Порядок регистрации коллективного договора. Обязательно ли регистрировать колдоговор. Порядок уведомительной регистрации колдоговора

Долевая собственность

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения – соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Комментарий:

Согласно статье 50 Трудового кодекса РФ коллективный договор и соглашение должно быть направлено на уведомительную регистрацию в течение семи дней со дня подписания его сторонами. Отраслевые и межрегиональные соглашения направляются на регистрацию в Министерство труда и социального развития РФ. Региональные соглашения регистрируются соответствующим органом по труду субъекта федерации. Законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность наделения органов местного самоуправления (например, комитета по труду администрации муниципального образования) полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений. Вступает в силу соглашение вне зависимости от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении указанной процедуры соответствующие органы выявляют условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, и сообщает об этом представителям сторон, подписавших соглашение (договор).

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. До участников соглашения оно доводится, как правило, в месячный срок. После вступления в силу соглашения стороны в разумные сроки могут разработать планы по реализации его положений.

В трудовом законодательстве существует иерархия соглашений и коллективных договоров, согласно которой нижестоящее соглашение или коллективный договор не может ухудшать положение работников по сравнению с вышестоящим соглашением. Вышестоящие соглашения могут содержать в себе рекомендации и требования к содержанию нижестоящих соглашений, коллективных и индивидуальных договоров.

В этой связи стоит отметить Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства (утв. приказом от 2 марта 2012 г. N 192н).

Согласно Регламенту государственная услуга предоставляется по запросам заявителей (представителей работодателей – получателей государственной услуги), которыми являются:

общероссийские объединения работодателей;

представители работодателей.

Регистрации в рамках предоставления государственной услуги подлежат соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется заявителям в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги, с использованием средств телефонной связи, электронного информирования, размещается на официальных сайтах органов, участвующих в предоставлении государственной услуги, в сети Интернет, публикуется в средствах массовой информации, распространяется в виде информационных материалов (брошюр, буклетов и т.д.), а также другими способами.

Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется представителям заявителей на приёме при личном обращении, по телефону, по электронной почте, а также по каналам факсимильной и электронной связи. В Регламенте также указаны все возможные контакты Роструда: сайт www.rostud.ru телефон 84956988204, адрес в Москве – Биржевая площадь, д. 1. Информация о правилах предоставления государственной услуги предоставляется бесплатно. При этом, при личном обращении заявителя, последний не должен ждать более 40 минут.

Государственная услуга по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства – также предоставляется Рострудом. Результатом предоставления государственной услуги является уведомительная регистрация отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства:

занесение в Журнал учета запросов заявителей по регистрации в уведомительном порядке отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства*(6), информации о регистрационном номере соглашения и дате регистрации либо об отказе в приёме документов;

направление заявителю письменного уведомления о регистрации соглашения и занесение соответствующей информации в Журнал учета запросов заявителей.

Максимально допустимые сроки предоставления государственной услуги не должны превышать 30 календарных дней с момента регистрации запроса заявителя в Роструде.

В случае необходимости получения дополнительной информации и уточнения имеющихся сведений, необходимых для предоставления государственной услуги, сроки предоставления государственной услуги могут быть продлены руководителем Роструда либо уполномоченным на то лицом не более чем на 30 календарных дней с сообщением заявителю о продлении срока предоставления государственной услуги.

Для получения государственной услуги необходимо направить в Роструд запрос заявителя, оформленный в соответствии с требованиями Административного регламента (приложение N 2 к Административному регламенту), при этом запрос может быть направлен в форме электронного документа.Запрос заявителя адресуется на имя руководителя Роструда и оформляется на бланке письма заявителя, за подписью уполномоченного представителя заявителя. Документы, необходимые для предоставления государственной услуги, должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде на русском языке, при этом не допускается использование сокращений слов и аббревиатур.

В запросе заявителя должна содержаться следующая информация:

1) наименование и правовой статус заявителя;

2) почтовый адрес заявителя, по которому должен быть направлен ответ;

3) контактные телефоны и адрес электронной почты заявителя (последнее – при наличии).

4) просьба заявителя об уведомительной регистрации соглашения;

5) фамилия, имя, отчество представителя заявителя (последнее – при наличии);

6) информация о второй стороне коллективных переговоров (наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя;

7) дата составления запроса, личная подпись представителя заявителя, его должность или статус согласно полномочиям.

