Как заполнять путевые листы грузового автомобиля. Актуальный бланк и образец заполнения путевого листа

Долевая собственность

Путевой лист грузового автомобиля оформляется организацией, эксплуатирующей автомобиль с целью перевозки товарных грузов. Он предназначен для учета работы водителя и транспортного средства, являясь основанием для осуществления расчетов с заказчиком за перевозку груза, а также для расчетов с водителем по оплате его труда.

Для грузового автотранспорта существуют две утвержденные формы путевого листа:

  • форма № 4-с применяется при сдельной системе оплаты за перевозку груза;
  • форма № 4-п используется при повременной системе расчетов, ее применение считается наиболее целесообразным в случае осуществления перевозок груза до двух заказчиков в течение одной рабочей смены водителя.

Вне зависимости от используемой формы, путевой лист выдается на руки водителю лишь на одну рабочую смену. При этом диспетчер или иное лицо, ответственное за выдачу путевых листов, должен убедиться в том, что водитель сдал путевой лист за свой предыдущий рабочий день.

Заполнение

На выданном водителю путевом листе в обязательном порядке должна быть проставлена дата выдачи, а также штамп и печать организации – владельца автомобиля. Каждый выданный путевой лист подлежит обязательной регистрации в специальном Журнале учета движения путевых листов. При этом дата регистрации документа должна совпадать с датой, указанной на его бланке. Как правило, за регистрацию путевых листов отвечает диспетчер компании - владельца автотранспортного средства.


Ответственность за оформление путевого листа возлагается на руководителя предприятия и лиц, ответственных за эксплуатацию грузового автотранспорта (механика, диспетчера и заправщика).

Путевой лист грузового автомобиля имеет отрывной талон, который заполняется непосредственно заказчиком в период осуществления грузоперевозок. Впоследствии этот отрывной талон служит основанием для предъявления счета за автомобильные перевозки в адрес заказчика и прилагается к счету в качестве подтверждения факта оказанных услуг.

Сам путевой лист (без отрывного талона) хранится на предприятии, которому принадлежит грузовой автомобиль. Путевой лист должен содержать дублирующие (идентичные талону) сведения о работе автомобиля у заказчика. Эти записи позволяют осуществлять учет работы транспорта в течение каждого рабочего дня.

Совместно с путевыми листами организация должна хранить товарно-транспортные накладные на перевозку товарного груза, оформленные с учетом установленных норм. Совместное хранение указанных документов обусловлено удобством и экономией времени при осуществлении проверки.

Форма № 4-п содержит строки, позволяющие вписать номера соответствующих товарно-транспортных документов, оформляемых при перевозке товарно-материальных ценностей. К каждому путевому листу прилагается по одному экземпляру товарно-транспортной документации на весь груз, перевезенный в течение данной рабочей смены водителя.

Путевые листы выдаются всем водителям и другим сотрудникам организации , которые используют для выполнения своих профессиональных обязанностей грузовой транспорт. Эти документы используются для учета:

  • времени простоя;
  • времени активной эксплуатации;
  • пробега.

Правильно заполненный путевой лист обеспечит водителю грузового автомобиля защиту во время проведения проверки сотрудниками ДПС. Если у него не будет на руках этого документа, то ему будет выписан .

Бухгалтерия организации на основании путевых листов осуществляет горюче-смазочных материалов, после чего уменьшает базу налогообложения по УСН или прибыли . Также эти листки используются при расчете заработной платы водителям. На основании этих документов компания компенсирует водителям расходы, которые они понесли при закупке ГСМ на собственные средства.

Нюансы оформления

Практически в каждой коммерческой организации обязанность по выписке и учету путевых листов возлагается на бухгалтеров . Данный документ должен выписываться либо на одну поездку, либо на один день, в течение которого автомобиль неоднократно совершает перевозку грузов.

В том случае, когда грузовой автомобиль направляется в командировку в другой город или область, то путевой лист водителю может быть выписан на срок от 1 до 30 дней . Этот порядок регламентирован Приказом Минтранса РФ №152 от 18.09.2008 г .

Если грузовой автомобиль в течение рабочего дня будет эксплуатироваться несколькими водителями, то бухгалтер должен для каждого сотрудника выписать отдельный путевой лист. Сразу после оформления документ должен быть зарегистрирован в соответствующих учетных регистрах. Это может сделать как работник бухгалтерии или секретарь, так и сам руководитель организации.

