Понятие системы социальной защиты детей. Формы и методы социальной защиты детства

Помощь государства
- 294.64 Кб

Лекция 4. Социальная защита детства в России. Исторический аспект.

1. Социальная защита детей в дореволюционной России.

2. Социальная защита детства в Советской России

Помощь ближнему всегда была характерной чертой славянских народов.

Переход к малой семье, состоящей из супругов и своих детей, приводит к тому, что дети стали получать все больше родительской заботы. Совершенствуется система общественного призрения иней. Забота о детях постепенно все более включается в древнерусское право, в церковные каноны, в государственную политику.

Заметную роль в создании начал социальной защиты детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное призрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий.

Великий князь Ярослав Владимирович учредил сиротское училище, в котором содержал и обучал детей на своем иждивении.

Великий князь Владимир Мономах также считал призрение бедных и страждущих одной из важнейших своих обязанностей. «Избавьте обидимого, защитите сироту, оправдайте вдовицу», -- завещал он своим детям.

Государственная забота о беспризорных и нищенствующих детях впервые юридически закреплена указом царя Федора Алексеевича в 1682 году. В указе, в частности, говорилось о необходимости создания специальных школ и заведений, где нищие дети и подростки могли бы обучаться различным наукам и ремеслам. В связи со смертью царя указ не был приведен в исполнение. Однако выраженные в нем общие идеи получили дальнейшее развитие и практическое приложение при Петре Первом. Ему принадлежит первая попытка внести общий порядок в дело призрения детей в России, построить его на совершенно новых началах, поручив его светским правительственным и общественным органам. Вопросам социальной защиты сирот и беспризорных детей посвящен ряд петровских указов.

______________________________ ______________________________ _

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Указами 1712 и 1715 годов предписывалось по всем губерниям «учинить шпиталитеты», куда принимать младенцев, «которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства». Содержаться они должны были на частные пожертвования и средства губернских управ.

Указами 1718 и 1724 гг. предусматривались различные формы устройства и трудоустройства беспризорных детей: направлять на мануфактуры, в матросы, в ученики, в услужение, на воспитание людям и др. Главная тяжесть заботы о детях-сиротах возлагалась на сельские обшины, помещиков и монастыри.

______________________________ ______________________________ ___

Дальнейшее развитие идея и практика общественного призрения детей получают при Екатерине II. При ней широкое распространение получило создание воспитательных домов для детей.

Указом императрицы 1775 году были созданы Приказы общественного призрения. В числе других функций на них возлагалось устройство и содержание народных школ, сиротских школ и другие формы работы с детьми.

Узнав, что дворянство собирает деньги на сооружение ей памятника, императрица передала все собранные средства Приказу общественного призрения. В каждой губернии на сиротские дома было выделено из казны по 15 тысяч рублей.

Воспитательные дома, таким образом, становились центрами опеки и попечительства для детей, оставшихся без попечения родителей.

Под опекой Санкт-Петербургского воспитательного дома, например, находилось более 30 тысяч детей, в том числе на грудном вскармливании, в приюте, под патронажем в семьях, в больницах, на обучении в училищах и подмастерьях, в земледельческих колониях.

При воспитательных домах функционировали госпитали для бедных женщин с анонимным отделением, где у них не требовали документов и даже позволяли рожать в масках.

По достижении 18--20 дет воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из воспитательного дома. Выпускники, их дети и потомки навсегда оставались вольными людьми и не могли быть впоследствии закрепощены. Они имели право покупать себе дома, лавки, вступать в купеческое сословие, заниматься промыслом и распоряжаться своим имуществом; юноши могли, получить земельный надел. В условиях крепостного права это были серьезные привилегии.

Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, первым из которых было учрежденное ею «Общество воспитания благородных девиц» (1764 г.). В этом закрытом учреждении девочки-дворянки изучали широкий по тем временам круг общеобразовательных предметов: археологию и геральдику, этикет и рисование, музыку и танцы, шитье, вязание и домоводство. Мещанки имели менее насыщенную программу, главное внимание обращалось на рукоделие, стряпню и уборку. На казенные деньги в институте получали образование девочки из бедных семей и сироты.

Заметный вклад в создание российской системы защиты детства вносили жены монархов и приближенные к царям особы. По инициативе жены царя Павла 1 Марии Федоровны и частично за счет ее собственных средств в течение короткого времени создались одно за другим различные учреждения просветительного и благотворительного характера. В институте благородных девиц открылось «мещанское» отделение, созданы заведения для детей дворян,обер-офицеров и мещан, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков, создано первое в России училище для глухонемых детей, открылись опытные воспитательные дома для глухонемых и слепых детей, при одном из воспитательных домов появилось военно-сиротское отделение.

В начале XIX века встал вопрос об открытии в губернских и других городах детских приютов. К концу XIX века в России был открыт 161 детский приют. В них на полном содержании находилось более шести тысяч детей и числилось приходящих более тринадцати тысяч. Позднее стали создаваться детские приюты с целью приютить и организовать первичное обучение детей, остававшихся без присмотра на время работы их родителей, и при приютах стали создаваться сиротские отделения.

В XIX веке социальная защита детства в России начала приобретать все более организованный и массовый характер. Созданы Императорское Человеколюбивое Общество. В Санкт-Петербурге, Москве, других городах были организованы различные региональные общества попечения о беспризорных детях.

В 1833 г. создано Общество попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях. Целью общества было призрение сирот и детей бедных родителей, воспитание и обучение их рукоделиям, забота о детях, ставших жертвами преступлений.

Обществом издавался журнал «Детская помощь», редактором журнала был известный философ, благотворитель, публицист протоиерей Г.П. Смирнов-Платонов. По его инициативе в России стали создаваться детские ясли.

В 1892 году создано Елизаветинское общество при участии великой княжны Елизаветы Федоровны, ставшей пожизненной попечительницей общества. Цели и формы деятельности общества были примерно аналогичны тем, которые были присущи другим обществам. забота о вскармливании грудных детей, начальное образование

Среди добровольных благотворительных обществ, опекавших детей, наиболее крупным был созданный в 1842 году Совет детских приютов, первой председательницей которого стала жена московского генерал-губернатора княгиня Трубецкая. Отдавать этот пост первым дамам Москвы - женам генерал-губернаторов - на долгое время стало традицией.

Традиционно заметную роль в социальной защите детства играло российское духовенство. Священнослужитель Иоанн II Добрый Киевский заслужил у народа титул отца вдов и сирот. Новгородский митрополит Иов организовал на собственные средства в Холмовской Успенской обители заведения для призрения сирот и незаконно рожденных детей. Часто брали беспризорных детей на воспитание монастыри. Заметную роль в организации социальной защиты детства играли и многие лучшие представители имущих классов, прогрессивная интеллигенция.

Таким образом, во второй половине XIX века приюты в России стали наиболее массовой формой общественного призрения детей-сирот, детей бедных родителей, брошенных детей. И государственные, и частные приюты ставили своей целью воспитание граждан, способных обеспечить себе средства к существованию и вести достойный образ жизни.

Постепенно государственная забота о социальной защите детей становилась более разнообразной. В 1894 году в России открылся первый бесплатный детский сад для детей из бедных семей. На средства фабрикантов начали создаваться фабричные детские сады для детей рабочих. В 1882 г. запрещена ночная работа для детей до 12 лет, введено обязательное посещение школы работающими подростками, с 1894 г. обучение малолетних тружеников включалось в их рабочее время, детский труд ограничен восемью часами, с 1914 г. началась выплата пособия на детей лиц родителей, погибших на фронте. В 1892 г. в Обществе попечения о бедных и больных детях создан отдел защиты детей от жестокого с ними обращения, от эксплуатации, от вредного, в том числе развращающего влияния взрослых. На отдел возлагался надзор за правильным исполнением материальных и нравственных обязанностей лицами, от которых малолетние находились в зависимости.

Отношение государства и общества к институту усыновления детей-сирот в досоветский период было сдержанном: законом устанавливались различные ограничения. При наличии своих детей, например, усыновление других было вообще запрещено. Рассмотренные примеры показывают, что в дореволюционной России возникли и в разной степени развивались такие формы социальной защиты детства, как воспитательные дома, детские приюты, детские сады, ясли, летние колонии детского отдыха, пособия на детей погибших фронтовиков.

2. Социальная защита детства в Советской России

Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, структурные элементы социальной защиты детства складывались в стройную систему.

Процесс формирования советской системы социальной защиты детей был неоднозначным, сложным и порой противоречивым. Не которые элементы дореволюционной социальной защиты детей советским обществом были приняты и усовершенствованы, другие - не были востребованы, третьи --упразднены и отменены.

В мерные же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем. Острейшая из них --детской беспризорность. В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, здоровья и общего развития подрастающего поколения. Преодоление -этих проблем шло по двум направлениям. Первое -ликвидация детского голода, беспризорности детей. Второе, рассчитанное на перспективу, -- применение по отношению к детству гуманистической политики обеспечение равных возможностей для разностороннего развития всехдетей независимо от их сословной принадлежности.

