Как производится официальное опубликование нормативных правовых актов. Законодательный процесс в рф Порядок вступления в силу фз

Нежилые помещения

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


Документ с изменениями, внесенными:

(Российская газета, N 212, 26.10.1999);
(Российская газета, N 238, 24.10.2011) (вступил в силу с 10 ноября 2011 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2017, N 0001201707010030);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010039) (о порядке вступления в силу см. ).

____________________________________________________________________

Статья 1

Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Статья 2

Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

Статья 3

Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Статья 4

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
(Статья в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 289-ФЗ .

Статья 5

Статья 5. "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании (часть дополнительно включена с 26 октября 1999 года Федеральным законом от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ).
____________________________________________________________________
Части первая и вторая предыдущей редакции с 26 октября 1999 года считаются соответственно частями второй и третьей настоящей редакции - Федеральный закон от 22 октября 1999 года N 185-ФЗ .
____________________________________________________________________

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Статья 6

Статья 6. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Статья 7

Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Статья 8

Статья 8. "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:

в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;

во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;

в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Статья 9

Статья 9. Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.

При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Статья 9_1.

Статья 9_1. "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 июля 2017 года N 148-ФЗ .

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, предусматривающие введение, изменение, приостановление или отмену принудительных мер, акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации , указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда Российской Федерации, определения Конституционного Суда Российской Федерации о разъяснении постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а также иные решения Конституционного Суда Российской Федерации, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).
(Часть в редакции, введенной в действие с 8 января 2013 года Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 254-ФЗ ; (в редакции, введеной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 83-ФЗ .

На "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства Российской Федерации, других органов государственной власти Российской Федерации, законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) актов, указанных в части третьей настоящей статьи, осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации.
(Статья дополнительно включена с 10 ноября 2011 года Федеральным законом от 21 октября 2011 года N 289-ФЗ)

Статья 10

Статья 10. Признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст.93);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст.8).

Статья 11

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 12

Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат.veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

С какого времени начинает действовать нормативно-правовой акт? С момента его принятия? С момента его опубликования? Где он должен быть опубликован?

Как закон определяет порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов определяется

  • Федеральным законом от 14.06.94 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" ,
  • Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов Федеральных органов исполнительной власти" .

В силу п.3.ст.15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию . Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как вступают в силу законодательные акты

По общему правилу федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования.

Однако самим законом может быть установлен специальный порядок вступления его в силу .

Наиболее распространенным специальным правилом является указание в самом законе точной даты вступления его в силу, но могут быть и разновидности этого правила:
- например, в Федеральном законе "О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано: "Настоящий Федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования."

"Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете".

Как вступают в силу нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ

Акты Президента РФ , имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования .

Акты Правительства РФ , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента РФ и Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

  • в "Российской газете",
  • в Собрании законодательства РФ,
  • официальными являются также тексты названных актов, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".

Так же как и законы, акты Президента РФ и Правительства РФ могут устанавливать иной порядок вступления их в силу, что широко используется в правотворческой деятельности как Президента РФ, так и Правительства РФ.

Как вступают в силу ведомственные нормативные акты

Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации , утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 указывают, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие права и законные интересы граждан :

  • должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ
  • вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если только самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

При этом под официальной публикацией признается публикация

  • в газете "Российские вести" в течение 10 дней после дня их регистрации,
  • а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" .

Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно - техническим центром правовой информации "Система" .

Акты, не прошедшие государственную регистрацию, или прошедшие регистрацию, но не опубликованные в указанных газетах, не вступают в силу, т.е. не действуют.

Данные положения не распространяются на акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные акты МНС России

Письмом МНС РФ от 10 сентября 2003 г. N 27-0-10/215-АЕ915 журнал "Документы и комментарии" определен в качестве
публикатора официальных нормативных актов МНС России, в том числе не требующих государственной регистрации в Минюсте России.

