Принудительной меры воспитательного воздействия предусматривающих особенности. Принудительные меры воспитательного воздействия, назначаемые несовершеннолетним

Помощь государства

нии, особая роль отводится милиции. Это обусловлено, прежде всего, широтой ее полномочий и структурой, позволяющей ей активно, посредством разнообразных методов, в самых различных формах участвовать в обеспечении и соответственно в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

Наиболее полно деятельность данного органа государственной исполнительной власти реализуется административно-правовыми средствами.

Милиция по объему, разнообразию регулирующих, контролирующих, разрешающих и упреждающих функций является самым дифференцированным и действительно ближайшим к народу инструментом государственной власти. В связи с этим справедливо заметить, что о власти и о своем государстве граждане зачастую судят исходя из оценки деятельности милиции.

Милиция, входящая в состав МВД России как многоотраслевой орган исполнительной власти, выполняя правоохранительные функции, занимает особое место в механизме реализации основных прав и свобод человека и гражданина. Она призвана охранять и защищать основные права и свободы граждан, собственность от преступных и иных противоправных посягательств.

Анализ установленной в законодательстве компетенции милиции свидетельствует о том, что основная часть ее полномочий связана с охраной прежде всего личных (гражданских) прав и свобод граждан (право на жизнь, на личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища и др.).

Основное назначение рассматриваемых полномочий состоит в устранении негативных факторов, затрудняющих свободное использование личностью своих основных прав и свобод.

Сочетание и тесная взаимосвязь форм и методов деятельности милиции в сфере охраны основных прав и свобод граждан является необходимыми условиями достижения поставленной цели. Выбор форм и методов деятельности сотрудниками милиции обусловлен характером задач, стоящих перед ними.

Отсюда вытекает важность четкости и ясности в постановке задач перед милицией, определении ее функций и структуры, оценке ее деятельности, и соответствующем их законодательном закреплении.

Вся деятельность государства, в том числе его правоохранительных органов, милиции, в первую очередь должна быть обращена к человеку, его интересам, правам и свободам.

Отмеченное выше позволяет утверждать, что на современном этапе необходимо активизировать роль милиции как системы государственных органов исполнительной власти в предупреждении нарушений прав и свобод человека и гражданина.

Обеспечить охрану и защиту основных прав и свобод граждан в масштабах всей страны может только государство и его органы, так как они обладают соответствующим правом, государственно-властными полномочиями, силами и средствами по осуществлению в масштабах всей страны, на территории всего государства мер по охране и защите основных прав и свобод.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

С.А. БУРЛАКА,

кандидат юридических наук (БелЮИ МВД России)

питательных мер и сложившуюся практику, Верховный Суд особо подчеркнул: "Суды не должны допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевос-

Действующий уголовный закон Российской Федерации и других стран СНГ в отношении несовершеннолетних предусматривает возможность применения принудительных мер воспитательного воздействия вместо уголовного наказания. Учитывая важность применения принудительно-вос-

питание может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 УК РФ" . Это свидетельствует о дальнейшей гуманизации уголовной политики России в сфере борьбы с преступностью несовершеннолетних. Указанные меры имеют свою специфику, которая определяется условиями их применения. К ним относятся: совершение преступления небольшой или средней тяжести, а также тяжкого преступления; возможность исправления несовершеннолетнего путем применения указанных мер.

Стоит отметить, что условия применения принудительных мер воспитательного воздействия по УК РФ в значительной мере мягче, чем по УК некоторых других государств СНГ. К примеру, УК Республики Беларусь предусматривает такие же условия применения принудительных мер воспитательного характера (по УК Республики Беларусь речь идет именно о воспитательном характере, а не воздействии), однако, факт применения указанных мер всегда сопровождается осуждением несовершеннолетнего и, соответственно, последствиями, связанными с судимостью (ч. 1 ст. 117 УК Республики Беларусь). Уголовное законодательство Российской Федерации, устанавливая институт принудительных мер воспитательного воздействия, предусматривает, при этом, возможность освобождения несовершеннолетнего не только от наказания, но и от уголовной ответственности (ст. ст. 90 и 92 УК РФ).