В обоих случаях большую часть заботы о подрастающем поколении брало на себя социалистическое государство. Только в период с 26 октября по 20 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров в России было издано шесть декретов по социальному обеспечению и и социальной защите детей. Создаются комиссии по делам о несовершеннолетних. Правила содержания детей в тюрьмах, введены особые детские продовольственные карточки, при школах организованы столовые для обеспечения школьников горячей пищей.

Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей.

В марте 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей.

В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского создан Государственный совет защиты детей. Члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием.

Во главе с Ф.Э. Дзержинским создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В сфере ее деятельности находились детские столовые, бараки, ночлежки, медпункты и другие объекты, связанные с судьбами беспризорных детей. Комиссия объединяла и координировала работу всех ведомств государства по ликвидации беспризорности.

Все детские приюты, сиротские дома и другие подобные учреждения преобразованы в государственные и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, была поставлена задача определить в детские дома всех беспризорных детей и там готовить их к самостоятельной жизни.

В 1919 году проведен Всероссийский съезд по охране детства.

На нем обсуждены вопросы воспитательной работы в детских домах и задачи воспитания нового, коммунистического поколения.

В последствии состоялись еще два таких съезда. На них обсуждались вопросы трудовой подготовки воспитанников детских домов и содержание воспитательной работы по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. В соответствии с решениями II съезда (1924 г.) принято постановление о трудоустройстве воспитанников

детских домов, по итогам III съезда --постановление о закреплении детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что способствовало укреплению материальной базы детских домов, упрощало проблемы трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем.

Количество детских домов, открываемых Советским государством, быстро вырастало, как и количество их воспитанников. В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 г. --80 тысяч, в 1919г. - 125 тысяч, в 1920 г. - 400 тысяч, в 1922 г. - 540 тысяч детей. Эти цифры показывают стремление советской власти, во-первых, охватить государственной заботой максимальное количество детей, попавших в трудную ситуацию, и, во-вторых, воспитывать подрастающее поколение преимущественно в коллективе и через коллектив.

Описание работы

1. Социальная защита детей в дореволюционной России.
2. Социальная защита детства в Советской России

Социальная политика государства, в том числе и в отношении защиты детей, опирается не только на современные новации, отвечающие на вызовы времени, и не только на использование опыта зарубежных стран. Не имеет перспектив социальная политика, если она не опирается на традиции народа, его менталитет, опыт социальной защиты нуждающихся, в том числе и на опыт дореволюционной России и советского государства.

Для того чтобы более точно знать об оказании помощи, рассмотрим классификацию видов помощи в разные времена от эпохи древности до современных времен:

· Простейшие формы помощи детям у древнейших славян (с эпохи древности до X века). Дети-сироты «приймачества» до общественных «помочей»

· Социальная помощь детямв X-XV вв. Дети-сироты; вдовы с детьми, нищие, незаконнорожденные, брошенные дети. Главнейшими направлениями социальной помощи детям выступают: княжеская, церковно-монастырская филантропия, милостыня. Возникают первые формы социального устройства детей (скудельницы (божедомки), школы. Зарождается осмысление социальной помощи детям в литературных памятниках.

· Социальная защита детствав XVI – XVIII вв. Дети-сироты, незаконнорожденные, вдовы с детьми, дети матерей-одиночек, нуждающихся в помощи; младенцы, матери которых лишены средств к существованию или больны; брошенные дети.



· Социальная защита детства в XIX – начале XX вв. Брошенные дети, сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды, дети с умственными отклонениями, педагогически запущенные, дети – мигранты и т.п. Массовой формой общественного призрения выступали приюты, детские сады, ясли, колонии (государственные и частные), в которых осуществлялись воспитание, обучение и профессиональная подготовка детей.

· Социальная защита детства в советский период. Ядром советской системы социальной защиты детства являлась Коммунистическая партия Советского Союза. Отдельные дореволюционные виды социальной помощи детям были усовершенствованы и повсеместно распространены (приюты, детские дома, образовательные учреждения, детские организации), другие упразднены (институты церковно-монастырской поддержки, частной благотворительности).

· Социальная защита детства в современных условиях (постсоветский период) Дети «группы риска», наиболее нуждающиеся в помощи (сироты, инвалиды, малообеспеченные, мигранты, безнадзорные и т.п.)

Основными компонентами современной парадигмы социальной защиты детства выступают:

Интегрирование отечественной системы социальной защиты детства в международную; совершенствование законодательного регулирования социальных гарантий детства и их обеспечение;

Децентрализация системы социальной защиты детства (предоставление больших полномочий органам государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления в решении вопросов детства);

Сочетание государственной помощи детям с третьим (негосударственным) сектором и общественными организациями;

Функциональное перераспределение ролей субъектов социальной защиты детства: повышение роли одних (церковь, монастыри, частная благотворительность, общественные организации) и снижение роли других (партии, комсомольские и пионерские организации, профсоюзы, трудовые коллективы);

Дифференцированный подход к объектам социальной помощи (предоставление адресной помощи наиболее нуждающимся детям);

Формирование довольно стройной сети социально-педагогической инфраструктуры, ее коммерциализация (частичная или полная);

Введение института социальных педагогов и социальных работников;

Научно-теоретическое обоснование защиты и поддержки детства в контексте гуманистической парадигмы образования. Продолжаются поиски новых подходов к социальной защите детства.

Рассматривая опыт по социальной защиты детства и основные формы помощи детям на различных этапах развития социальной защиты в России, мы использовали периодизацию социальной защиты детства, предложенную

Т.Н. Поддубной в работе «Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект» [ См. 17].

Хотя и предлагаемая периодизация основных этапов социальной помощи и взаимопомощи в России отличается от предложенной авторитетным исследователем истории социальной работы М.В. Фирсовым. Он выделяет отдельно период княжеской и церковно-монастырской поддержки нуждающихся категорий населения, в том числе и детей, в X – XIII вв., т.к. в это время происходит парадигмы помощи и поддержки. Это было связано с разрушением родоплеменных отношений, изменением социокультурной ситуации, влиянием христианских канонов милосердия .

Тем не менее, обозначенные модели помощи детям и краткая характеристика основных компонентов социальной защиты детства во взаимосвязи с субъектами и объектами социальной защиты детства в конкретный исторический период даёт представление о происходивших в обществе трансформациях.

Заключение

Положение ребенка в обществе - проблема, которая в центре внимания многих специалистов (врачей, педагогов, психологов и т.д.). Сегодня появилось еще одно заинтересованное лицо - социальный работник. Его функция - обеспечить условия социальной защиты ребенка. Детство - это не просто возрастной этап развития человека, можно сказать, что это особая форма жизни, в рамках которой осуществляется процесс взросления, социализации, подготовка граждан данного общества к зрелости. Взрослый является производителем материальных благ, ребенок их только потребляет, взрослый - это самостоятельный, дееспособный субъект, который в состоянии позаботиться о себе, ребенку необходима его забота и поддержка.
Культивируя детство (от слова "культура" - "взращивание"), взрослые проектируют будущее. Поэтому общество в лице взрослых берет на себя обязательства по обеспечению условий жизнедеятельности ребенка, осуществляя такую заботу либо непосредственно через институты образования и воспитания, различные льготы и пособия, либо опосредованно - через семью, которая также является социальным институтом. В настоящее время забота о ребенке - это не только право, но и обязанность родителей (дело государственной важности), хотя так было не всегда (например, в родовой общине забота о ребенке носила тотальный характер).

Социально незащищенный ребенок – это ребенок, испытывающий "лишение", нужду, дефицит в удовлетворении важнейших потребностей. "Недостаточность", "неустроенность" – это и есть смысл понятия "депривация". Можно говорить о психической депривации и о социальной.
Социальная депривация - это лишение, ограничение либо недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания и полноценного развития ребенка.
Социальная защита детства требует также серьезной материально-экономической базы. В России она развивалась неравномерно. Были периоды, когда и в дореволюционной, и в доперестроечной России детских учреждений насчитывалось достаточно, чтобы удовлетворить потребности в соответствующих социально-воспитательных мероприятиях, а забота о здоровье матери и ребенка обеспечивала страна лучшие показатели в мире. Точно также система образования в России в 70-80-х годах прошлого века решала задачи подготовки к жизни, к труду, к продолжению образования на уровне более высоком, чем в большинстве развитых стран мира.
Современная материально-экономическая база социальной защиты детства значительно ослаблено. Прежде всего, надо отметить, что благополучие многих семей пошатнулось. Родительские узы ослабли. Затраты на воспитание детей в общем семейном бюджете возросли, но они идут в основном на питание, одежду, обувь, школьно-письменные принадлежности, а на книги, театр, экскурсии и др. воспитательные мероприятия средств не остается. Снизилось качество питания у детей. Уменьшилось число детских учреждений - к 1995г. их осталось 72,8 тыс., при этом их число в год сокращается более чем на 4% в год. (21,с.445)
Вместе с тем уменьшается число вводимых школ, детских садов и яслей, больниц, поликлиник и родильных домов.
Год от года выпускается все меньше и меньше детских и юношеских художественных филиалов, сокращаются тиражи детских изданий. Все это не способствует укреплению социальной защищенности детей.
В дальнейшем изучений курсовой я бы хотела более подробно изучить отдельные категории детей, более конкретизировать проблемы, и найти их пути решения. Также планирую провести анкетирование и различные опросы среди детей разных категорий и выявить проблемы, которые их беспокоят.

