Тест по истории Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в. для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.
1. В 1970-х гг. был выслан за границу и лишен гражданства СССР писатель
1) А.И. Солженицын
2) Б.Л. Пастернак
3) К.М. Симонов
4) В.А. Солоухин
2. Создание какого крупного предприятия относится к периоду середины 1960-х-середины 1980-х гг.?
1) Днепрогэса
2) Харьковского тракторного завода
3) Волжского автомобильного завода
4) Магнитогорского металлургического комбината
3. Конституция 1977 г. содержала положение о (об)
1) многопартийности в СССР
2) построении в СССР общества «развитого социализма»
3) возможности построения в СССР коммунизма за 20 лет
4) альтернативном характере выборов народных депутатов
4. В ходе реформ А.Н. Косыгина, начатых в 1965 г.,
1) создавалась госприемка продукции промышленных предприятий
2) в деревне получили развитие фермерские хозяйства
3) часть предприятий передавалась в аренду частным лицам
4) в работу предприятий вводились начала хозрасчета
5. Что из названного характеризует кадровую политику в КПСС в 1970-х — начале 1980-х гг.?
1) альтернативность при выборах партийного руководства
2) запрет на занятие руководящих постов в партии лицам старше 70 лет
3) преимущественное назначение русских на должности первых секретарей в союзных республиках
4) длительное пребывание руководителей на своих постах
6. В каком году произошла отставка Н.С. Хрущева со всех постов?
1) 1962 г.
2) 1964 г.
3) 1966 г.
4) 1968 г.
7. Какое событие относится к периоду руководства Л.И. Брежнева?
2) Первый Московский международный кинофестиваль
3) Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве
4) XXII Олимпийские игры в Москве
8. Сравните внутриполитическую ситуацию в СССР в конце 1940-х и конце 1970-х годов. Выберите и запишите под буквами
А) порядковые номера черт сходства
Б) порядковые номера черт различия
1) создание Союза советских писателей
2) однопартийная политическая система
3) преследование инакомыслящих
4) низкий авторитет лидера и всего руководства
1. Принятие какого документа произошло в период руководства Л.И. Брежнева?
1) Конституции «развитого социализма»
2) Закона о государственном предприятии
3) постановления ЦК КПСС «О культе личности и преодолении его последствий»
4) заявления XXVIII съезда КПСС «К гуманному, демократическому социализму»
2. Видным участником диссидентского движения середины 1960-х — начала 1980-х гг. был
1) М.А. Шолохов
2) А.Д. Сахаров
3) С.П. Королев
4) С.Ф. Бондарчук
3. К реформам А.Н. Косыгина относится
1) частичное внедрение хозрасчета на государственных предприятиях
2) либерализация цен
3) ликвидация ряда отраслевых министерств и создание совнархозов
4) принятие закона «О кооперации в СССР»
4. Что было характерно для советской экономики конца 1970-х гг.?
1) развитие хозрасчета на государственных предприятиях
2) резкое сокращение военно-промышленного комплекса
3) хронический дефицит товаров
4) быстрое внедрение в промышленности и сельском хозяйстве достижений НТР
5. Период 1970-х — начала 1980-х гг. характеризуется
1) массовыми забастовками рабочих
2) падением доверия людей к господствующей идеологии
3) ослаблением роли КГБ в политической жизни страны
4) массовыми политическими репрессиями
6. В каком году была принята последняя Конституция СССР?
1) 1964 г.
2) 1968 г.
3) 1974 г.
4) 1977 г.
7. Какое явление в советской культуре относится к 1960-1970-м гг.?
1) отказ от партийного контроля над культурой
2) создание первых творческих союзов
3) «культурная революция»
4) «магнитофонная революция»
8. Сравните политические взгляды (установки, особенности политического поведения) Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Выберите и запишите под буквами
А) порядковые номера черт сходства
Б) порядковые номера черт различия
1) социалистические убеждения
2) мнение, что необходима постоянная смена (обновление, ротация) партийных и государственных кадров
3) негативное в целом отношение к Сталину и его наследию, критика сталинского периода
4) установка на сохранение однопартийной политической системы
Ответы на тест по истории Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в.
1 вариант
1-1
2-3
3-2
4-4
5-4
6-2
7-4
8. А23 Б14
2 вариант
1-1
2-2
3-1
4-3
5-2
6-4
7-4
8. А14 Б23
Нестабильная экономическая ситуация в стране в начале 60-х годов прошлого века породила сомнения в эффективности и целесообразности административной диктатуры даже у самого руководства государства. Еще во времена Хрущева в печатных изданиях началась дискуссия о новых производственных стимулах. На их страницах появился новый термин - "экономика развитого социализма". Реформы (таблица, отражающая основные преобразования, будет приведена далее в статье), в целом не отвергали директивную модель. Однако вместе с этим внедрялись определенные механизмы саморегуляции, а также материальной заинтересованности производителей в эффективности труда. Рассмотрим далее, что собой представляла экономика развитого социализма, плюсы и минусы предпринятых мероприятий.
