Преступления и наказания по Русской Правде. Преступления по Русской правде Преступление в русской правде определяется как

Прописка

Преступление и наказание по Русской Правде представляет собой регулирование уголовного и исполнительного производства.

Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.

Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

Субъектами преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. Хозяин холопа мог безнаказанно убить его или покалечить.

Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.

Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.

Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.

Виды преступлений по Русской Правде.

1. Против личности :

1) убийство . Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.

Его виды :

а) убийство в ссоре или на пиру;

б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

2) причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).

2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.

3. Против собственности . Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.

Государственных преступлений в те годы не было.

Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.

Виды наказаний по Русской Правде:

2) поток и разграбление;

3) штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).

Преступление и наказание по Русской Правде представляли собой регулирование уголовного и исполнительного производства. Русская Правда не знала понятия преступления. На ее языке преступление - это обида, т.е. причинение морального, материального или физического вреда определенному лицу. Существовало только два рода преступлений: против личности и имущественные. Не было ни государственных, ни должностных, ни иных преступлений.

Субъектами преступления являлись все, кроме холопов, за которых отвечали их хозяева. Однако в некоторых случаях потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека. Русская Правда не знала ни возрастного ограничения уголовной ответственность, ни понятия невменяемости.

В Русской Правде было предусмотрено понятие соучастия: все соучастники преступления отвечали поровну, распределение функций пока не отмечалось. Форма вины по Русской Правде еще не была определена. Различались лишь умысел и неосторожность. Умысел разделялся на прямой и косвенный.

Преступные деяния определялись не системно, а казуально, примерами.

Виды преступлений по Русской Правде: 1) преступления против личности:

2) убийство. Правда Ярослава признавала возможность кровной мести либо денежное взыскание. Правда Ярославичей отменила кровную месть и ввела штрафы в зависимости от социального положения убитого: за убийство привилегированных людей - княжьих мужей (дружинников, княжеских слуг - огнищан, подъездных) устанавливался двойной уголовный штраф - 80 гривен; за горожан, купцов, мечников - 40 фивен; за холопа - 5 гривен. Виды убийств: убийство в ссоре или на пиру; убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание - поток и разграбление, что означало превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

1) причинение телесных повреждений: нанесение ран, отсечение руки, ноги, лишение глаза (назначался штраф в размере 12,20 гривен, который уплачивался князю в качестве урока в пользу пострадавшего);

2) преступления против чести, оскорбление действием - вырывание бороды, усов, толкание (штраф - 12 гривен);

3) преступления против собственности. Прежде всего, устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц (за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна). За конокрадство устанавливалась высшая мера наказания - поток и разграбление.

Виды наказаний по Русской Правде: - кровная месть; - поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимались по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию имущества, иногда - продажу в холопы; - штрафы: вира; продажа; урок; половничество.

Преступление и наказание по Русской Правде — История государства и права России (Дудкина Л.В.)

Особенности Русской Правды: она закрепляла сословное неравенство в уголовном праве, право сильного, право господина, а также «кулачное» право.

Русская Правда не содержала определенного понятия преступления. Оно характеризовалось как обида, т. е. причинение материального, физического или морального ущерба кому-либо.

Субъектами преступления моли быть все, кроме холопов, так как правовое положение последних определялось как собственность господ. Хозяин холопа мог безнаказанно убить его или покалечить.

Вина по Русской Правде как элемент субъективной стороны преступления еще не оформилась. Не было различия между умыслом и неосторожностью.

Преступные деяния в Русской Правде определялись не системно, а казуально, примерами.

Русская Правда устанавливала ответственность за совершение преступления соучастниками. Их ответственность была одинаковой.

Виды преступлений по Русской Правде.

1. Против личности :

    убийство . Правда Ярослава еще содержала положения о допустимости кровной мести за убийство, если же у убитого не нашлось мстителей или его родственники не пожелали отомстить, то за убийство предусматривалось денежное взыскание; позднее Русская Правда запретила кровную месть за убийство и установила для всех, за исключением князя, – за его убийство назначалась смертная казнь – дифференцированные штрафы по социальному положению убитого: за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался двойной уголовный штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен.

а) убийство в ссоре или на пиру;

б) убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление, т. е. превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

  • причинение телесных повреждений (оно могло выразиться в нанесении ран, отсечении руки, ноги, лишении глаза; за причинение телесных повреждений назначался штраф в размере 12, 20 гривен, который уплачивался князю в качестве «урока» в пользу пострадавшего).
  • 2. Преступления против чести, либо оскорбления действием – вырывание бороды, усов, толкание. Они влекли за собой большой штраф – 12 гривен.

    3. Против собственности . Особенность наказания для этих преступлений состояла в том, что устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц; устанавливалась строгая ответственность за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна, конокрадство – за последние преступления устанавливалась высшая мера наказания – поток и разграбление.

    Государственных преступлений в те годы не было.

    Наказания же за преступления против семейных отношений и нравственности, церкви и веры устанавливались княжескими церковными уставами. По таким преступлениям проводился Божий суд.

    Виды наказаний по Русской Правде:

    1. месть;
    2. поток и разграбление;
    3. штраф: вира; продажа (в пользу князя); урок (возмещение потерпевшему); головничество (возлагался на всю семью).
    4. Понятие и виды преступлений по русской правде

      Send a Message

      This message will be pushed to the admin’s iPhone instantly.

      1. Преступления и наказания по Русской Правде:

      а) виды преступлений;

      б) виды и цели наказаний.

      Краткую редакцию Русской Правды можно разделить на две основные части: Правду Ярослава (ст. 1-18) и Правду Ярославичей (ст. 19-43). Первая была составлена при Ярославе Мудром, вторая же создавалась уже после его смерти. Если в Правде Ярослава рассматриваются, в основном, такие преступления как побои, оскорбление, членовредительство, то Правда Ярославичей посвящена большей частью защите феодальной собственности и жизни княжеских людей. Кроме того, в последних статьях Русской Правды (ст. 41-43) определяется размер и порядок выплат княжеским служащим за исполнение ими своих служебных обязанностей.

      Под преступлением в Русской Правде понималось не как нарушение княжеской воли или закона, а как «обида», т.е. причинение морального и материального ущерба лицу или группе лиц. В этом случае под объектом преступлений подразумевалась личность и имущество. В качестве субъектов преступления выступали все физические лица, включая холопов. Русская Правда не знала возрастного ограничения уголовной ответственности.

      В Русской правде выделялись следующие виды преступлений: побои и оскорбление; кража (татьба) или порча имущества; членовредительство; убийство.