Литература

1. Аверин, В. Психология детей и подростков/ В. Аверин. – СПб.: Академия, 1998. – С.297.

2. Андрюхин, А. Лучше ее убить, чем отдать в детдом/ А. Андрюхин // Дитя человеческое. – 2009. – № 5. – С. 19 – 21.

3. Беличева, С.А. Служба социальной защиты семьи и детства/ С. А. Беличева // Педагогика. – 1992. – № 7 – 8. – С. 24 – 27.

4. Блонский, П. П. Трудные школьники/ П. П. Блонский. – М.Педагогика, 1986. – С.286.

5. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика/ Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – М.Просвещение, 1989. –С. 380.

6. Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В. Петровского. М.: «Просвещение», 1973. – С.288

7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением / Под ред. М.И. Рожкова. – М. ЭКСМО-Пресс 2001-С.179.

8. Дементьева, И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия/ И. Дементьева // Социальная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 23 – 30.

9. Короленко, Ц. Бегство от реальности. Проблемы аддиктивного поведения/ Ц. Короленко, Е. Загоруйко // Социальная педагогика. – 2005.– № 2. – С.43– 44.

10. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи

11. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова. – М. Академия, 1999. –С.434

12. Раттер, М. Помощь трудным детям/ М. Раттер. – М.Просвещение, 1992. – С.530

13. Поддубная, Т.Н. Объекты и субъекты социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная // Научная мысль Кавказа. Приложение. – 2005. – № 14. – С.37-45.

14. Поддубная, Т.Н. К вопросу о периодизации развития социальной защиты в России [Текст] / Т.Н. Поддубная // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № 4. – С.23-45.

15. Поддубная, Т.Н. Модели социальной защиты детства в России: исторический аспект [Текст] / Т.Н. Поддубная // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Спецвыпуск. Общественные науки. – 2006. – С.82-94.

16. Поддубная, Т.Н. Проблемы детства в современной социокультурной ситуации / Т.Н. Поддубная // Социальная политика и социология. – 2006. – № 1. – С.76-93.

17. Поддубная, Т.Н. Современные международные тенденции социальной защиты детства / Т.Н. Поддубная // Ученые записки РГСУ. – 2006. – № 3. – С.64-71.

18. Поддубная Т.Н. Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России - диссертация на соискание ученой степени Ростов-на-Дону. 2007. С.2-7.

19. Раттер, М. Помощь трудным детям/ М. Раттер. – М.Просвещение, 1992. – С.530

20. Федорова, Е.М. Подростковые страхи (опыт исследования на основе проективных методик)/ Е.М. Федорова // Обретение Отечества: истоки и современность: Сб. материалов III научно-практической конференции студентов СППК (г. Омск, 25 февраля 2000 г.) / Под ред. Н.А. Левочкиной. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – С. 64 – 69.

21. Фурманов, И.А. Детская агрессивность/ И.А. Фурманов. – Минск: ВЛАДОС. 2006. – С.288

22. Фирсов, М.В. история социальной работы: учебное пособие для высшей школы/ М.в. Фирсов. – М.: Акдемпроект; Константа, 2007. –С. 608.

23. Шульга, Т. Смысл жизни и ценности детей группы риска/ Т. Шульга // Социальная педагогика. – 2005. – № 2. – С. 35 – 39.

24. Горошникова, Г.Г. В поисках произведений о современных подростках [Электронный ресурс]/ Г.Г. Горошникова // Литература. – 2009. – № 15. – Режим доступа: http://lit.1september.ru

Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему.

Процесс формирования советской системы социальной зашиты детства был неоднозначным, сложным и порой противоречивым. Некоторые элементы дореволюционной социальной защиты детства советским обществом были приняты и усовершенствованы, другие не были востребованы, третьи - упразднены и отвергнуты.

В первые же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем социальной защиты детства и с острейшей из них - детской беспризорностью. В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, безграмотности, здоровья и общего развития подрастающего поколения.

Преодоление этих проблем шло по двум направлениям. Первое направление - ликвидация детского голода, беспризорности и безнадзорности детей. Второе, рассчитанное на перспективу, -- осуществление по отношению к детству гуманистической политики и обеспечение равных возможностей для разностороннего развития всех детей независимо от их сословной принадлежности.

В обоих случаях большую часть заботы о подрастающем поколении взяло на себя социалистическое государство. Только в период с 26 октября по 20 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров России было издано шесть декретов по социальному обеспечению и социальной защите детей. Постановлениями Совнаркома создаются комиссии по делам о несовершеннолетних отменялось содержание детей в тюрьмах, введены особые детские продовольственные карточки, при школах организованы столовые для обеспечения школьников горячей пищей.

Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В Декабре 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей.

В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского Учрежден Государственный совет защиты детей. В числе других мероприятий госсовет провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России, члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием. Во главе с Ф.Э. Дзержинским создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В сфере ее деятельности находились детские столовые, бараки, ночлежки, медпункты и другие объекты, связанные с судьбами беспризорных детей. Комиссия объединяла и координировала работу всех ведомств государства по ликвидации беспризорности. Все детские приюты, сиротские дома и другие подобные учреждения преобразованы в государственные и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, была поставлена задача определить в детские дома всех беспризорных детей и там готовить их к самостоятельной жизни. В 1919 году проведен Всероссийский съезд по охране детства. На нем обсуждены вопросы воспитательной работы в детских домах и задачи воспитания нового, коммунистического поколения. Впоследствии состоялись еще два таких съезда. На них обсуждались вопросы трудовой подготовки воспитанников детских домов и содержание воспитательной работы по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. В соответствии с решениями II съезда (1924 г.) принято постановление о трудоустройстве воспитанников детских домов, по итогам II! съезда -- постановление о закреплении детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что способствовало укреплению материальной базы детских домов, упрощало проблемы трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем.

Количество детских домов, открываемых Советским государством, быстро вырастало, как и количество их воспитанников. В 1917г. в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 г. -- 80 тысяч, в 1919г. - 125 тысяч, в 1920 г. - 400 тысяч, в 1922 г. - 540 тысяч детей. Эти цифры показывают стремление советской власти, во-первых, охватить государственной заботой максимальное количество детей, попавших в трудную ситуацию, и, во-вторых, воспитывать подрастающее поколение преимущественно в коллективе и через коллектив.

В целях оказания помощи беспризорным детям созданы Детский фонд им. В.И. Ленина, Общество «Друг детей», активизировалась деятельность государственных ведомств и общественных организаций по социальной защите детей. Они имели гарантированное будущее, и им не нужно было объяснять, с чего начинается родина: ее заботу они постоянно ощущали на себе.

Особую заботу государство проявляло о детях-сиротах. Постановлением СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (январь 1942 г.) проявление конкретной заботы о детях-сиротах вменялось в обязанность всем государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям. Во исполнение этого постановления производилось дальнейшее расширение сети детских домов и увеличение их контингента, принимались меры по сохранению и улучшению материально-технической базы детских домов, снабжению их необходимыми средствами, материалами, одеждой, продуктами питания. Сотни детских домов перебазировались из фронтовых районов в глубокий тыл страны.

В остановке всеобщего дефицита продуктов питания и товаров первой необходимости государство изыскивало" возможности материальной поддержки детей-учащихся. Постановлением от 5 октября оно гарантировало всем учащимся получение на завтрак 30 граммов хлеба и 10 граммов сахара или кондитерских изделий. Принимались меры к организации горячего питания школьников, усиленного и специального питания детей с ослабленным здоровьем, к обеспечению детей минимально возможным количеством товаров первой необходимости.

В целях улучшения медицинского обслуживания детей СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского обслуживания женщин и детей» (ноябрь 1944). Органы здравоохранения стали больше внимания уделять санитарному наблюдению за учебно-воспитательными учреждениями, медицинскому обслуживанию детей, организации детского питания, включению в детский рацион ценных пищевых продуктов. Изыскивались разнообразные формы и средства организации отдыха и укрепления здоровья детей. В условиях военного времени по возможности сохранялась сеть летних пионерских лагерей. В окрестностях прифронтовой Москвы, например, летом 1942 года функционировали несколько десятков пионерских лагерей.

