Штраф за необеспечение сиз в году. Административные штрафы за нарушения требований охраны труда. О наказании за необеспечение средствами индивидуальной защиты

Оформление документов

Какая ответственность предусмотрена для работодателя за необеспечение стирки спецодежды, выданной работникам?

Работодатель обязан обеспечить своевременную стирку спецодежды. Такая обязанность предусмотрена ст. 221 ТК РФ. За нарушение данного требования на компанию может быть наложен штраф согласно 5.27 КоАП РФ. Сумма штрафа составит:

На должностное лицо от 1000 - 5000 руб;

На организацию от 30 000 - 50 000 руб.

Кроме того органы санитарного контроля могут привлечь организацию к ответственности за нарушение ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г № 52-ФЗ "О санитарном эпидемиологическом благополучии населения". В этом случае штраф согласно ст. 6.3 КоАП РФ составит:

На должностного лица от 500 - 1000 руб;

На организацию от 10 00 -20 00руб.

Обоснование

Из правовой базы

Кодекс РФ об административных правонарушениях

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из статьи журнала «Справочник специалиста по охране труда (Охрана труда)» № 10, Октябрь 2015

Средства индивидуальной защиты

Как организовать уход и хранение СИЗ

Где стирать СИЗ

Стирка спецодежды производится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю для сильно загрязненной одежды и один раз в 10–15 дней для умеренно-загрязненной одежды. Чистить СИЗ растворителями, бензином, керосином, эмульсией, обдувать СИЗ сжатым воздухом нельзя.

Журналы регистрации работы по охране труда

Журнал учета и содержания средств защиты вы можете скачать здесь.

Запрещено отдавать СИЗ работникам домой для хранения, ремонта и стирки. Некоторые работодатели пытаются обойти это правило. Например, включают в коллективные договоры нормы, устанавливающие возможность выплаты денежной компенсации работникам, которые самостоятельно стирают и ремонтируют СИЗ. Это противоречит статье 221 Трудового кодекса. Следовательно, коллективный договор, соглашение или трудовой договор с такими условиями не подлежат применению, так как они не могут содержать условия, ограничивающие права работников. Указанный вывод подтверждается позицией Роструда, изложенной в письме от 4 декабря 2007 г. № 5754-ТЗ.

Если у работодателя нет технических возможностей для химчистки, стирки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания СИЗ, то данные работы могут выполняться другими организациями по гражданско-правовому договору.

Ответы на ваши вопросы

Можно ли вести учет СИЗ в электронной форме?

Можно ли вести карточки учета выдачи СИЗ в электронной форме?
Кристина ПОНОМАРЕНКО (Смоленск)

Да, можно. Работодатель вправе вести учет выдачи работникам СИЗ с применением программных средств. Электронная форма личной карточки учета выдачи СИЗ должна соответствовать форме, установленной приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н . При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи СИЗ вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника. Допускается вести карточки учета выдачи СИЗ в электронной форме с обязательной персонификацией работника.

Нужно ли выдавать СИЗ работникам, занятым по гражданско-правовому договору?

Нужно ли выдавать СИЗ работникам сторонней организации, которые выполняют у нас работы по гражданско-правовому договору?
Александр САЛЕХЕТДИНОВ (Курск)

Работники сторонней организации, которые заняты в производственных цехах и участках с вредными и (или) опасными производственными факторами, должны быть обеспечены своим работодателем СИЗ. Если иного не предусмотрено гражданско-правовым договором, он должен выдать работникам СИЗ согласно типовым нормам той организации, в которую они отправляются работать.

Как провести обучение применению СИЗ?

Как обучить работников применению СИЗ?
Ирина КЛИШИНА (Самара)

Обучение порядку применения СИЗ можно включить в первичный и повторный инструктаж по охране труда. При этом используют инструкции по охране труда, в которых содержатся указания из паспорта или руководства по эксплуатации применяемых СИЗ, а именно:

  • требования к порядку подготовки СИЗ;
  • требования, предъявляемые к использованию СИЗ во время работы;
  • требования к порядку проверки исправности СИЗ и к изъятию их из обращения при обнаружении неисправности или снижении эффективности.