К запросу заявителя должны прилагаться:

1) соглашение на бумажном носителе (подлинник), пронумерованное, прошитое и скрепленное печатями сторон соглашения;

2) соглашение в форме электронного документа;

3) для общероссийского объединения работодателей (дополнительно), заверенные надлежащим образом копии устава и свидетельства о регистрации, а также состав членов объединения на момент подписания соглашения.

Органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:

предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;

предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В приеме документов отказывается по одному из следующих оснований:

1) заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги, предусмотренные Административным регламентом;

2) представленные заявителем документы не соответствуют требованиям к оформлению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренным Административным регламентом.

3) обращение заявителя не относится по существу к предоставлению государственной услуги;

4) правовой статус заявителя не соответствует требованиям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и пунктом 2 Административного регламента;

5) текст запроса заявителя не поддается прочтению.

Оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче представителем заявителя запроса о предоставлении государственной услуги

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявителем запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги не должен превышать 40 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

Срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги не должен превышать 30 минут.

Учет запросов заявителей осуществляется специалистом Роструда в Журнале учета запросов заявителей.

Поступившие письменные заявления (в том числе в электронном виде) регистрируются в течение рабочего дня с момента поступления в структурном подразделении, на которое возложены функции по документальному обеспечению Роструда, и передаются в структурное подразделение, на которое возложены функции по предоставлению государственной услуги, в день регистрации.

В Журнале учета запросов заявителей в письменном виде фиксируется информация о процедуре исполнения государственной услуги.

Ведение Журнала учета запросов заявителей осуществляется также в электронном виде.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной и текстовой информации о порядке предоставления такой услуги

Прием заявлений от получателей государственной услуги (их законных представителей) и их регистрация осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях.

Каждое рабочее место специалиста, ведущего прием получателя государственной услуги, оборудуется персональным компьютером с возможностью доступа к информационным базам данных, печатающим, а также сканирующим устройством (по возможности).

Специалисты, осуществляющие прием получателей государственных услуг, обеспечиваются личными нагрудными идентификационными карточками (бэйджами) и (или) настольными табличками.

Кабинеты приема получателей государственных услуг оснащены информационными табличками (вывесками) с указанием номера кабинета.

В помещениях, в которых предоставляется государственная услуга, для ожидания приема получателей государственной услуги (их законных представителей) оборудуются места (помещения), имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов, санитарно-технические помещения (санузел), в том числе для инвалидов, а также лиц с ограниченными физическими возможностями, и места хранения верхней одежды посетителей.

Количество мест для ожидания приема получателей государственной услуги определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании.

Помещения оборудуются системами кондиционирования (охлаждения и нагревания) воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На стенах оборудуются стенды с информацией о правилах предоставления государственной услуги.

Текстовая и мультимедийная информация о порядке предоставления государственной услуги размещается на информационном стенде в помещении Роструда для ожидания и приема граждан (устанавливаются в удобном для граждан месте), а также на официальном интернет-сайте Роструда.

Оформление текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления государственной услуги должно соответствовать оптимальному зрительному и слуховому восприятию этой информации гражданами.

Основным показателем качества и доступности государственной услуги является оказание государственной услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Оценка качества и доступности государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям:

– степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации);

– возможность выбора заявителем формы обращения за предоставлением государственной услуги (лично, посредством почтовой связи, в форме электронного документооборота через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций);

– своевременность предоставления государственной услуги в соответствии со стандартом ее предоставления, установленным Административным регламентом.

Показатели доступности и качества государственной услуги определяются на основе ежегодного мониторинга, путем сравнительного анализа нормативных значений показателей с фактическими значениями показателей в отчетном году.

