Важнейшим направлением в процессе реформирования государственно-правовой сферы российского общества считается курс на образование структуры, которая была бы способна обеспечивать верховенство закона во всех областях социальной жизни, укреплять гарантии политических, гражданских, экономических и прочих свобод и прав населения. Для этого предпринимаются разные шаги. Одним из них является разделение юридических актов на диспозитивные и императивные нормы. Примеры таких положений можно найти в законодательстве, уставах и прочих основах.
Диспозитивные правовые нормы достаточно тесно связаны с вопросами реформирования социальных отношений. Так, законодательное обеспечение российской рыночной экономики предусматривает формирование не только мощного юридического фундамента. В данной области предполагается также значительное усиление роли договора в сфере экономических, многих международных, социально-политических и прочих связей. Он, по юридической своей природе, считается эффективным приемом регламентации отношений, которые складываются в условиях свободного товарообмена и производства.
В первую очередь следует отметить, что диспозитивные нормы права на сегодня изучены мало. Не существует в настоящее время ни одного общетеоретического монографического исследования, которое было бы посвящено данной теме. Также не вполне ясной является и природа диспозитивных норм. Не выработано также и единое определение понятия. Сложности возникают и с оценкой позиции, которую занимают диспозитивные нормы права в других системах.
В соответствии с методом регулирования выделяют императивные и диспозитивные правовые нормы. Первая категория предполагает строгое, обязательное исполнение. Эта группа носит название императивных норм. Они присутствуют в разнообразных сферах отношений, регулируют поведение в той или иной дисциплине. Поскольку они предполагают строгое исполнение, то стороны отношений не могут отойти по собственной воле от их применения. Этим, собственно, и отличаются императивные и диспозитивные нормы. Вторые предусматривают некоторые отклонения от предписаний. Диспозитивные нормы не строго обязательны.
Разделение на императивные и диспозитивные нормы считается давно существующим общим свойством юридических предписаний. Оно имеет немаловажное значение в процессе законотворчества и последующего применения положений. Особое значение имеют диспозитивные нормы гражданского права. Это связано с обширностью данной юридической сферы и необходимостью регулировать многообразие отношений. Также данные положения имеют значение в процессе формирования имущественного оборота в рамках рынка.
Это понятие предполагает самостоятельный выбор субъектами объема и характеристик своих обязанностей и возможностей. В случае отсутствия договоренности в силу вступает второе предписание, содержащееся в положении. Активно применяются диспозитивные нормы в ГК РФ. Так, в ст. 459, п. 2 говорится, что риск случайного повреждения либо гибели товара, который был продан в ходе его нахождения в пути, с момента заключения договора о купле-продажи переходит на покупателя, в случае если другое не предусматривается таким соглашением либо обычаями коммерческого оборота.
В гражданском законодательстве установились определенные формулировки, которые достаточно четко либо прямо выражают юридическую силу той или иной нормы либо их группы. М. Брагинский предложил называть их атрибутикой. Такие формулировки могут звучать по-разному. Диспозитивные нормы выражаются посредством следующей формулы: поскольку либо если соглашение или договор не предусматривает иное. Кроме этого, используется и другая атрибутика. Речь идет о такой формулировке: в норме указано, что стороны вправе или могут совершать определенное действие, которое отступает от утвержденного общего правила. Это является относительно новым приемом в законодательной технике.
Придание диспозитивности может касаться определенной группы норм. В этом случае используется прямое указание на возможность отклонения: допускается договор сторон об ином. Тем не менее, большинство положений не имеют четкого указания на то, какие они – императивные либо диспозитивные. Традиционным считается в данном случае взгляд, что при отсутствии каких-нибудь четких ориентиров, позволяющих определить характер акта, его следует выявлять путем толкования положения. В практическом применении это зачастую приводит к неоднозначному пониманию юридического значения ряда важных норм.