Инструктаж должен проводиться в форме живой беседы с объяснением и практическим показом приемов применения СИЗ. Все объяснения должны приводиться исходя из местных условий и характера выполняемых операций, а также с учетом уровня общеобразовательной и специальной подготовки инструктируемых работников, которые должны выполнить все необходимые действия по подбору, подгонке, проверке исправности выдаваемого ему СИЗ. Допускается проводить инструктаж группе работников, которые используют одинаковые СИЗ и заняты на работах с одинаковыми условиями труда. По окончании инструктажа необходимо провести тренировку по применению СИЗ и убедиться в том, что работник усвоил материал.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас . Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

Документ Поможет вам
ТК РФ Уточнить, что работодатель должен обеспечить уход и ремонт СИЗ за свой счет
СП 44.13330.2011 Узнать строительные требования к бытовым зданиям
СанПиН 2.2.8.46-03 Понять правила дезактивации СИЗ
Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н Ознакомиться с формой личной карточки учета выдачи СИЗ

Запомните главное

1 Обеспечить хранение, ремонт и уход за СИЗ – это обязанность работодателя. Перекладывать ее на работника нельзя.

3 СИЗ, в которых работник взаимодействовал с вредными веществами, должны храниться и сдаваться в стирку отдельно от всех остальных СИЗ.

4 Чтобы обеспечить уход за СИЗ, нужно оборудовать специальные места для стирки, ремонта, глажки, сушки СИЗ или предусмотреть прачечные с отделениями для химической чистки и обработки спецодежды. Если у работодателя нет таких возможностей, можно заключить договор на оказание подобных услуг со сторонней организацией.

СП 44.13330.2011 «Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» (утвержден приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).
Утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 26 октября 2003 г.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Е.В. Апанасенко,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению

Роструд считает, что штрафовать работодателя за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (2 класса) нужно за каждого работника, чьи права нарушены. Аналогично чиновники предлагают наказывать и за допуск сотрудника к работе без обязательного медосмотра либо освидетельствования или без обучения по охране труда. В то же время судебная практика по этому вопросу противоречива.

«Трудовые» нарушения = отдельный штраф за каждого работника?

За «трудовые» нарушения ответишь!

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Но эта статья написана довольно сумбурно, поэтому часто возникают споры о том, каким должен быть штраф, если выявлено несколько нарушений: один за все нарушения сразу или за каждое в отдельности? Так вот, Роструд разъяснил, что штраф на организацию (руководителя, предпринимателя) по ч. 1 и ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ должен быть один за все выявленные нарушения, а вот по ч. 3 и ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП штрафовать нужно за каждого работника, чьи права нарушеныПисьмо Роструда от 28.11.2016 № ПГ/31983-03-3 .

Правонарушение Санкция
для организаций для руководителей для ИП
Нарушение порядка проведения спецоценки рабочих мест или ее отсутствиеч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ Штраф от 60 000 до 80 000 руб. либо предупреждение Штраф от 5000 до 10 000 руб. либо предупреждение
Допуск работника к трудуч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ :
или без обучения и проверки знаний по охране труда;
или без обязательного медосмотра, психиатрического освидетельствования;
или при наличии медицинских противопоказаний
Штраф от 110 000 до 130 000 руб. Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 классач. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ у Штраф от 130 000 до 150 000 руб. Штраф от 25 000 до 30 000 руб.
Нарушение иных требований охраны трудач. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ , например:
необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 1 класса;
неинформирование работника об условиях труда на его рабочем месте Чтобы определить, к какому классу относятся средства индивидуальной защиты, следует руководствоваться п. 5.5 Технического регламента, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878, а также приложением № 4 к этому Регламентупримечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ
Штраф от 50 000 до 80 000 руб. либо предупреждение Штраф от 2000 до 5000 руб. либо предупреждение
Повторное нарушение законодательства об охране трудач. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ Штраф от 100 000 до 200 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток Штраф от 30 000 до 40 000 руб. либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет Штраф от 30 000 до 40 000 руб. либо приостановление деятельности на срок до 90 суток

А что думают на этот счет суды?