При этом следует помнить, что Федеральным законодательством установлен срок хранения для путевых листов в архивах организаций, который составляет 5 лет с момента выписки, при том условии, что в течение этого временного промежутка у субъекта предпринимательской деятельности контролирующими органами была хоть раз проведена проверка.

В том случае, когда документ выписывался для перевозки особых грузов или является подтверждением тяжести труда водителя, то он должен храниться на протяжении 75 лет .

При начислении бухгалтерией заработной платы водителю грузового автомобиля используется путевой лист формы 4-П . Этот бланк был утвержден Постановлением Госкомстата РФ №78 от 28 ноября 1997 г . Как правило, эта форма заполняется в том случае, когда водителю за смену поручают выполнить работу для одного или двух заказчиков.

Если работнику организации начисляется заработная плата в порядке сдельного выполнения поставленных задач, тогда бухгалтер может задействовать бланк формы 4-С . Несмотря на то, что форма путевых листов утверждена на законодательном уровне, и включает необходимые для сферы грузовых перевозок реквизиты, некоторые коммерческие организации и индивидуальные предприниматели могут самостоятельно разработать форму такого документа.

Такое послабление сделано для тех субъектов предпринимательской деятельности, которые не имеют в своем штате водителей и личного автомобильного парка, предназначенного для выполнения грузовых перевозок. При самостоятельной разработке бланка им следует учитывать регламент Федерального Закона №129 от 21 ноября 1996 г , в котором указано, что такой документ должен содержать все главные сведения.

Правила заполнения

При заполнении путевых листов бухгалтера или другие сотрудники компании, которым поручен этот объем работы, должны учитывать следующие правила :

  1. В верхней части бланка теперь нет необходимости проставлять штамп или печать владельца грузового автомобиля.
  2. В обязательном порядке человек, который ответственен за оформление таких документов, должен указывать в бланке время и дату проведения проверки технического состояния автотранспортного средства перед рейсом. Здесь же он должен поставить подпись и инициалы проводящего проверку сотрудника или приглашенного специалиста.
  3. Указывается марка грузового автомобиля, прицепа, количество водителей, их личные данные, гаражный номер транспорта.
  4. Определяется количество рейсов, которые за день сделает авто, а также протяженность предстоящего маршрута.
  5. Вносятся точные показания спидометра, которые фиксируются до момента выезда машины из автопарка.
  6. Указывается остаток в баке автомобиля горюче-смазочных материалов, а также делается запись, какой литраж топлива потребуется для совершения поездки.
  7. В обязательном порядке ставится отметка о состоянии здоровья водителя, который будет управлять грузовиком. Ее делают те сотрудники, которые проводят проверку и дают допуск водителям к выполнению профессиональных обязанностей.
  8. Указывается точное время выезда машины из автопарка, а также точное время ее прибытия на место погрузки или выгрузки товаров, и возврата в гараж.
  9. Делается краткое описание перевозимых грузов.

Каждый водитель в начале смены получает путевой лист формы 4-П или 4-С под роспись , которая ставится в специальном . При этом он обязан передать в бухгалтерию бланк с прошлой смены. Если он его по каким-то причинам не сдаст, то не получит новый лист и не сможет приступить к выполнению профессиональных обязанностей, так как по закону не имеет права выезжать на маршрут без полного пакета документов.

Внутри организации должно быть проверено расследование, цель которого заключается в выяснении причин отсутствия бланка.

Новый бланк и пример

В 2018 году субъекты предпринимательской деятельности, которые используют для работы грузовой автомобильный транспорт, должны заполнять путевые листы с учетом небольших изменений .

Индивидуальные предприниматели, которые задействуют в работе грузовой транспорт, обязаны также как и коммерческие организации заполнять путевые листы. Если они специализируются на оказании автотранспортных услуг, то бланк должен выписываться на один день.

В том случае, когда ИП направляет водителя в командировку, тогда документ выписывается на все время этой поездки. Если индивидуальный предприниматель задействует грузовой автомобиль для перевозки грузов в личных целях, тогда он имеет право выдавать водителю бланк, оформленный на месяц.

На 2018 год в путевом листе обязательно должна быть проставлена отметка механика о проверке транспортного средства. Отметка может быть следующего содержания:

  1. «Автомобиль технически исправен. Выезд разрешен».
  2. «Прошел предрейсовый контроль технического состояния».

В настоящее время законодательством утверждена форма путевого листа специально для индивидуальных предпринимателей ПГ-1 . Также они могут использовать в работе унифицированные формы 4-П или 4-С, либо самостоятельно разработать под себя бланки, которые должны в полной мере соответствовать требованиям Приказа №152.

