Решение принятое на собрании работников. Очередное общее собрание участников ооо. Для чего нужны общие собрания и зачем документировать их проведение

Прописка

ПАМЯТКА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОБРАНИЯ РАБОТНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Общие положения

Конференция работников университета проводится на основании пункта 2.2. Коллективного договора и решения Комиссии по ведению коллективных переговоров ПГНИУ (протокол №16 от 01.01.2001 г.).

Норма представительства на конференцию работников ПГНИУ устанавливается в количестве один делегат от 10 работников (с учетом совместителей). Информация о численности работников подразделений предоставляется Отделом кадров ПГНИУ. Количество делегатов от каждого из структурных подразделений, в соответствии с нормами представительства, определяется проректорами или руководителями укрупненных структурных подразделений (начальниками управлений, деканами факультетов, директорами обособленных структурных подразделений и др.).

Ответственность за организацию собраний возлагается на руководителей подразделений и председателей профсоюзных бюро.

Избрание делегатов на конференцию работников ПГНИУ осуществляется в следующем порядке:

· От работников факультетов – на собраниях работников структурных подразделений факультетов;

· От работников общеуниверситетских кафедр – на собраниях работников кафедр;

· От работников библиотеки, АУА, АХЧ, ЕНИ – на собраниях работников отделов, лабораторий (в случае малочисленности подразделений возможно проведение совместных собраний);

· От работников профилактория, Березниковского филиала ПГНИУ, Учебно-научной базы «Предуралье», Камской биостанции, Троицкого учебно-опытного лесного хозяйства – на собраниях работников подразделений.

Подготовка к собранию

1. Определяется дата и место проведения собрания.

2. Информируются сотрудники о проводимом собрании. В объявлении необходимо указать дату, время и место проведения собрания, повестку дня («Об избрании делегатов на конференцию работников университета»). Размещение информации производится на видных местах не менее чем за три рабочих дня до даты проведения собрания.

3. Формирование состава оргкомитета собрания (рекомендуется в состав оргкомитета включить руководителя подразделения либо его заместителя и председателя профбюро), кандидатур для включения в руководящие органы собрания (председателя, секретаря).

Проведение собрания

1. Представителями оргкомитета проводится регистрация присутствующих на собрании работников, определение кворума. Для регистрации используются списки работников подразделения, предоставленные Отделом кадров ПГНИУ. Собрание правомочно, если на нем присутствуют более половины работников подразделения (в случае проведения совместных собраний – свыше половины суммарного количества работников подразделений, в которых проводится совместное собрание). В случае присутствия на собрании приглашенных (не являющихся работниками данного подразделения), они также регистрируются, но при определении кворума не учитываются.

2. Представитель оргкомитета открывает собрание, сообщает о кворуме, приглашенных и ставит на голосование вопрос о начале собрания.

3. Представитель оргкомитета предлагает избрать руководящие органы собрания (председателя, секретаря). После голосования собрание ведет избранный председатель.

4. Председатель собрания предлагает утвердить голосованием повестку дня собрания («Об избрании делегатов на конференцию работников университета») и регламент работы собрания (время на выступление докладчиков, порядок проведения обсуждения вопросов).

5. Председатель собрания (докладчик) выступает по утвержденной повестке дня, сообщает о количестве делегатов, которых необходимо избрать в соответствии с утвержденной нормой представительства. При наличии других выступающих называется его фамилия, имя, отчество, должность и название структурного подразделения, в котором он работает (при проведении совместных собраний).

6. Присутствующие на собрании выдвигают кандидатуры в делегаты конференции работников ПГНИУ. Количество выдвинутых кандидатур может превышать число делегатов, которых необходимо избрать в соответствии с утвержденной нормой представительства.

7. Выдвинутые кандидаты в делегаты отвечают на вопросы присутствующих (при необходимости).

8. Председатель собрания оглашает список выдвинутых кандидатов и предлагает определить порядок голосования (тайное или открытое, индивидуально или списком). В случае, когда количество выдвинутых кандидатур превышает число делегатов, которых необходимо избрать в соответствии с утвержденной нормой представительства голосование должно проводиться индивидуально по каждой кандидатуре.

9. Производится голосование за кандидатуры делегатов в соответствии с утвержденным ранее регламентом. Кандидатура считается утвержденной в том случае, если за нее проголосовало более половины от числа присутствующих на собрании участников (исключая приглашенных). В том случае, если количество кандидатур, за которые проголосовало более половины от числа присутствующих, превышает размер установленной нормы представительства делегатов от подразделения, собрание принимает решение о дальнейших действиях (возможные варианты: повторное голосование или утверждение кандидатов, набравших наибольшее число голосов). В соответствии с избранной процедурой определяется окончательный список делегатов.

10. Председатель собрания оглашает окончательный список избранных делегатов на конференцию работников ПГНИУ, который вносится в постановление собрания.

11. Председатель собрания объявляет о закрытии собрания.

Оформление протокола и выписки из решения собрания

Оформление протокола и выписки из решения собрания производится секретарем, избранным на собрании. При оформлении указанных документов рекомендуется использовать примерные образцы (см. приложение 1 и 2 к настоящей Памятке).

Подготовка общего списка делегатов конференции работников ПГНИУ

Протокол и выписка из решения собрания подписывается председателем и секретарем собрания и передается курирующему проректору или руководителю укрупненных структурных подразделений (декану факультета, начальнику управления и др.).

Проректоры или руководители укрупненных структурных подразделений контролируют соблюдение установленных норм представительства и готовят общий список делегатов на конференцию работников ПГНИУ.

Общие списки делегатов от факультетов и иных структурных подразделений университета за подписью руководителя и председателя профбюро передаются в профсоюзный комитет работников университета.

Профсоюзный комитет работников университета готовит общий список делегатов конференции работников университета, который подписывается ректором ПГНИУ и председателем профкома работников университета.

Приложение 1

Примерный образец протокола проведения собрания (объединенного собрания)

ПРОТОКОЛ

собрания работников (

Пермского государственного национального исследовательского университета

Всего работников ____ чел.

(представитель оргкомитета ): Собрание проводится при присутствии на нем более 50% работников подразделения. На собрании кворум имеется. Предлагается открыть собрание, избрать председателя и секретаря собрания.

