Действующее федеральное законодательство предусматривает различные источники и механизмы финансирования бюджетных учреждений. Одни из них являются обязательными - без них функционирование учреждения невозможно, а использование других зависит от возможностей и инициативы руководителя бюджетного учреждения и внешних контекстов - как правовых, так и социально-экономических. В данной статье автор делает обзор этих источников и механизмов.
По затратам на содержание имущества средства субсидии (то есть ее гарантированная часть, фактически не зависящая от того, оказывает ли учреждение какие-то услуги, и от объема) с учетом позиции учредителя могут не покрывать всех существующих затрат учреждения, например в отношении федеральных бюджетных учреждений в эти затраты включаются только 10% от общих затрат учреждения на потребление электрической энергии и 50% от затрат на потребление тепловой энергии , остальные затраты по данным видам расходов включаются в норматив финансирования оказания услуг, и, следовательно, получение соответствующих средств учреждением зависит уже от выполнения установленных объемов государственного задания . Бывают и другие ситуации. Например, в городе Барнауле решением местной администрации расходы на любые коммунальные услуги в полном объеме отнесены к затратам на содержание имущества.
Что касается той части субсидии, которая относится к финансированию процесса оказания услуг, то она включает в себя как прямые расходы учреждения на оказание той или иной услуги (например, расходы по оплате труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги), так и непрямые расходы (в частности, оплату труда административного персонала учреждения), а также, как было указано в вышеприведенном примере, может включать в себя и расходы по содержанию имущества .
Если в рамках государственного или муниципального задания бюджетное учреждение оказывает гражданам и (или) юридическим лицам услуги за плату , то, как правило, из размера субсидии на выполнение задания вычитаются средства, планируемые к поступлению от потребителей услуг .
Таким образом, руководителю конкретного бюджетного учреждения крайне важно знать, на основании какого нормативного правового акта своего учредителя происходит определение размера субсидии на выполнение государственного или муниципального задания, и понимать, по каким правилам производится данный расчет: какие расходы и в какой доле отнесены к гарантированной части субсидии (затраты на содержание имущества), какие - к переменной (затраты на оказание услуг). Это необходимо для того, чтобы иметь возможность влиять на определяемый учредителем размер субсидии , отстаивая интересы учреждения, поскольку нередки случаи, когда из-за дефицита бюджетных средств сами же правила и нарушаются учредителем , например в субсидию не включаются предусмотренные правилами виды расходов. Однако следует признать, что и без этого при финансовом планировании учредитель имеет немало возможностей снижать размер субсидии при сохранении объема показателей государственного или муниципального задания , в частности на законных основаниях установить меньший, чем ранее, норматив затрат на приобретение услуг связи, транспортных услуг и т. д. Тем более что зачастую в нормативных правовых актах прямо указывается, что объем нормативных затрат на оказание услуг не должен превышать объем бюджетных ассигнований , предусмотренных на соответствующие цели в том или ином бюджете на соответствующий финансовый год. Поэтому в данном случае единственным путем сохранения субсидии по крайней мере на прежнем уровне - убедить руководителю бюджетного учреждения своего учредителя в том, что снижение нормативов приведет к невыполнению задания, заметному снижению качества услуг или необходимости повышать размер платы за оказываемые в рамках задания услуги со стороны потребителей.
Также важно учитывать, что на уменьшение учредителем размера нормативов в рамках субсидии на выполнение государственного или муниципального задания может повлиять ситуация, когда бюджетное учреждение по тем или иным причинам не израсходовало полностью данную субсидию . В соответствии с федеральным законодательством не использованные в текущем финансовом году средства этой субсидии остаются у учреждения и используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых учреждение создано . Установленные федеральным законодательством цели создания бюджетного учреждения - это выполнение работ или оказание услуг для обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в других сферах (ч. 1 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ ). Иными словами, неиспользованная субсидия на выполнение государственного или муниципального задания в текущем финансовом году должна быть потрачена бюджетным учреждением на выполнение задания в очередном финансовом году, а это, в свою очередь, может подвигнуть учредителя на снижение размеров нормативов (или отказ от их повышения) на очередной финансовый год. Следовательно, предполагая такое решение учредителя, руководитель бюджетного учреждения может быть заинтересован не заниматься экономией и полностью израсходовать средства рассматриваемой субсидии в текущем финансовом году .
Кроме того, следует отметить, что согласно федеральному законодательству уменьшение объема субсидии , предоставленной бюджетному учреждению на выполнение государственного или муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного или муниципального задания (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ ). Но и здесь таится некая формальная неоднозначность, которой может воспользоваться учредитель. Речь в вышеуказанной формулировке идет об изменении задания, что формально может дать основание учредителю снизить размер субсидии при внесении любых изменений в задание (необязательно именно снижение объемных показателей). Таким изменением может быть внесение в задание каких-либо незначимых коррекций и, как это ни парадоксально, даже увеличение объема задания.
