Работа 24 политическое развитие экономика развитого социализма. Создан фонд экономического стимулирования

Продажа

Тест по истории Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в. для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. В 1970-х гг. был выслан за границу и лишен гражданства СССР писатель

1) А.И. Солженицын
2) Б.Л. Пастернак
3) К.М. Симонов
4) В.А. Солоухин

2. Создание какого крупного предприятия относится к перио­ду середины 1960-х-середины 1980-х гг.?

1) Днепрогэса
2) Харьковского тракторного завода
3) Волжского автомобильного завода
4) Магнитогорского металлургического комбината

3. Конституция 1977 г. содержала положение о (об)

1) многопартийности в СССР
2) построении в СССР общества «развитого социализма»
3) возможности построения в СССР коммунизма за 20 лет
4) альтернативном характере выборов народных депутатов

4. В ходе реформ А.Н. Косыгина, начатых в 1965 г.,

1) создавалась госприемка продукции промышленных предприятий
2) в деревне получили развитие фермерские хозяйства
3) часть предприятий передавалась в аренду частным ли­цам
4) в работу предприятий вводились начала хозрасчета

5. Что из названного характеризует кадровую политику в КПСС в 1970-х — начале 1980-х гг.?

1) альтернативность при выборах партийного руководства
2) запрет на занятие руководящих постов в партии лицам старше 70 лет
3) преимущественное назначение русских на должности первых секретарей в союзных республиках
4) длительное пребывание руководителей на своих постах

6. В каком году произошла отставка Н.С. Хрущева со всех по­стов?

1) 1962 г.
2) 1964 г.
3) 1966 г.
4) 1968 г.

7. Какое событие относится к периоду руководства Л.И. Брежнева?


2) Первый Московский международный кинофестиваль
3) Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве
4) XXII Олимпийские игры в Москве

8. Сравните внутриполитическую ситуацию в СССР в конце 1940-х и конце 1970-х годов. Выберите и запишите под буквами

А) порядковые номера черт сходства
Б) порядковые номера черт различия

1) создание Союза советских писателей
2) однопартийная политическая система
3) преследование инакомыслящих
4) низкий авторитет лидера и всего руководства

2 вариант

1. Принятие какого документа произошло в период руково­дства Л.И. Брежнева?

1) Конституции «развитого социализма»
2) Закона о государственном предприятии
3) постановления ЦК КПСС «О культе личности и преодо­лении его последствий»
4) заявления XXVIII съезда КПСС «К гуманному, демокра­тическому социализму»

2. Видным участником диссидентского движения середины 1960-х — начала 1980-х гг. был

1) М.А. Шолохов
2) А.Д. Сахаров
3) С.П. Королев
4) С.Ф. Бондарчук

3. К реформам А.Н. Косыгина относится

1) частичное внедрение хозрасчета на государственных предприятиях
2) либерализация цен
3) ликвидация ряда отраслевых министерств и создание совнархозов
4) принятие закона «О кооперации в СССР»

4. Что было характерно для советской экономики конца 1970-х гг.?

1) развитие хозрасчета на государственных предприятиях
2) резкое сокращение военно-промышленного комплекса
3) хронический дефицит товаров
4) быстрое внедрение в промышленности и сельском хозяй­стве достижений НТР

5. Период 1970-х — начала 1980-х гг. характеризуется

1) массовыми забастовками рабочих
2) падением доверия людей к господствующей идеологии
3) ослаблением роли КГБ в политической жизни страны
4) массовыми политическими репрессиями

6. В каком году была принята последняя Конституция СССР?

1) 1964 г.
2) 1968 г.
3) 1974 г.
4) 1977 г.

7. Какое явление в советской культуре относится к 1960-1970-м гг.?

1) отказ от партийного контроля над культурой
2) создание первых творческих союзов
3) «культурная революция»
4) «магнитофонная революция»

8. Сравните политические взгляды (установки, особенности политического поведения) Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Выберите и запишите под буквами

А) порядко­вые номера черт сходства
Б) порядковые но­мера черт различия

1) социалистические убеждения
2) мнение, что необходима постоянная смена (обновление, ротация) партийных и государственных кадров
3) негативное в целом отношение к Сталину и его насле­дию, критика сталинского периода
4) установка на сохранение однопартийной политической системы