Диспозитивные нормы считаются неотъемлемой частью обязательственных положений. Их необходимость обуславливается рядом важных факторов:
Последний фактор имеет особое значение в процессе образования рыночных отношений. Отражение приведенных выше обстоятельств представлено в положениях обязательственного права и в общей части (Раздел III), и в главах, раскрывающих суть отдельных его видов (Раздел IV). В данном случае речь идет о большом количестве предписаний, содержащих прямое указание на возможность договора предусматривать иное. Диспозитивные нормы считаются фундаментом ядра обязательственной системы положений – механизма ответственности, основания которой могут варьироваться сторонами отношений. Посредством условий обязательств может вводиться субсидиарная ответственность; участники договора могут ограничивать объем возмещаемых убытков. Также стороны свободно выбирают способы реализации обязательств.
В качестве выражения начала диспозитивности в обязательственном праве считается установление соответствующего общего правила в Кодексе торгового мореплавания (КТМ). Данный прием законодательной техники, создающий юридическую ясность, может применяться и в прочих областях обязательственной системы. Существенно уменьшилось количество запретов в Транспортном Уставе ЖД. Эти обстоятельства позволяют считать, что в обязательственном праве имеет место диспозитивность при отсутствии прямых указаний на недопустимость договора сторон о другом решении.
Она отмечается в положениях гражданского права о вещных правах и собственности, лицах, наследовании. В данных сферах регулируемые взаимодействия считаются более типизированными, в юридическом контроле необходимы устойчивость и стабильность. Приведенные выше факторы, имеющие место в области обязательств, здесь проявляются в существенно меньшей степени. Диспозитивность норм достаточно редка, хотя есть области, где она необходима.
Применительно к этой категории некоторые авторы выдвигают мнение о том, что ГК вводится чрезвычайно важный для обеспечения устойчивости в гражданском обороте, отсутствующий в предыдущем законодательстве принцип о замкнутом перечне юридических лиц. Согласно ему, они имеют возможность формироваться и осуществлять деятельность только в форме, которая предусматривается законом прямо. Договором сторон не могут образовываться новые типы вещных прав, хотя данное обстоятельство недостаточно четко выражено в редакциях ст. 216, п. 1. В качестве особенности положений о юридических лицах выступает наличие предписаний о том, что отступления допускаются не в силу договора между сторонами, а по решениям, которые принимаются в определенной форме:
Данные положения существенно ограничивают диспозитивность определенных норм. В связи с этим в рассматриваемых сферах необходимо исходить из презумпции обязательности и строгого исполнения юридических предписаний, в связи с тем, что они не имеют прямого указания на допустимость договора об ином. При толковании нормы вероятен вывод о ее диспозитивности. Но данное заключение в соответствии с природой приведенных институтов будет появляться нечасто.
Описываемые положения используются не только в юридической сфере. Достаточно распространенными считаются диспозитивные нормы русского языка. Они допускают нейтральные либо различающиеся стилистически варианты. Среди них можно назвать: коричневый-коришневый, кусочек сыра-кусочек сыру, скирд-скирда, поехало трое-поехали трое, зачетная книжка-зачетка и прочие. Диспозитивные нормы языка предполагают оценку вариантов не запретительного (категорического) характера.
Формулировка в учебной и научной литературе общих выводов об абсолютном преобладании диспозитивных либо, напротив, императивных норм должна быть признана неточной. Она не отражает действительного положения и наличия ряда существенных особенностей в данном вопросе в рамках отдельных институтов. В связи с тем, что прямые указания на характер всех либо большинства положений созданы быть не могут практически, юридическая сила должна определяться посредством толкования с учетом всех обстоятельств и факторов, относящихся к определенному акту.
Данный путь непрост, однако он неизбежен. Решающим словом в данном случае является вывод суда. Относительно юридической силы некоторых важных положений ГК желательно иметь разъяснения. Они могут быть представлены в постановлении от высшей судебной инстанции. Разъяснения позволили бы внести некоторое успокоение и ясность в договорную практику, которая испытывает сегодня существенные затруднения при понимании и последующем применении многих важных положений. За счет правильного представления о сущности диспозитивных норм появятся предпосылки для дальнейшего углубления практических и теоретических знаний, касающихся действия механизма юридического урегулирования.