В судах согласия нет

В одних случаях судьи соглашаются с законностью штрафов за каждого водителя, который не прошел психиатрическое освидетельствованиеРешения Мосгорсуда от 18.05.2016 № 7-5371/2016 , от 18.05.2016 № 7-5372/2016 . А в других аналогичных ситуациях (в случае штрафа по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП) отменяют десятки постановлений о штрафах и назначают (признают правомерным) один штраф за все нарушения. При этом они отмечают, что все постановления вынесены по результатам одной проверки за одни и те же нарушения, а значит, наказание должно быть одно. Вынесение постановления на каждого работника означало бы повторное наказание, а это недопустимоРешения Мосгорсуда от 30.01.2017 № 7-2146/2017 , от 08.02.2017 № 7-2056/2017 ; Забайкальского крайсуда от 16.05.2016 № 7-21-187/2016 , от 16.05.2016 № 7-21-186/2016 , от 16.05.2016 № 7-21-183/2016 ; Архангельского облсуда от 03.03.2016 № 7р-162/2016 , от 03.03.2016 № 7р-161/2016 , от 03.03.2016 № 7р-160/2016 .

Как видим, в суде исход дела может быть любым, тем не менее положительных для работодателей решений довольно много. Так что, если по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП на вас наложат несколько штрафов, не бойтесь идти в суд.

Внимание

За нарушение требований охраны труда установлена не только административная, но и уголовная ответственностьст. 143 УК РФ .

Интересно, что решений, где бы работодателя штрафовали за каждого работника, не обеспеченного средствами индивидуальной защиты 2 класса, мы не встретили. А вот за всех вместе - пожалуйстаПостановления Самарского облсуда от 20.12.2016 № 4а-1394/2016 ; Саратовского облсуда от 03.11.2016 № 4А-699/2016 . Возможно, это связано с тем, что инспекторы на местах (в отличие от Роструда) читают КоАП буквально. Ведь ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена за необеспечение средствами индивидуальной защиты именно работников, а не работника, как по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП. Но не исключено, что с легкой руки Роструда ситуация может измениться.

Точку в этом вопросе мог бы поставить Верховный суд, но он пока молчит.

Напомним, что субъектам малого предпринимательства, впервые совершившим нарушение, которое не создало угрозу жизни или здоровью людей, а также не нанесло им имущественный ущерб, трудинспектор должен вынести предупреждение, а не штрафовать (даже если предупреждение не упоминается в соответствующей статье КоАП)ст. 4.1.1 КоАП РФ ; Письмо Роструда от 02.12.2015 № 4319-ТЗ . Если проверяющий этого не сделал - идите в суд, он наверняка заменит денежную санкцию на письменное порицаниесм., например, Решение Свердловского облсуда от 10.01.2017 № 72-18/2017 .

Приветствую, уважаемые друзья! Эта небольшая, но понятная заметка о механике суммирования штрафов по охране труда.

Несмотря на то, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в его жёсткой редакции действует с начала 2015 года, вопросы о принципах суммирования штрафов по-прежнему поступают.

Как известно статья 5.27.1. КоАП РФ предусматривает 5 основных составов административного правонарушения, а именно:

1. Нарушение требований охраны труда (за исключением нарушений, предусмотренных пунктами 2-4).
2. Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также медицинских осмотров, психиатрического освидетельствования.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
5. Повторное нарушение или нарушения (п.п. 1-4).

Штрафы по охране труда суммируются

По умолчанию все эти пять составов суммируются в соответствии со статьёй 4.4. КоАП РФ:

Назначение административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений
1. При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершённое административное правонарушение.
...