Ответы на тест по истории Консервация политического режима. Экономика «развитого социализма». Общественная жизнь в середине 60-х — середине 80-х гг. ХХ в.
1 вариант
1-1
2-3
3-2
4-4
5-4
6-2
7-4
8. А23 Б14
2 вариант
1-1
2-2
3-1
4-3
5-2
6-4
7-4
8. А14 Б23

Нестабильная экономическая ситуация в стране в начале 60-х годов прошлого века породила сомнения в эффективности и целесообразности административной диктатуры даже у самого руководства государства. Еще во времена Хрущева в печатных изданиях началась дискуссия о новых производственных стимулах. На их страницах появился новый термин - "экономика развитого социализма". Реформы (таблица, отражающая основные преобразования, будет приведена далее в статье), в целом не отвергали директивную модель. Однако вместе с этим внедрялись определенные механизмы саморегуляции, а также материальной заинтересованности производителей в эффективности труда. Рассмотрим далее, что собой представляла экономика развитого социализма, плюсы и минусы предпринятых мероприятий.

Преобразования в сельском хозяйстве

Какие мероприятия предусматривала экономика развитого социализма? Реформы в первую очередь коснулись сельского хозяйства. Об их начале было объявлено в марте 1965 года. Были намечены меры, направленные на решение в селе, внедрение экономических стимулов к работе. Были повышены закупочные цены, введена 50-процентная надбавка к основной стоимости за продажу продукции сверх плана. Вместе с этим увеличивались и капиталовложения. Экономика развитого социализма в СССР предполагала установление десятилетнего твердого плана по государственным закупкам. Для усиления стимулирования были снижены ограничения на ведение

Недостатки изменений

Экономика развитого социализма опиралась на административные рычаги. Государственная власть по-прежнему старалась усилить роль Министров сельского хозяйства в руководстве и планировании деятельности аграрного сектора. Делался акцент на повышение капиталовложений и списание задолженности колхозов. На развитие сельскохозяйственной отрасли направлялись огромные средства. Однако использовались они крайне неэффективно. Часть средств использовалась для сооружения гигантских комплексов, закупки дорогостоящей техники, проведения непродуманной химизации и мелиорации почв. В колхозах были введены стабильные денежные оклады. По своей сути - это одно из важнейших достижений в социальной сфере. Однако после их введения стали развиваться иждивенческие настроения. К чему привела экономика развитого социализма? Вывод весьма неутешителен. В итоге преобразований деятельность совхозов и колхозов стала убыточной. За 25 лет, в период с 1964 по 1988 гг., произошло сокращение освоенной пашни на 22 млн га. Высоки были и потери объемов сельскохозяйственной продукции. Потери в этом секторе составили от 20 до 40 %. Страна, которая обладала плодородным черноземьем, стала крупнейшим мировым импортером пищевых продуктов и зерна.

Промышленный сектор

Экономика развитого социализма на начальных этапах развивалась посредством совершенствования хозяйственного механизма или стимулирования работников. В сентябре 1965 года руководители преобразований попытались соединить эти подходы. Так начались изменения в промышленном секторе. В отличие от сельского хозяйства здесь реформы не отвергали основ директивной экономики. Основными принципами деятельности стали изменения условий планирования и повышение стимулирования. Экономика развитого социализма сохраняла жесткие нормативы по объему выпускаемой продукции. Вместе с этим вводились новые показатели, направленные на обеспечение Для повышения стимулирования производителям разрешалось оставлять часть доходов в распоряжении предприятий. Прибыль разделялась на фонды:

  • Самофинансирования производства.
  • Бытового и социально-культурного развития (строительство пансионатов, клубов, жилья и так далее).
  • Материального поощрения.

Экономика развитого социализма предполагала, что отраслевые министерства, которые планировалось восстановить, будут выступать не в качестве прежних "диктаторов", а как консультанты и партнеры предприятий. Они должны были содействовать организации производства на условиях хозрасчета, основываясь на усилении самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости. В рамках мероприятий, которые включала в себя экономика развитого социализма, предусматривалось сочетание единого госпланирования с местной инициативой. При этом право корректировки планов, прошедших утверждение, принадлежало только самим предприятиям.