      Месть в Русской Правде упоминается не только в статьях, говорящих об убийстве. Так, например, по ст. 2, в случае избиения человека до крови и синяков, пострадавшему предоставляется альтернатива: либо мстить, либо взять с обидчика 3 гривны за обиду. Причём в этом случае даже не требуется свидетель. Важно не причинённое телесное повреждение, а оскорбление непосредственно нанесённое ударом. В этом случае потерпевший имеет право на немедленную месть. Если же обиженный сразу не отомстил обидчику по той или иной причине (не настиг), то последний подвергается денежному взысканию в размере 12 гривен.

      В изучаемом нами памятнике права краже отводится значительное место, достаточно подробно разработана система наказаний за неё, что говорит о широком распространении этого антиобщественного явления и в то далёкое время. Прежде всего, устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц (за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна). Особой защитой пользовались не только княжеские слуги, но и его имущество. Целый ряд статей (ст.ст. 29, 31, 32, 35 37, 39, 40) рассматривают различные случаи кражи. Также в Русской Правде упоминаются такие виды имущественных преступлений, возникающие из договорного права, как злостная неуплата долга.

      Следующий ряд статей Русской Правды (ст.ст. 5, 6 и 7) посвящён членовредительству. Выделяются три основных вида членовредительства: травма руки, ноги и пальца. Отнятие руки, а также лишение возможности ею пользоваться в древнерусском праве приравнивалось к смерти, поэтому за данное оскорбление назначалось наказание, приравнивавшееся к наказанию за убийство, т.е. налагался штраф в размере 40 гривен. Также в виде наказания за это преступление могла применяться кровная месть. Но в отличие от других статей, по которым предусматривалась кровная месть как вид наказания, в случае причинения увечья мстить могли близкие потерпевшего, если сам он был не в состоянии. Именно эти статьи входили в разряд преступлений, относящихся к тяжким преступлениям (по суровости наказания они приравнивались к убийствам).

      Являясь правовым памятником феодального государства со всеми присущими ему признаками, Русская Правда в своих статьях чётко разграничивает правовой статус различных групп населения. Начиная со ст. 19 более чётко выступает классовое деление общества. В законе устанавливаются штрафы за убийство княжеских слуг. Дифференциация штрафов возникала в зависимости от социального статуса жертвы, а также под чьим покровительством он находился. Следующей разновидностью умышленного убийства по Русской Правде было убийство в разбое. В Древней Руси оно рассматривалось как наитягчайшее преступление (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание – поток и разграбление). В случае убийства огнищанина обязанность розыска преступника возлагалась на вервь (общину), на территории которой было совершено убийство. Если убийца не был пойман, то вервь обязана была выплатить виру в размере 80 гривен. Довольно интересная норма изложена в ст. 21, посвящённой убийству огнищанина или княжеского тиуна при защите ими княжеского имущества. Эта статья обязывает на месте расправиться с убийцей («убить в пса место»), что говорит об особо опасном характере данного преступления и ещё раз подтверждает факт усиленной защиты княжеских слуг. В ряде последующих статей в Краткой редакции Русской Правды перечисляются штрафы, взимаемые за убийство княжеских слуг, а также людей, находящихся в зависимости от князя. Ознакомившись с этими статьями, можно представить социальную структуру тогдашнего общества, определить положение тех или иных групп населения на социальной лестнице. Разобраться в этом нам помогают перечисленные в этих статьях штрафы. Так, жизнь княжеского тиуна и старшего конюха оценивается в 80 гривен, жизнь сельского старосты, пашенного, рабы-кормилицы или её ребёнка - в 12 гривен, и ниже всех ценятся жизни рядовников, смердов и холопов - всего по 5 гривен.

      В Русской Правде выделяют 2 вида наказания:

      2. кровная месть.

      Штраф или вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось головничество, равное вире. Вира могла быть одинарная (40 за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен за убийство человека с привилегиями – ст. 19, 22). Это также показывает, как было сказано выше, что наказание определяется в зависимости от социального положения жертвы, а также под чьим влияние находилась жертва преступления. Хотелось бы отметить последнее, что причина уплаты двойной виры в качестве наказания лежит в основе этого преступления.

      Несмотря на то, что законодатель пытается бороться с древнейшими элементами обычая, связанные с принципом талиона («око за око, зуб за зуб»), все же в тексте Русской Правде присутствует институт кровной мести. Однако она ограничивает круг мстителей двумя степенями ближайших родственников убитого (отец, сын, братья, племянники). И, наконец, «Правда Ярославичей» совсем исключает из своего состава кровную месть, запретив убивать убийцу кому бы то ни было, дозволяя родственникам убитого пользоваться определённой денежной компенсацией со стороны убийцы. Таким образом, расширяется право государства на личность и имущество преступника.

      Русская Правда: понятие, состав, виды преступлений; цели и виды наказаний.

      Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уго­ловному праву. Ему посвящено много статей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах.

      Своеобразно трактует Русская Правда общее понятие пре­ступления: преступно только то, что причиняет непосредственный ущерб конкретному человеку, его личности или имуществу . Отсюда и термин для обозначения преступления - «обида».

      Соответственно пониманию преступления как «обиды» строится в Русской Правде и система преступлений. Русская Правда знает лишь два рода преступлений - против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов преступле­ний. Это не означало, конечно, что выступления против княжеской власти проходили безнаказанно. Просто в таких случаях применялась непосредственная расправа без суда и следствия. Вспомним, как пос­тупила княгиня Ольга с убийцами своего мужа.

      В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся . Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холо­па . За действия холопа отвечает его господин. Однако в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холо­па, посягнувшего на свободного человека.

      Русская Правда не знает еще возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости. Состояние опьянения не исключает ответственности. В литературе высказывалось суждение, что опьянение по Русской Правде смягчало ответственность (убийст­во на пиру). В действительности при убийстве в драке имеет значение не состояние опьянения, а элемент простой ссоры между равными людьми. Больше того, Русская Правда знает случаи, когда опьянение вызывает повышенную ответственность. Так, если хозяин бьет закупа под пьяную руку, то теряет этого закупа со всеми его долгами; купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только в граж­данском, но и в уголовном порядке, притом весьма строго.

      Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема реша­ется просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распре­деление функций между ними пока не отмечается.

      Русская Правда различает ответственность в зависимости от субъ­ективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом и неосторожностью, но различаются два вида умысла - прямой и кос­венный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое карается высшей мерой наказания - потоком и разграблени­ем, убийство же в «сваде» (драке) - только вирой. Впрочем, некото­рые исследователи полагают, что здесь ответственность зависит не от формы умысла, а от характера самого преступления: убийство в раз­бое - это низменное убийство, а убийство в драке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения. По субъективной стороне различается и ответственность за банкротство: преступным считается только умышленное банкротство. Состояние аффекта ис­ключает ответственность.

