Скрытие с места аварии расценивается как преступление независимо от того, виноват водитель или нет. Ответственность за оставление места аварии в 2018 предусматривает лишение прав, арест или штраф.
Чтобы избежать наказания, водитель должен оставаться там, где произошел инцидент и ждать прибытия сотрудников правоохранительных органов.
Штраф за оставление места ДТП без пострадавших не взимается. Наказание - до 15 суток административного ареста или изъятие прав сроком на полтора года.
Чтобы избежать такой ответственности, необходимо действовать согласно закону. В правилах дорожного движения в пункте 2.5 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (редакция 19.12.2014) сказано, что после совершения дорожного происшествия каждый из причастных должен остановить ТС, заглушить его, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак на расстоянии не менее 15 метров в населенных пунктах и 30 - вне черты города или поселка. Водитель вправе увеличить минимальное расстояние на то, которое считает нужным, чтобы обезопасить других участников дорожного движения.
Если эти обязанности выполнены не будут, водитель будет оштрафован на 1 000 рублей.
Извещением является акт, который содержит информацию об аварии, ответственности сопричастных. Он подтверждает невиновность или виновность водителя. Его заполнение сэкономит большое количество времени при попытке добиться привлечения к ответственности через страховую.
При отказе второго участника аварии заполнять бланк, Вы можете сделать это за него, указав в нем контакты свидетелей, марку автомобиля, номер, ФИО. Для требования компенсации в страховую отправляйте оба бланка. Если у Вас нет образца с актом, Вы имеете право воспользоваться бланком других водителей.
Если водитель скрылся после дорожного происшествия, возможность водить ТС отнимут на 1-1.5 года, если будет составлен протокол, Вас попросят посетить ГИБДД, прислав повестку или отправив участкового по адресу прописки.
Административное дело формируется, если один из соучастников или свидетелей даст против Вас показание. Для этого кто-то должен зафиксировать Ваш номер или описание автомобиля, которое будет пробиваться по базе ГИБДД. Далее дело будет передано в суд.
Если водителя-виновника нашли быстро (меньше, чем через 24 часа) и он отказался пройти экспертизу на выявление в крови превышающие допустимые дозы алкоголя или наркотических веществ, ему грозит ответственность в виде штрафа размером 30 тысяч рублей или лишение прав от 1.5 до 2 лет.
Любое ДТП должно быть рассмотрено в индивидуальном порядке, чтобы получить грамотную юридическую консультацию, проконсультируйтесь со специалистом. Подробный список юристов
Розыск будет проводится только в том случае, если после дорожного происшествия один из ее участников вызвал инспектора, при нем была составлена и подписана карта аварии и опрошены свидетели. После этого в ГИБДД попробуют найти виновника, вручат ему повестку и попросят прийти в отделение.
Обязать это сделать они не имеют права, поэтому потерпевшей стороне остается два варианта:
Если инициатора аварии нашли, ему предъявят нарушение 12.27 КоАП РФ и временно лишат прав. Вопросы возмещения решаются в суде или мирным образом.
Никто. Если водители покинули локацию дорожного происшествия, отстоять свою позицию в суде будет практически невозможно. Все, что Вам или другим причастным могут предъявить - это наказание за то, что скрылись и покинули локацию аварии.
В страховой по ОСАГО при таком варианте развития событий Вы можете рассчитывать не более чем на 25 тысяч рублей компенсации. Чтобы оформить и получить полное возмещение ущерба, нужно ждать сотрудников ГИБДД и составлять схему дорожной аварии.
Уходить от ответственности после дорожного происшествия нельзя, но если это уже произошло, у Вас есть три варианта развития событий:
Первый вариант - самый рискованный в плане ответственности. Нужно подождать год, пока не кончится длительность рассмотрения по делу об административной ответственности. Три года должно пройти, чтобы Вас не могли обязать выполнять исковое требование по возмещению вреда из-за дорожного происшествия.
Второй и третий вариант - самые оптимальные. Раскаяние и добровольное признание своей вины смягчает наказание. Чтобы понять, какой сценарий лучше для Вас, проконсультируйтесь с профессиональным юристом.
