Конспект занятия по противопожарной безопасности в детском саду. Старшая группа. Занятие по пожарной безопасности в старшей группе: «Огонь — не шутка

Нежилые помещения

Занятия в детском саду по пожарной безопасности проводились старшей группе. Продолжительность проекта – две недели.

Занятия в детском саду по пожарной безопасности помогают детям увидеть проблему, поставить цель, коллективно обсудить способы её достижения, проявить активность и выразить собственное мнение при планировании действий, и, конечно, включиться в такие виды деятельности, как

  • создание информационно-познавательного уголка безопасности;
  • составление свода правил для детей «Чтобы не было беды»;
  • подготовку и проведение тематического развлечения «Огонь – друг, огонь – враг»;
  • оформление выставки детских рисунков «Пожару – нет!»;
  • активно принимать участие в беседах «Пожарная безопасность дома», «Спички не тронь – в спичках огонь», «Чем опасны пожары в лесу», «Почему зажигается спичка?», «Чем опасен дым?», «Пожарный - герой, он с огнем вступает в бой».

Дети организуют драматизацию сказки «Кошкин дом», участвуют в проблемно-игровой ситуации «Учебная эвакуация при пожаре», знакомятся со средствами пожаротушения, составляют творческие рассказы на противопожарные темы, овладевают навыками оказания первой медицинской помощи при ожогах.

Занятия в детском саду по пожарной безопасности проводятся с целью:

  • Оптимальное педагогическое сопровождение процесса формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи проекта:

  • Формировать представление об опасных для человека ситуациях, приводящих к возникновению пожаров.
  • Конкретизировать представления о способах поведения в опасных ситуациях (пожар) и о способах избежания таких ситуаций.
  • Развивать такие интегративные качества личности дошкольников как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о собственной безопасности.
  • Воспитывать самостоятельность и чувство ответственности за безопасность окружающих людей.

Ресурсы проекта:

  • Перспективный план образовательных ситуаций по направлению «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Диагностика имеющихся у детей представлений о правилах пожарной безопасности, о способах действия в возникшей опасной ситуации (по критериям авторов программы «Детство», разработанных для проведения мониторинга усвоения содержания образовательной области «Безопасность).
  • Предметно-развивающая среда старшей группы (дидактические и сюжетно-ролевые игры, плакаты, иллюстрации, схемы) по реализации содержания образовательной области «Безопасность» общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предполагаемые продукты проекта:

  • познавательно-информационный уголок безопасности;
  • тематические выставки творческих работ: «Спичка - невеличка», «Огонь – друг, огонь – враг»;
  • тематическое развлечение «Огонь – друг, огонь – враг»;
  • составленный детьми Свод Правил «Чтобы не было беды»;
  • памятки по противопожарной безопасности для детей и взрослых;
  • схемы – алгоритмы «Поведение человека в опасных ситуациях», «Действия человека при возникновении пожара»;
  • модель комплексно-тематического планирования образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность»;
  • книжки-малышки «Пожару – нет».

1 этап – подготовительный (продолжительность – два дня)

Основные методы деятельности на первом этапе:

  • метод активного диалога;
  • метод планирования (конструирования) педагогического процесса.

Педагоги ДУ

  • Доведение до сведения педагогов смысла и цели проекта.

Основные методы диагностики:

  • беседы с детьми с использованием иллюстраций,
  • тест для проверки знаний пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.

Родители старшей группы

  • Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
  • Выборы творческой группы родителей – активных участников проекта.
  • Разработка творческой группой плана участия родителей в реализации проекта.
  • Анкетирование родителей.
  • Информационное задание: привлечение к подборке материала по пожарной безопасности.

Воспитанники старшей группы

  • Диагностика уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности.

Предварительный шаг. Постановка проблемы.

Педагог рассказывает детям о несчастном случае – пожаре в жилом доме, о котором сообщили в программе «Новости». Организует беседу с детьми: «Почему пожар – это беда? Отчего может возникнуть пожар? Почему же люди не могут сделать так, чтобы пожаров не было, если все понимают, что их не должно быть?».

Подводит к необходимости задуматься: как сделать так, чтобы человека никогда не постигла такая страшная беда; подумать - что можем сделать мы сообща – взрослые и дети старшей группы детского сада.

2 этап – основной (этап реализации; продолжительность - шесть дней)

Основные методы деятельности на втором этапе:

  • метод активного диалога;
  • игровое взаимодействие.

Педагоги ДУ

  • Составление методических материалов: цикл бесед о профилактике возникновения пожаров.
  • Подбор материалов для информационных стендов для родителей, оформление стенда.
  • Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Всё о противопожарной безопасности» и т.п.).
  • Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед, игровых образовательных ситуаций на тему «Пожарная безопасность в детском саду и дома».
  • Разработка модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность».
  • Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми (подбор опытов, составление кроссвордов, лабиринтов).

Родители старшей группы

  • Организация экскурсии в пожарную часть и участие в ней.
  • Помощь в изготовлении атрибутов и декораций для игры-драматизации «Кошкин дом» и тематического развлечения «Огонь – друг, огонь враг».
  • Участие в оформлении информационно-познавательного уголка безопасности для детей.
  • Помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе.

Воспитанники старшей группы

  • настольно - дидактические игры в детском саду: «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны», «Так или не так», «Слушай внимательно», «Составь целое из части», «Польза и вред огня», «Что нужно для работы пожарному», «Чем тушат пожар», «Спасатели»;
  • сюжетно - ролевые игры в детском саду: «Мы пожарные», Пожарные на учении», «Служба спасения»;
  • подвижные игры в детском саду: «Кто быстрее соберется на пожар», «Веселые старты»;
  • на прогулке: спортивные и командные соревнования «Тушение пожара»- метание мешочков в горизонтальную цель; «Спасение пострадавших» - бег парами в обруче.
  • Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями.
  • Экскурсия в библиотеку обзор познавательной литературы по теме, познавательное мероприятие
    «От малой искры большой пожар».
  • Экскурсия в пожарную часть (обзор пожарного оборудования, пожарной техники, рассказ пожарного).
  • Продуктивная деятельность: рисование для тематической выставки «Огонь – друг, огонь – враг»; изготовление рамок для уголка безопасности, помощь в его оформлении; изготовление, оформление альбома «Всё о пожарной безопасности».
  • Разучивание ролей и драматизация сказки «Кошкин дом» (для детей из других групп).
  • Составление модели-алгоритма «Действия человека при возникновении пожара дома».
  • Составление Свода Правил «Чтобы не было беды» - для уголка безопасности.
  • Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки) и безопасности.
  • Подготовка к тематическому развлечению «Огонь – друг, огонь враг» (репетиции, разучивание стихов, поиск вместе с родителями и воспитателями интересных заданий, вопросов и т.п.).
  • Оформление книжного уголка в группе: С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»; И.Демьянов «Коробок – чёрный бок»; Е.Хоринская «Спичка-невеличка»; Л.Толстой «Пожарные собаки»; Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»; М. Комова «Про кота Ваську и пожарную безопасность».
  • Конкурсы «Угадай автора», «Что бы это значило?»;
  • Составление творческих рассказов на противопожарную тематику.
  • Моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире, зажги бенгальский огонь, наряди елку, сестра обожгла палец, найди дома огнеопасные предметы.
  • Просмотр и обсуждение видеофильмов «На пожаре» и «Кошкин дом»; презентаций «Если случился пожар», «Огонь – друг, огонь – враг».
  • Обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах (проводит старшая медсестра).
  • Минутка безопасности «Осторожно, огонь!».