Как вступают в силу акты субъектов РФ и органов местного самоуправления

Акты субъектов Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в изданиях субъекта РФ - так, например, в Москве акты публикуются

  • в газете "Тверская, 13",
  • в "Ведомостях Московской Думы",
  • в "Вестник Мэрии Москвы".
Если нормативно-правовой акт опубликован в другом издани

Если нормативно-правовой акт опубликован в другом издании, не в том, которое считается официальным? Можно ли им пользоваться? - Тексты правовых актов могут быть опубликованы в любых печатных изданиях или информационных системах и пользоваться ими, конечно, можно. Однако эти публикации не имеют официального статуса и не могут служить основанием для констатации факта вступления в силу правового акта.

Например, бывает, что газеты публикуют какой-либо особо интересный нормативный акт до его регистрации в Министерстве юстиции, а акт не проходит эту регистрацию и поэтому не вступает в силу (и не публикуется в официальном издании).

Как уже отмечалось выше, порядок и сроки вступления законов в силу нормативно уре­гулированы. Базовым актом для федеральных законов является Закон от 14 июля 1994 года (с из­менениями и дополнениями от 22 октября 1999 года) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституцион­ных законов, федеральных зако­нов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Первоочередного внимания заслуживают четыре позиции, закрепленные этим за­коном.

1. Федеральные законы вступа­ют в силу одновременно на всей территории Российской Федера­ции. Интересно отметить, что ис­торически российское законода­тельство в своем развитии прошло несколько этапов, характеризо­вавшихся как разновременным (в зависимости от момента поступле­ния на места официальных изда­ний с текстом закона), так и одно­временным на всей территории страны вступлении в силу законов. Бесспорно, закрепление в действу­ющем российском законодатель­стве принципа одновременного вступления в силу федеральных законов следует признать положи­тельным фактором в правовом ре­гулировании. Такой подход наибо­лее совместим с принципом еди­ной законности, помогает обеспе­чить равенство граждан и других субъектов права, значительно смягчает трудности практическо­го характера, возникающие в пра­воприменительной деятельности.

2. Вопросы вступления законов в силу могут регламентироваться только нормативными актами, име­ющими форму закона . Это важная новелла в российском законода­тельстве. Следует напомнить, что еще в недалеком прошлом, в быт­ность, например, Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, порядок введения в действие конкретного закона мог определяться актом меньшей юри­дической силы, а именно постановлением законодательного органа, принявшего закон.

Сейчас соответствующие нормы о вступлении конкретного закона в силу содержатся либо в специ­альном разделе того же закона, являясь его заключительной час­тью, либо в специальном законе о введении в действие. По мнению М.С.Студеникиной, первый вариант предпочтительнее (если, конечно, речь не идет о слишком большом количестве норм о порядке вве­дения), и вот почему. Во-первых, нормы о вступлении в силу по своему содержанию представляют собой органическую часть самого закона о конкретном позитивном регулировании и разрывать их чаще всего нецелесообразно. Во-вторых, такой подход ориентиру­ет законодателя на решение всех вопросов действия закона в комп­лексе и ограничивает возмож­ность значительного разрыва во времени между принятием основ­ного закона и акта о введении его в действие. В-третьих, исключа­ется искусственное увеличение количества самих законов, что в условиях бума законотворчества немаловажно для реального обес­печения идеи систематизации за­конодательства.

3. В базовом федеральном Законе об опубликовании установлено, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации . Значимость этой нор­мы несомненна. Она направлена на то, чтобы избежать неоправданных задержек с опубликованием (а зна­чит и со вступлением в силу) фе­деральных законов. Ведь не секрет, что, используя сугубо технический прием задержки с опубликованием, государственные структуры, не относящиеся к законодательной ветви власти, могут на длительное время отсрочить вступление в силу уже принятого закона, заблокировать тем самым его реализацию.

4. Законодательным путем зак­реплен принцип определения сро­ков для вступления законов в силу после их опубликования. Общее правило для федеральных законов таково: они вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Нет особой необходимости доказы­вать, какую важную роль играет вступление закона в силу не сра­зу после его опубликования, а по прошествии определенного срока, позволяющего субъектам права уяснить содержание законодатель­ного акта, пока он находится в со­стоянии «бездействия», сообразо­вать с ним свое поведение.