Председатель объявляет повестку дня.

1. Об избрании делегатов на конференцию работников ПГНИУ.

СЛУШАЛИ: (докладчика) Об избрании делегатов на конференцию работников ПГНИУ, которая проводится в соответствии с пунктом 2.2. Коллективного договора и решением Комиссии по ведению коллективных переговоров от 01.01.01 г. Конференция проводится 1 февраля 2012 г. В повестку дня внесены два вопроса: 1. Об итогах выполнения коллективного договора за 2011 г. 2. О коллективном договоре на период гг.

В соответствии с нормой представительства, утвержденной Комиссией по ведению коллективных переговоров и подписанной со стороны работодателя ректором университета, со стороны работников – и. о. председателя профсоюзной организации работников в количестве 1 делегат от 10 работников (включая совместителей) необходимо избрать ____ делегатов. Предлагается выдвигать кандидатуры.

_______________ (председатель собрания): Собранием выдвинуты следующие кандидатуры делегатов работников университета:

«За» ____ чел.

«Против»____ чел.

«Воздержались» ____ чел.

«За» ____ чел.

«Против»____ чел.

«Воздержались» ____ чел.

«За» ____ чел.

«Против»____ чел.

«Воздержались» ____ чел.

ПОСТАНОВИЛИ: Делегатами на конференцию работников Пермского государственного национального исследовательского университета 1 февраля 2012 г. избрать:

1. __________________________ (фамилия, и. о., должность)

2. __________________________ (фамилия, и. о., должность)

Приложение 2

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА

из протокола собрания работников ((наименование структурного(ых) подразделения(ий))

от «____» января 2012 г.

Всего работников ____ чел.

Присутствуют на собрании работников ____ чел.

1. __________________________ (фамилия, и. о., должность)

2. __________________________ (фамилия, и. о., должность)

Председатель собрания ____________________ (Ф. И.О., подпись)

Секретарь собрания ____________________ (Ф. И.О., подпись).

Одна из священных обязанностей секретаря - подготовка собраний, совещаний и заседаний, которые инициируют руководители разных уровней. В большинстве случаев секретарь также ведет протоколы подобных мероприятий. В статье расскажем, как сделать эти процессы более эффективными.

Чтобы начать разговор о протоколе, прежде всего нужно остановиться на подготовке совещаний. Перед подобным мероприятием важно продумать повестку дня, определить состав участников, ознакомиться с докладами всех выступающих и другими материалами. Всё это потребует дополнительных усилий, зато в результате вести протокол будет значительно проще.

КАК СЭКОНОМИТЬ ВРЕМЯ?

По различным исследованиям на совещания может тратиться от 10 до 50 % рабочего времени руководителя организации и других сотрудников. Чтобы уменьшить временные затраты, инициаторам, организаторам и участникам совещаний нужно помнить о следующих правилах:

Обсуждайте на совещании только вопросы, которые невозможно решить в рабочем порядке.

Ограничивайте количество участников совещаний. Оно прямо пропорционально продолжительности мероприятия. Если длительность совещания, в котором участвуют 5 сотрудников, составляет 1 час, то при количестве участников от 10 оно, скорее всего, будет длиться 2 часа и более.

Информационные материалы для совещания готовьте заранее. Расчеты, аналитические справки, таблицы, графики, сводки, фото- и видеоматериалы, презентации, образцы изделий, заключения экспертиз должны предоставлять профильные специалисты. А вот проверять готовность материалов обязан секретарь совещания. Поэтому за день-два до мероприятия следует:

а) с помощью ответственных лиц, которые будут выступать с докладами, составить перечень всех информационных материалов;

б) получить от ответственных лиц материалы, выполненные в электронном виде (например, презентации, пояснительные записки и т.д.);

в) получить от ответственных лиц распечатанные тезисы и тексты докладов.

По каждому вопросу назначьте одного ответственного сотрудника, даже когда исполнить поручение должна группа лиц.

Не тратьте время на изобличение виновных. Помните, что главная задача каждого совещания - обсудить повестку дня и принять по ней решения.

ПОВЕСТКА ДНЯ

Это перечень вопросов, которые планируется обсудить на совещании. Их определяет председатель совещания. Однако секретарь также может участвовать в этом процессе.

При разработке повестки дня используйте следующие рекомендации:

  • Слишком широкие темы совещаний разбивайте на несколько подтем. При необходимости по каждой подтеме ответственные лица могут провести подготовительные совещания.

Например, намеченное на конец месяца совещание на тему «О выполнении плановых показателей цехами основного производства» должно предваряться серией мелких совещаний в цехах: «О выполнении плана литейным цехом», «О выполнении плана заготовительным цехом», «О выполнении плана механическим цехом», «О выполнении плана сборочным цехом». Или совещание на тему «О внедрении ERP-системы на предприятии» должно предваряться несколькими совещаниями: «О проблемах внедрения ERP-системы в производстве», «Об обеспечении связи ERP-системы и 1С в бухгалтерии», «О техническом обеспечении ERP-системы и переносе данных» и т.д.

  • Выносите на повестку дня равноценные по значимости вопросы, объединенные общей тематикой . Например, обеспечение транспортом, порядок сдачи на склад, отгрузки и вывоза готовой продукции с территории предприятия.

На повестку дня можно вынести и более широкий круг проблем, связанных между собой. Например, среди них могут быть:

Приобретение новой поточной линии;

Технологическая подготовка производства;

Внесение изменений в конструкторскую и технологическую документацию в связи с приобретением нового оборудования;

Модернизация производственных корпусов и разработка привязок станков;

Материально-техническое обеспечение производства.

В то же время реконструкцию заводской проходной или организацию электронных расчетов по пропуску в заводской столовой на этом совещании обсуждать явно не стоит.

Понятно, что секретарь не всегда может влиять на содержание повестки дня. Совещание собирает руководитель, он же очерчивает круг вопросов. И если руководитель включает в повестку дня одного совещания закупку новой поточной линии для производства литья и организацию весеннего субботника по уборке территории, то переубедить его, возможно, и не удастся. Но со своей стороны можно предложить вынести обсуждение организации субботника на другое совещание, например, объединив его с вопросом покраски фасада здания или с проведением торжеств по случаю дня рождения организации.