3 этап – итоговый (этап презентации и рефлексии; продолжительность - два дня)

Основные методы деятельности на третьем этапе:

  • метод активного диалога;
  • метод сотрудничества и взаимопомощи;
  • игровое взаимодействие;
  • метод рефлексии.

Педагоги ДОУ

  • Анализ полученных результатов. Проведение диагностики уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности.
  • Вручение благодарственных писем семьям – активным участникам проекта.

Родители старшей группы

  • Участие в тематическом развлечении «Огонь – друг, огонь – враг».
  • Участие в обсуждение с воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Чтобы не было беды».

Воспитанники старшей группы

  • Торжественная презентация информационно-познавательного уголка безопасности в группе (для родителей и воспитанников подготовительной группы).
  • Открытие выставки детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг»; экскурсия по выставке (экскурсоводы – дети старшей группы).
  • Блиц – турнир «Пожарная безопасность».
  • Проведение тематического развлечения «Огонь – друг, огонь – враг».
  • Обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта («Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что я мог бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? А что бы хотелось изменить, сделать по-другому?»).

МБ ДОУ « Починковский детский сад №6»

Конкурс: «Учим пожарной безопасности»

Занятие в системе дошкольного образования.

«Это должен знать каждый!!!»

Воспитатель:

Курепятова Л. А.

Починки 2015 г.

Пояснительная записка

Любопытство детей часто ставит их перед реальной опасностью, кроме того обилие электротехники в домах является нередкой причиной пожаров. Поэтому значимым является создание условий, как в дошкольном учреждении, так и в семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения, а значить сохранить жизнь и здоровье.

Название работы: «Это должен знать каждый»

Краткое содержание занятия:

  1. Вводная часть. Сюрпризный момент.
  2. Побудительная беседа.
  3. Экспериментирование.
  4. Физкультминутка.
  5. Дидактические упражнения.
  6. Подведение итогов.

Цель: Создавать условия способствующие формированию у детей правил пожарной безопасности, в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.

Задачи :

Область применения: НОД, РМО, Педагогический совет ДОУ.

Формы и методы реализации:

Познавательно-исследовательская деятельность:

Экскурсия

Поиск выхода из проблемной ситуации

Экспериментирование

Коммуникативная деятельность :

Беседа

Ситуативный разговор

Музыкально – художественная:

Просмотр мультфильма

Игровая деятельность:

Дидактические упражнения

Двигательная :

Физкультминутка

Возрастная группа :

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Ожидаемые результаты:

Повышение у детей уровня знаний о пожарной безопасности.

Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.

Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Цель: Создавать условия способствующие формированию у детей правил пожарной безопасности, в практической ситуации выяснить правильные действия в случае возникновения пожара.

Задачи :

- Уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Дополнительный материал к занятию:

  • Железная тара с сухим горючим и бумагой;
  • Пожарная машина с атрибутами: огнетушитель, шланг, насос, лопата, складная лестница;
  • Вода, песок, земля, плотная ткань.
  • Сюжетные картинки.
  • Картинки с пожарными ситуациями.
  • Использование ИКТ (Мультфильм «Правила безопасного поведения детей при пожаре»)

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма «Правила безопасного поведения детей при пожаре»

Чтение художественной литературы по пожарной безопасности;

Беседы по правилам противопожарной безопасности;

- Экскурсия в ПЧ ГУ МЧС РОССИИ ПО НИЖ ОБЛ., с. Починки

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Дети, к нам в гости сегодня пришла лисичка, она очень расстроена, так как ничего не знает про огонь, не может разобраться огонь-друг или огонь – враг, поможем ей?

(Ответы детей)

Воспитатель: Хорошо, еще лисичка просит отгадать загадку:

1-я часть.

Лисичка:

Он красив и ярко-красен
Но он жгуч, горяч, опасен!

Л.: Правильно, это – огонь.

Воспитатель: Ребята, как можно сделать огонь? (спичками, зажигалками, газовая плита).

– Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костёр? Для чего нам нужен огонь? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т.д.)

2-я часть.

В железной кастрюле лежит сухое горючие, немного бумаги. Взрослый поджигает газету, идет дым, появляется запах огня.

Воспитатель:

– Видите, у меня огонь, если с ним неправильно обращаться, то может произойти пожар. А если все-таки пожар случился, что нужно предпринять?

– Правильно, нужно срочно вызвать пожарных. Подходим к телефону.

– Какой нужно набрать номер? (01).

– Обязательно нужно указать адрес, чтобы пожарные знали куда ехать.

А пока пожарные едут, давайте попробуем сами потушить огонь, согласны?

Опыты с тушением огня:

Воспитатель ставит на поднос свечи и поочередно их зажигает, а детям предлагает затушить пламя водой, песком, землей, плотной тканью. Дети выполняют опыт под руководством воспитателя, который указывает на явные ошибки в тушении огня, делая основной акцент на том, что сила пламени напрямую связана с доступом воздуха.

Вывод: огонь горит на воздухе, если перекрыть доступ воздуха, то пламя погаснет.

Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали,

На вопросы отвечали.

А теперь пришла пора

Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись,

Хлопнули в ладоши

И друг к другу повернулись

Всем друзьям мы улыбнулись,

Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова.

– Посмотрите, какая необычная машина, кто догадался, как она называется? (пожарная машина)

– А как вы думаете, почему её так называют?

– Правильно, от слова “пожар” её называют пожарной машиной, а люди, которые тушат пожар – пожарные.

– А каким цветом машина? (красная)

– Почему пожарные машины всегда красным цветом?

– А как едет пожарная машина, быстро или медленно? Почему?

– Ребята, подумайте и скажите, можно ли использовать пожарную машину для других нужд? Почему?

Воспитатель обобщает ответы детей: “Пожарная машина – эта машина специального назначения. Она всегда красным цветом, чтобы её было видно издалека. Красный цвет – цвет огня. Едет пожарная машина быстро, чтобы успеть потушить огонь и спасти людей”.

Мчится красная машина
Всё быстрей, быстреё вперёд!
Командир сидит в кабине
И секундам счёт ведёт.
– Поднажми ещё немножко, –
Он шофёру говорит, –
Видишь, в пламени окошко?
Это дом жилой горит.
Может, там остались дети,
Люди ждут с надеждой нас…
– Ясно всё, – шофёр ответил,
Дав машине полный газ.
К. Оленев

– Когда машина едет по дороге её не только видно, но и слышно сирену. Как вы думаете, почему она так громко звучит?

