Почему революция роз. «Революция Роз» в Грузии и ее результаты

Нежилые помещения

Она была предопределена многими негативными, как внутриполитическими, так и экономическими, факторами. К обострению кризиса страну подтолкнули парламентские выборы, прошедшие в Грузии 2 ноября 2003 года.

3 ноября телекомпания "Рустави 2" обнародовала данные экзит-полов , согласно которым в голосовании лидировал оппозиционный блок Михаила Саакашвили "Национальное движение". ЦИК Грузии после подсчета 50% бюллетеней объявил, что победу одерживает пропрезидентский блок "За новую Грузию".

Оппозиция потребовала полной отмены результатов выборов, которые, по ее мнению, были фальсифицированы властями. Сразу после голосования в стране вспыхнули массовые акции протеста с требованием пересмотра парламентских выборов и отставки Эдуарда Шеварднадзе с поста президента. Ежедневно митинги у здания парламента в Тбилиси собирали более тысячи человек. Всего же, по разным данным, в митингах оппозиции только в Тбилиси участвовали до 10 тысяч человек. Массовые демонстрации начались и в других городах и посёлках страны.

Наладить диалог между противоборствующими сторонами не удалось: 9 ноября безрезультатно завершились переговоры президента Эдуарда Шеварднадзе с лидерами оппозиции Нино Бурджанадзе, Михаилом Саакашвили и Зурабом Жвания; 12 ноября в Грузии начался сбор подписей за отставку главы республики Эдуарда Шеварднадзе; 13 ноября Саакашвили заявил, что все ресурсы для диалога с Шеварднадзе исчерпаны и переговоры продолжаться не будут.

14 ноября Шеварднадзе выступил с телеобращением к народу, в котором заявил, что в ситуации, сложившейся в стране, его отставка была бы "безответственным шагом". "Это возможно только конституционным путем, а не путем сбора подписей. Если весь народ потребует моей отставки — я готов", — заявил Шеварднадзе.

20 ноября 2003 года ЦИК объявил окончательные результаты выборов : блок "За новую Грузию" получил 21,3%, партия "Возрождение" главы Аджарии Аслана Абашидзе — 18,84%, "Национальное движение" Михаила Саакашвили — 18,3%. Оппозиция назвала итоги "издевательством" и отказалась от мест в парламенте.

В Тбилиси из регионов начали прибывать автоколонны со сторонниками оппозиционеров.

22 ноября 2003 года в Тбилиси на митинг оппозиции вышло около 50 тысяч человек. Оппозиционеры, руководимые Михаилом Саакашвили с букетом роз в руках (откуда и пошло название революции), ворвались на первое заседание нового парламента во время выступления Эдуарда Шеварднадзе. Президент покинул трибуну, а затем скрылся в своей резиденции Крцаниси. Бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе объявила себя и. о. президента. Эдуард Шеварднадзе ответил введением чрезвычайного положения и призвал на помощь войска и полицию в районе своей резиденции в Тбилиси. Однако даже элитные подразделения полиции отказались поддержать его.

В ночь на 23 ноября 2003 года сторонники оппозиции захватили правительственные здания . При посредничестве главы МИД России Игоря Иванова прошли переговоры Эдуарда Шеварднадзе с лидерами оппозиции, после которых президент объявил об отставке.

Первым государством, которое признало новый режим в Грузии, стали США.

25 ноября Верховный суд Грузии аннулировал официальные итоги ЦИК от 20 ноября 2003 года о результатах парламентских выборов 2 ноября 2003 года по партийным спискам. 25 ноября 2003 года на внеочередном заседании парламента Грузии было принято решение о проведении досрочных президентских выборов 4 января 2004 года.

С приходом к власти в Грузии Эдуарда Шеварднадзе, Вашингтон получил крупный геополитический подарок, т.к. в своей предыдущей деятельности в качестве министра иностранных дел СССР этот деятель проявил себя как преданный политик прозападного направления, готовый на уступки не только по мелочам, но и по принципиальным вопросам. Как и следовало ожидать, Шеварднадзе очень скоро повернул Грузию лицом к США и НАТО, а спиной к России. Однако причина радикального вмешательства США в грузинские дела в начале 2000-х гг. состояла в том, что, несмотря на очевидно антироссийскую направленность политики Шеварднадзе, Грузия стала довольно быстро восстанавливать экономические связи с Россией. К этому ее толкала объективная необходимость, и режим Шеварднадзе оказался неспособен этому помешать Мурванидзе Б.Ю. Внешнеполитические ориентиры Грузии в период президентства Эдуарда Шеварднадзе // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2009. - № 3A. - С. 119. .

Всего за полтора года силы правой и деидеологизированной оппозиции в Грузии создали единую массовую организацию "Национальное движение", численность которой достигла примерно 20 000 членов. Михаил Саакашвили (тогда лидер этой организации) и Зураб Жвания (спикер парламента) договорились с руководством сербской "бархатной революции" об организации тренингов по политическим технологиям для 1500 членов своего движения. В январе 2003 г. для Саакашвили была организована поездка в Белград, где он обучался у членов студенческой организации "Отпор", которая помогла свергнуть Слободана Милошевича в 2000 г. В апреле 2003 г. была создана молодежная группа, которая осваивала и адаптировала к грузинским условиям подходы и приемы, испытанные в кампании сербского "Отпора" Эта группа была названа стереотипным для данной серии "революций" штампом - "Хватит!" (на Украине в это время уже действовала аналогичная организация "Пора!"). См.: Бузгалин А. Майдан: народная революция или…? // www.apn-nn.ru/diskurs_s/25.html,12. 10.2005. .

За три недели в ноябре 2003 г. ненасильственная "революция роз" в Грузии одержала победу. Это осуществлялось так: молодые люди, взявшись за руки, устанавливали блокаду государственных учреждений, врывались в здание парламента и требовали перемен, а за ними благожелательно наблюдал Запад. Грузинская "революция роз", когда тысячи людей держали в руках не автоматы и арматурные прутья, а букеты роз, внесла кое-что новое в технологию "бархатных революций" Черныш Ю.В. Технология "бархатных революций" // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2008. - № 6. - С. 42. .

Приведем краткую хронику событий.

2 ноября 2003 г. в Грузии прошли парламентские выборы. Неправительственные организации, наблюдавшие за выборами, заявили о многочисленных нарушениях, но ЦИК признал выборы состоявшимися. Телекомпания "Рустави-2" сообщила, что по данным "опросов на выходе" (exit polls) победил блок Саакашвили "Национальное движение". ЦИК сообщил о победе проправительственного блока "За новую Грузию". Той же ночью в Тбилиси прошли первые митинги оппозиции.

На следующий день (3 ноября 2003 г.) лидеры оппозиционных партий провели встречу, после которой обратились к гражданам с призывом не признавать официальные итоги голосования. На митинге в Тбилиси был выдвинут ультиматум властям с требованием признать поражение. Митинги оппозиции по всей стране продолжались несколько дней.9 ноября 2003 г. Шеварднадзе встретился с лидерами оппозиции, но к соглашению не пришли.