  • Составляйте повестку дня только из тех вопросов, которые входят в компетенцию и зону ответственности участников совещания . Например, бесполезно будет обсуждать вопросы снабжения в отсутствие начальника службы снабжения.
  • Ограничивайте количество тем и вопросов повестки дня . Их должно быть столько, сколько под силу эффективно обсудить и решить за отведенный период времени. Например, за 1 час совещания можно обсудить от 1 до 5 вопросов, в зависимости от масштабности обсуждаемых тем и от качества подготовки совещания.
  • Включайте в повестку дня отчет по заданиям и поручениям, данным на прошлом совещании , если совещания объединены общей темой и составом участников. Будьте готовы к тому, что, даже если такого пункта в повестке дня нет, председатель может своей властью его ввести. Поэтому лучше заранее распечатайте список поручений — он должен быть у председателя, ответственного лица и секретаря.

УЧАСТНИКИ СОВЕЩАНИЯ

Общие требования к участникам мероприятия:

Компетентность и заинтересованность в вопросах, вынесенных на повестку дня;

Достаточно высокая должность для того, чтобы принимать решения и давать поручения подчиненным по итогам совещания.

Состав участников в течение мероприятия может меняться. Если на повестке дня есть темы, которые затрагивают всех участников совещания, и вопросы, которые относятся только к некоторым из них, то вначале следует обсуждать общие вопросы. По завершении этой части совещания сотрудников, не занятых в дальнейшем обсуждении, можно отпустить.

Как всех оповестить

Проинформируйте всех участников совещания о дате, времени, месте его проведения, теме мероприятия .

Сообщить о совещании можно с помощью телефонного звонка, sms-сообщения, электронного письма (с уведомлением о доставке и прочтении), личного обхода.

Если кого-то из участников нет на рабочем месте по разным причинам (ежегодный отпуск, временная нетрудоспособность, командировка и т.д.), необходимо выяснить причину отсутствия и напомнить сотруднику, который замещает отсутствующего согласно схеме замещения, что он должен присутствовать на совещании.

Полезно будет также занести в календарь на своем компьютере всплывающую подсказку вроде «напомнить заместителю, что он должен присутствовать на планерке».

Сведения о том, кто и когда предупрежден о совещании, можно занести в таблицу (Пример 1).

ПРИМЕР 1

Оповещение участников совещания

Совещание состоится 24.06.2017 в 11:00 в кабинете директора по снабжению.

Тема: Заключение договоров с поставщиками на второе полугодие 2017 года.

Рассадка участников совещания

Обязательно подготовьте схему рассадки участников совещания, если на нем будут присутствовать:

Высшие чиновники (города, области, края, республики, федерации);

Владельцы транснациональных корпораций и холдингов и т.д.;

Представители организаций-партнеров.

Секретарю по возможности отводится место за отдельным столом рядом со столом председателя (Пример 2).

Пример 2

Схема рассадки

Именные карточки

На столах напротив соответствующих мест необходимо расставить именные карточки с должностью и (или) Ф.И.О. каждого участника. Самый простой вариант - это лист бумаги, сложенный «домиком» (рис. 1)

Рис. 1. Именная карточка для участника совещания

Бейджи

В особо ответственных случаях необходимо подготовить бейджи (нагрудные карточки), на которых следует указать:

Ф.И.О. участников;

Их должности;

Наименование организации, которую представляет каждый участник;

Населенный пункт, в котором находится указанная организация.

На бейдже также могут быть:

Логотип организации, которую представляет участник;

Логотип (эмблема) мероприятия (совещания, конференции и др.).

Можно использовать бейджи со шнурком или прищепкой. Они продаются в магазинах канцелярских и офисных товаров.

Разработать вкладыши с текстом можно самостоятельно, затем распечатать на принтере, разрезать ножницами и вложить в бейджи (рис. 2).

Рис. 2. Вкладыш для бейджа, разработанный самостоятельно

Если на подготовку выделено достаточно средств, то карточки-вкладыши можно заказать в организации, которая предоставляет полиграфические услуги. А для обычных внутренних совещаний бейджи вообще не понадобятся.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СОВЕЩАНИЯ

На различные виды совещаний отводится разное количество времени. Например, утренняя планерка может занять примерно полчаса, а межрегиональное совещание по определенной проблеме - целый день.

Продолжительность совещания нужно планировать заранее. Время начала и окончания мероприятия должны знать все его участники. Это поможет работать быстро и эффективно, чтобы не засиживаться допоздна.

Перерывы

Если продолжительность совещания превышает астрономический час (60 минут), то необходимо делать перерывы через каждый академический час (45 минут).

На особо длительных мероприятиях могут быть предусмотрены паузы, в рамках которых участникам предлагают закуски (бутерброды, фрукты, сладости) и напитки (чай, кофе, соки, минеральную воду и т.д.).

Когда уровень совещания невысок, а рядом с залом, где проходит встреча, есть кулер, кофемашина и одноразовая посуда для посетителей офиса, то участники совещания вполне смогут сами налить себе кофе, чай или воду.

Бутылки с водой и стаканы можно заранее поставить на столах, за которыми сидят участники совещания, - тогда они смогут утолить жажду не только в перерыве, а в любой момент. Еду на столы лучше не ставить. Будет неловко, если кто-то из участников уронит на деловые бумаги бутерброд или прольет кофе.

Накрывать стол с закусками и напитками лучше в отдельном помещении. Этим обычно занимается секретарь, но только если он не ведет протокол. Когда секретарь не может покинуть зал во время совещания, организовать перерыв должен другой сотрудник, назначенный за это ответственным. Или, как вариант, секретарь готовит все для кофе-пауз до начала совещания. На расширенных совещаниях без помощников, как правило, не обойтись.

Временные рамки

Продолжительность мероприятия должна быть регламентирована. За соблюдением этого правила следит председатель совещания.

Составляя программу совещания, обязательно учитывайте время, необходимое для выступления каждого докладчика и обсуждения каждого вопроса.

Уточните у председателя регламент каждого выступления.

Запланируйте перерывы, если это необходимо.