– Правильно, чтобы другие машины слышали звуковой сигнал и уступали пожарной машине дорогу.

Воспитатель обращается к детям:

– Ребята, а что ещё находится в пожарной машине, давайте посмотрим.

– Это огнетушитель, в котором находится особая пена. Ещё у меня есть специальные шланги, которые называют “рукавами”. Воду в шланги накачивает насос. Если пожар на высоком этаже, то проникнуть внутрь горящего дома и спасти людей, помогает складная лестница. Имеется лопата.

Дидактическое упражнение: «Назови причины пожара»

Цель : формировать знания о причинах пожара. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Дидактическое упражнение «Подбери картинку к средству пожаротушения»

Цель : формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования.

Дети берут свою картинку и подкладывают к тому средству, которым можно тушить данный предмет. Например: телевизор - одеяло, диван - вода и т. д. Воспитатель предварительно объясняет разницу между тушением электрических приборов и обычных предметов.

3 часть

Вывод: нужно быть очень внимательными и осторожными, чтобы избежать возникновения пожара, обязательно соблюдать правила пожарной безопасности.

Пусть помнит каждый гражданин

Пожарный номер - 01.

Лисичка прощается с детьми:

– Мне, ребята, пора, спасибо вам, за то что помогли мне, а вы соблюдайте правила пожарной безопасности, чтобы пожарная машина никогда не приезжала к детскому садику. Теперь я знаю, что огонь может быть другом, но может и приносить беды, если неправильно его использовать. До свидания!


Тема : Будь осторожен с огнем

Цель: закрепить знания правил пожарной безопасности; прививать интерес к работе пожарных.

Ход занятия

Ребята, вспомните, из каких книг эти строки.

Что за дым над головой,

Что за гром на мостовой?

Дом пылает за углом,

Сто зевак стоит кругом.

Ставит лестницу команда,

От огня спасает дом.

(С. Михалков «Дядя Степа»)

Море пламенем горит.

Выбежал из моря кит.

Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!

(К. Чуковский «Путаница»)

«Когда народ рассмотрел, что Боб держал в зубах, то все стали громко смеяться, в зубах он держал большую куклу.»

(А. Толстой «Пожарные собаки»)

Молодцы, ребята, назвали все произведения о пожаре.

Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу.

Но огонь может быть страшным и злым, вызывающим пожар, который может принести значительный материальный ущерб и вызвать гибель людей. В пламени горит все: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнем, он становится смертельно опасным. Пожар - не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в огнедышащего дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнем, соблюдал осторожность возле электроприборов и печей.

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать.

От огня не сдобровать.

Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом

И у дома все кругом,

И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда:

Это помните всегда!

А сейчас поиграем в интересную игру. Я буду задавать вопросы, а вы будете хором отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья». Но будьте внимательны.

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре... (ответы детей)

Кто из вас, заметив дым,

Говорит: «Пожар! Горим!» (ответы детей)

Кто из вас шалит с огнем

Утром, вечером и днем? (ответы детей)

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по «04»? (ответы детей)

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? (ответы детей)

Беда может нагрянуть внезапно, когда ее не ждешь. Каждый из нас может оказаться в такую минуту один. Что же делать?

Если вы остались одни дома, то при появлении дыма и огня надо вызвать по телефону «01» пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес. Или обратиться к соседям по квартире, по лестничной площадке. Нельзя прятаться под мебель, убегать в другую комнату. Лучше совсем убежать из дома или квартиры.

Игра-ситуация «У тебя в квартире случился пожар. Надо вызвать пожарную команду». (Воспитатель проигрывает с детьми, как каждый будет набирать по телефону «01» и вызывать на помощь пожарную команду по своему адресу.)

Ребята, а вы видели пожарных?

А что они делали? Где вы их видели?

А какими должны быть пожарные9 (Сильными, смелыми, мужественными, находчивыми, решительными.)

Хотите стать пожарными?

(Дети разделяются на две команды, выстраиваются друг за другом. Проводится игра «Кто быстрее преодолеет препятствие и спасет от огня игрушку».)

Молодцы! Все ребята у нас ловкие, смелые, сильные, быстрые. А умеете ли вы отгадывать загадки?

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (огонь)

Спешит, гудит - дорогу дай,

Моргает глазом синим.

Примчится вовремя,

Беда детей и взрослых минет. (пожарная машина)

Если младшая сестричка

Зажигает дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те... (отнять.)

Вот так мошка - осиновая ножка,

На стог села - все сено съела. (спичка)

Я не сам по себе,

А сильнее всего и страшнее всего.

Все любят меня и все губят меня. (огонь)

Без рук без ног, а на гору быстро ползет. (огонь)

Ребята, давайте выучим пословицы.

От искры сыр-бор загорелся.

От искры Москва горела.

Не шути с огнем - обожжешься!

Огонь - не вода, охватит - не выплывешь.

Огонь - не вода, пожитки не всплывают.

Игра «Если возник пожар». Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с... (пожаром.)

Где с огнем беспечны люди,

Там взовьется в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь - ... (пожар.)

(Ребенок передает шар рядом стоящему.)

Раз, два, три, четыре,

У кого пожар в... (квартире.)

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил... (утюг)?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками... (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над... (газом)?

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жег... (листву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые... (предметы)?

Помни, каждый гражданин

Этот номер - ... («01»)!

Дым увидел - не зевай

И пожарных... (вызывай)!

Ребята, давайте еще раз повторим, какие же правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не шути, дружок, с огнем,

Чтобы не жалеть потом.

Сам огня не разжигай

И другим не позволяй.

Даже крошка-огонек

От пожара недалек.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый,

Наш надежный старый друг.

А если пожар случился, то следует выполнять следующие правила:

Позвонить по телефону «01», сообщить, что случилось, назвать свой домашний адрес.

По возможности пытаться тушить пожар.

Сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив газ и электричество.

В задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться по низу, пригнувшись к полу или ползком.

Вера Ларина

Конспект занятия по пожарной безопасности

для детей старшей группы «Огонь – не шутка »

Задачи : показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня; продолжить учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём; закрепить и уточнить знания детей о пользе и вреде огня; воспитывать уважение к труду пожарного . Закрепить правила пожарной безопасности :

Не брать спички и не играть с ними;

При пожаре звонить – 01 .

Оборудование : полоска бумаги, кусок ваты, деревянная палочка, кусок ткани, монета, сухое горючее, фарфоровые чашечки, пинцет, 3 стакана, баночки с песком, с сахаром, краски, комнатное растение, кусок плотной ткани, красный воздушный шар, иллюстрации о причинах возникновения пожара , плакаты и иллюстрации по пожарной безопасности , красный воздушный шар, ведро с водой, огнетушитель, рисунки детей.