12 ноября 2003 г., на 10-й день после выборов, блок "За новую Грузию" заявил о готовности уступить победу оппозиции, но переговоры между конфликтующими сторонами были сорваны.18 ноября 2003 г. в Тбилиси прошла акция сторонников Шеварднадзе.20 ноября 2003 г. ЦИК вновь объявил итоги выборов: проправительственные силы значительно опередили оппозицию. Последняя назвала это "издевательством" и отказалась от мест в парламенте.

21 ноября 2003 г. Госдепартамент США официально объявил результаты выборов в Грузии сфальсифицированными (после чего обыватели и метнулись в стан "революционеров" - проявление особенности массового сознания населения в обществе, которое переживает глубокий и длительный кризис идеологии - оно становится толпой, даже не выходя из своих квартир), а российский МИД призвал граждан Грузии проявить выдержку и не допустить насилия. 22 ноября 2003 г. на митинг оппозиции в Тбилиси вышло около 50 тыс. человек. Митингующие, руководимые Саакашвили с букетом роз в руках, ворвались на первое заседание нового парламента во время выступления Шеварднадзе. Крики "Уйди в отставку!" заставили его сначала покинуть трибуну, а затем уехать из парламента и укрыться в своей резиденции. Бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе объявила себя и. о. президента. Шеварднадзе ответил введением чрезвычайного положения.

В ночь на 23 ноября 2003 г. сторонники оппозиции захватили правительственные здания. При посредничестве главы МИД России Игоря Иванова прошли переговоры Шеварднадзе с лидерами оппозиции, после которых президент объявил о своей отставке Редин М. "Революция роз". Шипы отдельно, лепестки отдельно // www.smi.ru/04/11/23/.html 23. 11.2004. .

В январе 2004 г. на президентских выборах Саакашвили получил 96% голосов.

Но нельзя оставить без внимания факты финансирования этого "народного протеста" из-за рубежа. После свержения Шеварднадзе прямо обвинял Запад, в частности, Джорджа Сороса, в финансировании государственного переворота в Грузии. "Московский комсомолец" опубликовал документ, проливающий свет на это дело. Он представляет собой черновик заявки на грант и озаглавлен "Кмара-03, Кампания за свободные и справедливые выборы". Через гранты международные неправительственные организации получают деньги на конкретные проекты, в том числе "правозащитные". Обычно международные организации в своих уставах оговаривают, что не вмешиваются во внутриполитическую жизнь страны, на территории которой работают. Но в данном случае речь шла о финансировании организации, чья деятельность сыграла решающую роль в организации "стихийных" уличных протестов, которые и привели к смене власти. Имеется в виду организация "Кмара" Бандиевский Л. Грузия - "Революция роз"? // Рабочая демократия http: //www.revkom.com/index. htm? /za_rubezom/na_prostorah_ussr/georgia. htm. 23. 01.2005. .

В заявке говорится, что OSGF (Open Society - Georgia Foundation), то есть грузинский фонд Сороса, в преддверии парламентских выборов 2003 г. планирует оказать финансовую поддержку "Кмаре" и Международному обществу справедливых выборов (ISFED). В задачи "Кмары" входит мобилизовать избирателей (программа "Иди на выборы"). Задача второй организации - наблюдение за выборами. Проект предусматривал и выделение 300 тысяч долларов на создание компьютерных списков избирателей Там же. .

Черновик - не окончательный вариант, поэтому бюджет некоторых программ был не расписан. Под готовые проекты запрашивалось около 700 тысяч долларов. Сколько проект стоил в окончательном варианте, неизвестно. В частности, проект уличных акций ("проведение шумных акций, мобилизацию активистов и населения для участия в этих скандалах") стоил 31 310 долларов. Подробно перечислены и методы гражданского неповиновения. Специально оговаривается, что все это - ненасильственные методы Sands D. Необузданная Грузия рвется к демократии // The Washington Times. - 22. 11.2004. www.inosmi.ru/translation/214853.html. . Среди них есть и такие: "насмешки над выборами", "снятие одежды догола в знак протеста", "грубые жесты", "насмешки над должностными лицами", "демонстративные похороны", "политический траур", "люстрация секретных агентов" и даже "ненасильственное преследование". Одна только разрисовка городских скверов стоит 3300 долларов. Печатание и распространение брошюр, постеров с лозунгами "Кмары", символы, флаги, майки, кепки "Кмары", теле - и радиореклама с призывами к населению принять участие в акциях - это еще 173 тысячи долларов Бандиевский Л. Грузия - "Революция роз"? // Рабочая демократия http: //www.revkom.com/index. htm? /za_rubezom/na_prostorah_ussr/georgia. htm. 23. 01.2005. .

Очевидно, речь идет об организации кампании неповиновения действующей власти и давления на нее на всех уровнях. Здесь и забастовки всех видов, голодовки, "оккупация ненасильственными методами", "представление поддельных документов", "блокирование информационных линий", "снятие указателей", "бойкот выборов", "отказ от уплаты налогов", "отказ от должности и работы с правительством". В списке есть и такой метод, как "восстание".

Придя к власти, Саакашвили использовал метод, опробованный в Тбилиси, для смены власти в Аджарии. Тбилиси попытался разыграть в Батуми сценарий, по которому был смещен Шеварднадзе - сначала демонстрации на улицах, а потом свержение правительства небольшой группой лиц. Движения "Наша Аджария", "Демократическая Аджария" и "Кмара" поставили своей целью добиться отстранения от власти "авторитарного" Абашидзе. Власти Аджарии в свою очередь ввели на территории республики чрезвычайное положение, запретив все предвыборные акции сторонников Саакашвили, в преддверии парламентских выборов, намеченных на 28 марта 2004 г. Sands D. Необузданная Грузия рвется к демократии // The Washington Times 22. 11.2004 // www.inosmi.ru/translation. .

Надо напомнить, что статус Аджарии как полноправного субъекта международного права был определен Московским и Карсским договорами Российско-турецкий договор о дружбе и братстве от 16 марта 1921 г. Подписан в г. Москве между правительством Великого национального собрания Турции и правительством РСФСР // Документы внешней политики СССР. - М.: Политиздат, 1959. - С. 597-604; Карсский договор о дружбе между Армянской, Азербайджанской и Грузинской ССР, с одной стороны, и Турцией - с другой; заключён при участии РСФСР 13 октября 1921 г. в г. Карс // Документы внешней политики СССР. - М.: Политиздат, 1959. - С. 621-624. . В составе Грузии Аджария действительно имела широкие права. С 1999 г. она не делала налоговых отчислений в Тбилиси (Абашидзе объяснял это тем, что Министерство финансов Грузии задолжало автономной республике в виде трансферов 22 млн. лари). Таможня Сарли на границе с Турцией также не подчинялась Тбилиси, являясь одним из важнейших источников аджарских доходов. При этом аджарские пограничники контролировали границу не только с Турцией, но и сообщение с Грузией.