Помните, что оставление места ДТП, если не заметил, не отличается от осознанного ухода от ответственности.
Если виновник ДТП скрылся с места ДТП, шансов получить страховку мало, но они есть.
Для этого нужно:
Чаще всего, ответственность не наступает. Но если потерпевший водитель - принципиальный человек, он попробует найти автомобиль виновника с помощью ГИБДД или своими силами.
Если инициатор к тому моменту не избавится от следов преступления (следы от аварии), пострадавшая сторона вызовет наряд, сотрудники приедут и запретят ремонтировать автомобиль до экспертизы. После нее будет суд и решение о принуждении виновника выплатить компенсацию или отказ в таковом.
При возникновении любой аварийной ситуации на дороге водитель должен подчиняться строго определённому порядку действий. Вначале он принимает меры для недопущения дальнейшего повреждения автомобиля, например, уходит с полосы встречного движения, останавливается, совершает . После полной остановки потребуется осмотреться - если дальнейшая угроза отсутствует (машина находится на хорошо просматривающемся участке дороги, не перевернулась, не загорелась и не задымилась), нужно включить аварийный сигнал и покинуть салон. После этого приходит время разбирательства - с участием правоохранителей или без, зависит от обстоятельств. Но когда водитель нарушил правила, скрылся с ДТП самовольно, не имея веских оснований, его ждёт очень суровое наказание.
Покинуть место ДТП — тяжёлое административное нарушение
Закон указывает недвусмысленно - оставление места ДТП приравнивается к тяжёлому административному правонарушению, влекущему за собой ущерб имуществу и даже здоровью иного человека. При рассмотрении дела в будущем могут быть назначены две формы наказания: административный арест, продолжительность которого достигает 15 суток, либо изъятие на срок в пределах 1–1,5 года с последующей необходимостью пересдавать экзамен. Интересно, что законодательство не предусматривает определённых критериев выбора наказания для покинувших место ДТП - указано только, что форма санкций определяется тяжестью обстоятельств.
Многие люди предпочитают выбрать административный арест, поскольку автомобиль нередко нужен им для работы, предпринимательской деятельности или личных поездок, и даже включают прошение об этом в официальное объяснение своего нарушения. Однако подобное действие полностью бесполезно: наказание выбирают судьи, и лишь руководитель подразделения ГИБДД, в котором оформлялось правонарушение, может порекомендовать (но не более!) применить конкретную меру. Стоит упомянуть, что в наибольшем количестве случаев используется именно , поскольку судьи считают это действенной мерой для предотвращения тяжёлых правонарушений в будущем. Правовая статистика свидетельствует, что админарест назначается примерно к 5–10% оставивших место ДТП в зависимости от региона.
Чаще всего нарушители лишаются водительских прав
Последствия могут быть и строго однозначными, поскольку существуют категории граждан, к которым административный арест никогда применяться не может принципиально:
Даже при большом желании водителя и рекомендации ГИБДД судья не может назначить админарест такому человеку, уехавшему с точки совершения ДТП. Поэтому, если вы оставляете место происшествия, готовьтесь достаточно долгое время пользоваться другим транспортом либо помощью водителя.
Если человек по надобности уехал с места ДТП, совсем необязательно к нему будет применена строгая мера наказания. Хорошим примером такого случая является столкновение на магистральной трассе, которое грозит стать причиной многочасового затора. Убрать машины нужно срочно, однако прежде стоит заручиться поддержкой свидетелей. Желательно составить на бумаге схему, нарисовать на ней чёткие ориентиры, которые помогут восстановить картину происшедшего, а также по возможности нанести приблизительные расстояния. На бумаге должны поставить свои подписи 2–4 свидетеля, а при наличии мела, краски либо иного аналогичного средства стоит очертить контуры автомобилей, стоящих на дороге.