Какие мероприятия предусматривала экономика развитого социализма? Реформы в первую очередь коснулись сельского хозяйства. Об их начале было объявлено в марте 1965 года. Были намечены меры, направленные на решение в селе, внедрение экономических стимулов к работе. Были повышены закупочные цены, введена 50-процентная надбавка к основной стоимости за продажу продукции сверх плана. Вместе с этим увеличивались и капиталовложения. Экономика развитого социализма в СССР предполагала установление десятилетнего твердого плана по государственным закупкам. Для усиления стимулирования были снижены ограничения на ведение
Экономика развитого социализма опиралась на административные рычаги. Государственная власть по-прежнему старалась усилить роль Министров сельского хозяйства в руководстве и планировании деятельности аграрного сектора. Делался акцент на повышение капиталовложений и списание задолженности колхозов. На развитие сельскохозяйственной отрасли направлялись огромные средства. Однако использовались они крайне неэффективно. Часть средств использовалась для сооружения гигантских комплексов, закупки дорогостоящей техники, проведения непродуманной химизации и мелиорации почв. В колхозах были введены стабильные денежные оклады. По своей сути - это одно из важнейших достижений в социальной сфере. Однако после их введения стали развиваться иждивенческие настроения. К чему привела экономика развитого социализма? Вывод весьма неутешителен. В итоге преобразований деятельность совхозов и колхозов стала убыточной. За 25 лет, в период с 1964 по 1988 гг., произошло сокращение освоенной пашни на 22 млн га. Высоки были и потери объемов сельскохозяйственной продукции. Потери в этом секторе составили от 20 до 40 %. Страна, которая обладала плодородным черноземьем, стала крупнейшим мировым импортером пищевых продуктов и зерна.
Экономика развитого социализма на начальных этапах развивалась посредством совершенствования хозяйственного механизма или стимулирования работников. В сентябре 1965 года руководители преобразований попытались соединить эти подходы. Так начались изменения в промышленном секторе. В отличие от сельского хозяйства здесь реформы не отвергали основ директивной экономики. Основными принципами деятельности стали изменения условий планирования и повышение стимулирования. Экономика развитого социализма сохраняла жесткие нормативы по объему выпускаемой продукции. Вместе с этим вводились новые показатели, направленные на обеспечение Для повышения стимулирования производителям разрешалось оставлять часть доходов в распоряжении предприятий. Прибыль разделялась на фонды:
Экономика развитого социализма предполагала, что отраслевые министерства, которые планировалось восстановить, будут выступать не в качестве прежних "диктаторов", а как консультанты и партнеры предприятий. Они должны были содействовать организации производства на условиях хозрасчета, основываясь на усилении самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости. В рамках мероприятий, которые включала в себя экономика развитого социализма, предусматривалось сочетание единого госпланирования с местной инициативой. При этом право корректировки планов, прошедших утверждение, принадлежало только самим предприятиям.
Несмотря на всю противоречивость и ограниченность, преобразования повлекли существенный результат. В конце восьмой пятилетки с 1966 по 1970 год отмечалось повышение объема промышленного производства в 1.5 раза. В стране было возведено порядка 1900 довольно крупных предприятий. В их числе, например, Волжский завод в г. Тольятти. Но уже к концу 60-х ход преобразований замедлился. Это было обусловлено достаточно объективными причинами. В первую очередь, в стране значительно снизился удельный вес трудоспособного населения. Кроме этого, традиционная сырьевая база была истощена, резко подорожала добыча ископаемых, морально устарело оборудование, увеличились военные расходы. Но основная проблема состояла в том, что сама экономическая модель, которая отвергала все новшества, исчерпала себя - развитие могло идти по инерции какой-то период, но в долгосрочной перспективе система была обречена на провал.
Реформа порождала определенные сложности. В частности, строительство гигантских производственных комплексов приводило к монополизации в отрасли. Это, в свою очередь, обуславливало низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителей. Введение показателей для оценки качества по цене товара привело не только к его удорожанию, но и к значительному сокращению производственного объема. В результате возник дефицит продукции. Ежегодно увеличивался объем импорта продукции, которую не в состоянии была выпускать отечественная промышленность.
