220 фз от 13.07 15. ФЗ об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ — Российская газета. О реестре маршрутов

Прописка

Федеральный закон, который будет рассмотрен в настоящей статье, направлен на совершенствование российского законодательства в сфере организации транспортного обслуживания населения страны автомобильным и городским наземным электротранспортом.

Описание 220 ФЗ

Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 220-ФЗ был принят 13 июля 2015 года. В это же время были внесены коррективы в Федеральный закон N 16. Подробнее об этом

Структурно закон представлен восемью главами, включающими 42 статьи. Закон имеет достаточно большой объем, потому обозначит тезисно основные аспекты и предметы регулирования:

  • Общие положения : предмет закона, правовые отношения в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, основные понятия;
  • Организация регулярных перевозок межрегионального сообщения :
    • Утверждение, изменение и отмена маршрута — заявление, рассмотрение;
    • Требования к составлению расписания прибытия-отправления транспорта;
    • Тарифы и льготы;
  • Организация регулярных перевозок местного сообщения :
    • Пассажирские перевозки по регулируемым и нерегулируемым тарифам, порядок установления тарифов, транспортные льготы;
    • Полномочия по утверждению, изменению и отмене маршрутов, изменение вида регулярных пассажирских перевозок, порядок проведения перечисленных процедур для регулярных муниципальных, межмуниципальных и смежных межрегиональных маршрутов;
    • Соглашение об организации регулярных перевозок между субъектами России,
    • Получение свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и соответствующих карт;
    • Открытый конкурс: извещение о проведении, порядок организации, требования к участникам, оценка и сравнение заявок;
  • Реестры маршрутов регулярных рейсов : полномочия по ведению реестра, содержащиеся сведения, доступ к ним;
  • Свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по установленному маршруту и карты таких маршрутов :
    • Порядок выдачи и переоформления свидетельства;
    • Получение и переоформление карты маршрута;
    • Прекращение или приостановление действия указанных документов;

ФЗ 126 о связи с последними изменениями

  • Транспортная инфраструктура и отдельные объекты :
    • Остановочные пункты по межрегиональному рейсу;
    • Запись о них в соответствующем реестре;
    • Содержание и порядок ведения реестра;
    • Правила пользования объектом транспортной инфраструктуры;
    • Обязанности перевозчика, осуществляющего регулярные рейсы;
  • Контроль за проведением регулярных пассажирских перевозок :
    • Государственный транспортный контроль, проверки;
    • Происшествия, о которых перевозчик обязан незамедлительно информировать;
    • Отчеты по регулярным пассажирским перевозкам;
  • Заключение :
    • Ограничения, связанные с организацией заказных перевозок пассажиров и багажа;
    • Обеспечение осуществления положений закона;
    • Изменения, вносимые в КоАП РФ и закон о контрактной системе в сфере госзакупок.

Вам будет интересно: ФЗ №257 с последними изменениями

В рамках рассматриваемого закона, под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник договора простого товарищества.

Настоящий закон претерпевал изменения лишь единожды — в декабре 2017 года.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция закона датируется 29 декабря 2017. Изменения были внесены федеральным законом N 480-ФЗ. Поправки крайне масштабные, была затронута, пожалуй, большая часть статей закона. Обозначим основные из изменений.

В пункте 5 статьи 3 уточняется понятие смежного регионального маршрута — это межрегиональный регулярный маршрут в границах:

  • Городов Москва, С. Петербург и Севастополь и граничащих с ними субъектов РФ;
  • Краснодарского края и Республики Адыгея.

Также статья 3 была дополнена пунктом 28 , в котором прописаны факторы и характеристики, определяющие качество и комфортабельность пассажирских перевозок: высота пола (низкий пол оптимален), наличие кондиционера, специального оборудования для перевозки инвалидов, электронного информационного табло, системы климат-контроля, возможность безналичной оплаты проезда и иные характеристики.

Часть 4 статьи 4 настоящего закона гласит: заявление об утверждении или изменении межрегионального маршрута должно быть одобрено или с мотивированным обоснованием отклонено в течение 3-х дней со дня подачи. Причиной отказа может служить несоответствие положениям частей 1 — 3 статьи 5 закона или наличие в отношении перевозчика обстоятельств, определенных в части 8 статьи 29. Пакет документов, переданный вместе в заявлением, должен быть возвращен заявителю.