Также не говорят, что водитель по-настоящему скрылся с места ДТП, когда происшествие было незначительным, в нём участвовало только два автомобиля, и обе стороны согласовали схему события. Главное требование – необходимость заполнить бланк извещения о происшедшем - его часто называют «европротоколом». Но стоит помнить, что выплаты будут ограничены размером 50 тыс. рублей, поэтому если полученный ущерб очевидно превышает такую сумму, стоит дождаться правоохранителей. Покинуть место небольшой аварии разрешается, если обе стороны не имеют возможности оповестить правоохранителей, например, телефоны разряжены или не обслуживаются в конкретном месте. В подобном случае нужно также согласовать схему и вместе прибыть на пост ГИБДД, чтобы оформить ДТП согласно законодательству.
Есть также вопрос - что делать, когда в ДТП есть серьёзно пострадавшие люди - неужели нельзя воспользоваться транспортом, чтобы отвезти их в больницу? Конечно, закон допускает такую возможность, причём к водителю не будут принимать особенных мер. Однако стоит также предварительно заручиться поддержкой свидетелей. Если ДТП произошло в отдалении от цивилизации, как минимум сфотографируйте место происшествия на камеру мобильного телефона, запишите видео и попросите остальных участников подтвердить точную схему аварии. После этого можете отправляться в , приняв все меры к поддержанию жизни и здоровья пострадавшего.
Существуют и юридические казусы, неприятные для водителей. К примеру, ДТП может иметь незначительные последствия и даже остаться незамеченным - такое бывает, когда в автомобиле играет очень громкая музыка, и люди, сидящие внутри, не замечают лёгкого удара. Казалось бы, ничего страшного не происходит - но если виновник либо свидетель решит обратиться в ГИБДД, к уехавшему водителю может применяться обычное наказание. Причём закон находится на его стороне - в правилах недвусмысленно сказано, что неумышленное оставление места ДТП обходится без ответственности при отсутствии пострадавших. Но судьи менее благосклонны, что приводит к признанию водителя виновным в большинстве дел - а если считается, что он действительно скрылся с ДТП, что грозит в подобном случае, можно прочитать выше.
Встречаются и случаи, когда виновник ДТП скрылся, оставив второго участника оценивать свои повреждения. В подобном случае нужно максимально быстро сориентироваться и постараться запомнить максимум сведения о его автомобиле: госномер, марку, цвет, и прочее. Подойдёт даже ширина колёс, которую можно оценить по следам протектора на асфальте. Попытайтесь сразу найти свидетелей, записать их показания и личные данные, чтобы иметь весомые аргументы в суде.
Нужно постараться запомнить как можно больше сведений об автомобиле нарушителя
Если пострадавших, требующих неотложной помощи, нет, вызывайте ГИБДД, поскольку розыск скрывшегося с места ДТП является их компетенцией. и схему событий в подобном случае не получится, поскольку второго участника на месте событий нет. Если нужно срочно отправляться в медицинское учреждение, сделайте несколько фотографий, на которых обязательно должны находиться уникальные ориентиры.
Конечно, многим водителям такие жёсткие меры за оставление ДТП кажутся чрезмерными - особенно если речь идёт о малозначительном происшествии, не повлёкшем тяжёлых последствий. Однако правоохранители и представители судебной власти единогласно утверждают, что закон составлен справедливо. Такая ответственность заставляет водителя трижды подумать, прежде чем уезжать с места ДТП, нанося тем самым немалый урон материальному положению и здоровью иного участника.
Обязательна ответственность за оставление места ДТП, и наказание за это в любом случае грозит нарушителю. Никто из автомобилистов не застрахован от неприятностей в виде столкновения или наезда на дороге. Но не все знают, как себя при этом вести. Охватывает паника и волнение тех, кто попал в малоприятную ситуацию впервые или незадолго после того, как получили водительское удостоверение, в силу отсутствия опыта. Нередки случаи, когда зачинщик аварии просто сбегает с места событий во избежание расплаты. Что делать и куда бежать виновному или пострадавшему?
В автошколах будущих автомобилистов учат теории, касаемо правил дорожного движения. В том числе разбирается и вопрос о дорожно-транспортном происшествии. Но в любой школе существуют ученики, не относящиеся добросовестно к урокам, поэтому необходимо вспомнить или просветить людей о понятии ДТП.