К слову об административном правонарушении. Понятие административного правонарушения раскрывает одноимённая статья 2.1. того же Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

Административное правонарушение
1. Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
...

Касательно статьи 5.27.1. КоАП РФ «математическая формула» приведена не полностью, т.к. её третья часть может выводиться в отдельные административные правонарушения и тем самым суммироваться.

Всё дело в окончаниях! 😉

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи.

Другими словами, сколько не соверши нарушений требований, изложенных в нормативных правовых актах (правилах по охране труда, нормах, порядках и т.д.), штрафная линейка остаётся неизменной:

Должностное лицо — от 2 000 до 5 000 рублей;
Индивидуальный предприниматель — от 2 000 до 5 000 рублей;
Юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или её непроведение.

Другими словами, сколько бы рабочих мест в нарушение порядка (Федеральный закон от 28.12.2013 г № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») не прошли СОУТ, штрафная линейка остаётся неизменной:

Должностное лицо — от 5 000 до 10 000 рублей;
Индивидуальный предприниматель — от 5 000 до 10 000 рублей;
Юридическое лицо — от 60 000 до 80 000 рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Другими словами, один работник — один состав административного правонарушение. Таким образом, следующая линейка штрафов может суммироваться:

Должностное лицо — от 15 000 до 25 000 рублей;
Индивидуальный предприниматель — от 15 000 до 25 000 рублей;
Юридическое лицо — от 100 000 до 130 000 рублей.

Об этом, в частности, писали и на сайте государственной инспекции труда:

Интересно, что новая норма закона сформулирована так, что нарушение представляет собой отдельный состав в отношении каждого работника. Так, если раньше организация, в которой 10 работников не прошли обучение правилам охраны труда, могла отделаться максимальным штрафом в 50 000 руб. за всех, то теперь она может заплатить за те же нарушения до 1,3 млн. руб.

Аналогично этот пример можно перевести и на медицинские осмотры. А если в ходе проверки будет установлено, что 10 работников не прошли и обучение, и проверку знаний требований охраны труда, и медицинские осмотры, то тут и на 2,6 мл. рублей можно напроситься.

Об этом же говорит и судебная практика. Так в июне прошлого года Челябинский меткомбинат «Мечел» был оштрафован на 14 млн. рублей. И это только за то, что своей комиссией наобучали 128 руководителей и специалистов, которых ко всему ещё и отстранили от работы.

Кто-то в «Мечеле» забил на п. 2.3.2. Порядка по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 г. № 1/29, и не отправил на обучение по охране труда этих 128 руководителей и специалистов в учебный центр. А обучили бы они своих руководителей и специалистов в нашем учебном центре, затратили бы всего 190 720 рублей 🙂 Да и при таком объёме мы бы наверняка сделали хорошую скидку.

Ни одним «Мечелом» хорошо пополнился бюджет за время действия новой редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Для порядка давайте закончим со статьёй 5.27.1. нашего дорогого КоАП РФ. К большим штрафам за нарушение требований охраны труда ещё вернёмся.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Другими словами, сколько бы работников не имели специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, штрафная линейка остаётся неизменной:

Должностное лицо — от 20 000 до 30 000 рублей;
Индивидуальный предприниматель — от 20 000 до 30 000 рублей;
Юридическое лицо — от 130 000 до 150 000 рублей.

Про пятую часть статьи 5.27.1. думаю всё понятно.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Должностное лицо — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет;
Индивидуальный предприниматель — от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
Юридическое лицо — от 100 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Напоследок пару слов о больших штрафах за нарушение требований охраны труда. Касательно итоговой суммы штрафа надо исходить из размера «корабля». Такой, как «Мечел», в состоянии заплатить 14 млн. рублей, а какие-нибудь «Рога и Копыта» местного разлива уже нет. В этом плане есть часть 3 статьи 4.1. КоАП РФ:

Общие правила назначения административного наказания
...
3. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
...
3.2. При наличии исключительных обстоятельств , связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
3.3. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
3.5. Административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
...