Главным содержательным элементом данных нормативных правовых актов является то, на какие именно цели, не связанные с выполнением государственного или муниципального задания, бюджетные учреждения могут получать данные субсидии от учредителя. В нормотворческой практике учредителей цели могут быть разнообразными: эти субсидии могут предоставляться на приобретение основных средств (в том числе недвижимого имущества), проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по ресурсосбережению, реализацию различных мероприятий в рамках целевых программ, обучение и повышение квалификации сотрудников, исполнение судебных решений, ликвидацию последствий стихийных бедствий, погашение кредиторской задолженности, проведение юбилейных мероприятий, реализацию социально значимых грантовых проектов, осуществление мероприятий, связанных с началом деятельности или ликвидацией учреждения, и т. д. Таким образом, субсидии на иные цели являются механизмом предоставления бюджетных инвестиций (бюджетных средств, направляемых на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного или муниципального имущества), укрепления ресурсов учреждения (как материальных, так и нематериальных), обеспечения участия учреждения в мероприятиях, не предусмотренных ранее установленным государственным или муниципальным заданием, финансирования определенных форс-мажорных расходов, которые могут возникать у учреждения.
В связи с широтой понимания словосочетания «иные цели» (нередко в нормативных правовых актах такие цели вообще могут быть не конкретизированы) можно рассматривать данный механизм как возможность для учредителя финансировать любые расходы и потребности бюджетного учреждения, что по своей сути нивелирует декларируемую идеологию реформирования государственных и муниципальных учреждений в направлении обеспечения зависимости их бюджетного финансирования от объема и качества оказываемых ими услуг (выполняемых работ). Однако избежать этого, пожалуй, невозможно (а сами учреждения в этом, естественно, и не заинтересованы), так как собственником имущества бюджетных учреждений является государство или муниципалитет , и это «системное обстоятельство» в любом случае заставляет собственника использовать (или иметь в своем распоряжении) те или иные способы финансирования своих учреждений «от потребности». Обратим внимание, что в практике иногда имеют место даже крайние случаи, когда рассматриваемые субсидии предоставляются и на выполнение государственного или муниципального задания, например в Пензенской области бюджетное учреждению может получить финансирование на такую цель, как осуществление затрат разового характера, необходимых для исполнения государственного задания и не учтенных при его формировании на текущий финансовый год (?!), что в принципе противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с региональной и муниципальной нормативно-правовой базой для определения объема таких субсидий на практике могут использоваться два способа . Первый заключается в том, что объем субсидии определяется учредителем исходя из планируемой стоимости необходимых товаров, работ или услуг с учетом пределов бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю согласно территориальному бюджету. При втором способе дополнительно используется заявка на субсидию , которую бюджетное учреждение подает учредителю и в которой указывает наименование расходов, их целевое направление (наименование мероприятия и т. д.), их сумму, а также приводит необходимые обоснования.
Руководителю бюджетного учреждения нужно тщательно изучить соответствующие нормативные правовые акты своего учредителя, чтобы понимать, на что конкретно ему могут быть предоставлены субсидии, как определяется их размер и какова процедура их получения.
Рассматриваемые субсидии носят целевой характер, поэтому предметом контроля выступает здесь целевое использование учреждением средств субсидии. Общераспространенной практикой является заключение соглашений между учредителем и бюджетным учреждением о предоставлении таких субсидий. В этих соглашениях устанавливается обязанность учреждения использовать субсидию исключительно по целевому назначению и право учредителя прекращать предоставление субсидии в случае нецелевого использования средств и принимать меры к взысканию у учреждения в бесспорном порядке средств, использованных не по целевому назначению. Также общераспространенной практикой является представление учреждением учредителю отчета об использовании средств субсидии по определенной форме.
Кроме того, следует обратить внимание, что не использованные в текущем финансовом году остатки данных субсидий, предоставленных учреждениям, подлежат перечислению в бюджет и могут быть возвращены бюджетным учреждениям в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении их на те же цели в соответствии с решением учредителя (ч. 18 ст. 30 Закона № 83-ФЗ ). То есть если неизрасходованные субсидии на выполнение государственного или муниципального задания не могут быть изъяты у бюджетного учреждения учредителем, то аналогичные субсидии на иную цель учреждение может больше и не увидеть, поэтому, конечно же, оно должно быть заинтересовано в освоении данных средств в текущем году.
В следующем номере журнала будет опубликовано продолжение статьи, где речь пойдет о других источниках и механизмах финансирования бюджетных учреждений - получении доходов от оказания платных услуг и выполнении платных работ, сдаче в аренду имущества и т. д.
Части 3 и 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).
Часть 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.
Часть 7 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ и часть 1 ст. 78.1 БК РФ.
Пункт 13 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671.
Пункт 3.4 Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями, утв. Постановлением администрации города Барнаула от 22.02.2011 № 454.
Например, см. п. 11 Порядка формирования государственного задания в отношении государственных учреждений Тульской области и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утв. Постановлением администрации Тульской области от 22.12.2010 № 1196.
Часть 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Закона № 83-ФЗ).
Статья 6 БК РФ.
Абзац 1 ч. 9 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.
Постановление Правительства Пензенской области от 06.05.2011 № 282-пП «О Порядке определения объема и условиях предоставления из бюджета Пензенской области субсидий государственным бюджетным и государственным автономным учреждениям Пензенской области на иные цели».
Финансирование
- это безвозмездное и безвозвратное предоставление государством денежных средств в разных формах - предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления их текущей деятельности.
Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, а также от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.
Финансирование
осуществляется на основе следующих принципов
: целенаправленности; финансирования в меру исполнения работ, услуг; соблюдения финансовой дисциплины.