Ход занятия.

Ребята, отгадайте загадку :

Он красив и ярко-красен,

Но он жгуч, горяч, опасен!

Правильно, это – огонь .

Ребята, а как можно получить огонь ? (спички, зажигалки, газовая плита) .

- Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Для чего люди разводят костер? Для чего нам нужен огонь ? (чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор и т. д.)

Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставим огнетушитель и ведро с водой.

Опыт 1. Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит) .

Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься) . Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы!

Вы теперь знаете, что может загореться вата, бумага, ткань, дерево. А отчего же случается пожар ? Посмотрите на иллюстрации и расскажите мне отчего может произойти пожар . Какие беды приносят пожары ? Какие перечисленные действия могут привести к пожару : 1) рисование, 2) чтение, 3) поджигание бумаги, 4) пение, 5) лепка из пластилина, 6) вырезание и склеивание из бумаги, 7) игра с зажигалкой, 8) зажигание свечки, 9) изготовление аппликации, 10) прыгание через скакалку, 11) поджигание сухой травы и листвы, 12) плавание.

Посмотрите у меня в руке небольшой шар. Я взяла его не случайно. Раньше в случае пожара звонили в колокол или поднимали вверх воздушный шар.

Сейчас мы поиграем в игру «Если возник пожар » .

Дети стоят в кругу. У воспитателя в руках красный воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Раньше, если был пожар ,

Ввысь взмывал сигнальный шар

Этот красный шар недаром

Звал пожарных в бой с (пожаром )

(Ребёнок передаёт шар стоящему рядом ребенку) .

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой огонь - (пожар ) .

(Ребёнок передаёт шар стоящему рядом) .

Раз, два, три, четыре

У кого пожар (в квартире?

Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил (утюг?

Красный отблеск побежал,

Кто со спичками (играл?

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над (газом?

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жёг (листву?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые (предметы?

Помни каждый гражданин

Этот номер - (01) .

Дым увидел – не зевай

И пожарных (вызывай!

А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь .

Опыт 2. Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпает песком, четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет . Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.


Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю, плотную ткань.


Какие правила поведения при пожаре вы знаете ? (использую плакат)

Что есть у нас в детском саду на случай возникновения пожара ?

Сейчас поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить : «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши или промолчать.

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре ?

Кто из вас, заметив дым, закричит : «Пожар ! Горим!» ?

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Какой номер телефона нужно набрать в случае возникновения пожара ? Кто тушит пожары ? Каким должен быть пожарный ? В какую одежду одет пожарный ? Чем пожарный тушит огонь ? А если пожар в лесу ? на железной дороге?


В заключение, ребята, давайте вспомним правила пожарной безопасности . А сделать это нам помогут наши рисунки :

Не брать и не играть со спичками и зажигалками;

Не влезать предметами в розетку;

Не подходить к газовой плите;

Не включать утюг и другие электроприборы;

Наличие вокруг нас потенциальных опасностей не означает, что несчастье непременно произойдет. Этому предшествуют определенные условия, причины, источники. Причиной несчастных, а порой и трагичных случаев с огнем обычно служит наша беспечность или неосторожность окружающих. Чтобы сохранить свое здоровье и жизнь, надо хорошо знать и своевременно устранять причины пожаров. В большинстве случаев школьники не придают значения скрытой опасности огня, играя со спичками, взрывоопасными предметами и легковоспламеняющимися веществами. А в итоге - ежегодные статистические отчеты органов Государственной противопожарной службы, в которых констатировано, что основными причинами многочисленных пожаров по-прежнему остаются неосторожное обращение с огнем, нарушение правил устройства и эксплуатации бытовых электроприборов и шалости детей. Все это приводит к огромным материальным потерям и человеческим жертвам. В огне ежегодно погибают тысячи людей, в том числе дети. Травмы и ожоги различной степени тяжести получают сотни пострадавших детей, которые после пожаров еще долгое время нуждаются в психологической реабилитации


«Взрывы»

Занятие 10

Тема: взрывы

Классный час

Цель: объяснить учащимся причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. П о в т о р е н и е пройденного материала.

З а д а н и я:

1) Заполните два пустых блока схемы.

2) Распределите перечисленные строительные материалы по группам их возгорания:

– горючие;

– трудногорючие;

– негорючие.

Строительные материалы для классификации:

ДВП битум мрамор пластмасса

металл древесина кирпич ДСП

бетон целлюлоза рубероид гипс

2. С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Р а с с к а з учителя о взрывах как опасном факторе при пожарах.

Учитель . Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа с очень высоким давлением, который при моментальном расширении оказывает ударное механическое воздействие на окружающие предметы.

Взрывы подразделяют на образующиеся:

в твердой среде (сопровождаются разрушением и дроблением);

в воздушной среде (образование воздушной ударной волны);

в водной среде (образование гидравлической ударной волны).

Взрывы происходят в результате:

освобождения химической энергии взрывчатых веществ;

электромагнитной энергии (искровой разряд, лазерная искра);

механической энергии (извержение вулканов);

энергии сжатых газов (превышение пределов давления на стенки баллона, трубопровода).

Запишите о п р е д е л е н и е:

Взрывоопасный объект – это объект, на котором хранятся, используются, производятся и транспортируются вещества, способные при определенных условиях взрываться.

К взрывоопасным объектам относятся:

1) предприятия, производящие:

порох и другие взрывчатые вещества;

ракетное твердое топливо;

пиротехнические средства и составы;

2) предприятия химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей и газовой промышленности;

3) предприятия хлебопродуктовой и текстильной промышленности;

4) склады легковоспламеняющихся жидкостей, сжиженных газов;

5) склады вооружений.

С 90-х годов XX века произошло заметное увеличение числа взрывов криминального характера в целях устранения нежелательных конкурентов в политике, в бизнесе и др., вымогательства, убийства и совершения террористических актов.

2. К о м м е н т и р о в а н и е схемы.

Подтверждением этому может служить схема, в которой отслежены все случаи террористических актов и взрывов в Москве с 1995 г. по 2000 г.

Рассмотрите эту схему и скажите, какие наблюдаются общие черты в осуществлении террористических актов, какие объекты выбирают террористы для свершения своих злостных действий.

Схема 3

География московского терроризма

О б о з н а ч е н и я на схеме:

1. Взрыв памятника Николаю II в Тайнинском (1997 г.);

2. Взрывы в редакции «Московский комсомолец» (1995 г.);

3. Взрыв в гостинице «Интурист» (1999 г.);

4. Обстрел посольства США (1999 г.);

5. Попытка взрыва памятника Петру I (1998 г.);

6. Попытка взрыва автобуса на Беловежской улице (1996 г.);

7. Попытка минирования газового коллектора на Верейской улице (1996 г.);

8. Взрыв в тоннеле метро вблизи станции «Тульская» (1996 г.);

9. Взрыв жилого дома на Каширском шоссе (сентябрь 1999 г.);

10. Взрыв жилого дома на улице Гурьянова (сентябрь 1999 г.);

11. Взрыв здания МВД на Житной улице (1999 г.);

12. Взрыв в Манеже (1999 г.);

13. Взрыв синагоги в Большом Спасоглинищевском переулке (1999 г.);

14. Взрыв в приемной ФСБ на Кузнецком мосту (1999 г.);

15. Взрыв троллейбуса на Страстном бульваре (1996 г.);

16. Взрыв синагоги в Марьиной роще (1998 г.);

17. Взрыв троллейбуса на проспекте Мира (1996 г.);

18. Взрыв автобуса в Останкине (1996 г.);

19. Взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади (август 2000 г.)