"Вашингтон пост" особо отмечает активную роль правительства США в организации свержения Шеварднадзе: "Следует оценить усилия администрации по поощрению демократии в Грузии. … она направила бывшего госсекретаря Джеймса Бейкера, который убедил Шеварднадзе подписать соглашение, разрешающее международным наблюдателям проводить независимые опросы голосующих и параллельный подсчет голосов. Эти действия в конечном счете позволили разоблачить подлог властей на выборах и придать легитимность народному восстанию… Г-н Путин даже пожаловался, что уход Шеварднадзе произошел под сильным давлением извне" Цит. по: Малышева Д.Б. Кавказский узел мировой политики / Д.Б. Малышева // Свободная мысль. - 2008. - № 10. - С. 19. .

На будущее американская газета считает, что "новым лидерам Грузии понадобится значительная помощь от США, Турции и других западных правительств в организации успешных выборов. Администрации Буша следует повторить свой опыт с независимыми наблюдателями на новых выборах; она может заверить грузин, что справедливо избранное правительство получит возможность более близких отношений с западными учреждениями, такими как НАТО и Европейский Союз. Что особенно важно, она должна заставить г-на Путина принять независимость и демократию своего соседа и, по меньшей мере, сделать так, чтобы клиенты Москвы ее больше не разрушали" Там же. .

В этих высказываниях заслуживает особого внимания ряд деталей. Во-первых, явное недовольство Шеварднадзе, который, по-видимому, на каком-то этапе стал больше считаться с геополитическими реальностями, т.е. с необходимостью учитывать интересы России и самой Грузии, а не только США.

Во-вторых, очевидна более чем отрицательная оценка аджарского лидера, которого в Вашингтоне квалифицируют не только как "клиента" Москвы, но еще и как преступника.

Наконец, в-третьих, обращает на себя внимание откровенность в рассказе о миссии Бейкера, которая в конечном счете позволила Америке объявить выборы в Грузии незаконными и организовать неконституционное свержение президента оппозицией. Об этом "Вашингтон пост" сообщает скупо, но другие американские газеты пишут в подробностях. Процитируем, например, рассказ об этом, помещенный в "Нью-Йорк сан": "Американская дипломатия и доллары помогли грузинской оппозиции скинуть человека, который попытался, но не сумел сфальсифицировать парламентские выборы. Американский посол в Грузии координировал действия европейских посольств в Тбилиси, а американские группы содействия демократии расставили счетчиков голосов, которые не позволили Шеварднадзе украсть выборы. Как сообщил нашей газете г-н Уоллак, президент Национального демократического института (НДИ), администрация США играла важную роль в продвижении демократии в Грузии, не отступая от этого курса ни на шаг. Он отметил также роль международных учреждений, таких как ОБСЕ, которая действовала в контакте с американским посольством по созданию единого фронта в Тбилиси" Там же. .

С.Г. Кара-Мурза отмечает: "Революция роз" примечательна тем, что в ней и речи не было о решении социальных проблем" Кара-Мурза С.Г. На пороге "оранжевой" революции // http: //librioom.net/na-poroge-oranzhevoj-revolyucii/. 05. 09.2010. . "Новое" руководство Грузии ускорило приватизацию оставшихся объектов всенародной собственности, включая морские порты Батуми и Поти, железную дорогу, электровагоностроительный завод, помещение государственной филармонии. С приходом "новой" власти произошло дальнейшее ухудшение экономического положения Грузии: резко возросло число безработных, на 20-30 % выросли цены на потребительские товары. За год прожиточный минимум одного работающего возрос с 65 до 80,5 долл. США Георгадзе П. Во что превратилась Грузия после "розовой" революции // zadonbass.org, 27. 01.2005. .

Новая грузинская власть пошла на радикальное ухудшение исторических добрососедских связей с Арменией, Азербайджаном и Россией. Русофобия в Грузии уже давно была возведена на уровень государственной политики, но "розовые" революционеры дошли в ней до крайности. Грузинские СМИ стали соревноваться между собой в том, кто больше "выльет грязи" на грузино-российские взаимоотношения Например, газета "Резонанс" от 13 января 2004 г. на первой странице публикует информацию из Абхазии под заголовком крупными буквами: "Российские собаки оскорбили самолюбие абхазов". .

В американских источниках можно встретить различные оценки "революции роз". Некоторые авторы расценивают её как одно из наиболее значительных событий на постсоветском пространстве в начале третьего тысячелетия Coppieters B., Legvold R. (eds.). Statehood and Security: Georgia after the Rose Revolution. - Cambridge: The MIT Press, 2005; Fairbanks Jr. Ch. H. Georgia"s Rose Revolution // Journal of Democracy. - 2004. - Vol. 15. - No. 2; Karumidze Z., Wertsch J. V. (eds.). "Enough." The Rose Revolution in the Republic of Georgia 2003. - New York: Nova Science Publishers, 2005; King Ch. A Rose Among Thorns // Foreign Affairs. - 2004. - Vol. 83. - No. 2; Miller E. Smelling the Roses: Eduard Shevardnadze"s End and Georgia"s Future // Problems of Post-Communism. - 2004. - Vol. 51. - No. 2; Welt C. Georgia: Consolidating the Revolution // Russia and Eurasia Program. Center for Strategic and International Studies. 2004. April 6 // http: //www.csis.org/media/csis/ pubs/ci. consolidatingrevolution. 04. 06.2005. pdf. . Другими авторами ее результаты оцениваются более спокойно Mitchell L. A. Democracy in Georgia Since the Rose Revolution // Orbis. A Journal of World Affairs. - 2006. - Vol. 50. - No. 4; Papava V. The Political Economy of Georgia"s Rose Revolution // Orbis. A Journal of World Affairs. - 2006. - Vol. 50. - No. 4. . При этом даже те аналитики, которые настроены положительно в отношении лидеров "революции роз", отмечают недемократические тенденции развития Грузии (например, на подчинение судебной системы правительству) Jones S. F. The Rose Revolution: A Revolution without Revolutionaries? // Cambridge Review of International Affairs. - 2006. - Vol. 19. - No. 1. .

События в Грузии 7 ноября 2007 г., когда правительство жестоко расправилось с демонстрантами, способствовали более критическому отношению к грузинским властям Lanskoy M., Areshidze G. Georgia"s Year of Turmoil // Journal of Democracy. - 2008. - Vol. 19. - No. 4. . Если после "революции роз" отмечалось, что правящий режим сочетает в себе демократические и авторитарные элементы Nodia G. The Dynamics and Sustainability of the Rose Revolution // Emerson M. (ed.) Democratization in the European Neighborhood. Brussels: Centre for European Policy Studies, 2005 // http: //www.uquebec. ca/observgo/fichiers/57785_1267. pdf. , то после ноябрьских событий он уже оценивался как близкий к антидемократическому Jones S. Reflections on the Rose Revolution. A Tale of Two Rallies // The Harvard International Review. 2008. March 16 // http: //hir. harvard.edu/reflections-on-the-rose-revolution? page=0,0. .