Также итоговая сумма штрафа по охране труда зависит от того, кто принимает проверку и кто её проводит. Все мы люди, и все мы можем найти наилучшее решение. При соблюдении принципа «и вам, и нам» все останутся довольными.

На этом у меня всё. До новых заметок!

Работник отказывается получать средства индивидуальной защиты. Какие меры к нему можно применить? Какую ответственность может понести за него работодатель?

Если работник отказывается получать средства индивидуальной защиты (СИЗ), работодатель обязан не допускать его к исполнению трудовых обязанностей. Работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. При допуске работника без положенных СИЗ работодатель несет административную ответственность. Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом в силу ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Так, в соответствии со ст. 209 ТК РФ к требованиям охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда) отнесены в том числе требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда. Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее - Правила).

Согласно п. 5 Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. Пунктом 26 Правил обеспечение обязательности применения работниками СИЗ отнесено к полномочиям работодателя, при этом работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ. Таким образом, на время исполнения трудовых обязанностей работник, профессия (должность) которого предусмотрена типовыми нормами, обязан применять соответствующие СИЗ. В случае отказа работника получать и использовать СИЗ работодатель должен не допускать его к работе. Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За отказ работника получать СИЗ он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ как за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Действующим законодательством установлена ответственность работодателя как за нарушения государственных нормативных требований охраны труда (допуск к работе работника, необеспеченного положенными СИЗ), так и за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 1 и 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

П. С. Сергеев
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

Работодатель обязан обеспечить сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ).

При этом технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011) (далее – Регламент) разделяет все СИЗ по степени риска причинения вреда пользователю на два класса (п. 5.5 Регламент):

  • СИЗ простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю (первый класс). Такие СИЗ проходят декларирование соответствия;
  • СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя (второй класс). Данная группа СИЗ должна быть сертифицирована.

В комментируемом письме Роструд рассказал, как инспекторы будут штрафовать работодателя, не выдавшего работникам средства индивидуальной защиты либо нарушившего иные государственные нормативные требования охраны труда.

Министерство пояснило, что квалификация нарушения и, соответственно, размер штрафа, будут зависеть от того, к какому классу относятся СИЗ, не выданные работодателем.

Административное наказание за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты предусмотрено ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ . При этом согласно примечанию к данной статье под средствами индивидуальной защиты следует понимать СИЗ, отнесенные Регламентом ко второму классу.

Следовательно, если работодатель не выдал работнику СИЗ второго класса, нарушение будет квалифицироваться как необеспечение работников СИЗ (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

И в этом случае организации грозит штраф в размере от 130 тыс. до 150 тыс. рублей. Причем, по мнению Роструда, налагаться такой штраф должен за каждое выявленное нарушение (т.е. в отношении каждого работника, которому не были выданы СИЗ).

Также за каждое выявленное нарушение Роструд предлагает штрафовать за допуск сотрудника к работе без прохождения таким сотрудником обучения и проверки знаний по охране труда, а также обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Если работодателем не выдаются СИЗ первого класса, то такое нарушение квалифицируется по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (нарушение государственных нормативных требований охраны труда). Штраф для организации в этом случае будет значительно ниже – от 50 тыс. до 80 тыс. рублей. При этом размер такого штрафа не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

По мнению Роструда, не зависит от количества работников и штраф в случае нарушения работодателем порядка проведения спецоценки (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).

На данный момент со стороны трудовых инспекторов наблюдается тенденция назначать некоторые административные наказания в зависимости от количества работников, права которых были нарушены. Так, например, проверяющие пытались штрафовать работодателя за несвоевременную выплату зарплаты, исходя из числа работников, которым она выплачена не была.

Однако Верховный Суд РФ пресек эту попытку. Подробнее об этом см.