Индивидуальные предприниматели должны учитывать установленный и закрепленный на законодательном уровне порядок заполнения таких форм.

Если они не будут соблюдать эти требования, то не смогут включать в расходы все затраты, понесенные на ГСМ, тем самым им не удастся уменьшить базу для налогообложения.

При заполнении собственного бланка ИП должны указать следующие обязательные реквизиты:

  1. Название документа и его порядковый номер.
  2. Срок действия путевого листа. Если он выписывается на 1 день, то указывается дата. В том случае, когда форма заполняется на месяц, указывается период, на который выдается листок.
  3. Указываются сведения о собственнике грузового автотранспортного средства. Например, ФИО, контактный телефон, почтовый адрес.
  4. Вписываются все данные автомобиля: модификация, тип, номер, серия с номерного знака.
  5. Указываются показания спидометра.
  6. Проставляется дата и время выезда, а также прибытия в гараж, показания одометра.
  7. Указывается время и дата проведения контроля технического состояния грузовика (перед рейсом).
  8. Вписываются данные о водителе, его ФИО, время и дата проведения медицинского осмотра (перед и после рейсом).
  9. Проставляются подписи и печати (штампы) всех ответственных лиц.

Индивидуальные предприниматели имеют право в таком бланке размещать дополнительные реквизиты, в соответствии с регламентом Приказа №152.

Штрафные санкции

К нарушителям в 2018 году будут применяться штрафные санкции , размер которых определяет КоАП, действующий на территории Российской Федерации. Если в процессе проверки передвигающегося по населенному пункту или за его пределами грузового автомобиля сотрудники ГИБДД выявят отсутствие путевого листа, либо неправильно заполненный документ, то они применят к водителю соответствующие меры взыскания.

Как правило, лицо, управляющее грузовым автомобилем без путевого листа, штрафуется на 500 рублей, в соответствии со статьей 12.3 КоАП РФ .

Юридические лица за организацию передвижения грузового транспорта без соответствующим образом оформленной документации будут оштрафованы на 100 000 рублей, в соответствии со статьей 12.31.1 КоАП России . К индивидуальным предпринимателям может применяться финансовое взыскание, размер которого колеблется в диапазоне 20 000 – 100 000 рублей , в соответствии со статьей 12.31.1 КоАП.

Как происходит оформление путевого листа? Подробности — на видео.

Оформление бланка является обязательной процедурой, которая регламентирована на законодательном уровне. Если компания оказывает услуги в сфере транспортировок на любых видах городского транспорта, то путевой лист оформляется ежедневно. Этот бланк должен находиться вместе с водителей в кабине транспортного средства. Если полицейские захотят проверить его, то он должен быть предъявлен вместе с правами и документами на транспортное средство. Изучить образец путевого листа грузового автомобиля можно на нашем портале.

Назначение

Бумагу необходимо оформлять не только по причине требований закона о ведении документации, но и по причине того, что этот бланк содержит важную информацию. В нем написаны технические особенности транспортного средства, последнее обслуживание и заправку. Также информация о водителе, его рейсе и времени трудового дня.

Исходя из этих данных, бухгалтерия начисляет заработную плату, поэтому важно правильно заполнить каждый пункт. Если в нем будут ошибки, то его можно признать недействительным. Все пункты должны быть заполнены в соответствии с данными, которые указаны в документации на автомобиль. Найти пример заполнения путевого листа грузового автомобиля можно на нашем сайте и сделать свой по аналогии.

Зачем нужна бухгалтерам информация, предоставленная в документе?

  • Для начисления заработной платы водителю, исходя из сведений о почасовой работе;
  • Для списания расходных материалов для амортизации транспортного средства и ГСМ;
  • Для компенсации бензина или газа сотрудникам, которые используют личный транспорт для выполнения рабочих поручений.

Важно заполнить в соответствии с законодательными нормами, чтобы не возникло вопросов при начислении заработной платы. Посмотреть образец заполнения путевого листа 4 с можно на нашем сайте в любое время.

Бухгалтер предприятия обязан хранить бумаги каждого водителя не менее 5 лет. Он оформляется ежедневно, в отдельных случаях возможно оформление на срок до 1 месяца. Важно возвращать документ бухгалтеру после рабочего дня.

Особенности документа

Если во время работы проводится транспортировки материальных ценностей, то в путевой бланк обязательно вносятся данные товарных накладных. Это делается для проверки целостности и количества груза, который был доставлен. Оформлением занимается диспетчер перед началом работы. Обязательна подпись диспетчера, водителя и бухгалтера.

