Так «да будет воля Твоя», или уже «на все воля Божья»? Воля бога, христианские проповеди

Оформление документов

«Есть воля Божья на то, чтобы мне выйти замуж за этого человека?» «А на то, чтобы поступить в такой-то институт, пойти работать в конкретную организацию?» «Есть воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах.

Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

ИСЦЕЛЕНИЕ БОЛЯЩЕГО

Госпожа Рылеева была вдовой, имела единственного сына, которого любила всей душой.

И вот однажды ее пяти- или шестилетний сын заболевает. Долго лечили его, и, наконец, врачи, безсильные что-либо сделать, ушли, а мать опустилась на колени перед иконами и начала усиленно молиться о спасении сына. Среди молитвы на нее напал легкий сон, и видит она большую площадь, слышит звуки военной музыки, гул толпы. Вдруг выдвигается эшафот, на нем виселица, на эшафот вводят ее сына и вешают... Она в страхе просыпается. «Господи! - воскликнула горестная мать. -Знаю, что это сон, не мечта, а послан для моего вразумления, но все же молю Тебя, оставь в живых моего сына».

Господь услышал ее молитву, сын поправился, к великому изумлению врачей, неизвестно чему приписавших подобный случай (впрочем, и врачи в то время были верующими).

Прошло много лет, Рылеев вырос, сошелся с людьми, отвергавшими Бога и все святое, желавшими закрыть все церкви и прекратить богослужение, а также восставшими против самодержавной власти. Они составили союз с целью ниспровергнуть самодержавие и учредить республику. Но заговор был раскрыт - пять его участников, в том числе и Рылеев, были приговорены к смертной казни через повешение. И вот мать Рылеева наяву увидела большую площадь, толпы народа, звуки военной музыки. Воздвигли эшафот, на нем виселицу, и Рылеев был повешен. Его мать не возроптала, не пришла в отчаяние, но с твердостию произнесла: «Прав Ты„ Господи, и правы суды Твои».

Прп. Варсонофий Оптинский. Духовное наследие. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.

ВОЛЯ БОЖИЯ

Мы не знаем, что лучше для нас: жизнь или смерть, здоровье или болезнь, благополучие или нищета. Воля Божия на все... Хотя бы мы и не понимали ее. Но не всегда хочет человек принимать ее, и тогда бывает хуже.

Расскажу один такой случай. Одна богатая женщина, жившая в Петербурге, имела мальчика в возрасте одного года. Он опасно занемог. Ждали уже смерти. Тогда мать упросила приехать батюшку, отца Иоанна Кронштадтского, и помолиться о выздоровлении больного. Батюшка отслужил молебен. Дитя выздоровело, на радость матери... Шли годы. Она любовалась сыном. Когда ему пошел девятнадцатый год, он полюбил одну девушку, но не был любим. Разочарованный, он покончил самоубийством.

И вот, доселе, - говорила мне несчастная мать, - я не могу простить себе: зачем я его вымолила через отца Иоанна?

А другой случай произошел в Ялте. Мне рассказывал его архиепископ Ф., лично слышавший все от матери же.

У одной вдовы заболел единственный ребенок. Врачи не помогали. Дело быстро шло к роковому, как неразумно привыкли говорить, концу. Страдалица-мать обратилась с горячей молитвой к Божией Матери, прося оставить в живых дитя, единственную утеху... Утомленная, она села в кресло и быстро задремала... Было ли дальнейшее в тонком сне или в явном видении, она не может сказать. Только ей явилась Божия Матерь и, точно отвечая на просьбу, сказала: «А ты можешь поручиться, что воспитаешь его как должно и он останется таким же чистым, какой он сейчас?» Ребенку тогда было, кажется, около восьми лет всего. «Ручаюсь! Ручаюсь! - с горячностью ответила мать. -Только оставь в живых!»

Видение кончилось. Она проснулась. Ребенок, к удивлению врачей, выздоровел. Мать ликовала...

Скоро нужно было отдавать его в школу. Мальчик оказался очень способным. Но вместе с тем и очень восприимчивым к разным дурным наклонностям... Началась борьба матери за душу ребенка... Но ни уговоры, ни угрозы, ни наказания не помогали. Мальчик портился все больше. Мать оказалась безсильной. И, вспоминая данное ею обещание Божией Матери воспитать дитя, а особенно ужасаясь вечных мук, ожидающих грешников (она была глубоковерующей христианкой), однажды обратилась вслух с молитвой к Божией Матери: «Матерь Божия! Если уж он не исправится, лучше возьми его из этой жизни: лишь бы он не погиб для будущей. Воля Твоя!»

Скоро же после этого произошло следующее. Мальчик отправился на одну из обычных верховых прогулок по горам. Будучи бойким, он на сильном бегу очень круто повернул коня на повороте дороги и, вылетев из седла, разбился насмерть.

Мать теперь знала, что так ему лучше... Слез она не могласдержать при похоронах, но они были тихие, облегчающие.