Каждый взрыв уносит множество людских жизней.

Так во взрыве на улице Гурьянова и на Каширском шоссе погибло 230 человек, в подземном переходе на Пушкинской площади в 2000 году погибло 12 человек, помещено в больницу 59 человек.

III. Итог занятия.

Б е с е д а по вопросам:

Каковы последствия взрыва?

Какой объект называют взрывоопасным?

Перечислите предприятия, которые можно отнести к взрывоопасным объектам.

Просмотр содержимого документа
«Действия школьников при пожаре»

Тема:

Цель:

Ход занятия

Учитель.

2) н

Н а п р и м е р:

В о п р о с ы и задания:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

Просмотр содержимого документа
«Запомнить надо твердо нам»

Занятие 5

Тема:

пожара в квартире

Цель:

Оборудование:

Ход занятия

I. Организационный момент.

А н а л и з

Дети дают оценку поступкам.

Учитель.

1. Р а с с к а з учителя.

Учитель .

2. О б с у ж д е н и е

3. И г р а на внимание.

О п и с а н и е

1. Б е с е д а по вопросам:

2. О ф о р м л е н и е

Учитель

V. Итог занятия.

Учитель

Регулярно проверяйте (что?)

Не допускайте (чего?) … (перегревания проводки).

(к переключателям)

Просмотр содержимого документа
«Меры предосторожности по недопущению»

Занятие 5

Тема: Меры предосторожности по недопущению

пожара в квартире

Цель: учить детей осторожному обращению с огнем; закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности.

Оборудование: сюжетные картинки с опасностью пожаров; плакаты и рисунки с примерами нарушения правил пожарной безопасности; фрагменты компьютерных программ, видеофильмов и т. п.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Закрепление знаний о правилах пожарной безопасности.

А н а л и з конкретных воображаемых ситуаций:

Что ты скажешь, если со спичками шалят твои товарищи, маленькие дети?

Ты идешь и видишь, как ребята играют с огнем вблизи строений, на чердаках или в подвалах. Твои действия?

Что может произойти, если оставить незатушенный костер?

Ребята подожгли сухую траву, среди которой приносящие пользу природе насекомые, например, муравьи. Что произойдет с насекомыми?

Дети дают оценку поступкам.

Учитель. Вы убедились, что надо бережно относиться к природе, строго соблюдать правила пожарной безопасности, чтобы избежать пожара.

Ребята, всегда помните об этих правилах и разъясняйте их своим товарищам. Тем самым вы окажете большую помощь своему микрорайону, людям, которые в нем живут, работникам пожарной охраны, а также таким путем вы защитите окружающую нас природу.

III. Беседа о мерах предосторожности по недопущению пожара в квартире.

1. Р а с с к а з учителя.

Учитель . С незапамятных времен огонь был спутником человека, верно служил ему. И сегодня без огня не обойтись: он с нами в праздники и будни, он согревает и кормит нас. Но огонь бывает смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. По этой причине исчезли в языках пламени тысячи городов, бесценные творения, несметные сокровища, созданные миллионами людей. Огонь, выходя из повиновения, не щадил никого и ничего. Сталкиваются две силы – человек и огонь. Пожар не случайность, а результат легкомыслия и беспечности.

2. О б с у ж д е н и е иллюстрированных опасных ситуаций возникновения пожара в доме.

Могут быть использованы фрагменты компьютерных программ, видеофильмы, диапозитивы или вывешены плакаты, сюжетные картинки, с помощью которых проводится обсуждение.

3. И г р а на внимание.

О п и с а н и е . Называются основные причины возникновения пожара в доме: игра детей со спичками, неправильное обращение с электроприборами и телевизором, электроплитой, газовыми плитами.

Показывается рисунок (или плакат), на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности.

Учитель или ведущий ученик называет число изображенных на рисунке нарушений и предлагает ребятам за 1–2 минуты назвать и показать их, а затем рассказать, какие меры предосторожности не были соблюдены.

В игре побеждает тот, кто назовет все быстро и правильно. По окончании игры преподаватель должен подробно рассказать ребятам о том, что нарушение любого из названных правил пожарной безопасности может привести к пожару в доме.

IV. Закрепление темы занятия.

1. Б е с е д а по вопросам:

Можно ли оставлять включенный телевизор? Включенную электроплиту?

Почему детям не разрешают включать газовую плиту?

Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?

2. О ф о р м л е н и е классного уголка пожарной безопасности.

Учитель . Предлагаем вам, ребята, оформить в классе уголок пожарной безопасности, так как правила пожарной безопасности очень важно знать каждому человеку, а их соблюдение помогает сохранить от огня личное и государственное имущество и даже собственную жизнь.

В заключение нашего занятия давайте перечислим и закрепим знание основных мер пожарной безопасности в квартире.

Правила поведения при возникновении пожара:

по возможности попытаться потушить пожар, пока он не распространился;

позвонить по телефону «01», сообщить характер возгорания и свой точный адрес;

сообщить соседям о пожаре и немедленно покинуть квартиру, выключив электричество и газ;

в задымленном помещении дышать через влажную ткань и передвигаться пригнувшись или ползком.

Для оформления классного уголка пожарной безопасности учащимся может быть предложена следующая работа: нарисовать рисунки, плакаты, листовки; описать опасные истории с огнем; подобрать пословицы, поговорки и мудрые высказывания об опасности пожаров; найти информацию о пожарах и их последствиях в средствах печати, произведениях художественной литературы; сочинить вымышленные истории, стихотворения о пожарах.

V. Итог занятия.

Учитель . Сформулируйте основные правила пожарной безопасности в доме. Я начну, а вы продолжите по цепочке.

Регулярно проверяйте (что?) … (сохранность электрических контактов и проводов).

Не допускайте (чего?) … (перегревания проводки).

Исключите доступ воды (к чему?) … (к переключателям) , чтобы предотвратить (что?) … (возможность короткого замыкания).

Никогда не оставляйте без присмотра (что?) … (включенную газовую горелку, электронагревательные приборы).

Просмотр содержимого документа
«Огонь и человек»

Занятие 8

Тема: Огонь и человек

Дидактическая игра

Цель: развивать практические навыки учащихся по локализации и тушению пожара; формировать у учащихся твердое убеждение того, что огонь – не игрушка; закреплять умения справляться с огнем и спасаться от огня.