Сложите на калькуляторе все временные отрезки и к полученной сумме прибавьте

О том, сколько времени может занять совещание, необходимо сообщить председателю. Если он согласится с этой цифрой, регламент нужно довести до сведения всех участников, если нет - придется внести коррективы и вновь доложить председателю.

После согласования повестка дня с временными ограничениями рассылается всем участникам совещания (Пример 3).

ПРИМЕР 3

Повестка дня с временными ограничениями

ПРОТОКОЛ СОВЕЩАНИЯ: 5 ОСНОВНЫХ ШАГОВ

Протокол документируют как деятельность постоянно действующих коллегиальных органов (комиссий, комитетов, советов и др.), так и временных коллегиальных органов - различных собраний, совещаний, семинаров и конференций.

Выделяют следующие виды протоколов:

. Краткий протокол - документ, в котором фиксируют Ф.И.О. и должности участников совещания, его тему, основные вопросы, краткое содержание докладов, принятые решения, список задач для каждого ответственного лица. Такой протокол, как правило, ведут на оперативных совещаниях.

. Полный протокол , кроме всего вышеперечисленного, включает подробные записи всех выступлений, мнений, поправок и иных нюансов обсуждения. Этот документ позволяет восстановить подробную картину совещания.

Форму ведения протокола выбирает председатель совещания или руководитель предприятия.

Тексты выступлений и другие материалы, которые готовят к совещанию, оформляют в виде приложений. На них необходимо сделать ссылки в тексте протокола.

Ответственность за то, насколько правильно и полно зафиксирован ход совещания, несет секретарь. Эту ответственность нельзя недооценивать, поскольку протокол - единственный документ, где отражены все выступления, обсуждения, комментарии и принятые решения, которые должны быть исполнены. В ходе совещания его участники могут что-то не расслышать, не успеть записать. Это будет легко восстановить, обратившись к протоколу.

Шаг 1: готовим рабочее место

Чтобы вести протокол было проще, до начала совещания:

. Выберите для себя место в зале , где будет проходить мероприятие. С него должно быть видно всех участников в лицо, хорошо слышны выступления председателя, докладчиков и «реплики из зала» (см. схему рассадки в Примере 2).

. Положите на свой стол список участников совещания с указанием Ф.И.О. и должностей, а также схему рассадки . Перед началом совещания нелишним будет внимательно изучить, кто где сидит, а потом заглядывать в схему по мере надобности.

. Запаситесь канцелярскими принадлежностями . Возьмите с собой 2-3 ручки, 2 карандаша, 2 ластика.

. Проверьте, работает ли оргтехника и другие приборы : часы, диктофон, видеокамера (при их наличии). Не забудьте шнур питания и запасные батарейки или аккумуляторы.

Перед совещанием освежите в памяти основные тезисы всех докладов.

Шаг 2: фиксируем ход совещания

Помимо материалов, подготовленных к совещанию (текстов докладов, выступлений, справок, проектов решений, повестки дня, списков участников и др.), протокол составляют на основе звукозаписи, видеозаписи, стенограммы или черновых рукописных записей, которые ведутся во время совещания.

Как вести черновые записи?

1. Подготовьте листы для черновика протокола - их количество зависит от объема повестки дня. На первом листе напишите дату совещания, его тему, номер протокола, список участников, повестку дня (Пример 4).

ПРИМЕР 4

Черновик протокола совещания. Лист № 1


Вопросы, вынесенные на обсуждение, напишите на отдельных чистых листах, оставив достаточно места для записей:

Лист № 2 : «О состоянии работы по заключению договоров поставок цветного и черного металла». Доклад Прохорова П.Д.;

Лист № 3

Лист № 4 : «О транспортном обеспечении поставок». Доклад Медведева В.Ю.;

Лист № 5 : … (заполняется в ходе совещания);

Лист № 6 : «О состоянии расчетов по заключенным и исполненным договорам закупки сырья и материалов». Доклад Фоминой К.Д.;

Лист № 7 : … (заполняется в ходе совещания);

Лист № 8 : «О заключении договоров с ООО «Аметист» о поставках стали и сплавов в ОАО «ЭСПЗ». Предложения Телегина И.И.;

Лист № 9 : … (заполняется в ходе совещания).

2. Проверьте, все ли участники совещания присутствуют. Отсутствующих вычеркните в черновом варианте протокола карандашом - возможно, они опаздывают. Причины неявок и опозданий выясните после совещания.

Время прихода тех, кто опоздал, фиксируйте прямо в тексте протокола в скобках:

В этом случае будет точно известно, кто из присутствующих и что именно пропустил в ходе совещания.

3. Заполните пункт «СЛУШАЛИ» . На первом листе черновика и на листах с соответствующими названиями докладов последовательно фиксируйте Ф.И.О. и должности ораторов, темы выступлений и их краткое содержание. Фиксировать нужно только основную информацию: даты, цифры, факты . Впоследствии сверьте записи с предоставленными текстами выступлений (тезисами). Если обнаружите расхождения, сообщите об этом председателю совещания.

4. Впишите пункт «ВЫСТУПИЛИ» (при необходимости). Этот пункт заполняют, когда ход выступления ораторов прерывается комментариями, вопросами и возражениями других участников. В полном протоколе каждую подобную реплику надлежит сразу же фиксировать, особенно если она сопровождается фразой: «Прошу занести в протокол». Например:

Дело в том, что любое высказывание может изменить ход совещания, и впоследствии бывает необходимо выделить момент, когда и в связи с чем это произошло.

В кратком протоколе

- 248.00 Кб

В судебном заседании представитель ответчика заявил, что включение в размер ущерба упущенной выгоды недопустимо, так как Трудовой кодекс РФ предусматривает возмещение только прямого действительного ущерба, и подлежит применению как нормативный акт высшей юридической силы.

Какой нормативный акт подлежит применению при вынесении решения суда?

В соответствии со ст.238 Трудового кодекса РФ неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Согласно ст.232 Трудового кодекса РФ трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Таким образом, в данном случае при вынесении решения суда подлежит применению Трудовой кодекс РФ.

Тема 4: Субъекты трудового права.