Большую заботу о социальной защите детей в военных условиях проявили профсоюзные и комсомольские организаций. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности» (1942 г.). «Комсомольская правда» опубликовала счет специального Детского фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от оккупантов районах, на стипендии студентам, не имевшим родителей. Комсомольскими организациями были созданы 126 детских домов. Комсомольцы и другие общественники через приемники-распределители устраивали беспризорных детей в детские дома, подростков устраивали на работу.

Когда обозначился перелом в ходе войны и стало просматриваться ее победоносное завершение, Советским правительством было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август 1943 г.)- Постановлением предусматривалось создание 9 суворовских училищ, на 500 человек каждое, 23 ремесленных училищ по 400 человек, детских домов на 16300 мест, домов ребенка на 1750 мест, 29 приемников-распределителей на 2 тысячи человек. В них направляли в первую очередь детей погибших фронтовиков, партизан, партийных и советских работников. К концу 1945 года для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов. Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях, за счет органов внутренних дел, системы трудовых резервов, профсоюзных и комсомольских организаций. Только за счет колхозов содержались 4 тысячи детских домов.

Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Возрождается практика передачи детей-сирот в семьи. Под опеку и патронирование было передано за военные годы 270 тысяч детей-сирот.

В послевоенные годы продолжала расширяться практика передачи беспризорных детей главным образом в детские дома. В 1950 году в стране функционировало 6543 детских дома, в которых воспитывалось 635 900 детей. Открылось несколько специализированных детских домов для одаренных детей-сирот, куда отбирали талантливых детей с перспективой их последующего поступления в музыкальные и художественные училища, в балетные школы, определения в военные оркестры.

Детские дома были, в основном, двух типов: дошкольные и школьные.

В дошкольных детских домах жили дети с 3 до 7 лет, в группах по 30--40 человек; содержание и методика воспитательной работы повторяли практику детских садов.

В школьном детском доме содержались дети с 7 до 18 дет. Все воспитанники посещали школу, распорядком дня предусматривалась подготовка домашних заданий, детям помогали закрепленные за группой два воспитателя. После занятий дети посещали работавшие в школе предметные кружки. Кружки эстетического цикла (хор, оркестр, изо) чаще функционировали непосредственно в детском доме. В большинстве школьных детских домов были хорошо оборудованные мастерские, большие подсобные хозяйства, где воспитанники получали первые трудовые навыки и подготовку к будущей профессии. Через детские советы осуществлялось самоуправление воспитанников. Советы под руководством администрации и воспитателей организовывали жизнь воспитанников, их участие во внешкольной работе, связывали мероприятия детского дома и школы.

В пятидесятые годы для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты, в шестидесятые годы в школы-интернаты преобразовывались и детские дома.

Во все годы советской власти много внимания уделялось организации летнего отдыха детей. Главная форма этого отдыха -- пионерские лагеря, в которых отдыхали дети и допионерского, и пионерского, и послепионерского возраста. Свои лагеря имели органы государственной власти всех уровней, министерства и ведомства, предприятия, учреждения и воинские соединения, профсоюзные и комсомольские организации. Лагеря работали в три смены, охватывая теплые летние месяцы -- июнь, июль, август. Эта форма летнего отдыха детей была настолько популярна, а стоимость детских путевок для родителей настолько символична, что семья свободно могла направить в пионерский лагерь и двух, и трех детей на одну, две и даже на три смены, то есть практически на все лето.

Широкая сеть пионерских лагерей дополнялась летними оздоровительными площадками на базе общеобразовательных школ, где приходящие дети под присмотром воспитателей могли и поиграть, и пообедать, и отдохнуть, причем тоже за символическую плату.

Дошкольников вывозили в пригород целым детским садом, Детскими яслями за государственный счет. Для старших школьников практиковалось создание лагерей труда и отдыха, где активный отдых совмещался с общественно полезным трудом. Для «трудных» подростков практиковалось создание лагерей оборонно-спортивного типа, где, используя кадры и учебную базу военных гарнизонов, подростки овладевали азами военного дела. Таким образом, практически все дети имели возможность во время школьных каникул активно, интересно и с пользой для здоровья отдохнуть независимо от социального положения и уровня обеспеченности родителей. Большой комплекс мероприятий по социальной защите детства предусматривался принятой XXII съездом КПСС Программой Коммунистической партии Советского Союза (1961 г.). Программой предусматривалось:

  • --дальнейшее широкое развертывание сети детских учреждений и создание условий для того, чтобы все большее число семей имело возможность по желанию бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях;
  • --полное и бесплатное удовлетворение потребностей населения в яслях, детских садах и площадках, в школах с продленным днем, в пионерских лагерях;
  • --массовое развертывание сети школ-интернатов с бесплатным содержанием детей;
  • --введение во всех школах бесплатных горячих завтраков, продленного школьного дня с бесплатным обедом;
  • --введение в перспективе бесплатного снабжения учащихся школьной одеждой и учебными пособиями.

В соответствии с Конституцией СССР Программа КПСС являлась документом, обязательным для исполнения всеми государственными, партийными и общественными организациями. Не вся - Программа была выполнена, но ее «детский» раздел был реализован с наибольшей полнотой.

В последующие годы принимались документы, развивающие, конкретизирующие и детализирующие Программу КПСС по вопросам охраны и защиты материнства и детства, материального положения семей, имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения. В их числе «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968 г.); «О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей» (1974 г.); «О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа» (1976 г.); «О мерах по увеличению производства товаров для детей, повышению их качества и улучшению торговли этими товарами» (1978 г.) и др.

В 1985 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Реализация постановления способствовала материальному укреплению детских учреждений и улучшению условий жизни их воспитанников. В результате реализации постановления Совета Министров СССР «О создании детских домов семейного типа» (1988 г.) забота о детях-сиротах приобретала более индивидуализированные формы. В настоящее время в России функционирует 347 домов семейного типа, в них воспитывается 3,5 тысяч детей. финансируются эти дома из государственного бюджета с учетом выплаты заработной платы родителям-воспитателям и оплаты их отпусков.

Названные постановления, а главное -- работа по их реализации -- свидетельствуют о многоплановости и постоянном развитии содержания деятельности Советского государства по социальному обеспечению и социальной защите детства, особенно детей, лишенных родительского попечения.

Большую заботу проявляло государство об организации содержательного досуга детей, В первые же годы советской власти в Петрограде, Москве и других крупных городах были созданы детские и подростковые внешкольные клубы, особой поддержкой государства пользовались дома и клубы юных пионеров.

В 30-е годы создавались профсоюзные клубы и Дома культуры, в большинстве своем с приличной материальной базой. При этих учреждениях формировались секторы для работы с детьми во внеучебное время, включая различные кружки и секции, детские парки, Дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, детские станции - юных техников, натуралистов, туристов; детские железные дороги и пароходства.

Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков, проявлялось, в том числе и в отдельных самостоятельных движениях: в двадцатые годы это была организация детских клубов, в сороковые -- тимуровское движение, в пятидесятые--шестидесятые -- коммунарское движение, в семидесятые -- педагогические отряды, в восьмидесятые -- семейно-педагогические клубы.

Особенно массовым было тимуровское движение -- объединение детей в команды в целях помощи семьям фронтовиков, шефства над ранеными, работы в госпиталях и др. Зачастую эта помощь оказывалась анонимно, без афиширования и рапортов. Излишняя формализация этого движения со стороны взрослых привела к тому, что энтузиазм детей постепенно угас. Коммунарское движение (его связывают с деятельностью И.П. Иванова) стало своеобразным возрождением опыта С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Главным в нем было создание самостоятельного детского, подросткового коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, трудовые десанты. Но и это движение постепенно заглохло под прессом бюрократического стремления руководства объявить весь школьный комсомол коммунарским движением, подчинив его себе, и заформализовать. Семейно-педагогические клубы больше функционировали летом: выезжали в заброшенные деревни, занимались на огородах, ходили в лес, вечером собирались у костра. Вместе с тем, параллельно этим движениям подростки и молодежь создавали неформальные, нередко антисоциальньте объединения. Эти группировки завоевывали дворы, улицы, населенные пункты, многие из них носили криминальный характер: занимались рэкетом, фарцовкой, организовывали групповые драки, вовлекали в свои «команды» девушек, стали поклонниками нацистской идеологии, «сатанизма» и др.

В целом же советский период развития российского общества характеризуется следующими чертами в области социальной защиты детства. В этот период в стране складывается достаточно стройная система социальной защиты детства, ядром которой является Коммунистическая партия Советского Союза. Среди субъектов социальной защиты детства ведущая роль принадлежит государству, роль церкви практически сходит на нет. Активную роль в социальной защите детства играют общественные организации -- профсоюзная, комсомольская, пионерская и другие. Велика роль школы и дошкольных детских учреждений. Многочисленны формы социальной защиты детства. Советская система социальной защиты детства охватывает практически все детское население страны. Она могла бы считаться оптимальной, если бы не бюрократически-формализаторские тенденции, которые привели к ее неприятию и в конечном счете -- к разрушению.

