Можно учиться на снегоход с 14 лет. Как получить права на снегоход: инструкция для водителей и рекомендации юриста. Водительское удостоверение на снегоход

Продажа

На сегодняшний день все граждане России начинают потихоньку осознавать, что водительское удостоверение, позволяющее легально управлять такими транспортными средствами как снегоход и квадроцикл, крайне важная необходимость. Ведь это намного удобнее и безопаснее, чем ездить на данных средствах передвижения нелегально. Все что от вас требуется – это получение УТМ.

УТМ – что это?

УТМ – удостоверение тракториста-машиниста, с открытой в нем категорией «А», а именно, «управление внедорожными мотоциклетными средствами» (AI).

Однако не стоит путать с категорией на мотоцикл , это совершенно две разные вещи.

Без удостоверения УТМ, сотрудники ГИБДД имеют полное право не только выписать вам штраф, на довольно приличную сумму, но и даже изъять ваше дорогостоящее средство передвижения, которое вы сможете забрать лишь тогда, когда получите удостоверение, позволяющее управлять этим транспортным средством.

Если вы являетесь владельцем квадроцикла, оснащенного габаритными огнями, зеркалами, фарами и стоп-сигналами, то вам придется получить обычные права на мотоцикл.

Ознакомившись с информацией этой статьи, вы узнаете все нюансы получения водительского удостоверения на право управления квадроциклом и снегоходом.

Для того чтобы получить права на квадроцикл и снегоход, первое, что необходимо сделать – это посетить Гостехнадзор и отдать необходимый пакет документов.

Нюансы сдачи экзамена в гостехнадзоре

Во многом данный экзамен схож с экзамен в ГИБДД, однако существуют и некоторые существенные отличия:

  1. Экзамен состоит из двух частей: практика и теория.
  2. Теоретическая часть сдается по экзаменационным билетам, утвержденным министерством сельского хозяйства Российской Федерации . Отсюда следует вывод, что если водитель снегохода или квадроцикла хочет самостоятельно получить водительское удостоверение, ему придется где-то найти эти билеты и ознакомится с вопросами.
  3. В случае если экзамен не будет сдан с первого раза, то следующий шанс появится ровно через неделю. Если экзамен не сдан и после третьей попытки , то кандидату в водители придется проходить дополнительное обучение.
  4. Практический экзамен состоит из двух частей: автодром и город .

Перечень упражнений на автодроме :

  • старт с места на эстакаде;
  • заезд задним ходом в гараж, ориентируясь по зеркалам;
  • разворот в ограниченном пространстве;
  • экстренная остановка, остановка и торможение на различных скоростях;
  • агрегатирование прицепной машины.

Второй этап включает в себя:

На самом же деле, получить водительское удостоверение на самоходные транспортные средства легче, чем кажется на первый взгляд. Квадроциклы и снегоходы еще не так популярны, как автомобили и мотоциклы, поэтому вам не придется выстаивать длинные очереди.

Ну и в заключении хочется добавить, если вы стали обладателем прав на квадроцикл, то и снегоходом вы сможете управлять без проблем. Ну, и соответственно, наоборот.

Мы много пишем о внедорожной технике: квадроциклах, снегоходах, да и сами эти машины давно перестали быть экзотикой и продаются в России десятками тысяч единиц в год. Однако один и тот же вопрос мне задают любопытные граждане, если встречают меня на снегоходе или квадрике – «а на него нужны «права»»?

Вопрос, действительно, не праздный. Понятно, что человек, не имеющий квадроцикла или снегохода, не обязан знать такие тонкости, пугает иное – зачастую те, в чьих гаражах стоит колесная или гусеничная внедорожная техника, даже не подозревают о том, что на их «коньков-горбунков» водительское удостоверение требуется и очень удивляются, когда в чистом поле их встречает сотрудник гостехнадзора и выписывает штраф, а то и забирает технику на штрафстоянку.

«Права» нужны!

Итак, для управления внедорожным мототранспортным средством, не предназначенным для использования на дорогах общего пользования либо имеющим максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, к коим и относятся снегоходы и квадроциклы, требуется удостоверение тракториста-машиниста, категории АI. Именно в эту категорию попадают абсолютно все квадроциклы и снегоходы. Никаких ограничений или послаблений по фактору мощности или рабочего объема двигателя нет. Зато есть несколько приятных моментов.

