Родственные связи в госзакупках: когда такой "бонус" становится проблемой. Госзакупки и родственники: ВС объяснил правила аукционов Может ли на торгах строения участвовать родственники

Приватизация

Наличие родственников среди руководителей госзаказчика может привести к тому, что компания вообще не получит возможность участвовать в закупках у этого заказчика. По закону о контрактной системе между заказчиком и участником закупки не должно быть конфликта интересов. То есть представитель участника закупки (например, директор, учредитель) не должен быть супругом или близким родственником директора либо другого сотрудника, ответственного за закупки. Иначе участник закупки отстраняется от участия в торгах. Если же этого не произошло, то контракт в любом случае будет являться недействительным. Верховный суд проанализировал судебную практику по делам, связанным с конфликтом интересов в госзакупках, и подготовил подробный обзор. Главные выводы из него представили специалисты адвокатского бюро "Титов, Кузьмин и партнеры" , которое является экспертом pro bono Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Иркутской области.

1. При участии в закупках компания обязана подать декларацию об отсутствии конфликта интересов (по сути об отсутствии родственных связей с сотрудниками госзаказчика, ответственными за закупки) или проставить отметку в соответствующей графе электронной документации. Верховный суд подтвердил, что «галочки» в электронной документации приравнены к подаче письменной декларации. То есть при установке «галочки» в электронном виде предоставлять письменную декларацию не нужно. Заявить об отсутствии конфликта интересов (с помощью декларации или проставления «галочки» в электронном виде) нужно обязательно. Иначе заявку могут отклонить, даже если фактически конфликта интересов на самом деле не было.

2. По закону о контрактной системе конфликт интересов возможен при наличии родственных связей с руководителем заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы заказчика, контрактным управляющим. Но это не значит, что с другими сотрудниками, отвечающими за закупки, конфликт интересов невозможен. Если должностное лицо заказчика участвует в осуществлении закупки и его полномочия позволяют влиять на процедуру проведения и результат закупки, то наличие родственных отношений с ним также говорит о конфликте интересов.

Так в одном деле суд установил, что в должностной инструкции заместителя руководителя контрактной службы были предусмотрены полномочия на определение поставщиков. То есть полномочия оказались тождественны полномочиям руководителя контрактной службы. Поэтому суд посчитал, что заказчик должен был отклонить заявку поставщика. Член совета директоров поставщика являлся внуком заместителя руководителя контрактной службы. При этом поставщик не подал декларацию о конфликте интересов. А вот в другом деле суд, наоборот, отказался признать конфликт интересов с заместителем, поскольку полномочия заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям были не тождественны полномочиям руководителя.

3. Если руководитель заказчика одновременно является представителем учредителя некоммерческой организации (участника закупки), это свидетельствует о наличии конфликта интересов.

4. Чтобы контракт был заключен, конфликта интересов не должно быть ни на момент подачи заявки, ни в период до выявления победителя. Например, если на время подачи заявок директор участника закупки являлся супругом контрактного управляющего, но на момент выявления победителя брак был расторгнут, все равно контракт будет признан недействительным.

5. Если после рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и подписания протокола обнаружен конфликт интересов, комиссия по осуществлению закупок обязана отстранить участника закупки без повторного рассмотрения вторых частей заявок.

6. Госконтракт, заключенный победителем торгов и заказчиком при наличии между ними конфликта интересов, является ничтожным. Если выявится такой факт, то сторонам придется вернуть все полученное по сделке, а если это невозможно, то возместить стоимость в деньгах. Также участник закупки не сможет требовать от заказчика исполнения условий контракта.

Одна из самых неприятных ситуаций, которая, к сожалению, сегодня достаточно распространена — это сговор участников торгов.

Чаще всего в сговоре участвуют и поставщики и заказчик, которые получают определённую выгоду от сотрудничества. А организация тендера в этом случае не больше, чем формальность.