Митрополит Вениамин (Федченков). Божьи люди: Мои духовные встречи. - М., 1998.

НЕРАЗУМНАЯ МОЛИТВА МАТЕРИ

В городе Калуге жила одна вдова, которая имела большое усердие к Калужской иконе Божией Матери. Утешением вдовы была единственная дочь, отроковица двенадцати лет. Внезапно девочка заболела и умерла.

Несчастная женщина, обезумевшая, от горя, пришла в собор и здесь, у образа Божией Матери, начала свою безумную молитву: «Я всегда Тебе молилась, Матерь Божия, всегда чтила Твой образ, но Ты, невзирая на мое усердие, лишила меня единственной радости и утешения. Ты не спасла мою дочь от смерти». И затем осыпала Божию Матерь упреками, называя Ее немилосердной и жестокосердной. У образа Божией Матери женщина впала в какое-то безсознательное состояние, в котором увидела лучезарно сияющую Царицу Небесную. БожияМатерь обратилась к ней с такими словами: «Неразумная жена! Я всегда слышала твои молитвы о дочери и умолила Сына и Бога Моего, чтобы Он взял ее чистой в лик девственниц. Она вечно восхваляла бы имя Господне с другими, подобными ей, но ты воспротивилась этому. Да будет же по-твоему. Иди, дочь твоя жива...»

После этих слов женщина очнулась и направилась домой. Дочь ее уже лежала в гробу, готовая к погребению. Но вдруг неожиданно для всех щеки ее покрылись румянцем. Послышался глубокий вздох, и отроковица поднялась из гроба. Радости матери не было конца.

Но счастье было непродолжительным. Выросшая девица повела разгульную и порочную жизнь. Для матери она стала не утешением, а большим несчастьем. Она била мать, бранила и всячески издевалась над ней, причиняя ей слезные обиды. Так страшно и опасно не подчиняться воле Божией.

Просите, и дано будет вам: Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божией. ~ Клин, 1999.

Знал я одного батюшку, вполне благочиннага. Он тогда сан только принял, получил приход. Совсем надо сказать захудалый приход, ну просто никакой. Церквушка-развалюшка, в какой-то деревеньке, три кривых калеки, вот и весь приход. Ну что с того приходу? Но батюшка был молод, и кипел энтузиазмом. Стал вести просветительскую работу среди местного населения. Что бы хоть как-то привлечь паству. Ходил там по больницам, освящал кабинет главы местной администрации, и даже выступал по телевидению на тему о вреде пьянства. Чем популярности конечно не снискал. Помогало все это слабо. То есть слушали его конечно с удовольствием, относились с уважением, головами кивали, но в церкву ни-ни. Не хотят идти, и все. И вот как-то раз, как обычно, плотно покушав, отправился он на службу. И прямо во время службы у него случилось неладное с животом. Какое-то неправильное сочетание пищи, вероятно. Короче, стали у него внутри вырабатываться газы. В непропорционально большом количестве. Стало его пучить, проще говоря. Уж он терпел-терпел, терпел-терпел, но в какой-то момент, непроизвольно, неожиданно даже для самого себя, пукнул. Негромко, но обильно. Он конечно смутился. Смутился внутри, но снаружи виду не подал. Быстро осенил себя крестным знамением, и стал осторожно к себе принюхиваться. На самом деле пукнуть в церкви, в этом греха-то никакого особага нету. Тем более если непроизвольно и незаметно. Это ведь обычный физиологический процесс. И если человек создан по образу и подобию, значит и боженька бывает себе позволяет слегка того. Дунуть. Дело не в этом. Казус может произойти если запах, буде таковой случится, достигнет обоняния паствы. Это может отвлечь от благостных мыслей, и направить их на поиск источника запаха. А это уже небогоугодно. Но сколько батюшка ни принюхивался, к своему удовольствию никакога запаха не учуял. Чему необычайно возрадовался. И устав себя сдерживать, все чаще стал позволять себе стравливать вредоносные газы из организма. А секрет отсутствия запаха был на самом деле прост. Ряса из плотной ткани плохо пропускала воздух, и оказалась для исходящих газов таким своего рода колоколом. И газ там потихоньку копился, копился, и копился. Пока не достиг критической массы. И вот во время чтения молитвы во славу господа, когда хор певчих в очередной раз затянул "Аллилууйяаа! ", батюшка случайно задел дымящим кадилом свое облачение, газ вырвался наружу, и воспламенился. И внезапно вся паства, все эти три с половиной калеки, увидели, как батюшка вдруг весь, с ног до головы, покрылся голубым сиянием! Таким знаете голубым божественным пламенем! Длилось это весьма недолго, но вполне отчетливо, что б ни у кого не вызвать сомнений в увиденном. Некоторые нравственно нетвердые сперва даже было подумали, что это боженька решил батюшку за прегрешения спалить к едрене матере прямо посреди службы. Но когда голубое пламя спало, и батюшка предстал перед приходом слегка конечно испуганным, но целым и невредимым, все просто в шоке пали ниц. А батюшка, смущенно кашлянув в слегка опаленную бороду, продолжил службу как ни в чем ни бывало. * * * На следующий день в церкви было не протолкнуться. Ехали с ближних сел и дальних губерний. Людская молва работает лучше всякой системы оповещения МЧС. Всяк хотел приобщиться к новоявленному чуду. Пресса, жадная до сенсаций, тоже не прошла мимо. Статьи в газетах, аналитические передачи по центральным каналам телевидения. Короче, вскоре приход перестал вмещать всех желающих, и божьей помощью пришлось заложить фундамент новага храма. Благо сборы теперь позволяли. Новая паства жертвовала много и обильно. В надежде на повторение чуда. И только одна беда. Сколько батюшка ни силился, какие только над собой эксперименты ни ставил, так ему больше ни разу и не удалось повторить то сочетание продуктов, которые и привели к такому чудотворному результату. И вероятно это правильно. На все воля божья. Потому что правильных чудес много не бывает.