Во-первых, за правами на «маленький трактор» можно отправляться уже с 16 лет. Совершеннолетия ждать не нужно, и, получив заветную корочку, можно сразу садиться за руль хоть 150-кубового «китайского» квадрика, хоть за 170-сильный горный снегоход.

Во-вторых, в отличие от последних нововведений в епархии ГИБДД, совершенно необязательно учиться в специальной «тракторной школе». В органах Гостехнадзора до сих пор действует институт экстерната. Может быть, и хотели бы официальные лица сделать учебу обязательной, как это нынче заведено в автошколах, но ресурсов для организации «квадрошкол» у ведомства нет. К тому же пришлось бы растягивать обучение на полгода, ведь пришлось бы обучать езде и на квадроцикле, и на снегоходе, и если зимой можно ездить и на том и на другом, то летом возникает проблема. Либо же пришлось бы вводить отдельные категории на то и другое, что тоже не входит в интересы ведомства, ведь, признаться честно, персональная квадро- снеготехника вообще «пристегнута» Гостехнадзору постольку поскольку. У них и без того хватает забот, ведь в их епархии все – от детских аттракционов и тракторов до башенных подъемных кранов и комбайнов.


В-третьих, есть чудесный пункт правил, который гласит: «Лицам, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «А», выданное до 1 января 2000г., удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) с разрешающей отметкой в графе «АI» выдается без сдачи экзаменов». То есть, если вы получили «права» на мотоцикл в 1999 году или ранее, вам вообще не надо сдавать экзамен. Достаточно прийти в отделение гостехнадзора с пакетом документов (о котором чуть ниже) и вам выдадут «права» на квадрик автоматом.

Квадроцикл – не квадрицикл

Стоит обратить особое внимание вот на что: после недавней реформы в ГИБДД в автомобильных правах появилась категория BI, на управление «трициклами и квадрициклами». Так вот, квадроцикл и квадрицикл – это совсем не одно и то же. Первое – это мотовездеход или «мототранспортные внедорожные четырехколесные средства с шинами, внутреннее давление в которых не более 69 кПа (0,7 кгс/см2), имеющие сиденье с мотоциклетной посадкой и руль мотоциклетного типа…». Как раз то, о чем мы и говорим.

Квадрициклы же – это «четырехколесные мототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы аккумуляторных батарей в случае электрических транспортных средств, предназначенные для эксплуатации по дорогам общего пользования».

Квадрициклы отнесены к категории L7 классификации комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) и к категории «А» (подкатегории «ВI» с 06.11.2013 г.) транспортных средств по классификации конвенции о дорожном движении. Они сертифицируются с выдачей одобрения типа транспортного средства и регистрируются в органах ГИБДД.

Под эту категорию подпадают всевозможные легкие автомобильчики, которых в России вообще практически нет. Или то, что в СССР называлось «инвалидками». Словом, автомобильные права не подойдут для езды на мотовездеходах и снегоходах, как и наоборот.


Готовимся к экзамену

Итак, прежде чем идти на экзамен, стоит разузнать, где вообще в вашем регионе расположилось непонятное заведение с названием Гостехнадзор. В Москве место, где принимают экзамены на категорию АI всего одно и расположено на проспекте Вернадского, д. 50. В регионах же чаще всего отделение технического надзора можно отыскать в райцентрах или областных центрах. Поскольку желающих сдавать экзамены на квадрик, как правило, не очень много, серьезного потока экзаменуемых не наблюдается нигде. Поэтому и регулярных экзаменов, скорее всего, не проводится. Поэтому идем в «гости» в Гостехнадзор, узнаем, кто из инспекторов занимается «нашим» вопросом и выясняем дату ближайшего экзамена.

Пока готовимся к теоретическому экзамену и учимся ездить, готовим необходимые документы. Нам понадобится:


  • документ о прохождении обучения (если вам удалось таковое пройти);
  • удостоверение тракториста-машиниста (если ранее выдавалось);
  • водительское удостоверение (если имеется);
  • две фотографии 3х4 см на матовой бумаге;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу удостоверения (это квиточек из банка; сумма госпошлины за выдачу удостоверения на данный момент составляет всего 500 рублей.