Основными достижениями советской системы социальной защиты детства являются искоренение беспризорности, обеспечение пособиями семей, имеющих и ожидающих детей, удовлетворение в основном потребностей общества в учреждениях для детей ясельного и дошкольного возраста, создание многопрофильной и общедоступной системы образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечение всеобщего обязательного среднего образования и бесплатного медицинского обслуживания детей, ликвидация безработицы и социальная защита труда несовершеннолетних.

Особенно значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему.

Процесс формирования советской системы социальной зашиты детства был неоднозначным, сложным и порой противоречивым. Некоторые элементы дореволюционной социальной защиты детства советским обществом были приняты и усовершенствованы, другие не были востребованы, третьи - упразднены и отвергнуты.

В первые же годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем социальной защиты детства и с острейшей из них - детской беспризорностью. В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, безграмотности, здоровья и общего развития подрастающего поколения.

Преодоление этих проблем шло по двум направлениям. Первое направление - ликвидация детского голода, беспризорности и безнадзорности детей. Второе, рассчитанное на перспективу, -- осуществление по отношению к детству гуманистической политики и обеспечение равных возможностей для разностороннего развития всех детей независимо от их сословной принадлежности.

В обоих случаях большую часть заботы о подрастающем поколении взяло на себя социалистическое государство. Только в период с 26 октября по 20 декабря 1917 года Советом Народных Комиссаров России было издано шесть декретов по социальному обеспечению и социальной защите детей. Постановлениями Совнаркома создаются комиссии по делам о несовершеннолетних отменялось содержание детей в тюрьмах, введены особые детские продовольственные карточки, при школах организованы столовые для обеспечения школьников горячей пищей.

Осенью 1918 года принят первый советский Семейный кодекс, в котором впервые законодательно закреплено положение о том, что родительские права осуществляются в интересах детей. В Декабре 1918 г. Правительством издается декрет о правовом положении детей.

В феврале 1919 года под председательством А.В. Луначарского Учрежден Государственный совет защиты детей. В числе других мероприятий госсовет провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные хлебородные районы России, члены Совета занимались организацией общественного питания бездомных детей и снабжением детских домов продовольствием. Во главе с Ф.Э. Дзержинским создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК). В сфере ее деятельности находились детские столовые, бараки, ночлежки, медпункты и другие объекты, связанные с судьбами беспризорных детей. Комиссия объединяла и координировала работу всех ведомств государства по ликвидации беспризорности. Все детские приюты, сиротские дома и другие подобные учреждения преобразованы в государственные и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Создавались новые детские дома, укреплялась их материальная база, была поставлена задача определить в детские дома всех беспризорных детей и там готовить их к самостоятельной жизни. В 1919 году проведен Всероссийский съезд по охране детства. На нем обсуждены вопросы воспитательной работы в детских домах и задачи воспитания нового, коммунистического поколения. Впоследствии состоялись еще два таких съезда. На них обсуждались вопросы трудовой подготовки воспитанников детских домов и содержание воспитательной работы по подготовке выпускников к самостоятельной жизни. В соответствии с решениями II съезда (1924 г.) принято постановление о трудоустройстве воспитанников детских домов, по итогам II! съезда -- постановление о закреплении детских домов за заводами, предприятиями, колхозами, что способствовало укреплению материальной базы детских домов, упрощало проблемы трудоустройства выпускников и обеспечения их жильем.

Количество детских домов, открываемых Советским государством, быстро вырастало, как и количество их воспитанников. В 1917г. в детских домах воспитывалось 30 тысяч детей, в 1918 г. -- 80 тысяч, в 1919г. - 125 тысяч, в 1920 г. - 400 тысяч, в 1922 г. - 540 тысяч детей. Эти цифры показывают стремление советской власти, во-первых, охватить государственной заботой максимальное количество детей, попавших в трудную ситуацию, и, во-вторых, воспитывать подрастающее поколение преимущественно в коллективе и через коллектив.

В целях оказания помощи беспризорным детям созданы Детский фонд им. В.И. Ленина, Общество «Друг детей», активизировалась деятельность государственных ведомств и общественных организаций по социальной защите детей. Они имели гарантированное будущее, и им не нужно было объяснять, с чего начинается родина: ее заботу они постоянно ощущали на себе.

Особую заботу государство проявляло о детях-сиротах. Постановлением СНК СССР «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» (январь 1942 г.) проявление конкретной заботы о детях-сиротах вменялось в обязанность всем государственным ведомствам, партийным, профсоюзным и комсомольским организациям. Во исполнение этого постановления производилось дальнейшее расширение сети детских домов и увеличение их контингента, принимались меры по сохранению и улучшению материально-технической базы детских домов, снабжению их необходимыми средствами, материалами, одеждой, продуктами питания. Сотни детских домов перебазировались из фронтовых районов в глубокий тыл страны.

В остановке всеобщего дефицита продуктов питания и товаров первой необходимости государство изыскивало" возможности материальной поддержки детей-учащихся. Постановлением от 5 октября оно гарантировало всем учащимся получение на завтрак 30 граммов хлеба и 10 граммов сахара или кондитерских изделий. Принимались меры к организации горячего питания школьников, усиленного и специального питания детей с ослабленным здоровьем, к обеспечению детей минимально возможным количеством товаров первой необходимости.

В целях улучшения медицинского обслуживания детей СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского обслуживания женщин и детей» (ноябрь 1944). Органы здравоохранения стали больше внимания уделять санитарному наблюдению за учебно-воспитательными учреждениями, медицинскому обслуживанию детей, организации детского питания, включению в детский рацион ценных пищевых продуктов. Изыскивались разнообразные формы и средства организации отдыха и укрепления здоровья детей. В условиях военного времени по возможности сохранялась сеть летних пионерских лагерей. В окрестностях прифронтовой Москвы, например, летом 1942 года функционировали несколько десятков пионерских лагерей.

Большую заботу о социальной защите детей в военных условиях проявили профсоюзные и комсомольские организаций. ЦК ВЛКСМ принял постановление «О мерах комсомольских организаций по борьбе с детской безнадзорностью, по предупреждению детской беспризорности» (1942 г.). «Комсомольская правда» опубликовала счет специального Детского фонда, куда поступали средства на содержание детских здравниц, детских домов, детских садов в освобожденных от оккупантов районах, на стипендии студентам, не имевшим родителей. Комсомольскими организациями были созданы 126 детских домов. Комсомольцы и другие общественники через приемники-распределители устраивали беспризорных детей в детские дома, подростков устраивали на работу.

Когда обозначился перелом в ходе войны и стало просматриваться ее победоносное завершение, Советским правительством было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август 1943 г.). Постановлением предусматривалось создание 9 суворовских училищ, на 500 человек каждое, 23 ремесленных училищ по 400 человек, детских домов на 16300 мест, домов ребенка на 1750 мест, 29 приемников-распределителей на 2 тысячи человек. В них направляли в первую очередь детей погибших фронтовиков, партизан, партийных и советских работников. К концу 1945 года для детей погибших фронтовиков было открыто 120 детских домов. Широкое распространение получило создание детских домов при колхозах, промышленных предприятиях, за счет органов внутренних дел, системы трудовых резервов, профсоюзных и комсомольских организаций. Только за счет колхозов содержались 4 тысячи детских домов.

Широкий размах во время войны приняло усыновление детей. Возрождается практика передачи детей-сирот в семьи. Под опеку и патронирование было передано за военные годы 270 тысяч детей-сирот.

В послевоенные годы продолжала расширяться практика передачи беспризорных детей главным образом в детские дома. В 1950 году в стране функционировало 6543 детских дома, в которых воспитывалось 635 900 детей. Открылось несколько специализированных детских домов для одаренных детей-сирот, куда отбирали талантливых детей с перспективой их последующего поступления в музыкальные и художественные училища, в балетные школы, определения в военные оркестры.

Детские дома были, в основном, двух типов: дошкольные и школьные.

В дошкольных детских домах жили дети с 3 до 7 лет, в группах по 30--40 человек; содержание и методика воспитательной работы повторяли практику детских садов.

В школьном детском доме содержались дети с 7 до 18 дет. Все воспитанники посещали школу, распорядком дня предусматривалась подготовка домашних заданий, детям помогали закрепленные за группой два воспитателя. После занятий дети посещали работавшие в школе предметные кружки. Кружки эстетического цикла (хор, оркестр, изо) чаще функционировали непосредственно в детском доме. В большинстве школьных детских домов были хорошо оборудованные мастерские, большие подсобные хозяйства, где воспитанники получали первые трудовые навыки и подготовку к будущей профессии. Через детские советы осуществлялось самоуправление воспитанников. Советы под руководством администрации и воспитателей организовывали жизнь воспитанников, их участие во внешкольной работе, связывали мероприятия детского дома и школы.