Приложение № 2

к Административному регламенту предоставления Федеральной

службой по труду и занятости государственной услуги по

уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне социального

партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

На бланке письма Руководителю

заявителя Федеральной службы

по труду и занятости

Прошу предоставить государственную услугу по уведомительной регистрации ___________________________________________________

(полное наименование отраслевого (межотраслевого) соглашения,

заключенного на федеральном уровне социального партнерства)

Дата подписания соглашения сторонами коллективных переговоров ______________________________________________________________

Наименование и правовой статус заявителя

______________________________________________________________

Почтовый адрес заявителя (по которому должен быть направлен ответ) ________________________________________________________

Адрес электронной почты заявителя ___________________________

Контактные номера телефонов заявителя ______________________

Информация о второй стороне коллективных переговоров ___________________________________________________________________________________________________________________________________

(наименование, правовой статус, почтовый адрес, контактные номера телефонов, адрес электронной почты (при наличии), фамилия, имя, отчество и должность представителя)

________________________________

(дата составления запроса)

Представитель заявителя:

______________________________________________________________

______________________________________________________________

(должность) (статус согласно полномочиям)

(подпись) (фамилия, имя, отчество)

Приложение № 3

к Административному регламенту предоставления

Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги

по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых)

соглашений, заключенных на федеральном уровне

социального партнерства, утвержденному приказом

Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Показатели доступности и качества государственной услуги

Наименование показателей доступности и качества

Нормативное значение показателя (%)

Фактическое значение показателя в отчетном году (%)

1. Доступность

1.1. Количество заявителей, удовлетворенных информацией о порядке предоставления услуги и способами ее* получения

1.2. Количество правильно заполненных заявителем документов, сданных им с первого раза

1.3. Количество форм, информация о заполнении которых доступна через Интернет

1.4. Количество случаев предоставления услуги в установленный срок с момента сдачи документов заявителем

1.5. Количество заявителей, ожидавших получения услуги в очереди более максимального срока, установленного регламентом

2. Качество

2.1. Количество заявителей, удовлетворенных качеством процесса предоставления услуги

2.2. Количество правильно оформленных документов сотрудником Роструда в процессе оказания услуги

2.3. Количество обоснованных жалоб к общему количеству обслуженных заявителей

2.4. Количество обоснованных жалоб, рассмотренных в установленный срок

2.5. Количество заявителей, удовлетворенных установленным порядком, в т.ч. сроками обжалования

Коллективный договор (далее КД) – документ, заключаемый между нанимателем и работниками. Регламентирует трудовые и социальные отношения. Относится к категории правовых актов. Заключение данного соглашения не является обязанностью и происходит исключительно на добровольной основе при согласии обеих сторон. Согласно Трудовому Кодексу РФ положения коллективного договора не должны ущемлять права и условия труда работников. Важно знать, как происходит регистрация коллективного договора.

Общие положения

Взаимодействие по разработке и согласованию договора происходит при обоюдном участии сторон после того, как одна из них инициирует заключение колдоговора. Заинтересованные стороны согласовывают время и место переговоров, заявляют представителей для участия. В ходе проведения переговоров обсуждаются условия, регулируются разногласия. Итогом является согласованный и подписанный договор.

КД должен быть представлен в орган исполнительной власти по труду и занятости в течение 7-и дней с момента заключения. Этот момент зафиксирован в статье 50 ТК РФ. Данное действие является обязательным. Ответственность за выполнение этой обязанности возлагается на нанимателя. Однако, несмотря на законодательно утверждённую необходимость данной процедуры, документ вступает в силу вне зависимости от ее проведения.

Цели уведомительной регистрации коллективных договоров:

  • сбор и каталогизация данных о числе и составе действующих договоров;
  • контроль наличия в КД критериев, ухудшающих положение сотрудников;
  • наблюдение за исполнением всех пунктов КД.

КД начинает действовать с даты, указанной в соответствующем пункте. Если же данный пункт отсутствует, то начало действия КД датируется следующим рабочим днём после подписания.

За регистрацию КД отвечает территориальный орган по труду. До обращения туда заявителю придётся составить заявление в установленной законом форме, и собрать пакет необходимых документов.

Получить образец заявления и уточнить список документов можно:

  • обратившись непосредственно в ответственную организацию;
  • воспользовавшись официальным сайтом.

После обращения за услугой заявление регистрируется с присвоением уникального номера. Указывается также дата регистрации и данные заявителя. Далее производится проверка наличия нужных документов и их соответствия установленным нормам. После чего КД отправляется на проверку, в ходе которой выявляются условия, противоречащие действующему трудовому законодательству. Если ненадлежащие условия зафиксированы, стороны получают соответствующее извещение.

Отказ от регистрации не может быть основан на выявленных в соглашении нарушениях. Процедура проводится, но несоответствующие пункты признаются несостоятельными, а их применение незаконным.