Чтобы снизить нагрузку на внутреннюю транспортную систему населенных пунктов, возможно расположение начальных или конечных остановочных пунктов межрегиональных маршрутов вблизи пересечения автомобильной трассы с границами населенных пунктов или городов. Принимая такое решение, местная власть обязана составить соответствующий нормативный акт. В результате последней редакции был уточнен порядок дальнейших действий (ч. 14 ст. 4 фз 220): уполномоченный федеральный орган должен быть письменно уведомлен о принятии нормативного акта в трехдневный срок с момента его утверждения, после чего в течение 7 дней соответствующее уведомление должно появиться на его официальном интернет-сайте.

С 28 июня 2018 года при подаче заявления об установлении или изменении регулярного межрегионального маршрута пассажирских перевозок (ст. 5 закона ) помимо всех прочих данных, перевозчики будут обязаны указывать:

  • Место нахождения — для юридических лиц;
  • Место жительства (фактический адрес) — для индивидуальных предпринимателей.

Статья 6 закона. Был расширен перечень причин, по которым может быть отказано в принятии такого заявления. К нему добавились:

  • Несоответствие планируемого расписания для остановочных пунктов по данному маршруту требованиям, прописанным в статье 7 настоящего закона;
  • Наличие у перевозчика (юридического лица, ИП) или хотя бы одного из членов простого товарищества просроченного неуплаченного административного штрафа, назначенного за нарушение в транспортной или дорожной сфере.

Статья 7 ФЗ 220 . Значительную редакцию претерпели также сами требования к установлению расписания отправления ТС, осуществляющих перевозки по межрегиональным маршрутам:

  • Часть 1 была изложена в новой редакции. Минимальная разница в расписании утверждаемого и существовавшего ранее маршрутов, имеющих несколько общих остановочных пунктов на пути следования, должна соответствовать нормам, установленным Министерством транспорта;
  • Были введены части 3 и 4. Соглашениями граничащих субъектов, между которыми организованы регулярные пассажирские перевозки, могут быть предусмотрены иные условия составления расписания. О заключении такого договора стороны в течение 3 дней должны уведомить федеральный исполнительный орган, который после в течение семи дней разместит информацию на официальном сайте. Требование к разнице в расписаниях устанавливается в зависимости от длины совпадающего отрезка пути следования между общими остановками и общих длин рассматриваемых маршрутов.

Закон был дополнен статьей 9.1 . Предусмотрена возможность органов государственной власти субъектов РФ предоставлять льготы на проезд межрегиональными рейсами отдельным категориям граждан. Условия компенсации недополученных средств согласуются с перевозчиками. Льготы финансируются из местного бюджета.

Статья 12 ФЗ 220 . Порядок создания, изменения и отмены маршрутов регулярных пассажирских перевозок (как муниципальных, так и межмуниципальных) устанавливается с учетом положений настоящего закона местными властями, которые издают соответствующие нормативно-правовые акты для каждого из субъектов РФ и отдельно — для городов федерального значения. После принятия местными органами решения об изменении маршрута, в течение 60 дней перевозчик должен подать заявку о продлении свидетельства и карты данных с учетом правок.

Статья 13. Что касается тех же процедур для межрегиональных пассажирских перевозок, их порядок определяется соглашениями между субъектами, в границах которых пролегает маршрут. Решение об изменении или отмене рейса по инициативе властей должно быть принято за 3 месяца до истечения срока действия свидетельства перевозчика (если меньшие сроки не согласованы с ним самим) и вступает в силу по окончании срока его действия. После принятия решения об изменении маршрута, перевозчик также в течение 60 дней должен обратиться в уполномоченный орган субъекта с целью продления свидетельства и карты.

Муниципальные, межмуниципальные и межрегиональные маршруты пассажирских перевозок считаются утвержденным или измененным со дня внесения соответствующих сведений в реестр (ст. 12 — 13). Карты выдаются на каждое транспортное средство, используемое для пассажирских перевозок по соответствующему маршруту (ст. 17).

Часть 4 ст. 17. Местными нормативными актами могут быть предусмотрены дополнительные требования к перевозчику в части:

  • Количества ТС разных классов, используемых одновременно на одном маршруте;
  • Допустимого соотношения невыполненных рейсов к числу предусмотренных на квартал;
  • Обязанности по передаче в местную навигационную систему сведений о местонахождении транспортного средства;
  • Обеспечения исправной работы установленного в салоне оборудования;
  • Информирования в установленные сроки уполномоченного органа местной власти и администрации автовокзала (станции) об изменении тарифов на пассажирские перевозки.

