, малой ширине проезжей части, большой длине разворачивающегося транспортного средства.

Чтобы вовремя заметить опасность, надо полностью осматривать всю видимую обстановку на дороге и около нее, непрерывно переключая свой взгляд с одного места на другое.

Ситуация 5 . Водитель легкового автомобиля хочет сменить полосу движения для левого поворота (рис. 42). Посмотрев в зеркало заднего вида и одновременно подав сигнал левого поворота, он начинает выезжать на левую соседнюю полосу движения, где и происходит столкновение с движущимся по этой же полосе в попутном направлении другим автомобилем.

Ошибка водителя связана с тем, что он не учел обстановку в непросматриваемой через зеркало заднего вида зоне слева от его автомобиля.

Вероятность возникновения такой ошибки повышается в следующих случаях: при неправильной регулировке зеркала заднего вида; уверенности в том, что при подаче сигнала левого поворота водитель движущегося сзади транспортного средства уступит дорогу; при дефиците времени и пространства, оставшихся для перестроения на левую полосу; плохом знании маршрута движения, большой плотности движения, загрязнении стекол автомобиля.

Ситуация 6 . Водитель автобуса, подъехав к остановке общественного транспорта, начал посадку пассажиров (рис. 43). Автобус уже был почти полностью заполнен пассажирами, поэтому при закрытии дверей возникли сложности: часть пассажиров не смогла сесть в автобус.

Водитель подал сигнал левого поворота и тронул машину с места, продолжая при этом следить за дверьми. При отъезде автобуса произошло его столкновение с автомобилем, движущимся по левой соседней полосе движения.

Ошибка водителя автобуса заключается в том, что он не проконтролировал обстановку слева, сконцентрировав внимание на посадке пассажиров.

Ситуация 7 . Водитель грузового автомобиля подъезжает к регулируемому перекрестку с намерением повернуть направо (рис. 44). Подав сигнал правого поворота, он останавливается в ожидании зеленого сигнала светофора. С правой стороны он оставляет небольшое пространство для того, чтобы не наехать на тротуар при повороте. Тронувшись с места на разрешающий сигнал светофора, автомобиль сталкивается с мотоциклом, также начавшим движение.

Ошибка водителя грузового автомобиля связана с отсутствием контроля за обстановкой справа от него. Мотоциклист, стоящий справа, попадает в зону, не доступную для обзора водителя большегрузного автомобиля, поэтому ему необходимо было посмотреть в правое окно.

Вероятность возникновения ошибки повышается при совершении поворота без предварительной остановки на перекрестке, при наличии большого свободного пространства между грузовым автомобилем и правым краем дороги.

Ошибки общения

Случай 8. Водитель стоящего у правого края дороги легкового автомобиля начинает движение после стоянки (рис. 45). Выезжая без предварительной подачи предупреждающего сигнала, водитель резко поворачивает руль влево, чтобы объехать стоящий впереди грузовой автомобиль. При этом он забывает проконтролировать обстановку сзади и слева. В результате происходит столкновение с автомобилем, водитель которого заметил маневр легкового автомобиля только тогда, когда тот почти выехал на полосу его движения.

Ошибка водителя заключается здесь в том, что он начал движение, не проконтролировав обстановку слева и сзади и не включив левый указатель поворота. Способствующими происшествию ошибками являются также неожиданный для других участников движения быстрый выезд на левую соседнюю полосу из-за резкого поворота рулевого колеса и большого ускорения при начале движения.

Вероятность возникновения ошибок увеличивается из-за спешки или сильного утомления, при наличии объектов или событий, отвлекающих внимание водителя. Например, ему могут помешать стоящие впереди транспортные средства, малое пространство для маневра, стоящий сзади крупногабаритный автопоезд или автобус.

Ситуация 9. Водитель грузовика намеревается совершилть поворот в узкий проезд, примыкающий к дороге слева (рис. 46). Так как ширина дороги невелика, он решает начать поворот из крайнего правого положения. Для этого включает указатель правого поворота.

Приняв вправо, останавливается против проезда. Бросив беглый взгляд в зеркало бокового вида и не увидев легковой автомобиль, находящийся сзади в непросматриваемой зоне, он начинает поворот, забыв выключить указатель правого поворота. Водитель, полагая, что грузовик остановился, начинает объезжать его. Происходит столкновение.

Ещё на InDrive.Net:

Урок 8. Движение в сложных погодных условиях и ночью

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: забыл выключить указатель правого поворота, чем ввел в заблуждение водителя легкового автомобиля; недостаточно хорошо осмотрел обстановку сзади.

Вероятность совершения такой ошибки увеличивается при плохом знании маршрута, неправильной регулировке зеркал бокового вида, плохой видимости, повышенной сложности выполнения поворота из-за недостаточного пространства и больших габаритов транспортного средства. Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при резком начале маневра после остановки, наличии встречного движения.

Ситуация 10. Водитель автопоезда, подъезжая к нерегулируемому перекрестку, подал сигнал правого поворота непосредственно перед началом поворота (рис. 47). Чтобы не заехать на правую часть тротуара, водитель оставил справа расстояние 1,5 м. Так как видимых помех для маневра водитель не заметил, он начинает поворачивать с ходу, без остановки. Происходит столкновение с мотоциклистом, также с ходу пытающимся проехать перекресток в прямом направлении. Так как сигнал поворота был подан водителем автомобиля непосредственно перед самым маневром, мотоциклист не видел его и считал, что транспортное средство будет двигаться прямо.

Водитель автопоезда совершил следующие ошибки: поздно включил указатель правого поворота, не проконтролировал обстановку справа. Сопутствующей ошибкой является поворот на высокой скорости.

Вероятность совершения происшествия в результате ошибки повышается при большой скорости поворота, а также в ненастную погоду, когда указатели поворотов могут быть забрызганы грязью!

Ситуация 11. Водитель грузового автомобиля, намереваясь занять крайнюю левую полосу движения, посмотрев в зеркало бокового вида и подав сигнал левого поворота, сразу же начал смену полосы движения (рис. 48), где сталкивается с легковым автомобилем, движущимся сзади по этой полосе.

Водитель грузовика совершил следующие ошибки: недооценил скорость движения легкового автомобиля и расстояние до него; поздно подал сигнал, предупреждающий о намерении совершить маневр, что не позволило водителю легкового автомобиля вовремя среагировать и правильно действовать. Сопутствующими ошибками водителя грузового автомобиля могут быть: резкое изменение направления движения (резкий поворот рулевого колеса влево) и резкое торможение после перестроения, вызванное снижением скорости потока в связи с подъездом к перекрестку.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при высокой плотности движения, плохих динамических характеристиках автомобиля, больших скоростях движения, при плохой видимости и в темное время суток. Вероятность возникновения происшествия в результате ошибки повышается при большом различии в тормозных характеристиках автомобилей, больших габаритах грузового автомобиля, скользком дорожном покрытии.