      Что касается объективной стороны состава преступления, то по­давляющее число преступлений совершается путем действия. Лишь в весьма немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).

      Наиболее ярко классовая природа древнерусского права выступа­ет при анализе объекта преступного посягательства . Ответственность резко различается в зависимости от социальной принадлежности по­терпевшего. Так, за убийство основной массы свободных людей пла­тится вира в 40 гривен. Жизнь представителей верхушки феодалов оце­нивается двойной вирой в 80 гривен. Жизнь же зависимых людей оце­нивается в 12 и 5 гривен, которые даже не называются вирой.

      Русская правда знает лишь два родовых объекта преступления - личность человека и его имущество. Отсюда, как уже упоминалось, только два рода преступлений. Однако каждый из родов включает в себя довольно разнообразные виды преступлений. Среди преступле­ний против личности следует назвать убийство, телесные поврежде­ния, побои, оскорбление действием . В уставах князей Владимира Святославича и Ярослава рассмат­риваются также половые преступления и преступления против семей­ных отношений, подлежащие церковному суду, - самовольный раз­вод, прелюбодеяние, похищение женщины, изнасилование и др.

      Среди имущественных преступлений наибольшее внимание Русская Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы счи­талось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производ­ства, а также и боевым имуществом. Известно и преступное уничто­жение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком и раз­граблением. Суровость наказания за поджог определяется, очевидно, тремя обстоятельствами. Поджог - наиболее легкодоступный, а по­тому и наиболее опасный способ уничтожения чужого имущества. Он нередко применялся как средство классовой борьбы, когда закабаляе­мые крестьяне хотели отомстить своему господину. Наконец, поджог имел повышенную социальную опасность, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже го­род. В зимних условиях это могло привести и к гибели массы людей, оставшихся без крова и предметов первой необходимости.

      Высшей мерой наказания, был поток и раз­грабление . Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимался по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию иму­щества, иногда - продажу в холопы.

      Следующей по тяжести мерой наказания была вира, назначавшая­ся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь, то это называлось дикой вирой.

      До второй половины XI в. в качестве наказания за убийство при­менялась кровная месть, отмененная в Русской Правде сыновьями Ярослава Мудрого.

      За основную массу преступлений наказанием была так называе­мая продажа - уголовный штраф. Ее размеры были различны в зави­симости от преступления.

      Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возме­щением ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен, продаже - урок.

      За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, при­менялись специфические церковные наказания - эпитимьи. Так, ви­зантийский закон предусматривал, например, за блуд с сестрой 15 лет «поститися и плаката»; легкой эпитимьей считались 500 поклонов в день. Эпитимья часто соединялась с государственной карой. По мне­нию С. В. Юшкова, церковь применяла кроме эпитимий членовредительные наказания и тюремное заключение.

      Виды преступлений и наказаний за «Русской правдой»

      Уголовное право княжеского периода прошло определенную эволюцию от частного уголовного права, когда реакция на преступление и судопроизводство принадлежала самому обиженному, который имел право мести (талиона) и выкупов (компенсаций), к публичному праву и государственного судопроизводства в виде государственных кар и их комбинаций. Объектом и субъектом преступления признавались только свободные люди. Преступление назывался «несправедливость», «обида», прикладывался к конкретному лицу и не квалифицировался как нарушение государственного порядка. Даже понятий «государственное преступление» или «измена государству» не существовало. Наконец как не существовало и дефиниции самого преступления.

      За «Русской правдой» различаются следующие преступления: 1) против жизни (неумышленное и умышленное убийство или разбой с желанием и без умысла), 2) против тела (увечье, тяжкие телесные повреждения, побои); f) против чести и свободы (удар мечом в ножнах или рукояткой) 4) против имущества (кража или татьба, грабеж или разбой, присвоение чужого имущества, повреждение чужой собственности, разорение границы или повреждения межевого знака, поджог, мошенничество, конокрадство), 5) против общественных интересов: а) против религии (волшебство, или зелейництво, волхвования, мародерство, богохульство, кражи в церкви), б) против семьи (убийства и кражи между супругами, двоеженство и двоемужжя, кровосмешение, прелюбодеяние, покидания супругов), в) против морали (изнасилование, половые извращения).

      Кара называлась «месть» и «наказання». До образования государства и к нормированию ею права преобладала кровная месть, которую в XI ст. государство отменило. «Русская правда» как санкции за злодеяния называет денежные выкупы (возмещение убытков) и публичные казни: а) «поток и расхищение» — лишение всех прав, полная конфискация имущества и изгнание из общины вора и его семьи (наказывали конокрадов, поджигателей, разбойников), б) вира — штраф за убийство; при смягчающих обстоятельствах — полувира, а при не обнаружении преступника — дикая вира со всей общины, в) продажа — штраф за мелкие правонарушения (еще называлась урок).

      He существовало на Руси смертной казни (хотя можно было убить преступника на месте злодеяния), заключения, телесного избиения и позорных наказаний.

      Ключевые понятия: преступление, наказание, санкция, классификация, «поток и расхищение», вира, продажа, урок.

    • Выиграть дело алименты Если ответчик получает стабильную зарплату, то никаких оснований для назначения алиментов в твердой сумме нет. Алименты, если они назначены в процентном отношении, удерживаются с дохода, который подтвержден документально. Много информации по алиментам имеется на сайте […]
    • Рыбалка. Информационный портал «LANDFISH» В Краснодарском крае введен весенний запрет на рыбалку В то время как в большинстве регионов России рыболовы ещё только ждут весеннего оживления клева из-подо льда, в Краснодарском крае рыба уже поднимается к нерестилищам. В этой связи в регионе с 1 марта введен […]
    • Налоговый вычет при покупке квартиры в кредит Как получить налоговый вычет при ипотеке? Если вы купили квартиру (дом, комнату или доли в имуществе) с помощью ипотечного кредита, то вы можете получить имущественный вычет. Кредитные средства так же как и ваши собственные, считаются вашими расходами. Поэтому, […]
    • Презентация к уроку по окружающему миру (2 класс) на тему: Чистота -залог здоровья(презентация) стремление к сохранению и укреплению своего здоровья. Предварительный просмотр: Подписи к слайдам: Яьвородз голаз – атотсич. Чистота – залог здоровья. Может ли грязь повлиять на здоровье человека, стать […]
    • Пенсия по инвалидности 1 группы в 2018 году Денежные выплаты от государства получают 16, 5 миллиона человек. 1 группа инвалидности назначается при определении у человека полной нетрудоспособности и нуждающегося в посторонней заботе. Это люди, получившие увечье, а также нетрудоспособные в связи с состоянием […]
    • Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров СанПиН 5804-91. Государственный комитет РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора Постановление 06.02.92 г. № 1 О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического […]
    • Как составить заявление о проведении капитального ремонта в муниципальной квартире? [Перенесено модератором из заголовка] С 1976 г. не делался ремонт муниципальной квартиры. Надо правильно составить заявление в ЖКХ. С заявлением о проведении капительногоремонта необходимообращаться нев УК, а в к управление […]
    • Оплата госпошлины за развод в 2016 году Ни для кого не секрет, что развод – дело щепетильное и тяжелое для всех участников процесса. И дело не только в душевных переживаниях и бумажной волоките, которая окончательно убивает остатки семейных отношений. В наши дни расторжение брака еще и стоит денег - […]

    представляли собой регулирование уголовного и исполнительного производства. Русская Правда не знала понятия преступления. На ее языке преступление - это обида, т.е. причинение морального, материального или физического вреда определенному лицу. Существовало только два рода преступлений: против личности и имущественные. Не было ни государственных, ни должностных, ни иных преступлений.