Претерпели редакцию правила объявления открытого конкурса для потенциальных перевозчиков определенного маршрута (статья 21 закона ). Конкурс должен быть объявлен:

  • Не позднее 90 дней со дня установления маршрута;
  • Не позднее 30 дней после отказа победителя состоявшегося ранее конкурса от права на получение свидетельства (данное положение части 10 статьи 24 вступит в силу в июне 2018) или при наступлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 7 (были рассмотрены выше);
  • Не позднее месяца после принятия решения о переходе на нерегулируемые тарифы.

Приступить к осуществлению пассажирских перевозок победитель должен не позднее 90 дней после оглашения результатов конкурса и не раньше, чем истечет срок действия свидетельства прежнего перевозчика.

В статье 23 настоящего закона рассмотрены требования к участникам конкурса. Лицо, претендующее на получение права на осуществление пассажирских перевозок, ранее не должно было лишаться свидетельства с связи с допущением серьезных нарушений (судебное решение, многократное невыполнение рейсов без уважительных причин и пр.)

Статья 24 об оценке и сопоставлении заявок в открытом конкурсе практически полностью была пересмотрена: части 2, 3 и 6 были изложены в новой редакции, статья также была дополнена частями 4.1, 4.2 и 9 — 11. Ищите изменения в тексте закона 480 ФЗ (ссылка на скачивание в конце статьи). Большая часть введенных положений статьи вступит в силу 28 июня 2018.

Пункты 9 — 14 ч. 1 ст. 26 . К числу сведений, которые положено вносить в реестр, были добавлены:

  • Характеристики ТС (вид, класс, экологические характеристики, макс. срок использования);
  • Наибольшее возможное количество машин каждого класса, которое допустимо использовать для перевозок по регулярному маршруту;
  • Планируемое расписание для остановочных пунктов;
  • Дата начала пассажирских перевозок;
  • Наименование, место нахождения перевозчика, ИНН;
  • Иные сведения, предусмотренные соглашениями соседствующих субъектов.

Статья 29 . Расширен перечень причин, по которым может быть прекращено действие свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок:

  • Невыполнение ни одного рейса из числа предусмотренных расписанием маршрута в течение более чем трехдневного срока или 5 и более регулярных рейсов подряд — за исключением чрезвычайных ситуаций (часть 1 статьи 29 была дополнена пунктами 7 — 8);
  • Многократная просрочка по предоставлению квартальной отчетности;
  • Мотивированная жалоба о выполнении по меньшей мере двух рейсов в течение месяца с отправлением ранее положенного по расписанию времени (последние два обстоятельства рассматриваются в суде на основании иска уполномоченного исполнительного органа).

Статья дополнена частью 8 : если действие свидетельства было досрочно прекращено из-за грубых нарушений (предусмотрены п. 2, 7, 8 ч. 1 ст. 29), перевозчик лишается права участия в открытых конкурсах на 1 год.

Статья 32, дополненная частью 3.1 , прописывает возможность органов государственного транспортного контроля проводить плановые рейды и осмотры автомобильных вокзалов и станций, а также остановочных пунктов, расположенных вне данных территорий.

Транспортная безопасность является одним из важнейших моментов в области перевозок, в особенности пассажирских. Глава 6 пополнилась статьей 34.1. Для осуществления пассажирских перевозок, закон обязывает перевозчика:

  • Использовать исключительно транспорт, находящийся в его распоряжении на законном основании: право собственности, аренда и т. д. (п. 2 ч. 1 статьи 23);
  • Допускать к управлению водителей, с которыми у перевозчика заключены трудовые договоры;
  • Сведения о ИП или участнике договора простого товарищества должны быть внесены в реестр.

Статья 38 о создании условий для беспрепятственного проведения регулярных перевозок путем введения ограничений для заказных перевозок пассажиров и багажа была изложена в новой редакции. Перевозчиков, работающих на заказной основе, могут ожидать определенные ограничения, если таковые будут предусмотрены местными нормативными актами.

  • Запрещено (или должно быть согласовано с властями) отправление одного и того же ТС, используемого для пассажирских перевозок, более 3-х раз в течение месяца (часть 1 ст. 38 );
  • Указанные выше требования не распространяются на автобусы с детьми и перевозки, связанные с оказанием ритуальных услуг.