Ираклий Арешидзе, который был высокопоставленным политическим консультантом в Грузии во время "революции роз", заявляет, что смена власти в 2003 г. была не шагом вперед к демократии, но довольно резким движением назад Areshidze I. Democracy and Autocracy in Eurasia: Georgia in Transition. - East Lansing, Michigan: Michigan State University Press, 2007. - Р. 123. .

В апреле 2010 г. президент Саакашвили выступил перед многочисленной аудиторией Школы Кеннеди при Гарвардском университете с докладом "Грузия и безопасность на Черном море". В своем докладе Саакашвили, сопоставив "цветные" революции на постсоветском пространстве, попытался сформулировать критерии их успеха. "Смещение лидеров возможно, захват парламентов выглядит эффектно, однако смысл подлинной революции состоит не в ярких кадрах на телеэкране, а в процессе реформ", - заявил господин Саакашвили, указав на то, что главной задачей "революции роз" в Грузии стала трансформация прежнего политического режима, синонимами которого были авторитаризм и коррупция. "Грузинские граждане уже привыкли к свободе и демократическим ценностям - и это наше главное достижение" Harvard Kennedy School // http: //www.hks. harvard.edu/research-publications. 21. 04.2010. , - подвел главный итог последних лет развития Грузии Михаил Саакашвили.

А тем временем в самой Грузии внепарламентская оппозиция активно обвиняла М. Саакашвили и его окружение в авторитаризме, нарушении прав человека, демократических свобод и коррумпированности, требовала его отставки. Особенно май 2010 г. был "богат" на выступления грузинской оппозиции, акции протеста, многотысячные митинги. Данные акции были жёстко подавлены властями, не обошлось и без человеческих жертв. Действия грузинских властей были подвергнуты критике международного сообщества. Так, власти США призвали Тбилиси расследовать гибель людей В центре Тбилиси прошел митинг оппозиции // http: //lenta.ru/news/meeting/28. 05.2011. .

Итак, США в 2003 г. в Грузии была использована технология "бархатных революций". "Революция роз" - организованный и манипулируемый извне протест населения Грузии, имевший поводом подтасовку результатов парламентских выборов. Эта "революция" заставила Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе уйти в отставку 23 ноября 2003 г. К власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили.

Ровно 12 лет назад, 23 ноября 2003 года, после массовых протестов и успешного штурма парламента, президент Грузии Эдурад Шеварнадзе бежал из страны, а Верховный суд отменил фальсифицированные результаты парламентских выборов. С этого дня начинается новый этап в жизни Грузии, в ходе которого были проведены масштабные политические и экономические реформы (многие из них теперь пытаются повторить и в Украине, где на днях отмечали вторую годовщину Евромайдана). Через десять лет после «Рефолюции роз» Грузию покинул новый, «революционный» президент – Михаил Саакашвили, к власти в стране пришли его противники. Тогда многие опасались, что достижения реформ не удастся сохранить. Дмитрий Окрест навестил Грузию, чтобы узнать, оправдались ли эти опасения и что сегодня думают грузины о Саакашвили и его реформах.

Реформа полиции

Реформа полиции стала первой и, как многие считают, наиболее успешной реформой в Грузии. Все полицейские были выведены за штат, а ГАИ упразднена вовсе. Был создан полицейский патруль американского типа. Если в 2003 году уровень доверия полиции по разным оценкам составлял от 5% до 10%, то уже через несколько лет превысил 70%, а к 2011 году составил рекордные 87%, согласно опросу, проведенному IRI. После ухода Саакашвили, был арестован и осужден по целому ряду статей глава МВД Вано Мерабишвили, один из организаторов реформы. Сегодня уровень доверия к полиции по-прежнему высокий, но ниже, чем несколько лет назад – 65%.

Гела Васадзе, политолог, бывший вице-мэр Батуми:

Сегодня МВД и госбезопасность разделены - мол, устранили суперминистерство. Я не знаю, насколько это правильно. Грузия - маленькая страна, и для эффективности институтов нужна централизация, сейчас же стоит проблема координации. Разделение ради контроля общества - это не лучший выход. Можно создать десять ведомств, и все будут бесконтрольны. Уверен, что контроль достигается другими механизмами — открытостью, свободными СМИ, омбудсменами, НПО.

Институты, конечно, сохранись, но кадры серьезно поменялись. Например, вернулись полицейские, что были еще при президенте Эдуарде Шевернадзе. Их в свое время вычистили реформой, теперь пошел обратный процесс - произвели замены наверху, поменялись начальники городских отделов. Определенно существует недоверие между старыми и новыми сотрудниками. Начальники прекрасно понимают, что подчиненные работали при Вано, а значит являются как минимум тайными поклонниками.

От Саакашвили осталась патрульная служба. Грузины уже привыкли, что у ребят стильная форма, хорошо обуты. При новой власти они сменили «шкоды» на форды», а еще их перестали использовать в политических целях. То, что их заставляли участвовать в разгонах, висеть на хвосте и штрафовать неугодных - это все, конечно, сильно дискредитировало. Теперь они понимают, что больше никто не прикроет - закричат СМИ. И взятки они по-прежнему не берут. Сейчас же будут образовательные проекты для сотрудников, как себя вести при общении с гражданами.

Борьба с коррупцией

Согласно Индексу восприятия коррупции Transparency International на момент начала реформ в 2004 году Грузия находилась на 133 месте с оценкой 2.0, лишь у семи стран мира оценка была хуже (Россия для сравнения находилась на 90-м месте). В 2012 году Грузия уже находилась на 51 месте (Россия на 133-м). Данных по 2015 году еще нет, но в 2014 году Грузия находилась примерно на том же уровне – 50 место (Россия – 136).

Бесо Аладашвили, полковник в отставке, директор Центра общественного контроля деятельности спецслужб

С 1991 до 2005 я работал в министерстве госбезопасности по аналитической линии, в частности экономической безопасности. Анализировал действия российских, турецких и армянских спецслужб, сейчас преподаю экономическую безопасность в магистратуре. Когда Саакшвили пришел во власть, мы все поддерживали его, ведь система Шеварнадзе была устаревшей, изнутри сгнила.

В полиции случаев коррупции до сих пор нет

Но уже через год все изменилось, изменился подход по кадровым вопросам. Во всех министерствах Саакашвили назначил своих друзей и сторонников, которые были агрессивны и ничего не понимали. При этом один бывший министр МВД показывал мне раз ролик для внутреннего пользования. На видео один из подсадных водителей предлагала патрулю деньги, а те отказывались. Это сохранилось — в полиции случаев коррупции до сих пор нет.