Оборудование : рисунки, сюжетные картинки по теме; плакат к игре-лабиринту «Огонь и человек».

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Рассказ учителя «Что нужно помнить при обращении с огнем?».

Огонь не всегда был добрым другом и помощником человека. В древности, когда люди и огонь еще не подружились, он приносил немало бед. Только потом огонь стал служить человеку. Он обогревает его дом, работает вместе с ним на заводе.

Давайте вспомним, как правильно обращаться с огнем.

Помни, что огонь подчиняется только умелым рукам. Если обращаться с огнем неосторожно, он опять станет диким. Справиться с ним будет очень трудно. Причины пожара бывают разными. Но пожар всегда начинается с того, что огонь остается без присмотра.

Помни – огонь не игрушка!

Если загорание небольшое и началось не от газовой плиты или от электроприбора, его можно залить водой. Если ты не можешь справиться с огнем сам, вызывай пожарных по телефону «01». Зови на помощь взрослых. Не пугайся и не пытайся спрятаться. Выходи на улицу, выводи с собой других детей, особенно малышей!

При пожаре опасен не только огонь, но и дым. От дыма нельзя спрятаться! Он забирается во все, даже самые крошечные щели.

Помни: при пожаре главное – защита от дыма! Если это невозможно, быстро уходи на улицу, закрыв за собой двери.

Чтобы защититься от дыма – дыши через мокрую тряпку! Выбираться из дыма лучше на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма.

Если в квартире много дыма, то можно заблудиться и у себя дома! Если ты не можешь выйти из дома на улицу, плотно закрой дверь комнаты, где пожар, и заткни щели от дыма. После этого выходи на балкон или открой окно – зови на помощь!

III. Игра-лабиринт «Огонь и человек».

О п и с а н и е . Учитель обращает внимание детей на плакат с изображением макета обычной квартиры, представленного в виде лабиринта, предлагает принять участие в игре-лабиринте, в которой детям необходимо указкой определить правильный путь к спасению – выход из задымленного помещения квартиры. (Макет квартиры на плакате (размещение комнат, мебели, инвентаря, вещей и т. п.) учитель может изготовить по своему усмотрению).

Игра поможет сформировать четкие представления о правильном поведении в подобных ситуациях.

IV. Дидактическая игра «В гостях у Бабы Яги».

Цель : формировать у детей знания и умения осторожного обращения с огнем; познакомить с технологией разведения огня в печи и способами оказания первой помощи в случае угара (отравления угарным газом).

Учитель . Представьте себе, что вы попали в гости к Бабе Яге. Она просит вас помочь ей истопить печку.

И г р о в ы е з а д а н и я :

1. Разводим огонь. Как вы это сделаете?

2. Печка топится. Чем займемся?

3. Печка истопилась, огонь погас. Что ты будешь делать дальше?

4. Ты почувствовал себя плохо (угорел). Что нужно делать?

И н ф о р м а ц и о н н ы й р я д , помогающий в ответах:

Чтобы дрова быстро разгорелись, нужно правильно сложить дрова в печи: сначала положить бумагу, на нее щепки и бересту, а сверху – поленья; их складывают домиком (колодцем) или шалашиком.

Прежде чем поджечь дрова, убедись, что задвижка (вьюшка) дымохода открыта.

Не оставляй горящую печь или камин без присмотра! Уголек может упасть на лежащие рядом предметы и вызвать пожар.

После того как дрова прогорели и образовались угли, не закрывай трубу задвижкой, пока не исчезнут голубые огоньки.

Если ты закрыл вьюшку раньше, а на углях еще остались голубые огоньки, то ты можешь отравиться угарным газом (угореть). У тебя может болеть и кружиться голова, появятся слезы, тошнота, начнется рвота. В этом случае необходимо позвать на помощь взрослых, выйти на улицу, открыть все окна и проветрить помещение. Выпей молока, вызови врача, ложись в кровать.

Просмотр содержимого документа
«Первичные средства пожаротушения»

Тема: действия школьников при пожаре

Цель: научить учащихся правильно действовать в случае обнаружения пожара, провести тренировку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы.

Ход занятия

I. Рассказ о действиях в случае пожара.

Учитель. Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2) н ельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.

Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим. При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

Н а п р и м е р: «Пожар в школе № ____ по адресу: улица _____, дом _____. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Иванова Наталья Ивановна».

Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

II. Беседа «Что предпринять?».

В о п р о с ы и задания:

1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

3. Как потушить горящий телевизор?

4. Как лучше выбраться из сильно задымленной комнаты?

5. Составьте сообщение о пожаре:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

О т р а б о т к а действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1. Подвести учащихся к плану эвакуации с данного этажа на случай пожара, объяснить порядок эвакуации.

2. Провести тренировку по эвакуации из данного помещения. При проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, держа за руки друг друга, закрыв нос мокрым полотенцем, платком.

Просмотр содержимого документа
«Пожары -большая беда для человека»

Тема: действия школьников при пожаре

Цель: научить учащихся правильно действовать в случае обнаружения пожара, провести тренировку по эвакуации учащихся из данного кабинета школы.

Ход занятия

I. Рассказ о действиях в случае пожара.

Учитель. Каждый из вас, ребята, не раз слышал о мерах предосторожности в обращении с огнем. Эти правила просты и легко выполнимы, но не все их выполняют. Что же делать, если случился пожар? Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника – плохой помощник в сложной обстановке.

Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:

1) Нельзя открывать окна, так как приток кислорода поддерживает горение;

2) н ельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, то есть вынуть вилку из розетки.

Если это телевизор, то заливать надо его заднюю часть, стоя при этом сбоку от экрана, так как нагретый кинескоп может взорваться и поранить вас. Если рядом нет воды, то можно накрыть его плотным одеялом или засыпать песком.

Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и помочь выйти младшим. При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (так как ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены. Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону «01». При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит, назвать свою фамилию.

Н а п р и м е р: «Пожар в школе № ____ по адресу: улица _____, дом _____. Горит электропроводка в спортивном зале. Сообщила Иванова Наталья Ивановна».

Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.

II. Беседа «Что предпринять?».

В о п р о с ы и задания:

1. Можно ли бить стекла в доме или квартире во время пожара?

2. Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет?

3. Как потушить горящий телевизор?

4. Как лучше выбраться из сильно задымленной комнаты?

5. Составьте сообщение о пожаре:

а) в школе;

б) дома.

III. Практические действия.

О т р а б о т к а действий (учебная тренировка) по эвакуации:

1. Подвести учащихся к плану эвакуации с данного этажа на случай пожара, объяснить порядок эвакуации.

2. Провести тренировку по эвакуации из данного помещения. При проведении тренировки обратить внимание на то, чтобы учащиеся шли вдоль стены спокойно, организованно, держа за руки друг друга, закрыв нос мокрым полотенцем, платком.