Что означает воля Божия? Богословы различают в воле Божьей два аспекта: желание Божие и попущение Божие. Желание Божие это абсолютная воля Божия, которая хочет вечного спасения для венца Своего творения – человека. Бог хочет блага для нас больше, чем мы хотим этого сами. Но абсолютная воля Божия встречает препятствие в свободной воле человека, которая колеблется между добром и злом. Здесь надо подробнее остановиться на вопросе свободной воли, которая является причиной многих недоумений.

Свободная воля дана человеку, как образу и подобию Божию. Без возможности свободы выбора не существовало бы добра, как такового, а поступками человека и даже его внутренними действиями руководила бы необходимость. Свободная воля это одно из главных достоинств человека, и в тоже время, огромная ответственность для него. Некоторые спрашивают, зачем тогда дана свобода воли, если большинство людей злоупотребляют ей. Дело в том, что без свободной воли не может осуществиться само спасение человека, так как спасение это богообщение – жизнь с Богом, вечное приближение к Богу, озарение и просвещение души человека божественным светом. Человек добровольно должен выбрать путь спасения – иметь Бога главной целью своей жизни. Само спасение – это любовь Творца к Своему творению и творения к своему Творцу. Поэтому спасение носит глубоко личностный характер. Богословы употребляют здесь термин синергизм, то есть взаимодействие двух волей – божественной и человеческой.

"Да будет Воля Твоя"

Не оставь воли Божией для исполнения воли человеческой. Преподобный Антоний Великий (82, 24).

Предпочесть благое желание другим желаниям... принадлежит человеку, а исполнить избранное благое желание принадлежит Богу. Преподобный Исаак Сирин (82, 271).

Если кто сделает какое-нибудь дело, следуя своей воле, а потом узнает, что это дело противно воле Божией, должен он, как поступивший неправильно по неведению, возвратиться на путь Божий. Кто же упорно держится своей воли, противной воле Божией, не хочет послушаться других, но считается лишь со своим мнением, тот не сможет возвратиться на путь Божий. Изречения безымянных старцев (82, 389).

Венец всех благих делании состоит в том, чтобы возложить на Бога всю надежду, прибегать к Нему Одному от всего сердца и от всей крепости, быть преисполненным любовью ко всем, плакать перед Богом и молиться Ему о помощи и помиловании (82, 137).

Ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, если сердце твое отречется от греха, отречется от начал, рождающих грех, если ты будешь непрестанно помнить об адских муках, если ощутишь, что Помощник твой всегда рядом с тобой, если ничем не будешь оскорблять Его, если будешь постоянно плакать перед Ним, говоря: "Господи! Избавить меня от греха можешь только Ты. Самому мне без Твоей помощи не избежать врага" (82, 141).

Против воли человека Божия демоны пытаются посеять в нем семена греха, но не могут исполнить этого намерения. Они делают все, что могут, но человек Божий не повинуется им, потому что сердце его пребывает в воле Божией (82, 177).

Если демоны начнут смущать тебя по поводу пищи, одежды, или твоей нищеты, или по поводу оскорблений, которым подвергаешься, то ничего не отвечай им, но от всего сердца предай себя Богу, и Он успокоит тебя (82, 204).

Блаженны те, которые не возложили упования на свои дела, постигли величие Божие и во всем исполняют Его волю. Познав свою немощь, они сосредоточивают все свои подвиги в печали покаяния: они оплакивают себя, оставив суетную и греховную заботу обо всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду Единого Бога (82, 223).

Брат! Пойми следующее: Богу угодно, чтобы мы пребывали в Нем всей нашей деятельностью. Тогда и Он будет пребывать в нас, очистивших себя по силе нашей. Авва Исаия (82, 227).