Также претерпела масштабные изменения статья 39 об обеспечении реализации положений закона ФЗ 220. Статья была дополнена частями 4.1, 5.1, 7.1, части 7 и 9 были изложены в новой редакции.

Скачать действующую редакцию закона об организации регулярных перевозок

Как уже было сказано, правки оказались крайне масштабными, потому даже кратко описать их все в одной статье достаточно сложно. Для ознакомления с полным перечнем введенных в закон 29 декабря 2017 года изменений, предлагаем скачать .

Также вы можете автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 N 220-ФЗ в последней редакции. Обратите внимание, что часть поправок вступает в силу только в июне 2018, потому они пока не включены в текст закона.

Ажиотаж по поводу уже вступившего в силу 11 января 2016 года федерального закона № 220-ФЗ набирает обороты

Одних перевозчиков закон вдохновил – появилась реальная возможность разделить транспортные услуги на регулярные перевозки по регулируемым тарифам и нерегулируемым. А это обещание свободы ценообразования для «коммерческих» автобусов. Другие боятся краха своей предпринимательской деятельности – ходят слухи о сокращении частного автобусного парка республики.

О маршрутных автобусах Башкортостана сегодня и их будущем в связи с введением нового закона, рассказал Председатель РОО «Союз автопредпринимателей Республики Башкортостан» Куляшов Олег Ильич.

Олег Ильич, тема пассажирских перевозок частными перевозчиками актуальна всегда, как бы ни менялись правила организации перевозок, ведь общественный транспорт касается практически всех и каждого.

Споры о плюсах и минусах частных маршруток не утихают. Из плюсов для пассажиров очевидны: скорость и маневренность, остановки по требованию. Не стоит забывать и о том, что негосударственные перевозчики развивают отрасль как инвесторы – они вкладывают в бизнес деньги, закупая автобусы и оборудуя производственные площадки. Ну а недостатками являются: в первую очередь - стоимость проезда 20-25 руб. против 18 руб. на социальных маршрутах, на которые выделяются бюджетные дотации. Частник тоже хотел бы возить пассажиров по таким же ценам, но из-за отсутствия соответствующей системы бюджетной компенсации для частников, не в состоянии этого сделать, в связи с сегодняшней дороговизной топлива, запасных частей, ремонта и других эксплуатационных материалов. Но коммерческие перевозки просто необходимы, чтобы в полном объеме обеспечить потребности населения в транспортных услугах и создания конкуренции, направленной на повышение качества оказываемых услуг. Города республики усиленно отстраиваются, вводятся новые микрорайоны, где частные перевозчики, в отличие от государственных, являются, «группами мобильного реагирования» новых маршрутов.

Впервые в истории Российской Федерации на территории всей страны вводятся единые принципы организации пассажирских перевозок автобусами, троллейбусами и трамваями. На Ваш взгляд, чего стоит ожидать от нововведений?

Ажиотаж, в связи с принятием федерального закона № 220-ФЗ («Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...»), я считаю, создается искусственно недобросовестными перевозчиками. Ни о каком сокращении автобусных маршрутов не может быть и речи! Во-первых – это будет нарушением прав пассажиров, так как пассажиры уже привыкли к определенному транспортному трафику маршрутов, планируя свое передвижение, а во-вторых, это логически приводит к сокращению рабочих мест, что в нынешней экономической ситуации крайне нерентабельно.

Принятый закон очень и очень не плох. В нем есть небольшие недочеты, которые могут в будущем оказать негативное влияние на развитие маршрутной сети и конкуренцию между перевозчиками. Но результаты от его реализации зависят от совместных действий власти и перевозчиков. В первую очередь, он должен быть полностью исполнен чиновником, а затем предпринимателем, только тогда будет виден положительный эффект от всех нововведений. Так как, по своей сути, закон позволяет в полной мере навести порядок на рынке пассажирских перевозок.

Какие «подводные камни» ожидают перевозчиков? И какие основные преимущества становятся очевидными для пассажиров?

Наша организация была приглашена в Москву на «Всероссийское совещание по реализации федерального закона 220-ФЗ от 13.06.2015г.» для изучения его положений и правил их применения, где присутствовали представители перевозчиков, представители органов местного самоуправления и представители исполнительной власти субъектов РФ из всех регионов России. По результатам изучения положений Федерального закона № 220-фз и правил их применения, были получены сертификаты о знании соответствующих положений и правил их применения.