Листы формы 4 п и N4

Путевые бланки формы 4 п и N4 оформляются и выдаются водителю под расписку на 1 рабочий день. При этом новый документ можно получить только при условии сдачи предыдущего файла. В нем обязательно должна быть указана дата оформления, штамп, печать организации и подписи.

Бланк должен соответствовать государственному стандарту. Ответственность за правильность заполнения данных несет руководитель компании, а также все, кто участвует в заполнении бумаги. Поэтому важно изучить образец заполнения путевого листа 4 п, который есть на нашем сайте. Эти документы хранятся в организации вместе с транспортными накладными минимум 5 лет.

Путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учета, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.
Для грузового автотранспорта постановлением Госкомстата России 28.11.1997 г. N 78 утверждены две формы путевых листов - форма N 4-с и форма N 4-п.

  • Форма N 4-С (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам.
  • Форма N 4-П (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в терние одного рабочего дня (смены) водителя.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счета заказчику.
К счету прилагается соответствующий отрывной талон. Путевой лист остается в организации-владельце автотранспорта, в нем повторяются идентичные записи о времени работы автомобиля у заказчика и служат основанием для учета работы автомобиля в течение рабочего дня.

В случае, когда при повременной оплате за работу автомобиля будут перевозиться товарно-материальные ценности, в путевой лист вписываются номера товарно-транспортных документов и прилагается один экземпляр этих товарно-транспортных документов, по итогу которых указывается количество перевезенных тонн груза и другие показатели, отражающие работу автомобиля и водителя.
Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-владельца автотранспорта и заказчики. Следует помнить, что участие в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении автомобиля).
Путевые листы по формам N 4-с и N 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на един рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Заполнение путевого листа осуществляется в следующей последовательности:

1. Под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в журнале.

2. В строке "Режим работы" записывается код, соответствующий режиму работы (работы в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

3. В строках "Колонна", "Бригада" записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

4. В строках, посвященных автотранспортному средству, записывают марку, государственный номер, а также его гаражный номер.

5. В строках, посвященных водителю, записываются фамилия, инициалы, табельный номер, присвоенный работнику в транспортной организации, номер удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу.

6. В строках, посвященных лицензионной карточке, указываются сведения о ее виде (стандартной, ограниченной), регистрационном номере и серии.

7. В строках "Прицепы" записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

8. В строке "Сопровождающие лица" записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

9. В разделе "Работа водителя и автомобиля" - сведения о выезде и возвращении автомобиля по графику.

10. В разделе "Задание водителю":

В графе 18 "В чье распоряжение" на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

В графе 19 "Время прибытия" записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

В графах 20-21 (адреса пунктов погрузки и разгрузки) указывается, откуда взять груз и куда его доставить согласно заявке, разовому заказу заказчика или по условиям договора.

В графе 22 "Наименование груза" записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

В графе 23 "Количество ездок с грузом" на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

В графе 24 "Расстояние" записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показаниям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортной организации и заказчика.

В графе 25 "Перевезти тонн" записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.
Право изменения задания, указанного в разделе "Задание водителю", имеет только автотранспортная организация. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортной организацией изменить задание.

11. На лицевой стороне путевого листа в строке "Выдать горючее" записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

В строке "Подпись диспетчера" диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

1. В разделе "Движение горючего" в графах 9, 10 и 11 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче-смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывают количество выданного горючего.

2. На лицевой стороне лицом, уполномоченным транспортной организацией осуществлять предрейсовый медицинский осмотр, своей подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

3. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 5 "Показания спидометра" механик контрольно-пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 "Время фактическое" штамп-часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп-часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

4. В разделе "Движение горючего" в графе 12 "Остаток при выезде" механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

5. В строках, посвященных технической исправности автомобиля, механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража. В строках, определяющих водителя, принявшего автомобиль, водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности:

1. В разделе "Последовательность выполнения задания" формы N 4-с:

1.1. В графе 27 записываются последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно-транспортных документов по ездкам.

1.2. В графах 36-38 "Номера приложенных товарно-транспортных документов (ТТД)" грузоотправителем записываются все номера товарно-транспортных документов, относящихся к данной ездке.

1.3. В графах 28-30 "Прибытие" проставляются число и время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно-пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог). При отсутствии въездных ворот или контрольно-пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно-транспортной накладной (ТГН).

1.4. В графах 39 и 40 указывается наименование грузоотправителя, грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

2. В разделе "Простои на линии" работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывают причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяют эти записи своей подписью.