Задание 1

В ходе проведения проверки по охране труда профком обнаружил, что грузчиком работает 15-летний Мухин. Информация поступила в государственную трудовую инспекцию. В адрес работодателя было вынесено предписание о необходимости прекращения трудового договора в связи с нарушением правил приема на работу.

Составьте юридическое заключение.

Назовите специфику правового статуса несовершеннолетних работников.

В соответствии со ст.265 Трудового кодекса РФ запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Указанные нормы установлены Постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную".

Следовательно, если нормы предельно допустимых нагрузок не превышаются, несовершеннолетний может работать на должности грузчика.

Но, согласно ст.63 Трудового кодекса РФ трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Труд грузчика нельзя считать таковым.

В соответствии со ст.357 Трудового кодекса РФ предписание государственного инспектора труда об устранении нарушения трудового законодательства обязательно для исполнения, потому в данном случае трудовой договор с Мухиным должен быть расторгнут.

Специфика правового статуса несовершеннолетних работников заключается в их ограниченной правосубъектности, напрямую зависящей от специфики их физиологии и социального развития, и особой охраной их прав государством в связи с запретом эксплуатации детского труда.

Задание 3

На собрании профсоюзной организации работников было вынесено решение о необходимости наложения выговора на начальника цеха Самохвалова в связи с тем, что он постоянно нарушает трудовое законодательство, заставляя работать больше на 1 час в день.

Работодатель ответил отказом, указав на то, что профсоюз вышел за пределы полномочий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ. Составьте юридическое заключение.

В соответствии со ст.29 Трудового кодекса РФ профсоюзы являются представителями работников, призванными осуществлять защиту трудовых прав работников. Согласно ст.ст.195, 370 Трудового кодекса РФ профсоюз был вправе направить работодателю представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения, а также направить заявление работодателю о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении.

Но принятие решения о необходимости наложения выговора на начальника цеха Самохвалова – т.е. выбор дисциплинарного взыскания и определение лиц виновных в нарушении трудовых прав, не входит в область компетенции профсоюза, и является правом работодателя согласно ст.ст.192, 195 Трудового кодекса РФ.

Отказ работодателя правомерен.

Задание 5

В акционерном обществе работает 20 человек. На собрании работников организации было вынесено решение создать профсоюзную организацию в целях защиты трудовых прав работников. Работодатель предложил наиболее активным представителям профсоюзного движения написать заявление об увольнении по собственному желанию, в противном случае они будут уволены по инициативе работодателя за малейшие нарушения трудовой дисциплины.

Какие меры должен предпринять юрист, представляющий интересы трудового коллектива? Назовите гарантии, предоставляемые активистам профсоюзного движения.

В соответствии со ст.9 Федерального законапрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу. Юрист, представляющий интересы трудового коллектива, должен подготовить и направить работодателю представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства, а также подготовить обращение в Государственную инспекцию труда о привлечении руководителя работодателя к ответственности, в случае не исполнения представления профсоюза.

Согласно ст.ст. 32, 171, 375 Трудового кодекса РФ, ст. 26 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" работнику, освобожденному от работы в организации или у индивидуального предпринимателя в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации (далее также - освобожденный профсоюзный работник), после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с письменного согласия работника другая равноценная работа (должность) у того же работодателя. При невозможности предоставления указанной работы (должности) в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем или отсутствием в организации, у индивидуального предпринимателя соответствующей работы (должности) общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года. При отказе работника от предложенной соответствующей работы (должности) средний заработок за ним на период трудоустройства не сохраняется, если иное не установлено решением общероссийского (межрегионального) профессионального союза.

Время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и работники организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с коллективным договором.

Задание 7

Выборная профсоюзная организация выдвинула требования о расторжении трудового договора с руководителем организации вследствие того, что в организации нарушается трудовое законодательство, задерживается выплата заработной платы, не установлено новое оборудование. Правомерны ли требования профсоюзной организации?

Какие меры должен предпринять юрисконсульт, представляющий интересы работодателя?

В соответствии со ст.30 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" органы общероссийских профсоюзов, объединений (ассоциаций) профсоюзов, первичных профсоюзных организаций вправе требовать привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения должностных лиц, нарушающих законодательство о профсоюзах, не выполняющих обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

В данном случае не идет речь о нарушении законодательства о профсоюзах, либо не выполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением. Поэтому согласно ст.ст.195, 370 Трудового кодекса РФ профсоюз был вправе направить работодателю представление об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения, а также направить заявление работодателю о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении. В случае неисполнения требований профсоюза работодателем, профсоюз должен обратиться в Государственную инспекцию труда либо в суд.

Юрисконсульт, представляющий интересы работодателя, должен подготовить мотивированный отказ в удовлетворении требований профсоюза.

Тема 5: Социальное партнерство в сфере труда.

Задание 1

При обсуждении условий регионального коллективного соглашения представители союза работодателей выдвинули предложение о предоставлении дотации из областного бюджета на развитие транспортной сети. Представители Администрации области возражали против такой редакции, так как коллективное соглашение должно регулировать социально-трудовые отношения.

Назовите участников данного коллективного соглашения. Измените редакцию предложения работодателей таким образом, чтобы оно соответствовало цели коллективного соглашения. Составьте проект регионального коллективного соглашения.

Участниками такого коллективного соглашения могут быть правительства субъектов РФ, региональные объединения профсоюзов, региональные объединения работодателей.

Работодатели могли предложить включить в обязанности Администрации области обеспечение развития транспортной сети путем предоставления мер государственной поддержки.

Проект регионального коллективного соглашения:

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ОБЛАСТИ,

РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ

И РЕГИОНАЛЬНЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

от ________________ года

Региональное соглашение области устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в области.

Для достижения целей настоящего Соглашения Стороны, в пределах своих полномочий, принимают на себя следующие обязательства:

I. Экономическая политика

Стороны совместно:

1.1. Содействуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики региона путем разработки и реализации мер по достижению целей и задач, определяемых Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до ___ года.

1.2. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению уровня жизни населения области.

Администрация:

1.3. Содействует повышению эффективности государственного управления с целью устранения административных барьеров, дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства, промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной сети путем предоставления мер государственной поддержки.