Если предприниматель, то есть перевозчик, исполнил закон – в полном объеме подал документы для включения своих маршрутов в реестр маршрутов муниципального транспорта в срок до 12 августа 2015г., то ему не грозят июньские штрафы. Все предприниматели, выполнившие свои обязательства, должны быть включены в реестр регулярных маршрутов без исключения, как это установлено статьей 39 Федерального закона № 220-фз.

Правда, на данном этапе, почему то не все действующие маршруты в него включены, о чем мы сообщили в январе текущего года начальнику управления транспорта администрации ГО г. Уфа РБ Храмову Сергею Владимировичу с просьбой разобраться в данной ситуации, так как отказ для включения в реестр действующих маршрутов, по которым были своевременно представлены необходимые сведения, законом не предусмотрен.

Алгоритм действия таков: подача документов в реестр - проверка данных – выдача маршрутных карт – выдача свидетельства на маршрут. Если на одном маршруте работает несколько предпринимателей, то меняется нумерация маршрута. Пассажиры, в данном случае, будут четко видеть, какое количество перевозок предоставляет тот или иной предприниматель на одном и том же маршруте. А это, в свою очередь, предоставляет пассажиру право выбора перевозчика. На открывающиеся маршруты, например, в новом микрорайоне, администрацией города (района) проводится конкурс, где рассматриваются перевозчики, предлагающие лучшую рентабельность маршрута и качество услуг.

Закон 220-ФЗ тем и хорош, что упорядочивает порядок отношений между чиновниками и перевозчиками, упорядочивает работу и защищает права перевозчиков и повышает качество услуг для пассажиров. Помимо всего, у предпринимателей появилась возможность претендовать на равные условия с муниципальными компаниями по установлению регулируемых тарифов и получения бюджетной поддержки. Если администрация дает предпринимателям дотации, то коммерческие перевозки сравняются по цене с социальными, что так же только на пользу пассажирам.

Олег Ильич, все вышесказанное можно подытожить – никакого негатива от федерального закона № 220-ФЗ ждать не стоит?

Повторюсь – принятый закон хорош! Неоспоримые плюсы и для пассажиров и для перевозчиков. И тот перевозчик, кто исполнил закон – будет работать! Если все, изначально чиновники, а затем предприниматели добросовестно выполнят все пункты нового закона, то не будет угрожающих штрафов, а профессия водителя, наконец, обретет свой прежний престиж.

Региональная общественная организация «Союз автопредпринимателей РБ»

Создана в январе 2002 года, а 31 марта 2004 года получила государственную регистрацию и приобрела юридический статус.

С момента создания работа Общественной Организации направлена на защиту законных интересов тех, кто хочет честно развивать малый и средний бизнес, работать без препонов со стороны чиновников разного уровня, тех, кто ежедневно сталкивается с административными барьерами. За эти годы накоплен большой опыт работы по социальной и правовой защите автопредпринимателей. Обращения в высшие и местные органы государственной и исполнительной власти, представление интересов автопредпринимателей и водителей в судебных инстанциях позволили защитить законные интересы сотен людей от произвола чиновников. Сегодня в рядах членов организации состоят более 500 автопредпринимателей, водителей и других категорий граждан, занятых в автотранспортном обслуживании населения из Уфы, Баймака, Белорецка, Благовещенска, Давлеканово, Иглино, Раевки и Стерлитамака.

Мы провели небольшой опрос общественного мнения в городе Уфе по поводу нововведений в связи с вышеуказанным законом. Пассажиры, в основном, не ведают ни о каких нововведениях и не ощущают на себе каких-то изменений относительно проезда. Часть опрошенных уже в курсе данного закона и полагает, что количество маршрутов значительно уменьшится, так как «прикроют» всех нелегальных перевозчиков. Однако население города настроено оптимистично, в надежде что все встанет на свои места и город не останется без транспорта.

Тема.

1. Владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

2. Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

3. Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

4. Расторжение договора оказания услуг допускается по соглашению сторон или по решению суда.

5. Владелец объекта транспортной инфраструктуры обязан разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о платных услугах, оказываемых на данном объекте юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект, включая тарифы на такие услуги.