Найти в продаже книгу с экзаменационными билетами на категорию АI «тракториста-машиниста» очень непросто, но оно и не нужно. Все они в изрядном количестве есть в интернете, и найти их не составит труда. Сами вопросы довольно простые, многие из них посвящены вопросам эксплуатации и ремонта. Даже если вы никогда не полезете в дорогущий импортный снегоход, все равно придется подучить «будни механика». Как ни крути, квадроцикл – брат трактора, и требования в Гостехнадзоре схожие. Хотя, конечно, к будущим водителям квадроциклов и снегоходов инспекторы относятся более лояльно, нежели инспекторы ГИБДД на автомобильных экзаменах. Да, кстати, очень важно – если на момент сдачи экзамена в гостехнадзоре у вас нет автомобильных «прав», то вам придется сдавать и экзамен по ПДД! Если водительское удостоверение из ГИБДД уже есть, то придется сдавать только «тракторные» билеты.

Еще одна рекомендация: если есть такая возможность, возьмите одно практическое занятие с инструктором. Это поможет понять требования инспектора на экзамене и познакомиться с площадкой и техникой, на которой придется сдавать экзамены.

Экзамен

По сравнению с экзаменами в ГИБДД сдача на «тракторные» права обычно проходит в «теплой и дружественной обстановке». Как ни крути, но претенденты на звание водителей квадроциклов не являются будущими профессиональными трактористами, водителями карьерных самосвалов и операторами шагающих экскаваторов, поэтому отношение к ним соответствующее.

Тем не менее, если вы обладаете особой формой «альтернативной одаренности», и вам не удалось сдать теоретический экзамен с трех попыток (между попытками должно пройти не менее недели, но по факту – может и больше, причину смотри выше), вас не допустят до четвертой попытки без корочки о прохождении обучения. И если в Москве или Питере найти «квадрошколу» не составит труда, то где-нибудь в глубинке может возникнуть проблема. Не говоря уж о том, что это лишние, зачастую совершенно ненужные траты.

С практическим экзаменом тоже все весьма просто. Осмотр техники, запуск, езда передом, задом, змейка, старт на эстакаде… Словом, ничего сложного. Все это сопровождается размахиванием руками (у квадрика нет поворотников). Словом, если вы потратили час на одно занятие с инструктором, то сдадите площадку с закрытыми глазами.

После успешной сдачи экзамена вы получаете заветную корочку, очень похожую на автомобильные «права» старого «бумажного» образца, но серого цвета, и можете выезжать на бездорожье и удивлять друзей. Если вы живете в городе, а не в селе, скорее всего, большинство из ваших друзей будут впадать в ступор, видя в вашем портмоне странный «дубликат» привычной корочки. За этим очень весело наблюдать.


Кстати, гаишники весьма лояльно относятся к людям на квадроциклах, которые передвигаются по вроде бы запрещенным для них дорогам общего пользования при условии наличия у тех удостоверения тракториста-машиниста категории АI, регистрации и техосмотра. Особо ответственные могут даже приобрести полис ОСАГО на квадрик, но о тонкостях страхования внедорожной техники, а также о вопросах регистрации и прохождения техосмотра на внедорожную технику мы поговорим в отдельном материале.

Снегоходы считаются самоходной, внедорожной техникой класса А1. Права на снегоход надо обязательно получить, если объем его мотора выше 50 см³. Выдают их не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, организации, которая есть в каждой области. Государственный технический надзор следит за безопасностью работ, проводимых в различных сферах деятельности человека, в том числе с использованием самоходных машин.

На снегоходы выдаются не водительские права, а удостоверение А1 (категория тракторист-машинист). Условия получения удостоверения определяются приказами и постановлениями министерства сельского хозяйства. Обучение и правила сдачи экзаменов определены в инструкции «Правила допуска к управлению…» - приложение к приказу № 807 1999 года. Документ действует до настоящего времени, небольшие изменения были внесены в 2013 и 2015 годах.

Обучение на самоходную технику проводится по специальным программам, учитывающим их условия эксплуатации и обслуживания. Есть особенности управления, которым надо обязательно научиться.

На снегоходы нет официального запрета на проезд по автомобильным дорогам. Надо только пройти государственную регистрацию и получить гос.номер. Тогда при необходимости разрешено выезжать на проезжую часть или пересекать дорогу, но при этом необходимо четко выполнять ПДД.