Дорожно-транспортное происшествие –событие, произошедшее на дороге с участием транспортного средства в процессе его движения, в результате чего имеются повреждения одного или нескольких автомобилей или иных материальных объектов, в том числе, когда имеются пострадавшие или погибшие люди.
Самые распространенные виды автокатастрофы, встречающиеся на дороге – это столкновение или наезд.
Второй вариант делится на группы:
Участниками дорожно-транспортного происшествия будут не только виновный и пострадавший, но и все те, кто принимал участие в инциденте. Пассажир в машине зачинщика ситуации при получении травм является пострадавшим, а пешеход, проходивший мимо, может стать ценным свидетелем.
Оформляется автокатастрофа при помощи вызова работников полиции. Для этого необходима хотя бы одна из сторон столкновения, желательно свидетель. Сейчас достаточно часто можно встретить небольшие инциденты, которые решаются автомобилистами или прочими участниками самостоятельно, не прибегая к помощи работников ГИБДД.
Поведение автомобилиста при дорожно-транспортном происшествии прописано в законе «О правилах дорожного движения».
ПДД содержит пункты последовательных действий:
Нередки случаи на дорогах, когда авария несет негативные последствия в виде пострадавших в физическом плане или вовсе погибших.
Если автокатастрофа повлекла за собой подобные случаи, то существует следующий план действий:
Несоблюдение пунктов может негативно отразиться на результате. КоАП РФ предусматривает меры наказания при совершенииавтомобилистомзлодеяния в связи с дорожно-транспортным происшествием. Составляется протокол, который повлечет административный штраф.
В состоянии стресса или желания избежать ответственности или по другим причинам, виновникинцидента покидает место столкновения, надеясь, что его деяния не будут обнаружены. Если автомобилист скрылся с места ДТП, статья административного кодекса ему обеспечена.
За такое поведение, согласно ч.2 ст.12.27 КоАП РФ, водитель:
В Государственной думе уже рассматривается предложение об ужесточении карательных мер за подобное правонарушение в виде создания уголовной статьи за уезд с места события.Многие граждане жалуются на то, что соответствие нарушения и ответственности за него не логичны.
В большей части подобных случаев горе-водители уезжают, а потом начинают выпивать спиртосодержащие напитки, желая успокоить нервы или заглушить вину. В таких случаях недобросовестная сторона катастрофы получит не только наказание за скрытие с места событий, но и за нарушение все той же статьи, но уже части 2.7. Этот подпункт подразумевает не употреблять алкогольные и психотропные вещества до того момента, как сотрудники ГИБДД решат провести экспертизу на предмет опьянения или пока они не вынесут постановление об освобождении от данной процедуры.
На самом деле, последняя рассмотренная часть статьи может спасти человека, который уехал с места автокатастрофы. Пострадавшая сторона может заявить о неадекватном поведении пьяного виновника аварии. А при обнаружении служащими полиции покинувшего участника места ДТП в состоянии опьянения (даже если он начал выпивать спустя некоторое время после инцидента), будут все основания поверить словам потерпевших, а это понесет ужесточение расплаты в виде добавления ч.3 ст.12.27 КоАП РФ.
Если зачинщик автокатастрофы сбил человека и уехал, бросив ситуацию на произвол судьбы, то здесь административные наказания уже не так страшны. Уезд с места ДТП, статья 125 Уголовного кодекса Российской Федерации, нанесет более тяжелый отпечаток на биографию человека. Преступление, повлекшее смерть потерпевшего, является тяжким.
Расплату за свой страх или черствость водитель понесет следующую:
Вид наказания будет зависеть от степени тяжести нанесения вреда здоровью человека. Лучше не рисковать жизнью человека и своей биографией, а полностью признать вину и помочь пострадавшему. Сбить человека и покинуть место – тяжелое преступление, которое Уголовный кодекс не пропустит мимо себя.