    Субъектами преступления являлись все, кроме холопов, за которых отвечали их хозяева. Однако в некоторых случаях потерпевший мог сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека. Русская Правда не знала ни возрастного ограничения уголовной ответственность, ни понятия невменяемости.

    В Русской Правде было предусмотрено понятие соучастия: все соучастники преступления отвечали поровну, распределение функций пока не отмечалось. Форма вины по Русской Правде еще не была определена. Различались лишь умысел и неосторожность. Умысел разделялся на прямой и косвенный.

    Преступные деяния определялись не системно, а казуально, примерами.

    Виды преступлений по Русской Правде: 1) преступления против личности:

    2) убийство. Правда Ярослава признавала возможность кровной мести либо денежное взыскание. Правда Ярославичей отменила кровную месть и ввела штрафы в зависимости от социального положения убитого: за убийство привилегированных людей - княжьих мужей (дружинников, княжеских слуг - огнищан, подъездных) устанавливался двойной уголовный штраф - 80 гривен; за горожан, купцов, мечников - 40 фивен; за холопа - 5 гривен. Виды убийств: убийство в ссоре или на пиру; убийство в разбое (в этом случае устанавливалось самое тяжкое наказание - поток и разграбление, что означало превращение преступника и членов его семьи в рабов с конфискацией всего имущества);

    1) причинение телесных повреждений: нанесение ран, отсечение руки, ноги, лишение глаза (назначался штраф в размере 12,20 гривен, который уплачивался князю в качестве урока в пользу пострадавшего);

    2) преступления против чести, оскорбление действием - вырывание бороды, усов, толкание (штраф - 12 гривен);

    3) преступления против собственности. Прежде всего, устанавливалась жестко дифференцированная ответственность за покушение на имущество феодалов и иных лиц (за порчу межевых знаков, бортных деревьев (пчельников), пашенных межей, за поджог двора и гумна). За конокрадство устанавливалась высшая мера наказания - поток и разграбление.

    Виды наказаний по Русской Правде: - кровная месть; - поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимались по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию имущества, иногда - продажу в холопы; - штрафы: вира; продажа; урок; половничество.

    Суд и процесс по Русской Правде. Судебные органы.

    В Древней Руси не было специальных судебных органов. Право суда имел князь, должностные лица, общинный суд, церковный суд, вече.

    Княжеский суд - высшая апелляционная инстанция. По мере расширения юрисдикции князя сужается общинная юрисдикция. Процесс носил ярко выраженный состязательный характер. Обе стороны в процессе были истцами. Процесс не делился на уголовный и гражд. . Действия стоят ближе к уголовному процессу. Процесс делился на три этапа:

    Заклич - потерпевший объявлял на торгу о пропаже вещи. В течение 3х дней должны были вернуть украденную вещь (ст. 32, 34 ПП);

    Свод - напоминает очную ставку (ст. 35 - 39 ПП). Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать у кого эта вещь была приобретена.

    Гонение следа - поиск доказательств и преступника (ст. 77 ПП). Гонение осуществляли потерпевшие, близкие им люди, члены общины добровольцы.

    Система доказательств по Русской Правде:

    Поличное (вещественные доказательства);

    Внешний вид потерпевшего;

    Ордалии (божий суд - испытание огнем, водой, железом);

    Присяга (целование креста);

    Показания свидетелей (видоки - очевидцы; послухи - свидетели доброй славы, поручители).

    На практике существовал также судебный поединок, не упоминавшийся в Русской Правде. В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.

    Предпосылки феодальной раздробленности в России.

    Русь была великим государством. Она развивалась, увеличивалась и ее территория. Она вела успешную внешнюю торговлю, могла отразить нападение врагов. Так почему же Русь распалась на отдельные княжества? Рассмотрим основные причины политической раздробленности.

    Первой, и наверное самой очевидной причиной является увеличение потомков Рюрика. Каждое поколение было все больше и больше предыдущего, и каждый хотел ухватить «свой кусок пирога».

    Вторая причина, которую в принципе можно соединить с первой, – это отсутствие сильного харизматичного князя. До раздробленности же удавалось сохранять единство государства. А все потому, что среди Рюриковичей был авторитет, которого все уважали.

    Третья причина – независимость экономики отдельных княжеств от центра и между собой. Каждое княжество производило все, что ему было нужно для существования. Поэтому оно могло стать отдельным государством.

    Четвертая причина – заинтересованность бояр в своем князе, который бы защищал их права на местах. Поэтому бояре помогали князю установить власть в каждой земле. Однако потом в княжествах возникала борьба за власть между боярством и князем. На каждой земле вопрос власти решился по-разному.

    Пятая причина – ослабление Киева, центра Руси. На город часто нападали кочевники, что способствовало оттоку населения в более спокойные места. Миграция жителей повела за собой отставание в экономике Киева от других княжеств.

    Также к причинам раздробленности можно отнести:
    6. отсутствие в середине XII века серьезного внешнего врага
    7. усиление военной мощи князей на местах
    8. отсутствие определенного порядка наследования. Новый “лествичный” порядок наследования (Киев переходил во владение к старшему Рюриковичу, после смерти предыдущего князя) был неэффективен. Все князья хотели управлять, но никто не хотел ждать, когда наступит его очередь.

    Стоит отметить, что, несмотря на политическую раздробленность, русский народ был един духовно: русские люди сохраняли общий язык, общие традиции, а также единую религию – православие. Не забывали они и про общие исторические корни. Все это давало возможность объединить отдельные княжества под флагом одного государства, что произошло, но только через 300 с лишним лет.

    Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского и Галицко-Волынского княжеств в период феодальной раздробленности (XII – XIV вв.).