Экономика развитого социализма: кратко об итогах промышленных преобразований

Несмотря на всю противоречивость и ограниченность, преобразования повлекли существенный результат. В конце восьмой пятилетки с 1966 по 1970 год отмечалось повышение объема промышленного производства в 1.5 раза. В стране было возведено порядка 1900 довольно крупных предприятий. В их числе, например, Волжский завод в г. Тольятти. Но уже к концу 60-х ход преобразований замедлился. Это было обусловлено достаточно объективными причинами. В первую очередь, в стране значительно снизился удельный вес трудоспособного населения. Кроме этого, традиционная сырьевая база была истощена, резко подорожала добыча ископаемых, морально устарело оборудование, увеличились военные расходы. Но основная проблема состояла в том, что сама экономическая модель, которая отвергала все новшества, исчерпала себя - развитие могло идти по инерции какой-то период, но в долгосрочной перспективе система была обречена на провал.

Основные проблемы

Реформа порождала определенные сложности. В частности, строительство гигантских производственных комплексов приводило к монополизации в отрасли. Это, в свою очередь, обуславливало низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителей. Введение показателей для оценки качества по цене товара привело не только к его удорожанию, но и к значительному сокращению производственного объема. В результате возник дефицит продукции. Ежегодно увеличивался объем импорта продукции, которую не в состоянии была выпускать отечественная промышленность.

Консервация политического режима

Экономика развитого социализма давала сбои. Чем же это было вызвано? В руководящем аппарате пересказывали мнение Брежнева по поводу доклада, сделанного Косыгиным на пленуме в сентябре 1965-го. В правящих кругах считалось, что реформа ни к чему не приведет. И дело было не в необходимости преобразований, а в отсутствии желания работать. По мнению ряда авторов, именно это отношение и послужило причиной несостоятельности реформы. Вскоре акцент переместили на новые ресурсы сырья, которые были открыты на восточной территории страны. Вместе с этим было принято решение провести корректировку системы экономического управления. В 1979 году была предпринята попытка оживить ситуацию посредством совершенствования хозяйственных рычагов и усиления влияния партийного руководства. Но все эти усилия не могли решить стоящие проблемы. В правящих кругах снова начали говорить о преимуществах морального стимула над материальным. Для компенсации недостатков несовершенства хозяйственного механизма оживились Только в 1983 году, после кончины Брежнева, Андропов - новый лидер страны - предпринял "широкомасштабный эксперимент". В ходе него предполагалось ослабить централизованное распределение и планирование, провести ряд изменений в ценообразовании на уровне определенных регионов и предприятий. Эти мероприятия были успешными, но эффект был от них кратковременным. По-прежнему актуальной проблемой оставалась смена хозяйственных рычагов.

НТП

К началу 70-х на Западе началась стадия постиндустриального развития. Это влекло за собой автоматизацию производственных процессов, массовое использование ЭВМ и роботов, внедрение новых наукоемких технологий. Вместе с этим начиналась индивидуализация труда, трансформация его в творческую деятельность, свободную от ограничений. В СССР много говорили об НТП. В рамках зарождавшегося научно-технического прогресса в стране были созданы первоклассные образцы вычислительных машин. В 1971 году на очередном съезде КПСС прозвучала новая установка. План следующих лет должен был реализовываться при соединении достижений прогресса с преимуществами социализма. Но недостатки сложившегося режима значительно замедляли прогресс техники и науки, внедрение достижений в производственный процесс. Периодически появлялись сообщения о крупных разработках и открытиях. Однако если они не несли военного значения, то так и оставались нереализованными вследствие нехватки средств, а также отсутствия поддержки у разработчиков в тех органах, где решалась дальнейшая судьба открытий.

Попытки решить проблему НТП

Руководство страны начинало понимать необходимость перехода к прогрессивным производственным методам. В результате в 4 раза сократилось количество строящихся каждый год крупных предприятий. Вместо этого стали создаваться НПО (научные производственные объединения), появлялись новые отрасли (атомное машиностроение, микроэлектроника, роботостроение и так далее). Несмотря на предпринятые усилия, эти тенденции не смогли стать определяющими. Советские ученые вели первоклассные, а иногда и уникальные разработки в фундаментальной науке. Однако в практической жизни научно-технический прогресс почти не ощущался. К 80-м годам все еще работали вручную порядка 40 % рабочих, 60 % строителей, 75 % тружеников села.

Реакция мировой общественности

Следует отметить, что к 1985 году в США насчитывалось порядка 1.5 миллиона новейших ЭВМ и около 17 млн ПК. В СССР к этому моменту действовало несколько десятков тысяч подобных машин, подавляющее большинство из которых были устаревшими моделями. Обострение ситуации было вызвано принятыми на Западе санкциями в начале 80-х гг. Вследствие их введения в СССР практически прекратился ввоз передовых образцов техники, а также наукоемких технологий из-за рубежа. Таким образом, к середине 80-х страна снова, как и в двадцатые годы, оказалась под угрозой нового отставания от западных государств.

