Понятие вещи и классификация вещей по римскому праву. Понятие вещи в римском праве. Классификация вещей

Продажа

Римские юристы не разработали общего определения поня­тия вещи (res). Однако они широко пользовались этой катего­рией, тщательно регламентировали правовой статус вещей, их виды. Исходя из богатой казуистики римских юристов относи­тельно вещей, указанное понятие можно определить в узком и широком смысле.

В узком значении вещь - это определенная часть природы, представляющая некую ценность для ее обладателя.

А в широком значении понятием вещи охватывались не только материальные предметы внешнего мира, но также юри­дические отношения и права.

Классификация вещей. Регулирование общественных отно­шений по поводу владения, пользования и распоряжения раз­личными вещами во многом определяется естественными свой­ствами последних, зависит от их экономического назначения, строится с учетом их ценности, общественных интересов и т. д. В связи с этим большое практическое значение приобретает классификация вещей, которая была призвана служить ориен­тиром при выявлении правового режима той или иной вещи, определении объема и содержания прав и обязанностей участ­ников частных правоотношений.

Все вещи разделялись на две категории: вещи сакрально­го (божественного) права и вещи человеческого права (Гай. 1.2.2).

К вещам сакрального (божественного) права относились вещи, посвященные высшим богам (храмы, культовые предме­ты и др.), и вещи со священным значением (например, город­ские стены и ворота):

Вещи человеческого права подразделялись на вещи публич­ные и частные.

Публичными признавались вещи, которые принадлежали все­му обществу граждан (Гай. 1.2.11). К таким вещам относились, например, бани, рынки.

К частным вещам относились такие вещи, которые могли принадлежать отдельным лицам, например: частные рабы, ло­шади, дома и много других вещей.

Телесные и бестелесные вещи.

Телесными (res согрога1е8)назывались вещи, которые могли быть осязаемы и к которым можно было прикоснуться, иначе говоря, обладали физической субстанцией. Например, дом, земля, скот, платье, золото и т. д.

Бестелесные вещи (res incorporales) - это такие объекты гражданского оборота, которые не обладали физической суб­станцией, т. е. были неосязаемы. Например, права требования, узуфрукт.

Манципируемые и неманципируемые вещи.

Манципируемыми (res maneipi) назывались вещи, собствен­ность на которые могла быть перенесена лишь при соблюдении особой, чрезвычайно сложной процедуры, именуемой манци- пацией (mancipatio). К таким вещам римляне относили землю, рабов, рабочий скот, земельные сервитуты и др., т. е. наиболее важные и ценные вещи в хозяйстве.

Суть маиципации заключалась в засвидетельствовании при­глашенными свидетелями факта перехода права собственности на особо важные веши от отчуждателя к приобретателю. В слу­чае возникновения сомнения в этом факте присутствовавшие при этом свидетели могли подтвердить его наличие и действи­тельность.

Неманципируемыми (res пес maneipi) назывались вещи, соб­ственность на которые переходила в результате их простой пе­редачи (traditio) приобретателю. Соблюдение манципации от­носительно таких вещей не требовалось. К неманципируемым нощам римляне относили мелкий скот, мебель, продовольствие и т. д.

Деление вещей на манципируемые и неманципируемые было обусловлено ценностью вещей в хозяйственном обороте. Если при отчуждении манципируемых вещей (например, земли) процедура манципации не исполнялась или нарушалась, право собственности к приобретателю не переходило, т. е. покупатель земли, несмотря на уплату стоимости и получения земли в фак­тическое владение и пользование, собственником земли не ста­новился.

Движимые и недвижимые вещи.

Движимыми (res mobiles) назывались вещи, которые можно было передвигать в пространстве (например, животные, рабы, домашняя утварь и т. п.).

Недвиэ!симыми (res immobiles) назывались вещи, которые нельзя было передвигать в пространстве (например, земля, дом, пс снятый урожай и т. п.).

До самого конца классического периода это деление не имело особого значения, поскольку, по сути, охватывалось делением вещей на манципируемые и неманципируемые. Од­нако со временем такое деление начинает приобретать суще­ственное правовое значение, поскольку правовой режим дви­жимых вещей стал отличаться от правового режима вещей недвижимых.

Вещи, изъятые из оборота, и находящиеся в обороте.

Вещи, изъятые из оборота (res extra commercium), - это вещи, которые в силу естественных свойств не могли быть объектом чьей-либо собственности или, в силу особого назна­чения, объявлялись на основании закона неотчуждаемыми и непередаваемыми в собственность других лиц. В Риме к изъя­тым из оборота вещам относились: общие вещи (res communes), например воздух, текучая вода, моря со всем содержимым; имущество, закрепленное исключительно за государством (res publicae), например государственная земля или государствен­ные рабы; священное имущество (res sacrae), составлявшее соб­ственность религиозного культа.

Вещи, находящиеся в обороте (res in commercio), - это такие вещи, которые могут принадлежать любому и каждому. К ним относились все вещи, которые не относились к вещам, изъятым из оборота.

Родовые и индивидуально определенные вещи.

Родовые вещи (genus) - это такие вещи, которые не имели в обороте индивидуальности и определялись числом, весом или мерой, т. е. общими признаками, присущими определенной группе вещей (например, сто литров красного вина, деньги, центнер зерна и т.

Д.). Родовые вещи были взаимно заменяе­мыми/

Индивидуально определенные (species) - это вещи уникальные, единственные в своем роде (например, скульптуры, картины и другие предметы искусства), характеризующиеся с помощью тех признаков, которые присущи только им. Индивидуально определенную вещь заменить другой невозможно.