Принцип целенаправленности закрепляет положение, согласно которому все расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировки, стипендии, текущие расходы и т. д.
Финансирование в меру выполнения работ и услуг означает, что средства выделяются в соответствии с фактическим выполнением работ и услуг, их количественными и качественными показателями.
Соблюдение финансовой дисциплины выступает условием правильного и законного расходования денежных средств.
Финансирование в РФ выступает в двух формах:
- финансирование государственных унитарных предприятий;
- финансирование государственных бюджетных учреждений.
Финансирование государственных унитарных предприятий . Унитарные предприятия создаются по решению уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления. Унитарные Предприятия не наделяются правом собственности на закрепленное за ними имущество. Финансирование расходов унитарных предприятий может осуществляться только на определенные законом цели: расходы по санации убыточных угольных шахт, конверсии оборонной промышленности и т. д. Финансирование федеральных казенных предприятий осуществляется как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции.
Финансирование государственных бюджетных учреждений имеет свои особенности. Данные учреждения относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют и национального дохода не создают. Их основное назначение состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К таким учреждениям и организациям относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и оборона страны, на которые распространяется сметно-бюджетное финансирование.
Источники финансирования
:
1. Имущество/средства переданные по решению правительства, для становления данного предприятия и введения основных видов деятельности.
2. Средства, полученные от реальной продукции/работ и услуг, произведённых в соответствии с государственным заказом.
3. Средства, выделенные в установленном порядке из бюджета и внебюджетных фондов.
4. Доходы, полученные в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности, могут использоваться только в производственной необходимости.
Вся прибыль переводится в бюджет.
Финансирование социально-культурных мероприятий
- то разновидность сметного финансирования, включающая расходы на культуру, образование, искусство, СМИ, здравоохранение, спорт и решение задач социальной политики.
Казенные учреждения – государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание услуг, выполнение работ, исполнение функций в целях обеспечения, реализации полномочий РФ, субъекта РФ, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной системы (статья 6 БК РФ)
Автономные учреждения – некоммерческие организации, созданные РФ, субъектов РФ или муниципальным образованием (МО) для выполнения работ или оказания услуг в целях осуществления полномочий ОГВ И ОМСУ (органы местного самоуправления) в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры и т.д. (статья 1 ФЗ «об автономных учреждениях»)
Государственный бюджет РФ, его основные характеристики на текущий год и плановый период.
Бюджет – кожаный мешок с деньгами, кошелек. В экономической литературе отсутствует единое мышление по поводу трактовки термина бюджет, однако бюджет принято рассматривать в 3х аспектах :
2. В правовом (юридическом) аспекте, бюджет представляет собой основной финансовый план органов государственной власти;
3. В экономическом аспекте, бюджет представляет собой экономические отношения, по поводу формирования и использования денежных фондов, принадлежащих органам власти.
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
· Федеральный бюджет
· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
Федеральный бюджет – основной финансовый план, разрабатываемый ежегодно Министерством финансов, на 3х летний период, который после утвержден гос. думой, подписан президентом. Ежегодно одновременно с принятием федерального закона федерального бюджета, разрабатывается и принимает на 3х летний период законы о бюджете пенсионного фонда, о бюджете ФСС (Фонд Социального Страхования) и о бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджет субъектов РФ (региональный) – разрабатывается ежегодно на 3х летний период в форме региональных законов о бюджетах, к ним относятся областные бюджеты, краевые бюджеты, республиканские. Одновременно с принятием законов о бюджетах, региональные органы власти разрабатывают бюджеты территориальных фондов медицинского страхования.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) – это финансовые планы, разрабатываемые либо на 1 год, либо на 3 года по усмотрению местных властей.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это
называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Похожая информация.
Формирование нормативной правовой базы, регулирующей реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ставит перед органами государственной власти и местного самоуправления ряд вопросов при организации финансирования учреждений за счет бюджетных средств. От решения этих вопросов напрямую зависит реальная степень самостоятельности учреждений.
Начиная с 1 января 2011 г. финансирование учредителем бюджетных и автономных учреждений из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ может осуществляться в трех основных формах - субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции (соответственно, ст. 78.1 и 79 Бюджетного кодекса РФ). Состав, порядок перечисления и расходования данных средств для бюджетных и автономных учреждений не одинаков и будет рассмотрен далее.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Данный механизм применяется уже много лет, поэтому финансирование учреждения при его переводе в форму казенного не вызывает новых практических вопросов. Требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет установлены Приказом Минфина РФ №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений». Вступившая в силу с 1 января 2011г. редакция указанного Приказа применяется к казенным учреждениям, а также к бюджетным учреждениям, финансирование которых в переходный период по реализации Закона №83-ФЗ осуществляется на основе сметы. Показатели бюджетной сметы отражают весь объем финансирования учреждения и включают в себя осуществляемые учреждением бюджетные инвестиции, а также публичные обязательства, исполнение которых осуществляет казенное учреждение.
Особым видом бюджетных доходов всех типов учреждений являются средства, полученные от выполнения государственных или муниципальных заказов. Федеральный закон от 21 мая 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не препятствует учреждениям участвовать в конкурсах, котировках и аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов . Следовательно, государственные учреждения могут получать бюджетные средства, в том числе средства учредителя, и в форме оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Эта категория доходов является формой приносящей доход деятельности, учет и распоряжение ими осуществляется в общем для соответствующего типа учреждения порядке.