В пятидесятые годы для детей-сирот, детей одиноких матерей, инвалидов войны и труда, пенсионеров стали создаваться школы-интернаты, в шестидесятые годы в школы-интернаты преобразовывались и детские дома.

Во все годы советской власти много внимания уделялось организации летнего отдыха детей. Главная форма этого отдыха -- пионерские лагеря, в которых отдыхали дети и допионерского, и пионерского, и послепионерского возраста. Свои лагеря имели органы государственной власти всех уровней, министерства и ведомства, предприятия, учреждения и воинские соединения, профсоюзные и комсомольские организации. Лагеря работали в три смены, охватывая теплые летние месяцы -- июнь, июль, август. Эта форма летнего отдыха детей была настолько популярна, а стоимость детских путевок для родителей настолько символична, что семья свободно могла направить в пионерский лагерь и двух, и трех детей на одну, две и даже на три смены, то есть практически на все лето.

Широкая сеть пионерских лагерей дополнялась летними оздоровительными площадками на базе общеобразовательных школ, где приходящие дети под присмотром воспитателей могли и поиграть, и пообедать, и отдохнуть, причем тоже за символическую плату.

Дошкольников вывозили в пригород целым детским садом, Детскими яслями за государственный счет. Для старших школьников практиковалось создание лагерей труда и отдыха, где активный отдых совмещался с общественно полезным трудом. Для «трудных» подростков практиковалось создание лагерей оборонно-спортивного типа, где, используя кадры и учебную базу военных гарнизонов, подростки овладевали азами военного дела. Таким образом, практически все дети имели возможность во время школьных каникул активно, интересно и с пользой для здоровья отдохнуть независимо от социального положения и уровня обеспеченности родителей. Большой комплекс мероприятий по социальной защите детства предусматривался принятой XXII съездом КПСС Программой Коммунистической партии Советского Союза (1961 г.). Программой предусматривалось:

Дальнейшее широкое развертывание сети детских учреждений и создание условий для того, чтобы все большее число семей имело возможность по желанию бесплатно содержать детей и подростков в детских учреждениях;

Полное и бесплатное удовлетворение потребностей населения в яслях, детских садах и площадках, в школах с продленным днем, в пионерских лагерях;

Массовое развертывание сети школ-интернатов с бесплатным содержанием детей;

Введение во всех школах бесплатных горячих завтраков, продленного школьного дня с бесплатным обедом;

Введение в перспективе бесплатного снабжения учащихся школьной одеждой и учебными пособиями.

В соответствии с Конституцией СССР Программа КПСС являлась документом, обязательным для исполнения всеми государственными, партийными и общественными организациями. Не вся - Программа была выполнена, но ее «детский» раздел был реализован с наибольшей полнотой.

В последующие годы принимались документы, развивающие, конкретизирующие и детализирующие Программу КПСС по вопросам охраны и защиты материнства и детства, материального положения семей, имеющих детей, охране здоровья подрастающего поколения. В их числе «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье» (1968 г.); «О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей» (1974 г.); «О мероприятиях по дальнейшему росту благосостояния советского народа» (1976 г.); «О мерах по увеличению производства товаров для детей, повышению их качества и улучшению торговли этими товарами» (1978 г.) и др.

В 1985 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах». Реализация постановления способствовала материальному укреплению детских учреждений и улучшению условий жизни их воспитанников. В результате реализации постановления Совета Министров СССР «О создании детских домов семейного типа» (1988 г.) забота о детях-сиротах приобретала более индивидуализированные формы. В настоящее время в России функционирует 347 домов семейного типа, в них воспитывается 3,5 тысяч детей. финансируются эти дома из государственного бюджета с учетом выплаты заработной платы родителям-воспитателям и оплаты их отпусков.

Названные постановления, а главное -- работа по их реализации -- свидетельствуют о многоплановости и постоянном развитии содержания деятельности Советского государства по социальному обеспечению и социальной защите детства, особенно детей, лишенных родительского попечения.

Большую заботу проявляло государство об организации содержательного досуга детей, В первые же годы советской власти в Петрограде, Москве и других крупных городах были созданы детские и подростковые внешкольные клубы, особой поддержкой государства пользовались дома и клубы юных пионеров.

В 30-е годы создавались профсоюзные клубы и Дома культуры, в большинстве своем с приличной материальной базой. При этих учреждениях формировались секторы для работы с детьми во внеучебное время, включая различные кружки и секции, детские парки, Дома пионеров, детские дома культуры, городские и загородные пионерские лагеря, детские станции - юных техников, натуралистов, туристов; детские железные дороги и пароходства.

Общественно-педагогическое движение в стране, направленное на организацию досуга детей и подростков, проявлялось, в том числе и в отдельных самостоятельных движениях: в двадцатые годы это была организация детских клубов, в сороковые -- тимуровское движение, в пятидесятые--шестидесятые -- коммунарское движение, в семидесятые -- педагогические отряды, в восьмидесятые -- семейно-педагогические клубы.

Особенно массовым было тимуровское движение -- объединение детей в команды в целях помощи семьям фронтовиков, шефства над ранеными, работы в госпиталях и др. Зачастую эта помощь оказывалась анонимно, без афиширования и рапортов. Излишняя формализация этого движения со стороны взрослых привела к тому, что энтузиазм детей постепенно угас. Коммунарское движение (его связывают с деятельностью И.П. Иванова) стало своеобразным возрождением опыта С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Главным в нем было создание самостоятельного детского, подросткового коллектива, организация самоуправления, свободного творчества личности. Подростков увлекали поисковые экспедиции, творческие дела, трудовые десанты. Но и это движение постепенно заглохло под прессом бюрократического стремления руководства объявить весь школьный комсомол коммунарским движением, подчинив его себе, и заформализовать. Семейно-педагогические клубы больше функционировали летом: выезжали в заброшенные деревни, занимались на огородах, ходили в лес, вечером собирались у костра. Вместе с тем, параллельно этим движениям подростки и молодежь создавали неформальные, нередко антисоциальньте объединения. Эти группировки завоевывали дворы, улицы, населенные пункты, многие из них носили криминальный характер: занимались рэкетом, фарцовкой, организовывали групповые драки, вовлекали в свои «команды» девушек, стали поклонниками нацистской идеологии, «сатанизма» и др.

В целом же советский период развития российского общества характеризуется следующими чертами в области социальной защиты детства. В этот период в стране складывается достаточно стройная система социальной защиты детства, ядром которой является Коммунистическая партия Советского Союза. Среди субъектов социальной защиты детства ведущая роль принадлежит государству, роль церкви практически сходит на нет. Активную роль в социальной защите детства играют общественные организации -- профсоюзная, комсомольская, пионерская и другие. Велика роль школы и дошкольных детских учреждений. Многочисленны формы социальной защиты детства. Советская система социальной защиты детства охватывает практически все детское население страны. Она могла бы считаться оптимальной, если бы не бюрократически-формализаторские тенденции, которые привели к ее неприятию и в конечном счете -- к разрушению.

Основными достижениями советской системы социальной защиты детства являются искоренение беспризорности, обеспечение пособиями семей, имеющих и ожидающих детей, удовлетворение в основном потребностей общества в учреждениях для детей ясельного и дошкольного возраста, создание многопрофильной и общедоступной системы образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечение всеобщего обязательного среднего образования и бесплатного медицинского обслуживания детей, ликвидация безработицы и социальная защита труда несовершеннолетних.

Выводы к главе 1

v Изучая эмоциональные переживания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, ученые установили, что все они переживают состояния стресса, фрустрации, конфликта и кризиса, которые оставляют значимый след в психике.

v Определяем трудную жизненную ситуацию детей как ситуацию, порождающуюся совокупностью факторов объективного и субъективного характера, специфических для данной возрастной группы. Отсутствие объективных возможностей проявляется в нарушении ценностного отношения к ребенку со стороны взрослых, ослаблении необходимых социальных связей. Дефицит субъективных возможностей становления ребенка как полноценного субъекта своей жизнедеятельности находит свое отражение в искажениях представлений детей о способах жизнедеятельности людей, в доминировании отрицательных эмоциональных состояний, в неадекватном характере взаимодействия с социумом.

v Отношение государства и общества к институту усыновления детей-сирот в досоветский период было сдержанным: законом устанавливались различные ограничения. При наличии своих детей, например, усыновление других было вообще запрещено.

v В дореволюционной России возникли и в разной степени развивались такие формы социальной защиты детства, как воспитательные дома, детские приюты, детские сады, ясли, летние колонии детского отдыха, пособия на детей погибших фронтовиков.

v Переход к малой семье, состоящей из супругов и своих детей, приводит к тому, что дети стали получать все больше родительской заботы. Совершенствуется система общественного призрения детей. Забота о детях постепенно все более включается в древнерусское право, в церковные каноны, в государственную политику.