Если кто позовет тебя на трапезу любви и посадит на последнее место, не оскорбись в помышлении твоем. Скажи себе: я недостоин лучшего. Говорю тебе, что ни бесчестие, ни какая-либо скорбь не приходят к человеку иначе, как по попущению Божию, на искушение и к исправлению человека или за грехи его. .Кто не помышляет таким образом, тот не верует, что Бог-праведный Судия. Изречения безымянных старцев (82, 376-377).

Нужно сперва позаботиться, чтобы не оказалось нестройности и разногласий в начинаниях, а потом уже приступать с молитвой к Богу (18, 70).

Наша жизнь, утратив общение в добре, отпала и от Божией воли. Поэтому мы должны научиться в такой мере очищать нашу жизнь от дурного, чтобы и в нас, как в небесных жителях, беспрепятственно управляла Божия воля, так, чтобы мы могли сказать:

"Как в Престолах, Началах, Властях, Господствах и во всякой премирной силе совершается Твоя воля, и никакой порок не препятствует действию добра, так и в нас да совершится доброе, что-бы по истреблению всякого порока в душах наших успешно исполнялась во всем Твоя воля" (17, 439).

Приступая к Благодетелю, будь сам благодетелем; приступая к Доброму, будь добрым; приступая к Правдивому, будь правдивым; приступая к Терпеливому, будь терпеливым; приступая к Человеколюбивому, будь человеколюбивым. А также будь достойным и во всем ином, приступая к Добросердному, к Благосклонному и Щедрому в благах, к Милующему всякого. И если еще что усматривается Божественного, во всем этом уподобляйся произволением и приобретай тем дерзновение в молитве. Ибо невозможно лукавому иметь общение с добрым и нечистому с чистым и нескверным. Святитель Григорий Нисский (17, 451).

Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела. Святитель Иоанн Златоуст (39, 11).

Не должно собственную волю предпочитать воле Господней, но при всяком деле надо понять, какова воля Божия, и исполнять ее. Святитель Василий Великий (6, 321).

Как в мрачных пещерах, если внести туда свет, мрак исчезает, так, если будет совершаться во мне Божия воля, всякий лукавый произвол обратится в ничто. Целомудрием угасится невоздержание и страстное стремление ума. Смиренномудрием истребится кичливость. Скромностью уврачуется болезнь гордыни. А красота любви изгонит из души сонм зол: ненависть, зависть, негодование, гневное движение, раздражение, злонамеренность, памятование огорчения, жажду мщения, кипение крови, недобрый взгляд-все это стадо зол уничтожится любвеобильным расположением. Божия воля исторгает и сугубое идолослужениенеистовую приверженность к идолам и вожделение серебра и золота... Потому мы и просим: "Да будет воля Твоя", чтобы стала недействительной воля диавола. Святитель Григорий Нисский (17, 434).

Раба, который боится Господа и исполняет в точности волю Его, облечет Господь властью в Царстве Своем и сделает домоправителем. Преподобный Ефрем Сирин (28, 95).

Если естественные силы души не будут очищены от скверн, которыми они погребены из-за грехов, и если не получат затем должного исцеления, преображения и укрепления, то с ними нет никакой возможности исполнять волю Божию. Больное и немощное прежде должно быть излечено и укреплено, чтобы стать пригодным к служению. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 225).

Все желающие познать волю Господню должны прежде умертвить в себе собственную волю. Преподобный Иоанн Лествичник (57, 197).

Предпочитай волю Божию всякой мудрости человеческой и признай ее полезней всех человеческих разумений. Преподобный авва Исаия (34, 186).

Толпы людей, не исполняющих воли Божией, ничем не отличаются от тех, кого нет совсем (43, 85).

Что бывает по воле Божией, то, хотя бы казалось и плохим, лучше всего. А что противно и не угодно Богу, то, хотя бы и казалось лучшим, хуже и беззаконнее всего (35, 680).

Не исполнять волю Божию-значит быть в сети диавольской. Святитель Иоанн Златоуст (45, 798).

Горе беззаконнику, потому что пойдет к строгому Судии и праведному законоположнику. Преподобный Нил Синайский (48,254).

Кто не живет по закону Божию, тот и Бога не боится. Кто не боится Бога, тот не видит Его. А кто не видит Бога, тот не имеет в себе духовного света. Кто не имеет этого света, тот не верует во Христа. Кто не верует во Христа, не имеет в себе жизни. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 324).

Оставляют закон Божий те, которые нарушают и малейшую часть из написанного в нем и хотят исполнять его предписания посвоему, а не по воле и намерению Законодателя (39, 894).

Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах (36, 179).

Бог отвращает лицо Свое, когда поступаем недостойно заповедей Его. Святитель Иоанн Златоуст (39, 146).

Ужас объемлет (на суде) нечестивых, которые в мире прилагали беззаконие к беззаконию. Увы, день суда близок. Преподобный Ефрем Сирин (28, 211).