По согласованию сторон в коллективный договор могут быть внесены изменения. Этот процесс также сопровождается переговорами и обоюдным подписанием дополнительных соглашений. Обязательной регистрации подлежат все внесённые изменения и дополнения.

Для начала процесса регистрации на этапе подачи заявления заявитель обязан представить нижеуказанную документацию:

  1. Заявление, заполненное по образцу.
  2. Коллективный договор в трёх экземплярах (два из них возвращаются заявителю, один остаётся в регистрирующей организации). К договорам предъявляются обязательные требования. Каждый экземпляр сброшюрован, пронумерован, количество листов указано на титульном листе и заверено печатью организации и подписью ответственного лица. Все экземпляры с оригинальными подписями представителей обеих сторон и с печатью организации. На последнем листе под реквизитами сторон необходимо добавить поля для заполнения сотрудником регистрирующего органа. Должны быть предусмотрены поля для регистрационного номера, названия органа, проводящего регистрацию, дата и место для печати.
  3. Копия протокола общего собрания о назначении посредника и передаче ему прав на обсуждение условий и последующее закрепление КД.

Перечень данных об организации, заверенный подписью руководителя и оригинальной печатью, включающий:

  • юрадрес организации + фактический;
  • адрес регистрации;
  • основной род деятельности;
  • общее число работников;
  • суммарный капитал для обеспечения льгот семьям сотрудников;
  • ФИО уполномоченных, подписавших документ;
  • контакты сторон.

Документы должны быть оформлены согласно предписанным нормативам. В противном случае они будут возвращены для переоформления.

Сроки оказания госуслуги по регистрации КД регулируются специальными актами.

Так в случае самостоятельного обращения, административное действие ограничено временными рамками:

  • проверка бумаг, решение о возможности оказания услуги – до 20 минут;
  • взаимодействие со специалистом, если в итоге принято решение услугу предоставить – до 30 минут;
  • передача заявляющему лицу нужных бумаг – до 10 минут.

Если заявка подаётся в письменной форме, нормативный срок проверки не более 15-и дней. При подаче заявления через МФЦ рассмотрение также в течение 15-и дней.

Предусмотрена также обязательная регистрация КД в электронном виде. Для этого существует электронный журнал регистрации. Данные в электронный журнал заносятся в течение пяти суток с момента регистрации. Проверка на наличие в КД условий, не отвечающих требованиям трудового законодательства, занимает не больше двадцати пяти суток.

Согласно принятым административным нормам должно быть обеспечено своевременное оповещение заявителя об итогах проверки либо об отказе от её проведения. Оповещение проводится сообразно тому, каким образом подавалась заявка на проведение процедуры.

В случае личного обращения гражданина, документы передаются ему лично при повторном посещении. Если же заявление отправлялось по почте, то сотрудники регистрирующего органа обязаны связаться с отправителем, чтобы уточнить, каким путём он предпочитает получить документы.

При несоблюдении его интересов истец имеет право обжаловать действия органа по труду или принятое им решение в досудебном порядке.

Этим правом можно воспользоваться в нижеприведённых ситуациях:

  • обращение не зарегистрировано должным образом;
  • срок оказания услуги не соответствует установленному;
  • от сотрудника ответственной организации получено требование о предоставлении дополнительных данных, не заявленных в нормативных актах;
  • отклонение правильно оформленных бумаг, поданных согласно списку;
  • немотивированное несогласие оказать услугу либо основания отказа надуманны и не законны;
  • выдвинуто условие оплатить услугу, которая заявлена как бесплатная;
  • сотрудники организации, ответственной за предоставление услуги, уклоняются от исправления допущенных в выданных документах ошибок и опечаток.

То есть досудебному опротестованию подлежат:

  • ущемление прав лица, выступающего заявителем;
  • неправомерные решения;
  • незаконные действия или же бездеятельность служащих при выполнении должностных обязанностей;
  • несоблюдение принципов служебной этики в процессе оказания услуги.

Подача претензии осуществляется несколькими вариантами:

  • при личном посещении того отделения, где запрос был подан либо там, где был выдан результат;
  • по почте;
  • в электронном виде на соответствующем сайте;
  • в районном отделении МФЦ.

Подаваемая претензия должна содержать следующую информацию:

  • паспортные данные заявителя, сведения о месте проживания (для юрлица месте нахождения), email-адрес, телефон;
  • полное наименование исполнительного органа, должность и ФИО сотрудника действия которых опротестовываются;
  • доводы для подачи жалобы.