Экономика развитого социализма (таблица)

Реформа

Результаты

В аграрном секторе

Внедрение материальной заинтересованности производителя, механизмов саморегуляции, решение проблем на селе.

Убыточность колхозов и совхозов, потери с/х продукции, сокращение освоенной пашни.

В промышленности

Совершенствование хозяйственных механизмов в сочетании с усилением материального стимулирования трудящихся.

Рост объемов производства, появление крупных заводов и промышленных комплексов. Ослабление трудоспособного населения, истощение сырьевой базы, удорожание добычи ископаемых, старение и износ оборудования, увеличение военных расходов.

В социальной сфере

Сокращение расходов на здравоохранение, введение распределения продуктов.

Повышение смертности, обострение продовольственной проблемы, увеличение импорта продуктов, снижение реальных доходов населения.

В заключение

К чему в итоге привела экономика развитого социализма? Таблица, представленная выше, показывает, что картина в целом удручающая. Однако положение основной части жителей государства несколько улучшилось. Все меньше людей продолжали проживать в коммуналках, в домах начали появляться телевизоры, холодильники, стиральные машины. Отмечался и небольшой рост зарплаты. Тем не менее по уровню потребления страна занимала в мире только 77 место.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМСнижение эффективности советской
экономики;
Сокращение темпов экономического
развития;
Снижение производительности труда:
- отсутствовала заинтересованность
предприятий в результатах своей
экономической деятельности;
- методы управления экономикой устарели.

1966-1970гг. – Восьмая пятилетка («золотая»)– наилучшие показатели развития страны в Советский период

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 1965Г.–
«КОСЫГИНСКИЕ РЕФОРМЫ»
Возврат к
отраслевой
системе
управления
промышленностью.
Внедрение
элементов
хозрасчета в
деятельность
предприятий при
сохранении
административнокомандной
системы.

Из воспоминаний ф.м.бурлацкого

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Ф.М.БУРЛАЦКОГО
… В аппарате пересказывали слова Брежнева
по поводу доклада Косыгина на сентябрьском
пленуме 1965г.: «Ну что он придумал? Реформа,
реформа…Кому это надо, да и кто это поймет?
Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не
в таком ли отношении к экономической
реформе была главная причина, почему она не
состоялась?
Что бы вы ответили на этот вопрос одного из
работников ЦК КПСС?

Аграрная реформа

АГРАРНАЯ РЕФОРМА
Повышение закупочных цен на продукцию
совхозов и колхозов;
Отмена ограничений в отношении личных
подсобных хозяйств;
Введение гарантированной оплаты труда
колхозников вместо трудодней;
Укрепление материально-технической базы
сельского хозяйства;
Уменьшение плана обязательных поставок
зерна.

Аграрная реформа.

АГРАРНАЯ РЕФОРМА.
Однако, сохраняется ведущая роль
Министерства с/х по
планированию и руководству
аграрным сектором.
Огромные средства тратились
крайне неэффективно. Часть
расходовалась на строительство
гигантских комплексов, часть –
непродуманную мелиорацию и
химизацию почвы.

Итоги:

ИТОГИ:
Введение
стабильных денежных окладов
колхозников
Убыточная деятельность колхозов и
совхозов
Сокращение пашни на 25 млн.га
Страна, обладавшая богатейшими залежами
чернозёмных земель, стала самым крупным
импортёром зерна и продуктов питания.

Реформа промышленности

РЕФОРМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Переход от территориального принципа
управления к отраслевому: ликвидация
совнархозов и восстановление министерств;
Совершенствование планирования и
повышение самостоятельности предприятий
(внедрение элементов хозрасчета);
Усиление экономического стимулирования
коллективов (фонды стимулирования) и
повышение материальной
заинтересованности работников.

Реформы в промышленности

РЕФОРМЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ
За годы восьмой пятилетки
объём промышленности
вырос в 1,5 раза. Было
построено около 1900
крупных предприятий, в
том числе и ВАЗ в
Тольятти.

Поработаем с диаграммой на стр. 288. Какие особенности экономического развития страны в 1965 – 1985 гг. она позволила

ПОРАБОТАЕМ С ДИАГРАММОЙ НА СТР.
288.
КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СТРАНЫ В 1965 – 1985 ГГ.
ОНА ПОЗВОЛИЛА УСТАНОВИТЬ?