Как и при Саакашвили у новых властей плохо с открытостью данных по военной реформе. Оборона - боль наша. Когда все спрашивали, где же коррупция при Саакашвили, то ее стоило искать в минобороне. Абсолютно все закрыто. Но закупки до сих пор непрозрачные, в то время как бюджет ведомства доходит до 1 млрд. лари. Сегодня, как и прежде, крайне низкий уровень контрразведывательной работы.

Гела Васадзе, политолог, экс-мэр Батуми

Я принимал активное участие в оппозиционном Шевернадзе движении с 2001 по 2005. Был участником в ходе Революция роз, затем революции в Аджарии, когда сместили тамошнего главу Аслана Абашидзе. Потом случилась нелепая вещь - государственная работа, я стал вице-мэром Батуми, довольно-таки влиятельный человек, попытался осуществить свои идеалы. Бюджет мал, а делать много что надо. Я предложил лакомый кусок Батуми - прибрежный бульвар - разделить на части, провести конкурс, дать общий план на всех, и выигравшие бизнесмены сделают туристическую инфраструктуру. Мой план отклонили, пришел миллионер, сказал, что сделает все бесплатно, в итоге город не досчитался многих объектов. Вот это один пример из Грузии Саакашвили.

Практически все сделанные в ходе «Революции роз» реформы остались: ну зачем новому правительству менять те вещи, которые эффективно работают? Чтобы население лишний раз возмущать? Вот, например, новую таможню сделали в 2009 - это замечательная система, когда прямо на месте оформляют все грузы, здесь же официально платят - теперь нет нужды кому-то что-то приплатить, с кем-то договориться, чтобы наконец пустили груз. И вот зачем новой власти ликвидировать это и возвращать старую систему очередями? Другое дело, что на армянской границе все чаще слышны нарекания - все стало дольше.

В своё время [глава правительства и МВД при Саакашвили] Вано Мерабишвили решил, что государство должно создавать рабочие места самостоятельно. Вано, скажем так, человек левых взглядов. Для нового проекта потребовалось министерство труда, которое будет вести базу данных безработных и думать, куда их трудоустраивать.

В итоге новые власти дали пять лет за то, что трудоустроил членов своей партии в новом министерстве, созданном им же. И вот это новые власти квалифицирует, как политическую коррупцию [признан виновным в подкупе избирателей, растрате госсредств, злостном использовании должностных полномочий]. Они не удержись использовать правоохранительные органы в политической борьбе против генерального секретаря оппозиционного «Единого национального движения», сажают по делу о политической коррупции.

Софио Хоргуани, правозащитница

Сейчас прокурор не подойдет к человеку и не потребует подарить государству дедов дом, а в случае отказа - посадить сына. Сейчас ты не идешь в ночь с нотариусом переписать имущество. Сегодня у нас скопилось 4000 заявлений о таких операциях, и это большая проблема для этого правительства. Кто человеку должен мне вернуть дом? Тот, кто купил его на аукционе? Правительство не может сказать «Идите к Саакашвили, мы не причем».

Из-за подобных вещей, случившихся при его президентстве, многие грузины говорили: «Если Миша — это Запад, то я такого Запада не хочу». Те власти своими действиями дискредитировали европейские ценности. Интересно, что вначале говорили, что Грузия строит вторую Швейцарию, потом уже Сингапур. Но это не только географически, но и политические разные вещи. Для меня сейчас главное - как пойдет реформа судебной системы и самоуправления. Пусть лучше будет медленно, но хорошо.

Демократия и права человека

Согласно рейтингу Freedom House в 2003 году Грузия была «частично свободной страной», с оценкой 4 и по политическим, и по гражданским правам (где 1 – лучшая оценка, а 7 – худшая). К 2006 году оценки улучшились, по обеим категориям Грузия имела оценку 3. Правда уже в 2008 оценки вернулись на прежние 4. В 2011 году улучшилось положение в области гражданских свобод (оценка снова 3), а после ухода Саакашвили и в области политических свобод Freedom House повысил оценку до 3 (для сравнения у РФ оценки 6 и 6). Это, впрочем, все равно недостаточно, чтобы Грузия могла перейти из разряда «частично свободных» в свободные страны. Отчасти это связано с проблемами свободы слова. После «Революции роз», согласно оценке Freedom House , рейтинг свободы слова поначалу лишь ухудшался (с 54 в 2003 до 59 в 2009 году), но затем снова стал выправляться: еще при Саакашвили он вырос до 52 в 2012 году, достиг 47 в 2014, а в 2015 чуть снизился – до 48 (для сравнения в России этот показатель рейтинга составлял 66 в 2003 году, а сегодня составляет 83, что значительно ниже чем, например, в Афганистане, Пакистане, Египте или Конго). В свободных странах рейтинг свободы слова не опускается ниже 30, за редкими исключениями вроде ЮАР или Индии.

Изменение уровня свободы слова по оценке Freedom House

Софио Хоргуани, правозащитница

Я помогала обмудсмену Созара Субари с 2006 по 2009, а потом ушла. Саакашвили сказал, что мы делаем политические заявления. Но если министр МВД Мерабишвили нарушает права человека, то разве я должна молчать? Разве это политическое заявление? Это был протест с моей стороны: раз вы называете это политикой, то я сама пойду в политику. Сказалось и усталость: я делала все возможное, но пока доставала одного, то тонул другой. Единичными случаями ничего не менялось, и наши заявления были лишь сотрясением воздуха.

Сейчас до сих пор есть случаи нарушения прав граждан со стороны МВД, есть нарушения в тюрьме - мне сообщают старые контакты, но нет той системы. Например, недавно новый ответственный за пенитенциарную систему заявил, что после огласки нарушения освободил с должности начальника СИЗО - теперь дело пошло в прокуратуру. Кстати, прокурор теперь назначается не из правящей партией, а избирается прокурорским советом.

Прослушка может и есть, но уже никто не вытаскивает батарейку, уже никто не встречается в лесу ради конфиденциальной беседы. Даже если нас слушают, то всем уже плевать - ну запишут они переговоры и что дальше? Теперь за политические разговоры не увольняют и не преследуют.

Нынешние власти пользуются контурами, намеченными Саакашвили. Но не только они: например, при Гамсохурдии мы получили независимость, а окно в Европу открыл Шеварнадзе.

От Миши осталась хорошая система образования - это действительно отлично до сих пор работает. Раньше абитуриент сдавал экзамены в университет, и можно было дать взятку. Теперь этого нет - единый экзамен. Да, нынешние власти пользуются контурами, намеченными Саакашвили. Но не только они: например, при Гамсохурдии мы получили независимость, а окно в Европу открыл Шеварнадзе.