Наряду с общим правилом оп­ределения даты для вступления закона в силу – по истечении де­сяти дней после дня опубликова­ния – законодатель наделен пра­вом в каждом конкретном законе определять время вступления его в силу особо. Причем запретов на уменьшение общего десятиднев­ного срока в законодательстве нет. Значит вполне допустимо, что такой срок может быть либо длин­нее, либо короче срока, установ­ленного Законом об опубликовании. Анализ законотворческой практики по этому вопросу выдвигает следующие проблемы.

Приходится констатировать, что общее правило о вступлении законов в силу по истечении десяти дней после опубликования оказа­лось невостребованным. Более того, за последние годы общее правило превратилось в исключе­ние. Можно привести буквально единичные примеры, когда в законе указывалось бы, что он всту­пает в силу по истечении десяти дней после опубликования или ког­да в нем вообще не содержалось норм о вступлении его в силу, что означало бы автоматическое при­менение общего правила. В 1999 г. из 209 принятых законов только один вступил в силу по истечении десяти дней после публикации. Во всех остальных законах были установлены другие сроки вступле­ния их в силу. Причем сами юридико-технические способы опреде­ления сроков вступления законов в силу весьма разнообразны. Это может быть: а) день опубликова­ния; б) истечение более длитель­ного, чем десять дней, срока пос­ле опубликования (причем этот срок точно установлен); в) указа­ние конкретной даты; г) наступле­ние какого-то определенного со­бытия или совершение каких-то действий. Проиллюстрируем каж­дый из этих способов примерами из законотворческой практики.

Вступление закона в силу со дня его официального опубликования. Этот способ стал приоритетным при определении момента, с кото­рого закон начинает действовать; 150 законов, принятых в 1999 г., вступили в силу именно со дня опубликования. Такой подход под­тверждают и предыдущие годы работы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва. Но объяснить тенденцию объективными причинами, крою­щимися в самой специфике при­нятых законов, весьма затрудни­тельно. В число законов, вводимых в действие непосредственно со дня опубликования, попали законы, совершенно разные и по своему объему, и по кругу субъектов, в адрес которых они направлены, и по характеру регулируемых отно­шений. В этой группе есть зако­ны, состоящие всего из одной-двух статей, а есть и такие, ко­торые насчитывают сто и более статей. Наряду с законами позитивного регулирования в этой группе можно увидеть и такие за­коны, которыми усиливается юри­дическая ответственность за совершенные противоправные деяния, вводятся новые составы правона­рушений, каким-либо иным способом ограничиваются права физических и юридических лиц как сторон правоотношений. В качестве иллюстрации последних можно назвать Федеральный закон от 9 февраля 1999 года, значительно повысивший уголовную ответ­ственность за похищение людей, Федеральный закон от 15 марта 1999 года, установивший уголов­ную ответственность руководите­лей за несвоевременную выплату зарплаты, пенсий и стипендий. Вообще следует заметить, что все десять законов, которые успели уже внести изменения в новый УК РФ, вступали в силу со дня опуб­ликования.

Трудно объяс­нить причину отказа от общего правила вступления в силу и для тех законов, которыми ограничи­ваются права граждан или каким-либо иным способом ухудшается их положение. Почему, например, непременно со дня опубликования нужно было вводить в действие закон, в соответствии с которым не допускаются забастовки или иное прекращение работы авиа­ционным персоналом гражданской авиации? Аналогичный вопрос возникает и в связи с введенным в действие со дня опубликования Федеральным законом от 8 июля 1999 года «О налоге на отдельные виды транспортных средств». От­метим, кстати, что такое реше­ние вопроса применительно к дате вступления в силу закона об уста­новлении нового налога не только нелогично, но и на момент принятия закона находилось в противо­речии с Налоговым кодексом Рос­сийской Федерации.