При мысли об уезде с места ЧП необходимо помнить о том, что регистрационные номера транспортного средства запомнить не так сложно, а по ним служащие полиции найдут виновника в короткие сроки. Да и свидетелей произошедшего несложно отыскать, а уж кто-то из них точно видел в каком направлении отправилась машина после неприятной ситуации на дороге. Тем более, в современном мире практически везде висят камеры наблюдения, записи на них будут вещественным доказательством против зачинщика аварии и уйти от ответственности будет трудно.
Одним из видов наказания гражданина, оставившего место ЧП на дороге, является лишение прав управления. Срок, на время которого виновник останется без документа, небольшой –один-полтора года.
На какой именно период произойдет лишение, решает суд, основываясь на следующихфакторах:
Избежать наказания практически невозможно. Важно знать, что суду не получится объяснить факт оставления места события для транспортировки пострадавшего, если до отъезда в медпункт не зафиксировано столкновение хотя бы самостоятельно.
Бывают моменты, когда водитель становится пешеходом, но при этом несогласен с решением суда. Тогда ему дается определенный промежуток времени на обжалование приговора, выиграть такой судебный процесс достаточно сложно, но реально.
Срок давности такого правонарушения составляет три месяца. Если в течение этого времени виновник не будет найден, то дело прекращается. Когда скрывшаяся сторона будет обнаружена, то наказание останется таким же, как если бы она оставалась на месте недоразумения, несмотря на давность произошедшего.
Обязанность остаться на месте инцидента зафиксирована в законодательстве РФ, поэтому при игнорировании данного пункта человек подвергается наказанию. Лишение прав за покидание места аварии судом может происходить и в одностороннем порядке, если виновный не явился на заседание по разбирательству.
Согласно Российскому законодательству, автомобилист при дорожно-транспортном происшествии не обязан лично дожидаться приезда стражей полиции. Ведь время ожидания может затянуться, особенно в сезон гололеда, когда неприятные моменты случаются на каждом углу. Поэтому водители могут оставить транспортные средства, зафиксировав местоположение всех предметов аварии в виде фотографий, но при этом находиться в зоне видимости места инцидента (кафе, магазин, квартира). По приезде сотрудников ДПС автомобилисты обязаны подойти, чтобы описание столкновения не происходило со слов одной стороны.
Также оставление места автокатастрофы может не повлечь за собой наказания в случае ожидания служащих полиции более трех часов с момента первого звонка. Если по каким-либо причинам стражи порядка не появились, то можно повторно позвонить 102, сообщить, что сотрудники полиции не приехали по истечении трех часов и вы покидаете место аварии. При таком положении дел вина не предусматривается, так как, как гласит ст. 27.5 КоАП РФ, время задержания не может превышать более трех часов.
При обоюдном согласии сторон решения проблемы без вызова сотрудников ГИБДД необходимо составить расписку о том, что претензии участники не имеют.Если одна из сторон передала деньги другой в пользу ремонта транспортного средства, то это в письменном документе тоже необходимо отразить, как и то, какой транспортный ущерб был причинен во время несчастного случая. Это подстрахует каждую сторону от возможности остаться виноватым, ведь существуют недобросовестные лица, которые спустя полчаса могут вернуться на место инцидента, вызвать сотрудников полиции и сообщить им о том, что после автокатастрофы второй участник скрылся.
Если претензий обе стороны не имеют, но выплаты за нанесенный ущерб транспортным средствам желают оставить страховой компании, то следует соблюсти некоторые условия при составлении европротокола:
Подробнее можно ознакомиться с правилами составления европротокола в Законе об ОСАГО.
Ответственность за оставление места ДТП на парковке остается такой же, как и на дорогах. Неумышленный уезд с места событий (например, водитель не заметил, что зацепил другой автомобиль) смягчающим обстоятельством являться не будет. Поэтому выезжать с парковки, парковаться нужно предельно внимательно. Водителям без стажа рекомендуется выбирать парковочный карман как можно больше, чтобы не допустить повреждений автомобилей.