Экономика развитого социализма давала сбои. Чем же это было вызвано? В руководящем аппарате пересказывали мнение Брежнева по поводу доклада, сделанного Косыгиным на пленуме в сентябре 1965-го. В правящих кругах считалось, что реформа ни к чему не приведет. И дело было не в необходимости преобразований, а в отсутствии желания работать. По мнению ряда авторов, именно это отношение и послужило причиной несостоятельности реформы. Вскоре акцент переместили на новые ресурсы сырья, которые были открыты на восточной территории страны. Вместе с этим было принято решение провести корректировку системы экономического управления. В 1979 году была предпринята попытка оживить ситуацию посредством совершенствования хозяйственных рычагов и усиления влияния партийного руководства. Но все эти усилия не могли решить стоящие проблемы. В правящих кругах снова начали говорить о преимуществах морального стимула над материальным. Для компенсации недостатков несовершенства хозяйственного механизма оживились Только в 1983 году, после кончины Брежнева, Андропов - новый лидер страны - предпринял "широкомасштабный эксперимент". В ходе него предполагалось ослабить централизованное распределение и планирование, провести ряд изменений в ценообразовании на уровне определенных регионов и предприятий. Эти мероприятия были успешными, но эффект был от них кратковременным. По-прежнему актуальной проблемой оставалась смена хозяйственных рычагов.
К началу 70-х на Западе началась стадия постиндустриального развития. Это влекло за собой автоматизацию производственных процессов, массовое использование ЭВМ и роботов, внедрение новых наукоемких технологий. Вместе с этим начиналась индивидуализация труда, трансформация его в творческую деятельность, свободную от ограничений. В СССР много говорили об НТП. В рамках зарождавшегося научно-технического прогресса в стране были созданы первоклассные образцы вычислительных машин. В 1971 году на очередном съезде КПСС прозвучала новая установка. План следующих лет должен был реализовываться при соединении достижений прогресса с преимуществами социализма. Но недостатки сложившегося режима значительно замедляли прогресс техники и науки, внедрение достижений в производственный процесс. Периодически появлялись сообщения о крупных разработках и открытиях. Однако если они не несли военного значения, то так и оставались нереализованными вследствие нехватки средств, а также отсутствия поддержки у разработчиков в тех органах, где решалась дальнейшая судьба открытий.
Руководство страны начинало понимать необходимость перехода к прогрессивным производственным методам. В результате в 4 раза сократилось количество строящихся каждый год крупных предприятий. Вместо этого стали создаваться НПО (научные производственные объединения), появлялись новые отрасли (атомное машиностроение, микроэлектроника, роботостроение и так далее). Несмотря на предпринятые усилия, эти тенденции не смогли стать определяющими. Советские ученые вели первоклассные, а иногда и уникальные разработки в фундаментальной науке. Однако в практической жизни научно-технический прогресс почти не ощущался. К 80-м годам все еще работали вручную порядка 40 % рабочих, 60 % строителей, 75 % тружеников села.
Следует отметить, что к 1985 году в США насчитывалось порядка 1.5 миллиона новейших ЭВМ и около 17 млн ПК. В СССР к этому моменту действовало несколько десятков тысяч подобных машин, подавляющее большинство из которых были устаревшими моделями. Обострение ситуации было вызвано принятыми на Западе санкциями в начале 80-х гг. Вследствие их введения в СССР практически прекратился ввоз передовых образцов техники, а также наукоемких технологий из-за рубежа. Таким образом, к середине 80-х страна снова, как и в двадцатые годы, оказалась под угрозой нового отставания от западных государств.
Реформа | Результаты |
|
В аграрном секторе | Внедрение материальной заинтересованности производителя, механизмов саморегуляции, решение проблем на селе. | Убыточность колхозов и совхозов, потери с/х продукции, сокращение освоенной пашни. |
В промышленности | Совершенствование хозяйственных механизмов в сочетании с усилением материального стимулирования трудящихся. | Рост объемов производства, появление крупных заводов и промышленных комплексов. Ослабление трудоспособного населения, истощение сырьевой базы, удорожание добычи ископаемых, старение и износ оборудования, увеличение военных расходов. |
В социальной сфере | Сокращение расходов на здравоохранение, введение распределения продуктов. | Повышение смертности, обострение продовольственной проблемы, увеличение импорта продуктов, снижение реальных доходов населения. |
К чему в итоге привела экономика развитого социализма? Таблица, представленная выше, показывает, что картина в целом удручающая. Однако положение основной части жителей государства несколько улучшилось. Все меньше людей продолжали проживать в коммуналках, в домах начали появляться телевизоры, холодильники, стиральные машины. Отмечался и небольшой рост зарплаты. Тем не менее по уровню потребления страна занимала в мире только 77 место.