1.4. Обеспечивает участие объединений профсоюзов, объединений работодателей в системе стратегического планирования и контроля на всех стадиях (от разработки проектов программ до контроля в ходе и по итогам их исполнения), включает в состав участников процесса стратегического планирования областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Работодатели:

1.5. Принимают меры по стабилизации экономического положения организаций, разрабатывают и реализуют программы по их развитию, финансовому оздоровлению, наращиванию объемов производства и выпуску конкурентоспособной продукции, недопущению банкротства организаций и роста безработицы.

1.6. Создают условия, обеспечивающие участие представителей первичной профсоюзной организации общероссийского профсоюза, действующей в организации, в коллегиальных органах управления организаций с правом совещательного голоса.

Профсоюзы:

1.7. Осуществляют контроль за соблюдением положений нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при реструктуризации, перепрофилировании, банкротстве или ликвидации предприятия.

II. Заработная плата

Стороны совместно:

1.8. Определяют в качестве приоритетной задачи сохранение достигнутого уровня доходов работающего населения области. Принимают меры для ликвидации задолженности по заработной плате.

Администрация:

1.9. Осуществляет ежеквартальный мониторинг и анализ среднемесячной заработной платы работников государственных учреждений области, муниципальных учреждений, автономных учреждений и некоммерческих организаций, созданных областью и муниципальными образованиями.

2.0. Осуществляет мониторинг просроченной задолженности по заработной плате в организациях Тюменской области.

Работодатели:

2.1. Разрабатывают и закрепляют в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах формы и системы оплаты труда и материального стимулирования работников организаций.

2.2. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату текущей заработной платы работникам в сроки, определенные действующим законодательством, локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями.

Профсоюзы:

2.3. Осуществляют общественный контроль соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов по оплате труда, вырабатывают предложения по совершенствованию систем оплаты труда. Выходят с инициативой по привлечению к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение нормативных актов по оплате труда.

III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения

Стороны совместно:

2.4. Проводят мониторинг рынка труда, анализ перспективной и текущей потребности организаций в кадрах.

2.5. Принимают меры по обеспечению эффективной занятости граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы, в т.ч. инвалидов, женщин, выпускников образовательных учреждений, молодежи.

2.6. Осуществляют мероприятия, направленные на реализацию трудового потенциала подростков и молодежи.

Администрация:

2.7. Предоставляет населению и работодателям услуги в соответствии с Федеральным законом "О занятости населения", в том числе в электронном виде с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

Краткое описание

Гражданка Жукова была принята водителем грузовой машины. Профком потребовал прекращения трудового договора по причине нарушения работодателем правил охраны труда.
Жукова написала жалобу в вышестоящий профком, указав, что трудовым законодательством запрещается дискриминация по половому признаку, так как установлен принцип равенства мужчин и женщин.
Составьте ответ профкома.

Содержание

Тема 1: Понятие трудового права, его место в системе российского права. Принципы и функции трудового права. 4
Задание 1 4
Задание 3 5
Тема 2: Предмет и метод трудового права. 7
Задание 1 7
Задание 3 8
Задание 5 9
Тема 3: Источники трудового права. 10
Задание 1 10
Задание 3 11
Задание 5 12
Тема 4: Субъекты трудового права. 13
Задание 1 13
Задание 3 15
Задание 5 15
Задание 7 17
Тема 5: Социальное партнерство в сфере труда. 18
Задание 1 18
Задание 3 23
Тема 6: Коллективные соглашения и коллективные договоры 23
Задание 1 23
Задание 3 25
Задание 5 27
Тема 8: Трудовой договор 28
Задание 1 28
Задание 3 29
Задание 5 31
Задание 7 32
Задание 9 33
Задание 11 34
Задание 13 36
Задание 15 37
Задание 17 38
Задание 19 39
Задание 21 41
Задание 23 43
Задание 25 43
Задание 27 46
Задание 29 47
Задание 31 48
Задание 33 49
Задание 35 50
Список использованной литературы 52
Список нормативных актов 52

Теперь у меня вопрос про общее собрание (конференцию) работников.В ТК РФ я не нашла специальных положений про данный орган. Поэтому у меня вопросы. Сразу оговорюсь, что вариант с 1 представителем у нас не пройдет, поэтому создавать мы будем именно иной представительный ОРГАН.1. Какова природа данного органа, какими НПА регулируется его деятельность?Насколько я понимаю, для коммерческих организаций такого НПА нет. А существует ли такой НПА для бюджетных учреждений или иных видов организаций, чтобы их можно было бы по аналогии использовать для нашей организации?2. Нужно ли нам издавать и утверждать (кем?) Положение об этой конференции? Как определить кто в этот орган входит? Как оповещать работников о проведении собрания и в какие сроки, как проводить само собрание, голосование по повестке дня, подводить его итоги и фиксировать в протоколе, кому подписывать протокол и в какие сроки и пр.? То есть мне не ясна процедурная сторона деятельности данного органа.Повторюсь, если для иных форм работодателей есть регулирование по данному органу, прошу дать реквизиты этих НПА, чтобы я могла использовать их по аналогии в нашем ООО

Ответ

Ответ на вопрос:

1. Трудовое законодательство не устанавливает специального правового статуса общего собрания работников, конференции работников. Также не регулирует порядок проведения общего собрания.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

Специальных нормативных актов поданному вопросу нет как для коммерческих организаций, так и для госорганизаций.

Поэтому порядок проведения как общего собрания так и конференции работники устанавливают самостоятельно.

Подробнее об общем собрании читайте здесь:

2. Утверждать положение об общем собрании работников, конференции работников не требуется. Вместе с тем такое положение может быть утверждено, но не работодателем, а непосредственно работниками.

Порядок проведения, оповещения о проведении, сроки об оповещении трудовым законодательством не урегулированы.

При необходимости сотрудники самостоятельно принимают решение о проведении общего собрания.

Или же работодатель может инициировать созыв общего собрания работников.

При проведении общего собрания работников следует руководствоваться общими принципами, установленными в ТК РФ:

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих;

Так, если собрание работников проводится по инициативе работодателя, работодатель может созвать общее собрание коллектива с повесткой дня: О формировании представительного органа работников.