Да творим мы не что нам угодно, но что угодно Богу, и так угодим Ему. Божие слово показывает нам, что угодно Богу и что не угодно. Этот священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях; для того он и поставлен милосердным нашим Небесным Отцом. "Слово Твое-светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс. 118, 105). Хотим мы в праздности и лености жить, но Богу это не угодно-сотворим же угодное Богу и, стряхнув сон лености и праздности, пребудем в полезных и благословенных трудах... Хотим мы страстную похоть исполнять, но Богу это противно, а угодны Ему целомудрие и святость наши сотворим же угодное Богу и будем жить "целомудренно, праведно и благочестиво" (Тит 2, 12). Угодно нам языком нашим празднословить, клеветать, осуждать и прочие негодные и гнилые слова произносить, но Богу это не угодно обуздаем же язык наш и возлюбим благоразумное молчание, и всякое слово растворим солью разума "для назидания в вере" (Еф. 4, 29) нашего ближнего, ибо это угодно Богу. Так и в прочем поступим и сотворим не то, что нашей воле и плоти угодно, но то, чего хочет воля Божия, и так угодим Ему (104, 203).
Воля Божия открыта в слове Божием (104, 348).

"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли". Воля Божия бывает и без нашего прошения. Поэтому мы не того просим, чтобы Бог делал, что хочет, а чтобы мы могли делать то, чего хочет воля Его. Отсюда видим, что воли Божией без Бога творить не можем. Воля Божия исполняется, когда храним благочестие и до конца в нем пребываем, как сказано: "Будь верен до смерти" (Апок. 2, 10), и когда грешники от грехов отстают и каются: Бог "хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2, 4). Чтобы это исполнилось, мы и просим Бога: "Да будет воля Твоя". Святитель Тихон Задонский (104, 348).

Переправлялись на ту сторону моря. Господь спал. Поднялась буря, и все пришли в ужас, а о том, что Господь с ними и что, следовательно, нечего бояться, и забыли (Мф. 8, 23-25). Так бывает и в житейском и духовном планах. Подымется буря бед или страстей-мы обыкновенно тревожимся до расслабления, думаем, что это и в порядке вещей. А Господь шлет нам урок: "Маловерные" (Мф. 8, 26). И справедливо. Нельзя не обратить внимания на происшедшее, но всегда можно сохранить разумное спокойствие. Прежде всего, посмотри, чего хочет от тебя Господь,- и смиренно покорись под крепкую руку Его. Не мятись, не суетись, укрепи веру, что Господь с тобою, и припади к стопам Его с молитвой. Но не вопи: "Погибаю!", а с преданностью взывай: "Господи! если хочешь можешь. Но да будет не моя, а Твоя воля". Верь, что таким образом безопасно минуешь поднявшуюся бурю (107, 167- 168)

"Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21).

Одной молитвой не спасешься: с молитвой надо соединять и исполнение воли Божией - всего, что возложено на каждого, по его званию и строю жизни. И в молитве нужно преимущественно просить о том, чтобы Бог сподобил нас не отступать ни в чем от Его святой воли. И наоборот, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее перед Богом и легче получает доступ к Его престолу. Даже так бывает, если молитве не сопутствует хождение в воле Божией, то и молитва не бывает настоящей молитвой, трезвенной и сердечной, а только внешней, словесной. Во время ее нравственная неисправность, как туманом, закрывается многословием при неустроенности и блуждании мыслей. Надо и то и другое наладить благочестием, тогда и будет плод (107, 166-167).

Господь побуждает к молитве, обещая услышать, как отец слышит прошения своих детей. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня вместо хлеба и змеи вместо рыбы (Лк. 11, 10-13). Если же отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что хлеб и рыба-то, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камнем и змеей,-и не дает просимого. Скажешь:

зачем же молиться? Нет, не молиться нельзя. Но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие:

"если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным". Святой Исаак Сирии и всякую молитву советует сокращать так: "Господи, ты знаешь, что для меня полезно: сотвори же со мною по воле Твоей" (107, 360-362).

Господь людям и бесам запрещал хвалить Его, когда был на земле (Мк. 3, 12), но требовал, чтоб веровали в Него и исполняли заповеди Божии. Тот же закон у Господа и теперь, тот же будет и на суде: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф. 7, 21). Оттого в церкви начинают петь: "Слава в вышних Богу", а к концу доходят до слов: "Исцели душу мою... научи мя творити волю Твою". Без этого никакой цены не имеет хвала Богу. Да она тогда и не бывает исходящей из души, а только возносимой языком с чужих слов, потому Господь и не обращает на нее внимания. Надо так устроить, чтобы другие видели наши дела и хвалили Господа, чтобы жизнь наша была хвалой Богу, ибо Он творит все во всех, только не мешай; к Нему и хвала за дела вос ходит. Всякому надо стать благоуханием Христовым, тогда и без словесной хвалы будем непрестанно словословить Господа. Цветок розы не издает голоса, а благоухание его расходится далеко - так надо жить и всем христианам (107, 259-260).