Главным моментом, на который необходимо обратить внимание при дорожно-транспортном происшествии, является правильное оформление документов. Во-первых, в случае судебных разбирательств не придется доказывать тот или иной факт, не прописанный в протоколе. Во-вторых, неверное составление документов может повлечь за собой разбирательства со страховой компанией. Она, безусловно, произведет все выплаты в пользу пострадавшей стороны, но потом может взыскать оплаченную сумму с виновника аварии.
Если при составлении описания дорожного ЧП один из участников несогласен с мнением сотрудника ГИБДД, водитель должен подписать бумагу, но перед этим внести запись о своем несогласии. Документы автоматически перейдут в судебное разбирательство, на котором обязаны присутствовать выезжавшие на вызов по факту аварии сотрудники полиции. При этом раскладе и хорошем адвокате есть возможность сохранить статус невиновного и не потерять права управления автомобилем.
Практикуется оформление автокатастрофы не работниками ГИБДД, а аварийным комиссариатом.
Перед тем как обратиться за помощью к этой службе, нужно знать следующее:
Информация, которая остается у аварийного комиссара, все равно передается в полицию, но лишь для того, чтобы зафиксировать факт столкновения для статистики. Дорожный патруль обязан написать объяснительную записку по факту аварии.
При обучении вождению необходимо очень хорошо знать правила дорожного движения. Несоблюдение этих правил как минимум влечет за собой административные протоколы с наличием штрафов (которые, надо заметить, с каждым годом становятся все выше и выше). А как максимум, нарушение ПДД приводит к прерыванию чьей-то жизни, возможно и не одной.
Важно не только соблюдать правила при вождении автомобиля, но и иметь гражданскую ответственность за свои ошибки перед пострадавшей стороной.
Последнее обновление Март 2019
По правилам дорожного движения, при совершении ДТП следует оставаться на месте и ожидать сотрудников ГИБДД. В большинстве случаев, если водитель уехал с места происшествия, ему грозит довольно серьезное наказание. Всегда ли правомерны действия инспекторов ГИБДД, составляющих протоколы об оставлении места ДТП? Как избежать привлечения к ответственности и что необходимо знать каждому водителю, читайте в этой статье.
Приходится сталкиваться со множеством определений схожих с понятием «Покидание места ДТП» (которое предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ), путаница в этом вопросе недопустима.
Оставление – это открытое удаление на значительное расстояние (вне видимости других участников) от места аварии на относительно продолжительный срок, то есть отсутствие участника при прибытии сотрудников ГИБДД, представителей страховой организации и пр.
Покинуть ДТП водитель может:
Не является оставлением:
Досконально правила поведения после аварии знают далеко не все автовладельцы. Между тем, в ПДД четко регламентирован порядок действий в случае, когда произошла дорожная неприятность:
Покидая место ДТП, водитель допускает несоблюдение одного или нескольких пунктов из этого списка.
Типичными ситуациями, когда к приезду сотрудников ГИБДД участника аварии не оказалось на месте, являются:
В Государственную Думу уже внесены предложения об изменениях административного и уголовного законодательства. Так, в ряде случаев предлагается ввести новую статью в УК РФ за оставление места ДТП, при этом наказание будет в виде лишении свободы сроком от двух до пяти лет. На сегодняшний момент подобные действия могут быть квалифицированы как оставление человека в опасности.
Пример . На трассе в ночное время Иванов А.А. сбил пешехода Петрова О.О. на обочине – это был водитель остановившегося автомобиля. Иванов А.А. видел, что потерпевший находится в бессознательном состоянии, присутствовали видимые повреждения головы, рук, были раны на теле. Иванов А.А. оставил место наезда, не выполнив требования ПДД об оказании помощи пострадавшему. Впоследствии Петрова О.О. доставили в больницу группа дальнобойщиков, через несколько часов после произошедшего. В больнице Петров О.О. скончался. Согласно заключению эксперта, при условии своевременно оказанной медицинской помощи Петров О.О. остался бы жив. В суде государственному обвинителю удалось доказать, что Иванов А.А. видел, какие повреждения присутствуют на голове и теле Петрова О.О., однако оставил потерпевшего одного в ночное время в беспомощном состоянии. Иванов А.А. был осужден по двум статьям – ч. 1 ст. 264 УК РФ (нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью) и 125 УК РФ (оставление в опасности) к лишению свободы.