3. В строках "Особые отметки" на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки ГИБДД, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:

1. В разделе "Результаты работы автомобиля и прицепов" указывается расход горючего, время в наряде, количество ездок и заездов, пробег (согласно спидометру), объемы перевозки.

2. В разделе "Движение горючего" механик КПП или ОТК заполняет графу 13 "Остаток при возвращении" и расписывается под ней. В этом же разделе заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем ГСМ заполняют графу 14 "Сдано" и расписываются под ней.

3. В строке "Сдал водитель" водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке "Принял" подписью удостоверяет прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняют его в следующей последовательности:

1. В разделе "Работа водителя и автомобиля" в графе 6 "Нулевой пробег" по таблице расстояний диспетчер записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

2. В разделе "Движение горючего" в графе 15 "Коэффициент изменения нормы" диспетчер записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 16 "Время работы спецоборудования" и графе 17 "Время работы двигателя" на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТЛ записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погру-зочно-разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

3. В разделе "Последовательность выполнения задания" диспетчер в графе 27 записывает общее количество ездок (ячейка "всего", а в строке "ТГД в количестве" - общее количество сданных товарно-транспортных документов. За общее количество сданных и принятых товарно-транспортных документов водитель расписывается в строке "Сдал водитель", а диспетчер - в строке "Принял диспетчер".

Заполнение путевого листа формы N 4-п характеризуется следующими особенностями:

1. В разделе "Задание водителю" в графе 18 "В чье распоряжение..." на основании заявки или разового заказа заказчика диспетчером записываются наименование и адрес заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания, в графах 19 и 20 - плановое время прибытия и убытая, в графе 21 - плановое количество часов работы и в графе 22 - количество ездок по плану.

2. Отрывной талон заказчика, который является основанием для предъявления автопредприятием счета на оплату транспортных услуг и прилагается к нему, заполняется заказчиком. В нем заказчик:

2.1. На основании предъявленного водителем путевого листа заполняет в соответствующих строках номер и дату выдачи путевого листа, наименование автопредприятия, на подвижном составе которого производится перевозка грузов, марки и государственные номера прибывших автомобиля и прицепов.

2.2. В строке "Заказчик" записывает наименование организации, фамилию и инициалы должностного лица, ответственного за использование автомобиля.

2.3. В строках "Прибытие..." и "Убытие..." указывает время при прибытии и убытии автомобиля от заказчика.

2.4. В строках "Приложенные ТГД" вписывает номера ТГД, один экземпляр которых прилагается к путевому листу, и указывает их общее количество.

2.5. В строке "Количество ездок" проставляет общее количество выполненных ездок.

2.6. В строке "Подпись и штамп заказчика" расписывается и ставит штамп, подтверждая правильность заполнения реквизитов соответствующих строк путевого листа.
Ответственность за правильное заполнение путевого листа несут руководители организации, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.
Путевые листы хранятся в организации совместно с товарно-транспортными документами, дающими возможность их одновременной проверки.





Чтобы осуществлять грузоперевозки, для грузовых транспортных средств существует специальный отчетный документ – путевой лист. В данной статье мы рассмотрим формы листов, для каких случаев они нужны, и образец заполнения путевого листа грузового автомобиля, где указан порядок оформления документа.

Путевой лист — неотъемлемая часть работы грузоперевозчиков

Виды путевых документов

Путевые листы оформляются компанией-перевозчиком, в качестве которого может выступать как юридическое лицо, так и физическое. Грузоперевозки осуществляются исключительно на коммерческой основе. Благодаря этому документу, транспортная компания отчитывается за расходы, содержание ТС, его амортизацию. Грузовые машины требуют больших расходов, как на содержание, так и на топливо. К тому же по документу может быть начислена и зарплата водителя. Из путевого листа видно, сколько времени работник провел за рулем и какой километраж проехал.

Путевые листы бывают трех форм:

  • форма № 1 – международная;
  • форма № 2 – типовая для грузоперевозок грузовым транспортом;
  • форма № 3 – типовая для перевозки грузов легковым транспортом.

Лист международного образца выписывается только на одну командировку.

Кроме того, путевые листы подразделяются на следующие виды, утвержденные еще в 1997 году и действующие до сих пор:

  • форма 4-с – используется при сдельной оплате труда работника;
  • форма 4-п – применяется в случае повременной оплаты, также данный документ выписывается, если необходимо доставить груз нескольким заказчикам;
  • форма 4-м – для международных перевозок.