Императивная норма содержит предписание, обязательное для исполнения независимо от воли участников гражданских правоотношений, которое не может быть измене-Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы. Даже в Гражданском кодексе имеются нормы публично-правового характера, например правила ст. 3, устанавливающие состав гражданского законодательства. В актах гражданского законодательства гражданско-правовые нормы преобладают, но весьма редко полностью вытесняют нормы иной юридической природы. Это вызвано тем, что законодатель обычно думает о содержательной стороне, а не об отраслевой принадлежности принимаемых им актов. Содержащиеся же в них нормы в силу своих объективных юридических свойств распределяются на публично-правовые и частноправовые.
Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т.е. имущественного оборота (ср. абз. 2 п. 4 ст. 421 ГК). В них проявляются особенности гражданского (частного) права, которое обычно разрешает, позволяет участникам регулируемых отношений самим выбрать наиболее приемлемый вариант поведения в общих рамках, установленных законом, наделяя их для этого соответствующими правовыми возможностями. Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой "если иное не предусмотрено договором", которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.
Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования .
Входящие в гражданское законодательство нормативные акты составляют весьма значитель-ный по объему законодательный массив. Их неизбежное обилие вызвано широтой и сложностью самого предмета гражданско-правового регулирования. Вместе с тем это обстоятельство затруд-няет ознакомление с действующим гражданским правом и значительно усложняет установление необходимых взаимосвязей между составляющими его различными актами. Поэтому именно для гражданского законодательства первостепенное значение имеет решение проблемы его систематизации и упорядочения.
К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым госу-дарством в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде утвержденного высшими государственными органами единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.
Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы. Например, действующий Закон о банках и банковской деятельности заменил собой ряд имевшихся ранее в этой сфере разрозненных актов и отдельных норм как законодательного, так и подзаконного характера. Достоинством консолидации является возможность некоторой расчистки законодательства при его объединении путем отмены (пропуска) или замены явно устаревших или повторяющихся норм, однако без внесения изменений в их содержание.
При большом количестве изменений (новелл), внесенных в закон или иной нормативный акт, используется также возможность его повторной официальной публикации в полном объеме (новеллизации), при которой старая редакция акта теряет силу. Так, в связи с большим количеством изменений в 1996 г. были официально переопубликованы Закон о банках и банковской деятельности, принятый в 1990 г., и Закон о защите прав потребителей, принятый в 1992 г. Такой прием, к сожалению, редко используемый отечественным законодателем, значительно облегчает применение официального текста нормативного акта.
Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже – подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что, в частности, предопределяет принятие других нормативных актов в данной области, включая законы, в соответствии с его нормами и тем самым – его центральное, системообразующее место в общем комплексе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.
В гражданском праве кодификация может носить общий (отраслевой) либо частный (подотраслевой, причем обычно комплексный) характер. В первом случае она выражается в принятии гражданского кодекса, охватывающего все основные нормы и институты данной отрасли права. Во втором – в принятии закона, в том числе в форме кодекса, регулирующего определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений (например, Жилищного кодекса, Кодекса торгового мореплавания, Воздушного кодекса и т.п.), для которых возможна разработка и некоторых общих положений.
Правовые нормы – это основа для всех юридических действий, благодаря им эти действия могут осуществляться в рамках закона. Любой аспект жизнедеятельности невозможно решить, не руководствуясь этими предписаниями. Нормы гражданского права позволяют регулировать все взаимоотношения граждан страны законодательно верно в и хозяйственных спорах.
Основной их характеристикой является диспозитивность, т.е. предоставление свободы выбора при наличии множества правил, которые и контролируют взаимоотношения граждан. Однако существует и такая характеристика права, как императивность, т.е. четкие предписания действий, которым необходимо следовать всем участникам взаимоотношений.