Значение указанного деления заключалось в различном ре­шении вопроса о риске случайной гибели вещи. Если речь шла о родовой веши, то она считалась не подверженной гибели, поскольку всегда могла быть заменена другой однородной ве­щью. Отсюда известное правило - род не погибает (genus non perit), т. е. владелец родовой вещи был обязан вернуть ее (или другую подобную) собственнику даже в том случае, когда она утрачена им случайно. В случае же гибели индивидуально оп­ределенной вещи лицо, обязавшееся доставить ее, освобожда­лось от обязанности замены, т. е. в отношении указанных ве­щей применялось правило - собственник несет риск случайной гибели вещи (dominus sentii periculum), причем независимо от того, у кого погибла вещь (у собственника или у третьего лица).

Впоследствии из понятия родовых вещей развилось понятие заменимых вещей, т. е. таких, которые сам экономический обо­рот, а не участники конкретного правоотношения, обычно рас­сматривал как определяемые родом, весом, мерой, числом.

Делимые и неделимые вещи.

Делимые - это вещи, которые можно было разделить лю­бым образом, и они при этом не утрачивали своей хозяйствен­ной ценности и назначения. При разделе они представляли те же вещи только в меньшем объеме. Например, земельный уча­сток, сено.

Неделимые - это вещи, которые при разделе утрачивали хозяйственное назначение и функциональные свойства целого (например, рабочий мул).

Указанное деление имело важное практическое значение в от­ношении обшей собственности, в частности, при прекращении ее режима.

Потребляемые и непотребляемые вещи.

Потребляемыми (res quae usu consumatur) назывались вещи, которые прекращали свое физическое существование полнос- п.ю либо в части в результате однократного их использования но назначению. Например, продукты питания, корм для живот­ных, строительный материал, деньги и т. д.

Непотребляемыми (res quae поп consumatur) признавались |»сщи, которые не изнашивались от употребления, а если и унич- южались, то утрачивая свои потребительские свойства посте­пенно. Например, золотой перстень, земля, строения, одежда и т. п.

Различие указанных вещей обусловливало различие их пра­вового режима. Так, предметом договора займа могли быть только потребляемые вещи, внаем же сдавались только не­потребляемые.

Простые и сложные вещи.

Простыми назывались вещи, состоящие из одной материаль­ной субстанции. Например, земля, ценный камень, раб, живот­ное и т. д.

Сложными признавались вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, которые имели между собой материальную связь и носили общее название (например, зда- иие, корабль).

От сложных вещей необходимо отличать собирательные вещи, т. е. такие, которые хотя и не соединены материально и сохраняют свою индивидуальность и самостоятельность, представляя собой каждая в отдельности особую вещь, тем не менее удерживаются вместе одним общим назначением и на- шанием. К собирательным вещам можно отнести стадо коров, табун лошадей, римский легион.

Главные вещи и побочные.

Побочными являлись вещи, определенным образом завися­щие от главной вещи и подчиненные юридическому положе­нию последней (например, седло по отношению к лошади). Основными видами побочных вещей рассматривались части вещи, принадлежности и плоды.

Части вещи не имели юридически самостоятельного суще­ствования. Когда предметом договора была вещь в целом, то последствия этого договора распространялись и на все части вещи. Предметом самостоятельных сделок часть вещи могла быть лишь в случаях своего отделения от целого.

Принадлежностью называется вещь, связанная с другой (главной) вещью не физически, а экономически: главная вещь не считается незаконченной, если от нее отделена принадлеж­ность. Принадлежность также может существовать отдельно от главной вещи, однако лишь при совместном использовании той и другой вещи достигается наибольший хозяйственный результат.

Принадлежность может быть предметом самостоятельных прав на нее. При отсутствии специальных оговорок между сто­ронами правоотношения, устанавливаемые на главную вещь, распространяются (ввиду хозяйственной связи между обеими вешами) и на принадлежности. Отсюда происходит и известный афоризм: принадлежность следует судьбе главной вещи. На­пример, если при продаже повозки стороны не сделали ника­ких специальных оговорок, вместе с повозкой продавались и колеса.

Плоды - это все то, что в силу природных (естественных) свойств приносит сама вещь (плоды деревьев, приплод живот­ных, молоко и т. д.).

Юридическим понятием «плоды» охватывалось и то, что «приносила» вещь в результате эксплуатации ее в имуществен­ном обороте, т. е. искусственным путем (например, проценты за предоставленную в долг денежную сумму). Искусственные пло­ды получили название доходов.

Плоды и доходы принадлежали собственнику плодоприно- сящей вещи, если иное не было предусмотрено договором.

Еще по теме 38. Понятие и классификация вещей в римском частном праве:

  1. § 1. Понятие римского частного права. Публичное и частное право
  2. 1. РИМСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ И ЧАСТНОЕ ПРАВО. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
  3. 2.5. Оценка Римского публичного и Римского частного права
  4. IV.2. Иски (IV.2.1) Понятие и классификация исков частного права.

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Общее определение вещи таково: "Вещь - это отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования" Этим широким понятием охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права. Главное деление вещей обнимает собою две части, именно одни вещи суть божественного права , другие - человеческого . К категории вещей божественного права принадлежат вещи, посвященные божеству (res sacrae) и вещи со священным значением (religiosa). Священною делается вещь только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа, например на основании закона... Религиозною делаем мы вещь по нашему собственному желанию, хороня умершего в место, нам принадлежащее... Предметы божественного права не состоят ни в чьем владении. Те же вещи, которые принадлежат к категории вещей человеческого права, составляют собственность или государства, или частных лиц. Кроме того, некоторые вещи суть телесные , физические материальные вещи, другие бестелесные , идеальные – права, обязанности ипр. В Институциях Юстиниана данному разграничению посвящен Титул II Книги второй: "...Одни вещи - телесные, другие бестелесные.