Поданная претензия регистрируется не позже следующего рабочего дня.

Подписание коллективного договора, а также своевременное внесение поправок и дополнений – пример справедливых и здоровых отношений в рабочем коллективе, основанных на взаимоуважении и сотрудничестве. Необходимо помнить о том, что каждое изменение также необходимо зарегистрировать в соответствующем органе.

Отказ от регистрации самого договора или внесённых в него изменений может быть расценен органами федеральной инспекции труда как нарушение установленных законом положений. В этом случае к организации и руководителю применяются штрафные санкции.

В дальнейшем в организации должен быть налажен контроль за исполнением условий договора. Порядок проведения обсуждается и устанавливается заинтересованными сторонами на общем собрании. Также коллективно определяются сроки для отчётов по соблюдению договора.

Ответственные лица от работодателя, нарушающие или не выполняющие условия коллективного договора, подвергаются штрафным санкциям.

Размер штрафа в 2019 году устанавливается статьёй Кодекса об Административных правонарушениях.

Коллективный договор подлежит регистрации , но документ вступает в силу и без выполнения данной процедуры. Разберемся в вопросах: как и зачем производится регистрация договора, какие документы и куда необходимо представить.

Порядок регистрации установлен в ст. 50 ТК РФ. Подписанный сторонами документ должен быть направлен в орган исполнительной власти, занимающийся вопросами в сфере труда. Конкретный орган для каждого региона свой, он определяется законодательством субъекта РФ. Как правило, это службы занятости населения. В г. Москве это Департамент труда и соцзащиты населения г. Москвы.

Независимо от того зарегистрирован договор или нет, он уже действует, – либо с момента подписания, либо с даты, определенной сторонами в его тексте. Регистрация никак не связана с вступлением соглашения в силу.

Для чего же нужна регистрация? Ее целью является дать государственному органу возможность проанализировать положения договора и установить, какие из них ухудшают положение сотрудников организации, умаляя их права, установленные трудовым законодательством. Положения, противоречащие закону и ухудшающие права работников не должны применяться. После анализа соответствующая информация, выявленная в ходе проверки, доводится службами занятости до государственных инспекций труда и до сторон коллективного договора.

В результате ГИТ может направить представление в адрес сторон соглашения о признании недействительными отдельных его положений. Сотрудники организации могут обратиться в суд с иском о признании противоречащих закону положений недействительными.

Вся информация о регистрации договора заносится в Регистр, согласно Положению, утвержденному Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 68. В нем содержатся данные о договоре, дате его принятия и действия, сторонах, основных условиях, и т.д.

Для регистрации понадобятся следующие документы:

  1. Сам договор.
  2. Заявление (можно скачать по ссылке в начале статьи).
  3. Копия приказа о назначении руководителя организации.
  4. Выписка из протокола собрания сотрудников об избрании председателя профсоюза или уполномоченного от трудящихся, представляющего их интересы.
  5. Доверенность от руководителя или приказ (если он передавал полномочия по ведению переговоров по доверенности или на основании приказа).

Срок уведомительной регистрации коллективного договора и ответственность работодателя за неисполнение обязанности по его регистрации

Срок регистрации договора законами федерального уровня не предусмотрен. Он может устанавливаться на уровне каждого субъекта. На практике, процедура не носит длительный характер, – достаточно нескольких дней, чтобы данные были внесены в Регистр. Регистрация носит уведомительный характер. Это значит, что работодатель уведомляет гос. орган о заключении соглашения, а каких-либо решений относительно его содержания гос. орган не принимает. Он лишь регистрирует его и фиксирует нарушения прав сотрудников, уведомляя об этом ГИТ.

Для направления договора на регистрацию установлен недельный срок. За нарушение срока или игнорирование процедуры регистрации установлена административная ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Наказание для директора организации – штраф от 1 до 5 тысяч рублей, а для юр. лиц – от 30 до 50 тысяч. Повторное нарушение карается более сурово, по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Таким образом, коллективный договор подлежит регистрации. Несмотря на то, что процедура носит уведомительный характер, рекомендуется не игнорировать ее, чтобы избежать возможного привлечения к административной ответственности за отсутствие уведомительной регистрации коллективного договора.