Принудительные меры воспитательного воздействия, освобождающие несовершеннолетнего от уголовной ответственности (ст. 90 УК), отличаются от аналогичных мер, сопряженных с освобождением от наказания (ст. 92 УК), юридической природой и критериями назначения. Юридическая природа принудительных мер воспитательного воздействия, назначаемых в соответствии с частями 1 и 2 ст. 92, заключается в их значении как особой формы реализации уголовной ответственности несовершеннолетних, выражающейся в освобождении их судом от наказания, предусмотренного в санкции инкриминируемой им статьи, в то время как ч. 1 ст. 90 определяет указанные меры, как один из видов освобождения от уголовной ответственности. Кроме того, ст. 92 указывает на то, что несовершеннолетний, осужденный за преступление небольшой или средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден от наказания и в том случае, если ранее он уже совершал

преступления указанных категорий, но суд придет к выводу о возможности его исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Аналогичная позиция отражена в УК Украины, Молдовы, Узбекистана, что еще раз свидетельствует о гуманизации уголовной политики ряда стран СНГ.

Ст. 90 и 92 УК РФ предусматривают следующие принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних:

1) предупреждение;

2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

3) возложение обязанности загладить причиненный вред;

4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;

5) помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему сущности вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных уголовным кодексом. Безусловно, данная мера направлена на предупреждение совершения несовершеннолетним новых преступлений за счет воспитания у него уважения к закону, прежде всего, путем убеждения и воспитания. Вместе с тем, по нашему мнению, указанной цели достичь сложно, не установив необходимого контроля над поведением несовершеннолетнего в период применения этой меры. В противном случае, учитывая особенности личности несовершеннолетних правонарушителей, окружающей их среды, применение предупреждения будет носить лишь формальный характер. В связи с этим, хотелось бы напомнить о некоторых исторических особенностях применения принудительных мер воспитательного воздействия.

В дореволюционной России эта мера избиралась особым судом по делам о преступлениях несовершеннолетних и осуществлялась в рамках исполнения передачи несовершеннолетнего под так называемый ответственный надзор. Ответственный надзор за несовершеннолетним осуществлял попечитель, который состоял при суде и являлся представителем общественности. Попечителем при суде по делам несовершеннолетних мог быть только опытный

ПРАКТИКА.

педагог. Его деятельность начиналась с момента привлечения несовершеннолетнего к судебному процессу. В обязанности попечителя входил, прежде всего, контроль над поведением несовершеннолетнего в период испытательного срока, назначенного судом (5-6 месяцев). При этом попечителю предписывалось быть другом, защитником и помощником такого лица. Он навещал несовершеннолетнего по месту работы, учебы, дома, мог требовать явки к себе. Если несовершеннолетний не допускал никаких отступлений от требований, то уголовное дело в отношении него детским судом прекращалось отдачей несовершеннолетнего под ответственный надзор. Таким образом, сначала устанавливался педагогический присмотр, затем, если он не имел успеха, осуществлялось личное задержание, окончательная мера определялась спустя пять-шесть месяцев после первого разбирательства .

Отсюда следует, что предупреждение суда сопровождалось педагогическим контролем над поведением несовершеннолетнего, осуществляемым попечителем. Такой подход, по нашему мнению, и теперь был бы более эффективным, поскольку обеспечил бы более глубокий и всесторонний контроль над поведением несовершеннолетнего, совершившего преступление.

Возложение обязанности загладить причиненный вред заключается в фактическом возмещении несовершеннолетним своим трудом или заработком причиненного преступлением ущерба. Целесообразность применения данной меры определяется, прежде всего, наличием у несовершеннолетнего самостоятельного заработка (плата, полученная за выполнение постоянной или временной работы, доходы от предпринимательской деятельности, стипендия и другие выплаты), трудовых навыков и достижением 15-летнего возраста.

Передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (сроком до 3-х лет) - одна из наиболее эффективных, на наш взгляд, мер воспитательного воздействия. Однако, ее применение требует глубокого изучения образа жизни подростка в семье, его взаимоотношений с окружающими, поскольку, исходя из смысла закона, именно в этой среде будет происходить перевоспитание несовершеннолетнего, совершившего впервые преступление небольшой или средней

тяжести. В этой области представляет интерес зарубежный опыт. В частности, в США с большой степенью эффективности действует служба пробации при судах для несовершеннолетних. В обязанности сотрудников этой службы входит изучение личности подростка, жизни его семьи и складывающихся у подростка взаимоотношений с окружающими в целях подготовки рекомендаций судебным органам для выбора оптимальных мер воздействия .

В дореволюционной России функции, сходные с данным направлением деятельности службы пробации, выполнял попечитель. Наряду с рассмотренными уже функциями, попечителю предписывалось собирать сведения об образе жизни и среде, в которой находился несовершеннолетний, учинивший преступное деяние, предъявлять судье периодические отчеты о поведении и образе жизни подопечного .

Таким образом, передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, всегда предшествовал и, по нашему мнению, в настоящее время должен предшествовать обстоятельный процесс изучения образа жизни семьи и личности несовершеннолетнего.

Показателен в этом смысле опыт Республики Беларусь. В соответствии со ст. 118 УК Беларуси 1999 г. освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетнего, впервые совершившего в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, с передачей под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих, по их просьбе, возможно только при условии уплаты родителями или лицами, их заменяющими, залога в размере от десяти до пятидесятикратного размера минимальной заработной платы, который поступает в доход государства в случае совершения лицом, переданным под наблюдение, в течение года нового умышленного преступления. Указанная мера может применяться, как в порядке осуждения, так и без него. На родителей в этом случае возлагается обязанность обеспечить повседневный контроль над поведением осужденного в свободное от учебы или работы время на основе установления доверительных отношений с несовершеннолетним, то есть должна учитываться возможность влияния родителей на ребенка. Несовершеннолетний, в свою очередь, не должен уклоняться от такого контроля и допускать нарушений общественного порядка,

общепринятых правил поведения в быту и общественных местах. Все это должны разъяснять родителям и лицам, их заменяющим, а также несовершеннолетним работники Учреждений по делам несовершеннолетних при постановке осужденных на учет по поводу исполнения назначенной судом меры .

Российский уголовный закон не содержит требования относительно получения согласия от родителей или лиц, их заменяющих, на осуществление надзора за несовершеннолетним. Однако необходимость получения такого согласия органами, применяющими принудительную меру воспитательного воздействия, вытекает из смысла и целей назначения данной меры.

Представляет интерес и такая мера воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, как ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (назначается на срок до 3-х лет). Она заключается в возложении на подростка обязанности соблюдения определенного порядка использования свободного от учебы и работы времени или установленных запретов в использовании свободного от учебы или работы времени. Устанавливает эти запреты суд, который, в частности, может запретить посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе, связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничить пребывание вне дома в определенное время суток, выезд в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Следует отметить, что настоящий перечень не является исчерпывающим (ч. 4 ст.91 УК РФ). Эта мера не мешает процессу обучения или работы подростка, а лишь ограничивает его свободное время, устанавливает обязанность проводить его в определенном порядке, чтобы предупредить совершение преступлений самим несовершеннолетним в то время, когда он уже не находится под наблюдением педагогов или администрации по месту работы, облегчить возможность осуществления надзора за ним.

В части второй ст. 92 УК РФ говорится о возможности изоляции несовершеннолетнего от общества без применения к нему нака-

заний в виде ареста или лишения свободы путем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

Как вид освобождения от наказания помещение несовершеннолетнего в специализированное учреждение осуществляется при наличии следующих оснований:

Совершение им преступлений средней тяжести и некоторых тяжких, за исключением указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ (в законе нет каких-либо оговорок относительно количества совершенных преступлений, следовательно, помещение виновного в специальное учреждение может иметь место и в случаях неоднократного совершения преступлений);

Признания судом, что цели наказания могут быть достигнуты в условиях изоляции несовершеннолетнего с особыми воспитательными или лечебно-воспитательными приемами обращения с ним.

Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение - наиболее строгая принудительная мера воспитательного воздействия. Она связана с существенными ограничениями свободы общения несовершеннолетнего, установлением специальных требований режима, учебы, организации труда или лечения. Ее назначение оправдано в отношении детей, вышедших из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, либо детей, которых целесообразно изолировать от негативного влияния на них среды, в которой они постоянно находились, либо нуждающихся в специальном психиатрическом лечении.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» помещаются несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания и требующие специального педагогического подхода. Как отмечает Т. П. Кудлай, эти условия во многом сходны со структурой, формами и методами работы воспитательных колоний, что влечет нарушение принципов ответственности несовершеннолетних . Заметим также, что такой подход противоречит требованиям Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядских руководящих принципов), принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи 14 декабря 1990 г., п. 46 которых гласит: «Помещение молодых лиц в воспитатель-

но-исправительные учреждения следует осуществлять в качестве крайней меры и на минимально необходимый срок, причем первостепенное значение имеют интересы подростка».

Указанное в очередной раз свидетельствует о необходимости рассмотрения на различных уровнях вопроса о реформировании существующей системы мер, направленных на предупреждение преступлений несовершеннолетних и осуществление правосудия в отношении данной категории лиц. Еще в 1985 г. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) провозгласили: «Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе (правило 1.4). Следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая их методы, подходы и отношение (правило 1.6). В рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении

несовершеннолетних (правило 2.3)».

Хотелось бы отметить, что действующий УК РФ, встав на позицию гуманизации уголовной политики в отношении несовершеннолетних, не изменяет коренным образом положений, касающихся освобождения такой категории лиц от уголовной ответственности и наказания. Однако уже давно назревает необходимость «адаптирования» альтернативных мер в отношении несовершеннолетних к современным условиям, позволяющего индивидуализировать подход правоохранительных органов к подросткам, совершившим преступления. Решение этого вопроса, по нашему мнению, во многом зависит от гуманного и компетентного подхода законодателя и правоприменителя к совершенствованию законодательства в этом направлении. Не может быть обойден вниманием положительный зарубежный и отечественный опыт применения принудительных мер воспитательного воздействия, связанный с функционированием специализированных судов по делам несовершеннолетних. Ведь именно в структуре этих органов существовали и существуют общественные попечители, добровольные уполномоченные по надзору (Франция) и службы пробации, деятельность которых, на наш взгляд, существенно изменит подход к организации профилактики преступлений несовершеннолетних.

Поэтому, полагаем, повышение эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия тесно связано с формированием в России специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Литература

1. См.: О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановле-

2. См.: Беляева Л.И. Особые суды по делам несовершеннолетних в России // Социалисти-

ческая законность. 1990. № 11. С. 71-72.

3. См.: НиколюкВ.В. Суды для несовершеннолетних: история и опыт их организации // Со-

ветское государство и право. 1991. № 11. С. 82.

4. См.: Беляева Л.И. Ювенальная юстиция: история и современность // Материалы семи-

нара «Преподавание ювенального права и ювенальной юстиции в российских ВУЗах», состоявшегося в Москве 25-28 апреля 2000 г. - М., 2000. С. 69.

5. См.: Верховодько И.И. Осуждение несовершеннолетнего с применением альтернативных

мер уголовной ответственности. Проблемы развития ювенальной юстиции в Республике Беларусь // Материалы Республиканской научно-практической конференции (Минск, 11 ноября 1999 г.) / Под. ред. Л.Л. Зайцевой, И.О. Грунтова. - Мн., 2000. С. 63-64.

6. См.: Кудлай Т.П. Проблемы назначения и исполнения уголовно-правовых мер предупреж-

дения правонарушений несовершеннолетних // Правовые и организационные основы функционирования системы органов исполняющих наказания: Сб. научных трудов Ак. МВД СССР. - М., 1999. С. 82.