«Изъятие из обращения» в за­конотворческой практике десяти­дневного срока с момента опубли­кования, в течение которого на­селение имело хотя бы минималь­ные возможности ознакомиться с новшествами в правовом регули­ровании, чревато немалыми нега­тивными последствиями. Отсут­ствие десятидневного срока суще­ственно подрывает принцип «пре­зумпции знания закона», согласно которому никто не может сослать­ся на незнание действующего нор­мативного акта, если таковой в официальном порядке доведен до сведения исполнителей, и укло­ниться под этим предлогом от ис­полнения его предписаний. Чтобы принцип знания закона имел реальные основания и не превратил­ся в пустую формальность, он дол­жен быть обеспечен определенны­ми юридическими гарантиями. Од­ной из таких гарантий является, с нашей точки зрения, правило о том, что закон, усиливающий от­ветственность или иным способом ухудшающий положение лица, не может вступать в силу со дня его опубликования.

Этим концептуальным положе­нием необходимо дополнить За­кон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, феде­ральных законов, актов палат Фе­дерального Собрания Российской Федерации».

Вступление закона в силу по ис­течении более длительного, чем десять дней, срока после его опуб­ликования. Этот срок, судя по практике, может быть различным: тридцать дней, один месяц, три месяца, шесть месяцев. Сразу оговоримся, что представляется неудачным употребление при ис­числении сроков словосочетания «один (три, шесть) месяцев. Коли­чество дней в разных месяцах раз­ное, и это уже само по себе мо­жет создавать сложности в опре­делении даты вступления закона в силу. Чтобы избежать дополни­тельных трудностей для правопри­менителя, целесообразно прямо указывать количество календар­ных дней, по истечении которых с момента опубликования нормы за­кона вступают в силу. Тем более, что такой прием известен в зако­нотворческой практике.

Применительно к рассматрива­емому способу определения даты вступления законов в силу специ­ально следует сказать о Налого­вом кодексе. В нем установлены особые временные рамки вступ­ления в силу такой категории за­конов, которые касаются налогов и сборов. Этому посвящена ч. 1 ст. 5 Кодекса «Действие актов за­конодательства о налогах и сбо­рах во времени». Суть положе­ний, содержащихся в этой статье, сводится к следующему. Законы о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного ме­сяца со дня их официального опубликования и не ранее перво­го числа очередного налогового периода по соответствующему на­логу. Акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одно­го месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части уста­новления новых налогов и (или) сбо­ров, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

Причина установления удлинен­ных (по сравнению с общим) сро­ков для вступления в силу зако­нодательных актов о налогах и сборах вполне понятна. Увеличен­ные сроки дают многочисленным участникам отношений, регулиру­емых законодательством о налогах и сборах, необходимое время для того, чтобы, с одной сторо­ны, объективно проанализировать собственную финансовую базу и механизм влияния через налогообложение на производство и предпринимательство, а с другой – оценить уровень налогового бремени и организовать с учетом баланса публичного и частного интереса весь процесс, охваченный финансами.

Указание на конкретную дату как точка отсчета для вступле­ния закона в силу. Чаще всего этот способ определения времени вступления закона в силу является разновидностью предыдуще­го способа. В большинстве случа­ев устанавливаемая конкретная дата увеличивает временной раз­рыв, между днем опубликования закона и днем введения его в дей­ствие. Например, Уголовный ко­декс Российской Федерации был принят 13 июня 1996 года, а всту­пил в силу с 1 января 1998 года; Семейный кодекс Российской Федерации был принят 29 декабря 1995 года, введен в действие (за некоторыми исключениями) с 1 марта 1996 года. Бесспорно, такая peгламентация сроков вступления законов в силу обеспечивает гражданам большую возможность ознакомиться с самим законом, осмыслить вводимые им новеллы, настроить общественное мнение на их неуклонное исполнение.