Причины неудач реформы

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ РЕФОРМЫ
Реформа не затронула основ экономического
базиса советской системы;
отсутствие поддержки со стороны партийного
руководства;
Износ и моральное старение оборудования;
Рост военных расходов и т.д.

Новые проблемы

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Заводы-гиганты монополизировали отрасли
производства – что привело к отсутствию
выбора, к низкому качеству продукции
Товарный дефицит
Нарастание импорта товаров

Научно-технический прогресс

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Развитие оборонной
промышленности;
Активное освоение
космоса:
космический корабль
«Союз»,
орбитальная станция
«Салют»,

«Луна -9» в 1966г.
впервые совершила
мягкую посадку
на поверхность Луны,
«Луна-16»
доставила на
Землю образцы
лунного грунта,
«Луноход-1»
совершил поход
по лунной
поверхности.

В 1975 г.
состоялся полет
по программе
«Союз-Аполлон».
В 1975г. началась
эксплуатация
сверхзвукового
пассажирского
самолета ТУ-144,

В 1976г. появился
1-й советский
«аэробус» - Ил-86.
В 1975 г. начался
выпуск карьерных
самосвалов
БЕЛАЗ-110.

Социальная политика

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Сокращение финансирования социальной
сферы;
Неблагоприятная демографическая
ситуация: отток молодежи из села;
Рост негативных явлений в социальной
сфере (пьянство, взяточничество, коррупция)
Социальная дифференциация общества
(привилегированное положение партийногосударственной номенклатуры в отличие от
основной массы населения.

Какие выводы позволяет сделать анализ диаграммы?

ДОЛЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ
ДОХОДЕ В 1985 Г., В %.
80
70
60
50
40
30
20
10
0
СССР
США
Швеция, Швейцария
КАКИЕ ВЫВОДЫ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ АНАЛИЗ
ДИАГРАММЫ?

ВЫВОД

Несмотря на не очень удачные реформы,
положение основной части населения улучшилось:
уменьшилось количество людей, проживающих
в коммуналках;
в обыденную жизнь входили холодильники,
телевизоры, стиральные машины;
несколько выросла заработная плата.
Однако удержать статус великой державы
становилось возможным лишь за счет
сокращения социальных программ и
жесткой эксплуатации природной среды.

Закрепление и повторение

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
А1. Что предполагала экономическая реформа второй
половины 1960-х гг.?
1) разрешение свободного обмена иностранной валюты
2) полную отмену директивного планирования
3) замену министерств совнархозами
4) введение принципов хозрасчета
А2. Что стало причиной неудачи аграрной реформы
1965 г.?
1) неблагоприятная погодная обстановка
2) использование административных рычагов управления
3) развитие рыночных механизмов
4) разрушение колхозов

Закрепление и повторение

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
А3. В ходе проведения реформы в промышленности
в 1965 г.:
1) было сокращено число планируемых сверху
показателей
2) было разрешено свободное предпринимательство
3) были закрыты предприятия-гиганты
4) был сокращен управленческий аппарат
А4. Что было главным стержнем развития
советской экономики в 1970-1980-е гг.?
1) микроэлектроника
2) сфера услуг
3) легкая промышленность
4) военно-промышленный комплекс

Закрепление и повторение

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ
В1. Как называется ведение хозяйства
предприятия на основе самоокупаемости,
самофинансирования и самоуправления?
Домашнее задание: § 44
задание 2,стр. 304

Хозяйственный расчет (хозрасчет) -

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ (ХОЗРАСЧЕТ) -
метод хозяйствования,
основанный на соизмерении
затрат и результатов
хозяйственной деятельности.

Дата 20.04.17г 9 класс

Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма

Ц ель урока

осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества

Задачи урока

освоить новые понятия и уметь ими оперировать

уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала

критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам

сформировать системное видение темы

мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме

Понятия и термины

консервация

политический режим

идеологемы

социализм

функционеры

партийная номенклатура

формализм

План урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Домашнее задание

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Организационный момент

Проверка д/з

Изучение нового материала

Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.

Л.И.Брежнев

Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».

Беседа с классом

Вопросы для беседы:

1. Что такое пропаганда?

2. Где используется пропаганда и в каких формах?

3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.

4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?

Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.

После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.

Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.

К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».

Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…

Объяснение терминов

Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.

Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.

Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.

Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.

Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.

Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.

Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.