v Значительный опыт социальной защиты детства накоплен в советский период истории российского общества и государства. Именно в советский период отдельные идеи, формы, методы и структурные элементы социальной защиты детства складываются в стройную систему.

v В первые годы советской власти российское общество и государство столкнулось с целым комплексом острых проблем социальной защиты детства и с острейшей из них - детской беспризорностью.

v В результате участия России в Первой мировой войне, социалистической революции, гражданской войны и послевоенной разрухи в России в 1921 году насчитывалось 4,5 миллиона беспризорных детей. Остро стояли проблемы детского недоедания, безграмотности, здоровья и общего развития подрастающего поколения.

v Когда обозначился перелом в ходе войны и стало просматриваться ее победоносное завершение, Советским правительством было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» (август 1943 г.). Постановлением предусматривалось создание 9 суворовских училищ, на 500 человек каждое, 23 ремесленных училищ по 400 человек, детских домов на 16300 мест, домов ребенка на 1750 мест, 29 приемников-распределителей на 2 тысячи человек.

v Основными достижениями советской системы социальной защиты детства являются искоренение беспризорности, обеспечение пособиями семей, имеющих и ожидающих детей, удовлетворение в основном потребностей общества в учреждениях для детей ясельного и дошкольного возраста, создание многопрофильной и общедоступной системы образовательных и оздоровительных учреждений, обеспечение всеобщего обязательного среднего образования и бесплатного медицинского обслуживания детей, ликвидация безработицы и социальная защита труда несовершеннолетних.

Социальная незащищённости и защищённость.

Социальная защищённость рассматривается с 2х сторон.

1. Объективный аспект – реальное состояние дел в системе социальной защиты. Есть ли учреждения правовая база или нет.

2. Субъективный аспект – внутренняя субъективная оценка человека, на сколько он чувствует себя уверенным в будущем.

В мире существуют 2 основные противоположные модели социальной защиты.

1. Скандинавская, где объектом являются все дети, часто эту модель сравнивают с советской.

2. Американская – адресная, выборочная помощь только наиболее нуждающимся.

В настоящее время в практике России присутствуют обе модели.

Принципы социальной защиты:

1. Принцип гуманности – деятельность специалиста направлена на устранение негативных факторов, способствующих созданию гуманности.

2. Принцип комплексности – социальная защита проводится в целом.

3. Принцип адресности – выделение определённых категорий, имеющих определённые трудности.

4. Принцип обеспечения прав и свобод – соблюдения прав и свобод. Объекты: дети, дети отдельных категорий (сироты, инвалиды), семья. Субъекты – государство, различные учреждения, правозащитные учреждения. Особая работа – с беспризорными детьми и несовершеннолетними матерями.

Направления системы социальной защиты детства:

1. Социальная защита процесса развития и формирования личности - создание благоприятных и равных условий, позволяющих любому ребёнку реализовать себя.

2. Социальная защита среды формирования личности. – создание условий, поддержание социальных институтов (поддержка семьи, учреждения дополнительного образования, социальные учреждения).

3. Защита прав ребёнка. – информирование детей о правах, создание условий для соблюдения этих прав, оказание помощи когда эти права нарушаются..

4. Целевая социальная защита. – разработка целевых программ и оказание помощи, поддержка отдельных категорий семей и детей (например, дети России).- оказание помощи конкретной семье, ребёнку (социальными учреждениями)

Компоненты социальной защиты как системы.

1. Социальное обеспечение: пособия, социальные выплаты, пенсия по утере кормильца, пособие на ребёнка-инвалида.

2. Дополнительные гарантии или льготы (социальное страхование).

3. Социальное обслуживание – деятельности социальных служб по оказанию помощи.

Анализ истории и современной практики социальной защиты детства в России позволяют сформулировать следующее определение.

Система социальной защиты детства - это интегрированная совокупность основных направлений и принципов, субъектов и объектов, форм, методов и материальной базы социальной защиты российских детей.



Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами: во-первых, уровнем материального обеспечения и социальных возможностей детей в современной России; во-вторых, обязательствами России перед мировым сообществом и конкретно перед Организацией Объединенных Наций в области социальной защиты детства; и, в-третьих, опытом социальной защиты детства в дореволюционной России, в Советской России и в ходе постсоветских реформ в современной России. Рассмотрим эти факторы.

Уровень материального обеспечения российского детства определяется общим уровнем жизни населения страны. По данным разных источников, примерно половина населения России живет на грани или за чертой бедности. Дети из этих Семей, как показывает практика, лишены не только многих предметов первой необходимости, но и социальных перспектив: дополнительного образования - гуманитарного, спортивного, музыкального, творческого и других, качественного медицинского обеспечения и, как следствие, крепкого здоровья, профессионального, научного, творческого роста.

Трагично положение многих детей-инвалидов: современная система государственного финансирования облегчения их участи настолько мизерна, что подталкивает родителей к передаче их государственные детские учреждения, где маленькие инвалиды остаются не только без родительского тепла, но зачастую и без должного врачебного присмотра.

Многие тысячи детей - выпускников сиротских учреждений оказываются невостребованными на рынке труда и неспособными самостоятельно продолжить учебу. Это одно из обстоятельств, объясняющих тот факт, что примерно третья часть из них попадает на скамью подсудимых, пятая часть становится бомжами и десятая часть кончает с собой; около 3 тысяч подростков находятся в числе заключенных, а среди осужденных подростков 90% - рецидивисты.

Международный аспект системы социальной защиты детства проявляется в том, что социальной защитой детства занимаются ныне многие международные организации: Организация Объединенных Наций, детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирный Совет по вопросам одаренных и талантливых детей, Международный Союз по защите детей, Международная Федерация детских содружеств, Международный комитет движения детей и юношей, Европейское бюро по вопросам детей и молодежи, Международная организация судей по делам несовершеннолетних и другие.

Функционирование международных организаций способствует развитию институционного сотрудничества государств и общественных организаций в области социальной защиты детей, обмену опытом строительства и функционирования национальных систем социальной защиты детства и ко многому обязывает подписавшие международные соглашения государства и общественные организации, в том числе, естественно, Российскую Федерацию и ее общественные структуры.

Серьезное влияние на формирование современной российской системы социальной защиты детства оказывает исторический отечественный опыт социального обеспечения и социальной защиты детей.

В дореволюционной России накоплен значительный опыт благотворительных акций, социального обеспечения и социальной защиты детей-сирот, детей-подкидышей, детей, рожденных вне брака, детей из бедных семей. Интересен опыт участия в качестве покровителей, попечителей и спонсоров, благотворителей этого благородного дела первых лиц государства, членов царской семьи, высокопоставленных чиновников и их супруг, крупных предпринимателей, купцов и видных представителей интеллигенции, церкви и монастырей.

Советский период России характерен стремлением государства охватить максимально возможное количество детей социальным обеспечением и социальной защитой; дать всем детям Обязательное полное среднее образование, а дошкольников, по возможности, охватить дошкольными детскими учреждениями; широким развитием системы дополнительного - гуманитарного, музыкального, языкового, спортивного и других форм образования при символической оплате дополнительных образовательных услуг; массовым вовлечением детей в лечебно-оздоровительные и Культурно-просветительные мероприятия; интенсивным строительством для детей специализированных зданий и сооружений - Школьных, дошкольных, спортивных; различных дворцов, домов, станций, баз и лагерей.

В качестве шефов к работе с детьми широко привлекались государственные учреждения, общественные организации, коллективы учреждений, предприятий и колхозов, воинские части и соединения.

В постсоветский период -период всеобщего реформирования - реформируется и система социальной защиты детства. Испытываются новые приемы, формы и методы социальной работы с детьми.

Четко прослеживается тенденция перехода от всеобщего социального обеспечения к адресной социальной защите детей. Рассмотренный опыт и современные российские реалии позволяют определить содержание современной системы социальной I защиты детства следующими основными направлениями:

Интегрирование российской системы социальной защиты детства в международную путем включения положений подписанных Россией международных соглашений в Конституцию; законы, другие нормативно-правовые акты Российской Федерации и, естественно, реализация этих положений;

Изучение и в разумных формах внедрение отечественного опыта социального обеспечения и социальной защиты детства в практику;

Изучение зарубежного опыта социальной защиты детства и внедрение его в практику с учетом российских реалий;

Повышение роли государства в развитии теории и практики социальной защиты детства;

Активизация действующих, создание в меру целесообразности новых и воссоздание проверенных временем ранее действовавших общественных организаций, также с учетом современных реалий;

Вовлечение в социальную защиту детства церкви, религиозных организаций, монастырей;

Вовлечение в социальную защиту детей граждан, имеющих высокий социальный статус или свободные денежные средства, которые они могли бы затратить на защиту детства;

Обеспечение достойной роли семьи в создании благоприятного климата для разностороннего развития детей в защите их законных прав и интересов;

Повышение роли всех форм детских учреждений в формировании у воспитанников гражданских качеств, в пропаганде прав и обязанностей детей перед обществом, в их профессиональной ориентации и социальной защите при вступлении в самостоятельную жизнь;

Расширение сети разностороннего дополнительного образования (гуманитарного, музыкального, спортивного и др.) и внешкольных детских учреждений - дворцов, домов, станций, центров, лагерей и др.;

Развитие многообразной системы денежных пособий семьям, поощряющей рождение и разностороннее воспитание детей, помогающей малообеспеченным семьям и детям, попавшим в трудную ситуацию;

Активная социальная работа с детьми из группы социального риска -из неблагополучных семей, склонных к девиантному поведению, находящихся в исправительных учреждениях и вышедших из них;

Совершенствование и реализация научно обоснованных норм питания, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения детских учреждений;

Развитие нормативно-правовой базы российской Системы социальной защиты детства.