Случай 12. Двигаясь со скоростью 50 км/ч по дороге со встречным движением, водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, начинает объезжать стоящий на остановке автобус (рис. 49). Неожиданно перед ним появляется пешеход, вышедший из-за автобуса. Водитель автомобиля совершает наезд на него, пытаясь избежать наезда, выезжает на полосу встречного движения, и сталкивается со встречным транспортным средством.

Ошибка водителя заключается в выборе слишком большой скорости при объезде автобуса. Выбранная скорость движения в такой ситуации не позволяет ему предотвратить наезд на пешехода, не выезжая на полосу встречного движения. Рекомендуемая скорость при объезде стоящего на остановке автобуса 15-20 км/ч. Кроме того, для предупреждения возможного конфликта может быть подан предупреждающий сигнал светом фар.

Причины ошибок водителя обычно связаны с недооценкой вероятности выхода пешеходов из-за автобуса и скорости своего движения. Вероятность возникновения ошибки повышается из-за того, что водитель отвлекся от наблюдения за обстановкой, а также из-за большой интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при большой массе и габаритах автомобиля, малом интервале до автобуса, плохой видимости обстановки впереди из-за неблагоприятных атмосферных условий или загрязнения лобового стекла, узкой проезжей части, скользком дорожном покрытии, большой скорости движения пешехода.

Случай 13. Водитель легкового автомобиля, двигаясь со скоростью 60 км/ч, приближается к необозначенному пешеходному переходу (рис. 50). Слева от пешеходного перехода стоят несколько человек. Во встречном направлении движется грузовой автомобиль.

Водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, подъезжает к пешеходному переходу. При этом видимость обстановки слева на переходе для него закрыта встречным транспортным средством, из-за которого неожиданно появляется пешеход, быстро переходящий дорогу по пешеходному переходу. Водитель легкового автомобиля не смог предотвратить наезд.

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при проезде обозначенного пешеходного перехода при наличии транспортных средств, закрывающих обзор. Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления пешехода в момент проезда пешеходного перехода или несвоевременном обнаружением пешеходного перехода.

Вероятность наезда на пешехода в результате ошибки повышается при малой ширине проезжей части, наличии крупногабаритного транспортного средства, закрывающего обзор обстановки. Тяжесть последствий ошибки увеличивается при скользком покрытии и малой ширине проезжей части.

Ситуация 14. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по главной дороге, собирается повернуть на дорогу, примыкающую справа (рис. 51). Поворачивая со скоростью 30 км/ч, он выезжает на полосу встречного движения, где совершает наезд на подъезжающий к главной дороге легковой автомобиль.

В данной ситуации возможен также наезд на пешехода, стоящего на середине дороги в ожидании проезда грузовика.

Ошибка водителя грузового автомобиля заключается в неправильном выборе скорости движения, в результате чего произошло увеличение радиуса поворота автомобиля. Причина этого - недооценка последствий выполнения маневра с данной скоростью.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки водителя увеличивается при наличии объектов, закрывающих обзор (здания, растения), малой ширине проезжей части примыкающей дороги, интенсивном пешеходном движении по примыкающей дороге.

Ситуация 15 . Водитель легкового автомобиля приближаете по свободной крайней правой полосе дороги к регулируемому перекрестку в момент переключения красного сигнала светофора на желтый (рис. 52). Несколько транспортных средств стоит у стоп-линий в ожидании зеленого сигнала светофора. Находящееся среди них крупногабаритное

транспортное средство закрывает обзор обстановки на перекрестке. Водитель, не снижая скорости, выезжает на перекресток при смене желтого сигнала на зеленый и совершает столкновение с автобусом, завершающим проезд перекрестка в пересекающем направлении. Другим видом происшествия в такой ситуации может быть наезд на пешехода, заканчивающего переход дороги.

Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при подъезде к перекрестку в условиях ограниченной видимости обстановки, что приводит к значительному опережению других транспортных средств, начинающих движение на разрешающий сигнал светофора.

Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления других участников движения на перекрестке в момент смены желтого сигнала светофора на зеленый.

Вероятность совершения ДТП в результате (шибки увеличивается при короткой фазе смены желтого сигнала на зеленый, при большой ширине перекрестка, при интенсивном движении на нем.

Торможение

Случай 16. Водитель легкового автомобиля, движущегося по закруглению дороги, видит, что автобус впереди тормозит и останавливается (рис. 53). Перед тем как его объехать, водитель легкового автомобиля решает снизить скорость, для чего резко нажимает на педаль тормоза.

В результате автомобиль заносит, он попадает на встречную полосу движения и на обочине опрокидывается. Данная ситуация грозит также столкновением со встречным транспортным средством или наездом на неподвижное препятствие или стоящее транспортное средство в результате заноса.

Ошибка водителя автомобиля заключается в применении (для снижения скорости) экстренного торможения с полной блокировкой колес, что является наиболее распространенной причиной заноса автомобиля. Дорожно-транспортному происшествию могут способствовать выбор большой скорости, отвлечение внимания, малая дистанция следования, неправильно сформированный навык экстренного торможения.

Вероятность возникновения дорожно-транспортного происшествия в результате ошибки увеличивается при малом радиусе поворота, скользком покрытии дороги, изношенных шинах автомобиля, малой ширине дороги, интенсивном движении.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

Ситуация 17. Грузовой автомобиль с прицепом движется по спуску узкой дороги (рис. 54). Навстречу с большой скоростью приближается легковой автомобиль. Водитель грузовика прижимает свое транспортное средство вправо и резко тормозит с полной блокировкой колес. Прицеп заносит влево и происходит его столкновение с легковым автомобилем.

Ошибка водителя — торможение с полной блокировкой колес. Причиной, способствующей ДТП, может быть выбор слишком большой скорости движения.

Вероятность совершения аварии в результате ошибки повышается при большой крутизне спуска, плохом и скользком покрытии дороги, неисправностях тормозной системы прицепа.

Другими видами ДТП в данной ситуации могут быть: опрокидывание, попутное столкновение с находящимся впереди автомобилем.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибок увеличивается при скользком покрытии дороги, большой плотности движения, большой разнице в тормозных характеристиках транспортных средств, неумении водителя устранить занос автомобиля.