Закрепление выученного материала

Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»

Домашнее задание

1. Изучить материал темы по учебнику.

2. Написать эссе на одну из тем:

Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.

Мое видение коммунизма в СССР

Коммунизм или демократия?

10 класс

Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.

Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.

Воспитание культуры речи и поведения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)

2. Проверка д/з

1. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?

В каком году был созван конгресс? 1814 год

С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства

Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.

Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1

Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?

2. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Какова роль Священного союза для России и Европы?

Для этого ответьте на вопросы:

Когда был создан Священный союз?

Какие страны вошли в союз?

С какой целью он был создан?

Какую роль в союзе играла Россия

Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.

3. Изучение нового материала:

Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.

Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »

Работа в парах:

Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.

А. борьба с революциями

Б. решение Восточного вопроса

Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.

2) Россия и революции в Европе.

Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:

Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)

Какие события об этом свидетельствуют?

Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)

3) Восточный вопрос.

Беседа по вопросам:

Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)

Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)

Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?

Заполните таблицу:

Критерий сравнения

Русско-иранская война

Русско-турецкая война

Кавказская война

Хронологические рамки

Причины войны

Страны участницы

Итоги войны

4) Кавказская война.

Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.

4. Закрепление:

Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:

А) Чего добилась Россия на международной арене?

В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?

Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.

5. Домашнее задание:

Параграф

Дата 20.04.17г 9 класс

Тема: Консервация политического режима. Экономика развитого социализма

Ц ель урока

осветить, в чем состояла консервация политического режима и как она сказалась на жизни общества

Задачи урока

освоить новые понятия и уметь ими оперировать

уметь пополнять собственные знания с помощью видеоматериала

критические относиться к разным историческим точкам зрения и научно-образовательным видеороликам

сформировать системное видение темы

мотивировать учеников к изучению темы в самостоятельном режиме

Понятия и термины

консервация

политический режим

идеологемы

социализм

функционеры

партийная номенклатура

формализм

План урока

Организационный момент

Изучение нового материала

Домашнее задание

Заключение: вопросы, ответы, обсуждения

Ход урока

Организационный момент

Проверка д/з

Изучение нового материала

Очевидна утопичность задач построения коммунизма заставила компартий- них теоретиков выдвигать новые идеологемы, которые должны подтвердить прогресс советского общества. Главной из них стало утверждение о вступлении СССР в этап развитого социализма, которое впервые было сделано в докладе Л. И. Брежнева на торжественное заседание по случаю 50-летия Октябрьской революции и вскоре повторено в отчетном докладе ЦК ХХIV съезда КПСС: «Самоотверженным трудом советских людей построено развитое социалистическое общество, о котором В. И. Ленин говорил как о будущем нашей страны» . Все сроки, отведенные для построения коммунизма в Программе КПСС, давно прошли. Партия должна дать обществу ответ на вопрос, как она выполнила свою программу. Возникал и другой вопрос: что делать с Программой КПСС? Однако руководство КПСС решило за лучшее для себя уклониться от ответа, сделать вид, что все идет по планом, партия ведет народ от победы к победе, и вот очередная, мол, победа – партия осчастливила людей развитым социализмом.

Л.И.Брежнев

Согласно Положению об органах народного контроля СССР, которое было утвержденное постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР в 1968 г., народный контроль представлял собой разветвленную систему комитетов, групп и постов, общее руководство которыми осуществлял образованный правительством СССР Комитет народного контрой СССР. Совета Министров союзных и автономных республик образовывали республиканские комитеты народного контроля, а местные советы - соответственно областные, городские, районные комитеты. При сельских советах, на предприятиях, в организациях, учреждениях, колхозах и совхозах создавались группы и посты народного контроля, которые действовали на основе общественных самодеятельных формирований. В функции органов народного контроля входило оказание помощи партии и правительственным учреждениям в улучшении планирования и своевременного выполнения планов, борьба с бесхозяйственностью, нерациональными потерями сырья, материалов, контроль за правильной организацией труда и его оплаты с ура- учетом количества и качества труда, борьба с нарушителями законности и государственной дисциплины, бюрократизмом и волокитой. Таким образом, Конституция СССР 1977 г. именовалась Конституцией развитого социализма, имела прежде пропагандистский характер. «Новая Конституция, - заявлял Л. Брежнев в докладе на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1977 г. - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно воплощаются в жизнь».

Беседа с классом

Вопросы для беседы:

1. Что такое пропаганда?

2. Где используется пропаганда и в каких формах?

3. Приведите примеры из истории и современности, из различных областей.