Просмотр содержимого документа
«Пожары»

Занятие 9

Тема: пожары

Классный час

Цель: изучить с учащимися причины, классификацию, условия возникновения пожаров.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Повторение пройденного материала по в о п р о с а м:

Какие техногенные катастрофы и аварии могут возникнуть в нашем районе?

Перечислите основные причины возникновения аварий.

С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала по теме.

1. И с т о р и ч е с к и е сведения.

Учитель . Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2–3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек.

Пожары приводят к большим материальным потерям:

превращают в пепел жилые и промышленные здания;

уничтожают лесные массивы;

уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.

Приведу примеры некоторых исторических фактов, подтверждающих тяжкие последствия, нанесенные пожарами:

1470 г. – пожар в Москве (осталось только 3 двора);

1493 г. – пожар в Кремле (сгорела вся Москва);

1812 г. – пожар, вызванный бесчинством мародеров (уничтожено 2/3 города);

1972 г. торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом);

1977 г. – пожар в гостинице «Россия», погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека;

1993 г. – пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась главного поставщика большегрузных автомобилей).

2. Б е с е д а по вопросам:

На каких объектах наиболее часто возникают пожары?

Как вы думаете, какие предприятия нашего города, района наиболее пожароопасные?

3. О п р е д е л е н и е понятий «пожар», «горение».

Учитель . Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Горение – это процесс превращения горючих веществ в продукты сгорания.

Оно сопровождается:

интенсивным выделением тепла;

выделением дыма;

световым излучением.

Для возникновения горения необходимы три условия:

1) наличие горючего вещества; к горючим веществам относятся:

 дерево;

 бумага;

 бензин;

 керосин;

 газ и др.;

2) наличие окислителя, к которому относятся следующие вещества:

кислород воздуха;

 селитра;

азотная кислота;

 окислы азота;

3) источник воспламенения, которым может послужить:

 искра;

 пламя костра;

непогашенный окурок и др.

Рассмотрите зависимость всех трех условий возникновения пожара между собой на схеме.

Как вы думаете, если не будет одного из этих условий, что произойдет? (Ответы учащихся.)

Схема 1

Отсутствие одного из элементов делает невозможным возникновение пожара.

На скорость распространения пожара влияет огнестойкость строительных конструкций и возгораемость материалов, которые делятся на:

 горючие;

 трудногорючие;

 негорючие.

Компоненты возгорания различных групп материалов и их характеристика представлены в схеме на с. 38. Ознакомьтесь с этой схемой.

Чаще всего причиной гибели людей является не огонь, а удушающий газ, выделяемый при горении пластмасс, применяемых при отделке зданий.

Схема 2

По интенсивности пожары подразделяются:

на отдельные (то есть пожары в отдельном здании);

массовые (отдельные пожары, охватившие 25 % территории застройки).

Ведение спасательных работ в зоне массового пожара практически исключено.

Условиями возникновения такого пожара являются:

массовая застройка;

 лесной массив;

большое скопление горючих материалов;

огненный шторм (пожар охватывает в городах 90 % зданий), который характеризуется подъемом вверх продуктов сгорания и нагретого воздуха, а также притоком с ураганной скоростью со всех сторон свежего воздуха.

Распространение пожаров в городах и населенных пунктах зависит от следующих факторов:

огнестойкости зданий;

плотности застройки;

характера местности;

 условий погоды.

Как вы думаете, какие здания вероятнее всего подлежат истреблению во время огненной стихии? Какие населенные пункты представляют наибольшую опасность при возникновении пожара? (Наибольшую опасность представляют населенные пункты с деревянными застройками.)

Вспомните статистику о случаях с пожарами. Где чаще всего происходят пожары с наибольшим количеством жертв? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). Наибольшее число жертв бывает в зданиях с массовым пребыванием людей:

 гостиницы;

спортивные сооружения;

 магазины;

образовательные учреждения;

 театры и др.

Уместно привести примеры последних сведений из хроники пожаров, показать видеосюжеты.

При горении нефтепродуктов в резервуарах возможны вытекание нефтепродуктов и взрывы, приводящие к выбросам горящей жидкости.

Как остановить горение? (Ответы учащихся.)

Учитель (дополняет). Горение может быть прекращено:

охлаждением водой;

специальными растворами;

углекислотой и другими средствами;

разбавлением реагирующих в процессе горения веществ водным напором, углекислым газом, азотом;

изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом;

химическим торможением реакции горения специальными веществами (бромэтил, фреоны).

Существуют различные способы тушения пожаров, которые применяются и эффективны в каждом конкретном случае с пожарами.

Рассмотрим эти способы тушения пожаров:

первичные очаги возгорания тушат огнетушителем, засыпают песком и другими подручными средствами;

отдельные очаги горения оставляют для догорания горючего материала;

массовые пожары разбиваются на отдельные участки.

Пожары в зданиях и сооружениях характеризуются:

быстрым повышением температуры;

задымлением помещений;

распространением огня открытым путем;

потерей конструкциями несущей способности.

Вам необходимо знать признаки развития обстановки на пожаре:

закрытые оконные проемы свидетельствуют об отсутствии людей или их нахождении в бессознательном состоянии;

сильное пламя, выбивающееся из окон, – признак интенсивного горения внутренних помещений здания;

резкое падение высоты пламени из окон – признак разрушения конструкций, может последовать разрушение;

отсутствие выбросов пламени из окон – признак быстрого распространения огня по внутренним конструкциям;

большое количество густого дыма – признак горения при недостатке кислорода в воздухе.

Что необходимо предпринять для тушения пожаров в городах? (Для тушения пожаров в городах на первом этапе необходимо использовать подручные средства и позвонить «01».)

Особое внимание должно уделяться своевременному оповещению людей о возникновении признаков пожара – дыма.

Для оповещения используется (должен использоваться) пожарный извещатель.

Закон об установке пожарных извещателей принят правительством в 1999 году.

III. Итог занятия.

Б е с е д а по вопросам:

Перечислите основные способы прекращения горения.

Охарактеризуйте процесс горения.

Что влияет на способ распространения горения?

Просмотр содержимого документа
«Причины возникновения пожара»

Занятие 1

Тема: причины возникновения пожара

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности.

Ход занятия

I. Рассказ о причинах возникновения пожаров.

Учитель. В жизни человека огонь играет исключительную роль. Обогрев наших домов, приготовление пищи, развитие науки и техники – все связано с огнем.

Долгие годы потребовались человечеству для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.

Но как и вода, необходимая для жизни человека, приносящая огромные бедствия в период обильных паводков, так и огонь, создающий при помощи людей огромную пользу, при небрежном к нему отношении может превратиться в безжалостного врага, уничтожающего города и села, фабрики и заводы, уносящего человеческие жизни.

Все вы, ребята, видели, как по городу проносятся красные машины с тревожными сиренами. Пожар! Из-за чего же он происходит?