Обязательно ли нужно регистрировать колдоговор и на что влияет его регистрация? Где и в какие сроки его регистрировать? Читайте в статье, скачайте образцы документов

Читайте в нашей статье:

Зачем нужна регистрация коллективного договора

Несмотря на кажущееся отсутствие необходимости посвящать третью сторону в тонкости сотрудничества, работодатель обязан зарегистрировать коллективный договор (ст. 50 ТК РФ). Далеко не все представители профсоюзных организаций достаточно хорошо осведомлены о своих правах; зачастую то же можно сказать и о работодателях. Это означает, что колдоговор нуждается в проверке со стороны надзорных органов на предмет выявления несоответствия трудовому законодательству. Уведомительной регистрацией коллективного договора в 2019 году занимается Федеральная служба по труду и занятости.

Уведомительная регистрация коллективного договора имеет и другие цели:

  • получение статуса правового акта, принятого уполномоченным госорганом;
  • сбор Рострудом статистических данных - информации о количестве заключенных договоров;
  • обеспечение условий для контроля за исполнением коллективных договоров;
  • помощь в составлении договора.

В Трудовом кодексе нет упоминания об ответственности за незарегистрированный колдоговор. Однако, по КоАП РФ работодатель может быть привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

Принятые изменения к договору также подлежат регистрации. Стоит отметить, что колдоговор начинает действовать с момента его подписания, вне зависимости от того, прошел он регистрацию или нет.

Где регистрируется колдоговор

Порядок уведомительной регистрации колдоговора

Часто у руководителей возникают вопросы по поводу алгоритма действий по регистрации, дело усугубляется также тем, что в разных регионах установлены разные порядки регистрации коллективного договора.

Шаг 1. В срок до 7 дней с момента подписания соглашения работодатель пишет в соответствующий орган заявление на уведомительную регистрацию коллективного договора (образец формы можно скачать в конце статьи). Право подписи данного заявления имеет только сам руководитель организации.

Шаг 2. Подается заявление либо в бумажном виде непосредственно в офисе уполномоченного органа, либо в электронном виде (в большинстве органов имеется такая опция). Иногда требуется предоставление документов в обоих форматах (как, например, в Департаменте труда и соцзащиты населения г. Москвы).

Шаг 3. К заявлению прилагается комплект документов – непосредственно сам колдоговор и документ, подтверждающий полномочия руководителя.

Шаг 4. Во время рассмотрения заявления государственный орган проверяет законность норм коллективного соглашения. Срок рассмотрения составляет не более 30 дней, однако, здесь также могут действовать региональные правила, например, в Московской области такой срок составляет 10 дней.

Шаг 5. По окончании проверки колдоговор в срок не более 5 дней фиксируется в электронном журнале регистрации договоров с присвоением регистрационного номера.

Шаг 6. Согласно порядку, определенному Административным регламентом, в случае, если документы от заявителя были получены по почте, с ним должны связаться представители проверяющего органа и уточнить, каким образом он предпочитает получить пакет документов обратно после завершения процедуры регистрации.

Шаг 7. Два экземпляра договора возвращаются в организацию, один остается в органе, осуществившем регистрацию, и хранится в течение всего периода действия. Проверенные экземпляры на своих титульных листах должны иметь штамп с:

  • подписью проверяющего;
  • датой регистрации;
  • номером в реестре коллективных договоров.

Если в колдоговоре выявляются нарушения трудового законодательства, организации, помимо проштампованных договоров, получают также извещение о нарушениях. Второй экземпляр извещения передается в трудовую инспекцию по месту нахождения работодателя.

Некоторые трудовые органы обязывают заявителя исправить коллективный договор при выявлении условий, не соответствующих закону, в течение установленного периода. Требование не соответствует ТК РФ, который просто запрещает применять незаконные условия соглашения. Но если работодатель решает исправить договор, необходимо провести законные процедуры внесения изменений в документ и осуществить регистрацию дополнительного соглашения к договору (или новой редакции договора) в том же порядке.

Необходимо отметить, что услуга по уведомительной регистрации коллективного договора, оказывающаяся проверяющим органом, полностью бесплатна.

Необходимые документы

Полный набор требований к документам можно уточнить в территориальном регистрирующем органе. Несоответствие условиям оформления, комплектности документов является единственной причиной для отказа в регистрации. В этом случае пакет документов возвращается заявителю для устранения нарушений.