Для бюджетных и автономных учреждений здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, можно выделить еще одну форму финансирования из бюджета учредителя - перечисление трансфертов в бюджет территориального Фонда обязательного медицинского страхования, который в дальнейшем осуществляет финансирование учреждения. Данная форма используется в субъектах РФ, перешедших на одноканальное финансирование здравоохранения, и не предполагает прямого контроля учредителя за расходованием средств. При этом согласно п. 19 ст. 31 уточненной редакции Закона №83-ФЗ, учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования не могут быть созданы в виде казенных учреждений.
Субсидии на возмещение затрат, связанных с выполнением задания как для бюджетных, так и для автономных учреждений финансовое обеспечение выполнения задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки (ст. 9.2 Федерального закона от 12 декабря 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006г. №174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).
Помимо этого, указанная статья Закона №174-ФЗ устанавливает, что для автономных учреждений финансовое обеспечение задания осуществляется с учетом мероприятий, направленных на развитие учреждения, перечень которых определяется учредителем. Федеральные правовые акты не содержат каких-либо требований, которым должны отвечать мероприятия, направленные на развитие автономных учреждений, следовательно, региональные и муниципальные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя вправе самостоятельно решать, финансирование каких мероприятий будет учтено при расчете объема субсидии на выполнение задания. Единственным ограничением в данном случае следует считать ст. 20 Закона №174-ФЗ, которая определяет, что объем финансового обеспечения выполнения задания не может зависеть от типа учреждения. Если одни и те же услуги (работы) оказывают (выполняют) в публично-правом образовании и бюджетные, и автономные учреждения, то средства, выделяемые на мероприятия по развитию автономного учреждения не могут учитываться в составе нормативных затрат на выполнение услуг (оказание работ) или нормативных затрат на содержание имущества. Такой учет автоматически ведет к зависящим от типа учреждения различиям в финансировании, поскольку финансирование мероприятий по развитию может быть включено в состав субсидии на выполнение задания для автономных, но не для бюджетных учреждений.
Согласно п. 17 ст. 30 Закона №83-ФЗ, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению, используются в очередном финансовом году на те же цели. Автономные учреждения данными средствами распоряжаются самостоятельно в соответствии с общей нормой п. 8 ст. 2 Закона №174-ФЗ, определяющей, что доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Субсидия на финансовое обеспечение выполнения задания не включает в себя средства на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме. Публичные обязательства являются обязательствами публично-правового образования, ответственность за их исполнение несет РФ, субъект РФ или муниципальное образование, а не учреждение. При этом действующее законодательство предусматривает возможность исполнения публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме только для бюджетных и казенных учреждений.
Порядок финансового обеспечения государственного (муниципального) задания утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией . Для федеральных учреждений порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания определяют Постановление Правительства РФ от 18 марта 2008 г.№182 и от 2 сентября 2010г. №671. В дополнение к порядку финансового обеспечения регионы и муниципальные образования могут утвердить методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание услуг и нормативных затрат на содержание имущества. Для федеральных учреждений такие рекомендации утверждены Приказом Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29 октября 2010г. №137н/527. Утверждение методических рекомендаций, определяющих общие принципы расчета нормативных затрат всех учреждений публично-правового образования, независимо от их отраслевой принадлежности, оправдано с точки зрения сопоставимости управленческих решений и отчетности о деятельности учреждений. Как показывает опыт ряда регионов и муниципалитетов, закрепление всех полномочий по формированию нормативов за отраслевыми органами приводит к тому, что подходы к определению стоимости выполнения задания оказываются весьма различными (в частности, совершенно по разному распределяются затраты на оказание услуг, выполнение работ и затраты на содержание имущества). В дальнейшем подразделения исполнительных органов, выполняющие функции и полномочия учредителя, должны детализировать общие положения методических рекомендаций с учетом специфики соответствующих отраслей.
Указанные Постановления Правительства РФ определяют для федеральных бюджетных и автономных учреждений норму об обязательности использования соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Примерная форма соглашения для федеральных учреждений утверждена Приказом Минфина РФ и Минэкономразвития РФ от 29 октября 2010г. №138н/528. Применение соглашений нацелено на повышение уровня контролируемости учреждений. Поскольку расходы бюджетных учреждений, осуществляемые из средств, полученных в виде субсидии на выполнение задания, производятся без представления ими в финансовые органы документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, возможности контроля учредителя за их деятельностью после завершения переходного периода по реализации Закона №83-ФЗ существенно снижаются. Еще меньше степень контроля за деятельностью автономного учреждения, взыскать у которого ранее выделенную субсидию невозможно. В соглашении может быть предусмотрена периодичность перечисления средств, субсидии, установлены критерии принятия решения об изменении объема субсидии (то есть, детализировано понятие «соответствующего изменения» задания, которое необходимо осуществить для изменения объема субсидии согласно п. 3 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ и п. 2.2. ст. 4. №174-ФЗ), указаны отраслевые особенности деятельности учреждения, обязательные для получения субсидии. Применение данного инструмента на региональном и местном уровне не обязательно, однако потенциально он является эффективным средством предотвращения нецелевого использования средств субсидии на выполнение задания бюджетными и автономными учреждениями.