Ещё на InDrive.Net:

Урок 5. Решения, которые принимает водитель

Ситуация 18. Грузовой автомобиль, двигаясь со скоростью 50 км/ч за лидирующим легковым автомобилем, подъезжает к регулируемому перекрестку (рис. 55). Сигнал светофора меняется с зеленого на желтый.
Водитель грузовика полагает, что легковой автомобиль не будет останавливаться перед перекрестком, а проедет его на желтый сигнал. Поэтому он не снижает скорость движения. Легковой автомобиль перед самым перекрестком резко тормозит. Водитель грузовика сильно нажимает на педаль тормоза, полностью блокируя колеса автомобиля. В результате автомобиль заносит, и он выезжает на соседнюю левую полосу движения, где сталкивается с находящимся на ней транспортном средством.

Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: не снизил скорость движения при приближении к перекрестку, выбрал малую дистанцию до лидирующего автомобиля; применил экстренное торможение с полной блокировкой колес.

Ситуация 19. Автомобиль со скоростью 80 км/ч подъезжает к крутому подъему дороги (на 4-й передаче) и, не снижая скорости, начинает преодолевать подъем. Из-за недостатков дорожного покрытия водитель вынужден тормозить, в результате чего автомобиль начинает терять скорость и глохнет двигатель. Водитель пытается завести двигатель, поставив автомобиль на ручной тормоз. Однако из-за гололедицы автомобиль начинает скатываться назад и, съехав с проезжей части дороги, опрокидывается.

Ошибка водителя заключается в неправильном выборе передачи для преодоления подъема. Крутые подъемы рекомендуется преодолевать на второй передаче.

Вероятность ДТП в результате ошибки повышается при большой массе автомобиля, изношенных шинах, большой крутизне и продолжительности подъема, резких торможениях при преодолении подъема.

Выбор дистанции

Ситуация 20. Легковой автомобиль движется в плотном транспортном потоке за грузовиком и приближается к регулируемому перекрестку (рис. 56). На светофоре включен зеленый
сигнал, поэтому водитель легкового автомобиля намеревается, не снижая скорости, проехать перекресток в прямом направлении. Дистанция до грузового автомобиля равна 6 м. Перед самым перекрестком водитель грузовика неожиданно подает сигнал правого поворота и тормозит. Происходит попутное столкновение.

Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправильном выборе дистанции. Он не учел возможность торможения лидирующего автомобиля. Вероятность совершения ошибки увеличивается при большой интенсивности движения.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при запоздании или отсутствии предупредительного сигнала о повороте лидирующим транспортным средством. Здесь имеет также значение различие в тормозных характеристиках автомобилей, скользкое покрытие, большая скорость движения.

Ситуация 21. Легковой автомобиль движется со скоростью 50 км/ч за грузовиком (рис. 57). Водитель легкового транспортного средства принимает решение обогнать грузовой
автомобиль. Начав обгон, он видит встречный автобус, который может помешать выполнению маневра. В ожидании проезда этого автобуса водитель легкового автомобиля резко сокращает дистанцию до грузовика, идет почти вплотную к нему. Грузовой автомобиль резко тормозит, так как впереди него на проезжей части дороги появляется пешеход, переходящий дорогу (могут быть и другие причины торможения: яма или неровность на проезжей части дороги; неожиданный маневр встречного транспорта; стоящий, останавливающийся, выезжающий на дорогу со двора или с примыкающей дороги автомобиль). Происходит попутное столкновение легкового и грузового автомобилей либо водитель легкового автомобиля, пытаясь избежать столкновения с грузовиком, выезжает на полосу встречного движения, и тут его автомобиль сталкивается с автобусом.

Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправильном выборе дистанции до лидирующего транспортного средства. Причиной этого может быть недооценка вероятности торможения лидирующего автомобиля, а также отвлечение внимания при выполнении обгона.

Вероятность возникновения ошибки повышается при движении за крупногабаритным транспортным средством, загораживающим обзор впереди. Вероятность возникновения ДТП при ошибке в выборе дистанции увеличивается на скользком покрытии дороги, малой ширине или сужении проезжей части, большой скорости движения, различиях в тормозных характеристиках транспортных средств, неправильном торможении.

Выбор траектории движения

Ситуация 22. Водитель легкового автомобиля подъезжает к пересечению с главной дорогой, намереваясь совершить левый поворот (рис. 58). Видя подъезжающий слева грузовик и
справа автобус, он решает поворачивать, не снижая скорости, чтобы успеть совершить маяевр до того, как эти транспортные средства подъедут к перекрестку. В конечной фазе маневра водитель слышит резкий сигнал, который подает водитель автобуса, требуя освобождения пути для движения. Водитель легкового автомобиля резко поворачивает руль влево, чтобы освободить полосу движения, и при этом его транспортное средство выезжает на встречную полосу движения, где сталкивается с грузовиком.

Водитель совершил следующие ошибки: во-первых, недооценил скорость автобуса и неправильно оценил расстояние до него, во-вторых, слишком резко повернул руль.

Причины ошибок связаны с недостаточным развитием навыков определения скорости и расстояния до других транспортных средств, с плохой техникой руления.

Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибок увеличивается при больших скоростях движущихся транспортных средств и малой площади перекрестка.

Ситуация 23. Водитель легкового автомобиля, поворачивая на главную дорогу, решает объехать медленно движущийся грузовик. После объезда легковой автомобиль резко
выезжает на вторую полосу движения, где происходит столкновение с другим легковым автомобилем, который завершал опережение автобуса (рис. 59).

Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории поворота с выездом сразу на вторую полосу. Причина ошибки - отсутствие постоянного наблюдения за обстановкой (слева, сзади) и недооценка опасности закрытого обзора, создаваемого автобусом.

Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при больших скоростях и плотном транспортном потоке на главной дороге.

Ситуация 24. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по узкой двухполосной дороге, увидел, что легковой автомобиль, движущийся во встречном направлении, внезапно выехал
на полосу встречного движения. Чтобы избежать лобового столкновения, водитель поворачивает налево. В это же время легковой автомобиль возвращается на свою полосу движения, где происходит столкновение (рис. 60). Выезд легкового автомобиля на полосу встречного движения был связан с объездом поврежденного участка дороги.

Ошибки водителя заключаются в том, что он во избежание столкновения выехал на полосу встречного движения. Причина ошибки - недооценка вероятности того, что легковой автомобиль вернется на свою полосу движения. Правильное решение в данной ситуации - снизить скорость и съехать вправо.

Вероятность совершения ДТП в результате ошибки повышается при больших скоростях движения транспортных средств, а также если водитель не подает предупредительного сигнала.

Ситуация 25. Легковой автомобиль, двигаясь по левой полосе движения, нагоняет автобус. Подав сигнал светом фар, чтобы автобус освободил полосу, водитель легкового автомобиля
решает, что быстрее будет объехать транспортное средство справа. Выехав на правую полосу движения, легковой автомобиль сталкивается с автобусом, так как он тоже начал перестроение вправо (рис. 61).

Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории обгона (справа). Причина ошибки - неверное предположение о том, что автобус не будет перестраиваться вправо.

Вероятность совершения ошибки увеличивается при опоздании подачи сигнала левого поворота водителем автобуса. Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибки повышается при резком выполнении обгона на большой скорости, скользком покрытии дороги, отсутствии обочин справа.

Тесты для самопроверки

Вы разобрались в наиболее сложных ситуациях, возникающих на дороге, а теперь попробуйте проверить свои навыки прогнозирования с помощью тестов. Прочитайте описания и постарайтесь представить себе дорожную ситуацию (она достаточно проста). Не заглядывая в комментарий, приведенный сразу же после описания, определите, какая опасность может быть в такой ситуации, укажите ее признаки.

Вам навстречу приближаются два автомобиля. Первый почему-то снижает скорость, не подавая никаких сигналов. Водитель второго начинает несколько смещаться влево. Итак, какова возможность опасности?

МБОУ «Гремячинская ООШ»

Занятие подготовила и провела классный руководитель 5 класса Трескова Татьяна Федоровна

Тема занятия: Опасные ситуации на дорогах с пешеходами (Дорожные «ловушки»)

Цель: - изучение опасных дорожных ситуаций, в которые попадают

пешеходы;

Выработать правильное поведение на улицах и дорогах;

Формирование умелых действий, обеспечивающих безопасность на

дороге.

    (1 слайд) Чтобы узнать, о чем пойдет речь на занятии, отгадайте ребусы.

(дорога, переход, знаки, пешеход)

Кто нарушил правила? (слайд 2)

А вы знаите правила дорожного движения?

    Вопрос – ответ: «Знатоки ПДД» (слайд 3)

1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

2. Как и где лучше переходить улицу?

3. С какого возраста разрешается ездить на велосипеде по дорогам?

4. Где следует ожидать транспорт?

5. Что означает данный знак?

6. Где должны ходить пешеходы вне населенных пунктов при отсутствии тротуара?

7. Кто такой пассажир?

8. Что означает данный знак?

Посмотрите внимательно на слайд. К чему приводят данные дорожные ситуации?

    Причины ДТП (слайд 4) (формулируется тема)

Основные группы дорожных ситуаций повышенной опасности «ловушек»: закрытый обзор, неожиданный выход на проезжую часть, ошибочный прогноз, отвлечение внимания, «пустынная» улица, опасные действия пешехода в результате испуга.

Знание «ловушек» должно стать основой формирования умелых соответствующих дорожной обстановке действий, обеспечивающих безопасность в транспортной среде.

    Опасность для ребенка в дорожных ситуациях

(учащимся раздаются тексты, по которым они готовятся и рассказывают об опасных ситуациях на дороге и как их предотвратить) (слайд 5)

1). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с закрытым обзором .

Пропустив автомобиль, ребенок выходит на проезжую часть сразу же после того, как он проедет. Находясь рядом, автомобиль может скрывать за собой встречное транспортное средство. Стоящее транспортное средство (пропускающее пешеходов, поломавшееся и т. д.) может скрывать от пешехода движущийся транспорт, а от водителя - пешеходов. Ребенок перебегает дорогу, когда желтый сигнал светофора меняется на зеленый, думая, что успеет завершить переход, пока стоящие автомобили еще не начнут движение, и не видит за ними автомобиля, подъезжающего к пешеходному переходу. Выход ребенка на проезжую часть из-за предметов, затрудняющих обзор ребенку и водителю (кустов, деревьев и т. д.), не позволяет последнему вовремя увидеть опасность и принять меры для ее предотвращения. Внезапное появление детей во дворах из подъездов, домов, из-за кустарников и деревьев, других строений зачастую не позволяет водителям своевременно принять меры безопасности.

Общественный транспорт, из которого вышел ребенок, скрывает его от водителей, проезжающих мимо остановки и не позволяет ребенку вовремя заметить движущийся к нему автомобиль.

Для перехода улицы надо осмотреться и найти место установленное для перехода улицы.

2). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с ошибочным прогнозом .

Готовясь к переходу проезжей части, ребенок ошибочно оценивает будущее направление движения транспортного средства, выходит на проезжую часть перед приближающимся транспортом. Увидев движущийся в его сторону автомобиль, начинает переходить улицу, не имея необходимого для этого резерва времени. Осмотрев проезжую часть один раз и увидев автомобиль, при переходе проезжей части больше не смотрит в его сторону, уверенный, что успеет перейти дорогу. Однако автомобиль может увеличить скорость или изменить направление движения, из переулка или двора может появиться другое транспортное средство. Двигаясь по проезжей части, ошибочно рассчитывать, что водитель видит его и сумеет объехать или своевременно остановиться. Ребенок ожидает, что водитель автомобиля, двигающегося с включенным ближним светом фар или подфарниками, увидит его и при необходимости своевременно остановит автомобиль. Однако в условиях взаимного ослепления водителей светом фар встречных машин, уличным освещением, отражающимся от проезжей части, темной одежды пешехода на фоне темноты пешеходу легче заметить автомобиль, чем водителю пешехода. Ребенок начинает переходить проезжую часть сразу после того, как задняя часть автомобиля поравнялась с ним, не ожидая, что машина может иметь прицеп. Переход проезжей части на зеленый сигнал светофора, по пешеходному переходу не является гарантией безопасности: транспортное средство может заехать на пешеходный переход из-за неправильных действий водителя, неисправности транспортного средства, сложившейся аварийной ситуации.

Пешеходы, не закончившие переход в момент включения красного сигнала светофора, сравнительно спокойно идут дальше, думая, что водители транспортных средств, стоящих в ожидании зеленого сигнала, видят их и пропустят. Однако водитель машины, приближающейся к перекрестку в момент переключения сигналов светофора, может, не останавливаясь, поехать на загоревшийся для него зеленый свет, не замечая из-за стоящих машин идущего пешехода.

3). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с отвлечением внимания . Опасность движения по улице группой - отвлечение внимания: друг на друге при разговоре, на впереди идущих со стороны тех, кто идет сзади; на находящихся на другой стороне улицы - со стороны тех, кто еще не перешел ее. Сконцентрировав свое внимание на группе детей (ребенке), па родителях или других родственниках, находящихся на противоположной стороне улицы, ребенок начинает перебегать проезжую часть перед движущимся автомобилем, которого он не замечает. Думая о животном или о предмете, на который может наехать автомобиль, ребенок выбегает на проезжую часть, чтобы спасти его, подвергая себя смертельной опасности. Боясь опоздать на автобус, на занятия в школе, кружке, ребенок бежит через проезжую часть, не видя других движущихся машин и не думая об опасности, которой себя подвергает. Ребенок, внимание которого занято собственными мыслями (о школе, о доме, о кино, о мороженом и т. д.), переходя проезжую часть, не видит и не слышит приближающегося к нему транспортного средства. Стремясь перейти улицу перед машиной, находящейся сравнительно близко, ребенок не замечает встречную машину, создающую угрозу его жизни.

4). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с неожиданным выходом на проезжую часть. Надеясь проскочить дорогу перед близко идущим транспортом, ребенок внезапно выходит (выбегает) на проезжую часть. Водители транспортных средств, увидев на проезжей части человека, не могут вовремя остановить их, так как скорость автомобилей в 10--12 раз выше скорости пешехода. Транспорт мгновенно остановить нельзя.

5). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с «пустынной» улицей .

«Пустынные» улицы с редким движением машин не менее опасны, чем улицы с оживленным движением. На улицах, по которым машины ходят редко, дети часто выходят на проезжую часть, не осмотрев ее, интуитивно предполагая, что «улица пуста». Не увидев машины и не слыша ее приближения из-за уличного шума, дети попадают под приближающийся автомобиль.

6). Опасность в дорожных ситуациях, связанных с испугом .

Ребенок должен понимать опасность, связанную с движением транспортных средств, но не должен бояться улицы. Чувство страха парализует действия ребенка, делает его менее находчивым в момент опасности. Необходимо развивать у детей чувство ответственности за свое поведение на улице, умение учитывать возможную опасность, самообладание, умение быстро и правильно оценивать обстановку, расстояние до приближающегося транспорта, скорость движения автомобиля.

Переход проезжей части по пешеходному переходу опасен, когда водители создают помехи для движения пешеходов: проезжают мимо, не снижая скорости, внезапно подают звуковые сигналы, не пропускают пешеходов, приближаются к ним почти вплотную, заставляя пешехода отшатываться в сторону полосы встречного движения. Проход пешеходов под арками домов рядом с едущим грузовиком опасен. Уровень шума, создаваемого грузовой машиной, резко возрастает под аркой, вследствие акустического эффекта. Это пугает, что способствует возникновению критических ситуаций. Опасные ситуации создаются при движении пешеходов по тротуару мимо выезда из-под арки дома, когда водители выезжают на тротуар на высокой скорости и пугают проходящих пешеходов.

    Справка о ДТП. (слайд 6)

(по страницам газеты «Осинское Прикамье»)

    Зашифрованное письмо” (слайд 7)

Работа в парах (группах)

Пришли письма, посвящённые Правилам дорожного движения, но текст зашифрован. Вам предстоит расшифровать его и прочитать выразительно.

Карточки:

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!”

1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.

2. “Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!”

1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.

3. “Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером для младших детей”.

1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги, 8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.

1. “Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!”

2. “Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!”

3. “Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером для младших детей”.

7. К рисункам найти и сформулировать правила безопасного поведения на дороге. (слайды 8-14)

(рисунки показываются на экране, учащиеся находят соответствующее правило на столе, зачитывают его и вывешивают на доску)

Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем.

Это опасно потому, что водитель не может остановить машину сразу.

Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.

На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

Выйдя из автобуса, не выбегайте на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.

Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте

водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

Умейте пользоваться светофором.

Нельзя ходить по бордюру. Это опасно.

Выйдя на улицу, юный пешеход должен вежливо передвигаться только по тротуару или обочине!

Основная опасность, которая подстерегает юных велосипедистов, - это дорога. Категорически запрещается ездить там, где есть хоть какое-то дорожное движение. Не следует забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.

    Итог занятия. (слайд 15) http://www.dddgazeta.ru/

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

основная школа №20

Исследовательская работа

« Анализ опасных ситуаций на дорогах, связанных с детьми и меры профилактики нарушений ДТП »

Содержание

II . Основная ч асть

1.Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой

2.Основные причины ДТП

3. ДТП в нашем поселке

4.Анализ уровня знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми и подростками

5.Проект по формированию безопасного поведения на дорогах

6.Результат

III . Заключение.

IV . Список использованной литературы

Введение

Каждый день, выходя из дома, мы даже не догадываемся, насколько в России опасно ходить пешком. По телевизору, в одной из программ новостей, мы услышал и о том, что на дорогах городов и посёлков России, каждый день гибнут дети.

Почти половина пострадавших на дорогах в Дорожно-транспортных происшествиях (далее ДТП) – это именно пешеходы. Для сравнения - в США на 100 пострадавших в ДТП, только 2 пешехода, В Европе – 4. Мы «обгоняем», как по числу самих происшествий, так и по серьёзности их последствий.

По словам, Главного, инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации Виктора Кирьянова, каждый год 1 сентября за парты не садится буквально целая школа: это дети, погибшие в автомобильных авариях. К началу учебного года на больничных койках, лежит количество учеников равное численности 15 школ – и это ещё по самым скромным подсчётам.

Кто виноват? Водители или п ешеходы? Нас это очень тронуло, и мы заинтересовались данной проблемой. Захотелось внести свой вклад для предотвращения новых трагедий, особенно с участием детей. Ра ссматривая эту проблему, у нас возникли вопросы:

Почему гибнут дети? Кто в этом виноват?

В каком возрасте больше гибнет детей и почему?

Количество пострадавших детей в России, в городе Бор в ДТП.

Как помочь ученикам нашей школы избежать и предупредить ДТП?

В пои сках ответов на эти вопросы, мы определил и тему своей работы: «Анализ опасных ситуаций на дорогах, связанных с детьми и меры профилактики нарушений ДТП »

Много раз мы слышали в новостях по телевизору: « В дорожном происшествии погиб ребенок…» Почему на дорогах происходит так много аварий, в которых погибают дети? Особенно сейчас, когда постоянно растет количество машин, а вместе с ним число некультурных водителей, опасных происшествий – нужно быть предельно осторожным! Часто мы видим людей, которые перебегают дорогу в неположенных местах, переходят дорогу на красный свет. Одним словом, нарушают правила дорожного движения. Получается, что нарушают правила и водители, и пешеходы.

Актуальность

С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей Правилам дорожного движения необходимо уделять особое внимание. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности, поэтому необходимо привлекать внимание средств массовой информации, общественности, работников автотранспортных предприятий, родителей к этой проблеме.

Согласно официальной статистике, ежегодно на дорогах г. Бор под колеса машин попадает четвертая часть детей. Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны правильно оценить дорожную ситуацию и распознать опасность.

Сохранить жизнь и здоровье детей – значит сохранить будущее нации. Эта проблема стоит сегодня как никогда остро: с каждым годом растет число дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут, становятся инвалидами, получают тяжелейшие травмы дети.