Судебная практика по статье 34 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 25 декабря 2018 г. по делу № А56-67810/2017

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    И городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 220-ФЗ), частью 4 статьи 34 которого предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается только по соглашению сторон или по решению суда, уведомление о расторжении договора от 08.08....

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А51-12404/2018

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-12571/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А56-83394/2017

    Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)

    Без заблаговременного уведомления Предпринимателя, в связи с чем последний был лишен возможности предпринять какие-либо меры, направленные на уменьшение возможного размера убытков. Частью 4 статьи 34 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что расторжение договора оказания услуг в сфере пассажирских перевозок допускается по соглашению сторон или по решению суда. Закон № 220-ФЗ вступил в силу...

    Постановление от 12 декабря 2018 г. по делу № А50-22012/2018

    8); владелец объекта транспортной инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие объектом транспортной инфраструктуры на законном основании (пункт 9). В силу положений части 3 статьи 34 Закона № 220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А56-27302/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Разногласий по договору в гражданско-правовом порядке, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Как усматривается из материалов дела, Предприятие, направляя соответствующие оферты перевозчикам, руководствовалось положениями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А60-37053/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    О том, что приказом истца от 22.01.2018 г. № 10 утверждены платные услуги, единые для всех перевозчиков противоречит с ч.ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, содержанию названного приказа, и обстоятельствам дела. Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что отсутствие заключенного договора...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-12575/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-4913/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А15-2776/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Перевозок пассажиров и багажа, основанием для прекращения свидетельства явилось нарушение обществом требований пункта 7 части 1 ст. 29 указанного Закона №220- ФЗ. Частью 1 статьи 34 Закона №220- ФЗ предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, ...

В России наконец-то началось федеральное регулирование городских пассажирских перевозок и это просто прекрасно. Раньше всё зависело от желания (или нежелания - как в случае Твери) городского департамента транспорта и депутатов городской думы наводить порядок в сфере перевозок, поэтому в одних городах вроде Белгорода, Перми, Москвы городской транспорт развивался относительно нормально, другие же города заполонили полчища маршруток. Теперь все будут подчиняться единым общероссийским правилам. Коротко пройдусь по нововведениям 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Перевозчики обязаны работать только по контрактам с Администрацией
"Ст.14, п.2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона."
Раньше многие маршрутчики спорили и судились, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Подобный беспредел уходит в прошлое, теперь в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Примечательно, что п.5 той же статьи предусматривает возможность современного способа расчётов с перевозчиками: забирать выручку маршрутчиков себе, а уже после оплачивать их транспортную работу (про сроки оплаты ничего не сказано).

Свидетельство и карты маршрута
Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. Также на каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов - 5 лет, однако в случае наличия планов по отмене маршрута может быть указан и меньший срок.
Если я правильно понял, то по истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19)!
При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5).
Ещё Дептранс может аннулировать свидетельство через суд в следующих случаях:
- неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
- расторжения договора простого товарищества.
Чтобы Дептранс смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписаных по ст.11.33 штрафах в Администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36).

Требования к перевозчикам при участие в конкурсе
"Ст.23, ч.1 п.2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией ;"
Перевозчик может пообещать приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

Критерии отбора победителя открытого конкурса
Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель:
- количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС;
- опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов;
- характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол, возможность перевозки МГН и т.д.);
- максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства.
Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то Администрация вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24).

Реестр маршрутов муниципального транспорта
Закон устанавливает внушительные требования к содержанию реестра (ст.26). Вот они:
- номер маршрута;
- указание начального и конечного пункта;
- наименование промежуточных остановочных пунктов;
- наименование улиц, по которым проходит маршрут ;
- протяжённость ;
- порядок посадки и высадки (везде или только на остановках);
- вид регулярных перевозок (по установленным тарифам или нет);
- вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса) ;
- экологические характеристики для ТС ;
- дата начала перевозок ;
- наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех!), осуществляющих перевозки по маршруту .
Нынешний реестр тверского городского транспорта выглядит смехотворно, так как большей части важнейшей информации о маршрутах там нет. Выше я подчёркнул пункты, которых как раз сейчас нет и которые закон обязывает добавить в течение полугода.
От себя порекомендую всем Департаментам вносить также информацию по минимальным интервалам движения в часы пик (как уже сделано, например, в Саратове).
Новый закон обязывает размещать реестр на сайте Администрации в доступной для ознакомления форме без взымания платы. Сейчас на сайте tver.ru реестр можно кое-как отыскать лишь в постановлениях, что, конечно же, неудобно для горожан. По-хорошему ссылку на реестр необходимо разместить в отдельном транспортном разделе сайта, которого, к сожалению, до сих пор нет.