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, из-за их беспечности, а примерно каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей и подростков. Вы сейчас слушаете и думаете, что лично к вам это не относится, вы лично со спичками не играете. И тем не менее количество пожаров растет.

Почему происходят пожары?

Вот лишь несколько типичных случаев:

1) Пожар возник от неосторожности обращения со свечой шестилетнего мальчика. В прихожей квартиры находилось много макулатуры. Из-за ожога горячим воском мальчик выронил свечу, бумага загорелась. Малыш испугался и убежал. Пожар быстро распространился по квартире и отрезал путь к спасению. Мальчик погиб.

2) Десятилетний Андрей шел к маме на работу и увидел бочку с какой-то жидкостью на дне. Он бросил туда горящую спичку. Произошел взрыв. Мальчик получил сильные ожоги.

3) Десятилетняя Наташа зажигала у елки бенгальские огни. Искры попали на вату, произошел пожар. Сгорела часть комнаты. К счастью, дома были взрослые.

Не понимая опасности подобных игр с огнем, вы, ребята, разжигаете костры вблизи строений, поджигаете мусор в баках, старую траву, тополиный пух, пускаете горящие «самолетики» и можете стать виновниками пожаров.

Но кроме того, бывают случаи, когда дети, решив побаловаться, набирают номер пожарной охраны и дают дежурному ложные сведения о пожаре. Но может быть в это время нужна настоящая помощь пожарных подразделений в другом месте?! А ребячья шалость может привести к тяжелейшим последствиям, наказанию ваших родителей и вас самих.

Пожар – это страшное зрелище. Особенно страшными бывают пожары в детских садах, школах. Вы помните, наверное, недавнюю трагедию, которая произошла в якутском поселке, когда во время пожара в школе погибло 22 ребенка.

II. Инструктирование по правилам пожарной безопасности.

Чтобы избежать пожара, необходимо хорошо знать и строго соблюдать правила пожарной безопасности:

1. Не играйте сами и следите, чтобы со спичками не играли маленькие дети. Спички должны храниться в местах, недоступных для малышей.

2. Не нагревайте незнакомые предметы, упаковки из-под порошков и красок, особенно аэрозольные баллоны.

3. Не оставляйте электронагревательные приборы без присмотра. Запрещайте малышам самостоятельно включать телевизор. Уходя из дома, отключите электроприборы от сети.

4. Помните, что опасна не только бочка с бензином, но и пустая бочка из-под него или другой легковоспламеняющейся жидкости (например, краски), а зажженная спичка может привести к тяжелым ожогам и травмам.

5. Не разжигайте печь или костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей (бензина, солярки).

6. Не оставляйте незатушенных костров – это может привести к пожару.

7. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву, огонь не только убивает насекомых, которые живут в ней, но и приводит к пожару.

Помните об этих правилах, соблюдайте их сами и разъясняйте другим.

III. Беседа «Сделать правильный выбор».

В о п р о с ы:

1. Были ли вы свидетелями пожара?

2. Какова была причина пожара?

3. Где у вас дома хранятся спички?

4. Разрешают ли вам взрослые самостоятельно включать электроприборы? Если да, то как вы контролируете, уходя из дома, отключены ли они?

IV. Итог занятия.

Учитель . Придумайте начало и конец рассказа.

Костер начал разгораться все сильнее и сильнее. Искры взлетали высоко. Вот уже загорелась сухая трава вокруг костра, а ведь рядом был лес! Но мальчишки не растерялись. Они стали забрасывать костер … (песком). Постепенно огонь уменьшился и угас.

Просмотр содержимого документа
«Условия и причины возникновения пожаров»

Занятие 11

Тема: условия и причины возникновения

пожаров и взрывов

Классный час

Цель: изучить с учащимися основные причины возникновения пожаров и взрывов.

Ход занятия

I. Вводная часть.

1. П о в т о р е н и е пройденного материала по вопросам:

Перечислите промышленные и хозяйственные объекты, относящиеся к взрывоопасным.

Как подразделяются взрывы?

2. С о о б щ е н и е темы и цели занятия.

II. Изложение материала.

1. Р а с с к а з учителя с элементами беседы.

Учитель . Вспомните, какие условия сопутствуют возникновению пожаров и взрывов. (Ответы учащихся.)

Условия для возникновения взрывов и пожаров могут быть следующими:

наличие большого количества легковоспламеняющихся веществ и горючих жидкостей;

присутствие источников воспламенения:

заводские факелы;

печи с огненным обогревом и др.;

проведение электросварочных и газосварочных работ;

наличие газовоздушных смесей.

О трагичности событий со взрывами свидетельствуют многочисленные факты. Приведем некоторые из них:

1990 г. – объемный взрыв газовоздушной смеси на производственном объединении «Ярославнефтеоргсинтез» (6 погибших, 12 че-ловек получили травмы);

1989 г. – в Башкирии взрыв газообразной смеси нефтепродуктов и воздуха (погибло 780 человек).

Какие причины приводят к пожарам и взрывам? (Ответы учащихся.)

Учитель (обобщает). К пожарам и взрывам приводят:

нарушение технологии производства;

нарушение правил перевозки пожароопасных и взрывоопасных веществ;

халатное отношение персонала к соблюдению правил безопасности.

Наиболее частыми причинами перерастания возгорания в пожар являются:

недостатки в проектировании зданий;

использование строителями легкогорючих и полимерных материалов (выделяются ядовитые газы);

недостатки в противопожарном оборудовании;

отсутствие запасных путей эвакуации;

несоблюдение правил пожарной безопасности;

неподготовленность людей (паника);

неисправность электропроводки и электрооборудования зданий;

курение (тлеющая сигарета имеет температуру 400 °С и может тлеть до 12 минут);

взрывы и пожары из-за утечки бытового газа.

Какие комфортные условия или неудобства мы имеем от пользования газом? (Ответы учащихся.)

80 % всех жилых домов в России газифицированы и таят три главные опасности:

опасность террористического акта (открытые газовые магистрали, проходящие по стенам домов);

высокая вероятность аварий газопроводов (60 % изношенности газовых труб);

утечка газа в быту.

2. С о с т а в л е н и е памятки «Ваши действия при обнаружении запаха газа».

Если почувствовали запах газа, то:

перекройте кран на трубопроводе, устройте сквозняк, позвоните в газовую аварийную службу по телефону «04»;

не включайте свет, а если он включен, выключите его;

предупреждая соседей, не пользуйтесь электрическим звонком.

Особую опасность вызывает ослабление внимания к вопросам безопасного хранения взрывчатых веществ в армии. Примеров тому достаточное количество, вот один из них:

1994 г. – начавшийся пожар на военном складе в Новонежино (Дальний Восток) уничтожил полностью склад. Бомбы рвались сутки и разлетались в радиусе до 4 км.

Не пытайтесь копаться в снарядах и бомбах или хранить их дома!

III. Итог занятия.

Назовите причины перерастания возгорания в пожар.

Какие действия жильцов приводят к пожарам и взрывам в жилом секторе?