    Галицко-Волынское княжество

    В XII века на территории, принадлежащей уличам, тиверцам, дулебам и хорватом, т. е. в юго-западной части Древнерусского государства образовались Галицкое (столица Галич) и Волынское (столица Владимир) княжества. Часть Галицкого княжества по Западному Бугу называлась Червенскими городами.

    Потомок Владимира Мономаха, Владимиро-волынский князь Роман Мстиславович, сумел укрепить свою власть и в 1199 году присоединил к Владимиро-волынской земле Галич. Образовалось Галицко-волынское княжество. После смерти Романа княжество попало под власть Польше и Венгрии (1214 г.), но Мстиславу Удалому и сыну Романа Мстиславовича Даниилу (1238-1264 г.) удалось восстановить независимость княжества.

    В XIV в. начался упадок Галицко-волынской земли, обусловленный Междоусобной войной борьбой сыновней Даниила.

    Распад происходил в условиях усиления Польши и Литвы. В 1339 г. Галицкая земля была захвачена Польшей. Волынь в 1382г. была поделена между Польшей и Литвой.

    Общественный строй Галицко-волынского княжества отличался сильными олигархическими позициями основной группы феодалов - боярства, сформировавшегося в основном из местных землевладельцев. (В Киевском княжестве - в основном из дружинников).

    Она была мало связана с княжеским двором и княжеской власти относилась зачастую враждебно.

    К господствующему классу следует также отнести церковную знать: архиепископов, епископов, игуменов, т. к. они осуществляли управление обширными земельными владениями и крестьянами.

    Крестьяне (смерды) с ростом крупного землевладения попадали под власть феодала и теряли независимость. Сократилась численность крестьян-общинников. Зависимые крестьяне, населявшие феодальные земли, находились на оброке того, несли обязанности перед феодальным государством.

    Городское население в Галицко-волынском княжестве было многочисленно, т.к. не было крупных центров таких, как Киев или Новгород. Городская знать была заинтересована в укреплении княжеской власти.

    Торгово- ремесленная верхушка называлась "мужики городские" и "местичи".

    Существовали купеческие объединения - "гречники", "чудинци" и др. Ремесленный люд объединялся в "улицы", "ряды", "сотни" и "братчины". Эти объединения имели старост и свою казну.

    Государственный строй княжества имел свои особенности. Высшими органами Галицко-Волынской Руси сохранилось, но числено сохранилось, т.к. часть из холопов была посажена на землю, которая слилась с крестьянством.

    Государственный строй княжества имел свои особенности. Высшими органами Галицко- Волынской земли были князь и совет при нем ивине. Княжеской власти был противопоставлен боярский совет, который существенно влиял на внешнюю и внутреннюю политику.

    Бояре по своему усмотрению приглашали и изгоняли князей. Такая власть князя не могла быть сильной.

    Функции князя были те же, что и в Древнерусском государстве. Вопросы государственного управления и суда он решал с помощью совета, состоявшего из представителей княжеского двора, боярства, городской верхушки духовенства.

    Вече не играло большой роли ввиду малочисленности городского населения.

    Государственный аппарат сформироваться в виде дворцово-вотчинной системы управления и был типичным для этого периода.

    Основу войск составляло дружина (профессиональная) и ополчение из смердов и горожан.

    В Галицко-Волынском княжестве сохранилась система права Древнерусского государства. Источником права была "Русская правда".

    Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество

    Из всех древнерусских земель периода феодальной раздробленности наиболее значимой явилось Ростово-Суздальское (позже Владимиро - Суздальское) княжество. Оно впоследствии стало основой формирования централизованного русского государства.

    Ростово-Сульздальское княжество сформировалось на территории края в верховья Оки и Волги, которую населяли славяне, меря, Мурома, вевь, мордва и племена тюркского происхождения.

    До начала XII века эти племена находились на стадии разложения родового строя и захватывали Ростово-Суздальскими князьями.

    В условиях феодальной раздробленности, в середине XII века, здесь сложилось самостоятельное княжество. Первым князем, который значительно укрепил Ростово-Суздальское княжество, был сын Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.) Он расширил территорию княжества, перенес столицу из Ростова в Суздаль. При нем появились новые города: Москва, Дмитров, Юрьев-Польский и др. Юрий Долгорукий подчинил Новгород и Киев.

    Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.), сын Юрия, после смерти отца обосновался во Владимире, покорил соседние княжества, повел борьбу против боярства, присвоил себе титул " великого князя всей Руси", стремился установить свою власть в Новгороде и Киеве. При нем началась борьба Между Ростово-Сульздальским боярством, которое организовало заговор и убийство Андрея Боголюбского. Враждебные бояре и горожане Владимира пригласили Михаила (1174-1176 гг.) и Всеволода, прозванного Большим Гнездом (1172-1176 гг.)

    Судя по повествованию "Слово о полку Игореве", при Всеволоде Большое Гнездо княжество достигло наивысшего расцвета. Оно стало называться Владимирским.

    Особенностью общественного строя Владимирской земли являлось то, что феодальные отношения здесь начались складываться позже, чем в других землях. Поэтому позиции местных бояр были слабее, чем феодальной знати, сформировавшейся из княжеской дружины.

    Исключение составляло сильное местное ростовское боярство. Боярами называли только верхушку феодальной знати, остальные носили название "слуг вольных". И те и другие являлись вассалами своих князей, и по их зову должны были прибыть со своими ополчениями.

    В памятниках истории упоминаются "дети боярские" - это или измельчавшие боярские фамилии или младшие княжеские и боярские дружинники.

    В этот период сформировался еще один разряд слуг - дворян. Эта социальная группа образовалась из дворцовых людей, выполнявших определенные обязанности по управлению княжеским хозяйством. Со временем дворяне начали нести военную службу при князе. Дворяне, в отличии от бояр, не имели права переходить от одного князя к другому.

    Важную роль в общественно-политической жизни Владимирской земли играла верхушка духовенства: митрополиты и епископы.

    В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковь содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа.

    Крестьяне постепенно попадали под власть феодалов, т.к. общинные земли захватывались феодалами или церковью. Для Владимирской земли это было особенно характерно. Основной формой эксплуатации был оброк.

    "Страдники" или "страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.

    Во Владимирской земле постепенно перестали употреблять термин смерд, закуп, изгой, общими названиями сельского населения применяются термины: сироты, христиане, а затем и крестьяне.

    Городское население состояло из:

    · торгово-ремесленной верхушки, стремящейся освободиться от боярского влияния и поддерживающей великокняжескую власть,

    · "лучших" людей -верхнего слоя городского населения,

    · "молодших" или " черных" людей, так назывались нижние слои торгово-ремесленного люда города.

    Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII вв. до прихода к власти Всеволода представлял собой раннефеодальную монархию.