1. Всеобщность и доступность основных форм социальной защиты детства. Право детей на социальную защиту является всеобщим, оно распространяется на всех нуждающихся в защите детей без всякой Дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, места жительства и другим основаниям. Социальная защита должна быть обеспечена каждому ребенку при наличии социально значимых признаков.

2. Многообразие форм и видов социальной защиты детства. Социальная защита детства осуществляется в денежной, натуральной и юридической формах, в виде пенсий, пособий, льгот и услуг, установленных законодательно и дополняемых местными Органами власти, учреждениями и предприятиями.

3. Единство и дифференциация социальной защиты детства. Все дети имеют право на социальную защиту, но нуждаются в ней в разной степени, в разных формах и размерах. Дифференциация форм, видов, условий и уровня социальной защиты детей определяется социально значимыми обстоятельствами: наличие или отсутствие родителей, социальное сиротство, уровень материальной обеспеченности семьи, наличие чрезвычайных обстоятельств: стихийного бедствия, вынужденного выезда из родных мест и других.

4. Осуществление социального обеспечения нуждающихся детей в объеме не ниже признанного государством социального стандарта, то есть прожиточного минимума. В настоящее время социальные выплаты в России рассчитываются в основном на базе минимального уровня заработной платы, который далек от прожиточного минимума. Государство принимает меры по приближению величины минимальной заработной платы к научно обоснованному прожиточному минимуму.

5. Охрана права каждого ребенка на социальную защиту. Осуществление и восстановление нарушенных социальных прав ребенка призваны защищать государство, общественные организации и родители или лица, их замещающие, руководители детских и других учреждений. Каждому ребенку гарантируется судебная защита его законных прав и интересов.

Важными составляющими системы социальной защиты детства являются формы и методы ее реализации. В числе форм социальной защиты детства отметим следующие.

1. Постановления и решения компетентных органов. В области социальной защиты детства такими органами являются:

Федеральное собрание Российской Федерации, принимающее законы по конкретным аспектам социальной защиты детства и по системе в целом;

Президент Российской Федерации, подписывающий принятые Федеральным собранием Российской Федерации РФ законы и издающий указы;

Правительство Российской Федерации, принимающее постановления по социальной защите детства;

Суды Российской Федерации - Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и народные Суды всех инстанций, рассматривающие спорные и проблемные ситуации социальной защиты детства;

Министерства и ведомства Российской Федерации, рассматривающие конкретные аспекты социальной защиты детства;

Органы власти и управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

Руководители учреждений и предприятий, издающие нормативные акты по вопросам социальной защиты детей - воспитанников,

учащихся, несовершеннолетних сотрудников, детей сотрудников своих учреждений и предприятий.

2. Программы. Эта форма характерна для органов социальной защиты детства государственной власти. Широко известна, например, президентская программа «Дети России», подробно излагающая основные направления деятельности государства по разным аспектам социальной защиты детства. В регионах страны разработаны и реализуются региональные программы по социальной защите детства, учитывающие климатические, экологические, демографические, социально-экономические особенности, специфику проживания и потребностей определенных категорий детей:

«Дети Москвы», «Дети Прикамья», «Дети Мордовии». «Дети Липецкой области», «Подросток», «Дети улицы» и другие.

Во многих регионах созданы целевые программы: «Охрана здоровья матери и ребенка», «Планирование семьи», программы семейной политики, реформирования образования и другие.

3. Планы мероприятий по социальной защите детства. Например, утвержденный Указом Президента РФ (14.08.95) Национальный план действий в интересах детей в Российской Федерации, определяющий основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. Цель Плана - формирование единой государственной политики РФ в интересах детства, определение приоритетных целей и задач по обеспечению выживания, защиты и развития детей и стратегии достижения мер по реализации указанных приоритетов, целей и задач, максимальная реализация положения Конвенции ООН «О правах ребенка».

План действий включает следующие разделы: правовая защита детей; семья как естественная среда жизнеобеспечения детей; безопасное материнство и охрана здоровья детей, питание детей; воспитание, образование и развитие детей; дети, находящиеся в особо трудных обстоятельствах; механизмы реализации Плана.

Положения Плана детализируются и конкретизируются в соответствующих планах министерств, ведомств, органов управления субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

4. Создание и развитие материальной базы для социальной защиты детства, мобилизация для этого государственных и негосударственных ресурсов, контроль за расходованием средств, направляемых государственными органами, общественными организациями, трудовыми коллективами и иными источниками на социальную защиту детства.

В арсенале государства, общественных организаций и других субъектов социальной защиты детства имеется целый набор методов, применение которых позволяет добиться нужного результата в социальной защите детей. В числе этих методов:

Убеждение действующих и потенциальных субъектов социальной защиты детства - руководителей, высокопоставленных должностных лиц, граждан, обладающих высоким социальным статусом и неформальным влиянием, религиозных и общественных деятелей, граждан, имеющих значительные финансовые возможности, в необходимости, престижности и реальных выгодах активного участия в социальной защите детства;

Использование авторитета известных и популярных государственных, общественных, религиозных деятелей, выдающихся деятелей науки и культуры, ветеранов войн и труда, победителей международных конкурсов, Олимпийских игр и других популярных мероприятий;

Опора на закон и общественное мнение. Опора на закон - обязательное условие всякой общественно полезной деятельности.

Но в социальной защите детства - совершенно недостаточное: слишком мало закон выделяет средств на социальную защиту детства, и чрезвычайно высока в решении конкретных вопросов социальной защиты роль общественного мнения - самих защищаемых, то есть детей; субъектов, непосредственно осуществляющих защиту детства; и третьих лиц, которые могут либо поддержать, либо провалить любую, самую благородную акцию;

Стимулирование и поощрение социальной защиты детства. Защита детства - дело благородное, но не всегда благодарное. Она зачастую чревата огорчениями, разочарованиями и прямыми материальными убытками. Чтобы от этого не страдали защищаемые, то есть дети, организаторам их социальной защиты надлежит постоянно и активно использовать в своей работе метод стимулирования и поощрения;

Метод принуждения также не чужд социальной защите детства, а иногда и просто необходим: при взыскании налогов и алиментов в пользу детей, при реализации права ребенка на наследство и жилплощадь, при защите его права на общение с находящимся в разводе супругом и с другими родственниками, в иных ситуациях;

Метод анализа и прогноза в развитии системы социальной защиты детства. Особенно актуален в процессе нормотворчества, регулирующего повседневную жизнь всех детей и категорий детей, особенно нуждающихся в социальной защите, порядок устройства детей, лишенных опеки родителей, содержание и формы работы с детьми, склонными к нарушению общественного порядка и законов.

Необходимым условием правильной организации и эффективного функционирования системы социальной защиты детства является четкое определение ее объекта.

В первом приближении объект социальной защиты детства можно определить очень кратко - дети страны, то есть лица, не достигшие восемнадцати лет. Но для решения практических задач социальной защиты детства такого определения недостаточно: в социальной защите действительно нуждаются все дети, но в разной степени и в разных формах. Поэтому понятие объекта социальной защиты детства целесообразно рассматривать как минимум в трех ракурсах.

Во-первых, все дети страны без каких-либо исключений. Каждому ребенку принадлежат общепризнанные права на жизнь, неприкосновенность, на имя, гражданство, здравоохранение, образование, на собственность и другие. И их необходимо защищать.

Во-вторых, талантливые дети. В интересах любого общества - создавать необходимые условия для развития детских талантов в целях подготовки будущих общественных и государственных деятелей, ученых, изобретателей, музыкантов, спортсменов, шахматистов и других полезных обществу специалистов.

В-третьих, дети, находящиеся в неблагоприятных условиях: дети-инвалиды, дети-сироты, дети Севера, дети Чернобыля, дети семей вынужденных переселенцев и беженцев, дети войны, дети малообеспеченных и многодетных семей, беспризорные дети.

Очевидно, что эти ракурсы должны просматриваться и в программных, и в планирующих, и нормативно-правовых документах государственных органов, политических партий, общественных объединений, образовательных учреждений.