ПРИЧИНЫ РЕФОРМСнижение эффективности советской
экономики;
Сокращение темпов экономического
развития;
Снижение производительности труда:
- отсутствовала заинтересованность
предприятий в результатах своей
экономической деятельности;
- методы управления экономикой устарели.
Дата 20.04.17г 9 класс
Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма
Ц ель урока
осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества
Задачи урока
освоить новые понятия и уметь ими оперировать
уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала
критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам
сформировать системное видение темы
мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме
Понятия и термины
консервация
политический режим
идеологемы
социализм
функционеры
партийная номенклатура
формализм
План урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Домашнее задание
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з
Изучение нового материала
Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.
Л.И.Брежнев
Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».
Беседа с классом
Вопросы для беседы:
1. Что такое пропаганда?
2. Где используется пропаганда и в каких формах?
3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.
4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?
Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.
После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.
Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.
Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.
К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».
Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…
Объяснение терминов
Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.
Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.
Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.
Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.
Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.
Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.
Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.
Закрепление выученного материала
Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»
Домашнее задание
1. Изучить материал темы по учебнику.
2. Написать эссе на одну из тем:
Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.
Мое видение коммунизма в СССР
Коммунизм или демократия?
10 класс
Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.
Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.
Воспитание культуры речи и поведения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)
2. Проверка д/з
1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?
В каком году был созван конгресс? 1814 год
С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства
Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.
Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1
Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?
2. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Какова роль Священного союза для России и Европы?
Для этого ответьте на вопросы:
Когда был создан Священный союз?
Какие страны вошли в союз?
С какой целью он был создан?
Какую роль в союзе играла Россия
Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.
3. Изучение нового материала:
Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.
Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »
Работа в парах:
Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.
А. борьба с революциями
Б. решение Восточного вопроса
Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.
2) Россия и революции в Европе.
Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:
Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)
Какие события об этом свидетельствуют?
Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)
3) Восточный вопрос.
Беседа по вопросам:
Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)
Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)
Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?
Заполните таблицу:
Критерий сравнения
Русско-иранская войнаРусско-турецкая война
Кавказская война
Хронологические рамки
Причины войны
Страны участницы
Итоги войны
4) Кавказская война.
Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.
4. Закрепление:
Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:
А) Чего добилась Россия на международной арене?
В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?
Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.
5. Домашнее задание:
Параграф
Дата 20.04.17г 9 класс
Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма
Ц ель урока
осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества
Задачи урока
освоить новые понятия и уметь ими оперировать
уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала
критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам
сформировать системное видение темы
мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме
Понятия и термины
консервация
политический режим
идеологемы
социализм
функционеры
партийная номенклатура
формализм
План урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Домашнее задание
Заключение: вопросы, ответы, обсуждения
Ход урока
Организационный момент
Проверка д/з
Изучение нового материала
Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.
Л.И.Брежнев
Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».
Беседа с классом
Вопросы для беседы:
1. Что такое пропаганда?
2. Где используется пропаганда и в каких формах?
3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.
4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?
Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.
После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.
Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.
Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.
К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».
Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…
Объяснение терминов
Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.
Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.
Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.
Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.
Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.
Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.
Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.
Закрепление выученного материала
Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»
Домашнее задание
1. Изучить материал темы по учебнику.
2. Написать эссе на одну из тем:
Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.
Мое видение коммунизма в СССР
Коммунизм или демократия?
10 класс
Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.
Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.
Воспитание культуры речи и поведения.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)
2. Проверка д/з
1. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?
В каком году был созван конгресс? 1814 год
С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства
Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.
Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1
Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?
2. Дайте развернутый ответ на вопрос:
Какова роль Священного союза для России и Европы?
Для этого ответьте на вопросы:
Когда был создан Священный союз?
Какие страны вошли в союз?
С какой целью он был создан?
Какую роль в союзе играла Россия
Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.
3. Изучение нового материала:
Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.
Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »
Работа в парах:
Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.
А. борьба с революциями
Б. решение Восточного вопроса
Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.
2) Россия и революции в Европе.
Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:
Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)
Какие события об этом свидетельствуют?
Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)
3) Восточный вопрос.
Беседа по вопросам:
Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)
Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)
Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?
Заполните таблицу:
Критерий сравнения
Русско-иранская войнаРусско-турецкая война
Кавказская война
Хронологические рамки
Причины войны
Страны участницы
Итоги войны
4) Кавказская война.
Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.
4. Закрепление:
Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:
А) Чего добилась Россия на международной арене?
В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?
Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.
5. Домашнее задание:
Параграф