Вот уже 5 лет мы изучаем курс ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), поэтому знаем правила поведения на дороге. Мы замечаем, как люди просто игнорируют эти правила! Остановитесь на минуту, и вы увидите, например, как папа ведет ребенка через дорогу в неположенном месте или на красный свет светофора. Ребенок же усваивает все это и со временем сам начинает нарушать правила. Нам стало интересно: как можно повлиять на нарушителей и сократить число дорожных происшествий?

Цель работы выяснить:

    Почему дороги являются зоной повышенной опасности, в особенности для детей и подростков?

    Как можно повлиять на ситуацию и сократить количество ДТП?

Гипотезы:

    Большинство детей не соблюдают правила дорожного движения.

    Большинство детей знают правила дорожного движения недостаточно хорошо.

Задачи:

1. Проанализировать художественную и методическую литературу по проблеме изучения и соблюдения Правил дорожного движения для уточнения понятия «Грамотный пешеход», выявить основные причины ДТП, закономерность между нарушением ПДД и дорожным травматизмом.

2. Познакомиться с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

3. Изучить особенности, присущие детскому возрасту и влияющие на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

4. Разработать и внедрить проект, включающий пути эффективного формирования «Грамотного пешехода» в начальной школе.

Для достижения цели мы использовали следующие методы :

Изучение литературы по проблеме.

Наблюдение,

Тестирование,

Беседа,

Анализ результатов.

Основная часть

    Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой.

Решая первую задачу, мы проанализировали литературу с целью обоснования, уточнения основного понятия нашей работы: формирование «Грамотного пешехода».

В книжном уголке надо расставить иллюстрации по ПДД, картинки с изображением переходов, светофоров.

Попросить детей составить рассказ по иллюстрациям. Проследить за тем, чтобы ребята говорили полными предложениями, правильно согласовывали род, число и падеж существительных и прилагательных.

Чтение художественной литературы:

    Е. Житков «Светофор»;

    А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

    А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный»;

    А. Петров «Я бегу через дорогу»;

    В. Клименко «Кто важнее всего на улице?»;

    И. Серяков «Законы улиц и дорог».

    В. Кожевникова «Светофор»;

    С. Михалков «Моя улица», «Дядя Степа - милиционер»;

    Я. Пишумов «Самый лучший переход», «Дорожная азбука»;

    О.Тарутин «Самый лучший переход».

Заучивание стихотворения Берестова «Светофор».

Это понятие «Грамотный пешеход» мы получили через рассмотрение общих понятий: ПДД, ДТП, пешеход.

Когда появились первые автомобили, стало ясно, что на дорогах нужны особые правила.

«Правила дорожного движения» - это закон, устанавливающий порядок движения на дорогах. Они обязательны для всех участников движения - водителей, пешеходов, пассажиров

Событие, возникающее в процессе движения, при котором ранены или погибли люди, повреждены машины, называется дорожно-транспортным происшествием или ДТП .

Пешеход – это участник дорожного движения.

Грамотный пешеход – это участник дорожного движения, который знает и соблюдает ПДД.

    Основные причины ДТП

С увеличением количества машин на дорогах вырос риск попадания в ДТП. Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети. По усредненным данным, ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет до 1500 и получает ранения свыше 24000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших 9 получают смертельные ранения. Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших – в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10000 единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше. Чем во Франции и Германии.

Мы обратились в Борскую Центральную Районную больницу к травматологу Шаброву Александру Юрьевичу с вопросом: - Сколько в месяц обращается пациентов с травмой? Сколько – с травмами ДТП?

По данным за февраль месяц всего поступило 52 человека из них: 40 человек с бытовыми травмами и 12 человек с ДТТ.

Сделали вывод: Из-за спешки, халатности, из-за того, что люди переоценивают свои возможности 12 человек из 52 все - таки попадают в больницу с травмами ДТП, 4 человека из них дети.

Мы прочитали некоторые части Государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Там указывается, что основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся:

Нарушение правил перехода проезжей части (61,9%)

Неподчинение сигналам светофора (11,8%)

Неожиданный выход из-за транспортного средства (15,3%)

Игра на проезжей части (4,2%)

Неумелое управление велосипедом (3%)

Мы провели выборочное анкетирование в школе. Это дети начальной школы, среднего и старшего звена. Всего опрошенных - 124 человека из них:

Нарушают правила перехода проезжей части – 65 человек (52%)

Не подчиняются сигналам светофора – 24 человек (19%)

Неожиданный выход из-за транспортного средства – 12 человек (10%)

Играют на проезжей части – 5 человек (4%)

Неумелое управление велосипедом – 18 человек (15%)

В течение года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель – май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего – в четверг. Наиболее аварийное время суток – это утренние часы с 7 до 8, когда дети идут в школу, а также с 14 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП, являются школьники, из них мальчиков гибнет больше.

Постояв на перекрестке, мы наблюдали за пешеходами и сделали следующие выводы. Утром с 7.00 до 7.30 прошло 318 человек и 32 человека переходили дорогу в неположенном месте, днем с 12.30 до 13.00 – прошло 153 человека из них 16 человек нарушили правила дорожного движения, вечером с 16.00 - 16.30 – прошло 224 человека и 33 человека снова перешли дорогу в неположенном месте.

Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумение правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к этой проблеме со стороны учебных заведений.

Несмотря на то, что изучать Правила дорожного движения начинают уже в детском саду, а в школе есть специальный предмет ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), результаты исследований показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

    ДТП в нашем поселке

В нашем поселке было очень много ДТП, пока не появился наземный переход.

Поселок пересекает дорога, по которой на огромной скорости мчатся машины. Около дороги стоит наша школа, следовательно, работа по правилам дорожного движения начинается с первых дней поступления ребенка в школу. Несмотря на это, дети оказываются в затруднительных ситуациях. Дети из-за спешки бегут, через дорогу не думая о своей безопасности. Год назад две девочки вместо того, чтобы подняться по переходу, побежали через дорогу. Одна пробежала, другую сшибли. Переломы, сотрясение мозга.

Страшный случай был несколько лет назад, когда вместо наземного перехода стоял светофор. Автобус приехал из Нижнего Новгорода. Из автобуса вышли пассажиры, среди них был мальчик со своей мамой. Мама поторопилась, и, не дождавшись, когда уедет автобус, побежала через дорогу. Из-за автобуса выехал автомобиль и на полном ходу, на глазах у сына, сшиб маму. Пролетев несколько метров, женщину спасти, не удалось.

Эту историю знает каждый житель нашего поселка. Это урок для всех и для взрослых, и для детей. Но иногда взрослые забывают о том, что дети копируют действия, поступки взрослых, своих родителей.

Исследования показали, что многие родители не думают о детях и о последствиях, перебегая через дорогу с ними в неположенном месте.