Вывод: чем конкретнее будет сформулировано соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии и чем чаще будет осуществляться перечисление средств учреждению, тем выше уровень контроля за текущей деятельностью учреждения со стороны учредителя. При этом при формировании правовой базы следует обращать внимание, чтобы сроки предоставления и содержание отчетов о выполнении задания учреждением позволяли учредителю оценивать соблюдение условий предоставления субсидии, зафиксированных в соглашении. Следует также учитывать, что соглашение представляет собой не единственный инструмент контроля за деятельностью учреждения.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
1. Теоретические и организационно-правовые основы финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения
1.1 Виды и источники формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений
2.2 Анализ динамики и структуры расходов ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Селижаровского района
Заключение
Список использованной литературы
Подавляющая часть бюджетных организаций выполняет различные функции, поэтому средства, которые выделяются для обеспечения деятельности учреждений образования, здравоохранения, культуры, науки и других организаций непроизводственной сферы, имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством. От величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. Однако уровень государственного и муниципального финансирования бюджетных учреждений остается недостаточным. Для того, чтобы выйти из создавшегося тупика, который может продлиться достаточно долго, необходимо очевидно наращивать размеры бюджетного финансирования и параллельно с этим искать дополнительные пути выживания трудовых коллективов. Предоставление платных услуг - это самый естественный вид деятельности любого бюджетного учреждения, так как именно эта рыночная ниша в максимально возможной степени позволяет использовать свой профессиональный потенциал. Этим и объясняется выбор темы данной дипломной работы.
В соответствии Постановлением Минтруда России «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения от 27.07.99г. №32-па» - Комплексный центр социального обслуживания населения является учреждением государственной системы социальной защиты населения Тверской области, предназначенным для оказания семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую или иную приносящую доходы деятельность в соответствии с федеральным и областным законодательством по согласованию с Учредителем и использовать доходы и приобретенное за счет этих доходов имущество в соответствии со статьей 120 и статьей 298 Гражданского кодекса РФ на развитие Учреждения в целях оказания социальной поддержки гражданам.
1. Теоретические и организационно-правовые основы финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждения
1.1 Виды и источники формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений
финансовый ресурс бюджетный планирование
Финансовые ресурсы в общем смысле этого слова - это денежные средства, источники поступления денежных средств. Отсюда финансовые ресурсы бюджетных и автономных учреждений - это денежные средства, формируемые ими из различных источников для целей обеспечения своей деятельности. Финансовые ресурсы являются частью экономических ресурсов.
Экономические ресурсы - это не только фундаментальное понятие экономической теории, это и факторы производства, то есть, то без чего невозможна нормальная деятельность организации. К экономическим ресурсам бюджетного учреждения относятся денежные средства, здания и сооружения, движимое и недвижимое имущество, земля, вода, воздух, рабочая сила, профессиональные способности работников и так далее. Соответственно экономические ресурсы классифицируются по различным признакам и подразделяются на финансовые, трудовые, человеческие, природные, информационные и другие.
Бюджетные учреждения - это государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов Беляков, С.А. Бюджетное финансирование: учебное пособие / С.А. Беляков- М.: ГУВШЭ, 2012. -208с. .
Согласно статьи 9 Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:
1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
2. В качестве целей создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.
Бюджетные организации могут классифицироваться по ряду признаков:
1. В зависимости от выполняемых ими функций:
Государственное управление (Счетная палата Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба Российской Федерации по финансовому оздоровлению и банкротству);
Судебная власть, в том числе Конституционный Суд, Верховный Суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;
Международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и другие.
2. В зависимости от источника финансирования бюджетные учреждения могут быть разделены на следующие группы:
Финансируемые за счет средств федерального бюджета;
Финансируемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
Финансируемые за счет средств местных бюджетов.
3. По источникам формирования средств:
Оказывающие платные услуги и имеющие собственные источники доходов;
- не оказывающие платные услуги и не имеющие собственные источники доходов. Баронова, С.Ю. Бюджет и бюджетная система: учебник / С.Ю. Баронова - М.: Финансы и статистика, 2011. - 159 с.
Следует выделить следующие особенности финансов бюджетных учреждений:
1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов учреждения. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах бюджетных учреждений.
2. Бюджетные организации могут предоставлять и предоставляют определенные платные услуги, формируя часть своих финансовых ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов, что позволяет соотнести их к хозяйствующим субъектам.
3. Отсутствие самостоятельности в расходовании средств, то есть со стороны государства осуществляется жесткий контроль за экономным и рациональным расходованием выделенных бюджетных ассигнований.
К основным принципам организации финансов бюджетных учреждений относятся следующие:
1. Целевое использование бюджетных и внебюджетных средств, то есть полученные из бюджета или самостоятельно заработанные средства можно использовать только на цели, предусмотренные государственным задание.
2. Жесткое разграничение бюджетного финансирования и внебюджетных средств.
3. Бюджетный иммунитет (ст. 239 БК РФ) - правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта:
Возмещения недофинансирования, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;
Возмещения убытков, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий государственных органов или их должностных лиц.
4. Контроль со стороны государственных органов и органов местного самоуправления за целевым и рациональным расходованием средств Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина - М.: Дашков и Ко, 2012. - 276 с. .