Перечень необходимых документов:

  • заявление на уведомительную регистрацию коллективного договора по соответствующей форме;
  • коллективный договор – 3 экземпляра. Каждую копию необходимо сброшюровать, прошить, листы пронумеровать, указать количество прошитых листов. На листе, на котором указаны реквизиты сторон, следует разместить строки «Регистрационный номер», «Дата регистрации», «Регистрирующий орган», «Место печати», которые будут заполнены регистрирующим органом. Все экземпляры должны иметь оригинальные подписи и печати. Не допускается предъявление копий договора.
  • копии документов о полномочиях сторон – руководителя и представителя профсоюза. Если с руководителем всё ясно, и подтверждением его избрания может служить, например, протокол собрания учредителей, то с представителем сотрудников возникают сложности. Более того, зачастую этот документ просто не отправляют в проверяющий орган, поскольку не считают его обязательным. Это неверно, и при его отсутствии может последовать отказ в регистрации. Какой же документ удостоверяет полномочия представителей профсоюза? Подтверждающим полномочия документом является выписка из протокола общего собрания коллектива компании.

Найдите нужный вам образец документа по кадровому делопроизводству в журнала "Справочник кадровика". Эксперты составили уже 2506 шаблонов!

Стоит дать небольшие дополнительные пояснения по правильности составления коллективного договора, которым при регистрации документа проверяющие органы непременно уделят внимание.

Доверенные лица профсоюза могут подписывать колдоговор, если в его состав входит более 50% от числа всех сотрудников предприятия. Если представительный орган не сформирован или в нем участвуют менее 50% работников, соглашение подписывают лица, избранные общим собранием. В собрании должно участвовать не менее 2/3 работающих на предприятии, представители должны набрать не меньше 50% голосов присутствовавших.

Общее количество работников коллектива, число лиц, входящих в профсоюз, численность общего собрания и количество отданных голосов за представителей указываются в заявлении на регистрацию и/или выписках из протокола общего собрания.

Подписание и регистрация коллективных договоров

Моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора в соответствии с частью является момент подписания коллективно-договорного или протокола разногласий. Это уточнение позволяет определить продолжительность переговоров для предоставления гарантий лицам, участвующим в переговорах и определяет правовое положение представителей сторон: до момента подписания коллективного договора они находятся в процессе переговоров. Дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров является моментом начала коллективного трудового спора. С этого дня возникает обязанность сторон приступить к проведению примирительных процедур.

От имени нанимателя коллективный договор подписывает руководитель организации, от имени работников, как правило, руководитель представительного органа работников, т.е. соответствующего профсоюза

Регистрация коллективного договора в местном исполнительно-распорядительном органе

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Порядок регистрации коллективного договора.

Уведомительная регистрация коллективных договоров проводится специалистом органа местного самоуправления по месту нахождения организации.

Для регистрации коллективного договора в Министерстве промышленности, инноваций и науки Пермского края вам необходимо:

1. Подготовить и направить на адрес электронной почты [email protected] следующие документы:

один экземпляр коллективного договора в электронном виде (в формате pdf).

сопроводительное письмо об осуществлении уведомительной регистрации.

выписку из протокола (или копию протокола) общего собрания (конференции) работников о наделении первичной профсоюзной организации полномочиями представлять интересы всех работников в социальном партнерстве. Выписка представляется, если ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников;

выписку из протокола (или копию протокола) общего собрания (конференции) работников о выборе иного представителя (представительного органа) работников. Выписка представляется при отсутствии первичной профсоюзной организации;

выписку из протокола (или копию протокола) заседания комиссии, образованной для ведения коллективных переговоров, подготовки, заключения или изменения коллективного договора, или выписку из протокола (или копию протокола) общего собрания (конференции) работников о заключении (изменении, дополнении) коллективного договора;

протокол разногласий, если таковой имеется.

2. По истечении 10 дней со дня отправки электронного письма необходимо предоставить оригиналы документов в Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края по адресу: г. Пермь, ул.Ленина, 51, каб. 905.

3. Получить Уведомление о регистрации коллективного договора после того, как специалисты министерства промышленности, инноваций и науки проведут правовую оценку предоставленного коллективного договора и включат его в Единый электронный реестр коллективных договоров и соглашений Пермского края.