Общие положения

С 2015 года получить права на снегоход без специального обучения нельзя. Учиться и сдавать экзамены надо или в специальной автошколе, или в профессиональном учебном заведении. Программа обучения считается профессиональной, отличается от программ на водительские права категории В. Есть отличия по приему экзаменов и порядку получения удостоверения. Срок обучения, вместе со сдачей экзаменов, не превышает одного месяца.

Экзамен комплексный, проверяются практические способы и приемы вождения, безопасная эксплуатации техники, знание ПДД. В комиссию по приему экзаменов обязательно включается сотрудник Гостехнадзора.

Практический экзамен принимается на вездеходе той категории, на право управления которой надо получить права, то есть нужен снегоход. Самоходная техника, предоставляется, как правило, учреждениями осуществляющими обучение. Можно доставить собственный снегоход. Но его надо предварительно оборудовать зеркалом заднего вида и установить знак «Учебное ТС».

Перед поступлением на учебу надо пройти медицинскую комиссию. Вид врачебного обследования различен для получения разрешения на вождение автомобиля и самоходной техники. Если нужна справка о допуске к вождению снегоходом, надо заявить сразу. Если в течение года планируется получение водительских прав на автомобиль, об этом надо сразу сообщить при оформлении медицинской карточки. Результаты обследования считаются действительными один год. За это время надо пройти обучение и получить удостоверение, иначе придется повторно платить 1500 - 3000 рублей. Столько на сегодняшний день стоит медицинское обследование.

Практика

Условия сдачи экзамена по вождению определяется в зависимости от того, какая категория нужна. При получении удостоверения А1 проверяется умение правильно и быстро выполнять маневры:

  • после остановки на подъеме быстро начать повторное движение;
  • разворот по небольшой дуге при 1-но разовом включении передачи;
  • въезд задним ходом в бокс;
  • управление снегоходом с подключенном прицепом;
  • торможение при экстренной остановке, в том числе на высокой скорости.

Затем выполняется выезд на специальный маршрут. Какие условия проезда будут выбраны, это тоже зависит от вида самоходной техники. Они должны совпадать с реальными условиями работы вездеходов. Проверяется также способность водителя выполнять ПДД.

Сдавать экзамен надо с первого раза, иначе повторно к сдаче допустят не ранее 7 дней. Не повезет и на второй раз, тогда придется снова отправляться на учебу, за которую надо будет снова платить.

Теория

Теоретический экзамен принимается по специальным билетам, разработанным в Министерстве сельского хозяйства. Если нужна категория А1, тогда на экзамене проверяется знание:

  • основ управления вездеходами;
  • конструктивных особенностей самоходной техники;
  • правил техники безопасности;
  • действующих экологических норм при выполнении работ;
  • ответственность за нарушение ПДД;
  • методов оказания медицинской помощи.

Сданные теоретические экзамены действительны три месяца.

Где получают удостоверение

В некоторых автошколах, выпускные экзамены засчитываются как экзамены пройденные в Гостехнадзоре. Тогда повторно экзамены сдавать не надо, можно сразу получить удостоверение. Но сначала необходимо оплатить госпошлину.

После обучения разрешено самостоятельно идти получать удостоверение.

Вот перечень документов, какие нужны для технадзора:

  • заключение врачебной комиссии (справка);
  • удостоверение личности (паспорт, приписное свидетельство);
  • свидетельство о прохождении обучения;
  • выписка из экзаменационной ведомости.

После сдачи экзаменов в технадзоре обязательно спросят: какие права на снегоход нужны? Могут предложить в виде бумажного документа, стоимостью примерно 500 руб. За удостоверение в пластиковой карточке надо заплатить намного дороже, иногда и 2000 рублей. Удостоверение считается действующим в течение 10 лет.

Как зарегистрировать снегоход

Получили права на снегоход, считаете можно спокойно ездить по лесам и полям? Оказывается сегодня нельзя. Если снегоход с двигателем объема выше 50 см³, его надо было заранее зарегистрировать. Какие условия регистрации снегохода в 2016 году, можно узнать в Гостехнадзоре по месту жительства. Стоимость процедуры в разных регионах колеблется от 1500 до 3000 рублей. Для регистрации нужен технический паспорт на снегоход и личные документы владельца. В технадзоре сначала выпишут справку на фирменном бланке, затем оплачивается госпошлина. После прохождения тех.осмотра выдадут один номерной знак.