Для получения дополнительных средств, необходимых для своего развития, бюджетные учреждения могут оказывать платные услуги. Полученные средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг (работ), в целях которых создано учреждение.
Источники финансовых ресурсов бюджетных учреждений регламентированы государством. Рассмотрим подробно источники формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений:
1.Регулярные и единовременные поступления от учредителя- главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Учредителями бюджетных учреждений могут быть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, учреждение. Собственники государственных и муниципальных учреждений несут обязательства по их полному или частичному финансированию.
Слово «финансирование» трактуется как «обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат на осуществление, развитие чего - либо». Порядок их финансового обеспечения за счет бюджетных средств определяется законом, а не учредительными документами вышестоящей организации. Таким образом, первый источник финансовых ресурсов бюджетных учреждений - поступления из бюджетов различного уровня.
Бюджетному учреждению устанавливается лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году. Бюджетные обязательства представляю собой расходные обязательства. Расходные обязательства - обусловленные обязанности бюджетного учреждения, действующего от имени публично- правового образования, предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Объем прав в денежном выражении и есть денежные обязательства. Обязательства получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско - правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения Молчанов, И.П. Финансирование социальной сферы в условиях реформирования межбюджетных отношений // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях - 2009., № 4 , С.5-6. .
Таким образом, поступления из бюджетов обусловлены выполнением заданий собственника. Отсюда следует, что учредители бюджетного учреждения финансируют непосредственно целевые расходы, связанные с деятельностью бюджетного учреждения на основании государственного задания, которое и определяет цели и направления расходования средств. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств по кодам классификации расходов соответствующего бюджета с учетом принятых и неисполненных обязательств. Сами операции с бюджетными средствами осуществляются через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, Расчетно-кассовых центрах.
2. Добровольные имущественные взносы и пожертвования
Первое, это добровольные денежные взносы, так как денежные средства признаются движимым имуществом. Такие добровольные денежные взносы могут быть сделаны физическими и (или) юридическими лицами без определения цели, и будут называться дарением, то есть носят безвозмездный характер. По договору дарения одна сторона безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне, в нашем случае, бюджетному учреждению, денежные средства в собственность. Дарение может быть совершено устно, если сумма дарения не превышает пять минимальных размеров оплаты труда. В случаях, когда сумма дарения превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда или когда договор содержит обещание дарения в будущем необходимо заключение письменного договора.
Второе, добровольные денежные пожертвования. Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, музеям и другим учреждениям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права. Пожертвования может быть обусловлено использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование используется в соответствии с назначением имущества.
Таким образом, пожертвования в денежной форме, получаемые бюджетными учреждениями от физических или юридических лиц, используются ими по своему усмотрению в соответствии с законодательством Российской Федерации, если жертвователем не обусловлены цели использования. Когда цели использования добровольных денежных пожертвований определены жертвователем, то бюджетные учреждения обязаны использовать средства по назначению. За исключением двух случаев: когда законом установлен иной порядок и когда использование пожертвования (денежных средств) в соответствии с указанным жертвователем назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным. В законодательстве нет прямых указаний на необходимость оформления пожертвований в письменной форме.
3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг.
Государственными (муниципальными) услугами физическим и юридическим лицам признаются услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органами государственной власти (органами местного самоуправления).
Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельных лицевых счетах.
Доходами бюджетных учреждений считается разница между полученной выручкой и произведенными расходами. Налогообложение таких доходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, поступают в оперативное управление учреждения Левицкий, М.Л. Организация финансово-экономической деятельности в образовательных учреждениях: учебное пособие / М.Л Левицкий, Т.Н. Шевченко- М.: ВЛАДОС, 2011. - 416 с. .
Такая деятельность бюджетных учреждений называется предпринимательской, так как осуществляется за свой счет. Осуществлять предпринимательскую деятельность бюджетные учреждения могут лишь в том случае, если это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Хотя бюджетные учреждения - это организации, не имеющие цели извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
4.Доходы, получаемые от собственности учреждения.
Это непосредственно доходы от использования имущества, как правило, от сдачи его в аренду. По договору аренды арендодатель (бюджетное учреждение) обязуется предоставить арендатору (физическому или юридическому лицу) имущество за плату во временное владение и пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие ценности, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.
Договор аренды независимо от срока должен быть заключен в письменной форме. Однако само имущество (в частности, недвижимое) закрепляется за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Бюджетные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Именно учредители имеют право собственности или иное вещное право на имущество бюджетных учреждений. Значит, для сдачи имущества (в частности, недвижимого) в аренду необходимо согласие собственника (учредителя).
К недвижимому имуществу относятся земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
5.Иные, не запрещенные законом поступления.
Бюджетные учреждения создаются органами государственной власти для выполнения задач и функций социального характера. Их деятельность направлена на выполнения государственных гарантий и, прежде всего, конституционных гарантий гражданам Российской Федерации на возможности получения за счет государства образования, медицинского обслуживания, социальной поддержки и иных благ.