4. Можно ли оценить любую пропаганду в категориях «хорошо-плохо»?

Съезды партии имели преимущественно декларативный характер, выступления делегатов в большинстве своем сводились к самоотчетов и безудержных комплиментов в адрес ЦК и его политбюро во главе с «дорогим Леонидом Ильичем Брежневым». Комплиментарная машина все время набирал обороты. Елейное славословие в адрес Брежнева начинается на ХХIV съезде, усиливается на ХХV и достигает апогея на ХХVI съезде. Почти каждое выступление сопровождалось уклоном в сторону генерального секретаря ЦК. Все партийные функционеры должны постоянно делать все, чтобы раздуть его культ. Из тех, кто активно восхвалял «верного ленинца», «дорогого Леонида Ильича», были и руководители Украинский компартии во главе с В. Щербицким . Весьма характерно, что именно те руководители, которые были выявлены в коррупции, в злоупотреблении служебным положением, особенно изощрялись в комплиментах. Для них это была своеобразная дымовая завеса, скрывавшая их неблаговидных дела, средство для получение наград, новых отличий. Именно они утверждали, что благодаря Брежневу «в партии и жизни общества создана чрезвычайно благоприятная моральная атмосфера». В ряде мест сформировался настоящий симбиоз неосталинистов и коррумпированных элементов. А дальше из года в год возрастал и нарастал поток дифирамбов. На глазах развивалась обратно пропорциональная зависимость: чем хуже шли дела в стране, тем больше его окружения упражнялось в изобретениях живописных эпитетов для генсека, который дряхлые и разваливался на глазах.

После принятия Конституции партийная номенклатура принялась активно убеждать граждан в том, что она постоянно ищет пути осуществления реального народовластия, привлечение населения к участию в делах государства и общества, стремится максимально полно закрепить комплекс конституционных прав и свобод советских людей. Однако реалии жизни свидетельствовали о другом: пропасть между формальными правами и возможностями их осуществления рядовыми людьми (не номенклатурой) не только сохранялась, но и увеличивалась. Номенклатура, ее карательный аппарат тщательно следил за тем, чтобы в одном научном или художественном произведении, публичном выступлении не было такого, что не совпадает с оценками партийных и государственныхорганов. Любая критика режима, действий партии не допускалась, а инакомыслящие жестоко преследовались.

Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в деятельность партаппарата по решению текущих социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Непосредственную работу в этом направлении проводили отраслевые (промышленные, сельскохозяйственные, административное и др.) отделы республиканских, областных, городских, районных комитетов партии. Партийные комитеты приняли на себя немало текущих оперативно-распорядительных функций. По сути, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

Похожие процессы характеризовали и развитие других общественных организаций,профсоюзов, комсомола. И хотя в конституционном порядке была определена роль организаций, расширены их права, в самих общественных организациях шло разрастание аппарата функционеров. Усилился формализм общественных организаций. Они все больше концентрировались на выполнении распорядительно-оперативных функций.

К началу 1980-х гг командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. В последние годы жизни Л. Брежнев уже был физически способен управлять страной, чем воспользовалось его ближайшее окружение и вся партийно-советская номенклатура. Происходило невиданное ранее развращение руководящих кадров, массовый характер приобрело казнокрадство. «Под крышей некоторых властных структур или отдельных чиновников зародилась и выросла теневая экономика».

Тревогу за будущее страны чувствовали сами правящие круги, руководство страны. Дело лишь в том, что пути обновления общества, даже в среде самой высшей номенклатуры, видели по-разному…

Объяснение терминов

Консервация (режима) – сохранение установленных порядков и норм с целью сохранения стабильности данной политической системы.

Политический режим – система способов и методов управления определенным государственно организованным обществом или система способов и методов взаимодействия общества и органов политической власти.

Идеологема – часть идеологии, которая используется для управления массовым сознанием.

Социализм - это попытка устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатация и всякую бедность, ввести справедливый порядок, а именно таким способом, чтобы настоящее продукционный капитал, то есть почвы, фабрики, машины и другие орудия труда, а так же всякая сырье, вместо быть частной собственностью нескольких людей, должно перейти в собственность общественности.

Функционеры - лица, выполняющие определенные функции в политической организации, аппарате.

Партийная номенклатура – правящий, высший слой в эшелоне власти.

Формализм - соблюдение внешних форм чего-нибудь, когда о последствиях и их целесообразность не заботятся.