По общему правилу такие собрания проводятся в свободное от работы время, но работодатель вправе указать и рабочее время для проведения такого собрания. При этом, если работники в связи с проведением собрания не смогут выполнить нормы труда, то согласно ст. 155 ТК РФ им нужно будет произвести доплату до среднего заработка за период такого отвлечения от работы.

При проведении общего собрания трудового коллектива можно руководствоваться следующим.

Необходимо организовать регистрацию лиц, участвующих в собрании:

___________________________________________

работников, присутствующих на общем собрании коллектива

«____» _________ 2016 года

№ п/п Фамилия, имя, отчество работника Должность Подпись работника

_____________________________________________________________

На общем собрании нужно проверить наличие кворума: 50 % работающих + 1 человек.

Нужно избрать председателя и секретаря собрания. Внести эти данные в протокол.

По вопросу о выборах членов представительного органа сначала нужно определить, сколько человек войдет в состав такого органа (желательно нечетное число: 3, 5, 7 и пр.)

Далее проходит выдвижение кандидатов. Эту работу можно провести предварительно, проговорив с руководителями и ключевых подразделений, кого они готовы выдвинуть на указанную должность, заручиться предварительным согласием самих работников. Но это не обязательно, можно все провести сразу на собрании.

Предлагать кандидатов могут все присутствующие на собрании.

После того, как сформирован список кандидатов нужно заполнить бюллетени для голосования, в которые нужно внести фамилии всех выдвинутых представителей.

Голосование нужно провести тайно. Для тайного голосования нужно сделать избирательную урну (по аналогии с тем, как это делают на выборах). Это может быть короб из оргстекла с прорезью, в которую можно опустить бюллетень.

Для подсчета голосов из числа присутствующих нужно избрать счетную комиссию. Счетная комиссия проводит подсчет голосов, по результатам подписывает протокол счетной комиссии, в котором указывается: сколько человек всего на собрании, сколько бюллетеней обнаружено в урне, сколько их них испорчено, далее указываются результаты голосования: приводится список включенных в бюллетень работников и напротив фамилии каждого проставляется количество голосов, поданных за него.

Этот протокол подписывают все члены счетной комиссии.

ПРОТОКОЛ Счетной комиссии

«____»___________ 2016

В состав счетной комиссии избраны: ___________________, _______________, _________

По вопросу избрания представителей коллектива в состав представительного органа работников проведено тайное голосование.

На собрании присутствовало _______ человек

В избирательной урне обнаружено ___________ бюллетеней,

Из них испорчено _______________ бюллетеней.

Итоги голосования: _____________________________ - ________________ голосов _____________________________ - ________________ голосов _____________________________ - ________________ голосов _____________________________ - ________________ голосов _____________________________ - ________________ голосов _____________________________ - ________________ голосов _____________________________ - ________________ голосов

В соответствии с решением собрания число членов Совета директоров

Члены счетной комиссии: _____________________ _____________________ _____________________

После чего, председатель собрания оглашает общий итог и предлагает утвердить итоги выборов.

В решении, принятом на собрании нужно указать, кто реально избран в состав представительного органа.

В данном случае целесообразно применить мажоритарный принцип: избранными будет признаваться претенденты, набравшие большее количество голосов, при этом вы их ранжируете по мере убывания числа голосов, поданных за них.

Протокол подписывают председатель и секретарь собрания.

Один экземпляр протокола (оригинал) передается работодателю.

К протоколу нужно приложить и регистрационные списки участников собрания, и промежуточный протокол счетной комиссии.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: В каких случаях организация обязана учесть мнение представительного органа сотрудников, не являющегося профсоюзом

В Трудовом кодексе РФ прямо указаны случаи, когда организация обязана учесть мнение представителей сотрудников. Такими представителями могут быть:

  • иные представительные органы (представители).

При этом в некоторых ситуациях порядок согласования решений работодателя с представительным органом в законодательстве не установлен ( ,

Согласно пункту 2 Постановления Пленума ВС РФ N 2:

"учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Кодекс не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ)".

Комиссия по трудовым спорам - это специализированный орган социального партнерства по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

"Комиссия по трудовым спорам является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым настоящим Кодексом и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения.

Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем"

(статья 385 ТК РФ).

Комиссия по рассмотрению трудовых споров (КТС) - это достаточно эффективный орган по рассмотрению трудовых споров в системе специализированных в данной области юрисдикционных органов, так как КТС - это постоянно действующий или временно образуемый орган, находящийся при организации, что очень важно, ведь на практике вследствие этого сокращаются сроки рассмотрения спора, более мобильно собираются доказательства. Если одна из сторон не согласна с решением КТС или разногласие между сторонами не урегулировано, то следующим органом, в который переносится спор, становится суд.

В соответствии с новой редакцией статьи 384 ТК РФ:

"Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, работодателем - индивидуальным предпринимателем. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников".

Обратите внимание!

Теперь установлен четкий срок: работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Немаловажным представляется тот факт, что по решению общего собрания работников комиссии по трудовым спорам могут быть образованы и в структурных подразделениях организации. Эти комиссии образуются и действуют на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам организации. В комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений (статья 384 ТК РФ (Приложение N 7)). В случае если одна из сторон спора не согласна с решением КТС структурного подразделения организации, то спор переходит на рассмотрение в суд, а не в КТС организации.

"Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по трудовым спорам осуществляется работодателем.

Комиссия по трудовым спорам избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии"

(статья 384 ТК РФ).

На практике сформировались следующие категории индивидуальных трудовых споров, рассматриваемые в комиссиях по трудовым спорам:

Споры по условиям труда;

Споры об изменении обязательных (существенных) условий трудового договора;

Споры, связанные с бригадной формой организации труда;

Споры по вопросам заработной платы;

Споры по вопросам премирования;

Споры, связанные с удержанием из заработной платы;

Споры об оплате труда в условиях, отклоненных от норм;

Споры, касающиеся гарантийных и компенсационных выплат;

Споры, касающиеся трудовой дисциплины;

Споры о снятии дисциплинарных взысканий;

Споры об отстранении от работы;

Споры о внесении записей в трудовую книжку;

Споры о выдаче трудовой книжки и оплате времени ее задержки;

Споры, касающиеся рабочего времени и времени отдыха;

Споры, касающиеся охраны жизни и здоровья работников.

Исходя из смысла статьи 391 ТК РФ (Приложение N 7), в КТС не могут быть рассмотрены следующие категории индивидуальных трудовых споров, которые рассматриваются только в суде:

О восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора;

Об изменении даты и формулировки причины увольнения;

О переводе на другую работу;

Об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

О неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

О возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;

Об отказе в приеме на работу;

Лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

Лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Согласно статье 386 ТК РФ (Приложение N 7) работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а в случае пропуска установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу, если признает причины пропуска срока уважительными. Бремя доказывания уважительности таких причин возлагается на работника. Если работник не доказал, что причины пропуска трехмесячного срока уважительны, то КТС отказывает работнику в рассмотрении спора, что не препятствует работнику обратиться в суд за защитой своего права.

О форме заявления, подаваемого на рассмотрение в КТС, в законе ничего не сказано, предполагается, что она должна быть письменной, заявление составляется в свободной форме с обязательным формулированием всех требований, предъявляемых к другой стороне. По аналогии со статьей 131 ГПК РФ (Приложение N 6) в заявлении можно указать:

Адрес, куда подается заявление;

Фамилию, имя, отчество заявителя;

Место работы с обязательным указанием структурного подразделения;

Профессия, должность заявителя;

В чем заключается нарушение права, кто, когда, при каких условиях нарушил право, лишил возможности исполнить соответствующую обязанность;

Доказательства, подтверждающие нарушение права (доказательства, которые работник просит собрать КТС);

Какое решение работник ждет от КТС.

В соответствии со статьей 387 ТК РФ (Приложение N 7) заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией. На практике поступающие в КТС заявления регистрируются в журнале учета заявлений, который содержит такие примерные графы:

Дата принятия заявления, Ф. И.О. заявителя:

Дата рассмотрения трудового спора;

Суть вынесенного решения;

Дата выдачи работнику копии решения КТС.

На практике, получив заявление, КТС собирается на предварительное заседание, на котором решаются вопросы, касающиеся правомочности состава комиссии, не пропущен ли срок обращения за разрешением спора, кого стороны спора желают пригласить в качестве свидетелей, экспертов, назначается дата рассмотрения спора.

КТС рассматривает индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления. Этот срок императивный и продлению не подлежит.

Председатель комиссии объявляет, какие свидетели, эксперты явились, если они были допрошены ранее, то КТС может вызвать их повторно. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. В качестве представителя может выступать представитель профсоюзного органа, адвокат либо другое уполномоченное работником лицо. Допускается рассмотрение спора в отсутствие работника или его представителя, но лишь по письменному заявлению работника. В случае если отсутствует такого рода заявление и работник или его представитель на заседание КТС не явились, то рассмотрение трудового спора, соответственно, откладывается. При вторичной неявке КТС может вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление о рассмотрении трудового спора повторно в пределах трехмесячного срока. КТС выслушивает заявителя, ему также могут быть заданы определенные вопросы.

"Комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, приглашать специалистов. По требованию комиссии работодатель (его представители) обязан в установленный комиссией срок представлять ей необходимые документы.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии"

(статья 387 ТК РФ).

Статья 388 ТК РФ регламентирует порядок принятия решения комиссией по трудовым спорам:

"Комиссия по трудовым спорам принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.

В решении комиссии по трудовым спорам указываются:

Наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя - индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, - наименование структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

Даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

Фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

Копии решения комиссии по трудовым спорам, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения".

По результатам рассмотрения спора КТС выносит мотивированное решение, в котором либо удовлетворяет требования заявителя, либо отказывает в их удовлетворении, указываются обязательства, возлагаемые на работодателя, в случае если решение вынесено не в его пользу.

Следует добавить, что решение КТС должно содержать ссылки на юридические нормы, должно быть конкретизированным, не допускать различного толкования, реквизиты решения КТС, названные в статье 388 ТК РФ (Приложение N 7), являются обязательными, в нем указываются результаты тайного голосования, если требования работника удовлетворяются, то какие действия должен совершить работодатель.

Многие вопросы организации и деятельности КТС, вопросы, касающиеся вынесения решений, законодательно не регламентированы. В научной литературе высказываются мнения относительно принятия Трудового процессуального кодекса, но на сегодняшний день во многих этих вопросах можно ориентироваться на ГПК РФ (Приложение N 6), а именно на общий порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел.

К протоколу заседания КТС участники могут делать свои замечания.

Решение КТС может быть обжаловано в течение десяти дней. Моментом отсчета является выдача копии решения КТС, которая выдается работнику в течение трех дней с момента рассмотрения спора.

По истечении десяти дней, предусмотренных для обжалования, работодателю дается три дня на добровольное исполнение решения КТС. Если работодатель добровольно не исполняет решение КТС, то КТС выдает работнику удостоверение, имеющее силу исполнительного листа, и тогда решение, принятое по трудовому спору, переходит в стадию исполнительного производства.

Обратите внимание!

Федеральным законом N 90-ФЗ (Приложение N 15) установлен срок действия такого исполнительного документа, как удостоверение комиссии по трудовым спорам.

"Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд"

(пункт 2 статьи 389 ТК РФ).

Удостоверение КТС заверяется печатью и подписывается членами комиссии и председателем. Далее удостоверение предъявляется работником в службу судебных приставов по месту нахождения организации-работодателя.

Согласно статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве (Приложение N 21)) судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока.

"На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок"

(статья 389 ТК РФ).

Следует отметить, что удостоверение как исполнительный документ должно соответствовать обязательным требованиям, установленным в статье 8 Закона об исполнительном производстве:

"наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ;

Дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

Дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению;

Наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса, фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;

Резолютивная часть судебного акта или акта другого органа;

Дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа;

Дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению".

Нарушение требований, предъявляемых к исполнительному документу, может повлечь за собой такое неблагоприятное последствие, как возвращение исполнительного документа в трехдневный срок со дня его поступления.

"В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений.

В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

Постановление о возвращении исполнительного документа может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок"

(статья 10 Закона об исполнительном производстве).

Судебный порядок рассмотрения трудовых дел.
правовое регулирование. практика. документы
А.А. Бондаренко