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

1. предупреждение;

2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

3. возложение обязанностей загладить причиненный вред;

4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры воспитательного воздействия - это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК) либо от наказания (ст. 92 УК). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 36 УК).

УК РФ существенно ограничивает перечень принудительных мер воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним. Так, помещение несовершеннолетних в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение допускается только при освобождении несовершеннолетних от наказания и если совершено преступление средней тяжести (ч. 2 ст. 92 УК). При этом срок пребывания в указанном учреждении не может превышать максимального срока наказания за совершенное преступление.

Применение мер воспитательного характера содержит четыре принципиальных положения: а) речь идет о несовершеннолетнем, впервые совершившим преступление; б) преступление должно быть небольшой тяжести; в) средней тяжести (ст. 15 УК); г) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены. Так, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но применение этих мер, возможно только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Вполне обоснованным, соответствующим характеру принудительных мер воспитательного воздействия является положение УК (ч. 3 ст. 90) о возможности назначения несовершеннолетнему одновременно нескольких мер. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга, и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.


Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд вправе избрать в отношения несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

В ст. 91 УК раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Так, предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК. Несовершеннолетний предупреждается, что в случае совершения нового преступного деяния, он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без их согласия), либо на специализированные государственные органы, в частности, на инспекции по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел) обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного извинения. Это устанавливается и признается судом, который фиксирует способность виновного непосредственно устранить причиненный вред. Наиболее серьезной является мера принудительного воспитательного воздействия, указанная в Законе как ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Данная мера предусматривает запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный вред его деянием, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых помочь ему в исправлении поведения и предупреждения новых правонарушений.

1. Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

3. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» части второй настоящей статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет — при совершении преступления средней тяжести.

4. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Комментарий к Ст. 90 УК РФ

1. Принудительные меры не являются уголовным наказанием, однако существуют они и реализуются в рамках уголовно-правовых отношений и являются формой государственного реагирования на совершение преступления несовершеннолетними. Комментируемая статья предусматривает специальный вид освобождения от уголовной ответственности, который применяется в отношении несовершеннолетних, а в исключительных случаях в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 96 УК). Пленум ВС РФ ориентирует суды не допускать случаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, если их исправление и перевоспитание может быть достигнуто путем применения ПМВВ (см. п. 17 Постановления Пленума от 01.02.2011 N 1).

2. При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним.

3. Предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред относятся к безусловным видам освобождения от уголовной ответственности, а передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего — к условным (т.е. освобождение может быть впоследствии отменено, а несовершеннолетний, соответственно, привлечен к уголовной ответственности). Субъектом освобождения от уголовной ответственности в данном случае может выступить только суд (ст. ст. 427, 431 УПК).

4. Основанием освобождения от уголовной ответственности в связи с применением ПМВВ является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести (независимо от того, совершено преступление впервые или нет), а условием — вывод суда о том, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения ПМВВ без применения уголовного наказания.

5. Закон (ч. 2 комментируемой статьи) предусматривает возможность назначения четырех видов ПМВВ, специально оговаривая при этом, что несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько ПМВВ.

6. Основанием отмены меры воспитательного воздействия, в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи, является систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенной ему меры воздействия, за исключением предупреждения. Под систематическим неисполнением следует понимать неоднократное несоблюдение несовершеннолетним в течение года требований, предъявляемых к нему в связи с применением данной меры, если его поведение явно указывает на пренебрежение этими требованиями.

7. В случае отмены решения об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности он может быть привлечен к уголовной ответственности при условии, что не истекли сроки давности уголовного преследования, установленные ст. 78 УК (с учетом положений ст. 94 УК).

Нет, в определённых случаях оно может не назначаться. Про то, что является принудительной мерой воспитательного воздействия и про их применение расскажем сегодня.

Основная информация

Об этом говорят 90-я и 91-я статьи УК. Желательно также прочесть статью 89, чтобы получить более полное представление о вопросе. Комментарии к статье 90 помогут окончательно вникнуть в суть.

Итак, что же относится к понятию принудительных мер воспитательного воздействия (характера)?