Типы мошенничества в сфере проведения тендеров зависят от фантазии их участников. Постоянно появляются новые виды сговоров участников тендера. Порой всё продумано настолько тщательно, что практически невозможно распознать, законны ли результаты проведения конкурса или нет.

И всё-таки существуют определённые признаки, которые сигнализируют о том, что в тендере имеет место мошенничество.

Наши специалисты помогут Вам составить жалобу в ФАС для защиты Ваших интересов в торгах.

Признаки сговора участников торгов:

    отклонение большого количества заявок, в результате чего к участию допускаются только два игрока. Два потенциальных исполнителя - это минимальное количество поставщиков, необходимое для признания торгов действительными. Более явным признаком сговора является допуск двух потенциальных компаний-исполнителей, которые принадлежат одному учредителю. В этом случае вероятность того, что заказчик и, по сути, один поставщик находятся в сговоре, значительно повышается. В любом случае, перед тем, как подозревать худшее, стоит проанализировать причины отклонения заявок остальных участников. Возможно, у заказчика были объективные основания для отказа.

    отклонение заявки потенциальных исполнителей без объяснения причин. Вы всегда можете потребовать от заказчика разъяснения поводов для отказа. Если даже после этого компания не желает их указывать, то, вероятно, в данном конкурсе имеет место сговор участников.

    причины отклонения заявки необоснованны. Например, вы указали стоимость ваших услуг, но заказчик отказывает в доступе к участию в закупках из-за отсутствия расценок.

    завышенные требования к поставщикам. Если документация аукциона на поставку типовых товаров или оказание услуг, не отличающихся технической сложностью, содержит техническое задание на несколько десятков страниц, то, возможно, заказчик рассчитывает на то, что большинство потенциальных исполнителей допустят ошибки. А выиграет «нужный» поставщик, который знает правильные «ответы».

С той же целью, в список документов, которые поставщики должны предоставить для участия в торгах, могут быть включены лицензии, сертификаты или иные документы, которые не являются обязательными для выполнения предлагаемых работ.

Сюда же можно отнести нечёткое техническое задание.

Например, описание проведения всех необходимых работ составлено таким образом, что «непосвящённому» исполнителю бывает трудно разобраться в их реальном объёме. Конечно же, вы всегда можете обратиться к заказчику за разъяснениями, а уже по его дальнейшим действиям можно будет судить — сговор ли это или же организатор не уделил должного внимания описанию характера проводимых работ и желаемых услуг.

    слишком сжатые сроки реализации проекта. Допустим, заказчик ищет исполнителя для сложных монтажных работ, на которые выделяет лишь один день. Естественно, победить в этом тендере может лишь та организация, которая приступила к выполнению этих работ гораздо раньше.

    одним из сложных видов мошенничества, который очень сложно доказать, можно назвать «ротацию заявок». Заключается он в том, что в сговоре принимают участие несколько поставщиков и, вероятно, заказчик. Победителями данные исполнители становятся поочерёдно. Прибыль при этом чаще всего делится либо практически поровну между участниками сговора, либо в соответствии с размерами каждой компанией (возможны и другие варианты вознаграждений).

Всё это признаки типов мошенничества, цель которых — победа определённого поставщика. Но существуют и такие виды сговора участников, которые преследуют другую цель — максимально снизить, повысить или поддержать цену проекта.

В этом случае можно наблюдать участие подставных компаний, которые готовы необоснованно пожертвовать своей прибылью ради участия в проекте.

Когда мошенничество, на ваш взгляд, очевидно, вы можете выбрать одно из двух решений:

  • если вы уверены, что сможете доказать наличие сговора участников аукциона, то лучше подать жалобу в ФАС, в связи с нарушением 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • если же доказать мошенничество для вас будет достаточно проблематично, то в этом случае, просто откажитесь от участия в данном тендере или обратитесь в компанию РусТендер и мы дадим вам четкую картину происходящего. Это поможет сэкономить ваше время и сохранить здоровье нервной системы.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Могут ли родственники должника - банкрота участвовать в аукционных торгах по продаже имущества должника-банкрота. Если могут, то зачем при подаче заявки в анкете есть вопрос о заинтересованности к должнику - банкроту?