"Мир проходит, и похоть его" (1 Ин. 2, 17). Кто этого не видит? Все течет вокруг нас: явления, лица, события, и мы сами течем. Течет и похоть мирская: едва вкусим сладость от удовлетворения ее, как исчезает и та и другая. Гонимся за другой и с тою то же; гонимся за третьей-опять то же. И ничто не стоит, все приходит и уходит. Что же? Неужели нет ничего постоянного?! Есть, продолжает апостол: "Исполняющий волю Божию пребывает вовек" (1 Ин., 2, 17). Этот текучий мир чем держится? Хочет Бог и он стоит. Воля Божия - непоколеблемая и несокрушимая его основа. Так и из людей; кто станет твердо в воле Божией, тотчас делается стойким и твердым. Мятутся мысли, пока кто гоняется за преходящим. Но как только кто образумится и возвратится на путь воли Божией, мысли и начинания улягутся. Когда же, наконец, успеет он приобрести навык в этом образе жизни, все у него и внутри и вовне приходит в спокойный строй и безмятежный порядок. Начавшись здесь, этот глубокий мир и безмятежность перейдут и в другую жизнь-и там пребудут вовеки. Вот что есть среди общего течения вокруг нас-не текущего и постоянного в нас: хождение в воле Божией. Епископ Феофан Затворник (107, 33-34).

Нет возможности исполнять вместе волю свою и Волю Божию. От исполнения первого исполнение второй оскверняется, становится непотребным (108, 90).

Волю свою и волю демонов, которой подчинилась и с которой слилась наша воля, заменим волей Божией (108, 91).

Когда прошение твое не будет исполнено Богом, покорись благоговейно воле Всесвятого Бога, который по неведомым причинм:

оставил твое прошение не исполненным (108, 142).

На Бога возложим... все попечение наше о себе, все наши печали, всю нашу надежду (108, 160).

Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время и даст таким способом, какого даже не может представить себе плотский человек (108, 274).

Если никакое искушение не может коснуться человека без воли Божией, то жалобы, ропот, огорчения, оправдания себя, обвинения ближних и обстоятельств-это движения души против воли Божией, покушения воспротивиться и противодействовать БОГУ (108, 330).

Ничего не случается с человеком без соизволения и попущения Божия (108, 350).

При самоотвержении, при преданности воле Божией самая смерть не страшна, верный раб Христов предает свою душу и вечную участь в руки Христа (108, 389).

Молись Богу об удалении от тебя напасти и вместе отрекайся от своей греховной воли, воли слепой. Предавай себя, свою душу и тело... обстоятельства и настоящие, и будущие, предай... ближних твоих воле Божией, всесвятой, премудрой (108, 549).

Блажен муж, вся воля которого в Законе Божием. Блаженно сердце, созревшее в познании воли Божией, увидевшее, как благ Господь, стяжавшее это видение вкушением заповедей Господних, соединившее волю свою с волей Господа (109, 5).

Что-заповеди Божии? Это-воля Божия, объявленная Богом людям для руководств в действиях, зависящих от произвола их. Что - судьбы Божии? Это - действие или попущения Воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния (109, 78).

Что успокаивает в лютые времена душевного бедствия?.. Успокаивает одно сознание себя рабом и созданием БОЖИИМ... Едва скажет человек молитвенно Богу от всего сердца своего: "Да совершается надо мною, Господь мой, воля Твоя", как и утихает волнение сердечное. От этих слов, произнесенных искренне, самые тяжкие скорби лишаются подавляющей власти над человеком (109, 96).

Ваша деятельность, люди, должна всецело заключаться в исполнении воли Божией. Образец этой деятельности показан, правила этой деятельности преподаны человечеству совершенным человеком, Богом, принявшим на Себя человечество (109, 104).

Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность будут поглощены постижением, желанием и исполнением воли Божией (109, 138).

Блажен залог сердца в иноке, по которому он, упражняясь в каком бы то ни было подвиге, упражняется вполне бескорыстно, но ждет и жаждет единственно исполнить волю Божию, а себя предает со всею верой и простотой... управлению милосердного Господа Бога нашего (109, 201).

Отвергнись себя и отдайся Богу, да творит с тобою, что хочет (109, 203).

Из совершенного смирения и из совершенной покорности воле Божией рождается чистейшая, святая молитва (109, 328).

Постоянное стремление к исполнению воли Божией мало-помалу истребит в нас удовлетворение собою и облечет нас в блаженную нищету духа (111, 28).

Одного собственного подвига недостаточно для служителей Божиих к предотвращению падения, гнездящегося в естестве, постоянно стремящегося восстановить свое владычество: нужна помощь от Бога (111, 160).

Обученные внутренними бранями познают всесвятую волю Божию, мало-помалу научаются пребывать в ней. Познание воли Божией и покорность ей служат для души пристанищем. Душа обретает в этом пристанище спокойствие и извещение о своем спасении (111, 187-188).

Да действует исключительно воля Божия во всем существе человека, во всех составных частях его, в духе, душе, тем соединяя собою и в себе разъединенную падением волю этих частей. Только волей Божией может исцелиться воля человеческая, отравленная грехом (111, 243).