Более подробно о принудительных мерах воспитательного воздействия рассказывает следующее видео:

Понятие и характеристика

Когда судят несовершеннолетнего, приходится учитывать многое:

  • в каких условиях недавний ребёнок вырос, был воспитан;
  • нервно-психическое состояние;
  • возможное влияние взрослого (для этого есть понятие );
  • другие важные факторы, их может быть немало.

Порой выясняется, что злодеяние совершено почти неосознанно, а то и под принуждением. В подобных ситуациях предусмотренное законами наказание может стать уж слишком суровой мерой. Для таких случаев предусмотрена возможность заменить любое уголовное наказание тем, что называется принудительными мерами воспитательного воздействия.

Самый важный момент: такие меры могут заменить уголовное наказание, только если речь идёт о преступлении нетяжком либо средней тяжести. Подобные решения принимаются судами.

О том, какие возможны принудительные меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, читайте далее.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним

В 91-й статье Уголовного кодекса перечислены следующие ПМВВ:

  1. Предупреждение. Это разъяснение о том, какими были последствия злодеяния. Также несовершеннолетний должен узнать, что будет при повторных действиях такого рода.
  2. Передача под надзор. Поведение несовершеннолетнего должно особо, специально контролироваться родителями (опекунами) или представителями специализированного госоргана, это всем известная комиссия по делам несовершеннолетних.
  3. Если несовершеннолетний может, он должен загладить вред, который причинил своим злодеянием. Здесь важны трудовые навыки, а также имущественное положение подростка.
  4. Может быть ограничен досуг, установлены некие требования к поведению. Обычно это запрет где-либо бывать, куда-то выезжать без спецразрешения, очерчивание временных рамок для различных действий.

Отдельно, в 92-й статье УК, рассматривается ещё одна мера. Это помещение в закрытое учебно-воспитательное учреждение. Подобная мера применяется максимум на три года. Пятой частью 92-й статье оговариваются статьи, которые исключают перевоспитание в закрытом учреждении. Их очень много, так что даже просто перечисление невозможно.

Про порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия, читайте ниже.

О том, что говорит УК РФ в отношении применения принудительных мер воспитательного воздействия, рассказывает видеосюжет ниже:

Порядок применения

Наиболее подробно этот вопрос освещается Верховным судом РФ. Есть постановление №1, утверждённое 1 февраля 2011. Вопросу применения ПМВВ посвящено довольно много пунктов.

Одно из разъяснений касается прекращения принудительно-воспитательных мер по вине подростка (из-за неисполнения). Нарушений должно быть более двух. Если применяются несколько мер, то двукратное нарушение допускается по каждой из них.

При передаче «на перевоспитание» родителям/опекунам суды должны изучить условия их жизни, получить характеристики. Помещение в воспитательное спецучреждение должно быть разрешено врачами.

Про проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия расскажем далее.

Проблемы применения

Юристы-практики указывают: пока что преступникам-подросткам принудительно-воспитательные меры назначаются относительно редко. В зависимости от региона цифры держатся обычно в пределах трёх – десяти процентов.

Чем руководствуются судьи, когда решают, что перевоспитать подростка невозможно, нужно обязательно осудить? В большинстве случаев это неясно в принципе. Порой даже защитники несовершеннолетних преступников не выдвигают подобных предложений.

Ещё одна проблема – отсутствие сотрудников, которые по-настоящему могли бы заниматься перевоспитанием оступившихся подростков. Ведь под этим термином кроется многое: формирование положительных качеств, социальных тормозов, законопослушания.

Часто отмечается также слабо развитая основа психологической работы с подростками-преступниками. А ведь определение восприимчивости несовершеннолетнего к воспитательным воздействиям очень помогло бы при выборе между уголовным наказанием и альтернативными мерами.

В целом систему замены реального осуждения несовершеннолетних преступников принудительно-воспитательными мерами ещё предстоит совершенствовать.