Он так и сказал: «Мы стучимся в двери НАТО», именно при нем мы стали членами Евросовета и почувствовали свободу прессы. При Саакашвили появились институты, хоть и фасадные. Мы хотя бы фасадно увидели, какой должна быть та же полиция. Теперь мы надеемся увидеть, как они реально будут работать. Каждая следующая власть пользуется как плодами, так и огрехами прошлой.

После того, как Миша менял стремительно каждый раз конституцию под себя, в обществе появился консенсус - мы так не будем. Теперь для таких изменений нужно хотя бы две сессии парламента - осеняя и весенняя. Сейчас в стране нет правления в одних руках, как в свое время у Миши. Тогда мы были практически автократией. После прихода [лидера «Грузинской мечты», нового премьера Бидзина] Иванишвили была воля не повторить, сейчас потихоньку реализуем ее пошагово.

За один день такие системы не рушатся, улучшения системы госуправления происходят медленно.Я знала, что за новые люди пришли, и это не те, что готовы создать что-то новое. Поэтому я не верила, что новая власть придет, и будет хлеб с икрой. Да, свободной прессы больше. Да, суды стали более независимыми. Да, в отличии от Миши теперь разрешено цифровое телевидение, и его может сделать каждый. Но мы далеки от того, чтобы полностью почувствовать, что такое нельзя повторить - уверенности нет.

Бесо Аладашвили, полковник в отставке, директор Центра общественного контроля деятельности спецслужб

Сам Саакашвили подходил интуитивно к управлению государством, у него были и удачи и промахи. Но после гибели рационального [премьера] Зураба Жвании у него исчезли тормоза. Первая волна патрулей еще понимала, что и контроль хороший, и зарплата высокая, и поддержка общества большая. Но в 2007 был перелом из-за того, что патруль стали использовать в политических целях. При Саакашвили патруль получал задание - вот сын оппозиционера, катайся за ним и отбирай права за малейшее нарушение. Сейчас такого уже нет.

Те из знакомых, кто в должности остался при Саакашвили всячески отстранялись, чтобы ни в чем не участвовать. Они не хотели участвовать в пытках, разгонах демонстраций, шпионских историях. Некоторые дослужили до нынешних властей, но к ним сдержанно отношусь. Но реформы все-таки прижились - например, полицейская, образовательная и страховая.

Недавно одна журналистка в прямом эфире заявила об прослушке - прежде такую огласку даже представить было невозможно. Больше других примеров за это время никто не обнародовал. Общественный контроль над работой правоохранительных органов очень слаб до сих пор, и все эти институты и механизмы для слежки безусловно остались, однако я надеюсь, что плачевный пример Саакашвили сыграет свою роль.

Нодар Капанадзе, консультант ЮНИСЕФ и Программы развития ООН

Со времен Саакашвили изменилось то, что тогда освобождали от работы по политическим мотивам. Это было время, что когда ты или твоя жена были близки к активистам оппозиции, то следовали сложные вопросы. Это было не только в госсекторе, но в частном. Сейчас политический пресс попросту сняли, но система трудовых отношений осталась почти прежней. При этом мало кто хочет признать, но при Саакашвили трудовое законодательство было очень близко к рабовладению.

Зураб, экс-чиновник министерства охраны окружающей среды

После августовской войны я стал в регионе заведовать окружающей средой, у меня 75 егерей было. Наша сфера - охота, рыбалка. Много браконьеров было, но тяжело было только первый год, потом следующие два люди поняли, что давить на меня бесполезно. Я в тот первый год много чиновников, полицейских лично поймал. В основном столичные были. В наших лесах много медведя, кабанов, оленей - их нельзя стрелять было. Мне угрожали, говорили, что сейчас кому-то позвонят. Но меня вызвал к себе тогдашний глава МВД Вано и сказал, что если полицейский будет угрожать, ты сразу скажи. Это все знали - вопросов потом не было. Сейчас законодательство почти не поменялось: и штрафы те же по 1000 лари за убийство детеныша, и угроза ареста. Когда я ушел с работы, то назначили на место человека, которого я 15 раз поймал. Он, конечно, опытный - знает, какие уловки браконьеры используют, но он нечестный.

От нынешних властей ни я, ни мои сослуживцы ничего не ждут - лично я же жду возвращения из Одессы Саакашвили

Говорят, что Саакашвили людей увольняли, боялись. Но молчат почему-то, что после прихода оппозиции к власти несколько десятков тысяч уволили тех, кто придерживался прежнего курса. Все честные ушли после того, как и меня отпустили с работы - сказали: «Давай, гуляй». От нынешних властей ни я, ни мои сослуживцы ничего не ждут - лично я же жду возвращения из Одессы Саакашвили.

Экономика

ВВП на душу населения все последние годы рос примерно с одним и тем же темпом, причем, ни Революция роз, ни уход Саакашвили на этот параметр почти никак не повлияли. В Армении, где масштабных реформ не проводилось, ВВП рос примерно теми же темпами (впрочем, Армения в этот период времени не сталкивалась с войной и экономической блокадой со стороны России). В 2015 году рост ВВП Грузии составит примерно 2% (в России за первые 9 месяцев ВВП сократился на 3,7% в годовом измерении). , измеряющем простоту ведения бизнеса, Грузия после реформ сделала резки скачок со 112 места до 37-го, а к 2013 году поднялась до рекордного восьмого. Однако уже в 2014 году Грузия откатилась до 16 места, а в 2015 – до 24-го.

Уровень безработицы в Грузии и сегодня очень высокий, сейчас он составляет 12,5%, что примерно сопоставимо с уровнем до «Революции роз» (в 2008 году после кризиса безработица подскочила до 16% и сегодня вернулась к докризисным показателям).

Иосиф Арчвадзе, профессор экономики Тбилисского университета им. Джавахишвили

Сегодня ситуация изменилась - теперь так свободно и безо всяких причин освободить работника уже нельзя. При Саакашвили власть многое разрешила нанимателям в отношении прав наемных работников — уволить стало еще легче, социальный налог упразднили. Теперь отменили это, а тогда это была реальная неолиберальная политика, которую, судя по результатам голосования, понравилась вовсе не всем.

В обществе большая доля скрытой безработицы - много самозанятых на рынках и в сельском хозяйстве. От государства по большому счету все что-то ждут, но особо не надеются: мало кто скажет, что за этот год я стал жить гораздо лучше или хуже, чем позавчера. Тут, к сожалению, наблюдается стабильность.

При этом реальная заплата растет, как растет и покупательская способность. Перед Революцией роз средняя зарплата составляла 125 лари при стоимости 5.5 лари за килограмм мяса, то теперь зарплата около 900, а мясо стоит 11 лари.

Нодар Капанадзе, консультант ЮНИСЕФ и Программы развития ООН

Пришедшие после Саакашвили власти привлекли специалистов, обозначили проблемы в Трудовом законодательстве, появились декретные отпуска для наемных работников - раньше рождение ребенка чуть ли не преступлением считалось. Но эти улучшения были вне какой-либо системы — эффект от новых мер не измерен, кажется, что это просто бантик на коробочке.