Контроль за осуществлением регулярных перевозок
Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):
- наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты;
- соблюдение требований посадки/высадки пассажиров;
- соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33).
Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники Администрации. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением.
Также перевозчик должен направлять в Администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельсности (ст.37).

Реализация настоящего ФЗ
В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в Дептранс информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1).
В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) Дептранс обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2).
В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативку по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10).
В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3).

Изменения в КоАП
ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40):
- ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте - 3 000 руб.
- ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 - 5 000 руб.
- ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест - 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица
- ч.4. Перевозка без карты маршрута - 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица
- ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте - 20 000 для юрлица
Под статьёй есть супер-крутое примечание: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица". Другими словами всякие ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

Порядок вступления в силу настоящего ФЗ
Статьи 1-3, 39, 41, 42 - со дня опубликования
статьи 4-32, 36-38 - через полгода
статьи 33-35, 40 - через год


Такой вот документик. По сути он позволяет городским властям в полной мере навести порядок на рынке пассажирских перевозок. Что ж, посмотрим, как воспользуются предоставленной возможностью городские власти в разных городах страны.

Осуществление перевозок регулируется законодательно практически в любой стране мира. Россия здесь не исключение. В нашем государстве действует ФЗ-220 "Об организации регулярных перевозок", в котором закрепляются все основные нормы, касающиеся представленной сферы.

Общие положения

Какие отношения регулирует ФЗ-220? Статья № 1 представленного нормативного акта говорит про организацию, установление, изменение и отмену регулярных перевозок при помощи наземного транспорта. Закон касается как юридических, так и физических лиц.

Статья № 2 ФЗ-220 гласит про юридическую базу рассматриваемого явления. Так, важнейшими правовыми источниками здесь являются Гражданский кодекс, непосредственно Федеральный закон, а также некоторые другие нормативные акты, в которых закреплены нормы, касающиеся перевозок на регулярной основе. Все документы, составляемые в целях планирования регулярных перевозок, должны соответствовать рассматриваемому Федеральному закону.

Закрепляет норму, согласно которой субъекты РФ могут перераспределять полномочия по формированию и организации пассажирских перевозок и провоза багажа.

Основные понятия ФЗ

Что представляет собой маршрут регулярных перевозок межрегионального типа? Согласно статье 3 рассматриваемого закона, это стандарт по осуществлению перевозок в границах более двух регионов России. Маршрут перевозок может быть и муниципальным; здесь закон говорит о границах всего одного субъекта.

Закон закрепляет понятия начального и конечного остановочных пунктов. В случае с начальным пунктом речь идет про самый первый пункт, с которого отправляется транспорт. Конечным же пунктом называют последнюю остановку, указанную в расписании и маршруте.

ФЗ-220 закрепляет три основных вида транспортных средств: это троллейбусы, трамваи и автобусы. Регулярные перевозки также делятся на несколько видов. Они могут регулироваться или не регулироваться тарифами.

Об установлении и изменении маршрутов

Согласно статье 4 220-ФЗ от 13.07.2015, маршруты межрегионального типа могут устанавливаться только федеральными исполнительными органами. Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут влиять на процесс формирования маршрута. Например, они имеют право на внесение предложений или на обжалование уже составленных документов. На изменение уже составленных маршрутов у заявителей есть всего три дня. Стоит также отметить возможность изменять маршруты сроком до 30 дней в случае чрезвычайного происшествия.

Попадает в специальный реестр маршрутных перевозок, имеющих регулярную основу. Особые требования закон предъявляет к остановочным пунктам. Располагаться они должны на оптимальном расстоянии, обязательно поблизости от мест пересечения автомобильных дорог подъездного типа.

В статье 5 рассматриваемого нормативного акта рассказывается про составление заявления, касающегося установления или изменения того или иного маршрута. Заявление должно содержать:

  • протяженность маршрута;
  • данные о юридическом лице или ИП;
  • наименование маршрута;
  • информация об улицах и дорогах, через которые проходит маршрут;
  • характеристика транспортных средств, проходящих по установленному маршруту.