Инженеры-инспекторы Гостехнадзора совместно с сотрудниками полиции каждый год проверяют внедорожную мототехнику, выезжая на территории, где они зарегистрированы. Проверяется и наличие прав. Нарушение обнаружено - штраф до 20000 тысяч.

Передвигаться по бездорожью в зимнее время года абсолютно не эффективно. Современные автомобили для этого не предназначены, каким бы уровнем проходимости они ни обладали. Для движения по снегу создана специальная техника, которая получила название снегоход. На ней можно с легкостью преодолевать снежные препятствия, однако существуют определенные ограничения: для их управления нужны права. Несмотря на то что снегоходами чаще всего пользуются в отдаленных местах, где не промышляют представители Гостехнадзора, наличие прав на управление этой техники обязательно.

Разве нужны права на снегоход?

Существует множество способов встречи с инспекторами Гостехнадзора. Например, они могут осуществлять проверочный рейд по обнаружению незарегистрированных транспортных средств. Заглянув в гости к владельцу снегохода, у которого нет прав на его управление, водителю грозит получение штрафа, при этом техника будет отправлена на штрафную площадку.

Причиной придирчивости инспекторов являются не только финансовые предпочтения. Водить снегоход довольно сложно. Он не обладает высокой мобильностью и простотой управления. Для того чтобы снегоход повернуть, нужно правильно сместить его центр тяжести. А для этого технику необходимо чувствовать. В ином случае водитель рискует перевернуться и оказаться придавленным машиной, что на заснеженных полях может привести к нежелательному исходу. Даже имея большой опыт вождения автомобиля, садясь за руль снегохода, начинаешь понимать, насколько неопытен в его управлении. Кроме того, водитель должен знать как эксплуатировать снегоход: для каждой экстренной ситуации есть свой набор правильный маневров, которые помогут избежать проблем. Однако их изучение и отработка занимает время, специально выделяемое во время курсов.

Где получить права на снегоход?

Другими словами, права на снегоход не просто бесполезная корочка, а реальный документ, который подтверждает наличие определенного уровня навыков управления техникой. Поэтому перед тем как сесть за руль снегохода, рекомендуется пройти специальное обучение на курсах. В школе вождения Р-АВТО проводятся курсы для людей, желающих освоить навыки управления снегоходом. Профессиональные инструкторы донесут не только теоретическую базу, но и научат практике, ведь при получении прав необходимо будет сдавать экзамен. Он состоит из двух частей: знание ПДД и техники безопасности, и умение выполнить специальные упражнения. В нашей автомотошколе преподается не только этот минимальный уровень, но и более актуальные знания и умения.

Также для получения прав на снегоход нужно будет подготовить пакет документов: справка из Гостехнадзора, паспорт, две фотографии, справка из медкомиссии, свидетельство о прохождении обучения, квитанция об оплате налогов. Справка из Гостехнадзора должна подтверждать тот факт, что водитель никогда не лишался прав на управление снегоходом или что он их раньше не получал. Права на снегоход относятся к категории «тракторных». Полное название этого удостоверения такое: «Тракторист-машинист категории А». Если же у водителя уже есть подобное удостоверение, например, оно было получено для вождения квадроцикла, то получение прав на снегоход становится формальностью. Наши специалисты помогут решить этот вопрос максимально быстро и эффективно.

Сколько стоит сдать на права?

Если было решено пройти полное обучение по управлению снегоходом, то естественно возникает вопрос, сколько стоит сдать на права. Однозначного ответа не существует, поскольку все зависит от выбранного водителем формата обучения и количества часов. Например, в школе вождения Р-АВТО стоимость курсов составляет 6500 рублей. В эту сумму входит теоретическое и практическое обучение, составление пакета документов и сдача экзамена в Гостехнадзоре. Но не каждому водителю этого будет достаточно. Ведь экзамен включает в себя не только теоретические знания, но и практические навыки. Поэтому программой предусмотрено возможность дополнительных практических занятий, стоимость которых варьируется от 1000 рублей до 5000 рублей, в зависимости от их продолжительности. Кроме того, имея большой опыт обучения мы предлагаем нашим ученикам возможность участвовать в акциях и получить большие скидки.