Случаи расширения временных рамок между опубликованием за­кона и точной датой его вступления в силу могут быть объясни­мы также тем, что для реализа­ции закона требуется проведение таких-то дополнительных организационных мероприятий, изыска­ние необходимых финансовых, материальных и людских ресур­сов.

Вступление закона в силу при условии наступления определен­ного события или совершения ка­ких-то конкретных действий. От­лагательное условие для вступ­ления закона в силу – довольно распространенный вариант при определении начального момента действия закона во времени.

Наиболее отчетливое проявле­ние этот вариант находит в слу­чаях, когда речь идет о связи вступления закона в силу с при­нятием какого-то специального законодательного акта. Например, в Законе «О введении в действие части первой Гражданского кодек­са Российской Федерации» предус­матривалось, что глава 17 ГК РФ вступает в силу со дня введения в действие нового Земельного ко­декса РФ; Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государ­ственной социальной помощи» вступает в силу со дня установ­ления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с фе­деральным законом «О прожиточ­ном минимуме в Российской Фе­дерации».

Следует заметить, что прием отлагательных условий для опре­деления даты вступления в силу используется иногда как своеоб­разная уловка для того, чтобы от­срочить на значительное время реализацию уже принятого зако­на. Причины такой «отсрочки» мо­гут быть самыми разными, в том числе и конъюнктурными. Под этим углом зрения мы проанали­зировали действие со времени (в части вступления в силу) Налого­вого и Бюджетного кодексов.

Налоговый кодекс (часть пер­вая), принятый 31 июля 1998 года, вводился в действие с 1 января 1999 года, за исключением положе­ний, для которых самим Кодек­сом были установлены иные сро­ки. В большинстве этих «изъя­тых» положений было сказано, что они вводятся в действие со дня вступления в силу второй ча­сти Налогового кодекса РФ. Про­шло уже немало времени, а вто­рой части Налогового кодекса до сих пор нет. На практике это оз­начает, что часть первая, хотя и вступила в силу, но действует усеченно. Это обусловило появ­ление уже в конце 1998 г. многочисленных предложений о целе­сообразности приостановления действия первой части Налогово­го кодекса РФ, что избавило бы от двусмысленности ситуации. На приостановление Налогового ко­декса законодатель не решился, но буквально через полгода пос­ле вступления Кодекса в силу в него было внесено около 200, су­щественных изменений Аналогичная картина со вступ­лением в силу наблюдалась и с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Его приняли 31 июля 1998 года. В Заключительных по­ложениях Кодекса вопрос о его вступлении в силу решался сле­дующим образом: Бюджетный ко­декс РФ вводится в действие фе­деральным законом о введении в действие Бюджетного кодекса. Такой закон пришлось ждать ров­но год. В период этих годичных ожиданий, по существу, создава­лась лишь видимость нового пра­вового регулирования бюджетных отношений.

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации процедура официального опубликования принимаемых ими зако­нов в целом урегулирована их конституциями (уставами) и закона­ми. При этом есть много общего и особенного в подходах к реше­нию данной проблемы. К общим для субъектов Российской Феде­рации подходам следует отнести:

Предусмотрены случаи, когда закон или его часть не под­лежат официальному опубликованию в силу секретности или кон­фиденциальности содержащихся в нем сведений (в таких случаях содержание закона или его части, не подлежащей официальному опубликованию, доводится до сведения исполнителей);

Законодательно определен порядок внесения законов для официального опубликования и источники официального опубли­кования законов (один или несколько);