Сейчас правительство хочет создать инспекцию труда, но новое законодательство насыщено амбивалентными формулировками — нет пункта, который можно понять однозначно. Теперь сделали послабление в пользу работников, но нельзя назвать их серьезными.

Тем временем доля чиновников продолжает увеличиваться по сравнению с советским этапом. За время всех трех этапов - Шевернадзе, Саакашвили, и новых властей - количество чиновников постоянно росло. Сегодня оно достигает 7% от всего активного населения. Госслужба - это высокая зарплата, престиж. Серая схема с зарплатами в конвертах уже не существует - и в госсекторе, и в бизнесе уже с 2005 все платежи через банки.

Нина, продавщица на рынке «Дидубе» в Тбилиси

Я работаю учителем младших классов, а летом стою здесь за прилавком. Учила бы старших - могла бы готовить в вуз. Сначала продаем что-то свое, потом везем выращенное соседями. Так было при всех властях - зарплаты мне не хватает, но для нас, скажем так интеллигенции, считается неправильным торговать. Все стараются торговать не в своих селах, не в своих районах. Не то, чтобы стыдно, но неправильно. Реформы сравнивать не могу - сегодня вроде меньше придираются, меньше налогов, но все равно после всех сборов и расплаты от кредитов остается не так много.

Технология «бархатных революций» была использована США в 2003 г. в Грузии. «Революция роз» – организованный и манипулируемый извне протест населения Грузии, имевший поводом подтасовку результатов парламентских выборов.

Технология «бархатных революций» была использована США в 2003 г. в Грузии. «Революция роз» – организованный и манипулируемый извне протест населения Грузии, имевший поводом подтасовку результатов парламентских выборов. Эта «революция» заставила президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе уйти в отставку 23 ноября 2003 г.

Считается, что причина радикального вмешательства США в грузинские дела состояла в том, что, несмотря на очевидно антироссийскую направленность политики Шеварднадзе, Грузия стала довольно быстро восстанавливать экономические связи с Россией. К этому ее толкала объективная необходимость, и режим Шеварднадзе оказался неспособен этому помешать.

Всего за полтора года силы правой и деидеологизированной оппозиции в Грузии создали единую массовую организацию «Национальное движение», численность которой достигла примерно 20 000 членов. Михаил Саакашвили (тогда лидер этой организации) и Зураб Жвания (спикер парламента) договорились с руководством сербской «бархатной революции» об организации тренингов по политическим технологиям для 1500 членов своего движения. В апреле 2003 года была создана молодежная группа которая осваивала и адаптировала к грузинским условиям подходы и приемы, испытанные в кампании сербского «Отпора». За три недели в ноябре 2003 г. ненасильственная «революция роз» в Грузии одержала победу.

Это представлялось так: молодые люди, взявшись за руки, устанавливали блокаду государственных учреждений, врывались в здание парламента и требовали перемен, а за ними благожелательно наблюдал Запад («весь мир»). Грузинская «революция роз», когда тысячи людей держали в руках не автоматы и арматурные прутья, а букеты роз, внесла кое-что новое в технологию «бархатных революций».

Предыдущая близкая по символике «революция гвоздик» в Португалии все же была пусть бескровным, но военным переворотом. «Бархатная революция» в Чехословакии произошла без человеческих жертв, но расколола страну на две части – и Чехословакии больше не стало. Были схожие события в Белграде, но они все же сопровождались насилием, передвижением войск, пожарами. В Тбилиси все произошло более «чисто».

Напомним краткую хронику событий. 2 ноября 2003 г. в Грузии прошли парламентские выборы. Неправительственные организации, наблюдавшие за выборами, заявили о многочисленных нарушениях, но ЦИК признал выборы состоявшимися. Телекомпания «Рустави-2» сообщила, что по данным «опросов на выходе» (exit polls) победил блок Саакашвили «Национальное движение». ЦИК сообщил о победе проправительственного блока «За новую Грузию». Той же ночью в Тбилиси прошли первые митинги оппозиции.

На следующий день 3 ноября лидеры оппозиционных партий провели встречу, после которой обратились к гражданам с призывом не признавать официальные итоги голосования. На митинге в Тбилиси был выдвинут ультиматум властям с требованием признать поражение. Митинги оппозиции по всей стране продолжались несколько дней. 9 ноября Шеварднадзе встретился с лидерами оппозиции, но к соглашению не пришли.

12 ноября, на 10-й день после выборов, блок «За новую Грузию» заявил о готовности уступить победу оппозиции, но переговоры между конфликтующими сторонами были сорваны. 18 ноября в Тбилиси прошла акция сторонников Шеварднадзе. 20 ноября ЦИК вновь объявил итоги выборов: проправительственные силы значительно опередили оппозицию. Последняя назвала это «издевательством» и отказалась от мест в парламенте.

21 ноября Госдепартамент США официально объявил результаты выборов в Грузии сфальсифицированными, а российский МИД призвал граждан Грузии проявить выдержку и не допустить насилия.

22 ноября на митинг оппозиции в Тбилиси вышло около 50 тыс. человек. Митингующие, руководимые Саакашвили с букетом роз в руках, ворвались на первое заседание нового парламента во время выступления Шеварднадзе. Крики «Уйди в отставку!» заставили его сначала покинуть трибуну, а затем уехать из парламента и укрыться в своей резиденции. Бывший спикер парламента Нино Бурджанадзе объявила себя и. о. президента, Шеварднадзе ответил введением чрезвычайного положения.

В ночь на 23 ноября сторонники оппозиции захватили правительственные здания. При посредничестве главы МИД России Игоря Иванова прошли переговоры Шеварднадзе с лидерами оппозиции, после которых президент объявил о своей отставке.

В январе 2004 г. на президентских выборах Саакашвили получил 96% голосов.

Здесь ярко проявилась особенность массового сознания населения в обществе, которое переживает глубокий и длительный кризис идеологии – оно становится толпой, даже не выходя из своих квартир. Оно атомизируется и теряет способность сохранять устойчивую позицию. Уже при небольшой угрозе поражения власти такое население быстро и внешне немотивированно переходит на сторону той стороны, «чья берет». Как только Госдепартамент США объявил, что не признает официально объявленные результаты выборов в Грузии, обыватели, как стая рыб по неявному сигналу, метнулись в стан «революционеров».

Этот сигнал, к которому жадно прислушивается ухо толпы, является предупреждением, что обыватели обязаны определиться – либо они «с нашими», то есть «с народом», либо с «врагами». И то самое пассивное большинство, которое только что голосовало за сохранение СССР (в 1991 г.) или за партию Шеварднадзе (в 2003 г.), вдруг распадается на миллионы одиночек, стыдящихся самих себя, чувствующих себя изгоями, ничтожными и слабыми, у которых есть единственный способ спастись от позора и обструкции – примкнуть к «народу». Более того, сделать как-нибудь так, чтобы и все вокруг, и ты сам были уверены, что ты всегда был с ними заодно! И массы людей без всяких рациональных оснований голосуют за Ельцина или Саакашвили, одобряют «независимость» Украины.