Форма 4-с применяется при сдельной оплате работников

Как заполнить документ

В машине у водителя, перевозящего грузы, обязательно должны присутствовать следующие обязательные документы:

  • путевой лист;
  • товарно-транспортная накладная;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации ТС.

Порядок заполнения листов практически один и тот же. Документ выписывается на один день. Исключение составляют поездки, рассчитанные на дальние расстояния. Ответственный диспетчер на нем проставляет дату выдачи и номер, которые вносит в специальный журнал. В отчетном документе прописывается следующая информация:

  • дата рейса;
  • вид задания;
  • в каком составе осуществляется доставка.

Ниже вносятся данные о машине:

  • марка машины;
  • регистрационный номер;
  • гаражный номер.

Если имеется прицеп, то на него тоже вносятся аналогичные данные.

Следующим пунктом указываются данные водителя. Заполняется графа с номерами водительского удостоверения. При наличии в поездке напарника или же экспедиторов, то их данные также прописывают в документе.

В документе ставится подпись главного механика, который удостоверяет, что машина находится в исправном состоянии и готова к эксплуатации. Водитель также подписывается в листе, тем самым подтверждая факт осмотра ТС. С того момента, как шофер поставил свою подпись, ответственность за груз и машину ложится на его плечи. Это будет означать, что задание принято им к исполнению.

Данные километража вносятся в отдельную графу. Сначала заносят цифры на момент выезда машины, по возвращении рядом вносятся измененные после поездки данные. Вносится информация о расходе горючего (на момент выезда и по возвращении в гараж) с указанием его типа.

Образец заполнения путевого листа

Заполнение графы «Задание водителю»

Данная графа вызывает порой немало сложностей. Но она требует правильного оформления. Тут прописываются все адреса заказчиков, куда необходимо доставить груз, номера накладных. Заказчик в свою очередь проставляет на документе дату, подписывается и ставит печать. Эта мера является доказательством того, что водитель был в нужном месте и доставил вверенный ему груз.

Помимо этого порядок заполнения требует внесения сюда дополнительных данных о расстоянии до каждого отдельно взятого заказчика, тоннаже и наименовании груза.

В графу «количество ездок» вносится число, равное количеству совершенных водителем ходок. Все это характерно для примера заполнения формы 4-п. К данной форме могут прилагаться отрывные талоны, выступающие в качестве предъявляемого счета, по которым заказчик обязуется оплатить доставку товара. В них же заказчик прописывает следующую информацию:

  • данные о машине;
  • время доставки груза;
  • время его разгрузки.

Талон заполняется в 2-х экземплярах, один остается у заказчика, а второй отправляется с водителем на предприятие, предоставившее услугу. Владелец ТС должен тщательно проверить внесенную информацию.

Медосмотр

Каждый водитель перед выездом должен пройти обязательное медицинское обследование. Это необходимо для безопасности, как самого работника, так и для обеспечения безопасного движения ТС. Следовательно, отметка врача на путевом листе обязательна.

Водитель должен проходить медосмотр перед каждым выездом

Возвращение на базу

Возвратившись обратно на базу, водитель сдает всю отчетную документацию диспетчеру, который проверяет правильность заполнения. По предоставленным данным производится расчет совершенного километража, расхода горючего и времени, проведенного в пути. На основании предоставленных данных водителю начисляется зарплата.

Если же не обошлось без поломок, то соответствующая информация вносится диспетчером в графу «Отметки»: что произошло, стоимость ремонта, средства, затраченные на запчасти.

После проверки документов водитель ставит подпись о том, что он сдал транспорт и заполняются следующие графы:

  • № 12 – период работы оборудования;
  • № 13 – время работы мотора;
  • № 24 – номера совершенных поездок по порядку;
  • № 25 — № ТТН;
  • № 26 – время, затраченное на работу ТС;
  • № 27 – перевезенное количество груза;
  • № 28 – выполненная работа;
  • № 29 – прописывается информация о грузоотправителе.

Данные, внесенные в эти графы, подтверждаются подписями диспетчера и водителя.

После всех манипуляций документ передается таксировщику, который производит расчеты стоимости совершенной поездки. Итоговую подпись ставит бухгалтер после проверки.

Таким образом, ничего сложного в заполнении путевого листа нет. Правильно заполненный документ не создаст в дальнейшем лишних проблем. Главное соблюдать инструкцию и порядок его заполнения. Представленный пример заполнения документа поможет разобраться в последовательности его заполнения.