При этом имеются значительные различия в урегулировании проблемы официального опубликования законов субъектов Рос­сийской Федерации. Например, законодательство города Санкт-Петербурга предполагает наличие пяти источников официального опубликования законов города, причем опубликование в двух из них носит субсидиарный характер (законы, затрагивающие про­блемы бюджета города, могут быть официально опубликованы в журналах «Вестник Администрации Санкт-Петербурга» или «Вестник Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга»). Эти различия обусловлены, во-первых, особенностями каж­дого субъекта Российской Федерации, а, во-вторых, тем, что до принятия Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации» на федеральном уровне не были за­креплены соответствующие нормы. С вступлением в силу указан­ного федерального закона возникла проблема приведения в соот­ветствие с ним действующих нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации по рассматриваемому нами вопросу. В частности, не во всех субъектах Российской Федерации срок официального опубликования вновь принятого закона ограничен 14 днями. Например, в городе Санкт-Петербурге установлен пят­надцатидневный срок. Не во всех субъектах Российской Федерации установлена обязанность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации направлять закон для официального опуб­ликования. Снова обращаясь к примеру Санкт-Петербурга, можно сказать, что в соответствии с законом города от 20 июля 1995 года «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга» вновь принятый закон подлежит официальному опубликованию либо За­конодательным Собранием Санкт-Петербурга в «Вестнике Законо­дательного Собрания Санкт-Петербурга», газете «Санкт-Петербургское эхо», либо Губернатором Санкт-Петербурга в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

В этом плане субъектами Российской Федерации ведется работа по приведению своего законодательства в соответствие с федеральным законодательством.

Следует также отметить, что до настоящего времени в субъ­ектах Российской Федерации остаются не решенными также иные вопросы, связанные с обсуждаемой проблемой. К ним можно отне­сти нарушение сроков официального опубликования законов, до­пущение фактов официального опубликования неполных текстов законов (без сопутствующих им объемных приложений), нерешен­ность вопроса о повторном официальном опубликовании ранее принятых законов и иных нормативных правовых актов, в которые в течение нескольких лет неоднократно вносились изменения и до­полнения. Обращает на себя внимание и тот факт, что многие зако­ны субъектов Российской Федерации официально опубликованы с ошибками и опечатками, работа по исправлению которых не ведет­ся, так как не урегулирован порядок внесения подобного рода ис­правлений. Нельзя считать решенным и вопрос об официальном опубликовании закона на языках народов, проживающих на терри­тории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Несколько более предметно хотелось бы остановиться на некоторых республиканских законах, так как в этих субъектах Федерации накоплен более богатый опыт законотворческой деятельности. Так, в республиканских законах Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карелии вопросам опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов посвящены определенные главы, содержащие статьи или отдельные пункты, закрепляющие порядок опубликования законов, источники официального опубликования законов и сроки вступления законов в силу. Несколько по иному дело обстоит в законе республики Алтай. Порядку опубликования региональных законов в нем посвящены отдельные главы, а порядок вступления законов в силу закреплен в главе: «Действие законов и иных республиканских нормативных правовых актов».

Обращает на себя внимание статья 37 Закона «О нормативных правовых актах республики Адыгея», которая определяет, что законы республики Адыгея вступают в силу по истечении семи дней со дня опубликования, если в законе не установлен иной порядок вступления его в силу. Предположительно «иной порядок» вступления закона в силу может предусматривать, что законы субъекта Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через 10 дней после их официального опубликования. И все-таки представляется оправданным нормативное закрепление десятидневного срока, как это имеет место в других анализируемых республиканских «законах о законах».

Следует подчеркнуть, что в законе «О правовых актах в Кабардино-Балкарской республике», несмотря на то, что глава 6 называется «Подписание, обнародование и вступление в силу законов Кабардино-Балкарской республики» имеется еще и глава 11 под названием «Порядок опубликования правовых актов», где весьма обстоятельно, детально и последовательно закреплен весь алгоритм опубликования республиканских законов, включая вопросы направления законов для официального опубликования, исправления неточностей, допущенных при официальном опубликовании и т.д. Заслуживает внимания часть 2 статьи 61 анализируемого закона, которая закрепляет, что наряду с другими официальными печатными республиканскими органами официальным источником опубликования республиканских законов является Федеральный регистр нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской республики. Необходимо заметить, что ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации является реализацией правовых предписаний Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 года № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ».

Вступление в силу законов субъектов Российской Федера­ции – завершающая стадия законодательного процесса. В соот­ветствии с пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государст­венной власти субъектов Российской Федерации» конституция (ус­тав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу по­сле их официального опубликования.

Федеральный закон не определяет точный срок вступления в силу законов субъектов Российской Федерации после их официаль­ного опубликования. Поэтому можно сделать вывод, что данный срок может быть определен самими субъектами Российской Феде­рации. Учитывая то обстоятельство, что на усвоение содержания ряда законов необходимо определенное время, региональное зако­нодательство может предусматривать достаточно длительный срок вступления закона в силу. Так, в Свердловской области он равен семи дням, в Иркутской области - десяти дням, а в Санкт-Петербурге - четырнадцати дням после официального опублико­вания закона, если в самом законе не установлены иные порядок и сроки его вступления в силу. При этом иной срок вступления обла­стного закона в силу не может начинаться ранее дня, следующего за днем официального опубликования закона. В соответствии с этим правилом, в большинстве случаев законы субъектов Россий­ской Федерации вступают в силу на следующий день после их официального опубликования.

Законодательством субъ­ектов Российской Федерации также могут быть установлены осо­бенности порядка вступления в силу налоговых и иных законов субъекта Российской Федерации. Так, в Свердловской области в соответствии с Областным законом от 9 января 1998 года № 2-03 «О порядке рассмотрения и принятия законов Свердловской облас­ти, требующих внесения изменений в областной бюджет или бюд­жеты областных внебюджетных фондов» законы Свердловской области, предусматривающие внесение изменений и дополнений в областные законы о бюджетном процессе в Свердловской области, о бюджетном регулировании в Свердловской области, установле­ние новых налогов и сборов, передачу органам местного само­управления муниципальных образований отдельных государствен­ных полномочий или изъятие у них таких полномочий, вводятся в действие не ранее 1 января года, следующего за годом принятия указанных областных законов. Областные законы, предусматри­вающие изменения бюджетной классификации Свердловской об­ласти, вносимые в связи с изменениями федеральных законов о на­логах и бюджете, вводятся в действие в том же порядке, что и соответствующие федеральные законы. В иных случаях, прямо не предусмотренных указанным областным законом, областные зако­ны или их отдельные положения, связанные с изменениями бюдже­тов текущего года, могут вводиться в действие в текущем году, но не ранее дня вступления в силу областных законов о внесении из­менений в соответствующий бюджет.

Законы субъектов Российской Федерации по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории субъекта Рос­сийской Федерации (если в самом акте о введении его в действие не установлено иное) и распространяются на всех лиц, проживаю­щих или пребывающих на территории субъекта Российской Феде­рации, за исключением случаев, предусмотренных международны­ми договорами Российской Федерации, федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Заключение

Делая общий вывод о правовой регламентации введения федеральных законов в действие, следует сказать, что Федеральный закон 1994 г. «О порядке опубли­кования и вступления в силу фе­деральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания Российской Федерации» нуждается в существенном совершенствовании, поскольку он не решает (либо решает не полностью) многих вопросов, касающихся одного из важных аспектов действия закона во времени – аспекта вступления закона в силу

Что же касается вопросов правовой регламентации опубликования и введения в действие региональных законов, практически во всех субъектах Российской Федерации отсут­ствует необходимая научно-методическая база, позволяющая осу­ществлять официальное опубликование законов на уровне, отве­чающем современным требованиям учета, систематизации и классификации нормативных правовых актов. Данные обстоятельства негативно сказываются на состоянии правовой регламентации завершающей стадии законодательного процесса.

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНФТИТУТ

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ

Е.А. Магомедова

Ред. от 22.05.2015 // Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее — НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений.

Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.

Во-вторых, помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.