В обзоре хода парламентских выборов в Грузии осенью 2003 г. Д.Юрьев пишет, что, судя по всему, на них с небольшим перевесом победили пропрезидентские силы, возглавляемые Шеварднадзе. Оппозиционные партии набрали почти столько же голосов, что и победители. Если бы действительно удалось обнаружить подтасовку (хотя никакого следствия и судебного процесса по этому поводу так и не состоялось), то исправление фальсификации вряд ли позволило бы дотянуть число голосов оппозиции до 50%.

Но после «революции роз», обрушившей на «фальсификаторов» гнев народа, после отречения Шеварднадзе от власти на внеочередных президентских выборах демократ Михаил Саакашвили («Миша! Миша!») получил 96% голосов! После переголосования на парламентских выборах (суд аннулировал результаты выборов по партийным спискам) барьер преодолело только объединение бывших оппозиционеров во главе с Саакашвили, Зурабом Жванией и Нино Бурджанадзе. Здесь и кроется социально-психологическое объяснение успехов «бархатных революций».

При этом уже никого, включая самых пылких грузинских патриотов, не волнуют факты финансирования этого «народного протеста» из-за рубежа. После свержения Шеварднадзе прямо обвинял Запад, в частности, Джорджа Сороса, в финансировании государственного переворота в Грузии. “Московский комсомолец” опубликовал документ, проливающий свет на это дело.Он представляет собой черновик заявки на грант и озаглавлен “Кмара-03, Кампания за свободные и справедливые выборы”. Через гранты международные неправительственные организации получают деньги на конкретные проекты, в том числе «правозащитные». Обычно международные организации в своих уставах оговаривают, что не вмешиваются во внутриполитическую жизнь страны, на территории которой работают. Но в данном случае речь шла о финансировании организации, чья деятельность сыграла решающую роль в организации “стихийных” уличных протестов, которые и привели к смене власти. Имеется в виду организация “Кмара”.

В заявке говорится, что OSGF (Open Society – Georgia Foundation), то есть грузинский фонд Сороса, в преддверии парламентских выборов 2003 г. планирует оказать финансовую поддержку “Кмаре” и Международному обществу справедливых выборов (ISFED). В задачи “Кмары” входит мобилизовать избирателей (программа “Иди на выборы”). Задача второй организации – наблюдение за выборами. Проект предусматривал и выделение 300 тысяч долларов на создание компьютерных списков избирателей.

Черновик – не окончательный вариант, поэтому бюджет некоторых программ не расписан. Под готовые проекты запрашивалось около 700 тысяч долларов. Сколько проект стоил в окончательном варианте, неизвестно. В частности, проект уличных акций (“проведение шумных акций, мобилизацию активистов и населения для участия в этих скандалах”) стоил 31310 долларов. Подробно перечислены и методы гражданского неповиновения. Специально оговаривается, что все это – ненасильственные методы. Среди них есть и такие: “насмешки над выборами”, “снятие одежды догола в знак протеста”, “грубые жесты”, “насмешки над должностными лицами”, “демонстративные похороны”, “политический траур”, “люстрация секретных агентов” и даже “ненасильственное преследование”.

Одна только разрисовка городских скверов стоит 3300 долларов (вот тебе и стихийная самодеятельность демократически настроенной молодежи). Печатание и распространение брошюр, постеров с лозунгами “Кмары”, символы, флаги, майки, кепки “Кмары”, теле- и радиореклама с призывами к населению принять участие в акциях – это еще 173 тысячи долларов.

В общем, судя по перечню методов, речь идет об организации кампании неповиновения действующей власти и давления на нее на всех уровнях. Здесь и забастовки всех видов, голодовки, “оккупация ненасильственными методами”, “представление поддельных документов”, “блокирование информационных линий”, “снятие указателей”, “бойкот выборов”, “отказ от уплаты налогов”, “отказ от должности и работы с правительством”. В списке есть и такой метод, как “восстание”.

Придя к власти, Саакашвили использовал метод, опробованный в Тбилиси, для смены власти в Аджарии. Тбилиси попытался разыграть в Батуми сценарий, по которому был смещен Шеварднадзе - сначала демонстрации на улицах, а потом свержение правительства небольшой группой лиц. Движения «Наша Аджария», «Демократическая Аджария» и «Кмара» поставили своей целью добиться отстранения от власти «авторитарного» Абашидзе. Власти Аджарии в свою очередь ввели на территории республики чрезвычайное положение, запретив все предвыборные акции сторонников Саакашвили, в преддверии парламентских выборов, намеченных на 28 марта 2004 г.

Надо напомнить, что статус Аджарии как полноправного субъекта международного права был определен Московским и Карсским договорами. В составе Грузии Аджария действительно имела широкие права. С 1999 года она не делала налоговых отчислений в Тбилиси (Абашидзе объяснял это тем, что Министерство финансов Грузии задолжало автономной республике в виде трансферов 22 млн. лари). Таможня Сарли на границе с Турцией также не подчинялась Тбилиси, являясь одним из важнейших источников аджарских доходов. При этом аджарские пограничники контролировали границу не только с Турцией, но и сообщение с Грузией.

«Революция роз» замечательна тем, что в ней и речи не было о решении социальных проблем. «Новое» руководство Грузии ускорило приватизацию оставшихся объектов всенародной собственности, включая морские порты Батуми и Поти, железную дорогу, электровагоностроительный завод, помещение государственной филармонии. С приходом «новой» власти произошло дальнейшее ухудшение экономического положения Грузии: резко возросло число безработных, на 20-30 % выросли цены на потребительские товары. Например, 1 кг мяса стоил в январе 2005 г. 3-3,5 доллара, сыр – 3-4,2 доллара – при средней зарплате 38,8 доллара. По официальной статистике за год прожиточный минимум одного работающего возрос с 65 и 80,5 долл. США.

«Розовая революция» не снизила темпов исхода грузинского населения из страны в поисках средств выживания. Более того, количество желающих покинуть страну возросло. Рождаемость сократилась в три раза по сравнению с 1990 годом, а смертность возросла в 3,2 раза. Численность населения Грузии сократилась с 5,40 млн. в 1989 г. до 3,09 млн. в 2003 г.

Нынешняя грузинская власть пошла на радикальное ухудшение исторических добрососедских связей с Арменией, Азербайджаном и Россией. Русофобия в Грузии давно возведена на уровень государственной политики, но «розовые» революционеры доходят в ней до крайности. Грузинские СМИ соревнуются между собой в том, кто больше выльет грязи на грузино-российские взаимоотношения.