Приведенный пример нечасто встречается на практике, поскольку требует наличия достаточных доказательств считать действия виновника происшествия умышленными.
Намного чаще у тех, кто решил не дожидаться инспекторов ГИБДД, наступает административная ответственность:
Специалисты в области дорожного права давно высказываются в пользу снижения установленного в настоящее время минимума срока, предусмотренного для лишения прав. Кроме того, указанным выше законопроектом предложено ввести штрафные санкции (до 30000 рублей) наряду с уже предусмотренными – ведь никакого денежного наказания на сегодняшний день КОАП РФ за покидание места ДТП не содержит.
Предложение об ужесточении наказания за отсутствие водителей на месте происшествия с одновременным снижением нижней планки срока лишения ВУ может показаться нелогичным. Вместе с тем, судебная практика оспаривания протоколов по таким правонарушениям настолько многообразна, насколько разными могут быть ситуации на дороге.
Так, иногда водители с небольшим стажем по невнимательности могут «задеть» другую машину и уехать по своим делам. Впоследствии, несмотря на причинение незначительных повреждений, такие рассеянные автолюбители будут лишены возможности сесть за руль как минимум на год.
В то же время, верхнюю грань административного наказания снижать не собираются – слишком много в последнее время случаев намеренного отсутствия тех, кто находился в состоянии алкогольного опьянения. Таким образом, грядущие изменения в законодательстве дают возможность судьям максимально индивидуально подходить к решению вопроса о наказании по административным делам данной категории.
Понятно, что ответственность за то, что уехал с места столкновения автомобилей или наезда на пешехода наступает не всегда. Автолюбителю будет полезно знать, что его отсутствие не будет наказуемым, если:
Если хотя бы одно условие не было выполнено, европротокол может быть признан недействительным и, следовательно, оставление места ДТП повлечет наказание.
Если вы нарушили ПДД и решили не дожидаться приезда сотрудников ГИБДД, то, кроме привлечения к административной ответственности, вероятны следующие последствия:
В большей степени это касается потерпевших, которые по своей инициативе покинули место ДТП.
Пример . Водитель Тарасов В.В., управляющий своим автомобилем, стал потерпевшим в результате несоблюдения Поповым А.В. правил дорожного движения: он начал движение на запрещающий сигнал светофора, в результате чего машине Тарасова В.В., который двигался на разрешающий сигнал, были причинены повреждения. Составлять европротокол оба мужчин отказались, так как были не согласны с мнением друг друга об оценке и виновности (Попов А.В. утверждал, что начал движение, когда был желтый свет и просто не успел закончить маневр). Поскольку Тарасов В.В. опаздывал на рейс, он уехал, не составив схему и не сфотографировав положение транспортных средств на дороге. Впоследствии ему не удалось доказать, что виновником является не он, а Попов А.В.: двое пассажиров, которые ехали в машине с Поповым А.В., дали пояснения о том, что их автомобиль двигался на разрешающий сигнал. Таким образом, несоблюдение Тарасовым В.В. правил дорожного движения о необходимости пребывать там, где было столкновение, повлекло искажение аварийной ситуации и, как следствие, необоснованное привлечение к административной ответственности фактически невиновного.
Известно, что все расходы по возмещению повреждений, причиненных виновником, компенсирует его страховая компания. В то же время, во все договоры страхования внесен особый пункт: в случае, когда на месте отсутствует водитель, виновный в причинении повреждений другой машине, страховая компания вправе взыскать в порядке регресса все понесенные ею затраты на возмещение. Этим пунктом страховщики активно пользуются.