О том, что сказано в Уголовном кодексе России в отношении содержания принудительных мер воспитательного воздействия, рассказывает это видео:

Уголовная ответственность несовершеннолетних граждан, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет, имеет ряд особенностей. Прежде всего, это возможность вместо наказания применять к ним принудительные меры воспитательного воздействия. Такие меры могут применяться только в случае, если несовершеннолетний впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести и его исправление может быть достигнуто с помощью воспитательных мер.

Законодательства всех стран, где создана и действует судебная система по делам несовершеннолетних, предусматривают применение к несовершеннолетним принудительных воспитательных мер.

Назначение таких мер судом определено, как правило, тремя общими условиями: возрастом несовершеннолетнего подсудимого, степенью тяжести совершенного им правонарушения и его последствий, уровнем так называемой воспитуемости подростка-правонарушителя, позволяющим суду в конкретном случае отказаться от уголовного наказания.

Принудительные меры воспитательного воздействия - это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ) либо от наказания (ст. 92 УК РФ). Главное отличие этих мер от наказания отличается в том, что они не влекут за собой судимости.

Судам также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 90 УК РФ несовершеннолетним одновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

Таким образом, применение принудительных мер воспитательного воздействия содержит четыре принципиальных положения:

Если речь идет о несовершеннолетнем, впервые совершившем преступление;

Преступление должно быть небольшой тяжести (ч.2 ст.15 УК РФ);

Преступление должно быть средней тяжести (ч.3 ст.15 УК РФ);

Данная норма не указывает кем (каким органом, должностным лицом), эти меры могут быть назначены. Так, освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но применение этих мер, возможно, только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства Преступления и наказания в Российской Федерации: Популярный комментарий к Уголовному Кодексу РФ / Отв. ред. А.Л. Цветикович, А.С. Горелик. М.:БЕК, 1997. - С. 385..

Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетними назначаемой ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности. Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд в праве избрать в отношении несовершеннолетних любую из мер воспитательного воздействия, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

При применении мер воспитательного характера на несовершеннолетнего оказывается воздействие путем убеждения, доведения до сознания отрицательной оценки поступка, недопустимости общественно опасного поведения.

Следовательно, принудительные меры воспитательного характера являются воспитательными по своему содержанию и принудительными по характеру исполнения. С уголовным наказанием они имеют лишь внешнее сходство, это определяет их различную правовую природу. Эти меры не делятся на основные и дополнительные виды.

Ст. 90 УК РФ предусматривает следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

Предупреждение;

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

Возложение обязанности загладить причиненный вред;

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение состоят в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Несовершеннолетние предупреждаются, что в случае совершения нового преступного деяния он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден. Эта мера воздействия имеет два значения: воспитательное и правовое. Предупреждение будет эффективным только в том случае, если несовершеннолетний поймет и оценит свое правонарушение.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без согласия), либо на специализированный государственный орган, в частности на инспекции по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетних и контролю за его поведением. Примером воспитательного воздействия на несовершеннолетнего с помощью инспекторов по делам несовершеннолетних является их участие в организации занятости несовершеннолетних. Они трудоустраивают подростков, вовлекают их в полезную работу, устраивают в спортивные секции Никитин А.Ф. Ответственность несовершеннолетних. М.:Юридическая литература, 1980. - С. 81..

А обязанности родителей или лиц, их заменяющих, вытекают из семейного права. Согласно ст. 63 Семейного Кодекса РФ родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии своих детей. То есть ответственность за своих детей - это прямая обязанность каждого родителя. А применение принудительной меры должна побуждать их к более активному воспитательному воздействию на подростка и усилению контроля над свободным временем подростка. Но эта мера преемственна лишь тогда, когда родители или лица, их заменяющие, имеют влияние на подростка и могут осуществлять за ним повседневный контроль. В ином случае принудительные меры воспитательного воздействия в семье утрачивают смысл.

На несовершеннолетнего может быть возложена обязанность загладить причиненный вред с учетом имущественного положения виновного и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного выступления. Например, группа подростков в ночное время проникла в помещение детского сада, устроила погром в помещении спальни и столовой, похитила телевизор и продукты питания и повредила картину известного художника. Суд возложил на подростков, имевших самостоятельные заработки, обязанность навести порядок в помещении детского сада, вернуть похищенный телевизор и оплатить стоимость продуктов питания и работу реставратора.