Ответ:

Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: Заинтересованными лицами по отношению к должнику-гражданину признаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, дети, сестры и братья супруга. В соответствии со ст. 20.3 данного закона: Привлекаемые арбитражным управляющим в соответствии с настоящим Федеральным законом для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве за счет средств должника профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аудиторская организация (аудитор), оценщик, организатор торгов и оператор электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам. Таким образом, на основании данного положения родственники не могут принимать участие в качестве организатора торгов, однако, запрет на участие в торгах в качестве кредиторов должника для родственников и иных заинтересованных лиц мной не обнаружен. Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию в течение 15 мин позвонив по телефону или задав вопрос на сайте. Юристы бесплатно проконсультируют вас

Вопрос задал: из

Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию в течении 15 мин позвонив по телефону или задав вопрос на сайте.

Юристы бесплатно проконсультируют вас!

Задать вопрос! Заказать звонок

  • Вопрос: 1)Что подлежит разделу в случаи развода то имущество которое осталось на момент расторжения? то что в браке продано разделу не подлежит? 2)в браке квартира была продана а деньги мы потратили и на момент расторжения имущества нету.
  • Вопрос: Здравствуйте! Сменился номер карты, на которую начислялась пенсия. Скажите пожалуйста, как и где мне можно онлайн сменить номер, что бы пенсия продолжила начисляться на новую карту? Если можно пошагово. Спасибо.
  • Вопрос: В пенсионном фонде мне не засчитали учебу в пту 1992-1995 г. и службу в армии в "ВВ" 1995-1997 г. правильно ли это?
  • Вопрос: Вправе ли заказчик передать в залог находящийся в его собственности земельный участок в качестве обеспечения исполнения обязательств по оплате договора подряда? Какими вещными правами на земельный участок обладает его собственник согласно ГК РФ и ЗК РФ?

Рассмотрим ситуацию. Начальник казенного учреждения хочет включить в единую комиссию по проведению закупок родную дочь. Будет ли это являться нарушением? Может ли она войти в единую комиссию, являясь контрактным управляющим?

Если дочь заказчика привлекалась в качестве эксперта при проведении закупки или лично заинтересована в результатах определения поставщиков, тогда она как член комиссии подлежит замене . Но сам факт того, что она является дочерью заказчика, не является основанием для исключения ее из членов комиссии.

Для определения поставщиков заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (). Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Перечислим, кто не может быть членом комиссии. Членами комиссии не могут быть:

  • эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки;
  • лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;
  • лица, подавшие заявки на участие в закупке;
  • лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;
  • лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;
  • лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;
  • должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок .

Подчеркнем, что личное родство противоречит закону, если родственниками являются заказчик и участник закупки (поставщик). Однако быть родственниками членам комиссии не возбраняется.

Следовательно, если дочь заказчика, например, привлекалась в качестве эксперта при организации и проведении закупки или лично заинтересована в результатах определения поставщиков (а также «подходит» под какое-либо другое исключение из ч. 6 ст. 39 Закона № 44-ФЗ), такой член комиссии подлежит замене.

Иных исключений Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Только то, что она является дочерью заказчика, не является основанием для исключения ее из членов комиссии.

Также Закон № 44-ФЗ не содержат положений, запрещающих включить контрактного управляющего в состав комиссии заказчика и назначить его председателем комиссии.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

В качестве одного из единых требований, предъявляемых ко всем без исключения участникам закупки, закреплен принцип недопущения конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком (п. 9 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " "; далее – закон о контрактной системе). При этом в Законе четко обозначено, что именно понимается под этим требованием. Так, понятие "конфликт интересов" охватывает случаи, при которых должностные лица заказчика, непосредственно участвующие в процессе закупок, оказываются в ситуации, угрожающей конкуренции при осуществлении закупки. Имеются в виду случаи, когда они состоят в браке либо являются близкими родственниками, усыновителями или усыновленными с:

Разбору неоднозначных ситуаций, которые возникают в судебной практике при разрешении споров, связанных с применением п. 9 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе, посвящен (далее – Обзор).