Закрепление выученного материала

Мини-дискуссия на тему «Суть консервации политического режима СССР 60х - 80х годов»

Домашнее задание

1. Изучить материал темы по учебнику.

2. Написать эссе на одну из тем:

Коммунизм и социализм: корни, суть, отличия.

Мое видение коммунизма в СССР

Коммунизм или демократия?

10 класс

Учащиеся должны усвоить основные направления и цели внешней политики России, основные события и их итоги, взаимосвязь внешней и внутренней политики.

Формирование навыков работы в паре и группе, поиска информации в различных источниках, систематизации информации, выявления причинно-следственных связей, характерных признаков понятий и явлений, развитие логического мышления.

Воспитание культуры речи и поведения.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Оргмомент (проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой)

2. Проверка д/з

1. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Каковы итоги Венского конгресса для России и Европы?

В каком году был созван конгресс? 1814 год

С какой целью был созван конгресс? Для решения вопросов послевоенного устройства

Какие страны участвовали в его работе? Решающий голос имели Россия во главе с Александром, Великобритания и Австрийская империя.

Какие решения были приняты? Объединение польских земель под властью Александра 1

Сделайте вывод о том, как Венский конгресс изменил положение России на мировой арене?

2. Дайте развернутый ответ на вопрос:

Какова роль Священного союза для России и Европы?

Для этого ответьте на вопросы:

Когда был создан Священный союз?

Какие страны вошли в союз?

С какой целью он был создан?

Какую роль в союзе играла Россия

Создателями Священного союза были русский царь Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих-Вильгельм III. Текст документа, подписанного ими в сентябре 1815 г., гласил, что, «связанные узами истинного и нерасторжимого братства» и принципами христианской религии, они обязываются оказывать друг другу помощь и поддержку «по всякому случаю и при всяких обстоятельствах». Позднее к договору присоединились почти все европейские монархи. Англия формально не входила в Священный союз, однако ее правительство на первых порах фактически поддерживало его реакционную политику. Священный союз был союзом монархов, объединившихся для совместной борьбы против народов. Его целью было предотвращение и разгром революционного движения всюду, где бы оно ни возникло. Но уже к началу 20-х гг. все чаще стали давать о себе знать противоречия между странами-участниками союза. Камнем преткновения, приведшим к распаду Священного Союза, стал Восточный вопрос.

3. Изучение нового материала:

Внешняя политика Николая 1 достаточно тесно связана с внешней политикой его брата.

Учащиеся записывают тему урока « Внешняя политика Николая I в 1826–1849 гг. »

Работа в парах:

Задания на рабочих листах: определите направления внешней политики. Запишите в тетрадь.

А. борьба с революциями

Б. решение Восточного вопроса

Пост министра иностр. дел России занимал с 1822 года Карл Васильевич Нессельроде , который считал главной целью своей деятельности противодействие революционному движению.

2) Россия и революции в Европе.

Прочитайте текст параграфа и ответьте на вопрос:

Почему Россию называли "Жандарм Европы"? (планировал подавление революции во Франции, но вспыхнуло восстание в Польше)

Какие события об этом свидетельствуют?

Как это связано с внутренней политикой Николая I? (III отделение Собственной его императорского величества канцелярии)

3) Восточный вопрос.

Беседа по вопросам:

Что такое "Восточный вопрос"? (Три основных фактора обусловили возникновение и в дальнейшем обострение восточного вопроса: 1) упадок некогда могущественной Османской империи, 2) рост национально-освободительного движения против османского ига, 3) обострение противоречий между европейскими странами на Ближнем Востоке.)

Какие цели в этом вопросе преследовала Россия? (Для самой России восточный вопрос в первую очередь был связан с обеспечением безопасности ее южных границ и хозяйственным освоением юга страны, с интенсивным ростом торговли через черноморские порты.)

Какие события правления Николая I связаны с восточным вопросом?

Заполните таблицу:

Критерий сравнения

Русско-иранская война

Русско-турецкая война

Кавказская война

Хронологические рамки

Причины войны

Страны участницы

Итоги войны

4) Кавказская война.

Дайте определение понятий: имам, газават, мюридизм.

4. Закрепление:

Сделайте вывод об итогах внешней политики Николая I:

А) Чего добилась Россия на международной арене?

В) Какие страны были недовольны усилением России? Почему?

Г) Спрогнозируйте как будут развиваться в дальнейшем отношения с этими странами.

5. Домашнее задание:

Параграф