    В XIII- XIV вв. отношения удельных князей и великого князя были основаны на принципе сюзеренитета-вассалитета. Со временем самостоятельность удельных князей росла, и они превратились в мало зависимых от великого князя феодалов. Некоторые присваивали себе даже титул "великих князей".

    Такие города, как Москва, Суздаль, Ярославль, Пере Ярославль, Ростов превратились в центры крупных относительно самостоятельных феодальных образований.

    Великий князь во Владимирском княжестве осуществлял верховную власть и был собственником земли, т.е. был сюзереном на всей территории государства. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть.

    В княжеский совет при нем входили представители феодальной знати служилые бояре. Владимирский князь при осуществлении государственной власти и управлении опирался на дружину.

    Вече существовало на начальном этапе становления Ростово-суздальского княжества. С усилием великокняжеской власти утратило свои позиции и прекратило свое существование с началом монголо-татарского нашествия.

    Как и во всех княжествах и чрезвычайных случаях созывались феодальные съезды. Съезды созывал великий князь. Они приобретали особо важное значение в период обострения внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Например, в период борьбы с ростово-суздальским боярством или монголо-татарским нашествием.

    В этот период получила развитие дворцово-вотчинная система управления. При князе создавалась система дворцовых органов, во главе которых стоял "дворецкий".

    Местное управление осуществлялась наместниками воителями, представителями великокняжеской власти на местах. Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их дохода были налоги и сборы с населения - "корм", отсюда система такого называлась "кормлением".

    Вооруженные силы князя составляла дружина, в случае угрозы созывалось ополчение из людей князя, вассалов, бояр и "слуг вольных".

    Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала система права, которая была отражена в "Русской правде".

    Большинство ее списков было составлено в северо-восточной Руси в этот период, что свидетельствует о том, что нормы "Русской правды" действовали здесь долго.

    Составленное в XIII- XIV вв. " Правосудие митрополите" содержит многие нормы "Русской правды".

      Месть (пространной правде неизвестна) 2. Денежные взыскания  Вира – штраф, к-1 платит убийца (институт «Дикой виры» ст. 4-6)  Головничество (вознаграждение родственникам убитого за голову; убийство ст.5, о размере ст. 27)  Вознаграждения за убийство княжеских холопов и смердов, от5до12 гривен  Продажа – штраф, шедший князю, взимавшийся в 2 размерах:12 и 3 гривны  УРОК – вознаграждение, к-е получали пострадавшие от обид в разнообразном размере в зависимости от характера обиды и имущественного ущерба 3. Поток и разграбление (ссылка и конфискация) (поджог гумна или двора (ст. 83 стр.21 верх право, ст. 84 злостное уничтожение коня и скотины) 4. Смертная казнь (в Русской правде о см/казни не говорится) 5. Членовредительские наказания(пространной правде неизвестны) Виды преступлений (преступление – «обида» по РП, «обида»-причинение морального или материального вреда, гражданские правонарушение тоже преступления в этом смысле, постепенно преступление становится «грехом», сл-но религиозный характер) 1. Преступления против личности  Убийство (ст.1) Особенности пространной редакции 1. Замена «убиения за голову» выкупом кунами; 2. Расширении круга лиц, жизнь которых охранялась двойной вирой (не только огнищане как в краткой редакции, но и вообще «княжие мужи» и тиуны) (ст.1) 3. Установление наказания за убийство ряда др. княжеских слуг (за тиуна огнищного и конюшего ст. 12, за сельского старосту ст.14, повар, княжеский отрок ст.11) 4. Распространение норм о повышенном наказании за убийство также и боярских слуг (ст.1, ст.14) 5. установление различий в наказаниях за убийство в зависимости от наличия и интенсивности злой воли (ст. 88, 89)  Нанесение увечий ран побоев (ст. 21-25, 28, 29, 31, 27, 68 – о выбитии зуба)  Преступления против чести (удары рукоятью меча или не обнажая меча, простой палкой, словом не боевым оружием – особо позорящие ст. 24, 25) 1. Оскорбление словом (РП не содержит соотв. статей, объяснение: «Брань на вороту не виснет», словесное оскорбление вообще не считалось преступлением, юрисдикция церкви) 2. Оскорбление действием (ст. 24, толчок другого, удар по лицу, удар жердью ст.31) 2. Имущественные преступления  Разбой (ст.7)  Кража, татьба (ст. 43, княжеские, боярские, монастырские холопы, уличенные в краже, не облагаются продажей, но зато выплачивают урок в двойном размере ст. 46, кража бобра ст.69, краже некоторых видов лодок ст. 79 стр.20 низ право)  Истребление и повреждение чужого имущества, 1 из серьезнейших преступлений: поджог гумна площадка для молотьбы сжатого хлеба или двора, каралось высшей мерой – потоком и разграблением, (ст. 83 стр.21 верх право, ст. 84 злостное уничтожение коня и скотины)  Противозаконное пользование чужим имуществом 1. самовольная езда на чужом коне (ст.33 с.12 низ право) 2. укрывательство беглых холопов (ст. 32 с.12 низ право, ст.112 с.25 сер право) 3. присвоение найденного предмета (ст. 34 с.12-13) 4. Злостная невыплата долга (пространной правде неизвестна) 5. присвоение имущества путем совершения незаконных сделок (пространной правде неизвестно) 6. банкротство (ст. 54, 55 с.17 верх-сер право) 3. Преступления против семьи и нравственности (в РП не упоминаются, описаны в церковном уставе Ярослава) 4. Преступления против княжеской власти (РП защищает князя, но лишь как собственника, см. например, ст. 11-14, поскольку еще не сформировалось представления о высшем характере государственной власти) 5. Преступления против церкви (в РП не содержится никаких статей о церковных преступлениях, эти преступления рассматривались по Византийским законам, по т.н. «Градским законам» - Прохирону)

    Древнерусское законодательство большое внимание уделяет уголовному праву. Ему посвящено много статьей Русской Правды, уголовно-правовые нормы есть и в княжеских уставах.

    Исходя из общего определения Русской Правды как кодекса частного права, частный характер древнего права проявился и в сфере уголовного права. Преступление в Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжескойволи, а как «обида», то есть причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц (ст. 2, 33 и 34 Краткой редакции Русской Правды). Русская Правда не признавала разницы между преступлением и гражданско-правовым нарушением. Субъектом права могли быть только свободные люди, холопы и рабы объектами права не признавались (холопы и рабы, сами будучи разновидностью собственности, таковой не имели и имущественную ответственность за них несли хозяева).

    Соответственно пониманию преступления как «обиды» строится в Русской Правде и система преступлений. В Русской Правде отражены только два вида преступлений: против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбления, побои) и имущественные (разбой, кража, нарушение земельных границ, незаконное пользование чужой собственностью).