Всецелое соединение воли человеческой с волей Божией есть состояние совершенства, какого может только достичь разумное создание Божие (111, 243).

Предание себя воле Божией, искреннее благоговейное желание, чтобы она совершилась над нами, есть необходимое, естественное последствие истинного духовного рассуждения (111, 318).

Всякая жизнь в пустыне ли, в общежитии, когда она согласна с волей Божией и когда цель ее угождение Богу, преблаженна (112,68).

Чтобы исполнить волю Божию, нужно знать ее (112, 82).

Познание воли Божией может совершиться единственно при посредстве Божественного откровения (112, 82).

Признайте и исповедайте Бога Правителем мира благоговейно, с самоотвержением покоритесь и предайтесь воле Его; из этого сознания, из этой покорности прозябнет в душах ваших святое терпение (112, 85).

Приготовлением (к молитве) служит отвержение попечении силой веры в Бога, силой покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающие из этого сознания сокрушение и смирение духа (112, 95).

Вступающий в иноческую жизнь должен отдаться всецело воле и водительству Божию, заблаговременно приготовиться к терпению всех скорбей, какие будет угодно Промыслу Всевышнего попустить Своему рабу во время его земного странствования (112, 124).

Смиренная преданность воле Божией, сознание и готовность потерпеть все страдания, какие будут попущены Богом, совершенное невнимание и неверие ко всем словам, действиям и явлениям падших духов уничтожают все значение их попыток, которые получают величайшее значение при внимании к ним и при доверии к бесам (112, 335-336).

Покаяние требует содействия воли человеческой воле Божией. Воскресение из смерти греховной есть действие единой воли Божией (112, 439-440).

Воля наша в состоянии падения враждебна воле Божией (112, 82).

Сущность монашеской жизни заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волей Божией (112, 82).

Судьбы Божии - все, совершающееся во вселенной. Все совершается вследствие суда и определения Божиих (109, 80).

Должно... видеть и созерцать Судьбы Божии оком веры, оком духовного разума и, не позволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от человеческих и Ангельских умственных взоров (109, 81-82).

Судьбы Божии - всемогущее действие во вселенной всесовершенного Бога, Единого, в точном смысле. Духа, наполняющего вселенную и все, что за пределами вселенной, не объемлемого вселенной (109, 83).

Сопротивление судьбам Божиим причисляется к начинаниям сатанинским... Враждебны воле Божией и Всесвятому Добру, исходящему от Бога, разум и добро падшего человеческого естества, порицаются и осуждаются Им Судьбы Божии (109, 103).

Необходимо благоговеть пред непостижимыми для нас Судьбами Божиими во всех допущениях Божиих, как частных так и общественных, как в гражданских, так и в нравственных и духовных (112, 84).

Дух наш возмущается против Судеб и попущений Божиих... от нашей гордости, от нашей слепоты. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 86).

Старцы, собравшись, согласились между собой представить патриарху авву Исаака для рукоположения его во пресвитеры. Авва, услышав об этом, бежал в Египет и скрывался на поле, в траве. Отцы поспешно, отправились в погоню за ним. Так случилось, что они пришли на то же поле, на котором скрывался авва Исаак. Наступила ночь, и старцы расположились тут для ночлега, а бывшего при них осла пустили на траву. Осел бродил по полю, к утру пришел на то место, где скрывался авва, и стал над ним. Утром старцы начали искать осла, а вместе с ним, к удивлению своему, нашли и авву. Они хотели связать его, но он не позволил им этого: "Я уже не убегу. Вижу, что на это есть воля Божия, и мне не уйти от нее, куда бы я ни убежал". Отечник (82, 246).

Введение

«На все воля Божья…»

Союз мужчины и женщины, основанный на любви и верности, дарящий людям счастье деторождения и совместной жизни на благо другим людям, благословен Господом с момента сотворения мира. Освященный Церковью брак – основа мирской христианской жизни, ежедневное служение Всевышнему в семье – «малой церкви».

Большинство людей мечтают о встрече со своей «второй половинкой» – человеком, с которым можно будет рука об руку идти по жизни, разделяя все радости и невзгоды, однако не всегда эта встреча происходит тогда, когда мы этого желаем. Почему? У верующего человека ответ простой – «на все воля Божья».

Чудесный дар молитвы помогает христианину верить в то, что по Божьему благословению он рано или поздно обретет свое счастье, и просить об указании ему верного пути навстречу тому единственному человеку, который тоже ищет его где-то и ждет.

Молитва помогает сделать верный выбор, уберечься от соблазнов мира, видеть истинную сущность людей и не пройти мимо своего счастья, погнавшись за призрачными искушениями, сделать верный выбор.

Молитвенные просьбы к Господу и Богородице возносят родители, пекущиеся о благополучной судьбе своих детей – об нравственной и физической чистоте, о счастье и благополучии их семейной жизни.