В анкетировании принимали участие 56 родителей начальной школы. На вопрос: Знаете ли вы правила дорожного движения? Родители однозначно ответили: Да.

На вопрос: Соблюдаете ли вы правила дорожного движения при детях, идущих рядом с вами? Большая часть родителей, а именно 44 человека (79%) ответили: Да. 12 человек (21%) – считают, что пока ребенок с ними, ничего не случится, даже если они переходят в неположенном месте.

М аленькие дети не могут быстро сообразить, что делать в ситуации, когда внезапно появляется автомобиль. Им кажется, что если они видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП. А ведь по нашей дороге мчатся машины с огромной скоростью. Дорога редко бывает пустой. Поэтому в 2011 году был построен мост через дорогу (наземный переход) – это спасение для всех жителей поселка.

    Анализ уровня знаний и соблюдения правил дорожного движения детьми и подростками.

В нашем исследовании приняли участие 137 учащихся нашей школы.

    Знакомили ли тебя с правилами дорожного движения?

На этой диаграмме мы видим, что с правилами дорожного движения знакомили всех детей и подростков.

    Кто именно знакомил?

На диаграмме №2 мы видим, что 32% опрошенных знакомили с правилами дорожного движения учителя, по 20% - воспитатели и жизнь и 15% - родители.

    Как ты считаешь, необходимо ли соблюдать правила дорожного движения?

На диаграмме №3 мы видим, что 86 человек (63%) считают, что необходимо соблюдать правила дорожного движения, 39 человек (28%) считают, что это делать необязательно и лишь 12 человек (9%) – иногда надо соблюдать правила дорожного движения.

    Всегда ли ты соблюдаешь правила на дороге?

На диаграмме №4 мы видим, что 92 человека (67%) из 137 – соблюдают правила дорожного движения и лишь 2 человека (1%) никогда не соблюдают правила дорожного движения.

    Проект по формированию безопасного поведения на дорогах

Анализ публицистической и методической литературы по проблеме изучения и соблюдения Правил дорожного движения выявил основные причины ДТП.

Знакомство с основными терминами, связанными с данной проблемой, и их значением.

Влияние на выбор способа действия в дорожных ситуациях.

Разработка памяток по соблюдению основных положений Правил дорожного движения для детей, родителей и водителей.

Создание обучающего видеофильма по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Выводы

1. Основные причины ДТП:

Нарушение правил перехода проезжей части;

Неподчинение сигналам светофора;

Неожиданный выход из-за транспортного средства;

Игра на проезжей части;

Неумелое управление велосипедом;

Время года;

Время суток.

2. Оформлены памятки, буклеты по ПДД (Приложение 1)

3. Проводятся игры, викторины, классные часы по ПДД.

4. Создан ролик по ПДД «Мы выбираем жизнь» (Приложение 2)

5. Была проведена акция «Соблюдаем правила движения» (Приложение 3)

6. Результат

Эффективность проекта можно только будет определить через определённый период времени, т.к. эта работа требует ежедневных повторении, отработки, уважения со стороны всех участников дорожного движения.

- Наш проект рассчитан на долгосрочный период времени, так как эффективность проделанной работы мы сможем оценить, изучив статистику ДТП с участием детей через год. Распространение памяток не ограничится одной акцией. Мы планируем продолжить проведение рейдов с участием детей, родителей, конкурсов по созданию новых памяток, листовок, плакатов.

Заключение

В ходе исследования, мы узнал и , что в большинстве случаев ребята забывают о мерах предосторожности и когда они поставлены перед срочным выбором: как поступить, то легко впадают в состояние безысходности и незащищенности.

Таким образом, выдвинутая нами в начале работы гипотеза подтвердилась.

Чтоб жить, не зная огорченья,

Играть, трудиться и мечтать,

Ты должен правила движенья

всегда и всюду соблюдать!

Литература

1.Астахов. П. Я и дорога.-М:ЭКСМО,2009

2.Воронова.Е.А.Красный.Желтый Зеленый. -Ростов на Дону: ООО «Феникс»,2008

3. Комментарий к правилам дорожного движения Российской Федерации.-М.: ИДТР, 2009

4 . http : // vladnews . ru

5. http : // bezopasnaya - ezda . info /

6.Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003.

7.Агафонова, К. В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. - М. : Просвещение, 2001.

8. Добрушин, А. Д. Как беречь детей / А. Д. Добрунин. Таллин: Валгус, 2001.

9. Дорохов, А. А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. - М. : Детская литература, 2002.

10. Душнов, А. С. Моя улица / А. С. Душнов. - М. : ДОСААФ, 2002.

Что необходимо знать, чтобы избежать дорожных трагедий!

Большинство ДТП с детьми происходят в одинаковых повторяющихся ситуациях. Дети то и дело попадают в дорожные ловушки, потому что просто не умеют их разгадывать. Между тем научиться безопасному поведению вполне можно. Надеяться на то, что всему научит школа нельзя. Учителя делают все возможное, чтобы дать детям знания, но без вашей помощи ребенок вряд ли ими овладеет в полном объеме.

Давайте вместе с вами рассмотрим ситуации-ловушки и уже по ходу обратим внимание на опасные моменты.

1. Одной из самых распространенных ситуаций, приводящих к ДТП, является ситуация закрытого обзора. Это моменты на дороге, когда опасность скрыта от пешехода за какими-либо предметами. В данном случае опасность представляет движущаяся машина, которую не видит пешеход и по той же причине водитель легкового авто не видит пешехода. Дети склонны воспринимать стоящие у края дороги машины как некую защиту. Этот миф нужно разрушить и чем раньше, тем лучше.

2. Большую опасность на дороге представляют крупногабаритные транспортные средства. Они закрывают обзор, поэтому едущие за ним транспортные средства не видны. Чаще всего в такую ситуацию-ловушку попадают пешеходы, спешащие перейти через проезжую часть перед «носом» маршрутного автобуса.

3. Обходить автобус ни спереди, ни сзади нельзя. Формулировка «Обходи автобус сзади, а трамвай спереди» крайне опасна в современном транспортном мире. На остановках общественного транспорта скапливается большое количество автобусов, водителей которых больше заботит, к сожалению, не безопасность, а желание быть первыми на следующей остановке. Остановки общественного транспорта устроены таким образом, что рядом с ними располагаются либо пешеходный переход либо перекресток. Но если ни того ни другого нет, то отчаиваться не надо. Задача безопасного перехода заключается в том, чтобы проезжая часть была открыта взоры во всех направлениях. Для этого нужно отойти от автобуса на такое расстояние, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны либо подождать, когда транспортное средство уедет и с соблюдением правил осторожности перейти на противоположную сторону дороги.