Срок обучения в автошколе

Еще один немаловажный вопрос, который ставят будущие водители снегоходов, сколько же будет длиться обучение в автошколе. Ведь получение прав приходится совмещать с работой и другими существующими обязанностями. В автошколе Р-АВТО курсы обучения вождению внедорожных мототранспортных средств проходит за 270 минут (4,5 часа). Из них на теорию отведено 180 минут, а на практику - 90 минут. Также предусмотрено дополнительное обучение вождению, продолжительность которого составляет 60 минут. По желанию учащегося можно в индивидуальном порядке организовать обучение под непосредственным контролем инструктора. В этом случае стоимость занятий немного возрастет, но зато получится освоить материал более эффективно.

В конце хотелось бы напомнить о попытках некоторых водителей пойти по более сокращенному пути - покупке прав. Настоятельно не рекомендуем этого делать. Конечно, сотрудник ГИБДД не будет стоять посреди заснеженного поля в ожидании проезжающих рядом людей на снегоходах. Однако полноценное обучение управлению снегоходом имеет ряд преимуществ. Понимание того, как вести себя в критических ситуациях и умение чувствовать технику может спасти вашу жизнь. Ведь в далеких местах отсутствует не только контроль, но и быстрая помощь, которая крайне важна в условиях низких температур. Учитывая то, что стоимость обучения в автошколе Р-АВТО одна из самых низких, а время обучения вождению не превышает пяти часов, то намного эффективнее потратить свои силы на получение прав, чем на их покупку.

Получить права на снегоход (категория А1) можно после специального курса обучения, как и на квадроцикл. Обозначено такое ограничение в «Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)». Допуск к вождению можно получить с 16 лет, делают это в Гостехнадзоре. Для этого необходимо:

  • зарегистрировать технику в Гостехнадзоре
  • подать заявление на получение удостоверения вместе со справой о прохождении медосмотра и получении допуска на управление ТС;
  • пройти курсы и сдать экзамен в школе вождения (состоит из практической и теоретической части, если одна завалена – пересдача через неделю, трижды провал – кандидат отправится на переобучение и повторно оплатит курсы);
  • предоставить квитанцию об оплате пошлины за ВУ (500 р.);
  • получить права в Гостехнадзоре.

Срок обучения – 1 месяц. Документ действителен в течение 10 лет.

Можно не проходить обучение, если:

  • есть документ, подтверждающий право вождения, полученный в другом учебном заведении;
  • есть удостоверение категории A, выданное до 1.01.2000 года.

Езда без прав приведет к штрафу в 5000-15000 р, а технику отправят на спецстоянку.

Читайте в этой статье

Какие права нужны на квадроцикл и снегоход

Оба вида транспорта по мощности и скорости не сравнить с автомобилем, у машины эти показатели гораздо больше. И предназначены снегоходы, квадроциклы для передвижения не по обычным магистралям, а по снегу и бездорожью. Но документ, подтверждающий умение эксплуатировать их, нужен обязательно. В «Правилах допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» сказано, что:

Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:

I — внедорожные мототранспортные средства;

К этим видам техники относятся снегоход и квадроцикл. Значит, для управления ими на законных основаниях нужно удостоверение тракториста-машиниста категории A1. Иметь его, а значит, и водить снегоход, квадроцикл, можно с 16-летнего возраста.

Как и где получить ВУ

Права на внедорожную мототранспортную технику выдают не в ГИБДД, эта служба никак не причастна к обучению вождению и оформлению документа. О том, где получить права на снегоход, тоже сказано в «Правилах допуска…». Занимающаяся этим организация – Государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор).

Процедура получения документа выглядит следующим образом:

  • нужно написать заявление на приобретение удостоверения тракториста-машиниста (обязательно указать вид транспорта);
  • заранее пройти медицинский осмотр в поликлинике и взять соответствующую справку о допуске к управлению транспортным средством (ее тоже предъявляют с другими документами);
  • отправиться в школу вождения, пройти курс, сдать экзамен;
  • предоставить паспорт, водительские права на автомобиль (если есть), СТС на снегоход или квадроцикл, две фотографии размером 3X4 см, свидетельство об обучении в автошколе;
  • при наличии документа об окончании учебного заведения, где был курс езды на внедорожной мототранспортной технике, предъявить его тоже;
  • оплатить пошлину за ВУ и показать квитанцию;
  • явиться в организацию за получением документа.