Пример . Виновный в происшествии Новиков С.С. уехал, не дождавшись ДПС. В результате потерпевший Серов В.В. обратился с требованием к страховой компании Новикова С.С. о возмещении 350000 рублей в счет расходов на ремонт своего автомобиля. После того, как по решению суда в порядке исполнения Серов В.В. получил денежные средства, страховая обратилась в суд с регрессным иском к Новикову С.С. о возмещении не только 350000 рублей, но и расходов по участию в судебном рассмотрении первоначального иска (стоимость госпошлины, оплата труда юриста и т.д.). Суд регрессный иск удовлетворил, мотивируя правилами п. 76 Правил ОСАГО о необходимости присутствия на месте виновного лица.
Важно уточник, что взыскания регресса возможно в случае, если водитель именно скрылся, а не просто оставил место.
Например, водитель-виновник написал и передал потерпевшему водителю расписку, в которой указал, что он виноват, сообщил свои данные, сведения об автомобиле и кратко указал на характер повреждений. Его могут привлечь к ответственности по ч. 12.27 КоАП РФ, но уже на регрессный иск страховая не вправе рассчитывать.
Вопрос:
Мой ребенок бросил из окна нашей машины мяч в пешехода, мы не остановились Что грозит водителю – отцу ребенка за скрытие с места ДТП? Пешеход написал на нас заявление.
Водителю ничего не грозит, поскольку сам факт дорожно-транспортного происшествия отсутствует: автомобиль не является «участником» действий вашего ребенка. Показательным примером отсутствия происшествия является одно из Постановлений Верховного суда: камнем из-под колес автомобиля было разбито лобовое стекло другой машины. Водитель был признан виновным в том, что не остался на месте ДТП. Верховный Суд с такой позицией не согласился, указав, что самого происшествия не было – повреждения другому автомобилю были причинены вне зависимости от действий водителя, ведь он не мог предвидеть таких последствий.
Вопрос:
Я наехал на металлическое ограждение возле учреждения. Светит ли мне какое-либо наказание, с места наезда я уехал, ущерб от повреждения возместить согласен?
В практике имеются случаи, когда водитель привлекается к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ за то, что уехал после повреждения сооружения, постройки и т.д. В описанной вами ситуации вы будете подвергнуты наказанию по указанной статье, поскольку ваш автомобиль стал участником дорожно-транспортного происшествия с повреждениями, причиненными имуществу. Если вы в добровольном порядке погасите ущерб от наезда, это будет смягчающим обстоятельством, влияющим на вид и размер наказания.
Вопрос:
Если я наехал на какой-то предмет, лежащий на дороге и поехал дальше, будет ли это правонарушением по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ? Повреждения причинены только моей машине.
По смыслу ст. 2.5 ПДД и ст. 12.27 КОАП РФ ваши действия, как это не парадоксально звучит, подпадают под умышленное оставление места ДТП. Вместе с тем, Верховный Суд РФ разъяснил, что подобные несоблюдения ПДД являются малозначительными, поскольку не создают опасности для других лиц, другому имуществу, не причиняют вред никому, кроме самого водителя. На основании ст. 2.9 КОАП РФ, в силу малозначительности, виновный может быть освобожден от наказания.
Вопрос:
Чтобы избежать столкновения, из-за созданной автомобилем Фольксваген помехи я увернулся вправо и совершил столкновение с автомобилем Лада. Фольксваген не получил каких-либо повреждений, продолжил движение и скрылся, будет ли водитель данной машины нести ответственность по ч. 2 ст. 12.27 КОАП РФ?
Отсутствие повреждений на автомобиле под управлением виновного в ДТП гражданина не освобождает от обязанности следовать требованиям ПДД о нахождении на месте происшествия. Поэтому водитель Фольксваген должен быть привлечен к ответственности. Но при условии, что водитель Фольксвагена нарушил правила ПДД.
Вопрос:
Что будет, если оба участника происшествия покинули место столкновения?
Эти водители не смогут возместить вред через страховые компании, поскольку обстоятельства не зафиксированы сотрудниками ДПС. Кроме того, доказать в суде причиненный каждому из них вред будет крайне затруднительно. Водителям также грозит обоюдная ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ за покидание места аварии.
Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.