Подробнее о правовых позициях судов по делам, связанным с конфликтом интересов в закупках, – в материале.

Декларирование факта отсутствия конфликта интересов – обязанность участника закупки

По мнению судов, участник закупки, вне зависимости от наличия или отсутствия обстоятельств, указывающих на конфликт интересов, обязан подать декларацию о своем соответствии требованиям . Сделать это можно либо в виде отдельного документа в составе заявки на участие в закупке, либо путем проставления отметки об этом в соответствующей графе электронной документации ().

При этом даже если де-факто конфликт интересов отсутствует, недекларирование претендентом на заключение контракта этого обстоятельства является основанием для отклонения его заявки как несоответствующей требованиям Закона ()

В обоснование этой позиции суды, в частности, указывают на обязательность такого декларирования, в том числе факта отсутствия конфликта интересов, в силу .

Когда подавать декларацию об отсутствии конфликта интересов в виде отдельного документа не требуется?

Это касается электронных способов определения поставщика.

Так, суды не видят нарушения законодательства о контрактной системе в случаях, когда участники электронных аукционов не включают в состав второй части подаваемых ими заявок документы, декларирующие отсутствие конфликта интересов, при этом ограничиваяссь проставлением соответствующих отметок в электронной заявке средствами электронной площадки.

По мнению судов, такие действия поставщиков свидетельствуют о соблюдении ими письменной формы подачи декларации в соответствии с положениями ГК РФ о форме договора. Напомним, в соответствии с гражданским законодательством обмен сторонами электронными документами также является одним из вариантов заключения договора в письменной форме ().

Кроме того, как отмечают авторы документа, непредставление участником закупки отдельного документа с расшифровкой того, что именно понимается под отсутствием конфликта интересов, также не может являться причиной отказа в допуске к участию в электронном аукционе ( и , ).

Свидетельствовать о наличии конфликта интересов может не только должность но и состав функциональных обязанностей должностного лица

Практика рассмотрения дел о нарушениях в ходе осуществления государственных и муниципальных закупок показывает, что конфликт интересов может иметь место не только в отношении руководителей и должностных лиц заказчика, но и в отношении лиц, полномочия которых являются тождественными им, хотя сами эти лица и не поименованы в законе о контрактной системе. В частности, если должностные обязанности заместителя руководителя контрактной службы совпадают с полномочиями ее руководителя и позволяют влиять на процедуру и результат закупки, то его родственная связь с заинтересованными лицами участника закупки может стать причиной отмены ее результатов.

Суды при этом отмечают, что положения закона о контрактной системе, касающиеся конфликта интересов, следует применять с учетом принципов гласности и прозрачности закупок, направленных на предотвращение коррупции и недопущение ограничения конкуренции ( , ). Более того, эти нормы корреспондируют п. 1-2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " ", в которых закреплены аналогичные требования.

Таким образом, отмечают авторы Обзора, допуск к закупке ее участника при таких условиях может привести к ограничению или устранению конкуренции, в том числе к созданию преимущественных условий участия в закупке, к координации деятельности участника закупки и заказчика и нарушению порядка определения победителя закупки ().

В то же время, если полномочия, к примеру, заместителя руководителя контрактной службы заказчика по функциональным обязанностям не тождественны полномочиям ее руководителя и не позволяют влиять на ход закупочного процесса, то при таких условиях оснований для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика в аналогичной ситуации нет ().

Лицо, которое представляет учредителя участника закупки, не может быть одновременно и руководителем заказчика

Признаки конфликта интересов могут быть установлены судом в случае, когда руководитель заказчика выступает представителем учредителя участника закупки и выполняет административные функции в органах управления этой организации.