Таким образом, 220-ФЗ от 13.07.2015 наглядно иллюстрирует тот факт, что составление и изменений маршрутов - это довольно сложный и обширный процесс.

О полномочиях по установлению и изменению маршрутов

Если речь идет про маршруты в границах всего лишь одного городского поселения, то обязанности по установлению, ликвидации или изменению пути возлагаются на местный самоуправленческий орган. То же самое касается регулируемых тарифов, а также маршрутов, проходящих более чем через два поселения в рамках одного района муниципального уровня.

Если же речь идет про коих на данный момент три, то установление, изменение и отмена транспортных маршрутов являются обязанностями исполнительных инстанций соответствующих субъектов. Маршруты же межрегионального уровня формируются исполнительными органами тех субъектов, через которые пролегает маршрут.

О реестре маршрутов

Вся информация об организации пассажирских перевозок должна содержаться в специальных государственных реестрах. Статья № 25 Закона 220 (ФЗ "Об организации перевозок") гласит о том, что подобные реестры должны вести регионы. На федеральном же уровне существует единый реестр, содержащий в себе данные о наиболее крупных перевозках. Ведением реестра занимаются региональные исполнительные органы власти.

Что именно должно быть включено в реестр? Вот на что указывает статья № 26 220-ФЗ "О перевозках":

  • наименование маршрута;
  • номер регистрации маршрута;
  • порядковый номер маршрута;
  • сведения об остановочных пунктах промежуточного типа;
  • протяженность маршрута;
  • вид перевозок, имеющих регулярную основу;
  • дата начала и окончания перевозки;
  • примерное расписание для каждого остановочного пункта;
  • виды транспортных средств, эксплуатируемых на указанном маршруте;
  • иные требования, закрепленные в ФЗ-220.

О требованиях к объектам транспортной инфраструктуры

Остановочные пункты являются неизменными объектами инфраструктуры транспортного типа. В каких случаях допускается использование остановочных пунктов? Вот на что указывает статья № 30 Федерального закона № 220:

  • при подъезде к автовокзалу или автостанции;
  • в поселении, если остановочный пункт, не являющийся автовокзалом или автостанцией, находится в его границах.

Все остановочные пункты должны подлежать обязательной регистрации.

Статья 33 повествует о стоянках для транспортных средств. Согласно закону, с 22 вечера до 6 утра они должны осуществляться на специальных парковках, которые полностью соответствуют требования закона. Места расположения стоянок также являются объектами транспортной инфраструктуры, а потому информация о них входит в соответствующий реестр.

Что запрещается делать владельцу объекта инфраструктуры транспортного типа? Статья № 34 рассматриваемого закона говорит о невозможности отказать в пользовании услугами лицам, имеющим право осуществлять перевозки, о запрете на взимание платы за использование элементов обустройства дорог, а также на навязывание платных услуг, в которых водители не могут быть заинтересованы.

О проведении государственных проверок

Какими полномочиями обладают государственные контрольно-надзорные инстанции в области осуществления перевозок на регулярной основе? В статье № 35 ФЗ-220 от 13.07.2015 (с комментариями от этого же года) говорится о необходимости соответствующими органами проверять:

  • соблюдение условий договора ИП, юридическими лицами или сторонами простого товарищества, а также требований по контракту - муниципального или федерального уровня;
  • наличие у водителя маршрутной карты и соответствий указанным техническим характеристикам транспортного средства.

В обязанности водителей входит качественное осуществление регулярных перевозок, а также предъявление по требованию соответствующих инстанций всей необходимой документации, в том числе и маршрутной карты.

Составление отчетов

Юридические лица или ИП, входящие в систему транспортной инфраструктуры, обязаны своевременно направлять в исполнительные властные органы ежеквартальные отчеты об осуществлении перевозок, имеющих регулярную основу. Форма и сроки таких отчетов устанавливаются самими государственными органами.

Стоит также отметить, что органы транспортного контроля обязаны своевременно информировать федеральные инстанции о следующих происшествиях:

  • приостановлении или аннулировании лицензии на перевозки;
  • вступлении в законную силу решения о ликвидации отдельного остановочного пункта;
  • привлечении юридического лица или ИП к ответственности.

Таким образом, рассматриваемый нормативный акт устанавливает довольно сложную, но очень эффективную и действенную систему транспортных перевозок.