Что такое императивные и диспозитивные нормы, их характеристики и отличия будут рассмотрены в данной статье.
Вконтакте
Для начала следует уточнить, что в данном случае права – это система обязательных уставов и правил поведения , которые занимаются урегулированием отношений в обществе.
Любой конфликт между гражданами регулируется установленными юридическими правилами. Различают два основных метода регулирования:
Важно! Диспозитивный метод всегда указывает на тип взаимоотношений между участниками.
Данные методы существенно различаются между собой, поскольку основываются на совершенно различных юридических предписаниях, несмотря на то, что они одинаково направлены на управление субъектных взаимоотношений.
Что такое диспозитивная форма отношений? Понятие диспозитивности происходит от латинского слова dispositivus – распоряжающийся, а диспозитивные нормы гражданского права подразумевают наличие некоторых правил поведения, которые уточняются самим субъектом.
Проще говоря, во взаимоотношениях их участники самостоятельно определяют обязанности и возможности друг для друга. Такая форма взаимоотношений является демократической и характерна для большинства гражданских связей.
Помимо установленных правил, эти законы включают и предписания на случай невыполнения их последующего наказания (штрафы, пеня и пр.). Сегодня Гражданский кодекс РФ содержит в большинстве своем именно такие статьи.
К диспозитивным относятся правовые :
Примерами могут стать статьи 211, 212, 455, 713 ГК РФ. В любой подобной статье предусматривается свобода выбора сторон при определении их обязанностей и прав , основной модели поведения и характера отношения. Достаточно легко сразу определить, что используется именно такой метод урегулирования отношений, – в договоре сторон прописываются фразы «если договор не предусматривает иного» и подобные им.
Императивные нормы права существенно отличаются от диспозитивных, являются их полной противоположностью и не предоставляют свободу действий. Они представляют собой примеры авторитарных законов и установленных правил. Императивность – абсолютная безусловность требований и достаточно точное обозначение прав и обязанностей каждой стороны в споре. Эта форма отношений полностью исключает право выбора и является основой для множества законов, например, прописанных в Уголовном кодексе.
Императивные нормы права можно сразу определить по прописанному закону – он будет включать в себя такие выражения, как «недопустимо», «не могут» или «недействительно», а также другие элементы запрета.
Этот тип предписаний предполагает четкое юридическое ограничение для взаимоотношений , т.е. их субъекты жестко ограничены в возможностях выбора и действиях.
Их цель – защитить экономические свободы сторон и обеспечить защиту важных интересов общества и государства.
Императивность предписаний позволяет гарантировать соблюдение гражданских прав , выделяя наиболее важные, а также обеспечивает следование установленным законодательным предписаниям.
Любая форма закона отличается разнообразностью, и поэтому ее можно по-разному охарактеризовать.
Императивную форму можно классифицировать в первую очередь по характеру предписания:
Кроме этого, их также различают по:
Исходя из данных, которые приведены выше, можно сделать вывод что императивные и диспозитивные уставы имеют существенные различия и противоположны друг другу. Главное отличие императивной нормы в том, что она не позволяет субъекту делать самостоятельный выбор или принимать независимые решения. Все, что она может предоставить субъекту, – это выбор из нескольких предложенных вариантов . А диспозитивные применяются лишь в том случае, когда стороны не предусмотрели иного исхода событий, предоставляя им решать и определять свои обязанности самостоятельно.
Важно! Классификационные различия позволяют применять императивные статьи относительно различных ситуаций и регулировать отношения субъектов на различных уровнях.
Нормы гражданского права охватывают и предписывают действия сторон в любом виде деятельности. Эти законы совершенно разные по своим характеристикам и положениям, но их знания дают возможность субъектам следовать им и компетентно оформлять свою деятельность с точки зрения действующего законодательства.