    Государственные преступления в Русской Правде не упоминаются, хотя преступления против княжеской власти рассматривались как весьма тяжкие деяния. В таких случаях применялась непосредственная казнь на месте преступления (расправа княгини Ольги с убийцами своего мужа).

    В Русской Правде доминируют штрафы, хотя на практике перечень уголовных кар был довольно велик и достаточно прост. В практике применялись такие виды наказаний, как кровная месть, «поток и разграбление», смертная казнь (смертная казнь в кодексе не указывается, хотя на практике она, несомненно имела место), уголовные штрафы, заключение в темнице, членовредительные кары. В этой системе уголовных наказаний особенно ярко проявляется классовая природа уголовного права, открыто встающего на защиту господствующего класса.

    Что касается убийств, то о них упоминается еще в договоре с Византией 911 года. Статья 4 этого договора непосредственно указывает на то, что в случае убийства кого-либо убийца должен умереть на месте: перед нами явный признак кровной мести.

    Краткая редакция Русской Правды в статье 1 допускает кровную месть, хотя ко времени составления Правды Ярослава кровная месть во многом потеряла свой первоначальный характер. Превращение родовой общины в соседскую и распад кровно-родственных связей трансформировали кровную месть от умерщвления убийцы каждым безнаказанно на месте преступления (договор с греками 911 г.) до ограничения круга мстителей за убийство только двумя степенями ближайших родственников убитого.

    Таким образом, законодательство на этот счет, изложенное в Краткой редакции Русской Правды (ст. 1--18) еще не давало никаких преимуществ феодалам: и боярин, и смерд могли пользоваться правом кровной мести по отношению друг к другу. Господствующий же класс был заинтересован в установлении законодательных преимуществ для себя в вопросах уголовного, гражданского и семейно-брачного права. Именно поэтому сыновья Ярослава Мудрого в период совместного правления издали Правду Ярославичей (ст. 19--43 Краткой редакции Русской Правды), которая отменила кровную месть и установила штраф за убийство, размер которого находился в прямой зависимости от социальной принадлежности потерпевшего (ст. 19 Краткой редакции Русской Правды; ст. 2 Пространной редакции Русской Правды).

    Размер княжеского взыскания или штрафа определялся вирою (вира -- штраф, пеня, которую платил убийца в пользу государственной власти, князя). За убийство управителей княжеского феодального хозяйства и приближенных князя вира составляла 80-гривенную ставку (ст. 1 Пространной редакции Русской Правды). Что касается убийства представителей различных социальных групп, то защита, например, жизни княжеских отроков (отрок -- младший судебный или административный исполнитель) предусматривала виру в 40 гривен. За убийство низших представителей вотчинной администрации, распорядителей работ на пашне нужно было платить 12 гривен. В качестве возмещения за жизнь рядовича (рядович -- крестьянин, феодально-зависимый от князя, с которым его формально связывало обязательство по договору), законодательство устанавливало 5 гривен (ст. 11, 13, 14 Пространной редакции Русской Правды).

    За убийство холопа или рабы вира не платилась. За это преступление была предусмотрена продажа (продажа -- денежный штраф). Хозяину холопов, потерявшему свое имущество, уплачивался урок (урок -- плата, налог, судебная пошлина, пеня, штраф). Размер этого урока мог быть 5 или 12 гривен, в зависимости от хозяйственной ценности холопа (ст. 89 Пространной редакции Русской Правды).

    Виновный в разбое, то есть в убийстве без вины со стороны убитого, подвергался не только имущественному, но и личному наказанию -- с женой и детьми выдавался князю на поток и разграбление. Сущность этого вида наказания в данном случае заключалась в изгнании преступника и членов его семьи из общины или города с конфискацией имущества (ст. 20 Краткой редакции Русской Правды и ст. 3 и 7 Пространной редакции Русской Правды). Если убийство произошло на территории общины, то последняя обязана была разыскивать разбойников или выплачивать штрафы (ст. 20 Краткой редакции Русской Правды). Штраф, который платили сообща члены верви (вервь -- это общественно-территориальная единица, соседская, территориальная община) за убийство, произошедшее на ее территории, когда убийца был неизвестен или вервь не хотела его выдавать, назывался дикой вирой (дикая вира -- это штраф за чужую вину). Размеры дикой виры -- 40 и 80 гривен кун -- очень значительные суммы, равные стоимости стада из 50 и 100 коров, которые составляли немалую часть собственности, принадлежащей членам общины в целом (ст. 4 Пространной редакции Русской Правды). Вместе с тем закон не попустительствовал убийце, даже вложившему деньги в дикую виру. Помимо виры, он должен был заплатить головни-чество (головником назывался убийца; головничество -- вознаграждение родственникам убитого за голову, убийство) родственникам убитого из собственных средств (ст. 5 Пространной редакции Русской Правды).

    Различалось также убийство на пиру и в сваде (свада -- ссора), то есть убийство, совершенное в общественном месте на глазах у присутствующих, и убийство, совершенное тайно, по злому умыслу. Убийство на пиру, совершенное открыто, в честной схватке, расценивалось как менее тяжкое преступление и подлежало наказанию выплатой виры в 40 гривен с участием членов общины. Убийство, совершенное в сваде, в корыстных целях, являлось обстоятельством, отягчающим вину за убийство (ст. 5 и 6 Пространной редакции Русской Правды).

    Русской Правде известно понятие соучастия. Так, статья 31 Краткой редакции Русской Правды говорит о наказании вслучае совершения преступления несколькими лицами: все соучастники преступления отвечали поровну, внося каждый штраф по 3 гривны 30 резан.

    Нанесение побоев, оскорбления, телесные повреждения карались денежными штрафами. Об этом свидетельствуют статьи 2--8 Краткой редакции Русской Правды, в которых сообщается, например, о том, что за повреждение пальца выплачивалось 3 гривны, за удары жердью, палкой, за вырывание бороды и усов -- 12 гривен. За отрубание руки полагался штраф 40 гривен. Угроза оружием наказывалась штрафом в 1 гривну. Княжеские уставы знают и состав оскорбления словом, где объектом преступления является преимущественно женщина. На это указывает, в частности, статья 25 Краткой редакции Устава князя Ярослава о церковных судах.

    В уставах князей Владимира Святославовича и Ярослава рассматриваются также половые преступления и преступления против семейных отношений, подлежащие церковному суду, -- самовольный развод, прелюбодеяние, похищение женщины, изнасилование и т. д.

    Среди имущественных преступлений в Русской Правде наиболее злонамеренным являлась татьба (кража). Имущественными преступлениями являлись также уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, злостная неуплата долга, разбой и др.