Предпринимательская деятельность не может являться основным видом деятельности бюджетного учреждения. Тем не менее, в последнее время в связи с хроническим недофинансированием получателей бюджетных ассигнований руководители учреждений все чаще вынуждены искать нетрадиционные способы получения денежных средств. Естественно, что большинство таких способов связано с осуществлением различных видов предпринимательской деятельности. В принципе, средства, полученные от такой деятельности, не должны использоваться на цели, которые обеспечиваются бюджетными ассигнованиями. Однако, в течение срока задержки финансирования, суммы выручки от реализации работ или услуг, выполненных или оказанных бюджетным учреждением, чаще всего направляются на обеспечение расходов по соответствующим направлениям расходования. Кроме того, получение средств от предпринимательской деятельности позволяет бюджетному учреждению решать социальные вопросы по улучшению условий труда и отдыха персонала учреждений, а также производственные проблемы, связанные с модернизацией производственных мощностей, своевременным обновлением изношенных объектов основных средств.
Важнейшая составная часть финансового планирования - бюджетное планирование, подчиненное требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность состоит в централизованном распределении и перераспределении внутреннего валового продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального плана социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.
Важнейшее условие успешного ведения хозяйства на любом уровне - это постоянное совершенствование методов его управления. Управлять - значит предвидеть. В связи с этим возрастает роль перспективного планирования, а значит и научного прогнозирования. В отличие от сводного финансового планирования, осуществляемого на более длительный период, бюджетное прогнозирование является адресным и рассчитано на бюджетный период.
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цель бюджетного планирования: на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложение по его укреплению.
С 2012 года бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями. Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» конкретизирует механизм государственного финансирования деятельности бюджетных, а также автономных и казенных учреждений.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к объему, качеству, составу, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Государственное задание формируется для бюджетных учреждений их учредителем.
Размер субсидии рассчитывается на очередной финансовый год и плановый период на основании нормативных затрат на оказание (выполнение) государственных услуг (работ) в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учреждению учредителем или приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В случае вновь создаваемого учреждения в текущем финансовом году при расчёте нормативных затрат на оказание соответствующем государственной услуги и на содержание имущества может применяться метод «Первоначальных нормативных затрат» (или метод обратного счета). Метод обратного счета подразумевает формирование норматива, исходя из сметы расходов государственного учреждения отчетного, текущего или планируемого года путем деления суммы текущих расходов учреждения на количество услуг, оказанных в соответствующем периоде.
При утверждении нормативных затрат на очередной финансовый год и плановый период ранее утвержденные значения на плановый период могут быть изменены. В случае если показатели объема государственного задания в текущем финансовом году выполнены частично, это учитывается при определении нормативных затрат на очередной финансовый год и плановый период, объема субсидии на выполнение государственной задания в очередном финансовом году и плановом периоде и при планировании значений показателей объема государственных услуг (работ) на очередной финансовый год и плановый период.
Рассчитываются исходя из действующей системы оплаты труда работников учреждения. Расчет начислений страховых взносов осуществляется согласно Федеральному закону от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (с изменениями и дополнениями от 28.12.2013 года Федеральным законом N 428-ФЗ.)
*Затраты на материальные запасы определяются исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включают в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной услуги в зависимости от отраслевой специфики.
проведение дезинфекции, дератизации, огнезащитная обработка помещений, зарядка огнетушителей, измерение сопротивления изоляции электропроводки, пусконаладочные работы, расходы на оплату услуг (работ), осуществляемые в целях соблюдения нормативных предписаний по эксплуатации (содержанию) имущества, а также в целях определения его технического состояния, проведение энергоаудита и паспортизации, расходы на автостоянку, на техническое обслуживание сигнализации, на текущий ремонт недвижимого имущества.
Налог на имущество. Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе, имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента (ст. 380 НК РФ).
- Земельный налог. Плательщиками налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования. Не признаются налогоплательщиками организации в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Государственное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Селижаровского района является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, имеет юридический адрес, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицев ые счета в органах казначейства, печать с изображением Герба субъекта Российской Федерации со своим наименованием и наименованием Учредителя, штамп для согласования документов, бланки, фирменную символику и другие реквизиты, утвержденные в установленном порядке.
Законодательные основы функционирования бюджетных учреждений в Российской Федерации. Порядок исполнения сметы доходов и расходов в РФ. Проведение мероприятий по совершенствованию планирования и финансирования в учреждении социального обслуживания.
дипломная работа , добавлен 17.08.2015
Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Основные формы и методы планирования расходов и исполнения смет. Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребнадзора.
дипломная работа , добавлен 06.02.2013
Виды и источники финансирования бюджетных учреждений. Порядок планирования доходов и расходов бюджетного учреждения. Формирование и использование финансовых ресурсов Челябинской лаборатории судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
курсовая работа , добавлен 26.03.2012
Принципы организации финансов бюджетных учреждений. Проведение анализа и поиск путей совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов бюджетного учреждения на примере Управления Роспотребназдора по Республике Мордовия.
дипломная работа , добавлен 10.05.2013
Понятие бюджетного учреждения. Основные источники формирования и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений. Социальная политика в Хабаровском крае как важная часть деятельности бюджетных учреждений. Анализ доходной части организации.
дипломная работа , добавлен 11.07.2014
Экономические показатели деятельности музея. Обзор бюджетных и внебюджетных источников финансовых средств. Анализ и выявление проблем формирования и исполнения сметы доходов и расходов. Совершенствование системы финансирования бюджетного учреждения.