1. Телесные - это те, которых по их природе можно коснуться, например, земля, человек, одежда, золото, серебро и, одним словом, бесчисленное множество других вещей.

2. Бестелесные - это те, которых нельзя коснуться. К таковым относятся те, которые заключаются в праве, например: право наследования, узуфрукт, обязательства, каким бы то ни было образом заключенные. И не важно то обстоятельство, что наследство состоит из вещей телесных... и то, что нам следует по какому-либо обязательству, в большинстве случаев - нечто телесное...; но самое право наследования и самое право пользования и собирания плодов, и самое право обязательства - представляется бестелесным.

3. Сюда же относятся права в городских и сельских поместьях, каковые права называются также сервитутами".

Из приведенного фрагмента становится очевидным, что бестелесными вещами признавались права требования , которые возникали из самых разнообразных оснований.

Кроме того, существует деление вещей на два разряда: на res mancipi (манципируемые ) и res nec mancipi (неманципируемые )". По Ульпиану манципируемые вещи – наиболее ценные хозве вещи, он дает исчерпывающий их список: имения на италийской земле сельские (пример - поле) и городские (пример - дом), права сельских имений, как право проезда, прохода, прогона скота, рабы и четвероногие которые приручаются шеей или спиной: лошади, ослы, мулы, буки и тд. Дикие животные как слоны или верблюды, хотя фактически могут приручаться и использоваться в хозве, юридически не считаются манципируемыми. Все вещи не попадающие ни под одну из этих категорий являются неманципируемыми. Суть – процедура и способ отчуждения прав на эти вещи.

Вещи простые (unitum),сложные (connexum)и составные (совокупности ) (universitas).

Простые вещи - это те, которые представляют органическое единство, целостность, разделение которой ведет к юридическому исчезновения самой вещи; таковы: алмаз, дерево, животное и пр. Естественнно, что недопустима сделка относительно части простой вещи; в этом смысле простая вещь приобретает характеристики вещи неделимой .

Сложные вещи те, которые представляют из себя механическое (физическое) соединение как простых, так и сложных вещей, например, мебель, здание, корабль. Сложная вещь есть самостоятельный объект права, следовательно, объект каких угодно распоряжений. Возможна проблема: нарушают ли единство и самостоятельность такого объекта возможные внутренние изменения его (замена частей корабля, ремонт здания и пр.)? Выработано было правило: перемены в отдельных частях вещи не разрушают ее внутреннее тождество (4)

В сложной вещи составляющие ее части образуют единое целое и физически, и юридически. Однако, если какая-то часть будет отделена, то и она может оказаться самостоятельным объектом распоряжения.

К простым и сложным вещам примыкает совокупность : набор вещей, объединенных общим именем (стадо, библиотека, коллекция, товарный склад, предприятие и пр.). Римляне обозначали совокупности как universitas facti и не признавали в качестве отдельного объекта права; таковыми считались составляющие совокупность элементы. Современное право повсеместно признает совокупности в качестве объектов права. Однако и для римского права допускалось - по воле собственника - придание совокупности юридических свойств самостоятельного объекта (поскольку закон молчит, от владельца зависит, быть ли совокупности объектом).

Вещи главные и принадлежности. Право отличает такое сочетание вещей, при котором одна господствует , другая служит : картина и рама, замок и ключ, лошадь и упряжь и пр. Главной признается та вещь, которая сама по себе удовлетворяет некую потребность человека в его хозяйственном или бытовом обиходе; принадлежностью считается такая вещь, которая делает пользование главной вещью более удобным или эффективным.

Практическая важность такого сочетания была обнаружена римским правом, которое выработало принцип: сделка в отношении главной вещи распространяется в случае сомнения (in dubio) и на принадлежность; иными словами: все юридические распоряжения собственника относительно главной вещи или постановления закона о ней распространяются в случае сомнения и на ее принадлежность.

Данный принцип выражен известным юридическим афоризмом: принадлежность следует судьбе главной вещи.

Вещи делимые и неделимые. Юридически неделимыми (нераздельными) признаются вещи, физический раздел которых равнозначен уничтожению вещи или несоразмерному умалению ее ценности. Неделимой может быть как простая вещь (кубок, кольцо, скульптура), так и сложная вещь (картина, механизм, сооружение). Естественно, что делимыми признаются вещи, физическое деление которых только пропорционально уменьшает стоимость получаемых в результате этого частей: земельный участок, головка сыра, мешок зерна.

Правовая проблема возникает тогда, когда два или более субъектов владеют неделимой вещью: физический раздел ее невозможен, следовательно, необходима выработка особого принципа, который бы регулировал отношения совместных собственников (сособственников ). Такой принцип обозначен следующим афоризмом: вещь неделима , но права на нее делимы. В этой связи право создало такие категории, как идеальная часть вещи или идеальная доля (parte pro indiviso).

Общее обладание нераздельной вещью порождает идеальные доли сособственников, то есть доли (части) в праве на вещь, но не права на части вещи. Идеальные доли подлежат денежной оценке, они могут быть предметом самостоятельных сделок, могут приносит пропорциональный размеру доли (прораторный - pro rata) доход своему собственнику.

Вещи движимые (res mobiles) и недвижимые (res immobiles).

Недвижимыми вещами признавались прежде всего земля и то, что с ней физически прочно связано (здания, строения, деревья). Иными словами, это вещи, которые не допускают своего перемещения в пространстве без причинения существенного вреда им самим. Естественно, что такие вещи, которые свободно перемещаются в пространстве без какого-либо ущерба для себя, относились к вещам движимым (скот, одежда, инвентарь и пр.).

Это разделение имело следующее практическое значение. Во-первых, собственность лица на земельный участок создавала презумпцию (предположение), что это же лицо является собственником всего, что находится на нем, над ним и под ним ("от неба до преисподней"); об этом свидетельствует следующее положение следующего фрагмента из Книги второй Институций Гая: "73. ...Постройка, воздвигнутая кем-либо на нашей земле, хотя бы кто-либо построил ее для себя, становится по естественному праву нашею, так как построенное на поверхности принадлежит собственнику земли ". Во-вторых, сроки приобретательной давности в отношении недвижимых вещей и движимых были различны (в XII таблицах - 2 и 1 год соответственно). Наконец, предусматривалось различие в совершении сделок с недвижимостью и движимостью.

5. Вещизаменимые (res fungibiles) и незаменимые (res non fungibiles), в ином обозначении - вещи родовые (genus) и индивидуальные (species).

Заменимые (или родовые вещи) - это такие, которые настолько схожи между собой, что в обороте обыкновенно различаются по родовым, а не по индивидуальным признакам (зерно, масло, вино, шерсть и пр.); иными словами, это вещи, которые существуют в весе, количестве, мере (res, qua pondere, numero, mensura constitunt). Незаменимые - это такие вещи, которые отличаются совершенно определенными индивидуальными признаками, которые и учитываются при включении данной вещи в оборот (дом, картина, уникальная ваза и т.д.).

Такое деление важно в том смысле, что определенные сделки возможны были только с заменимы вещами (например, договор займа), другие, напротив, только с незаменимыми вещами (договор найма). Кроме того, случайная гибель индивидуальной вещи, которая являлась предметом обязательства, прекращала само это обязательство; напротив, случайная гибель родовой вещи, служащей предметом обязательства, не прекращала его (род не исчезает ).

6. Вещи потребляемые (res usu consumptibiles) и непотребляемые (res usu non consumptibiles).

Потребляемыми признавались такие вещи, нормальное использование которых приводит к их уничтожению (топливо, продукты питания, строительный материал и пр.). Непотрябляемые вещи - это такие, использование которых не прекращает их физическое состояние (земля, корабль, дом и т.д.).

Потребляемые вещи не могли быть объектом узуфрукта; по-разному совершался залог потребляемых и непотребляемых вещей; некоторые сделки совершались только с потребляемыми вещами (заем), другие - только с непотребляемыми (наем).

7. Вещи, находящиеся в обороте (res in commercio) и вещи, изъятые из оборота (res extra commercium).

Вещи, находящиеся в обороте, это такие объекты, которые могут служить предметом любой сделки; любой субъект вправе обладать такой вещью. Вещами, изъятыми из оборота, признаются такие объекты, которые не могут принадлежать отдельным частным лицам, не могут ими отчуждаться и приобретаться.

В том виде, в каком сформулировано понятие вещного права в современном гражданском праве, такого понятия в римском праве не существовало. Однако уже в то время было четкое понимание того, что вещное право – это совокупность норм, дающая собственнику возможность независимо от чьей либо воли воздействовать на вещь.

Вещь (res) выступает как объект вещно-правовых отношений. Под вещью в Древнем Риме подразумевалось некое благо, способное удовлетворять человеческую потребность.

При этом вещь понималась римскими юристами как явление, рассматриваемое в двух смыслах: широком и узком.

К вещам в широком смысле относили не только вещи «телесные», т.е. осязаемые, существующие как объекты в физическом измерении, но и вещи нематериальные , бестелесные, к которым относили, например, имущественные права. В широком смысле к вещам относили и людей – рабов.

Как отмечал Г.Ф. Дормидонтов, «res, в юридическом языке в обширном смысле есть всякий объект права.

В более тесном смысле под res римские юристы разумеют материальные объекты внешней природы, говоря иначе, одни res corporales ».

Таким образом, в римском праве выделяли вещи телесные, материальные (res corporales ) и вещи бестелесные, нематериальные (res incorporales ).

Основными признаками телесной вещи считались: реальность (т.е. существование в физическом измерении), полезность (т.е. возможность с ее помощью удовлетворять те или иные человеческие потребности).

Бестелесная вещь характеризовалась как любое право, отличное от права собственности (полного господства над вещью - dominium ). К бестелесным вещам относили, например, узуфрукт, право наследования, различные обязательства.

Еще одной фундаментальной классификацией вещей следует признать их деление на res in commercio и res extra commercium.

1. Вещи, доступные частному обладанию, находящиеся в обороте (res in nostro patrimonio или res in commercio ). По поводу таких вещей могли быть заключены сделки между лицами.

2. Вещи, недоступные обладанию частного лица (res extra nostrum patrimonium или res extra commercium ). Такие вещи не могли быть предметом сделок.

К вещам in commercio относили следующие:

- res corporales и res incorporales (т.е. вещи телесные и бестелесные);

- res ma ncipi и res nec ma ncipi (вещи манципируемые и неманципируемые). Различие между ними заключалось в том, что первые – res mancipi – могли отчуждаться и переходить в квиритскую собственность только с соблюдением специальной процедуры – манципации (mancipa tio ) или же путем совершения акта in iure cessio – формальной сделки, облекавшейся в форму вымышленного процесса.

И.А. Покровский отмечал: «по определению классических юристов (Ulpiani reg. 19. 1), к числу res mancipi относятся земли в Италии (praedia in Italio solo - fundus и domus), затем некоторые из предиальных сервитутов (via, iter, actus, aquaeductus) и, наконец, рабы и рабочий скот (servi et quadrupedes, quae dorso collove domantur, velut boves, muli, equi, asini). Все остальные вещи суть res nec mancipi».



Что же касается неманципируемых вещей, то они могли передаваться в квиритскую собственность без соблюдения формальностей, связанных с обрядом манципации. Передача осуществлялась путем traditio – т.е. передачи вещи попросту от одного лица другому.

В науке римского права предполагается, что основной причиной отнесения манципируемых вещей к данной категории являлась их повышенная ценность, значимость для жизни, самого существования семьи – familia .

Что же касается вещей, изъятых из коммерческого оборота (res extra commercium) , то к ним относили:

1) Вещи, принадлежащие всем: воздух, моря вместе со всем, что в них водится;

2) Публичные вещи (res publicae ) – достояние римского народа, сюда же относилось и имущество общин-городов (например, общественные здания, укрепления), а также вещи для удовлетворения общественных потребностей, например, публичные дороги и реки, театры, стадионы, бани и пр.;

3) Общественные вещи (resuniversitatis ) – принадлежащие муниципиям или колониям, выделяемые из публичных вещей по этому признаку;

4) Вещи божественного права (resdiviniiuris ), к которым относились:

Вещи, посвященные богам (ressacrae ) – храмы, предметы культа;

Вещи, находящиеся под защитой богов (ressanctae ) – например, стены и ворота города;

Вещи, связанные с погребальными обрядами (resreligiosae ) – например, место захоронения. Примечательно, что земля, где находилось захоронение раба, относилась к рассматриваемой категории, а земля с захоронением «врага», т.е. чужака – нет.

Деление вещей на res unitae и res compositae предложено видным римским юристом Помпонием:

Простыми вещами (res unitae ) считались вещи, которые представляли собой независимое органическое единство, связь между элементами этих вещей установлена самой природой, т.е. эти вещи нельзя было разделить без ущерба для них. В качестве примеров простых вещей приводились, например, камень, статуя, раб.

К сложным вещам (res compositae ) относили такие вещи, связь между элементами которых была установлена не природой, а человеком, искусственно. Сложные вещи представляли собой объединение нескольких вещей, составляющих в совокупности единый комплекс.

Таким образом, отдельные элементы сложных вещей сохраняли свою индивидуальность, но теряли функциональную автономию, чтобы составить некую новую вещь. Например, сложной вещью признавалось строение, сооруженное из отдельных камней.

Встречается в научной литературе, посвященной римскому праву, кроме приведенных выше двух видов вещей и еще одна разновидность – однородные вещи (co rpora ex distantibus ).

Однородными вещами признавали, например, стадо коров, т.е., однородная вещь представляет собой совокупность отдельных res, однако эти отдельные вещи не утрачивают своей индивидуальной ценности и самостоятельности, они лишь на некоторое время образуют некий самостоятельный объект, в котором вполне допустима замена одного составного элемента другим.

Классификация вещей на делимые и неделимые(res dividuae и res individuae ) имеет свое правовое значение.

Делимыми признавались вещи, которые можно было разделить на части без уменьшения в результате такого деления их стоимости и качества.

Таким образом, из одной вещи могли образоваться несколько самостоятельных, ценных объектов права. Например, зерно или деньги признавались римскими юристами делимыми вещами.

Неделимые же вещи не могли быть физически разделены без ущерба для их качества и функциональности. Неделимыми признавались рабы, животные, - в общем, любая res unita .

По этому поводу замечательно высказывание Г.Ф. Дормидонтова: «вопрос о делимости вещи может возникнуть совершенно в ином смысле тогда, когда одна вещь делится между несколькими лицами не на материальные части, a на идеальные доли, пропорционально объему права каждого из участников раздела. Так как здесь нет физического деления вещи, то возникает y этих лиц общность в обладании одною вещью, делимой только умственно, на интеллектуальные доли-partes pro indiviso.

В этом случае делится не сама вещь, a право на нее, и если говорят здесь, что вещь разделена, то лишь по привычке отожествляют право с его объектом».

- 165.00 Кб

ВВЕДЕНИЕ 3

1.1 Понятие вещи в римском праве......................... .............................. ............5

1.2 Классификация вещей......................... .............................. ...........................6

ГЛАВА 2. ВЕЩНОЕ ПРАВО

2.1 Понятие и содержание права собственности................. .............................. ....15

2.2 Виды права собственности 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

Список использованной литературы 28


ВВЕДЕНИЕ

В источниках римского права термин вещь (res) употреблялся в нескольких значениях. В самом широком значении к нему относилось все, что существует в материальном и познаваемом мире, в более узком, он охватывал все то, что могло быть предметом правовых отношений вообще, а в самом узком - все то, что представляло предмет (объект) имущественного права.

Предметы имущественного права могли быть самыми разнообразными. Это могли быть части природы, поскольку они имеют свойства, необходимые для удовлетворения хотя бы какой-нибудь человеческой потребности; это могли быть люди, когда непосредственно на них основывается какое-то имущественное право; это может быть какая-то человеческая деятельность, а также и отдельные права. Определение вещи, имеющее силу во всем имущественном праве, охватывало все упомянутые предметы. Согласно с этим, вещами, или res, в имущественном праве, на основании взглядов, выявляемых в источниках по римскому праву, были части природы, доступные и полезные человеку, люди, человеческая деятельность, а также отдельные права, если они являлись предметом имущественных отношений.

С древнейших времен люди в процессе своей жизнедеятельности вступают между собой в определенные общественные отношения, большинство из которых регулируются нормами права и соответственно назывались правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношений возникает по поводу создания, приобретения, отчуждения, использования, передачи различного имущества и т.п.

Римское право частной собственности развивалось из частного владения на землю, которая в ранний период республики являлась еще собственностью римского народа.

Частное владение постепенно превращается в частную собственность. Право частной собственности имело своей целью прежде всего установить право рабовладельцев на землю, обеспечить неограниченную возможность бесконтрольной эксплуатации рабов и надежную регламентацию товарооборота.

Римляне впервые разработали право частной собственности. Римские юристы и магистраты практической деятельностью настолько усовершенствовали эти правовые институты, что они оказались способными пережить на многие века своих создателей.

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие, классификацию вещей в римском праве, а так же вещное право.

Дать понятие вещи по римскому праву,

Рассмотреть классификацию вещей,

Изучить понятие и содержание права собственности,

Виды права собственности

Объект исследования - римское право.

Предмет исследования - вещи по римскому праву.

Актуальность работы заключается в том, что изучение римского права является необходимым не только для западноевропейских, но и для русских юристов. Многие ученые занимались изучением классификации вещей и вещным правом. Эта тема всегда будет актуальна, т.к. она лежит в основе российского права и правоотношений.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ВЕЩИ В РИМСКОМ ПРАВЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЩЕЙ

1.1 Понятие вещи в римском праве

В классический период в римском праве выработалось по­нятие вещей в широком значении. Этим широким понятием охва­тывались не только вещи в обычном смысле материальных пред­метов внешнего мира, но также юридические отношения и права.

Вещи телесные и бестелесные. Гай так и делит вещи на телесные (corporales), которые можно осязать (quae tangi possunt) и бестелесные (incorporales), которые нельзя осязать (quae tangi non possunt). В качестве примеров res incorporales Гай назы­вает наследство, узуфрукт, обязательства. Следует отме­тить, что в числе примеров res incorporales Гай не упоминает пра­ва собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и самую вещь, вследствие чего право соб­ственности попадает у них в категорию corpora, телесных вещей.

В отрывке из комментария Ульпиана к преторскому эдикту в Дигестах на вопрос, что составляет предмет иска о на­следстве, дается такой ответ: «Universas res hereditarias in hoc iudi-cium venire, sive iura sive corpora sint», т.е. предмет этого иска со­ставляют все вещи наследства, будут ли то «права» или «телесные предметы».

Сопоставляя это место источников с примерами, приводимыми Гаем, приходится признать, что разделяя вещи на телесные и бес­телесные, Гай разумеет под последними не вещи, в смысле пред­метов внешнего мира, а именно права.

1.2 Классификация вещей

Вещи движимые и недвижимые. Деление вещей на движи­мые и недвижимые в римском праве не имело особого значения. И те и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам.

Тем не менее это естественное деление играло некоторую харак­терную и для рабовладельческого Рима роль. Недвижимостями считались не только земельные участки (praedia, fundi) и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью по­верхности земли - res soli. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундамен­тально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составными частями. Они подлежали правилу superficies solo cedit - сделанное над поверхностью следует за поверхностью. Невозможной пред­ставлялась отдельная собственность на дом и на землю. Воздушное пространство над участком тоже рассматривалось, как часть по­верхности.

Под res mobiles или per se moventes понимались мебель, домаш­няя утварь, рабы, животные.

Деление вещей на движимые и недвижимые приняло более чет­кий характер при принципате. В эпоху домината передача прав на недвижимости регламентировалась уже специальными правилами, направленными на обеспечение публичности соответствующих сделок. К этому же времени окончательно сложились особые пра­ва на недвижимости: оброчные земли, эмфитевзис, суперфиций. Впрочем уже по законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения требова­ло разных сроков: для давностного завладения землей был уста­новлен в связи с системой двухпольного хозяйства более длитель­ный (два года) срок, чем для движимых вешей (один год). Не все недвижимости были подчинены единообразной регламентации;

Учитывалось местоположение участков в связи с их хозяйственным назначением, различались praedia urbana - городские участки, за­строенные для городских жилищ, городских ремесленных и про­мышленных заведений, и praedia rustica - сельскохозяйственные участки: поля, луга, леса, деревенские жилища и склады. Различа­лись также земли италийские и провинциальные.

Res mancipi et res пес mancipi. Старое и главное деление ци­вильного права вещей на res mancipi и res пес mancipi сохранилось до начала империи.

Все вещи считаются вещами манципия или нвманципия. Веща­ми манципия являются земельные участки на италийской зем­ле и притом как сельские, каким считается поместье, так и городскив, каков дом; также права сельских участков, например, дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероно­гие, которые приручаются к упряжке или ярму, например, быки, мулы, лошади и ослы. Остальные вещи считаются нвманципиальными.

Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно уз­ко. Он охватывал ager romanus, а с конца республики, когда вла­дычество римлян распространилось на всю Италию, земельные, участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и предиальные (земельные) сервитута, на рабов и вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевла­дельцев.

Наоборот, к числу res пес mancipi относились все вещи, не вхо­дящие в группу res mancipi, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т. д.

Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относи­лись вещи, которые издревле и еще ко времени законов XII таб­лиц рассматривались как наиболее ценные части римского земель­ного хозяйства. Глава семьи силою, хватая их рукой (manu capere), заставлял рабов и крупный домашний скот работать на себя. С экономическим значением res mancipi была связана и основная особенность их юридического положения: особо усложненный по­рядок перенесения права собственности на эти вещи. В то время, как для отчуждения вещей res пес mancipi было достаточно про­стой передачи (traditio), для отчуждения res mancipi требовалось применение формальных и сложных способов - mancipatio или in iure cessio.

Вещи делимые и неделимые. Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделе­ния не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая от­дельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объ­еме: pro parte divisa.

Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделе­ние права на так называемые идеальные доли. В таких случаях пра­во на вещь, не разделенную материально, признавалось принадле­жащим и нескольким лицам всем вместе и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3, и т. д.: totius corporis pro indiviso, pro parte dominium habere. При пре­кращении общей собственности на вещь, т. е. права собственнос­ти, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, име­ла большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками. Во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию.

Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения служили стены, границы и межи. Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (ру­да, камни, песок).

Вещи потребляемые и непотребляемые. К потребляемым от­носились вещи, которые, согласно их прямому назначению, при первом же пользовании материально уничтожались - res quae ipso usu consumuntur, tolluntur. Сюда относились продовольствие и деньги, последние в том смысле, что при каждом расчете они те­рялись для собственника. Непотребляемыми вещами считались та­кие, которые не изнашивались от употребления (драгоценный ка­мень), или если и уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение - res quae usu minuuntur.

Так как пользование потребляемыми вещами связано с их уничтожением, то при предоставлении собственником другим ли­цам права пользования потребляемыми вещами, возврат их экви­валента обеспечивался особыми гарантиями.

Вещи, определяемые родовыми признаками, и индивидуаль­ные (genus et species). Знакомство с греческими приемами об­щей систематики привело еще «старых» римских юристов перио­да республики к применению понятий рода и вида в отношении вещей. Это естественнонаучное и логическое деление вещей до­полнялось требованием исследовать в каждом отдельном правоот­ношении намерения сторон - рассматривали ли они вещь, объект юридической сделки, как вещь родовую (genus), т. е. обладающую общими чертами данной группы вещей, или как индивидуаль­ную (species), как данный экземпляр определенного рода вещей. Классики относили к genus вещи, имеющие один общий род и не имеющие в обороте индивидуальности. Их меновая ценность оп­ределялась по их роду, мере, весу, числу, как это видно из выра­жений - res, quae in genere suo functionem suam recipiunt, res quae numero mensura, pondere consistunt - вещи, которые своим родом осуществляют свое назначение, которые определяются числом, ме­рой, весом.

Родовым вещам противопоставлялись видовые, индивидуально определенные вещи.

Значение этого деления выступало в различном решении во­проса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась участниками правоотно­шения, как родовая, то она считалась юридически не подвержена ной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью или другой партией однородных вещей. Отсюда правило - genera non pereunt (род не погибает). В случае же гибели индиви­дуально определенной вещи, лицо, обязавшееся доставить ее, ос­вобождалось от обязанности замены. Из понятия родовых вещей впоследствии развилось неизвестное ранее понятие вещей замени­мых (res fangibiles), т. е. таких, которые оборот (а не участники каждого данного правоотношения) обычно рассматривает как оп­ределяемые родом, весом, мерой, числом.

Веши простые и сложные. Следуя стоической философии, Помпоний различал три вида вещей: «Суще­ствует же три рода тел: один, который составляет одно це­лое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как напри­мер, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т. в. нескольких, между собой связан­ных тел, что называется составным телом, как например, зда­ние, корабль, шкаф; третий, состоящий, из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо».

(1) Простые вещи - corpus, quod uno spiritu continetur - обра­зующие нечто физически связанное и однородное, не распадаю­щееся на составные части (раб, бревно, камень и т. п.).

(2) Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование - universitates rerum cohaerentium, например, здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не теря­лись вполне в целом, они были до их соединения отдельными ве­щами и могли даже принадлежать разным лицам. Права этих лиц определялись в зависимости от свойств соединения и отношений между соединенными вещами. Иногда права других лиц не пре­кращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи. С другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое.

(3) Наконец, третью группу составляли совокупности раздель­ных вещей - universitates rerum distantium, материально не связан­

ных, соединенных только одним общим назначением и именем, например, стадо, легион. Это - временные хозяйственные или ор­ганизационные объединения вещей или лиц. В таких случаях предметами правоотношений могли быть лишь отдельные вещи, входившие в целое. Однако, уступая требовани­ям оборота, римляне допускали в области прав на эти вещи также и влияние целостного представления; например, собственник ста-д мог истребовать все стадо, доказав право собственности на б льшую часть отдельных животных, ответчику же предоставля-л сь доказывать, что остальные не принадлежали истцу; при узу­фрукте и залоге стада управомоченный должен был нормально эксплуатировать именно все стадо, пополняя убыль из приплода или путем прикупки, убоя и отчуждения негодного материала.

1. "Вещь - означает все то, что представляет собой некото­рое единство и имеет имущественную ценность" (Д.50.16.1.23).

"Наименованием вещи охватываются как права, так и юридические отношения" (Д.50.16.23).

2, "Наиболее общим образом вещи делятся на две час­ти: одни являются вещами божественного права, другие человеческого" (Д.1.8.1).

Вещи божественного права находились вне частного права. Существовало три вида таких вещей: священные, святые и религиозные. Эти вещи не могли входить в со­став чьего-либо имущества.

"Священные вещи - те, которые посвящены богам обществом" (Д.1.8.6.3). К этому виду вещей относятся прежде всего храмы. При этом, даже после разрушения священного здания, земля, на которой оно находилось, оставалась священной.

Место делает религиозным любое лицо, если хоронит умершего на своей земле. К данному виду вещей относят­ся, кроме участков земли, также гробницы, домашние божки, изваяния предков и т. п.

Святым являлось то, что защищалось от противоправных действий людей. "В собственном смысле мы называем святым то, что защищено санкцией (неприкосновенно); так законы являются святыми, так как защищены санкцией" (Д.1.8.9), В число таких вещей входят, например, городские стены.

Вещи человеческого права разделялись на публич­ные и частные. Публичные вещи не входили в состав чьего-либо имущества, а принадлежали некоей совокуп­ности граждан. Публичными вещами являлись театры, стадионы; раб, принадлежавший общине; гавани, реки и пользование их берегами. Совокупность граждан, которой могли принадлежать публичные вещи, была политической (муниципия), а не частной (товарищество, корпорация).

В соответствии с римским правом были также вещи общие для всех в силу их естественного права: воздух, текучая вода, море, его берега.

3. "Вещи частного права - это те, которые принад­лежат отдельным лицам" (Д.1.8.1).

Главным делением вещей по римскому праву было различение телесных и нетелесных вещей. Нетелесные вещи - "те, которые не могут быть осязаемы; таковы те вещи, которые заключаются в праве (являются правом), такие как наследство, узуфрукт, обя­зательства, заключенные каким-либо образом" (Д.1.8.1.1).

Телесные вещи - " те, которые могут быть осязаемы, как-то: земля, раб, платье, золото, серебро, и, наконец, другие бесчисленные вещи" (Гай Инст.2.13). Телесная вещь может быть простой (плуг), может состоять из от­дельных вещей, каждая из которых может, являться от­дельным объектом права (корабль), а может состоять из совокупности вещей (ожерелье).

Все остальные классификационные основания подразделяются на:

Движимые и недвижимые вещи;

Делимые и неделимые;

Потребляемые и непотребляемые;

Манципируемые и неманципируемые;

Вещи, находящиеся в обороте, и изъятые из оборота; .

Главные вещи и их принадлежности;

Вещи индивидуально-определенные и определяемые родовыми признаками;

Недвижимые вещи - земельные участки и все то, что с ними неразрывно связано и не может быть отделено без су­щественного повреждения. Сюда относятся здания, растения.

Движимыми вещами могут быть любые вещи, не отне­сенные к числу недвижимых. Среди них в римском праве вы­делялись вещи, осуществлявшие движение собственной силой.

К делимым вещам относятся те вещи, которые могут быть разделены без их уничтожения или существенного повреждения, приводящего к уменьшению ценности (зна­чимости в обороте), Неделимые вещи соответственно составляют целое, которое при разделении теряет все или большинство своих полезных свойств.

К потребляемым вещам относятся те, которые в процессе их использования исчезают. Непотребляемые вещи могут длительное время участвовать в граждан­ском обороте, а их износ происходит постепенно, растя­гиваясь во времени.

К манципируемым вещам относилось наиболее ценное имущество (земля, рабы, скот), и поэтому его отчуждение осуществлялось в усложненной форме - в виде манципации.

Манципация проходила в строго установленной форме с обязательным участием не менее пяти свидетелей Пропуск какого-либо слова (детали), отсутствие одного из свидетелей и т.

Д. являлись достаточным основанием для признания сделки недействительной, даже если она была уже исполнена.

27. Владение

1. Владение-это фактическое обладание вещью, со­единенное с волей лица самостоятельно обладать вещью для себя. Римское право признавало владением не любое фактическое обладание вещью и различало в связи с этим собственно владение и держание.

Для наличия владения необходимы были два элемента:

Фактическое обладание вещью; .

Воля, намерение владеть вещью как своей собственной.

Фактическое обладание - это материальный признак владения. Он состоял в том - что лицо физически держало вещь у себя или находилось на ней. ,

Воля - субъективный элемент владения. Воля как эле­мент владения могла быть как у собственника, у другого законного владельца, так и у недобросовестного владельца.

Отсутствие последнего элемента означало, что нет владения, а есть держание вещи.

Держание чаще всего возникало на основе договора с собственником вещи (договор аренды, хранения и т. д.).

Юридическое значение различия между владением и держанием заключалось в том, что владельцы могли самостоятельно (от своего имени) защищаться от всяких незаконных посягательств на вещь, в то время как держатель вещи (например арендатор) вынужден был каждый раз обращаться за защитой к собственнику и сам подавать иск не мог.

2. В римском праве различаются:

Законное владение;

Незаконное владение.

Законное владение означает, что лицо имеет право владеть вещью (например собственник).

Незаконное владение означает, что лицо, владеющей, вещью, не имеет права ею владеть., Незаконное владение могло быть как добросовестным (владелец не знает и не должен был знать, что он не имеет права владеть вещью), так и недобросовестным (лицо знает или должно было знать, что незаконно вла­деет вещью, например похититель вещи),

Добросовестное и недобросовестное владение влекли г разные юридические последствия (например, только добросовестный владелец мог приобрести право собственно­сти на вещь в силу приобретательной давности).

Владение также различалось на цивильное, посредст­венное и преторское.

Цивильное владение - это владение в соответствии с цивильным правом. Наиболее ярким примером такого владения является владение домовладыки для себя и от своего имени; подвластные владели от его имени.

Посредственное владение имело место, когда вла­дельцем было одно лицо, а физически вещь находилась в обладании другого лица.

"Мы считаемся владеющими не только тогда, когда владеем сами, но и когда кто-нибудь находится во владе­нии от нашего имени, хотя бы он и не был подчинен на­шей власти, каковыми являются арендатор и жилец, а также через тех, у кого мы сложили или ссудили (вещи) или кому безвозмездно предоставили жилище, мы считаемся владеющими лично сами...так, что даже многие счи­тают владение удерживаемым одним намерением" (Гай Инст.4.153).

Преторское владение - владение, которое призна­валось и защищалось претором до истечения срока вла­дел ь ческой давности.

Претор защищал владение, в котором присутствовали необходимых оба элемента против любого лица, пося­гающего на вещь независимо от оснований приобретения владельцем этой вещи.

Исключение составляли случаи неправомерного недоб­росовестного владения.

Приведенные классификации выведены из содержания римского права современными учеными; . в Дигестах (Д.41.2.3.21) содержится отрывок, из которого можно за­ключить, что римские юристы подразделяли владение на виды по-другому: "Родов владения имеется столько, сколько оснований приобретения того, что не является нашим - например (когда мы владеем), в качестве поку­пателя, в качестве дарения, в качестве легата, в качестве приданого, в качестве наследства, в качестве возмещения вреда в отношении тех вещей, которые мы захватываем на земле или на море, или у врагов. В целом существует, скорее, один род владения, а число видов бесконечно".