    Как особый вид кражи, конокрадство считалось тяжким видом татьбы, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом. В случае обнаружения коня в чужом владении последний должен был быть возвращен собственнику, которому предусматривалась уплата в этом случае 3 гривен за обиду (ст. 34 Пространной редакции Русской Правды). Убийство вора на месте преступления не считалось преступлением и не влекло за собой наказания (ст. 38 Краткой редакции Русской Правды). Общий же принцип, доминирующий при татьбе, заключался в том, что пострадавшему полностью компенсировался материальный урон и платился обидчиком штраф. При краже коня -- важнейшего элемента хозяйства -- виновный подлежал высшей мере наказания -- потоку и разграблению (ст. 35 Пространной редакции Русской Правды). государство правовой законодательство судебный

    Также потоку и разграблению подвергался виновный за поджог хранилища собранного урожая -- основного комплекса хозяйственных и жилищных построек (ст. 83 Пространной редакции Русской Правды). Суровость наказания за поджог диктовалась повышенной социальной опасностью, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже город.

    Описание названных наказаний позволяет свести их в следующую систему:

    • 1. Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Поток и разграбление -- это и продажа в рабство виновного и его семью, это и конфискация имущества, иногда это означало и убийство осужденного.
    • 2. Не менее важной и тяжкой мерой наказания после потока и разграбления была вира. Вира назначалась только за убийство. При соответствующих обстоятельствах, когда за преступника расплачивалась его вервь, это называлось дикой вирой. Вире сопутствовало головничество, продаже -- урок.
    • 3. За преступления, отнесенные к компетенции церковного суда, применялись специальные церковные наказания -- епитимьи (поклоны, пост, длительные молитвы и т. п.).

    В Древнерусском государстве управление и суд не были разграничены, а потому органы управления были одновременно органами суда в подвластных сферах, где ведущую роль играли князь и его администрация: они возбуждали процесс, сами собирали сведения и выносили приговор. Князь вершил правосудие лично или поручал это дело наместникам.

    Как по уголовным, так и по гражданским делам судебный процесс носил ярко выраженный состязательный, то есть обвинительный характер. Судебный процесс начинался только по инициативе истца, стороны в нем (истец и ответчик) обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным, значительную роль в системе доказательств играли присяга, жребий и ордалии (суд божий).

    Ордалии (в средневековом судебном процессе ордалия -- способ выяснения правоты или виновности тяжущихся сторон путем так называемого «суда божьего») считались системой формальных доказательств, среди которых следует назвать судебный поединок -- «поле». Победивший в поединке выигрывалдело, поскольку считалось, что бог помогает правому. В Русской Правде судебный поединок не упоминается. Однако различные источники говорят о практическом применении поляИванов С.С. Государство и право в период сословно-представительной монархии России. М. 1959.

    Другим видом суда божьего были испытания железом и водой. Испытание железом заключалось в том, что подозреваемый должен был коснуться раскаленного металла, и по характеру ожога судили о его виновности. При испытании водой подозреваемого связывали особым образом, чтобы он не захлебнулся, и погружали в воду. Если он не начинал тонуть, то считался виновным (вода его не приняла).

    Особым видом доказательства была присяга -- «рота». Она применялась, когда не было других доказательств, но, разумеется, по небольшим делам. Ротой можно было подтвердить наличие какого-нибудь события или, наоборот, его отсутствие.

    Система доказательств по Русской Правде состояла также и из свидетельских показаний: видоков -- очевидцев, свидетелей преступления и послухов -- свидетелей доброй славы, поручителей (ст. 2, 10 и 30 Краткой редакции Русской Правды). Ими могли быть только свободные люди. Показания холопа не принимались в расчет. В случае отсутствия свободного свидетеля в качестве такового мог выступить только боярский тиун (тиун -- домоуправитель, дворецкий). Закуп тоже мог быть свидетелем, но только по крайней необходимости и по небольшим спорам (ст. 66 Пространной редакции Русской Правды).

    Судебный процесс проходил в три этапа. Первый -- это закличь, то есть форма информации о бежавшем или пропавшей вещи. Делалось публичное извещение на торговой площади (на торгу) с указанием индивидуальных признаков пропавшей вещи или отличительных особенностей пропавшего. Если пропажа обнаруживалась по истечении трех дней с момента закли-ча, тот, у кого она находилась, считался ответчиком (ст. 32 и 34 Пространной редакции Русской Правды).

    Следующий этап -- свод (свод -- процесс отыскания недобросовестного владельца вещи, розыск виновника похищения или присвоения домашнего животного или вещи), что напоминало очную ставку. Эта процедура начиналась при опознании собственником похищенной вещи и имела своей цельюнайти лицо, которое украло или присвоило вещь, а затем передало ее другим лицам. Лицо, у которого обнаружили пропавшую вещь, должно было указать, у кого эта вещь была приобретена. Свод продолжался до тех пор, пока не доходил до человека, не способного дать объяснение, где он приобрел эту вещь. Таковой и признавался татем (вором, от татъба -- воровство, кража). Если свод выходил за пределы населенного пункта, где произошла кража, он продолжался до третьего владельца, который и брал на себя дальнейший розыск. Для того, чтобы побудить третьего владельца к продолжению свода и отысканию преступника, с этого третьего лица по счету владельца взыскивалась стоимость украденной вещи, и ему предоставлялось право далее самому продолжать свод (ст. 35--39 Пространной редакции Русской Правды).

    Третий этап судебного процесса -- гонение следа. Гонение следа заключалось в поиске доказательств и розыске преступника по его следам. При отсутствии в Древней Руси специальных розыскных органов и лиц гонение следа осуществляли потерпевшие, их близкие, добровольцы и члены общины. При этом процедура преследования по следу должна была вестись с участием чужих людей, не принадлежавших общине, на территории которой было совершено неизвестным лицом преступление (кража), являвшихся понятыми, чтобы исключить предвзятость ее результатов (ст. 77 Пространной редакции Русской Правды)Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв., М., 2002.

    Обвиняемый призывался в суд лицом, состоящим при дворе наместника или князя, называемым доводчиком. Призываемый в суд по уголовному делу должен был найти поручителя, который бы поручился за него в его явке в судебное заседание в указанный срок. Если же обвиняемый не находил поручителя, то его лишали свободы и заковывали в железо.

    Жалобы сторон на решения суда подавались князю. Положения, относящиеся к исполнению судебных решений, приведению в исполнение приговоров, сводились к тому, что спорную вещь сторона, выигравшая судебный процесс, забирала немедленно по окончании судебного разбирательства. Должники уводились кредиторами домой или для продажи. Поджигатели и конокрады сперва возмещали причиненный ущерб, а затем подвергались уголовному наказанию.