дипломная работа , добавлен 15.03.2014
Смета доходов и расходов как основа финансового планирования деятельности бюджетных организаций. Анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Модернизация движения денежных средств. Создание отдела автоматизации финансового планирования.
дипломная работа , добавлен 16.06.2014
Понятие, основные признаки бюджетного учреждения, источники и принципы его финансирования. Значение и содержание сметы, порядок ее составления и утверждения, анализ исполнения. Планирование доходов и расходов бюджетного учреждения, финансовый контроль.
дипломная работа , добавлен 26.11.2014
Источники финансирования бюджетных учреждений здравоохранения. Финансовая деятельность лечебно-профилактического учреждения. Анализ экономической деятельности учреждений здравоохранения (на примере Чульманской больницы). Диагностика объемов платных услуг.
дипломная работа , добавлен 07.08.2010
Главные принципы бюджетного финансирования, стратегия планирования показателей по выплатам. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения. Сущность, цель, задачи и методы сметного планирования доходов и расходов учреждений социального обеспечения.
В экономическом словаре дается определение бюджетного финансирования как предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций.
Без бюджетного финансирования такие сферы как наука, культура, образование, здравоохранение не будут развиваться, поэтому оно просто необходимо.
Принципы бюджетного финансирования:
Мы знаем, что бюджетные учреждения являются некоммерческими организациями, которые создаются для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов власти и местного самоуправления в сферах, перечисленных в п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в том числе в сфере образования).
Образовательные учреждения по организационно-правовым формам делятся на государственные, муниципальные и частные. По источникам финансирования образовательные учреждения можно объединить, так как их финансирование основывается на принципе единства консолидированного бюджета РФ.
Начиная с 2012 года, все бюджетные учреждения работают в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (далее - госзадание). Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» конкретизирует механизм государственного финансирования деятельности всех видов бюджетных учреждений.
Госзадание формируют на основе учредительных документов в зависимости от вида деятельности, которую осуществляет учреждение. Стоит отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, учреждение не вправе отказаться от полученного госзадания.
Порядок и условия финансового обеспечения госзадания из бюджетов РФ всех уровней для каждого типа государственных учреждений утвержден свой. Так, финансирование казенных учреждений происходит за счет бюджетных средств (необходима смета доходов и расходов). А для бюджетных и автономных учреждений предусмотрены субсидии.
Финансовое обеспечение осуществляется путем перечисления бюджетным учреждениям субсидий (п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ) на выполнение госзадания. А учреждение уже самостоятельно выбирает, по каким направлениям будут расходоваться такие субсидии, и при этом несет ответственность перед вышестоящими организациями за полноту и своевременность выполнения госзадания.
Кроме того, бюджетному учреждению могут выделяться:
Кроме основной деятельности, бюджетные учреждения также вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность, но только если это необходимо для достижения целей, ради которых это учреждение создано. На такую деятельность должно быть соответствующее разрешение. Также она в обязательном порядке должна быть прописана в учредительных документах организации (п. 3 ст. 298 ГК РФ; п. 2 ст. 24 Закона N 7-ФЗ). Доходы, которые поступают от приносящей доход деятельности идут в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются с целью достижения целей, ради которых оно создано (п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Все источники финансового обеспечения, а также расходы учреждения должны отражаться в Плане финансово-хозяйственной деятельности (план ФХД) учреждения (пп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона N 7-ФЗ). Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н. (ред. от 27.12.2013г.) утверждены требования к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения.
Главное общее правило для всех учреждений - операции с денежными средствами должны осуществляться посредством открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов РФ или муниципальных образований (п. 8 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ). Эти органы также определяют условия открытия и порядок ведения лицевых счетов. Например, Федеральным казначейством утвержден приказ 29.12.2012 N 24н. Если учреждение получает субсидии на иные цели или субсидии на приобретение капитальных вложений, то в соответствии с действующим законодательством ему необходимо открыть отдельный лицевой счет. Таким образом, у бюджетного учреждения может быть несколько лицевых счетов в финансовых органах РФ.
Глава 13 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" регламентирует особенности финансового обеспечения в сфере образования. Например, процесс и особенности определения нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги, определен в ст. 99 Закона N 273-ФЗ. А особенности и порядок осуществления приносящей доход деятельности в ст. 101 Закона N 273-ФЗ.
Чтобы в полном объеме вести учет финансирования учреждения обязаны регулярно сдавать отчетность в вышестоящие органы в соответствии с Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (ред. от 26.10.2012) "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Также для полноценного функционирования образовательных учреждений существуют комплексы федеральных целевых программ (ФЦП). Денежные средства на такие программы выделяются исключительно из федерального бюджета. Эти программы нужны для выполнения конкретных функций и решения поставленных задач. Как правило, в процессе выполнения таких программ задействовано множество различных министерств и ведомств.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время деятельность образовательного учреждения не сводится к простому функционированию. Это целый набор всевозможных «операций», которые необходимы для осуществления образовательного процесса, а, следовательно, определенный набор ресурсов, без которых поставленные перед учреждением цели не могут быть выполнены. Поэтому, чтобы избежать проблемы финансирования деятельности образовательного учреждения, оно должно быть соответствующим, чтобы была возможность приобретения всех тех ресурсов, которые необходимы.
Статья актуальна на март 2015 года.
Елизавета Ликина
Бухгалтер - эксперт
Интеркомп ЦБУ