Права тракториста-машиниста с категорией A1 отпечатаны на бумаге. Поэтому за их изготовление составит всего 500 р. Документ стоит поберечь, так как действовать он будет в течение следующих 10 лет. Если права утратят нормальный вид, их придется менять раньше.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Даже если человек учился водить только снегоход, с этим удостоверением он имеет возможность ездить и на квадроцикле, самостоятельно приобретя соответствующие навыки. Техника обязательно должна быть зарегистрирована в Гостехнадзоре, в противном случае получить ВУ не удастся. Ведь в документ вносят сведения о транспортном средстве, которые содержатся в СТС.

Можно ли обойтись без обучения и получить права

Несколько лет назад можно было получить права на снегоход без обучения в специальном учреждении. Соискатель самостоятельно или экстерном проходил теоретический курс, затем сдавал экзамен, предъявлял необходимые документы, после чего ему выдавали ВУ. Теперь идти в автошколу не нужно только в двух случаях:

  • если человек прежде учился вождению внедорожной мототранспортной техники в каком-либо учебном заведении (школе, училище, колледже), и у него есть подтверждающий это документ;
  • если у него есть удостоверение категории A, выданное до 1.01.2000 года.

Всем остальным придется учиться в заведении, имеющем лицензию на обучение вождению внедорожной мототранспортной техники. Оно продлится примерно 1 месяц или еще меньше. Снегоход либо квадроцикл, на котором будет проходить обучение, предоставляется автошколой.



Мнение эксперта

Надежда Смирнова

Эксперт по автомобильному праву

По окончании обучения учреждение выдает свидетельство, которое стоит сохранить. Оно может понадобиться для восстановления утерянных прав, так как не имеет срока давности. В автошколе же оформляют индивидуальную карточку водителя самоходной техники. Если там этого не сделали, ее заводят при получении УТС в Гостехнадзоре.

Экзамен в Гостехнадзоре

Тесты для получения удостоверения на вождение самоходной техники можно разделить на две части:

  • Теоретическая . Включает в себя знание конструктивных особенностей изучаемого транспортного средства, основ управления им, правил техники безопасности, способов оказания первой медицинской помощи. Если у претендента нет водительских прав на автомобиль, ему нужно сдавать еще и ПДД, а также знать об ответственности за их нарушение.

Эта часть экзамена представляет собой ответы на вопросы по билетам.

  • Практическая . Это непосредственно вождение транспорта на полигоне и «в полевых условиях». Соискатель должен уметь выполнить разворот в ограниченном пространстве, движение «змейкой», заезд задним ходом в бокс, экстренное торможение, в том числе на большой скорости. От него также потребуют проследовать по эстакаде с остановкой и продолжением движения, использовать в движении прицеп.

Практика заключается и в выезде на маршрут. Соискатель должен продемонстрировать, как он будет водить в обычных для внедорожной мототранспортной техники условиях. Проверяют также его знание ПДД.

Обычно получить права на снегоход и квадроцикл несложно. Сама техника довольно проста в управлении, а экзаменаторы лояльно относятся к претендентам, поскольку участвовать в движении на обычных трассах последним придется редко. Их дороги расположены в основном там, где не ездят другие виды транспорта.

Тем не менее к обучению и экзамену нужно отнестись серьезно. Отвечать на вопросы и ездить на автодроме, в лесу придется для комиссии, в которую входит сотрудник Гостехнадзора. Если не сдать теорию с первого раза, до практической части кандидата не допустят. Ему придется явиться на экзамен спустя неделю. А положительный результат от сдачи теории действителен только течение 3 месяцев. Если затянуть, на вопросы экзаменатора придется отвечать заново.

То же будет, если первая часть тестов сдана успешно, а практика «завалена». Соискатель сможет пересдать ее тоже через неделю. Троекратная неудача в прохождении практической части приведет к тому, что он вновь отправится учиться в автошколу. Естественно, это дополнительные расходы на повторный курс.

Знать, как получить права на снегоход, важно всем, у кого есть этот вид техники. Конечно, вряд ли в лесу водителя будет подкарауливать сотрудник ГИБДД. Но если инспектор остановит его на дороге без прав, штраф составит 5000-15000 р. по части 1 статьи 12.7. А технику отправят на спецстоянку.

Полезное видео

О том, как получить права на снегоход, смотрите в этом видео:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас по телефону: