Любые три характеристики общества как динамичной системы. Общество как динамичная система

Долевая собственность

"Общество как динамичная система".

Вариант – 1.

А. 1.Выделяя основные элементы общества, их взаимосвязь и взаимодействие, ученые характеризуют общество как

1)систему

2) часть природы

3) материальный мир

4) цивилизацию

2.Общество в понимании ученых - это:

2) способы взаимодействия и формы объединения людей

3) часть живой природы, подчиняющаяся ее законам

4) материальный мир в целом

3.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов.

Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

4. В отличие от природы, общество

1) является системой 3) выступает в качестве творца культуры

2) находится в развитии 4) развивается по собственным законам

5. Появление частной собственности на средства производства привело к усилению расслоения общества. Связь каких сторон жизни общества проявилась в этом явлении?

1)производства, распределения, потребления и духовной сферы

2)экономики и политики

3) экономики и социальных отношений

4) экономики и культуры

6. Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

1) становление социально-ориентированной экономики

2) возрождение культурных и нравственных ценностей

3) разрыв в уровне развития между регионами планеты

4) развитие международного сотрудничества

7.Верны ли следующие суждения об обществе?

А. К числу подсистем и элементов общества относятся соци­альные институты.

Б. Не все элементы общественной жизни подвержены изме­нениям.

1)верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4)оба суждения неверны

8. Какой из названных признаков характеризует индустриаль­ное общество?

1) ведущая роль сельского хозяйства 3) слабый уровень разделения труда

2) преобладание промышленности 4) решающее значение сферы услуг в экономике

9. Какой из признаков присущ традиционному обществу?

1) интенсивное развитие инфраструктуры 3) преобладание патриархального типа семьи

2) компьютеризация промышленности 4) светский характер культуры

10. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

1) формированием рыночной экономики 3) развитием средств массовой коммуникации

2) ограничением социальной мобильности 4) организацией фабричного производства

11. Характерной чертой западной цивилизации является:

1) низкая социальная мобильность

2) длительное сохранение традиционных правовых норм

3) активное внедрение новых технологий

4) слабость и неразвитость демократических ценностей

12.Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления междуна­родных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

1)верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4)оба суждения неверны

13. Страна А. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности А. к обществам постин­дустриального типа?

1) Страна имеет многоконфессиональный состав населения.

2) Страна имеет разветвленную сеть железнодорожного транспорта.

3) Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей.

4) В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности.

14.Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является:

1)революционный характер перемен 3) насильственные методы

2)скачкообразность 4) постепенность

В. 1 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Западную цивилизацию называют ____(1). Сло­жившееся в европейском регионе _____(2) производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда и способов воздействия на природу. В связи с этим сформировалась новая система ценностей: на первый план выдвигается активная творческая, ______(3) деятельность человека.

Безусловную ценность приобрело_______(4) познание, расширяющее интеллектуальные силы человека, его изобретательные возможности. Запад­ная цивилизация выдвинула в качестве важнейших ценностей _____(5) личности и ______(6) собственность. Главным регулятором общественных отношений являются_____(7).

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов.

а) частная

б)коллективная

в)правовые нормы

г) индустриальная

д) приспосабливающаяся

ж) научное

з) преобразующая

и)свобода

к) религиозное

2. Найдите в приведенном списке черты общества как дина­мичной системы и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) обособление от природы

2) отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных инсти­тутов

3) способность к самоорганизации и саморазвитию

4) выделение из материального мира

5) постоянные изменения

6) возможность деградации отдельных элементов

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «цивилизация»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о цивилизации.

С2. Раскройте на трех примерах достоинства формационного подхода.

С3. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет ав­тор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дото­ле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение авто­ра: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радуж­ных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть кон­траст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С4*Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека)

В определении понятия «общество» в научной литературе существует многообразие подходов, что подчеркивает абстрактный характер этой категории, и, определяя ее в каждом конкретном случае, необходимо исходить из того, в каком контексте употребляется это понятие.

1) Природный (влияние географических и климатических условий на развитие общества).

2) Социальный (причины и исходные моменты общественного развития обусловлены самим обществом).

Совокупность этих факторов предопределяет общественное развитие.

Существуют различные пути развития общества:

Эволюционный (постепенное накопление изменений и их естественно-обусловленный характер);

Революционный (характеризуется относительно быстрыми изменениями, субъективно направляемыми на основе знания и действий).

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Общественный прогресс в созданных в XVIII—XIX вв. трудах Ж. Кондорсе, Г. Гегеля , К. Маркса и других философов понимался как закономерное движение по единому для всего человечества магистральному пути. Напротив, в концепции локальных цивилизаций прогресс представляется идущим в разных цивилизациях различными путями.

Если вы мысленно окинете взглядом ход мировой истории, то в развитии разных стран и народов заметите немало общего. Первобытное общество везде сменилось обществом, управляемым государством. На смену феодальной раздробленности пришли централизованные монархии. Во многих странах произошли буржуазные революции. Колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Вы сами могли бы продолжить перечисление сходных событий и процессов, происходивших в различных странах, на разных континентах. В этом сходстве проявляется единство исторического процесса, определенная тождественность сменяющих друг друга порядков, общность судеб различных стран и народов.

Вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей. Многообразие конкретно-исторических процессов вызвано и различием природных условий, и спецификой хозяйства, и своеобразием духовной культуры, и особенностями образа жизни, и множеством других факторов. Значит ли это, что каждой стране предопределен свой собственный вариант развития и он является единственно возможным? Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Альтернативные варианты нередко предлагают те или иные группы общества, различные политические силы.

Вспомним, что при подготовке Крестьянской реформы , проведенной в России в 1861 г., разные общественные силы предлагали неодинаковые формы осуществления перемен в жизни страны. Одни отстаивали революционный путь, другие — реформистский. Но среди последних не было единства. Предлагалось несколько вариантов реформ.

А в 1917-1918 гг. перед Россией возникла новая альтернатива: либо демократическая республика, одним из символов которой было всенародно избранное Учредительное собрание, либо республика Советов во главе с большевиками.

В каждом случае выбор был сделан. Такой выбор совершается государственными деятелями, властвующими элитами, народными массами в зависимости от соотношения сил и влияния каждого из субъектов истории.

Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельна. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Так, например, мы видели, что ликвидация изжившего себя крепостного права была возможна и в форме революции, и в форме осуществляемых государством реформ. А назревшая потребность в ускорении экономического роста в разных странах осуществлялась либо путем привлечения новых и новых природных ресурсов, т. е. экстенсивным путем, либо путем внедрения новой техники и технологии, повышения квалификации работников, на основе роста производительности труда, т. е. интенсивным путем. В разных странах или одной и той же стране могут быть использованы различные варианты реализации однотипных изменений.

Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции — единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

С1 . Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

С4 . Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «втор­гаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5 . Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную

склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого

насилия, идущих от религиозных, в частности хри­стианских, традиций... Так

цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все

возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю,

промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-

помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по

установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мыс­ли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира».

(Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

(Ж. Волъфром)

3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченно­сти. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание нико­гда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Пред­ставлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

С8 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

С9 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А.Лекторский)

1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ

Часть 2 Уровень В

№ задания ответ
естественная
регресс
АБВГ
В;А;Г;Б
В;Г;Ж
В;А;Б;Г
духовная
2,3,4
духовное
1,3,4,5,6
1,2,4,6
ручной
1,2,4,6
3,5,6
ВВАБГ
Общественными
БВА
3,4,2,1,5
Сферы, сферами
Общественный прогресс
Б;А;Г;В
1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э
Г;В;Б;Д;А
1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10
1,3,4.7,9
5,10,12,13,14
3,4,5,7,8,9

Часть 3. Уровень С

С1 .Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

Целостность;

Состоит из взаимосвязанных элементов;

Элементы изменяются с течением времени;

Меняется характер взаимосвязи между системами;

Меняется система в целом.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ:

Первобытную

Рабовладельческую

Феодальную

Капиталистическую (буржуазную)

Социалистическую (коммунистическую)

СЗ . Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустри­альное.

Признаки:

Доиндустриальное общество: основа - сельское хозяйство;

Индустриальное общество: основа - крупная промышленность;

Постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: осно­ва - информация.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

Общество и природа взаимосвязаны;

Природа - естественная среда обитания общества;

Цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;

Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя ат­мосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;

В результате возникла угроза глобальной экологической катастро­фы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;

В нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответст­венность за такие экологические преступления, как нарушение пра­вил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д.

Могут быть приведены другие позиции.

С5 . Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:

Угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север - Юг»;

Угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к техно­логиям производства оружия массового поражения;

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде все­го как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развиты­ми странами.

С6 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Выделены проблемы:
- ограниченность ресурсов;

Неравномерность развития (проблема «Север - Юг»);

Демографическая;

Последствия НТР.

2) Могут быть сделаны предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле;

Формирование общества потребления делает скорость и комфорт при­оритетными ценностями.

Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.

3) Могут быть указаны, например:
коммунистические утопии;

Вера во всемогущество научно-технического прогресса;

Вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Про­свещения.

Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл сужде­ния.

4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы:
демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран;

в результате - слабое участие в мировом разделении труда;

как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от бога­тых стран. Могут быть приведены другие аргументы.

С8 . Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

2) В ответе могут быть приведены следующие фразы:

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».

3) Могут быть приведены следующие объяснения:

1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды.

2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества.

3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество.

4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам.

Могут быть приведены другие объяснения.

4) Правильный ответ может содержать следующие предположения:

1) «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

5) «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

Могут быть высказаны другие предположения.

С9 .Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа»;

2) «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.».

2) Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система;

2) целостная система;

3) самоорганизованная система.

3) Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основание аргументы.

4) Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения:

в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определённая социальная организация;

5) формируются духовные институты.

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В широком смысле общество это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960-е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз-вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления — особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества — это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно-технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство — расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно-технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы — промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких-то глобальных целей, а для определенной пользы) — новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации — в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно-денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970-е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее — человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы — отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Социология становится все более популярной наукой, как и раздел обществознания, изучаемый еще в школе. В чем секрет? Конечно же, в том, что общество становится все более современным и развивает науки, касающиеся Информационные технологии ушли далеко вперед, но это никак не отменяет ценности гуманитарных дисциплин.

Общество

Что же мы имеем в виду, когда говорим слово "общество"? Есть столько значений, что можно написать целый словарь. Чаще всего мы называем обществом совокупность людей, которые нас окружают. Однако есть и более узкие смыслы этого понятия. Например, говоря об этапах развития всего человечества, мы называем рабовладельческое общество, подчеркивая тот тип строя, который существовал в то время. Национальная принадлежность также выражается через данное понятие. Поэтому говорят об английском обществе, отмечая его изысканность и чопорность. Кроме того, можно выразить и сословную принадлежность. Так, дворянское общество в прошлом веке считалось наиболее престижным. Цели группы людей выражаются через это понятие весьма ясно. Общество защиты животных отображает собой совокупность единомышленников.

Что характеризует общество как динамичную систему? И что есть общество? Если говорить более широко, то обществом можно назвать все человечество. В таком случае следует подчеркнуть, что данное понятие обязательно должно объединять в себе аспект связи с природой и людей друг с другом.

Признаки общества

Что характеризует общество как динамичную систему? Этот вопрос закономерен. И возникает он потому, что это связано со следующим аспектом в изучении обществознания. Для начала стоит уяснить, что обозначает термин "система". Это нечто сложное, обозначающее совокупность элементов. Они одновременно едины и взаимодействуют друг с другом.

Общество - очень сложная система. Почему? Все дело в количестве частей и связей между ними. Структурные подразделения здесь играют первичную роль. Система в социуме открыта, так как он взаимодействует с тем, что его окружает, без каких-либо видимых помех. Общество материально, потому что есть в действительности. И, наконец, социум динамичен. Общество как динамичную систему характеризует наличие перемен.

Элементы

Как уже говорилось выше, социум сложен и состоит из различных элементов. Последние можно объединить в подсистемы. В жизни социума их можно выделить не одну, а четыре. Если отличает признак изменчивости, то подсистемы равноценны сферам жизни. Экономическая сторона отражает прежде всего распределение, производство и потребление благ. отвечает за связи между гражданами и государством, организацию партий и их взаимодействие. Духовная связана с религиозными и культурными изменениями, созданием новых предметов искусства. А социальная - в ответе за взаимоотношения классов, наций и сословий, а также граждан разных возрастов и профессий.

Социальный институт

Общество как динамичную систему характеризует его развитие. Кроме того, важную роль в этом играют институты. существуют во всех сферах жизни, характеризуя ту или иную ее сторону. Например, самый первый "пункт" социализации ребенка - это семья, ячейка, преобразующая его задатки и помогающая жить в обществе. Затем выделяется школа, где ребенок учится не только пониманию наук и развивает навыки, но и приучается к процессу взаимодействия с другими людьми. Высшую ступень в иерархии институтов будет занимать государство как гарант прав граждан и самая большая система.

Факторы

Что характеризует общество как динамичную систему? Если это перемены, то какие? Прежде всего, качественные. Если общество становится сложнее по характеру, значит, происходит его развитие. Оно может быть в разных случаях. Факторы, которые на это влияют, также бывают двух видов. Природный отражает изменения, которые произошли из-за смены климата, географического положения, катастрофы соответствующего характера и масштаба. Соцфактор подчеркивает, что изменения произошли по вине людей и общества, в котором они состоят. Перемены не обязательно несут положительный характер.

Пути развития

Отвечая на вопрос, что характеризует общество как динамичную систему, мы указали на его развитие. А как именно оно происходит? Существуют два пути. Первый называют эволюционным. Он означает, что перемены происходят не сразу, а с течением времени, иногда очень долгого. Постепенно общество меняется. Этот путь носит естественный характер, так как процесс обусловлен рядом причин. Другой путь - революционный. Он считается субъективным, потому что происходит внезапно. Не всегда знания, используемые для действия революционного развития, правильны. Зато скорость его явно превышает эволюцию.