Так, к примеру, если глава администрации муниципального образования входит в состав правления автономной некоммерческой организации, учредителем которой выступает муниципальное образование, то участие такой организации в организованной муниципалитетом закупке недопустимо. По мнению судей, это обстоятельство свидетельствует о возникновении конфликта интересов и приводит к ограничению конкуренции при проведении закупки, поскольку интересы заказчика и участника закупки фактически представляет одно лицо ().

ВС РФ подчеркнул, что не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов.

Участник закупки должен соответствовать всем установленным требованиям до момента выявления победителя

Речь идет о ситуациях, когда основание, свидетельствующее о конфликте интересов, возникает уже в ходе процедур определения поставщика. Суды полагают, что такой предприниматель не может участвовать в закупке и ссылаются на недопущение нарушения конкуренции при осуществлении закупок (). При этом доводы о том, что на момент подачи заявки условия для конфликта интересов отсутствовали, на решение судей об отмене результатов закупки не повлияют. "Обеспечение конкурентной среды посредством соблюдения требования закона об отсутствии конфликта интересов между участниками закупки и заказчиком необходимо на всем протяжении организации и проведения закупок", – подчеркивают авторы документа ().

В то же время обратная ситуация, когда участник закупки не соответствовал требованиям закона на момент подачи заявки, однако в момент определения победителя конфликт интересов между ним и заказчиком устранен – не имеет правового значения. Суды аналогичным образом исходят из того, что соблюдение требования закона об отсутствии между участниками закупки и заказчиком конфликта интересов необходимо с момента подачи участниками закупки заявок, содержащих декларацию об отсутствии конфликта интересов, и до момента выявления поставщика ().

Заказчик обязан отстранить участника закупки в случае выявления конфликта интересов

При этом аргумент о том, что на этапе допуска к участию в процедуре закупки проверка декларации участника об отсутствии конфликта интересов не является обязательной, не подтверждается судебной практикой.

Так, суды обосновывают обязанность закупочных комиссий проверять представляемые участниками закупок необходимые сведения, опираясь на установленные в законе требования. Более того, заказчик при выявлении в том числе факта наличия конфликта интересов обязан принять меры по отстранению участника закупки или отказаться от заключения контракта с победителем определения поставщика – уверены судьи ( , ).

Контракт, заключенный при наличии конфликта интересов, является ничтожным

ГК РФ называет оспоримой сделку, которая нарушает требования закона или иного правового акта (). В то же время, если сделка не только является противозаконной, но и при этом посягает на публичные интересы либо права третьих лиц, то по общему правилу она является ничтожной (). При этом ранее ВС РФ разъяснил, что посягающей на публичные интересы является в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом (п. 75 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 года № 25 " ").

Следовательно, контракт, заключенный в условиях конфликта интересов, нарушает прямо выраженный законодательный запрет, а значит, посягает на публичные интересы, заключили судьи ().

Авторы Обзора также добавляют, что по смыслу , вследствие недействительности контракта каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге), – возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. При этом отмечается, что применение двусторонней реституции должно обеспечить возврат в первоначальное положение всех сторон сделки ().

Заказчик вправе расторгнуть в одностороннем порядке контракт, в ходе исполнения которого стало известно, что поставщик не соответствует требованиям об отсутствии конфликта интересов. Законных оснований помешать ему нет

Суды допускают возможность выявления заказчиками нарушений, допущенных при заключении контракта, уже в процессе его исполнения. Между тем суды не только вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если стало известно о нарушениях, которые допустил участник закупки и которые позволили ему стать победителем, но и обязаны сделать это ().

При этом отмечается, что несоблюдение требования об отсутствии конфликта интересов влечет ничтожность государственного контракта, а правило об обязанности заказчика отказаться от исполнения ничтожного контракта в полной мере корреспондирует правилам о последствиях недействительности сделки ( , ).

Кроме того, отмечают судьи, заказчики, проводя оценку добропорядочности потенциальных контрагентов, вправе выходить за рамки тех сведений, которые были предоставлены участниками закупки ().