4. Медленно приближающийся автомобиль опасен тем, что из-за него в любой момент может выехать другой на большей скорости. Часто пешеход, заметив медленно приближающийся автомобиль, решает, что успеет перейти дорогу и принимает решение переходить. Но не каждый знает, что автобус или другое крупногабаритное транспортное средство закрывает обзор, а, следовательно, не дает гарантии безопасного перехода через проезжую часть.

5. Здесь наглядно показана опасность только что проехавшего автомобиля. Обычно, пропустив ТС, движущееся слева, пешеходы спешат перейти через проезжую часть. Однако в первые секунды только что проехавший автомобиль скрывает те, которые едут во встречном направлении.

6. Движение через дорогу без остановки дает большое количество ДТП. Привычка останавливаться у края проезжей части для наблюдения должна быть выработана именно вами. Здесь уместно сказать о «правиле темного подвала». Открывая дверь в темное помещение первое, что мы делаем – останавливается. Затем останавливаемся и прислушиваемся. Все это мы будем делать на уровне интуиции, потому что темнота и неизвестность заставят нас это сделать.

7. Алгоритм перехода через проезжую часть не может быть один, потому дороги разные: с двусторонним и односторонним движением, полосы движения могут быть однорядные и многорядные. Одно общее правило, прежде чем начать переходить, надо убедиться в безопасности, стараться переходить через проезжую часть за один прием и без крайней необходимости не останавливаться на середине проезжей части. Это опасная дорожная ловушка.

8. Самыми опасными местами на проезжей части являются перекрестки и остановки общественного транспорта. В районе остановок легко попасть в дорожную ловушку «концентрация заинтересованного внимания». У спешащих к автобусу людей угол бокового зрения сильно сужается, следовательно, внимание притупляется.

Детей всегда привлекает то, что им интересно. Нужно знать, что в эту ловушку родители довольно часто загоняют своих собственных детей. Звать к себе детей, которые находятся на противоположной стороне проезжей части очень опасно. Реакция у детей на звуки замедлена. Поэтому на крик «Стой!» они реагируют с опозданием, тогда как движение на проезжей части не останавливается и не замедляется.

9. Ловушка «пустынная улица». На так называемых пустынных улицах, где транспортные потоки не интенсивны, пешеходы расслабляются. Позволяют ходить по дороге, дети играют, катаются на велосипедах. Однако и на таких тихих улицах надо быть осторожными. При переходе смотреть по сторонам. Идти по краю проезжей части навстречу движения транспортного потока. И оглядываться назад, если вы слышите звук приближающейся машины.

10. Не стоит забывать и про опасные для дороги привычки. Взрослые часто небрежно держат ребенка за руку и он может вырваться в самый не подходящий момент. Начиная с дошкольного возраста в ребенке начинают накапливаться бытовые привычки: отступать назад, не глядя или наоборот бежать вперед, не оглядываясь по сторонам.

Нельзя пугать ребенка опасностями на дороге. Ему не нужно ее бояться и жутко бояться проезжающих машин. Чувство страха вводит человека в оцепенение и чем сложнее ситуация, тем не правильнее будут, в таком случае, его действия. А вот о воспитании разумного чувства осторожности надо заниматься уже сейчас. Учить наблюдать надо тоже уже сейчас. Обращайте внимание на сигналы поворотов и стоп-сигналы. Транспорт движется не только по проезжей части, но и во дворах, где дети иногда находятся одни. Следовательно ориентироваться приходится самостоятельно. Чем больше вы будете рассуждать и обращать внимание на те или иные особенности дорожного движения, тем больше ребенок будет готов к участию в дорожном движении.

Большую ошибку совершают те родители, в семьях которых есть личный транспорт. Дети, которых постоянно перевозят в салоне машины воспринимают правила движения со стороны водителя и даже будучи школьниками такие ребята плохо ориентируются в дорожном движении в качестве пешехода – торопятся, много лишней суеты, т.е. не закреплены алгоритмы действия. Поэтому используйте любую возможность для обучения. Не ходите по улице молча. Объясняйте, почему надо переходить через проезжую именно здесь и как это надо делать более безопасно.

Если у детей есть проблемы со слухом или зрением, то это тоже нужно учитывать. Одного беглого взгляда по сторонам недостаточно, необходимо выработать привычку постоянно смотреть по сторонам.

При использовании личного автотранспорта необходимо пристёгиваться ремнями безопасности, также использовать ремни безопасности и другие устройства при перевозке детей.

По возможности, не сажать ребёнка на переднее пассажирское кресло.

Самое действенное воспитание – пример взрослого. Иными словами, успех профилактики детского дорожно-транспортного травматизма во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих родителей.

Главная опасность - стоящий автомобиль!

Стоящий автомобиль опасен: он может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью, мешает вовремя заметить опасность. Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасность не угрожает и только тогда переходить дорогу.

Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!

Стоящий автобус закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди около остановки обычно спешат и забывают о безопасности. От остановки надо двигаться в сторону ближайшего пешеходного перехода.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Из-за стоящего автомобиля, дома, забора, кустов и др. может неожиданно выехать машина. Для перехода дороги нужно выбрать такое место, где дорога просматривается в оба направления. В крайнем случае, можно осторожно выглянуть из-за помехи, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить дорогу.

Машина приближается медленно, и все же надо пропустить ее.

Медленно движущаяся машина может скрывать за собой автомобиль, идущий на большой скорости. Ребенок часто не подозревает, что за одной машиной может быть скрыта другая.

И у светофора можно встретить опасность.

Сегодня на дорогах города мы постоянно сталкиваемся с тем, что водители автомобилей нарушают Правила дорожного движения: мчатся на высокой скорости, игнорируя сигналы светофора и знаки перехода. Поэтому недостаточно научить детей ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются.

«Пустынную» улицу дети часто перебегают не глядя.

На улице, где машины появляются редко дети, выбегают на дорогу предварительно ее не осмотрев, и попадают под машину. Выработайте оглядеться у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.

Стоя на осевой линии, помните: сзади может оказаться машина!

Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за машинами, двигающимися с правой стороны, и забывают об автомобилях проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад - прямо под колеса машины. Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности.

На улице крепко держите ребенка за руку!

Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо.

Взрослый этого не учитывает. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не заметив идущую машину, и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого и бегут через дорогу. Возле перехода дороги вы должны крепко держать ребенка за руку.

Арки и выезды из дворов - места скрытой опасности!

В крупных городах местом повышенной опасности являются арки, через которые из дворов на проезжую часть выезжают машины.

Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого: его необходимо держать за руку.

Помните!

Ребенок учится законам улицы, беря пример с Вас, родителей, других взрослых. Пусть Ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только Вашего ребенка, но и других детей. Переходите дорогу, соблюдая Правила дорожного движения.