ПОРЯДОК ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ:

С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальные источники опубликования : «Российская газета», «», дополнительно с 26.10.1999 — «Парламентская газета», дополнительно с 10.11.2011 — размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

1. Акты высших органов законодательной власти РФ

Период действия порядка вступления в силу: 15.06.1994 — по настоящее время

Вид документа: Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания

Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации «, «Парламентская газета »

Срок вступления в силу: по истечении 10 дней после для их официального опубликования

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Федеральный закон от 14.06.1994 № 5-ФЗ

2. Акты Президента РФ

Вид документа: Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации »

3. Акты Правительства РФ

Период действия порядка вступления в силу: 05.06.1996 — по настоящее время

Вид документа: Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организации

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Собрание законодательства Российской Федерации »

Срок вступления в силу: по истечение 7 дней после для их первого официального опубликования, если в самом акте не установлен иной порядок вступления в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

4. Решения Конституционного Суда РФ

Период действия порядка вступления в силу: 05.08.1991 — по настоящее время

Вид документа: Решения Конституционного Суда РФ

Срок вступления в силу: немедленно после провозглашения

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 78 и 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ; статья 49 Закона РСФСР от 12.07.1991 № 1599-1

5. Нормативные правовые акты (НПА) федеральных органов исполнительной власти (ОИВ)*,**

Период действия порядка вступления в силу: 18.08.1998 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные правовые акты федеральные органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ***

Официальный источник опубликования: «Российская газета

Срок вступления в силу: по истечении 10 дней после для их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

*Указом Президента РФ от 16.05.1997 № 490 порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти с 19.05.1997 был дополнен следующим положением: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, вступают в силу со дня их регистрации в Минюсте РФ, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

**Существуют особенности вступления в силу нормативных правовых актов некоторых ведомств.

***С 20 марта 2001 г. Указом Президента РФ от 20.03.2001 № 318 введена государственная регистрация нормативных правовых актов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФ РФ), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). На эти акты распространяются условия и порядок вступления в силу, действующий для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

6. Вступление в силу правовых актов Банка России

Период действия порядка вступления в силу: 13.07.2002 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные акты банка России

Срок вступления в силу: по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, установленных Советом директоров

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 7 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ

7. Вступление в силу правовых актов Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР РФ, ранее — ФКЦБ РФ)

Период действия порядка вступления в силу: 01.07.2004 — по настоящее время

Вид документа: Нормативные акты ФСФР РФ, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763;
статья 43 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ

8. Вступление в силу правовых актов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области таможенного дела

Период действия порядка вступления в силу: 01.01.2004 — по настоящее время

Вид документа: Правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять нормативно-правовое регулирование в области таможенного дела*, зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ

Официальный источник опубликования: «Российская газета «, «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»

Срок вступления в силу: по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу

Нормативные акты, регулирующие данные вопросы: Статья 5 Таможенного кодекса РФ (Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ)**; Указ Президента РФ от 23.05.1996 № 763

*До 01.07.2004 – ГТК РФ; с 01.07.2004 по 11.05.2006 – Минэкономразвития РФ; с 12.05.2006 – ФТС РФ.

**Статьей 5 таможенного кодекса РФ предусмотрены следующие исключения:
1) правовые акты изданы на основании и во исполнение актов таможенного законодательства, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, соответствующие положения которых вводятся в действие в более короткие сроки;
2) правовые акты устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу;
3) Таможенным кодексом РФ установлен специальный порядок вступления в силу этих актов. Специальный порядок определен статьями 63, 124 и 125 Таможенного кодекса РФ и касается нормативных правовых актов, устанавливающих:
— перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления;
— перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации;
— места декларирования отдельных видов товаров.
Указанные правовые акты вступают в силу не ранее чем по истечении 90 дней со дня их официального опубликования. При этом акты, устанавливающие перечни документов и сведений, необходимых для таможенного оформления, и перечни сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, могут вступать в силу и в более короткие сроки в случаях, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 3 статьи 5 Таможенного кодекса РФ.

«Официальный интернет-портал правовой информации » (www.pravo.gov.ru) является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. (статья 9.1 Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» )

Источник информации:
1/ Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс: Учебник для вузов / Под общ. ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина - М.: ЗАО «Консультант Плюс - Новые Технологии», 2009. - 256 с.: ил. ISBN 978-5-903288-03-8.
2/
Справочная информация: «Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) (скачать…)