Ежедневная молитва к Всевышнему и святым угодникам Божьим помогает сохранить мир и взаимопонимание в уже созданном союзе, развеять сомнение, устранить недоверие между близкими людьми, открыть сердца навстречу друг другу и создать поистине христианскую семью.

Как и кому молились испокон веков девушки о хороших женихах? Как мужчине просить о крепкой семье с любимой супругой? Какие молитвы читать родителям, чьи дети оказались в сложной ситуации?

На страницах этой книги вы найдете молитвы, которые помогут вам обрести свое счастье в любви и сохранить благополучие в браке.

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Божья инициатива Когда Адам и Ева согрешили, Бог первый начал искать их. Виновная чета, услышав голос Своего Творца, не побежала с радостью навстречу Ему, как это бывало раньше, а скрылась от Него. Но Бог не покинул их. Он так настойчиво звал их: «Где вы?»С болью в сердце Бог

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

4. Что есть моя воля и воля Божия? Вопрос: Что есть моя воля и воля Божия?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

В. Божья благодать В Откр. 14:6–12 содержится благая весть, «вечное Евангелие» (стих 6), которое должно возвещаться во всем мире. В центре внимания находится Бог, Чье обетование и Слово стоят выше нынешнего мрака и указывают на славный исход, описанный в заключительных главах

Из книги Послание к Римлянам автора Стотт Джон

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Из книги Христианский вызов автора Кюнг Ганс

Что есть моя воля и воля Божия? иеромонах Иов (Гумеров)Мысль о том, что исполнение воли Божией является не только прямым, но и единственным путем к спасению, является основополагающей. Господь всемогущ, любит нас и хочет каждого привести к спасению. И мир преходит, и похоть

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Вместо законничества - воля Божья Итак, чего же хотел Иисус? Уже стало ясно: представлять дело Божье. Это смысл его вести о пришествии Царства Божьего. Прошения о том, чтобы святилось имя Божье и пришло его Царство, в версии «Отче наш» у Матфея расширяются словами: да будет

Из книги Духовник царской семьи. Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873–1940) автора Бэттс Ричард

Воля Божья (Will of God). В Св. Писании постоянно говорится о " воле" Божьей. Это понятие передают несколько слов. В ВЗ употребляются гл. обр. слова hapes, rason, dba; в НЗ- thelo /thelema, boulomai/boule и eudokia в значениях "желать", "хотеть", "благоволить", "наслаждаться", "радоваться", "изволить". В Еф 1:5,9,11

Из книги Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей автора (Максимович) Иоанн Тобольский

Воля Божия и воля человеческая Что касается Ваших личных дел, то я согласен, что осуществлять в жизни убеждения гораздо труднее, чем говорить о них. В умении осуществлять убеждения в жизни и состоит все искусство духовной жизни. Предел всякого послушания есть воля Божия.

Из книги Статьи автора Крифт Питер

Воля Твоя, Боже - моя воля Весьма определенно и справедливо выразился Фома Аквинатский (XIII в.) о так называемых добрых делах, что они тогда только приятны и любезны Богу, когда совершаются во всем согласно с волей Божьей: "если я раздам все имение мое и отдам тело мое на

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Воля Божья - указатель к достижению истинного добра В Ветхом Завете Моисей Боговидец изложил перед Фараоном просьбу Израильтян об отпуске их из земли Египетской в следующих словах: "Бог Евреев призвал нас. Отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу

Из книги 300 слов мудрости автора Максимов Георгий

Много можно сделать доброго, когда нами управляет воля Божья Ииуй, вождь Израильский, едучи в колеснице после своего помазания в цари Израильские по повелению пророка Елисея, и встретившись с Ионадавом, идущим ему навстречу, любезно спросил последнего: "Есть ли сердце

Из книги Православие и свобода автора Николаева Олеся Александровна

ВОЛЯ БОЖЬЯ И ВОЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ Когда мы оказываемся перед необходимостью сделать выбор, сколько правильных решений Бог предусматривает в каждом отдельном случае? Одно или несколько?Мы молимся о мудрости, чтобы узнать волю Божью в вопросах выбора спутника жизни,

Из книги автора

Глава 39: О том, что кто выносит суждения по внушению Святого Духа, даже если он не священник, на его стороне Божья воля, и не признавать этого нельзя; и о том, что Бог разрешает учить не только священникам, но и тем, кто чист духовно; и о том, что такое «мысленное священство» и

Из книги автора

Наша воля и воля Божия 153. «Светлейшее учение Спасителя нашего таково: «да будет воля Твоя» (Мф. 6, 10). Кто искренно произносит эту молитву, тот оставляет собственную свою волю и возлагает все на волю Божию… А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы нам оправдывать

Из книги автора

Воля человеческая и воля Божия Основной проблемой свободы является вопрос о взаимоотношении человеческой воли с волей Божией. Если воля Божия состоит в спасении человека, а Сам Бог всемогущ, всеведущ и всеблаг, как совместить с этим человеческую свободу, дающую человеку