Возмещение имущественного вреда возможно при следующих условиях: подросток имеет самостоятельный доход или соответствующее имущество; обладает трудовыми навыками, позволяющими самому устранить причиненный вред. Ущерб возмещается деньгами, передачей взамен испорченной вещи новой качественной и т.д. Возмещение ущерба производится добровольно через судебного исполнителя. Также вред может быть возмещен полностью или частично родителями или лицами, их замещающими, если они докажут, что вред возник не по их вине.

Так, по приговору Железнодорожного районного суда г. Рязани 29 января 1998 года несовершеннолетний К., 1981 года рождения, был осужден к лишению свободы по п.п. «а», «б», «г» ч.2 ст.162 УК РФ. С законного представителя осужденного взыскано сумма в пользу потерпевшей Л. Меркунов Д. Практика рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних //Российская юстиция. - 2000. - № 6. - С. 21.

Еще одним примером возмещения родителями или лицами, их замещающими, вреда, причиненного несовершеннолетним, является дело Ставропольского краевого суда от 12 мая 1996 года. Федоренко А.П. осужден по ч.4 ст.117 УК РФ к лишению свободы. Постановлено взыскать с его матери в счет матери потерпевшей Яцуковой А.В. в счет компенсирования морального вреда 5 миллионов рублей Обзор судебной практики по уголовным делам «Обзор судебной практики Верховного Суду РФ за второй квартал 2001 года » от.01.10.1997 // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2001. - № 6. - С. 8..

Суд в обоих случаях не принял во внимание, что в соответствии со ст.1074 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный пред на общих основаниях, причем, если у него нет доходов или иного имущества, он должен быть возмещен полностью или частично родителями. Поэтому суду, прежде всего, следует обсуждать вопрос о возможности возмещения вреда самим несовершеннолетним.

Наиболее серьезным ограничением свободы выбора способов времяпрепровождения несовершеннолетнего, совершившего преступление, является такая мера воспитательного воздействия, как ограничение досуга и установление особых требований к его поведению. При ее реализации несовершеннолетний правонарушитель ставится в условия, позволяющие ограничить его от негативного влияния ближайшего окружения, направить его досуг в русло правомерного поведения.

Эта мера воспитательного характера может включать: запрет посещения определенных мест криминогенного характера; запрет использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством; ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток; запрет выезда в другие местности без разрешения специализированного специального государственного органа. К числу мер, связанных с ограничением досуга и установлением особых требований к поведению, относится требование возвратиться в образовательное учреждение или трудоустроиться с помощью специализированного органа. При этом перечень требований и ограничений, изложенных в ч.4 ст.91 УК РФ, не является исчерпывающим и может быть дополнен. Но здесь еще уместно замечание С.И. Никулина, «творчество» в части установление запретов и ограничений не должно привести к тому, что фактически несовершеннолетний окажется в положении лица, отбывающего домашний арест и лишенного возможности нормального общения с друзьями и близкими Новое уголовное право России. Общая часть: Учебное пособие... - С. 146..

В УК РФ не указывается кем (каким органом) может быть освобожден от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия и кем (каким образом) могут быть назначены эти меры. Следовательно, не исключается освобождение от уголовной ответственности органом дознания, следователем с согласия прокурора или прокурором, а также судом, но назначение этих мер с учетом их принудительного характера исполнятся, возможно, только судом. Суд может назначить одновременно несколько видов принудительных мер воспитательного воздействия. Решение вопроса о степени общественной опасности несовершеннолетнего и возможности его исправления путем применения принудительных мер воспитательного воздействия зависит от установления самых различных обстоятельств, относящихся к личности виновного и совершению им преступления. Таких, как: положительное поведение несовершеннолетнего до совершения преступления, совершение преступления впервые, отсутствие судимости, чистосердечное раскаяние и других обстоятельств.